Сотрудничество стран снг в сфере туристской индустрии. Страны ближайшего зарубежья для России: список. Государства Балтии. Что будем делать с полученным материалом

Страны ближнего зарубежья России образовались после распада Советского Союза в 1992 г. Всего их 14. К ним относятся те, которые были бывшими советскими социалистическими республиками. В последствии они стали независимыми государствами. Каждая из них отличается духовным, культурным и политическим направлениями.

Поиск туров по странам ближнего зарубежья

Список стран

Прибалтийские страны

Латвия располагается в северной части Европы. Имеет общие границы с Литвой. Столица – город Рига.

Литва – по площади самое большое государство Прибалтики. Столица – город Вильнюс.

Эстония – самое маленькое государство среди прибалтийских стран. Столица – город Таллин. Имеет границы с Россией, Латвией и Финляндией.

Страны ближайшего зарубежья

Молдова располагается в юго-восточной части Европы. Имеет общие границы с Румынией и Украиной.

Армения – страна Закавказья. Столица – г. Ереван.

Грузия — это государство расположено на Западном Закавказье и омывается водами Черного моря. С восточной и северной частей она граничит с Россией. Столицей является город Тбилиси.

Узбекистан граничит с пятью государствами: с Киргизией, Туркменией, Афганистаном, Таджикистаном и Казахстаном.

Туркменистан – страна, которая имеет выход в Каспийское море. Столица – город Ашхабад.

Таджикистан находится в Центральной Азии. Столица – Душанбе.

Кыргызстан – страна, расположенная в Средней Азии. Имеет границы с КНР, Узбекистаном и Таджикистаном, Казахстаном. Столица – город Бишкек.

Среди стран ближнего зарубежья можно отметить Азербайджанскую Республику. Это государство располагается в Восточном Закавказье и омывается водами Каспийского моря. Азербайджан является самым крупным Закавказским государством. Столица – город Баку. В последние годы эта республика значительно повысила экономический уровень.

Республика Беларусь — это государство располагается в Восточной Европе. Столицей является г. Минск. С Российской Федерацией граничит с восточной стороны.

Республика Казахстан также находится в списке «Страны ближайшего зарубежья». Состоит в тесных отношениях с Российской Федерацией. Столица – г. Астана.

Одним из перспективных направлений развития международного туризма для стран Содружества является более широкое задействование объектов всемирного наследия (культурного, природного и культурно-природного), т к. 3,4 % объектов, расположенных в странах СНГ, включены в число объектов всемирного достояния.

В то же время анализ развития туризма в большинстве стран СНГ свидетельствует, что на рынке предлагается туристский продукт старого (советского) образца без учета национального колорита, а это, естественно, приводит к заметному снижению потока въезжающих туристов, неразвитости инфраструктуры. Состояние материальной базы туризма в странах Содружества оставляет желать лучшего, она существенно отстает от международных стандартов и требований и, следовательно, от качества обслуживания. Развитие туризма в государствах Содружества в условиях реформирования экономики выявило ряд общих негативных тенденций: вывоз валютных средств из государств СНГ, свертывание национальных туристских программ, слабое развитие внутреннего туризма, отсутствие координирующей работы по целенаправленной поддержке и продвижению национального продукта со стороны государства на туристских рынках, крайне низкое инвестирование этой сферы экономики и др.

Следует отметить, что такая ситуация в области туризма не устраивает государства Содружества. Усилия по развитию туристских связей направлены на поиск новых подходов к межгосударственной интеграции в туристской сфере. Основой этого процесса явилось определение задач по формированию единого туристского пространства с учетом исторически сложившейся профессионально-квалификационной структуры, маршрутной политики и общей методологии. Для решения этих проблем, устранения необоснованной конкуренции и координации деятельности в рамках Содружества Решением Совета глав, правительств СНГ 9 сентября 1994 г. был образован Совет по туризму государств - участников Содружества. За прошедшее время проведено 14 заседаний Совета, на которых рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия и решения возникающих проблем.

Советом разработаны и рекомендованы органам управления туризмом государств - участников Соглашения основные принципы сотрудничества, обеспечения единства методологии и сближения систем статистической отчетности в сфере туризма, утверждены рекомендации по проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд туризма, сближения законодательно-правовой базы. Осуществляются мероприятия по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма государств - участников Соглашения Совет по туризму концентрирует усилия на решении ряда следующих проблем, от которых зависит развитие туризма государств Содружества:

· восстановление управляемости туристским сектором экономики государств СНГ, разработка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и качество обслуживания в туризме;

· формирование здоровой конкурентной среды на рынке туристских услуг, преодоление его раздробленности, привлечение иностранного капитала, формирование государственного сектора туризма, опирающегося на инфраструктуру находящуюся в государственной собственности;

· реформирование туризма в целях обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристского продукта, привлечение иностранных туристов, ускоренное развитие сферы услуг и упрощение связанных с пограничными и таможенными процедурами;

· активизация сотрудничества со Всемирной туристской организацией.

С 1992 г. членство в ВТО стала осуществлять Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 г на десятой Генеральной ассамблее ВТО (о. Бали, Индонезия) в Действительные члены организации были единогласно приняты Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. - Армения и Украина. Интерес к вступлению в ВТО также проявляют Беларусь и Таджикистан В качестве присоединившихся членов в ВТО (в составе Делового совета) также входит ряд крупных туристских компаний и учебных заведений России (в частности, Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), ВАО «Интурист», «Интурист-Холдинг Компания», ЦСТЭ-Интур, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела и т. д.), туроператорские компании из Казахстана (Национальная компания «Шелковый путь - Казахстан», «Жибек Жолы», «Яссауи» и «Экосистема») и организации Украины (Киевский институт туризма, экономики и права, гостиничный комплекс «Днипро»). Узбекистан и Украина избраны в состав Исполнительного совета ВТО, что отражает их возросшее политическое влияние в мировом туристском сообществе. Свою кандидатуру на вступление в Исполнительный совет на период 2001-2005 гг. выдвинула Российская Федерация.

В Постоянной комиссии по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят модельный Закон «О социальном туризме» и направлен в парламенты государств-участников для использования в национальных законодательствах.

Активно функционирует Объединенный университет туризма государств-участников СНГ, созданный в мае 1998 г. как международный союз общественных объединений (зарегистрирован Министерством юстиции России 24.04.1998 г.), в который вошли учебные заведения и предприятия сферы туризма. Цель его создания - через координацию подготовки специалистов высшей квалификации из стран СНГ способствовать возрождению единого туристского пространства государств Содружества. Объединенный университет туризма СНГ создан на базе Российской международной академии туризма - головного по этому профилю высшего учебного заведения в России.

В настоящее время в состав объединенного университета туризма СНГ вошли Белорусское республиканское объединение «Беларусьтурист», Белорусский фонд развития и поддержки науки и высшей школы, ряд высших учебных заведений России, Беларуси, Армении, Казахстана, Украины, Учебно-консультационный центр «Зила-Булта» г. Риги (Латвия).

Однако проводимая в рамках СНГ работа по развитию туризма требует не только усиления координирующей роли Совета по туризму, но, в первую очередь, практической помощи туристскому сектору со стороны правительств стран - участников Содружества. Прошедший период развития СНГ свидетельствует, что одного лишь провозглашения приоритетности туристской отрасли без конкретной помощи со стороны государства явно недостаточно. Если же страны СНГ в ближайшие 3-4 года не сумеют разрешить вышеобозначенные проблемы, то стагнационный период в туризме затянется на много лет.

Развитие туризма в странах Содружества Независимых Государств за прошедший период проходило в условиях реформирования хозяйственного комплекса и выявило ряд общих негативных тенденций:

Свертывание национальных туристических программ;
- вывоз валютных средств из государств СНГ;
- слабое развитие внутреннего туризма;
- отсутствие целенаправленной государственной политики по продвижению национального турпродукта;
- крайне низкое инвестирование в сферу туризма.

Усилия по развитию туристических связей стран Содружества были направлены на поиск новых подходов в интеграционной политике. Основой этого процесса явилось определение задач по формированию единого туристического пространства с учетом исторически сложившейся структуры туризма, туристической политики государств и общей методологии развития туризма. Для решения этих проблем и координации туристической деятельности в рамках Содружества Решением Совета глав правительств СНГ от 9 сентября 1994 года был образован Совет по туризму государств-участников . В состав совета вошли 11 государств СНГ: Азербайджан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. За прошедшее время проведено более 15 заседаний Совета, на которых рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия государств в сфере туризма.

Советом разработаны и рекомендованы органам управления туризмом государств-участников Соглашения основные принципы сотрудничества, обеспечивающие единство методологии и сближения систем статистической отчетности, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд туризма, сближения законодательно-правовой базы. Осуществляются мероприятия по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма государств-участников СНГ.

Совет по туризму концентрирует усилия на решении следующих ключевых вопросов, от которых во многом зависит развитие туризма в государствах Содружества:

Восстановление управляемости туристическим комплексом государств СНГ, разработка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и повышение качества обслуживания в туризме;
- формирование здоровой конкурентной среды на рынке туристических услуг, преодоление его раздробленности, привлечение иностранного капитала, формирование государственного сектора туризма;
- реформирование туристического комплекса в целях обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристического продукта, развитие въездного туризма, упрощение формальностей, связанных с пограничными и таможенными процедурами;
- активизация сотрудничества со .

В декабре 1993 г. в Ашхабаде (Туркменистан) главами правительств стран СНГ было подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области туризма , направленное на расширение и совершенствование отношений стран СНГ в области международного туризма.

В рамках Содружества предпринимаются шаги по упрощению пограничных формальностей, что в значительной степени активизирует туристический обмен между странами. 30 ноября 2000 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан и Российской Федерацией было заключено Соглашение «О взаимных безвизовых поездках граждан».

Постоянной комиссией по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят Закон «О социальном туризме», рекомендованный парламентам государств-участников для использования в национальных законодательствах.

Также оказывает широкую методическую помощь странам СНГ (Украины, Молдовы, Узбекистана и др.) при разработке туристического законодательства. Секретариат и эксперты ЮНВТО консультируют национальные туристические администрации этих государств по широкому диапазону вопросов развития туризма, организуют обучающие семинары, профессиональную подготовку кадров, обеспечивают доступ к информационной и статистической базе данных ЮНВТО.

К сожалению, в последние годы в сотрудничестве стран СНГ в сфере туризма наблюдается значительное снижение активности. Об этом свидетельствует тот факт, что за период с 2002 по 2006 г. не было ни одного заседания Межгосударственного совета стран СНГ по туризму. Решения, принимаемые данным органом, носят в большей степени рекомендательный характер. Необходимы не только конкретные меры по выполнению решений Совета, но и четкий механизм их реализации и контроля.

Все еще не сформирована единая информационная сеть туризма государств - участников Соглашения, не восстановлены ранее имевшиеся и не открыты новые туристические маршруты, недостаточно целенаправленно ведется работа по упрощению пограничных, таможенных формальностей, обеспечению личной безопасности туристов, разработке межгосударственных программ и проектов по освоению туристических регионов.

Принимая во внимание существование ряда принципиальных вопросов, которые снижают возможности сотрудничества стран СНГ в сфере туризма, целесообразным было бы расширение туристического взаимодействия по следующим стратегически важным направлениям:

Совместное формирование со странами ЦВЕ межрегионального туристического рынка, упрощение туристических формальностей (в том числе пограничных, таможенных и др.);
- расширение совместных рекламно-информационных и научно-практических мероприятий: конференций, семинаров, симпозиумов, ярмарок, выставок;
- создание интегрированного конкурентоспособного туристического продукта и его совместное продвижение на международном рынке (например, участие единым стендом Беларуси, России, Украины на международных туристических выставках, что усилит внимание к региону как потенциальных туристов, так и бизнес-партнеров);
- развитие транспортных и информационных коммуникаций, распространение современных технологий в организации транзитного туризма;
- формирование единой базы данных о туристических возможностях стран СНГ и ее последующее использование для создания Единой туристическо-информационной сети (ЕТИС);
- осуществление мер по обеспечению безопасности туристов, создание унифицированной системы их страхования;
- введение единых стандартов туристического обслуживания, согласование методик сбора и обработки статистических данных стран СНГ в области туризма в соответствии с рекомендациями ЮНВТО;
- осуществление комплекса мероприятий по приоритетному развитию социально направленных видов туризма: молодежного, экскурсионно-познавательного,

Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма

ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Принят Межпарламентской ассамблеей государств - участников Содружества
Независимых Государств 29 октября 1994 года


Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств,

- основываясь на Уставе Содружества ,

- руководствуясь Манильской 1980 года Декларацией о мировом туризме; Гаагской 1989 года Декларацией о туризме и другими международными соглашениями в данной области,

- принимая во внимание межправительственное Соглашение "О сотрудничестве в области туризма" от 23.12.93 ,

- исходя из признания соответственным и неотъемлемым правом граждан стремление к удовлетворению духовных потребностей посредством приобщения к культурно-историческим ценностям,

- выражая приверженность к сохранению, расширению и углублению существующих международных связей в рамках Содружества,

- считая свободу перемещений необходимым условием дальнейшего развитая дружественных отношений, ведущих к укреплению экономического сотрудничества и культурному взаимопониманию,

- выражая уверенность в том, что развитие туризма призвано способствовать становлению гражданского мира и согласия, укреплению взаимопонимания, утверждению общечеловеческих ценностей,

- стремясь всемерно содействовать сближению нормативных основ государств-участников Содружества в данной области регулирования правоотношений и формированию в рамках СНГ единого туристского пространства,

приняла настоящий рекомендательный акт в качестве совокупности основных принципов государственного регулирования, единообразно понимаемых и разделяемых всеми государствами Содружества.

Раздел I. Общие положения

В настоящем рекомендательном акте следующим понятиям задается терминологическое значение, равно принимаемое всеми участниками.

Туризм - временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Турист - гражданин любого государства, временно прибывший в страну, определенную местность в пределах страны либо конкретный населенный пункт в пределах определенной местности на срок от 24 часов до шести месяцев, путешествующий ради удовольствия или с деловыми целями и не занимающийся при этом оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Тур - туристская поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом услуг в сфере перемещения, жилья, медицинского и культурного обслуживания.

Туристский ваучер - индивидуальный или групповой документ, выданный туристской организацией, являющийся формой договора между поставщиком и потребителем туристских услуг и подтверждающий их оплату.

Туристская организация - юридического лицо, независимо от форм собственности занимающееся деятельностью в сфере туризма на основании лицензии или признанное таковым в иной установленной законом форме.

Туристские ресурсы - совокупность природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов данной территории, способных удовлетворять различные запросы и потребности туриста в компании и порознь.

Статья 2. Национальное законодательство о туризме

Национальное законодательство государств - участников СНГ в сфере туризма включает обобщающие законодательные акты, разработанные и принятые с учетом принципов, изложенных в настоящем рекомендательном акте, конкретизирующие нормативные акты, правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты, обусловленные специфическими обстоятельствами отдельных государств. Общая направленность в развитии национального законодательства не может существенно ограничивать принципы, зафиксированные в настоящем рекомендательном акте.

Национальное законодательство дополняется межгосударственными и межправительственными двусторонними или многосторонними соглашениями, развивающими или конкретизирующими нормы национальных законов. Международные многосторонние договоры и конвенции в сфере туризма приобретают в государствах - участниках СНГ правовую действенность в соответствии с ратификационными процедурами, определяемыми национальным законодательством.

Статья 3. Государственная политика в сфере туризма

Государства - участники СНГ содействуют развитию туризма как эффективной отрасли экономики и действенного средства сближения народов и гарантируют режим наибольшего благоприятствования в туристской деятельности, создают правовую и нормативную базу в сфере туризма, обеспечивают равные условия для осуществления туристской деятельности юридическими и физическими лицами, содействуют развитию международного сотрудничества.

Статья 4. Компетенция государств - участников СНГ в сфере туризма

Ведению государств - участников СНГ в лице их органов государственной власти и управления подлежат:

- формирование нормативной базы в сфере туристской деятельности и координации межгосударственного сотрудничества;

- формирование национальных программ развития туризма;

- установление порядка стандартизации, лицензирования и сертификации в сфере туризма;

- управление государственной собственностью в сфере туризма, финансирование органов государственного управления и надзора за соблюдением прав туристов;

- определение порядка предоставления льгот отдельным категориям туристов;

- иные действия, предусмотренные национальным законодательством.

Раздел II. Права и обязанности туристов

При подготовке к путешествию, во время транзита и по прибытии в район туристского интереса турист имеет право:

- на получение сведений о наличии и характере лицензии на туристскую деятельность у принимающей организации;

- на объективную и точную информацию о законах и правилах пребывания в данной стране или местности, об обычаях местного населения и ограничениях, связанных с отправлениями ими своих религиозных обрядов, об ограничениях на посещение природных и антропогенных объектов, находящихся на режиме особой охраны;

- на свободный доступ к любым объектам туристского интереса, для посещения и пользования которыми нет установленных в законном порядке ограничений экологического или социокультурного характера;

- на защиту своей безопасности, здоровья и имущества, а также на защиту своих личных неимущественных прав;

- на обеспечение бытовых и санитарных условий не ниже, чем усредненные по данной местности стандарты;

- на содействие органов местной администрации в оказании правовой помощи и подтверждении страховых и иных несчастных или непредвиденных случаев или обстоятельств.

Статья 6. Обязанности туристов

Во время пребывания в районе туристского интереса, а также на протяжении транзита турист обязан:

- способствовать своим поведением взаимопониманию и дружеским отношениям между народами;

- уважать установившийся политический, социальный, моральный, культурный и религиозный уклад и порядок, подчиняться действующим законам и правилам;

- соблюдать порядок и понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и уважения в отношении природного и культурного достояния.

Статья 7. Порядок предоставления дополнительных льгот и прав

Дополнительные права и льготы туристам в части пограничного и таможенного контроля, обмена национальных валют по специальному курсу, понижения тарифов на транспортное и бытовое обслуживание и прочее решаются специальными двусторонними или многосторонними соглашениями на принципе приоритета.

Статья 8. Правовое положение иностранных туристов

Иностранные туристы, проживающие постоянно вне государств - участников Содружества, осуществляющие поездки по странам СНГ, пользуются правами и несут обязанности в том же объеме, что и граждане стран Содружества с учетом действующего национального законодательства и иных нормативных актов, регулирующих пребывание иностранных граждан на территории государств - участников СНГ.

Статья 9. Недопущение дискриминации

Все туристы, независимо от гражданства, расы, пола, языка, религиозных и политических убеждений, в процессе поездок пользуются равными правами, гарантируемыми официальными органами стран временного пребывания. Ущемление гарантированных государством прав туриста, носящее характер дискриминации, наказывается в соответствии с действующим национальным законодательством.

Дополнительные права и льготы, предоставляемые отдельным категориям туристов, не должны иметь дискриминационного по отношению к иным категориям характера.

Раздел III. Туристская организация

Юридические и физические лица, желающие осуществлять деятельность в сфере туризма, признаются в качестве туристских организаций с получением лицензии на право занятий в данной сфере.

Порядок осуществления лицензирования туристской деятельности на территории стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного законодательного акта.

Организации, получившие в установленном порядке лицензию одного из государств - участников СНГ, признаются в качестве туристских организаций всеми странами Содружества и пользуются соответствующими правами, определяемыми национальным законодательством.

Отзыв лицензии на право занятия туристской деятельностью, осуществленный государственными органами страны пребывания туристской организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.

Статья 11. Сертификация туристских организаций

Туристские организации, желающие в установленном порядке пользоваться предоставляемыми законом льготами и работать в режиме наибольшего благоприятствования, подлежат сертификации, подтверждающей квалификационный уровень данной организации и качество предоставляемых ею услуг пользователям туристского продукта.

Порядок сертификации на территориях стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного акта.

Выдаваемый по результатам сертификации туристским организациям сертификат соответствия на каждый вид туристских услуг признается в данном качестве на территории всех государств - участников СНГ и не требует повторения в каждой отдельной стране Содружества.

Лишение туристской организации сертификата соответствия, осуществленное государственными органами страны пребывания данной организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.

Статья 12. Права и обязанности туристских организаций

Права туристских организаций определяются национальным законодательством государств - участников СНГ с учетом положений настоящего нормативного акта.

Туристская организация, осуществляющая свою деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии, обязана:

- предоставлять туристу полную и достоверную информацию об организации и проведении тура;

- реализовывать туристские ваучеры на оказание туристских услуг всем обращающимся гражданам независимо от их постоянного места проживания и любых иных личностных характеристик;

- организовывать предоставление туристских услуг в соответствии с предоставляемой информацией;

- обеспечивать безопасность жизни, здоровья и сохранность имущества туриста в процессе тура.

Раздел IV. Туристский ваучер

Договоры о предоставлении туристскими организациями туристских услуг заключаются по унифицированной форме, принятой Всемирной Федерацией Ассоциации туристских агентств, если действующим законодательством государства - участника CНГ не предусмотрена иная форма заключения договора.

Туристская организация обязана выдавать ваучер, подтверждающий заключение договора, с подписью ответственного лица, заверенной печатью данной организации.

В случае заключения договора через посредника в ваучере должно быть указано как название и реквизиты организатора тура, так и название и реквизиты посредника с указанием полномочий и ответственности.

Договор считается заключенным, если туристская организация выдает ваучер, а клиент вносит соответствующую плату согласно оговоренным в ваучере условиям.

Статья 14. Необходимые атрибуты ваучера как документа

Правильно оформленный ваучер должен содержать следующие атрибуты:

- место выдачи, адрес и иные реквизиты организатора тура, посредника, номер, дату и место выдачи лицензии на туристскую деятельность;

- фамилию, имя, отчество и иные элементы личного именования получателя ваучера, номер его паспорта или иного удостоверения личности;

- характеристику и стандарты оказываемых услуг в отношения транспорта, размещения, питания и прочих, включенных в стоимость тура, а также наличие и условия проживания;

- описание программы тура и характеристику мероприятий по дням его проведения;

- общую стоимость тура и условия ее оплаты клиентом;

- описание условий и обстоятельств, при которых турист может отказаться от поездки, с порядком возмещения ущерба организации;

- описание формы и размеров компенсации туристу за нарушения условий тура, оговоренные в ваучере и допущенные по вине организации и ее партнеров;

- другие условия, которые сочтут необходимым указать клиент и организация.

Турист обязан дать расписку в получении ваучера на его копии, оставляемой в туристской организации. Организация может потребовать от клиента дополнительной расписки о специальных условиях тура.

На туристскую группу оформляется дополнительно групповой ваучер, выдающийся руководителю группы как представителю оформившей тур организации.

Статья 15. Права и обязанности туриста по выполнению условий тура

Турист обязан передать ваучер другому лицу при условии, что данный ваучер не именной и принимающее его лицо соответствует необходимым для совершения тура требованиям. Именной ваучер передаче не подлежит и должен быть переоформлен.

В случае нарушений условий тура, оговоренных в ваучере, турист может предъявить туристской организации иск на возмещение понесенного ущерба и компенсацию за испорченный отдых и моральный ущерб.

Если турист и организация не находят взаимоприемлемых условий и размеров компенсации, их спор решается судом в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Претензия туриста может быть предъявлена организации в течение месяца после установленной даты окончания тура.

Турист может расторгнуть договор без возмещения ущерба организации, если увеличение общей стоимости тура превышает 10% оговоренной в ваучере поездки. В этом случае он имеет право на возмещение всех сумм, выплаченных организации в порядке предоплаты данного тура.

Статья 16. Права и обязанности организации по выполнению условий тура

Организация, продавшая тур клиенту, обязана предоставить весь комплекс услуг в количестве и качестве, оговоренным в контракте.

Организация при проведении тура отвечает перед клиентом как за свои действия, так и за действия партнеров, указанных в ваучере.

Организация может расторгнуть договор без возмещения убытков или аннулировать ваучер при наличии форс-мажорных обстоятельств, предшествующих осуществлению тура или предоставлению услуг; при этом все суммы предоплаты возвращаются клиенту, если в ваучере не было оговорено иное.

Организация не может увеличивать общую стоимость тура, если это специально не оговорено в ваучере, за исключением случаев общегосударственных изменений цен и тарифов.

При предъявлении претензий клиента к организации она вправе требовать возмещения со своих партнеров, нарушивших условия организации поездки, если данное условие содержится в договоре о совместной деятельности.

Статья 17. Компенсация и возмещение убытков туристам

Организация, продавшая тур, несет ответственность за выполнение его условий в пределах объявленной стоимости тура.

В случае понесения клиентом имущественного ущерба во время тура организация компенсирует ущерб в полном объеме, установленном документально либо зафиксированном обязательствами.

Порядок возмещения убытков и компенсаций определяется действующим законодательством.

Раздел V. Туристские ресурсы

Совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес, является национальным достоянием стран Содружества.

Государства - участники СНГ организуют учет и использование своих туристских ресурсов. Порядок отнесения объектов к категории туристских ресурсов определяется национальным законодательством.

Все туристские ресурсы стран Содружества являются доступными для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к этому нет наложенных в установленном законодательном порядке ограничений.

Статья 19. Охрана туристских ресурсов

Туристские ресурсы охраняются государствами - участниками СНГ в соответствии с действующим национальным законодательством об охране памятников природы, истории и культуры.

Лица, допустившие повреждения, нанесение невосполнимого ущерба либо уничтожение конкретной части туристских ресурсов, несут ответственность в соответствии с административным, гражданским или уголовным законодательством стран Содружества.

Возмещение нанесенного ущерба в той части, что поддается восполнению, осуществляется за счет лиц и организаций, своим действием или бездействием допустивших данный ущерб.

Статья 20. Ограничение доступа к конкретным объектам

Уникальные объекты, входящие в состав национальных туристских ресурсов, могут находиться на особом режиме охраны, ограничивающем доступ к ним.

Ограничение доступа к природным объектам определяется уровнем допустимой для данных объектов антропогенной нагрузки, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект. Степень ограничения доступа к данным объектам может изменяться в зависимости от сезонных условий.

Ограничение доступа к антропогенным объектам определяется реальной пропускной способностью, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект, и (или) его местом в системе социокультурных отношений в соответствующей общности.

Порядок и степень доступа к объектам, находящимся в пользовании общественных и конфессиональных организаций и связанным с отправлением религиозных обрядов, определяется данными организациями и согласуется с соответствующими государственными органами, если эти объекты находятся на государственной охране и попечительстве.

Раздел VI. Заключительные положения

Государства - участники СНГ признают приоритет международного права в тех случаях, когда действующие национальные законодательные и иные правовые акты не соответствуют действию установленных международных норм.

Статья 22. Конечная цель законодательства о туризме

Конечной целью настоящего рекомендательного законодательного акта и подлежащего разработке национального законодательства является формирование единого туристского пространства стран Содружества, обеспечивающего взаимовыгодное сотрудничество и установление нормативных добрососедских отношений, подкрепляемых единообразно понимаемыми и трактуемыми нормативными базами, регулирующими данную сферу.


Текст документа сверен по:
"Туризм: нормативные
правовые акты: Сборник актов",
М., Финансы и статистика,
1998 год

Правительства государств-участников настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь Манильской декларацией о мировом туризме (1980 года) и Гаагской декларацией о туризме (1989 года), другими международными договорами и актами, выражая стремление к созданию благоприятных условий для развития международных туристских связей как фактора сохранения и углубления дружественных отношений, исходя из неотъемлемых прав граждан на удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям, руководствуясь стремлением к развитию и укреплению
экономических отношений, основанных на принципах взаимной выгоды, подтверждая желание государств расширять и совершенствовать отношения в области международного туризма, основанные на принципах равноправия, желая развивать эти отношения путем широкого сотрудничества между правительственными органами по туризму, национальными,
региональными и другими туристскими организациями, считая, что сотрудничество в области туризма призвано способствовать укреплению взаимопонимания между народами, гражданского согласия, утверждению общечеловеческих ценностей, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Стороны будут всемерно содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии правительственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, обществ, фирм и предприятий, активно поддерживать их инициативы, направленные на эффективное освоение туристских ресурсов.

Статья 2

Стороны будут способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, внедрению единой международной системы классификации средств размещения и туристских услуг, единой информационной сети.
Стороны будут создавать условия для активного использования в целях туризма природного и культурного наследия народов своих государств.

Статья 3

Стороны примут согласованные меры по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению разнообразия видов группового и индивидуального туризма, в том числе самодеятельного, детского и других видов социального туризма.

Статья 4

Стороны, в соответствии с законодательством своих государств, будут стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туристским обменом между ними,
обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания.

Статья 5

Стороны будут осуществлять регулярные контакты государственных органов по управлению туризмом для разработки и реализации общей стратегии развития туризма и его приоритетных направлений в интересах туристских организаций и предприятий своих государств.

Статья 6

Стороны будут разрабатывать и реализовывать обеспечивающие комплексное развитие индустрии туризма межгосударственные программы и отдельные проекты по освоению представляющих взаимный интерес туристских регионов.

Стороны будут оказывать содействие друг другу в: подготовке профессиональных кадров для сферы туризма; обмене опытом работы между сотрудниками государственных органов
по туризму, туристских и транспортных предприятий и организаций, гостиниц, ресторанов, других производителей туристских услуг, независимо от форм собственности проведении совместных научных исследований, семинаров и симпозиумов по различным проблемам туризма, систематическом обмене научными и учебными материалами.

Статья 8

Стороны будут обеспечивать обмен статистической и другой информацией в области туризма, в том числе: о законодательных и иных нормативных актах, регулирующих туристский обмен и деятельность в индустрии туризма в своих государствах, связанных с защитой и сохранением природного и культурного наследия;

о состоянии туристского рынка;
справочно-информационными, методическими и рекламными
материалами.

Стороны будут оказывать взаимную помощь в вопросах международного сотрудничества и членства во Всемирной туристской организации и других международных организациях по туризму.

Взаиморасчеты между туристскими организациями будут производиться на основе двусторонних и многосторонних соглашений.

Стороны будут регулярно информировать друг друга по вопросам, связанным с выполнением настоящего Соглашения и вносить в него дополнения и изменения по согласованию с каждой из подписавших Сторон. В случае возникновения вопросов при толковании и выполнении
настоящего Соглашения решения будут приниматься на основе переговоров между соответствующими органами каждой из Сторон. Стороны могут, при необходимости, создавать комиссии и рабочие группы из равного числа представителей Сторон для практической
координации вопросов сотрудничества.

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы. Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу со
дня сдачи документа о присоединении Правительству Республики Беларусь, являющемуся депозитарием настоящего Соглашения. Каждая из Сторон может денонсировать настоящее Соглашение. Денонсация вступает в силу через 6 месяцев после подачи письменного
уведомления депозитария о денонсации. Совершено в Ашгабате 23 декабря 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам,
подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Международные конвенции по туризму, регулирующие вопросы гостиничного сервиса, перевозки пассажиров воздушным, автомобильным и морским транспортом.

Исторически сложилось так, что упрощением организации тур­поездок и упорядочением туристских формальностей занимают­ся на двусторонней основе соседние, сопредельные государства. На начальном этапе развития международных туристских обме­нов, когда объемы не превышали десятки тысяч туристов, этого было вполне достаточно. Затем туристские потоки стали резко возрастать. В 1838 г. была открыта первая регулярная пароход­ная линия между Нью-Йорком и Лондоном. В 1878 г. Всемирную выставку в Париже посетили 75 тыс. жителей Англии и более 10 тыс. американцев. К концу XIX века туризм из привилегии "высшего общества" стал превращаться в широко распространен­ное явление, в котором участвовали сотни тысяч жителей разных стран.

По мере роста объемов туризма и расширения его географии, а также развития средств транспорта и включения в маршруты нескольких стран одновременно, к делу упрощения туристских поездок подключились международные организации. Исходя из резко возрастающих потоков туристов, был созван целый ряд международных конференций и совещаний по туризму:

1921 г. В Барселоне Лига Наций приняла Конвенцию и Ста­тус о свободе транзита по железным дорогам.
- 1925 г. В Гааге был созван Международный конгресс ассо­циаций транспортного обслуживания.
- 1925 г. В Гааге состоялся первый конгресс Международно­го Союза официальных организаций по пропаганде туризма.
- 1929 г. В Лондоне принята Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (дополнения и уточнения в нее вносились на протяжении многих лет).
- 1929 г. В Варшаве принята Конвенция об унификации неко­торых правил, касающихся воздушных международных перево­зок. О важности Варшавской конвенции говорит тот факт, что ссылки на ее название до сих пор приводятся на бланке каждого авиационного билета.
- 1934 г. В Гааге проведено совещание и принято решение по возрождению Международного союза организаций по пропаган­де туризма.
- 1944 г. Состоялась Чикагская конференция Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на которой были внесены предложения по унификации вида и содержания загра­ничных паспортов, чтобы облегчить процедуру регистрации пас­сажирам международных авиарейсов.
- 1946 г. В Лондоне проведена конференция национальных туристских организаций, на которой были рассмотрены вопросы возрождения туризма после второй мировой войны. Одновремен­но вопросы развития туризма были включены в повестку дня ра­боты подразделений ООН. Необходимо отметить, что с 1946 по 1975 г., т.е. до начала дея­тельности ВТО всю работу по развитию туризма в системе ООН выполнял Экономический и Социальный Совет ООН;
- 1954 г. В Нью-Йорке проведена конференция ООН, приняв­шая Конвенцию о таможенных льготах для туристов (наша стра­на присоединилась к Конвенции в 1959 г.);
- 1963 г. Была организована конференция ООН в Риме по международному туризму и путешествиям, в ходе работы кото­рой были конкретно обсуждены проблемы "упрощения установ­ленных правительством формальностей в отношении международ­ного туризма".
- 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1967 г. годом международного туризма.
- 1967 г. В Брюсселе принята Конвенция об унификации не­которых правил по перевозке морем пассажиров и багажа.
- 1968 г. В Берне проведен Международный семинар ООН по вопросам развития туризма.
- 1969 г. В Софии состоялась Международная конференция ООН, на которой была принята резолюция об образовании меж­правительственной организации по туризму, ставшая впослед­ствии ВТО.
- 1973 г. В Киото состоялась Конференция по упрощению и согласованию таможенных процедур.
- 27 сентября 1980 г. в Маниле открылась Всемирная конфе­ренция по туризму (с тех пор этот день отмечается как Всемир­ный день туризма).
- 1982 г. Состоялось Всемирное совещание по туризму в Ака­пулько.
- 1989 г. Состоялась Межпарламентская конференция по ту­ризму в Гааге.
- 1999 г. Принят Глобальный этический кодекс туризма.

Несколько подробнее следует остановиться на международ­ных туристских конференциях последних лет, на которых рассмат­ривались вопросы упрощения туристских формальностей.

ГААГСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ТУРИЗМУ

Межпарламентская конференция по туризму, проходившая в Гааге 10-14 апреля 1989 г., приняла Гаагскую декларацию, в кото­рой определено место туризма в социально-экономической жиз­ни всех стран и народов. В ней, в частности, сказано, что "упро­щение туристских формальностей и облегчение поездок и путе­шествий - это скоординированная политика и действия государств по развитию и поощрению как индивидуальных, так и коллек­тивных туристских поездок. Упрощение туробмена и связанных с ним регламентирующих формальностей - это подготовка соот­ветствующих договоров и соглашений, решение проблем защиты туристов, туристского страхования, улучшения взаимодействия между туристами, средствами размещения и административными государственными службами стран".

Межпарламентская конференция по туризму обратила особое внимание на наличие взаимосвязи между туризмом и окружаю­щей средой и одновременно призвала определить уровень про­пускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечить его соблюдение даже в том случае, если это будет означать огра­ничение доступа к подобным местам в определенные периоды времени или сезон.

Также был сделан вывод о том, что одновременно с быстрым ростом объемов путешествий и туризма в последние годы уточ­няется и расширяется понятие "упрощение туристских формаль­ностей".

В Гаагской декларации, в частности, записано: "Принято раз­личать две основные группы препятствий на пути развития ту­ризма: те, которые затрагивают туристов, и те, которые затраги­вают туристский бизнес. Процесс ликвидации препятствий на пути развития туризма называется упрощением туристских формаль­ностей, которое переросло свои узкие первоначальные рамки по­граничных формальностей и таможенных процедур. Речь должна идти прежде всего о позитивном стимулировании и поощрении туризма, в частности, путем принятия мер, позволяющих каждо­му человеку участвовать во внутреннем и международном туриз­ме, особенно благодаря более совершенному распределению ра­бочего и свободного времени, установлении системы распределе­ния в течение года периодов отпусков, а также уделяя особое внимание туризму молодежи, пожилых людей и инвалидов. В пос­ледние годы на упрощение туристских формальностей серьезное воздействие оказывают распространение наркотиков и рост пре­ступности и терроризма. Хотя государства вынуждены занимать­ся обостряющейся проблемой иммиграционных потоков, необхо­димо признать, что ограничивающее иммиграционное законода­тельство или дискриминационные меры противоречат упрощению международного туризма".

ЭСТЕРСУНДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА И УМЕНЬШЕНИЮ РИСКОВ ПРИ ПУТЕШЕСТВИЯХ

9-11 июня 1995 г. в шведском городе Эстерсунде под эгидой ВТО проведена 1-я Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. В конференции приняли участие представители национальных туристских адми­нистраций России, США, Великобритании, Франции, ФРГ, Кана­ды, Израиля, Испании, Австрии и еще 20 государств, а также тури­стских ассоциаций, исследовательских и учебных заведений сферы туризма и крупных турфирм. Помимо того, официально участво­вали представители Интерпола, Европейского туристского иссле­довательского центра, туристской и авиационной полиции Арген-

тины, службы безопасности туризма Канады, министерств внутрен­них дел ряда стран. На конференции четко прослеживалась мысль том, что в данной сфере основа успеха заключается именно в по­стоянном взаимодействии туристского сектора, гостиниц и турфирм с соответствующими службами и структурами государства.

Основной целью конференции было рассмотрение вопросов бе­зопасности туризма и уменьшения рисков при путешествиях, выра­ботка взаимоприемлемых и согласованных вариантов решения про­блем данной сферы. Также были обсуждены вопросы своевременно­го и постоянного обмена информацией между странами, национальными туристскими администрациями и другими учреж­дениями сферы туризма, взаимопомощи и координации, ответствен­ности правительств и государств в устранении проблем на пути раз­вития международного туризма, показана роль средств массовой информации в развитии туризма и повышении его безопасности.

В ходе конференции было отмечено, что безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествиях касается широкого спект­ра вопросов, включая: проблемы несчастных случаев, болезней, эпидемий, в том числе распространение ВИЧ-инфекции; терроризм, военные осложнения и перевороты; пиратство; криминогенные си­туации и преступность; распространение наркотиков; радиоактив­ное и иное заражение местности; проституцию; вандализм и любые формы насилия; комплексное рассмотрение всевозможных рисков, относящихся к прибывшим туристам, местным жителям, турфир­мам и индустрии туризма в целом. Одновременно подчеркнуто, что главная роль в обеспечении безопасности туризма и уменьшении рисков при путешествиях отводится прежде всего государственным органам и национальным туристским администрациям, которые в свою очередь должны обеспечить соответствующий уровень взаи­модействия и координацию работы со всеми участниками, подпи­савшими Эстерсундскую декларацию по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях.

КАДИССКИЙ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ ФОРУМ ПО ТУРИЗМУ

Под эгидой ВТО в марте 1995 г. в Кадисе (Испания) состоялся международный форум, в котором участвовало 300 парламента­риев из 52 стран мира. Цель проведения форума - привлечь вни­мание парламентов, правительств и местных органов власти к

основным проблемам туризма. Говоря об ожидаемом туристском буме и увеличении вдвое туристского потока на предстоящие двад­цать лет, форум подчеркнул, что функционирование туристских центров и регионов будет зависеть от конкретных усилий, кото­рые будут предприняты государствами, парламентами, местны­ми властями и частным сектором для развития потенциала при­емка туристов. Форум отметил важную роль государственных структур, принимающих решения и создающих частным турфир­мам благоприятные условия и обстановку, способствующие их развитию. Государственные власти призваны также обеспечивать свободу и безопасность туристских поездок и пребываний, уста­навливая такие пограничные, таможенные, медицинские, полицей­ские и иные регламентирующие формальности, которые не меша­ют развитию международного туризма.

Форум констатировал: "Государство должно отвечать за сле­дующие сферы, имеющие большое значение для туризма, упоря­дочения туристских формальностей и повышения безопасности путешествий:

Развитие туристской инфраструктуры, особенно транспор­та и коммуникаций;
- создание условий для обучения руководящих кадров и ра­ботников туристских предприятий;
- обеспечение соблюдения экологических норм на туристских объектах;
- защиту прав местных и иностранных туристов-потребителей;
- обеспечение льготного налогового и административного режима для туристских фирм;
- внедрение экономических и статистических механизмов, которые позволят вести корректное наблюдение и объективный контроль за состоянием и развитием сферы туризма;
- продвижение туризма на международных рынках, выделе­ние из бюджета необходимых средств на рекламно-информаци­онную работу в целях создания образа своей страны, как благо­приятной для туризма".

Многие из этих задач, как было сказано, весьма эффективно выполняются национальными туристскими администрациями большинства стран в соответствии с принятым туристским зако­нодательством. Однако роль и ресурсы, которые отводятся этим государственным ведомствам, недостаточны. В этой связи Кадис-ский форум призвал парламенты и правительства государств при-

дать национальным туристским администрациям полномочия и права, соизмеримые с их обязанностями и с экономическим значе­нием туристского сектора, повысить внимание к многогранному характеру туризма во всех его аспектах экономическом, социаль­ном и культурном.

Многосекторный характер туризма и его уязвимость перед лицом внешних факторов (безопасность туристов, ущерб окружа­ющей среде, резкие колебания валютных курсов) требуют прове­дения согласованной, обязательно межведомственной, государ­ственной политики. Это вызывает необходимость разработки ме­ханизмов координации деятельности министерств и ведомств, связанных с Национальной туристской администрацией".

Форум отдельно указал на тот факт, что повышенное внима­ние к развитию туризма, помимо правительств, должны уделять и национальные парламенты. С удовлетворением отмечена рас­тущая тенденция к созданию специализированных групп и комис­сий по туризму в ряде национальных парламентов и в Европейс­ком парламенте. Было высказано пожелание, чтобы парламенты, региональные и местные органы власти в большей степени брали бы на себя задачу обсуждения общей стратегии развития туризма и контроль за ее исполнением, а также разрабатывали законопро­екты, благоприятствующие такому развитию.

МАДРИДСКИЙ СЕМИНАР ВТО ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

В январе 2000 г. в Мадриде во время международной туристс­кой выставки ВТО провела семинар по проблемам подготовки кадров в сфере туризма. Открывая семинар, Генеральный секре­тарь ВТО указал, что "туризм в XXI веке потребует большей эф­фективности работы и заведомо большего профессионализма, а этого можно достичь только существенным повышением качества образования в туризме. Необходимо качественное улучшение под­готовки и образования каждого туристского работника, начиная с посыльного в гостинице и продавца авиабилетов и кончая выс­шими должностными лицами в Национальной туристской адми­нистрации страны".

Семинар развил итоги проведенной ВТО в 1996 г. в Мадриде международной конференции на тему "Кадровый капитал в туристской индустрии XXI века" и подтвердил сделанные ранее выводы и рекомендации:

Всем заинтересованным организациям следует уделять при­оритетное внимание развитию кадровых ресурсов;
- необходимо признать, что образование и подготовка кад­ров являются фундаментом развития туристских профессий;
- нужно вести работу по обоснованию новых парадигм обра­зования и подготовки кадров в сфере туризма, наиболее гибко отвечающих постоянно меняющимся требованиям его рыночной среды;
- разрабатывать единые стандарты, правила сертификации и аккредитации для укрепления существующих учебных программ и создания новых систем образования и подготовки кадров;
- интегрировать новые технологии и информационные сис­темы в сферу образования и подготовки туристских кадров, а так­же формирование общей готовности населения к туризму и путе­шествиям;
- осознать важность повышения качества подготовки и про­фессионализма как существенных характеристик образования и обслуживания в туризме.

ВТО после проведения анализа и изучения обстановки в раз­личных регионах мира сделала вывод, что в сфере подготовки кадров для индустрии туризма имеются, помимо массы недора­боток, значительные резервы для ее совершенствования. Даже в странах с развитой экономикой, где туризм является давно осво­енной сферой приложения капитала и предпринимательства, су­ществуют определенные трудности в плане подготовки квалифи­цированного персонала. Прежде всего это связано с недостаточ­ной проработкой международных правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствием единых взглядов в области определения основополагающих терминов и понятий, проблемами, возникающими при сборе статистических данных, и разными подходами к системам подготовки кадров. Также было отмечено: "Несмотря на то, что вузы стараются дать сегодня все больше профессиональной направленности в подготовке специа­листов, это обучение носит все еще академический, а не приклад­ной характер, оно скорее приспособлено к общественным орга­низациям и освоению территории, чем к реальному предприни­мательству в сфере туризма".


Похожая информация.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то