Влияние второй мировой войны на международное право. Изменения в международном праве после второй мировой войны. Противоречие между военной необходимостью и военным правом

В ходе Второй мировой войны руководители стран антигитлеровской коалиции пришли к выводу, что после победы, в целях поддержания международного мира и безопасности, а также предотвращения военных преступлений, будет необходимо создать новый международный механизм, лишённый недостатков Лиги Наций. В результате Московской, Тегеранской и Крымской мирных конференций были сформулированы идеи о том, что таким механизмом может стать новая международная организация, которая бы стала преемником идей и принципов Лиги, однако обладала бы большими полномочиями и инструментами для поддержания всеобщего мира. Все эти принципы и идеи были закреплены в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года и были воплощены в жизнь на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, в ходе которой был подписан Устав ООН. ООН стала новой международной организацией, основной ареной международного взаимодействия и сотрудничества. Устав ООН стал новой вехой развития международного права, закрепив его основополагающие принципы:

· Суверенное равенство всех членов ООН;

· разрешение международных споров исключительно мирными средствами;

· Отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;

· Невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

· Равноправие и самоопределение народов;

· Территориальная целостность государств;

· Уважение прав человека и основных свобод;

· Добросовестное выполнение международных обязательств;

· Сотрудничество государств.

Также, По итогам Второй мировой войны состоялись Нюрнбергский и Токийский процессы, имевшие целью наказать военных преступников только нацистской Германии и милитаристской Японии.

Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами: СССР, США, Великобританией и Францией. В ходе процесса были рассмотрены следующие обвинения:

· Планы нацистской партии:

­ Использование нацистского контроля для агрессии против иностранных государств;

­ Агрессивные действия против Австрии и Чехословакии;

­ Нападение на Польшу;

­ Агрессивная война против всего мира (1939-1945);

­ Вторжение Германии на территорию СССР в нарушение пакта о ненападении от 23 августа 1939 года;

­ Сотрудничество с Италией и Японией и агрессивная война против США (ноябрь 1936 года - декабрь 1941 года);

· Преступления против мира: «Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств»;

· Военные преступления:

­ Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море;

­ Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей;

­ Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также с лицами, находившимися в плавании в открытом море;

­ Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью.

­ Германизация оккупированных территорий.

· Преступления против человечности:

­ Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства.

­ Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия, Канада, Китай, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия и Филиппины. В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, содержащих общие обвинения всех подсудимых и виновность каждого в отдельности. В заключении приводилось большое количество военных преступлений, таких как Нанкинская резня, Батаанский марш смерти и др. Как и на Нюрнбергском процессе, все пункты обвинения были разделены на три категории: А, В и С. Категория А включала в себя обвинения в Преступлениях против мира, планировании и ведении агрессивной войны, нарушении международного законодательства и применялась только против высшего руководства Японии. Категория В включала обвинения в массовых убийствах. Категория С - обвинения в преступлениях против обычаев войны и преступления против человечности, применялись к японцам любого ранга.


| | | | 5 | | |

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Вторая мировая война опрокинула основы международного режима, сложившегося после первой мировой войны, и ряд норм и институтов международного права, закреплявших этот режим. Вместе с тем изменились важнейшие социально-политические факторы, влияющие на развитие международного права.

Прежде всего оказалась сломленной военная, экономическая и политическая мощь трёх крупных агрессивных государств (Германии, Италии и Японии), являвшихся до войны великими державами и, следовательно, имевших немалый удельный вес в международных отношениях.

Во-вторых, необычайно увеличилось международное значение Советского Союза, который сыграл решающую роль в победе над агрессивными государствами и вокруг которого объединились прогрессивные и демократические силы всего мира. Международное значение Советского Союза покоится не только на его военной, экономической и политической мощи, но и на его моральном авторитете, сильно выросшем за годы войны. "Весь мир, - писал И. В. Сталин в первомайском приказе 1946 года, - имел возможность убедиться не только в могуществе Советского государства, но и в справедливом характере его политики, основанной на признании равноправия всех народов, на уважении их свободы и независимости".

В-третьих, после разгрома гитлеровской Германии и её союзников в Европе появились демократические государства нового типа, закладывающие основы для перехода к социализму и связанные тесной дружбой с Советским Союзом: Польша, Чехословакия, Болгария и др. Они тоже составляют немаловажный фактор в укреплении мирных и демократических тенденций в международной политике.

В-четвёртых, следует отметить резко усилившийся в результате войны подъём национально-освободительного движения народов ряда колониальных и полуколониальных стран и, прежде всего, Китая.

Все указанные изменения означают ослабление сил империализма и реакции, укрепление сил социализма и демократии и, следовательно, влияют на развитие М. п. в прогрессивном и демократическом направлении. Однако наряду с ними существуют и другие факторы, действующие в обратном направлении. Прежде всего, это - реакционные правительства и правящие круги крупных капиталистических государств, в первую очередь США и Англии, которые проводят в международной политике чисто империалистические тенденции. Они старались проводить их даже во время войны, но не были способны изменить освободительный и антифашистский характер войны, обусловленный участием в ней Советского Союза. После войны различия в целях войны и в послевоенных планах стали всё больше углубляться, и сформировались две противоположные политические линии: политика СССР и стран народной демократии, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, и политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии. Империалистическая политика США и Англии, получившая столь яркое выражение в фултоновской речи Черчилля, в так называемой "доктрине Трумэна" и "плане Маршалла", наглядно проявляется в призывах к мировой гегемонии США и к походу против СССР и стран новой демократии, в организации всякого рода империалистических блоков, скрывающих под маской "обороны" далеко идущие агрессивные цели, как, например, так называемый "Западный союз", Атлантический пакт, в экспансии, в экономическом порабощении и грубом попрании независимости многих государств и вмешательстве во внутреннюю жизнь народов, в усилиях оттеснить Советский Союз от участия в международных делах и в пропаганде новой мировой войны. К этому нужно добавить сохранение очагов фашистской агрессии, существующих в масштабе целых государств, как, напр., Испания или Греция, или в виде отдельных неликвидированных фашистских групп и организаций, как, напр., в западных зонах Германии, в Италии, в Японии. Не может быть никаких сомнений, что эти очаги продолжают существовать лишь благодаря тому, что они находят питательную почву в поддержке со стороны империалистической реакции в США и в Англии.

Итак, в послевоенный период определилась новая расстановка основных политических сил, действующих на мировой арене. Образовалось два лагеря: лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей главной целью укрепление мира и демократии и ликвидацию остатков фашизма, борьбу за социализм, и лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей главной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии. Борьба между этими двумя противоположными лагерями составляет содержание современной международной жизни и определяет развитие современного международного права. Государства империалистического лагеря, стараясь сохранить наиболее реакционные институты международного права, создают также новые реакционные институты, предназначенные закрепить мировое господство империалистических держав, прикрывая его лжедемократической и лжепацифистской фразеологией. Типичными примерами могут служить такие соглашения о военной и экономической "помощи", заключённые на основе так называемой "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла", как "Западный союз" и Северо-атлантический пакт. С другой стороны, государства демократического лагеря применяют наиболее прогрессивные институты прежнего международного права, значительно углубляя их демократическое содержание, и наряду с этим создают новые последовательно демократические институты международного права, получившие, напр., весьма яркое воплощение в договорах о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве и в экономических и культурных соглашениях, заключённых Советским Союзом с государствами народной демократии и этими последними между собой. Две противоположные тенденции в международной политике и в развитии международного права резко сталкиваются между собой в организации Объединённых наций, в связанных с ней международных учреждениях и вообще когда речь идёт о применении на практике всех тех международных актов, которые были совместно приняты союзными державами во время и по окончании второй мировой войны.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра международного экономического права

Курсовая

по дисциплине: Международное публичное право

на тему: Вторая мировая война и международное право

ФП, 2-й курс, ДПВ-2 Ы.А. Какаев

Руководитель

ассистент кафедры Н.О. Рамазанова

Реферат

Курсовая работа: 33 с., 24 источников

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО, ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА, ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВЕРМАХТА, БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА,МИНОИСКАТЕЛЬ 42 , ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в области международного права.

Предмет исследования: труды ученых-юристов в области международного права.

Цель работы: рассмотрение особенностей развития международного публичного права в период мировых войн.

Методы исследования: формально-юридический, статистический, исторический методы, методы сравнения, анализа и синтеза.

Исследования и разработки: изучены особенности развития международного публичного права в период мировых войн.

Элементы научной новизны: систематизация материала по данной теме.

Область практического применения: в учебном процессе, приподготовке к экзаменам, в преподавании дисциплины «Международное публичное право».

Социальная значимость работы заключается в создании теоретической базы, основанной на анализе научной и учебной литературы по исследуемой проблематике, а также законодательной базы различных государств, актов международного права.

Автор работы подтверждает, что приведенные в ней аналитические материалы правильно и объективно отражают состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

_____________

ВВЕДЕНИЕ 4

1 История международного публичного права от древнегреческого мира до Второй мировой войны 6

1.1 История международного публичного права от древнего мира до Первой мировой войны 6

1 История международного публичного права от древнегреческого мира до Второй мировой войны 8

1.2 Международное публичное право в предверии Второй мировой войны 11

2 Общая характеристика норм международного права в период Второй мировой войны 15

2.1 Нарушения международного публичного права в период Второй мировой войны 15

2.2 Изменения в международном праве после Второй мировой войны 16

3 Особенности международного права после Второй мировой войны 19

3.1 Изменения в международном уголовном и международном гуманитарном праве 19

3.2 Влияние изменений в международном уголовном и международном гуманитарном праве на дальнейшее развитие международного публичного права 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Введение

Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный и противоречивый путь развития. Его история воплощает те же закономерности и проблемы, которые присущи истории государства и права, и сохраняет специфические черты, свойственные именно межгосударственному правовому регулированию.

Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены, произошедшие в гражданском обществе, в межгосударственных взаимосвязях. Те коренные сдвиги в сфере внешней политики, которые породили Французская буржуазная революция в конце XVIII в. и Октябрьская социалистическая революция в первой половине XX в., повлекли становление новых принципов и норм международного права, прежде всего таких начал, как уважение суверенитета государств и признание их равноправия, невмешательство в их внутренние дела, а позднее -- отказ от войны как орудия национальной политики, неприменение силы или угрозы силой, самоопределение народов и наций, уважение прав и свобод человека и др.

Международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия как преступление против мира и безопасности человечества. Устав Организации Объединенных Наций, вступивший в силу 24 октября 1945 г., выразил решимость государств «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

Шестьдесят лет спустя, в сентябре 2005 г., собравшиеся на Всемирный саммит главы государств и правительств в Итоговом документе заявили, что «наши общие основные ценности, включая свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение всех прав человека, уважение к природе и общая ответственность имеют важнейшее значение для международных отношений», и подчеркнули «жизненно важное значение эффективной многосторонней системы в соответствии с международным правом для обеспечения более эффективного ответа на многогранные и взаимосвязанные вызовы и угрозы, с которыми сталкивается наш мир, и достижения прогресса в вопросах мира и безопасности, развития и прав человека, подчеркивая центральную роль организации Объединенных Наций, и обязуемся способствовать укреплению и повышению эффективности Организации путем осуществления принимаемых ею решений и резолюций».

Международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые процедуры решения межгосударственных споров мирными средствами.

Международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, поскольку на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою международно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.

Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое государство имеет «свое» международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и свои собственные международно-правовые компоненты.

В ходе исследования данной темы я попытался раскрыть историю возникновения международного права, дать его периодизацию начиная с периода древних веков включительно до состояния современного международного права.

Цель работы состоит в рассмотрении особенностей развития международного публичного права в период мировых войн.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

изучить историю международного публичного права от древнегреческого мира до Второй мировой войны;

дать общую характеристику нормам международного права в период Второй мировой войны;

определить особенности международного права после Второй мировой войны.

Огромную роль в развитии международного права сыграли идеи Великой французской революции 1789 года:

Принцип равноправия государств, независимо от существующего в них строя и политического значения;

Договоры должны соблюдаться;

Новые основы права войны (допустима только оборонительная война, гуманное отношение с военнопленными, уважение прав мирного населения).

Однако в целом в международном праве отсутствовали общие цели и принципы, необходимые для объединения норм в систему.

На рубеже XIX-XX веков международное право было в значительной мере правом войны (первая (1899г.) и вторая (1907) Гаагские конференции мира – осуществлена кодификация законов и обычаев войны).

Тем не менее, в указанный период был накоплен нормативный материал, заложены начала международно-правового сознания.

Положительное:

Закрепляются в национальном праве привилегии иностранных дипломатов;

Устанавливается правовой режим иностранцев;

В некоторых странах утверждается доктрина «общепризнанные нормы международного права – часть права страны»;

Международное право начинают изучать в университетах.

По окончании Первой мировой войны, возникли широкие общественные движения, которые требовали внести коренные изменения в механизм управления международными отношениями.

В 1919 году державы-победительницы учредили первую всеобщую политическую организацию, призванную обеспечить мир и сотрудничество между государствами – Лигу Наций (уставной документ - Статут ).

Положительное:

Ставилась задача «установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов»;

В соответствии со Статутом в 1922 году была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд.

Главный недостаток – практически узаконил колониализм.

Говоря о первых международных документах, содержащих принципы международного права, нельзя не коснуться Декрета о мире 1917 г. молодой Советской республики:

Грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества;

Выдвигались требования ликвидации колониальных отношений;

Провозглашалось право народов на самоопределение и т.д.

Среди аналогичных документов других стран особо можно выделить так называемые 14 пунктов Президента США В.Вильсона :

Свобода международной торговли;

Сокращение вооружений;

Передел колоний и территориальные проблемы Европы;

Создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств.

В условиях полной изоляции Россия активизировала дипломатическую деятельность, добиваясь улучшения международной обстановки:


На первой международной конференции с ее участием (Генуя 1921г.) было предложено всеобщее мирное урегулирование на всемирном конгрессе, созванном на основе равенства всех народов и дополнить законы и обычаи войны запрещением ее наиболее варварских форм, включая ядовитые газы;

Женевский протокол 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств;

Парижский пакт 1928 г. об отказе от войны как орудия национальной политики (пакт Бриана- Келлога), согласно которому война допустима только в общих интересах государства, а урегулирование всех разногласий должно осуществляться мирными средствами(как известно международное право того времени признавало войну законным инструментом национальной политики);

Женевская конференция 1932 года по разоружению.

Однако, не смотря на принятие такого количество документов по поддержанию мира, мир катился к новой мировой войне, и многие страны не останавливались перед нарушением международного права для удовлетворения своих интересов:

Япония, Германия и Италия выходят из Лиги Наций и совершают один акт агрессии за другим;

Мюнхенское соглашение 1938 года между Германией, Великобританией и Францией решает судьбу Чехословакии;

Нападение СССР на Финляндию;

Нападением в 1939 г. на Польшу Германия развязывает Вторую мировую войну.

В отличие от довоенного времени, в период войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. На совещаниях антигитлеровской коалиции поимо принятия решений по координации военных усилий решались и вопросы послевоенного устройства, имевшие серьезное значение для становления современного международного права:

На англо-советско-американской конференции 1943 года в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей1 международной организации, основанной на принципе суверенного равенства;

На Ялтинской конференции руководителей трех держав 1945 г. были решены многие вопросы послевоенного урегулирования (оккупация Германии и контроль над ней, послевоенное урегулирование в Европе, репарации – одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту (отличается от контрибуции – дани победителю, которая действовала на практике до 1919г));

На конференции Объединенных Наций в июне 1945 г. в Сан-Франциско был принят Устав ООН

В такой сложной политической и экономической обстановке происходило становление современного международного права.

Основа современного права была заложена Уставом ООН:

В основу международного права был положен принцип сотрудничества;

Порвал с легализацией колониального угнетения;

Определил общие цели и принципы международного права, которые являются главными системообразующими факторами и т.д.

Вследствие чего:

В международном праве появился новый институт императивных норм, т.е. таких норм, которые создаются международным сообществом в целом и от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению;

Активное формирование национальных механизмов имплементации норм международного права – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, которая осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

С началом холодной войны достигнутый уровень международного сотрудничества был оставлен. Международные нормы нарушались государствами обоих враждебных лагерей (Вьетнам, Афганистан, Гренада и т.д.).

Тем не менее, развитие международного права уже не могло остановиться:

Договор 1959 г. об Антарктиде;

Московский договор 1963 г. о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах;

Договор 198 г. о нераспространении ядерного оружия;

Венская конвенция о дипломатических конвенциях 1961 г.;

Венская конвенция о праве договоров 1969 г.;

Конвенция ООН 1982г. по морскому праву и т.д.

Таким образом, история современного международного права как особой правовой системы, опирающейся на единые цели и принципы, начинается тогда, когда появляются необходимые материальные, духовные и политические условия и складывается глобальная система международных отношений, с которой связаны жизненно важный интересы всех народов. Эта система не может нормально функционировать без достаточно высокого уровня международно-правового регулирования. Чем выше развитие международной системы, тем больше необходимость в ее правовом регулировании.

В отличие от довоенного времени, в период Второй мировой войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. Едва ли можно сомневаться в его значении для победы. Вместе с тем, нельзя не удивиться тому, с каким трудом политическое мышление обретает дальновидность. Если бы такое сотрудничество было налажено до войны, то было бы сохранено 67.000.000 человеческих жизней. Человечеству приходится платить все более высокую цену за ошибки в международной политике и пренебрежение к международному праву.

Державы антигитлеровской коалиции создали весьма эффективный механизм принятия решений по координации военных усилий. Вклад его в победу несомненен. На совещаниях решались и вопросы послевоенного устройства, имевшие серьезное значение для становления современного международного права. На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было

принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. Принята была и декларация, определившая основы ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства.

В феврале 1945 г. состоялась Ялтинская конференция руководителей трех держав, решившая многие вопросы послевоенного урегулирования (оккупация Германии и контроль над ней; репарации; послевоенное урегулирование в Европе; проблема Польши, Югославии).

Нередко послевоенное устройство в Европе называют ялтинским. Был решен вопрос о правилах голосования в Совете Безопасности будущей организации. Заключили соглашение и по Дальнему Востоку, согласно которому СССР обязался принять участие в разгроме Японии, а союзники признали его права на Южный Сахалин и Курильские острова. В связи с чем, невозможно назвать обоснованными претензии современной Японии на «Северные территории».

В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав Организации Объединённых Наций, который положил начало современному международному праву.

В середине того же года состоялась Потсдамская конференция руководителей трех держав, определившая принципы контрольного периода в Германии (демократизация, денацификация, демилитаризация, декартелизация). Был учрежден Совет министров иностранных дел для подготовки проектов мирных договоров. Данные проекты были рассмотрены на Парижской мирной конференции в 1946 г. (с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией). Подготовка договоров была завершена Советом министров иностранных дел в том же году, и в 1947 г. они были подписаны.

Мирного урегулирования с Германией и Японией достичь не удалось из-за расхождений между странами антигитлеровской коалиции. Они были заменены сепаратными соглашениями.



Мирные договоры 1947 г. существенно отличались от версальских договоров. Они не только урегулировали последствия войны, но и создали условия для независимого демократического развития побежденных стран.

Особое значение имеет принятие в 1945 г. Устава Международного военного трибунала для суда над главными немецкими военными преступниками, а в дальнейшем и Устава Международного военного трибунала для суда над японскими преступниками. Уставы определили три вида преступлений, влекущих за собой индивидуальную ответственность высших должностных лиц государства: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.

В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН подтвердила принципы, воплощенные в Уставах и приговорах трибуналов, в качестве общепризнанных принципов международного права.

Все это было впервые в истории и означало важный шаг в развитии механизма действия международного права. Проблема индивидуальной уголовной ответственности руководителей государств представляется одной из важнейших в обеспечении эффективности международного права и вместе с тем одной из сложнейших, поскольку решения об этом принимаются руководителями государств.

Таким образом, несмотря на чрезвычайно сложную политическую и экономическую обстановку в мире, на идеологические противоречия, был совершен переход от классического к современному международному праву.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то