Почему в индии река ганг признается священной. Настоящая Индия – Варанаси и священная река Ганг. Водосборная площадь и водный режим

Ганг - величайшая река Индии. Ее бассейн - одно из самых населенных мест в мире: здесь живет свыше 120 миллионов человек. С долиной Ганга связана вся замечательная история, культура и жизнь индийского народа.
Долгое время географы ничего достоверного не знали об истоках Ганга. Его колыбель, затерявшаяся в недоступных недрах Гималаев, самых высоких гор на нашей планете, была окутана непроницаемой тайной.

Позднее, когда точно было установлено, что Ганг образуется слиянием горных рек Бхагиратхи и Алакнанды, среди географов возникли споры по поводу того, какую из ветвей считать главным истоком Ганга^ Одни придерживались мнения, что Бхагиратхи и есть главная река: она давно известна, упоминается в древних книгах, носит имя легендарного святого и сама считается священной. Другие отдавали преимущество Алакнанде, потому что по длине и водоносности она превосходит Бхагиратхи. Все же большинство склонилось к тому, чтобы главным истоком считать Бхагиратхи.
Река Бхагиратхи зарождается в высокогорном леднике Ганготри, язык которого круто обрывается стометровым уступом. Она вытекает из Ледяного грота Коровья Пасть. Множество свисающих ледяных сосулек придают ему фантастический вид, напоминающий вход в сказочный дворец.

Кристально-прозрачные ледниковые воды Бхагиратхи, спускаясь с крутых склонов гор, прорезали глубокую узкую теснину. На дне ее стремительно мчится водный поток. У грота ширина его около трех метров. Но, опускаясь по ущелью и принимая по пути воды таких же бурных притоков, река становится все более значительной и шумной.
Если спуститься на дно теснины, покажется, что наступил вечер - до того здесь сумрачно, тесно и дико. Скалистые, чуть ли не отвесные стены вздымаются вверх на сотни метров, и кажется, что выбраться отсюда невозможно. Целыми днями можно пробираться сквозь заросли, оглохнув от грохота бешеного потока, и нигде не встретить ни жилья, ни путника.
Навстречу Бхагиратхи мчится Алакнанда. Она возникает в недрах высочайшего узла Гималаев, образованного массивами Камет и Нанда-Деви, вершины которых вздымаются более чем на 7 500 метров над уровнем моря. Стремительная Алакнанда тоже извивается по диким ущельям и наконец соединяет свои воды с Бхагиратхи.
Слившись вместе, эти два потока получают название Ганг. Уже здесь это большая река шириной в несколько сотен метров. Еще на протяжении трехсот километров ее течение носит бурный порожистый характер.
Преодолев Сиваликские горы, последнее препятствие на пути к морю, Ганг выходит на широкие просторы Гангской равнины. Здесь весь облик реки меняется: течение успокаивается, долина становится широкой, обширная пойма изрезана рукавами, низкие участки поймы заняты болотами. Спокойно и величаво катит река свои воды по просторному руслу шириной 500-800 метров; местное население называет ее Тихая Ганга.
Едва только Ганг выходит на равнину, его воды начинают разбирать на орошение. Тут он не скупится, щедро наполняя каналы водой, вынесенной из глубин Гималаев. Особенно много забирает Верхне-Гангский канал, отходящий справа, у города Хардвара. Он орошает обширное междуречье, простирающееся от Ганга до реки Джамуны.
Несмотря на большие потери, Ганг не оскудевает, а, наоборот, все более увеличивается, получая пополнение от гималайских притоков.

На возвышенных берегах среднего течения Ганга раскинулось много населенных пунктов. Среди них большие красивые города Индии Канпур и Аллахабад - «Город Аллаха», или «Божий город». Он известен как древний город индуизма и славится памятниками индийской и мусульманской архитектуры.
От устья самого большого правого притока - реки Джамуны - начинается нижнее течение Ганга. Один за другим вливают в него свои воды левые большие притоки - Гогра, Гандак, Коси, Махананда. Ганг разбухает от избытка воды, ширина его достигает 2-3 километров.
Медленно текут мутно-желтые воды Ганга по бескрайней равнине, разбиваясь на многочисленные рукава и протоки. Местами к самому берегу реки подходят возвышенности Южной Индии. На таких незатопляемых участках гордо возвышаются живописные города, и среди них - Бенарес и Патна.
Бенарес неоднократно был столицей феодальных княжеств и государств, возникавших на протяжении веков в Северной Индии. По преданию, в нем жил сам Будда.
Патна - тоже исторический город, основанный на месте Паталипутры, древней индийской столицы. Ныне промышленный и административный центр, важный узел дорог.
В низовьях Ганг пересекает Бенгальскую низменность, там он разбивается на рукава и вместе с Брахмапутрой образует грандиозную Бенгальскую дельту.
Брахмапутра - «Сын Брахмы» - выносит из глубин Тибетского нагорья большую массу воды. По водоносности ее можно почти приравнять к нашей сибирской реке Оби.
Около 200 лет назад Брахмапутра впадала в Бенгальский залив самостоятельно, но после сильного наводнения изменила русло и прорвалась к Гангу.
Вместе с Брахмапутрой Ганг изливает в Бенгальский залив 1 200 кубических километров воды за год. Это в два с лишним раза больше годового стока самой большой реки нашей родины - Енисея. По обилию вод Ганг с Брахмапутрой занимают третье место в мире после Амазонки и Конго.

Дельта Ганга - сложнейший лабиринт рукавов, проток, островов. С западной сторону она ограничена рукавом Хугли, а главный рукав Ганг-Падма-Мегна располагается по восточному краю. Некоторые рукава представляют собой огромные реки шириной в несколько километров. Среди них выделяется Хугли - «Священный Ганг брахминов». На нем расположена Калькутта - самый большой, многомиллионный город Индии. Сюда свободно подходят морские суда. Калькутта - огромный порт, связанный пароходными линиями со многими странами мира. Через него за год проходит 7-8 миллионов тонн грузов.
Дойдя до Бенгальского залива, долина Ганга врезается в него и около 150 километров тянется в виде глубокой подводной борозды. Ученые полагают, что она была затоплена в третичный период из-за опускания суши.
В теплую часть года реки Гангского бассейна многоводны, зимой - маловодны.
С июня-июля начинается варша - дождливый сезон. Вплоть до октября муссоны сбрасывают в Гангскую равнину огромные массы воды. Дельта Ганга для муссонов - гостеприимно распахнутые ворота, а Бенгальская низменность- широкая дорога, «труба», по которой они безудержно гонят с залива свинцовые, тяжелые низкие тучи, насыщенные влагой.
Первым препятствием на пути ветров встают горы Гаро, Кхаси и Джайнтия. Хотя они и невысоки (их самая высокая вершина Шиллонг поднимается на 1961 метр над уровнем моря) и перегораживают лишь часть «трубы», первый удар муссонов приходится именно на них. Тучи изливают здесь невероятное количество воды. Вспомните знакомое по учебникам географии название Черрапунджи - самое дождливое место на Земле. Оно находится на южном склоне возвышенности Шиллонг. Бывает, что за сутки здесь на землю изливается метровый слой воды, а за дождливые сезоны выпадает слой воды, достигающий высоты 5-6-этажного дома!
Пробившись дальше к северу, муссоны наталкиваются на Гималаи - высокую, непреодолимую для них стену, меняют направление и растекаются вверх по долинам Ганга и Брахмапутры. За 2-3 недели муссоны охватывают и равнину, и предгорные части бассейна. Дожди в это время идут без передышки. Удивляешься тому, сколько воды перекачивают муссоны с поверхности Бенгальского залива на сушу и какая колоссальная при этом производится работа.
Во время муссонных дождей и ливней с возвышенных участков местности в русла рек скатывается очень много воды. Реки разбухают, выходят из берегов. Подъемы на Ганге достигают 15-20-метровой высоты.
Обильные ливни часто вызывают наводнения. От них с давних пор страдает население, особенно жители Гангской равнины.
По мере удаления от устья Ганга осадков выпадает меньше, уменьшается и вероятность появления катастрофических разливов. Если для обитателей нижнего Ганга обилие воды таит в себе страшную угрозу, то жители среднего течения всегда рады, когда река полноводна и щедро поит оросительные каналы,- это значит, что будет хороший урожай.
Большие бедствия причиняют населению разливы не только самого Ганга, но и многих его гималайских притоков - Джамуны, Рамганга, Гумти, Гогры, Коси.
Периодически затапливает свою долину река Рамганга. В широкую водную полосу превращается от ливней нижнее течение Гогры. Поздней осенью 1960 года одно из самых грандиозных наводнений произошло в долине реки Гумти. Она вышла из берегов и затопила множество населенных пунктов, оставив жителей без крова. Но самые большие неприятности причиняет Коси- «Река скорби», как ее называют в народе. Ее долина - одно из наиболее населенных мест в Индии: на каждый квадратный километр площади здесь приходится 800-900 жителей.
Коси берет начало в глубине Гималаев, где разветвленной сетью своих притоков собирает большое количество воды. Несколько ее притоков стекает со склонов Джомолунгмы - высочайшей вершины мира.
Выйдя из гор, Коси начинает разливаться по равнине даже при сравнительно небольших подъемах воды, потому что русло, забитое камнями, вынесенными из гор, не в состоянии вместить всей массы воды. Разливы Коси нередко соединяются с разливами соседних рек: Багмати, Бури- Гандака, Камлы. Тогда равнина превращается в обширное озеро. Долина Коси расположена как раз на пути муссонов, поэтому ливни часто поднимают воду в реке на 5-9 метров за сутки. Неудивительно, что наводнения на этой реке возникают внезапно и развиваются стремительно. Река выносит с водой массу песка и гальки и щедро рассеивает их по нивам земледельцев, губя урожай и ухудшая плодородие почвы.
Другим опасным районом всегда была долина реки Да- модар - притока рукава Ганга Хугли. Конечно, эта река значительно уступает гималайским притокам. Но из-за близости к Бенгальскому заливу здесь нередки внезапные и очень сильные наводнения, которые причиняют населению много бед.
По первому впечатлению природа благоприятствует жизни человека в долине Ганга: здесь много тепла, а плодородные земли обильно орошаются дождями и многоводными реками. Очень важно, что воды много именно в период роста и развития растений.
Этими благами природы человек стал пользоваться со времен глубокой древности; бассейн Ганга осваивался с такой быстротой, что в конце концов стал одним из наиболее населенных районов нашей планеты.
Но на этой, казалось бы, благословенной земле человеку никогда не было покоя. История его жизни здесь - это летопись непрерывной жестокой борьбы с природой, борьбы за существование, из которой он, увы, не всегда выходил победителем.
Муссоны довольно хорошо орошают Гангский бассейн. Долина реки на участке верхнего и среднего течения Ганга получает 500-1 ООО миллиметров осадков за год, а на остальной части - 1 000-2 000 миллиметров и более. Можно было бы думать, что такого количества влаги вполне достаточно, чтобы получать обильные устойчивые урожаи. Но не тут-то было!
Дело в том, что осадки очень неравномерно распределяются по времени и по территории, а потому периоды сильных ливней, вызывающих потопы на равнинах, сменяются засухами. И в том и в другом случае это грозит человеку потерей урожая, недородом, голодом.
Климат бассейна Ганга весьма своеобразен и отличается резко выраженными контрастами. Год здесь делится на три характерных сезона.
Прохладный сезон длится с ноября по март. В это время господствует чудесная погода. Дни теплые, ласковые. Небо безоблачно. Что такое снег, жители Гангской равнины себе не представляют, потому что в январе, самом холодном месяце, температура воздуха днем 15-17°, а ночью 5-10°. В это время повсюду пышно распускаются цветы.
Второй сезон, с марта по май,- жаркий. В начале его крестьяне снимают первый весенний урожай. А во второй половине сезона устанавливается жара. Палящие лучи солнца выжигают растительность, трава выгорает, скот бедствует, тощает и, если его не подкармливать, гибнет. Все настолько пересыхает, что очень часто возникают пожары. У людей понижается работоспособность, ослабевает память. Особенно трудно приходится европейцам. Чтобы умерить жару, жители с восходом солнца завешивают окна, закрывают двери плетенкой и обильно поливают ее водой.
В июне обычно начинается варша - дождливый период. Открывается он муссонными дождями или ливнями и грозами. До октября выпадает 80-90% годовой нормы осадков.
С большим нетерпением ждут люди момента, когда наступят дожди. Растрескавшаяся почва требует влаги. Но муссоны капризны. Они могут начаться на неделю или на две позднее, чем обычно, и тогда посевы погибнут. Поэтому, когда приходит срок, все с надеждой и нетерпением смотрят на небо - не появится ли долгожданная тучка, предвестница муссона.
Как только прольются на землю первые дожди, от их живительной влаги все оживает и расцветает. Быстро поднимаются посевы, наливаются соком ягоды и плоды. Радуется сердце земледельца.
Но - снова тревога… Муссон может затянуться. И к моменту, когда все поспеет и придет пора снимать урожай, будут бушевать ливни и наводнения. Все погибнет. Или другая крайность - вдруг дожди прекратятся раньше срока. Тогда безжалостное солнце сожжет недозревшие колосья, не даст вызреть плодам. Значит, тоже непоправимая беда!
Но хуже всего, когда муссон вовсе обойдет стороной поля земледельцев. Тогда засуха неизбежна.
Страшные это слова - наводнение, засуха, неурожай. Их спутником всегда был голод. В Гангской равнине и в
Бенгалии он не раз губил сотни тысяч человеческих жизней. Значит, обилие осадков совсем не защищает жителей бассейна Ганга от стихийных бедствий, в частности от засух.
Стремление человека избавиться от капризов климата и заставило его с давних пор искусственно орошать поля речной водой. Только так можно спасти посевы от гибели, дать им воду в то время, когда они в ней больше всего нуждаются.
Так вода стала играть важнейшую роль в земледелии. Вот почему она и в этой части света представляет собой большую ценность, жизненно важную необходимость.
Жители Гангской равнины в течение веков создали густо разветвленную оросительную сеть. Они прорыли большие каналы - Верхне- и Нижне-Гангский, Восточно- и Западно-Джамунский, Агру, Сарду и другие ирригационные магистрали. Благодаря их стараниям на сотни километров тянутся по стране искусственные реки. От них отходят каналы первого порядка, а от тех - каналы второго порядка и т. д.
Даже искушенных в технике людей поражают магистральные каналы Индии - так замечательно воплощена в них инженерная мысль. Эти большие искусственные водотоки, встречая на пути глубокие долины, русла рек и каналов, преодолевают их по мощным мостам-акведукам, изумляющим своими размерами и смелостью конструкций. Тысячи шлюзов, ворот, щитов и распределительных устройств составляют в целом большое и сложное хозяйство оросительных систем.
Всем этим нужно умело управлять и дирижировать. Необходимо точно соблюдать режим течения в каналах и поддерживать в них определенную скорость движения воды. При слишком больших скоростях вода может размыть стенки каналов и нарушить ритм орошения, а при замедленном токе в русле станут осаждаться наносы и канал раньше времени выйдет из строя.
Ирригация - большое искусство. Земледелец должен владеть им в совершенстве. Нужно знать, куда, сколько и в какое время подавать воды, ибо неправильно примененное орошение может причинить непоправимый ущерб.

Ганг – священная река считается индусами продолжением высшей силы, воплощением Ганги, богини, которая является источником всех вод земных и водоемов. Если туристы называют реку привычным мужским именем, то индусы непременно поправят: не Ганг, а Ганга и она, как и Версаль (см. ) для французов, является одним из символов страны. Такой чистой она в горах, в ней еще можно купаться, однако, ниже по течение все выглядит ужасно.

Ганга – женщина, пославшая очищение от скверны умерших людей, дабы могли они перейти в другую жизнь с чистой кармой. Посылая воду на Гималайские горы, Ганга собирает их в реку, которую назвали индусы ее светлым именем.

Ганг и город мертвых – Варанаси

Любители путешествовать и познавать мир таким, какой он есть на самом деле, приезжают за особыми впечатлениями в город Варанаси, что стоит на берегу реки Ганг. Желая посмотреть на этот «город мертвых», как его называют многие, туристы уже бывают в курсе того, что им предстоит увидеть собственными глазами.

Цивилизованный мир богат не только замечательными достопримечательностями, но и порой удивляющими традициями и, непонятными иноземцам, ритуалами. Между тем, для индусов обычная жизнь, это их вероисповедание, культура и просто образ мыслей, поведения.

Живя в штате Керала, я спросила у знакомого индуса, почему я не видела кладбищ и что они делают со своими мертвыми. Надо отметить, что считается в Индии самым образованным штатом. Ответ меня поразил, достаточно весело он ответил: «Фрай», этим словом, насколько я знаю, обозначают процесс поджаривания. То есть, он со смехом ответил мне, что они поджаривают своих умерших.

Варанаси – город контрастов

Варанаси – центр паломничества. Существует мнение, что город этот появился более 1000 лет до н. э. и развивался как цивилизованный город. За тысячелетия существования города здесь было возведено много религиозных храмов, появлялись университеты и открывались библиотеки.

Мусульмане, нападавшие на город, уничтожили почти все, что было построено. Библиотечные книги сгорели. А самое главное, были уничтожены жители города, которые являлись носителями культуры и знаний. Город восстанавливался долго, но былого величия ему вернуть так и не удалось. Сегодня это город с миллионом жителей живет своей обычной для него жизнью.

Самым знаменитым местом города являются ныне гхаты – ступени набережной Ганги. Именно эти ступени принято считать самым главным местом для индусов, которые мечтают быть сожженными именно здесь, на берегу священной реки.

Не все так печально на гхатах. Кроме сожжения трупов, паломники и жители города, общаются, веселятся, молятся, стирают, умываются, гуляют и даже разговаривают по мобильной связи. Здесь люди просто живут. Они себя считают самыми счастливыми, находясь рядом с водами великой Ганги.

Варанаси – уникальный город, который соединяет жизнь и смерть воедино. Индусы, которые становятся старыми и немощными стремятся приехать сюда отовсюду. Почетно встретить здесь в молитвах последний рассвет и оторваться от суеты земной.

Город Варанаси в индуизме – это центр Вселенной. Здесь проявляются контрасты существования человечества настолько сильно, что понять до конца происходящее вокруг не под силу иностранцу.

Но, как утверждают сами индусы, Варанаси – город вечности.

Ганга – необычный храм

Набережная Ганги здесь – своеобразный храм. Здесь не прекращают молиться, медитировать или заниматься йогой. По древнейшей легенде, этот город основался богом Шивой (читайте тут – ), и именно поэтому определен почетным местом для паломничества в Индии.

Все, что здесь происходит, производит неизгладимое впечатление на приезжих иностранцев. Самые отчаянные пытаются хоть немного увидеть и понять происходящее, поскольку нигде больше такого не встретишь.

Одна из традиционных молитв, совершаемая на берегу реки Ганга в первых лучах солнца, является самой впечатляющей достопримечательностью в мире. Огромное количество туристов приезжают сюда, чтобы посмотреть на нее.

Река Ганга в роли кладбища

Многим известно, что у индийцев принято кремировать трупы, и развеивать прах над водой. Ганг в этом случае является самым почетным приютом сожженных тел индусов. Можно, конечно, удивляться тому, что кремацией занимаются не только многочисленные крематории в округе, которые не прекращают свою работу ни на час.

Прямо на берегу у самого известного места в Варанаси, на гхатах, лежат рядами трупы, ожидая своей очереди быть сожженными тут же. Костры пылают здесь день и ночь. Зрелище это не для слабонервных.

А индийцы просто делают свое дело, соблюдая традиции и обряды, как это все происходило многие столетия подряд.

Однако, религия индусов не позволяет сжигать трупы священных коров, монахов, детей и беременных женщин. Их «погребение» происходит по другому способу: привязывается камень и тело умершего погружается в реку. Воды принимают тела умерших в любом виде, так повелевала небесная Ганга.

Ганга – грязнейшая река в мире

Факт того, что в Ганг сливаются все отходы производств и канализационные стоки без прохождения через очистительные фильтры, это, как говорится, еще не беда. Дело в том, что, на самом деле, в реку спускается невероятное количество трупов по множеству причин.

Одной из главных причин является бедность населения Индии. Они влачат настолько нищенское существование, что средств не хватает даже на кремацию трупов на обыкновенных кострах, поскольку сжигание трупов в Индии это настоящий бизнес, а дрова стоят дорого и не каждой семье по карману.

Вот и отправляют вниз по реке тела умерших, которые плывут, пока окажутся съеденными рыбами, либо их выбросит волной на берег. В здешних местах даже есть такая профессия: разгребатель трупов. В узких местах на реке скапливается настолько много мертвых тел, что их скопление образовывает «пробку», а тела все подплывают и подплывают.

Несмотря на проплывающие трупы, на берегу Ганги кипит жизнь. Самое удивительное, что индусы пьют воду прямо из реки. Европейские исследователи взяли анализ воды и просто ужаснулись наличию грязи в ней и вредных веществ. А жители Индии считают: вода в реке Ганг священна, они пьют ее с самого рождения.

Ганг многие столетия мог очищать сам себя. Развитие промышленности добавило проблем и уже несколько десятилетий происходят попытки властей очистить священные воды. Однако добиться успеха в решении этого вопроса пока не удалось.

Выделяются огромные деньги на работы по очистке воды от пепла, мусора, отходов промышленности, канализации и по уборке трупов с берегов реки Ганг. Деньги выделяются, а грязь и ужасный запах остается. Причиной этому, скорее всего, образ жизни многих миллионов жителей, населяющих страну и желающих предать свое тело водам Ганги, а также коррупция, которая тоже пока непобедима.

А это получасовый шокирующий фильм о Ганге

Эти две реки находятся в Индии и являются по сути такими же близнецами, как и Тигр и Евфрат в Месопотамии, и Янцзы и Хуанхэ в Китае. Имея огромное значение для жизни всего живого в своих долинах, Инд и Ганг обожествляются в Индии и почитаются за священные реки Индо­стана. Всё это вполне обосновано. Ганг - первая по значению река Индии и одна из полноводных рек Азии. Область бассейна Ганга исключительно благоприятна для формирования мощной речной системы. Река начинается в богатых дождевыми осадками и снегами высокогорных районах Гималаев, а затем выходит на обширную низменность, также обильно увлажняется. Длина Ганга - 2700 километров, а плошадь бассейна - 1125 тысяч квадратных километров. Средний расход реки превышает Хуанхэ в пять раз. Ганг начи­нается двумя истоками (Бхагиратхи и Алакнанда) на высоте 4500 метров. Она прорезает узкими ущельями северные хребты Гималайских гор и вырывается на равнину. Там уже её течение медлен­ное и спокойное.

С Гималаев Ганг собирает мно­жество полноводных притоков, в том числе и свой самый крупный приток реку Джанкой. Значительно меньше притоков Ганг получает с плоскогорья Декан. При впадении в Бенгальский залив Ганг вместе с Брахмапутрой образует обширную дельту. Начинается эта дельта за 500 километров до моря. В пределах дельты нижний Ганг распадается на множе­ство рукавов. Самыми крупными из них являются Мегхна на востоке (в него впадает Брахмапутра) и Хугли на западе. Расстояние между ними по прямой составляет 300 километров.
Рукава Ганга и Брахмапутры изменяют своё направление, блуждая в пределах дельтовой рав­нины. Обычно эти изменения происходят во время сильных наводнений, от которых почти ежегодно страдает население бассейна Ганга.
Питание Ганга осуществляется за счёт таяния снегов и льдов в Гималаях и главным образом - летних муссонных дождей. Поэтому подъём уровня воды наступает в мае, постепенно нарастает и достигает максимума в июле - сентябре в связи с муссонными дождями. В этот период ширина и глубина русла Ганга на отдельных участках вдвое превышает ширину и глубину после половодья.
Наводнение в пределах дельты случаются также в связи с нагонными ураганными ветрами с моря. Такие наводнения бывают не часто, но они особенно сильны и причиняют катастрофические бедствия.
В иных условиях сформировалась третья после Ганга и Брахмапутры крупная река южной Азии - Инд. По длине Инд несколько превосходит Ганг и Брахмапутру, но по площади бассейна значитель­но уступает. Его длина - 3180 километров. Подоб­но Брахмапутре, Инд берёт своё начало на юге Тибета на высоте 5300 метров над уровнем моря. Прорываясь через хребты Гималаев, Инд образует систему глубоких ущелий на несколько десятков километров длиной, с почти отвесными склонами и узким руслом, в котором бурлит река, образуя пороги и быстрины. Выйдя на равнину, Инд распадается на рукава, которые частично пересыхают во время сухого сезона. Но во время дождей они снова сливаются, достигая общей ширины 22 кило­метра.
В пределах равнины Инд принимает свой глав­ный приток - Паджнад, который образуется из пя­ти истоков. Поэтому и вся местность называется Пенджаб, что в переводе означает Пятиречье. Дельта Инда при впадении в Аравийское море значительно уступает по площади дельтам других рек Южной Азии. Землетрясения, часто случаю­щиеся в бассейне Инда, иногда существенным об­разом влияют на изменение направления течения реки. Например, в середине 19 века в результате землетрясения в среднем течении- Инда произошёл обвал. Он запрудил большой участок реки и пре­вратил его в озеро. Спустя несколько месяцев река прорвала запруду и озеро было спущено за одни сутки, вызвав при этом сильное наводнение.



Подобно другим рекам Азии, Инд получает пи­тание от таяния снегов и льдов в горах и от летних муссонных дождей. Но количество осадков в бас­сейне Инда значительно меньше, чем в бассейне Ганга - Брахмапутры, а испарение гораздо боль­ше. Поэтому Инд менее полноводен, чем эти реки. Между периодом весеннего половодья, связанного с таянием снегов, и периодом муссонного паводка наступает время значительного спада воды и лет­ний подъём не бывает столь велик, как на Ганге или Брахмапутре. В связи с засушливостью боль­шей части территории бассейна возрастает значе­ние Инда как источника орошения.

Информация

  • Длина : 3180 км
  • Бассейн : 960 800 км²
  • Расход воды : 6600 м³/с

Река Ганг играет особую роль в истории и современной жизни Индии. Эти плодородные равнины населены и обрабатываются уже тысячи лет. Сегодня здесь живут и пользуются ресурсами Ганга миллионы людей. В дельте Ганга находятся знаменитые мангровые леса, где создан Национальный парк Сундарбан - место обитания бенгальского тигра.

На фото изображен город Варанаси (иначе - Бенарес) на реке Ганг в индийском штате Уттар-Прадеш - один из важнейших центров паломничества как для последователей индуизма, так и для буддистов и джайнов.

На берегах Ганга есть несколько особо чтимых мест паломничества, привлекающих верующих со всей Индии. Одно из них — город Харидвар.

Длина реки: 2700 км.

Площадь бассейна водосбора: 1 060 000 км. кв.; вместе с бассейном Брахмапутры (с ней Ганг формирует общую дельту) 1 643 000 км. кв.

Площадь дельты: 105 640 км. кв.

Средний сток: 12 000 м3/с

Река Ганг с давних времен является центром индийской цивилизации. Сегодня в ее бассейне проживает более полумиллиарда человек. Здесь находятся такие памятники человеческой культуры как мавзолей Тадж-Махал в Агре . Именно Ганг является колыбелью Буддизма, так как в его долине бродил Будда, рожденный примерно в 563 году до н.э., в состоянии полного отрешения, в окружении немногочисленных друзей, пока не достиг просветления.

Примерно за 2 тысячи лет до нашей эры началось перемещение активной политической и религиозной жизни из долины Инда в более плодородную долину Ганга. Это было вызвано тектоническими изменениями на полуострове Индостан в результате которых Инд изменил русло, и обмелел.

Где протекает: Ганг берет начало в месте слияния реки Бхагиратха с рекой Алакнандой возле селенья Девпраяг. Выстоа истока над уровнем моря равна 636 метров. Река Бхагиартха в свою очередь берет начало из ледника Ганготри на высоте 7 756 метров выше уровня моря. Здесь же расположено одноименное с ледником селенье, являющееся центром паломничества индуистов. Они верят, что здесь живет богиня Ганга — воплощение священной реки Ганг. Богиня является символом материнства, связью между мирами и средством для очистки.

Ледник Ганготри — место, где обитает богиня Ганга.

В среднем течении Ганг замедляется и медленно течет по равнинной местности в юго-восточном направлении. Здесь расположены такие большие города как: Канпур, Аллахабад, Мирзапур, Варанаси, Патна, Бхагалпур (Индия), Раджшахи (Бангладеш).

В нижнем течении река начинает делиться на множество рукавов. Главный из рукавов Ганга – Падма, возле городка Раджбари принимает в себя Джамуну. Джамуна, в свою очередь, также является рукавом другой большой реки Брахмапутры.

Соединившись, воды обеих рек мощным потоком изливаются в Бенгальский залив. Ганг и Брахмапутра образуют самую большую и самую запутанную на земном шаре дельту. На ее территории расположен самый большой мангровый лес в мире — Сундарбан. Это невероятно запутанный лабиринт из топей, рукавов и бухт длинной в 265 км и шириной в 350 км. Этот участок постоянно изменяется. Острова, покрытые мангровыми лесами, могут возникать и исчезать под воздействием наводнений и морских приливов.

Экологические проблемы.

Как не парадоксально это звучит, но сегодня жилище богини в опасности. По некоторым прогнозам, если сохранятся сегодняшние темпы отступления ледника, то он исчезнет до 2030 года. Это будет иметь не только религиозный эффект. Количество воды в реке также неминуемо сократиться.

Со своей очистной функцией богиня Ганга тоже справляется с трудом. Каждый день в реку попадает 365 млн литров неочищенных промышленных и канализационных отходов. Это при том, что государсво выделяет миллиарды долларов на ее очистку. При таком уровне загрязнения река просто физически не успевает очищаться. Поэтому Ганг считают самой грязной в мире рекой.

Проблему усугубляет Индуистская традиция сжигания умерших на берегу Ганга. Бедные семьи часто просто скидывают мертвых в реку, у них не хватает денег чтоб купить дрова. Смотрите больше фото в статье:»Ужасы реки Ганг «, но предупреждаю сразу, что слабонервным и детям лучше не смотреть.

Не смотря на загрязненность реки, каждый год около 700 млн. человек совершают в ней религиозное омовение с целью очистится. Из них, примерно от 0,5 до 3,6 млн. гибнут от инфекционных заболеваний. Это, в основном, дети. Но как говорится — на все воля божья.

Священный Ганг начинается, как кристально чистая река с ледника Ганготри в Гималаях. Она занимает 3-е место в мире по водоносности после Амазонки и Конго. Но чем дальше течет священный Ганг, тем грязнее он становится. Его «убивают» на всём пути человеческие отходы, а также промышленные стоки, превращающие реку в токсичный водоем. Давайте проследуем за великой рекой от горного источника до мегаполиса Калькутты, где она впадает в Бенгальский залив. Этой реке поклоняется почти миллиард индусов. Она является основным источником воды для 400 миллионов человек - больше, чем любая другая река в мире. 1. Это место слияния притоков Алакнанда и Бхагиратхи, отсюда и начинается Ганг. Притоки Ганга различаются по своему типу и происхождению на несколько видов. Сначала это реки и ручьи, которые формируются в Западных Гималаях в районе ледника Ганготри Здесь, в Девпраяге очень чисто. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Грех не искупаться. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Здесь - полная гармония с природой. Вот индуистские священники сидят в пещере и молятся на берегах реки Ганг в Девпраяге. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Ганг в индуистской мифологии - небесная река, которая спустилась на землю и стала рекой Ганг. С давних времён считается священной рекой для индуистов. Но двигаемся дальше. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Вечерние молитвы на берегах реки Ганг в Харидваре. Город Харидвар в индийском штате Уттаракханд является одним из семи основных священных городов индуизма. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Здесь река еще чистая, но уже видны признаки начала беды. Тысячи индусов каждый день погружаются в воды Ганга, полагая, что это освобождает жизнь от грехов. Сюда же окунаются и фигуры богов. Некоторые из богов здесь и остаются навсегда. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Молодежь купается в реке Ганг в Канпуре. Это один из наиболее населённых городов Индии в штате Уттар Прадеш. Расположен на реке Ганг к югу от Лакхнау. И что-то уже не так - видно, что вода совсем грязная и непрозрачная. В Индии люди пьют воду из реки, используют её для орошения сельскохозяйственных культур, моются и тут же стираются. Дети, купающиеся в Ганге, регулярно лечатся от болезней, передающихся через воду - дизентерия, холера и тяжелая диарея, которая является одной из ведущих причин детской смертности здесь. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
В промышленном городе Канпур вода становится темно-серой. Промышленные отходы и сточные воды выливаются в реку без стеснения. Вот, например, кожевенное производство. Куда девать черные технические стоки? Конечно в Ганг. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Сырье кожевенного производства. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
В этих местах на его поверхности Ганга уже плавают облака пены. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
На одном участке река и вовсе становится красной. Это всё город Канпур. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Река Ганг в городе Канпур. Да, совсем она уже не похожа на чистую реку с первых фотографий. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Очередной промышленный грязный слив, текущий в Ганг. Козам лучше через него перешагивать. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Еще один сброс нечистот. Сточные воды вытекают в реку Ганг в Канпуре. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
А мы уже в Мирзапуре - городе на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. Канализация из жилого квартала течет прямо в священную реку. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Неподалеку в реку втекает какая-то промышленная гадость с пеной. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Куда вываливают бытовой мусор в Мирзапуре? Конечно же на берега Ганга. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Варанаси (букв. «между двух рек) считается святым городом для буддистов и вообще наиболее святым местом в мире в индуизме (как центр Земли в индуистской космологии). Один из старейших городов мира и, возможно, старейший в Индии. В мутную воду здесь окунаются с головой, полощут горло, пьют. Рядом стирают одежду. У женщин нет купальников, здесь принято купаться прямо в одежде. А в ста метрах выше течения проводят ритуальную кремацию и сбрасывают в воды Ганга пепел от погребальных костров. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Неподалеку родственники умершего погружают его тело в реку. В этом месте Ганг уже совсем не похож на то, что когда-то спускалось с Гималаев. Это уже помойка. Хотя и священная. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Погружение в священный Ганг идет до кремации. После кремации пепел попадает сюда же. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Неподалеку моется мальчик. Это всё Варанаси. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Это уже Калькутта. Так выглядят берега Ганга. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
В Калькутте рядом с рекой находится большой кирпичный завод, все сточные воды с которого тоже попадают в реку. Более двух третей сточных вод, образующихся в 118 городах вдоль бассейна реки Ганг, попадают в реку без очистки. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
А вот и водичка из реки Ганг в Калькутте. Не хотите?

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то