Интересы личности, общества и государства. Интересы и увлечения в жизни человека – шанс достичь успеха Современные интересы личности общества государства

Понятие национального интереса

Одной из основных характеристик современной мировой системы является взаимозависимость государств и целостность мира, его единство.

Основу международной политики составляет национальный государственный интерес любой страны.

Из философии известно, что интерес - это реальная причина социальных действий, лежащая в основе мотивов, идей и т.п. Применительно к государству национальный интерес - это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное развитие государств.

Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Различают интересы:

Личности, общества, государства и национальные;

Внутриполитические и внешнеполитические;

Краткосрочные и долгосрочные;

Общие и региональные;

Главные и второстепенные;

Постоянные и переменные;

Политические, экономические, военные, экологические, гуманитарные, культурные и др.

Национальные интересы России включают:

интересы личности;

интересы общества;

интересы государства.

Интересы личности состоят в:

реализации конституционных прав и свобод;

обеспечении личной безопасности;

повышении качества и уровня жизни;

физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в:

♦ упрочении демократии:

♦ в создании правового, социального государства;

♦ достижении и поддержании общественного согласия;

♦ духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в:

незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;

политической, экономической и социальной стабильности;

безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка;

развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Условием реализации национальных интересов России является устойчивое развитие экономики.

Национальные интересы России состоят из интересов в различных сферах: экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в:

- сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;

- обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства и правопорядка;

- завершении процесса становления демократического общества;

- нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в:

~ обеспечении суверенитета;

~ упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;

~ развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями (прежде всего СНГ);

~ повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. По данному признаку они подразделяются наглавные (или жизненно важные) и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные .

Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников и т.д.

Второстепенные и переменные интересы, нося производный от первых характер. Изменяясь в зависимости от внешнеполитических факторов, они могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.

Концепция национального интереса

Внешняя политика государства определяется уровнем социально-экономического и общественно-политического развития, географическим положением страны, её национально-историческими традициями, целями и потребностями обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все это во внешней политике фокусируется в концепции национального интереса. Представители политического реализма рассматривают национальный интерес в качестве главной составляющей внешней политики любого государства.

Термин «национальный интерес» в 1935 г. был включен в Окфордскую энциклопедию социальных наук и тем самым получил официальный политический статус. Приоритет в разработке понятия «национальный интерес», принадлежит американским ученым - теологу Р.Нибуру и историку Ч.Бирду.

После второй мировой войны споры, развернувшиеся вокруг концепции национального интереса, Г.Моргентау назвал «новыми великими дебатами». В наиболее развернутой форме эта концепция была сформулирована в книге Моргентау «В защиту национального интереса» (1948 г.). Г. Моргентау определил понятие интереса с помощью категорий власти. Понятие национального интереса в его концепции состоит из трех элементов:

природы интереса, который должен быть защищен;

политического окружения, в котором действует интерес;

рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Вклад в разработку концепции национального интереса внесли американские ученые Дж.Кеннан, У.Липпман, К.Уолтц, Э.Фернисс, Дж.Розенау и др. Специфическую оценку проблема национального интереса получила у французских исследователей Р.Арона, П.Ренувена, Ж.-Б.Дюрозеля, Ф.Брайра, Р.Дебре и др.

Национальные интересы - интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности.

Гомогенность - однородность, однотипность, внутренняя неразличимость, степень сходства членов некоторой совокупности между собой.

Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной национальности к объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении, а также в одежде и украшениях.

Национальные интересы служат сохранению национальной общности как целого и проявляются в чувствах симпатии по отношению к членам своей национальной общности, отличных от чувств, питаемых к другим национальностям.

Национальные интересы - одна из движущих сил поведения и деятельности личности, национальности, нации, общества или государства; они присутствуют во многих формах борьбы и сотрудничества между людьми. Попытка ущемления национальных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои национальной группы или общности, а также государства.

Национальные интересы редко выступали в истории в чистом виде. Они облекались в те или иные этико-религиозные (идеологические) формы, реализовались в ходе религиозных войн и национально-освободительных движений. Идеология поднимала частный национальный интерес до уровня «общего».

Социальная общность с развитым национальным самосознанием, как правило, не поступается своими национальными интересами добровольно, на основе нравственных соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны - других национальных групп и общностей. Конфликт национальных интересов часто выливается в вооруженные столкновения и военные конфронтации. В этих условиях важнейшей задачей политиков является умение сочетать национальные интересы с перспективой сохранения мира на земле.

Национальный интерес - категория абстрактная и субъективная, поскольку её параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Политику можно рассматривать как средство реализации национальных интересов.

Нередко государственные интересы противопоставляют национальным и общественным (интересам гражданского общества), признавая их взаимосвязь, все же считают целесообразным определять их в рамках дихотомии «национальный интерес - государственный интерес».

Дихотоми́я (греч. «надвое» + «деление») — раздвоенность, деление на две части, не связанные между собой.

В лексиконе международной политики, говоря о национальном интересе, как правило, имеют в виду государственный интерес и, наоборот, под государственным интересом подразумевают национальный интерес.

Национально-государственные интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами, ресурсными возможностями, национально-культурными традициями и т.д. государства.

Формирование национальных интересов представляет собой постепенный и длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально-психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа или страны.

Главная составляющая национального интереса - это императивсамосохранения государства .

Но сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. Это особенно верно в отношении ложно понятых и превратно сформулированных национальных интересах (война США во Вьетнаме, СССР в Авганистане и др.).

Внешнюю политику любого государства можно считать реалистичной в той мере, в какой она построена с учетом интересов других сторон, вовлеченных в систему международных отношений. Этот момент приобретает особую значимость в современном мире, где определение национальных интересов любого отдельно взятого государства предполагает обязательный учет интересов других государств, а в чем-то и интересов всего мирового сообщества.

Концепция национальной безопасности

Успех внешней политики государства зависит от четкости формулирования национальных интересов и от понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей государства на международной арене, на первом месте стоит обеспечение безопасности страны или национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях.

Различают безопасность общественную и государственную ,экономическую, социальную, политическую, экологическую, военную и т.д.

В широком смысле безопасность - это обеспечение гражданам государства нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или самого государства.

Безопасность - это такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны, либо другое посягательство извне. С этих позиций безопасность рассматривают неделимо в различных масштабах:

национальная безопасность - в границах одного государства;

региональная безопасность - в рамках того или иного района мира;

международная, всеобщая безопасность - в глобальных, мировых рамках.

Впервые в политическом лексиконе понятие «национальная безопасность» было употреблено в 1904 г. в послании президента Т.Рузвельта Конгрессу США, где он обосновал присоединенные зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности». В последующие годы эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов.

Источник понятия «национальная безопасность» американские авторы видят в теории «национальных интересов». Этот подход был предложен социологом У.Липпманом. Большинство исследований определяют национальную безопасность через силу, то есть преобладание мощи над другими государствами, либо с позиций взаимодействия государств, то есть создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений.

В нашей стране осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 г. предпринималось в рамках Комитета ВС СССР по обороне и госбезопасности; были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп.

Национальная безопасность Российской Федерации - это безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В России разработана Концепция национальн ой безопасности , утвержденная Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000 года, № 24.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью подразумевается, прежде всего, физическое выживание данного государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы.

Национальная безопасность тесно связана с безопасностью общественно-политической системы страны. Национальная безопасность как категория политической науки отражает связь безопасности с нацией, то есть с определенной территориально-государственной общностью, основанной на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях.

Национальная безопасность характеризует состояние нации как целостной системы, включающей общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность, способствующие и препятствующие реализации национальных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке. Суть национальных интересов состоит, в первую очередь, в противодействии и компенсации любых деструктивных возмущений, формируемых внутри общества или за его пределами, которые препятствуют потребностям жизнедеятельности и развития личности и общества.

Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.

В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности:личности, общества и государства , значимость которых определяется характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, постоянно создающие такие критические условия выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. Для демократических обществ наиболее ценна свобода и безопасность личности. Для демократического общества безопасность государства и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности.

Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координацией деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых норм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и со стороны государства).

Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.

Структурными элементами системы национальной безопасности являются: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации.

Политическая безопасность состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества на позициях устойчивого политического суверенитета.

Экономическая безопасность характеризуется независимостью и неподчиненностью внешним силам, уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества, наличием развитой инфраструктуры и полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силы и системы её подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Военная безопасность характеризует возможность обеспечения интересов национальной безопасности средствами вооруженного насилия.Внешний аспект военной безопасности отражает способность нации противодействовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа. Внутренний аспект связан с деструктивным проявлением гонки вооружения, милитаризации общественного сознания, усилением политической роли армии внутри страны.

Важное место в концепции национальной безопасности занимают проблемы безопасности культурного развития нации, экологической, информационной безопасности, поскольку связаны с потребностями общества и личности. На основе концепции формируется система национальной безопасности, представляющая совокупность законодательных и исполнительных органов, правовых норм, обеспечивающих оптимальные и стабильные условия для жизнедеятельности и развития личности и общества.

Концепция национальной безопасности, так же как внешнеполитические и геополитические концепции, представляет собой производную от концепции национальных интересов. Концепция национальной безопасности строится с учетом как внешних угроз, исходящих извне и связанных с попытками поработить или подчинить государство, так ивнутренних угроз, связанных с состоянием самого общества и коренящихся в самом обществе.

Различают угрозы реальные и потенциальные ; глобальные, региональные и локальные .

Понятие безопасности включает следующие аспекты :

♦ обеспечение физического существования, территориальной неприкосновенности и целостности государства от внешних и внутренних угроз;

♦ гарантии от внешнего вмешательства во внутренние дела;

♦ предотвращение потенциальных и непредвиденных угроз самому образу жизни.

Концепция национальной безопасности строится с учетом всех геополитических факторов, влияющих на пути, формы и средства реализации национальных целей.

Первостепенная задача концепции национальной безопасности - это определение и разработка приоритетных направлений, комплекса мер и средств предотвращения, прежде всего крайних форм внешней и внутренней угроз - войны с другими государствами и гражданской войны.

Государство располагает разными средствами и путями реализации этой цели. Один из самых очевидных из них - применение или угроза применения насилия. Знаменитый афоризм Клаузевица - война есть продолжение политики иными средствами.

С развитием научно-технического прогресса национальная безопасность отдельного государства стала зависимой от международной безопасности, безопасности всего мирового сообщества. В современных условиях национальная безопасность государства зависит не только от мощи и боеспособности вооруженных сил, но и от целого ряда других факторов - экономического могущества, конкурентоспособности индустрии, качества системы образования, благосостояния граждан, состояния их умонастроений и т.д.

Среди современных источников реальной угрозы для безопасности государств можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические и межконфессиональные конфликты, деградацию окружающей среды, замедление или остановку экономического роста.

В свете этих обстоятельств все большее признание получает стратегия коллективной безопасности. Эта стратегия подразумевает создание системы, в которой каждое входящее в неё государство согласно с тем, что его безопасность является делом всех, и присоединяется к коллективным действиям по отражению агрессии.

Возникает проблема интегрирования военно-политической безопасности и социально-экономической политики в глобальном масштабе. Безопасность и благосостояние - два аспекта, которые взаимосвязаны, постоянно влияют друг на друга и на эффективность самого социально-экономического порядка на всем земном шаре.

Интересы и увлечения в жизни человека – шанс достичь успеха

19.03.2015

Снежана Иванова

Интересы и увлечения человека можно смело сравнивать со счастьем. Они вызывают положительные эмоции, ощущение наполненности...

Интерес – это эмоция или желание достичь определенного душевного состояния; отношение субъекта к явлениям или предметам, что представляют собой душевную ценность.

Увлечения – способ достичь гармонии в личном внутреннем мире методом выражения своей индивидуальности, успешная попытка понять и принять свое призвание.

Интересы и увлечения человека можно смело сравнивать со счастьем. Они вызывают положительные эмоции, ощущение наполненности, удовлетворенности, дарят радость. В свою очередь, радость – противопоставление скучности, поэтому личность, которая уделяет достаточно времени своим интересам, намного реже страдает от недомогания, нехватки эмоций и скуки. Даже постоянная занятость обыденными делами не дает того ощущения радости, которое может подарить любимое занятие. Отчасти увлечения можно назвать и смыслом жизни, ведь каждый работает, чтобы зарабатывать достаточно денег и тратить их на свое удовольствие, на любимый вид отдыха.

Почему интерес и увлечения человека настолько важны?

У каждого есть потребность реализовать себя как индивидуальность, открыть что-то новое, интересное, заявить миру о себе. Именно устойчивый интерес привлекает внимание и не вызывает надоедания. Субъект заинтересован не в результате, а в самом процессе, от которого он получает удовольствие.

Каждое интересное занятие отвечает определенным мотивам так же, как интерес мотивирует заниматься определенным увлечением с пользой для своей личности. Эту взаимосвязь можно показать графически:

Когда пропадает выгода (духовная, эмоциональная, материальная), тогда и пропадает интерес к занятию, но от потребности в постоянном увлечении не деться никуда. Значит, увлечения могут быть разные, противоположные друг другу, а интерес в жизни человека – изменчивый и разносторонний, но он постоянно присущ и его можно назвать главной мотивацией и стратегической эмоцией. Интерес побуждает каждого к новым начинаниям.

Как влияют личные интересы человека на его жизнь

Свои увлечения и интересы каждый пытается реализовать в жизни по-своему. Кому-то удается сделать из этого успешный бизнес, в остальных случаях увлечения интерпретируются в хобби. Они представляют настоящую жизненную ценность, не зависимо от внешних факторов. Когда личность систематично уделяет внимание своей потребности, у нее появляется стимул достичь чего-то нового, работать над собой и, тем самым, улучшить свой уровень жизни, а такие действия влекут новое, не менее важное качество – уверенность в себе. У субъекта есть своя ценность, он сам себе может ее обеспечить, он готов делиться этим с окружающим миром – личность становится интересной. Дальнейшие действия очевидны: он ищет себе подобных людей, с которыми интересы совпадают, для обмена опытом или из-за желания почувствовать себя в окружении единомышленников.

Какие виды интересов человека бывают?

Одни виды интересов человека могут побуждать появление других. В зависимости от выгоды, которую преследует особа в своих увлечениях, доминируют интересы материальные и духовные, общие и личные, непосредственные и опосредованные.

Непосредственный интерес – желание достичь непосредственного успеха от того или иного процесса.

Пример такого интереса прост: студент учится непосредственно ради знаний. Он хочет получить определенный опыт и успешно его использовать. Перспектива получить диплом отходит на задний план.

Опосредованный интерес – желание достичь результата посредством определенных возможностей.

Такой интерес демонстрируют студенты, которые просто хотят получить дипломы посредством обучения в университете. Большой багаж знаний, квалификация их не интересуют.

Материальные интересы – потребность в устранении своих недостатков, предотвращение развитий угрожающих ситуаций комфортной и качественной жизни.

Материальные интересы отображают экономические потребности личности. Он старается продать подороже свою рабочую силу, получить выгоду и ему не важна духовная сторона этой сделки. Благодаря материальным интересам человечество постоянно делает новые открытия, так как они направлены чисто на улучшение качества жилищных удобств, обогащение, облегчение труда. Работа вполне может стать материальным интересом, если ее основная цель – большой заработок.

Духовные интересы – актуализация возможности проявить себя как личность, индивидуальность; расширение кругозора, культурный рост, который не предусматривает каких-либо материальных изменений или обогащений.

Духовные интересы предусматривают налаживание психологической гармонии, личный рост, эмоциональное удовлетворение и насыщение, душевное спокойствие. Они побуждают познать мир, открыться с новой стороны, проявить свои таланты. Точка насыщения для каждого субъекта определяется индивидуально. Кому-то важно получить много поверхностной информации, но в разных сферах, кто-то хочет научиться конкретному ремеслу и стать настоящим мастером, поэтому одни за всю жизнь могут объездить весь мир, выучить несколько языков, а у других получается добиться результатов в чем-то определенном, какой-то узкопрофильной сфере.

Личные интересы – взгляды, желания, мотивы, которые присущи только конкретному субъекту, его субъективным понятиям и его потребностям.

Личные интересы формируются на основе переживаний, желаний, позиции, материального достатка субъекта. Их никто не может навязать или заставить от них отказаться. Личность сама решает, что ей интересно, а что — нет.

Социальные интересы – потребности, свершения, пожелания, которые испытывает социальная группа на основе внутренних побуждений каждого отдельного индивида.

Интересы социальных групп зависят от социально-экономической ситуации, их положения в социально-трудовой сфере. В большинстве случаев социальные интересы личности сводятся к сфере политики и экономики.

Какие интересы у человека влияют на его восприятие внешнего мира

Достаточно часто встречается версия, будто социальные и личные интересы человека – это одно и то же. Человек – индивид, и социальная группа – социальная единица, выступающая одним объектом, которая преследует общие для всех цели. Но сопоставлять эти два понятия не является правильным. Личные интересы лежат в основе социальных интересов. Они формируют общую позицию и могут совпадать как полностью, так и частично. Каждый может поддаваться общим целям и интересам, а может остаться при своем мнении.

Социальные интересы могут охватывать разные сферы культуры и науки, но назвать их точными на 100% нельзя, ведь у каждого индивида сформировано свое понятие, отличающееся от общего мнения. Один субъект может испытывать больше интереса, чем другой, а такой факт является отличием между индивидами.

Сферы, в которых переплетаются личные и социальные интересы:

  • Чтение. Образованные люди нередко любят читать. При этом у каждой личность есть свой любимый автор, свое произведение;
  • Общение. Это скорее потребность, чем интерес, но с хорошим собеседником всегда есть о чем поговорить, и разговор может быть достаточно увлекательным;
  • Спорт. Разные виды спорта объединяют людей, которые готовы поддержать любимую команду или самому стать участником любимой игры;
  • Компьютерные игры. Наверное, одно из основных увлечений нашего времени. При этом можно играть одиночно или в команде – все зависит от индивидуальных пожеланий личности;
  • Музыка. Разные направления и стили музыки дают возможность сделать выбор по душе.

В списке только малая часть тех сфер, которые могут объединять людей по интересам и, в то же время, являться причиной их разногласий. Поэтому сопоставлять индивидуальные и социальные интересы не есть правильным.

Роль социальных интересов личности в ее жизни

Социальный интерес может стать причиной побуждения активизации деятельности субъекта. После включения личности в отношения между обществом, она становится частью социальной группы. На социальный интерес влияют следующие условия:

Феномен социального интереса заключается в способности субъекта разделять чувства социальной группы и умении идентифицировать себя как ее часть. Эта социальная группа не ограничивается близкими людьми, а носит более глобальный характер. Социальный интерес зарождается еще с младенчества в период общения ребенка с родителями и продолжает формироваться на протяжении всей жизни.

Социальный интерес проявляется в готовности индивида сотрудничать с людьми при разных условиях, даже не очень благоприятных, старании личности давать окружающим больше, чем требовать в ответ, готовности его сопереживать и принимать чужой опыт. По теории А. Адлера главная задача каждого из людей быть частью социума. И если особа способна к сотрудничеству, ее по жизни будут сопровождать дружба, любовь, понимание, доверие.

Социальные интересы строятся на сопоставлении интересов одной социальной группы против интересов другой. Таким образом, кроме сотрудничества к формам взаимосвязи интересов между социальными группами можно отнести соперничество.

Но есть социальные интересы, которые поддерживаются во всем мире и объединяют народы, в перечень входят интерес сохранности жизни на Земле, цивилизации и культуры.

Приоритет духовных интересов

Какие бы интересы ни возникали у человека, он всегда отдаст первенство реализации и развитию духовных интересов. Духовный интерес мотивирует субъекта на рост, преодоление неуверенности, проявления себя как личности. Они заставляют отказаться от статуса потребителя культуры и перейти на уровень ее создателя. Благодаря духовным интересам личность открывает новые грани этого мира, получает , расширяет свой кругозор. Стремление стать лучше дарит именно то эмоциональное насыщение, которое ищет каждый в увлечениях. Личность раскрывает свои таланты и возможности через труд, который не приносит дискомфорта и усталости.

Деятельность каждого на протяжении всей жизни, его достижения и разочарования могут влиять на интересы, побуждать появление новых, или напрочь убивать старые. Социальный статус, окружение, изменения могут кардинально сменить интересы субъекта, точно так же, как интересы влияют на жизнь человека. Достижение успеха в той или иной сфере, желание быть интересным стоит того, чтобы преодолевать все препятствия. Конечный результат всегда приносит положительные эмоции, самоутверждение, благоговение и желание идти дальше. Благодаря таким переживаниям жизнь становится значительно качественнее и ярче.

Человек испытывает потребности, с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание их в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей

жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Особенностями интересов являются:

  • активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;
  • большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;
  • расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
  • своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интерес, кроме того, характеризуется быстротой возникновения, относительной легкостью поддержания произвольного внимания. Он включает в себя любопытство как начальную стадию своего возникновения, которой присущ лишь общий эмоциональный тон познавательного процесса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания, В процессе своего дальнейшего становления, сохраняя эмоциональные проявления познавательной потребности и обогащаясь их разнообразием, интерес приобретает четкую постоянную направленность на свой объект. Интерес всегда является конкретным: к определенным предметам, явлениям, видам деятельности (интерес к машине, к политическому событию, к музыке, спорту и т. п.).

Направленность интереса во многом зависит от склонностей и способностей человека. Интересно только то, что ново: старое, давно известное, испытанное (даже в развлечении), если оно не выступает в новом свете, в новых сочетаниях и связях, малоинтересно, быстро надоедает, ведет к пресыщению и нервно-психическому утомлению. Но интерес вызывает не все новое, а только то, что связано с уже известным и имеет хотя бы далекую значимость для какой-либо деятельности человека: то новое в высшей математике, что заинтересует инженера, не вызовет никакого интереса, например, у искусствоведа. Поэтому обязательными условиями возникновения интереса являются предварительные знания и практический опыт в определенном виде деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Во-первых, они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Во-вторых, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом объяснении и бывают: действенными и недейственными, устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными, непосредственными и опосредованными, сильными и слабыми, активными и пассивными.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.


Обратно в раздел

Тема 5. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Учебные вопросы:

1. Национальные интересы России.

2. Террористическая деятельность в современных условиях.

3. Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях.

4. Обеспечение национальной безопасности РФ.

Лекция 8.

Национальные интересы России.

Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности (2000г.)

После окончания эры биполярной конфронтации США и СССР возобладали две тенденции формирования международных связей.

Первая проявляется в равном развитии значительного числа государств, их объединений, в признании многостороннего управления международными процессами и в формировании идеологии многополярного мира.

Вторая тенденция основана на доминировании стран при лидерстве США с преобладанием военно-силовых решений в обход международного права.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни в физическом, духовном и интеллектуальном развитии каждого человека.

Интересы общества состоят в упрочнении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной ценности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация всех видов интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому экономические, национальные интересы являются ключевыми для обеспечения всех иных интересов.

Национальные интересы во внутриполитической сфере состоят в сохранении стабильности институтов государственной власти, обеспечении гражданского мира и согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, в нейтрализации причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма и их последствий – межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни населения.

Интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.


Интересы в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета упрочении позиций России как одного из центров многополярного мира, в развитии взаимовыгодных отношений со всеми странами и их объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости при этом двойственных стандартов.

Интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитете, государственной и территориальной целостности, предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в обеспечении надежной охраны государственной границы, в соблюдении установленных законодательством страны порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве.

Национальные интересы в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

В Концепции особенно подчеркнуто, что важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Террористическая деятельность в современных условиях .

ВУголовном кодексе Российской Федерации терроризм определяется как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Терроризм как проявление насилия принимает форму преступных актов, ведущих к бессмысленной гибели людей и имущества и устрашению населения, имеющих цель получить максимально возможный международный, региональный отклик и/или крупные денежные суммы и не обусловленных виной непосредственно тех лиц, на которых террористы посягают.

Терроризм порождают следующие причины:

▪ Нерешенность социальных, национальных и религиозных проблем, но не любых, а только тех, которые имеют для данной социальной, национальной или иной группы бытийное значение, которые связаны с ее самооценкой и самовосприятием, представлением о себе, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями.

▪ Война и военные конфликты, в рамках которых террористические акты становятся частью военных действий. В качестве примера можно привести набеги чеченских боевиков на российские города, расположенные за пределами Чечни, во время войны в 1995-1996 гг.

▪ Наличие социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также, в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным группам. Первые вызывают зависть и ненависть, они наделяются чертами опаснейшего и вероломного врага, которому, если нельзя его победить в открытом столкновении, можно скрытно нанести отдельные болезненные удары.

▪ Существование тайных или полутайных обществ и организаций, в частности религиозных и сектантских, которые наделяют себя магическими и мессианскими способностями, вырабатывают «единственно верное» учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни или создания строя всеобщего добра, справедливости и достатка, вечного спасения души и т. д.

▪ В России - давние традиции применения террористических методов борьбы для решения в первую очередь политических задач.

▪ Нерешенность важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликты при разделе собственности и в то же время слабая защищенность коммерсантов и финансистов со стороны правоохранительных органов. Из-за этого стали повседневностью теракты в отношении названных лиц с целью устрашения и одновременно устранения конкурентов.

В настоящее время терроризм в значительной степени связан с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят:

Политический террор . Члены групп ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка.

Националистический терроризм . Преследует цели решения национального вопроса.

Криминальный терроризм . Формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконная торговля оружием, контрабанда и т.п.).

Экологический терроризм реализует группировки, выступающие с помощью насильственных методов против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных, строительства ядерных объектов.

В современном мире существуют проявления и государственного терроризма , связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; санкциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран.

В целом любому виду терроризма, как деянию, свойственны четыре отличительных признака:

▪ Терроризм порождает общую опасность, возникающую в результате совершения общественных действий либо угрозы таковыми.

▪ Публичный характер исполнения.

▪ Преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности.

▪ При совершении теракта общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие путем создания атмосферы страха оказывается на других лиц.

по курсу «Политология»

Национальные интересы Российской Федерации

Введение 2

Понятие национальных интересов государства 3

Национальные интересы России 9

Заключение 20

Литература 21

Введение

Понятие «национальный интерес страны» в России появилось в начале 90-х годов XX века. По мере того как менялась конфигурация мировой политики, тема национальных интересов стала занимать все более заметное место в государстве. В настоящее время понятие «национальный интерес» широко обсуждается учеными и журналистами, политическими деятелями и военачальниками. С принятием закона «О безопасности» в 1992 году акцент стал делаться на понятие «жизненно важные интересы личности, общества, государства».

В 1996 году термин «национальные интересы России» получил нормативное закрепление в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, интерпретируясь как «основа формирования стратегических задач внутренней и внешней политики страны», а также «интегрированное выражение жизненно важных интересов личности, общества, государства».

Концепции национальной безопасности и внешней политики государств обязательно содержат ссылки на «национальные интересы», как на основу и исходный принцип определения приоритетов государственной политики. Россия уже в первые годы своего существования в новом качестве сформулировала свою концепцию национальных интересов. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 1997 г., а затем в ее варианте 2000 г. дается развернутая система национальных интересов России в экономике, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной, духовной жизни и культуре.

В этой работе мы подробно не сможем рассмотреть реализацию национальных интересов во всех сферах деятельности государства, так что остановимся, лишь на некоторых.

Понятие национальных интересов государства

В границах национального государства субъектами политики выступают личности, социальные группы (классы, слои), партии, движения, преследующие индивидуальные и групповые интересы. Однако сами независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня - международной.

Цели международной политики определяются специфическим контекстом конкретной исторической ситуации, в которой оказывается мировое сообщество, и характером отношений, существующих между государствами. В той мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание международной политики.

Национальный интерес - это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности, совокупность сбалансированных интересов личности, общества и всего государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности общества. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей. Это относится и к многонациональным, и к этнически однородным государствам. Фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.

Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес включает три основных элемента:

Военная безопасность;

Экономическое процветание и развитие;

Государственный суверенитет как основа контроля над определенной территорией и населением или сохранение нации в качестве свободного и независимого государства.

Иногда добавляют и следующие элементы:

Рост национального благосостояния;

Защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;

Расширение его влияния в мировой политике.

Однако в наши дни как эти элементы, так и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств.

Сейчас государства и регионы становятся все более проницаемыми для пересекающих их границы растущих потоков идей, капиталов, товаров, технологий и людей. Традиционные двух- и многосторонние связи между государствами дополняются новыми, действующими в самых разных областях, таких, как транспорт, экономика и финансы, информация и культура, наука и образование и т.д.

В этих условиях национальный интерес не может быть обеспечен без создания таких условий существования государства, как внутренняя стабильность, экономическое благополучие, моральный тонус общества, безопасность (в широком смысле слова), благоприятное внешнеполитическое окружение, престиж и авторитет на мировой арене. Следует иметь в виду, что обеспечение национального интереса достигается лишь при сбалансированности указанных условий, представляющих собою открытую систему взаимозависимых и взаимодополняющих элементов. Полное обеспечение каждого из них возможно лишь в идеале. В реальной же практике типичны случаи недостаточного развития того или другого из указанных элементов или условий, что компенсируется более интенсивным развитием других. В обеспечении подобного баланса и состоит существо и искусство международной политики.

Различается постоянное (фиксированное) и перемен­ное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в эконо­мической, социальной сферах общественной жизни и т.д. Реальные материальные и политические потребности в развитии государства могут меняться, а вместе с ними меняются соответс­твенно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятель­ность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей.

По отношению к окружающему внешнему миру национальные интересы вы­ражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности Выделяют два уровня национальных интересов государства: уро­вень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и це­лостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государс­тво обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.

Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере международных отношений.

Национальные интересы в основе своей объективны, потому как они отражают стремления граждан государства к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения; минимизации угроз личной и общественной безопасности граждан, системе ценностей и институтов, на которых зиждется существование общества.

Данные стремления граждан воплощаются в концепцию (доктрину) национального интереса, конкретное содержание которой также определяется преимущественно объективными параметрами, такими, как:

Геополитическое положение государства на мировой арене, наличие у него союзников или противников, представляющих непосредственную угрозу для национально-государственных интересов страны;

Положение в системе международных экономических отношений, степень зависимости от внешних рынков, источников сырья, энергии и т.д.;

Общее состояние системы международных отношений, преобладание в ней элементов соперничества или партнерства, силы или права.

Концепция «национального интереса» была разработана Г. Моргентау. Он определил понятие «интерес» в категориях власти. Понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) национальной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Г. Моргентау включал в понятие «национальный интерес» следующее:

1. Национальный интерес – объективная данность. Он основан, во-первых, на своеобразии геополитического положения государства и связанных с ним особенностях геоэкономического и социокультурного развития; во-вторых, опосредуется особенностями человеческой природы.

2. Государственные деятели обязаны исходить из того, что хорошая политика – это рациональная политика, опирающаяся на правильно понятый национальный интерес. База такой политики – чётко выстроенный имидж государства, через который происходит восприятие национального интереса.

3. Национальный интерес кардинально отличается от общественного интереса. Национальные интересы обеспечиваются внешней политикой, а общественные – внутренней. Они не должны ни противопоставляться, ни сливаться.

Внешняя политика независимого государства, по мнению Г. Моргентау, должна опираться на некую физическую, политическую и культурную «реальность», способную осознать природу и сущность собственного национального интереса. Такой «реальностью» выступает нация. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно потребности физического выживания. В разделенном на блоки, союзы мире, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации стремятся к защите своей физической, политической и культурной самобытности (идентичности) перед лицом вторжения извне.

Вероятно, данная позиция Г. Моргентау была актуальна для времен «холодной войны», когда мировое сообщество было разделено на два противостоящих друг другу лагеря: социалистический и капиталистический. В современном мире, когда страны в силу различных причин взаимозависимы и взаимосвязаны друг с другом, их выживание и развитие может быть обеспечено только на пути их сотрудничества и взаимодействия. В этих условиях любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств.

Сочетая собственные интересы и потребности других государств, нация может обеспечить свою безопасность. Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность, выступать субъектом международного права.

Понятие «безопасность» для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безопасность личности означает реализацию его неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность государства предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.

В наши дни, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. До недавнего времени всеобщая безопасность основывалась на принципах «сдерживания путем устрашения», конфронтации и противостояния ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая). Но подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в мировой ядерной войне.

Невозможно обеспечение национальной безопасности без выявления, осознания, провозглашения государством жизненно важных национальных интересов. В ином случае основы национальной безопасности могут беспрепятственно разрушаться кем угодно – как это происходило в СССР в пору вовремя перестройки, а затем в независимой России. Невыявленные, неосознанные и непровозглашённые национальные интересы – никак не защищены, т.е. являются областями уязвимости, ахиллесовыми пятами, а потому – основными направлениями новой войны.

В жизнеспособном и эффективном государстве приоритетность национальных интересов определяется их жизненной важностью. Государство защищает национальные интересы всеми доступными средствами. Следует учитывать и то, что национальными интересами могут провозглашаться интересы, не являющиеся жизненно важными и даже чуждые нации; могут подменяться приоритеты национальных интересов; могут неадекватно формулироваться и решаться соответствующие проблемы. В этом случае страна будет самоуничтожаться своими собственными силами и средствами.

  1. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    Защиту жизненно важных интересов человека, общества и государства. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации Состояние экономики...

  2. Коллизии в национальной системе Российской Федерации противоречия законодательства Российской

    Реферат >> Государство и право

    ... ………………..10 1.3. Коллизии в национальной системе Российской Федерации : противоречия законодательства Российской федерации и законодательных актов субъектов Российской федерации ………………………………...14 ГЛАВА...

  3. Национальные интересы и внешняя политика России на постсоветском пространстве

    Реферат >> Экономика

    ... Национальные интересы и внешняя политика России на постсоветском пространстве. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркнуто, что национальные интересы ... СНГ отвечает жизненно важным

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то