В чем отличие ракетных комплексов шахтного базирования. "Тополь-М": характеристики. Межконтинентальный ракетный комплекс "Тополь-М": фото. Что такое ракеты Тополь М

MISSILE COMPLEX 15P765 «TOPOL-M» SILO-TYPE OS

29.04.2015
Ракетный комплекс «Тополь-М»: пятнадцать лет на службе Миноброны РФ. Модернизированный ракетный комплекс «Тополь-М» — первый ракетный комплекс, созданный только российскими предприятиями. Он был разработан в конце 1980-х гг.
Акт о принятии на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) был утвержден государственной комиссией 28 апреля 2000 г.
Первый пуск ракеты «Тополя-М» с автономной пусковой установки (АПУ) проведен 20 сентября 2000 г., на боевое дежурство АПУ была поставлена в 2006 г., принята на вооружение указом президента РФ Владимира Путина от 20 января 2007 г.
В настоящее время, по данным СМИ, комплексами «Тополь-М» вооружены две дивизии РВСН.
ТАСС

18.01.2017


16 января 2017 года совместным боевым расчетом Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-космических сил с космодрома Плесецк проведён пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) “Тополь-М” шахтного базирования.
Учебная боевая часть ракеты с высокой точностью поразила условную цель на полигоне на полуострове Камчатка.
Целью данного пуска явилось подтверждение стабильности летно-технических характеристик МБР данного типа.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ


РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П765 «ТОПОЛЬ-М» С ШПУ ТИПА ОС



С начала 1990-х годов в России для РВСН велась разработка только одной ракетной системы — “Тополь-М” с шахтными ПУ типа ОС и подвижными грунтовыми ПУ. После 1991 года технический облик ракеты был уточнен, в кооперации остались только российские организации и предприятия. К разработке первой ступени МБР подключилось пермское НПО «Искра». В 1992 году МИТ выпустил дополнение к эскизному проекту, отразившее изменившейся облик ракеты и комплекса в целом. В 1993 году Указом президента РФ перед МИТ была поставлена задача создания унифицированной МБР силами российских предприятий. К ракете «Тополь-М» были предъявлены практически те же требования, что к ракетам четвертого поколения. Сегодня можно сказать, что МБР «Тополь-М» характеризуется большой степенью преемственности от ранее созданного комплекса «Тополь».
Возможности по совершенствованию ракеты «Тополь-М», по отношению к сущест-вовавшей ракете «Тополь», были определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считалась ракета, отличающаяся от существующей хо¬тя бы по одному из определенных признаков. Массогабаритные характеристи¬ки и некоторые принципы конструктивного исполнения МБР «Тополь-М» этим договором были ограничены. Тем не менее, ракету «Тополь-М» удалось существенно изменить по срав¬нению со своей предшественницей. Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считается ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков: числу ступеней; виду топлива любой из ступеней; стартовой массе более чем на 10%; длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты, более чем на 10%; диаметру первой ступени более чем на 5%; забрасываемому, весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.

В новой ракете были применены самые передовые научные и техниче¬ские решения: материалы, конструкции, твердые топлива Ракета “Тополь-М” выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой степенями. В маршевых ступенях используется высокоплотное смесевое топливо повышенной энергетики разработки НПО “Союз”. На ракете применены органы управления высокой эффективности и быстродействия. Боевой блок оснащается мощным термоядерным зарядом, отвечает самым жестким требованиям по ядерной взрывобезопасности и обладает особо высокой стойкостью к воздействию ядерных и других средств поражения.
Разработчиками ракетного комплекса «Тополь-М» были успешно решены задачи эффективного противодействия эшелонированным перспективным системам ПРО со средствами космического базирования. В соответствии с основными задачами разработки ракета “Тополь-М” обладает высокими возможностями по преодолению перспективной системы ПРО с элементами космического базирования и может применяться в условиях массированного ракетно-ядерного удара по позиционному району базирования комплексов РВСН. Ракета не имеет выступающих частей, в том числе аэродинамических рулей. Тем самым, наряду с применением соответствующих конструкционных материалов и покрытий обеспечивается повышенная стойкость к воздействию пылегрунтовых образований и других поражающих факторов ядерного взрыва лазерного и другого лучевого оружия.
Двигательные установки ракеты характеризуются сокращенной продолжительностью работы. В результате чего большая часть активного участка траектории находится в пределах атмосферы, препятствующей применению ракетных средств ПРО космического базирования и снижающей интенсивность воздействия на ракету лучевых средств поражения. По оценке специалистов, ракетный комплекс “Тополь-М”, первый чисто российского производства ракетный комплекс, который по своим тактико-техническим характеристикам будет значительно превосходить комплексы, находящиеся в эксплуатации.

С марта 1997 года работы по комплексу “Тополь-М” возглавил директор и генеральный конструктор МИТ Ю.С.Соломонов. Вспоминая о работе над шахтным вариантом комплекса «Тополь-М» он говорит: «При проектировании ракеты «Тополь-М» нам необходимо было создать конст¬рукцию, которая впервые в отечественной и мировой практике позволила бы решить ряд сложнейших задач. Требовалось разработать универсальную по отношению к видам базирования ракету, которая имела бы: одинаково высокие боевые качества как в составе стационарного шахтного комплекса, так и в составе подвижного грунтового комплекса на базе самоходной пусковой установки; высочайшую точность стрельбы и возможность длительного боевого дежурства в различных боевых готовностях; высокий уровень стойкости к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва в полете; адаптивность к развертыванию возможным противником систем противоракетной обороны различного состава.
…Удалось значительно улучшишь один из основных показателей боевого оружия — точность стрельбы, снизить степень уязвимости ракеты при воздействии на нее ПРО, повысить стойкость ракеты в полете к воздействию поражающих факторов различных видов оружия, включая ядерное, обеспечить повышенную ядерную взрывобезопасность. Гарантийный срок хранения новой раке¬ты больше, чем у созданных ранее. Была решена еще одна важная зада¬ча: комплекс, от разработки и изготов¬ления до поставки в войска, создан рос¬сийской кооперацией».
В кооперацию смежни¬ков МИТ по РК «Тополь-М» вошли ФГУП «НПЦ АП им. академика Н.А. Пилюгина» (генеральный дире¬ктор ЕЛ. Межирицкий), ФГУП «РФЯЦ — ВНИИЭФ» (директор Р.И. Илькаев, главный конструктор Ю.И. Файков), ФГУП «ФПДТ «Союз» (генеральный директор Ю.М. Милехин), НПО «Искра» (генеральный директор и генеральный конструк¬тор М.И. Соколовский), ФГУП «Вот¬кинский завод» (генеральный директор В.Г Толмачев), ФГУП ОКБ «Вым-пел» (генеральный директор и генеральный конструктор Д.К. Драгун), ОАО «КБСМ» (генеральный директор и генеральный конструктор Н.А. Трофимов) и другие предприятия.
Шахтный вид базирования с высокой стойкостью ШПУ предполагал минимальные расходы при развертывании, по этому он стал разрабатываться в первую очередь. Одним из главных достоинств структуры ракетных полков с РК «Тополь-М» стало использование ресурсосберегаю¬щих технологий. Исчезла необходимость в изменении диаметра или глубины старых «стаканов» шахтных ПУ - меняется лишь система крепления контейнера к ракете.
Разработка шахтного комплекса, учитывая тот факт, что на полигоне две шахтные пусковые установки - «Южная-1» и «Южная-2» — готовились тогда под ракеты КБ «Южное», стала проводиться под ракету «Тополь-М». Необходимо было переоборудовать эти ШПУ под новую ракету, что и было сделано в достаточно короткие сроки. Первый пуск ракеты «Тополь-М» был произведен из переоборудованной ШПУ «Южная-1» разра¬ботки ОКБ «Вымпел» (главный конструктор О.С. Баскаков).

Первоначально для МБР «Тополь-М» было предложено использовать ШПУ типа ОС разработки ОКБ «Вымпел» для ракет среднего класса УР-100НУТТХ (15А35). В процессе проработок выявились опре¬деленные проблемы. Если для подвижного грунтового варианта комплекса «Тополь-М» такой проблемой был вопрос выбора шасси для пусковой установки — семи- или восьмиосное, то для стационарного варианта «критическим моментом» стало применение ранее построенных шахт. При этом без доработок остались их защитные устройства с приводами открытия, аппаратурный отсек, ствол, входной люк и вводные устройства. С минимальными доработками используется система амортизации при переосведетельствовании.

В дальнейшем, в соответствии с совместным решением МИТ, ГУРВО МО и КБСМ от 21 августа 1992 г. о проведении работ по переоборудованию были разработаны проектные материалы, определившие основные направления работ по переоборудованию шахтных пусковых установок тяжелых ракет Р-36М УТТХ под ракету ‘Тополь-М». С января 1993 г. в соответствии с подписанным Договором СНВ-2, допускалось переоборудование 90 ШПУ для тяжелых ракет под ракету «Тополь-М». Это важное решение открывало возможность сохране-ния шахтной группировки РВСН на основе ПУ для тяжелых ракет типа Р-36М УТТХ (по СНВ – РС-20) для размещения в них в перспективе ракет ‘Тополь-М».

Командный пункт для РК создан в ЦКБТМ под руководством А.Леонтенкова. Он является дальнейшим развитием КП шахтного типа и имеет некоторые отличия от своих предшественников. В КП применена аппаратура и другие средства нового поколения с увеличенной защищенностью от поражающих факторов ядерного взрыва и улучшенными характеристиками информационных каналов. Все составляющие КП изготовляются предприятиями России, до этого до четверти оборудования производилось на Украине, в Белоруссии, Латвии и др. Основное оборудование для стационарного КП РК «Тополь-М» проектировалось и изготовлялось на ФГУП «Государственный Обуховский завод» (генеральный директор А.Ф.Ващенко, главный конструктор Н.Ф.Илюшихин).

Огневые испытания маршевых РДТТ МБР «Тополь-М» проводились в ЦНИИ «Геодезии». Ее летные испытания ракеты начались успешным пуском, выполненной из шахтной пусковой установки полигона Плесецк 20 декабря 1994 года. В дальнейшем до 26 сентября 2000 года было произведено еще 10 испытательных пусков ракет “Тополь-М” стационарного комплекса. Второй запуск произведен в сентябре 1995 г., третий — 25 июля 1996 г. Четвертый пуск модернизирован-ной МБР «Тополь-М» был успешно выполнен 8 июля 1997 г. с полигона «Плесецк». Только пятый пуск, выполненный 22 октября 1998 г. оказался аварийным из-за ошибочного срабатывания нештатных системы аварийного подрыва, не устанавливаемой на боевой ракете, которая прервала полет вполне исправной ракеты. Все испытательные пуски произведены со стартовой площадки «Южная» из ШПУ. Для проведения дальнейших испытаний была построена вторая стартовая площадка — «Светлая» для размещения ШПУ комплекса «Тополь-М». Председатель Государственной комиссии заместитель ГК РВСН генерал-полковник В.А.Никитин. 8 декабря 1998 года с Плесецкого полигона был произведен шестой испытательный пуск ракеты «Тополь-М», при котором была показана высокая надежность техники. Седьмой пуск состоялся 3 июня 1999 года, он прошел успешно. 3 сентября 1999 года был выполнен восьмой пуск МБР, при котором боеголовка за 23 минуты достигла полигона «Кура» на Камчатке, затем 14 декабря 1999 года.
В 1999 году по проекту КБСМ (Гл. конструктор В.Д.Гуськов) было завершено создание экспериментальной боевой стартовой позиции 15П765-18Э на площадке «Юбилейная» космодрома «Плесецк» с использованием оборудования, демонтируемого в соответствии с Договором СНВ-2 из ШПУ МБР Р-36М. 9 февраля и 26 августа 2000 года (по цели в районе Камчатки) состоялись два успешных пуска ракеты «Тополь-М» из этой ШПУ. Успешно осуществленные очередные ис¬пытательные пуски «Тополь-М» подтвердили основные летно-технические характеристики ракеты.

Еще до окончания испытаний РК, 24 декабря 1997 года в Таманской ракетной дивизии под Татищево (Саратовской обл.) на боевое дежурство заступило две ШПУ с ракетами «Тополь-М» (одна из них учебная), а 27 дека¬бря 1998 г. на боевое дежурство был поставлен головной 104-й ракетный полк (командир Ю.Петровский) с 10 МБР «Тополь-М» в переоборудованных шахтных пусковых установках высокой защищенности снимаемых с дежурства МБР УР-100Н. Вся модернизация ракетной инфраструктуры под новый комплекс проводится по ресурсосберегающей технологии и обходится намного дешевле по сравнению с тем, если бы пришлось заново строить ракетные шахты, командные пункты и системы управления. На пусковых установках обошлись минимумом строительно-монтажных работ, так как ни глубина, ни диаметр шахт не изменялись. На командном пункте заменили только сам контейнер с аппаратурой, изготовленный на ФГУП «Государственный Обуховский завод». Все это, по словам начальника оперативного управления Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-майора С.Пономарева, позволило сэкономить на каждой ракетной шахте по 18,5 миллионов рублей, а полное переоборудование шахт под новую ракету принесет экономию в 3,38 миллиарда, растянутых на несколько лет. Кроме ракетных шахт и стационарных командных пунктов, в полку были модернизированы подъездные пути, проложены новые кабельные сети энергоснабжения и связи, модернизирована система управления. Построены жилой и учебный комплексы для дежурных боевых смен.

В течение 1999 г. с полигона Плесецк боевыми расчетами РВСН из этих шахтных пусковых установок успешно осуществлено не¬сколько учебно-боевых пусков МБР «Тополь-М». Эти пуски выполнялись с целью накопления статистических данных о тактико-технических характеристиках, работе всех систем МБР в полете и точности выполнения за¬данных программ. Успешные старты позволили Госу¬дарственной комиссии по проведе¬нию летных испытаний ракеты «То¬поль-М» позволили рекомендовать 25 апреля 2000 г. принятие на вооружение ново-го ракетного комплекса стационарного базирования, а 13 июля 2000 г. Указом президента РФ №1314 комплекс «Тополь-М» в шахтном варианте был принят на вооружение РВСН. Данным Указом открывалась дорога новому этапу развития РВСН. 26 декабря 2000 г. на боевое дежурство заступил третий полк комплекса «Тополь-М» шахтного вида базирования.
По первоначальным планам темпы ввода новых комплексов могли после 2000 года составить 40-50 пусковых установок (4-5 ракетных полков) в год. Но по скорректированным планам и реальным выделяемым средствам Минобороны РФ каждый год должны были ставить на вооружение один полк - десять ракет, однако из-за финансовых проблем смогли закупать не более шести машин в год. А в 2001-2002 годах подобных закупок вообще не было. Как заявил генеральный конструктор Ю.С.Соломонов: «На 2004 год объем госинвестиций для изготов¬ления нашего «Тополя-М» без ка¬кого-либо обсуждения и согласования с нами урезали почти вдвое, хотя именно нам эту работу поручал президент России.» В 2005 году на вооружение вместо шести ракет «Тополь-М» поступило лишь четыре. С 1997 года и до конца 2006 года в РВСН поступило 42 комплекса «Тополь-М». Согласно утвержденной госпрограмме вооружений на 2007-2015 гг. для РВСН будет закуплено 50 стратегических ракетных комплексов “Тополь-М”. Создание МБР «Тополь-М» от эскизного проекта до первого опытного пуска обошлось в 142,8 млрд. рублей (в ценах 1992 года).

На начало 2010 года на ракетный комплекс пятого поколения «Тополь-М» стационарного (шахтного) базирования были перевооружены 5 ракетных полков дивизии — в 1998, 1999, 2000, 2003 и 2005 гг.
С 2010 года в Татищевском ракетном соединении ведутся работы по перевооружению на ракетный комплекс «Тополь-М» очередного, шестого по счету ракетного полка. До конца 2012 года этот полк был доведен до полного штатного состава. После окончания перевооружения этого полка программа оснащения РВСН ракетным комплексом «Тополь-М» была завершена.
Как неоднократно отмечалось в российских СМИ, при выхода США из Договора по ПРО в рамках гособоронзаказа обсуждаются планы установки на комплексе «Тополь-М» трех боеголовок индивидуального наведения. Пока это запрещено договором СНВ-1, однако 5 декабря 2009 года срок действия этого документа истекает, что открывает перед Москвой возможность оснащения «Тополей-М» многозарядными боеголовками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МИТ
Ген. конструктор Б.Н.Лагутин, Ю.С.Соломонов
Изготовитель ракет Воткинский МЗ
Код НАТО SS-X-29
Наименование по СНВ-1 РС-12М2
(РС-12М вариант 2)
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)
Тип комплекса стратегического назначения с ШПУ типа ОС с твердотопливной МБР, пятого поколения
Состояние первый испытательный пуск ракеты из ШПУ состоялся 20 декабря 1994 года.
На вооружение МБР поступила в декабре 1997 года, принят на вооружение Указом призедента РФ в 2000 году
Ракета РТ-2ПМ210 («Тополь-М»)
Дальн. стрел. межконтинентальная
Головная часть:
— тип моноблочная
термоядерная4
— разработчик ВНИИЭФ
— гл. конструктор Г.Дмитриев
— вес, кг 1200
Система управления ИНС с БЦВМ
— разработчик НПО АП


Рулевые приводы:
— разработчик ЦНИИ АГ
— гл. конструктор В.Солунин
Система прицеливания:
— тип наземная
— разработчик НПО АП
— гл. конструктор В.Л.Лапыгин, Ю.Трунов
— изготовитель аппаратуры управления ижевский завод «Аксион»
Тип старта из ТПК за счет ПАД
Число ступеней ракеты 33, 7
Длина ракеты, м:
— полная ракеты в ТПК 22,7
— без головной части 17,5
Макс. диаметр корпуса, м 1,86-1,95
Стартовый вес, т: 47,2-47,21
Тип топлива смесевое твердое
Гарант. срок хранения ракеты, лет 15
Первая ступень:
Размеры, м:
— диаметр 1,95
Двигатель однокамерный РДТТ


Вторая ступень:
Двигатель однокамерный РДТТ
— разработчик заряда НПО «Союз»
— гл. конструктор заряда З.П.Пак, Ю.М.Милехин
— корпус:
тип цельномотанный типа «кокон» из органопластика
разработчик ЦНИИСМ
гл. конструктор В.А.Барынин
изготовитель ЦНИИСМ
Третья ступень:
Двигатель однокамерный РДТТ
— разработчик заряда НПО «Союз»
— гл. конструктор заряда З.П.Пак, Ю.М.Милехин
Транспортно-пусковой контейнер:
Тип с термостатированием
Материал корпуса композиционный
Разработчик ЦНИИ спецмаш
Руководитель разработки В.А.Барынин
Размеры, м:
— диаметр 2,0
— длина 22,7
Пусковая установка (вариант 1):
Тип шахтная типа ОС переоборудованная ШПУ МБР УР-100Н
Разработчик ГНИП ОКБ «Вымпел»
Гл. конструктор О.С.Бакаков, Д.К.Драгун
Тип ПУ шахтная типа ОС
Защитное устройство от ШПУ МБР УР-100НУ11
Размеры шахты, м:
— диаметр внутренний 4,6
— высота 29,8
— внутрений диаметр крыши 7,6
Степень защищенности высокая
Число ракет в ШПУ 1
Число ШПУ в комплексе (полку) 10
Пусковая установка (вариант 2):
Тип шахтная типа ОС переоборудо-ванная ШПУ МБР Р-36М
Разработчик КБСМ
Гл. конструктор В.Д.Гуськов
Защитное устройство от ШПУ МБР Р-36М
Размеры шахты, м:
— диаметр внутренний 5,9
— высота соответсвует ШПУ МБР Р-36 с заливкой бетона на 5 метров выше старого дна шахты
— проходное сечение ограничительного кольца, м 2,9
Степень защиты высокая
Число ракет в ШПУ 1
Число ШПУ в комплексе до 10
Командный пункт:
Тип контейнерный шахтного
типа 15В222
Разработчик ЦКБ ТМ
Гл. конструктор А.А.Леонтенков
Разработчик и изготовитель основ-ного оборудования ФГУП «Государственный Обуховский завод»
Степень защиты высокая
Число КП в комплексе 1
Система боевого управления:
Разработчик НПО «Импульс»
Гл. конструктор Б.Михайлов

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН» + доп.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
2. «На стратегическом направлении…», М: Интервестник, 2006
3. Днепровский ракетно-космический центр. Днепропетровск: ЮМЗ-КБЮ, 1994
4. Призваны временем. От противостояния к международному сотрудничеству. Под общ. ред. С.Н.Конюхова — Днепропетровск:АРТ-ПРЕСС, 2004. — 768 с.
5. «От артиллерийских систем до стартовых комплексов», СПб: КБСМ, 2002
6. «Полигон особой важности» — М:»Согласие», 1997
7. Первов М. Ракетное оружие Ракетных войск стратегического назначения. М: «Виоланта», 1999
8. «ГП «Московский институт теплотехники», М: ЦИ ГП «МИТ» и Ортех», 2001
9. Информационный сборник РВСН. Спец. выпуск. ГШ РВСН, 1995 год
10. Абакумов А.Г. «Штрихи истории ракетного оружия», М: ВА РНСН им. Петра Первого, 1998
11. Ракетный щит отечества. М: ЦИПК РВСН, 1999
12. Трембач Е.И., Есин К.П., Рябец А.Ф., Беликов Б.Н. «Титан» на Волге. От артиллериии к космическим стартам», Волгоград: Станица-2, 2000
13. «Минский завод колесных тягачей 1959-1999» — «Военный Парад», 1999
14. «Первый шаг военной реформы укрепил ракетно-ядерный щит России» В.Литовкин — «Известия» № 219 от 19 ноября 1997 года
15. Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996
16. «Военная тайна» В.Литовкин — «Известия» от 24 декабря 1997 года
17. «Звездные войны-2» А.Проценко — «Труд» от 3 февраля 1998 года
18. В.Литовкин «…и все-таки мы делаем ракеты!» — «Известия»
19. «В мире нет равных российскому ракетному комплексу «Тополь-М» — министр обороны РФ» — «Интерфакс» от 24 декабря 1997 года
20. М.Тарасенко «35 лет ОКБ «Вымпел» — «Новости космонавтики» №8 (175) — 1998
21. «Ракетные комплексы — в боевой готовности» — «Содружество», 199
22. Газеты «Известия», «Труд», «Красная Звезда», «ВПК», «НВО», «Общая газета», «Российская газета», «Содружество», журналы «Армейский сборник», «Армия», «Аэрокосмический курьер», «Военный Парад», «Морская политика России», «Национальная оборона», «Новости космонавтики», РИА Новости, ИТАР-ТАСС, Lenta.ru,

Космодром "Плесецк" | Межконтинентальная баллистическая ракета РС-12М ("Тополь")

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-12М ("Тополь")

Межконтинентальная трехступенчатая баллистическая ракета РС-12М (кодовое наименование НАТО - “Серп”, SS-25 "Sickle") с моноблочной головной частью входит в состав первого мобильного грунтового ракетного комплекса, поставленного на боевое дежурство в СССР/РФ.

Разработан кооперацией предприятий, головной из которых было КБ, возглавляемое А.Д. Надирадзе (в последствии - Б.Н. Лагутиным). В основу комплекса положен опыт Московского института теплотехники по созданию в 70-х годах мобильных грунтовых комплексов с ракетами РС-14 (“Темп-2С”) и РСД-10 (“Пионер”), испытания и развертывания которых были запрещены международными договорами.

Ракета РС-12М началась разрабатываться в 1980 году как модернизация межконтинентальной баллистической ракеты РС-12 (РТ-2П) и с учетом жестких ограничений, накладываемых Договором ОСВ-2. Это привело к некоторому ухудшению на 10…20% показателей энергомассового совершенства ракеты по сравнению с аналогичными показателями американских ракет “Минитмен-2, -3”.

Летно-конструкторские испытания ракеты проходили на 53-м НИИП МО (ныне 1-й ГИК МО) с 29 сентября 1981 года по 23 декабря 1987 года. Проведено более 70 пусков этой ракеты.

Первая ступень ракеты состоит из маршевого РДТТ и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27.8 т. Её длина 8.1 м и диаметр 1.8 м. Маршевый РДТТ ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1.55 м.

Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1.34 м.

Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока и отсека с двигательной установкой и системой управления. Система управления инерциального типа. Она обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

В процессе эксплуатации ракета РС-12М находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22.3 м и диаметр 2.0 м.

Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере (“минометный старт”).

На базе ракеты РС-12М созданы транспортабельные ракетные космические комплексы “Старт-1” и “Старт”.


Основные ТТХ МБР РС-12М "Тополь"
Максимальная дальность стрельбы, км 10500
Количество ступеней 3
Стартовая масса, тонн 45.1
Забрасываемая масса, тонн 1
Длина ракеты, м 21.5
Максимальный диаметр, м 1.8
Тип головной части моноблочная, ядерная
Мощность ядерного боезаряда, Мт 0.55
Точность стрельбы (предельное отклонение), км 0.9
Топливо твердое, смесевое
Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Органы управления поворотные газоструйные и аэродинамические рули

23 июля 2010 года исполняется 25 лет с того дня, как на боевое дежурство были поставлены грунтовые мобильные межконтинентальные ракеты "Тополь".

РТ-2ПМ "Тополь" (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ (ГРАУ) — 15Ж58, код СНВ РС-12М, по классификации NATO - "Серп", SS-25 "Sickle") - стратегический мобильный комплекс с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ, первый советский мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П), была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Мобильный комплекс должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать , достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. Первый опытный пуск ракеты, получившей обозначение РТ-2ПМ, состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П.

К концу осени 1983 года была построена опытная серия новых ракет. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего боевого ракетного комплекса (БРК). В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена и принято решение о начале серийного производства комплексов. Однако полностью испытания мобильного комплекса, получившего название "Тополь", закончились лишь в декабре 1988 года.

Не ожидая полного завершения программы совместных испытаний, с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях, 23 июля 1985 года под городом Йошкар-Олой был развернут первый полк мобильных "Тополей" на месте дислокации ракет РТ-2П.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями . Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон".

Первая ступень ракеты состоит из маршевого ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 т. Её длина 8,1 м и диаметр 1,8 м. Маршевый РДТТ первой ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

Вторая ступень состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 м.

Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1,34 м.

Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока (ядерного) и отсека с двигательной установкой и системой управления.

Система управления -Тополя" - инерциального типа, построена с использованием бортовой вычислительной машины, микросхем с большой степенью интеграции, нового комплекса командных приборов с поплавковыми чувствительными элементами. Вычислительный комплекс системы управления позволяет реализовать автономное боевое применение самоходной пусковой установки.

Система управления обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

В процессе эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 м и диаметр 2,0 м.

Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии с раздвигающейся крышей, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере ("минометный старт").

После отстрела защитного колпака контейнера ракета выбрасывается из него пороховыми стартовыми двигателями на несколько метров вверх, где включается маршевый двигатель первой ступени.

Максимальная дальность стрельбы - 10500 км. Длина ракеты - 21,5 м. Стартовая масса 45,1 т. Масса головной части - 1 т. Мощность ядерного боезаряда - 0.55 Мт. Точность стрельбы (предельное отклонение) - 0.9 км. Площадь боевого патрулирования комплекса - 125 тыс. кв. км.

Масса пусковой установки с ракетой составляет около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс имеет хорошую подвижность и проходимость.

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты "Гранит" и "Барьер", вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

Серийное производство ракеты РТ-2ПМ было развернуто в 1985 году на заводе в Воткинске (Удмуртия), а ее мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе "Баррикады".

1 декабря 1988 года новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. Часть "Тополей", оставшихся на территории Белоруссии после распада СССР, была выведена из неё к 27 ноября 1996 года.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт" . Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (Индекс УРВ РВСН - 15П165 (шахтный) и 15П155 (подвижный), по договору СНВ - РС-12М2, по классификации НАТО - SS-27 Sickle B, в переводе - Серп) - российский ракетный комплекс стратегического назначения c МБР 15Ж65 (15Ж55 - ПГРК), разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая МБР, разработанная в России после распада СССР.

РТ-2ПМ2 "Тополь-М" - видео запуска ракеты

Ракета 15Ж65 (15Ж55) трёхступенчатая, твердотопливная. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. В последующем десятилетии «Тополь-М» должна была стать основой вооружения Ракетных войск стратегического назначения.
В 2011 году МО РФ отказалось от дальнейших закупок ракетных комплексов «Тополь-М» в пользу дальнейшего развёртывания МБР РС-24 «Ярс» с РГЧ ИН, хотя постановку на боевое дежурство шахтных пусковых установок «Тополь-М» последнего, шестого полка 60-й ракетной дивизии планировалось закончить в 2012 году.

Разработка Тополь-М

Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс - обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное».

Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе ПРОНИТ. Для подвижного МИТ разрабатывал двигательную установку на твердом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного - из металла, с креплением на нем ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного - 15Ж65.

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения - с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. Система управления разрабатывалась в НПЦ Автоматики и Приборостроения, боевой блок - в Саровском ВНИИЭФ.

Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.
Комплекс производится ОАО «Воткинский завод» и ЦКБ «Титан».

Размещение Тополь-М

Размещение первых ракет в модифицированных шахтах, использовавшихся для ракет УР-100Н (15А30, РС-18, SS-19 Stiletto), начато в 1997 году.
25 декабря 1997 года на опытно-боевое дежурство в 60-й ракетной дивизии (пгт. Татищево) были поставлены первые две ракеты 15Ж65 (пусковой минимум) первого в РВСН полка вооружённого ракетным комплексом 15П065-35 - 104-го ракетного полка. А 30 декабря 1998 года, 104-й ракетный полк (командир - подполковник Ю. С. Петровский) заступил на боевое дежурство полным составом из 10 ШПУ с МБР «Тополь-М» шахтного базирования. Ещё четыре полка с МБР «Тополь-М» шахтного базирования заступили на боевое дежурство 10 декабря 1999 года, 26 декабря 2000 года (перевооружение с 15П060), 21 декабря 2003 года и 9 декабря 2005 года.

Процесс перевооружения на комплекс подвижного базирования начался 21 ноября 2005 года в 54-й гвардейской ракетной дивизии (г. Тейково), когда из эксплуатации были выведены два дивизиона и подвижный командный пункт (ПКП) 321-го ракетного полка (321 рп). Через год, в ноябре 2006 года, 321 рп заступил на опытно-боевое дежурство в составе одного дивизиона (3 пусковых установки) и ПКП ракетного полка на комплексе «Тополь-М». На боевое дежурство 1-й ракетный дивизион и ПКП 321 рп заступил 10 декабря 2006 года в 15:00. Тогда же стало известно о подписании президентом Владимиром Путиным новой государственной программы вооружений до 2015 года, которой предусмотрена закупка 69 МБР «Тополь-М».

В 2008 году Николай Соловцов заявил о начале в ближайшее время оснащения ракет «Тополь-М» разделяющимися головными частями (РГЧ). Оснащение «Тополей-М» РГЧ станет важнейшим способом поддержания ядерного потенциала России. «Тополь-М» с РГЧ начал поступать на вооружение в 2010 году.

В апреле 2009 года командующий РВСН Николай Соловцов заявил, что производство подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь-М» прекращается, на вооружение РВСН будут поступать более совершенные комплексы.

Расположение 54-й ракетной дивизии по состоянию на 2010 год продолжало модернизироваться. По состоянию на конец 2012 года, на боевом дежурстве находилось 60 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования. Все ракеты шахтного базирования стоят на боевом дежурстве в Таманской ракетной дивизии (Светлый, Саратовская область).

Стационарный комплекс РТ-2ПМ2 включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет 15Ж65, смонтированных в шахтных пусковых установках 15П765-35 (переоборудованные ШПУ 15П735 и 15П718 ракет 15А35 и 15А18М) либо 15П765-60 (переоборудованные ШПУ ракет 15Ж60), а также командный пункт 15В222.
Автономная пусковая установка 15У175 мобильного комплекса представляет собой одну ракету 15Ж55, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый ТПК, смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221.

Ракета 15Ж65 (15Ж55) состоит из трёх ступеней с твердотопливными маршевыми двигателями. Маршевые ступени выполнены из композитов, путём намотки типа кокон. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют). Первая ступень имеет тягу 100т, массу 26т, из них масса ступени 3т, длину 8,5 м, время работы 60с. Вторая ступень имеет тягу 50 т, массу 13т, из них 1,5т ступень, длину 6 м, время работы ступени 64 с. Третья ступень имеет тягу 25т, массу 6т, из них 1т ступень, длину 3,1 м, время работы 56с.

Метод старта - миномётный для обоих вариантов. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 кт тротилового эквивалента. ГЧ также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. КСП ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части. Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории. Некоторые источники утверждают, что ЛЦ неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, инфракрасном, радиолокационном).

В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, МИТом проводились работы по оснащению «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является РС-24 «Ярс».
Машины инженерного обеспечения и маскировки.

В 2013 году на вооружение мобильных ракетных комплексов «Тополь-М» поступило 12 первых машин (из них 9 в Тейковскую ракетную дивизию) инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ). Машины обеспечивают маскировку (заметание) следов боевых мобильных ракетных комплексов, вышедших на дежурство, а также создание высококонтрастных, хорошо заметных со спутников следов к ложным боевым позициям.

Испытания Тополь-М

Лётные испытания ракеты шахтного варианта базирования были проведены в период с 1994 по 2000 год, с их окончанием, в период 2000-2004 годов были проведены испытания мобильного варианта комплекса.

Испытания боевого оснащения

Несмотря на завершение испытаний ракетного комплекса и постановку на боевое дежурство серийной техники, работы по совершенствованию комплекса были продолжены в направлении развития боевого оснащения (головных частей), при этом в качестве носителя использовалась доработанная ракета комплекса «Тополь», так:

1 ноября 2005 года с полигона «Капустин Яр» в Астраханской области проведён успешный пуск ракеты РТ-2ПМ «Тополь» в рамках испытаний элементов нового боевого оснащения - единого боевого блока, ряда вновь разработанных элементов комплекса средств преодоления противоракетной обороны и ступени разведения, на которую может монтироваться до шести боевых блоков, при этом ступень разведения унифицирована для установки на МБР морского («Булава») и наземного («Тополь-М») базирования.

Лётное испытание нового боевого блока на штатной ракете комплекса РТ-2ПМ были совмещены с испытаниями в интересах продления гарантийного ресурса «Тополя». Впервые в российской практике, пуск был произведён не с космодрома Плесецк по полигону «Кура» на Камчатке, а с испытательного полигона «Капустин Яр» по расположенному в Казахстане 10-му испытательному полигону «Сары-Шаган» (район Приозёрска). Это было сделано в связи с тем, что радиолокационное обеспечение полигона «Кура» не позволяет фиксировать маневры, производимые боеголовками после их отделения от МБР. К тому же эти маневры отслеживаются американскими средствами измерений, размещёнными на Аляске. Параметры полёта из «Капустина Яра» на «Сары-Шаган» ведутся исключительно российскими средствами контроля.

Тактико-технические характеристики комплекса РТ-2ПМ2 "Тополь-М"

Количество ступеней.......................3
Длина (с ГЧ).......................22,55 м
Длина (без ГЧ).......................17,5 м
Диаметр.......................1,81 м
Стартовая масса.......................46,5 т
Забрасываемый вес.......................1,2 т
Вид топлива.......................твёрдое смесевое
Максимальная дальность.......................11000 км
Тип головной части.......................моноблочная, термоядерная, отделяемая
Количество боевых блоков.......................1 (+ ~20 ложных целей)
Мощность заряда.......................0,55 Мт
Система управления.......................автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования.......................шахтный и мобильный
История запусков
Состояние.......................действующая
Места запуска.......................1 ГИК «Плесецк»,
Число запусков.......................16 (успешных-15; неудачных-1)
Принята на вооружение.......................1997
Первый запуск.......................20 декабря 1994

Фото Тополь-М

Стандартное расстояние вдоль поверхности Земли, которое покрывают межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), составляет 10 000 км. Этого достаточно, чтобы старые друзья США и Россия могли поражать любые цели на территории друг друга. Китаю сложней из-за большей удаленности Америки, хотя способность Поднебесной запускать космические аппараты позволяет ей дотянуться термоядерной дубиной до любой точки Земного шара. А до России доброму соседу «рукой подать».

Источник изображения: http://abyss.uoregon.edu/~js/space/lectures/lec18.html

Оптимальными по энергозатратам являются траектории с апогеем 1000 - 1500 км. При этом полетное время составляет около 30 минут, а активный участок траектории заканчивается на высоте 200 - 350 км. Сравнительно короткий участок разгона можно не учитывать, оценивая дальность полета боевых частей ракеты. Последние описывают длинные баллистические кривые, разгонясь до 7 км/сек на участках снижения к цели. Смоделируем их численно, используя следующие уравнения динамики материальной точки:

Центр Земли находится в начале координат, а при падении на ее поверхность имеет место:

Предположим, что в момент времени t = 0 платформа разведения (bus) находится на высоте h км и имеет скорость v км/сек, направленную под некоторым углом к горизонтали (угол тангажа). Пренебрегая тем, что на участке разведения траектория каждой боеголовки слегка изменяется, результаты вычислений при разных исходных данных сведем в таблицу:

Из таблицы видно, что небольшое снижение дальности полета, которое не является существенным для БРПЛ, приводит к резкому снижению полетного времени. Фактор времени может иметь критическое значение в ситуации, когда атакующая сторона наносит упреждающий удар по центрам управления и ядерным силам противника. Первая космическая скорость на высоте h = 100 км составляет 7.843 км/сек, а на высоте h = 200 км - 7.783 км/сек. Видно, что при межконтинентальной дальности полета т.н. настильные траектории возможны лишь в том случае, когда на активном участке ракета разгоняется до скорости, существенно превышающей 7 км/cек и приближающейся к первой космической.

Кто вы, мистер Тополь М?

Наиболее современная из российских МБР, которая является незначительной модификацией еще советского изделия, это ракета 15Ж65, известная также как «Тополь-М». Пропагандистский миф о том, что против Тополя нет эффективной ПРО, стал очень популярен в 2000-х. Рассмотрим этот предмет национальной гордости поближе.

Длина 22.5 м, максимальный диаметр 1.9 м, взлетная масса 47 тонн. Имеет 3 ступени с твердотопливными двигателями и боевую часть массой 1.2 тонны, которая оснащена боеголовкой мощностью 0.55 Мт. Кроме нее полезной нагрузкой Тополя служат десятки ложных целей + электронные средства противодействия ПРО: как радиолокационным методам селекции целей, так и инфракрасным. По сведениям из http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/topol_m/topol_m.shtml , двигатели первой ступени создают тягу в 91 тонну. Круговое вероятностное отклонение (КВО) выражает радиус круга, в который боеголовка попадет с вероятностью не меньше 50%. Показатель КВО критически важен с точки зрения ударов по ракетным шахтам и подземным центрам управления. Для него приводится размытая оценка 200 — 350 м. Возможно, что в этом Тополь-М не уступает ветерану Минитмен-3, который больше 30 лет является главной американской МБР.

О летных данных Тополя-М нет сведений, которые заслуживают доверия. Утверждается, что дальность достигает 11 000 км и встречается оценка скорости 7.3 км/сек, которую боевой блок имеет при выходе на баллистический участок траектории. Численное моделирование приводит к различным вариантам. Например возможно, что боевая часть отделяется на уровне 300 км с углом тангажа 6 градусов и, поднимаясь на максимальную высоту 550 км (апогей), за 27 минут преодолевает расстояние 11 000 км вдоль поверхности земного шара. Однако, такой профиль полета не адекватен популярным представлениям о низкой, настильной траектории Тополя-М. Весьма реалистично выглядит сценарий, согласно которому моноблок отделяется на высоте 200 км с начальным тангажом 5 градусов, пролетая в итоге 8 800 км за 21 минуту и достигая апогея 350 км. Такой дальности вполне достаточно для обстрела территории США с различных направлений, а полетное время существенно меньше того, которое характерно для МБР на дистанции 10 000 км (~30 минут). Это создает дополнительные трудности для ПРО, которая должна успеть провести селекцию боеголовки среди ложных целей. Ясно, что сокращенное полетное время является более важным фактором при упреждающем ударе, нежели ответном.

Чтобы хоть как-то разобраться в «исключительных» способностях Тополя-М, полезно сравнить его с американским аналогом LGM-30 Minutemen-3. Длина 18.2 м, максимальный диаметр 1.67 м, взлетная масса 36 тонн. Имеет 3 ступени с твердотопливными двигателями и боевую часть неизвестной массы. Которая в настоящее время оснащена боеголовкой W62 мощностью 170 килотонн, а также несет ложные цели вместе с мелким металлическим мусором, затрудняющим радиолокационное обнаружение. КВО Минитмена-3 оценивается в 150 — 200 м. Согласно данным из http://www.af.mil/information/factsheets/factsheet.asp?id=113 , стартовая тяга первой ступени достигает 92 тонны, и при выходе на баллистический участок боевая часть имеет скорость около 6.7 км/сек. При этом МБР имеет дальность 9 600 км и апогей 1 120 км. Такой «классический» профиль полета соответствует начальному углу тангажа в 15.5 градусов и высоте 450 км при выходе на баллистический участок. Полетное время Минитмена — 28 минут. При таких скромных скоростных характеристиках о настильной траектории межконтинентального полета не может быть и речи. Это контрастирует с тяговооруженностью Минитмена-3, которая в 1.3 раза превосходит Тополь-М. На видео пусков он не выглядит особенно резвым спринтером http://www.youtube.com/watch?v=VHuFh_PNc68&feature=related , а реликтовый Минитмен-I срывался с места не хуже даже без «пинка» от минометного старта http://www.youtube.com/watch?v=mrnfRfawtI0&feature=related . Попробуем объяснить это несоответствие.

Доступные сведения о летных данных Минитмена-3 относятся к его модификации, которая была оснащена тремя боеголовками W78 по 335 Кт, с индивидуальным наведением на цели. Но эта же ракета способна разогнать относительно легкий моноблок до большей скорости, чем заявленные 24 000 км/час, чтобы забросить его на большую дальность и по более пологой траектории. Это косвенно подтверждается тем, что встречаются сведения о предельной дальности Минимена в 15 000 км. Для США такая дистанция актуальна ввиду растущей военной мощи Китая, который находится от Америки достаточно далеко. Высокая тяговооруженность Минитмена-3 также могла иметь значение в конфигурации с тремя боеголовками, обеспечивая более энергичный старт и уход ракеты из зоны поражения от ядерного удара по району расположения пусковых шахт.

Ужас, летящий на крыльях ночи?

Таким образом выдающиеся способности Тополя в том, что касается способности быстро набрать скорость и выйти на пологую траекторию, сильно преувеличены. Но если боевая часть Тополя-М летит по настильной траектории, то это означает следующее. В конце активного участка моноблок практически выходит на круговую орбиту, имея неограниченную дальность полета. В таком случае траектория может быть очень низкой (см. строки 7, 8 в таблице), хотя данное обстоятельство является сомнительным достоинством, учитывая возможности перехватчиков ПРО действовать на высотах до 200 км. О чевидно также, что новое поколение антиракет класса Standard-3 достигнет больших высот. Кроме того, летящий по настильной траектории моноблок, как мишень для перехвата, мало отличается от обычного спутника. А сбить спутник на низкой орбите давно не проблема. При этом слишком низко опуститься не получится, т.к. в свои права вступает сопротивление атмосферы — уже на высоте 120 км Шаттлы использовали аэродинамическое маневрирование вместо ракетных двигателей (новая статья о проблемах настильной траектории ) .

На это можно возразить другим популярным свойством Тополя-М, которое якобы заключается в умении моноблока совершать маневры, используя специальные мини-двигатели на баллистическом участке траектории. Данная способность имеет отчасти мифологический характер, т.к. во многих источниках пишется лишь о том, что Тополь может быть оснащен такими моноблоками. Восторженные реляции о неуловимом для перехватчиков и реально существующем моноблоке не подтверждаются серьезными источниками в то время, как несерьезные дописались до того, что существуют боевые части с ПВРД (ramjet), летающие и маневрирующие подобно гиперзвуковым самолетам.

Орбитальные маневры боеголовок имеют плохую оборотную сторону, о которой скромно умалчивает пропаганда. А именно, при любом маневре моноблока окружающее его, экранирующее облако из ложных целей, источников помех и всякого металлизированного мусора останется в стороне, продолжая движение по баллистической траектории. Боеголовка как бы вынырнет из-под защитного покрывала и останется голой, что сразу снимет задачу селекции для системы ПРО. После первого же маневра моноблок будет виден на радарах, как на ладони. При этом ему не хватит топлива и времени, чтобы долго рыскать из стороны в сторону, учитывая не слишком большой запас полезной нагрузки Тополя-М и необходимость наведения на цель.

Таким образом сомнительно, что хорошая МБР «Тополь-М» чем-либо существенно превосходит «Минитмен-3″, кроме использования мобильной пусковой установки. Однако число таких развернутых установок по разным оценкам составляет 20 — 25, поэтому они не являются основной частью Российских сил ядерного сдерживания. Интересно, что Китай тоже любит мобильные МБР и у него их не меньше .

Дмитрий Зотьев

Статьи о настильных траекториях, гиперзвуковых БЧ и других кошмарах ПРО:

«Жар стратосферы»

«Космический слалом» .

Запись опубликована автором в рубрике . Добавьте в закладки .
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то