III. Постановка целей и задач урока. Пунктуация в сложном предложении Нормы оценок письменных работ по русскому языку

Контрольный диктант №1(нулевой срез знаний)

РОДИНА.

Родина- могучее слово. Родина для нас все. Она дала нам жизнь, для нее мы живем. Какой смысл мы вкладываем в это слово? Родина- это вся наша страна, ее огромные просторы.

С гордостью сознаем мы, что наша страна самая большая в мире. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают ее своими водами.

Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами, горы обильны полезными рудами. Мы гордимся нашей Родиной, потому что она всем народам указала путь к свободе, к счастью. (80 слов)

Контрольный диктант №3 по орфографии

ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ

Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке, подставил спину солнцу. На высокой елке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на березе.

Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль они набили в кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудями. Приготовили они лакомство для птиц: крупу, хлебные крошки, а специально для синицы повесили на ветке кусочки сала. Многие птицы и звери сюда спешат, и целый день в лесной столовой стоит шум. Только под вечер пустеет столовая. (94 слова)

Контрольный диктант №4 по теме «Слово как часть речи»

МАШИНЫ МОГУТ ДЕЛАТЬ ВСЕ

Не любить машины, не восторгаться ими может только черствый человек.

Машины- чудесные детища пытливого и настойчивого ума человека в его умелых, всемогущих руках.

В сельском хозяйстве машинами пашут, сеют, жнут, орошают землю, пропалывают сорняки.

Машинами куют, обтачивают металл. Машинами добывают уголь и руды. И куда ни посмотри, что ни возьми, нигде не обходится без машин. Карандаши сделала машина на карандашной фабрике. Машина изготовила башмаки, которые ты носишь, стул, на котором ты сидишь, лампочку, которая тебе светит. И на что ни кинь свой взор, всюду увидишь предметы, которые обязаны своим появлением машине. (99 слов)

Контрольный диктант №7 по теме «Словообразование и правописание»

I. Длинные тени домов, заборов ложились красиво по светлой, пыльной дороге.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Пионеры возложили к подножию памятника тюльпаны.

Перед сном полагается чистить зубы.

Подрастает в школе смена нашим славным рекордсменам.

На полях, в садах и огородах человек выращивает культурные растения.

Заросли свисают над водой темными арками.

Волны выбросили на берег много водорослей.

Черное озеро названо так по цвету воды.

В тумане падали желтые листья.

Опять в лесу захрустело отчетливо и ясно.

На столе стояла тарелка со спелым крыжовником.

В июне везде ощущается чудесный липовый аромат.

II. Сделайте морфологический разбор следующих слов:

1 вариант

Рассказывать, прилеплять, облегчить

2 вариант

Разгадать, затормозить, безмятежный

Контрольный диктант №6 по теме «Лексика»

I. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят.

Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.

Шумит золотой дождь.

II. Найдите в тексте слова (словосочетания) в переносном значении.

III. Объясните значение фразеологизмов:

1 вариант

Кот наплакал; рукой подать; держать язык за зубами

2 вариант

Ломать голову; зарубить на носу; рука об руку

IV. Запишите пословицы, которые вы знаете.

Контрольный диктант №8 по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

I. Принес я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сена, моркови, мисочку с водой поставила. Так наш зайка и остался жить. Ножка у него совсем срослась, даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдет ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.

II. Определите грамматическую основу и обозначьте второстепенные члены во втором предложении.

III. Что такое:

Грамматическая основа

Обстоятельство

Определение

Дополнение

Подлежащее

Сказуемое



Зимой галки и вороны живут в городах и деревнях, вместе роются в мусорных кучах, еду себе добывают. Различить их просто. Галка меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны все туловище серое, черные только головка, шея, крылья да хвост.

К зиме галки собираются в большие стаи, летают целыми днями вместе. А вечером облепят деревья где-нибудь в городском саду или в парке, прижмутся друг к дружке и греются. Вместе всегда теплее. Так и дремлют всю долгую зимнюю ночь. Только изредка между собой начнут переговариваться, будто окликают друг друга.

ЗАДАНИЯ:


  1. Сделать синтаксический разбор предложения:
1в: К зиме галки……….

2в: Зимой галки…………


  1. Разобрать по составу:
1в: перышки, зимой, облепят

2в: головка, городской, греются


  1. Найти в тексте 2 – 3 слова с орфограммой «Буквы и, у, а после шипящих».

  1. ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ
Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке, подставил спину солнцу. На высокой елке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на березе.

Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль они набили в кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудями. Приготовили они лакомства для птиц: крупу, хлебные крошки, а специально для синиц повесили на ветки кусочки сала. Многие птицы и звери сюда спешат, и целый день в лесной столовой стоит шум. Только под вечер пустеет столовая.

ЗАДАНИЯ:


  1. Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях:
: Из ельника……….

: Для белок……….

2. Разобрать по составу:

1в: морозное, лесных, обитателях

2в: хлебный, желудями, утро

3.ПРОГУЛКА

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближайшим лесом встает солнце. Под его яркими лучами искрится голубое озеро. За ним широкое полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч пробьется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.
4.АИСТ

На краю деревни росло большое дерево, на котором аисты устроили гнездо. Однажды люди узнали о гибели одного аиста.

Когда вывелись птенцы, пришлось другому аисту одному выкармливать птенцов. Это было трудно. Аистята подрастали и все время просили есть. Из гнезда были видны головки птенцов. Они беспокойно смотрели по сторонам, потому что были голодны.

Шли с речки ребята, увидели птенцов. Один мальчик снял со связки маленькую рыбку и притянул ее на шесте прямо аисту в клюв. Аистята сначала испугались, растопырили крылья, попятились. Но один схватил рыбу и съел. Мальчик опять поднял шест. И другой малыш расхрабрился, потом третий.

С тех пор ребята помогали аисту кормить птенцов. Каждый день ловили они на речке за рощей рыбу для аистят.
5. СИНИЦЫ

В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у нее серая, грудка желтая, на голове черная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред они наносят садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит ее клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет.

Много разных жучков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит. Люди называют синицу сторожем наших садов.

ЗАДАНИЯ:

1.Указать части речи в предложении:

1 в: В саду с ветки на ветку………………

2 в: Увидит зорким глазом………………

1 в: наносят, фруктовых, грудка

2 в: разломишь, маленький, жучками

3.Подчеркнуть орфограммы в словах:

1 в: вред, плоды, добычу; 2 в: клюв, головке, садам.

6 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.ЛЕТНИЕ РАДОСТИ.

Летнее утро поднимает с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.
2.О ЧЕМ ГОВОРЯТ РЫБЫ?

Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил я на дно елочки и укрепил их камнями. Расчистил аллейки, рассадил водоросли, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь, а на огонек прилетали яркие рыбки.

« О чем они шепчутся?»- прислушивался я. Мне казалось, что рыбы о многом хотели рассказать людям.

Рыбы жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью. Рыбы просили ребят расчищать стоки в озерах, потому что от застоя в них вода портится. Они обещали за это не уходить из водоемов и весело клевать летом на ребячьи удочки.

ЗАДАНИЯ:

1.Выписать слова с чередующимися гласными в корне.

2.Разобрать слова по составу:

1в: подводном, рыболов

2в: просили, водоемов

3.Сделать синтаксический разбор предложения:

1в: Они обещали за это не уходить………….

2в: Расчистил аллейки, рассадил……………
3.ПОДГОТОВКА К НОВОМУ ГОДУ.

В гостиную втащили большую мерзлую елку. Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком.

От ели веяло холодом, но понемногу ветви оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли деревянные коробки с украшениями, поставили к елке стулья и стали ее убирать. Но вскоре оказалось, что игрушек мало. Пришлось клеить фунтики, золотить орешки, привязывать к пряникам серебряные веревочки. За этой работой дети просидели весь вечер, пока Лиля не уснула у стола.

Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные цепи и вставили свечи в цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала:

- А теперь, дети, уходите и до вечера в гостиную не заглядывайте

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ .6 КЛАСС.

1.Выросли деревья, поздняя ночь, ровная долина, видеть впереди, запах растений, наклониться набок, ненавидеть ложь, расположиться у костра, календарь природы, касаться стены, искусство резьбы по дереву, гигантский корабль, прескверное настроение, изучать атмосферу, беспрекословно выполнять приказ.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ. 7 КЛАСС

1.Выпечь пирог, озарять комнату, расстилающаяся растительность, приоритет в науке, присутствовать на собрании, приближающийся ураган, чугунная решетка, тяжело дышащие гимнасты, овальная форма, деревянная калитка, целлофановый пакет, чуткий камыш, серебряные березки, коралловый риф, таежный малинник, перламутровые сережки, курчавый барашек, преданный друг, кружатся снежинки, разыскать товарища.

2. Серебряные березки, коралловый риф, таежный малинник, перламутровые сережки, курчавый барашек, настой шиповника, обитатели сибирской тайги, аккуратная прическа, разожжет огонь, сгруппировать предметы, талантливый артист, пробирается наверх.

3.Прекрасный столяр, необъятная равнина, деревянная калитка, целлофановый пакет, священный обычай, борющиеся медвежата, выгореть на солнце, перламутровые сережки, талантливый артист, расписание уроков, берестяные грамоты, пробирается наверх, отразиться на здоровье, исказить смысл, презирать врага.
7 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.ЗДРАВСТВУЙ, БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА.

Тишиной предрассветного утра встретила меня она. Я шел по земле, где с незапамятных времен привольно гуляют зубры, лисицы и косули. Осенняя ночь сбросила своё покрывало, но туман густой пеленой еще висел в воздухе. Я шел по тропе, продирался сквозь кустарник, пригибался под сводами разлапистых елей.

Вот солнце коснулось верхушек деревьев, и лучи его пронзили полумрак. Утро разбудило пущу и наполнило ее птичьим щебетом. Светом дышит березняк и золотится редкими листьями.

Вдруг послышался шорох. Я обернулся. Что-то рыжее показалось в кустах. «Лиса!» - мелькнула мысль. Но на полянку выскочила косуля. Она повернула в мою сторону голову и осторожно повела ушами. В лучах утреннего солнца ее шерсть сверкала ярким пламенем.

2.НА ЗЕМЛЕ ПУШКИНА.

Как-то, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага блестели маленькие озера. Неподвижный воздух был красноват и горяч.

С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. Она росла на вечернем небе как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями. Глухие, грохочущие, неослабевающие звуки долетели издалека, и ветер, вдруг прошумевший на поляне, донес брызги дождя.

Приглядевшись, я узнал некошеный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. Это было Михайловское.

Я смолоду изъездил почти всю страну, видел много удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское.

Здесь представляешь себе, что по этим простым дорогам, по узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нес своего задумчивого всадника.

8 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.ПО ПЕРВОМУ СНЕГУ.

После двухдневного снегопада знакомый лес сделался неузнаваемым. Он стал гуще и светлее. Каждая тонкая былинка, облепленная пушистым снегом, смотрелась тонким сучком. Молодые елочки с опущенными до самой земли ветвями возвышались белыми конусами. Небо и земля были одного цвета. Влажный потеплевший воздух пронизывался редкими крохотными кристалликами. В лесной чаще стояла такая тишина, что слух улавливал шепот настоящих снежинок.

Первым покинул зимовье Иван Тимофеевич. Перейдя незамерзшую речку по поваленному ясеню, словно по мостику, он направился в заболоченный пойменный лиственничник. Пес Верный трусил за ним, привязанный к поясу. Охотник шел по промерзшему болоту и зорко всматривался в просветы между деревьями. Вскоре он заметил след лося, слегка присыпанный снегом. Пес тыкался носом в углубление следов. Появилась ива и ольха – верные признаки близости маленького ключа. В таком месте лось мог бы задержаться на кормежке.

2.В ГОРАХ.

Чуть заметная тропинка вьется по крутому склону горы и уходит влево. Вначале идти по ней не очень трудно. Потом подъем становится круче, а наш путь тяжелее. Очень мешают заросли какого-то цепкого кустарника. Все чаще попадаются глыбы серого гранита. Они беспорядочно навалены друг на друга и кажутся непроходимыми. Однако чья-то рука уложила в самых опасных местах стволы поваленных деревьев. Мы проходим по ним, почти не боясь высоты, как по мосткам.

Но вот позади последнее препятствие, и мы на вершине горы. Вид отсюда чудесный. Никогда не приходилось видеть такой захватывающей картины. На восток уходит неширокая долина, утопающая в зелени садов. Чуть левее блестит на солнце среди холмов синяя гладь озера. Направо видны снежные шапки далеких вершин. И над всем голубое, ясное небо.
ЗАДАНИЯ:

1.Сделать синтаксический разбор предложения:

1в: Чуть заметная тропинка……..

2в: На восток уходит …………………

2.Выписать из данных предложений 3 словосочетания и сделать их разбор.

3.Разобрать по составу слова:

1в: тропинка, непроходимыми, уложила.

2в: заросли, поваленных, проходим.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ. 8 КЛАСС

1.Президент республики, привилегия ветеранов, весьма искусный, аттестат зрелости, делегат конференции, ровесники века, удивлять директора, уникальная библиотека, медицинская комиссия, фестиваль искусств, реставрация музея, труженики театра, преобразование природы, корреспондент газеты, патриотический порыв.
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ. 9 КЛАСС.

1.ПРИБЛИЖЕНИЕ НОЧИ.

Летний вечер угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.

Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

Всюду: и направо, и налево от тропинки – простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.

Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ. 9 КЛАСС

1.Достижения человеческой мысли, прогрессивное мировоззрение, гуманный писатель, консервативные идеалы, отечественные традиции, рискованный эксперимент, спортивный комментатор, популярный композитор, автомобильная магистраль, природные ресурсы, гигантские волны, бетонные сооружения, олимпийское соревнование, огнезащитный комбинезон, металлический предмет, стёкла иллюминаторов, реактивный двигатель, эшелон машин на асфальтированной дороге.

11 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.ПРИКОСНОВЕНИЯ.

Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъятная тьма., которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце.

С первых же шагов, когда лучи теплого дня ударили ему в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, как будто чувствуя, к какому центру тяготеет все окружающее. Для него не было ни этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта. Он чувствовал только, как что-то материальное, ласкающее и теплое касается его лица нежным прикосновением. Потом кто-то прохладный и легкий, хотя и менее легкий, чем тепло солнечных лучей, снимает с его лица эту негу и пробегает по нему ощущением свежей прохлады. В комнатах мальчик привык двигаться свободно, чувствуя вокруг себя пустоту. Здесь же его охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то щекочущие и опьяняющие. Теплые прикосновения солнца быстро отмахивались кем-то, и струя ветра, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову, тянулась вокруг, как будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство, которого он не мог видеть. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало и, казалось, вот-вот совсем перестанет биться.

Цели: повторить тему «Состав слова»; дать понятие о способах словообразования, словообразовательном разборе и словообразовательной цепочке; воспитывать воображение, логику мышления, творческое начало в процессе словообразования.

Оборудование: словообразовательные словари.

Ход урока

I. Анализ контрольной работы

При помощи чего образуются слова в русском языке?

1. Работа с учебником

1) Способы словообразования ПРАВИЛО - с. 179.Учащиеся записывают в тетрадь шесть основных способов словообразования: префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный, бессуффиксный (синий – синь), сложение, переход из одной части речи в другую (столовая ложка –столовая).

2) Словообразовательный разборС. 1 79 , УПР. 468

3) Словообразовательная цепочка- Словообразовательная цепочка - это цепочка, которая показывает, от какого слова и при помощи чего образовалось данное. Иногда словообразовательные цепочки состоят из 5–6 слов. Например: ведр(о) → ведер/к(о) → ведер/оч/к(о) ; Голос → голос/ова(ть) → про/голос/ова(ть)

2. Работа со словообразовательным словаремВыписать 2 словообразовательных цепочки из словаря.

3. Исправьте ошибки в словообразовательной цепочке, обозначьте производящие основы.

Ноч/к/а → ночьТруб(а) → труб/оч/к(а) → труб/к(а)

Ясн(ый) → не/ясн/ость → ясн/остьВы/лез/а(ть) → лез(ть) → вы/лез(ть)

4. УПР. 469 словообразовательная работа. Префиксальный способ.

V. Закрепление изученного материалаЧтение с остановкамиИз приключений Ошибкина …

Лена и Костя, попав в городок, где жили Способы Образования слов, спросили у стоящего возле них важного слова «дом», куда им нужно пойти, чтобы встретиться со Способами.

Вам необходимо пройти на площадь Образования. Там в Палате пэров заседают Способы. Но придется подождать, так как они заканчивают только через 20 минут. А пока погуляйте по городу.

Сколько Способов Образования Слов надеялись увидеть ребята? (6 основных)

Простите,- вежливо обратилась Лена к слову,- а вы здешний?

Нет. Что вы! В этом городке живут только господа Способы, а остальные приходят сюда за советом: какое слово можно образовать.

Но почему же в городе довольно много домов? Это столько Способов Образования? - спросил в ужасе Костя, подумав, сколько нужно учить. Почему было много домов, как вы думаете?

Конечно, нет. Дело в том, что вопрос образования некоторых слов рассматривается не один день, а жить-то им где-то надо, поэтому остальные дома - гостиницы для приезжих. А некоторые - вот, доложу я вам, бесцеремонные особы - всех родственников с собой тащат, чтобы доказать, что каким-то способом они еще не пользовались. Так те и в два дома иной раз не помещаются. Недавно простое на вид слово «стол» привезло с собой не меньше десятка однокоренных и доказывало, что давно не обновлялось. Как разгорячились его родственники: СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, СТОЛОВАТЬ-

СЯ, ЗАСТОЛЬНЫЙ… даже дряхлые старички СТОЛЬНЫЙ и СТОЛИЦА, образованные так давно, что уже никто и не помнит точно когда, в спор вступили.

Какими способами образованы слова СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, СТОЛОВАТЬСЯ, ЗАСТОЛЬНЫЙ (пользуйтесь при ответе учебником)?

Ой, заговорились мы. Вам, пожалуй, пора.

Лена и Костя поблагодарили общительное Слово (они не заметили, как быстро пролетело время) и направились по прямой улице вперед, где вдалеке виднелось здание на большой площади. Подойдя к нему, ребята увидели перед собой красивое сооружение, сложенное из разноцветных кирпичиков: полукруглая крыша была сделана из какого-то прозрачного материала и пропускала солнечные лучи. Не прошло и нескольких минут, как пэры начали покидать здание. Лена подошла к первому и попросила:

Уважаемый пэр, простите, не знаю Вашего имени! Вы не могли бы задержаться и представить нас Вашим собратьям? Мы с другом приехали, чтобы познакомиться лично, так как знали о вас только понаслышке. Я Лена,- и она присела в глубоком реверансе,- а это Костя, мой друг.

Высокопарная речь школьницы произвела на пэра приятное впечатление. Это был небольшой человечек в комбинезоне для строителей с благородным лицом. Он снял шляпу с пером и, с почтением раскланявшись, представился:

Меня зовут Префиксальный Способ, уважаемая леди. Мы сейчас отправимся на стройку, где познакомимся со всеми Способами Образования. Наша стройка очень древняя и непохожая на другие, так как у нее нет конца.

Почему у этой стройки нет конца?

Слова нужны постоянно. Я образую слова, прибавляя к ним префиксы (приставки). Это очень легко. Больше всего мне по душе глаголы. К нам обратилось слово «читать» за помощью. Вчера один учащийся не смог подобрать к нему и двух однокоренных. Слово совсем расстроилось и потеряло надежду найти родственников. За работу!

Как вы думаете, какие слова помог образовать Префиксальный Способ?

На глазах у Лены Префиксальный Способ быстро и профессионально примерял то одну, то другую приставку, а в блокноте уже появились слова: прочитать, зачитать, вычитать…

Костя же наблюдал за работой Суффиксального Способа, которому его представили. На площадке выстроились слова: ЧИТАТЕЛЬ, ЧИТАТЕЛЬСКИЙ.

Какие истории еще могли произойти с Леной, Костей, Способами Образования и словами на строительной площадке? Напишите небольшое продолжение истории.

VI. Итог урока

Приведите пример.

VII. Д. з. СТР. 179, Написать продолжение истории. О Способах Образования слов

Выучить способы образования слов.

Способы словообразования в русском языке. Словообразовательный разбор

Цели: повторить тему «Состав слова»; продолжить знакомство со способами словообразования, словообразовательном; воспитыватьвоображение, логику мышления, творческое началов процессе словообразования.

Ход урока

I. Проверка д.з. Продолжение истории о Способах Образования слов

II. Актуализация опорных знаний

При помощи чего образуются слова в русском языке? Какие вы знаете способы словообразования? Что такое словообразовательная цепочка?

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

Работа с учебником

1. УПР. 469 словообразовательная работа. Суффиксальный способ.

2.УПР. 471. Сложение

3. Словообразовательный разбор слова

5. ОБРАТИТЬ ВНИМНИЕ,СТР. 181

6.УПР. 473 Словообразовательная работа: помощь, результат, труба, ягода

V. Итог урока УПР. 476

Какие способы словообразования существуют в русском языке?

Приведите примеры.

VII. Д. з. СТР. 179. УПР. 477

Сложные и сложносокращенные слова

Цель: дать учащимся представление о сложных и сложносокращенных словах, обучить умению находить эти слова в речи, объяснять их образование, правильно писать сложные слова с соединительными гласными; работать над развитием речи, обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1) УПР. 477 суфф., преф., сложение

2) Словарный диктант по терминам.

Суффикс, словообразование, префикс, бессуфиксный, орфография, словосочетание, префиксально-суффиксальный.

II. Актуализация опорных знаний

1) Закончить предложение (письменно):

Приставка - это… . Корень - это… . Суффикс - это… . Окончание - это… Основа - это…

III. Постановка целей и задач урока Написание сложносокращенных слов и аббревиатур.

IV. Объяснение нового материала

Ребята мы уже знаем несколько способов образования слов: с помощью приставок, суффиксов, путем присоединения двух корней. Но есть еще один способ. Он называется сложносокращенным. В этом случае соединяются несколько слов, но не целиком, а частями (в сокращении).

Сложносокращенное слово может быть образованно:

из начальных частей слов: заведующий хозяйством - завхоз;

из начальной части первого слова и целого слова: сберегательная книжка;

из названий первых букв каждого слова: профессионально-техническое училище - ПТУ (пэтэу);

из начальных звуков каждого слова: высшее учебное заведение - вуз.

Такие слова удобны своей краткостью, но часто бывают непонятны. Их приходится расшифровывать.

2. Работа с учебником СТР. 184

Очень редко используется соединительная гласная И: пятилетка.

3. Уточнение и углубление понимания материала с помощью вопросов после текста в рамке. Развитие умений читательской деятельности.

– Задайте вопросы к каждой части текста в рамке и составьте вопросный план.

1) Что такое сложносокращённые слова?

2) Как они образуются?

3) Как записываются?

4) Как определить род сложносокращённых слов?

4. Викторина для любознательных

Как расшифровывается ХООШ, завуч?

5. Тренировочные упр. 483, 484

6. Составьте словосочетания УПР. 485

V. Итог урока

VI. Д.з. СТР. 184, УПР. 486

Соединительные О, Е в сложных словах

Цель: продолжить работу над усвоением правил словообразования; совершенствовать навыки словообразования, точности формулировки терминов; развиватьаналитический ум, любознательность, прививатьдух соревнования в учебе.

Ход урока

I. Проверка домашнего заданияУПР. 486

II. Актуализация опорных знаний

1) Закончить предложение:Приставка - это… .Корень - это… .Суффикс - это… .Окончание - это… Основа - это…

III. Постановка целей и задач урока Написание сложных слов.

IV. Объяснение нового материала

1. Ребята мы уже знаем несколько способов образования слов: с помощью приставок, суффиксов, путем присоединения двух корней.

Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, землечерпалка.

Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостороение.

Сложные слова образуются двумя способами:

1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить пароход) или целых слов (сорок, ножка сороконожка).

2) Без соединительных гласных, например: трехметровый,

3)Очень редко используется соединительная гласная И: пятилетка, пятиэтажный.

2. Правило, СТР. 183

4. Выборочный диктант

1) Выпишите однокоренные слова.

Жило-было слово ход,В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучалоИ в походе вдаль шагало.(Е. Измайлов)

2) Сделайте словообразовательный разбор этих слов.

3) Напишите сложные слова с корнем -ход-.

4) Разберите их по составу. ЛуноходПароходЛедоходТеплоходАтомоходПешеходТихоход

5. Выборочный диктант.

Найдите в предложениях сложные слова, выпишите их. Подчеркните соединительную гласную. Устно объясните, как образованы эти слова.

1) Пароход остановился около красивого города. 2) Гудок паровоза разрезал ночную мглу. 3) Четырехэтажное кирпичное здание стояло над обрывом. 4) В нашем классе учится много любознательных ребят. 5) И. А. Крылов - знаменитый русский баснописец. 6) Весной на реках начинается ледоход.

6. Творческий диктант.Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

1) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная). 2) Человек, который любит труд (трудолюбивый). 3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные). 4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная). 5) Река, по которой ходят суда (судоходная). 6) Дом, в котором десять этажей (десятиэтажный). 7) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).

V. Итог урока

VI. Д.з. СТР. 183, УПР. 481

Сложные слова с пол-, полу-.

Цели: ознакомить с правилами правописания сложныхслов с пол-, полу-; закрепить знания о способахсловообразования;развивать память учащихся; воспитывать интереск языку.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания УПР. 481

II. Актуализация опорных знаний

Разобрать слова по составу, сделать словообразовательный разбор.

Перебежчик, задуматься (по вариантам).

III. . Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

1. Правило, СТР. 186

Стихотворение-правило УПР. 487, з.2

2. Работа с учебником (с. 186) УПР. 487, з.3. Расскажи правило соседу по парте.

3. Тренировочные упражнения Упр. 488, 489, 491

4. Выборочный диктант Записать слова в 2 столбика Через дефис

Пол-лука Пол-арбуза Пол-утра Пол-КиеваПолсливы Полкаравая ПолстулаПолукровка Полуостров

V. Итог урокаКакие два элемента, используемые в словообразовании, мы сегодня узнали?Каковы правила их написания? УПР. 492. 495

VI. Д.з. УПР.496

Контрольный диктант

Цель работы: проверить навыки правописания гласных и согласных в корнях слов, выявить уровень сформированности умения обнаруживать орфограммы, различать их, правильно подбирать проверочные однокоренные слова.

Ход урока

I. Тема, цель

II. Инструктаж по написанию диктанта

III. Написание диктанта

Лесная столовая

Морозное утро выдалось тихим. Из ельника вылетел рябчик и сел на пеньке, подставил спинку солнцу. На высокой берёзке пристроилась стайка воробьёв, снегирей, синиц. Позаботились люди о лесных жителях. Для оленей и косуль они запасли душистого сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и развесили веники. Для белок ребята поместили на деревьях кормушки с орехами и желудями. Не забыли школьники и о птицах. Они приготовили для них любимые лакомства: крупу, хлебные крошки и кусочки сала. Целый день в лесной столовой раздаётся шум, потому что стаи птиц прилетают сюда. Только под вечер пустеет лесная столовая. Пернатые - друзья человека. О них надо заботиться. «Берегите их ребята!» - советуют биологи.

IV. Подготовиться к контрольной работе СТР. 179 – 186

Доп. УПР. 494

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «Способы образования в русском языке»

1 вариант

2 вариант

пальтишко, игривый, догонять, паровоз.

1. Разобрать по составу слова:

закричала, холодноватый, тросточка, самовар

2. Выпишите из текста сложные слова. Определите, как они образованы.

В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели. (По Дж. Роулинг)

Слова с пол- пишутся слитно, если вторая часть слова начинается с______________

3. Спишите предложение и закончите формулировку правила.

Слова с пол- пишутся через дефис, если вторая часть слова начинается с______________

Ночевка, пушистенький, читательница.

4. Составить словообразовательную цепочку слов:

зимовка, игрушечный, опыление.

Мы с товарищем предпол..гали выехать до ра…вета но выехали поз..но. В степи ст..яла тишь а р..стительность встр..чалась ре..ко. Ж..лудь плод дуба. Здесь было много интересных р..стений тополя березы ивы.

5.Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:

Рис р..стет на болотистых м..стах отметил учитель географии. Я предпол..гал увидеть людей но это были лоси. Когда ребята распол..жились у костра начался интересный ра..говор. Бечевка тонкая веревка.

6. Выпишите слова, в которых пол - пишет­ся слитно,

6. Выпишите слова, в которых пол - пишется через дефис.

Пол (Парижа), пол (лета), пол (метра), пол (отпуска), пол (вто­рого), пол (Тюмени), пол (города), пол (лимона), пол (армии), пол (деревни), пол (аула), пол (села), пол (арбуза), пол (Воронежа), пол (ложки), пол (первого), пол (оклада), пол (зарплаты), пол (литро­вый), полу (маска), пол (бутылки).



Тексты для контрольного списывания

1. Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик
и сел на пеньке. На ёлке пристроилась стайка снегирей. Поза-
ботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль наби-
ли в кормушки сена. Для зайчиков развесили веники.

2. Была тихая звездная ночь. Мрачно стоял темный лес на бере-
гу. Горы казались еще выше. Полный месяц обливал все своим
искристым светом. Горная река затихла. К ней подкрался хо-
лод. Он обнял речку и словно прикрыл зеркальным стеклом.

3. Были ли вы в лесу после грозы? Как чист и свеж воздух! Как
много в нем озона! Леса ежедневно обогащают озоном наш
воздух. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые
газы и пыль. Берегите леса! Без них всему живому грозит ги-
бель.

4. Шмель сделал в воздухе круг и опустился на кочку. Потом
встал на лапки и сильно заработал своими жесткими крылыш-
ками. Так жук загонял в свою норку свежий воздух. Он про-
ветривал помещение и будил других шмелей. Скоро один за
другим вылетели из норки все шмели и полетели на луг соби-
рать нектар.

5. Вечером за край земли закатилось малиновое солнце. С вос-
тока показалась большая желтая луна. Мороз стал еще креп-
че. А в домах зажглись огни. Скоро Новый год! Ребята уже дав-
но украсили елку шарами и гирляндами. Они ждут главного гостя и его внучку.

6. Улыбнулось из-за тучи солнце. Затих, перестал дождь. Быст-
ро прокатилась гроза. С деревьев, с обмытых и позеленевших листьев берез падают тяжелые капли. Хорошо бегать босиком по намокшей лесной траве!

7. Велика армия врагов человека в лесу и в поле. Крошечные это
враги. Их очень много. Это гусеницы, бабочки, жуки и другие
насекомые. Они портят и поедают листья, траву и кору дере-
вьев. Птицы уничтожают вредителей и оказывают этим боль-
шую услугу человеку и природе.

8. Утро было прохладное. Над водой поднимался туман. Тяжё-
лая роса клонила к земле листья травы. Доносился томитель-
ный и милый голос кукушки. Птичий гомон покорил лесника. В
такую минуту хотелось забыть обо всем и слушать голос при-
роды.

9. Олень - очень красивое животное с большими ветвистыми
рогами. В далекую старину оленей было много и на них охоти-
лись. Теперь охотиться на оленей строго запретили.

В заповедниках оленей охраняют. Зимой в лесу люди ставят для них кормушки. Смелые олени доверчиво относятся к людям.

10. На лугу зеленела молодая трава. Весело поглядывают по сто-
ронам первые цветы. Весь пригорок усыпан сиреневыми ко-
мочками подснежников. Ослепительно блестит на солнце лу-
жица. Из нее пьют птицы. Над ней в веселом танце кружат ба-
бочки. Кругом очень красиво.

11. Особенно хороша ель зимою. Тяжелые шапки белого чис-
того снега висят на ее ветвях. Высокие вершины украшены гир-
ляндами еловых шишек. В зимние звездные ночи блестит на ветвях ели снег. И дерево кажется сказочным. У людей ель пользуется любовью и уважением.

12. Нахмурилось небо. Побежали черные грозовые тучи. Про-
гремел гром. Ударили по листьям первые крупные капли дож-
дя. И вот на землю обрушивается стена воды. Вскоре просвет-
лело. По дорогам побежали ручьи. Над водной гладью поплыл
легкий парок.

Коротка летняя гроза!

13. Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни
пошли на убыль. Но солнце еще щедро отдает свое тепло. Заметны приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Скоро в небе зазвенят последние песни птиц.

14. Бывают озера удивительной красоты. Под синей водой на
стройных ножках стоят зеленые чаши из малахита. В каждой
чаше лежит розовый бутон размером в два кулака.

Вот появилось солнце. Бутоны проснулись. Белые лепестки раскрылись и подставили солнцу красивую сердцевину цветка.

15. Пять часов утра. Я открыл окно. Комната наполнилась чу-
десным запахом цветов и черешен. Ветер иногда осыпает мой
письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон
дома прекрасный. Воздух чист и свеж. Весело жить на такой
земле!

16. Сумерки в лесу всегда наступают рано. На западе сквозь гус-
тую хвою еще видны кусочки бледного неба. А на землю уже
легли ночные тени. В кустах прокричала пищуха и спряталась в
норку. Над кедровой аллеей пролетела большая хищная птица.

Много лосей живет в лесах России. Иногда старые и моло-
дые лоси близко подходят к людным селениям и шумным го-
родам. Люди заботливо берегут и охраняют редкостных кра-
сивых зверей. А вот и сам сохатый лось с тяжелыми ветвисты-
ми рогами. Как он прекрасен!

С голубого неба льются на землю ласковые весенние лучи.
Солнце быстро съедает снег. Вода с холмов и гор мутными
ручьями сбегает к речке. Деревья еще без листьев. Появилась
зеленая травка. Распустились первые цветы. Они радуют глаз
и приветствуют рождение природы.

Весенний вечер. Солнце окрасило пейзаж в удивительные
цвета. Теплые тона легли на ветки деревьев, на желтоватую
траву.

Березы бросают на землю длинные тени. Они пока еще без листьев. За березками темнеет речка. По ней плывут одинокие голубые льдины. Замечательна природа!

Все знают рябину. Её красота особенно заметна поздней
осенью. Листьев на многих деревьях уже нет. А рябина укра-
шена гроздьями ягод. Ветер поглаживает их. Дождь омыва-
ет. И сверкают красные ягодки.

Любят ягоды птицы. Собирают их и люди. Хозяйки варят из рябины варенье. Девочки делают из ягод бусы. Обратите внимание на это скромное дерево!

Ползёт по дереву огромная гусеница. Один листок съест,
второй, третий. А рядом другие гусеницы ползают. И все гры-
зут листья. Вот уже и дерево стало голым.

Гусеницы превратятся в куколок. Из куколок вылетят бабочки. Эти бабочки безобидные. А вот гусеницы очень вредные. Они настоящие лесные враги.

Весна незаметно переходит в лето. На сухих местах высыхают мхи, хвоя, трава. Сильно припекает солнце. В это время в лесах часто бывают пожары.

Страшен и грозен пожар в лесу. В лесу гибнут растения, звери, птицы.

Часто пожары в лесу возникают от ударов молний. Много бед приносит лесу и человек. Берегите природу!

Списывание.


У л..сы н..ра тёплая. На лугу з..леная тр..ва. У п..нька растут гр..бы. У р..ки с..дят рыбаки. Нач..лась сильная гр..за.

Хозяйка исп..кла вкусный пиро.. . У дятла сильный клю.. . На д..реве с..дел голу..ь. Расцвёл ландыш.

У б..льш..х дорог цв..тут одуванчики. Они похож.. на солнышки. Созрели с..мена, и ч..десный цв..ток стал пуш..стым шариком.

Ул..тели на ю.. крикливые журавли. М..дведи зал..гли в тёплых берлогах. В дуплах спрятались белки. За..ц пом..нял шу..ку.

М..двежонок в..село бегал по льдинам. Вот он добрался до полыньи и залёг у её края. М..лыш даже перестал дышать. Пусть ры..ка думает, что он снежный сугро.. . Но рыба не подплывала.

Звери з..мой.

Гнездо белочки было в дупле старой с..сны. Зайка устроил свой дом под з..лёной еловой веткой. Ё.. устроил себе гн..здо из старых листьев. Змеи заняли норки.


Лес ж..вёт.

Засыпаны снегом ели и б..рёзки. Спят звери в л..су. Только яркая шу..ка л..сички м..лькает в поле. Кое – где в..дны сл..ды зайца. Олень хруст нул веткой. И снова т..ш..на.


Всё лето щенок и л..сёнок прож..ли вместе. К ос..ни оба выросли. Щенок стал заправским гончим, а л..сёнок оделся в густую шубу.

Л..сник пос..дил л..сёнка на цепь, чтобы он не уб..жал в лес.


Р..бята начинают утро с заря..ки. Летом мальчики играют в футбол.

Дев..чки играют в пря..ки. З..мой дети занимаются лыжным спортом. Ходят на к..ток. Играют в сне..ки, лепят сне..ную бабу.


Крот прокопал длинн ый хо.. . На наковальне л..жал молот. Б..льному дали мё.. . Сч..ст ливый случ..й помог мне. Найдите нужную кни..ку. Тр..вка заз..ленела вокруг. на б..рё..ке набухли почки.

В осеннем л..су.

Ру..кий лес в..сенние дни очень кр..си.. . Падают с б..рё..ки лё..кие листья. На д..ревьях бл..стят тонкие нити липкой паутины. Под б..рё..кой в..днеется шля..ка позд него гр..ба. Разд..ётся свист ря..чика. Сол нце з..лотит в..рш..ны д..ревьев.


Пишу п..сьмо. Лисья н..ра. Высокая г..ра. М..рская в..лна. Х..лодная в..да. Гн..здо соловья. П..лю бр..вно. З..лёная тр..ва. Б..льш..е гл..за.

Хор вес..ло зап..вал песню. Алёша зап..вал лекарство м..л..ком. Дети пос..дели в песочнице и уб..жали. Мать солдата пос..дела от горя. Алёша Волков прим..рял новые лыж.., а потом прим..рял поссорившихся детей.

Октябрь

Ветер срывал сухие листья с д..ревьев. Всё небо в серых туч..х. Льёт и льёт х..лодный дож..ь. Неуютно и сыро осенью. Такую погоду называют ненастьем.

Тема:

I. 1. Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги. (Пауст.) 2. Сады друг с другом обнялись, и роща к роще тянется. (Пр.) 3. К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо (Пауст.) 4. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. (Ч.) 5. Солнце уже скрылось, и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. (Л. Г.) 6. Весна начинается медленно, и осень незаметно подкрадывается. (Пришв.) 7. Первый день прошел благополучно, и Павел шагал домой с чувством честно заработавшего свой отдых человека. (Н. О.) 8. Весной озеро далеко разливалось, и прочное место можно было найти только версты за три… (Пришв.)

II. 1. Белка песенки поет и орешки все грызет. (П.) 2. Березки теперь давно оделись и утопают в высокой траве. (Пауст.) 3. В окно вливалась свежая струя ночного воздуха и несла с собой смолистый аромат елового леса и душистых лесных трав. (М.-С.) 4. Отцветали яблони в саду и дорожки сада усыпаны белыми лепестками.

III. 1. Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу. (М. Г.) 2. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. (Л.) 3. Сверкали молнии, дождь все усиливался, и через некоторое время начался настоящий ливень.

IV. 1. Недавно прошел дождь, а дорога уже сухая. (Кав.) 2. Часы летели за часами, а мы все сидели у костра и разговаривали (Арс.) 3. В саду хрустнула ветка, а в роще снова загукала выпь. (М. Г.) 4. Сад был густой и ветвистый, но листья уже опали. (Фад.) 5. Поднялся ветер, и море разбушевалось. (Арс.) 6. Весна сияла на небе, но лес еще по-зимнему был засыпан снегом. (Пришв.) 7. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля еще блестели росой. (Т.)

V. 1. Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать. (Ес.) 2. Я заметил, что мои спутники стали уставать. (Арс.) 3. Мы едва тащились шагом, потому что мокрый снег прилипал к колесам и даже тормозил их. (Арс.) 4. Снаружи палатка была аккуратно окопана ровиком, чтобы не натекала дождевая вода. (Кат.) 5. Заря уже занималась в небе, когда оба приятеля возвращались на свою квартиру. (Т.) 6. Дождик захватил нас, когда мы уже повернули в березовую рощу. (Л. Т.) 7. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. (Арс.) 8. Свежий ветер дул с моря, где в темноте и гуле бурунов сверкали далекие маяки. (Пауст.) 9. С рассветом казалось, что день будет пасмурным и дождливым. (Арс.)

ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ

Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке, подставил спину солнцу. На высокой елке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на березе.

Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль они набили в кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудями. Приготовили они лакомства для птиц: крупу, хлебные крошки, а специально для синицы повесили на ветки кусочки сала. Многие птицы и звери сюда спешат, и целый день в лесной столовой шум. Только под вечер постепенно пустеет лесная столовая. (Из календаря.) (97 сл.)

1. Правописание безударных гласных, окончаний существительных.

2. Пунктуация при однородных членах, в сложном предложении.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то