Танковый прицел т 72. Отечественное оружие и военная техника. Что дала модернизация

Цифровая система управления огнем, усиленная динамическая защита «Реликт» и мощь нового 1000-сильного турбодизеля - два десятка модернизированных Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» (УВЗ) танков Т-72Б3 уже погружено на железнодорожные платформы и готово к отправке в войска.

Об этом РИА Новости сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. Под словом «модернизация» в данном случае подразумевается не просто косметический ремонт, а полное переоснащение боевой машины системами и агрегатами нового поколения. Заслуженный танк научили лучше «видеть», быстрее двигаться и прицельнее стрелять. О том, чем именно Т-72Б3 выделяется из семейства Т-72 и почему он стал менее уязвим для танков НАТО - в материале РИА Новости.

Танк Т-72Б3 на полигоне в Минской области во время совместных стратегических учений Белоруссии и России «Запад-2017»

Дешево и с «Реликтом»

Изначально модификация Б3 задумывалась Минобороны России как недорогой и быстрый способ «освежить» обширный парк стоящих на вооружении армии «семьдесят вторых», разработанных еще в начале 1970-х. Сильно переделывать машину не собирались, планируя ограничиться заменой наиболее устаревших узлов на современные. В итоге увлеклись и довольно серьезно «перетряхнули» танк, доведя его по боевым возможностям почти до уровня . Впрочем, в УВЗ рекомендовали эти машины не сравнивать - разные поколения.

Ранее СМИ уже сообщали о получении НПК «Уралвагонзавод» госзаказа на модернизацию 150 танков Т-72Б до уровня Т-72Б3 на сумму более 2,5 миллиарда рублей, причем в каждый танк планировалось вложить по 17 миллионов рублей. Модернизированные танки поступают в войска партиями.

Главное достоинство семейства танков семейства «Урал» - исключительная надежность и безотказность даже в самых сложных условиях эксплуатации, будь то жара, мороз, пыль или повышенная влажность воздуха. «Сломать» Т-72 почти нереально, поэтому изменения коснулись не столько доработки базовой конструкции, сколько систем защиты и управления огнем.

Танки Т-72Б3 во время полевых занятий танковых подразделений мотострелкового соединения ЮВО на полигоне «Молькино» в Краснодарском крае

Обновленный танк надежно прикрыли всеракурсной защитой, которая повысила его живучесть и эффективность. В том числе - в бою с массированным применением противотанкового оружия. Бортовые решетчатые экраны и модули динамической защиты «Реликт» на многослойной броне превратили боевую машину в подвижную крепость, устойчивую к попаданиям кумулятивных и, что самое важное, подкалиберных бронебойных снарядов.

«Благодаря «Реликту» существенно возросла защищенность Т-72Б3 от бронебойно-подкалиберных снарядов , - отмечает военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник Виктор Мураховский. - Дело в том, что динамическая защита предыдущего поколения работала в основном против кумулятивных боеприпасов, но недостаточно эффективно - против кинетических. Если говорить о танковых соединениях НАТО, то основной акцент борьбы с тяжелобронированными целями у них сделан как раз на подкалиберные снаряды «.

Эксперт отметил, что на Т-72Б3 можно поставить и систему активной защиты, аналогичную экспортной «Арена-Э», но такая комплектация удорожает машину, поэтому Минобороны пока ее не заказывает, придерживаясь оптимального критерия «стоимость-эффективность».

Водитель-механик танка Т-72Б3 мотострелковой бригады 58-й армии на полигоне «Гвардеец» в Шалинском районе

Новый ствол и снаряды

Боевые возможности танка заметно расширили заменой его главного оружия - пушки. На Т-72Б3 установили 125-миллиметровое гладкоствольное орудие, способное стрелять новыми бронебойными подкалиберными снарядами «Свинец» и «Свинец-1».

«Ключевой элемент модернизации до версии Т-72Б3 - это существенное повышение огневой мощи, прежде всего за счет радикального усовершенствования системы управления огнем, - рассказал Мураховский РИА Новости. - Установлен всепогодный прицел «Сосна-У», который днем и ночью обеспечивает наведение орудия на предельные дальности».

Танк Т-72Б3 во время учений на полигоне «Погоново» в Воронежской области

Танк «научили» гораздо точнее поражать цели благодаря цифровому баллистическому вычислителю, датчикам условий стрельбы и автомату сопровождения цели. Вычислитель - это мини-компьютер, который рассчитывает траекторию полета снаряда с учетом поправок на движение цели и скорость самого танка, берет во внимание температуру воздуха, заряда и множество других параметров. Фактически наводчик получил в свое распоряжение надежного электронного «помощника», за счет чего время прицеливания сократилось в несколько раз. Ночью приборы наведения работают через тепловизионный канал основного прицела.

Орудие прорыва

Перевооружив машину, уральцы не забыли и про ходовую часть. Бронированный ветеран отлично перенес «пересадку сердца», и теперь у него внутри рычит двигатель В-92С2Ф от Т-90, выдающий рекордные 1130 «лошадей» против 780 у старичка B-46, которым комплектовали ранние версии Т-72. Новый «всеядный» дизель с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом сконструирован таким образом, чтобы минимизировать нагрев корпуса от работы выхлопной системы и снизить заметность танка в ИК-диапазоне. За счет существенного увеличения мощности танк стал намного более динамичным, маневренным и скоростным.

Танки Т-72Б3 на полигоне в Минской области во время совместных стратегических учений Белоруссии и России «Запад-2017»

«Танки с танками не воюют. Для этого есть противотанковые подразделения. А задача танков - проламывать оборону противника, причем не самостоятельно, а в тесном взаимодействии с пехотой, артиллерией и под прикрытием системы войсковой противовоздушной обороны. Механизированные бронетанковые соединения позволяют развить тактический успех, быстро выйти противнику во фланг и тыл, уничтожить его штабы, аэродромы, узлы связи», - отмечает Мураховский.

Чтобы мощный дизель не перегрелся и не «наглотался пыли», конструкторы предусмотрели высокоэффективную систему охлаждения и очистки поступающего извне воздуха. За счет этого география боевого применения машины существенно расширилась: теперь она не заглохнет даже в эпицентре песчаной бури при экстремальной жаре в +50 по Цельсию.

Экипаж танка Т-72Б3 мотострелковой бригады 58-й армии на полигоне «Гвардеец» в Шалинском районе

Важное отличие последних Т-72Б3 от базовых версий - автоматическая коробка переключения передач, аналогичная установленной на Т-90МС. Кроме того, предусмотрен автоматизированный комплекс управления для механика водителя с цифровым дисплеем и телекамерой заднего вида, который сам предупреждает о возникших неисправностях или повреждениях шасси.

Танк Т-72Б3 на полигоне «Алабино

Командующий Сухопутными войсками генерал-полковник Олег Салюков ранее сообщил, что на современные танки Т-72Б3, Т-80У и Т-90А со временем перейдут все воинские части постоянной готовности. К 2020 году планируется обеспечить 71 процент современных танков в войсках. Всего, по данным за 2016 год, на вооружении у России числится 2700 танков, при этом более 10 тысяч танков находится на хранении.

В отношении новых модификаций ОБТ Т-72 в последние годы ходит множество слухов, причем некоторые из них откровенно восторженные, а в другом случае доходит дело едва ли не до откровенной ругани. А когда в конце 2013 года было принято решение об отказе закупки Т-72Б3 для нужд армии, сообщение это произвело эффект разорвавшейся гранаты.

Здесь следует упомянуть, что решение это было принято на основании реального опыта эксплуатации опытных образцов в частях, где до того использовались танки Т-80. Танкистам важнее реальная работа техники, а на мнение «экспертов» им откровенно плевать. Итак, чем же хорош или не слишком хорош Т-72Б3? Отличия от предыдущих модификаций - в нашем материале.

Труды Сердюкова не будут забыты…

Заказ вооружения для армии в настоящее время - громадное действо, в котором каждая из сторон норовит урвать кусок прибыли побольше. Вот основные интересы:

  • КБ пытаются сбыть свои разработки и получить гранты на дальнейшие изыскания.
  • Промышленности вообще все равно, что предстоит производить, лишь бы имелся долговременный государственный заказ и были средства для оплаты труда рабочих.
  • Армия. Раньше она просто желала получить надежную технику в больших количествах, но во времена Сердюкова все несколько изменилось, причем далеко не в лучшую сторону.

Впрочем, довольно лирики. Нам нужен Т-72Б3. Что за зверь все же начнет поступать в наши войска (решение этого года)?

Основные измененные узлы

Давайте остановимся на тех узлах, которые действительно были модернизированы:

  • СУО, изменившиеся наблюдательные приборы и средства прицеливания для экипажа.
  • Новая система радиосвязи.
  • Обновленное вооружение.
  • Улучшения в механизмах пожаротушения.
  • Танк Т-72Б3 получил гусеницы с новым РМШ.

Что нового для наводчика?

В роли прицела для наводчика выступает прибор «Сосна-У». Изначально был разработан белорусским «Пеленгом». На сегодняшний день выпускается вологодскими предприятиями. Основные характеристики следующие:

  • Стандартный оптический канал для дневных условий.
  • Тепловизор для ночного прицеливания.
  • Стандартный дальномер с лазерным каналом.
  • Дальномер лазерный для наводки при стрельбе ракетами.
  • Обнаружение вражеских танков в дневных условиях - до 5 километров, в ночных - до 3,5 км.
  • Стабилизация изображения в двух плоскостях.
  • Возможность использования КУВ (это комплекс управляемого вооружения) с ходу, без необходимости остановки машины в условиях боя.
  • Имеется автоматическое сопровождение цели.
  • Отображение режима работы и типа использованного боеприпаса.
  • Есть аппаратура, позволяющая вносить поправки при боевой стрельбе.

Отрицательные моменты

Сам этот прицел в наших войсках знают уже давно, причем он заслужил немало положительных отзывов. Вот только тепловизор изготовлен на базе французской камеры Catherine-FC, выпуском которой занимается компания Tomcon-CSF. Как можно оснащать ОБТ Т-72Б3 «Буревестник» комплектующими из страны, чья политическая воля подобна флюгеру под сильным ветром? О сегодняшнем положении нет точных сведений, но в 2014 году французские комплектующие продолжали поступать... Саму модернизацию приборов для наводчика выполнили весьма… скажем так, конструкторы постарались максимально сэкономить:

  • Вытащили хорошо зарекомендовавший себя прицел ППН 1К-13-49 (который ранее являлся комплектующим КУВ 9К120 «Свирь»).
  • Поставили на освободившееся место «Сосну».

Минусов у столь странного подхода много, причем все они серьезные:

  • Линия прицеливания и линия канала ствола сильно смещены по отношению к самому прицелу, что в полевых условиях крайне затрудняет нормальную наводку орудия на цель.
  • Очевидно, что никто не подумал о работе наводчика, которому стало еще более неудобно пользоваться прицелом. Танкисты говорят, что для нормального использования «Сосны» приходится сильно «косить» на левую сторону, попутно выгибая спину.
  • Видеосмотровое устройство наводчика расположили «на авось», отчего в войсках постоянно требуются новые: танкист попросту разбивает его левым ботинком при посадке в машину.
  • Напоследок - самое «вкусное». Внешний оптический блок закрыт… добротной металлической крышкой, которая привинчивается (!) сразу четырьмя болтами.

Последнее обстоятельство для основной боевой машины, которой является танк Т-72Б3, - полный сюрреализм. Да, оптику на следует беречь, но какой ценой? Конечно, крышку гипотетически можно снять перед началом боя… Вот только когда этот самый бой начнется? Или танкисты должны крутить ключом болты, пока противник вежливо согласится их подождать!? Ведь на всех ОБТ мира открытие бронезаслонки происходит дистанционно, с рабочего места наводчика. Да и в отечественных танках такое решение использовалось неоднократно! Что мешало установить такой механизм сюда?

Положительные решения

К счастью, есть и положительные моменты. В СУО оставили (в полном комплекте) прицел типа ТПД-К1, входящий в состав 1А40, и даже оснастили его защитой от лазерного излучения. Проще говоря, Т-72Б3 оснащается сразу двумя основными прицелами. Если даже в бою будет поврежден один, то танкист всегда сможет воспользоваться вторым.

За люком наводчика наконец-то установили то, что там давно должно было стоять: датчики температуры окружающего воздуха и характеристик ветра (скорость и направление). Отныне наводчику больше не нужно рисковать жизнью, высовываясь из люка и выполняя работу Гидрометцентра. К слову, многие специалисты высказывают вполне обоснованное мнение о том, что «аховая» стрельба на танковом биатлоне 2013 года была обусловлена именно отсутствием этих приспособлений. Так что Т-72Б3, характеристики которого мы рассматриваем в рамках этой статьи, на биатлонах до сей поры демонстрировал далеко не все свои способности, которые он может проявить.

О сложностях работы командирской

Увы, но конструкторы по каким-то только им ведомым причинам оставили в танке настоящий антиквариат - ТКН-3 (комбинированный перископический бинокулярный прицел). Напомним, что когда его уже устанавливали в 1991 году на новейшую по тем временам БМП-3, это выглядело настоящим анахронизмом! Да, в «старичка» воткнули электронно-оптический преобразователь (ЭОП), относящийся ко второму поколению, но лучше он от этого стал совсем немного. Для чего было устанавливать это чудо на Т-72Б3?

И еще. Уже при первых полевых испытаниях были зафиксированы повреждения глаз у зазевавшихся танкистов. «Рогатка» при выстреле бьет с такой силой, что пара минут головокружения обеспечена (если вовремя не убрать голову). У него есть и положительная особенность. Если нажать на торец, то башня танка автоматически развернется в ту сторону, куда «смотрит» ТКН-3. При этом на рабочем месте наводчика загорится индикатор «командир». В общем-то, больше этот самый командир Т-72Б3 в бою ничего сделать не сможет.

Абсурд при наводке на цель

Очень интересен тот факт, что при ночной работе наводчик танка будет видеть на 3,5 км, а вот командиру придется довольствоваться или той же самой дублированной картинкой, или пытаться «пронзить» ночь своим ТКН-3МК, который позволяет видеть аж на целых 500 метров. Какие ценные команды он при этом даст экипажу, если условия работы у него столь неполноценные? Ведь есть варианты модернизированного ТКН от отечественных компаний, в которых командир может хотя бы дальность до цели измерять! В любом случае, наш основной боевой танк продолжает сверкать не хуже елки в ИК-приборах наблюдения, что, вне всякого сомнения, радует потенциальных противников.

Модернизация системы связи

Вот здесь все веселее. На танк поставили УКВ-радиостанцию Р-168-25У-2 «Акведук». Ее уже давно просили военные. Имеет независимые каналы отправки и передачи данных. Может проводить открытые, скрытые и секретные сеансы связи. В последнем случае требуется использование внешних ЗАС. В заводском комплекте поставки идет два независимых приемопередатчика.

Радует, что танкисты наконец-то получили кодированную связь. Выпуск данной модели был начат Рязанским радиотехническим заводом еще в 2005 году. Стоит отметить, что разработчики станции предусмотрели прекрасный задел для модернизации этого оборудования: уже сейчас можно подключать выносной пульт для набора данных, который также может использоваться в качестве основного средства управления, если повреждены основные приборы контроля. Увы, но и здесь не обошлось без «дегтя» - танкисты говорят, что в войсковых условиях эта станция частенько барахлит. Видимо, ее еще не довели до абсолютно надежного состояния.

Тангенты с индивидуальной регулировкой громкости также зарекомендовали себя не слишком хорошо. Они и сами-то по себе не слишком надежные, так еще и отличаются повышенной хрупкостью. А ведь это - основной боевой танк. Из железа. Твердого. Танкисты говорят, что старыми тангентами можно было даже люк подпереть, а вот новую нежелательно даже ронять... Что еще предполагает модернизация Т-72Б3?

Основной калибр

До сих пор официальные источники пишут, что на модернизированную версию ставится пушка 2А46М или 2А46М-5. Остается надеяться, что в базе будут ставить именно последний вариант. Это орудие - не что иное, как глубокая модернизация прекрасно себя зарекомендовавшей модели Д-81ТМ (2А46М). При этом была значительно повышена жесткость самой конструкции, что обеспечивает лучшую точность. Кроме того, при ее изготовлении намного жестче ОТК, что обеспечивает поступление только тех орудий, разность толщины стенок которых не превышает 0,4 мм.

Цапфенные обоймы отныне крепятся обратным клином. Опора откатных частей размещается в задней части люльки, горловину которой увеличили на 160 мм. Сама она при этом также стала намного жестче. Направляющие для люльки имеют форму призмы. Все это позволило снизить рассеивание при стрельбе сразу на 15%. При стрельбе сходу разброс снарядов снизился почти в два раза. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Т-72Б3, ТТХ которого мы рассматриваем, может намного точнее и быстрее поражать все доступные цели.

Предусмотрено крепление отражателя для учета степени изгиба ствола. Полученные данные передаются на место наводчика в изначально цифровом виде, что опять-таки обеспечивает лучшую точность стрельбы, нивелирует последствия различных помех, которые неизбежно возникают в процессе боевой эксплуатации машины. Следует отметить, что все эти сведения напрямую идут в баллистический вычислитель. Этот прибор значительно облегчает работу наводчика и позволяет ему быстрее навести пушку на выбранную цель.

Усиление стандартного боекомплекта

Были введены сразу несколько типов «длинных» снарядов. Были разработаны ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и «Свинец-2». При одновременном увеличении дистанции предельной стрельбы повышается степень бронепробиваемости на всех расстояниях. Чтобы обеспечить нормальное заряжание новых снарядов, автомат заряжания был несколько изменен. Впрочем, аналогичный механизм уже ставили на наши танки, начиная с Т-72БА, так что ничего нового здесь нет.

Спаренный пулемет и ЗПУ

В этом отношении никаких изменений нет - ПКТ/ПКТм. Была информация о танковых «Печенегах», но подтверждения пока что нет. Вот только до сих пор нет данных о нормальном механизме сбора стрелянных гильз. Дело в том, что разрыв стандартного брезентового мешка с последующим рассыпанием раскаленных гильз на контейнер АЗ (автомата заряжания) может привести к крайне печальным результатам. Видимо, на этом энергия конструкторов (и деньги) полностью закончилась, потому как придумать что-то более неподходящее для боевого танка, нежели открытую всем ветрам ЗПУ, сложно…

Судя по всему, в экипаже нужен штатный смертник, который будет прикрывать Т-72Б3. Отзывы самих танкистов вообще лучше не приводить ввиду их полной непотребности.

Основные выводы по системе вооружения

  • На этот раз модернизация действительно улучшает показатели машины: новая пушка и улучшенные боеприпасы. Все эти составляющие дают шанс на быстрое и гарантированное подавление противника.
  • ПКТ - без комментариев, хит на все времена.
  • ЗПУ без дистанционного управления - неприкрытое пренебрежение жизнью членов экипажа. Так как вес танка Т-72Б3 все равно увеличился до 46 тонн (42 тонны весит простой Т-72), то можно было бы выделить еще пару сотен килограммов для нормальной дистанционно управляемой установки.

Системы автоматического пожаротушения

НПО «Электромашина» специально для данной модернизации разработало систему «Иней». Это автоматическая установка для обнаружения и тушения пожаров, которые могут возникнуть в боевом и моторном отделениях. Основные характеристики:

  • Двукратное действие.
  • В комплекте идет четыре баллона с «Хладоном».
  • Для обнаружения очага возгорания используются оптические и термические датчики.

Силовая установка и трансмиссия

В-84-1 был оставлен на месте. Конечно, привыкших к Т-80 танкистов «убивают» все дизели, но этот мотор действительно хорош. В-84 очень надежен и проверен боевой эксплуатацией. В действующих частях полно специалистов, которые прекрасно знают этот мотор. В-92, который изначально предполагалось ставить, еще нуждается в разносторонних испытаниях. Так как силовая установка осталась прежней, то и трансмиссия изменениям никаким не подверглась. БКП не подвергалась усилению, число пар трения в элементах фрикциона не увеличивали. Так что двигатель и трансмиссия остались практически теми же.

Ходовая часть

Использована гусеница с последовательным расположением РМШ. Данный вариант используется как на Т-72БА, так и на Т-90 уже с 1996 года. Соответствующим изменениям подвергается и ходовая часть, которой оснащаются российские Т-72Б3. О каких-то иных новшествах в этой области не сообщается.

Основные выводы

  • Возможности наводчика действительно впечатляют: к его услугам два прицела, новая пушка с улучшенными системами контроля изгиба ствола, а также прочие «изюминки».
  • Увы, но из-за откровенно архаичных средств наблюдения командир нового танка попросту не в состоянии нормально вести бой ночью.
  • Системы связи хороши, но их следует доводить.
  • «Иней» хорош, вот только двукратного срабатывания мало, да и баллонов со смесью желательно иметь больше.
  • Защита башни и корпуса - полный провал.
  • Двигатель, ходовая и трансмиссия - никаких изменений.

Остается устойчивое впечатление, что модернизацию попросту забросили на полпути. Многие недоработанные элементы можно улучшить, не затрачивая на это феноменальных средств. Вот, в общем-то, и все. В принципе, модернизация танка получилась весьма неплохой, но некоторые моменты откровенно режут глаз.

Наличие в более чем тридцати странах мира около десятка тысяч танков типа Т-72, а также огромный модернизационный потенциал машины подталкивает многие конструкторские бюро к разработке программ модернизации этого танка. В России такие программы разработаны в нижнетагильском УКБТМ. Высокую активность в разработке и реализации программ модернизации Т-72 проявляют также компании Украины и Израиля. Немало программ разработано в Чехии, Словакии, Польше и даже в ЮАР.

Реализация комплексных программ модернизации, согласованных с компанией разработчиком, обеспечивает значительное повышение боевых характеристик машин, выводя модернизированные Т-72 на один уровень с танками последних западных разработок. Другие же программы, предполагающие замену на танках отдельных приборов прицеливания, агрегатов силовой установки, установку систем навигации, как правило, позволяют незначительно повысить лишь отдельные показатели боевой эффективности, и то не всегда. Известны случаи, когда после установки на Т-72 новейших автоматизированных систем управления огнем (АСУО) итальянской разработки, показатели точности стрельбы стали ниже, чем на базовом варианте машины. Это происходит ввиду того, что часто разработчики таких АСУО не имеют полного комплекта технической документации для обеспечения сопряжения СУО с приводами наведения и стабилизации оружия комплекса вооружения танка. В результате ошибки стрельбы, возникающие при наводке оружия в цель не уменьшаются, а только увеличиваются.

В Республике Беларусь в настоящее время утвержден новый облик белорусского танка, который стал результатом осуществления программы модернизации танка Т-72Б разработанной специалистами 140 БТРЗ совместно с инженерами ОАО «Пеленг». Эти предприятия еще с советских времен занимались производством капитального ремонта машин типа Т-72 и разработкой систем управления огнем для всех танков советской и российской разработки.

Предполагается, что в ходе модернизации находящегося на вооружении танка Т-72Б будут улучшены и выведены на более высокий уровень огневая мощь, защищенность и командная управляемость. Для этого на машину устанавливаются современные системы управления огнем, средства связи и навигации. В частности вместо ППН 1К13-49 в танке Т-72Б устанавливается разработанный ОАО «Пеленг» прицельный комплекс «Сосна-У», который также успешно используется и при модернизации российских танков Т-72Б и Т-90. Многоканальный прицельный комплекс «Сосна-У» объединяет в себе визирный оптический канал, тепловизионный канал, лазерный дальномерный канал и лазерный канал управления комплекса управляемого вооружения. Кроме того, в состав новой высокоавтоматизированной СУО модернизированного в Беларуси танка Т-72Б включены баллистический вычислитель и автомат сопровождения цели. Штатный прицельный комплекс 1А40-1 теперь выполняет роль дублирующего прицельного приспособления.

Установленная на танке в ходе модернизации современная СУО с многоканальным прицелом позволяет обнаружить цель и вести огонь по ней как наводчику-оператору, так и командиру танка из основного оружия всеми типами боеприпасов. В том числе и управляемой ракетой с места и с ходу, днем и ночью, на дальность до пяти километров. А наличие автомата сопровождения цели значительно повышает вероятность попадания при стрельбе по движущимся целям и с ходу.

Для повышения защищенности танка реализуется комплекс мер, включающий в себя установку новых броневых модулей, автоматической системы постановки аэрозольных завес.

На прошедшей в столице Казахстана в мае 2012 г. были продемонстрированы еще две модернизации танка Т-72 – одна разработанная украинскими инженерами киевского танкоремонтного завода, вторая – израильскими и казахскими специалистами.

Украинская модернизация танка представлялась под наименованием Т-72UA4. Машина имеет усовершенствованный прицельно-наблюдательный комплекс командира с зенитной пулеметной установкой закрытого типа позаимствованный от танка Т-80УД, выпускавшегося в середине 80-х гг. на заводе им. Малышева в г. Харькове. Командир получил в свое распоряжение комбинированный прицел ТКН-4С со стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, с помощью которого имеет возможность ведения прицельного огня из зенитного пулемета по наземным целям с ходу. Судя по тому, что в составе СУО модернизированного Т-72UA4 поменялся только ночной прицел (вместо ТПН1-49 установлен ТПН4), возможность ведения огня из основного оружия танка с места командира отсутствует. Основным прибором прицеливания наводчика остался прицельный комплекс 1А40-1 ТПД-К1. Комплекс управляемого ракетного вооружения отсутствует.

Главной особенностью этого танка является модернизированная силовая установка с турбопоршневым двухтактным дизелем 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. при сохраненной оригинальной вентиляторной системе охлаждения, существенным образом улучшающая характеристики подвижности модернизированного танка.

Также на Т-72UA4 повышены показатели защищенности машины за счет установки комплекса оптико-электронного противодействия «Варта», включающего в себя систему постановки завес и станцию оптико-электронных помех, являющиеся аналогами российской системы оптико-электронного подавления «Штора-1». Элементы навесной динамической защиты корпуса «Контакт-1» остались без изменений.

Вообще-то странно, почему в Казахстан украинские разработчики привезли именно эту модернизацию Т-72 – Т-72UA4? Вряд ли она может составить достойную конкуренцию казахстанской модернизации Т-72, не говоря о российской. Машина имеет практически худшую огневую мощь по сравнению со штатным Т-72Б, состоящим на вооружении армии Казахстана. Странно, тем более, что Украина годом ранее в Нижнем Тагиле демонстрировала более продвинутую версию модернизации Т-72 – Т-72АГ.

На Т-72АГ СУО идентична той, что установлена на танке Т-90 (прицельный комплекс наводчика 1Г46, ночной прицельный комплекс ТПН4-49, командирский прицельный комплекс ПНК-4Г, возможность дублированного управления огнем с места командира танка, баллистический вычислитель, стабилизатор оружия 2Э42М), имеется комплекс управляемого ракетного вооружения 9К119 с управляемой ракетой «Комбат».

Силовая установка такая же, как и на Т-72UA4 – с турбопоршневым двухтактным дизелем 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. Однако на Т-72АГ установлена еще и вспомогательная силовая установка ЭА-10 мощностью 10 кВт.

Комплекс средств защиты танка Т-72АГ включает в себя такой же, как и на Т-72UA4 комплекс оптико-электронного противодействия «Варта», новый комплекс встроенной динамической защиты «Нож», систему защиты от напалма, новую быстродействующую противопожарную систему.

Для повышения работоспособности экипажа, особенно в боевых условиях, машина оснащена системой кондиционирования воздуха.

По-своему интересен проект модернизации танка Т-72 – Т-72KZ «Шыгыс» (восток), разработанных казахскими, израильскими и турецкими инженерами.

По схеме модернизации Т-72KZ близок к печально известному грузинскому варианту T-72 SIM-I, которые так и не смогли показать каких бы то преимуществ перед штатными российскими Т-72А и Т-72Б во время войны в Южной Осетии в 2008 г., но внешне отличающийся установкой новых элементов динамической защиты на башню и лобовую деталь корпуса. Борта корпуса прикрыты резинотканевыми и усилены дополнительными решетчатыми экранами. Однако противокумулятивные решетки на бортах никаким образом должным образом работать не будут, поскольку установлены вплотную к резинотканевому экрану.

При модернизации танк Т-72KZ «Шыгыс» сохранил свой штатный 840-сильный двигатель В-84 танка Т-72Б, которого вполне хватает для обеспечения достаточной подвижности машины такой весовой категории (первоначально предполагалась установка на модернизируемые в Казахстане танки Т-72 финские дизели Wartsila). Показатели подвижности ночью повышены за счет установки тепловизионного прибора механика-водителя (аналогичного применяемому на разработанном в Турции варианте модернизации танка Leopard 2), обеспечивающего дальность видения ночью, а также в сложных условиях видимости (туман, снег, пыль, дым и т.д.) до 400 м. Установка на штатную гусеницу Т-72 с последовательным РМШ асфальтоходных башмаков снижает и без того невысокие показатели проходимости старой гусеницы.

Для повышения огневых возможностей на танке установлена новая система управления огнем с использованием новых приборов прицеливания и наблюдения производства турецкой компании Aselsan. СУО включает в себя комбинированный круглосуточный прицел наводчика с тепловизионным каналом с дублированием «картинки» с него на месте командира танка, а также баллистический вычислитель. Это обеспечило возможность ведения прицельного огня с места командира танка в режиме «Дубль». Однако, модернизированный в Казахстане вариант Т-72 потерял такое огневое преимущество, как возможность стрельбы управляемой ракетой. Стабилизатор оружия остался прежним – 2Э28М.

Что значительно повышено на казахско-израильско-турецком варианте модернизации Т-72, так это показатели командной управляемости. Они повышены за счет установки на машину навигационной системы, новых цифровых средств связи, системы управления подразделением в бою на основе бортового компьютера BMS, способной интегрироваться в автоматизированную систему управления войсками тактического звена.

В качестве навигационной системы на Т-72KZ «Шыгыс» используется израильская навигационная система Azimuth Comet с характерной удлиненной антенной приемника GPS на кормовой части башни (как и на грузинских танках Т-72 SIM-I), при этом дополненную приемником ГЛОНАСС. Системы радиосвязи включают израильские двухблочную УКВ радиостанцию CNR-990 и цифровую систему внутренней связи VIC-500 разработки компании Tadiran.

Для обеспечения работы возросшего количества потребителей электроэнергии на машине установлена вспомогательная силовая установка израильского производства мощностью 7,5 кВт.

Официально в модернизации Т-72KZ «Шыгыс» принимали участие пять компаний, все казахские или совместные: «Единый центр внедрения систем управления вооружением» (разработка концепции, выработка ТЗ), «Семей Инжениринг» (производство ремонта, установка ДЗ), «Казахстан Аселсан Инжениринг» (СУО, прибор ночного видения механика-водителя), «Казахстанско-израильское совместное предприятие «Delta IT» (системы связи, навигации, управления подразделениями в бою, энергоснабжения), «811 Авторемонтный завод КИ» (производство и установка гусениц с асфальтоходами).

Как бы ни были привлекательны программы модернизации танка Т-72, разработанные зарубежными коллегами, наиболее современным вариантом модернизации этого танка стал вариант, разработанный в Уральском КБ Транспортного машиностроения (УКБТМ) – колыбели Т-72. К модернизации машины в этом КБ подошли комплексно.

На модернизированном танке удалось существенно повысить: огневую мощь (точность и дальность действительной стрельбы), защищённость, подвижность и командную управляемость. Кроме того, значительно улучшены эксплуатационные характеристики модернизированной машины.

Повышение огневой мощи обеспечено за счёт внедрения новой СУО, установки новой 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М-5, применения новых более могущественных боеприпасов и ЗПУ закрытого типа с дистанционным управлением.

Усовершенствованная 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5 вместе с доработанным автоматом заряжания под применение нового бронебойно-подкалиберного выстрела, обеспечивает стрельбу всеми новейшими образцами 125-мм выстрелов повышенного могущества.

СУО модернизированного танка Т-72 стала автоматизированной с цифровым баллистическим вычислителем и системой контроля изгиба ствола. Даже по сравнению с пушкой 2А46М точность стрельбы из пушки 2А46М-5 повысилась на 15-20%, а суммарное рассеивание при стрельбе сходу понизилось в 1,7 раза.

В состав СУО модернизированного Т-72 включен многоканальный (оптический, тепловизионный, лазерные дальномерный и управления ракетой каналы) прицел наводчика «Сосна-У» с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях. Новый прицел обеспечивает эффективное поражение целей на дальностях свыше 3000 м днем и ночью, а также в условиях плохой видимости (пыль, туман, снег и т.д.). Появилась возможность ведения огня управляемой ракетой в ночных условиях и сходу.

С целью обеспечения высокой эффективности стрельбы из танка с ходу на машину установлен новый стабилизатор вооружения 2Э42-4 с электромашинным усилителем. Помимо повышения точности стрельбы, такой стабилизатор еще снижает пожароопасность из-за отсутствия гидравлических приводов с высоким давлением пожароопасной рабочей жидкостью.

Новая ЗПУ позволяет командиру танка вести прицельную стрельбу из зенитного 12,7-мм пулемета «КОРД» (НСВТ-12,7) с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме – по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони. Это также повышает живучесть танка на поле боя, особенно в сложных условиях боя (в городе, в лесу, в горах) за счет своевременного подавления или уничтожения танкоопасной живой силы.

По желанию заказчика возможно размещение на модернизированном танке Т-72 ЗПУ открытого типа с ручным наведением.

Значительно повышена защита танка за счет установки новой ДЗ «Реликт» модульного типа. Она имеет ряд преимуществ по противодействию современным противотанковым боеприпасам по сравнению с комплексами ДЗ, применявшимися ранее. Для защиты бортовых и кормовой проекций танк комплектуется специальными экранами с элементами ДЗ и решетчатыми экранами. Решетчатые экраны обеспечивают разрушение БЧ попадающих в них кумулятивных боеприпасов снижая вероятность пробития ими брони на 70-100%.

Для защиты от противотанковых мин с магнитными взрывателями на модернизированном танке Т-72 устанавливается система электромагнитной защиты (СЭМЗ), обеспечивающей преждевременный подрыв таких мин.

Маскировочный комплект «Накидка», очередное «ноу-хау» российских разработчиков, делает танк практически неуязвимым при попытке его поражения современными средствами высокоточного оружия западного производства. Вероятность и дальность обнаружения танка оснащенного «Накидкой» средствами обнаружения современного высокоточного оружия в радиолокационном диапазоне обнаружения снижется в 6 и более раз. В ИК диапазоне вероятность обнаружения и захвата инфракрасными ГСН танка в «Накидке» снижается в 2-3 раза.

На модернизированном Т-72 установлена автоматизированная система постановки завес комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Она обеспечивает защиту боевой машины от высокоточного оружия с полуактивной лазерной ГСН, предупреждение экипажа о лазерном облучении танка (при замере дальности лазерными дальномерами и подсветке лазерными целеуказателями). Система осуществляет постановку многоспектральных аэрозольных завес, скрывающих положение танка и ослепляющих системы управления противотанковых комплексов и другого высокоточного оружия.

С целью повышения подвижности машины на танк установлен многотопливный дизель В-92С2 мощностью 1000 л.с. и усовершенствованная система охлаждения.

Доработаны узлы ходовой части. Машина получила новые гусеницы с траками с параллельным резинометаллическим шарниром, обеспечивающие ей лучшее сцепление с грунтом и хорошую управляемость. Усилены, а также повышена жесткость амортизаторов, усилены бортовые коробки передач.

Командная управляемость повышена за счёт оснащения танка новой УКВ радиостанцией Р-168-25УЕ-2, аппаратурой внутренней связи и коммутации Р-168 АВСК-У и комбинированной (спутниковой и одометрической) навигационной аппаратурой.

Таким образом, разработанная в России программа модернизации танка Т-72 является наиболее отработанным и сбалансированным вариантом повышения боевых свойств танков типа Т-72. При этом в зависимости от пожеланий заказчиков, на машине могут быть осуществлены не все сразу доработки, а только часть их, по выбору, что может расширить круг потенциальных клиентов. При этом необходимо учесть, что программа модернизации Т-72 разработанная российскими конструкторами учитывает все нюансы конструкции машины и не ограничивается полумерами, предлагаемыми многими зарубежными разработчиками.

Еще одну модернизацию танка Т-72Б представили на прошедшей в июне – июле 2012 г. в подмосковном Жуковском специалисты компании «Оборонсервис». В результате проведенной компанией модернизации повышены огневая мощь и командная управляемость танка.

Огневая мощь повышена за счет установки нового прицельного комплекса наводчика и панорамного многоканального прицельного комплекса командира. По всей видимости, усовершенствованы и другие элементы системы управления огнем (СУО). Понятно одно – командир получил возможность эффективного онаружения целей днем и ночью, а также ведения прицельного огня из основного и дополнительного оружия всеми видами боеприпасов, включая управляемую ракету, днем и ночью, с места и с ходу.

Командная управляемость повышена за счет установки нового комплекса средств связи и системы топографического ориентирования «Трона» использующую GPS/ГЛОНАСС и инерциальную подсистемы, разработанную на Ковровском электромеханическом заводе «КЭМЗ», установки новых цифровых средств связи, автоматизированной системы управления войсками тактического звена.

В целом, если рассмотреть предлагаемые в настоящее время на мировом рынке программы модернизации танка Т-72, только российскими инженерами разработаны и реализованы наиболее взвешенные, комплексные и отвечающие современным требованиям боя программы.

Сравнительные ТТХ танков Т-72Б и модернизированного Т-72


Параметр

Т-72 модернизированный

Боевая масса, т

не более 46

Пушка, марка

Калибр, мм

Зенитная пулемётная установка

открытого типа

закрытого типа с дистанционным управлением

Модульная ДЗ

«Контакт-V»

«Реликт»

Автоматизированная система постановки завес

Система электромагнитной
Защиты

Дневной прицел

Прицельный комплекс 1А40-1

Многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» с визирным и ТПВ-каналами, лазерным дальномером и лазерными каналом управления ракетой

Ночной прицел

ППН 1К13-49 электронно-оптический монокулярный перископический

Дальность обнаружения и распознавания цели типа «танк» ночью, м

не менее 3300

Режим дублированного управления вооружением с места командира

Прицел-дублёр

прицел-дальномер
ТПД-К1

Баллистический вычислитель

электронный цифровой с комплектом датчиков

Автомат сопровождения цели

электронный цифровой с обработкой видеоизображения от ТПВ-канала прицела «Сосна-У»

Информационный канал управления ракетой

входит в состав ППН 1К13-49

входит в состав многоканального прицела наводчика «Сосна-У»

Максимальная дальность стрельбы управляемой ракетой, м

до 4000
(днем, с места)

до 5000
(днём и ночью, с места и
с ходу)

Радиостанция, марка

Наличие заранее подготовленных частот

Режим технического
Маскирования

Режим ППРЧ (программная перестройка рабочей частоты)

Скорость передачи и приёма цифровой информации, бит/с

цифрового канала связи нет

Навигационная аппаратура, тип

комбинированная (GPS и одометрическая)

Аппаратура внутренней связи и коммутации, марка

Р-168 АВСК-Б

Словесная разборчивость, %

Максимальное число абонентов, подключаемых в сеть внутренней связи

Двигатель, марка

Мощность, л.с.

Удельная мощность, л.с./т

не менее 21,8

Максимальная скорость
по шоссе, км/ч


МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТАНК Т-72Б3
THE MODERNIZED TANK T-72B3

В 2011 г. Министерство обороны РФ решило прекратить закупку новых танков семейства Т-90. Тем же Министерством обороны принято решение, что Т-80 и модификации модернизироваться не будут и все средства пойдут на капитальный ремонт и модернизацию имеющихся Т-72. УКБТМ было разработано 15 опций модернизации Т-72. Проект Т-72Б3 создавался в качестве способа бюджетной модернизации имеющегося парка танков Т-72Б.
Глубокой модернизацией танков Т-72 до версии Т-72Б3 занимается «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. По оценкам специалистов Т-72Б3 способен на равных способен противостоять на танковом биатлоне самым лучшим иностранным машинам, в том числе М1А2 из Кувейта и китайским Тип 96-99. В данном танке использован задел наработок, полученных при создании Т-72Б2 и Т-90СМ.

Контракт на проведение модернизации танков был подписан в мае 2012 года на сумму 6 млрд рублей (150 млн долл) в рамках более масштабного соглашения, которое должно загрузить производственные мощности «Уралвагонзавода» по меньшей мере на три года. Финансирование соглашения составит более шести миллиардов рублей. Помимо этих средств предприятие получит еще 6,2 миллиарда рублей на модернизацию производства.
Т-72Б3 – это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин. Комплектация определена Минобороны РФ (решение принимал Владимир Поповкин, когда был начальником вооружения, и Николай Макаров, бывший глава Генштаба). Стоимость модернизации одного Т-72Б3 составляет 52 млн. руб. Из них около 30 млн. руб. уходит на капитальный ремонт танка - машины полностью разбирают, обследуют все детали и меняют устаревшие на новые; остальные деньги тратят на модернизацию - закупку и установку нового оборудования и других комплексов, которые выбрал заказчик.
В ходе доработок танк получил новую систему управления огнем, включающую, в том числе, многоканальный всесуточный прицел наводчика. С его помощью танк может в любое время суток обнаружить и распознать цель на расстоянии до пяти километров. Кроме того, машину оснастили цифровым баллистическим вычислителем с комплектом датчиков метео- и топографических условий. Он обеспечивает автоматизацию процесса подготовки выстрела и значительно повышает точность стрельбы. Новый комплекс управляемого вооружения гарантирует высокую вероятность уничтожения цели ракетой с места и в движении на дальности до пяти километров. А внедрение автомата сопровождения целей упростило работу наводчика при стрельбе с ходу и по движущимся целям. Кроме того, усовершенствованный танк получил более современную динамическую защиту и цифровые средства связи.
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного. Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защиту (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) – осталась открытая ЗПУ с ручным управлением.
Для улучшения динамических характеристик при возросшей массе танка устанавливается турбодизельный двигатель, мощность которого увеличена более чем на 30% по сравнению с базовым изделием. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Ходовые качества танка Т-72Б3 остались на том же уровне, что и у Т-72Б. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.
Стоимость капитального ремонта с модернизацией Т-72Б3 составляет 52 млн. руб. Из них около 30 млн. руб. уходят на капитальный ремонт танка и его дизель В-84-1. Закупочная стоимость Т-90А сотавляет от 70 млн. руб. (2009 г.) до 118 млн. руб. (2011 г.).
Танк Т-72Б3 принят на вооружение российской армии приказом Министра обороны РФ от 19 октября 2012 года.
В Алабино в августе 2013 года на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» – танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».

На IX Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo (RAE 2013), которая начала работать сегодня в Нижнем Тагиле, в составе экспозиции ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» ОАО НПК «КБМ» представило два своих изделия. Впервые демонстрируется натурный образец модифицированного комплекса активной защиты объектов бронетанкового вооружения и техники «Арена-Э» на модернизированном танке Т-72Б3. Сектор защиты по азимуту у комплекса расширен до кругового. Если прежняя модификация поражала противотанковые управляемые ракеты и противотанковые гранаты, то новая рассчитана ещё и на уничтожение артиллерийских кумулятивных снарядов. Вместо моноблочной радиолокационной станции, являвшейся демаскирующим признаком, новая «Арена-Э» оснащена многомодульной РЛС, распределённой по контуру башни. Сократилось количество защитных боеприпасов. Общая масса комплекса уменьшена более чем в полтора раза.

К концу 2013 года на вооружение Западного военного округа было передано около 270 машин. Порядка 30 модернизированных танков Т-72Б3 в 2013 году поступили на вооружение Амурского общевойскового объединения Восточного военного округа. В 2015 году на новую технику перейдут все амурские военные подразделения.

На прошедшей в Минске выставке MILEX-2014 Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» представила натурный образец модернизированного танка Т-72 и другие свои военные разработки. В первый день работы выставки стенд УВЗ посетил премьер-министр Республики Беларусь Михаил Мясникович. Основным объектом его внимания в экспозиции УВЗ стал натурный образец модернизированного танка Т-72. Белоруссия заинтересована в предложенном Россией варианте модернизации основных боевых танков Т-72. Об этом на 7-й международной выставке вооружений «Милекс-2014″ (MILEX-2014) сообщил советник генерального директора НПК «Уралвагонзавод» Алексей Маслов. «Мы уже много лет эту тему обсуждали и сегодня, наконец- то, определились с опциями, которые бы белорусы хотели видеть на своих танках, – сказал Маслов. – Все, что в башне сделано их устраивает, про остальное будут думать».
Советник пояснил, что пока Минобороны Белоруссии оставит на модернизируемых танках штатный двигатель и шасси, потому что «у них есть определенный запас гусениц и другого ремонтного фонда. Модернизация будет осуществляться на белорусских заводах, куда будут поставляться из России модернизационные комплекты и соответствующая технологическая оснастка в рамках военно-технического сотрудничества.
MILEX 2014 – 7-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» выступала генеральным спонсором Чемпионата мира по танковому биатлону, который 4 августа 2014 года стартовал на полигоне в Алабино. На прошедшем в 2014 году Международном танковом биатлоне в Алабино сборная России выступала на специально разработанных «гоночных» танках Т-72Б3М (также обозначается как Т-72Б4), оснащенных мощным двигателем В-93 мощностью в 1130 л.с., гидравлической трансмиссией и автоматической коробкой передач. Удельная мощность этой модели (масса танка меньше массы Т-90А почти на 5 т) превышает такой же показатель других танков, участвующих в конкурсе. При массе танка 44,5 т удельная мощность составляет 25,39 л.с./т. Этот двигатель также устанавливается на экспортные танки Т-90СМ массой 46,5 т. Кроме того, танки оснащены усовершенствованной пушкой 2А46М5, которая имеет лучшие характеристики, чем пушка, установленная на предыдущих Т-72Б.

В ноябре 2014 года завод «Омсктрансмаш» досрочно выполнил гособоронзаказ 2014 года по капитальному ремонту и модернизации поступающих из войск танков Т-72Б3. По словам гендиректора «Омсктрансмаша» Игоря Лобова, география поставок отремонтированных и модернизированных бронемашин в 2014 году расширилась – Т-72Б3 поставлены в воинские части всех военных округов страны. Большая часть машин отправлена в Новгородскую область и на Дальний Восток.
В мотострелковое соединение ЮВО, дислоцированное в Чеченской Республике, 27 ноября 2014 года прибыл очередной железнодорожный состав с 29 модернизированными танками Т-72Б3. Теперь все танковые подразделения в Чечне полностью перевооружились на новые боевые машины. Вместе с техникой в соединение прибыли представители завода-изготовителя из Омска, которые помогли танкистам ознакомиться с эксплуатационными особенностями новых танков.
В декабре 2014 года «Уралвагонзавод» досрочно выполнил гособоронзаказ 2014 года и уже модернизировал 140 танков Т-72 в счет оборонного заказа 2015 года. Данная бронетехника выдержала все виды испытаний и была принята военным представителем Минобороны РФ. «После модернизации танк становится более маневренным за счет нового мощного двигателя и гусеничных лент. Современный прицел позволяет вести наблюдение и стрельбу в ночное время на большие расстояния, а также стрельбу управляемыми ракетами на расстояние до 5 километров. Также установлена более мощная и надежная рация, позволяющая вести радиообмен на большее расстояние с лучшим качеством», – рассказал замначальника 47-го военного представительства Алексей Грязнов.

В 2015 году в рамках Гособоронзаказа-2015 на вооружение мотострелковых соединений Восточного военного округа (ВВО) поступит более 70 модернизированных танков Т-72Б3. Новая боевая техника идет на замену устаревших танков Т-72Б1. Ее поставки будут осуществляться напрямую с завода-изготовителя.
В начале 2015 года 15 глубоко модернизированных танков Т-72Б3 производства корпорации «Уралвагонзавод» поступили в рамках Гособоронзаказа в юргинскую мотострелковую бригаду Центрального военного округа, дислоцированую в Кемеровской области.

Мотострелковая бригада, дислоцированная в Юрге, стала первым соединением Центрального военного округа, полностью перевооруженным на глубоко модернизированные танки Т-72Б3. В конце марта 2015 г. более 20 машин производства корпорации «Уралвагонзавод» доставлены железнодорожным транспортом на станцию разгрузки.


Мотострелковая бригада, дислоцированная в Юрге, стала в марте 2015 года первым соединением Центрального военного округа, полностью перевооруженным на глубоко модернизированные танки Т-72Б3. Отдельная гвардейская мотострелковая Звенигородско-Берлинская орденов Кутузова и Суворова II степени бригада дислоцируется в городе Юрга с 1 января 1993 года.

НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) намерен начать производство новой модификации основного боевого танка (ОБТ) Т-72Б3, об этом на форуме «Армия-2015» заявил главный конструктор УВЗ Андрей Терликов. «Для новой модификации Т-72Б3 подготовлен комплект дополнительной защиты, – проинформировал Терликов. – В ближайшее время эту модификацию планируем запустить в серийное производство».
По словам Терликова, новая модификация Т-72Б3 получила танковый дизельный двигатель В2Ф мощностью 1130 л.с. «Механик-водитель получил автоматизированный комплекс управления, который самостоятельно предупреждает о повреждениях и авариях, а рабочее место командира оснащено панорамным прицелом», – добавил представитель «Уралвагонзавода».
«Эта модификация зарекомендовала себя с наилучшей стороны», – подчеркнул он.

Для участия в самом зрелищном шоу военной техники «Танковый биатлон-2015″ были отобраны 18 танков Т-72Б3, которые в 2014-2015 гг. прошли плановый капитальный ремонт с модернизацией на омском заводе. Двенадцать из них принимают непосредственное участие в состязании, шесть находятся в резерве. Лучшие танковые экипажи из 13 стран мира борются за первое место в тяжелых, приближенных к боевым, условиях. По результатам жеребьевки сборная России по «Танковому биатлону» вышла на трассу во втором заезде на танках красного цвета. Программа соревнований этого года включает следующие этапы: индивидуальная гонка, спринт, гонка преследования и эстафета.

«Уралвагонзавод» (УВЗ) досрочно выполнил контракт по модернизации в интересах Минобороны РФ танков Т-72Б3, такая тенденция продолжится и в 2016-2017 годы, заявил во вторник заместитель гендиректора по спецтехники УВЗ Вячеслав Халитов. «Контракт выполняется в полном объеме, срывов нет, и этот 2015 год мы заканчиваем досрочными поставками танков Т-72Б3 в российские вооруженные силы. Программа модернизации Т-72 продолжится в 2016-2017 годах», - сказал он.

В январе 2016 года Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского разместила в реестре закупок информацию (ссылка на закупку № 31603190542) о заключении договора с входящем в интегрированную структуру корпорации АО «Омсктрансмаш» на капитальный ремонт танков Т-72Б с модернизацией до уровня Т-72Б3. Ремонт будет выполняться в интересах российского Министерства обороны. Уралвагонзавод является головным исполнителем государственного контракта на модернизацию танков Т-72Б.
По условиям соглашения, в ремонт до конца 2015 г. должны поступить 32 танка, завершение модернизации запланировано до конца 2016 г. При этом цена ремонта, утвержденная по ГОЗ на 2015 г., применяется для 12 ед., для оставшихся применяется цена 2016 г. Стоимость контракта составляет 2 525 984 345,88 руб. (средняя цена работ на одном танке – 78,9 млн.руб.)

На сайте госзакупок в начале марта 2016 года появилась размещенная АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» информация о намерении заключить контракт «Авторское сопровождение и оказание технической помощи при проведениикапитального ремонта с модернизацией 154 танков типа Т-72Б (Т-72Б, Т-72Б1, Т-72БА) с приведением к виду Т-72БЗ с дополнительной защитой». Начальная (максимальная) цена договора составляет 32,262 млн рублей. Срок действия договора – до 31 декабря 2017 года. Закупка должна быть осуществлена у единственного поставщика, с проведением работ в Нижнем Тагиле.
Работы должны выполняться в течении 2015-2017 годов в обеспечение исполнения государственного контракта № 1517187321301030119015402/Р/3/2/234-2015-ДГОЗ, в соответствии с техническими требованиями (ТТ) № 3/6/1-2015 от 19.01.2015 г., на основании технического задания (ТЗ) от 25.08.2015 г. Капитальный ремонт с модернизацией танков типа Т-72Б с приведением к виду Т-72БЗ с дополнительной защитой проводится по конструкторской и ремонтной документации АЭЛ.184.СД-Р7 с дополнениями (для танков Т-72Б/Б1) и АЭЛ.184.СД-Р8 (для танков Т-72БА).
Указывается, что на основании ТТ и ТЗ Исполнитель с 01.10.2015 года приступил к фактическому выполнению работ.
Закупка должна быть произведена у единственного поставщика, которым, видимо, является входящее в интегрированную структуру этой корпорации АО «Омсктрансмаш», осуществляющее работы по капитальному ремонту танков типа Т-72Б с модернизацией до уровня Т-72Б3.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, т 46
Длина, мм:
- с пушкой вперед 9530
- корпуса 6860
Ширина, мм 3770
Высота по крышу башни, мм 2226
Клиренс, мм 490
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,9
Площадь проекции, м2:
- лобовой 6
- бортовой 12,0
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град 30
- брод, м 1,2 (с ОПВТ -5)
Двигатель:
- тип V-образный многотопливный 4-х тактный дизель В-84-1 (или В-93, или В-92С2Ф)
- макс. мощность, л.с. 840 (или 1130, или 1130)
- система охлаждения жидкостная
- тип топлива ДЛ, ДЗ, ДА, Т-1, ТС-1, Т-2, А-66 и А-72
- система пуска стартер и сжатым воздухом (дополнительно)
Трансмиссия механическая, планетарная
- входные редуктора 1
- бортовые коробки передач 2
- бортовые редуктора 2
Приводы трансмиссии:
- тип гидравлические
Движитель: гусеничная лента с косыми грунтозацепами и ведущим колесом с улучшенной очищаемостью
Запас топлива, л 1200+400
Удельная мощность, л.с./т 18,3
Максимальная скорость, км/ч 60
Запас хода, км 500
Бронезащита: на уровне танка Т-72Б, встроенная динамическая защиту (ВДЗ) «Контакт-5»,
бортовые экраны корпуса с интегрированными модулями динамической защиты типа «Реликт»
и решетчатыми экранами проекции МТО корпуса
система пуска дымовых гранат 8 х 902А
применяемая граната 3Д7 или 3Д17
время постановки завесы, с, не более 3
Экипаж, чел. 3

ВООРУЖЕНИЕ

125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5 (или 2А46М-5-01)
12,7-мм зенитный пулемет 6П50 «Корд»
Автомат заряжания Обеспечивается укладка и заряжание артиллерийских и управляемых выстрелов
Стабилизатор вооружения Двуплоскостной с электромеханическим приводом в горизонтальной плоскости и электрогидравлическим малогабаритным приводом в вертикальной плоскости
Основной прицел: многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У», каналы:
- оптический;
- тепловизионный;
- канал лазерного дальномера;
- канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР).
Запасной прицел наводчика: 1А40-1 (или 1А40-4)
Прицел командира: ТКН-3МК с системой «Дубль»
Автомата сопровождения целей
Радиосвязь: радиостанция УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук»
Комплекс программно-аппаратный АВСКУ
Дисплейный комплекс механика-водителя
Телевизионная камера заднего обзор

Даже в заокеанских рейтингах Леопард-2 нередко опережает американский Абрамс М1А2. У военных экспертов, разумеется, есть основания выводить немецкую машину на первое место. Но к званию «лучший танк мира» надо относиться с долей здорового скепсиса. Взгляните на башню Леопарда-2, зенитный пулемет вам ничего не напоминает? Все правильно, это МG3A1 - прямой потомок, точнее адаптированный под современный патрон MG-42 времен Второй мировой войны. Понимаю, весьма удачная «машинка», но не для третьего же тысячелетия! Лишь совсем недавно на танках бундесвера пулемет-легенду стали заменять на современный Heckler & Koch MG5 или дистанционно управляемый модуль со «стволом» 12,7 мм.

В животном мире крупная кошка леопард относится к роду пантер, так же как и тигр. Забавно - в немецкой бронетехнике легко прослеживаются эти звериные родовые черты. Леопард-2, как и танки вермахта времен Второй мировой, отличается вертикальной установкой бронелистов. Рациональных углов наклона брони на корпусе и на башне минимум, особенно на ранних модификациях. Мало того, громадный Леопард переразмерен в ширину и достаточно тяжел - типичные «тигриные» проблемы, затрудняющие транспортировку по железной дороге.

Получается, немцы с завидным упорством наступают на те же грабли? Не во всем. Во время войны с СССР были у машин кошачьего племени проблемы с ресурсом, мощностью двигателей и, главное, немцы не смогли наладить ремонт своих сложных танков в полевых условиях. Так вот, пробег Леопарда-2 до капитального ремонта составляет 10 тысяч километров. Силовая установка - турбодизель мощностью 1500 л.с., объединенный в единый блок с гидромеханической трансмиссией. Помимо высокой энерговооруженности такое техническое решение дает еще хорошую ремонтопригодность - силовую установку в сборе даже в полевых условиях можно поменять за 35 минут. Отличный показатель!

Есть у танка и другие плюсы. Леопард-2 обладает приемлемой подвижностью. Вооружение мощное: 120-мм гладкоствольная пушка Rheinmetall с современными боеприпасами и два пулемета. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. А вот автомата заряжания не предусмотрено. Поэтому в обитаемой башне танка находятся 3 человека: командир, наводчик и заряжающий. И это не все - в корме башни расположена часть боекомплекта. Ниша, где лежат снаряды, оборудована вышибными панелями. Считается, что при попадании снаряда в «пороховой погреб» такой конструкции у людей выше шансы уцелеть (кстати, остальной боеприпас и топливо хорошо изолированы от экипажа). Минус один - неимоверный размер башни и сопутствующий этому вес.

А после того, как плоская маска пушки (начиная с модификации 2А5) уступила место модернизированному варианту с рациональными углами наклона брони, пришлось электрогидравлический привод башни менять на электрический. И все равно, скорость поворота башни не фигурирует в числе главных добродетелей Леопарда-2. Зато танк оборудован прекрасным цейссовским прицелом, эффективной системой управления огнем, тепловизорными камерами, обеспечивающими круговой обзор всем членам экипажа, системой пожаротушения, многослойной броней, подбитой с внутренней стороны противоосколочными матами.

Леопард-2 стоит на вооружении с 1979 года и относится к танкам третьего поколения. За годы эксплуатации его не раз улучшали, переоснащали и даже подвергали «фейслифтингу». Наиболее свежие и актуальные модификации 2А5, 2А6, 2А7+. Последняя анонсирована в 2010 году и, скорее всего, радикальных улучшений в дальнейшем не будет - модернизационный потенциал танка на этом исчерпан.

Наследник тридцатьчетверки

Наш T-72 меньше, ниже и существенно легче Леопарда-2. Принят на вооружение в 1973 году и являет собой почти идеальный пример простого и, главное, массового танка. За годы производства неоднократно модернизировался. Последняя версия под индексом Т-72Б3 принята на вооружение в 2011 году и на сегодняшний день успела обрасти рядом дополнительных улучшений 2014 и 2016 года. Для чего возятся с танком старого образца? Насыщение армии боевыми машинами четвертого поколения -дело не одного дня и даже года. Лучший способ сохранять боеспособность бронетанковых войск в переходный период - подтягивать к современным требованиям машину с хорошим модернизационным потенциалом.

В сравнении с «немцем» отечественный танк - воплощение совсем другой концепции: низкий силуэт, мощное вооружение на компактном и маневренном шасси. Российская гладкоствольная пушка 2А46М-5 калибром 125 миллиметров, пожалуй, даст фору леопардовской. Это самая свежая модернизация орудия 2А46М с улучшенной на 20 процентов кучностью и уменьшенным в 1,7 раза рассеиванием при стрельбе с ходу. Автомат заряжания доработан под новые бронебойные подкалиберные снаряды Свинец 1,2.

Вот здесь требуется отступление. Благодаря автомату заряжания в башне только два человека - командир и наводчик. Значит, башня меньше и легче, чем в немецкой боевой машине. Добавьте сюда округлую форму, оптимальную для рикошета вражеских снарядов, хорошее бронирование, динамическую защиту (на ранних модификациях Контакт-5, на поздних - Реликт) и зенитный пулемет калибром 12,7 мм. Таким образом, по части «верхов» Т-72БЗ как минимум не хуже Леопарда. И это при том, что для достижения достойной огневой силы на нашем танке не пришлось городить огромную «мансарду» с электроприводом.

С цейссовскими прицелами и зарубежной электроникой тягаться, конечно, трудно. Но модернизация значительно улучшила оснащение нашего танка. Он получил новый прицел наводчика Сосна-У с тепловизионным каналом, автомат сопровождения цели, современный цифровой баллистический вычислитель, дисплейный комплекс механика-водителя с камерой заднего обзора. На самых свежих модификациях появился и панорамный стабилизированный прицел командира.

К сожалению, вживление нового оборудования не обошлось без досадных ляпов, связанных с эргономикой и удобством использования. Но в целом точность стрельбы как с места, так и в движении стала лучше, приборы наведения надежно работают при любой погоде и в любое время суток. Да и дальность стрельбы на уровне лучших мировых образцов. Будем считать, что в плане оптики и электроники с Леопардом у Т-72Б3 свежих модификаций наметился паритет.

Защита нашей машины во многом даже лучше, чем у немецкой. Меньший вес Т-72Б3 означает не «жиже» броня, а суммарно меньший объем защищаемого пространства (сам танк не такой слоноподобный). Система пожаротушения на нашем танке тоже есть. Вот с динамической защитой до последнего времени дело обстояло хуже - комплекс Контакт-5 откровенно устарел. Ситуацию исправила защита Реликт, которую устанавливают на свежие модификации Т-72Б3. Особенно хороши бортовые панели с интегрированными модулями динамической защиты и решетчатыми экранами, укрывающими моторно-трансмиссионное отделение. Мало того, в составе штатных принадлежностей танка есть дополнительные модули и экраны для установки на башню вместо ящиков ЗИП.

И, наконец, . Займемся забавной математикой. Удельная мощность Леопарда-2 с 1500-сильным двигателем составляет 23,8 л.с. на тонну. Т-72Б3 ранних образцов со старым добрым дизелем В-84-1 мощностью 840 лошадей имел показатель 18,3. Заметное отставание! Последние модификации машины оснащают новым двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л.с., что дает удельную мощность 24,5 л.с./т. В таких случаях принято говорить - догнали и обогнали.

А теперь картина в целом. В общем, Леопард-2 и T-72Б3 равные соперники, несмотря на разные концепции и не младенческий возраст конструкции. Трудно предсказать, кто окажется сильнее при очной встрече - у каждого есть свои достоинства и недостатки. Но, как водится, при равенстве сил успех боевого применения больше зависит от уменья больших командиров и конкретных экипажей толково распорядиться имеющейся матчастью.

Что касается успеха коммерческого, то оба танка стоят на вооружении множества стран. Но соотношение «цена-качество» явно за нашей машиной. За все время производства Леопарда-2 разных модификаций сделано чуть меньше 3,5 тысяч экземпляров. Тираж Т-72 - около 30 тысяч!

Характеристики танков России и Германии

Т-72Б3

Leopard 2А6

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Длина/ширина/высота 6860/3460/2226 мм
Дорожный просвет 490 мм
Экипаж 3 чел.
Масса 46000 кг
Максимальная скорость 65 км/ч
Запас хода по шоссе 500–700 км

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то