Что такое культурно массовая работа. Караваев А. Ф. Культурная политика детских массовых мероприятий

Гармоническое развитие личности невозможно без духовно-эстетического и физического ее совершенствования. Это в полной мере относится и к сотрудникам органов внутренних дел. Более того, культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа является важнейшей составной частью профессиональной подготовки личного состава, необходимым условием успешного выполнения им оперативно-служебных задач, ибо уровень культуры личного состава (причем в различных сферах ее проявления), внешний вид служебных помещений напрямую влияют на авторитет органов внутренних дел среди населения, а организация содержательного досуга сотрудников, привлечение их к активным занятиям физкультурой и спортом способствуют поддержанию высокой работоспособности, снятию физической и психоэмоциональной усталости.

Значимость культурно-массовой работы для личного состава органов внутренних дел диктуется следующими обстоятельствами:

Во-первых, органы внутренних дел, выполняя специфические государственные функции, должны исходить из конституционного требования о приоритете прав личности в обществе. Это требует от сотрудников не только высокого профессионализма, но и усвоения культуры, принципов и норм нравственности, этики и неукоснительного соблюдения их в своей практической деятельности. Еще на II съезде административных работников РСФСР (1928 г.) отмечалось: «Там, где организация или человек для проведения в жизнь своих намерений имеют право прибегать к насилию, нужно особенно сильно заботиться о квалификации и поднятии культурного уровня, т.к. здесь есть опасность, что недостаток культурности и умения будут восполняться грубой силой» 3 .

Во-вторых, сотрудники в процессе оперативно-служебной деятельности постоянно подвергаются воздействию отрицательных эмоций и психологических стрессов. В этих условиях важнейшим средством и надежным заслоном против профессиональной деформации является культура, нравственная и эстетическая воспитанность личности.

В-третьих, проведенные исследования показали, что в информационном обмене при общении личного состава с гражданами (в особенности сотрудников патрульно-постовой службы, участковых инспекторов) деловая сторона занимает четвертую часть разговора, а остальное – вопросы нравственно-эстетического плана. Зачастую именно в этих вопросах сотрудники показывают слабую подготовленность.

В-четвертых, культурно-массовая работа формирует в личности эмоциональные начала, без которых человек превращается в робота.

Культурно-массовая работа в органах внутренних дел – это важнейшее средство воспитания личного состава, направленное на повышение культурного уровня сотрудников, развитие их нравственных качеств и творческих способностей, удовлетворение эстетических потребностей.

Характерными особенностями культурно-массовой работы в органах внутренних дел являются ее неразрывная связь с профессиональной деятельностью сотрудников, направленность на повышение качества решаемых служебных задач, а так, как она обычно проводится в свободное от службы время, формы ее проведения должны быть привлекательными и сочетать массовые с индивидуальными и групповыми.

^ Культурно-массовой работы в органах внутренних дел способствует решению следующих задач:

– приобщение и развитие среди сотрудников самодеятельного художественного творчества;

– обогащение межличностных связей и как следствие – укрепление морально-психологической атмосферы в служебных коллективах;

– повышение культурного уровня личного состава, ознакомление его с лучшими образцами классических и современных произведений литературы и искусства, удовлетворение потребностей и интересов в сфере культуры, воспитание высокой культуры поведения, общения, чувств;

– развитие у личного состава высоких эстетических вкусов, внедрение эстетических норм в служебную деятельность и быт сотрудников;

– организация содержательного досуга сотрудников и членов их семей;

– содействие снятию у сотрудников психологической и физической усталости, эмоциональных перегрузок, предупреждение профессиональной деформации.

В руководящих документах МВД России по вопросам работы с личным составом подчеркивается необходимость совершенствования культурно-массовой работы и организации досуга сотрудников 4 . При этом особое внимание обращается на:

– оживление деятельности клубных учреждений, библиотек, комнат воспитательной работы, музеев, широкое использование их возможностей в нравственно-эстетическом и героико-патриотическом воспитании сотрудников;

– поддержку и развитие художественного самодеятельного творчества сотрудников, регулярное проведение всероссийских, республиканских, краевых, областных смотров-конкурсов, фестивалей самодеятельного искусства;

– широкое привлечение коллективов художественной самодеятельности к выступлениям перед личным составом органов внутренних дел и перед населением;

– установление и укрепление связей органов внутренних дел с организациями и союзами творческих работников, заключение с ними договоров о культурном сотрудничестве с целью использования их возможностей в воспитании личного состава;

– совершенствование нравственно-эстетического воспитания в образовательных учреждениях системы МВД, на курсах и сборах переподготовки сотрудников, широкое использование в этих целях таких форм работы, как университеты, лектории, школы культуры;

– организацию содержательного досуга сотрудников и членов семей во внеслужебное время.

Для решения указанных задач культурно-массовая работа обладает весьма широким арсеналом средств воздействия. Высокое эмоциональное воздействие таких видов искусства, как музыка, театр и кино, художественная литература, изобразительное искусство позволяет формировать у сотрудников чувства, эмоции.

Эффективность культурно-массовой работы во многом зависит от умелого использования всего многообразия ее форм и методов, учета интересов и запросов личного состава, морально-психологического климата в коллективе и других факторов.

Широкое распространение во многих органах внутренних дел получила работа университетов, лекториев, школ культуры. Эти формы работы в первую очередь направлены на повышение культурного уровня сотрудников, привитие им высоких эстетических вкусов.

Весьма распространенными формами культурно-массовой работы с личным составом являются тематические вечера, встречи с интересными людьми (деятелями искусства, литературы, культуры, представителями духовенства), различного рода музыкальные вечера, киновечера, вечера поэзии и т.п.

На местах одновременно практикуются и коллективные посещения выставок изобразительного искусства, театральных спектаклей, кинофильмов. Зачастую они сопровождаются пояснениями квалифицированных специалистов с последующими обсуждениями на специально организованных занятиях. Мероприятия подобного плана особенно интересны, если их тематика связана с деятельностью органов внутренних дел или авторами произведений являются сотрудники правоохранительных органов.

Большой популярностью среди личного состава пользуются юбилейные вечера, встречи «от всей души», вечера-портреты, посвященные чествованию лучших сотрудников и коллективов. Их воспитательное влияние трудно переоценить. Проводимые в интересной форме, с приглашением гостей они популяризируют работу передовиков службы, побуждают других сотрудников следовать их примеру.

Сплочению коллективов органов внутренних дел, укреплению морально-психологического климата в них способствуют мероприятия, направленные на организацию содержательного досуга сотрудников и членов их семей.

Практикуется организация и проведение культурной программы в дни Государственных и национальных праздников. Положительной оценки заслуживает проведение различного рода мероприятий для детей сотрудников органов внутренних дел: праздников, утренников, КВН и т.п.

Необходимо отметить, что некоторые культурно-массовые мероприятия нацелены не только на нравственно-эстетическое воспитание личного состава, но и на повышение авторитета, престижа органов внутренних дел, укрепление их связи с населением, в том числе и с использованием возможностей телевидения.

Важным средством профессионально-нравственного и эстетического воспитания, повышения культурного уровня личного состава является приобщение его к художественной литературе. В настоящее время в системе МВД России функционирует свыше тысячи библиотек и библиотечных пунктов, услугами которых пользуется более одного миллиона читателей-сотрудников, ветеранов органов внутренних дел, членов их семей.

Сотрудники библиотек органов внутренних дел пропагандируют лучшие произведения мировой, советской и российской литературы, организуют читательские конференции, обзоры новых произведений, встречи с писателями, поэтами, критиками и другие мероприятия. На активизацию этой деятельности нацелены конкурсы «Лучшая библиотека», «Лучший библиотекарь», «Лучший читатель», «Семейное чтение» и др. Как правило, они организуются в рамках общероссийского Дня библиотек, отмечаемого ежегодно 27 мая 5 .

Во всей культурно-массовой работе, проводимой в органах внутренних дел, значительное место занимает организация самодеятельного художественного творчества сотрудников, которая способствует укреплению морально-психологического климата в служебных коллективах, формированию у личного состава высоких нравственно-эстетических качеств, организации содержательного досуга, повышению авторитета милиции в глазах населения. Поэтому это одно из приоритетных направлений деятельности воспитательных аппаратов, заместителей начальников органов и подразделений по кадрам.

Эффективность этой деятельности во многом зависит от того, насколько организаторы самодеятельного художественного творчества руководят данным направлением. Особое внимание при этом направляется на:

– привлечение к руководству художественной самодеятельностью, клубами, кружками и другими творческими объединениями наиболее подготовленных сотрудников, подлинных энтузиастов, людей увлеченных, способных организовать работу самодеятельных коллективов;

– налаживание взаимодействия с работниками учреждений культуры;

– обучение актива, оказание ему практической и методической помощи в работе. В этих целях используются возможности учреждений культуры, в которых имеются специалисты, способные оказать действенную методическую помощь в обучении руководителей художественной самодеятельности. Важно также своевременно доводить до актива те методические рекомендации, пособия, обзоры, которые готовятся в МВД России и на местах;

– оказание всяческой поддержки сотрудникам, занимающимся художественным творчеством, создание условий для их деятельности, развитие материально-технической базы с использованием возможностей ведомственных и местных домов и дворцов культуры, различных благотворительных фондов;

– участие в составлении репертуара коллективов художественной самодеятельности с позиций нравственно-эстетической ценности номеров программы концертов и их воспитательного воздействия, включение в программу произведений, связанных с деятельностью органов внутренних дел;

– популяризацию художественного творчества сотрудников, в первую очередь, путем организации выступлений самодеятельных коллективов в органах и подразделениях внутренних дел, среди населения, учащихся района, города;

– участие в местных и региональных смотрах, фестивалях художественной самодеятельности, творческих конкурсах и выставках;

– моральное и материальное стимулирование самодеятельного художественного творчества сотрудников, привлечение к участию в нем членов их семей.

Во многих органах внутренних дел накоплен интересный опыт работы по организации самодеятельного художественного творчества сотрудников. Многие коллективы художественной самодеятельности с успехом выступают перед различными зрительскими аудиториями, становятся лауреатами и призерами фестивалей народного творчества. Заслуживает поддержки практика создания в органах внутренних дел творческих любительских объединений и клубов по интересам.

В целом ряде МВД, УВД действуют самодеятельные студии художников, кружки декоративно-прикладного искусства и технического творчества. В масштабе региона регулярно организуются выставки, конкурсы произведений, созданных их членами. Помимо выставок самодеятельного изобразительного искусства на местах проводятся и другие творческие конкурсы: патриотической и авторской песни, мастеров слова и прозы на лучшее литературно-художественное произведение.

Широкое распространение получила практика организации различного рода выставок: декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии, технического творчества, детских рисунков в каждой из возрастных групп, даров природы и умелых рук.

Важное значение в повышении эффективности культурно-массовой работы имеет установление и поддержание тесных деловых связей органов внутренних дел с учреждениями культуры, представителями творческой интеллигенции. В этих целях практикуется разработка, утверждение и реализация программ (планов) совместной работы МВД, УВД, УВДТ с творческими союзами, учреждениями культуры по совершенствованию профессионально-нравственного и эстетического воспитания личного состава.

Учреждения культуры функционируют практически в каждом районе, поселке, городе. Договоры о сотрудничестве с ними позволяют горрайорганам внутренних дел использовать их возможности на плановой и долгосрочной основе, изыскивать финансовые ресурсы, привлекать творческих работников, методистов, общественность к проведению в органах внутренних дел различных досуговых, оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, пользоваться их материально-технической базой, помещениями учреждений культуры.

В соответствии с подобными договорами силами шефских организаций сотрудникам показывают спектакли, концерты, организуют встречи с деятелями культуры, посещение художественных выставок, музеев, читают циклы лекций по основам культурологии, этике и эстетике.

Важной инициативой является создание на базе ряда МВД, УВД, УВДТ специализированных гуманитарных фондов по развитию и поддержке художественного творчества сотрудников и членов их семей.

В организации и проведении культурно-просветительной работы большую роль играет хорошо налаженная деятельность комнат (кабинетов) воспитательной работы. На их базе работают различные кружки, клубы по интересам, проводятся воспитательные и досуговые мероприятия, экспо­нируются произведения искусства, созданные сотрудниками и членами их семей.

Культурно-просветительную деятельность этих комнат (кабинетов) организует совет, избираемый личным составом. Он работает под руководством заместителя начальника органа внутренних дел по кадрам на основе ежеквартального или полугодового плана.

Эффективность служебной деятельности сотрудников, результаты их труда во многом зависят от формирования и поддержания у личного состава высокого уровня работоспособности, физических и психологических качеств, необходимых для успешного решения служебных задач, организации полноценного отдыха сотрудников и членов их семей, укрепления их здоровья.

Во многих органах и подразделениях внутренних дел уделяется большое внимание организации и пропаганде здорового образа жизни. В этих целях практикуется проведение таких мероприятий как:

– массовые выезды личного состава и членов семей на отдых за город, для сбора грибов, ягод, на рыбалку, охоту и т.п.;

– семейные спортивные праздники «Папа, мама и я – спортивная семья», Дни здоровья, массовые состязания лыжников, бегунов, пловцов;

– экскурсии и поездки по памятным и историческим местам региона, других республик, краев и областей, однодневные и многодневные туристические походы всей семьей;

– вовлечение сотрудников и членов их семей в массовые группы здоровья, физкультурно-оздоровительные секции;

– организация работы спортивных секций, проведение соревнований по служебно-прикладным и иным видам спорта.

Интересная практика сложилась в ряде органов внутренних дел по организации встреч, взаимопосещений с целью проведения совместного отдыха, физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.

Для решения организационных, технических и финансовых вопросов при проведении досуговых мероприятий во многих органах и подразделениях создают «Штабы выходного дня», широко используют возможности первичных организаций общества «Динамо».

Конечным показателем эффективности работы по организации досуга личного состава в органах внутренних дел является укрепление здоровья сотрудников, развитие их физических возможностей, психологическая реабилитация от повседневной служебной деятельности. Для активизации этой деятельности практикуется проведение смотров служебных коллективов органов и подразделений по организации досуга, повышению культуры внеслужебного общения сотрудников и членов их семей, а также пропаганда средствами устной и наглядной информации достижений в спорте сотрудников органов внутренних дел, встречи со спортсменами-чемпионами, их показательные выступления, коллективные посещения спортивных состязаний.

Заслуживает одобрения практика проведения подобных смотров по организации досуга среди личного состава, проживающего в общежитиях. Это, как правило, – молодые сотрудники, оторванные от семьи и близких. Поэтому организовать содержательный досуг этой категории личного состава является прямой обязанностью руководителей, сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов. В содержание подобной деятельности входит формирование советов общежитий, проявление заботы о создании в ведомственных общежитиях условий для занятий физической культурой, художественным творчеством, проведения различных культурно-массовых мероприятий.

Наряду со смотрами организации досуга в органах внутренних дел проводятся смотры культуры служебных помещений, общежитий. Они способствуют улучшению условий труда и быта личного состава, приведения служебных помещений и территорий в соответствующий эстетическим нормам вид. Позитивным является привлечение в жюри подобных смотров представителей областных управлений культуры.

Во многих горрайорганах внутренних дел за счет внебюджетных средств приобретается спортивный инвентарь, культпросвет имущество, создаются фото- и видеотеки, библиотечные пункты. Для решения этих проблем используются спонсорские средства, возможности фондов содействия правоохранительным органам.

С позиции действенности воспитательного процесса весьма важным является привлечение на добровольной основе к строительству и реконструкции спортивных площадок, залов, других сооружений самих сотрудников, в первую очередь спортсменов.

Итак, овладение сотрудниками воспитательных аппаратов, руководителями содержанием и методикой использования основных средств воспитательной работы позволяет поднять на новый качественный уровень всю систему работы с личным составом. При этом творческий подход, отказ от шаблонов и стереотипов являются определяющим условием действенности воспитательного воздействия на каждого сотрудника, побуждения осознанно выполнять свои оперативно-служебные задачи, соблюдать требования законов, Кодекса чести сотрудников органов внутренних дел.


Большое значение в профсоюзной организации Производственного отделения Южно-Карельские электрические сети придается организации и проведению культурно-массовой работы среди членов профсоюза. Профком чествует юбиляров, выделяет денежные средства на поздравление членов профсоюза в День 8 Марта, 23 февраля, ко Дню Энергетика.

С учетом пожелания членов профсоюза профкомом приобретаются и распространяются билеты в театры г.Петрозаводска, на детские Новогодние представления и спектакли. В течении года организуются поездки в г.Кондопога на представления в Ледовый Дворец и на органный концерт.

При организации мероприятий, профком всегда учитывает пожелания молодежи. Для них в 2010 г. была организована интересная поездка в г.Медвежьегорск – катание на горных лыжах, а летом – сплав по реке Шуя. Родители с детьми посетили Зоокомплекс под открытым небом «Три медведя», расположенный недалеко от п. Эссойла.

Самыми ценными всегда останутся дальние поездки, куда не всегда поедет работник в одиночку. Маршруты путешествий разные, но всегда очень интересные. Члены профсоюза за последние годы побывали с экскурсией на острове Валаам, о.Соловки, посетили Псков, г. Изборск, Пушкинские места, г.Санкт- Петербург.

Организация культурно-массовой работы всемерно содействует широкому привлечению членов Профсоюза и их семей к полноценному качественному отдыху, развитию эстетического вкуса, развитию познавательных интересов у детей и взрослых, утверждению активной жизненной позиции работника и сплочению коллектива. Мы и дальше будем организовывать интересные поездки, привлекая к ним членов нашего коллектива.

Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:

Большое количество людей;

Организованность действий;

Наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).

3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)

5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).

6. Смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:

Сабантуй, Акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

по значимости – международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);

по периодичности проведения – разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);

по способу возникновения – организованные, спонтанные;

по возможности участия – общедоступные, ограниченные количеством участников.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) Цель публичного мероприятия;

2) Форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

1

В статье рассматриваются преимущества и недостатки культурно-массовых мероприятий, как одного из способов адаптации иностранного студента к новой среде, а также описываются основные проблемы, возникающие на пути организации тех или иных мероприятий. Актуальность работы заключается в поиске эффективных способов и методов максимально благоприятного погружения иностранного студента в новую образовательную и социально-культурную среду. Цель исследования раскрыть все стороны культурно-массовой деятельности, как одного из наиболее эффективных методов социальной адаптации иностранного студента. В работе использовались методы наблюдения, непосредственного включения в организацию мероприятий для иностранных студентов, метод сбора информации (интервью, фото-видео-репортаж, участие в подготовке к мероприятию), сравнительный метод. Выводы в статье приводятся в качестве наглядных примеров и статистических данных на основе лично проделанной работы с иностранными студентами.

1. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / ЭВ. Соколов. – Ленинград: Лениздат, 1997 – 207 с.

Развитие культурно-массовой деятельности всегда было неразрывно связано с развитием общества. В течение времени менялись требования и формы проведения культурных мероприятий; на смену старой моде приходило новое. История культурно-массовой деятельности насчитывает тысячелетия в своем развитии. Проводить массовые праздники и концерты было популярно уже с давних времен: Древняя Эллада, карнавалы, средневековые мистерии, театрализованные шествия, празднества французской революции, русские народные гуляния - все это огромный опыт, который и теперь используется в современных массовых формах культурно-массовой деятельности. Культурно-массовые мероприятия являлись и являются зеркальным отражением настроения и атмосферы в той или иной среде, обществе.

Основная функция культурно-массовых мероприятий заключается в формировании гуманистических и духовных качеств личности, обеспечение преемственности и связи поколений, межкультурной связи. Известный российский ученый, философ, профессор Санкт-Петербургского Университета Культуры Эльмар Владимирович Соколов пишет: «Обе стороны процесса культурной преемственности - передача и усвоение культуры - взаимообусловлены. Молодое поколение, чтобы нормально жить, развиваться, удовлетворять свои потребности, должно прилагать усилия для овладения культурным богатством общества. Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того, чтобы она происходила успешно, нужны усилия, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования, основанной на научном изучении форм, методов, направлений и механизмов развития личности» . Массовые формы культурно-досуговой деятельности имеют большое значение, как художественно-педагогическая система, имеющая свои цели и задачи.

Работая с иностранными студентами в культурно-массовой деятельности, ответственный руководитель должен правильно подбирать темы концертов, работать с ведущими над техникой речи и русским языком, стимулировать студентов на предложение своих собственных идей, правильно организовывать внеучебное время студентов, развивать толерантность среди иностранных студентов, помогать сохранять традиции своих стран, обучаясь заграницей. В основе своей культурно-массовая деятельность имеет педагогические функции: развивающую, образовательную и воспитательную.

Культурно-массовая деятельность является обязательной в университете, как основа правильного и здорового погружения иностранного студента в новую социальную среду. Культурно-массовая деятельность осуществляется путем проведения: концертов, национальных конкурсов танца и песни, творческих конкурсов (живопись, фотография, поэзия, проза), заседания круглых столов, волонтерской деятельности, развивающих и обучающих мероприятий и т.д. Иностранный студент, принимая участие в разных видах мероприятий, имеет возможность раскрыть свой талант, отвлечься от учебной деятельности, дать возможность развиваться своим творческим навыкам, а также занять свою нишу во внеучебной деятельности. Рассмотрим основные задачи и положительные стороны культурно-массовой деятельности более подробно и в интересах иностранных студентов ИМОЯК:

1. Развитие творческого потенциала студента.

2. Повышение уровня владения русским языком.

3. Воспитание и поддержание патриотических чувств и настроений среди студентов (День независимости Монголии, День образования КНР, День независимости Африканских стран, День освобождения на Юге Вьетнама)

4. Возможность продолжать заниматься творчеством за пределами родной страны.

5. Воспитание толерантности среди студентов разных стран мира («Международный день студентов»).

6. Возможность проявить организационные способности.

7. Возможность самовыражения посредством собственных поэм, стихотворения, рассказов и сценариев.

8. Возможность получать бонусы в виде поощрительных наград, повышенных стипендий для иностранных студентов, участвующих в культурно-массовой деятельности и имеющих награды в той или иной области (пение, танцы, театр, фотография, живопись и т.д.)

9. Возможность стать востребованным и авторитетным среди других студентов, а также среди других университетов, получить некий статус и перспективы (всероссийские конкурсы, конкурсы с последующим участием за границей, оплачиваемые конкурсы и т.д.)

10. Правильное, полезное и интересное проведение внеучебного времени.

11. Удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Рассмотрим основные мероприятия, проводимые сотрудниками отдела учебной работы и социализации:

1. Национальные праздники: Новый год по Лунному календарю, День независимости Монголии, День образования КНР, День независимости Африканских государств.

Подобные мероприятия проходят с целью укрепления патриотичного духа среди студентов той или иной страны, а также дают в полной мере раскрыться одной культуре для всех остальных: в концертах используются национальные костюмы, декорации, народные песни и танцы, исторические справки. Кроме того, важная функция подобных концертов заложена в развитии дружественных отношений между Россией и другими странами. Поддерживая инициативу иностранных студентов, ТПУ укрепляет и развивает международные отношения и связи.

Творческие конкурсы помогают студентам не только проявлять себя, но и собирать свою команду для участия. Как показывает практика такая команда всегда интернациональная. Конкурсы поддерживают здоровую конкуренцию среди студентов, а также дают возможность обмена опытом.

3. Благотворительные акции («Концерт в Доме Ветеранов», «Акция вьетнамская лапша», «День Победы»)

Мероприятия, предполагающие безвозмездное и бескорыстное участие студентов развивают чувство долго и совести. Благотворительные акции направлены на сбор материальных и нематериальных средств, иностранные студенты могут помогать не только своим соотечественникам, но и проявить заботу о другом народе. Участвуя в акциях на волонтерских началах, студенты, как правило, в последующем стараются быть более открытыми к проблемам других, организовать собственные акции.

Культурно-массовая деятельность имеет достаточно положительных сторон, чтобы по праву считаться важной и необходимой для гармоничной социализации иностранного студента в стенах ТПУ. Однако существует ряд проблем, связанных с участием студентов в тех или иных мероприятиях. Самая распространенная проблема это преувеличение роли культурно-массовых мероприятий по сравнению с учебной деятельностью. Студент может находить участие в том или ином концерте более важным, нежели участие в научно-практической конференции, однако Томский политехнический университет является национально-исследовательским и главные задачи, на которые должен ориентироваться любой студент - приобретение знаний путем исследовательской деятельности. Не менее актуальной проблемой является проблема распределения времени на занятия творчеством и учебную деятельность. Участие в подготовке к мероприятию (в особенности, если это концерт в Международном культурном центре), требует достаточно сил и времени, в связи с чем студент становится перед выбором: делать домашнее задание или пойти на репетицию. Чаще всего выбор падает на второе. Кроме того среди основных проблем можно выделить проблему материальной ценности, то есть любое культурно-массовое мероприятие в той или иной мере требует материальных затрат - будь то костюм для респектабельного вида на сцене, заканчивая специально сшитыми на заказ национальными одеждами и атрибутикой. Студенты вкладывают собственные средства в организацию мероприятия, стараясь как можно эффектнее выделиться, далее возникает вопрос: кто должен возмещать затраченные средства? Институт всегда оказывает посильную и адекватную материальную поддержку, однако инициатива студентов иногда превосходит данные материальные компенсации. В качестве серьезной проблемы можно отметить желание Землячеств проводить национальные праздники исключительно среди себе подобных наций и исключительно на своем родном языке. Отношение преподавателей и руководителей подразделений не всегда является положительным относительно культурно-массовой деятельности и занятости в мероприятиях студентов.

Для более наглядного примера рассмотрим культурно-массовую деятельность в цифрах:

Ежегодно отдел учебной работы и социализации ИМОЯК организовывает 13 культурно-массовых мероприятий широко масштаба.

Участие в каждом мероприятии принимают не менее 30 студентов из разных стран мира.

Мероприятия, проводимые в Международном культурном центре ТПУ, собирают более 250 зрителей.

За время одного учебного года иностранные студенты завоевывают более 45 призовых мест в разных конкурсах и фестивалях.

Словарный запас русского языка иностранного студента увеличивается после одного мероприятия в среднем на 30-40 слов (и больше).

Подводя итог, стоит отметить, что культурно-массовые мероприятия, проводимые Институтом международного образования и языковой коммуникации отмечены дипломами разной степени, иностранные студенты неоднократно становились лауреатами и призерами не только внутривузовских конкурсов, но и городских, и даже Всероссийских. Каждое мероприятие требует высокой самоотдачи, выходя на сцену Международного культурного центра ТПУ иностранный студент понимает, что представляет свою страну и несет за это личную ответственность.

Культурно-массовая деятельность имеет положительное влияние на иностранных студентов только в том случае, если ответственный за данный сектор грамотно организует мероприятие.

Библиографическая ссылка

Кирилова Ю.С. КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ СПОСОБОВ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 5-4. – С. 670-672;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7193 (дата обращения: 10.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Виды массовых мероприятий

Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи.

В зависимости от и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

1. Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, спортакиады, праздничные представления.

3. Деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).

4. Иные массовые мероприятия: к ним можно:

Организация выставочной экспозиции нескольких десятков фирм с с образцами их продукции и рекламой оказываемых ими услуг;

Проведение в ходе ярмарки презентации фирм, которая состоит в представлении фирмы или ее нового изделия;

Короткие выступления руководителей фирм и их ведущих

специалистов, в которых гостям выставки или презентации предлагаются итоги и планы деятельности фирмы и ее продукции;

Проведение распродажи ярмарочных образцов и определенного количества изделий и продукции фирмы;

Дополнение деловой части ярмарки и презентации развлекательной программой, концертными выступлениями и угощением гостей.

Деловые встречи, как правило, организовываются вне кабинета учреждения и фирмы. Проведение деловой встречи в административном здании или в офисе фирмы связано с целым радом неудобств. Деловые люди могут встретить своих партнеров в ресторане на деловом обеде, а фирма - организовать деловой прием в форме шведского стола, фуршета или коктейля.

Организаторы мероприятия, а также лицо, в честь которого устраивается деловая встреча (прием), находятся все время среди приглашенных гостей. Все приглашенные едят стоя. Приборы во время приема-фуршета не подаются. Если подаются тарелки, то большие, чтобы на такую тарелку гость мог поставить свой бокал и предложенные закуски. Закуски могут быть наколоты на маленькие шпильки. Порции очень маленькие, их берут руками. Напитки и угощение разносят официанты, которые ходят по залу с подносами. Деловой прием-коктейль в некоторой степени похож на фуршет. Коктейль устраивается во второй половине дня, между 17 и 18 часами. Длится коктейль около двух часов. Гостей встречает хозяин вечера, приветствуя тех, кто пришел на прием. Прийти на коктейль позже указанного в приглашении срока можно, но уйти надо не позднее того времени, которое определено как срок окончания приема. На столах, покрытых скатертями, группами устанавливаются фужеры, бокалы, стаканы. К началу приема должны быть приготовлены несложные коктейли. Напитки в высокой посуде ставят в центре стола, в низкой - по краям стола. Напитков должно хватить на весь вечер. К напиткам предлагается угощение - печенье, орехи, сыр, огурцы, нарезанные кубиками, маленькие пирожки, маленькие бутербродики. Все угощение надо брать руками. На коктейле все общаются стоя.

Основная цель деловых приемов - встречи, беседы, общение с разными людьми. Гости, как правило, не сидят за столами, даже если есть стулья, свободно передвигаются по залу и имеют широкие возможности для общения со всеми приглашенными. Все это определенным образом сказывается на специфике охраны подобных мероприятий.

При охране деловых приемов и встреч вероятность прохода без пригласительных билетов минимальна. Встреча хозяином вечера своих гостей сводит практически к нулю такую возможность. Для предупреждения конфликтов приглашенная сторона должна оговорить со своими гостями вопрос о присутствии телохранителей приглашенных лиц в зале. Если это существенно не повлияет на количество приглашенных, то телохранитель может находиться вместе со своим клиентом в зале. Если же на приеме присутствуют только хорошо известные друг другу лица, то имеет смысл с помощью телохранителей приглашенных лиц усилить внешнюю охрану здания или помещения.

Контроль за поведением лиц на деловом приеме или встрече существенно затруднен. Гости не сидят на месте, а постоянно перемещаются по залу, подходя друг к другу или к столу с напитками и угощением. Это налагает определенные сложности на работу сотрудников службы безопасности (охраны) принимающей стороны, так как именно им приходится контролировать уровень безопасности напитков и угощения, выявлять в зале посторонние предметы, фиксировать приглашенных, которые неожиданно уходят с приема или встречи, предупреждать мелкие конфликты, готовые возникнуть между подвыпившими гостями.

Фестивали зародились достаточно давно. Фестиваль, по сути - это праздник. Праздник - один из способов самовыражения. Именно поэтому, возвращаясь с отлично организованного карнавала или другого развлекательного мероприятия, мы почти не чувствуем вполне объяснимой физической усталости, а, напротив, ощущаем небывалый внутренний подъем, особую душевную наполненность. Причина такого состояния в том, что самовыражение человека в празднике - это, безусловно, отдача сил, но одновременно праздник наполняет его огромным потоком энергии для дальнейших свершений. Так работает механизм подлинного творчества. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. В 2-х тт. Т.1. Зарубежный опыт. - М.: 1991

Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи. В этом процессе социальные связи организатора массового праздника с его зрителями представлены в социальных и культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.

Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, уровень альтернативности в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении наболевших проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов, программ и мероприятий дл молодёжи.

Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник - понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные уровни,формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

Следующая характерная черта праздника - это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».Мазаев А.И.. . Герасимов С.В. Массовые праздники в политических и бизнес - PR./ Современные аспекты экономики № 14(85) - СПб.: «Инфо-да», 2005.

Неотъемлемой чертой праздника является застолье. Однако не любое безделье с застольем может именоваться праздником, для этого нужен повод.

Эффективность праздника объясняется взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Участниками праздника являются и взрослые и дети, которые, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий в режиме сотрудничества удовлетворяют потребность в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях. Итак, игры на празднике - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею и найти другой подход.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные правила, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник - тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы,праила, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать всю полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

· абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

· свободный выбор молодёжью разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

· наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемоний, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мировозрение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных гуманных действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил его личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра - важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие молодёжи. И действительно, диапазон задач молодёжных праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, молодёжных клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему молодёжных праздников.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации молодёжного праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с детьми. . Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М.: 1986

Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его - в познании молодёжью окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Классификация праздников весьма разнообразна. Критерием здесь может выступать возраст участников (детские, семейные, праздники для пенсионеров); масштаб охвата (частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские); тематика (народные, социальные,);

Можно выделить следующие виды праздников:

1. Религиозные праздники

Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников. К наиболее известным религиозным праздникам в нашей стране можно отнести Пасху, Рождество. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. В 2-х тт. Т.1. Зарубежный опыт. - М.: 1991

2. Языческие праздники

Несмотря на то, что вот уже более тысячи лет в нашей стране государственной религией является христианство, языческие праздники по-прежнему весьма популярны.

В календаре в наиболее законченном виде выражается любая Традиция, в нем собрано самое главное, что каждый народ знает о времени и о вечности. Наиболее популярный языческий праздник в России - Масленица.

3. Частные праздники

Данные праздники проводятся в рамках какой-либо семьи. Сюда можно отнести такие праздники как свадьба, годовщина свадьбы, дни рождения, юбилеи.

4. Корпоративные праздники

Среди различных видов праздников корпоративный самый молодой. Первые корпоративные праздники появились в начале 1990-х гг. Эти праздники устраиваются в рамках какой-либо организации для ее сотрудников. Корпоративные праздники являются важной составной частью корпоративной культуры, и оказывают существенное влияние на мотивацию сотрудников. Не стоит выбирать поводом для корпоративного торжества день рождения отца-основателя компании (если это не компания «одной персоны») или, знаменательную дату церковного календаря. Чем меньше в поводе для празднования личного, тем лучше. Примером корпоративных праздников может быть празднование дня фирмы, корпоративный Новый год.

5. Детские праздники

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Социальные праздники обычно направлены на привлечение внимания общественности, правительства, СМИ к какой-либо злободневной проблеме. Примером социальных праздников могут выступать такие как «День семьи», «День защиты детей» и др.

Более приемлемый принцип классификации массовых праздников, это классификация по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.

Наиболее существенные из них - общественная значимость и масштабность праздничного события - становятся главными при классификации праздников. Однако, масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.

Нужно рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере, с еще одной существенной стороной праздничной ситуации - потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.

Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника.

Пользуясь этим принципом, можно выделить три основные группы праздников в нашей стране.

Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.

Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно - историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична - это весь российский народ, все человечество. . Герасимов С.В. Специалист в сфере PR: профессиональный статус и специфика деятельности./ Современные аспекты экономики № 19(86) - /СПб.: «Инфо-да», 2005

Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа - локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие - в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.

Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.

Приведенные три вида праздников, «…не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней». Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности.

Кроме того, границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становиться ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику

Эволюция нашей психики, во многом, обязана праздникам, сопровождавшим историю человеческой цивилизации. Особому эмоциональному влиянию праздников на человека мы обязаны ритуалам и атрибутам праздников, и, более всего, огню. Космическая сущность огня связана с его неотделимостью от молнии, звезд, света - Солнца. Не случайно и появление такого непременного атрибута особо значимых праздников, как современный фейерверк.

С ритуалами связано празднование таких дошедших до нас из глубины времен праздников, как Коляда, Святки, Масленица. Хотя, конечно, сегодня вариантов праздника существует куда больше, чем было у наших предков.

Фестиваль первоначально возник в Великобритании вначале 18 века. С французского фестиваль (festival) переводится как празднество, от латинского festivus - весёлый, праздничный. В 20 в. получили распространение международные музыкальные фестивали.

Музыкальные фестивали это циклы концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке. Музыкальные фестивали различны по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию.

Музыкальный фестиваль посвящается музыке. Так постепенно стали входить в традицию публичные выступления музыкантов, дискуссии, демонстрация умений. Постепенно ежегодные встречи музыкантов и публики приобрели сложившуюся организационную форму, их стали называть музыкальными фестивалями. Если присутствует соревновательный момент - то это уже музыкальный фестиваль-конкурс.

У каждой страны свои собственные формы проведения таких фестивалей, но цель одна: популяризировать музыку, объяснить обществу, зачем она нужна, сколь важно ее развитие. Тем самым общество становится активным сторонником развития музыкальной культуры, более внимательно следит, чтобы государство и бизнес уделяли им внимание, обеспечивали развитие музыки.

Одна из главных задач музыкальных фестивалей - лоббирование интересов музыкальной культуры и искусства. Не менее важная задача - пропаганда различных музыкальных направлений, привлечение молодежи, отбор талантливых молодых исполнителей.

Проведение массовых профилактических мероприятий и акций неразрывно связано с пропагандой здорового образа жизни. Целесообразно проводить их одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, коммерческих структур, частных лиц, средств массовой информации. Данные мероприятия должны быть нацелены на привлечение широкого круга подростков и молодежи.

Планируя профилактическую работу, стоит учитывать основные международные и общероссийские дни, пропагандирующие здоровый образ: 7 апреля -- Всемирный день здоровья, 31 мая - Международный день отказа от курения, 26 июня - Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, 10 октября - Всемирный день охраны психического здоровья, 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом.

Мероприятия и акции по профилактике зависимого поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах, исходя из специфики каждого мероприятия.

В зависимости от цели мероприятия, от того, какой общественный резонанс вы хотите получить, предполагаемого количества участников, а также иных факторов, они могут иметь различный масштаб: от микроучастка учреждения, который акцию проводит, до краевого уровня. К проведению этих мероприятий привлекаются не только молодежь, но и родительская общественность, творческие и спортивные коллективы, учреждения культуры или спорта, общественные организации, спонсоры из числа предпринимателей и другие заинтересованные организации и лица из числа жителей района, города (артисты, спортсмены, общественные деятели). Подготовка и проведение этих мероприятий отражаются в средствах массовой информации (печатные издания, радио- и телеканалы).

Мероприятия профилактической направленности по пропаганде здорового образа жизни по своим формам могут быть организованы как конкурсы творческих работ (изобразительного искусства, прикладного творчества, литературного творчества, социальной рекламы), праздники здоровья, концерты, молодежные акции и многое другие.

Цели мероприятия

Пропаганда здорового образа жизни, привлечение внимания молод?жи к проблемам распространения и употребления табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических веществ через активизацию творческого потенциала подростков и молод?жи;

Выработка теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни; массовое молодёжное мероприятие праздник

Профилактика различных видов зависимостей (курение, алкоголизм,

наркомания);

Пропаганда физкультуры и спорта и др.;

Поднятие престижа здоровой, активной жизни у молодежи и взрослого

населения как необходимого условия развития человека и достижения

социального успеха;

Выявление отношения подростков и молодежи к здоровому образу жизни и употреблению наркотических веществ посредством литературного творчества.

Молодежные акции

Одна из форм первичной профилактики зависимого поведения -

молодежные акции различной направленности: музыкальные фестивали, дискотеки, слеты, лотереи и др.

Важна наполняемость любой такой акции ненавязчивыми элементами

профилактики. В любой акции должна быть музыка. Но она должна сопровождаться различными элементами познавательного и позитивного характера, побуждающими к размышлениям по заданной проблеме.

В зависимости от места проведения, масштаба (школа,район,город),финансирования -сценарии различны.

Разработка акции:

Любое мероприятие, в том числе и массовое, начинается с обсуждения

концепции. Инициативная группа оговаривает тематику, идеи и цели, на какую аудиторию рассчитана акция, какую смысловую нагрузку должна нести.

Определяется и согласовывается место и время проведения. Массовые мероприятия могут проводиться с 9 до 21 часов. Мероприятия на открытых 10площадках вблизи жилых домов могут проводиться с 9 до 22 часов.

Определяются партнеры акции и их роль в проведении мероприятия.

Распределяются зоны ответственности среди организаторов акции:

Например, кто отвечает за подбор творческих номеров, кто за PR-компанию, кто за связь со СМИ, кто за конкурсную программу, кто за изготовление информационных материалов (буклетов, листовок), кто занимается поиском спонсоров.

Приглашаются аниматоры и артисты.

Организация любого массового мероприятия начинается с подбора

помещения или места, где он будет проводиться. Арендуются концертные площадки, устанавливаются мобильные сцены, подиумы, составляется список необходимого оборудования и инвентаря (в том числе торговых павильонов с угощением и дегустацией).

Не последнюю роль в проведении акции играет ведущий, который должен уметь «держать» аудиторию, ориентироваться во внештатных ситуациях, быть динамичным, эффектным, с поставленной речью.

Следует уделить внимание оформлению места проведения акции: сцене,прилегающей территории, конкурсным площадкам. В каждом конкретном случае важно тщательно продумывать целостность всего оформления, выразительность деталей, их качество, чтобы внимание аудитории привлекло главное,раскрывающее идею мероприятия.

И, конечно же, необходимо согласовать юридические и административные вопросы мероприятия.

До получения разрешения на проведения массового мероприятия его организатор не вправе объявлять в средствах массовой информации о дате, месте и времени проведения, изготавливать и распространять с этой целью рекламные материалы.

Заявление (уведомление) о проведении массового мероприятия подается в письменной форме непосредственно в исполнительный комитет городского совета, или направляется по почте, как правило, не позднее, чем за 10 дней до намечаемой даты его проведения. Заявление (уведомление) должно содержать следующие сведения:

Цель, форма, место проведения массового мероприятия;

Маршруты движения (для демонстраций, шествий);

Время начала и окончания массового мероприятия;

Предполагаемое количество участников массового мероприятия;

Фамилия, имя, отчество, адрес и номер телефона (рабочий, домашний,

мобильный) лица, уполномоченного организаторами массового мероприятия внести (заявление) уведомление, а также лиц, ответственных за обеспечение общественного порядка, безопасности участников массового мероприятия;

Необходимость (отсутствие необходимости) использования звукоусилительной аппаратуры;

Подписывается организаторами мероприятия.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то