Снежный человек интересные факты. Снежный человек йети - интересные факты о снежном человеке. Место обитания снежного человека йети – Африка или Азия

, «Рамаяне» («ракшасы»), фольклоре разных народов (фавн, сатир и силен в Древней Греции, йети на Тибете и в Непале, бьябан-гули в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, иерен, маорен и ен-хсунг в Китае, киикадам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

Плутарх писал, что имел место случай поимки сатира солдатами римского полководца Суллы. Диодор Сицилийский утверждал, что тирану Дионисию были присланы несколько сатиров. Эти странные существа были изображены на вазах Древней Греции, Рима и Карфагена.

На серебряном кувшине этрусков, находящемся в Римском музее доисторической эпохи, изображена сценка, когда вооруженные охотники на лошадях преследуют громадного человека-обезьяну. А в псалтыре королевы Марии, относящемся к XIV веку, изображено нападение стаи псов на покрытого шерстью человека.

Очевидцы снежного человека

В начале XV века турки захватили в плен европейца по имени Ганс Шильтенбергер и отослали его ко двору Тамерлана, который передал пленника в свиту монгольского князя Едигея. Шильтенбергер все-таки сумел в 1472 году вернуться в Европу и издал о своих приключениях книгу, в которой, помимо прочего, упомянул и диких людей:

Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едигею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях.

Индейцы северо-запада США и Западной Канады верят в существование диких людей. В 1792 году испанский ботаник и естествоиспытатель Хосе Мариано Мосиньо писал:

Не знаю, что и сказать о Матлоксе, жителе гористой местности, приводящем всех в неописуемый ужас. По описаниям, это настоящий монстр: тело его покрыто жесткой черной щетиной, голова напоминает человеческую, но гораздо больших размеров, клыки мощнее и острее медвежьих, руки неимоверной длины, а на пальцах рук и ног – длинные искривленные когти.

Тургенев и президент США лично сталкивались со снежным человеком

Наш соотечественник, великий писатель Иван Тургенев, охотясь в Полесье, лично сталкивался с снежным человеком. Он рассказал об этом Флоберу и Мопассану, и последний описал это в своих мемуарах.



«Будучи еще молодым, он (Тургенев) как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое тихо его уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно.

Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно груди, – болтались спереди. Длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

Тургенев почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног.

Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног бросился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Странное существо последовало за ним. Оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало.

Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях ».

Как выяснилось, пастушок уже и раньше встречал это существо. Он рассказал барину, что это всего лишь местная юродивая, давно ушедшая жить в лес и совершенно там одичавшая. Тургенев, впрочем, замечал, что от одичания не вырастает шерсть по всему телу.



Встречался с снежным человеком и президент США Теодор Рузвельт. Он включил эту историю, художественно обработав, в свою книгу «Охотник на диких зверей». Действие рассказа происходит в Свекловичных горах, между штатами Айдахо и Монтана. Оттуда, кстати, до сих пор поступают свидетельства о встречах с снежными людьми.

В первой половине XIX века траппер (то есть охотник, ставящий капканы) Бауман и его товарищ исследовали дикое ущелье. Их лагерь постоянно разоряло какое-то громадное существо, передвигавшееся причем на двух, а не на четырех ногах. Нападения происходили либо ночью, либо днем в отсутствие охотников, и потому толком рассмотреть существо не удавалось. Однажды товарищ остался в лагере, и Бауман, вернувшись, нашел его растерзанным. Следы, окружавшие тело, были идентичны человеческим, но выглядели гораздо больше.

Дети снежного человека

Весьма любопытная встреча с бигфутом в 1924 году ожидала лесоруба Альберта Остмана. Он ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Снежный человек схватил его, прямо в мешке положил себе на плечо и понес. Шел он часа три и принес Остмана в пещеру, где, кроме похитившего его йети, еще оказались его жена и двое детей.



Есть лесоруба не стали, а приняли вполне гостеприимно: предложили поесть еловых побегов, которыми снежные люди питались. Остман отказался и неделю продержался на консервах из своего рюкзака, который снежный человек предусмотрительно захватил с собой.

Но вскоре Остман понял, в чем причина такого гостеприимства: его готовили в мужья уже подросшей дочери главы семейства. Представив брачную ночь, Остман решил рискнуть и подсыпал в еду гостеприимным хозяевам нюхательного табака.

Пока те полоскали рты, он со всех ног рванул из пещеры. Многие годы он никому не рассказывал о своем приключении и на вопросы, где пропадал целую неделю, просто отмалчивался. Но когда пошли разговоры про снежных людей, язык у старика развязался.

Женщина йети

Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, впоследствии нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Вот как описывали ее очевидцы:

Рыжеватая шерсть покрывала ее серовато-черную шкуру, причем волосы на голове были длиннее, чем на всем теле. Она издавала нечленораздельные выкрики, но обучиться речи так и не смогла. Ее крупное лицо с выступающими скулами, сильно выдающейся челюстью, мощными надбровными дугами и крупными белыми зубами отличалось свирепым выражением.

В 1964 году Борис Поршнев, автор книги о реликтовом гоминиде, встречался с некоторыми внучками Заны. По его описанию, кожа этих внучек – звали их Чаликва и Тая – была темной, негроидного типа, жевательные мышцы – сильно развитыми, а челюсти – чрезвычайно мощными.

Поршневу даже удалось расспросить жителей деревни, которые, будучи детьми, в 1880-х годах присутствовали на похоронах Заны.

Русский зоолог К. А. Сатунин, который в 1899 году видел самку реликтового гоминида в Талышских горах на юге Кавказа, обращает внимание на то, что «движения существа были совершенно человеческими».

Снежный человек в плену

В 20-е годы XX века в Средней Азии были пойманы несколько йети , заключены в тюрьму и после безуспешных допросов расстреляны как басмачи.

Известен рассказ надзирателя этой тюрьмы. Он наблюдал за двумя бигфутами , находящимися в камере. Один был молодой, здоровый, сильный, он никак не мог смириться с несвободой и все время бушевал. Другой, старый, сидел спокойно. Они ничего не ели, кроме сырого мяса. Когда кто-то из командиров увидел, что надзиратель кормит этих заключенных только сырым мясом, он его пристыдил:

– Нельзя же так, все-таки люди…

По сведениям людей, участвовавших в борьбе с басмачами, там еще оставалось около 50 подобных субъектов, которые вследствие своего «одичания» опасности для населения Средней Азии и революции не представляли, а вылавливать их было очень трудно.



Известно свидетельство подполковника медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетяна, который в 1941 году произвел осмотр живого снежного человека, пойманного в Дагестане. Он описывал свою встречу с йети так:

«Вместе с двумя представителями местных властей я вошел в сарай… До сих пор я вижу, словно наяву, возникшее передо мною существо мужского пола, полностью обнаженное, босое.

Вне всякого сомнения, это был человек, с полностью человеческим телом, несмотря на то что его грудь, спину и плечи покрывала косматая шерсть темно-коричневого цвета длиной 2–3 сантиметра, очень похожая на медвежью.

Ниже груди шерсть эта была реже и мягче, а на ладонях и подошвах ее не было вообще. На запястьях с огрубевшей кожей росли лишь редкие волосы, но пышная шевелюра головы, очень грубая на ощупь, спускалась до плеч и частично прикрывала лоб.

Хотя все лицо покрывала редкая растительность, борода и усы отсутствовали. Вокруг рта также росли редкие, короткие волосы.

Человек стоял совершенно прямо, опустив руки по швам. Рост его был чуть выше среднего – порядка 180 см, тем не менее, он словно возвышался надо мной, стоя с выпяченной могучей грудью. Да и вообще он был гораздо крупнее любого местного жителя. Глаза его не выражали абсолютно ничего: пустые и безразличные, это были глаза животного. Да, по сути, он и был животным, не более того ».

К сожалению, при отступлении нашей армии гоминид был расстрелян.

Снежный человек в Гималаях

Но больше всего прославились снежные люди из Гималаев, реликтовых гоминидов там называют поместному «йети».

Впервые об этих необычных обитателях гор стало известно из записок английских офицеров и чиновников, служивших в Индии. Автором первого упоминания считается Б. Ходжсон, с 1820 по 1843 год полномочный представитель Великобритании при дворе короля Непала. Он довольно подробно описывал, как во время его путешествия по Северному Непалу носильщики пришли в ужас, увидев волосатое бесхвостое существо, похожее на человека.



Несколько буддистских монастырей утверждают, что у них хранятся останки йети, в том числе скальпы. Западные исследователи давно заинтересовались этими реликвиями, и в 1960 году Эдмунд Хиллари сумел получить скальп из монастыря Хумджунг для научной экспертизы.

Примерно в это же время были исследованы реликвии и еще из нескольких тибетских монастырей. В частности, мумифицированная рука снежного человека. Результаты экспертизы многие ставили под сомнение, и находились сторонники версий как подделки, так и непонятного артефакта .

Снежные люди, скрывались в памирских пещерах

Генерал-майор Советской Армии М. С. Топильский вспоминал, как в 1925 году он преследовал со своей частью снежных людей, скрывавшихся в памирских пещерах. Один из пленных рассказал, что в одной из пещер на него и его товарищей напали несколько существ, похожих на человекообразных обезьян. Топильский обследовал пещеру, где и обнаружил труп загадочного существа. В своем докладе он писал:

«На первый взгляд мне показалось, что это действительно человекообразная обезьяна: шерсть покрывала тело с головы до ног. Однако я отлично знаю, что человекообразные обезьяны на Памире не водятся.

Присмотревшись, я увидел, что труп напоминает человеческий. Мы подергали шерсть, подозревая, что это маскировка, но она оказалась натуральной и принадлежала существу.

Тогда мы измерили тело, несколько раз перевернув его на живот и снова на спину, а наш врач тщательно его обследовал, после чего стало очевидным, что и человеческим труп не был.

Тело принадлежало существу мужского пола, ростом примерно 165–170 см, судя по проседи в нескольких местах, – среднего или даже преклонного возраста… Лицо его было темного цвета, без усов и бороды. На висках имелись залысины, а затылок покрывали густые, спутанные волосы.

Мертвец лежал с открытыми глазами, оскалив зубы. Глаза были темного цвета, а зубы – большими и ровными, по форме напоминающими человеческие. Лоб низкий, с мощными надбровными дугами. Сильно выступающие скулы делали лицо существа монголоидным. Нос плоский, с глубоко вогнутой переносицей. Уши без волос, остроконечные, а мочки более длинные, чем у человека. Нижняя челюсть чрезвычайно массивна. Существо обладало мощной грудной клеткой и хорошо развитой мускулатурой ».

Снежный человек в России

Было множество встреч со снежным человеком и на территории России . Самая примечательная, пожалуй, произошла в 1989 году в Саратовской области. Сторожи колхозного сада, услышав подозрительный шум в ветвях, поймали кушающее яблоки некое человекообразное существо, по всем признакам похожее на пресловутого йети.



Впрочем, это выяснилось, когда незнакомец был уже связан: до этого сторожа думали, что это просто воришка. Когда же они убедились, что незнакомец не понимает человеческого языка, да и вообще не слишком похож на человека, они погрузили его в багажник «Жигулей» и вызвали милицию, прессу и власти. Но йети сумел развязаться, открыл багажник и убежал. Когда через несколько часов все вызванные прибыли в колхозный сад, сторожа оказались в весьма неловком положении.

Снежного человека сняли на видео

Собственно, свидетельств о встречах разной близости со снежным человеком сотни. Гораздо интереснее свидетельства материальные. Два исследователя сумели снять в 1967 году снежного человека на кинокамеру. Эти 46 секунд стали настоящей сенсацией в мире науки. Профессор Д. Д. Донской, заведующий кафедрой биомеханики Центрального института физкультуры, комментирует этот короткий фильм так:

«После многократного рассмотрения походки двуногого существа и детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остается впечатление о хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движений. Все частные движения объединены в единое целое, в хорошо отлаженную систему. Движения слаженные, повторяются одинаково от шага к шагу, что можно объяснить лишь устойчивым взаимодействием всех групп мышц.

Наконец, можно отметить такой признак, не поддающийся точному описанию, как выразительность движений… Это характерно для глубоко автоматических движений при их высоком совершенстве…

Все это вместе взятое позволяет оценивать походку существа как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для человека совершенно нетипична ».

Английский биомеханик доктор Д. Грив, весьма скептически относившийся к реликтовым гоминидам, писал:

«Возможность подделки исключается ».

После смерти одного из авторов фильма, Паттерсона, его фильм был объявлен подделкой, но никаких доказательств не было представлено. Стоит признать, что пресловутая желтая пресса в погоне за сенсациями часто не только выдумывает их, но любит и разоблачать прошлые, как мнимые, так и действительные. Не признавать этот фильм документальным пока никаких поводов нет.

Несмотря на множество свидетельств (порою от людей, заслуживающих абсолютного доверия), абсолютное большинство научного мира отказывается признавать существование снежного человека. Причинами служит то, что до сих пор якобы не обнаружены кости диких людей, не говоря уже о самом живом диком человеке.

Между тем ряд экспертиз (о некоторых мы говорили выше) позволял прийти к выводу, что представленные останки не могут принадлежать кому-либо признанному наукой. В чем же дело? Или опять мы сталкиваемся с прокрустовым ложем современной науки?

В двадцатых годах нашего века от жителей Якутии поступило сообщение, что в местных лесах появился "чучунны" (якутское название дикого человека, означающее "отверженный"). Это существо собирало ягоды и обеими руками засовывало их в рот. Один из местных жителей рассказывал: "Заметив нас, он выпрямился в полный рост. Он был худощав и очень высок, более двух метров. Одет в оленью шкуру. На голове - копна нечесаных волос. Очень длинные руки. Лицо - как у человека, но лоб узкий и нависает над глазами как козырек. У него широкий массивный подбородок, значительно крупнее, чем у человека. Он вдруг бросился наутек. Бежал он очень быстро, подпрыгивая через каждые два шага. Он был бос".

Насколько достоверны подобные сообщения? Найти веские доказательства существования "снежного человека" было очень трудно. По слухам, в тибетских монастырях хранились скальпы, шкуры и даже мумии тел подобных существ, но западным ученым не удавалось заполучить эти ценные вещественные доказательства, чтобы произвести необходимые анализы.

В 1921 году полковник Ч.К. Говард-Бери первым из европейцев увидел настоящего живого "йети"... Полковник возглавлял английскую экспедицию на высочайшую вершину мира Эверест. Во время восхождения на высоте около семи тысяч метров альпинисты увидели группу необычных существ. Они решили, что это, должно быть, "дикие снежные люди". Подойдя к тому месту, где находились странные существа, альпинисты увидели на снегу огромные следы. "Каждый отпечаток был в три раза больше человеческой ступни". Вернувшись в Англию, Говард-Бери изучил литературу по "дикому человеку" Гималаев. Он узнал, что тибетцы стращали этим огромным диким зверем своих непослушных детей.

Говард-Бери рассказывал: "Детям внушали: для того чтобы страшилище не поймало их, надо быстро бежать вниз с горы. Тогда его длинные волосы упадут ему на глаза и оно не сможет их увидеть". Он также узнал, что самкам "йети" очень мешают груди огромных размеров. Один из альпинистов подтвердил это, заметив: "Мы преследовали двух самок "йети", и груди у них были такие большие, что для того, чтобы нагнуться, им приходилось забрасывать груди за спину".

Весной 1925 года английский фотограф Томбази наблюдал одно из этих редких животных на леднике Зему. Так как он состоял членом Королевского географического общества, его информацию все восприняли серьезно. Джон Напиер в своей книге "Большая нога" (это название впоследствии укоренилось за обезьяноподобными существами Северной Америки) приводит следующие слова Томбази: "Вне всяких сомнений, его фигура сильно напоминала человеческую. Будучи темного цвета, она четко вырисовывалась на фоне белого снега. Насколько я мог разглядеть, на нем не было никакой одежды. Через несколько минут существо скрылось в густом кустарнике. За это короткое мгновение я, к сожалению, не успел воспользоваться фотоаппаратом с телеобъективом или хотя бы рассмотреть его получше через бинокль. Но во время спуска я специально сделал крюк, чтобы пройти по тому месту, где увидел этого человека или зверя. Я внимательно осмотрел следы, которые четко выделялись на снегу".

В 1936 году экспедиция Рональда Каулбека подтвердила, что на гималайских склонах встречаются многочисленные загадочные следы. Через год Фрэнку Смиту удалось сделать первый фотоснимок следа "йети". Ситуация изменилась 8 ноября 1951 года, когда альпинисты Эрик Шиптон, Майкл Уорд и Сен Тенсинг совершали восхождение на горную гряду Гаури Санкар. На леднике Мен-Лунг они набрели на совершенно четкие отпечатки очень странных следов. Следы были оставлены существом с пятью пальцами на ступнях, один из которых был гораздо больше остальных. Фотографиям и безупречным знаниям опытного следопыта Шиптона просто невозможно было не поверить. Наконец неприступный Эверест покорился новозеландцу Эдмунду Хиллари и шерпу Тенсингу Норгею. Хотя Хиллари тоже обнаружил гигантские следы, он по-прежнему не верил в существование "йети". Однако несколько позже новозеландец отправился в экспедицию, целью которой были поиски "йети" и изучение возможности адаптации человека к жизни на очень больших высотах. Из этой экспедиции сэр Эдмунд вернулся со скальпом "снежного человека" в руках, который он нашел в Хумьюнгском монастыре. Сенсация продержалась недолго: зоологи определили, что это скальп антилопы.

Сенсация продержалась недолго: зоологи определили, что это скальп антилопы. В 1957 году экспедицию в Гималаи снарядил техасский нефтяник Томас Слик. Его группа наткнулась на следы, оставленные, по словам непальских крестьян, "йети", которые убили в этом районе пятерых человек. Но и эта экспедиция так и не обнаружила "снежного человека".

Более доступными - и во многом более загадочными - оказались леса и горы западного побережья Северной Америки. В этой дикой местности тоже появляются загадочные животные. Одно из них встречается людям чаще других. Его называют "Большая нога" ("бигфут"). Первые сообщения о человекообразных животных в Северной Америке начали поступать еще в начале XIX века. Индейцы рассказывали белым поселенцам о волосатых существах, обитавших в лесах. По их словам, они достигали двух с лишним метров в высоту, имели мощную грудь и широкие плечи, у них почти отсутствовала шея. Первым европейцем, обнаружившим признаки таинственного существа в виде огромных следов ног, был исследователь Дэвид Томас. Произошло это в начале XIX века близ Джаспера, провинция Альберта.

В 1851 году появилось первое газетное сообщение о невиданном существе. Удивительно, но оно поступило не с западного побережья, откуда в дальнейшем в основном и сообщалось о "бигфуте", а из округа Грин, штат Арканзас. Было сделано предположение, что это "существо, имевшее неоспоримое сходство с человеком", и было человеком, одичавшим "после разрушительного землетрясения в этом регионе в 1811 году". "Бигфут" был замечен, когда он преследовал домашний скот.

Президент Теодор Рузвельт, заядлый охотник, в 1903 году рассказывал о нападении таинственного существа на двух охотников в районе реки Салмон в штате Айдахо. В 1924 году произошла самая драматическая встреча с "бигфутом" из всех известных до сих пор. Однажды лесоруб Альберт Остман ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Вдруг его схватил гигантский "битфут" и, взвалив на плечо "как мешок картошки", около трех часов нес в свое логово. С рассветом Остман понял, что он оказался в плену у семьи "бигфутов" - взрослых самки и самца и двух детенышей. У него в мешке было ружье, которым он не хотел воспользоваться, так как обезьяноподобные существа не причинили ему вреда, несколько банок консервов и другие съестные припасы. Этим он и питался, пока был в плену. Тем временем семья "бигфутов" собирала себе на прокорм молодые побеги еловых веток, сладкие травы и коренья. Лесорубу была предоставлена относительная свобода в пределах долины, где обитало дикое семейство, однако за ним постоянно присматривали не менее двух "бигфутов". В конце концов, заподозрив, что его похитили, чтобы сделать мужем детеныша-самки, Остман решил при первом же удобном случае бежать. Он подсыпал отцу семейства в пищу нюхательного табаку и, пока тот бегал к реке, чтобы промыть пасть, скрылся. Всего Остман пробыл в плену у "бигфутов" целую неделю, но, боясь насмешек, еще некоторое время умалчивал о своем приключении. А когда все же рассказал, оно показалось слушателям просто невероятным. Невероятным оно казалось до той самой поры, пока новые сведения не подтвердили наблюдений лесоруба.

Одна из любопытнейших встреч с "бигфутом" произошла в Британской Колумбии в 1955 году. Охотник Уильям Роу сидел в засаде, замаскировавшись в кустах, когда вплотную к нему приблизилась самка "бигфут". Огромное животное, ростом свыше двух метров и весом около полутора центнеров, не подозревало, что за ним наблюдают. Приблизившись к Роу, оно уселось под кустом, за которым он прятался. Это позволило охотнику наблюдать за ним почти в упор. Роу удалось хорошо разглядеть форму головы "бигфута", лицо, волосы, фигуру, повадки и походку. Охотник был настолько поражен неожиданной встречей, что в растерянности забыл о своем фотоаппарате.

Впоследствии он писал об этой встрече: "Видимо, существо наконец почуяло мое присутствие, так как взглянуло на меня прямо через просвет между ветками. На его лице появилось выражение крайнего удивления. Животное в этот момент выглядело настолько комичным, что я не смог сдержать улыбку. По-прежнему оставаясь на корточках, оно непроизвольно сделало три-четыре шага назад, затем выпрямилось во весь рост и быстро зашагало туда, откуда пришло. Удаляясь, оно продолжало следить за мной через плечо, не из страха, а будто не желая иметь дело с чем-то, что было незнакомо и непонятно ему". Роу признался, что какое-то мгновение колебался, не пристрелить ли ему это уникальное существо как доказательство его существования. Он даже поднял ружье и прицелился. Но выстрелить не смог. "Хотя я и называю его "оно", я теперь чувствую, что это был человек. И я сознавал, что никогда не смогу простить себе, если убью его".

Настоящий прорыв в охоте за "бигфутом" произошел 20 октября 1967 года. Роджер Патгерсон, бывший ковбой и скотовод, и его друг индеец Боб Гимлин бродили по лесу в районе ручья Блафф Крик. Они вышли на поляну и за ручьем увидели, по их собственным словам, самку "бигфут", бегущую вдоль берега. Патгерсон схватил свою кинокамеру и, пока животное не скрылось из виду, отснял потрясающие кадры на 71 сантиметре цветной пленки. Затем двое друзей засняли следы, оставленные им. Отснятый дрожащей рукой фильм обошел весь мир, и большинство экспертов признали его достоверность.

Снежный человек (Йети) - полуобезьяна, получеловек, обитающий чаще всего в высокогорных районах и лесных массивах. В отличие от людей это существо обладает более плотным телосложением, сравнительно короткими бедрами, удлиненными руками, короткой шеей, сильно развитой нижней челюстью и слегка заостренной .

Все тело снежного человека покрыто шерстью рыжего, седого или черного цвета. Это человекообразное существо имеет резкий неприятный запах. Йети снежный человек отлично лазает по деревьям, что лишний раз подчеркивает его сходство с обезьяной. Лесные популяции снежных людей строят гнезда на ветвях деревьев, горные - обитают в пещерах.

Человекоподобный примат (китайский дикарь) очень часто попадался на глаза любопытным китайским крестьянам. Он имел рост порядка 2 м, был способен плести корзины и изготавливать простые орудия труда. Без внимания остались сотни случаев встречи крестьян с этим существом. В конце восьмидесятых годов прошлого века шесть стран, включая Америку и Великобританию, снарядили исследовательскую экспедицию в малонаселенные лесные области Китая для изучения доказательств существования йети снежного человека.

Участниками экспедиции стали выдающиеся профессора антропологии Ричард Гринуэлл и Джин Пуарье. Они и не предполагали, какое выдающееся открытие их ожидает! Двухлетнее сотрудничество американского и английского профессоров принесло замечательные плоды. В состав экспедиции вошла независимая телесъемочная группа под руководством Джералдин Истер.

Какие доказательства были найдены

Подтверждением наличия «снежного существа» являются его волосы, которые были подобраны китайскими фермерами. Английские и американские ученые так же, как и их китайские коллеги пришли к выводу - найденные волосы ни к человеку, ни к обезьяне отношения не имеют, что говорит о существовании снежного человека (китайского дикаря). В Индии, Вьетнаме и Китае найдены несколько тысяч зубов и челюсти этого древнего человека. Китайский дикий человек - малоизученное существо. Каким-то чудесным образом ему удалось избежать вымирания в отдельно взятых районах. Он является современником знаменитых медведей панд, а все мы знаем, что панды тоже чудом выжили.

Сентябрь 1952 года запомнился местным жителям тем, что в штате Вирджиния несколько очевидцев наблюдали ростом около 9 футов, источающее очень неприятный запах. В 1956 году в штате Северная Каролина было замечено огромное существо, вес которого навскидку составлял порядка 320 кг. Год 1958 - йети появляется близ штата Техас, в 1962-ом - возле штата Калифорния, в 1971-ом в районе штата Оклахома, в 1972-ом существо видели у штата Миссури.

Есть свидетельства встречи со снежным человеком относительно недавнего периода времени. В начале 90-х прошлого века, осуществляя подъем на восьмитысячную высоту, альпинист Р. Мейснер дважды видел снежного человека. Первая встреча оказалась неожиданной, йети снежный человек быстро исчез, и сфотографировать его не удалось. Вторая встреча случилась ночью - существо было замечено возле места ночевки.

Попытки изловить человека, прозванного снежным, предпринимались неоднократно. В номере от 19. 08. 1988 г. газета «Правда» писала, что в горах Кекиримтау обнаружены следы «снежного существа», а работник фермы К. Джураев столкнулся с ним лично.

Отправленная для поимки снежного человека экспедиция вернулась ни с чем. Но что удивительно, находясь у логова этого странного существа, все участники экспедиции испытывали жуткий психологический дискомфорт, упадок настроения и работоспособности, отсутствие аппетита, учащенный пульс и повышенное кровяное давление. И это невзирая на то, что в группе находились натренированные люди, прошедшие акклиматизацию в высокогорных условиях.

Кто видел снежного человека?

В 1967 году двое пастухов Р. Паттерсон и его напарник Б.Гимлин сняли снежного человека на пленку. Это был теплый осенний день 3.30 пополудни. Лошади мужчин, испугавшись чего-то, резко встали на дыбы. Потеряв равновесие, лошадь Паттерсона рухнула, но пастух не растерялся. Боковым зрением он увидел на берегу ручья сидевшее на корточках крупное существо, которое заметив людей, тут же встало и пошло прочь. Роджер выхватил камеру, включил ее и побежал к ручью. Ему удалось разглядеть, что это был йети снежный человек. Услышав стрекот камеры, существо, продолжая движение, обернулось, а затем, не снижая темпа, продолжило свой путь. Размеры туловища и необычный стиль ходьбы позволяли ему стремительно удаляться. Вскоре существо скрылось из виду. Закончилась пленка, и ошеломленные мужчины остановились.

Углубленное изучение фильма, проведенное членами семинара при музее Дарвина, и его покадровое воспроизведение показало, что голова снятого на пленку существа идентична голове питекантропа. Отчетливо просматривающаяся мускулатура рук, ног и спины исключает возможность использования специального костюма.

Аргументы, подтверждающие подлинность фильма Паттерсона:

  • Повышенная гибкость голеностопного сустава изображенного на пленке существа, невозможная для человека.
  • Походка существа не типична для человека и не может быть им воспроизведена.
  • Четкое изображение мышц корпуса и конечностей, исключающее возможность использования специального костюма.
  • Сильно выступающая назад пятка, что соответствует строению неандертальцев
  • Сопоставление частоты колебания рук и скорости движения пленки, на которой снят фильм, говорят о росте существа 220 см и весе свыше 200 кг.

На основании этих и многих других фактов фильм был признан подлинным, о чем было сообщено в научных публикациях в США и СССР. Наблюдениям за снежным человеком и их тщательному анализу посвящены целые тома научной литературы. Осталось много невыясненных вопросов. Почему нам встречаются лишь единичные особи йети? Могут ли выжить малочисленные популяции этих удивительных существ? Когда мы сможем выловить снежное существо? Ответов на эти вопросы пока нет, но есть уверенность, что в скором будущем они обязательно появятся.

Йети: Снежный человек Гималаев

В работах британских должностных лиц, находившихся в Гималайском регионе индийского субконтинента в 19-м веке содержатся единичные ссылки на наблюдения и следы снежных людей, называемых йети. О йети впервые упомянул В. Х. Ходгсон, который с 1820 по 1843 год был британским резидентом при непальском дворе. Ходгсон сообщал, что во время путешествия по северному Непалу его носильщики боялись вида волосатого бесхвостого человекоподобного существа.

Многие сделают предположение, услышав сообщение наподобие этого (и сотни других, которые записаны со времени Ходгсона), что непальцы ошибались, принимая обычное животное за йети: обычные кандидаты в такие ошибочные идентификации - медведи и обезьяны. Но трудно представить, что люди, которые всю жизнь жили в Гималаях, хорошо знакомы с дикими животными, могли бы сделать подобные ошибки. Мира Шекли отмечает, что йети присутствуют на непальских и тибетских религиозных изображениях, на которых нарисованы иерархии живых существ. «Здесь, - говорит Шекли, - медведи, большие обезьяны и маленькие азиатские обезьяны изображены отдельно от снежного человека, что предполагает, что между этими формами (по крайней мере в умах художников) нет путаницы.»

В 19-ом столетии по крайней мере один европеец сообщал, что он лично видел схваченное животное, похожее на йети. Один южноамериканец сказал Мире Шекли: «Много лет назад в Индии покойная мать моей жены говорила мне, что ее мать видела то, что могло бы быть одним из тех существ из Муссори, у подножья Гималаев. Этот получеловек был прямоходящим, но явно был больше животным, чем человеком, так как все его тело было покрыто шерстью. Говорили, его схватили в снегах… и держали в цепях.»

В двадцатом столетии наблюдения европейцами снежных людей и их следов продолжались, увеличившись во время экспедиций 1930-х годов по покорения гималайских вершин.

В ноябре 1951 года Эри Шиптон, разведывая подходы к горе Эверест, нашел отпечатки ног на леднике Менлун недалеко от границы Тибета и Непала, на высоте 18 000 футов. Шиптон шел по этой дорожке одну милю. Фотография с близкого расстояния одного из следов доказывала их убедительность многим. Следы были очень большими. Джон Р. Напиер рассмотрел и отверг возможность того, что определенный размер и форма лучшего шиптоновского следа могли быть обусловлены таянием снега. В конце Напиер делает предположение, что шиптоновский след был результатом наложения человеческой ноги, одной обутой, а другой разутой. В целом, Напиер был полностью убежден в реальном существовании северо-американской Сасквач, но в высшей степени скептично относился к свидетельству о йети. Но, как мы увидим ниже, новое свидетельство приведет к тому, что Напиер станет более склонен признавать гималайского снежного человека.

Во время экспедиции в Гималае в 1950-е и 1960-е годы сэр Эдмунд Хиллари привлек внимание к свидетельствам о йети, включавших следы в снегу. Он заключил, что в каждом случае большие следы, предписываемые йети получились из-за слияния более маленьких цепочек следов известных животных, наложения и таяния снега. На что Напиер, сам скептик, отвечал: «Ни один человек даже с небольшим опытом не спутает подтаявший след со свежим. Все следы, которые видели в течение многих лет достойные доверия наблюдателя, невозможно таким образом отвергнуть, должны быть другие объяснения этих следов, включая, конечно, возможность того, что они остались от животного, неизвестного науке».

Помимо западных людей, местные жители также приводят продолжающийся поток сообщений о йети. Например, в 1958 году, как написала Мира Шекли в книге о снежных людях тибетские крестьяне из Тхарбалехо, недалеко от ледника Ронбук, наткнулись на утонувшего йети. Жители деревни сказали, что это существо похоже на маленького человека с остроконечной головой, и покрыто красновато-коричневым мехом.

В 1950 годы западные исследователи, финансируемые американским бизнесменом, Томом Сликом, получили образцы из мумифицированной руки йети, хранившейся в Панбоче в Тибете. Лабораторные тесты ни к чему не привели, но Шекли пишет, что у руки «было несколько удивительных антропоидных черт».

В мае 1957 года в «Катманду Коммонере» появилась история о голове йети, которая 25 лет хранилась в деревне Чилунка, примерно в 50 милях к северо-востоку.

В марте 1986 года Антоний Б. Вулдридж совершал от имени маленькой организации по развитию третьего мира одиночный переход через Гималаи на самом севере Индии. А пройдя через покрытые снегом лесистый склон около Хемкунда, он заметил свежие следы и сфотографировал их, в том числе он сделал фотографию с близкого растояния одного отпечатка, который походил на след, сфотографированный Эриком Шиптоном в 1951 году.

Пройдя дальше, Вулдридж пришел к недавнему снежному обвалу и увидел неглубокую борозду, которая, очевидно, была проделана большим объектом, съехавшим по снегу. В конце борозды он увидел другие следы, которые вели к далекому кустарнику, за которым «стояло на двух ногах нечто большое, возможно, двух метров высотой».

Вулдредж осознал, что это йети прошел 150 метров, и сделал фотографии. Оно стояло расставив ноги, писал он, очевидно, глянув вниз склона, его правое плечо было развернуто ко мне. Голова была большой и квадратной, и все тело было покрыто шерстью. По мнению Вулдреджа это существо было определенно не обезьяной, не медведем, не обычным человеком.

Вулдредж смотрел за этим существом 45 минут, но он был вынужден уйти, когда испортилась погода. Возвращаясь в лагерь, он сделал еще несколько фотографий следов, но к тому времени они уже подтаяли и испортились.

Вернувшись в Англию, Вулдредж показал фотографические свидетельства ученым, интересующимся вопросом о снежном человеке, в том числе Джону Напиеру.

На расстоянии 150 метров это существо на 35-миллиметровой пленке казалось совсем маленьким, но при увеличении показалось что-то человекоподобное. Описывая реакцию тех, кто описывал эти фотографии: «Джон Напиер, приматолог и автор книги „Большая нога: йети и Сасквач в мифах и действительности“ (1973 год) изменил свое скептическое отношение, которое он до этого выражал, и сейчас он пишет, что признает йети. Мира Шекли, археолог и автор книги „Дикие люди: загадка йети, Сасквач и неандертальцев“ (1983 год) просмотрела все фотографии и считает, что все пережитое мною весьма согласуется с другими сообщениями о встречах с йети. Лорд Ханд, возглавлявший увенчавшуюся успехом экспедицию на Эверест в 1953 году дважды видевший следы йети был также убежден.»

Из книги 100 великих загадок русской истории автора

Когда исчезают следы, или где прячется российский снежный человек Где же он, наш герой, слывший у разных народов под множеством имен, как ныне действующих, так и архаичных – из области мифологии? Почему встречи с ним всегда случайны и неожиданны? И никогда не бывают

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Снежный черт Вепрь издавна почитался как проводник в страну мертвых. В точно таком же качестве выступает нередко фольклорный персонаж черт. Естественно, что он показывает дорогу в ад, а не в солнечный рай. Иного от черта ожидать не приходится.В поздних легендах и мифах

Из книги 100 великих тайн автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Человек, слишком человек Тем не менее начиная с октября 330 года, когда при возмутительных обстоятельствах казнили Филоту и многие старые командиры бросили службу, поведение царя становилось все более невыносимым для греческих и македонских воинов, особенно пехотинцев,

Из книги Покушения и инсценировки: От Ленина до Ельцина автора Зенькович Николай Александрович

ВЫ НЕ НАШ ЧЕЛОВЕК! Тридцатого августа Жданов умер.Если бы не эта внезапная кончина, письмо Тимашук, наверное, легло бы в одну из толстых папок с другими многочисленными агентурными донесениями и вряд ли когда-нибудь было бы востребовано. Но Жданов скончался, и сигнал

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Архивы йети Известны упоминания о снежном человеке во множестве древних книг, в том числе в Библии, «Рамаяне» («ракшасы»), в поэме Низами Гянджеви «Искандер-наме», фольклоре разных народов (фавн, сатир и силен в Древней Греции, йети на Тибете и в Непале, бьябан-гули в

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Йети: фантом или альтернатива человечеству? Йети, или снежный человек, - еще одна загадка Тибета. Вот как описывает его известный альпинист, покоритель Джомолунгмы, Тигр снегов Н. Тенцинг, по рассказу своего отца - тоже альпиниста, посвятившего всю жизнь горам: «Впервые я

Из книги Диссиденты автора Подрабинек Александр Пинхосович

Наш человек в КГБ В детстве у нас дома всегда было много книг. Папа тщательно собирал библиотеку, и после его получки мы обычно заходили в книжный магазин за покупками. Среди прочих книг стоял у нас на полке двухтомник Николая Морозова «Повести моей жизни». Я зачитывался

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Йети в Непале и на… Алтае В сентябре 2003 г. весь мир облетела сенсационная новость: в алтайских горах альпинистами найдена «нога» неизвестного науке существа. Эта находка в который раз заставила вспомнить о тайне снежного человека.Первые известные нам сведения о

Из книги Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка автора Лурье Лев Яковлевич

Человек ВПК Все русские революции начинались на одном и том же заводе – Путиловском, ныне Кировском. Основал этот крупнейший в Петербурге завод Николай Иванович Путилов, любимец великих князей, министров, адмиралов. Промышленник, спасший Петербург от британского

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Йети: фантом или альтернатива человечеству? Йети, или снежный человек, – еще одна загадка Тибета. Вот как описывает его известный альпинист, покоритель Джомолунгмы, Тигр снегов Н. Тенцинг. Его отец – тоже альпинист, посвятивший всю жизнь горам, рассказал Н. Тенцингу

Из книги Очерки по истории географических открытий. Т. 2. Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.) автора Магидович Иосиф Петрович

Из книги Земля Жар-птицы. Краса былой России автора Масси Сюзанна

17. СНЕЖНЫЙ ВАВИЛОН … В ГРАНИТ ОДЕЛАСЯ НЕВА; МОСТЫ ПОВИСЛИ НАД ВОДАМИ; ТЕМНО-ЗЕЛЕНЫМИ САДАМИ ЕЕ ПОКРЫЛИСЬ ОСТРОВА, И ПЕРЕД МЛАДШЕЮ СТОЛИЦЕЙ ПОМЕРКЛА СТАРАЯ МОСКВА, КАК ПЕРЕД НОВОЮ ЦАРИЦЕЙ ПОРФИРОНОСНАЯ ВДОВА… ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ, ЛЮБЛЮ ТВОЙ СТРОГИЙ, СТРОЙНЫЙ

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

В предгорьях Гималаев Целых три года (1815–1818 гг.) английский военный топограф Джон Ходжсон и его коллега Джеймс*censored*берт потратили на то, чтобы осуществить съемку обширной горной области на севере Индии, на границе с Непалом. Отсюда берут свое начало многие реки,

Из книги Без скидок на обстоятельства. Политические воспоминания автора Фалин Валентин Михайлович

Как на бесснежье снежный ком накатывают Чтобы по возможности избежать длиннот и повторов, предлагаю хронологию подчинить проблемному подходу. События континентального и даже глобального масштаба могут перемежаться с явлениями камерного звучания. Это, пожалуй, и к

Из книги Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья автора Коллектив авторов

«СНЕЖНЫЙ ДОМ» НА УЛИЦЕ ПРОПАГАНДЫ …Если спросить у современных петербуржцев, где находилась улица Пропаганды, то абсолютное большинство, без сомнения, с удивлением пожмет плечами. Даже многие любители питерской старины, пожалуй, не смогут точно ответить на этот вопрос.

Человека всегда интересовали различные необъяснимые события, загадки природы, странные случаи. Не исключением стали и алмасты, бигфуты, йети - наиболее известные как снежный человек – загадочные, мистические существа. Издавна ходит множество легенд и мифов, связанных с ними. Существует ли снежный человек на самом деле или все это выдумки и сказки? Дать однозначный ответ на этот вопрос не возможно. Многие ученые считают, что снежного человека не существует и пытаются найти этому научное объяснение. Встречи с ними происходят по всему миру, но очень быстро заканчиваются. По рассказам очевидцев, высокие волосатые существа буквально исчезают на глазах. Также находят необычные следы, которые они оставляют. В глубинах лесов часто обнаруживают странные сооружения из вырванных с корнем деревьев, такое простому человеку не под силу.

Чаще всего эти существа обитают в труднодоступных для людей местах: высоко в горах или в лесной глуши. В Гималаях в 1936 году были обнаружены огромные следы. В этом регионе очень серьезно относятся к факту существования йети. Так, в Тибете считают, что снежные люди охраняют вход в мистический город Шамбала. В некоторых тибетских храмах хранятся фрагменты останков человекообразных существ. В начале 20-го века в Монголии произошел случай встречи с детенышем алмасты. К сожалению, он погиб, но очевидцы рассказывают, что видели маленькое тело, покрытое шерстью. В 1967 году американцам удалось запечатлеть на видео уникальные кадры: по берегу ручья пробегала высокая волосатая фигура. Считается, это была самка йети.В начале 19-го века в Абхазии князем Ачба было поймано необыкновенное существо, которое оказалось дикой женщиной. Внешний вид у дикарки был довольно специфический. Она была ростом около двух метров, ее мускулистое тело покрывала густая темно-бурая шерсть, глаза у нее были красного цвета. Широкое с грубыми и крупными чертами лицо женщины имело плоский нос, нижняя челюсть с мощными зубами выступала вперед. У нее были довольно толстые и длинные пальцы на руках. Благодаря своей внешности пленница получила имя Зана.

Снежный человек Зана, йети

Позже она была подарена князю Эдже Генаба. Он держал снежную женщину в яме, обнесенной частоколом, из-за ее необычайной силы. Дикая женщина пугала окружающих своими способностями, она была невероятно вынослива. Также вела себя она достаточно агрессивно, кидалась на людей. Однако со временем ее удалось постепенно успокоить и приручить. Для нее построили шалаш, в который позже переселили. Самка алмасты научилась входить в помещение только с разрешения хозяина, смогла выполнять несложные поручения. Благодаря своей силе и мощи легко справлялась с тяжелой работой. Разговаривать Зана не умела, но человеческую речь понимала, в питании была не привередлива, одежду носить отказывалась. Лишь под конец жизни начала надевать набедренную повязку. Зато постоянно учувствовала в гуляньях князя, во время которых часто употребляла алкоголь и имела связи с мужчинами. Самое интересное, что у нее не было внешних признаков старения. Предположительно, умерла самка снежного человека в конце 19 века во время родов.

Родив без посторонней помощи своего первого ребенка, женщина хотела его искупать в реке, но вода в ней была слишком холодная, младенец простудился и умер. То же самое произошло и со вторым ребенком. После этих случаев новорожденных у Заны стали отбирать и воспитывать люди. Детей было у нее четверо: две девочки и два мальчика. Все дети женщины выросли абсолютно нормальными людьми, хоть и со своими особенностями. О судьбах двоих из них практически ничего не известно, но мальчик Хвит и девочка Гамаса выросли в одной семье Ходил слух, что их отцом был сам Эдже Генаба. Дочь Заны умерла в 1920-х годах, Хвит дожил почти до 70 лет и скончался в 1954 году.

Прямые потомки Заны

Дети Заны росли вместе с обычными детьми и особо от них ничем отличались. Они все имели свои семьи, детей, занимали определенное место в сообществе. У сына Заны была темная кожа, большие губы, как у представителей негроидной расы, прямые жесткие волосы. Хвит был высоким, как мать обладал нечеловеческой силой. Местные старожилы рассказывали, что он мог зубами поднять стул с сидящим на нем человеком и при этом танцевать. Также он отличался взрывным характером, часто ввязывался в драки, в результате одной из которых потерял руку. Даже имея одну руку, потомок снежной женщины прекрасно управлялся с огородными и полевыми работами.

Хвит - сын Заны

Хвит был дважды женат и имел троих детей. Его сыну Шалико передалась неимоверная сила, мужчина зубами поднимал накрытый стол. Погиб сын Хвита в результате несчастного случая в горах.

Сын Хвита

С его дочерью тоже произошла трагедия, она умерла от разряда электрического тока. Говорят, что при жизни Раиса обладала уникальным даром - женщина умела видеть кожей: она становилась босыми ступнями на газету и слово в слово читала написанное.

Дочь Хвита в молодости

Дочь Хвита

Гамаса также обладала крепким телосложением, как и брат, кожа у нее была темного цвета, тело покрывали волосы. Умерла женщина в возрасте 60 лет. Подробности о ее жизни неизвестны.

Слева череп Хвита, справа – предположительно, Заны

Игорь Бурцев с черепом Хвита, сына Заны

Ученые не один год ищут ответ на этот вопрос. Проводя различные исследования, было установлено, что череп сына йети строением значительно отличается от обычного человеческого. Он объединяет в себе структурные признаки неандертальца и современного человека. Череп уникален и не имеет аналогов в природе. Также ошибочными были предположения, что Зана африканская рабыня, ее ДНК не совпало с генами африканцев, ведь волосы у йети и ее потомков были прямыми, что является значительной отличительной чертой от представителей негроидной расы. Сам же Игорь Бурцев абсолютно уверен, что дикая женщина относится к неандертальцам, а ее сын гибрид с современным человеком.

Историк Поршнев тоже считает, что йети являются неандертальцами. Предположительно, эти предшественники современного человека не исчезли, а продолжают сосуществовать с людьми. Данный факт подтверждает и строение скелета снежного человека.

Некоторые ученые высказывают предположения, что на самом деле снежного человека не существует. Это обычные люди с психическими отклонениями, которые покинули свое место жительства и скрываются в лесах вдали от общества.

Хотя с точки зрения науки подтверждений существований алмастов не имеется, кто-то же оставляет следы огромных ног, клочки темной длинной шерсти в разных уголках земного шара. Есть предположение, что йети приходят к нам из параллельного мира, возможно, поэтому они появляются из ниоткуда и уходят в никуда. Также сооружения из деревьев, обнаруженные в лесах, могут служить порталом для таинственных существ. Одно известно, что еще много лет будут продолжаться споры вокруг снежного человека. Впрочем, некоторые загадки должны оставаться неразгаданными.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то