Какая скорость ракеты системы иджис. Американская программа ПРО Aegis: состояние и перспективы. Иллюзия «совместной про»

Если такую инфу пропустили в СМИ, значит для Эрефии дела куда хуже Новейшая наземная ПРО США перехватила аналог тактической ядерной ракеты, запускаемой с «Искандеров».

США впервые успешно испытали наземный вариант противоракетной обороны системы «Иджис» — Aegis Ashore, аналог которой ранее столь же результативно был испытан на море. Как и морская версия данной ПРО, система наземного базирования эффективно перехватила баллистическую учебную цель, имитировавшую запуск ракеты с ядерной боеголовкой, имеющейся на вооружении у России.

Об этом сообщает сайт Lockheed Martin — разработчика противоракеты Standard SM-3 Block IB, поразившей мишень — имитатор ракеты средней дальности, запущенный с самолета C-17 (аналог тактической ядерной ракеты, которую способна запускать российская система «Искандер»). Ее зафиксировал радар AN/TPY-2 и передал координаты системе Aegis Ashore, которая перехватила мишень уже с использованием собственного локатора AN/SPY-1.

«Прошедшие испытания доказали, что возможности Aegis по перехвату баллистических целей, которые ранее были продемонстрированы на море в течении последних лет, скоро станут доступны для наземных систем ПРО, которые сооружаются в Румынии в рамках 2-го этапа Европейской поэтапной адаптивной программы (European Phased Adaptive Approach, EPAA)», — заявил вице-адмирал Джеймс Сиринг, глава Агентства по противоракетной обороне (MDA) Минобороны США. Система Aegis Ashore, построенная в Румынии в мае 2015 года и ныне проходящая испытания, заступит на боевое дежурство уже через несколько недель — в конце декабря. Аналогичный объект будет возведен к 2018 году на севере Польши — в районе Редзиково на побережье Балтийского моря.

Aegis Ashore — наземная версия корабельной ПРО Aegis, с которой демонтировано специальное оборудование, используемое на море. Весящая 900 тонн четырехэтажная конструкция — аналог соответствующего оборудования на крейсере типа «Тикондерога», которая при этом дополнена вертикальной пусковой установкой для ракет с модульной радиоэлектронной начинкой, пишет А. Кушнарь, Newsader. Ниже представлено видео, которое схематично изображает устройство системы Aegis Ashore:

В октябре успехом завершилось первое в истории испытание морского компонента ПРО в Европе, в ходе которого американский эсминец «Росс» с помощью ракеты Standard SM-3 Block IA перехватил за пределами атмосферы учебную цель — исследовательскую ракету Terrier Orion, запущенную с британского полигона. Американская зенитная управляемая ракета Standard Missile 3 (SM-3) является одним из самых эффективных в мире средств поражения высокоскоростных баллистических снарядов и является центральным элементом новой ПВО-стратегии США в Европе и иных регионах мира. Эффективность данной ракеты подтверждается испытаниями, которые начались еще в 2003 году, когда с эсминца USS Lake Erie была сбита цель на высоте 137 км при общей скорости сближения 3,7 км/с, при этом вся операция от обнаружения до перехвата заняла 4 минуты. Особенно же ярко качество данного оружия проявилось в ходе учений 2008 года, когда запущенная с крейсера «Lake Erie» SM-3 через 3 минуты после старта ликвидировала аварийный разведывательный спутник USA-193, несущийся на высоте 247 километров со скоростью 7 580 м/с. Еще один успешный перехват баллистической цели с помощью SM-3 был произведен в феврале 2013 года. В качестве мишени был выбран имитатор баллистической ракеты средней дальности. Примечательно, что функцию радара в тех учениях выполнил спутник SSST-D, передавший данные на крейсер «Lake Erie», который с помощью «Иджис» вычислил траекторию цели и произвел успешный ее перехват. Отметим, что указанные испытания и общее укрепление европейской ПРО проходят на фоне ядерных угроз со стороны России. Ранее президент РФ Путин заявлял, что был готов применить ядерное оружие в ходе аннексии Крыма. Беспокойство у Вашингтона вызвало и угроза Москвы разместить в Калининградской области системы «Искандер», которые, согласно официальным данным, способны запускать тактические ядерные ракеты на расстояние до 500 км. В связи с этим в июне заместитель министра обороны США Роберт Уорк и председатель Объединенного комитета штабов адмирал Джеймс Уиннефелд заявили, что Пентагон готовит ответ на нарушение Россией Договора о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД) и предложит его президенту США Бараку Обаме после консультаций с союзниками. Они подчеркнули, что Вашингтон стремится вернуть Москву к выполнению данного договора. В этом году Кремль угрожал разместить «Искандеры» в Калининграде в случае, если американцы продолжат размещать тяжелое вооружение в Европе в ответ на российскую агрессию в Украине. Аналогичные угрозы звучали со стороны Москвы также в 2008 году и в 2011-м годах в ответ на намерения американцев разместить в Европе систему противоракетной обороны. В 2013 году немецкие СМИ сообщили, что Россия все же отправила «Искандеры» к Калининграду.

В 1983 году на океанские просторы вышел новый американский боевой корабль. На корме развивался на ветру огромный транспарант «Stand by admiral Gorshkov: «Aegis» - at sea!» (Берегись адмирал Горшков! «Иджис» в море! ). Вот так, с приторным звездо-полосатым пафосом, начал свою службу ракетный крейсер USS Ticonderoga (CG-47).

«Тайкондерога» стала первым в мире кораблем, оснащенным боевой информационно-управляющей системой «Иджис» («Эгида») . БИУС «Иджис» обеспечивает одновременное слежение за сотнями надводных, наземных, подводных и воздушных целей, их селекцию и автоматическое наведение оружия корабля на самые опасные объекты. Официальные источники всегда подчеркивали, что выводит противовоздушную оборону соединений кораблей ВМС США на новый уровень: отныне ни одна противокорабельная ракета, даже при массовом пуске, не сможет прорваться сквозь супертехнологичный «щит» крейсера «Тайкондерога».

В настоящее время БИУС «Иджис» установлена на 107 кораблях ВМС пяти стран мира . За 30 лет своего существования, система боевого управления обросла таким множеством страшных историй и легенд, что ей позавидует даже Древнегреческая мифология. Как и подобает настоящему герою, «Иджис» повторила «12 подвигов Геракла».

Подвиг первый. «Иджис» побеждает аэробус

Огненная стрела прочертила небосвод, и рейс 655 авиакомпании Air Iran исчез с экранов радаров. Ракетный крейсер «Vincennes» ВМС США успешно отразил воздушную атаку… Джордж Буш-старший, занимавший в то время должность вице-президента, благородно заявил: «Я никогда не буду извиняться за Америку. Неважно, какие были факты » («I will never apologize for the United States of America, I don’t care what the facts are»).

Танкерная война, Ормузский залив. Ранним утром, 3 июля 1988 года, ракетный крейсер USS «Vincennes» (CG-49), защищая датский танкер «Карома Маерск», вступил в бой с восемью катерами Военно-морских сил Ирана. В погоне за катерами, американские моряки нарушили границу иранских территориальных вод, и, по трагической случайности, в этот момент на радаре крейсера появилась неопознанная воздушная цель.

«Эйрбас» А-300 авиакомпании Air Iran совершал в то утро регулярный рейс по маршруту Бендер-Аббас – Дубай. Простейший маршрут: набор высоты 4000 метров — полет прямо — посадка, время в пути – 28 минут. В дальнейшем, расшифровка найденных «черных ящиков» показала, что пилоты слышали предупреждения с американского крейсера, но вовсе не считали себя «неопознанным самолетом». Рейс 655 шел навстречу своей гибели, на борту в этот момент находились 290 человек.

Идущий на малой высоте пассажирский лайнер был опознан, как иранский истребитель F-14. Год назад при подобных обстоятельствах «Мираж» ВВС Ирака расстрелял американский фрегат «Старк», тогда погибло 37 моряков. Командир крейсера «Vincennes» знал, что они нарушили границу тервод другого государства, поэтому атака иранского самолета представлялась самым логичным последствием. Нужно было срочно принять решение. В 10:54 по местному времени на направляющие балки пусковой установки Mk26 были поданы две зенитные ракеты «Стандард-2»….

Уже после трагедии, ведущий эксперт Пентагона Дэвид Парнас посетовал прессе, что «наши самые лучшие ЭВМ не могут отличить с близкого расстояния аэробус от истребителя ». «Нам говорили, что система «Иджис» самая великолепная в мире и такого просто не может произойти !» - возмущенно заявила член палаты представителей Патриция Шроудер.

Финал этой грязной истории был необычным. В журнале «New Republic» (Вашингтон) появилась статья следующего содержания: «Мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию в 1983 году на сбитый над Охотским морем южнокорейский Боинг-747. Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Наши жертвы находились в воздухе над зоной боевых действий. Их жертвы находились в воздухе над советской территорией. (Что если бы таинственный самолет появился в небе Калифорнии?) Сейчас становится все более очевидным: наша реакция на сбитый южнокорейский самолет - часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться ».

Подвиг второй. «Иджис» спит на боевом посту .

Переправа, переправа. Пушки бьют в кромешной тьме. Это линейный корабль «Миссури» зимней ночью 24 февраля 1991 года громит передовые части армии Ирака, посылая снаряд за снарядом из своих чудовищных 406 мм орудий. Иракцы не остаются в долгу – с берега в линкор летят две противокорабельные ракеты «Хайин-2» (китайская копия советской ПКР П-15 «Термит» с увеличенной дальностью полета)

«Иджис», настало твое время! «Иджис», HELP! Но «Иджис» бездействовал, тупо мигая своими лампочками и дисплеями. Ни один из ракетных крейсеров, входящих в соединение кораблей ВМС США, не отреагировал на угрозу. Положение спас корабль Её Величества «Глостер» — с предельно малого расстояния британский эсминец срубил один «Хайин» с помощью ЗРК «Sea Dart» — обломки иракской ракеты рухнули в воду в 600 метрах от борта «Миссури» (первый случай успешного перехвата в боевых условиях противокорабельной ракеты с помощью ЗРК).

Понимая, что надеяться на свой непутевый эскорт более не имеет смысла, экипаж линкора начал отстреливать дипольные отражатели – с их помощью вторая ракета была уведена в сторону (по другой версии – ПКР «Хайин-2» сама упала в воду).

Конечно, две противокорабельные ракеты не представляли серьезной угрозы для толстокожего линкора – броневые плиты толщиной 30 сантиметров надежно прикрывали экипаж и оборудование. Но сам факт того, что работу «Иджиса» выполнил старый эсминец с помощью зенитно-ракетного комплекса, разработанного в середине 60-х годов, наводит на мысль, что суперсовременный «Иджис» банально провалил задание.

Американские моряки никак не комментируют это обстоятельство, хотя ряд экспертов высказывает мнение, что Иджис-крейсера действовали в другом квадрате, поэтому не смогли обнаружить цели — иракские ПКР летели ниже их радиогоризонта. А «Глостер» находился непосредственно в эскорте линкора «Миссури», поэтому своевременно пришел на помощь.

«Глостер» — британский эсминец типа 42, его систершипы «Шеффилд» и «Ковентри» бесславно погибли в Фолклендской войне. Полное водоизмещение кораблей проекта – 4500 тонн, т.е. де-факто это маленькие фрегаты.

Здесь можно было бы закончить историю о приключениях ВМС США в Персидском заливе, но, в момент ракетной атаки, в боевой группе линкора «Миссури» случилось другое забавное ЧП – зенитный комплекс самообороны «Фаланкс», установленный на американском фрегате «Джэррет» принял один из диполей за ПКР и автоматически открыл огонь на поражение. Попросту говоря, фрегат устроил «friendly fire», обстреляв линкор «Миссури» из шестиствольной пушки. А «Иджис», конечно, здесь ни при чем, шоколад ни в чем не виноват.

Подвиг третий. «Иджис» летает в космос .

Летает, разумеется, не сама БИУС, а зенитная ракета RIM-161 «Standard-3» под внимательным контролем «Иджиса». Кратко: идея СОИ (Стратегической оборонной инициативы) никуда не исчезла – Америка по-прежнему мечтает о «противоракетном щите».

В начале 2000-х годов была разработана четырехступенчатая зенитная для поражения боевых блоков баллистических ракет и космических спутников на низкой околоземной орбите. Именно они стали яблоком раздора в вопросе о размещении американской ПРО в Восточной Европе (гораздо большую опасность представляют «Стандард-3» морского базирования – мобильные и неуловимые Иджис-системы, но обсуждение этой проблемы не представляет интереса для политиков).

21 февраля 2008 года над Тихим океаном состоялась ракетно-спутниковая феерия – ракета «Стандард-3», запущенная с Иджис-крейсера «Lake Erie» настигла свою цель на высоте 247 км. Американский разведывательный спутник USA-193 двигался в этот момент со скоростью 27 тысяч км/час.

Ломать - не строить. Увы, в нашем случае поговорка не верна. Вывести из строя космический аппарат нисколько не легче, чем построить его и запустить на орбиту. Сбить спутник ракетой – всё равно, что попасть пулей в пулю. И это удалось!

Но есть один нюанс. «Иджис» совершила свой подвиг, стреляя по цели с заранее известной траекторией – у американцев было достаточно времени (часы, дни?), чтобы определить параметры орбиты неисправного спутника, выдвинуть корабль в нужную точку Мирового океана, и в нужный момент нажать на кнопку «Пуск». Поэтому перехват космического спутника имеет мало отношения к противоракетной обороне.

Но, как гласит китайская пословица: самый длинный и сложный путь начинается с первого шага. И шаг этот уже сделан – американским специалистам удалось создать чрезвычайно мобильную, дешевую и эффективную ракетную систему, чьи энергетические показатели позволяют обстреливать цели на низкой околоземной орбите. Уже в настоящий момент, ВМС США способны «перещелкать» всю орбитальную группировку «вероятного противника», а количество российских спутников на орбите сравнительно невелико по сравнению с запасами ракет-перехватчиков «Стандард-3».

Подвиг четвёртый. «Иджис» вылезает на берег.

И лезет прямо в сердце Европы – в сказочную Чехию, страну величественных замков и отменного пенного напитка. Нет, «Иджис» приползла отнюдь не за пивом: Польша, Чехия и Венгрия выразили готовность разместить на своей территории элементы американской системы ПРО. К 2015 году ожидается появление еще одного действующего объекта в Румынии.

Как мы уже упоминали, страсти по ПРО не стоят свеч. Если ракеты-перехватчики ориентированы против России, то получается, что они бесполезны. Траектория полета российских МБР лежит через Северный полюс – в этом случае перехватчикам «Стандард-3» из Чехии придется стрелять вдогон, что не дает им ни единого шанса на успех.

«Иджис» и «Стандард-3» нужно размещать на Шпицбергене или в Гренландии – вот тогда они превращаются в действительно работоспособный «щит». И почему никто не обращает внимания, что 22 корабля ВМС США оснащены уже действующими противоракетами? Это тревожный знак, США получают контроль над околоземным пространством.

Пожалуй, мы опустим рассказ об остальных подвигах «Иджиса» — они вполне заурядны, и не стоит утомлять читателя монотонным перечислением фактов и вполне предсказуемыми выводами. «Иджис» создавалась как оборонительная система ПВО, и действительно — комплекс вооружения крейсеров типа «Тайкондерога» первой серии состоял лишь из зенитных ракет и противолодочных ракето-торпед. Две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Гарпун» использовались в декоративных целях – согласно американской доктрине морского боя, приоритет в борьбе с надводными целями имела палубная авиация.

Но все изменилось с появлением вертикальной пусковой установки Mарк-41 – с ее помощью, Иджис-корабли превратились в действительно грозные боевые единицы. УВП Mарк-41 и новые боеприпасы без каких-либо затруднений были интегрированы в систему «Иджис», действительно, не требуется много усилий, чтобы «закачать» в память крылатой ракеты «Томагавк» координаты места старта и места назначения, а также карту подстилающего рельефа на маршруте полета.

Такие действия не требуют сложных расчетов и выработки мгновенных решений, неудивительно, что Иджис-корабли неоднократно привлекались к ударам по наземным целям, и успешно выполняли такие боевые задания – полсотни «Томагавков» в ударном варианте — тут как-раз достаточно для совершения десятка «подвигов» во славу демократических ценностей.

Шутки шутками, но только очень наивный человек может утверждать, что «Иджис» безвреден и, как боевая система, никуда не годится . Любую систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку – после первых «подвигов» «Иджиса» компания Lokheed-Martin провела большую работу над ошибками – был изменен интерфейс системы, постоянно модернизируются радар AN/SPY-1 и ЭВМ командного центра, корабли получили новый ассортимент вооружения: крылатый убийца «Томагавк», противолодочный боеприпас ASROC-VL, перехватчик противокорабельных ракет в ближней зоне RIM-162 «Evolved Sea Sparrow Missle», зенитная ракета с активным самонаведением «Стандард-6» и, конечно, противоспутниковая «Стандард-3». А главное – подготовка экипажа, без человека любая техника лишь груда металлолома.

Lokheed Martin приводит следующие цифры, оценивающие итоги тридцатилетней эксплуатации системы «Иджис»: к настоящему времени 107 Иджис-кораблей суммарно провели 1250 лет в боевых походах по всему миру, в ходе тестовых и боевых запусков с кораблей было выпущено более 3800 ракет различных типов . Наивно полагать, что американцы ничему не научились за это время.

И все-таки, факты говорят о том, что ВМС США не собираются целиком полагаться на сложную и ненадежную «Иджис». Основные усилия в борьбе с низколетящими противокорабельными ракетами ориентированы не на их непосредственный перехват, а на противодействие носителям ПКР – кораблям, самолетам и подводным лодкам, чтобы не допустить их выход на дистанцию атаки. А «Эгида» — всего лишь последний рубеж.

Командование ВМС , наращивая в агрессивных целях боевую мощь своего флота, уделяет большое внимание созданию различного корабельного ракетного оружия. В настоящее время, например, разрабатывается система ЗУРО , предназначенная для борьбы с самолетами, летящими на больших и малых высотах, крылатыми ракетами класса «воздух - корабль» и ракетами класса «корабль - корабль».

В зарубежной печати отмечается, что новая система по своим тактико-техническим характеристикам превзойдет системы ЗУРО и . В частности, она сможет надежнее работать в условиях интенсивных искусственных и естественных помех (отражения сигнала от дождевых капель, морской поверхности, береговой черты), а также при бортовой качке корабля до 30° и килевой до 10°.

Система «Иджис» включает зенитные ракеты 2, пусковую установку Мк26, РЛС AN/SPY-1, РЛС подсветки цели, командно-контрольную систему Мк130, систему управления огнем Мк12, контрольное устройство Мк545 и ЭВМ.

Ракета «Стандарт» 2 (RIM-66C-1) имеет примерно такие же характеристики, что и ракеты «Стандарт» 1 (RIM-66A), на базе которой она разработана. Ее длина 4,57 м., диаметр корпуса 0,3 м., стартовый вес 590 кг, боевая часть стержневая, скорость полета М=«2. Ее носовой обтекатель выполнен из радиопрозрачного материала.

В ЗУРО «Иджис» применена комбинированная радиолокационная система наведения при моноимпульсном сопровождении целей. На среднем участке траектории ракета наводится по командам, вырабатываемым по данным РЛС. На конечном участке используется полуактивное или активное радиолокационное самонаведение. В случае полуактивного самонаведения цель подсвечивается.

Ракета подрывается по командам с корабля или с помощью контактного взрывателя. При необходимости она может быть уничтожена по команде. В ракетной системе «Иджис» предусмотрена возможность перенацеливания ракеты как на пусковой установке, так и в процессе полета (по командам с корабля).

Ракета «Стандарт» 2, как отмечается в зарубежном печати, может быть принята на вооружение всех эскадренных миноносцев УРО при незначительной модификации существующих пусковых установок.

Пусковая установка Мк26, разработанная фирмой «Дженерал дайнэмикс», является универсальной: ее можно использовать для стрельбы ЗУР, УР класса «корабль - корабль» и противолодочными ракетами . Она полностью автоматизирована, управляется ЭВМ, обеспечивающей высокий темп стрельбы. Ракеты на пусковую установку подаются из погреба специальным механизмом.

Радиолокациониая станция AN/SPY-1, разработанная фирмой RCA, многофункциональная: она производит обнаружение, поиск, захват и автоматическое сопровождение целей, а также одновременное наведение нескольких ракет на выбранные цели. Станция работает в диапазоне «S». Дальность обнаружения целей, летящих на больших высотах, достигает 500 км, а на малых ограничена радиогоризонтом. В состав РЛС входят антенна, передатчик, индикаторные устройства.

Антенна представляет собой решетку, состоящую из около 4500 фазовращателей (рис. 1). В ней используются 32 выходные лампы типа SFD, каждая из которых через высокочастотный разветвитель соединена с группой фазовращателей. Четыре лампы с источниками питания объединяются в автономный блок выходных усилителей (всего восемь блоков). Эти блоки (по четыре) размещаются в двух стойках, выдвижная конструкция которых обеспечивает легкий доступ к неисправным элементам блока для ремонта или замены его резервным.

Формирование луча антенны и сканирование его в пространстве достигается изменением фаз высокочастотных сигналов с помощью аналоговой ЭВМ по заранее заданной программе. Одна антенная решетка обеспечивает обзор в телесном угле 90°. Антенная решетка (3,81X3,81 м, вес 7,6 т.) имеет защитное покрытие. В будущем перед установкой системы на боевые корабли специалисты фирмы RCA предполагают значительно уменьшить вес антенны. На палубе корабля в зависимости от его класса могут быть размещены 2 - 4 антенные решетки.

Передатчик РЛС AN/SPY-1 фирмой «Рейтеон» построен по трехступенчатой схеме.

Первая ступень выполнена на двух лампах бегущей волны (ЛБВ) малой мощности. Одна из них резервная и работает на искусственную нагрузку. При выходе из строя основной ЛБВ резервная автоматически включается в рабочую цепь устройства. Такой принцип построения схемы существенно повышает надежность передатчика.

Вторая ступень передатчика выполнена также на ЛБВ, но имеет значительно большую мощность. Она служит для «раскачки» мощных выходных ламп третьей ступени передающего устройства. Элементы второй ступени размещены в четырех стойках. Одна из них резервная и автоматически включается в работу при выходе из строя рабочей стойки.

Третья ступень - усилитель мощности, выполненный на лампах типа SFD238 фирмы «Вариан». Эти лампы представляют собой усилитель со скрещенными полями (диапазон 3.1-3.5 ГГц, мощность в импульсе 125 кВт, средняя мощность 1,25 кВт, длительность импульса 3 мкс, коэффициент усиления 13 дБ). В настоящее время фирма разработала лампы SFD261, имеющие улучшенные характеристики.

В устройстве обработки информации РЛС предполагается использовать полупроводниковое модульное оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), разработанное фирмой SEMI. Оно имеет большой объем памяти, высокое быстродействие и позволяет осуществлять произвольную выборку данных. Каждый модуль состоит из двух монолитных интегральных схем, его ёмкость 256 бит. В будущем специалисты фирмы предполагают увеличить ёмкость до 512 бит. Общая же ёмкость разработанного ОЗУ около 3 - 14 тыс. бит. В случае необходимости она может быть увеличена параллельным включением нескольких запоминающих устройств.

Индикаторные устройства, используемые в РЛС AN/SPY-1, созданы фирмой «Хьюз». Они размещаются в боевом информационном посту. Цели, подлежащие сопровождению, стробируются на индикаторе тактической обстановки с помощью специальных меток в виде небольших светящихся окружностей. Координаты цели, находящейся в стробе, высвечиваются в буквенно-цифровой форме на табло, расположенном слева от индикатора. С помощью индикаторного устройства определяется тип сопровождаемой цели, дальность и высота полета.

На индикаторе тактической обстановки, кроме круглых стробов, высвечивается специальная метка, получившая название «окно угрозы». При вхождении цели в «окно угрозы», что бывает наиболее часто при атаках самолетов с малых высот, пуск ракеты производится автоматически, без вмешательства оператора. В состав РЛС входит также индикатор, позволяющий определять скорость цели и точку, в которой цель окажется через заданный промежуток времени. Индикаторные устройства РЛС AN/SPY-1, как сообщает зарубежная печать, обладают высокой разрешающей способностью (до 30 м.), что позволяет наблюдать результаты стрельбы и падение воздушной цели после ее поражения.

В состав РЛС входит около 1 млн. элементов 2,5 тыс. различных типов (причем 98 проц. элементов - стандартные). Половина этих элементов приходится на антенную решетку.

Высокая надежность станции обеспечивается автономностью работы отдельных элементов (фазовращателей) антенной решетки, дублированием наиболее важных элементов и блоков станции, возможностью быстрой замены неисправных блоков и узлов резервными. Например, выход из строя одного фазовращателя приводит лишь к сокращению дальности действия РЛС на 0,02 проц. Даже при отказе 10 проц. элементов станция сохраняет работоспособность. Время, необходимое для замены небольшого функционального узла или блока, составляет не более 10 мин. (в 95 проц. случаев), а крупных узлов - не превышает 1 ч.

По сообщениям американской печати, в 1973 году на полигоне фирмы RCA проведены испытания опытного образца РЛС AN/SPY-1. Станция была установлена на Восточном побережье США (район интенсивного воздушного движения гражданской авиации). В течение года она надежно обнаруживала и сопровождала большое количество самолетов. Дальность обнаружения, как правило, составляла около 500 км. В 1974 году начаты испытания РЛС в морских условиях на опытовом корабле «Норт Саунд». Командование ВМС намерено закупить и всесторонне испытать восемь образцов радиолокационных станций, чтобы определить объем их серийного производства.

РЛС подсветки цели, разработанная фирмой «Рейтеон», предназначена для облучения целей при использовании полуактивной системы самонаведения. Станция работает в диапазоне «X» в режиме непрерывного излучения. Её передатчик выполнен на ЛБВ. Антенна с приводами размещена на верхней части станины фазированной антенной решетки. Управление работой станции подсветки целей осуществляется автоматически по данным РЛС AN/SPY-1.

Командно-контрольная система Мк130 предназначена для управления корабельным оружием. Данные о воздушной обстановке с РЛС AN/SPY-1 поступают в систему Мк130, которая оценивает обстановку в районе боевых действий корабля, определяет угрожаемые цели, выбирает наиболее эффективное в сложившейся ситуации оружие, вырабатывает данные, необходимые для стрельбы, и определяет пусковую установку, Все операции выполняются автоматически.
Прибор управления стрельбой Мк12 включает счетно-решающее устройство и пульты управления. Исходные данные для ведения огня автоматически вводятся в счетно-решающее устройство прибора Мк12, которое вырабатывает данные для пуска ракет и передает их на пусковую установку Мк26. Пуск ракеты осуществляется по команде оператора при входе цели в зону пуска или автоматически, если цель оказывается в «окне угрозы».

Контрольное устройство Мк545 предназначено для автоматической проверки состояния и работоспособности элементов системы.

К системе автоматического контроля предъявляются следующие требования: малое время, затрачиваемое на проверку работоспособности аппаратуры по сравнению с ручными методами контроля; высокая достоверность оценки работоспособности аппаратуры; наличие заранее заданной программы для поиска неисправностей; способность автоматически отключать неисправный и подключать резервный (дублирующий) элемент в рабочую цепь проверяемого устройства. Система должна также регистрировать рабочие параметры отдельных элементов при отклонении их от нормы в процессе эксплуатации, накапливать статистические данные о состоянии аппаратуры для прогнозирования наиболее вероятных неисправностей, иметь высокую степень на нежности и обеспечивать надежность контролируемого оборудования при достаточно большом количестве встроенных элементов автоконтроля.

В зарубежной печати отмечается, что в РЛС AN/SPY-1 имеется 10000 контрольных точек, в которых система Мк545 проверяет ее работоспособность. При этом на проверку затрачивается на 90 проц. меньше времени, чем при ручном методе. Указывается также, что в системе контроля имеется имитатор сканирования луча.

По сообщениям американской печати, первоначально системой «Иджис» планировалось вооружить только строящиеся многоцелевые эскадренные миноносцы типа . В настоящее время принято решение оснастить ею сторожевые корабли УРО нового типа. Рассматривается также возможность установки этой системы на атомные фрегаты типа и авианосцы с атомными энергетическими установками.

К началу 80-х годов системой ЗУРО «Иджис» предполагается вооружить 75 - 125 кораблей американского флота.

) - американская программа глобальной противоракетной обороны . Разработана Министерством обороны США . Предназначена для защиты от баллистических ракет малой и средней дальности. Является частью национальной системы противоракетной обороны США .

Вооружение

Системы ПВО «Иджис» вооружены зенитными ракетамии класса Standart . По состоянию на 2016 год на вооружении стоят ракеты RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3) , способные поражать воздушные цели на заатмосферных высотах.

По сообщениям прессы, в разработке находятся модифицированные ракеты класса SM-3: SM-3 Block IIA и SM-3 Block IIB. Информация о характеристиках ракет в открытом доступе отсутствует, но известно, что одна из поставленных перед разработчиками задач - более уверенное поражение МБР .

Размещение в Европе

Согласно планам США по созданию системы противоракетной обороны Европы (ЕвроПРО), противоракеты SM-3 Block IIA планировалось разместить в Европе в 2015 году, а SM-3 Block IIB - после 2020 года . Планы размещения ПРО в Европе вызвали протесты со стороны России, поскольку, по мнению российских военных специалистов, эти ракеты, размещенные на базах в Восточной Европе, либо на кораблях, могли бы успешно перехватывать российские баллистические ракеты .

См. также

  • «Иджис» (БИУС) - американская корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС),

Напишите отзыв о статье "Иджис (система ПРО)"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Иджис (система ПРО)

Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким. Что ж, обещал я пост про Aegis. Вот он. Тема, правда, оказалась огромной. Сначала я рассчитывал написать обзор. Но в итоге обзор получился расширенным. Сразу оговорюсь, что данную тему можно рассматривать с разных ракурсов. Подробно описывать историю развития, изучать отдельные компоненты и планы по развертыванию, вдаваться в разные аспекты, пытаться анализировать эффективность, рассчитывать, что она может и не может и т. д.

Я же в рамках данной уже, наверное, серии статей решил опереться на то, что говорят о системе сами американцы, как они ее сами видят и как показывают. Поэтому все, что здесь изложено, взято из американских официальных документов госслужб, пресс-релизов Агентства ПРО США и компаний-производителей, а также новостей солидных американских военных СМИ и форумов.

Итак, Aegis или Эгида, в переводе с древнегреческого "буря" или "вихрь", мифический щит бога Зевса. Это все лирика.

Теперь договоримся о терминах.

1) В данном случае Aegis не аббревиатура и никак не расшифровывается, а в наших военно-инженерных кругах произносят по правилам транскрипции "Иджис".

2) Существует программа Агентства ПРО США ( Missile Defense Agency ) под названием Aegis BMD (Ballistic Missile Defense). Целью данной программы является создание и развертывание региональной сетевой системы ПВО-ПРО морского базирования - одного из ключевых компонентов строящейся американской глобальной сетевой эшелонированной системы ПРО. Этот компонент я буду называть региональная (она же объектовая) система ПРО A egis или просто система ПРО Aegis.

3) Региональная система ПРО Aegis строится на основе корабельной системы ВМС США Aegis Weapon System (Mk 7), она же Aegis combat system. Я буду писать сокращение AWS ( Aegis Weapon System ). В русскоязычных источниках ее, как правило, называют БИУС (боевая информационно-управляющая система). Знающие люди объяснили, что сейчас также распространен и является более предпочтительным термин МСУО (многофункциональная система управления оружием). Начну разбор темы с нее.


Эскадренный миноносец проекта DDG-51 Arleigh Burke USS John Paul Jones (DDG-53) - корабль, оснащенный передовыми системами ПРО Aegis третьего поколения

1) Многофункциональная система управления оружием Aegis представляет собой комплекс радиоэлектронного и вычислительного оборудования, а также программного обеспечения и интерфейсов, который выполняет управление корабельными РЛС и средствами связи, обработку данных, поступающих от различных источников, и выдачу в полуавтоматическом и автоматическом режиме команд на открытие огня по целям из корабельных артиллерийских комплексов, а также команд на запуск ударных крылатых ракет (типа "Tomahawk"), противолодочных ракет и противоракет ПВО и ПРО.


Схема 1. Структурная схема МСУО Aegis

В ее состав, как правило, включают следующие основные системы (они на Схеме 1 обозначены желтым цветом):


  1. Command and Decision ( C & D ) Network - сеть боевого управления и поддержки принятия решений

  2. A egis Display System (ADS) - система отображения информации

  3. Aegis LAN Interconnect System - система внутрикоммуникационных соединений

  4. Aegis Combat Training System (ACTS) - учебно - имитационная система

  5. SPY - основная многофункциональная трехкоординатная РЛС SPY -1

  6. Weapons Control System (WCS) - система координированного управления корабельными комплексами вооружений

  7. Fire Control System ( FCS ) - система управления огнем

  8. Operational Readiness Test System ( ORTS ) - система проверки функционирования и боеготовности

  9. Vertical launch system - установки вертикального пуска ракет

В незакрашенных квадратиках обозначено все то, что подключено, и то, чем AWS управляет. А это все виды связи, навигации, радиолокации, гидролокации, системы шифрования, система опознавания «свой-чужой», средства РЭБ, дополнительные обзорные РЛС, система противолодочной защиты LAMPS с вертолетами ПЛО, система управления ракетами «Томагавк», система управления артиллерийским огнем и др.

Схема 1 демонстрирует устройство достаточно продвинутой версии AWS , не ниже Baseline 6. Однако сейчас все меняется, так как постепенно AWS на большинстве кораблей будут модернизировать до Baseline 9. Об этом немного позже. А пока зафиксируем, что примерно так устроено большинство сегодняшних AWS .

Немного истории. Данная система разрабатывалась с начала 60-х годов в рамках программы создания возможностей для боевых надводных кораблей по организации собственной автономной обороны от авиация противника, противокорабельных крылатых ракет и других надводных и подводных угроз.

Пишут также, что разрабатывалась она под задачу отражения в открытом море массированных налетов советских бомбардировщиков. Головным разработчиком системы тогда была RCA , а в настоящее время является небезызвестная компания Lockheed Martin .

Первая МСУО Aegis была развернута на ракетном крейсере проекта «Тикондерога» USS Ticonderoga CG-47 , введенном в состав ВМС США 23 января 1983 года. В 91-м году уже модернизированная МСУО была установлена на первый в серии эскадренный миноносец проекта DDG-51 Arleigh Burke («Арли Бёрк»).
Так эта система себе и развивалась от одной модификации, так называемой Baseline , к другой.


Схема 2. Модификации Baseline МСУО Aegis. Стрелки справа указывают, какие группы кораблей были модернизированы до модификаций Baseline 6 и 7.


Пока в 94-м году компании Loсkh eed Martin не поручили разработать дополнительное программное обеспечение, которое позволило бы корабельной МСУО выполнять задачи тактической системы ПРО с использованием специально разработанных противоракет.

Здесь и начинается история региональной системы ПРО Aegis морского базирования.

C 97 года начали проводить первые испытания модифицированной под запуск в верхние слои атмосферы ЗУР SM -2 и прототипа SM -3 с борта крейсеров USS Shiloh , USS Lake Erie и эсминца USS Russel . И только осенью 2006 года ВМС и Агентство ПРО США сертифицировали для оперативного развертывания пакет оборудования и ПО системы ПРО первого поколения 3.6.1 в сочетании с противоракетами Standard Missile -3. Собственно, первые возможности ПРО были реализованы на кораблях с AWS модификаций Baseline 6 и 7.

С этого момента программа модернизации AWS (Baselines ) и программа разработки дополнительной аппаратуры и ПО для выполнения функций ПРО развиваются параллельно, но отдельно друг от друга. Модернизацию МСУО Aegis курирует ВМС США, а разработку и установку на МСУО доп. оборудования по программе ПРО курирует и оплачивает из своего бюджета Агентство ПРО.

В настоящее время параллельно с первым поколением системы ПРО Ae gis (3.6) активно развертывается пакет оборудования и ПО второго поколения системы (4.0), а также разрабатывается и проходит испытания пакет третьего поколения (5.0/5.1).

Тут сделаю оговорку. Судя по документам бюджетно-контрольного управления правительства США GAO , не все возможности, которые заявляются в версиях данных систем ПРО, уже действуют на практике. Агентству ПРО главное прокукарекать о них, чтобы с бюджетом все было хорошо, а потом еще годы все допиливают. Такая у них схема работы. Американцы в шутку называют ее " buy before you fly ".

Эволюцию МСУО Aegis можно отслеживать по пакетам модификаций аппаратного и программного обеспечения - Baselines (B / L ). В настоящее время их 9 основных и множество промежуточных, типа 9 A , 9С1, 9С2, 9 D , 9 E . Кораблей с МСУО модификации ниже Baseline 4 вроде уже не осталось. Те, что были ниже, или списаны, или готовятся к списанию или модернизации. Самая передовая из модификаций, и которая нас интересует прежде всего, это Baseline 9С1. О ней сейчас много пишут, так как именно она совместима с системой ПРО третьего поколения 5.0/5.1. И именно с нее начнется полное слияние этих двух систем благодаря принципам открытой архитектуры.

На слайде ниже показано, что они хотят сделать. Но так как слайд из относительно старой презентации, то на нем принципы открытой архитектуры планировалось внедрять уже в модификации B / L 7. Что-то у них там не получилось, и планы модификации B / L 7 phase II перетекли в B / L 9.


Слайд 1. Эволюция вычислительной и программной архитектуры AWS

Так вот, в рамках модификации Baseline 9 C 1/5.0 стандартные 32-битные серверы AN / UYK -43 (вычислительная мощь Иджиса) будут полностью заменены на серийные с компонентно-ориентированным ПО с обменом сообщениями. Будет создана единая библиотека исходных программ. Модернизированы средства отображения информации. Интересная деталь - на этом слайде указано, что они собираются отказаться от своих супернадежных языков программирования CMS -2 и Ada , специально разработанных под военные задачи, и перейти на языки C ++ и Java .

Все это, наверное, будет очень удобно, аккуратно, гибко и экономно. Но лично у меня здесь возникает один вопрос. Фактически ради всего этого комфорта и благолепия они отказываются от своего военного стандарта ( MILSPEC ). Может быть, не такого гибкого и дешевого, но зато надежного.

А как все эти COTS (commercial of - the - shelf ) будут функционировать в боевых условиях? Уже сейчас Пентагон сотрясает скандал за скандалом по поводу выявления нелицензионных китайских компонентов в военном оборудовании. А что будет, когда серверы будут серийными? Китайских закладок да и просто браков они не боятся? Все это может сделать их системы непредсказуемыми. А в условиях до предела накаленной международной обстановки любая ошибка военных, пущенная неудачно ракета, сбитый самолет или потопленный корабль может спровоцировать новые конфликты. Все это пища для размышлений.

А пока вернемся к модернизации МСУО. Кроме того, что я уже описал, в модификации Baseline 9C1/5.0 будет внедрен один общий мощный многофункциональный процессор обработки сигналов, который позволит выполнять функции ПВО и ПРО одновременно. Все эти возможности уже доступны, но пока только на 3 кораблях ВМС США. Остальные МСУО, оснащенные пакетом ПРО ниже третьего поколения (5.0), могут работать только в одном из режимов - или ПВО, или ПРО.


Системы отображения информации МСУО Aegis . Фото с сайта компании Lockheed Martin

В настоящее время чтобы довести МСУО Aegis до уровня выполнения функций ПРО требуется оснастить ее доп. оборудованием в рамках специальной программы модернизации, стоимость которой составляет от 20 до 60 млн долларов за один корабль, в зависимости от поколения системы ПРО.

В 2009 году после ухода администрации Буша мл. и прихода администрации Обамы система ПРО Aegis была выдвинута на первый план как основная более гибкая, эффективная и мобильная система ПРО. Кроме того, за ней не тянулось такого шлейфа неудач и проблем, какие к тому моменту накопила система ПРО .

Под систему Aegis была составлена обамовская программа EPAA (European Phased Adaptive Approach ). Теперь американцы заявляют, что после обкатки в Европе такие вот " Phased Adaptive Approach " будут реализовываться и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и везде, где им вздумается. Что все это означает, будем разбираться дальше, в рамках будущих статей. А следующий пост будет посвящен другим ключевым компонентам системы ПРО Aegis - РЛС AN / SPY -1, противоракетам SM -3 и SM -6 и пусковым установкам Mk 41.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то