Числе международное бюро труда ilo. Международная организация труда, ее основные задачи. Конвенции и рекомендации МОТ о труде, их классификация и общая характеристика. Эти задачи решаются различными путями

История создания, развития и задачи МОТ

Международная организация труда была создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций . Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора .

Первый генеральный директор и один из основных инициаторов создания - французский политический деятель Альбер Тома . В настоящее время генеральным директором является Гай Райдер. В 1934 году членами МОТ стали США И СССР . В 1940 году в связи со Второй мировой войной штаб-квартира МОТ временно переносится в Монреаль , Канада . Благодаря этому была сохранена непрерывность деятельности Организации. В 1940 году СССР приостановил своё членство в МОТ, возобновил в 1954 году . С этого времени членами МОТ стали Белоруссия и Украина .

Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств - трипартизма.

МОТ - одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций , она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН . Если в момент её создания в ней участвовало 42 государства, то в 2000 году их было 174 .

Причины образования МОТ

Политическая причина

Первым поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран . В целях противодействия стихийному разрешению возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путём, организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путём .

Социальная причина

Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся в начале XX века. Они подвергались жестокой эксплуатации , их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества .

Экономическая причина

Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что потребовало решения противоречий в трудовых отношениях между государством, работодателями и работниками в большинстве стран . В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах» .

Структура МОТ и её основополагающие документы

Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ.

МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда.

Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда . Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно - Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Тексты Конвенций и Рекомендаций МОТ на русском , английском , французском , испанском , китайском , немецком , португальском , арабском языках собраны в базе данных международных трудовых стандартов МОТ.

МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз - в 2001 году в отношении Мьянмы , в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Устав МОТ

Первоначальный текст Устава, составленный в 1919 г., был изменен поправкой 1922 г., вошедшей в силу 4 июня 1934 г.; Актом о поправке 1945 г., вошедшем в силу 26 сентября 1946 г.; Актом о поправке 1946 г., вошедшем в силу 20 апреля 1948 г.; Актом о поправке 1953 г., вошедшем в силу 20 мая 1954 г., Актом о поправке 1962 г., вошедшем в силу 22 мая 1963 г., и Актом о поправке 1972 г., вошедшем в силу 1 ноября 1974 года .

Филадельфийская декларация МОТ

Конвенции МОТ

Конвенции МОТ, ратифицированные Россией

Перечень Конвенций МОТ, ратифицированных Россией

  • Конвенция N 10 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве» (1921);
  • Конвенция N 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921);
  • Конвенция N 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921);
  • Конвенция N 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921);
  • Конвенция N 15 «О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте» (1921);
  • Конвенция N 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921);
  • Конвенция N 23 «О репатриации моряков» (1926);
  • Конвенция N 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929);
  • Конвенция N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930);
  • Конвенция N 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов» (1932);
  • Конвенция N 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935);
  • Конвенция N 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935);
  • Конвенция N 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936);
  • Конвенция N 58 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в море» (1936);
  • Конвенция N 59 «О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность» (1937);
  • Конвенция N 60 «О возрасте приема детей на непромышленные работы» (1937);
  • Конвенция N 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946);
  • Конвенция N 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946);
  • Конвенция N 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946);
  • Конвенция N 78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946);
  • Конвенция N 79 «Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах» (1946);
  • Конвенция N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947);
  • Конвенция N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948);
  • Конвенция N 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1948);
  • Конвенция N 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949);
  • Конвенция N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949);
  • Конвенция N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949);
  • Конвенция N 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951);
  • Конвенция N 103 «Об охране материнства» (1952);
  • Конвенция N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957);
  • Конвенция N 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957);
  • Конвенция N 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» (1958);
  • Конвенция N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958);
  • Конвенция N 112 «О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков» (1959);
  • Конвенция N 113 «О медицинском осмотре рыбаков» (1959);
  • Конвенция N 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» (1960);
  • Конвенция N 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961);
  • Конвенция N 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963);
  • Конвенция N 120 «О гигиене труда в торговле и в учреждениях» (1964);
  • Конвенция N 122 «О политике в области занятости» (1964);
  • Конвенция N 123 «О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках» (1965);
  • Конвенция N 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965);
  • Конвенция N 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов» (1966);
  • Конвенция № 132 "Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная) (1970)
  • Конвенция N 133 «О помещениях для экипажа на борту судов. Дополнительные положения» (1970);
  • Конвенция N 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970);
  • Конвенция N 137 «О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах» (1973);
  • Конвенция N 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973);
  • Конвенция N 139 «О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики» (1974);
  • Конвенция N 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975);
  • Конвенция N 147 «О минимальных нормах на торговых судах» (1976);
  • Конвенция N 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» (1977) ;
  • Конвенция N 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977);
  • Конвенция N 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (1978);
  • Конвенция N 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» (1979);
  • Конвенция N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981);
  • Конвенция N 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981);
  • Конвенция N 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983);
  • Конвенция N 160 «О статистике труда» (1985);
  • Конвенция N 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986);
  • Конвенция № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992)
  • Конвенция N 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996);
  • Конвенция N 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999);
  • Конвенция № 185 «Об удостоверениях личности моряков»;
  • Конвенция МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006)
  • Конвенция MLC о труде в морском судоходстве (2006).
  • Конвенция N 174 Международной организации труда «О предотвращении крупных промышленных аварий» (Заключена в г. Женеве 22.06.1993)
  • Конвенция № 175 Конвенция 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени (ратифицирована в 2016 году)

Методы работы и основные сферы деятельности

Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека. МОТ ставит перед собой четыре основных стратегических цели:

продвигать и проводить в жизнь основополагающие принципы и права в сфере труда; расширять возможности женщин и мужчин для получения достойной занятости; увеличивать охват и эффективность социального обеспечения для всех; укреплять трипартизм и социальный диалог. Эти задачи решаются различными путями:

путем выработки международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости; принятием международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций, подкрепленных уникальной системой контроля над их соблюдением; с помощью крупномасштабных программ международного технического сотрудничества; путем профессиональной подготовки и обучения, исследовательской и издательской деятельности в поддержку этих усилий.

Государства - члены МОТ

Перечень государств - членов МОТ

  • Австралия
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Албания
  • Алжир
  • Ангола
  • Антигуа и Барбуда
  • Аргентина
  • Армения
  • Афганистан
  • Багамские Острова
  • Бангладеш
  • Барбадос
  • Бахрейн
  • Беларусь
  • Белиз
  • Бельгия
  • Бенин
  • Болгария
  • Боливия
  • Босния и Герцеговина
  • Ботсвана
  • Бразилия
  • Буркина-Фасо
  • Бурунди
  • Бывшая Югославская Республика Македония
  • Венгрия
  • Венесуэла
  • Вьетнам
  • Габон
  • Гаити
  • Гайана
  • Гамбия
  • Гватемала
  • Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Германия
  • Гондурас
  • Гренада
  • Греция
  • Грузия
  • Дания
  • Джибути
  • Доминика
  • Доминиканская Республика
  • Египет
  • Замбия
  • Зимбабве
  • Израиль
  • Индия
  • Индонезия
  • Иордания
  • Исламская Республика Иран
  • Ирландия
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Йемен
  • Кабо-Верде
  • Казахстан
  • Камбоджа
  • Камерун
  • Канада
  • Катар
  • Кения
  • Кирибати
  • Китай
  • Колумбия
  • Коморские Острова
  • Конго
  • Корея, Республика
  • Коста-Рика
  • Кот-д’Ивуар
  • Кувейт
  • Кыргызстан
  • Лаосская Народно-демократическая Республика
  • Латвия
  • Лесото
  • Либерия
  • Ливан
  • Ливийская Арабская Джамахирия
  • Литва
  • Люксембург
  • Маврикий
  • Мавритания
  • Мадагаскар
  • Малави
  • Малайзия
  • Мальта
  • Марокко
  • Мексика
  • Мозамбик
  • Молдова, Республика
  • Монголия
  • Мьянма
  • Намибия
  • Непал
  • Нигер
  • Нигерия
  • Нидерланды
  • Никарагуа
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Пакистан
  • Панама
  • Папуа-Новая Гвинея
  • Парагвай
  • Польша
  • Португалия
  • Российская Федерация
  • Руанда
  • Румыния
  • Сальвадор
  • Сан-Марино
  • Сан-Томе и Принсипи
  • Саудовская Аравия
  • Свазиленд
  • Сейшельские Острова
  • Сенегал
  • Сент-Винсент и Гренадины
  • Сент-Кристофер и Невис
  • Сент-Люсия
  • Сингапур
  • Сирийская Арабская Республика
  • Словакия
  • Словения
  • Соединенное Королевство
  • Соединенные Штаты Америки
  • Соломоновы Острова
  • Сомали
  • Судан
  • Суринам
  • Сьерра-Леоне
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • Танзания, Объединенная Республика
  • Тринидад и Тобаго
  • Тунис
  • Туркменистан
  • Турция
  • Уганда
  • Узбекистан
  • Украина
  • Уругвай
  • Фиджи
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • Центрально-африканская Республика
  • Чешская Республика
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Эквадор
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея
  • Эстония
  • Эфиопия
  • Югославия
  • Южно-Африканская Республика
  • Ямайка
  • Япония

«„Всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости“. Это заявление, открывающее преамбулу к Уставу МОТ, четко и недвусмысленно возлагает на МОТ важнейшую роль в деле поддержания мира», - пояснил представитель МОТ в Нобелевской лекции. «Оно свидетельствует о том, что основатели нашей организации в 1919 году были убеждены в наличии неразрывной связи между социальной справедливостью в странах и международным миром, а также в том, что эта связь столь сильна и существенна, что из нее со всей очевидностью вытекала необходимость того, чтобы организация, занимающаяся вопросами труда, создавалась в качестве неотъемлемого элемента новой организационной структуры поощрения и защиты мира во всем мире после Первой мировой войны».

«Терпеливо, без пафоса, но небезуспешно»

Латинское изречение «Нет мира без правосудия» отражает важнейшую нравственную идею, являющуюся основой для Международной организации труда (МОТ). Присуждение Нобелевской премии мира за 1969 год этому специализированному учреждению ООН - признание успешного претворения им в жизнь этой идеи.

МОТ, созданная в 1919 году после социальных и политических катаклизмов, которыми сопровождалась Первая мировая война, получила эту премию 11 декабря 1969 года, в пятидесятую годовщину с момента ее основания, что явилось признанием полезности ее деятельности, на основе положения Преамбулы к ее Уставу, где говорится, что «всеобщий и прочный мир может быть обеспечен только на основе социальной справедливости». Генеральный директор МОТ Дэвид Морс в речи после вручения премии, которую он произнес от имени этой организации, подытожил характерную для нее позицию так: «Несмотря на политические катаклизмы, провалы и разочарования последних пятидесяти лет, МОТ терпеливо, без пафоса, но небезуспешно предпринимала усилия с целью создания инфраструктуры мира».

Радикальные экономические и социальные изменения эпохи индустриализации не только обеспечили беспрецедентно высокие темпы экономического роста в Европе, но и привели к созданию многочисленного и активного рабочего класса, часто вступавшего в конфликт с правящими классами. Сам Альфред Нобель боялся социальной революции и предупреждал в 1892 году об опасностях «новой тирании остающихся незамеченными», и об угрозе, представляемой ею для мира во всем мире. Лауреат первой Нобелевской премии мира за 1901 г. Фредерик Пасси также призывал к осуществлению социальных реформ как основы международной стабильности и мира.

МОТ, созданная на основе реформаторского и социалистического мышления XIX - начала XX вв. в Европе, сумела стать инструментом сотрудничества и диалога между рабочими и их правительствами, предоставив различным силам важный форум для встреч. Эта организация, помогающая обезвреживать «опасные взрывчатые вещества, таящиеся в глубинах общества», дала миру идею индустриального диалога. Изменение соотношения политических сил в мире после Второй мировой войны стимулировало расширение целей этой организации, и в 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением, связанным с ООН.

На начальных этапах деятельности МОТ ее главной задачей было «наведение мостов между богатыми и бедными в отдельных странах». В ее Уставе был сформулирован принцип трипартизма, содействующий организации диалога между правительствами, работодателями и работниками с целью урегулирования конфликтов и улучшения условий труда. Под патронажем и руководством МОТ профсоюзы и организации работодателей выработали последовательные и эффективные позиции. После Второй мировой войны задачи этой организации вышли за пределы национальных границ, и она стала «наводить мосты» в отношениях между богатыми и бедными странами, содействуя сотрудничеству между ними в областях, связанных с торговлей и трудовыми отношениями.

Создание Центра современной профессионально-технической подготовки - одна из ценных инициатив МОТ, проводящаяся в жизнь в рамках местных ограничений в каждой из стран. Она укрепляет развивающиеся страны, предоставляя им ресурсы, ноу-хау в технической и управленческой областях, и способствует созданию институциональных и административных структур, необходимых для современной государственности и миростроительства. Она оказывает постоянное влияние на законы в сфере социального обеспечения в каждой отдельной стране, что вносит ценный вклад в международные законы.

МОТ занимается главным образом принятием международных трудовых стандартов, разработкой международной политики и программ, направленных на обеспечение основных прав человека; улучшением трудовых и жилищных условий и повышение занятости, вопросами профессиональной безопасности, защиты рабочих-мигрантов, и установлением надлежащей минимальной заработной платы. Она также наделена мандатом на оказание технической помощи развивающимся странам, конечная цель которой - формирование международной программы занятости, а также создание норм и обеспечение технического сотрудничества на основе интенсивных программ исследований, подготовки, обучения и публикаций.

Работая в сотрудничества с другими специализированными учреждениями ООН, такими, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и получая финансовую поддержку ООН, МОТ реализует в развивающихся странах исследовательские проекты в областях сельского хозяйства и промышленности с главной целью решения хронических проблем безработицы и неполной занятости. Она оказывает содействие в осуществлении аграрных реформ, сельскохозяйственных проектов, в областях индустриализации, общественных работ, в разработке программ подготовки и руководства профессиональным обучением, в выборе возможностей для инвестиций, в развитии торговли и др.

Если первоначальной целью МОТ была выработка международного законодательства с целью защиты рабочих от эксплуатации и несправедливых условий труда, то сейчас эта организация стала инструментом содействия принятию эффективных мер, гарантирующих соблюдение основных прав человека, таких, как свобода собраний, свобода от принудительного труда и дискриминации и обеспечение экономического развития.

«Все люди, независимо от расы, убеждений и пола, имеют право добиваться материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической безопасности и равных возможностей. Обязанностью МОТ является изучать и рассматривать всю международную и финансовую политику и меры в свете этой основной цели». Эти слова из Филадельфийской декларации МОТ определяют взаимозависимость экономической и социальной политики и подчеркивают их неразрывную связь с делом мира.

Международная организация труда

Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ) - специализированное учреждение ООН , международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений . На 2009 год участниками МОТ являются 183 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации -Международное бюро труда , находится в Женеве . В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

[убрать ]

    1 История создания, развития и задачи МОТ

    2 Структура МОТ и ее основополагающие документы

    • 2.1 Устав МОТ

      2.2 Филадельфийская декларация МОТ

      2.3 Регламент Международной конференции труда

      2.5 Международная конференция труда МКТ

      2.6 Административный Совет

      2.7 Международное бюро труда МБТ

    3 Методы работы и основные сферы деятельности

    4 Государства - члены МОТ

    5 Россия и МОТ

    6 Генеральные директора МОТ

    7 События

  • 9 Примечания

История создания, развития и задачи МОТ

Создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций . Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал -демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора . Необходимость создания МОТ определялась следующими причинами:

    Первая - политическая.

Поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальныых проблем эволюционным мирным путем .

    Вторая - социальная.

Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества .

    Третья - экономическая.

Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран . В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах» .

    Первый генеральный директор и один из основых инициаторов создания - французский политический деятель Альбер Тома . В настоящее время генеральным директором является Хуан Сомавиа .

В 1934 году членами МОТ стали США И СССР. В 1940 году в связи со Второй мировой войной штаб -квартира МОТ временно переносится в Монреаль, Канада. Благодаря этому была сохранена непрерывность деятельности Организации. В 1940 году СССР приостановил свое членство в МОТ, возобновил в 1954 году. С этого времени членами МОТ стали Белоруссия и Украина .

    В 1944 году Международная конференция труда в Филадельфии определила задачи МОТ в послевоенное время. На ней была принята Филадельфийская декларация, определявшая эти задачи. Декларация стала приложением и составной частью Устава МОТ. Правительство СССР не приняло приглашения МОТ на участие в конференции. В 1945 году МОТ возвратилась в Женеву .

Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе . Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств - трипартизма .

МОТ- одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций, она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН. Если в момент её создания в ней участвовало 42 государства, то в 2000 году их было 174 .

Структура МОТ и ее основополагающие документы

Отличительная черта МОТ - трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации .

Высшим органом МОТ является Международная конференция труда , на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции иРекомендации , посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике , а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларациии МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно - Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз - в 2001 году в отношении Мьянмы , в течение десятилетий подвергавшейся крититке за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Устав МОТ

Филадельфийская декларация МОТ

В 1944 году на сессии в Филадельфии,США Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой уточняются цели и задачи Организации.

    В Декларации воплощены следующие принципы:

    • труд не является товаром;

      свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;

      нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

      все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Регламент Международной конференции труда

Декларация МОТ 1998 года Об основополагающих принципах и правах в сфере труда

Принимая во внимание, что создатели МОТ исходили из убеждения, что социальная справедливость имеет важнейшее значение для обеспечения всеобщего и прочного мира;

Принимая во внимание, что экономический рост имеет важнейшее значение, но недостаточен для обеспечения равенства, социального прогресса и искоренения бедности, что подтверждает необходимость в усилиях МОТ, направленных на поддержку сильной социальной политики, справедливости и демократических институтов;

Принимая во внимание, что МОТ должна, как никогда ранее, использовать все свои ресурсы в области нормотворческой деятельности, технического сотрудничества и весь свой исследовательский потенциал во всех областях своей компетенции, в частности в таких, как занятость, профессиональная подготовка и условия труда, добиваясь таким образом в рамках глобальной стратегии социально-экономического развития того, чтобы экономическая политика и социальная политика взаимно усиливали друг друга, создавая условия для широкомасштабного и устойчивого развития;

Принимая во внимание, что МОТ должна обращать особое внимание на проблемы, стоящие перед лицами, которые имеют особые социальные нужды, в особенности перед безработными и трудящимися-мигрантами, и мобилизовать и поощрять предпринимаемые на международном, региональном и национальном уровнях усилия, направленные на разрешение их проблем, и способствовать проведению действенной политики, нацеленной на создание рабочих мест;

Принимая во внимание, что для усиления связей между социальным прогрессом и экономическим ростом особые значение и смысл имеет гарантия соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда, так как она позволяет заинтересованным лицам свободно и на равных условиях требовать своей справедливой доли в богатстве, созданию которого они помогали, а также дает им возможность полностью реализовать свой человеческий потенциал;

Принимая во внимание, что МОТ является международной организацией, наделенной по своему Уставу мандатом и являющейся компетентным органом в области принятия и применения международных трудовых норм, и пользующейся всеобщей поддержкой и признанием в том, что касается содействия применению основополагающих прав в сфере труда, являющихся выражением ее уставных принципов;

Принимая во внимание, что в условиях растущей экономической взаимозависимости настоятельно требуется подтвердить неизменность основополагающих принципов и прав, провозглашенных в Уставе Организации, и содействовать их всеобщему соблюдению;Международной Организации Труда Статья >> Государство и право

Устава Международной Организации Труда направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для... Международной Организации Труда , Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает об этом всех Членов Международной Организации Труда ...

  • Деятельность международной организации труда , ее структура и организация

    Реферат >> Государство и право

    Что такое МОТ? Международная организация труда (МОТ), основанная в... учреждений системы Организации Объединенных Наций. Это - единственная международная организация , состоящая... МОТ стала первой международной организацией , которая занялась рассмотрением...

  • Международное разделение труда (10)

    Реферат >> Экономика

    И международного разделения труда . Внутригосударственное разделение труда - это сис­тема или способ организации труда , при... более квалифицированными. По оценкам экспертов Международной организации труда , каждый трудящийся мигрант привозит в...

  • Международный рынок труда (2)

    Курсовая >> Экономика

    Млн. человек. По оценкам международной организации труда , в странах Евросоюза незаконно проживают... положение мигрантов . Международная организация по миграции считает, ... 178]. Кроме того, Международная организация по миграции подчеркивает: необходимо...

  • http://www.ilo.org/

    Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ , англ. International Labour Organization, ILO ) - специализированное учреждение ООН , международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений . На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств. С 1920 года штаб-квартира Организации - Международного бюро труда, находится в Женеве . В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии .

    История создания, развития и задачи МОТ

    Международная организация труда была создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций . Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора .

    Первый генеральный директор и один из основных инициаторов создания - французский политический деятель Альбер Тома . В настоящее время генеральным директором является Гай Райдер. В 1934 году членами МОТ стали США И СССР . В 1940 году в связи со Второй мировой войной штаб-квартира МОТ временно переносится в Монреаль , Канада . Благодаря этому была сохранена непрерывность деятельности Организации. В 1940 году СССР приостановил свое членство в МОТ, возобновил в 1954 году . С этого времени членами МОТ стали Белоруссия и Украина .

    Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств - трипартизма.

    МОТ - одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций , она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН . Если в момент её создания в ней участвовало 42 государства, то в 2000 году их было 174 .

    Причины образования МОТ

    Политическая причина

    Первым поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран . В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем .

    Социальная причина

    Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации , их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества .

    Экономическая причина

    Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран . В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах» .

    Структура МОТ и её основополагающие документы

    Отличительная черта МОТ - трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации .

    Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно - Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

    Тексты Конвенций и Рекомендаций МОТ на русском , английском , французском , испанском , китайском , немецком , португальском , арабском языках собраны в базе данных международных трудовых стандартов МОТ.

    МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

    В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз - в 2001 году в отношении Мьянмы , в течение десятилетий подвергавшейся крититке за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

    Устав МОТ

    Филадельфийская декларация МОТ

    Конвенции МОТ

    • № 2 Конвенция 1919 года о безработице
    • № 3 Конвенция 1919 года об охране материнства
    • № 4 Конвенция 1919 года о труде женщин в ночное время
    • № 5 Конвенция 1919 года о минимальном возрасте для приема на работу в промышленности
    • № 6 Конвенция 1919 года о ночном труде подростков в промышленности
    • № 7 Конвенция 1920 года о минимальном возрасте для работы в море
    • № 8 Конвенция 1920 года о пособиях по безработице в случае кораблекрушения
    • № 9 Конвенция 1920 года о трудоустройстве моряков
    • № 10 Конвенция 1921 года о минимальном возрасте в сельском хозяйстве
    • № 11 Конвенция 1921 года о праве на объединение в сельском хозяйстве
    • № 12 Конвенция 1921 года о возмещении при несчастных случаях в сельском хозяйстве
    • № 13 Конвенция 1921 года о свинцовых белилах в малярном деле
    • № 14 Конвенция 1921 года о еженедельном отдыхе в промышленности
    • № 15 Конвенция 1921 года о минимальном возрасте для грузчиков угля и кочегаров во флоте
    • № 16 Конвенция 1921 года о медицинском освидетельствовании подростков на борту судов
    • № 17 Конвенция 1925 года о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве
    • № 18 Конвенция 1925 года о профессиональных заболеваниях
    • № 19 Конвенция 1925 года о равноправии в области возмещения при несчастных случаях
    • № 20 Конвенция 1925 года о ночной работе в булочных
    • № 21 Конвенция 1926 года об инспекции эмигрантов
    • № 22 Конвенция 1926 года о трудовых договорах моряков
    • № 23 Конвенция 1926 года о репатриации моряков
    • № 24 Конвенция 1927 года о страховании по болезни в промышленности
    • № 25 Конвенция 1927 года о страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве
    • № 26 Конвенция 1928 года о процедуре установления минимальной заработной платы
    • № 27 Конвенция 1929 года об указании веса грузов, перевозимых на судах
    • № 28 Конвенция 1929 года о защите докеров от несчастных случаев
    • № 29 Конвенция 1930 года о принудительном труде
    • № 30 Конвенция 1930 года о рабочем времени в торговле и в учреждениях
    • № 31 Конвенция 1931 года о рабочем времени в угольных шахтах
    • № 32 Конвенция (пересмотренная) 1932 года о защите докеров от несчастных случаев
    • № 33 Конвенция 1932 года о минимальном возрасте на непромышленных работах
    • № 34 Конвенция 1933 года о платных бюро найма
    • № 35 Конвенция 1933 года о страховании по старости в промышленности
    • № 36 Конвенция 1933 года о страховании по старости в сельском хозяйстве
    • № 37 Конвенция 1933 года о страховании на случай инвалидности в промышленности и т. д.
    • № 38 Конвенция 1933 года о страховании по инвалидности в сельском хозяйстве
    • № 39 Конвенция 1933 года о страховании на случай потери кормильца в промышленности
    • № 40 Конвенция 1933 года о страховании на случай потери кормильца в сельском хозяйстве
    • № 41 Конвенция (пересмотренная) 1934 года о труде женщин в ночное время
    • № 42 Конвенция (пересмотренная) 1934 года о возмещении в случае профессиональных заболеваний
    • № 43 Конвенция 1934 года о заводах по производству листового стекла
    • № 44 Конвенция 1934 года о страховании по безработице
    • № 45 Конвенция 1935 года о применении труда женщин на подземных работах
    • № 46 Конвенция (пересмотренная) 1935 года о рабочем времени в угольных шахтах
    • № 47 Конвенция 1935 года о сорокачасовой рабочей неделе
    • № 48 Конвенция 1935 года о сохранении за мигрантами пенсионных прав
    • № 49 Конвенция 1935 года о сокращении рабочего времени на стеклодувных предприятиях
    • № 50 Конвенция 1936 года о вербовке трудящихся из коренного населения
    • № 51 Конвенция 1936 года о сокращении рабочего времени на общественных работах
    • № 52 Конвенция 1936 года об оплачиваемых отпусках
    • № 53 Конвенция 1936 года о свидетельствах о квалификации лиц командного состава торговых судов
    • № 54 Конвенция 1936 года об оплачиваемых отпусках моряков
    • № 55 Конвенция 1936 года об обязательствах судовладельцев в случае болезни или травмы у моряков
    • № 56 Конвенция 1936 года о страховании моряков по болезни
    • № 57 Конвенция 1936 года о рабочем времени на борту судов и составе судового экипажа
    • № 58 Конвенция (пересмотренная) 1936 года о минимальном возрасте для работы в море
    • № 59 Конвенция (пересмотренная) 1937 года о минимальном возрасте в промышленности
    • № 60 Конвенция (пересмотренная) 1937 года о минимальном возрасте на непромышленных работах
    • № 61 Конвенция 1937 года о сокращении рабочего времени в текстильной промышленности
    • № 62 Конвенция 1937 года о технике безопасности в строительстве
    • № 63 Конвенция 1938 года о статистике заработной платы и рабочего времени
    • № 64 Конвенция 1939 года о трудовых договорах трудящихся коренного населения
    • № 65 Конвенция 1939 года об уголовных санкциях для трудящихся коренного населения
    • № 66 Конвенция 1939 года о трудящихся-мигрантах
    • № 67 Конвенция 1939 года о продолжительности рабочего времени и отдыха на дорожном транспорте
    • № 68 Конвенция 1946 года о питании и столовом обслуживании экипажей на борту судов
    • № 69 Конвенция 1946 года о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации
    • № 70 Конвенция 1946 года о социальном обеспечении моряков
    • № 71 Конвенция 1946 года о пенсиях морякам
    • № 72 Конвенция 1946 года об оплачиваемых отпусках морякам
    • № 73 Конвенция 1946 года о медицинском освидетельствовании моряков
    • № 74 Конвенция 1946 года о выдаче матросам свидетельств о квалификации
    • № 75 Конвенция 1946 года о помещениях для экипажа
    • № 76 Конвенция 1946 года о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа
    • № 77 Конвенция 1946 года о медицинском освидетельствовании подростков в промышленности
    • № 78 Конвенция 1946 года о медицинском освидетельствовании подростков на непромышленных работах
    • № 79 Конвенция 1946 года о ночном труде подростков на непромышленных работах
    • № 80 Конвенция 1946 года о пересмотре заключительных статей
    • № 81 Конвенция 1947 года об инспекции труда
    • № 81 Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда
    • № 82 Конвенция 1947 года о социальной политике на территориях вне метрополии
    • № 83 Конвенция 1947 года о трудовых нормах на территориях вне метрополии
    • № 84 Конвенция 1947 года о праве на объединение на территориях вне метрополии
    • № 85 Конвенция 1947 года об инспекции труда на территориях вне метрополии
    • № 86 Конвенция 1947 года о трудовых договорах трудящихся коренного населения
    • № 87 Конвенция 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию
    • № 88 Конвенция 1948 года об организации службы занятости
    • № 89 Конвенция (пересмотренная) 1948 года о ночном труде женщин
    • № 90 Конвенция (пересмотренная) 1948 года о ночном труде подростков в промышленности
    • № 91 Конвенция (пересмотренная) 1949 года об оплачиваемых отпусках морякам
    • № 92 Конвенция (пересмотренная) 1949 года о помещениях для экипажа
    • № 93 Конвенция (пересмотренная) 1949 года о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа
    • № 94 Конвенция 1949 года о трудовых статьях в договорах, заключаемых государственными органами власти
    • № 95 Конвенция 1949 года об охране заработной платы
    • № 96 Конвенция (пересмотренная) 1949 года о платных бюро по найму
    • № 97 Конвенция (пересмотренная) 1949 года о трудящихся-мигрантах
    • № 98 Конвенция 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров
    • № 99 Конвенция 1951 года о процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве
    • № 100 Конвенция 1951 года о равном вознаграждении
    • № 101 Конвенция 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве
    • № 102 Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения
    • № 103 Конвенция (пересмотренная) 1952 года об охране материнства
    • № 104 Конвенция 1955 года об отмене уголовных санкций для коренного населения
    • № 105 Конвенция 1957 года об упразднении принудительного труда
    • № 106 Конвенция 1957 года о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях
    • № 107 Конвенция 1957 года о коренном и другом населении, ведущем племенной образ жизни
    • № 108 Конвенция 1958 года об удостоверениях личности моряков
    • № 109 Конвенция (пересмотренная) 1958 года о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа
    • № 110 Конвенция 1958 года о плантациях
    • № 111 Конвенция 1958 года о дискриминации в области труда и занятий
    • № 112 Конвенция 1959 года о минимальном возрасте рыбаков
    • № 113 Конвенция 1959 года о медицинском осмотре рыбаков
    • № 114 Конвенция 1959 года о трудовых договорах рыбаков
    • № 115 Конвенция 1960 года о защите от радиации
    • № 116 Конвенция 1961 года о пересмотре заключительных статей
    • № 117 Конвенция 1962 года об основных целях и нормах социальной политики
    • № 118 Конвенция 1962 года о равноправии в области социального обеспечения
    • № 119 Конвенция 1963 года о снабжении машин защитными приспособлениями
    • № 120 Конвенция 1964 года о гигиене в торговле и учреждениях
    • № 121 Конвенция 1964 года о пособиях в случаях производственного травматизма
    • № 122 Конвенция 1964 года о политике в области занятости
    • № 123 Конвенция 1965 года о минимальном возрасте допуска на подземные работы
    • № 124 Конвенция 1965 года о медицинском освидетельствовании молодых людей для подземных работ
    • № 125 Конвенция 1966 года о свидетельствах рыбаков
    • № 126 Конвенция 1966 года о помещениях для рыбаков на борту судов
    • № 127 Конвенция 1967 года о максимальном грузе
    • № 128 Конвенция 1967 года о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца
    • № 129 Конвенция 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве
    • № 130 Конвенция 1969 года о медицинской помощи и пособиях по болезни
    • № 131 Конвенция 1970 года об установлении минимальной заработной платы
    • № 132 Конвенция (пересмотренная) 1970 года об оплачиваемых отпусках
    • № 133 Конвенция 1970 года о помещениях для экипажа (дополнительные положения)
    • № 134 Конвенция 1970 года о предупреждении несчастных случаев (моряки)
    • № 135 Конвенция 1971 года о представителях трудящихся
    • № 136 Конвенция 1971 года о бензоле
    • № 137 Конвенция 1973 года о портовых работах
    • № 138 Конвенция 1973 года о минимальном возрасте
    • № 139 Конвенция 1974 года о профессиональных раковых заболеваниях
    • № 140 Конвенция 1974 года об оплачиваемых учебных отпусках
    • № 141 Конвенция 1975 года об организациях сельских трудящихся
    • № 142 Конвенция 1975 года о развитии людских ресурсов
    • № 143 Конвенция 1975 года о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения)
    • № 144 Конвенция 1976 года о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)
    • № 145 Конвенция 1976 года о непрерывности занятости моряков
    • № 146 Конвенция 1976 года об оплачиваемых отпусках морякам
    • № 147 Конвенция 1976 года о минимальных нормах в торговом флоте
    • № 148 Конвенция 1977 года о производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация)
    • № 149 Конвенция 1977 года о сестринском персонале
    • № 150 Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда
    • № 151 Конвенция 1978 года о трудовых отношениях на государственной службе
    • № 152 Конвенция 1979 года о технике безопасности и гигиене труда (портовые работы)
    • № 153 Конвенция 1979 года о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте
    • № 154 Конвенция 1981 года о коллективных переговорах
    • № 155 Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда
    • № 156 Конвенция 1981 года о трудящихся с семейными обязанностями
    • № 157 Конвенция 1982 года о сохранении прав в области социального обеспечения
    • № 158 Конвенция 1982 года о прекращении трудовых отношений
    • № 159 Конвенция 1983 года о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов
    • № 160 Конвенция 1985 года о статистике труда
    • № 161 Конвенция 1985 года о службах гигиены труда
    • № 162 Конвенция 1986 года об асбесте
    • № 163 Конвенция 1987 года о социально-бытовом обслуживании моряков
    • № 164 Конвенция 1987 года о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков
    • № 165 Конвенция (пересмотренная) 1987 года о социальном обеспечении моряков
    • № 166 Конвенция (пересмотренная) 1987 года о репатриации моряков
    • № 167 Конвенция 1988 года о безопасности и гигиене труда в строительстве
    • № 168 Конвенция 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы
    • № 169 Конвенция 1989 года о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни
    • № 170 Конвенция 1990 года о химических веществах
    • № 171 Конвенция 1990 года о ночном труде
    • № 172 Конвенция 1991 года об условиях труда в гостиницах и ресторанах
    • № 173 Конвенция 1992 года о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателя
    • № 174 Конвенция 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий
    • № 175 Конвенция 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени
    • № 176 Конвенция 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах
    • № 177 Конвенция 1996 года о надомном труде
    • № 178 Конвенция 1996 года об инспекции труда моряков
    • № 179 Конвенция 1996 года о найме и трудоустройстве моряков
    • № 180 Конвенция 1996 года о продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами
    • № 181 Конвенция 1997 года о частных агентствах занятости
    • № 182 Конвенция 1999 года о наихудших формах детского труда
    • № 183 Конвенция 2000 года об охране материнства
    • № 184 Конвенция 2001 года о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве
    • № 185 Конвенция (пересмотренная) 2003 года об удостоверениях личности моряков
    • № 186 Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве
    • № 187 Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда
    • № 188 Конвенция 2007 года о труде в рыболовном секторе
    • № 189 Конвенция 2011 года о достойном труде домашних работников
    • Рекомендация № 1

    Методы работы и основные сферы деятельности

    Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

    Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются

    • разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем
    • разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением
    • помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции
    • защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.)
    • борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения
    • содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных
    • разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда , охраны и восстановления окружающей среды
    • содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений
    • разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

    В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных: 1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм) 2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность) 3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством 4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам. Трипартизм - основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

    Государства - члены МОТ

    Австралия Австрия Азербайджан Албания Алжир Ангола Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Афганистан Багамские Острова Бангладеш Барбадос Бахрейн Беларусь Белиз Бельгия Бенин Болгария Боливия Босния и Герцеговина Ботсвана Бразилия Буркина-Фасо Бурунди Бывшая Югославская Республика Македония Венгрия Венесуэла Вьетнам Габон Гаити Гайана Гамбия Гана Гватемала Гвинея Гвинея-Бисау Германия Гондурас Гренада Греция Грузия Дания Джибути Доминика Доминиканская Республика Египет Заир Замбия Зимбабве Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Исламская Республика Иран Ирландия Исландия Испания Италия Йемен Кабо-Верде Казахстан Камбоджа Камерун Канада Катар Кения Кипр Кирибати Китай Колумбия Коморские Острова Конго Корея, Республика Коста-Рика Кот-д’Ивуар Куба Кувейт Кыргызстан Лаосская Народно-демократическая Республика Латвия Лесото Либерия Ливан Ливийская Арабская Джамахирия Литва Люксембург Маврикий Мавритания Мадагаскар Малави Малайзия Мали Мальта Марокко Мексика Мозамбик Молдова, Республика Монголия Мьянма Намибия Непал Нигер Нигерия Нидерланды Никарагуа Новая Зеландия Норвегия Объединенные Арабские Эмираты Оман Пакистан Панама Папуа-Новая Гвинея Парагвай Перу Польша Португалия Российская Федерация Руанда Румыния Сальвадор Сан-Марино Сан-Томе и Принсипи Саудовская Аравия Свазиленд Сейшельские Острова Сенегал Сент-Винсент и Гренадины Сент-Кристофер и Невис Сент-Люсия Сингапур Сирийская Арабская Республика Словакия Словения Соединенное Королевство Соединенные Штаты Америки Соломоновы Острова Сомали Судан Суринам Сьерра-Леоне Таджикистан Таиланд Танзания, Объединенная Республика Того Тринидад и Тобаго Тунис Туркменистан Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Хорватия Центрально-африканская Республика Чад Чешская Республика Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Экваториальная Гвинея Эритрея Эстония Эфиопия Югославия Южно-Африканская Республика Ямайка Япония

    Сотрудничество России и МОТ

    Членство в МОТ - одной из старейших и ведущих международных организаций - позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство - профсоюзы - предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости.

    Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления.

    МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

    Важным шагом на пути к сближению нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.

    С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в региональное бюро по странам СНГ. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии).

    Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус позволяет ему более широко и с большей степенью самостоятельности заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ. Россия активно участвует в работе Всемирной комиссии по социальному измерению глобализации, созданной по инициативе МОТ в 2002 г. (член Комиссии от России - В. И. Матвиенко). В сентябре 2004 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание Национального круглого стола, в котором участвовали представители деловых кругов, организаций охраны труда, государственных структур, законодательных органов власти и общественных организаций. Данный форум был приурочен к опубликованию доклада Всемирной комиссии «Справедливая глобализация: создание благоприятных возможностей для всех».

    МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минздравсоцразвития, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

    Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. В 2002 г. Генеральный директор Международного бюро труда (МБТ) Х.Сомавиа посетил Москву с официальным визитом, в ходе которого, в частности, встречался с Министром иностранных дел России И. С. Ивановым. Особое значение имела встреча Х.Сомавиа с заместителем Министра здравоохранения и социального развития А. Ю. Левицкой в Женеве во время 95-й сессии МКТ (июнь 2006 г.). В ходе этой встречи была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2006-2009 гг., которая включила в себя такие направления, как совершенствование законодательства, развитие социального диалога, решение вопросов нелегальной миграции и др. В рамках данной программы в мае 2007 г. состоялся визит в Женеву Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике во главе с Председателем Комитета А. К. Исаевым.

    Организация оказала содействие при подготовке встречи министров труда «восьмерки» в Москве в октябре 2006 г. Был, в частности, подготовлен информационный документ МБТ «Экономический рост и достойный труд: усиление взаимосвязи».

    Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ. В то же время представляется целесообразным полностью отказаться от технической помощи МОТ и подключиться к участию во внебюджетном финансировании представляющих для нас интерес проектов, прежде всего на пространстве СНГ.

    Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций.

    В настоящее время, несмотря на благоприятную, в целом, ситуацию, сохраняется ряд конвенций, о выполнении которых России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избежания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

    Вышеупомянутые № 87 и № 98 (среди рекомендаций МОТ - необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожной служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);

    Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (требуется реализация постоянного контроля и усиления уголовного и административного наказания за нарушения в данной области);

    Конвенция № 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» (необходимость принятия срочных мер для пресечения торговли детьми и наказания виновных).

    Кроме того, в ходе 300-й сессии Адмсовета МОТ (ноябрь 2007 г.) была принята жалоба Федерации профсоюзов работников морского транспорта о несоблюдении конвенции № 179 о найме и трудоустройстве моряков.

    Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в то же время исходит из того, что рассмотрение подобных вопросов следует вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом соответствии с мандатом Организации и установленными процедур

    Конвенции МОТ, ратифицированные Россией

    • Конвенция N 10 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве» (1921);
    • Конвенция N 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921);
    • Конвенция N 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921);
    • Конвенция N 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921);
    • Конвенция N 15 «О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте» (1921);
    • Конвенция N 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921);
    • Конвенция N 23 «О репатриации моряков» (1926);
    • Конвенция N 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929);
    • Конвенция N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930);
    • Конвенция N 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов» (1932);
    • Конвенция N 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935);
    • Конвенция N 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935);
    • Конвенция N 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936);
    • Конвенция N 58 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в море» (1936);
    • Конвенция N 59 «О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность» (1937);
    • Конвенция N 60 «О возрасте приема детей на непромышленные работы» (1937);
    • Конвенция N 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946);
    • Конвенция N 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946);
    • Конвенция N 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946);
    • Конвенция N 78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946);
    • Конвенция N 79 «Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах» (1946);
    • Конвенция N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947);
    • Конвенция N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948);
    • Конвенция N 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1948);
    • Конвенция N 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949);
    • Конвенция N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949);
    • Конвенция N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949);
    • Конвенция N 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951);
    • Конвенция N 103 «Об охране материнства» (1952);
    • Конвенция N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957);
    • Конвенция N 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957);
    • Конвенция N 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» (1958);
    • Конвенция N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958);
    • Конвенция N 112 «О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков» (1959);
    • Конвенция N 113 «О медицинском осмотре рыбаков» (1959);
    • Конвенция N 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» (1960);
    • Конвенция N 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961);
    • Конвенция N 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963);
    • Конвенция N 120 «О гигиене труда в торговле и в учреждениях» (1964);
    • Конвенция N 122 «О политике в области занятости» (1964);
    • Конвенция N 123 «О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках» (1965);
    • Конвенция N 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965);
    • Конвенция N 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов» (1966);
    • Конвенция № 132 "Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная) (1970)
    • Конвенция N 133 «О помещениях для экипажа на борту судов. Дополнительные положения» (1970);
    • Конвенция N 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970);
    • Конвенция N 137 «О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах» (1973);
    • Конвенция N 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973);
    • Конвенция N 139 «О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики» (1974);
    • Конвенция N 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975);
    • Конвенция N 147 «О минимальных нормах на торговых судах» (1976);
    • Конвенция N 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» (1977);
    • Конвенция N 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977);
    • Конвенция N 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (1978);
    • Конвенция N 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» (1979);
    • Конвенция N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981);
    • Конвенция N 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981);
    • Конвенция N 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983);
    • Конвенция N 160 «О статистике труда» (1985);
    • Конвенция N 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986);
    • Конвенция № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992)
    • Конвенция N 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996);
    • Конвенция N 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999).
    • Конвенция № 185 «Об удостоверениях личности моряков»
    • Конвенция МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006)

    Генеральные директора МОТ

    Период Генеральный директор МОТ Примечание
    Ноябрь - 7 мая Альбер Тома Франция
    Июль - июнь Гарольд Батлер Великобритания
    Июнь - июль Джон Уайнант США
    Июль - июнь Эдвард Филэн Ирландия
    Июнь - май Дэвид Морс США
    1 июня - 9 октября Уилфред Дженкс Великобритания
    9 октября - 27 февраля Франсис Бланшар Франция
    27 февраля - 4 марта Мишель Хансенн Бельгия
    4 марта - 1 октября Хуан Сомавия Чили
    1 октября - настоящее время Гай Райдер Великобритания

    События

    • . На Конгрессе Священного Союза в Ахене , Германия , английский промышленник Роберт Оуэн настаивает на ведении положений о защите трудящихся и создании комиссии по социальным вопросам.
    • - . Жестоко подавлены два восстания ткачей на шелкопрядных фабриках в Лионе .
    • 1838 −1859. Французский промышленник Даниэль Легран подхватывает идеи Оуэна.
    • 1864. В Лондоне основан 1-й Интернационал «Международное товарищество рабочих»
    • 1866. Конгресс 1-го Интернационала требует принятия международного трудового законодательства.
    • 1867. Публикация первого тома труда
    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то