Вопросы образования науки и культуры в оон. Организация оон по вопросам образования, науки и культуры (юнеско). Социальные и гуманитарные науки

ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основана 16 ноября 1945 г. Штаб-квартира расположена в Париже.

Представительство Организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки, Культуры, Информации и Коммуникации в Москве, Московское Бюро ЮНЕСКО было открыто в 1994 году, полноценно начало функционировать с 1996 года. До 2002 года Бюро действовало как представительство ЮНЕСКО в Российской Федерации. В 2002 году в рамках реализации политики децентрализации Бюро ЮНЕСКО в Москве становится кластерным Бюро и работает по сей день для: Азербайджана, Армении, Беларуси, Республики Молдова и Российской Федерации.

Директор: г-н Дендев Бадарч

Цель Организации: «Содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии».

Бюро ЮНЕСКО в Москве активно участвует в реализации таких проектов, как:

  • поддержка реформ и развития систем образования в странах кластера с особым акцентом на создание Национальных планов действия по Образованию для всех и на развитие образования в области профилактики ВИЧ/СПИД. Содействие Российской Федерации в восстановлении и модернизации системы образования в Чеченской республике;
  • дискуссии в области реформ научной политики и культуры инноваций, укрепление биосферных территорий;
  • продвижение прав человека и демократических принципов, с учетом положения молодежи как целевой группы этой деятельности;
  • поддержка культурного разнообразия, содействие сохранению материального и нематериального культурного наследию;
  • продвижение универсального доступа к знаниям, укрепление демократических норм в сфере информации и коммуникации.

КРУПНЫЕ ПРОЕКТЫ

Сектор образования

Восстановление системы образования в Чеченской Республике Бюро ЮНЕСКО в Москве поддерживает деятельность по повышению квалификации работников образования Чеченской Республики. Образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа ЮНЕСКО поддерживает деятельность Минобрнауки России по внедрению программ профилактики ВИЧ/СПИДа средствами образования в учебные планы педагогических ВУЗов, а также по разработке базы данных образовательных программ по профилактике ВИЧ/СПИДа, осуществляемых в Российской Федерации.

Естественные науки

Вода, общество и экология Всемирным саммитом по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) было рекомендовано применение усовершенствованного социально-ориентированного подхода к управлению водными ресурсами и их освоению. Экологические науки и науки о Земле на службе устойчивого развития Программы ЮНЕСКО, имеющие отношение к экологии, концентрируются на междисциплинарных исследованиях, охватывающих экологические, социальные и экономические аспекты утраты биологического разнообразия или его сокращения.

Социальные и гуманитарные науки

Биоэтика ЮНЕСКО занимается вопросами биоэтики с начала 1970-х гг., когда этические и правовые аспекты биологии и медицины стали предметом активных дискуссий в общественных и научных кругах. Следуя своему убеждению о том, что без духовной и нравственной солидарности всего человечества невозможно достижение мира, ЮНЕСКО ставит своей целью вовлечь все страны в международную и межкультурную дискуссию по вопросам биоэтики. Права человека Программа ЮНЕСКО в области прав человека

Культура

Культурное разнообразие во имя диалога и развития Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, единодушно принятая 185 странами-участницами на Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 2001 г., содержит основу новой этики взаимодействия культур. Нематериальное наследие Культурное наследие, характеризующееся множественностью источников своего происхождения и рассматриваемое как хранилище памяти человечества, воплощает символическое значение культурной самобытности и является важнейшим фактором структурного построения общества. Конвенция о сохранении нематериального культурного наследия (2003) охватывает фольклор и традиции устного творчества, включая языки, как носители нематериального культурного наследия, зрелища, ритуалы и праздники, навыки и обычаи, связанные с природой и окружающим миром, а также традиционные знания и ремесла.

Коммуникация и информация

Расширение доступа к информации и знаниям как средство обеспечения развития, участия и социальной интеграции Усилия Бюро ЮНЕСКО в Москве по продвижению открытого и всеобщего доступа к информации и знаниям в странах кластера были направлены на развитие возможностей и укрепление потенциала, в том числе и для жителей, особенно молодежи, небольших и удаленных населенных пунктов.

Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира.

Что такое юнеско?

ЮНЕСКО является учреждением Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и стремится к установлению мира посредством международного сотрудничества в этих областях. Программы ЮНЕСКО способствуют достижению Целей устойчивого развития, определённых в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году.

наше видение

Политических и экономических соглашений между правительствами недостаточно для обеспечения прочной и искренней поддержки стремлений народов. Прочный мир должен строиться на основе диалога и взаимопонимания, а также на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества.

В этом контексте ЮНЕСКО разрабатывает образовательные инструменты для формирования граждан будущего, свободных от ненависти и нетерпимости. ЮНЕСКО предпринимает усилия, чтобы каждый ребенок и гражданин имели доступ к качественному образованию. Содействуя сохранению культурного наследия и защищая равное достоинство всех культур, ЮНЕСКО укрепляет связи между ними. ЮНЕСКО помогает разрабатывать научно-исследовательскую политику в качестве движущей силы развития и сотрудничества. ЮНЕСКО защищает свободу выражения мнений как фундаментальное право и необходимое условие демократии и развития. ЮНЕСКО выступает в качестве лаборатории идей, устанавливает международные стандарты и осуществляет программы сотрудничества, способствующие свободному обмену идеями и знаниями.

Это видение мира родилось после Второй мировой войны, движимой расистской и антисемитской идеологией. Более семидесяти лет спустя мандат ЮНЕСКО остается как никогда актуальным в мире, где культурное разнообразие подвергается нападениям и страдает от новых форм нетерпимости, научные знания ставятся под сомнение, а свобода выражения мнений находится в опасности. В ответ, ЮНЕСКО должна продолжать свою гуманитарную деятельность в области образования, науки и культуры.

ключевые факты: подборка историй успеха юнеско

стратегические документы

ЮНЕСКО призвана играть уникальную роль в укреплении основ прочного мира и равноправного и устойчивого развития. Развитие сотрудничества в области образования, науки, культуры, коммуникации и информации имеет стратегически важное значение во времена, когда общества во всем мире сталкиваются с растущим давлением перемен, а международное сообщество - с новыми проблемами.

история юнеско

В 1942 году, в разгар Второй мировой войны правительства европейских стран, борющихся с нацистской Германией и её союзниками, собрались в Великобритании на объединённую Конференцию министров образования (КМОС). Война была далека от завершения, но страны уже беспокоит вопрос о восстановлении систем образования с наступлением мира. В очень короткие сроки проект приобретает всемирные масштабы. Всё новые государства, в том числе Соединенные Штаты Америки, изъявляют желание участвовать в этой работе. По предложению КМОС, в Лондоне, сразу по окончании войны с 1 по 16 ноября 1945 г. проходит Конференция ООН по созданию Организации по вопросам образования и культуры (ЕКО/КОНФ), в работе которой принимают участие представители 44 государств. Делегаты принимают решение создать организацию, призванную установить подлинную культуру мира. По их замыслу, новая организация призвана содействовать обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» и, тем самым, препятствовать развязыванию новой мировой войны.

штаб-квартира юнеско

3 ноября 1958 года в Париже на площади Фонтенуа состоялось торжественное открытие главного здания штаб-квартиры ЮНЕСКО. Здание, по форме напоминающее латинскую букву Y, проектировали три архитектора из разных стран, а его строительство велось под руководством международного комитета. Комплекс в форме трехконечной звезды возведен на 72 бетонных колоннах. Он известен всему миру не только тем, что здесь размещается ЮНЕСКО, но и благодаря своим архитектурным достоинствам.

Комплекс дополняют три других здания. В первом, получившем название «аккордеон», находится большой овальный зал с плиссированным медным потолком. Здесь проходят пленарные заседания Генеральной конференции. Второе здание сооружено в форме куба. И, наконец, в третьем на глубине двух подземных уровней находятся шесть открытых внутренних двориков, в которые выходят окна расположенных по периметру служебных кабинетов. Эти здания открыты для посещения и хранят большое число уникальных произведений искусства.

С самого начала строительства здания на площади Фонтенуа ЮНЕСКО заказала известным художникам произведения искусства, часть которых, помимо декоративно-художественного назначения, символизировала бы мир, укрепление и сохранение которого ЮНЕСКО ставит своей задачей. Со временем были приобретены и другие произведения искусства. Ряд работ был передан в дар Организации государствами-членами. Произведения Пикассо, Базена, Миро, Тапиеса, Корбузье и многих других известных и неизвестных художников нашли свое место в этом универсальном музее, отражающем многообразие художественного творчества во всем мире.

ЮНЕСКО была создана на учредительной конференции представителей 44 стран, состоявшейся в Лондоне с 1 по 16 ноября 1945 года (16 ноября был утвержден Устав ЮНЕСКО, который вступил в силу 4 ноября 1946 года).

Сегодня ЮНЕСКО объединяет 191 государство мира (СССР вступил в ЮНЕСКО в 1954 году, Россия как правопреемница продолжает членство с декабря 1991 года.) и 6 ассоциированных членов. Штаб-квартира организации находится в Париже. Рабочие языки - английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский.

Главная цель ЮНЕСКО - содействовать обеспечению мира и безопасности на планете, способствуя сотрудничеству между странами в различных областях. Основные сферы деятельности ЮНЕСКО - образование, наука, культура и информация.

В области образования основной задачей организации является обеспечение всеобщего начального и развитие высшего образования. Ключевая программа в этой сфере - "Образование для всех в течение всей жизни". Главная роль здесь отводится новым информационным технологиям в области предоставления базового образования.

Наиболее известными программами ЮНЕСКО в научной сфере являются такие как "Человек и биосфера", направленная на защиту окружающей среды; "Плавучий университет" (разработана на базе МГУ, направлена на исследования в области морской геологии и археологии); "Наука на службе развития".

В области информации деятельность ЮНЕСКО сосредоточена в рамках Международной программы развития коммуникаций, учрежденной на 21-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1980 году. В 2000 году в ЮНЕСКО началась реализация программы "Информация для всех", основной целью которой является развитие информационной политики, ориентированной на человека как конечного потребителя информации.

В области культуры основной задачей ЮНЕСКО является защита культурного наследия. В 1972 году на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, участниками которой в настоящее время являются 168 стран. Согласно документу был создан специальный комитет, задачей которого стало составление Списка объектов всемирного культурного и природного наследия, подлежащих охране. Список включает художественные, исторические и природные памятники. На июль 2005 года в Списке числились 788 объектов из 134 стран, включая Россию (22 объекта). Существует также Список объектов всемирной опасности, в который вошли исторические памятники Ирака, пострадавшие в ходе американской военной акции в этой стране.

Высшим органом ЮНЕСКО является Генеральная конференция, созываемая раз в два года. На конференции принимаются основополагающие документы, определяются приоритеты на ближайшие 2 года, утверждается бюджет. Конференция также избирает Исполнительный совет и генерального директора. Исполнительный совет несет ответственность за выполнение программы, принятой на конференции, и собирается два раза в год.

Устав ЮНЕСКО определяет пост генерального директора "как высокого должностного чиновника - управляющего организацией, наделенного широкими правами и полнотой власти". Он готовит все заседания Генеральной конференции и Исполнительного совета, причем обладает правом инициатора, и принимает участие во всех заседаниях без права голоса. Генеральный директор избирается на 6-летний срок, мандат может быть продлен только один раз. С 14 ноября 1999 года этот пост занимает Коитиро Мацуура (Япония).

Бюджет ЮНЕСКО складывается из взносов государств-членов и утверждается Генеральной конференцией на два года.

Организация издает ежемесячный журнал "Курьер ЮНЕСКО" (на 35 языках), ежемесячный журнал "Хроника ЮНЕСКО", журналы и бюллетени по специальным вопросам, кроме того, публикует большое количество серийных изданий, монографий, справочников, статистических сборников и обзоров по различным вопросам науки, культуры и просвещения, а также библиографических указателей. Ежегодно публикуется каталог изданий ЮНЕСКО.

По материалам агентств ИТАР-ТАСС, РИА "Новости".

Энциклопедия юриста

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

ОРГАНИЗАЦИЯ ООН ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ (ЮНЕСКО) - международная организация, призванная координировать сотрудничество государств в гуманитарной сфере; основана в 1946 г. В качестве специализированного учреждения входит в систему ООН.

Цели ЮНЕСКО:

Вклад в обеспечение мира и безопасности через поощрение международного сотрудничества в области образования, науки и культуры;

Обеспечение уважения к законности и справедливости, правам человека и основным свободам без различия расы, пола, языка или религии согласно Уставу ООН.

Членами ЮНЕСКО к 1998 г. являлись 183 государства, включая РФ, США (1984), Сингапур и Великобритания (1985) вышли из состава ЮНЕСКО.

Структура ЮНЕСКО: Генеральная конференция; Исполнительный совет; Национальные комиссии; Региональная структура; Секретариат.

Генеральная конференция - главный орган ЮНЕСКО, в котором представлены все государства-члены. Правительства назначают для участия в Конференции до 5 делегатов. Генеральная конференция собирается раз в 2 года (обычно в последнем квартале каждого нечетного года) в Париже. Чрезвычайная сессия может быть созвана по решению Конференции, Исполнительного совета или по требованию 1/3 государств-членов. На Конференции избираются председатель и президиум. Каждое государство располагает одним голосом. Решения обычно принимаются простым большинством, за исключением случаев, требующих, согласно Уставу ЮНЕСКО или регламенту Генеральной конференции, большинства в 2/3 голосов (изменение Устава, прием новых членов, утверждение международных соглашений и др.). Генеральная конференция определяет цели и (2-летнюю) программу деятельности ЮНЕСКО, созывает межправительственные и неправительственные конференции по вопросам образования, естественных и гуманитарных наук или распространения общих знаний, избирает членов Исполнительного совета и назначает по его рекомендации генерального директора. Исполнительный совет состоит из 51 члена, избираемых Генеральной конференцией из назначенных государствами делегатов (компетентных лиц). Он готовит повестку дня Генеральной конференции, формулирует рекомендации по программе и бюджету, отвечает перед Генеральной конференцией за выполнение принятых ею решений и консультирует ООН между ее сессиями. Заседает не менее 2 раз в год.

Национальные комиссии должны обеспечить включение в работу ЮНЕСКО государственных органов, занимающихся вопросами образования, науки и культуры.

На них возложены четыре функции:

Консультирование правительств и информирование общественности;

Связь государства-члена с ЮНЕСКО;

Участие в реализации и разработке программ ЮНЕСКО;

Осуществление собственных мероприятий (выставки, конференции, издания книг и др.).

Государства-члены разделены на 5 регионов (Африка, Латинская Америка, Азиатско-тихоокеанский регион, арабские страны, Европа и Северная Америка), в которых действуют около 50 региональных бюро. Большинство государств-членов, в том числе РФ, имеют постоянные представительства при штаб-квартире ЮНЕСКО. Генеральный директор - высшее должностное лицо ЮНЕСКО - возглавляет Секретариат. Он избирается сроком на 6 лет с возможностью переизбрания еще на один срок. Отдельные департаменты Секретариата (воспитание, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация, информация и информатика) возглавляются его заместителями. Генеральный директор готовит программу и бюджет и руководит работой Секретариата. Важнейшими партнерами ЮНЕСКО являются: национальные комиссии, органы и институты системы ООН, негосударственные организации и фонды, клубы и ассоциированные школы ЮНЕСКО.

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮН) автора БСЭ

Из книги Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии автора Борякова Наталья Юрьевна

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Еще со времен разложения первобытного общества и социальной дифференциации возникла и дифференциация культуры. Основные формы культуры:1. Массовая («коммерческая») культура – возникла вместе с появлением общества

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

ЮНЕСКО см. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Список всемирного наследия ЮНЕСКО В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975). По состоянию на 2006 год в списке всемирного наследия 830 объектов (в том числе 644 культурных, 162 природных и 24 смешанных) из 138

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

4. Источники финансирования стратегических программ образования, науки и технологий Значительная затратность и капиталоемкость ряда стратегических направлений научно-технического развития предполагает целевое финансирование из специальных фондов, наполнение и

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

5. Реструктуризация системы высшего образования и науки Определение приоритетов общих и стратегических научных исследований и утверждение общенациональных государственных программ научных исследований, в том числе в рамках общенациональных проектных программ

Из книги Закон подлости и другие законы автора Душенко Константин Васильевич

7. Государственная поддержка высшего образования и науки Руководствуясь целью возрождения научных (образовательных, исследовательских и научно-практических) школ и создания необходимых условий для интенсивных научных исследований, государство в соответствии с

Из книги автора

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Подходы к пониманию культуры1. Технологический: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.2. Деятельностный: культура – осуществляемая в сферах материальной и

Из книги автора

Развитие науки и системы образования в начале ХХ в Образование:1897–1917 гг. – число грамотных выросло с 21 % до 31 %.Наука, техника:1896 г. – первый русский автомобиль. С 1908 г. – серийное производство автомобилей «Руссо-Балт» (Рига).1895 г. – А. С. Попов – первая радиостанция.1903 г.

Из книги автора

Законы науки, культуры и религии Авангард чаще обстреливают сзади, чем спереди.Пабло ПикассоАктеры играют тем лучше, чем хуже пьеса.Альбрехт ГаллерАКТРИСЫ ЗАВОДЯТСЯ ДАЖЕ В САМЫХ ПРИЛИЧНЫХ СЕМЕЙСТВАХ.Оливер ХерфордАнекдоты размножаются почкованием.Карел

United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization - UNESCO) - международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Учреждена в ноябре 1945 Членами ЮНЕСКО являются 184 государства, включая РФ. США (1984), Сингапур и Великобритания (1985) вышли из состава ЮНЕСКО, однако они принимают участие в отдельных мероприятиях, проводимых ЮНЕСКО.

Целями ЮНЕСКО являются: содействие укреплению мира и безопасности через поощрение международного сотрудничества в области образования, науки и культуры; обеспечение уважения к законности и справедливости, правам человека и основным свободам без различия расы, пола, языка или религии согласно Уставу ООН.

Структура ЮНЕСКО: 1. Генеральная конференция (высший орган). 2. Исполнительный совет. 3. Национальные комиссии. 4. Региональная структура. 5. Секретариат.

Генеральная конференция, собираясь раз в два года в Париже, определяет цели и (двухлетнюю) программу деятельности ЮНЕСКО, созывает межправительственные и неправительственные конференции по вопросам образования, естественных и гуманитарных наук или распространения общих знаний, избирает членов Исполнительного совета и назначает по его рекомендации Генерального директора.

Исполнительный совет состоит из 51 члена, избираемого Генеральной конференцией из назначенных государствами делегатов (компетентных лиц). Совет готовит повестку дня Генеральной конференции, формулирует рекомендации по программе и бюджету, отвечает перед Генеральной конференцией за выполнение принятых ею решений и консультирует ООН между сессиями Генеральной конференции. Исполнительный совет заседает не менее двух раз в год.

Национальные комиссии, создание которых рекомендовано Уставом, должны обеспечить включение в работу ЮНЕСКО государственных органов, занимающихся вопросами образования, науки и культуры. На них возложены четыре функции: консультирование правительств и информирование общественности; связь государства-члена с ЮНЕСКО; участие в реализации и разработке программ ЮНЕСКО; осуществление собственных мероприятий (выставки, конференции, издания книг и др.). Государства-члены разделены по пяти регионам (Африка, Латинская Америка, Азиатско-Тихоокеанский, арабские страны, Европа и Северная Америка), в которых действуют около 50 региональных бюро. Большинство государств-членов, в т.ч. РФ, имеют постоянные представительства при штаб-квартире ЮНЕСКО.

Генеральный директор - высшее должностное лицо ЮНЕСКО - возглавляет Секретариат. Он избирается сроком на шесть лет с возможностью переизбрания еще на один срок.

Важнейшими партнерами ЮНЕСКО являются: национальные комиссии, органы и институты системы ООН, и государственные организации и фонды, клубы и ассоциированные школ ЮНЕСКО. Деятельность ЮНЕСКО осуществляется посредством международного интеллектуального сотрудничества, взаимопомощи, содействия мира в следующих приоритетных областях: 1) воспитание; 2) наука; 3) культура; 4) коммуникации; 5) социальные науки и развитие; 6) мир и права чело! века. В своей работе ЮНЕСКО опирается на комитеты, международные миссии и др. органы, среди них: Международная комиссия по истории научного и культурного развития человечества. Международная океанографическая комиссия, комиссия по культуре и развитию. Международная комиссия по вопросам образования XXI в., Международное бюро по вопросам школьного образования в Женеве, Международный институт планирования образования (в Париже), Институт ЮНЕСКО по вопросам воспитания (в Гамбурге). ЮНЕСКО осуществляв программу ликвидации неграмотности; программу технической помои программу "Наука, технология и общество"; программу "Человек и биосфера" и др.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то