Международная организация по запрещению химического оружия. На фоне ожесточенных споров и противоречий в гааге проходит конференция организации по запрещению химического оружия. Инспекционная деятельность озхо

Организация по Запрещению Химического Оружия

Организация по Запрещению Химического Оружия (ОЗХО) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля года, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года.

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В ее состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации ее предмета и целей, а также рассматривает ее соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО - исполнительным органом Организации. Отчет о деятельность предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки ее соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ - VX (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %) составляли 63 %, кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Боснии и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что ее участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

Ссылки

  • вопросы разоружения и ограничения распространения ядерного, химического и биологического оружия
  • пример соглашения ОЗХО и государства-участника «О химическом оружии»

С целью запрещения химического оружия как целого класса оружия массового уничтожения на Конференции по разоружению в г.Женеве была разработана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция/КЗХО). Текст Конвенции был принят 3 сентября 1992 г. и открыт к подписанию 13 января 1993 г. в г.Париже. Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 г.

Для реализации целей Конвенции в апреле 1997 года была создана Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) с штаб-квартирой в г. Гааге (Королевство Нидерландов).

По состоянию на февраль 2013 г. сторонами Конвенции являются 188 государств. Израиль и Мьянма подписали Конвенцию, но не ратифицировали. Ангола, Египет, КНДР, Сирия, Сомали и Южный Судан не подписали и не присоединились к Конвенции.

Республика Беларусь в числе первых государств мира подписала (14 января 1993 г.) и ратифицировала (11 июня 1996 г.) Конвенцию о запрещении химического оружия.

В соответствии со Статьей VII Конвенции в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь был создан Национальный орган по выполнению КЗХО .

Наша страна не имеет и никогда не имела запасов химического оружия и объектов по его производству. Основная задача на национальном уровне заключается в осуществлении контроля за предприятиями химической промышленности с тем, чтобы гарантировать, что указанные предприятия проводят деятельность, не противоречащую положениям Конвенции.

Законодательство Республики Беларусь приведено в соответствие с положениями Конвенции. По оценке Организации по запрещению химического оружия Беларусь входит в число государств мира, предпринявших на национальном уровне наиболее эффективные меры по выполнению Конвенции. Помимо этого, Беларусь оказывает содействие другим государствам-участникам в выполнении их обязательств в рамках Конвенции. Белорусское законодательство было принято за основу при разработке соответствующих правовых актов по выполнению Конвенции в Кыргызстане, Литве, Латвии, Молдове, Украине и Таджикистане. Белорусские эксперты привлекались ОЗХО для оказания консультативно-правовой помощи другим государствам - участникам Конвенции (Таджикистану, Монголии и Азербайджану).

25 мая 2002 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь № 105-З «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Организацией по запрещению химического оружия о привилегиях и иммунитетах Организации по запрещению химического оружия».

В настоящее время в Беларуси имеются четыре предприятия, производящие контролируемые Конвенцией химикаты («Полимир» ОАО «Нафтан» (г.Новополоцк), ОАО «Гродно Азот» (г.Гродно), ОАО «Могилевхимволокно» (г.Могилев), ОАО «Лакокраска» (г.Лида).

ОЗХО проинспектировало деятельность указанных предприятий: «Полимир» ОАО «Нафтан» (1999 г. и 2009 г.); ОАО «Могилевхимволокно» (2000 г. и 2008 г.); ОАО «Гродно Азот» (2000 г.) и ОАО «Лакокраска» (2003 г.). По итогам инспекций ОЗХО подтвердила, что деятельность указанных предприятий полностью соответствует положениям Конвенции.

Республика Беларусь трижды (в 1997, 2002 и 2006 годах) избиралась в состав Исполнительного совета ОЗХО.

Республика Беларусь ежегодно представляет в ОЗХО необходимую национальную отчетность о производстве, экспорте и импорте контролируемых Конвенцией химикатов.

Беларусью заявлена готовность оказать помощь другим государствам - участникам КЗХО в случае применения против них химического оружия. В июле 2008 г. Беларусь посетила оценочная миссия ОЗХО в целях изучения конкретных видов помощи, заявленных белорусской стороной по статье Х КЗХО. Эксперты ОЗХО дали высокую оценку всем видам помощи, заявленным Республикой Беларусь. При этом было отмечено, что предложения белорусской стороны полностью соответствуют критериям, предъявляемым ОЗХО.

6 - 8 июня 2007 г. по инициативе Республики Беларусь в г.Минске было проведено региональное совещание государств - участников восточноевропейской группы в рамках КЗХО. Встреча, в которой приняли участие представители 19 государств - участников Конвенции, была посвящена вопросам национального осуществления КЗХО. Делегация ОЗХО была представлена на уровне заместителя Генерального директора Организации.

В мае 2009 г. в г.Гродно состоялся международный семинар под эгидой ОЗХО для представителей пограничных и таможенных служб для стран Центральной и Восточной Европы по вопросам противодействия незаконному обороту химикатов, контролируемых КЗХО.

В мае 2009 г. Технический секретариат ОЗХО безвозмездно передал Министерству обороны, Министерству по чрезвычайным ситуациям и Государственному пограничному комитету Республики Беларусь оборудование для химической разведки и средства химической защиты на общую сумму около 15 тыс. долларов США.

В сентябре 2009 г. представители ОЗХО приняли участие в качестве наблюдателей в совместных учениях Беларуси, Литвы и Латвии в г.Гродно по отработке взаимодействия при ликвидации аварии на объекте химической промышленности.

В рамках визита Министра иностранных дел Республики Беларусь в Нью-Йорк для участия в 67-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в 2012 году состоялась его выступление на встрече высокого уровня по случаю пятнадцатилетнего юбилея вступления в силу КЗХО, а также встреча с Генеральным директором ОЗХО А.Узюмджю. В ходе встречи был обсужден широкий круг актуальных вопросов сотрудничества Беларуси с ОЗХО.

Участие в ОЗХО дает Беларуси возможность безвозмездно пользоваться банком данных Организации и получать консультативную помощь в случае ликвидации аварий на химических предприятиях.

Белорусские эксперты активно участвуют в ряде учебных программ и курсов ОЗХО, направленных на повышение квалификации ученых-химиков, специалистов в области химической защиты, сотрудников таможенных и пограничных служб.

Беларусь имеет возможность участвовать в следующих программах помощи и сотрудничества, осуществляемых Секретариатом Организации:

1. Программы стажировок для ученых и химиков-технологов из стран с переходной экономикой в сфере аналитической химии, лабораторного анализа развития химических технологий.
2. Информационные услуги.
3. Программа передачи оборудования.
4. Учебные семинары для специалистов в области гражданской обороны и защиты от химического оружия.
5. Проекты по оказанию административной помощи Техническим секретариатом ОЗХО национальным органам.

Рассмотрение ключевых пунктов Конвенции о запрещении химического оружия. Изучение основных направлений деятельности и программ Организации по запрещению химического оружия, ее структуры, функций исполнительного совета и технического секретариата.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОМОиЗР ИАИ РГГУ

Реферат по Международным гуманитарным организациям

Мошеев Тимур Артурович

Москва 2013

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) -- международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля1997 года, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года.

Ключевые пункты Конвенции:

· Запрещение производства и применения химического оружия

· Ликвидация (или использование в других целях) мощностей по производству химического оружия

· Уничтожение всех запасов химического оружия (включая запасы, находящиеся за пределами территории государства)

· Взаимопомощь между государствами и взаимодействие с ОЗХО в случае применения химического оружия

· Инспекции ОЗХО с целью контроля над производством химикатов, из которых может быть изготовлено химическое оружие

· Международное сотрудничество в мирном использовании химикатов в соответствующих областях

В 2013 году ОЗХО награждена Нобелевской премией мира.

Главные задачи -- обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия, ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии, помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств -- участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников -- главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации. Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет

Исполнительный совет ОЗХО -- исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания,Индия, Ливия, Россия, США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ -- VX (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %) составляли 63 %, кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания, Босния и Герцеговина,Китай, Франция, Индия, Ливия, Иран, Япония, Россия, Великобритания, США, Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами -- участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности, подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области.

В период с момента вступления в силу КХО (апрель 1997 года) по 30/09/2013 ОЗХО провела на территории 86 государств-участников 5 286 инспекций, включая 2 731 инспекций на объектах, связанных с химическим оружием. Из 228 объявленных объектов, связанных с химическим оружием, было проинспектировано 228.

· Проинвентаризировано и проверено 100% объявленных запасов химического оружия.

· Получено 180 первоначальных объявлений.

· Выведено из эксплуатации 100% объявленных объектов по производству химического оружия (ОПХО). Все они подпадают под беспрецедентно строгий режим проверки. Из 70 объявленных ОПХО в отношении 65 были выданы удостоверения об уничтожении (43) или конверсии на мирные цели. (22). 13 государств-участников, объявивших объекты по производству химического оружия (ОПХО), включают: Боснию и Герцеговину, Китай, Францию, Индию, Исламскую Республику Иран, Ливийскую Арабскую Джамахирию, Российскую Федерацию, Сербию, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Францию, Японию и одно другое государство-участник.

Для выбора и аттестации лабораторий из государств-членов и подготовки их персонала для проведения анализа связанных с химическим оружием соединений в случае необходимости анализа аутентичных проб за пределами объекта проводятся официальные квалификационные проверки лабораторий из государств-членов. Назначено 20 лабораторий.

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием. На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Мировая химическая промышленность производит соединения, без которых мы не можем обойтись в нашей повседневной жизни. В случае использования их не по назначению некоторые широко распространенные химикаты - сами по себе или посредством их дальнейшего синтеза с другими веществами - могут применяться в качестве химического оружия.

Совместно с правительствами и при поддержке химической промышленности во всем мире государства - члены ОЗХО не допускают распространения химического оружия.

· В период с апреля 1997 года по 30/09/2013 ОЗХО провела на территории 86 государств-участников 5 286 инспекций, включая 2 555 инспекций на промышленных объектах. Из 5 358 объявленных промышленных объектов 1 905 было проинспектировано

· Число промышленных объектов в мире, подлежащих инспекции, составляет 4 913.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Во всем мире только 4 государства, не подписавшие КХО, не предприняли никаких действий в связи с Конвенцией (КНДР, Египет, Южный Судан, Ангола).

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

Все государства-члены (190 государств) обязались предоставлять помощь и защиту другим государствам-членам в случае угрозы применения или фактического применения химического оружия против них.

В случае необходимости для оперативного оказания помощи и экспертных услуг могут быть использованы ресурсы Добровольного фонда помощи, а также отдельные предложения о предоставлении оборудования и подготовленного персонала.

· Технический секретариат ОЗХО организует курсы с целью подготовки групп спасателей первого эшелона, правительственных экспертов и сотрудников аварийно-спасательных служб в области создания и наращивания национального и регионального потенциала и систем реагирования на чрезвычайные ситуации для противодействия применению или угрозе применения химического оружия. Эти курсы прошли 2 200 участников из Африки (350), Азии (600), Латинской Америки (500) и Восточной Европы (750).

· 78 государств-участников предложили помощь согласно пункту 7 статьи Х.

· 146 государств-участников представили информацию о национальных программах, связанных с защитными целями, согласно пункту 4 статьи Х.

· 45 государств сделали взносы в Добровольный фонд помощи.

· Остаток средств в Добровольном фонде помощи: 1 362 849,76.

Осуществляемые ОЗХО программа партнерства и программа поддержки стажировок обеспечивают специальную подготовку в области современной промышленной практики и повышение квалификации химиков и инженеров из государств-членов с развивающейся или переходной экономикой. Промышленные стажировки и исследовательские проекты позволяют овладеть наилучшей практической методологией в области безопасного использования химикатов и осуществления Конвенции.

Технический секретариат координирует и организует проведение регулярных совещаний Национальных органов из разных регионов мира. Подготовлены КД-ПЗУ, цифровой видео-диск по КХО и информационные комплекты об осуществлении КХО в тематической области в сети "Интернет".

Правовые эксперты создали региональные сети для содействия принятию национального законодательства, предусматривающего запрещение незаконного использования химикатов в качестве оружия и уголовное преследование за это.

ОЗХО создала единственную в мире проверяемую и подтверждаемую аналитическую базу данных, содержащую информацию о более 3 400 соединениях, имеющих отношение к химическому оружию. Эта база данных играет важную роль при проведении проверки на месте инспекционными группами ОЗХО и также доступна государствам-членам.

Для выбора и аттестации лабораторий из государств-членов и подготовки их персонала для проведения анализа связанных с химическим оружием соединений в случае необходимости анализа аутентичных проб за пределами объекта проводятся официальные квалификационные проверки лабораторий из государств-членов.

Секретариат поддерживает обмен научно-технической информацией между государствами-членами для содействия использованию химии в мирных целях. ОЗХО также частично финансирует целый ряд исследовательских проектов в развивающихся странах. Исследования в любой из нижеупомянутых областей могут рассматриваться на предмет финансовой поддержки: экологически безопасные технологии уничтожения опасных химикатов, аналитические системы обнаружения токсичных химикатов, более безопасные альтернативы списочным химикатам, медицинское лечение при поражении опасными химикатами в случае аварии и практическое применение природных продуктов в сельском хозяйстве и медицине.

· В период с момента вступления в силу КХО (29/4/1997) по 31/12/2011 программами международного сотрудничества воспользовались 3 502 участников, включая 315 химиков-аналитиков, 265 участников Программы партнерства, 1 966 участников Программы поддержки конференций, 115 стажеров, благодаря этим программам была оказана поддержка 239 конференциям и помощь 92 лабораториям, а также было осуществлено 437 исследовательских проектов и 73 передач подержанного и пригодного к эксплуатации оборудования.

· Участники являлись представителями следующих регионов: Африки (1 207), Азии (813), Латинской Америки и Карибского бассейна (545), Восточной Европы (545), а также Западной Европы и других государств (392).

химический оружие запрещение конвенция

Программа

Описание

Получатели

Программа партнерства

Эта программа, осуществление которой началось в 2000 году, способствует созданию потенциала, национальному осуществлению КХО в промышленности и применению передовой практики в химическом производстве и технике безопасности.

265 участников из Африки (112), Азии (77), Латинской Америки (43) и Восточной Европы (29) воспользовались этой программой.

Курс развития аналитических навыков

Этот курс, который проводится с 2004 года, позволяет квалифицированным химикам-аналитикам получить дополнительный опыт и практические знания в области анализа химикатов, имеющих отношение к национальному осуществлению КХО.

Эти курсы прошли 315 химиков из Африки (130), Азии (70), Латинской Америки (56) и Восточной Европы (53).

Программа поддержки конференций

Эта программа, которая осуществляется с 1997 года, способствует обмену научно-технической информацией, обеспечивает предоставление финансовой поддержки для организации конференций, практикумов и семинаров по специальным темам, имеющим отношение к КХО, а также способствует участию в таких мероприятиях.

В этих мероприятиях приняли участие 1 966 человек из Африки (610), Азии(430), Восточной Европы (381), стран Латинской Америки и Карибского бассейна (241). Помимо этого, ОЗХО оказала финансовую поддержку проведению 239 мероприятий в Африке (56), Азии (53), Восточной Европе (44) и Латинской Америке (16).

Программа исследовательских проектов

Эта программа, которая осуществляется с 1997 года, предусматривает оказание помощи маломасштабным исследовательским проектам в отдельных странах для развития научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских и других мирных целях, имеющих отношение к КХО.

Благодаря этой программе 437 проектов было осуществлено в Африке (153), Азии (135), Восточной Европе (8) и Латинской Америке (137).

Программа поддержки стажировок

Ученые и инженеры из развивающихся стран проводят перспективные исследования в лабораториях в промышленно развитых странах.

До настоящего момента ОЗХО оказала поддержку 115 стажерам из Африки(68), Азии (20), Восточной Европы(9) и Латинской Америки(17).

Программа помощи лабораториям

Эта программа осуществляется с 1997 года и направлена на повышение технической компетентности лабораторий, занимающихся химическим анализом и контролем.

В этой программе участвовали 92 лабораторий из Африки (48), Азии (19), Восточной Европы (8) и Латинской Америки (16).

Программа обмена оборудованием

Эта программа способствует передаче использовавшегося и пригодного к эксплуатации оборудования государственным лабораториям и другим научным учреждениям в развивающихся странах из учреждений в промышленно развитых странах.

Было осуществлено 73 передач оборудования государствам Африки (30), Азии(9), Восточной Европы (13) и Латинской Америки (19).

Лауреатом Нобелевской премии мира 2013 года стала Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). Премия присуждена за "ее обширные усилия по ликвидации химического оружия", объявили в пятницу в Нобелевском комитете Норвегии. В заявлении комитета говорится, с момента вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия в 1997 году ОЗХО "путем инспекций, уничтожения и другими способами добивалась выполнения этой конвенции".

"Конвенции и работа ОЗХО позволили добиться того, что применение химического оружия стало считаться нарушением международного законодательства. Последние события в Сирии, где химоружие вновь было применено, подчеркнули необходимость активизировать усилия по избавлению от такого оружия", - отмечается в пресс-релизе Нобелевского комитета. Москве приветствовала решение присудить Нобелевскую премию мира за 2013г. Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Об этом сообщает Департамент информации и печати Министерства иностранных дел (МИД) РФ.

Вместе с тем в нем указывается, что "некоторые страны, в особенности Россия и США, не стали соблюдать крайний срок для уничтожения запасов химического оружия, который истек в апреле 2012 года". В общем, премия это неплохо. Но, по мнению серьёзных экспертов, присуждена она как бы авансом. Разоружение Сирии только начинается, а кто из членов ОЗХО как себя поведёт в этой ближневосточной истории, ещё неизвестно.

В настоящее время эксперты организации работают над уничтожением арсенала химического оружия в Сирии. 27 сентября исполнительный совет ОЗХО утвердил план полной ликвидации запасов химического оружия Дамаска, которую предполагается завершить к середине 2014 года. В тот же день Совбез ООН принял резолюцию, придающую этому решению обязательный характер и предусматривающую принятие мер вплоть до санкций или военной силы в случае неподчинения.

Источники

1. Официальный сайт ОЗХО: http://www.opcw.org

2. МИД счел преждевременным осбуждение деталей ликвидации химоружия в Сирии [Электронный ресурс] // Взгляд.ру. URL: http://www.vz.ru/news/2013/10/19/655690.html

3. Нобелевскую премию мира получила ОЗХО [Электронный ресурс] // ТВЦ.ру. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/18716

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика российского и американского подходов к регулированию сирийского кризиса. Основные механизмы воздействия Москвы и Вашингтона. Ликвидация химического оружия в Сирии. Приход к власти в США Дональда Трампа и дальнейшее развитие событий.

    дипломная работа , добавлен 27.08.2017

    Особенности распространения оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке. Причины и мотивы распространения ядерного оружия в данном регионе. Внешние и внутренние факторы иранской ядерной программы. Влияние израильской ядерной программы в мире.

    статья , добавлен 06.09.2017

    Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия. Опыт урегулирования проблемы нераспространения оружия массового уничтожения в отношении Ирана. Сохранение дипломатического противостояния с Соединенными Штатами Америки.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Разработка и содержание "Договора о нераспространении ядерного оружия", периодический контроль его действий в виде конференций. Международное агентство по атомной энергии: структура, страны-участники и основные функции. Понятие и значение безъядерных зон.

    реферат , добавлен 23.06.2009

    Договор о нераспространении ядерного оружия. Функции и задачи органов международного контроля. Выступление Президента России на саммите государств–членов СБ ООН по ядерному разоружению и нераспространению. Современные проблемы ядерного нераспространения.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2013

    История создания и использования ядерного оружия, его первые испытания в 1945 г. и применение против мирных жителей Хиросимы и Нагасаки. Принятие в 1970 Договора о нераспространении ядерного оружия. Политика безопасности России на Корейском полуострове.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Принятие международной конвенции о физической защите ядерного материала. Нормативно-правовая база предупреждения актов ядерного терроризма в зонах риска на примере Ростовской области. Противодействие нарушениям режима нераспространения атомного оружия.

    дипломная работа , добавлен 02.08.2011

    Теоретические аспекты организации внешнеэкономической деятельности предприятия. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО "Аммофос". Экспортный потенциал химического комплекса России в контексте вступления в ВТО.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2007

    Понятие Организации Объединенных Наций, сферы и направления деятельности, государства-члены. Структура данного международного учреждения. Полномочия Секретариата, Генеральной ассамблеи, Международного суда, Экономического и социального совета ООН.

    презентация , добавлен 22.02.2011

    Знакомство с особенностями глобальных проблем человечества. Характеристика основных причин возникновения ядерного оружия. Рассмотрение путей решения проблем войны и мира: поиск политических путей, урегулирования социальных конфликтов, отказ от войны.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее – КЗХО или Конвенция) была открыта к подписанию Генеральным секретарём ООН (депозитарий Конвенции) в Париже 13 января 1993 года и вступила в силу 29 апреля 1997 года (через 180 дней после сдачи на хранение 65-й ратификационной грамоты, статья XXI КЗХО). Россия, имевшая самые крупные запасы химоружия в мире (порядка 40 тыс. тонн), стала полноправным участником Конвенции 5 декабря 1997 года.

КЗХО – международно-правовой документ, направленный на решение двух важных задач. Первая – ликвидация целого класса опасного вида оружия массового поражения под строгим международным контролем (разоружение), вторая – запрещение производства и применения химоружия (предотвращение его распространения). Конвенция является бессрочной.

Для контроля за осуществлением КЗХО государства-участники учредили Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО), её штаб-квартира расположена в г. Гааге, Нидерланды. ОЗХО является международной площадкой для обсуждения всех вопросов, касающихся выполнения Конвенции.

Участниками КЗХО в настоящее время являются 193 государства. В 2015 г. к Конвенции присоединились Мьянма и Ангола, в 2018 г. – Государство Палестина. Вне её правового поля остаются Израиль и Южный Судан (подписали Конвенцию, но пока не ратифицировали), КНДР и Египет.

Руководящие органы ОЗХО

В качестве руководящих органов ОЗХО учреждены: Конференция государств-участников (КГУ), Исполнительный совет (ИС) и Технический секретариат (ТС).

КГУ состоит из всех 193 государств-членов ОЗХО. Конференция собирается на очередные сессии ежегодно. Кроме того, раз в пять лет проводятся конференции по обзору действия КЗХО. Четвёртая Обзорная конференция состоялась 21-30 ноября 2018 г.

ИС подотчётен КГУ и состоит из 41 члена, которые избираются сроком на два года по принципу ротации. Его возглавляет председатель, избираемый на один год. При формировании состава ИС особое внимание уделяется справедливому географическому распределению, значимости химической промышленности стран, а также политическим интересам и интересам в сфере безопасности. Места в ИС распределены между региональными группами: африканская и азиатская – по 9, восточноевропейская – 5, группа латиноамериканских стран и Карибского бассейна – 7, западноевропейские и другие государства – 10. Также имеется одно место, которое каждые два года поочерёдно занимают страны латиноамериканской и азиатской групп. ИС проводит свои регулярные сессии три раза в год.

ТС (подотчётен ИС) возглавляет Генеральный директор, назначаемый КГУ по представлению ИС сроком на четыре года с возможным продлением на один четырехлетний период. С 25 июля 2018 г. Гендиректором ТС является испанец Фернандо Ариас Гонсалес (срок окончания полномочий 24 июля 2022 г.).

Для содействия выполнению предмета и целей Конвенции в состав ТС входят инспекторы, научные, технические и административные сотрудники различной квалификации. ТС осуществляет проверочно-инспекционную деятельность в государствах-участниках для подтверждения выполнения положений КЗХО, оказывает содействие КГУ и ИС в реализации их функций и занимается другими задачами, порученными ему этими руководящими органами ОЗХО.

Сроки ликвидации химоружия

В соответствии с положениями КЗХО все запасы химоружия в мире должны были быть уничтожены через 10 лет после её вступления в силу – 29 апреля 2007 г. По решению государств-участников этот срок был продлен на 15 лет – до 29 апреля 2012 г. (пункты 24-28 Приложения к КЗХО по осуществлению и проверке).

Основываясь на вышеуказанных положениях, на 11-й сессии КГУ (декабрь 2006 г.) для России и США срок ликвидации национальных химарсеналов был перенесён на 2012 г. В соответствии с решениями 46-й (июль 2006 г.) и 48-й (март 2007 г.) сессий ИС были продлены сроки уничтожения химоружия, оставленного Японией на территории Китая по окончании Второй мировой войны , и ликвидации Италией «старого химического оружия» (определение дано в КЗХО, п.5 статьи II).

Япония и Китай представили на 67-й сессии ИС (февраль 2012 г.) план ликвидации оставленного японского химоружия, в соответствии с которым его уничтожение «предпочтительно» завершить не позднее конца 2016 г., за исключением захоронения в районе г.Хаэрбалинь, где процесс уничтожения продлится до 2022 г. По некоторым оценкам, в Китае захоронено от 700 тыс. до 2 млн. единиц «оставленных» боеприпасов.

Во исполнение решения 16-й сессии КГУ в ходе 68-й сессии ИС (май 2012 г.) государства-обладатели представили подробные планы уничтожения химоружия, остающегося у них после 29 апреля 2012 г. Россия объявила конечной датой завершения своей программы химразоружения 31 декабря 2015 г., США – 30 сентября 2023 г., Ливия – 31 декабря 2016 г.

В декабре 2014 г. в ходе 19-й сессии КГУ было принято решение о завершении уничтожения химического оружия в Российской Федерации не позднее 2020 года.

Ход ликвидации химоружия в государствах-обладателях

Российская Федерация досрочно, на три года раньше установленного срока, под эффективным международным контролем завершила уничтожение национальных запасов химического оружия. Последний химический боеприпас по указанию Президента Российской Федерации В.В.Путина был ликвидирован 27 сентября 2017 г. на специализированном объекте «Кизнер» (Удмуртская Республика). В общей сложности Россия уничтожила 39 тысяч 967 тонн отравляющих веществ.

В третьем квартале 2015 г., помимо объектов по уничтожению химоружия «Горный» (Саратовская область) и «Камбарка» (Удмуртская Республика), где уничтожение химоружия было завершено в 2005 и 2009 гг. соответственно, в 2016 г. химзапасы были полностью ликвидированы ещё на четырех российских объектах: «Марадыковский» (Кировская область), «Леонидовка» (Пензенская область), «Щучье» (Курганская область) и «Почеп» (Брянская область).

В США , присоединившихся к Конвенции 29 апреля 1997 г. и имевших в арсенале 31,500 тыс. тонн отравляющих веществ (являлись вторым крупнейшим обладателем запасов химоружия), процесс ликвидации национальных запасов химоружия ещё не завершён. К декабрю 2018 г. было уничтожено порядка 91,19 проц. запасов отравляющих веществ. Работы осуществляются на введённом в эксплуатацию в сентябре 2016 г. объекте в г. Пуэбло (штат Колорадо). Ещё один объект (г. Блю-Грасс, штат Кентукки) планируется ввести в эксплуатацию в 2020 г.. Процесс полной химдемилитаризации США должен завершиться лишь в 2023 г.

Ливия , ставшая членом КЗХО в 2004 г., к февралю 2014 г. уничтожила 31,1 тонн иприта и начала тогда подготовку к ликвидации менее опасных химикатов. В 2016 г. Триполи заявил о невозможности уничтожения запасов химоружия в установленный срок (декабрь 2016 г.). Ввиду того, что ситуация в сфере безопасности в Ливии оставалась непростой, во избежание попадания оставшихся ливийских запасов химоружия в руки террористических группировок было принято решение об их вывозе за пределы страны для последующего уничтожения за рубежом. При этом Россия настояла на том, чтобы данное решение соответствовало положениям КЗХО и осуществлялось по «сирийскому сценарию», то есть с обязательным принятием на этот счёт резолюции СБ ООН (№ 2298 от 22 июля 2016 г.). В 2017 г. под контролем ОЗХО было завершено уничтожение на германском химпредприятии «ГЕКА» (г.Мюнстер) вывезенных в 2016 г. с территории Ливии порядка 500 тонн прекурсоров химоружия.

Ирак , присоединившийся к КЗХО в 2009 г., представил в ОЗХО предварительную информацию о составе и структуре объявленных запасов только в октябре 2011 г. Методом сплошного бетонирования были ликвидированы два бункера по хранению химоружия времен С.Хусейна.

Сирия подписала Конвенцию 14 сентября 2013 г. и официально присоединилась к ней через 30 дней после подписания – 14 октября 2013 г. К 23 июня 2014 г. из Сирии были вывезены все имевшиеся на её территории компоненты химоружия. Они были уничтожены в конце 2015 г.

Во исполнение требований КЗХО и соответствующего решения ИС с конца 2014 г. при содействии Управления по обслуживанию проектов ООН (UNOPS) велись работы по ликвидации 12 сирийских бывших объектов по производству химоружия (7 авиационных ангаров и 5 подземных бункеров). В конце декабря 2017 г. были уничтожены 7 ангаров и все подземные бункеры.

В рамках «сирийского досье» ещё остается ряд вопросов, связанных с уточнением первоначального объявления Дамаска по КЗХО и информацией о применении на территории Сирии химоружия. Для этих целей Гендиректор Техсекретариата ОЗХО учредил две специальные миссии. Первая - Миссия ОЗХО по уточнению первоначального объявления Сирии по Статье III КЗХО – МООС (создана в апреле 2014 г. под давлением западных государств). Её задача – прояснение ситуации с якобы неполным декларированием части военно-химического потенциала Сирии. Несмотря на то, что сирийцы проявляют беспрецедентную открытость в сотрудничестве с МООС, что неоднократно подтверждалось в документах ОЗХО и ООН, претензии к ним по-прежнему сохраняются.

Вторая - Миссия по установлению фактов применения химоружия в Сирии – МУФС (создана в апреле 2014 г.). В круге ведения МУФС определено, что её целью является установление фактов, имеющих отношение к случаям предполагаемого применения химического оружия в Сирии. В настоящее время обе миссии продолжают свою работу.

С ноября 2015 г. начал свою работу Совместный механизм ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения химоружия в Сирии (СМР), созданный на основании резолюции СБ ООН 2235 (2015). В 2016 г. его мандат был продлён ещё на год (резолюция СБ ООН 2319 от 17 ноября 2016 г.). Цель его работы заключалась в определении виновных в соответствующих преступлениях и представлении своих выводов в Совет Безопасности ООН.

Первые два доклада, в основном, носили общий информационный характер. 24 августа 2016 г. СМР выпустил третий доклад, в котором сделал совершенно неубедительные выводы, основанные на недостоверных и, зачастую, сфальсифицированных фактах в отношении причастности сирийских военных к двум инцидентам с применением хлора (н.п. Талменес – 21 апреля 2014 г. и н.п. Сармин – 16 марта 2015 г.) и о виновности ИГИЛ в использовании иприта (н.п. Мареа – 21 августа 2015 г.), что, в отличие от первых двух случаев, не вызывает сомнения.

21 октября 2016 г. вышел четвертый доклад, в котором вина за ещё один «хлорный инцидент» возлагалась на правительственные силы (н.п. Кменас – 16 марта 2015 г.). По ещё пяти инцидентам СМР пришел к выводу, что представленная информация либо является противоречивой, либо её недостаточно, в связи с чем дальнейшее расследование по ним было прекращено.

Исходя из необходимости консолидации усилий по антитеррору в контексте применения в Сирии и Ираке химоружия, Россия согласилась на принятие резолюции СБ ООН 2319 (2016), предусматривавшей продление деятельности СМР ещё на один год. При этом исходили из важности расширения действия мандата Механизма на сопредельные с Сирией страны и придание ему отчетливой антитеррористической направленности.

13 февраля 2017 г. вышел пятый доклад, в котором фактически были подтверждены выводы двух предыдущих.

Шестой доклад СМР был представлен 23 июня 2017 г. Документ носил в основном технический характер, поскольку после продления мандата Механизма и смены его руководства он несколько месяцев фактически бездействовал, формируя новую команду экспертов.

4 апреля 2017 г. после химинцидента с применением зарина в сирийском н.п.Хан-Шейхун США, Великобритания и Франция обвинили вооруженные силы Сирии в «новой» химической атаке и в обход СБ ООН нанесли ракетный удар по авиабазе «Шайрат», на которой якобы складировался примененный в Хан-Шейхуне зарин.

Целью седьмого доклада, вышедшего 26 октября 2017 г., являлось установление виновных в предполагаемом применении химоружия в двух случаях: в н.п.Хан-Шейхун (4 апреля 2017 г.) и в н.п. Марат Ум-Хош (16 сентября 2016 г.). В результате СМР возложил ответственность за применение зарина в н.п. Хан-Шейхун на сирийские власти, иприта в н.п. Ум-Хош – на ИГИЛ. В своей работе СМР опирался, главным образом, на результаты деятельности МУФС, которая во многом на основе предоставленных сирийской вооруженной оппозицией данных пришла к заключению о том, что в Хан-Шейхуне действительно использовался зарин.

За два с лишним года своей деятельности СМР так и не смог создать необходимый экспертный потенциал и технический инструментарий для проведения профессиональных и объективных расследований случаев применения химоружия в Сирии. 17 ноября 2017 г. истёк срок действия мандата СМР, однако нежелание США и их союзников деполитизировать и оптимизировать его деятельность не позволило продлить функционирование этой структуры.

7 апреля 2018 г. с подачи сирийских оппозиционных структур стала поступать информация о том, что правительственные войска якобы нанесли удар с использованием химического оружия по удерживаемым боевиками территориям в г. Дума (Восточная Гута). В социальных сетях получил распространение отснятый аффилированной с тергруппировками НПО «Белые каски» видеоролик, запечатлевший оказание первой помощи местным жителям, будто бы пострадавшим от химатаки.

Место предполагаемого химинцидента в г. Дума оперативно обследовали российские военные эксперты – никаких подтверждений применения отравляющих веществ обнаружено не было. 10 апреля 2018 г. сирийские власти официально обратились к ТС с просьбой направить на место предполагаемого инцидента профильных экспертов для установления всех обстоятельств произошедшего. Сформированная Гендиректором ТС экспертная группа МУФС отправилась в Сирию 12 апреля 2018 г., однако смогла прибыть в Дамаск только 15 апреля 2018 г.

Тем не менее, уже 14 апреля 2018 г. США, Великобритания и Франция, не дожидаясь завершения расследования, нанесли ракетный удар по Научно-исследовательскому центру в г. Барза и другим сирийским объектам военной и гражданской инфраструктуры, где якобы хранилось химическое оружие, примененное в Восточной Гуте.

26 апреля 2018 г. совместно с Дамаском был организован брифинг в ОЗХО и пресс-конференция с участием сирийских граждан, якобы пострадавших от химатаки в г. Дума и показанных в псевдорепортаже «Белых касок». Большинство западных стран отказались присутствовать на брифинге.

6 июля 2018 г. вышел предварительный доклад МУФС по химинциденту в Думе, в котором говорится об отсутствии следов нервно-паралитических веществ во всех отобранных экспертами ОЗХО пробах.

По состоянию на январь 2019 г. окончательный доклад так и не был представлен.

24 ноября 2018 г. боевики обстреляли жилые кварталы в пригороде Алеппо снарядами, начинёнными хлором. По настоянию сирийской и российской сторон 5 января с.г. Техсекретариат ОЗХО направил экспертов МУФС в Сирию для выяснения обстоятельств произошедшего. По результатам работы Миссии будет подготовлен соответствующий доклад.

Антироссийская кампания в ОЗХО

В марте 2018 г. Великобритания обвинила Россию в причастности к инциденту с отравлением 4 марта 2018 г. в г. Солсбери бывшего полковника ГРУ, двойного агента С.Скрипаля и его дочери Ю.Скрипаль нервно-паралитическим веществом, получившим на Западе название «Новичок». При этом никаких доказательств этому представлено не было.

Ни Техсекретариат ОЗХО, ни британская лаборатория в Портон-Дауне не смогли определить страну принадлежности химикатов, использованных в Солсбери, а затем и Эймсбери. Вместе с тем замалчивается факт того, что синтез веществ семейства «Новичок» осуществлялся в целом ряде государств, прежде всего в самой Великобритании, а также США, Чехии, Швеции и других. Только в США выдано более 140 патентов, связанных с боевым применением отравляющих веществ этого типа и защитой от них.

26-27 июня 2018 г. в Гааге состоялась специальная сессия Конференции государств-участников (КГУ) КЗХО, которая была созвана по инициативе Великобритании при поддержке Австралии, Болгарии, Германии, Канады, Новой Зеландии, Польши, Румынии, США, Франции и Японии. Лондону и его союзникам в результате голосования удалось «продавить» свой проект решения, предусматривающий наделение Технического секретариата ОЗХО не свойственными ему полномочиями «по определению виновных» в применении химоружия в Сирии.

На регулярной 23-й сессии КГУ (19-20 ноября 2018 г.) под давлением стран Запада голосованием был принят бюджет ОЗХО на текущий год, в котором предусмотрено выделение средств на финансирование навязываемого ими атрибутивного механизма.

На состоявшейся 14 января с.г. 62-й внеочередной сессии Исполсовета ОЗХО по инициативе западных стран было принято решение с рекомендацией относительно целесообразности включения в контрольные списки КЗХО двух новых «семейств» токсичных химикатов. Рассмотрение российского предложения на этот счёт запланировано на конец февраля 2019 г.

Уже через пару часов там должно пройти голосование по очень острому вопросу. Западные страны пытаются как могут продавить свое - фактически наделить ОЗХО правом назначать виновных за химические атаки в обход Совбеза ООН. Москва и не только выступает против этого и требует создать рабочую группу, чтобы проверить, соответствует ли эта реформа основным положениям Конвенции. Но напряжение, что называется, витает в воздухе.

Американский посол нервничает: размахивает табличкой с названием своей страны, то снимает, то вновь надевает наушники, выкрикивает указания партнерам.

Это конкретно про российские и иранские предложения по бюджету. Наш посол Александр Шульгин говорит, ему показывали даже памятку, которую американцы вручают представителям стран, входящим в ОЗХО.

«Во время визитов в ведомства иностранных государств приходят, проводят беседу агитационную за то, чтобы поддержать западную позицию и кладут листочек, как голосовать, что с Россией не надо работать. Все отвергать и голосовать лишь за западные проекты», - рассказывает постоянный представитель России в ОЗХО Александр Шульгин.

О том, какие методы давления США используют, могут рассказать здесь же в Гааге в международном уголовном суде. Как только разговор зашел о расследовании военных преступлений в Афганистане, суд для Вашингтона стал «нелегитимным», а судьям и прокурорам советник США по вопросам нацбезопасности Джон Болтон пригрозил санкциями. Разговор в зале тем временем идет на повышенных тонах. Кризис в Организации по запрещению химоружия нельзя не заметить, и проявляется он, как будто, даже в мелочах.

Если вы думаете, что это какие-то материалы к текущей сессии ОЗХО, то глубоко ошибаетесь. Детская раскраска, изданная на всех официальных языках организации. Вот, например, задание: разукрасьте президиум. Как раз к вопросу обсуждения бюджета. И на это тоже тратят деньги.

Казалось бы, ну что может быть менее интересным для широкой аудитории, чем принятие бюджета ОЗХО? Однако в июне этого года по инициативе Великобритании было принято решение о наделении ОЗХО новыми функциями: называть виновных в химатаках. По сути, в обход Совбеза ООН. Россия, Китай и их союзники против. Без допфинансирования реформу не провести. И так очередным рубежом противостояния стал бюджет.

«Плавно организация сейчас тонет, занимается несвойственными себе вопросами. Организация должна заниматься конвенцией, исполнением конвенции. Если у кого-то остались арсеналы, то их нужно уничтожить. Как мы знаем, у американских коллег эти арсеналы остались», - заявил глава российской делегации, заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов.

Американские и европейские коллеги, кстати, вынуждены были идти в зал мимо стендов с фотографиями жертв химических атак времен ирако-иранской войны. Тысячи погибших. Выставку организовали иракские курды и иранцы. Речь о 80-х, когда Саддам Хусейн был для Запада еще правильным диктатором. Как показало расследование «Нью-Йорк Таймс», в США и европейских странах тогда даже разрабатывались для Саддама химические боеприпасы. Ответственность? Курды считают, о неудобном деле Запад просто забыл.

«Германия, Нидерланды, Швейцария, Швеция - все они поставляли химикаты Саддаму Хусейну, они не делают ничего», - отмечает представитель Международной кампании по запрещению ядерного оружия Кава Надер Кадер.

Все силы направлены на спорную реформу ОЗХО, которая грозит и вовсе развалить организацию и похоронить общие усилия по уничтожению химического оружия во всем мире.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то