Назначение и история социально-психологического тренинга. Тренинги на предприятии. Что это такое
Чем отличается тренинговая форма обучения от других?
Считается, что воздействие на группу людей эффективнее, чем работа с каждым отдельно. Почему так? Известен групповой (стадный) эффект, когда человек в группе более внушаем, нежели вне ее. В группе происходит взаимное обучение ее членов. Они могут обмениваться личным опытом, пробовать новые приемы друг на друге.
Известно, что обучение может быть разным: лекционное, семинарское, моделированное, и, наконец, тренинговое. Чем же тренинги отличаются от других форм обучения?
С помощью тренинга мы развиваем способности человека к обучению и овладению любыми видами деятельности, связанными с общением. Если мы обратим внимание на темы наиболее распространенных тренингов в бизнесе, то увидим, что все они связаны с общением. Это тренинги продаж, переговоров, развития лидерских качеств и т.п.
История возникновения тренинговых групп
Первыми социологами, обратившими внимание на особенности работы людей в группе были Э. Дюркгейм и Г.Зиммель. В 1950 году в Америке была создана Национальная Лаборатория Тренинга, изучающая различные формы и методы групповой работы. Большинство школ тренингов возникло на базе психоанализа, бихевиоризма, гештальт-психологии, гуманистической психологии, нейролингвистических технологий. Зачастую тренинги сочетают в себе эти направления. Но не бывает тренингов, не имеющих в своей основе психологической школы.
Слово "тренинг" возникло в клинической психологии и применялось в работе с психическими больными. Позже и к здоровым людям стали применять тренинги. Их назвали "социально-психологическими". Поэтому современные тренинги включают в себя элементы психокоррекции и психотерапии. Различные формы ведения тренингов
Часты случаи профанации методик проведения тренингов. Ведут их "натасканные псевдо-тренеры". Такие тренеры, как правило, имеют громко звучащие дипломы зарубежных заведений, но не имеют базового психологического образования. Они знают, какие упражнения и в какой последовательности необходимо выполнять с группой, их тренинги расписаны по минутам. Руководителю нравится подобная точность и технологичность. Но при этом не учитывается специфика предприятия, тренеры не знают особенностей работы с группой, не могут справиться с непредвиденными ситуациями. В итоге, "блестяще" проведенные тренинги ничего не дают сотрудникам предприятия, кроме затраченного времени и неадекватного представления о тренинговых формах работы.
Менеджер по кадрам одного из предприятий, на котором проводился подобный тренинг, рассказывала об этом так: "Было обидно чувствовать себя ненужной. Тренеры со мной предварительно не поговорили, не узнали особенностей нашего предприятия, не соотнесли цели своих тренингов с нашими целями. В итоге, мои подчиненные так и не поняли, зачем им нужны были эти занятия. Осталось только ощущение, что все было четко расписано по времени и вызубрен преподаваемый материал".
На тренинговом рынке развивается мнение, что психологи для предприятий не нужны. Нужны менеджеры по кадрам, тренинг-менеджеры и т.п. При этом не учитывается, что работа по этим специальностям связана с людьми и подразумевает хорошее знание психологии. Поэтому оптимальный вариант - тренер, имеющий психологическое образование и образование в области менеджмента, который разбирается в механизмах работы бизнес-предприятий. Особенности тренинговой работы
Прежде всего еобходимо выяснить цели руководителя, заказывающего тренинг. Изменение поведения сотрудников, уменьшение конфликтных ситуаций, повышение продаж за счет новых форм общения с покупателями - все это результат проведения тренингов.
Например, руководитель предприятия во время предварительного собеседования задал такие вопросы: "Будете ли Вы проводить предварительную встречу с нашими менеджерами? Будет ли учитываться специфика нашего продукта при обучении?" Когда он получил положительные ответы, то сказал следующее: "Если бы вы сказали, что все это вам не нужно, я бы с вами не сотрудничал". И он был полностью прав. Только работа, учитывающая специфику предприятия, настрой сотрудников, их запросы и мотивацию, может принести эффект и решить задачу подготовки сотрудников.
Тренинги могут быть различными по форме проведения. Это может быть тренинг-дрессировка. Тренер с помощью жестоких манипулятивных приемов и положительного подкрепления формирует нужные варианты поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стирает" вредные и ненужные. Такая форма ведения тренингов дает быстрые результаты, которые так же быстро и исчезают. Участники подобных тренингов, принимая философию избавления от ненужного в себе, в конечном счете, теряют себя и перестают себе доверять. У них появляется сверхконтроль своего поведения, что влечет за собой излишнюю скованность и стресс. Варианты их поведения ограничиваются.
Другая форма тренинга прививает умения и навыки эффективного поведения. При такой форме работы участники отрабатывают до автоматизма нужные формы поведения. Но в жизни ситуаций всегда больше, нежели мы предполагаем. При такой форме обучения участники тренинга будут не готовы к нестандартным ситуациям, потому что на тренинге "их не проходили".
Следующая форма тренинга - активное обучение. На таком тренинге прежде всего даются базовые психологические знания. На их основе отрабатываются необходимые умения и навыки. Эта форма более результативна. Но здесь многое зависит от тренера. Психологические знания должны быть адаптированы к специфике работы участников тренинга.
Более результативным является тренинг, как метод создания условий для самораскрытия участников. В этом случае сотрудники учатся самостоятельно искать способы решения проблем. Задача тренера - дать необходимые психологические знания для более успешного поиска, а также раскрыть те ресурсы участников тренинга, которые они еще не используют в своей работе.
Итак, мы описали все виды тренингов. Тренер-дрессировщик полностью берет ответственность за изменения, происходящие в участниках, на себя. Но при этом абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. Таким образом, у участников формируется безответственное отношение к тому, что происходит на их предприятии.
Истинный тренер разделяет с участниками ответственность, вырабатывает у них понимание, что все происходящее на тренинге, на предприятии зависит не только от тренера или руководства, но и от них.
Из приведенных форм тренингов видно, насколько важна личность ведущего и те принципы, которых он придерживается во время обучения.
Менее важны варианты заданий и упражнений, так как одни и те же упражнения можно употреблять с разными задачами и целями.
Так как группа отражает общество в миниатюре, то во время тренинга происходит моделирование систем взаимоотношений, характерных для реальной жизни участников. Опытный тренер пользуется этим и дает возможность увидеть и проанализировать, в созданных им условиях психологической безопасности, те закономерности, которые свойственны данному предприятию.
В группе сотрудник может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Подобное экспериментирование в реальной жизни всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания. Таким образом, тренинговая группа выступает в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно пробовать вести себя иначе.
Если вашим сотрудникам только рассказали о конфликтах и путях выхода из них, но они сами не прочувствовали эти состояния и способы их разрешения, то такое обучение неэффективно и ничего не даст вашему предприятию. Нужно сказать, что обучение, связанное с решением конфликтных ситуаций, невозможно без практического этапа.
Правила тренинговых групп
Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это и необходимо понимать тренеру.
Каковы же наиболее распространенные правила тренинговых групп?
- Правило "здесь и теперь". Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек "здесь и сейчас" показывает, как он ведет себя "по жизни". И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
- Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
- Правило "Я". В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение:", "Мы считаем:" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
- Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.
- Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
Методы, используемые в тренингах
Выделяют базовые методы, которые используют в любых тренинговых группах. Это групповые дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники. В зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и соотношениях.
- Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод дает возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, придти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией при помощи постановки тем. Но она может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.
В одной организации была поставлена цель тренинга - формирование команды. Тренинг начался с дискуссии его участников о том, что они понимают под командой и по каким критериям будут определять момент формирования у них команды. Во время дискуссии всплыло различное отношение сотрудников к самому факту формирования команды на предприятии. Выделилась группа, которая считала, что эффективнее работать индивидуально. Таким образом, дискуссия стала своеобразным диагностическим инструментом, дала возможность тренерам более точно поставить цели, как перед участниками тренинга, так и перед руководством.
- Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организацонно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой игры нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия "психологической защиты". Игры применяют и для диагностики трудностей в общении, психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные умения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.
В организации проводилась игра "Молекулы", во время которой участники должны были по команде ведущего объединяться в группы по два, три и более человека. Во время этой игры при команде "восемь" участники одной группы стали перетаскивать к себе членов из других групп насильно, те сопротивлялись, объединение переросло в небольшую потасовку. Во время обсуждения своего поведения в игре, участники отметили, что пытались насильно перетаскивать новых членов к себе, не считаясь с их желанием. Они обнаружили, что подобное поведение свойственно их организации. Новый сотрудник подвергается необоснованно большему давлению, нежели сотрудник со стажем.
- Моделирование ситуаций. Во время тренинга необходимо понять, как сотрудник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию, например, продавцов просят продать что-либо одному из наиболее встречающихся типов покупателей. При этом поведение покупателя воспроизводит другой продавец. Такое моделирование дает возможность участнику тренинга увидеть свои выигрышные и проигрышные шаблоны поведения, а наблюдающих приучает анализировать рабочие ситуации.
В магазине при моделировании процесса продаж после просмотра отснятого материала был проведен анализ работы одного из продавцов. Ранее продавец считал, что тренинг ему не нужен, что он сам может кого угодно научить продавать. Группа под руководством тренера обсудила этапы продажи. При этом выяснилось, что продавец успешно продает только тем покупателям, которые по типу поведения похожи на него. Другие покупатели воспринимаются им как неудобные и бесперспективные. Таким образом, за день он теряет большой процент покупателей, которые готовы были купить, но не нашли общего языка с продавцом.
- Техники развития сенсорной чувствительности - здесь участники развивают у себя умение воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С помощью специальных упражнений сотрудники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их самовосприятие, насколько влияет общественное мнение на их поведение.
- Медитативные техники используют для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Подобного рода техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приемам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния - важная часть тренинга. Она повышает устойчивость сотрудников предприятия к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает степень страха перед неопределенными или незнакомыми ситуациями.
Часто менеджеры и руководители предприятий не могут расслабиться даже на отдыхе, в голове постоянно вертятся мысли относительно проблем на работе. В таких случаях хорошо помогают медитативные техники "остановки внутреннего монолога", которым обучают на тренинге.
Итак, небольшой экскурс в мир тренингов закончен. Это краткое описание может быть полезно для руководителей, решивших повысить уровень профессионализма своих работников. С помощью данных рекомендаций они смогут составить для себя критерии, по которым будут отбирать тренинговую фирму и тренера для работы со своими сотрудниками.
Научно обоснованные индивидуальные формы тренинга начали появляться в начале XX века как средство преодоления ограничений, накладываемых на результаты обучения теоретическим знаниям, и «безопасного» приобретения трудовых навыков. В то же время начали развиваться разнообразные формы психической саморегуляции, направленные на снятие психоэмоционального напряжения специалистов профессий, имеющих экстремальную специфику деятельности или связанных с высокой сложностью организации труда (операторов). В 1922 г. американский психофизиолог Р. Д. Джейкобсон предложил систему прогрессирующей релаксации для снятия нервно-психического напряжения. В 1932 г. И. Г. Шультц разработал классический вариант аутогенной тренировки, основанной на эффекте снятия внутреннего напряжения внушенным расслаблением.
Возникновение групповых форм тренинга относят к 1945 году и связывают с именами К. Левина, К. Роджерса, Л. Брадфорта, Р. Липпита. В этот период в США создается Центр по изучению групповой динамики. В результате исследований в мастерской межгрупповых отношений К. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, людям необходимо видеть себя такими, какими их видят окружающие. Разработанные К. Левином и К. Роджерсом теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. В результате успешной работы мастерской межгрупповых отношений в 1947 г. в США создается Национальная лаборатория тренинга. Появившиеся в то время Т-группы (тренинговые группы) стали предшественниками современных видов психологической работы с группами, большинство из которых объединяются у
нас понятием «социально-психологический тренинг». Одна из причин популярности Т-групп заключается в возможности перестройки неэффективных стереотипов в психологически безопасных условиях тренинговой группы. Участникам Т-групп предлагается возможность экспериментировать с собственным поведением в искусственно создаваемой среде, в атмосфере доверия и поддержки, что способствует их большему самораскрытию, а соответственно и более глубинным изменениям. Кроме того, участники тренинга получают от тренера необходимую психологическую информацию и приобретают навыки, способствующие их личностному росту и более успешному общению с другими. Дальнейшее развитие Т-групп привело к появлению множества их разновидностей, порой смыкающихся с иными направлениями тренинга, но в общем их можно разделить на три течения:
1) общее развитие индивидуума;
2) формирование и исследование межличностных отношений;
3) улучшение деятельности организаций и коллективов путем оптимизации трудовых отношений.
В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан и научно обоснован социально-психологический тренинг. Его практической областью приложения была социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. Основными средствами тренинга стали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования навыков эффективной коммуникации. Значительный опыт социально-психологического тренинга, накопленный М. Форвергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренинга, к которым относились:
1. Группы, нацеленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения. Основой изменений выступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. Данный тип тренинга не ориентирован на проработку личных проблем участников, за исключением тех, которые могут быть связаны с непосредственными профессиональными затруднениями.
2.Группы, ориентированные на подготовку к управленческой деятельности и направленные на развитие отдельных психологических качеств личности, решение частных психопрофилактических задач средствами аутогенной тренировки. В данном типе тренинга применяется направленное стимулирование групповой динамики с целью вскрытия ее закономерностей и развития навыков ее управлением.
3.Группы психогигиены и психопрофилактики, ориентированные на работу с руководителями с повышенным риском по отношению к психогенным и психическим заболеваниям. Данные группы формировались исключительно добровольно и проводились специалистами в области психотерапии и клинической психологии.
4.Группы развития личностного роста и компетентности в общении. Профессиональные проблемы в данном тренинге затрагивались только в случае их тесной связи с личностными особенностями участников тренинга.
5.Цель тренинга пятого типа - развитие социальной компетентности для работы в особо сложных ситуациях межличностного общения и частичное формирование новых целей жизни (Миккин, 1986; Макшанов, 1997).
Широкое распространение в отечественной практике СПТ начинает получать в начале 80-х годов. В 1982 г. была опубликована первая в стране монография Л. А. Петровской, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга. Л. А. Петровская предложила под единым термином «социально-психологический тренинг» обозначить практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы.
В качестве ведущей цели социально-психологического тренинга многими авторами выделяется повышение компетентности в общении. Л. А. Петровская под компетентностью в общении предлагает рассматривать развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения".
В. П. Захаров и Н. Ю. Хрящева для развития компетентности в общении определяют в качестве необходимости решение следующих задач:
1.Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения.
2.Приобретение умений и навыков общения.
3.Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность общения.
4.Развитие способности к адекватной оценке себя и других людей.
5.Развитие системы отношений личности.
В соответствии с ведущей направленностью работы и целями тренинговых групп их можно разделить на пять типов 2 .
1.«Я - Я» - группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост участников; главные источники преобразований - внутриличностные.
2.«Я -Другие» - группы, направленные на изменения в меж личностных отношениях и исследование процессов межличностного влияния и взаимодействия в зависимости от используемых способов.
3.«Я - Группа» - группы, направленные на исследование особенностей и стилей взаимодействия личности и группы как социальной общности и развитие эффективности этого взаимодействия.
4.«Я -- Организация» - группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях.
5.«Я - профессия» - группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Похожая информация.
- strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
- strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
- strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
- strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
- strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
- strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
- strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
- strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
- strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
- strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
- strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
- strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
- strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
Кристофер Морли
Понятие психологический тренинг
Психологический тренинг - это форма группового обучения, направленная на получение навыков поведения, решение внутри личностных проблем и развитие самой личности.
Проще говоря, это помощь в работе человека над самим собой для открытия его внутреннего потенциала. Психологические тренинги уникальны тем, что никто не говорит и не указывает человеку, как ему стоит строить свою жизнь. Участник сам для себя обнаруживает, как он и жизнь вокруг могут выглядеть по-иному и именно через это и делаются новые ценные открытия.
Проходя этот путь познаний, человек получает доступ к своим личным внутренним силам, к другим уровням свободы выбора, которые требуются для создания именно того будущего, которое абсолютно не имеет ничего общего с прошлой жизнью.
История возникновения тренинга
История возникновения тренинга так же стара, наверное, как и обучение. Никто не может с точностью сказать, когда и где он возник. Одним из первых, кто всерьез начал заниматься тренингом и стал его применять, был американский писатель, педагог и психолог Дейл Брекенридж Карнеги, основавший сто лет тому назад одну из самых крупнейших мировых тренинговых компаний, которая успешно действует и до сих пор. Эти тренинги направлены на развитие уверенности в себе, в собственных силах, навыков выступления на публике, взаимодействия между людьми и многие другие достижения.
Нельзя не отметить значительный вклад в эту форму обучения и известного социального немецкого и американского психолога Курта Цадека Левина, который на второй год после окончания Второй мировой войны вместе с коллегами основал тренинговые группы, цель которых было повысить компетентность людей в общении.
Ими было замечено, что участники от посещений получают реальную огромную пользу, анализируя свои собственные мысли и переживания в группе. В дальнейшем его талантливыми учениками была открыта в США Национальная лаборатория тренинга.
Сначала там проводили обучение управленческого персонала - руководителей, менеджеров и даже политиков, затем в пятидесятые годы были открыты группы, которые ориентировались уже на выяснение жизненных приоритетов и ценностей самого человека. Классификация тренингов понемногу увеличивалась.
Уже позже, в семидесятых годах был разработан новый метод обучения, который получил название социально психологический тренинг. Его основателем был М. Форверг и его коллеги. Тут уже основными средствами обучения выступили именно ролевые игры, которые включали в себя драматизацию некоторых событий, что способствовало формированию у человека эффективных коммуникативных навыков. На вопрос, какие бывают тренинги вообще, ответить довольно трудно.
Виды тренингов
Виды тренингов официально выделены не были, их великое множество и общепризнанных классификаций до сих пор не существует. Тем не менее, по критерию направленности изменений и воздействий можно выделить некоторые типы тренингов - это бизнес-тренинг, навыковый тренинг, социально-психологический и психотерапевтический тренинг.
Что касается бизнес-тренинга , то его основной задачей является, в основном, развитие навыков рабочего персонала, чтобы они смогли успешно выполнять поставленные перед ними бизнес задачи, а так же на повышение уровня управленческих взаимодействий и эффективности производственной деятельности. Этот тип тренинга требует отдельного детального рассмотрения.
Навыковый тренинг говорит сам за себя - это формирование и развитие определенных навыков. Кстати, большая часть бизнес-тренингов включает в себя и этот тип тренинга.
Социально психологический тренинг - формирует навыки и в тоже время сознание человека. Он занимает как-бы промежуточную позицию. Главной целью социально-психологического тренинга является развитие компетентности в общении. Именно общение открывает дорогу в жизнь, от него зависит и личное счастье человека, и успех в профессиональной жизни. Такой тренинг поможет найти подход к любому человеку, легко завязать знакомство, раскрыть свои личные внутренние качества и выработать личную линию поведения.
Виды социально психологического тренинга
Польза от таких тренингов может быть всем людям, не зависимо от их возраста и профессий. Поэтому виды социально психологического тренинга можно выделить следующие:
- Для дошкольников - развивает самые первые навыки общения со взрослыми и детьми;
- Для школьников - вырабатывают правила поведения между сверстниками и старшим поколением, а так же внутри школьного класса;
- Для подростков - учит уважительному общению между собой и взрослыми;
- Для студентов - вводит во взрослую, более самостоятельную жизнь;
- Корпоративный тренинг - учит общению между коллегами, решает внутри коллективные проблемы;
- Тренинг для руководителей - повышает авторитет и улучшает климат в коллективе;
- Семейный тренинг - развивает навыки общения с родственниками, решает проблемы непонимания внутри семьи.
Главное направление психотерапевтического тренинга - это изменения в сознании человека, которые модифицируют стереотипы поведения человека, рассматривающие в какие ситуации больше не попадать. Название само за себя говорит о том, что это оказание помощи внутренним психологическим проблемам человека. Кстати, этот тип тренинга является разновидностью психологического тренинга.
История психологического тренинга началась тогда же, когда Левин и его коллеги создали свои группы. Он считал, что люди должны научиться видеть себя такими, как их видят другие люди, чтобы увидеть свои негативные установки и выработать затем новые формы своего поведения.
Виды психологического тренинга
Основные виды психологического тренинга - это бизнес-тренинги, которые уже рассматривались выше, коммуникативные тренинги и тренинги личностного роста.
Главная цель коммуникативных тренингов - это научить людей адекватно, правильно вести себя в той или иной ситуации, которые помогут в дальнейшем разрешить трудности общения в реальной жизни.
Люди учатся налаживать отношения с другими людьми, учатся их лучше понимать.
Еще одна классификация психологических тренингов - это тренинги личностного роста схожи с выше описанным видом, но здесь участники еще учатся преодолевать свои внутренние страхи и какие-либо свои личные комплексы. Они подробно разбирают свои душевные тревоги и переживания, которые мешают им жить и добиваться поставленных целей. Классификация видов психологического тренинга существует только по признакам, а как единой ее просто нет.
Психологический тренинг, несомненно, приносит свои плоды. Последствия психологического тренинга бывают разными. Но у многих участников происходит внутренняя переоценка, как самого себя, так и окружающих людей и жизни в целом. Они избавляются от многих комплексов, проблем и увереннее шагают по миру. Многие из тех людей, кто посещал психо тренинг добиваются своих целей и достигают высоких вершин.
До начала ХХ века поведение людей в группах и способность групп оказывать психологическое и лечебное воздействие систематически не изучались. Были известны отдельные случаи использования групп для лечения больных туберкулезом (Дж. Пратт- 30-е годы), неврозами (Фрейд и его ученики- 30-е годы). Я.Морено в 1932 году ввел термин групповая психотерапия, работая над методами социометрии и психодрамы. Первые группы социально-психологического тренинга были проведены в 1946 году К.Левиным и его коллегами, заметившими, что участники группы получают пользу от анализа собственных групповых переживаний. В 50-60-е годы наблюдается растущий интерес психологов и психотерапевтов к работе с группами (К.Роджерс, Ф.Перлз, А.Эллис и др.), и интерес этот был обусловлен успехами психокоррекционной работы в группах, явными преимуществами групповой терапии.
Было выявлено, что СПТ группы (группы социально-психологического тренинга) дают возможность участникам получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих аналогичные проблемы и переживания. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других, в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Группа облегчает процесс самоисследования и интроспекции, усиливает уверенность в себе, способствует возникновению ощущения комфортности нахождения с себе подобными.
И. Ялом выделил десять лечебных факторов СПТ групп: сплочённость, внушение надежды, обобщение (человек перестаёт считать свои проблемы уникальными), альтруизм, предоставление информации, множественный перенос (похожесть группы на семью), межличностное обучение (апробирование новых форм поведения), развитие межличностных умений, имитирующее поведение (подражание образцам), катарсис (психологическое очищение, облегчение) .
Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране мононография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г.
Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.
Основная цель социально-психологического тренинга -- повышение компетентности в общении -- может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, -- вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.
Со времени своего возникновения тренинг завоевал прочное место в профессиональной подготовке специалистов за рубежом и в отечественной практике. Научно обоснованные индивидуальные формы тренинга появляются в начале XX в. как средство преодоления ограничений, накладываемых на результаты обучения теоретическими знаниями, и «безопасного» приобретения трудовых навыков. Тренировки, в частности идеомоторная, психотехнические уп-
Психология тренинга 83
ражнения и игры, создавали возможности формирования и упрочения профессионально важных навыков и умений на основе приобретенных знаний и их перенос в профессиональную реальность.
Индивидуальные формы профессионального тренинга широко разрабатывались в 30-е гг. в нашей стране и за рубежом в ряде научных центров, психотехнических и психологических лабораторий. В некоторых случаях теоретический материал включался непосредственно в программу тренинга. Особенно широко индивидуальные формы нашли применение в профессиональной подготовке специалистов операторского профиля с использованием тренажеров, программированных инструкций и индивидуальных порождающих игр (Платонов, 1961; Дмитриева, Крылов, 1979; Никифоров, Филимоненко, 1986). Тренажеры способствовали овладению определенным конечным набором навыков на операциональном уровне и восстановлению их после длительных перерывов в работе. Использование тренажеров основывалось на моделировании процессов деятельности с помощью механических и электронных устройств (Платонов, 1961).
Опыт тренажерной подготовки широко использовался в разработке психологически обоснованных программ, позволяющих учитывать и в определенной степени корректировать индивидуально-психологические особенности человека (Никифоров, 1989).
Индивидуальные формы профессионального тренинга направлены на сохранение и восстановление работоспособности специалистов, подготовку их психики к работе в специфических или экстремальных условиях профессиональной деятельности. В решении перечисленных задач наибольшее распространение получили разнообразные формы психической саморегуляции (ПСР). Психосаморегуляция в ее различных модификациях позволяет оптимизировать согласованность параметров профессиональной среды с психологическими особенностями субъекта деятельности, производить коррекцию и развитие психических функций. Высокая сложность и экстремальный характер многих видов профессионального труда вызывают граничащие со стрессовыми
84 МакшановС.И.
напряженные состояния операторов, руководителей, представителей педагогических профессий, военнослужащих. Для многих операторских и управленческих специальностей характерно достижение целей деятельности в нестандартных ситуациях, когда специалисту необходимо решать задачи прогнозирования в условиях неполной информации, целостного охвата динамически развивающихся ситуаций, обнаружения и идентификации событий и объектов по слабому признаку, восстановления информации (Мансуров, Поль-шин, 1990). В связи с этим возникала необходимость подготовки профессионалов к осознанному произвольному саморегулированию состояний с целью поддержания высших психических функций на требуемом уровне активности.
В настоящее время существует значительное количество методических разновидностей психической саморегуляции, которые успешно применяются в различных профессиональных группах. Наиболее известными из них являются: аутогенная (AT), психомышечная, идеомоторная и идеа-торная тренировки.
Аутогенная тренировка в ее классическом варианте была разработана в 1932 г. И.Г.Шультцем, который отметил эффект снятия внутреннего напряжения внушенным расслаблением. Несколько раньше, в 1922 г. американский психофизиолог Р.Д.Джейкобсон предложил систему прогрессирующей релаксации для снятия нервно-психического напряжения. В последующее время AT неоднократно модифицировалась в различных аспектах. Сегодня под AT принято понимать совокупность методов овладения различными способами управления психическими и соматовегета-тивными функциями организма, непосредственной функцией которых является регуляция эмоциональных и активаци-онных аспектов состояний человека. К распространенным модификациям AT относится «активное самовнушение» (Ромен, 1971), психогигиеническая саморегуляция (Попов, Беляев, Лобзин и др. 1980), психорегулирующая тренировка (Алексеев, 1967).
В целом применение AT в различных профессиональных группах можно разделить на два класса:
1. Модификации общего действия.
Психология тренинга 85
2. Более узкие, профессионально ориентированные приемы психического самовоздействия.
Первый класс имеет преимущественно психогигиеническое действие и преследует цели общего повышения работоспособности. Модификации общего действия строятся как упрощенные циклы классической AT без лечебных упражнений. Они мало дифференцированы по различным профессиям, в содержании используются комплексы успокаивающих и мобилизующих упражнений. Первой отечественной публикацией, посвященной этому классу AT, было методическое письмо «Применение тренировки в психотерапевтической практике» (Свядощ, Ромен, 1966). Описываемое авторами построение занятий близко к методике И.Г.Шультца.
Второй класс модификаций AT предназначен для разрешения узкопрактических задач в рамках отдельных профессий и различных видов деятельности. Такие методики используются при подготовке летного состава (Беляев, Лобзин, Копылова, 1977), актеров (Никифоров, 1989), операторов конвейерного производства (Лысенко, 1992), операторов химических предприятий, водителей автотранспорта, шахтеров и др.
Общим для всех модификаций AT является то обстоятельство, что самовоздействие осуществляется на фоне специфического состояния головного мозга, возникающего при достижении глубокой релаксации, сопровождаемой развитием легкого гипнотического фазового состояния. Во время фазовых состояний (парадоксальной и ультрапарадоксальной фазы по И.П.Павлову) словесный раздражитель (самовнушение) приобретает особенно большую силу воздействия, осуществляемого на сознательном и подсознательном уровнях. При оказании воздействия на сознательном уровне второсигнальные процессы, протекающие на фоне разлитого торможения коры головного мозга, создают устойчивую доминанту, подчиняющую управленческую деятельность центральной нервной системы, и оказывают влияние на процессы, не поддающиеся произвольной регуляции в обычных условиях. Кроме того, человеческий организм в целом и психика, в частности, представляют собой
86 МакшановС.И.
высокоорганизованную систему, которая при избавлении от внешних помех обладает возможностью непроизвольной саморегуляции всего многообразия своих функций.
Применение AT способствует выработке у специалистов привычки к самоконтролю, самообладанию, сохранению высокой работоспособности, самонаблюдению за внешними проявлениями эмоций и состояний, умения самостоятельно преодолевать напряжения разных видов. В самом широком смысле эффективное применение методов психологической саморегуляции приводит к повышению восприимчивости к самообращению, самоприказу. Значение этого результата выходит за рамки декларируемых целей AT.
В последнее время разрабатываются специальные методы тренировки осознанного самоконтроля и произвольного изменения протекания непроизвольных физиологических процессов средствами биологической обратной связи (БОС). В качестве примеров использования БОС-тренинга можно привести методику использования психофизиологического контура с ОС от биопотенциалов головного мозга, что дает возможность преобразования неощущаемых субъектом изменений биопотенциалов в сенсорно воспринимаемые изменения частоты звукового тона. Произвольное изменение операторами своего состояния посредством системы образных представлений, синхронных со звуковым тоном, использовалось для повышения надежности деятельности операторов, работающих на модели компенсаторного слежения (Мансуров, Полылин, 1990).
Метод БОС получает развитие и в области обучения профессионалов в синтезированных информационно-динамических игровых средах. В отличие от традиционного БОС-тренинга, в котором информация об изменении функционального состояния поступает через звуковые, цветовые, температурные преобразования ряда физиологических показателей, таких, как электрокардиограмма, кожно-гальваническая реакция и т.п., практикуется ее предъявление через изменение значимых показателей игровой ситуации. По некоторым данным подобный подход дает более
Психология тренинга 87
высокие показатели в соотнесении с традиционным БОС-тренингом (Ежов, 1990).
По результатам наших исследований эффективной методикой, позволяющей повысить надежность профессиональной деятельности операторов систем слежения и руководителей, действующих в напряженных условиях, является применение систематической десенсибилизации в сочетании с AT. Методика систематической десенсибилизации предусматривает ряд последовательных шагов, включающих составление объективного описания стрессогенной ситуации, потребного поведения в ней и воздействия подготовленного текста в состоянии релаксации.
К разновидности индивидуального тренинга относятся программированные инструкции (Landy, 1985), которые используются для подготовки младшего медицинского персонала, военнослужащих, специалистов, готовящихся к работе за рубежом. Эти инструкции представляют собой алгоритмизированные описания последовательности действий, на этапах которой необходимо принимать те или иные решения, и их оптимальность немедленно оценивается. Программированные инструкции предъявляются в двух формах: с помощью так называемых обучающих машин, либо в буклетах.
Особенности групповых форм профессионального тренинга связаны с рядом обстоятельств. Прежде всего, они предназначены преимущественно для формирования навыков и умений, а также установок и отношений специалистов, чья профессиональная деятельность предполагает общение и управление людьми. Сквозной задачей в деятельности представителей профессий социономического типа является направленное изменение субъектных и личностных характеристик людей, их поведения и состояний, показателей совместной и индивидуальной деятельности. Профессиональное взаимодействие, управление людьми принципиально отличны от взаимодействия с техническими устройствами и материальными объектами в силу ряда обстоятельств. Субъектность человека, выделяющая его из мира вещей и технических устройств, наделяет его рядом инвариантных особенностей:
88 МакшановС.И.
1. Каждый человек обладает уникальностью и неповторимостью, «подлинностью», в силу невозможности генетической идентичности и своеобразия жизненной ситуации развития.
2. Человек, а тем более группа людей, обладают возможностью сознательного и неосознаваемого искажения информации о самом себе, своих состояниях, потребностях, результатах деятельности и т.п.
3. Человек, группы, их поведение и деятельность по-лимотивированы, что ставит результаты преднамеренного изменения в зависимость от степени действительной заинтересованности в них.
4. Человек находится в постоянном изменении, развитии, происходящих одновременно и во многих случаях вне контроля его сознания. По образным выражениям М.М.Бахтина, человек «в любой момент времени не равен самому себе», «есть бесконечная функция», незавершен и незавершим, и пока «человек жив он исходит из того, что он еще не достиг совершенства и не сказал своего последнего слова» (Бахтин, 1963. С.78). Кроме того, профессионал, работающий с людьми, имеет дело с «объектом» одного с ним уровня сложности.
Перечисленные особенности демонстрируют многообразие факторов, определяющих специфику профессиональной деятельности типа «человек-человек». Эффективная профессиональная деятельность руководителя, педагога, психолога, врача, офицера предполагает преодоление импульсивных и стереотипных элементов взаимодействия с людьми. Эта задача особенно продуктивно может быть решена в групповом контексте. В силу этого основное место в профессиональном тренинге руководителей, менеджеров, педагогов и т.д. занимают групповые формы, повышающие познавательную активность и работоспособность всех членов группы. Эти обстоятельства во многом объясняют постоянно растущий интерес к групповым видам тренинга у специалистов социономической группы.
Психология тренинга________________89
Л.Брадфорда, Р. Липпита и К.Роджерса. Разработанные К.Левиным и К.Роджерсом теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. К.Левин утверждал, что большинство устойчивых изменений в установках и поведении личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. В связи с этим, для того чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие (Lewin, 1948). Успешная работа К.Л евина и его сотрудников в мастерской межгрупповых отношений (г. Бетель), оказывавшей помощь бизнесменам и управленцам, привела к созданию в США в 1947 г. Национальной лаборатории тренинга. Детальное описание практики Национальной лаборатории тренинга дают Брадфорд, Джибб и Бенне (Bradford, Jibb, Benne, 1964). Результаты этой работы были положены в основу практики тренинговых групп (Т-групп).
Т-группы определяют как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследования межличностных отношений и групповой динамики, которую они порождают своим взаимодействием. Отличительной особенностью Т-групп является стремление к максимальной самостоятельности участников при формировании и функционировании группы. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои отношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение. В фокусе Т-групп находилось поведение участников тренинга. Проходящие подготовку в Т-группах побуждались к фиксации, интерпретации и оценке действий и поведения партнеров и самих себя. В группах поощрялись спонтанное выражение чувств, открытое обращение внимания на враждебность, неуверенность в себе и проявления психологической защиты и их интерпретация. В задачи Т-группы входило обучение управленческого персонала, ме-
90 Макшанов СИ.
неджеров, политических лидеров эффективному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Наиболее характерные задачи Т-групп сформулированы Кэмпбэллом (Campbell, 1977):
1. Добиться понимания участниками тренинга того, как и почему они ведут себя по отношению к другим людям, а также как это поведение влияет на других людей.
2. Научиться понимать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе.
3. Научить участников действительно слышать то, что говорят другие люди, не концентрируясь до этого на подготовке ответа.
4. Создание возможностей для понимания того, как действует группа и какие виды групповых процессов возникают при определенных условиях.
5. Способствовать возрастанию толерантности к поведению других людей.
6. Создание условий, в которых человек может апробировать новые пути взаимодействия с людьми и получить обратную связь о том, как влияют на них эти новые способы.
Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей профессионала, усиление самоидентичности и получили название групп сенситивности. Термин «тренинг сенситивности» обычно используют для обозначения и ориентированных на «рост личности» род-жеровских «групп встреч» (encounter-groups) и Т-групп, или групп тренинга человеческих отношений. Задачи, сходные с задачами тренинга сенситивности и групп встреч, решались в разных концептуальных парадигмах: гешталытерапии, транзактного анализа. В гештальт-ориентированной группе создавались условия для осознания взаимосвязи между элементами единой психологической структуры человека, повышения чувствительности к сигналам, исходящим от сома-то-вегетативных источников (Перлз, 1995). В групповой работе, связанной с использованием идей транзактного анализа, основной задачей является осознание отношений между приобретенными в ходе социализации неосознаваемыми
Психология тренинга 91
инстанциями, которые обозначались Э.Берном как «родитель-взрослый-ребенок» (Берн, 1992).
В нашей стране элементы сенситивного тренинга использовались в программах подготовки руководителей трудовых коллективов и представителей профессий типа «человек-человек» (Петровская, 1982; Емельянов, 1985). Ю.Н.Емельянов, подытоживая данные ряда источников, перечисляет следующие задачи сенситивного тренинга:
1. Повышение самопонимания и понимания другого.
2. Чувственное понимание группповых процессов, познание локальной структуры.
3. Развитие ряда поведенческих навыков.
Л.А.Петровская в своих комментариях к разновидностям тренинга сенситивности выделяет два уровня целей: непосредственные и так называемые метацели, или цели более высокого уровня общности. В качестве метацелей выделены формирование у индивида духа исследования, готовности экспериментировать со своей ролью в мире; расширение объема «межличностного сознания»; достижение аутентичности в межличностных отношениях; способность взаимодействовать с коллегами, начальством и подчиненными в стиле сотрудничества. Среди непосредственных целей тренинга сенситивности выделяются обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова), усовершенствование диагностических навыков в области межличностных и межгрупповых отношений, приобретение навыков активного вмешательства в ситуации внутри- и внегруппового взаимодействия с целью большей удовлетворенности членов группы, а также развитие способности постоянно анализировать свое поведение в системе межличностных отношений с целью их оптимизации.
С нашей точки зрения, основные цели тренинга сенситивности могут быть сформулированы следующим образом:
92 Макшанов СИ.
Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы;
Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и сте-реотипизированными фрагментами сознания;
формирование и развитие способности прогнозировать поведение других людей, предвидеть последствия взаимных влияний.
Т-группы и группы тренинга сенситивности решали преимущественно коммуникативные задачи, обращаясь при этом к личности участников тренинга и создавая условия для осознания личностных проблем, что бесспорно является принципиальным отличием от индивидуальных тренировок и поведенческих групп, ориентированных на изменения преимущественно на уровне субъекта деятельности.
В конце 60 - начале 70-х гг. Т-группы и группы сенситивности получили широкое распространение в условиях организаций. Основной целью их использования было улаживание конфликтных ситуаций в рабочих группах, а также оптимизация отношений рабочих и служащих. В 1964 г. вышел сборник, суммирующий опыт 17-летнего развития Т-групп. В нем были обобщены четыре основные проблемы: профессионализация тренеров, модификация метода Т-групп, расширенное использование лабораторного метода в нелабораторных условиях, рост исследований и развитие теории (Пэнто, Гравитц; 1984).
Практические результаты применения Т-групп и тренинга сенситивности показали ряд ограничений их использования в связи с переоценкой возможностей метода и методическими промахами ведущих. В настоящее время Т-группы в условиях организаций используются реже и избирательней и являются одним из направлений подхода, получившего название «организационное развитие». Основу организационного развития составляют модель исследовательских вмешательств и опора на обучение, основанное на совместном опыте его участников. Традиционная Т-группа вытесняется применением тренинговых методов, обозначаемых как тренинг формирования (построения) команды.
Психология тренинга 93
Целью тренинга построения команды являются в первую очередь эффективные изменения в социальных системах и их элементах, а не только в конкретных профессионалах.
В 80-е гг. практика Т-групп в профессиональном тренинге нашла наибольшее применение в тренинге учителей и администраторов.
Вторым направлением в групповой форме тренинга является тренинг умений. В основе большинства программ тренинга умений лежат теоретические представления, обоснованные психологами поведенческого направления.
В 60-е гг. возникает опирающееся на идеи гуманистической психологии К.Роджерса движение тренинга жизненных умений (social-life skills). Тренинг жизненных умений использовался в профессиональной подготовке учителей, консультантов, менеджеров, военнослужащих.
В нем используются три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга.
Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решение проблем, общение, настойчивость, уверенность в себе, критичность мышления, самоуправление и развитие Я- концепции.
В основе второй модели находятся четыре категории умений: межличностное общение и взаимоотношения, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений.
Третья модель включает в себя тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта (Cooper, 1976; Gazda, Brook; 1985).
К групповому тренингу специальных умений также относятся программы, ориентированные на профессиональную подготовку специалистов к работе в особых условиях, например психологический Тренинг, разработанный после аварии на АЭС "Three Mile Island". Тренинг преследовал цели подготовки специалистов АЭС к действиям в экстремальной ситуации, формирования навыков принятия решений, анализа принятых решений, достижения взаимопонимания, определения потенциальных критических проблем
94 Макшанов СИ.
управления и стимулирования творческой инициативы при выполнении заданий (Worsham, French, 1981).
Наряду с рассмотренными подходами, развивавшимися преимущественно в США, следует выделить опыт групповой работы в Великобритании, накопленный в основном в Тэвистокском институте и формировавшийся как альтернатива Т-группам. Созданная в Великобритании практика S-групп (study-groups) была направлена на изучение и понимание участниками детерминант и моделей поведения человека и группы, при этом значительное внимание уделялось проблеме власти и авторитета (Klein, Astrachan; 1971).
В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М.Форверга был разработан и научно обоснован социально-психологический тренинг. Теоретической основой механизмов изменений в социально-
психологическом тренинге М.Форверга стала теория установки Д.Узнадзе, согласно которой установка рассматривалась как наиболее доступная форма связи действующего субъекта с окружающей средой. Основными средствами тренинга выступили ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования навыков эффективной коммуникации. Практической областью приложения разработанных М.Форвергом методов явилась социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства (Vorwerg, 1980). Значительный опыт социально-психологического тренинга, накопленный М.Форвергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренинга, к которым относились:
1. Группы, направленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения (Verhaltensentwunte). Личностные проблемы участников не прорабатывались, если они не были непосредственно связаны с профессиональными затруднениями или с усвоением новой модели поведения. Основой изменений выступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. От ведущего требовалась специализация в области психологии труда и социальной психологии, хорошее знание профессии тренируемых, допускалось только добровольное участие в тренинге. По организации работы
Психология тренинга 95
этот тип тренинга относился к наиболее гибким, эффект не поддавался полному контролю, хотя создавал предпосылки для эффективного профессионального общения и лучшей ориентации в социально-психологических аспектах профессиональной деятельности. Проведение социально-психологического тренинга этого типа практиковалось на промышленных предприятиях ГДР, в Центре повышения квалификации руководящих работников химической промышленности в Варшаве.
2. Группы, направленные на развитие отдельных психологических качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности, подготовку к управлению групповой динамикой, решение частных психопрофилактических задач средствами аутогенной тренировки. В этом типе тренинга применяется направленное стимулирование групповой динамики, возрастает активность тренируемых и эмоциональность подкрепления требуемых моделей поведения. От ведущего требовалась подготовка в области психотерапии и индивидуальной психодиагностики. Допускалось организованное направление на тренинг по решению администрации, но предпочиталось добровольное участие. Ужесточились требования по временной организации тренинга, который стал проводиться непрерывно в течение 4-5 дней. Х.Миккин подчеркивает, что данный тип тренинга разрабатывался высококвалифицированными практиками и относительно меньше связан с научными исследованиями.
3. Основными целями тренинга становятся психогигиена и психопрофилактика, от ведущего требуется подготовка по клинической психологии и психотерапии. Группы формировались исключительно добровольно с учетом медицинских показаний из числа руководителей с повышенным риском по отношению к психогенным и психическим заболеваниям. Временной режим строго не регламентировался.
4. Ведущей целью становится развитие социальной компетентности в общении, ориентации в самом себе, партнере и социальной ситуации, профессиональные проблемы затрагивались только в случае их тесной связи с личностными особенностями участников тренинга. Тренинг прово-
96 Макшанов СИ.
лился преимущественно с высокопоставленными руководителями.
5. Цель тренинга пятого типа - развитие социальной компетентности для работы в особо сложных ситуациях межличностного общения и частичное формирование новых целей жизни. Продолжительность тренинга занимает несколько циклов по 8-10 дней каждый с годовым интервалом. Этот тренинг применялся в ГДР только для повышения квалификации психотерапевтов, врачей, психологов-консультантов, тренеров (Миккин, 1986).
Основные тенденции в развитии социально-психологического тренинга в ГДР характеризовались постепенным переходом к решению все более сложных задач в ходе тренинга, к достижению изменений на все более сложных уровнях организации психики, а в отношении рассмотренных типов - в повышении требований к профессиональной подготовке ведущих, расширении его целей от сугубо профессионально значимых к связанным с достижением физического, социального и морального благополучия.
В начале 80-х гг. социально-психологический тренинг получает широкое распространение в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л.А.Петровской в 1982 г. Социально-психологический тренинг использовался для психологического обеспечения профессиональной деятельности руководителей, педагогов и психологов, а также людей, испытывающих трудности в общении. Опыт его использования отражен в работах Л.А.Петровской (1982, 1989), Ю.Н.Емельянова, Х.Миккина (1975, 1981, 1986), В.П.Захарова, Н.Ю.Хрящевой и др.
Общей целью социально-психологического тренинга является повышение компетентности в общении, что достигается решением следующих задач:
1. Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения;
2. Приобретение умений и навыков общения;
3. Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность общения;
Психология тренинга ________________97
4. Развитие способности к адекватной оценке себя, других людей;
5. Развитие системы отношений личности (Захаров, Хрящева, 1989).
Обращает на себя внимание, что социально-психологический тренинг обнаруживает тенденцию к распространению в различных профессиональных группах как в традиционных для него направлениях, так и принципиально новых для нашей культуры. Разрабатываются и проводятся программы социально-психологического тренинга для медицинских работников, работников средств массовой коммуникации, коммерческих агентов, безработных.
Групповая форма проведения характерна и для интеллектуального тренинга. В профессиональной деятельности совершенно очевидна важность собственно интеллектуальных процессов, в ряде профессий они играют приоритетную роль. В связи с этим развитие принципов, методов и программ такого тренинга остается актуальной задачей профессиональной подготовки.
Предшественниками первых теоретически обоснованных программ интеллектуального тренинга можно считать упражнения для развития у школьников дивергентного мышления, предложенные М.Вертгеймером (Вертгеймер, 1977) и разработки, посвященные методу «мозгового штурма» А.Осборна (Osborn, 1963). В настоящее время в психологической литературе упоминаются следующие программы интеллектуального тренинга: тренинг гибкости мышления, умственный тренинг, тренинг стратегического мышления, тренинг креативности (Келасьев, 1989; Basadur, Graen, Scandura, 1986; НО)
Целью тренинга стратегического мышления, в частности, предлагаемого А.В.Дранковым, Н.М.Лебедевой, Е.А.Мироновым, является развитие интеллектуальных способностей, обеспечивающих формирование и реализацию эффективных стратегий в профессиональной деятельности специалистов управленческого типа. Конкретные задачи тренинга формулируются следующим образом:
98 Машанов СИ.
Знакомство участников тренинга с основными закономерностями актуального генеза эффективных стратегий;
Осознание механизмов, лежащих в основе типичных ошибок, допускаемых в процессе выдвижения гипотез;
Совершенствование рефлексивной регуляции мыслительной деятельности в процессе верификации гипотез;
Повышение эффективности реализации сформированной стратегии в условиях индивидуального решения мыслительных задач;
Расширение индивидуального стратегического арсенала участников в отношении конкретных классов задач;
Развитие прогностичности мышления и способности к выдвижению иерархической системы целей;
Выработка направленности на достижение глобальных стратегических целей с учетом долгосрочных прогнозов;
Формирование толерантности к «тактическим потерям» в целях достижения общего стратегического успеха;
Осознание преимуществ совместного решения задач и развитие умений пользоваться ими при формировании и реализации стратегий;
Учет специфических негативных факторов при формировании и реализации стратегий в условиях непосредственного общения (Дранков, Лебедева, Миронов, 1990).
Эффективная профессиональная деятельность, связанная с работой с людьми, исключает применение ее субъектом стереотипных, неизменяющихся стратегий так же, как и импульсивно-реактивных, не учитывающих уникальность каждого человека и группы людей. В связи с этим креативность является профессионально важным качеством субъектов многих, если не большинства, профессий. Развитию творческого потенциала личности посвящен тренинг креативности в его различных модификациях. В тренинге креативности главное внимание уделяется способности специалиста генерировать разнообразные идеи, отличающиеся нестандартностью и оригинальностью, и воплощать их в сво-
Психология тренинга 99
ей профессиональной деятельности. Тренинг креативности применяется в профессиональной подготовке руководителей предприятий и организаций, менеджеров, психологов, учителей, научных работников; креативность рассматривается как мощный фактор развития профессионально важных качеств и личности профессионалов в различных областях деятельности (Gordon, 1961; Kris, 1965; Dacey, Ripple, 1967; Хрящева, 1995).
Во многих видах профессиональной деятельности значительное место принадлежит процессам принятия решений. В ряде случаев - управление страной, регионом, отраслью, предприятием, агрегатом АЭС, воинским подразделением и т.д. - цена принимаемых решений измеряется астрономическими цифрами, а последствия их реализации (или отсутствия) носят необратимый характер. Поэтому тренинг принятия решений, безусловно, целесообразен для профессиональной подготовки специалистов в сфере управления, научных работников, операторов различных систем. Целью указанного тренинга являются развитие когнитивных и эмоционально-волевых компонентов и их интеграция, позволяющая эффективно реализовывать все этапы индивидуального и совместного принятия решений. Достижение этих целей осуществляется в результате решения следующих задач:
1. Обеспечение адекватности субъективного отражения проблемной ситуации.
2. Развитие умений структурирования неопределенных проблем и выделения необходимой для их решения информации.
3. Формирование навыков оценки элементов вероятностной среды с учетом многокритериальной значимости событий.
4. Развитие многоальтернативной системы субъективного прогнозирования.
5. Формирование многоальтернативности промежуточных решений с целью оптимизации терминального.
6. Совершенствование рефлексивной регуляции в отношении субъективных критериев принятия решений.
100 Макшанов СИ.
7. Развитие устойчивости к условиям неопределенности и риска, формирование адекватного уровня субъективной уверенности в принимаемых прогностических решениях.
8. Обеспечение как последовательности, так и гибкости в реализации принятых решений.
9. Индивидуализация способов преодоления трудностей принятия решений на различных этапах.
10. Формирование способов организации групп поддержки решений и повышения эффективности принятия решений в совместной деятельности (Дранков, Лебедева, Миронов, 1990).
Принципиальная значимость регулятивного потенциала в жизнедеятельности человека нашла свое отражение и в истории тренинга. К первым групповым формам тренинга, которые можно отнести к регулятивным программам, относятся тренинг уверенности в себе и мотивацион-ный тренинг. Обе эти программы находят широкое применение и не могут рассматриваться как строго профессиональные. В то же время такие личностные дефициты, как неуверенность в себе и недостаточное развитие мотиваци-онных структур существенно затрудняют прохождение любого этапа становления профессионала, что объясняет актуальность данных тренинговых программ для любой профессиональной группы.
Теоретическими основаниями тренинга уверенности в себе в его разных версиях выступают поведенческие и психоаналитические концепции. Бихевиористский подход исходит из положения, что неуверенные в себе люди не смогли по ряду причин овладеть социальными навыками уверенного поведения, либо получали преимущественно негативные подкрепления в процессе научения. Психоаналитики рассматривали неуверенность в себе как внешние проявления глубинного бессознательного конфликта. Общим для этих подходов является рассмотрение неуверенности как последствия микросоциальной ситуации развития. Одна из первых известных программ тренинга уверенности в себе была опубликована Р.Алберти и М.Эммонсом в 1970 г. (Alberti, Emmons, 1970). При разработке программы они использо-
Психология тренинга 101
стояний, а также условнорефлекторную терапию Э.Солтера (Salter, 1973).
Приоритет в разработке мотивационного тренинга принадлежит Д.Мак-Клелланду, установившему в лонгитюдном исследовании, что высокомотивированные студенты Гарвардского университета после его окончания занимают ведущие посты в экономике страны, и реализовавшему в 1967 г. первые программы мотивационного тренинга (McClelland, 1965). Тренинг мотивации базировался на теории атрибуции, а также идеях Мак-Клелланда, согласно которым представления и мысленные действия позволяют изменить мотивы субъекта деятельности. Тренинг мотивации, разработанный Мак-Клелландом» преследовал достижение следующих четырех целей:
Расширение, укрепление и совершенствование сети ассоциаций;
Четкое видение и осознание всех ее частей;
Связь элементов этой сети;
Выработка и упорядочивание связей новых ассоциаций с существующими, с реальностью и культурными ценностями.
В соответствии с данными целями Д.Мак-Клелланд разработал 12 элементов тренинга, объединенных в группы: изучение и отработка синдрома достижения, самоанализ, постановка целей, социальная поддержка. Средства тренинга включали в себя анализ содержания собственных рассказов по ТАТ с помощью ключевых категорий для выявления потребности в достижениях, разбор конкретных случаев направленного на достижение поведения предпринимателей, отработка реалистичного целеполагания в игровых условиях, контроль совместимости деятельности достижения с собственным образом жизни и с различными обстоятельствами.
Одним из наиболее ценных результатов тренинга мотивации следует признать возможность освоения профессионалом в любой области навыков, механизмов самомотивирования, произвольного удержания мотива на цели. Данная программа тренинга не утратила своей актуальности, и в наше время он входит в число средств, используемых UNIDO (Организация по
102 Макшанов СИ.
промышленному развитию при ООН), а также применяется при работе со школьниками.
Регулятивными по своей сути можно признать и группы, известные как Синанон (Synanon). Основное содержание работы в синанон - группах связано с проявлением и восприятием отрицательных эмоций, гнева, агрессивного поведения. Возможность конфронтации с отрицательными эмоциями и агрессией получают все участники группы. К основным результатам данного вида групповой работы относят повышение толерантности к отрицательным психологическим воздействиям. В программах этой направленности использовались специфические методики постепенной и усиленной конфронтации в реальных ситуациях, усиленной конфронтации в воображении (Casriel, 1963). Эффективность синанон-групп, в особенности используемых в них методик, признается весьма высокой.
К группе тренинга специальных умений относятся программы маловероятного взаимодействия, ведения переговоров, управления сбытом, эффективной телефонной коммуникации, формирования команды, философии и стратегии организации.