Перечень международных договоров Российской Федерации по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским, cемейным, уголовным и иным делам. Международная организация труда • МОТ Ратифицированные конвенции мот

Конвенция МОТ – это юридический документ, имеющий силу международного договора и обязательный для исполнения государствами-членами.

Конвенция вступает в силу при условии ее ратификации не менее чем двумя государствами – членами МОТ.

Для государства-члена конвенция приобретает юридическую силу с момента ее ратификации высшим органом государственной власти.

Рекомендация представляет собой обращенное к государствам пожелание, своего рода совет ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендации принимаются в тех случаях, когда вопрос не считается достаточно разработанным для принятия конвенционных обязательств или когда требуется детализировать, дополнить положения принимаемой конвенции, а также когда вырабатываемые нормы подвержены частым изменениям.

Международный трудовой кодекс – тематически систематизированный свод социально-трудовых норм по вопросам, входящим в компетенцию МОТ и служащим для международного регулирования труда. Тексты, содержащие эти нормы, предназначены для использования в национальном законодательстве, в том числе и в Российской Федерации.

Устав МОТ содержит положения о механизме контроля за реализацией принимаемых МОТ правовых документов. Он включает деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых МБТ «в личном качестве», и Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.

Перечень Конвенций МОТ, действующих в Российской Федерации:

1. Конвенция № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921 г.).

2. Конвенция № 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921 г.).

3. Конвенция № 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921 г.).

4. Конвенция № 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921 г.).

5. Конвенция № 23 «О репатриации моряков» (1926 г.). 6. Конвенция № 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929 г.).

7. Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.).

8. Конвенция № 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов « (1932 г.).

9. Конвенция № 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935 г.).

10. Конвенция № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935 г.).

11. Конвенция № 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936 г.).

12. Конвенция № 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946 г.).

13. Конвенция № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946 г.).

14. Конвенция № 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946 г.).

15. Конвенция № 78 ««О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946 г.).

16. Конвенция № 79 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду» (1946 г.).

17. Конвенция № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 г.).

18. Протокол к Конвенции № 81 (1995 г.). 19. Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию (1948 г.).

20. Конвенция № 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1949 г.).

21. Конвенция № 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949 г.).

22. Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (1949 г.).

23. Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.).

24. Конвенция № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.).

25. Конвенция № 103 «Об охране материнства» (1952 г.). 26. Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.).

27. Конвенция № 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957 г.).

28. Конвенция № 108 «О национальном удостоверении личности моряков (1958 г.).

29. Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.).

30. Конвенция № 113 «О медицинском осмотре моряков» (1959 г.).

31. Конвенция № 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации (1960 г.).

32. Конвенция № 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963 г.).

33. Конвенция № 120 «О гигиене в торговле и учреждениях» (1964 г.).

34. Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.).

35. Конвенция № 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965 г.).

36. Конвенция № 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов» (1966 г.).

37. Конвенция № 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961 г.).

38. Конвенция № 133 «О помещениях для экипажа на борту судов». Дополнительные положения (1970 г.).

39. Конвенция № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970 г.).

40. Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.).

41. Конвенция № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.).

42. Конвенция № 147 «О минимальных нормах на торговых судах» (1976 г.).

43. Конвенция № 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах» (1977 г.).

44. Конвенция № 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977 г.).

45. Конвенция № 150 «О регулировании вопросов труда» (1978 г.).

46. Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда» (1978 г.).

47. Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин; трудящихся с семейными обязанностями» (1981 г.).

48. Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.).

49. Конвенция № 160 «О статистике труда» (1985 г.). 50. Конвенция № 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986 г.).

51. Конвенция № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996 г.).

52. Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.).

53. Конвенция № 137 «О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах» (1973 г.).

54. Конвенция № 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» (1979 г.).

"Трудовое право", 2010, N 2

Шестого октября 2009 г. в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания на тему "Развитие российского законодательства в социальной сфере: перспективы дальнейшей ратификации Российской Федерацией конвенций Международной организации труда (МОТ)".

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проанализировало перечень конвенций МОТ и других международных актов на соответствие законодательства Российской Федерации положениям конвенций МОТ и представило перечень конвенций МОТ и некоторых других международных актов в сфере труда с аргументированными предложениями в отношении их ратификации <1>. Этот перечень представляет значительный интерес, поскольку он отражает комплексную позицию Минздравсоцразвития России в отношении присоединения России к международным актам в сфере труда.

<1> Информация о возможности ратификации конвенций Международной организации труда (МОТ) // Материалы парламентских слушаний "Развитие российского законодательства в социальной сфере: перспективы дальнейшей ратификации Российской Федерацией конвенций МОТ", 2009.

Часть сделанных Минздравсоцразвития предложений вполне логична, однако некоторые из предложений (либо отсутствие предложений по ряду актов) вызывают существенные вопросы.

Прежде всего, необходимо понять, какие вообще конвенции МОТ имеет смысл рассматривать с точки зрения возможности ратификации Российской Федерацией. За девяносто лет, начиная с основания Международной организации труда в 1919 г., этой организацией было принято 1488 конвенций (по состоянию на октябрь 2009 г.). Поскольку Россия в настоящее время ратифицировала (и не денонсировала) 53 конвенции МОТ, можно было бы теоретически говорить о ратификации 135 актов МОТ. Однако не только ратифицировать, но и изучать возможности ратификации каждой из этих конвенций и протоколов - занятие бессмысленное.

Очевидно, что с учетом столь долгого срока и количества принятых конвенций далеко не все они в настоящее время в равной степени актуальны, применимы и отвечают современным потребностям общества. Это обстоятельство потребовало от МОТ проведения работы по некоторой их систематизации. В 1995 г. Административный совет МОТ создал специальную рабочую группу по политике, касающейся пересмотра стандартов, целью которой стал и анализ необходимости пересмотра актов МОТ и выявление критериев для определения их актуальности. Рабочая группа в период с 1995 по 2001 г. проанализировала с этой точки зрения 181 конвенцию и 191 рекомендацию МОТ, в результате чего был сформулирован ряд предложений <2> Административному совету по поводу практических шагов, которые помогли бы упорядочить акты МОТ и тем самым повысить их эффективность. В результате проделанной работы была разработана классификация актов МОТ в зависимости от их актуальности (классификация по статусу) <3>. Актам были присвоены следующие виды статуса: актуальные; назначенные к пересмотру; акты с промежуточным <4> статусом; акты, в отношении которых у стран - участниц МОТ была запрошена дополнительная информация; отложенные конвенции; замененные рекомендации; устаревшие акты; изъятые акты и отмененные <5> конвенции.

<2> ILO Governing Body. Working Party on Policy regarding the Revision of Standards. Follow-up to the recommendations of the Working Party. ILO Document GB.283/LILS/WP/PRS/1/2. ILO, Geneva, 2002.
<3> См. список актов МОТ с учетом статуса на сайте Организации в базе данных международных трудовых стандартов МОТ ILOLEX: .
<4> То есть акты, статус которых пока не согласован государствами - участниками МОТ.
<5> То есть конвенции, прошедшие официальную процедуру отмены в рамках МОТ. Такая отмена будет возможна после вступления в силу изменений в Устав МОТ. Пока эти изменения в силу не вступили, поэтому ни один из актов МОТ официально не был отменен. Это снижает эффективность актов МОТ.

Очевидно, что из всех перечисленных статусов имеет смысл рассматривать только актуальные акты либо акты, имеющие промежуточный статус, но по каким-либо причинам вызывающие особую необходимость ратификации Россией. Этот вид статуса означает, что конвенция, протокол к конвенции или рекомендация МОТ действуют в полном объеме, включая контроль за их исполнением и обязанность по представлению отчетности со стороны государств - участников МОТ.

В настоящее время актуальными признаются 81 конвенция и протокол к конвенциям МОТ. Среди актуальных актов МОТ выделяются две другие группы, объединяющие конвенции, отличающиеся особой важностью.

Речь идет, во-первых, о так называемых восьми фундаментальных конвенциях <6> МОТ, посвященных основополагающим правам и принципам в сфере труда. Как указывается в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г., выполнение этих принципов и прав обязательно вне зависимости от факта ратификации, а лишь в силу присоединения государства к Уставу МОТ. Поскольку не все эти принципы и права четко и однозначно сформулированы в Уставе МОТ и прилагающейся к нему Декларации относительно целей и задач Международной организации труда 1944 г. (Филадельфийской декларации), можно сделать вывод, что МОТ относит данные конвенции к "императивным нормам общего международного права (ius cogens)", которые, согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., имеют преимущество перед обычными международными договорами. Международная организация труда последние одиннадцать лет проводит активную кампанию по ратификации и контролю за исполнением положений этих восьми конвенций. Считается, что государство, минимально уважительно относящееся к международным правовым стандартам в сфере труда, ратифицировало все восемь конвенций. Почти <7> все промышленно развитые страны ратифицировали все фундаментальные конвенции.

<6> Конвенция N 87 относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию 1948 г.; Конвенция N 98 относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров 1949 г.; Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 г.; Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958 г.; Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде 1930 г.; Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда 1957 г.; Конвенция N 138 о минимальном возрасте приема на работу 1973 г.; Конвенция N 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г.
<7> Исключениями являются Канада (пять из восьми ратификаций), Япония (шесть из восьми), США (две из восьми).

Во-вторых, в число актуальных безусловно входят так называемые приоритетные конвенции МОТ, выделенные в качестве таковых Административным советом МОТ: Конвенция 1947 г. об инспекции труда в промышленности и торговле (N 81), Конвенция 1964 г. о политике в области занятости (N 122), Конвенция 1969 г. об инспекции труда в сельском хозяйстве (N 129), Конвенция 1976 г. о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (N 144). Эти четыре Конвенции выделены в особую группу с целью содействия их ратификации максимально большим количеством государств - участников МОТ. С 2004 г. сведения об их ратификации государствами - членами МОТ включаются в Информационный документ о ратификациях и деятельности, связанной с нормами, предоставляемый ежегодно Международной конференции труда <8>. В отношении и фундаментальных и приоритетных конвенций каждое государство - член МОТ, ратифицировавшее соответствующую конвенцию, обязано представлять отчеты о выполнении содержащихся в них положений Комитету экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций, который на основе этих отчетов составляет доклад об их соблюдении.

Среди актов МОТ, имеющих статус актуальных, следует также выделить одиннадцать конвенций и протоколов, посвященных труду моряков, которые должны быть замещены сводной Конвенцией 2006 г. о труде в морском судоходстве, подготовка к ратификации которой ведется в настоящее время <9>. Поскольку Конвенция 2006 г. пересмотрит их положения после вступления в силу <10>, рассматривать ратификацию соответствующих конвенций нецелесообразно. К числу таких нератифицированных актов относятся Конвенции N N 145, 146, 147, 164, 165, 166, 178 и 180.

<8> См.: Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: Справочное пособие / Сост. З.С. Богатыренко. М., 2007. С. 37.
<9> В целях выработки первоочередных мер по подготовке органов власти, законодательства и отечественного флота к работе в новых, определенных Конвенцией, условиях совместным Приказом Минтранса России, Минздравсоцразвития России, МИД России, Минпромэнерго России и ФМС России от 24 марта 2008 г. N 49/137/3287/139/69 образована Межведомственная комиссия по подготовке к ратификации Российской Федерацией Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве.
<10> Конвенция 2006 г. о труде в морском судоходстве вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации документов о ратификации не менее 30 государств-членов, общая доля валовой мировой вместимости торгового флота которых составляет 33 процента от общемировой. В результате ратификации к осени 2009 г. этой Конвенции 5 государствами требование в отношении вместимости торгового флота уже перевыполнено. МОТ ожидает, что по количеству государств необходимый минимум будет достигнут к 2011 г.

Россия (либо СССР) ратифицировала все восемь фундаментальных конвенций МОТ. Из четырех приоритетных ратифицировано только две Конвенции (N 81 и N 122). Очевидно, что вопрос о ратификации оставшихся двух приоритетных Конвенций (N 144 и N 129) должен рассматриваться Россией в первую очередь. Кроме того, к настоящему моменту Российская Федерация ратифицировала 21 конвенцию МОТ из числа актуальных.

Таким образом, из оставшихся актуальных актов МОТ Россией в настоящее время не ратифицированы две приоритетные конвенции и сорок конвенций и протоколов к конвенциям, относящихся к "просто" актуальным. Именно в отношении этих конвенций и протоколов существует четко выраженная позиция МОТ о желательности их ратификации государствами - участниками Организации.

Естественно, сказанное отнюдь не означает, что России следует немедленно ратифицировать все эти акты. Присоединение к международному договору подразумевает принятие на себя обязательств, и любое суверенное государство вправе решать, какие из этих конвенций и протоколов принесут пользу его гражданам. Ратификация каких-то из этих конвенций может быть преждевременной, поскольку финансовая система России не готова к выполнению соответствующих обязательств либо внутреннее законодательство должно быть существенным образом модифицировано. Принятие обязательств по некоторым может противоречить национальным интересам России, а в отношении других социальные партнеры России в настоящее время не выработали единой позиции. В том случае, если нет ни финансовых, ни правовых, ни политических, ни социальных препятствий для ратификации той или иной конвенции, представляется, что такая ратификация целесообразна, даже если она не предоставляет каких-либо дополнительных прав работникам: ратификация демонстрирует уважение России к международному праву, что повышает ее международный престиж.

Тем не менее очевидно, что в документе, касающемся целесообразности ратификации конвенций МОТ, именно эти акты должны быть рассмотрены в первую очередь, даже если будет сделано заключение о нежелательности их ратификации в настоящее время или когда-либо. Акты МОТ, имеющие переходный статус, акты, назначенные к пересмотру, или акты, в отношении статуса которых пока не существует консенсуса в рамках МОТ <11>, должны рассматриваться во вторую очередь. Те же конвенции и протоколы, которые считаются устаревшими, отложенными, изъятыми и т.д., вообще вряд ли должны рассматриваться.

<11> Конвенция 1982 г. о прекращении трудовых отношений (N 158).

В своем обзоре Минздравсоцразвития рассмотрело почему-то только около половины из актуальных конвенций. Двадцать актуальных конвенций, включая одну приоритетную, вообще не упоминаются в документе (ни как подлежащие, ни как не подлежащие ратификации). Это не может не вызывать удивления. Вместе с тем делаются предложения о ратификации Конвенции 1982 г. о прекращении трудовых отношений (N 158), статус которой в настоящее время не определен самой МОТ, а также Конвенции 1970 г. об оплачиваемых отпусках (N 132), обладающей промежуточным статусом. Кроме этого, в обзоре делаются выводы о нежелательности ратификации Конвенции 1962 г. об основных целях и нормах социальной политики (N 117), которая обладает промежуточным статусом, и Конвенции (пересмотренной) 1934 г. о возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях (N 42), относящейся к устаревшим. Нельзя не присоединиться к выводу о нежелательности ратификации этих двух Конвенций, однако не очень понятно, зачем они вообще упоминаются в обзоре: с теми же основаниями можно анализировать целесообразность ратификации более чем ста неактуальных нератифицированных конвенций МОТ.

Поскольку МОТ выделяет Конвенции N 129 и N 144 в особую группу приоритетных конвенций, о целесообразности их ратификации следует говорить также особо.

В отношении первой из них - Конвенции 1969 г. об инспекции труда в сельском хозяйстве (N 129) - в обзоре Минздравсоцразвития не говорится ни слова. Данная Конвенция распространяет в отношении сельского хозяйства положения другой приоритетной Конвенции МОТ - 1947 г. об инспекции труда в промышленности и торговле (N 81), ратифицированной Российской Федерацией. Положения, которые касаются инспекции труда по Конвенции N 129, в основном аналогичны тем, которые содержатся в Конвенции N 81. Российское законодательство об охране труда (прежде всего, разд. X Трудового кодекса РФ) в части вопросов, затрагиваемых в этих двух Конвенциях, носит универсальный характер, т.е. применяется в равной степени как к промышленности и торговле, так и к сельскому хозяйству. Таким образом, российское законодательство независимо от ратификации Конвенции N 129 должно соответствовать содержащимся в ней требованиям. В отношении сферы действия трудового законодательства существуют изъятия, касающиеся труда в сельскохозяйственных кооперативах. Трудовые отношения членов сельскохозяйственных кооперативов регулируются нормами Федерального закона от 08.12.1995 "О сельскохозяйственной кооперации". Однако, согласно п. 3 ст. 40 данного Закона, не допускается установление условий, ухудшающих положение работников кооператива по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством РФ. Следовательно, законодательство об охране труда применяется к членам сельскохозяйственных кооперативов в полной мере. Кроме того, в ст. 5 Конвенции N 129 говорится о том, что на лиц, участвующих в сельскохозяйственном кооперативе в качестве членов, действие Конвенции распространяется только в случае, если государством будет сделано соответствующее заявление при ратификации. Таким образом, в настоящее время ничто не препятствует России принять на себя обязательства по данной Конвенции. Если же у Минздравсоцразвития имеются какие-то возражения против ратификации данной приоритетной Конвенции, о них, безусловно, следовало бы упомянуть в обзоре.

Вторая из нератифицированных приоритетных конвенций - Конвенция 1976 г. о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (N 144). Эта Конвенция рассматривается в обзоре Минздравсоцразвития, и в ее отношении делается отрицательное заключение. Цель данной Конвенции - распространение процедур трехсторонних консультаций на сотрудничество государств с Организацией по поводу принятия, ратификации и денонсации актов МОТ. Минздравсоцразвития выдвинуло два возражения против ратификации Конвенции, причем одно прямо противоречит другому. Как указывается в документе: "Предлагаемый в Конвенции механизм консультаций фактически установлен МОТ вне его связи с ратификацией Конвенции". Далее указывается, что "ратификация данной Конвенции приведет к возможному осложнению процедуры подготовки и согласования ежегодного доклада компетентного органа с представителями профсоюзов и работодателей". Если такой порядок МОТ был бы установлен вне связи с ратификацией, то никаких дополнительных обязательств эта Конвенция на Россию не налагала бы. На самом деле юридически ситуация несколько иная. Конвенция N 144 расширяет содержание процедур, содержащихся в Уставе МОТ, а государства - члены Организации несут обязательства вне зависимости от ратификации лишь в отношении Устава МОТ и прилагающейся к нему Филадельфийской декларации 1944 г. Даже обязательства по основополагающим принципам и правам вне зависимости от ратификации фундаментальных конвенций обосновываются присоединением государства к Уставу МОТ (см. выше). Таким образом, юридически процедуры, указанные в Конвенции N 144, станут для России обязательными лишь в случае ратификации этой Конвенции.

Второй довод о том, что ратификация Конвенции N 144 приведет к осложнению процедуры согласования ежегодного доклада России, не выглядит убедительным аргументом для отказа от ратификации Конвенции N 144. Любая процедура согласования усложняет принятие любого документа. Это вовсе не означает ненужности такой процедуры. Чисто административное желание Минздравсоцразвития "не осложнять себе жизнь" введением процедуры согласования доклада с социальными партнерами, как представляется, не должно брать верх над закрепленным в законе принципом социального партнерства, который, согласно ст. 27 Трудового кодекса РФ, включает в себя, помимо прочего, взаимные консультации (переговоры) по вопросам совершенствования трудового законодательства.

Объем настоящей статьи не позволяет дать аргументированные рекомендации по поводу ратификации всех актуальных конвенций МОТ, которые должны быть рассмотрены Минздравсоцразвития с точки зрения ратификации, поэтому я ограничусь их перечислением. Еще раз подчеркну, что анализ перспектив ратификации вовсе не означает предложения ратифицировать соответствующую конвенцию или протокол. Например , в отношении Конвенции 1997 г. о частных агентствах занятости (N 181), легализующей использование в России заемного труда, очевидно, что вывод должен быть отрицательным, поскольку среди сторон социального партнерства существуют резкие разногласия в отношении этой Конвенции и самой концепции заемного труда: профсоюзы выступают категорически против легализации такого рода отношений. К мнению профсоюзов присоединяется и ряд авторитетных специалистов в области трудового права <12>. Поэтому, до тех пор пока не будет достигнуто общее видение проблемы, нецелесообразно принимать на себя обязательства вопреки резко выражаемому мнению одного из социальных партнеров.

<12> См., например: Нуртдинова А. Заемный труд: особенности организации и возможности правового регулирования // Хозяйство и право. 2004. N 9.

Итак, вот перечень конвенций и протоколов МОТ, относящихся к актуальным, но почему-то "забытых" Минздравсоцразвития:

  1. Конвенция 1975 г. об организациях сельских трудящихся (N 141).
  2. Конвенция 1978 г. о трудовых отношениях на государственной службе (N 151).
  3. Конвенция 1997 г. о частных агентствах занятости (N 181).
  4. Конвенция 1949 г. о трудовых статьях в договорах, заключаемых государственными органами власти (N 94).
  5. Конвенция 1990 г. о ночном труде (N 171).
  6. Протокол 1990 г. к Конвенции 1948 г. о ночном труде женщин (N 89).
  7. Конвенция 1974 г. о профессиональных раковых заболеваниях (N 139).
  8. Конвенция 1990 г. о химикатах (N 170).
  9. Конвенция 1988 г. о безопасности и гигиене труда в строительстве (N 167).
  10. Конвенция 1995 г. о безопасности и гигиене труда на шахтах (N 176) <13>.
  11. Конвенция 1964 г. о пособиях в случаях производственного травматизма (N 121).
  12. Конвенция 1962 г. о равноправии в области социального обеспечения (N 118).
  13. Конвенция 2007 г. о труде в рыболовном секторе (N 188).
  14. Конвенция (пересмотренная) 2003 г. об удостоверениях личности моряков (N 185).
  15. Конвенция 1989 г. о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (N 169).
  16. Конвенция 1958 г. о плантациях (N 110).
  17. Протокол 1982 г. к Конвенции 1958 г. о плантациях (N 110).
  18. Конвенция 1991 г. об условиях труда в гостиницах и ресторанах (N 172).
  19. Конвенция 1996 г. о надомном труде (N 177).
<13> Неупоминание Конвенций N N 167 и 176 выглядит тем более странным, что Минздравсоцразвития упоминает о родственной им Конвенции 2001 г. о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (N 184).

В отношении оставшихся двух десятков актуальных конвенций и протоколов Минздравсоцразвития сформулировало свои предложения относительно ратификации. Предложения делятся на три группы: а) конвенции МОТ, которые существующая законодательная база РФ позволяет подготовить к ратификации; б) конвенции МОТ и другие международные акты, по которым идет подготовка к ратификации, осуществляется корректировка законодательства; и в) конвенции МОТ, ратификация которых может быть осуществлена в более поздние сроки либо нецелесообразна, исходя из интересов и законодательства Российской Федерации. Такая структура вполне четка, логична и отвечает поставленным в обзоре задачам.

В первую группу (конвенции, которые могут быть ратифицированы без внесения изменений в действующее законодательство) Минздравсоцразвития включило следующие акты МОТ: Конвенция 1971 г. о представителях трудящихся (N 135); Конвенция 1981 г. о коллективных переговорах (N 154); Конвенция 1985 г. о службах гигиены труда (N 161); Конвенция 2006 г. об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (N 187); Конвенция 1993 г. о предотвращении крупных промышленных аварий (N 174); Конвенция 1969 г. о медицинской помощи и пособиях по болезни (N 130); Конвенция 2000 г. об охране материнства (N 183). Внесение всех этих Конвенций в качестве заслуживающих ратификации достойно полной поддержки.

Во вторую группу (конвенции, которые рекомендуется ратифицировать после внесения изменений во внутреннее законодательство РФ) были включены: Конвенция 1992 г. о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателя (N 173), Конвенция 2006 г. о труде в морском судоходстве (MLC), Конвенция 1974 г. об оплачиваемых учебных отпусках (N 140). Действительно, для принятия обязательств по этим актам Российская Федерация должна провести определенные изменения в законодательстве. Хотелось бы подчеркнуть, что внесение этих изменений и принятие обязательств по этим Конвенциям, в особенности по Конвенции 1992 г. о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателя (N 173), очень актуальны для нашей страны.

К третьей группе отнесены конвенции, которые не рекомендуется по тем или иным причинам ратифицировать в ближайшее время. Этих актов оказалось больше, чем в первых двух группах. К этим конвенциям относятся следующие: Конвенция 1970 г. об установлении минимальной заработной платы (N 131); Конвенция 1994 г. о работе на условиях неполного рабочего времени (N 175); Протокол 2002 г. к Конвенции 1981 г. о безопасности и гигиене труда (N 155); Конвенция 2001 г. о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (N 184); Конвенция 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения (N 102); Конвенция 1967 г. о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (N 128); Конвенция 1988 г. о содействии занятости и защите от безработицы (N 168); Конвенция 1982 г. о сохранении прав в области социального обеспечения (N 157); Конвенция (пересмотренная) 1949 г. о трудящихся-мигрантах (N 97); Конвенция 1975 г. о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения) (N 143).

Часть из рекомендаций представляется вполне обоснованной. Так, например, Конвенции, касающиеся защиты прав работников-мигрантов (N 97 и N 143) вряд ли стоит ратифицировать в нынешних экономических условиях с учетом необходимости приоритетной защиты именно национального рынка труда. Возможно, для бюджета Российской Федерации в настоящее время излишне обременительны и обязательства, принимаемые по Конвенциям, касающимся социального обеспечения, минимальной заработной платы и занятости (N 131, N 102, N 128, N 168 и N 157). Однако обоснования Минздравсоцразвития не строятся на каких-либо экономических расчетах. Для того чтобы понять, действительно ли в результате ратификации этих конвенций возникнет чрезмерная нагрузка на бюджет, необходимы серьезные экономические выкладки. Желательно, чтобы экономические данные относительно этих расходов были сопоставлены с соответствующими зарубежными цифрами. В том случае, если выяснится, что в настоящее время бюджет не может нести такую нагрузку, необходима информация о том, при достижении каких именно экономических показателей с точки зрения Минздравсоцразвития, возможна ратификация соответствующих Конвенций МОТ. Это замечание в равной степени относится не только к актам МОТ, но и к положениям ратифицированной в июне 2009 г. Европейской социальной хартии. Россия отказалась ратифицировать часть положений Хартии, включая основные нормы, касающиеся социального обеспечения (пп. 2 - 4 ст. 12, ст. ст. 13, 23, 30 и 31 Хартии). Кроме того, Россия отказалась признать международные обязательства по обеспечению вознаграждения работникам в таком размере, чтобы обеспечить им и их семьям достойный жизненный уровень (п. 1 ст. 4). Аргумент о недостаточности для этого бюджетных средств вполне понятен, но он требует конкретных объяснений, какие финансовые показатели достаточны для того, чтобы могла состояться ратификация. В противном случае слова, записанные в ст. 7 Конституции, о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, будут пустой декларацией.

Н.Л.Лютов

МГЮА им. О.Е.Кутафина

Международная организация труда (МОТ) – международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений, в настоящее время является специализированным учреждением ООН.

Международная организация труда была создана в 1919 г. одновременно с Лигой наций в соответствии с Версальским мирным договором. Устав МОТ вступил в силу с 1 января 1919 г. (последнее изменение Устава произведено в 1972 г.) .

В 1944 г. Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой были сформулированы цели и задачи МОТ, а также следующие основополагающие принципы в сфере труда:

  • – труд не является товаром;
  • – свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
  • – нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
  • – все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право па обеспечение своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Здесь следует заметить, что, несмотря на очевидность, простоту и кажущуюся легкость воплощения этих принципов на практике, и в настоящее время большинство из них продолжают оставаться только декларативной целью деятельности многих государств, нежели реальной действительностью.

США и СССР стали членами МОТ в 1934 г. В 1940 г. СССР приостановил свое членство в МОТ, а возобновил лишь в 1954 г.

В 1946 г. вскоре после образования ООП (вместо Лиги наций) МОТ стала ее первым специализированным учреждением.

В 1998 г. была принята Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда", которая построена на восьми основополагающих Конвенциях МОТ, предусматривающих свободу ассоциаций, упразднение принудительного труда, право на ведение коллективных переговоров, действенное запрещение детского труда, устранение дискриминации в области труда и занятий.

В настоящее время структура МОТ представлена следующими органами:

  • – Международная конференция труда (МКТ) – высший орган МОТ, который обладает правом принимать международные трудовые нормы. На МКТ каждое государство-участник имеет право направить четырех делегатов: двух от правительства, одного от представителей работников и одного от представителей работодателей. Делегаты вправе выступать и голосовать самостоятельно, независимо друг от друга. Один раз в два года МКТ принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который образуется из взносов государств-членов. Одновременно МКТ является общемировым форумом для обсуждения трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм;
  • – Административный совет – исполнительный орган МОТ, который руководит работой МОТ в период между сессиями МКТ, а также определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно Совет проводит три сессии: в марте, июне и ноябре. В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся). Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, на постоянной основе занимают представители правительств Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, России, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года;
  • – Международное бюро труда (МВТ) – постоянный секретариат МОТ, своего рода оперативный штаб. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний МОТ. Бюро имеет в своем составе департаменты, отвечающие за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, за деятельность нанимателей и трудящихся. Возглавляет МБТ Генеральный директор, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, он же формирует персональный состав Бюро. Кроме того, МБТ является исследовательским и издательским центром;
  • – вопросы управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах. В частности, Россия относится к деятельности Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (до апреля 2010 г. Группа именовалась Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии). Бюро координирует деятельность МОТ в 10 государствах – Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Штаб-квартира находится в Москве. В свою очередь, Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии относится к ведению Регионального бюро "Европа и Центральная Азия" со штаб-квартирой в Женеве.

В настоящее время членами МОТ являются 185 государств. Международной организацией труда принято 396 документов, в том числе 189 конвенций, 202 рекомендации, 5 протоколов.

Отличительной особенностью МОТ является тринатризм, что означает организацию ее деятельности на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств.

Международная организация труда создана для обеспечения социальной справедливости и реализации международно-признанных прав человека и трудовых прав. Она помогает создавать условия для достойного труда, экономические и организационные условия труда, которые дают трудящимся и предпринимателям опору для сохранения прочного мира, процветания и прогресса. Ее трехсторонняя структура обеспечивает уникальную платформу для обеспечения достойного труда для всех женщин и мужчин. Основными целями МОТ являются развитие прав в сфере труда, расширение возможностей достойной занятости, расширение социальной защиты и укрепление диалога по вопросам труда.

В качестве стратегических задач МОТ заявлены следующие четыре цели.

  • 1. Продвижение и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда.
  • 2. Создание более благоприятных возможностей для женщин и мужчин для достойной занятости и достойных доходов.
  • 3. Расширение сферы охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех.
  • 4. Укрепление трипартизма и социального диалога.

Указанные цели достигаются МОТ путем решения следующих задач.

  • 1. Разработка международной политики и программ по содействию реализации основных прав человека, улучшению условий труда и жизни, а также расширению возможностей трудоустройства.
  • 2. Создание международных трудовых норм, опираясь на уникальную систему контроля за их применением.
  • 3. Реализация программ международного технического сотрудничества, которые разрабатываются и осуществляются в активном партнерстве со всеми тремя сторонами.
  • 4. Обучение, образование и научно-исследовательская деятельность, осуществляемые в целях продвижения этих усилий .

Принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы, является особой и одной из важнейших функций МОТ. И конвенции, и рекомендации разрабатываются и принимаются МКТ с использованием одинаковой процедуры. Вначале каждый документ обсуждается на двух сессиях МОТ, МБТ готовит по нему предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах. Кроме того, каждая конвенция и рекомендация обсуждается комиссией, сформированной конференцией. В случае одобрения документа большинством в 2/3 присутствующих на соответствующей сессии МОТ делегатов конвенция считается принятой и открывается для ратификации государствами – членами МОТ. В случае ратификации конвенции ее положения подлежат воплощению в законодательство и практику применения в соответствующей стране.

Правовой статус рекомендаций отличается от правового статуса конвенции. В отличие от последней рекомендации не являются международными договорами и не требуют ратификации. Рекомендация содержит "обращенное к государствам пожелание, предложение (совет) ввести соответствующие нормы в национальное законодательство" . Как указывает сама МОТ, "рекомендации служат руководством в области политики, законодательства и практической деятельности" .

МОТ классифицирует конвенции по ряду оснований.

Во-первых, МОТ выделяет восемь фундаментальных (Fundamental) конвенций (табл. 22.1).

Таблица 22.1

Название, год и номер Конвенции

Количество государств, ратифицировавших Конвенцию

Конвенция 1930 г. о принудительном труде (№ 29)

Конвенция 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию (№ 87)

Конвенция 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (№ 98)

Конвенция 1951 г. о равном вознаграждении (№ 100)

Конвенция 1957 г. об упразднении принудительного труда (№ 105)

Конвенция 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий (№ 111)

Конвенция 1973 г. о минимальном возрасте (№ 138)

Конвенция 1999 г. о наихудших формах детского труда (№ 182)

Во-вторых, выделяются четыре руководящие (приоритетные) (Governance (Priority)) конвенции (табл. 22.2)

Таблица 22.2

В-третьих, остальные конвенции именуются техническими (Technical). На сегодняшний день Россия ратифицировала все восемь фундаментальных конвенций и две из четырех приоритетных конвенций. Не ратифицированы Россией Конвенция 1969 г. об инспекции труда в сельском хозяйстве (№ 129) и Конвенция 1976 г. о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (№ 144). Кроме фундаментальных и приоритетных конвенций Российская Федерация ратифицировала 59 технических конвенций . Причем 50 конвенций были ратифицированы еще СССР, и в отношении них на Российскую Федерацию распространяется правопреемство; девять – были ратифицированы уже самой Российской Федерацией.

  • 1) свобода объединений, коллективных переговоров и трудовые отношения;
  • 2) принудительный труд;
  • 3) искоренение детского труда и защита детей и подростков;
  • 4) равенство возможностей;
  • 5) трехсторонние консультации;
  • 6) управление трудом и инспекция труда;
  • 7) занятость и трудоустройство;
  • 8) профессиональная ориентация и подготовка;
  • 9) обеспечение гарантий занятости;
  • 10) заработная плата;
  • 11) рабочее время;
  • 12) работа в ночное время;
  • 13) охрана труда;
  • 14) социальное обеспечение;
  • 15) охрана материнства;
  • 16) социальная политика;
  • 17) трудящиеся-мигранты;
  • 18) ВЙЧ и СПИД;
  • 19) труд моряков;
  • 20) труд докеров;
  • 21) коренные народы;
  • 22) особые категории работников.

Как очевидно из данной классификации, которая является официальной со стороны МОТ, международные нормативные акты, принятые этой организацией, охватывают самый широкий круг вопросов правового регулирования труда. Более того, многие из них выходят за рамки проблематики трудового права, содержат положения, относящиеся к праву социального обеспечения, бытовому обслуживанию работников, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации и способам деятельности государственных органов по управлению трудом. Также стоит отметить, что многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наемным) работникам, но и к независимым работникам, предпринимателям.

  • Трудовое право России: учебник / отв. ред. Ю. II. Орловский, А. Ф. Нуртдинова. С. 601.
  • Нормативно-правовая информация

    Конвенции Международной организации по охране труда (МОТ)

    Одной из главных организаций, занимающихся защитой прав работников, является Международная организация по охране труда (МОТ). Созданная в 1919 г. согласно Версальскому договору, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 г., пропагандирующим социальную справедливость и международное признание прав человека и труда.

    МОТ имеет трехстороннюю уникальную структуру, включающую в себя:

    • правительства (2 делегата);
    • ассоциации работодателей (1 делегат);
    • рабочие организации / профсоюзы (1 делегат).

    МОТ периодически разрабатывает и утверждает конвенции, направленные на защиту прав различных категорий работников. Конвенции МОТ — международные конвенции, разработанные и принятые Международной организацией труда. Конвенции МОТ подлежат ратификации странами — членами МОТ. Страна, ратифицировавшая конвенцию МОТ, принимает на себя обязательства по применению положений этой конвенции.

    Среди основных конвенций МОТ, обеспечивающих социальные права работников, можно перечислить конвенции в отношении:

    • принудительного труда;
    • детского труда;
    • свободы ассоциаций;
    • дискриминации;
    • оплаты труда;
    • рабочих часов;
    • здоровья и безопасности;
    • надомных работников и др.

    Конвенции в отношении принудительного труда (№№29, 105). Данные конвенции в совокупности устанавливают абсолютный запрет на использование принудительного труда. Согласно ст.1 Конвенции №105, государства, ее ратифицировавшие, обязуются упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

    • средства политического воздействия, воспитания, в качестве меры наказания за наличие или выражение взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
    • метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
    • средства поддержания трудовой дисциплины;
    • средства наказания за участие в забастовках;
    • меры дискриминации по признакам расовой, социальной или национальной принадлежности.

    Конвенции в отношении детского труда (№№138, 182). Конвенция «О минимальном возрасте для приема на работу» (№138), дополняемая Рекомендацией №146, обязывает государства, ратифицировавшие ее, проводить национальную политику, направленную на эффективное искоренение детского труда и постепенно повышать минимальный возраст приема на работу. Конвенция «Об искоренении наихудших форм детского труда» (№182) отражает всеобщее единодушие в том, что наихудшим формам детского труда немедленно должен быть положен конец. В истории МОТ эта конвенция имеет самый высокий темп ратификации: к январю 2010 г. она была ратифицирована 171 страной.
    Конвенция №182 распространяется на всех детей, девочек и мальчиков, в возрасте до 18 лет и не предусматривает исключений для каких-либо отраслей экономики или категорий работников. Она призывает «принять немедленные и эффективные меры по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда».
    Конвенция №182 в качестве наихудших форм детского труда определяет такие, как рабство и принудительный труд, включая торговлю детьми и принудительную вербовку для участия в вооруженных конфликтах; детскую проституцию и порнографию; производство и продажу наркотиков и работу, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

    Конвенции в отношении свободы ассоциаций (№№87, 98). Действие данных конвенций относится как к предпринимателям, так и к трудящимся: и те, и другие имеют право на образование организаций по своему выбору, без предварительного согласия со стороны органов власти. Эти организации имеют право на разработку без вмешательства извне своего собственного устава, право на выбор собственных представителей (также без вмешательства извне), на ведение своей деятельности и создание конфедераций и федераций.
    В Конвенции №98 излагается принцип защиты от дискриминации при нарушении принципа свободы объединения, от актов вмешательства и призыв к использованию процедур проведения коллективных переговоров при заключении трудовых договоров.
    Конвенция №87 посвящена свободе объединений профсоюзов и организаций предпринимателей. Ее положения являются обязательными для стран-участниц не после ее ратификации, а с момента их вступления в МОТ и признания устава, основополагающей частью которого являются эти положения.
    Право на свободу объединений означает не только свободу вступать в существующие объединения, но и создавать новые. Конвенция №98 дает объединениям право на коллективные переговоры и соглашения, регулирующие вопросы оплаты и условий труда. Государство обязано обеспечить правовые основы этих правил и предусмотреть соответствующие санкции на случай их нарушения. Конвенция №98 запрещает любую дискриминацию трудящихся за членство в профсоюзе и любое, финансовое или кадровое, давление предпринимателя на эти организации.

    Конвенции в отношении дискриминации (№№100, 111). Данные конвенции разработаны для искоренения дискриминаций различных типов в области труда. Например, конвенция МОТ №100 декларирует необходимость равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности (№100). В конвенции МОТ №111 идет речь об искоренении дискриминации в области труда и занятий.

    Конвенции в отношении оплаты труда (№№63, 95, 100, 131). Заработная плата за плановые и сверхурочные работы, а также ставка по оплате сверхурочных часов должны соответствовать размеру заработной платы, установленному действующим законодательством (или промышленными стандартами), либо превышать его. Незаконные или дисциплинарные вычеты из заработной платы недопустимы. Если минимальной заработной платы, определенной законодательно или же в рамках промышленных стандартов, недостаточно для покрытия расходов на проживание и получения некоторого дополнительного дохода, который остается после выплаты всех налоговых вычетов, организации должны обеспечить своим сотрудникам такую заработную плату, которая была бы достаточна для покрытия вышеуказанных потребностей.
    Не допускается удержание сумм из заработной платы в качестве дисциплинарной меры. Организации должны гарантировать, что их работники регулярно и в доступной форме получают информацию о размере своей заработной платы, а также то, что заработная плата, положенные льготные выплаты и компенсации выплачиваются в соответствии с установленным законодательством и способом, удобным для работников. В конвенциях по оплате труда установлены правила определения минимальной оплаты труда, принципы равенства оплаты труда мужчин и женщин.

    Конвенции в отношении рабочих часов (№№1, 14, 30, 47, 63) . Данные конвенции устанавливают правила определения и границы рабочего времени. Конвенции содержат требования как к общим положениям определения рабочего времени, так и к частным случаям — определению рабочего времени в различных отраслях (промышленности, торговле, учреждениях).

    Конвенция №63 определяет порядок ведения статистики оплаты труда и рабочего времени. В данных требованиях определено, что максимально допустимое рабочее время в неделю должно соответствовать тому, которое установлено национальным правом, но не может превышать 48 часов. При этом максимально допустимое время для сверхурочной работы в неделю не может превышать 12 часов. Сверхурочная работа допускается исключительно на добровольной основе и оплачиваться она должна в премиальном размере. Служащий имеет право по крайней мере на один выходной день, следующий за шестью подряд отработанными днями.

    Конвенции в отношении здоровья и безопасности (№№155, 162) . Согласно разработанным конвенциям в этой области, должны быть установлены и соблюдаться ясные своды правил и процедур относительно гигиены труда и техники безопасности, в особенности обеспечение и использование средств индивидуальной защиты, чистый туалет, доступ к питьевой воде. Также при необходимости должно быть предоставлено санитарное оборудование для хранения продуктов. Запрещается нарушение установленного конвенциями порядка, условий на рабочем месте, условий в помещениях для отдыха. В частности, молодые сотрудники не должны работать в опасных и вредных для здоровья человека условиях.

    Конвенции в отношении надомных работников (№177) . Согласно ст. 1 Конвенции №177 «О надомном труде», надомный труд означает работу, которую лицо, именуемое надомником, выполняет:
    1) по месту своего проживания или в других помещениях по его выбору, но не на производственных территориях работодателя;
    2) за вознаграждение.

    Конвенция №177 содержит основные требования в отношении условий труда и отсутствия дискриминации надомных работников. Данные конвенции, которые нотифицированы большинством стран мира, поднимают важные для мирового сообщества проблемы в социальной сфере. Одной из важнейших и наиболее острых социальных проблем является использование детского труда.

    Posted On 14.05.2018

    международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. К о н в е н ц и я (франц. Сonvention

    Глава I. Пакт Рериха 1935 года как основа Конвенции о защите культурных ценностей 1954 года

    Гаагская конференция 1954 года

    Глава II.

    International Labour Organization

    Гаагская конференция 1954 года и принятие Конвенции о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта

    Гаагская конференция 1954 года

    2.2 Совершенствование механизма осуществления основных положений Гаагской Конвенции в современном мире

    Многие положения Конвенции принимались после долгих дебатов. Так в напряженной обстановке проходили дебаты по поводу статуса специальной защиты для некоторых ценностей культуры. В них принимали активное участие делегации Испании, Франции…

    Дипломатическая деятельность государственных органов внешних сношений

    4. Конвенции и международные договоры, касающиеся дипломатических отношений

    Дипломатическая деятельность регламентируется нормами международного права, которые первоначально являлись обычными нормами права, признаваемыми обязательными…

    Европеское право

    3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНВЕНЦИИ О ГРАЖДАНСКИХ АСПЕКТАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОХИЩЕНИЯ 1980 ГОДА

    Целями Конвенции «О гражданских аспектах международного похищения детей» от 25.10.1980 года являются: а) обеспечение немедленного возвращения детей…

    Женевские конвенции

    3. Женевские конвенции и современные вооруженные конфликты

    В основе Женевских конвенций лежит понятие уважения к жизни и достоинству каждого отдельного человека. Люди, пострадавшие во время конфликта, должны получать помощь и заботу без какой-либо дискриминации…

    Международная организация труда и ее роль в регулировании социально-трудовых отношений

    2. Конвенции и рекомендации МОТ как основной инструмент регулирования социально-трудовых отношений

    Образование ООН

    Декларации и конвенции

    В отличие от Устава ООН, конвенции ООН не являются обязательными для принятия участниками организации. Та или иная страна может как ратифицировать тот или иной договор, так и не делать этого…

    Оценка Болгарии с точки зрения инвестиционной привлекательности

    Глава 2. Место в системе международного разделения труда. Основные статьи экспорта и импорта. Основные торговые партнеры

    Общее количество экономически активных лиц в 2010 г. в Болгарии составило 3,465 млн. или 46,2% от населения 15 и более лет. Коэффициент экономической активности в городах - 52.8%, а в селах - 38.6%. Экономическая активность мужчин (53.7%) - на 10.1 пункта выше…

    Оценка перспектив экспорта автомобилей УАЗ Hunter в Арабскую Республику Египет

    1. Основные факторы

    Оценка перспектив экспорта противотуберкулезного препарата Изониазад в Индию

    1. Основные факторы

    Правовой режим международных рек

    2.1 Разработка Конвенции 1948 г. и ее основные положения

    По окончании второй мировой войны США, Англия и Франция пытались восстановить «версальский» режим судоходства по международным рекам. 23 июля 1945 г. на Потсдамской конференции делегации США внесла предложение об установлении режима свободного…

    Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала

    Глава 2. Дипломатические привилегии и иммунитеты в свете положений Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

    Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой права и преимущества, которые предоставляются дипломатическому представительству как таковому, а также его главе и дипломатическому персоналу…

    Проблема разделения Каспийского моря в международном аспекте

    5.

    Специальная рабочая группа (СРГ) по разработке конвенции о правовом статусе Каспийского моря

    Целью СРГ, созданной в конце 90-х годов по решению глав государств каспийской пятерки (Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении), является выработка проекта конвенции о правовом статусе Каспия…

    Транснациональная Корпорация «Газпром»

    ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ

    Стратегические задачи ОАО «Газпром» находят свое решение в последовательной реализации перспективных проектов, разрабатываемых компанией…

    Все предметы → Трудовое право

    Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением наёмного труда, улучшением его условий, охраной руда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.

    Среди универсальных договоров особое значение имеют акты МОТ (международной организации труда). МОТ была создана в 1919 г. при Лиге Наций. В деятельности МОТ участвуют по 3 представителя от каждого государства (представитель государственных органов, представитель работников и представителей работодателей). За всю историю деятельности МОТ принято порядка 200 конвенций. Россия ратифицировала около 60 конвенций. Кроме конвенций также принимаются рекомендации (они могут содержать различные варианты поведения); они не являются международным договором и не требует ратификации. В середине 90-х гг. начали говорить о кризисе МОТ.

    Основными субъектами международно-правового регулирования труда в настоящее время являются ООН и МОТ.

    Международная организация труда

    Устав ООН принят в Сан-Франциско 26.06.1945 г. МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в т.ч. и по вопросам трудовых отношений. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

    Конвенция № 47«О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935 г.);

    Конвенция № 131 «Об установлении минимальной заработной платы» (1970 г.),

    • - акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;
    • - акты, относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы;
    • - акты, регулирующие условия труда;
    • - акты по безопасности и гигиене труда;
    • - акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;
    • - акты, регулирующие труд отдельных категорий работников;
    • - акты, регулирующие сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.

    Субъектами на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены Содружества Независимых Государств (СНГ), образованного в 1991 году.

    1. Конвенция № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” (1921 г.).

    2. Конвенция № 13 “Об использовании свинцовых белил в малярном деле” (1921 г.).

    3. Конвенция № 14 “О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях”(1921 г.).

    4. Конвенция № 16 “Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов” (1921 г.).

    5. Конвенция № 23 “О репатриации моряков” (1926 г.).

    6. Конвенция № 27 “Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах” (1929 г.).

    7. Конвенция № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930 г.).

    8. Конвенция № 32 “О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов” (1932 г.).

    9. Конвенция № 45 “О применении труда женщин на подземных работах в шахтах” (1935 г.).

    10. Конвенция № 47 “О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю” (1935 г.).

    11. Конвенция № 52 “О ежегодных оплачиваемых отпусках” (1936 г.).

    12. Конвенция № 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации” (1946 г.).

    13. Конвенция № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков” (1946 г.).

    14. Конвенция № 77 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности” (1946 г.).

    15. Конвенция № 78 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах” (1946 г.).

    16. Конвенция № 79 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду” (1946 г.).

    17. Конвенция № 87 “О свободе ассоциации и защите прав на организацию” (1948 г.).

    18. Конвенция № 90 “О ночном труде подростков в промышленности” (пересмотрена в 1948 г.).

    19. Конвенция № 92 “О помещениях для экипажа на борту судов” (пересмотрена в 1949 г.).

    20. Конвенция № 95 “Об охране заработной платы” (1949 г.).

    21. Конвенция № 98 “О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров” (1949 г.).

    22. Конвенция № 100 “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности” (1951 г.).

    23. Конвенция № 103 “Об охране материнства” (1952 г.).

    24. Конвенция № 106 “ О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях” (1957 г.).

    25. Конвенция № 108 “О национальном удостоверении личности моряков” (1958 г.).

    26. Конвенция № 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958 г.).

    27. Конвенция № 113 “О медицинском осмотре моряков” (1959 г.).

    28. Конвенция № 115 “О защите трудящихся от ионизующей радиации” (1960 г.).

    29. Конвенция № 116 “О частичном пересмотре конвенций” (1961 г.).

    30. Конвенция № 119 “О снабжении машин защитными приспособлениями” (1963 г.).

    31. Конвенция № 120 “О гигиене в торговле и учреждениях” (1964 г.).

    32. Конвенция № 122 “О политике в области занятости” (1964 г.).

    33. Конвенция № 124 “О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках” (1965 г.).

    Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений

    Конвенция № 126 “О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов” (1966 г.).

    35. Конвенция № 133 “О помещениях для экипажа на борту судов”. Дополнительные положения (1970 г.).

    36. Конвенция № 134 “О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков” (1970 г.).

    37. Конвенция № 138 “О минимальном возрасте” (1973 г.).

    38. Конвенция № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов”.

    39. Конвенция № 147 “О минимальных нормах на торговых судах” (1976 г.).

    40. Конвенция № 148 “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах” (1977 г.).

    41. Конвенция № 149 “О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала” (1977 г.).

    42. Конвенция № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983 г.).

    43. Конвенция № 160 “О статистике труда” (1985 г.).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Конвенция N 181 Международной организации труда

    Перечень конвенций МОТ, действующих в Российской Федерации

    Конвенция № 10 “О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве” (1921);
    Конвенция № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” (1921);
    Конвенция № 13 “Об использовании свинцовых белил в малярном деле” (1921);
    Конвенция № 14 “О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях”(1921);
    Конвенция № 15 “О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте” (1921);
    Конвенция № 16 “Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов” (1921);
    Конвенция № 23 “О репатриации моряков” (1926);
    Конвенция № 27 “Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах” (1929);
    Конвенция № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930);
    Конвенция № 32 “О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов” (1932);
    Конвенция № 45 “О применении труда женщин на подземных работах в шахтах” (1935);
    Конвенция № 47 “О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю” (1935);
    Конвенция № 52 “О ежегодных оплачиваемых отпусках” (1936);
    Конвенция № 58 “О минимальном возрасте допуска детей на работу в море” (1936);
    Конвенция № 59 “О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность” (1937);
    Конвенция № 60 “О возрасте приема детей на непромышленные работы” (1937);
    Конвенция № 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации” (1946);
    Конвенция № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков” (1946);
    Конвенция № 77 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности” (1946);
    Конвенция № 78 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах” (1946);
    Конвенция № 79 “Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах” (1946);
    Конвенция № 81 “Об инспекции труда в промышленности и торговле” (1947);
    Конвенция № 87 “О свободе ассоциации и защите права на организацию” (1948);
    Конвенция № 90 “О ночном труде подростков в промышленности” (пересмотрена в 1948);
    Конвенция № 92 “О помещениях для экипажа на борту судов” (пересмотрена в 1949);
    Конвенция № 95 “Об охране заработной платы” (1949);
    Конвенция № 98 “О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров” (1949);
    Конвенция № 100 “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности” (1951);
    Конвенция № 103 “Об охране материнства” (1952);
    Конвенция №.

    105 “Об упразднении принудительного труда” (1957);
    Конвенция № 106 “О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях” (1957);
    Конвенция № 108 “О национальных удостоверениях личности моряков” (1958);
    Конвенция № 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958);
    Конвенция № 112 “О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков” (1959);
    Конвенция № 113 “О медицинском осмотре рыбаков” (1959);
    Конвенция № 115 “О защите трудящихся от ионизирующей радиации” (1960);
    Конвенция № 119 “О снабжении машин защитными приспособлениями” (1963);
    Конвенция № 120 “О гигиене труда в торговле и в учреждениях” (1964);
    Конвенция № 122 “О политике в области занятости” (1964);
    Конвенция № 123 “О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках” (1965);
    Конвенция № 124 “О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках” (1965);
    Конвенция № 126 “О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов” (1966);
    Конвенция № 133 “О помещениях для экипажа на борту судов.

    Дополнительные положения” (1970);
    Конвенция № 134 “О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков” (1970);
    Конвенция № 139 “О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики” (1974);
    Конвенция № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов” (1975);
    Конвенция № 147 “О минимальных нормах на торговых судах” (1976);
    Конвенция № 148 “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах” (1977);
    Конвенция № 149 “О занятости в условиях труда и жизни сестринского персонала” (1977);
    Конвенция № 150 “О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация” (1978);
    Конвенция № 155 “О безопасности и гигиене труда” (1981);
    Конвенция № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983);
    Конвенция № 160 “О статистике труда” (1985);
    Конвенция № 162 “Об охране труда при использовании асбеста” (1986);
    Конвенция № 179 “О найме и трудоустройстве моряков” (1996).

    Конвенции МОТ по охране и медицине труда и их ратификация Россией

    № кон-венции Дата Наименование конвенции Дата ратификации
    Об использовании свинцовых белил в малярном деле 10.10.1991 г.
    Об инспекции труда в про-мышленности и торговле 2.10.1998 г.
    О защите трудящихся от ионизирующей радиации 22.09.1967 г.

    Конвенции Международной организации по охране труда (МОТ)

    О снабжении машин защит-ными приспособлениями 4.11.1969 г.
    О пособиях в случаях производ-ственного травматизма
    О максимальном грузе, допус-тимом для переноски одним трудящимся
    Об инспекции труда в сель-ском хозяйстве
    О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения) 27.08.1990 г.
    О предупреждении производ-ственных несчастных случаев среди моряков 5.10.1987 г.
    О защите от опасности отрав-ления бензолом ~
    О борьбе с опасностью, вызы-ваемой канцерогенными ве-ществами и агентами в произ-водственных условиях, и ме-рах профилактики
    О защите трудящихся от про-фессионального риска, вызы-ваемого загрязнением возду-ха, шумом и вибрацией на ра-бочих местах 3.06.1988 г.
    О технике безопасности и гигие-не труда на портовых работах
    О безопасности и гигиене тру-да и производственной среде 2.07.1998 г.
    О службах гигиены труда -
    Об охране труда при исполь-зовании асбеста 4.09.2000 г.
    О здравоохранении и медицин-ском обслуживании моряков
    О безопасности и гигиене тру-да в строительстве -""
    О безопасности при использо-вании химических веществ на производстве
    О предотвращении крупных промышленных аварий
    О безопасности и гигиене тру-да на шахтах
    Конвенция о безопасности и гигиене труда в сельском хо-зяйстве

    Россией не ратифицированы близкие конвен-ции: К160 "О статистике труда" в части несчастных случаев и профзаболеваний, К171 "О ночном тру-де" и др.

    Здоровье и безопасность работника - приори-тет здоровья . В Евросоюзе в 1990-х годах говори-ли о "безопасности и здоровье" работников на ра-боте (рамочная Директива 89/391/ЕЕС, дополнен-ная 17 частными директивами), но, начиная с "Но-вой стратегии ЕС по здоровью и безопасности на работе (2002-2006)", акцент перенесен на здоро-вье. Например, в Великобритании соответствую-щая служба носит название "Здоровье и безопас-ность" ("Health and Safety Executive"). Этот же под-ход прослеживается в рекомендациях Европейско-го регионального бюро ВОЗ. В рамках программы "Безопасный труд" МОТ выпустила "Руководство по управлению системами профессиональной безопасности и здоровья". Международная ас-социация социального обеспечения МАСО (ISSA) реализует идеи, и нормы МОТ в части страхования профессиональных рисков. Стандартная междуна-родная терминология по статистике труда, в том числе определение терминов инцидент, опасное происшествие, профессиональный несчастный случай, профессиональное заболевание и др., при-ведена в руководстве МОТ.

    Предыдущая12345678910111213141516Следующая

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то