Лига арабских государств (справочная информация). Цель деятельности и организационная структура лаг Сколько стран входит в лигу арабских государств

Лига Арабских Государств ЛАГ международная организация, объединяющая 20 стран и одну организацию. Семь стран учредителей – Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания (позже Иордания) и Йемен подписали соглашение о создании… … Географическая энциклопедия

- (Лига арабских стран), основана в 1945, 21 страна и Организация освобождения Палестины (1993). Руководящий орган Совет Лиги. Штаб квартира в городе Тунис … Современная энциклопедия

- (ЛАГ) Лига арабских стран, основана в 1945 с целью защиты суверенитета ее членов. Члены ЛАГ: Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Ливия, Судан, Алжир, Тунис,… … Большой Энциклопедический словарь

ЛАГ основана в 1945 с целью защиты суверенитета ее членов. Члены ЛАГ: Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Ливия, Судан, Алжир, Тунис, Марокко, Мавритания,… … Политология. Словарь.

Лига арабских государств - (ЛАГ), межправительственная политическая региональная организация независимых арабских государств. Основана в марте 1945 в Каире. В составе Лиги арабских государств 21 государство (в том числе Алжир, Египет, Джибути, Ливия, Мавритания, Марокко,… … Энциклопедический справочник «Африка»

Лига арабских стран (Джамиат ад дууал аль арабия), региональная организация независимых арабских государств; основана 22 марта 1945 на состоявшейся в Каире конференции представителей Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Трансиордании (с 1946… … Большая советская энциклопедия

- (или Арабская лига) образована 22. III 1945 в Каире на конференции арабских государств Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании, Ирака, Саудовской Аравии и Йемена. Во время второй мировой войны Англия, учитывая тягу арабских народов к единству,… … Дипломатический словарь

- (ЛАГ) , международная организация, объединяющая 20 стран и одну организацию. Семь стран учредителей Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания (позже Иордания) и Йемен подписали соглашение о создании Лиги арабских государств на… … Энциклопедия Кольера

- (ЛАГ) межправительственная региональная организация независимых арабских государств, созданная 22 марта 1945 г. ЛАГ функционирует на основе Пакта Лиги (1945 г.) и Договора о совместной обороне и экономическом сотрудничестве (1950 г.) . Целями ЛАГ … Энциклопедический словарь экономики и права

- (ЛАГ), Лига арабских стран, основана в 1945 с целью защиты суверенитета её членов. Члены ЛАГ: Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Йемен, Ливия, Судан, Алжир, Тунис … Энциклопедический словарь

Книги

  • Лига арабских государств и другие объединения исламского мира. Сборник документов , Р. В. Пашков. Настоящий сборник является собранием документов по межгосударственным организациям исламского мира и предназначен в первую очередь всем интересующимся вопросами исламоведения, а также…

Впервые цель Лиги официально закреплено в преамбуле Александрийского протокола и сформулирован следующим образом: "укрепления и консолидация тесных связей между всеми арабскими странами, направление их в направлении объединения арабского мира, улучшение условий в будущем и реализация надежд и пожеланий народов арабских стран" .

Целью создания Лиги было "содействие более тесным отношениям и развития широких связей между арабскими странами; направление всех усилий в направлении обеспечения благополучия и процветания всех арабских стран; выражение их общей воли, реализация их целей и желаний, представление интересов арабских стран на международной арене; координация действий государств-членов для защиты национальной безопасности, обеспечения их независимости и суверенитета ». Так записано в преамбуле Устава ЛАГ.

В Александрийском протоколе и в Уставе Лиги определено также ее задачи и функции:

Контроль за соблюдением договоров, заключенных государствами-членами ЛАГ.

Проведение периодических собраний, которые укрепили отношения между странами-члена ми.

Координация их политических планов с целью обеспечения их сотрудничества.

Защита интересов стран-членов.

Координация отношений государств-членов из региональных и международных вопросов.

Посредничество в диспутах и конфликтах между странами-членами.

Решение спорных вопросов мирным путем.

Содействие обеспечению тесных политических, культурных, экономических и других связей между государствами-членами.

Представительство интересов арабских стран в других международных организациях.

Организационная структура ЛАГ

Для обеспечения эффективного исполнения и реализации определенных задач и функций в ЛАГ были созданы три главные органы, которыми являются Совет Лиги, Постоянные комитеты и Генеральный секретариат. Все они обеспечивают выполнение "Соглашения о коллективной безопасности", которая была ратифицирована в 1950 году. Кроме главных органов, Лига создала специализированные учреждения с целью объединения экономической и социальной политики, чтобы таким образом отделить себя от политического влияния стран-членов. В системе Лиги существуют правительственные совета по вопросам здравоохранения, туризма и др.

Согласно уставу Совет является высшим органом в структуре Лиги. Учредительным договором определяется ее состав, компетенция, процесс принятия решений и процесс голосования. При работе Совета Лиги могут присутствовать представители других органов ЛАГ.

В статье III Устава ЛАГ указано, что "Лига будет Совет, который будет состоять из представителей всех стран-членов". Представителями могут быть министры иностранных дел или их представители. Каждая страна-член может самостоятельно определять уровень своего представительства, никак не может изменить саму природу организации.

Совет заседает два раза в год - в марте и в октябре. ее штаб-квартира в Каире (Египет), но встречи Совета могут проводится и в других определенных накануне местах (ст. II). Чрезвычайные сессии Совета созываются по мере необходимости или по требованию двух стран-членов (ст. XI). На каждой обычной сессии делегаты должны выбирать очередности председателя Совета (ст. XV). В случае агрессии одной страны против другой страны-члена, страна, которой грозит опасность, может требовать немедленного проведения внеочередной встрече Совета. Если агрессия совершена страной-членом ЛАГ, ЕЕ голос при голосовании не будет учтен (ст. VI).

Каждая страна-член имеет только один голос независимо от количества представителей. Решение Совета, принятые единогласно, обязательны для всех стран-членов Лиги, а те, которые были приняты большинством, являются обязательными только для тех стран-членов, которые проголосовали за них. Посреднические или арбитражные решения должны приниматься большинством.

Если любая из стран-членов захочет выйти из Лиги, она должна предупредить Совет о своем решении за год (ст. XVIII).

Если Совет сочтет, что какая-то страна-член не выполняет обязательств, указанных в учредительном договоре, Совет может приостановить ее членство в Лиге путем единогласного голосования, не считая эту страну.

Согласно пункту III устава ЛАГ, Совет Лиги должна реализовывать свои цели и задачи, следить за выполнением заключенных договоренностей и соглашений. Она должна определять пути сотрудничества с другими международными организациями в сфере обеспечения мира и безопасности, а также в экономической и социальной областях.

Таким образом, основными функциями Совета Лиги можно назвать:

Слежение за выполнением договоров, подписанных страна-ми-членами в различных отраслях.

Мирное урегулирование конфликтов путем посредничества и арбитража.

Необходимые меры для предотвращения агрессии со стороны страны-члена.

Принятие страны в организацию и прекращение ее членства.

Определение путей сотрудничества с другими международными организациями для обеспечения мира и безопасности.

Определение внутренней организации Совета, комитетов и Генерального секретариата.

Утверждение на должность Генерального секретаря Лиги.

Определение и утверждение взносов каждой страны-члена в бюджет ЛАГ (ст. XIII).

Одобрение бюджета ЛАГ (ст. XVI).

Объявления окончания сессий.

Совет Лиги должна вмешиваться в конфликт, который может привести к войне между странами-членами или между страной-членом и третьим государством с целью его предотвращения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. История создания

Лига арабских государств (ЛАГ) - одна из старейших региональных организаций общей компетенции с упором на обеспечение коллективной безопасности входящих в нее стран

Необходимость создания ЛАГ была обусловлена целым рядом причин.

Первая из них заключается в том, что народ арабских государств имеет много общего: язык, географический регион, традиции, религию, психологический склад, культурные и духовные ценности.

Во-вторых, стремление народов арабских стран к единству. В настоящий момент арабское общество не существует в виде единого государства. Каждая арабская страна имеет свои характерные особенности. Они касаются исторического своеобразия, специфики возникновения, этнического своеобразия, различия в экономическом развитии, отличия в формах государственного правления и особенностей государственного и общественного устройства, степени влияния европейской цивилизации.

После Второй Мировой войны, в пору образования Лиги арабских государств, арабские страны были разобщены. С этим связана необходимость создания единого экономического и правового пространства, системы коллективной безопасности и т.д. Страны были ослаблены в военном, политическом и экономическом отношении и в одиночку не могли противостоять агрессии. Лига возникла как орган, координирующий совместную деятельность государств в области обороны и экономической интеграции. лига арабский членство вооруженный

В числе основ, которые были закреплены в «Александрийском протоколе следующие :

1) Создание Лиги на основе добровольного сотрудничества между государствами;

2) Укрепление сотрудничества между государствами в сфере экономических, социальных, культурных и прочих отношений;

3) Неприменение силы арабскими государствами для решения конфликтных ситуаций, могущих возникнуть между ними;

4) Формирование Совета Лиги, в задачи которого входит осуществление представительства в нем государств - участников Лиги на равноправной основе;

5) Предоставление Совету Лиги общих полномочий на разрешение конфликтов между государствами - участниками Лиги;

6) Соответствие особых соглашений, которые заключают государства-члены между собой или с прочими государствами, положениям учредительного акта Лиги или его духу;

7) Недопустимость проведения государством - участником Лиги внешней политики, которая противоречила бы политике Лиги, либо одного из государств-участников.

7 мая 1936 года - подписание "Договора о дружбе" между Египтом и Саудовской Аравией, которым впервые установлены дипломатические отношения между двумя странами.

С 25 августа до 7 октября 1944 - комиссия решила назвать объединение "Лигой Арабских Государств".

с 25 августа по 7 октября 1944 года - в г. Александрия (Египет) подписан Александрийский протокол.

22 марта 1945 г. - в Каире подписали соглашение о создании ЛАГ 7 стран: Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания (ныне -- Иордания) и Йемен.

1953 - присоединилась Ливия

1956 - Судан (кроме юга и центра страны)

1958 - Марокко и Тунис

1961 - Кувейт

1962 - Алжир (1962),

1967 - Южный Йемен

1971 - Бахрейн, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты

1973 - Мавритания

1974 - Сомали

1977 - Джибути

1976 - была принята Организация освобождения Палестины (ООП)

2. Членство

Членство в Лиге арабских государств можно условно подразделить на первоначальное и «кооптированное»..

А. Первоначальными членами считаются те государства, которые явились учредителями организации, подписали и ратифицировали Пакт. Данным членством обладает Сирия, Иордания, Ливан, Ирак, Королевство Саудовская Аравия, Египет и Йемен.

Б. «Кооптированное» членство закрепляется за государствами, вошедшими в состав Лиги арабских государств после её учреждения. Первая статья Пакта Лиги гласит: «Любое независимое арабское государство обладает правом войти в состав Лиги. В том случае, ежели оно изъявит такое желание, оно представляет просьбу об этом, которая подается в постоянно действующий Генеральный секретариат и вносится на рассмотрение Совета Лиги на первом заседании, которое созывается после подами прошения».

Г осударство, изъявивше е желание присоединиться к Лиге , должно отвечать следующим требованиям:

1) Оно должно являться государством;

2) Оно должно быть арабским государством

3) Оно должно быть независимым государством;

4) Оно должно представить прошение в Генеральный секретариат;

5) Совет Лиги должен дать согласие на присоединение данного государства к Лиге.

Однако большинство арабских исследователей придерживается иного мнения, считая, что «консенсус является необходимым в том случае, когда принятие решения связано с вопросами о суверенитете государств -участников Лиги, вопросами самообороны», однако для принятия новых членов в Лигу достаточно большинства голосов в Совете ЛАГ.3

В настоящее время в состав Лиги входит 22 государства: Египет , Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Йемен, Саудовская Аравия, Ливия (вступила в, Судан, Тунис, Марокко, Кувейт, Алжир, Катар, Бахрейн, Оман, ОАЭ (1971), Мавритания, Сомали, Джибути, Коморские острова, Палестина.

Целью Лиги является обеспечить более тесные отношения между государствами - членами Лиги; координировать их политические действия, чтобы добиться тесного сотрудничества между ними; обеспечить их независимость и суверенитет и рассматривать вообще все вопросы, затрагивающие арабские страны и их интересы.

Задачи ЛАГ:

· Контроль за соблюдением договоров, заключенных государствами-членами ЛАГ.

· Проведение периодических собраний, которые бы укрепили отношения между странами-членами.

· Координация их политических планов с целью обеспечения их сотрудничества.

· Защита интересов стран-членов.

· Координация отношений государств-членов региональных и между народных вопросов.

· Посредничество в диспутах и конфликтах между странами-членами.

· Решения спорных вопросов мирным путем.

· Содействие обеспечению тесных политических, культурных, экономических и других связей между государствами-членами.

· Представительство интересов арабских стран в других международных организациях.

Правовой характер Лиги в сфере отношений с признающими ее государствами и международными организациями выражается в следующих ее полномочиях:

-Заключение международных соглашений. Это подтверждается и текстом ст.З, дающим Совету Лиги полномочия в определении пугей сотрудничества со вновь образованными международными организациями в целях обеспечения мира и спокойствия. Это в свою очередь говорит о том, что Лига обладает правом заключения международных соглашений, независимым от воли отдельных ее членов.

-Дипломатическое представительство . Лига обладает правом дипломатического представительства в сфере своей компетенции, включающего временные представительства, постоянных наблюдателей Лиги в международных организациях и постоянные представительства Лиги в зарубежных государствах.

-Международные права и обязанности. Лига арабских государств в соответствии с юридическими нормами деятельности международных организаций, как и любая другая международная организация, имеет право требоьаіь возмещения ущерба, причиненного ей или ее сотрудникам, а также несет ответственность за свои действия, наносящие ущерб другим государствам и международным организациям.

-Привилегии и иммунитет. Лига арабских государств как международное юридическое лицо пользуется привилегиями и иммунитетом, которыми обладают международные организации.

Организационная структура ЛАГ:

Ныне функционирующая система Лиги арабских государств в соответствии с Пактом ЛАГ и дополняющих его документов включает в себя следующие подразделения:

· Совет Лиги;

· Постоянные комитеты;

· Объединенный Совет обороны;

· Экономический Совет;

· Генеральный секретариат;

· Специализированные организации (агентства) и институты.

Совет представляет собой верховный орган Лиги, состоит из представителей всех государств-участников, причем каждому государству принадлежит один голос, независимо от того, какую оно занимает территорию, какова численность его населения и каково количество его представителей.

Совет собирается на заседания обычно два раза в год - в марте месяце и в октябре. Он может собираться на внеочередные заседания, если того потребует необходимость, в соответствии с запросом, поступившим от двух государств - участников Лиги.

Установлено, что Совет созывается впервые по приглашению Председателя египетского правительства, а впоследствии его созывает Генеральный секретарь.

Председательствующие в Совете сменяются согласно расположению государств-членов в порядке арабского алфавита.

Совет, в соответствии со ст. 3 Пакта Лиги, обладает полной и всецелой компетенцией, позволяющей ему принимать все меры, решения и рекомендации, необходимые для осуществления задач, стоящих перед Лигой арабских государств в целом.

Совет Лиги на каждой очередной сессии создает непостоянные комитеты:

1. по политическим вопросам;

2. по экономическим вопросам;

3. по социальным и культурным вопросам;

4. по административным и финансовым вопросам;

5. по правовым вопросам.

Совет заседает дважды в год - в марте и в октябре. ее штаб-квартира в Каире (Египет), но встречи Совета могут проводиться и в других определенных накануне местах (ст. II). Чрезвычайные сессии Совета созываются по мере необходимости или по требованием двух стран-членов

Генеральный секретариат Лиги арабских государств представляет собой административный аппарат, включает в себя Генерального секретаря, помощников секретаря и достаточное количество сотрудников. Генеральный секретарь назначается решением Совета Лиги большинством в две трети голосов.

В настоящее время (к началу 1998 г.) в рамках Лиги действуют следующие комитеты:

Политический комитет (компетенция министров иностранных дел);комитет по культуре;комитет по транспорту и связи; экономический комитет; социальный комитет; правовой комитет; медицинский комитет; военный комитет; комитет арабских средств массовой информации; комитет арабских экспортеров нефти; арабский комитет по правам человека; комитет по административным и финансовым вопросам; комитет по сельскому хозяйству; комитет по метеорологии;комитет по женской и материнской политике; комитет коммуникаций; комитет по сотрудничеству.

Современная деятельность:

САММИТЫ ЛАГ

24.Катар Дохамарт 2013 года.

25.Кувейт Кувейтмарт 2014 года.

30 марта в египетском Шарм-эль-Шейхе завершился 26 саммит Лиги Арабских государств (ЛАГ). В результате переговоров страны-члены ЛАГ утвердили резолюцию, призванную обозначить дальнейший внешнеполитический вектор развития арабских стран.

В ходе саммита рассматривали три ключевых вопроса : ситуацию в Йемене, начатую там военную операцию "Буря решимости" и формирование общеарабских вооруженных сил. Также на повестке дня саммита стояли темы, связанные с конфликтами в Ливии и Сирии, палестинский вопрос, проблемы беженцев из охваченных боевыми действиями регионов и перспективы экономического развития стран региона.

3. Йемен -- горячая точка

Основной темой обсуждения на саммите ЛАГ предсказуемо стал Йемен. В ночь на 26 марта, накануне саммита, арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией начала военно-воздушную операцию в Йемене. Мишенью авиаударов стали позиции хуситов, которые с конца августа контролируют северную и центральную части страны, а накануне начала воздушной операции захватили южный порт Аден, где укрывался президент Йемена Абд Раббу Мансур Хади.

В результате переговоров в ходе саммита страны-участницы ЛАГ одобрили продолжение военной операции "Буря решимости" в Йемене. "Она будет продолжаться до отступления хуситов изо всех занятых ими городов и сдачи оружия", -- говорится в итоговом заявлении

4. Создание объединенных арабских вооруженных сил

В связи с йеменской угрозой лидеры арабских стран приняли решение о создании объединенных вооруженных сил быстрого реагирования, чтобы совместно противодействовать угрозам в сфере безопасности.

Как говорится в резолюции саммита ЛАГ, арабские силы обороны должны быть развернуты по просьбе любой из стран ЛАГ, оказавшейся перед угрозой национальной безопасности. Эти силы также могут использоваться для борьбы с террористическими группами (по информации АP).

"Арабское НАТО" будет располагать своим флотом и авиацией и предположительно будет включать около 40 тысяч военнослужащих. Как говорится в итоговом коммюнике сообщества, участие в объединенных силах необязательно и будет зависеть от желания каждого отдельно взятого государства.

5. Палестинский вопрос

В финальном тексте резолюции саммита арабские страны единогласно подтвердили свои намерения поддерживать бюджет Палестины и давить на Израиль с целью заставить его уважать подписанные договора и международные резолюции.

Стоит отметить, что согласно решению ЛАГ от 2010 года, арабское сообщество гарантирует Палестине ежемесячно $100 млн для обеспечения финансовой безопасности. Эту сумму ЛАГ должен выплатить Палестине в случае финансового давления со стороны Израиля (если он решит заморозить налоговые средства).

Следующий саммит состоится в 2016 году в Марокко. Глава правительства Марокко Абделилах Бенкиран подтвердил готовность страны принять это ответственное мероприятие.

В ходе саммита арабские страны договорились о формировании единых региональных вооруженных сил для совместного противодействия угрозам в сфере безопасности. Также, согласно тексту совместного заявления, арабы потребуют от шиитских мятежников хоуситов покинуть захваченную ими столицу Йемена Сану и сложить оружие.

В настоящее время важнейшими задачами Лиги являются:

· решение палестинской проблемы;

· освобождение оккупированных Израилем арабских территорий,

· активное участие в разработке мер по обеспечению безопасности всех государств региона, независимо от их членства ЛАГ;

· урегулирование мирным путем разногласий между членами Лиги и ликвидация последствий вооруженного конфликта между Ираком и Кувейтом путем закрытия старых страниц и открытия новых;

· содействие в устранении обострения кризиса в районе Персидского залива.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ближний Восток как зона геополитических и экономических интересов и плацдарм боевых действий для США. Последствия кризиса вокруг Ирака для мира, международной безопасности и интересов России. Позиция арабских государств в разрешении "иракского кризиса".

    реферат , добавлен 25.02.2011

    Характеристика и особенности политической элиты арабских стран. Формирование харизмы политического руководителя. Внутренние и внешние факторы, которые способствовали установлению режима личной власти и созданию однопартийных систем в арабских странах.

    реферат , добавлен 05.03.2011

    Специфические черты политической надстройки арабских стран. Социальное отличие арабского мира от мира Запада. Ислам как решающая сила арабской политики, основные факторы его формирования. Влияние колонизации и развитие политики в период независимости.

    статья , добавлен 03.04.2011

    Лига Наций как международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919-20 годах, история ее развития, назначение. Структура Лиги наций, ее полномочия, права и обязанности, причины роспуска.

    презентация , добавлен 22.09.2011

    История возникновения терминов "пацифист" и "пацифизм". Сущность пацифизма, создание Международной и постоянной лиги мира. Роль выдающихся представителей этого течения в развитии мировых международных процессов. Этапы развития европейского пацифизма.

    доклад , добавлен 27.08.2009

    Пацифистское движение во время I Мировой войны и в 20-30-е годы ХХ века. Создание Лиги наций - международного механизма безопасности, альтернативы войне и насилию. Движение за отказ от военной службы. Идейные платформы различных пацифистских организаций.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2009

    Обзор эволюционистских теорий происхождения государства. Предпосылки для создания государства. Классификация государств Аристотеля. Формы государств Древнего Востока. Отличительные признаки государства. Современные политические режимы и формы государства.

    реферат , добавлен 16.10.2009

    Глобализации как сложнейший процесс интеграции государств в единое мировое экономическое, политическое и культурное пространство на земле. Рассмотрение особенностей организации Содружества Независимых Государств, общая характеристика основных проблем.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2013

    Основные положения реформационной программы арабских стран: углубление основ демократизации и совещательности, расширение участия граждан в политической деятельности, либерализация торговли и выход на мировые рынки, модернизация социальной среды.

    реферат , добавлен 03.04.2011

    Внешняя политика Египта. Разрыв дипломатических отношений Египта с большинством арабских стран. Политика Садата в отношении исламских фундаменталистов. Исторический визит Садата в Иерусалим. Кэмп-Дэвидское соглашение. Основные версии ликвидации Садата.

Лига арабских государств

(Справочная информация)

10-06-2009

Лига арабских государств (ЛАГ) - региональная межправительственная организация. Создана в Каире 22 марта 1945 г. Страны-учредители - Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Иордания и Йемен.

В настоящее время в состав Лиги входит 21 государство: Египет, Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Йемен, Саудовская Аравия, Ливия (вступила в 1953г.), Судан (1956), Тунис (1958), Марокко (1958), Кувейт (1961), Алжир (1962), Катар (1971), Бахрейн (1971), Оман (1971), ОАЭ (1971), Мавритания (1973), Сомали (1974), Джибути (1977), Коморские острова (1993). Кроме того, с 1976г. членом Лиги является Организация освобождения Палестины.

Постоянным местопребыванием штаб-квартиры ЛАГ является Каир (в 1979-1989 гг., после подписания Египтом мирного договора с Израилем и его исключения из числа государств-членов Лиги, временно базировалась в г. Тунис). Деятельность Лиги строится на основе ее Устава, вступившего в силу 11 мая 1945 г. Согласно Уставу, целью ЛАГ является укрепление связей и всестороннего сотрудничества между государствами-членами, координация их политической деятельности, защита независимости и суверенитета.

Высшим руководящим органом является Совет ЛАГ, созываемый дважды в год (в марте и сентябре) на уровне министров иностранных дел, председатели которого меняются по принципу ротации - согласно арабскому алфавиту - каждые полгода. Однако на практике с 1964 г. наиболее важные решения по актуальным проблемам, стоящим перед арабскими странами, принимаются в ходе совещаний глав государств-участников, которые в последнее время созываются ежегодно в марте. В период между саммитами в ЛАГ председательствует страна, в которой прошел последний саммит (в настоящий момент - Катар). Генеральный секретарь ЛАГ избирается Советом на 5 лет. С мая 2001 г. этот пост занимает бывший Министр иностранных дел Египта Амр Муса, который на XVIII саммите Лиги в Хартуме в 2006 г. был переизбран на второй срок.

В систему ЛАГ входят Арабское объединенное военное командование, Экономический совет. Объединенный совет по обороне. Специальное бюро по бойкоту Израиля, деятельность которых носит эпизодический характер.

Для решения вопросов, затрагивающих интересы арабских стран, в рамках ЛАГ формируются специальные комитеты ("Комитет 10-ти" по Ираку, "Комитет 8-ми" по положению на оккупированных Израилем территориях, "Комитет по Иерусалиму", "Комитет 3-х" по ближневосточному урегулированию и т.д.).

Государства-члены Лиги одновременно являются членами специализированных агентств при ЛАГ, таких как: Арабская организация промышленного развития и добывающих отраслей экономики, Арабская организация сельскохозяйственного развития. Арабская организация по атомной энергии, Арабская организация труда, Арабский почтовый союз, Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ), Организация Лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры (АЛЕСКО) и др.

В настоящий момент предпринимаются шаги по реформированию ЛАГ с тем, чтобы обновленная организация адекватно и оперативно реагировала на процессы, происходящие как на региональном, так и мировом уровнях. Роль «локомотива» в этих процессах на себя взял Египет, который внес на рассмотрение государств-членов «Инициативу о развитии ЛАГ и активизации совместных арабских действий». В ее развитие 29 декабря 2005 г. на специальной встрече мининдел Лиги в Каире было принято решение о внесении изменений в Устав организации. Предполагалось, что все решения Лиги, обязательные для исполнения всеми членами организации, отныне будут приниматься не на основе консенсуса, а квалифицированным (субстантивные вопросы) или простым (процедурные вопросы) большинством.

В развитие запущенного процесса обновления на саммитах ЛАГ в Алжире и Хартуме был принят ряд важных решений, касающихся повышения эффективности работы этой межарабской организации. Саммит утвердил инициативу формирования Межарабской парламентской ассамблеи (срок полномочий - 5 лет) со штаб-квартирой в Дамаске, в состав которой вошли 88 депутатов (по 4 от каждого государства-члена). Первая учредительная сессия Ассамблеи состоялась в Каире 27-28 декабря 2005 г. В свою очередь, «камнем преткновения» является вопрос об установлении т.н. «штрафных» санкций в отношении членов Лиги, уклоняющихся от выполнения решений арабских саммитов. Особенно показательными в этом плане явились состоявшиеся в 2006 г. две внеочередные сессии на уровне мининдел ЛАГ (по ситуации в Ливане и Палестине), которые практически не оказали ощутимого влияния на ситуацию в зонах конфликта. В целом большинство решений, принятых в минувшем году, носили декларативный характер и отражали скорее многообразие, чем единство подходов государств-членов ЛАГ к урегулированию актуальных общеарабских проблем.

Лига решительно выступает против экстремизма и терроризма. Вместе с тем, руководство ЛАГ осуждает проявления арабофобии и исламофобии на Западе, подчеркивает недопустимость отождествления арабской нации и исламской религии с терроризмом. Генсекретарь Лиги А.Муса неоднократно заявлял, что ни одна арабская страна не должна становиться гипотетической мишенью для американских атак, что чревато угрозой дестабилизации положения в регионе.

Деятельность ЛАГ во многом ассоциируется с реализацией общеарабской линии в БВУ. В ее основе лежит арабская мирная инициатива, утвержденная на саммите Лиги в Бейруте в 2002 г. Руководство ЛАГ твердо заявляет о приверженности мадридским принципам и «дорожной карте», хотя и выступает за доработку этого документа с учетом новых реалий.

По Ираку Лига исходит из необходимости прекращения иностранной оккупации этой страны и выступает за формирование суверенного и независимого от внешнего вмешательства государства. Вместе с тем, участие ЛАГ в этом процессе, несмотря на определенную активизацию в последнее время в иракских делах, в целом носит ограниченный характер. Инициатива ЛАГ по организации национального диалога основных иракских сил и партий, выдвинутая А.Мусой в ноябре 2005 г., по сути не была востребована.

В период обострения противостояния между парламентским большинством и оппозицией в Ливане Генсекретарь Лиги А.Муса выступил с посреднической миссией в вопросе формирования правительства национального единства, сумев добиться подписания в мае 2008 г. соглашения о запуске национального диалога между противоборствующими сторонами.

Большое внимание ЛАГ уделяет ситуации в Судане, выступая за сохранение его территориальной целостности и арабской принадлежности. Лига подчеркивает недопустимость введения санкций в отношении Хартума, тем более т.н. гуманитарной интервенции с целью положить конец противостоянию между властями и повстанцами в западных провинциях страны - Дарфуре. Выступая против интернационализации межсуданского конфликта, ЛАГ одновременно поддерживает миротворческие усилия Афросоюза в дарфурском урегулировании. Государства-члены ЛАГ единогласно высказались в поддержку суданского президента О.Башира после того, как Международный уголовный суд выдал ордер на его арест.

В период резкой эскалации насилия в Сомали и введения Эфиопией войск на территорию этого государства ЛАГ неоднократно призывала к прекращению боевых действий и началу переговорного процесса с участием всех вовлеченных в конфликт сторон.

Лигой ведется работа по укреплению правовой базы межарабских отношений. Первым крупным шагом на этом пути стал Договор о совместной обороне 1950 г. К настоящему времени заключено значительное число многосторонних соглашений по различным вопросам, в частности, о формировании Арабского общего рынка. Вместе с тем, большая их часть так и остается на бумаге.

Несмотря на традиционные связи нашей страны с арабскими государствами, отношения России с ЛАГ были оформлены относительно недавно. В январе 1990 г. в Москве было открыто Представительство ЛАГ. С июля 2000 г. по декабрь 2006 г. его возглавлял Сайд Барами (подданный Султаната Оман), с 1 января 2007 г. новым постпредом в Москве назначен ливиец Джумаа Ибрагим Ферджани.

23 сентября 2003 г. в ходе сессии ГА ООН в Нью-Йорке Министр иностранных дел России И.С.Иванов и Генсекретарь Лиги А.Муса подписали Меморандум о взаимопонимании между МИД России и Генеральным секретариатом ЛАГ, ставший основополагающим документом, регламентирующим отношения с этой межарабской организацией. Им предусмотрен тесный политический диалог по актуальным международным и региональным проблемам, регулярные контакты сторон.

С целью интенсификации этого диалога Президент России В.В.Путин во время посещения штаб-квартиры ЛАГ в Каире 26 апреля 2005 г. выдвинул инициативу об аккредитации российского посла в АРЕ полномочным представителем при Лиге. После обмена соответствующими письмами между руководителями МИД России и ЛАГ и в соответствии с указом Президента России В.В.Путина от 18 октября 2005 г. Посол Российской Федерации в Египте М.Л.Богданов был аккредитован в этом качестве. Установившаяся практика регулярного обмена посланиями между Министром С.В.Лавровым и Генсекретарем А.Мусой вывела отношения России с этой межарабской организацией на новый, более высокий уровень, что позволяет более эффективно использовать возможности Лиги для продвижения наших внешнеполитических интересов.

Руководство ЛАГ последовательно занимает взвешенную позицию по чеченской проблеме, рассматривая ее в качестве внутреннего дела нашей страны. Подтверждением тому является направление Лигой в 2003 и 2004 гг. своего официального представителя в Москве в качестве наблюдателя на выборы в Чеченской Республике, итоги которых им были прокомментированы в благожелательном для российской стороны ключе.

Приложение 1

Генеральные секретари Лиги арабских государств:

Годы

пребывания Имя Национальность

на посту

1945-1952 Абдель Рахман Аззам Египет

1952-1972 Абдель Халек Хассуна Египет

1972-1979 Махмуд Риад Египет

1979-1990 Шазли Клиби Тунис

1991-2001 Исмат Абдель Магид Египет

2001-пон.в. Амр Муса Египет

Вехи в истории Лиги:

1942: Великобритания впервые выступила с идеей создания Лиги арабских государств в попытке вовлечь арабские страны в войну против стран Оси.

1944: официальные представители Египта, Ирака, Ливана, Северного Йемена, Саудовской Аравии и Трансиордании на встрече в Александрии пришли к принципиальному соглашению о создании ЛАГ

1945: вышеперечисленные государства подписывают договор о создании Лиги

1945: ЛАГ объявляет бойкот еврейским предпринимателям в Палестине

1948: страны-члены Лиги объявляют войну Израилю

1950: подписан Договор о совместной обороне

1953: учрежден Экономический совет

1964: первый саммит глав государств-членов ЛАГ прошел в Каире, второй саммит осенью того же года приветствовал создание ООП

1976: на саммите Лиги в Каире принято решение о создании Межарабских сил сдерживания в Ливане

1979: членство Египта в ЛАГ приостановлено в результате подписания Кэмп-Дэвидских соглашений, штаб-квартира Лиги перенесена в Тунис

1987: ЛАГ единогласно поддержала Ирак в войне против Ирана

1989: членство Египта восстановлено, штаб-квартира возвращается в Каир

1990, май: на саммите Лиги звучит критика в адрес Запада за препятствование разработке высокотехнологичных вооружений в Ираке

1990, август: на чрезвычайном саммите 12 из 20 государств-членов осудили иракскую агрессию против Кувейта

1994: ЛАГ осудила решение Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива о прекращении экономического и торгового эмбарго против Израиля

1998: Генсекретарь ЛАГ осудил применение силы против Ирака со стороны США, министры внутренних дел и обороны стран-участниц подписали соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом

2002: На саммите в Бейруте выдвинута Арабская мирная инициатива, план по нормализации отношений с Израилем в обмен на возвращение последнего к границам 1967 г.

2002: ливийский лидер М.Каддафи заявил о выходе своей страны из ЛАГ, мотивировав этот шаг неспособностью Лиги отвечать на вызовы в регионе (впоследствии он отменил это решение)

2006: на саммите в Хартуме было принято решение о создании межарабской Парламентской ассамблеи и изменении порядка голосования на саммитах

Приложение 2

Саммиты ЛАГ:

Место проведения

Время проведения

Каир, Египет

Признание необходимости всеобщего разоружения и урегулирования международных проблем мирными средствами

Александрия, Египет

Саммит приветствовал создание ООП и потребовал ликвидации всех иностранных военных баз в арабских странах

Касабланка, Марокко

Принят «Пакт арабской солидарности», имевший антиимпериалистическую направленность

Хартум, Судан

Выработка единой линии по ликвидации последствий Шестидневной войны для арабских стран

Рабат, Марокко

Обсуждались вопросы о деятельности ПДС на оккупированных территориях, повышения эффективности объединенного командования сопредельных с Израилем стран

Каир, Египет

1-й чрезвычайный саммит. Обсуждалась ситуация в Палестине и Иордании.

Алжир, Алжир

Участники потребовали от Израиля освободить оккупированные в ходе войны Судного дня территории и призвали к продолжению освободительной борьбы палестинского народа

Рабат, Марокко

ООП признана единственным представителем палестинского народа

Эр-Рияд, Саудовская Аравия

2-й чрезвычайный саммит. Принято решение о создании Межарабских сил сдерживания для разъединения противоборствующих сторон в Ливане

Каир,Египет

Обсуждалась ситуация в Ливане

Багдад, Ирак

Участники осудили Кэмп-Дэвидские соглашения и призвали Египет не подписывать с Израилем никаких договоров

Тунис, Тунис

Членство Египта в ЛАГ приостановлено в результате подписания Кэмп-Дэвидских соглашений, штаб-квартира Лиги перенесена в Тунис

Амман, Иордания

Саммит одобрил программу совместных действий по развитию экономик стран-участниц ЛАГ

Фес, Марокко

Принята Фесская декларация -план по созданию независимого палестинского государства

Касабланка, Марокко

3-й чрезвычайный саммит. Обсуждались межарабские противоречия и палестинская проблема.

Амман, Иордания

4-й чрезвычайный саммит. Участники призвали к укреплению экономического сотрудничества и нормализации отношений между Сирией и Ираком.

Алжир, Алжир

5-й чрезвычайный саммит. Участники осудили Израиль за несоблюдение резолюций ООН и охарактеризовали политику США как «полную предрассудков».

Касабланка, Марокко

6-й чрезвычайный саммит. Членство Египта восстановлено, принято решение о возвращении штаб-квартиры в Каир.

Багдад, Ирак

7-й чрезвычайный саммит. На саммите звучит критика в адрес Запада за препятствование разработке высокотехнологичных вооружений в Ираке.

Каир, Египет

8-й чрезвычайный саммит. На саммите 12 из 20 государств-членов осудили иракскую агрессию против Кувейта

Каир, Египет

9-й чрезвычайный саммит. Участники осудили акты терроризма и экстремизма и призвали Израиль уйти с оккупированных территорий

Каир, Египет

10-й чрезвычайный саммит. Саммит поддержал начавшуюся Вторую интифаду

Амман, Иордания

Принято решение о выделении финансовой помощи ПНА

Бейрут, Ливан

Выдвинута арабская мирная инициатива, план по нормализации отношений с Израилем в обмен на возвращение последнего к границам 1967 г.

Шарм аш-Шейх, Египет

Участники выразили полное неприятие любой формы возможной агрессии против Ирака

Тунис, Тунис

Участники призвали Израиль вывести войска с палестинских территорий, а также приняли резолюции по Ираку и Сирии. Принято решение о формировании Совбеза ЛАГ.

Алжир, Алжир

Утверждено решение о создании Межарабской парламентской ассамблеи. Реактивация арабской мирной инициативы 2002 г. по принципу «мир в обмен на землю»

Хартум, Судан

Утверждено решение об изменении порядка голосования на саммитах, А.Муса переизбран на второй 5-летний срок

Эр-Рияд, Саудовская Аравия

Участники вновь подтвердили приверженность арабской мирной инициативе и выразили поддержку правительству Ирака

Дамаск, Сирия

Саммит прошел на фоне серьезных разногласий между арабскими странами. Египет и Саудовская Аравия прислали делегации подчеркнуто низкого уровня, Ливан бойкотировал встречу.

Доха, Катар

Участники подвергли критике МУС за решение выдать санкцию на арест президента Судана О.Башира. Резкому осуждению подверглась военная операция Израиля в секторе Газа.

Приложение 3

Представительства ЛАГ:

1. Представительство ЛАГ при ООН, г. Нью-Йорк

2. Представительство ЛАГ при Отделении ООН и других международных организаций, г. Женева

3. Австрия, г. Вена

4. Аргентина, г. Буэнос-Айрес

5. Бельгия, г. Брюссель

6. Бразилия, г. Бразилиа

7. Германия, г. Бонн

8. Греция, г. Афины

9. Индия, г. Дели

10. Испания, г. Мадрид

11. Италия, г. Рим

12. Канада, г. Оттава

13. Кения, г. Найроби

14. Россия, г. Москва

15. Сенегал, г. Дакар

16. США, гг. Вашингтон, Даллас, Чикаго и Сан-Франциско

17. Эфиопия, г. Аддис-Абеба

18.Япония, г. Токио

Организация создана под завершающие залпы Второй мировой войны 22 марта 1945 г. Изначально в нее вошли шесть стран с преимущественно арабским населением: Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия и Трансиордания (позже изменившая свое название на Иордания ). В мае того же года седьмым членом ЛАГ стал Йемен. К концу 70-х годов организация уже включала более 20 государств. В 1974 г. в Лигу было принято первое государство с неарабским населением - Сомали. Позже подобными исключениями из правила стали еще и Джибути (1977 г.), и Коморские Острова (1993 г.). В 1969-1990 гг. в ЛАГ состоял Южный Йемен (Народная Демократическая Республика Йемен), прекративший свое членство в результате объединения с Северным Йеменом (Йеменская Арабская Республика). В 1976 г. в Лигу вошла арабская Палестина, представленная Организацией Освобождения Палестины (ООП).

Лига арабских государств создавалась в духе панарабизма на волне подъема межарабской солидарности, выразившейся в экономической и военной помощи палестинским арабам в борьбе за создание своей государственности. Предусматривалось, что в долговременной перспективе Лига сможет стать конфедерацией арабских стран. Однако противоречия между правящими элитами и разные внешнеполитические ориентации не позволили перейти к более тесной политической и экономической интеграции.

ЛАГ охватывает значительную часть Арабского мира. Среди ее членов как страны Магриба (Арабского Запада от Ливии до Марокко), так и государства Машрика (восточная часть ареала арабских народов). Штаб-квартира организации расположена в Каире. В 1979 г., когда Египет был временно исключен из ЛАГ за сепаратный мир с Израилем, резиденция перемещалась в Тунис (до 1989 г.).

Декларируемые главные цели ЛАГ - укрепление связей и всестороннего сотрудничества между государствами-членами; координация их совместных действий в области политического, экономического, культурного и социального сотрудничества. ЛАГ выступает за объединение действий арабских стран, направленных на прекращение израильской оккупации всех захваченных арабских территорий (Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Голанские высоты) и создание на территории Палестины арабского государства.

Руководящий орган ЛАГ - Совет Лиги, состоящий из глав государств, правительств или специально уполномоченных лиц. Он собирается на сессии два раза в год. Согласно Пакту Лиги, все решения ЛАГ требуют единодушного согласия стран-членов. Лишь в исключительных случаях для принятия решения требуется большинство в две трети голосов. Но тогда решение обязательно для выполнения только теми странами, что голосовали за них.

Ряд членов ЛАГ координируют свои усилия в рамках более узких региональных организаций, например, Союза арабского Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис) или Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия).

Статья подготовлена при поддержке компании «ИТАКА+». Если вас отправили в командировку в город Северодвинск, но при этом не снабдили жильем, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «ИТАКА+». На сайте, расположенном по адресу www.ItakaPlus.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, снять квартиру посуточно в Северодвинске по выгодной цене. Компания «ИТАКА+» имеет большой штат профессиональных сотрудников, способных найти подход к каждому клиенту.

Страна Площадь,
тыс. км 2
Население,
2007,
тыс. чел.
Доля арабов
в населении страны,
%
Алжир 2 381,7 33 333 83
Бахрейн 0,7 709 62
Джибути 23,2 496 3
Египет 1 001,4 80 335 99
Иордания 89,3 6 053 98
Ирак 435,1 27 500 75
Йемен 528,0 22 231 98
Катар 11,4 907 40
Коморы 1,9 711 1
Кувейт 17,8 2 506 80
Ливан 10,4 3 926 90
Ливия 1 759,5 6 037 80
Мавритания 1 030,7 3 270 80
Марокко 446,6 33 757 74
ОАЭ 83,6 4 444 40
Оман 309,5 3 205 75
Палестинская автономия 6,3 4 018 83
Саудовская Аравия 2 150,0 27 601 90
Сирия 185,2 19 315 86
Сомали 637,7 9 119 1
Судан 2 505,8 39 379 39
Тунис 164,2 10 276 97
ЛАГ 13 780,0 339 128

Перспективы. В настоящее время в состав ЛАГ входят все страны мира с преимущественно арабским населением. Резервы для расширения организации можно увидеть лишь во вхождении как самостоятельного члена Западной Сахары (ныне оккупирована Марокко) или расширении круга наблюдателей (ныне это Эритрея /с 2003 г./, Индия /с 2006 г./, Венесуэла /с 2007 г./).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то