Арктический совет межправительственный. Ледяной консилиум: что мы знаем о роли России в Арктическом совете. Важность программы, направленной на устойчивое развитие

(АС) — межправительственный "форум высокого уровня" для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера.

Арктический совет был учрежден 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) восемью арктическими государствами: Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией и Швецией.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен шести организациям коренных народов: Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов.

Согласно учредительной Декларации статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также неправительственные организации. В настоящее время наблюдателями являются 12 государств — Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Сингапур, и 20 международных и неправительственных организаций.

Высшим органом АС является министерская встреча (как правило, на уровне министров иностранных дел), которая проводится раз в два года. Председательство в совете двухгодичное на основе ротации. Россия была председателем АС в 2004-2006 годах. На министерской встрече, состоявшейся 24 апреля 2015 года в городе Икалуите (Канада), пост председателя перешел от Канады к США.

В 2017 году председательство перейдет к Финляндии.

Текущими вопросами деятельности Совета и подготовкой министерских встреч занимаются старшие должностные лица АС (официальные представители государств-членов АС), которые проводят заседания не реже двух раз в год.

Арктика - загадочная часть нашей планеты. Ее "шапка" из снега и льда скрывает много неизведанного. Эта территория огромна, важна в жизни всей планеты. Для решения вопросов, связанных с Арктикой, международным сообществом в 1996 году был основан Арктический совет (Arctic Council).

Для чего создана организация?

Проблемы мирового масштаба должны решаться совместными усилиями всех государств. Именно по этой причине в 1994 году Финляндией была выдвинута идея о создании Арктического совета стран, чьи территории включают в себя и этот северный регион. Первая Парламентская Конференция, посвященная проблемам Арктики и призывавшая объединиться арктические государства, состоялась годом ранее, в 1993 году в Рейкьявике по инициативе Финляндии. Официальным годом создания Арктического совета считается 1996 год. Целью создания такой организации является содействие сотрудничеству, координация взаимодействия между Арктическими странами, исконными народами и другими жителями регионов Арктики, защита окружающей среды и развитие этого особенного региона планеты.

Найти общий язык в решении многих очень сложных вопросов - задача участников, членов и наблюдателей международного Арктического форума. Кстати, именно формат форума был выбран для такой деятельности. Он дает возможность открытого обсуждения и поиска решений общими усилиями, позволяет работать всем участникам без конфронтации на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Осознание общих интересов - основа работы Союза.

Совет Арктических государств, как официальная международная организация, был впервые собран в 1996 году. Тогда же 19 сентября была принята так называемая Оттавская Декларация - основной документ об учреждении Арктического совета. Там прописаны цели, с какими создается Совет, его состав, постоянные участники, статус наблюдателей - стран, не являющихся арктическими регионами, принципы, на которых основана деятельность форума. В составе Арктического совета находятся страны приарктического региона:

  • Королевство Дания;
  • Исландия;
  • Канада;
  • Королевство Норвегия;
  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Финляндская республика;
  • Королевство Швеция.

Эти государства составляют большую Арктическую восьмерку (А8). Участие добровольное. Решение вопросов требует совместной работы всех государств, которые имеют территории в Арктике.

Для чего создана организация?

Основные правила и тезисы работы Арктического совета прописаны в Декларации, принятой на первом заседании в 1996 году. Совет работает ради целей:

  • обеспечивать благополучие резидентов Арктики;
  • воплощать в жизнь идею устойчивого развития региона;
  • защищать природный комплекс региона.

Каждое заседание Арктического совета - это форум высокого уровня, на котором обсуждается выполнение поставленных задач и определяются планы на будущее. Деятельность Совета в рамках его рабочих групп носит научный и исследовательский характер. Специалисты разных областей из разных стран проводят исследования, мониторинги, делают выводы по полученным результатам и составляют резолюции, касающиеся многих сфер жизнедеятельности человека как в Арктике, так и во всем мире.

Особая работа проводится экспертными группами. Она сводится к международным релизам, дающим рекомендации по решению многих вопросов.

Международный Арктический совет - это комплекс взаимодействующих сторон. Из их числа стран-участниц в соответствии с установленным порядком, назначается Председатель сроком на 2 года. В 2017-2019 году Председателем Арктического совета является Финляндия, сменившая США.

Форум включает в себя сотрудничество с постоянными участниками, которые являются представителями коренных народов приарктических регионов. Официально они зарегистрированы, как члены Арктического совета:

  • Алеутская международная ассоциация.
  • Арктический совет атабасков.
  • Инуитская циркумполярная конференция.
  • Международный совет гвичинов.
  • Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  • Союз саамов.

Роль постоянных участников заключается в широком обсуждении и принятии решений вопросов форума, поддержании интересов коренных народов приарктических регионов.

Широкий спектр вопросов решает Арктический совет. Наблюдатели этого международного форума, согласно декларации 1996 года, могут быть избраны и из числа стран, не входящих в приарктическую зону. Это могут быть всемирные, межправительственные, неправительственные, межпарламентские, региональные организации, которые участвуют в деятельности рабочих групп. Такими наблюдателями являются:

  • Арктическая программа Всемирного фонда дикой природы.
  • Всемирная ассоциация пастухов северного оленя.
  • Всемирная метеорологическая организация (ВМО).
  • Всемирный союз охраны природы.
  • Комиссия ОСПАР.
  • Консультативный комитет по защите морей.
  • Конференция парламентариев Арктических стран.
  • Международный комитет Красного Креста.
  • Международный совет по исследованию моря.
  • Национальное географическое общество.
  • Организация Oceana.
  • Программа ООН по окружающей среде.
  • Программа развития ООН.
  • Северный совет.
  • Северный форум.
  • Университет Арктики.

С интервалом в два года проводятся Заседания Совета Арктики, в котором участвуют министры иностранных дел государств Совета. Один раз в шесть месяцев собирается и работает Комитет старших должностных лиц Совета, состоящий из послов Министерств Иностранных дел стран-участниц А8.

В 2013 году был создан Секретариат Арктического совета. Целью создания административного органа были:

  • обеспечение административного потенциала;
  • поддержание институциональной памяти;
  • расширение информационно-разъяснительной деятельности;
  • предоставление грамотной поддержки во всех сферах работы Арктического совета.

Помимо рабочих мероприятий, проводятся различные конкурсы для молодежи, талантливых людей. Тематика такого творческого направления деятельности Совета различна, но неизбежно подчинена одной сфере - Арктике.

У Арктического совета нет программного бюджета, он не является коммерческой организацией. Все программы, которые воплощаются в жизнь при помощи данной организации, финансируются приарктическими государствами, а так же другими странами при желании и необходимости. Создаваемые документы, резолюции, принимаемые Советом, носят характер рекомендаций, а вот исполнять их или нет, зависит о желания и возможности стран-участниц и стран-членов. Отдельным пунктом в Оттавской декларации указывается, что Арктический совет не занимается вопросами военной безопасности. Это исключительно мирная организация, деятельность которой направлена на созидание, а не на разрушение или конфронтацию.

Каждому направлению - своя команда

Каждая встреча Арктического совета проводится в виде форума, а его решения - это единое мнение, достигнутое путем консенсуса между и странами-участницами. Основной функционал этой международной организации - рабочие группы по шести направлениям:

  • Рабочая группа по устранению загрязнения в Арктике (ACAP). Осуществляет поддержку деятельности государств, связанной с сокращением вредных выбросов и загрязняющих веществ.
  • Рабочая группа по реализации Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP). Проводит наблюдение, систематизацию экосреды Арктики для предупреждения изменений климатических условий.
  • Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF). Основная сфера работы - сохранение арктического биоразнообразия.
  • Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR). Осуществляет защиту Арктики от угрозы или воздействия вредных и радиоактивных веществ.
  • Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME). Координационная работа Арктического совета, в области защиты и рационального использования морской среды природной зоны.
  • Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG). Основной темой работы имеет улучшение условий жизни коренного населения Арктики, а так же обеспечение стабильности развития данного региона.

Помимо основных рабочих групп, при необходимости создаются группы для решения конкретных актуальных задач. Например, в 2016-2017 годах работает Экспертная группа по Рамочному документу для действий в области активизации сокращения выбросов черной сажи и метана. Именно экспертные объединения в рамках Арктического Света позволяют конкретнее увидеть проблему и искать пути ее решения совместными усилиями по результатам, полученными экспертами. В ходе работы форума открываются все новые вопросы, требующие поиска решений. Эксперты и приглашенные докладчики, ученые и наблюдатели высказывают свое мнение по поставленным вопросам, предлагают те или иные способы решения определенных проблем. На заседании рабочих, экспертных и целевых групп широко используются мультимедийные возможности, интерактивные способы подачи информации.

Климат

Особое внимание страны Арктического совета уделяют климату этого особенного региона. Основная проблема - загрязнение Арктики и глобальное потепление. Эти негативные факторы сказываются повсеместно - на всей планете в целом и на жизни коренных народов приарктических стран. Рабочей группой Совета делается вывод о том, что таяние ледников Арктики происходит быстрее и масштабнее, чем это предполагалось. Как следует из выводов экспертной группы, в ближайшие полстолетия в летние месяцы лед будет практически полностью сходить, что негативно скажется не только на арктическом и приарктическом регионах, но и на всем Земном шаре.

Арктический совет призывает международное сообщество совместными усилиями остановить глобальное потепление, изменение климата и загрязнение региона. Разрабатываются концепции по решению конкретных проблем экологии и климата специальные экспертные и целевые группы Совета. Некоторые решения, предлагаемые экспертными и рабочими группами в тех или иных вопросах, предполагают разные варианты развития событий, даже неожиданные и стремительные. Обмен концепциями адаптации к изменению климата проводится на заседаниях Совета, рабочих групп и размещается на обучающих сайтах и социальных интернет-площадках.

Океан

С Северным Ледовитым океаном деятельность Арктического совета тоже тесно связана. Несколько глобальных проектов реализуется под эгидой этого международного форума. Рабочие группы проводят регулярный мониторинг состояния северного масштабного водохранилища, качества его воды, влияния человечества и его жизнедеятельности на арктический океан. Особо остро стоят вопросы по таянию ледников, загрязнению снежного и ледяного покровов пылью и сажей, выбрасываемыми в атмосферу планеты.

Совет стран Арктики проводит научные исследования изменения состава океанических вод из-за диоксида углерода, концентрация которого постоянно повышается в результате промышленной деятельности человека.

Областью работы Совета является и морское судоходство, перспективы его развития, проработка маршрутов, сохранение флоры и фауны океанических вод.

Биоразнообразие

Арктика - удивительное место, где в экстремальных погодных условиях обитает множество видов животных и птиц, морских и океанических обитателей, а так же огромное количество растений суши и моря. Арктический совет в своей деятельности активно поддерживает стремление сохранять флору и фауну Арктики и приарктических регионов, не нарушая природный баланс деятельностью человека. Особое внимание Совета привлекает вызванное изменением климата распространение в северные регионы более южных видов растений и животных, а так же возникновение новых болезней и мутаций. Опасность представляет и возможное на фоне потепления несовпадение биологических процессов разных взаимозависимых организмов и, как следствие, их гибель.

Изменение криосферы, исчезновение Арктических видов флоры и фауны - потенциальная опасность уже существующих процессов в климате планеты, а также деятельности человека. Отдельным вопросом выделена проблема сохранения популяции белых медведей и арктических волков.

Народы Арктической зоны

Особая сфера работы, которую проводит Арктический совет, - жители этого северного региона. Условия жизни позволили сохраниться традиционным промыслам и ремеслам коренных народов приарктических регионов. По некоторым оценкам, на территории Арктики проживают порядка 400 миллионов человек - коренное население, переселенцы, ученые, промысловики.

Особого внимания достойны экономические связи приарктических регионов, их взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Приоритет работы Арктического совета в отношении народов Арктики - развитие всех регионов этого участка планеты как в экономическом, так и в социальном плане. Рабочими группами не упускаются из вида даже бытовые моменты, такие, как водоснабжение и обустройство канализации с системами очистки, здоровье людей, и даже профилактика самоубийств среди членов общин северных народов.

Достижения

Масштабные проблемы, решение которым ищут страны-участницы и наблюдатели Арктического совета, касаются всего современного сообщества. Юридические соглашения, которые подписываются в рамках данной организации, касаются климатических изменений, проведения спасательных операций, развития и сохранения фауны и флоры региона, поддержание социальной и экономической жизни коренных народов приарктического региона. Кстати, первое соглашение, получившее статус юридического документа, а не рекомендательного письма, было подписано арктической восьмеркой в 2011 году. Оно носит название "Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике", а инициатором его выступила Россия.

Арктический совет работает уже 20 лет. За эти годы было проведена огромная научно-исследовательская работа, касающаяся различных тем, актуальных для Арктики и приарктического региона: изменения климатических условий, загрязнения снегов, льдов и вод Арктики, судоходства, безопасности, поиска и помощи, туризма, растительного и животного мира региона, национального содружества и сохранения самобытности коренного населения.

Мир и стабильность, добрая воля и соблюдение международного права - вот принципы работы Арктического совета.

Арктика - регион, в котором защита окружающей среды, включая здоровье арктических экосистем, сохранение биологического разнообразия, охрана и неистощительное использование природных ресурсов являются критически важными. Коренные народы и остальные жители северных и арктических регионов имеют особое отношение к своим общинам и окружающей среде. Традиционные знания коренных народов и наука вносят большой вклад в понимание условий циркумполярной Арктики и могут служит руководством для правительств и общин в достижении устойчивого развития в Арктике, включая экономическое и социальное развитие, улучшение состояния здоровья и культурное благосостояние.

Арктика имеет много уникальных и специальных особенностей. Многие из ее суровых и красивых пейзажей в море и на суше сохранились нетронутыми. Ее флора и фауна самобытны и хорошо приспособлены к холоду и засухе, которые характеризуют многие из этих регионов в течение большей части года. Многие местные общины коренного населения сохранили свою связь с землей и водой - связь между людьми и окружающей средой, которая становится все более и более редкой в других частях мира.

Арктика тесно связана с остальными частями мира. Океанская вода циркулирует к арктическим морям и от них. Воздушные массы перемещаются на север и юг. Нет фактически никакого места на земле, которая не была бы связана с Арктикой маршрутами мигрирующих видов диких животных. В то время как Арктика является на нашей планете особым регионом, ее сохранение и будущее увязаны с тем, что происходит в других частях мира.

Арктический совет был создан в 1996 году Оттавской декларацией, которая расширила сотрудничество, начатое на основе Стратегии защиты окружающей среды Арктики. В рамки сотрудничества был включен более широкий круг вопросов, относящихся к реализации политики устойчивого развития. Программа устойчивого развития Арктического совета была формально учреждена на министерской сессии, которая проходила в 1998 году в поселке Икалуите на Северо-Западных территориях (Канада). Одновременно была создала соответствующая рабочая группа.

В то же время министрами было принято Техническое Задание Программы устойчивого развития, согласно которому цель Программы состоит в том, чтобы предлагать и принимать шаги, которые будут предприниматься арктическими государствами в целях содействия устойчивому развитию в Арктике, включая защиту и улучшение окружающей среды, экономику, культуру и здоровье коренного и другого населения Арктики, улучшение экологических, экономических и социальных условий арктических общин в целом.

Исходя из итогов конференции ООН по защите окружающей среды и развитию, которая проходила в 1992 году в Рио-де-Жанейро, Программа устойчивого развития Арктического совета является важной частью международных усилий, которые основываются на действиях правительств, неправительственных и международных организаций. Программа устойчивого развития Арктического совета имеет цель браться за задачи, обусловленные специальными обстоятельствами Арктики, в этом контексте.

Параметры Программы устойчивого развития Арктического совета

В соответствии с Заданием Программы и декларацией министерской сессии в Икалуите, Арктический совет продвигает и принимает проекты устойчивого развития, совместные действия и приоритеты, учитывая при этом следующее:

  • Устойчивое развитие должно удовлетворить потребностям настоящего без того, чтобы ставить под угрозу возможности поколений будущего. Экономическое, социальное и культурное развитие, наряду с и защитой окружающей среды являются взаимозависимыми и укрепляющими друг друга аспектами устойчивого развития и входят в круг вопросов, находящихся в фокусе внимания Арктического совета в этом плане.
  • Наращивание потенциала точно так же необходимый элемент для достижения устойчивого развития и должен быть учтен в проектах Арктического совета, разрабатываемых в рамках Программы. Программа устойчивого развития, поэтому, стремится к наращиванию потенциал на всех уровнях общества.
  • Программа устойчивого развития Арктического совета должна оставить будущие поколения Севера с расширенными возможностями и продвигать экономическую деятельность, которая создает богатство и человеческий капитал, при одновременном сохранении природного капитала Арктики.
  • Программа устойчивого развития должна продвигать идеи учета экологических аспектов во всех экономических действиях, которые могут иметь существенное воздействие на экологию и здоровье людей в арктических государствах.
  • Работа, проводимая Арктическим советом в целях устойчивого развития, должна основываться на достоверных научных исследованиях, традиционных знаниях коренного и местного населения, а также благоразумном сохранении ресурсов и управлении ими. Она должна извлечь пользу от инновативных процессов и процессов обучения, применяемых в северных общинах, и укреплять эти процессы.
  • Программа устойчивого развития требует координации и синергии работ, выполняемых по линии рабочих групп Арктического совета и других форм взаимодействия. Она должна реализоваться через восприимчивый к отзывам общественный процесс, который может включать выдвижение местных, региональных и международных инициатив.
  • Арктический совет дает высокий приоритет тем проектам и действиям, которые подчеркивают местное лидерство и выполнение, чтобы гарантировать максимум пользы общинам и регионам в длительной перспективе.

Области, вызывающую особую тревогу в контексте устойчивого развития

Арктический совет придает особое значение ряду областей, связанных с социальным, экономическим и культурным измерениями устойчивого развития. Они в настоящее время включают:

  • Здоровье и благосостояние людей, живущих в Арктике. Предотвращение и контроль заболеваний и травм, а также долгосрочный мониторинг воздействия загрязнения и изменения климата являются критически важными для здоровья людей и для устойчивого развития.
  • Устойчивая экономическая активность и повышение благосостояния общин. Чтобы быть жизнеспособными, арктические общины должны иметь соответствующую экономическую основу для обеспечения их выживания.
  • Образовательное и культурное наследие. Они - фундаментальная предпосылка для устойчивого развития и наращивания потенциала.
  • Дети и молодежь. Их благосостояние и потенциал существенны для будущего арктических общин, они должны быть защищены и лелеяны.
  • Управление природными ресурсами, включая живые ресурсы. Это должно быть основано на достоверных научных исследованиях и традиционных знаниях для поддержки и развития местных общин в Арктике.
  • Развитие инфраструктуры. Это увеличивает экономический рост и улучшить качества жизни людей, живущих в Арктике.

В рамках каждой из этих областей, охваченных Программой устойчивого развития, Арктический совет сильно привержен поощрять, принимать и поддержать проекты, которые представляют общий интерес и которые могут принести значащую и ощутимую пользу жителям Арктики. Совет будет периодически проверять прогресс реализации Программы и проектов, чтобы выдвигать на первый план новые области и направления.

Вызовы перед Арктикой существенны. Арктический совет признает общие тревоги и вызовы и стремиться к решению вытекающих из них задач, в особенности тех, связанных с постоянной защитой арктической окружающей среды и обеспечением устойчивого развития как средства улучшения экономического, социального и культурного благосостояния на Севере.

Дальнейшая информация о Программе устойчивого развития Арктического совета может быть получена на сайте

Арктика – удивительный регион, сочетающий уникальную природу и масштабную ресурсную базу, представляющий поразительный пример международного сотрудничества несмотря на клубок противоречий между арктическими державами. По заявлению Дмитрия Рогозина, сотрудничество в регионе – это один из немногих вопросов, по которым продолжается конструктивное взаимодействие с США. Продвижение позитивной повестки дня в регионе осуществляется как рамках двусторонних отношений, так и в многосторонних форматах. Один из них – Арктический совет , созданный в 1996 году для защиты природы региона и являющийся форумом высокого уровня для обсуждения насущных вопросов региона.

Принципы организации.

Цели и задачи.

Цели организации – Сохранение природного комплекса Арктического региона

Обеспечение устойчивого развития региона.

Создание площадки для международного сотрудничества в регионе

Координация действий по охране арктического климата

Обеспечение основ для устойчивого развития региона

Постоянный мониторинг и оценка ситуации в регионе

Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Принципы Арктического Совета (Оттавская декларация 1996 г)

Обеспечение благополучия резидентов Арктики

Готовность защищать природный комплекс региона

Чего удалось достичь?

Подписаны соглашения по: Сотрудничеству в области воздушных и морских поисково-спасательных операциях

Сотрудничеству в области борьбы с нефтяным загрязнением и предотвращением такового

Регулярно проводятся консультации и встречи на высоком уровне, что способствует улучшения взаимопонимания между странами Арктики

В совместных декларациях вырабатывается общее видение будущего региона

Мероприятия Совета осуществляются в рамках шести рабочих групп.

Арктический совет остаётся стержневым механизмом межгосударственного взаимодействия в Арктике. Предпринимаемые шаги по сохранению климата региона, а также конструктивное взаимодействие между странами-членами АС свидетельствует о позитивной роли Совета. Принципы Совета, открытость для вступления в качестве наблюдателей неарктических держав, а также неправительственных организаций не могут не вызывать одобрения. Вместе с тем хотелось бы особо подчеркнуть, что достигнутый за годы существования организации прогресс отчасти обусловлен ограниченностью повестки дня, затрагивающей в основном исключительно неполитические вопросы. Между странами-участницами Совета сохраняются значительные противоречия касательно притязаний России на расширение исключительной экономической зоны, а также наращивания военной мощи в регионе. Рассмотрение этих вопросов в рамках АС может привести к снижению эффективности организации, на данный момент являющейся более и менее деполитизированным механизмом взаимодействия стран региона.

Сотрудничество арктических и нерегиональных государств в области охраны окружающей среды в Арктике следует считать особенно востребованным. Корректно прогнозировать увеличение числа наблюдателей в АС, представляющих нерегиональные государства. Вместе с тем, такое увеличение целесообразно увязать с участием нерегиональных игроков в общих расходах на охрану окружающей среды в Арктике, прежде всего, через Инструмент поддержки проектов Арктического совета: например, АС мог бы установить взносы постоянных наблюдателей в этот Инструмент в размере не ниже 30 процентов взноса России. Со временем этот процент можно было бы увеличивать. Рост финансовых возможностей АС в поддержке природоохранных проектов в регионе, в свою очередь, мог бы способствовать скорейшей реализации идей «генеральной уборки» в Арктике, прежде всего, на высокоширотных островах России.

Целесообразно выработать координированный подход арктических стран в сотрудничестве с нерегиональными государствами к регулированию прибрежными арктическими государствами судоходства и иной экономической деятельности, с учетом особых природоохранных требований в покрытых льдами районах, примыкающих к их исключительным экономическим зонам в СЛО.

С учетом усилий России, других арктических государств по развитию систем связи, навигации и гидрографии в Арктике целесообразно налаживание специального формата сотрудничества арктических стран в этих областях. В такое сотрудничество в перспективе можно вовлекать и заинтересованные компании неарктических государств в рамках конкретного исследовательского, инновационного или инвестиционного проекта.

В мире существует немало организаций, направляющих свою деятельность на развитие конкретных регионов, преследуя при этом самые положительные цели. К их числу можно отнести и Арктический совет, который, безусловно, является достаточно ярким примером успешного сотрудничества.

В 1996 году была создана целью которой является развитие сотрудничества в Арктике. Как следствие, она получила вполне логичное название - Арктический совет(АС). В его состав входят 8 приарктических государств: Канада, Россия, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция, США и Финляндия. В совете также принимают участие 6 организаций, которые были сформированы коренным населением.

В 2013 году Арктический советпредоставил статус наблюдателей шести новым странам: Индия, Италия, Китай, Южная Корея, Сингапур и Япония. Количество наблюдателей было расширено с целью содействия развитию отношений между странами, которые имеют свои интересы в Арктике.

Данное изменение производилось на основании учредительной Декларации. Этот документ подразумевает возможность присвоения статуса наблюдателя неарктическим странам.

Важность программы, направленной на устойчивое развитие

Необходимо понимать, что Арктика относится к тем регионам планеты, где сохранение биологического разнообразия, использование природных ресурсов, не ведущее к истощению, и поддержание здоровья экосистем в целом являются крайне важными. Деятельность Арктического совета направлена на то, чтобы данные приоритеты оставались в фокусе внимания.

В 2013 году члены Совета также подписали соглашение, которое обязывает их координировать меры реагирования на инциденты, имеющие отношение к загрязнению моря. Позже была реализована еще одна похожая инициатива, но уже в отношении спасательных и поисковых работ.

Какова суть программы устойчивого развития

В любых проектах, продвигаемых Арктическим советом, на обязательной основе учитываются следующие приоритеты:

  • Работа, проводимая участниками Совета, должна иметь в своем основании исключительно достоверные научные сведения, благоразумное управление и сохранение ресурсов, а также традиционные знания коренного и местного населения. Ключевая цель такой деятельности - это извлечение ощутимой пользы от инновационных процессов и знаний, которые применяются в северных общинах.
  • Постоянное наращивание потенциала на всех уровнях общества.
  • Использование программы устойчивого развития для предоставления будущим поколениям Севера расширенных возможностей. Важной является также и экономическая деятельность, которая окажется способной создать и богатство. Природный капитал Арктики при этом должен быть сохранен.
  • Ключевое внимание уделяется тем проектам, которые направлены на укрепление местного лидерства и способны гарантировать регионам и конкретным общинам максимум пользы в длительной перспективе.
  • Деятельность стран Арктического совета должна быть организована таким образом, чтобы восполнение потребностей нынешнего поколения не ставило под угрозу благополучие последующих. Поэтому социальные, экономические и культурные аспекты развития региона являются взаимозависимыми и укрепляющими друг друга элементами.

Области, которые требуют наибольшего внимания в процессе реализации программы устойчивого развития

На данный момент страны Арктического советанацелены наактивное участие в стабилизации некоторых областей социальной, культурной и экономической сферы региона. Речь идет о следующих приоритетных направлениях:

  1. Культурное и образовательное наследие, являющееся фундаментом для успешного развития и наращивания потенциала региона.
  2. Благосостояние и здоровье людей, проживающих в Арктике.
  3. Развитие инфраструктуры. Это необходимое условие для стабильного как следствие, улучшения качества жизни людей, которые живут в Арктике.
  4. Формирование и охрана образовательного и культурного наследия. Именно эти факторы можно определить как фундаментальную предпосылку стабильного развития региона и наращивания его капитала.
  5. Молодежь и дети. Благосостояние молодых людей крайне важно для будущего арктических общин. Поэтому они нуждаются в защите и внимании со стороны Арктического совета.
  6. Грамотное использование природных ресурсов.

Программа устойчивого развития подразумевает качественную работу в каждой из вышеупомянутых областей.

Структура АС

Высшим органом, координирующим деятельность Арктического совета, являются сессии, которые проводятся два раза в год на уровне министров иностранных дел, представляющих страны-участницы. Причем председательствующая страна постоянно меняется путем голосования.

Что касается подготовки сессий и текущих вопросов, относящихся к деятельности Совета, то ими занимается Комитет старших Этот рабочий орган проводит заседания минимум 2 раза в год.

Арктический совет - в которой действует 6 тематических рабочих групп. Каждая из них осуществляет свою деятельность на основании специального мандата. Управляются эти рабочие группы председателем, правлением (может быть руководящий комитет) и секретариатом. Целью таких подразделений Совета является разработка документов, которые носят обязательный характер (доклады, руководства и др.) и реализация конкретных проектов.

Причиной создания этого нового органа является активизация именно деловых отношений между странами-участниками АС, а также активное содействие как социальному, так и экономическому развитию региона. Особенной данную организацию делает тот факт, что она независима от Арктического совета.

АЭС по сути является ничем иным, как площадкой для обсуждения актуальных вопросов как для стран участников АС, так и для бизнес-сообщества. На Арктический экономический совет возлагается миссия привнесения деловой перспективы в деятельность АС и развития бизнеса в Арктике.

Участие России

Изначально стоит отметить, что в деятельности Арктического Совета Российская Федерация играет одну из ключевых ролей. На это повлияли такие факторы, как значительная протяженность береговой линии, масштаб полезных ископаемых, равно как и объем их разработки (важно понимать, что именно в Арктике добывается более 70% всех нефтегазовых ресурсов РФ), а также площадь территории, которая находится за полярным кругом. Не стоит забывать и о крупном ледокольном флоте. Учитывая все вышеупомянутые факты, можно с уверенностью утверждать, что Арктический совет России является более чем значительным игроком.

Обладание столь богатыми ресурсами обязывает Российскую Федерацию не только принимать активное участие в реализации проектов, разработанных участниками АС, но также и предлагать собственные актуальные инициативы.

С момента своего основания в 1996 году АК успел перерасти из очередной организации, ориентированной на сохранение и развитие конкретного региона, в международную площадку, позволяющую вести многостороннее практическое сотрудничество в Арктике. Такая форма деятельности совета дает возможность с немалой долей эффективности охватить широкий спектр вопросов, имеющих отношение к устойчивому развитию арктического потенциала. Речь идет о проектах, затрагивающих все сферы жизни в регионе - от экологии и экономики до конкретных социальных нужд.

Интересен тот факт, что согласно тому курсу, который взял Арктический совет, наблюдатели не смогут участвовать в принятии субстантивных решений - такая привилегия будет доступна только странам, имеющим непосредственное отношение к Арктике. Что касается участия нерегиональных государств, то они смогут довольствоваться лишь наблюдением.

Если подвести итог под многолетним опытом функционирования АС, то нетрудно сделать очевидный вывод: деятельность этой организации, безусловно, является успешной. В качестве причины эффективности можно определить общность интересов арктических государств.

Данный факт дает все основания для того, чтобы прогнозировать дальнейшее плодотворное сотрудничество стран-участников совета.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то