Странные и редкие животные (61 фото). Собакены каменного века: истории первых отношений человека с животными Средневековье животные

На протяжении долгого периода история не рассматривала сюжеты, связанные с животными. Все интересные истории про животных, казались историкам пустыми и не нужными. Освещать животным целые исследования считалось бессмыслицей. Но это мнение – устарело. Ученые заметили, что животное, рассмотренное в определенном контексте, помогает анализировать разные области истории: социальной, юридической, символической, религиозной и другими. Основную роль в понимание образа животного в истории сыграли медиевисты. Стоит отметить, что документы, с которыми работают медиевисты. В этих источниках ученные постоянно встречают упоминание о животных. Животных можно увидеть в изображениях, народном творчестве, ругательствах. Так же животных являются убранством церквей.

Основными источниками о животных являются бестиарии. Бестиарий – сборник статей о животных, в которых подробно описываются всевозможные существа реальные и не существующие на самом деле. Можно отнести к особому средневековому жанру литературы. Бестиарий можно поделить на две части. В первой части описывалась физиология животного. В этой части описывали строение животного, его повадки. Вторая часть – теологическая. Здесь рассматривается значение животного в христианском мире. Но обе части описания животных тесно переплетены друг с другом. Особенно популярны были бестиарии в XII-XIII веках, появились разнообразные бестиарии, набор живых существ отличался у каждого автора.

В бестиариях появляется идея зверя не только как природного, но и как культурного феномена. Животные используются, как символы. Изображения животных можно читать, как текст. В бестиариях идет объяснение животного. Такое объяснение нельзя найти, например, в храмах. Там есть только изображение без текста. Средневековые люди постоянно искали язык Бога. Бог не имеет языка, но как он общается с людьми. Он общается с помощью символов. Языком вещей, таким образом, звери – вещи, с помощью которых разговаривает Бог. В языке Бога всегда присутствует антитеза: добро и зло, праведник и грешник. То же самое средневековые люди замечали у животных. Каждое животное могло рассматриваться со стороны добра и со стороны зла.

В своей работе я хочу понять, какую роль занимали животные в средневековом обществе. Как люди понимали животных? Какое место им отводилось в мире? Что хотели сказать средневековые люди, изображая разнообразные существа в украшениях храмов, домов, своих гербах.

Средневековый бестиарий дает возможность, понять, как наши предки думали об окружающем мире. Средневековый человек всегда искал связь между видимым и скрытым. Главным образом это относится к тому, что находится в этом мире и тем, что находится в потустороннем. Так животные в средневековье являются нечто иным, не тем, чем пытаются казаться, таким образом, в бестиариях сталкивается две реальности: одна видимая. А другая символическая. Так в Средневековье часто занимались семиотикой, то есть объединением разных частей в одно целое. Так часто средневековые люди изображали дьявола, используя различные части тела разных животных. Что бы объяснить такие изображения, безусловно, нужно понять символический смысл каждого. То есть средневековые творцы отклонялись от привычного, это отклонение помогал показать столкновение противоположностей. Всегда две части разного объединенные в целое несут различный символ.

Так, например, одно из самых популярных животных в Средневековье - это лев. Львы встречаются повсюду, в изображениях, скульптурах, ткацких узорах. Особенно популярны львы в церковном убранстве. Так же его можно увидеть в декоре книг. Лев - самая частая фигура в средневековой геральдике. На 15 % гербов можно найти изображение этого хищника. Даже многие наследные правители помещали льва на свои гербы, исключение из правил является император и король Франции. Все признаю льва царем зверей. Авторы бестиариев приписывают ему доблестные качества война.

Многие видели во льве образ Христа. Это доказывалось из-за физиологии и повадок этого животного.

1. Львы любят охотиться на возвышенностях. Если он замечает преследование, то заметает свои следы хвостом, его невозможно найти. То же можно сказать о Христе. Дьявол пытался его искушать, но тот не поддался.

2. Львы спят с открытыми глазами. Так же Господь, был убит в человеческом обличие, но его божественная сущность бодрствовала.

3. Львицы рождают детенышей мертвыми, и они остаются мертвыми в течение трех дней, пока не придет отец - лев и не оживит их своим дыханием. Точно так же поступил Бог, воскрешая Иисуса Христа на третий день.

4. Так же по отношению к людям львы очень терпеливы, они никогда не нападут первыми. Только ранение может разгневать это животное. То есть лев - это благородное животное.

5. Так же лев никогда не переедает. Они принимают пищу и воду в разные дни. А так же если они чувствуют, что много съели. То осторожно лапами достают мясо из пасти.

Все эти особенности позволяли средневековым людям считать льва воплощением Христа.

Название животного трактуется, как производное от греческого слова leon, что переводится как «король». То есть даже в его название сосредоточена власть и сила.

Как и в любом животном средневековые люди видят во льве и негативные стороны. Он жестокий, жаждет крови, он часто испытывает гнев. Он не использует свои силу во благо. То есть иногда борьба человека со львом рассматривается, как бой с Сатаной. Это можно проследить в таких сюжетах про Давида или Самсона. Часто в изображениях дьявола используется одна черта льва - это гнев. Гнев на средневековых творениях изображают в виде лежащей 8. Такое же положение губ изображают на полотнах со львами или дьявола.

Но чаще всего образ льва ассоциируется с добром. Таким образом, нужно было найти противопоставление царю зверей. То есть сделать плохого льва, который хочет занять место хорошего. Таким львом стал леопард. Он внешне очень похож на льва, только не имеет гривы, и у него пятнистая окраска. Он свергнутый царь зверей. Его пятна - это главный показатель его греховности. Каждое пятно - фигура греха. Так в средневековом искусстве, часто дьявол изображается рябым, это отсылка к греховному леопарду.

Если продолжать рассматривать семейство кошачьих, то еще одним добрым животным является пантера. В Средневековом мире пантера и леопард тождественно не равны. В средневековой культуре это разные животные. Пантера черного цвета, на ней нет пятен. У этого зверя нет врагов, кроме дракона. Пантера вкусно пахнет, этот запах отпугивает дракона и тот бежит от запаха пантеры. Это один из главных символов добра, потому что дракон всегда рассматривался средневековыми людьми, как дьявол.

Дракон для Средневекового человека, это абсолютно реальное животное. Это самый большой среди всех змей и других животных. В бестиариях можно встретить различные описания драконов. С одной стороны - это просто большой змей. С другой стороны, его описывали, как большую летающую ящерицу. Главная особенность дракона - это то, что он подстерегает. Он ждет свою добычу, а потом ее убивает. То же самое делает и дьявол он подстерегает человека на пути к Богу. Если рассматривать этого животного с точки зрения литературы, то многие рыцари изображающиеся с щитом, на котором был изображен дракон - были язычниками.

Интересно отметить то, что в бестиариях всегда отмечено много не существующих существ: русалки, единороги, мантикоры и другие. Для современного человека, очевидно, что это мифологические существа, но средневековые люди не осмысливали критически многие данные, они использовали древних авторов, как проверенные и достоверные источники. Многая информация, которая попала в бестиарии, являлась преданиями разных людей. Так, например, охотники говорили. Что медведица рождает бесформенные глыбы. У авторов не было оснований не верить им. Ведь сам он никогда не встречался с медведем.

Так одной из особенностей средневековья является вера в то, что море полностью повторяет сушу. Что в мире все параллельно. На суше есть собака, в море есть ее аналог - акула. Нельзя поспорить с тем, что на суше есть конь, а в воде обитают морские коньки. Значит, если все животные имеют своих двойников, то можно в море найти и двойников людей. Так, в 1554 году было опубликован рисунок рыбы-епископа, ранее это существо принималось за чудовище. Некоторые ученые подозревают, что этими животными были моржи. Но самое главное в этой теории о двойниках, является то, что мифологические существа - являлись нормой для средневекового человека. Так русалки или водяные - это просто водные мужчины и женщины.

Но не только устные рассказы и теории, так же огромное место занимают мифологические сюжеты. Так, жители Нила, напуганные бедуином на коне, приняли его за невиданное существо, которое назвали кентавром. Это было отмечено в пергаментах. Этот сюжет уже давно забылся, но авторы бестиариев относились к ним серьезно и описывали в своих трудах.

Так же большое значение имела древняя религия, когда люди поклонялись различным богам. Так многие из этих богов имели черты человека и животного. Из этих ранее религиозных верований тоже появлялись необычные существа. Например, крылатого персидского быка впоследствии описывали, как грифона.

Еще одна причина появления невиданных животных это - этимология. Ученые того периода были увлечены переводом, транскрипцией и интерпретациями. Библия же была написана на нескольких языках и постоянно переводилась. Но часто случалось, что один язык не мог предоставить аналогов какого-либо слова. Из этого возникали языковые проблемы. Например, василиск появился только из-за появившейся буквы с в слове базилик. Эти изменения неизбежны, так как бестиарии переводились и переписывались в течение долгих лет.

Бестиарии имели огромное значение для Средневекового человека. Ведь в любом своем действие он видел разговор с Богом. Так, например, в Средневековый период прекратилась охота на кабана. Теперь люди хотели поймать тихого оленя вместо буйного кабана.

Кабан, животное, которое восхваляли античные охотники и считали честью завалить на охоте кабана, в Средневековый период потерял свою привлекательность. В бестиариях это животное собрало в себе шесть смертных грехов: жестокость, гнев, гордыня, похоть, чревоугодие, зависть и праздность. Так же об аде напоминает и внешний вид животного: черная шерсть, вздыбленная ключица, неприятный запах, ужасающий рев, торчащие острые клыки.

Противопоставляется кабану - олень. Олень - это животное Христа. Олень становится чистым целомудренным животным, поэтому занимает место королевской добычи. Хотя в Античное время олень занимал место трусливого зверя, на которого не стоит тратить время.

Таким образом, Средневековая культура перевернула ритуал охоты совершенно в новом направлении.

Церковь никогда не приветствовала охоту, но полностью искоренить ее была не в силах. Но с помощью трактовки животных и символов церковь смогла направить охоту в более миролюбивое русло. Она сделала охоту менее опасной. Опасная охота на кабана или медведя была неверным путем, христианин не должен был по нему идти. Он должен был выбрать оленя. Таким образом, символизация животных помогала регулировать этот аспект.

В Средневековье отношение к животным было двойственным. С одной стороны животное должно резко отличатся от человека. Человек создан по образу и подобию Бога, а животное - существо несовершенное, нечистое. Именно поэтому животные так часто появляются в средневековых изображениях или писаниях. Это попытки показать разницу. Между животным и человеком не может быть ничего общего. Именно поэтому в средневековье запрещалась, переодевается в животное или подражать поведению животного. Так же нельзя было чествовать животных. Люди не должны были иметь с животными отношений, начиная с привязанности к отдельному животному, например лошади или собаке, заканчивая злодеяниями, как колдовство и скотоложство.

Но с другой стороны, некоторые средневековые авторы говорят о родстве всех живых существ. Они задавались вопросом о том, что Иисус Христос пришел спасти всех живых существ, все ли животные входят в определение «все» и входят ли вообще. Одни из доказательств того, что животные тоже получили спасение - это рождение Иисуса Христа в хлеву, рядом с животными. В конце XIII века так же обсуждались вопросы о будущей жизни животных: о попадание животных на небеса. Так же обсуждались и земная жизнь животных: должны ли животные поститься, и можно ли заставлять их работать в воскресенье. Но главным вопрос: можно ли животное считать морально ответственным за свои поступки существом.

Интерес к моральной ответственности животных можно ярко проиллюстрировать, рассмотрев судебные процессы над животными. Эти процессы известны с середины XIII века, известно, что они проводились примерно три столетия.

В 1386 году в Фалезе в Нормандии была проведена казнь свиньи. Она была одета в человеческую одежду. Сначала животное привязали к лошади и проволокли по улицам. На ямочной улице был установлен эшафот и построена виселица. Свинья была изуродована, ей отрезали пол морды и мясо с ляжек, а потом повешена за задние ноги. Из-за ран животное быстро скончалось. В конце труп свиньи еще раз проволокли по улицам. Останки животного были сожжены. Чуть позже это событие было увековечено на на панно в церкви.

Осуждена свинья была на такую смерть из-за того, что была виновна в смерти младенца. Она частично съела его лицо и ноги. Именно такие телесные повреждения были нанесены и ей. Интересно отметить, что не хозяин свиньи, не родители, оставившие ребенка, не были наказаны. Считалось, что для хозяина наказанием является потеря свиньи, а, следовательно, дохода. Родители же наказаны потерей ребенка.

Это не единичный случай, когда животное казнили. Это была распространённая практика. Животное, которое совершило преступление, сначала заключали под стражу, чуть позже проводили слушание и объявляли приговор, потом происходило его исполнение. У животного даже был адвакат, но его функция была скорее формальной, потому что он не стремился никаким образом оправдать животное.

Так же можно сделать заключение, что во время содержания под стражей животных могли пытать. Например, в 1457 году зафиксирована, что под пытками свинья призналась в том, что убила ребенка и частично его съела накормив своей жертвой своих шестерых поросят.

Процессы и наказания проводились не только над домашними животными, и не всегда в единичном порядке. Так лесные мыши, слизни или майские жуки могли быть наказаны. Этими наказаниями обычно занималась церковь. Так часто разных животных или насекомых отлучали, подвергали анафеме за то, что они наносят вред посевам. Так в 1516 году в районе Вильнокса саранче предлагалось мирно покинуть виноградник в течение шести дней, иначе саранчу бы отлучили от церкви. Такие угрозы звучали в адрес многих видов: слизней, гусениц.

Эти коллективные дела оставили на много информации в архивах, возможно, это произошло из-за того, что ими занималась церковь.

Таким образом, можно выявить типологию процессов над животными, их можно поделить на три типа.

1. Индивидуальные дела, возбуждающие против домашних животных, одной особи. Обычно это было убийство или ранение человека. Это дело относится к уголовному преступлению. Этими делами никогда не занимается церковь. Это дело светской власти. Обычно провинившаяся особь проходила через все стадии процесса, но если ей удавалось бежать, то ее заменяли другой. Единственным исключением было то, что приговор не исполнялся.

2.Коллективные дела против крупных или мелких животных. Это могут быть волки или кабаны, а так же мелкие крысы или даже насекомые. Они обвинялись либо в том, что угрожают безопасности людей, или в том, что уничтожают урожай. Этими делами занималась церковь, обычно она проклинала, предавала анафеме или отлучению от церкви весь вид. Этот процесс объяснялся тем, что Бог проклял змея, который стал орудием Дьявола.

3.Это преступления связанные со скотоложством. Об этом типе мало, что известно, потому что после приговора документы, связанные с этим делом сжигались вместе с преступниками. Преступников человека и животное живыми помещали в один мешок и заживо сжигали.

Чаще всего к судам привлекались свиньи. Это можно объяснить по–разному. Во-первых, свиньи были самым популярным домашним животным. Во-вторых, эти животные обладали более свободным перемещение, чем другие. В городах, они исполняли роль мусорщиков, поэтому их можно было увидеть везде. Именно поэтому, им было достаточно просто причинить ущерб и стать причиной несчастных случаев. В-третьих, это родство с человеком. Для средневекового человека – свинья это самое близкое животное. Они считали, что это животное больше других похоже анатомически на человека. А если свинья похожа на человека анатомически, скорее всего она похожа на него и душевно.

Все эти процессы служила в средневековье, как назидание. Это некий ритуал, который демонстрирует справедливое правосудие. Это демонстрация того, что даже животные не могут уйти от закона. Так же это действие показывает весь инквизиционный процесс.

В Средневековье люди во всем искали смысл. Язык вещей – язык смыслом считался языком с Богом. Бестиарии давали трактовку каждому животному, объясняли его смысл. С одной стороны, это помогало церкви регулировать социальные действия, например охоту. С другой стороны, светская власть могла использовать животных, как устрашение и демонстрацию своей справедливости. Нельзя не рассмотреть важность церковных изображений, где разные части животного описывают дьявола.

Нельзя забывать о том, что с другой стороны животное всегда ставилось ниже человека, ведь оно не было создано по подобию божьему. Поэтому любое поклонение принималось, как отклонение от веры.

Список литературы

1. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья.С-Пб.: Alexandria, 2012. 163с.

2. Уайт Т. Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире. М.:Центрополиграф, 2013 183с.

По данным Международного союза охраны природы (англ. World Conservation Union) на 2008 год, за последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных и растений.

В этой подборке мы пишем о видах, которые попали в категорию вымерших совсем недавно, в XXI веке.

Абингдонская слоновая черепаха

Этот вымерший подвид галапагосских, или слоновых, черепах, населявших необитаемый остров Пинта (Эквадор), был описан Альбертом Гюнтером в 1877 году. Но уже в то время большинство особей подвида были истреблены охотниками.

1. Одинокий Джордж, фото 2007 года:


К середине 20-го века считалось, что на Земле не осталось ни одной абингдонской слоновой черепахи. Однако в 1971 году исследователи обнаружили самца этого подвида, который впоследствии получил кличку Одинокий Джордж.

2. Одинокий Джордж, фото сделано в октябре 2008 года:

Чтобы сохранить последнюю абингдонскую слоновую черепаху, ученые перевезли её на территорию исследовательской станции Чарльза Дарвина на острове Санта-Крус. Там на протяжении десятилетий Одинокого Джорджа скрещивали со слоновыми черепахами других подвидов, но все попытки оказались неудачными.

3. Одинокий Джордж и его смотритель:

Абингдонскую слоновую черепаху объявили функционально вымершим подвидом, а официально он стал таковым 24 июня 2012 года, когда Одинокий Джордж умер.

4. Одинокий Джордж:

Пятнистый зеленый голубь

Ученым мало известно о биологии, причинах исчезновения и даже местообитании этой вымершей птицы. На сегодняшний день существует лишь единственный экземпляр вида, обнаруженный во Французской Полинезии между 1783 и 1823 годами. Сегодня он выставлен в одном из Национальных музеев Ливерпуля.

Пятнистый зеленый голубь достигал 32 см в длину и имел глубокий зеленый окрас. Судя по его небольшим крыльям, не превышающим 17,5 см, ученые предположили, что вид населял остров, на котором у него не было хищников. Кроме того, окрас птицы позволяет сделать вывод, что, скорее всего, она обитала в лесу. Орнитолог Дэвид Гиббс также считает, что птица могла жить на острове Таити, поскольку в 1928 году местные жители рассказали ему о таинственной зеленой птице с белыми пятнами, которую они называли «тити». По мнению ученого, тити вполне мог быть пятнистым зеленым голубем.

В список вымерших видов пятнистый зеленый голубь попал в 2008 году.

6. Пятнистый зеленый голубь, 1823 год:

Букардо

7. Этот подвид пиренейского козла ранее населял Пиренейский полуостров, и в особенности был распространен в Кантабрийских горах и в северной части Пиренеев.

Самцы отличались от самок размером рогов. Так, для самцов букардо были характерны большие, толстые рога, имеющие ребристую поверхность и загибающиеся назад, а для самок - короткие. Существует мнение, что одно «ребро» на рогу самца букардо соответствовало году жизни зверя, а общее количество «ребер» позволяло судить о его возрасте.

9. Букардо питались растительной пищей и мигрировали в зависимости от времени года. Весной, в период спаривания, этот подвид предпочитал возвышенные части гор, а зимой мигрировал в горные долины, которые, как правило, не были охвачены снегом.


10. Подвид был широко распространен вплоть до 19-го века, но к 1900 году его численность сократилась приблизительно до 100 особей. Уже с 1910 года осталось лишь 40 особей букардо, и их можно было встретить только в национальном парке Ордеса и Монте-Пердидо в испанской провинции Уэска.

11. Вымершим подвид признали в 2000 году, когда погибла последняя самка по кличке Селия. В январе этого же года ученые попытались клонировать букардо с использованием ДНК погибшей Селии. Однако попытка обернулась неудачей.

Что же стало причиной вымирания подвида? У исследователей разные мнения на этот счет. Среди них и неограниченная охота, и разрушение среды обитания, и межвидовая конкуренция за пищу с домашними скотом. Однако точный ответ на сегодняшний день никто из исследователей дать не может.

Камерунский черный носорог

12. Раньше этот подвид был широко распространен в саванне к югу от Сахары, однако его численность сильно сократилась из-за браконьерства. В 2011 году Международный союз охраны природы (МСОП) объявил камерунского черного носорога вымершим.

13. Носороги этого подвида могли достигать около 4 метров в длину и весить до 1,3 тонны. Как и все черные носороги, они питались растительной пищей, выходя на её поиски утром и вечером. А днем, в самое жаркое время суток, они спали или отдыхали в тени. Камерунские черные носороги обладали плохим зрением и зачастую узнавали о приближающемся охотнике по поведению находящихся рядом с ними птиц. Это обстоятельство делало подвид очень уязвимым для охотников.

Многие люди верят, что рога камерунских черных носорогов обладают лекарственными свойствами, но это предположение не имеет научного подтверждения. По этой и другим причинам в начале 20-го века камерунские черные носороги очень часто становились объектами охоты. Однако в 1930-м году население подвида немного выросло благодаря мероприятиям по его защите. В итоге к 1980 году население камерунских черных носорогов достигло нескольких сотен.

Тем не менее незаконная охота на редких черных носорогов продолжалась и к 2000 году осталось примерно 10 особей. А уже к 2001 году это число сократилось в два раза. Последний раз черного носорога в Камеруне видели в 2006 году.

Карликовая поганка

Эту вымершую птицу, не превышавшую 25 см в длину, в дикой природе можно было увидеть только на Алаутре, самом крупном озере Мадагаскара, и близлежащих к нему озерах.

14. Единственная маленькая фотография карликовой поганки, сделанная в природе:

15. Из-за маленьких крыльев карликовая поганка не могла совершать полеты на большие расстояния и поэтому была очень чувствительна к изменению условий своего обитания. Так, в 20-м веке численность вида сильно сократилась, поскольку в водоемы, где обитал вид, были выпущены рыбы из семейства змееголовых. Они с успехом охотились на небольших по размеру птиц. На сокращение численности повлияла и другая деятельность человека - ловля рыбы жаберными сетями, в которых нередко путались и птицы. Вид был объявлен вымершим в 2010 году.

Кабовердеский гигантский сцинк

16. Эта крупная ящерица была единственным представителем гигантских сцинков. Она обитала на островах Бранко и Разо в архипелаге Зеленого Мыса (Кабо-Верде). В основном вид питался растительностью, однако с начала 20-го века начал поедать птенцов гнездящихся на островах птиц. Характерной особенностью рептилии были прозрачные нижние веки, которые позволяли ей с дерева замечать хищников, находящихся внизу.

Главной причиной исчезновения этого вида ученые называют разрушение среды обитания ящерицы в результате хозяйственной деятельности человека. Древесная ящерица так и не смогла приспособиться к пустынным условиям и исчезновению привычной пищи. В 2013 году МСОП объявил кабовердеских гигантских сцинков официально вымершими.

Появление первых верований в существование сверхъестественных сил было обусловлено наличием у человека страха перед силами живой и неживой природы. Гроза, гром, дожди, ураганы и засухи - причин возникновения этих природных явлений древние люди не знали, но осознавали их разрушительную силу, поэтому стихии для первобытного общества были одновременно предметом и страха, и поклонения. То же самое отношение у наших предков было и к животным - люди замечали, что у многих представителей фауны намного больше физической силы и физических возможностей, чем у человека, поэтому и начали отождествлять животных с богами.

Изучая религии древних народов, можно убедиться, что практически все первобытные люди так или иначе отождествляли сверхъестественные силы с животными, и даже в можно увидеть отголоски культа животных. К примеру, всем христианам известны такие выражения, как "голубь мира" и "коварный змей-искуситель", а единственными животными, которые могут беспрепятственно не только входить в мечети, но и даже спать там во время молитвы, являются кошки.

Роль животных в различных религиях и верованиях

Существует два основных толкования слова "культ", и если первое значение этого слова звучит как "включающее в себя обряды религиозное служение божеству", то второе толкование понятия культа в религии гораздо шире - оно обозначает поклонение, почитание и обожествление чего-либо или кого-либо. И если рассматривать культ животных именно с точки зрения второго толкования понятия "культ", то становится очевидным, что во всех верованиях племен и народов, проживающих во всех уголках земного шара, присутствовало поклонение либо почитание различных животных.

Существует несколько форм, в которых культ разных животных выражался в религиях, и тремя ключевыми формами обожествления животных людьми являются:

1. Тотемизм - вера в , племени или всего человечества от определенного животного, а также вера в покровительство животного-тотема. Тотемизм был широко распространен среди подавляющего большинства народов древнего мира.

2. Космогонические верования , в которых ключевая роль отведена животному - религии и верования, основанные на том, что создателем мира выступает какое-либо животное либо же животные делают возможным существование всей земли и жизни на ней.

3. Зоолатрия - религия, характеризующаяся обожествлением животных и наличием ряда обрядов и культов, направленных на поклонение животному-божеству. В той или иной мере к зоолатрии можно отнести и наличие священных животных во многих народов мира, и существовавшую в ряде древних государств традицию изображать богов в животном облике.

Культы различных животных в разных уголках мира

Наверное, нет такого вида животного, которого хотя бы один раз не отождествляли с каким-либо божеством или со сверхъестественными силами (к примеру, в Египте священными считались навозные жуки, а ранние христиане представляли одного из демонов, Вельзевула, в образе огромной мухи), однако культы некоторых животных одновременно встречаются в верованиях сразу нескольких племен и народов, которые не имели между собой никаких связей. Поэтому можно выделить наиболее значимые культы животных, которые присутствовали в верованиях сразу нескольких народов и в свое время оказали влияние на формирование более поздних религий. Этими наиболее значимыми культами являются:

Издавна люди приписывали животным семейства кошачьих сверхспособности, и в частности - способность видеть мир теней, поэтому этих животных считали священными и поклонялись им. Наиболее известным является культ кошки , так как египтяне отождествляли кошек с богиней Баст, которая считалась богиней семьи, радости и плодородия. В Египетском царстве кошки жили при храмах, а богатые египтяне могли содержать в своем доме сразу несколько животных, так как считали, что благодаря кошкам в семье будет много детей. Культ кошек в древнем Египте расцвел в период Нового царства, и в это время у египтян была традиция мумифицировать тела кошек, живших и умерших при храме, причем некоторые из таких мумий сохранились и по сей день.

Однако почитание кошек имело место не только в древнем Египте - многие древние народы, жившие на территории современной центральной и западной Европы, считали, что кошки могут видеть духов, домовых и призраков, поэтому, к примеру, практически в каждом доме древних славян жила кошка. С этого верования и берет начало традиция в новый дом первой запускать кошку, а также мнение о том, что "энергетически" наилучшее место в доме именно там, где . Японцы также во все времена уважали этих животных, и в городе Кагосима есть даже Храм Кошек.

Культ медведя присутствовал в верованиях древних греков, финнов, а также в верованиях народов Сибири и народов древней Японии. Истоки этого культа можно увидеть еще в истории древних людей, живших в период палеолита. Результаты раскопок свидетельствуют о том, что неандертальцы, жившие на территории современной Швейцарии и Словении, поклонялись медведям, как божествам, и считали остатки медведей священными, поэтому сохраняли их, разложив особым образом, в тех пещерах, которые служили местом для проведения культовых ритуалов.

Народы Сибири считали медведей своими покровителями и тотемными животными, поэтому в некоторых этносов, проживавших на Алтае и в средней Сибири, был даже такой праздник - День Медведя, в который шаманы проводили определенные ритуалы, пытаясь задобрить этого грозного жителя тайги и получить у него покровительство и помощь в охоте. А в мифологии некоторых народов, в частности, в мифах нивхов, во многих сюжетах указывается, что медведи являются живыми воплощениями предков. Древние японцы (народность айны) считали, что их главное божество выглядит как огромный медведь, поэтому на некоторых островах японского архипелага на протяжении многих столетий из года в год проводили церемонию Иёмантэ - жертвоприношение медведя (окончательно эта церемония была запрещена только в 2007 году).

Культ волка.

Культ волка был одним из самых распространенных культов животных в первобытно-общинном обществе. Именно волка считали своим тотемом некоторые племена древних кельтов, германцев, греков, индусов и народов Сибири и Поволжья. Особо следует отметить отношение к волкам - представители этого народа боготворили волков и считали этих животных своими покровителями и защитниками. Ярким свидетельством культа волка в древнем Риме является миф об основателях вечного города - Роме и Ремуле, братьях, выкормленных волчицей. В древнем Египте также с почетом относились к волкам и верили в их божественную суть, поэтому во времена Среднего и Нового царства Анубиса, одного из верховных египетских богов, изображали с головой волка.

В культуре и веровании тюрков культ волка был одним из ключевых, так как многие тюркские мифы основаны на том, что все люди произошли от Небесного Волка, а также волки являются покровителями людей. Тюрки были уверены, что многие черты человеческой натуры, такие как эмоциональность, агрессивность, мобильность и , были унаследованы людьми от волков. Именно наличием культа волка у тюрков объясняется и большое количество распространенных на территории современной Европы и Азии легенд об оборотнях и воинах, умеющих перекидываться волками.

Культ змеи .

Во все времена, начиная с древности и заканчивая современностью, люди по-особому относились к пресмыкающимся, и в частности - к змеям. Некоторые племена и народы считали змей священными животными и были уверены, что змеи олицетворяют божественную мудрость, а в других культурах змеи были практически живым воплощением зла на земле. Наиболее ярким был культ змей в древней Индии - эти пресмыкающиеся свободно ползали по улицам городов и селений, могли беспрепятственно заползать в дома и в храмы, а убить змею считалось грехом. Во многих индусских мифах змеям отведена ключевая роль, ведь согласно сказаниям, именно на головах огромного змея Шеши держится вся земля. Также каждый человек хотя бы раз слышал индусскую легенду о нагах - наделенных магической силой бессмертных существах, которые являются наполовину людьми и наполовину змеями. Сейчас каждый год индусы отмечают фестиваль змей, а такая профессия, как заклинатель змей, сохранилась до сих пор.

Культ змеи был распространен не только в Индии - в древней Греции, в древнем Риме, в и в некоторых других государствах древнего мира также было принято почитать змей. Практически во всех архаичных культурах змей отождествлялся с круговоротом явлений, плодородием и с божественной мудростью. Позже люди стали считать змей олицетворением тьмы, зла и мира мертвых, поэтому нередко чудовищ изображали именно в виде змей. В христианской традиции змей - символ Сатаны, так как именно в виде змея Дьявол, согласно легенде, ввел в искушение Еву.

Жителям средневековья довелось существовать в такое время, когда суеверие было равноценно факту, а многие неправдоподобные вещи легко принимались на веру. Конечно же, Интернета и Википедии тогда ещё и в помине не было – да что там, даже более-менее доступных библиотек и заслуживающих доверия источников информации было по пальцам пересчитать. Да и вообще мало кто умел читать. Вот такие были суровые времена.

В общем, животные, конечно, не избежали участи быть предметом анализа средневекового человека, напичканного всеми его предрассудками, как религиозными, так и бытовыми, а также очаровательным средневековым менталитетом, который мог сподвигнуть толпы сжигать еретиков и ведьм на кострах инквизиции.

Путешествия тоже были непозволительной роскошью в то время. В общем, грубо говоря, люди находились в перманентном состоянии информационной блокады по всем фронтам. Но истории о животных любили все.

Основными источниками информации о братьях наших меньших служили ​бестиарии – что-то вроде энциклопедии о животных, но, конечно, с тяжёлым отпечатком своего времени. Правда, они не содержали оригинальных исследований – часто в бестиариях излагались «факты», которые являлись общепринятыми задолго до средних веков.

В общем, не самый точный источник на свете, но, за неимением других, люди считали бестиарии хранилищем точнейшей информации о животных на сегодняшний средневековый день.

Предлагаем вашему вниманию 10 фактов, которым бы обучили вашего ребёнка в средневековой школе, если бы тогда были школы.

10. Пчёлы

Пчёлам средневековые обыватели отказывали в праве быть рождёнными«нормальным» путём. Считалось, что они образуются из разлагающихся туш рогатого скота, а также из скоплений червей, которые СЛУЧАЙНО принимают форму такой туши.

Также считалось, что пчёлы выбирают короля и проводят свою короткую жизнь в войнах и междоусобицах. Еще в пчелином обществе существовали законы, нарушение которых каралось по всей строгости. В качестве наказания нарушитель должен быть совершить самоубийство, ужалив самого себя, но до суда дело обычно не доходило – нарушитель убивал себя просто от невыносимого чувства вины

Кстати говоря, согласно бестиариям, пчёлы – это птицы. Самые маленькие на планете. И, надо сказать, довольно странные.

9. Мышь

Мышей было много уже в средневековье. Настолько много, что средневековые эксперты решили, что мышь произошла из вездесущей первобытной грязи.

Однако, не все «учёные» придерживались такого мнения, то еcть не все считали мышей просто маленькими кусочками земли, решившими отрастить себе ушки, лапки и хвост: Плиний Старший говорил, что египетская и альпийская мышь способны ходить на двух лапах, как люди.

Если вы боитесь мышей, представьте, как маленькая земляная мышка приближается к вам на двух задних лапках. Ну, или передних.

8. Бобёр

Ах, эти прелестные пушистые создания, строящие плотины везде, где только можно, и злящие этим всех хозяев рек и озёр, которым приходится разбираться с непрошеными гостями.

Скорее всего вам известно, что за бобрами охотятся по причине того, что они являются обладателями ценных меха и кожи. Но, согласно средневековым исследователям, последнее, за чем стоит охотиться – это шкура бобра. По их мнению, куда важнее другое: его гениталии!

Гениталии бобра действительно широко использовались в средневековой медицине. Но это не самое плохое.

Видите ли, бобры – очень жизнелюбивые животные. Потому, когда они понимают, что находятся в западне и им уже не выбраться, они жертвуют своими гениталиями для того, чтобы выжить. Как? Очень просто. С помощью своих характерных зубов, крошащих дерево. Идеальный инструмент для самокастрации. Так вот, они отгрызают свои гениталии и бросают их преследователям.

Да, наши предки были уверены в этом.

7. Кукушка

Эта птичка выпрыгивает из часов каждый час, чтобы оповестить нас о том, что время не стоит на месте. Согласно средневековым тщательным научным исследованиям, у кукушки есть странные привычки.

Например, кукушки слабые и крылья у них короткие, поэтому перелёт на длинные дистанции – не для них. Поэтому, вместо того, чтобы махать крыльями и натужно пыхтеть, они просто цепляются на спину коршуну. Как конкретно это происходит, пояснений не даётся.

Но это не единственное проявление кукушкиной лени. Они ещё и абсолютно не склонны к труду – до такой степени, что иногда не заботятся даже о собственных отпрысках. Они просто подкидывают свои яйца в гнездо к другой птице и наслаждаются своей беззаботной жизнью дальше, не мучаясь угрызениями совести.

А ещё из их слюны создаются цикады, те маленькие надоедливые насекомые, не дающие вам спать летними ночами.

Надо отметить, что некоторые птицы действительно оставляют свои яйца в чужих гнёздах, в том числе и некоторые виды кукушек, так что в этом случае средневековые исследователи оказались правы. Но цикады…Вы серьезно, ребят?

6. Козёл

Козлы были весьма распространенными животными в Средневековье, но, как ни странно, это не останавливало людей от попыток строить сомнительной научной ценности предположения вместо того, чтобы исследовать то, что было у них под носом в огромном количестве.

Хотя средневековые изображения и описания козла на самом-то деле не вызывают особенных подозрений, пока не звучит такой вот тезис: самцы козлов очень любвеобильны, потому их кровь невероятно горяча. Настолько горяча, что способна расплавить бриллиант – самую твёрдую субстанцию на свете.

Говоря точнее, кровь неудовлетворённого козла растворит даже «камень, который неспособны уничтожить ни железо, ни огонь». О проводившихся опытах, правда, нигде не упоминается.

5. Каменный козёл

Каменный козёл – близкий родственник простого козла, ещё его зовут «горным козлом», так как чаще всего его можно встретить бодро скачущим по горам.

Головы этих отчаянных прыгунов оснащены двумя увесистыми, круто закрученными рогами, способными убрать с дороги всякого, кто мешает козлу беззаботно прыгать дальше.

Но для средневековых жителей всё не могло объясняться так просто. По их мнению, козёл не стал бы прыгать по скалам, не будь у него иммунитета к падению: то есть,чего-то встроенного в его организм, что на 100% препятствует падению.

Они верили, что, даже если козлик свалится, то он просто приземлится на свои классные рога, и всё будет хорошо. Рога, кстати, очень крепкие, поэтому от такого удара они не разобьются. Целый и невредимый козёл просто встанет, потрясёт головой и… поскачет дальше. Обыкновенный день обыкновенного козла-ниндзя.

4. Пеликан

Пеликаны, на первый взгляд, безобидные создания. Но в Средневековье они были известны как ужаснейшие и опаснейшие животные. У пеликанов бывают птенцы, что абсолютно нормально. Но, согласно средневековым представлениям, стоит только птенчикам легонько клюнуть своего родителя, как пеликан срывает свою злость на малыше, убивая его.

Но у истории счастливый конец: после содеянного, через 3 дня траура, мать заклёвывает сама себя до крови. Как только кровь матери падает на тушки детёнышей, они оживают.

Но это не единственное заблуждение о пеликанах, пришедшее из далёких веков: также считалось, что пеликаны ЕДЯТ КРОКОДИЛОВ. Крокодилов! Чёрт возьми, это правда самая суровая птица на свете!

3. Собака

Старый добрый четвероногий друг человека. Собаки стали неотъемлемой частью человеческой жизни – мы впускаем их в свой дом, берём на охоту, делим с ними пищу… Мы полюбили этих ребят с тех пор, как кто-то бросил кусок мяса волку.

Но в представлении человека из Средневековья они даже круче, чем в нашем. Во-первых, считалось, что собака не существовала без человека, а значит, создана для него и многофункциональна в быту. Считалось, что своей слюной собаки способны заживлять даже самые суровые раны.

Собачьи верность и храбрость воспевались в легендах. Например, существует такая: король ​гарамантов был взят в плен своими врагами. И спасли его не верная армия и не рыцари, а 200 личных псов. После освобождения хозяина верные четверолапые сопровождали короля в его земли, бесстрашно сражаясь с любым, кто пытался встать у них на пути и снова пленить короля.

Ещё есть легенда о человеке, который был убит, и его собака верно сторожила его хладный труп. Целая толпа зевак не могла оттащить её от тела хозяина.

Убийца, не успевший скрыться, решил, что менее подозрительно будет присоединиться к толпе зевак. Как только собака увидела его, она атаковала. Киллер мгновенно признался в убийстве, и тогда толпа оттащила от преступника разъярённое животное.

2. Ласка

Ласка – маленькое животное. Большинство из нас хотя бы отдаленно представляет себе, как она выглядит. Но жители средних веков знали значительно меньше. Точнее, они довольствовались очень смутными догадками.

Во-первых, ласка считалась грязным животным, употреблять которое в пищу крайне не советовалось. Ещё полагали, будто ласка испражняется через ухо (!) и рожает через рот.

Некоторые, правда, говорили, что всё ровно наоборот: рожает ласка через ухо, а испражняется через рот. В средневековье этот факт, должно быть, вызывал ожесточённые научные споры, но вот что было известно точно, так это то, что зверёныш, родившийся из правого уха – мужского пола, а из левого – женского.

1. Пантера

Когда-нибудь слышали о пантере? Животное на картинке не очень-то на неё похоже, правда? Вы не поверите, но это ещё относительно достоверное изображение пантеры, дошедшее до нас из средневековья.

Тогда её описывали как «ласковое разноцветное животное, чей единственный враг – дракон». В общем, по мнению наших предков, пантеры охотились на драконов.

После того, как охота увенчалась успехом, и пантера наелась драконьим мясом вдоволь, она находит себе уютную нору и спит там 3-4 дня. Когда же она просыпается, она сотрясает округу громовым рыком.

Пока животное рычит, из его пасти распространяется сладкий запах, за которым безропотно следуют все загипнотизированные им животные. Кроме дракона. Драконы, по какой-то неведомой причине, до смерти боятся пантер.

Никто толком не говорил о том, что случается с животными, которые «приходят на зов», так как подразумевалось, что главное – это то, что пантера охотится на драконов, а всё остальное уже не так интересно.

Слоны всегда изображаются меньшими, чем они есть; блохи же - всегда большими.
Джонатан Свифт

Мы коллекционируем всех мыслимых и немыслимых тварей. Охотимся на оборотней во всех концах света. Наблюдаем за драконами из разных стран. Однако еще ни разу не рассказывали о существах из средневековых бестиариев. Давайте взглянем на них именно в том составе, в котором они преподносились любознательным европейским книгочеям.

Мистическая зоология

Вот мы говорим - «бестиарий». А что это такое? Древний комикс про животных с изобретательным враньем путешественников и мудрыми комментариями духовных лиц? Совершенно верно. Но здесь есть несколько существенных нюансов.

Добродетель пеликана. Рельеф с Notre Dame des Neiges - крупнейшего кладбища Канады (Монреаль).

Классические бестиарии назывались Bestiarum vocabulum , что буквально означает «Слово о животных». Однако их реальное содержание было самым разным, зачастую даже не связанным с животными. В одной и той же книге встречались описания как вымышленных, так и реальных тварей. Там же попадались тексты о птицах, камнях и даже рецепты целительных зелий. Трактаты по естественной истории обычно сопровождались какой-либо поучительной христианской притчей. Все имена и названия обязательно имели некий священный смысл. Таким образом, бестиарии были еще и словарями символического «языка животных».

Считалось, что если пеликан не мог найти корма для птенцов, то он разрывал клювом свою грудь и кормил потомство кровью. Логично, что в бестиариях эта птица служила аллегорией самопожертвования Христа. Похожим смыслом образ пеликана наделяется и в геральдике.

Страница из Рочестерского бестиария (XIII век).

Еще одной интересной особенностью бестиариев было то, что иллюстрации рисовались художниками, большинство из которых ни разу в жизни не видело таких животных. Кто-то, конечно, мог заявить, что однажды встретил ночью у своего дома василиска, однако смертельный взгляд монстра не подействовал из-за темноты. Но это сильное преувеличение - в большинстве случаев облик представителей волшебной фауны воссоздавался по их смутному текстовому описанию.

С течением времени у иллюстраторов выработался определенный канон. Изображения животных слегка «стандартизировались», однако от разнообразия их внешнего вида избавиться уже не удалось.

Произнося слово «бестиарий», мы представляем себе солидный средневековый фолиант в потрескавшемся кожаном переплете. Бестиарии такого вида появились в 12 веке (Франция, Англия) и быстро завоевали популярность благодаря богатым иллюстрациям и интересным статьям. Однако по своей сути они являлись компиляцией древних текстов.

Из чего составлялись бестиарии? Первоначальный материал брался из греческого сборника «Физиолог » (автор неизвестен, 2-3 век нашей эры). Этот труд в свою очередь основывался на более ранних книгах. Прежде всего - на Historia Animalium («История животных») Аристотеля, написанной им во время визита на остров Лесбос в 343 году до нашей эры. Местные рыбаки регулярно приносили великому ученому всякую морскую живность, которая и вдохновила его на создание зоологического справочника.

«Физиолог» хоть и основывался на трактатах Аристотеля, Геродота, Плиния Старшего, Солина и Элиана, но был стопроцентно христианским и очень далеким от истины. Именно с него пошла традиция «зоологической аллегории». Сообщалось, например, что львята рождаются мертвыми, и лишь на третий день лев - очередной образ Христа - оживляет их дуновением в ноздри (аналогично, человек рождается мертвым, покуда не крещен).

Бобер
Боннакон
Амфисбена

Немалый вклад в содержание бестиариев был сделан крупными церковными деятелями - архиепископом Исидором Севильским и епископом Амбросом. Приблизительно с 13 века основной функцией «Слова о животных» стало нравоучение. На правдивость излагаемых сведений уже никто не обращал внимания, ведь ценность христианских притч заключается отнюдь не в достоверности. Подавляющее большинство читателей искренне верило в то, что где-то на юге живет единорог, теряющий волю при виде обнаженной женской груди.

Но зерно истины в бестиариях все же было. Чисто научные наблюдения, попавшие в эти тексты (например, исследование сезонной миграции птиц), затерялись среди выдумок и были заново «открыты» лишь сотни лет спустя.

Волк
Верблюд
Василиск

Прогулка с монстрами

Сохранилось около 50 средневековых бестиариев. Самым преклонным возрастом может похвастаться бестиарий из шотландского города Абердин (предположительно 12 век, возможно, даже старше), впервые упомянутый в книжной описи 1542 года.

Ниже представлено краткое описание свойств некоторых обитателей бестиариев 12-15 века (большинство книг доступно для изучения лишь ограниченному кругу лиц, так что массовому читателю эта информация неизвестна). О морали этих басен вы можете судить сами.

Гадюка
Гиена
Гусь

Агат - минерал, с помощью которого можно искать жемчуг в море. Нужно лишь привязать этот камень к веревке и опустить в воду. Агат «притягивается» к жемчужным раковинам, облегчая работу ныряльщикам.

Алерион - птица вроде орла, только крупнее, ярко-огненного цвета и с крыльями острыми, как бритвы. В мире существуют только два алериона - самец и самка. В возрасте 66 лет они производят два яйца, а когда птенцы вылупляются, родители топятся в море. Их потомство воспитывают другие птицы.

Амфисбена - двуглавая змея, одна голова которой нормальная, а другая растет из хвоста. Может ползти в двух направлениях. Глаза сияют, как лампы. Амфисбена не боится холода и обладает целебными свойствами.

Барсук - грязное животное, обитающее в горных норах. Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху», он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения.

Бобер - существо, половые органы которого используются в медицине. Если бобер не может убежать от охотника, он откусывает себе яички и бросает их преследователям. Если он уже потерял свое хозяйство, то лишь показывает охотникам пустой зад, и они от него тут же отстают.

Казарки
Каладриус
Журавли

Боннакон - зверь, подобный быку, однако рога его не годны для защиты. Охотиться на боннакона не следует. Он способен выстреливать из-под хвоста поток экскрементов, летящих вдаль на большое расстояние и сжигающих все живое.

Бриллиант - если держать его в доме, то вас не потревожат демоны. Уничтожить бриллиант можно, только растворив его в крови козла.

Верблюд - пьет только грязную воду, способен терпеть жажду 3 дня и может жить до 100 лет, если его не увезти в другую страну, где он умрет от перемены воздуха.

Василиск - помесь петуха и змеи, вырастающая из петушиного яйца. Любит тепло и сухость. Своим запахом убивает змей, дыханием - птиц, а взглядом - людей. Может умереть только от укуса горностая.

Волк - если волк первым увидит человека, то человек потеряет голос. Если человек увидит волка раньше, то волк никогда не нападет. Чтобы отпугнуть волка, нужно снять с себя одежду и бить камнем об камень.

Гадюка - змея, которую невозможно зачаровать музыкой, так как она прижимается одним ухом к земле, а другое затыкает кончиком хвоста. В голове имеет драгоценный камень карбункул. Самка беременеет, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Она ее откусывает и проглатывает. Созрев, детеныш гадюки прогрызает чрево матери и выбирается наружу, тем самым убив ее. Укус гадюки очень ядовит - от него человек потеет кровью и вскоре умирает. Царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством, укусив себя гадюкой.

Крокодил Ласточки
Лев

Гиена - двуполая тварь, которая разрывает могилы и пожирает трупы. В ее глазу спрятан камень - если положить его под язык, то можно предсказывать будущее. Собака, наступившая на тень гиены, теряет голос.

Гуси - способны чуять запах человека лучше, чем любые другие животные. Именно гуси спасли Рим от нашествия галлов.

Жемчуг - растет в камнях, называемых устрицами. Иногда они открываются и впитывают свет Солнца, звезд и Луны. Из всего этого образуются жемчужины, которые, будучи растворены в росе, лечат любую болезнь.

Журавли - воюют с пигмеями и набивают себе желудки песком, чтобы быть устойчивее в полете. Когда вся стая спит, сторожевой журавль держит в лапе камень. Если он задремлет, то уронит его и тут же проснется.

Заяц - очень быстрое животное, способное менять свой пол. Зимой едят снег и становятся белыми.

Казарка - дикий гусь, растущий на деревьях. Когда птица достигает достаточных размеров, она отваливается от ветки и падает. Если дерево растет над водой, казарка уплывает в целости, а если над землей - разбивается насмерть.

Медведь
Левкрота Мандрагора

Каладриус - белая птица, предвестник смерти. Если она смотрит вам в лицо, то вы выздоровеете, а если повернулась задом - умрете.

Катоблепас - четырехногий бык, голова которого так тяжела, что он может смотреть лишь в землю. От этого его глаза налиты кровью. Каждый, кто посмотрит в них, умрет.

Крокодил - чудовище, которое горько плачет всегда после того, как съест человека.

Ласточки - покидают здания непосредственно перед тем, как они рухнут.

Лев - царь зверей. Спит с открытыми глазами, заметает следы хвостом, боится белого петуха, ест в один день, а пьет в другой. Заболев, пожирает в качестве лекарства обезьяну. Самец и самка совокупляются не как животные, а как люди - лицом к лицу.

Левкрота - помесь львицы и гиены, имеющая лошадиную голову и широкий рот от уха до уха. Вместо отдельных зубов у левкроты на каждой челюсти растет цельная кость.

Летучая мышь - нечистая птица с зубами, производящая птенцов не из яиц, а прямо из своего чрева.

Лягушки - мелкие водные твари. Особи, живущие на суше, погибают, едва попав под дождь.

Мандрагора - целебный корень, похожий по форме на человека и растущий на востоке, рядом с раем. Верещит, когда его вытаскивают из земли. Каждый, кто услышит этот крик, умирает или сходит с ума. Поэтому мандрагору выкапывают следующим образом - привязывают к ней голодную собаку и манят ее издалека куском мяса. Слонихам, чтобы забеременеть, необходимо отведать этого корня.

Обезьяны
Попугай
Попугай

Медведь - свирепый зверь, спящий зимой так крепко, что его можно ранить до крови, а он все равно не пробудится. Медвежата рождаются бесформенными кусками мяса, но мать вылизывает их, придавая нужный вид. Самец и самка спят в берлогах раздельно, выкопав меж собою борозду.

Муравьи - насекомые, выступающие стройными рядами и несущие в своих ртах зерно (если у одного муравья нет зерна, он попытается отнять его у другого), которое потом складывают про запас на зиму. Эфиопские муравьи имеют вид собак и копают песок, добывая оттуда золото.

Мышь - самозарождается в земле, из гумуса, отсюда и ее имя (mus).

Обезьяна - тварь, которую еще зовут simia, поскольку она очень похожа (англ. - similar) на человека. Любимых детенышей носит в руках, нелюбимых - на спине. Однако если ее преследует охотник, она бросает любимое чадо, чтобы освободить руки, а нелюбимое, таким образом, спасается.

Слон


Онагр - осел, кричащий 12 раз во время равноденствия. Вожак стада откусывает половые органы молодым онаграм, чтобы те, повзрослев, не составили ему конкуренцию.

Попугай - птица, которую можно научить говорить по-человечески в юном возрасте. Старую, впрочем, тоже - для обучения ее следует бить по голове железным прутом.

Пчелы - мельчайшие из птиц. Развиваются из червей, живущих в падали (особенно - в телах крупного рогатого скота).

Рысь - пятнистый волк, моча которого затвердевает в драгоценный камень наподобие карбункула. Рысь засыпает ее песком, чтобы человек не мог найти сокровище.

Ящерица, которая так холодна, что может спокойно находиться в огне и даже потушить его. Из ее шкуры делают огнестойкую одежду.

Скорпион - червь с ядовитым жалом на хвосте. Ранит человека куда угодно, но только не в ладонь.

Слоны - их ноги лишены колен, поэтому, упав на землю, слоны больше не могут подняться. По той же причине они спят, прислонившись к дереву. Чтобы поймать слона, охотнику нужно лишь подпилить ствол.

Сова - грязная птица, которая гадит в своих собственных гнездах и летает задом наперед.

Сова
Ящерица
Удав

Удав - огромная змея, живущая в Италии. Для питания ей нужен скот. Она не проглатывает коров, а обвивает их кольцами и доит, причем иногда отнимает так много молока, что жертвы умирают.

Хорек - грязное животное, зачинающееся подобно гадюке (через голову во рту) и рождающееся из ушей матери: справа выходит самец, слева - самка.

Ящерица - если слепнет от старости, то выползает из норы и смотрит на солнце, которое быстро сжигает пелену на ее глазах.

  • На самом деле «Физиолог» - не название книги. Этот сборник вообще был безымянным. Но так как каждая история начиналась с фразы: «Физиолог утверждает, что…» (под физиологом понимался некий анонимный натуралист), подобное название закрепилось за всем текстом.
  • Бестиарий Dicta Chrysostomi (авторство приписывается Иоанну Златоусту, одному из величайших отцов церкви) хранится в Государственной публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.
  • Миф об огненной саламандре мог появиться из-за настоящих саламандр, которые обитали в гниющих стволах деревьев. Если эти бревна клали в костер, то ящерицы «волшебным образом» выскакивали из огня.

Настоящие саламандры с характерной «огненной» окраской.

* * *

Парадная разукрашенность бестиариев и изысканные посвящения, сохранившиеся на первых страницах, свидетельствуют о том, что это чтиво предназначалось для высших слоев знати и духовенства. Лишь они были образованы в достаточной степени, чтобы оценить предлагаемые им «звериные» аллегории.

В наше время бестиарии стали общедоступными. Их созданием занимались совершенно разные люди: сумасшедший карлик Тулуз-Лотрек, слепой гений Борхес… Многие фэнтези-вселенные имеют собственные бестиарии.

Вымышленные звери почти не изменились, но их функция уже другая. Теперь они не наставляют читателя на путь истинный, а предлагают ему культурные деликатесы, прочный строительный материал для гуманитарного кругозора и, в конце концов, солидное интеллектуальное развлечение.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то