Современные российские ударные вертолеты. Вооружение ударных вертолётов Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования

Авиационные боеприпасы ракетного вооружения. Назначение, состав и классификация НАР

Ракетное вооружение является неотъемлемой составной частью боль­шинства современных летательных аппаратов военного назначения. Его по­явление было обусловлено необходимостью успешного решения боевых за­дач авиацией во время ведения войн и конфликтов.

В настоящее время в состав авиационного ракетного вооружения входят:

Неуправляемые авиационные ракеты (НАР);

Управляемые авиационные ракеты (УАР);

Авиационные противолодочные ракеты (АПР);

Авиационные морские ракеты-мины.

В данной теме мы с вами остановимся на НАР.

По назначению НАР подразделяются на ракеты:

Ос­новного назначения (средства поражения);

Вспомогательного назначения (средства обеспечения).

И те, и другие делятся на отдельные группы по дру­гим признакам классификации, среди которых можно выделить два основ­ных: тип боевой части и калибр.

Тип боевой части и особенности ее устройства предопределяют не толь­ко целевое предназначение НАР, но и отражают особенности ее действия у цели. Так, рассматривают НАР с БЧ фугасного, осколочного, кумулятивного, проникающего, комбинированного (осколочно-фугасного, кумулятивно-осколочного и др.), осветительного типа и т. д.

По устройству БЧ НАР под­разделяются на ракеты с моноблочными БЧ, с БЧ разделяющегося типа, раке­ты с БЧ кассетного типа и др. Например, НАР с тандемным расположением кумулятивных БЧ; НАР с разделяющейся боевой частью, снаряжаемой бое­выми элементами объемно-детонирующего действия, и т. д.

Важным параметром НАР является ее калибр. Он определяется харак­терным размером камеры ракетного двигателя – обычно наружным диамет­ром камеры.

Для существующей системы твердотопливных ракет калибр РДТТ отражен в кратком условном наименовании ракеты. Так, в наименова­нии ракет типа С-8, С-13, С-25 и др. цифра означает калибр РДТТ, выражен­ный в см и соответствующий номинальному значению диаметра камеры дви­гателя. Если диаметр БЧ больше или меньше калибра РДТТ, то говорят: НАР с надкалиберной или подкалиберной БЧ. Их примерами могут служить соот­ветственно НАР-С-25О и С-13Т.

Иногда по величине калибра различают НАР малого, среднего и крупно­го калибра. Хотя такая классификация является условной, она все же дает не­которое представление о количестве ракет, подвешиваемых на одну точку подвески самолета (вертолета). Ясно, что НАР крупного калибра можно под­вешивать лишь по одной на каждую точку подвески с балочным держателем третьей группы (БД-3). На эту же точку подвески можно подвесить блок с несколькими десятками НАР малого калибра или пусковое устройство с 3-5 ракетами среднего калибра.



С момента появления на вооружении авиации и до настоящего времени НАР сохраняют свои позиции и неизменно входят в состав вооружения само­летов и вертолетов различных поколений. Объясняется это тем, что благода­ря своим специфическим свойствам НАР значительно увеличивают огневую мощь ударных авиационных комплексов и расширяют их возможности при решении задач поражения наземных и морских целей.

Отличительными признаками и особенностями неуправляемых ракет как боеприпасов основного назначения являются:

Возможность создать боевую часть большой массы, сопоставимую по мощности действия с авиабомбами калибра 100, 250 и даже 500 кг;

Значительная доля самой боевой части в общей стартовой массе ракеты (до 65%), что значительно больше, чем для УАР;

Большое разнообразие типов боевых частей, обеспечивающих высокую эффективность действия авиации по широкому спектру наземных целей;

Большой боекомплект НАР каждого самолета или вертолета благодаря применению многозарядных пусковых устройств для ракет малого и среднего калибров;

Достаточно высокая точность пуска ракет, обеспечивающая возможность поражения малоразмерных целей;

Широкий диапазон дальностей пуска ракет, обеспечивающий возможность поражения целей и в том случае, когда для артиллерийского оружия или авиабомб они оказываются недосягаемыми;

Относительная простота устройства и производства, позволяющая реализовать модульный принцип создания целого класса ракет одного и того же калибра, имеющих один и тот же двигатель, но различные типы БЧ (до 10 и более);

Простота эксплуатации как летной, так и наземной, которая практически мало чем отличается от эксплуатации авиабомб;

Достаточно большой срок службы, вследствие чего НАР входят в состав вариантов вооружения самолетов нескольких поколений (например, НАР типа С-24 находится на вооружении более полувека);

Относительно небольшая стоимость серийного производства НАР в сравнении с УАР сопоставимого калибра (например, стоимость неуправляемой ракеты типа С-25 и управляемой типа С-25Л оценивалась в соотношении 1:6 в масштабе одного и того же курса рубля);

Возможность реализовать менее затратную утилизацию НАР, запрещенных к использованию по прямому назначению.

В дополнение к перечисленному следует остановиться еще на одной особенности НАР. Представляя собой систему, состоящую из боевой (БЧ) и ракетной (РДТТ) частей, неуправляемые ракеты вследствие очевидных преимуществ начали применяться не только «в целом», но и «по частям», что послужило толчком к созданию боеприпасов других видов. Их приме­рами могут служить уже упоминавшиеся ранее противолодочные торпеды-ракеты АПР, всплывающие ракеты-мины РМ, бетонобойные авиабомбы БЕТАБ-500Ш, включающие тормозной и разгонные двигатели, работающие на твердом топливе, а также управляемая ракета С-25Л, созданная на основе НАР С-25, и др.

В настоящее время возможности НАР еще далеко не исчерпаны. Весьма актуальной и перспективной является задача создания НАР крупного калибра с кассетной боевой частью (КБЧ), обеспечивающей применение боевых элементов (бомб, мин и др.) в больших количествах – до нескольких тысяч штук в БЧ. На базе такой ракеты легко может быть создана НАР с плани­рующим полетом на пассивном участке траектории, позволяющая атаковать цели с больших дальностей (до 10 км и более). Разработка и принятие на воо­ружение планирующей НАР в значительной мере расширило бы боевые воз­можности современных носителей, в том числе и в плане успешного преодо­ления объектовой ПВО противника.

Особо следует остановиться на точностных характеристиках применения НАР. По параметрам, характеризующим техническое рассеивание, НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают управляемым ракетам. Уменьшение технического рассеивания НАР достигается несколькими спо­собами:

Во-первых, за счет небольшого времени полета ракет от момента пуска до встречи с целью. Имея большую скорость в конце активного участка траектории, ракеты пролетают оставшуюся часть пути за малое время, что исключает влияние многих случайных факторов, в том числе и турбулентности атмосферы, на характер их движения.

Во-вторых, как оперенный снаряд, ракеты имеют большой запас статической и динамической устойчивости. На пассивном участке траектории центр массы НАР из-за выгорания топлива смещается в сторону головной части. Хвостовое же оперение находится на значительном расстоянии от центра массы из-за двигателя, имеющего большую длину, поэтому в плане стабилизации является очень эффективным.

В-третьих, использованием вращательного движения ракет. Все состоящие на вооружении НАР при движении проворачиваются вокруг продольной оси с угловыми скоростями, имеющими порядок от нескольких сотен (НАР типа С-24) до нескольких тысяч (НАР типа С-5, С-8) оборотов в минуту. Вращение ракет обеспечивается действием моментов, создаваемых путем направления действия силы тяги (у НАР с многосопельными двигателями), или за счет аэродинамических моментов, создаваемых стабилизатором, перья которого имеют либо установочный угол атаки, либо срез вдоль одной из граней перьев. Вращение (проворачивание) вокруг продольной оси позволяет исключить влияние несимметричности аэродинамической формы или эксцентриситета массы ракеты на траекторию ее движения. Если бы проворачивания ракеты не было, то под влиянием указанных факторов возникал бы боковой момент, уводящий ракету в сторону от направления стрельбы.

Реализация конструктивных мер позволила создать ракеты, техническое рассеивание которых определялось вероятным отклонением кругового рассеивания в картинной плоскости, равного 2-3 тысячных дальности стрель­бы. При таком рассеивании кучность стрельбы была достаточно высокой, что обеспечивало поражение малоразмерных, в том числе и воздушных, целей. Уместно еще раз напомнить, что первые ракеты типа С-5 были созданы для поражения именно воздушных целей.

С появлением первых управляемых ракет класса «воздух – воздух» НАР типа С-5 были «перенацелены» и стали использоваться для поражения наземных целей. В настоящее время все НАР применяются для поражения наземных целей.

Для повышения вероятности поражения малоразмерных наземных целей требуется увеличение количества ракет, применяемых в одной атаке. Поэтому для ракет типа С-5 были разработаны блоки УБ-16 и УБ-32, снаряжаемые соответственно 16 и 32 ракетами.

Из приведенной сравнительной оценки следует, что НАР, как средства поражения занимают промежуточное положение между авиабомбами и управляемыми авиационными ракетами и в значительной мере дополняют боевые свойства и возможности артиллерийского оружия. По точности попа­дания в цель НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают им по мощности взрыва (действия) боевых частей. НАР заметно превосходят авиа­бомбы при решении задач поражения особо прочных и заглубленных целей благодаря обеспечению высокой скорости соударения БЧ проникающего ти­па. В сравнении с боеприпасами высокоточного оружия (управляемыми авиационными ракетами и корректируемыми авиационными бомбами) НАР уступают им по точности попадания в цель, но превосходят по таким свойст­вам, как независимость от метеоусловий применения и помехоустойчивость.

НАР малого калибра, так же как и снаряды авиационного артиллерий­ского оружия, позволяют формировать при атаке наземных целей зоны рас­сеивания точек падения, имеющие такую форму и размеры, при которых дос­тигается максимальная эффективность поражения цели.

Таким образом, сис­тему НАР следует рассматривать как неотъемлемую составную часть (вид) вооружения современных боевых авиационных комплексов, значительно расширяющую боевые свойства и тактические возможности последних.

Неуправляемый реактивный снаряд С-8.

Разработчик: ОКБ-16 (позднее КБ «Точмаш»)
Страна: СССР
Испытания: 1971 г.

Разработка НАРС типа С-8 (калибр — 80-мм) поручалась ОКБ-16 которым руководил А.Э.Нудельман. Впоследствии разработку модификаций С-8 стал осуществлять «Институт прикладной физики» в г. Новосибирске (сейчас ОАО). Это сопровождалось новыми требованиями к оружию, сформулированными на основе опыта эксплуатации в войсках авиационных реактивных систем калибра 57 мм. Заказчик требовал надежно защитить боеприпасы от аэродинамического нагрева, уменьшить влияние стрельбы ими на работу двигателя самолета-носителя, сократить временные интервалы между выстрелами, а также увеличить дальность стрельбы и снизить минимальную высоту применения. Усиление поражающего действия боевой части и установка более мощного двигателя были достигнуты увеличением калибра, относительно предшественницы С-5, с 57 до 80 мм. Ракета С-8 сохранила принципиальную схему и компоновку ракеты С-5. Для улучшения точностных характеристик 6 перьев стабилизатора при выходе ракеты из трубы принудительно раскрывались газовым поршнем под действием отбираемых из камеры сгорания твердотопливного двигателя пороховых газов. В раскрытом положении перья фиксировались (дело в том, что люфты в навеске оперения С-5, необходимые для их свободного раскрытия, снижали кучность стрельбы.)

НУРС С-8.

В сложенном положении узел стабилизатора был уложен между шестью соплами твердотопливного двигателя ракеты и закрыт стаканом, срывающемся при пуске. Для быстрого разгона и раскрутки более тяжелой ракеты С-8 тяга твердотопливного двигателя по сравнению с двигателем ракеты С-5 увеличена, а время его работы сокращено до 0,69 с. Рассеяние С-8 в полете и круговое вероятное отклонение составляло 0,3 % дальности, а дистанция эффективного пуска — 2000 м.

НУРС С-8 перед установкой.

Заводские (предварительные) испытания НАР С-8 прошла в 1969 году, а совместные (с заказчиком) государственные испытания — в 1971 году. Серийно С-8 производилась на заводе «Авиаагрегат» в Куйбышеве (ныне Самара).

Появление широкой номенклатуры снарядов этого семейства обусловили два фактора. Во-первых, НАРС нескольких марок составили комбинации ряда однотипных БЧ, оснащенных различными ракетными двигателями. Во-вторых, на основе наиболее удачных двигателей было создано большое количество типов боевых НАРС и снарядов вспомогательного назначения. На сегодня известны около 25 серийных НАРС калибра 80 мм и более десятка опытных моделей.

На основе базовой конструкции С-8 с универсальной кумулятивно-осколочной боевой частью было разработано несколько модификаций ракеты: С-8М и С-8КОМ с модернизированной боевой частью усиленного осколочного действия и твердотопливным двигателем, имеющим увеличенное время работы.

Полная длина ракеты С-8КОМ составляет 1570 мм. Стартовый вес ракеты 11,3 кг. Куммулятивно-осколочная боевая часть весом 3,6 кг содержит 900 г взрывчатого вещества. При попадании по нормали С-8КОМ может пробить 400-мм броню. Дальность пуска ракеты 1300–4000 м. Диапазон скорости самолета-носителя при боевом применении ракет С-8 всех типов 166–330 м/с.

Ракета С-8С имеет боевую часть, несущую 2000 стреловидных поражающих элементов для поражения живой силы. На конечном участке полета стрелы выбрасываются вперед вышибным зарядом.

Ракета С-8БМ имеет бетонобойную боевую часть проникающего действия, пробивающую слой железобетона толщиной до 0,8 м. Длина ракеты С-8БМ 1540 мм. Стартовый вес ракеты 15,2 кг. Боевая часть весом 7,41 кг содержит 600 г взрывчатого вещества. Дальность пуска ракеты 1200–2200 м.

Ракеты С-8Д и С-8ДМ имеют боевую часть с объемно детонирующей смесью; 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества смешиваются и образуют аэрозольное облако объемно детонирующей смеси. Взрыв по фугасному действию эквивалентен 5,5–6 кг тротила. Длина ракеты С-8ДМ - 1700 мм. Стартовый вес ракеты 11,6 кг. Вес боевой части 3,63 кг.

Ракеты С-8О и С-8ОМ осветительные. Их длина 1632 мм. Стартовый вес 12,1 кг. Вес боевой части 4,3 кг. Горючий состав весом 1,0 кг. Дает силу света порядка 2 млн. свечей.

Ракета С-8П предназначалась для создания пассивных помех РЛС противника. При срабатывании дистанционного взрывателя из боевой части ракет вышибным зарядом выбрасываются диполи из металлизированного стекловолокна. Первые образцы ракет за 3 секунды создавали облако диполей объемом 500 м8. Эти диполи предназначались для создания помех РЛС, работающих на длинах волн от 0,8 до 14 см.

В модификациях С-8А, С-8В, С-8АС и С-8ВС ракеты отличаются усовершенствованным РДТТ, измененным составом топлива и устройством узла стабилизации.

Пуск ракет осуществлялся из специальных пусковых устройств (блоков) Б-8М1 и Б-8В20А. Оба блока имели по 20 пусковых труб, открытых с казенной части. Длина блока Б-8М1 (Б-8В20А) составляла 2760 мм (1700 мм), диаметр блока 520 мм (520 мм). Вес пустого блока 160 кг (123 кг). Позже были разработаны пусковые устройства типа Б-8В7, имевшие 7 открытых пусковых труб. Вес пустого блока 40 кг. Длина 1780 мм. Диаметр 332 мм.

Носителями ракет С-8 были истребители Су-17М1, Су-17М2, Су-17МЗ, Су-17М4, Су-24, Су-25, Су-27, Миг-23 и МиГ-27 и вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-28, Ка-252 и Ка-50.

Орудийный блок Б-8М конструкции МКБ «Вымпел» в марте 1972 г. прошел заводские, государственные наземные и стендовые испытания стрельбой снарядами С-8. С апреля по июль 1974 года в ходе специальных летных испытаний авиационной реактивной системы АС-8 истребитель-бомбардировщик Су-17 оборудовали двумя 80-мм орудийными блоками Б-8М и двумя — Б-8М1. Ведущим инженером по блокам в ГК НИИ ВВС был назначен майор-инженер Н.Е.Башкиров. Разработчиков представлял ведущий конструктор МКБ «Вымпел» по орудийным блокам Б-8М и Б-8М1 А.Уткин.

Блок Б-8М1.

В заключений по госиспытаниям было отмечено, что орудийные блоки Б-8М1 более совершенны по своим техническим данным (испытатели отнесли к ним габариты, массу и технологию изготовления блока) и их предлагали принять на вооружение ВВС. В большей степени значительной являлась именно последняя характеристика, поскольку на основе опыта производства и эксплуатации у этого орудийного блока отказались от обшивки силового корпуса. Б-8М и Б-8М1 одновременно приняли на вооружение. Позже от Б-8М в ВВС отказались и в арсенале МиГов остались только более надежные Б-8М1. Они дополнили варианты вооружения МиГ-23 последних модификаций, МиГ-27 , МиГ-29 , Су-17 , Су-25 и других самолетов.

Пара блоков НАР Б-8М1 под крылом Су-17М4.

Су-25 ВВС Чехии с блоками Б-8М1.

Для пуска С-8 используются двадцати-зарядные блоки Б-8, модернизированные Б-8М и M1, а также Б-8-0 с теплозащитой. Вертолетное исполнение блока Б-8В20А отличается удлиненными пусковыми трубами и упрощенной конструкцией без носового обтекателя (при небольших скоростях полета вертолетов прирост аэродинамического сопротивления незначителен).

Блоки Б-8В, Б-8М1. Схема.

Пусковой блок Б-8В20А (на земле) для НАРС С-8.

Блоки Б-8В20А на вертолете Ми-24.

По эффективности применения и мощности БЧ С-8 значительно превосходят С-5. Так, залп 80-мм ракет из одного 20-зарядного блока Б-8 по поражающему действию сопоставим с одновременным пуском С-5 из трех 32-зарядных блоков УБ-32, а по дальности и точности превосходит их. Преимущества C8 привели к тому, что в настоящее время боевые самолеты и вертолеты комплектуются в основном 80-мм блоками НАРС, которые постепенно вытесняют С-5.

Пуск НАР С-8 из блока Б-8В20А на вертолете Ми-8.

К концу 90-х годов в КБ самарского объединения «Авиаагрегат» специально для продажи на экспорт разработали самолетный вариант семиствольного орудийного блока Б-8С7. Дело в том, что до сих пор состоящие на вооружении ВВС во многих странах мира истребители МиГ-21 последних серий переживают период «ренессанса». В связи с этим надежные машины переоснащают авионикой западного производства, но при этом вооружение на них остается прежним — 57-мм НАРС, хотя снятых с вооружения российских ВВС снарядов семейства С-5 уже катастрофически не хватает, а новые и более мощные НАРС калибра 80 мм «21-е» нести не могут. В перевооружении этих машин принимают самое деятельное участие и российские специалисты Не отстают от них и производители НАРС. МиГ-21 последних серий перевооружают 20-ствольными орудийными блоками Б-8М1, хотя при этом из-за ограничений по весовой группе подвесить их на самолетах можно лишь на внутренние подкрыльевые точки. Внешние же оказываются свободными. Специально для подобных ситуаций самарцы и разработали свое «семиствольное чудо», поскольку на консолях крыла оно в заряженном состоянии не превышает допустимых нагрузок. Таким образом, реактивное вооружение истребителя дополняют 14 снарядов единого калибра.

Модификации:
С-8 — базовая. Оснащена универсальной кумулятивно-осколочной БЧ.
С-8А — с доработанным двигателем.
С-8АС — с устройством стабилизации.
С-8Б — бетонобойная. Оснащена проникающей БЧ. Пробивает железобетонное перекрытие толщиной до 0,8 м.
С-8БМ — бетонобойная модернизированная. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8ВС — с уcтройством стабилизации.
С-8Д — объёмно-детонирующая. Содержит 2,15 кг компонентов жидких взрывчатых веществ, смешивающихся и образующих аэрозольное облако.
С-8ДМ — модернизированная объёмно-детонирующая. Разработана в 1997 году.
С-8КОМ — кумулятивно-осколочная. Пробивает броню толщиной до 400 мм. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8М — модернизированная. Отличается БЧ усиленного осколочного действия и двигателем с увеличенным временем работы.
С-8О — осветительная.
С-8ОМ — осветительная модернизированная. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8П — противолокационная. Предназначена для создания помех РЛС, работающим в диапазоне длин волн 0,8-14 см. Снаряжена дипольными отражателями из метализированного стекловолокна. Взрыватель дистанционный. При срабатывании вышибного заряда диполи выбрасываются и образуют облако объёмом 500 м3.
С-8ПМ — модернизированная противолокационная. Отличается двигателем с уменьшенным временем работы. Разработана в Новосибирске.
С-8С — начинённая 5 блоками стальных оперённых стрел (2200 шт.). Стрелы выбрасываются вперёд вышибным зарядом на конечном участке траектории полёта.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
Олег Пресняков, Михаил Семиврагов. Стрелы Громовержцев.

Среди огромного количества советского и военной техники есть несколько образцов, которые без преувеличения можно назвать легендарными и знаковыми. Именно с ними у иностранцев ассоциировался образ Советской армии, которая способна за считаные дни дойти до берегов Ла-Манша. Кроме легендарного автомата Калашникова и знаменитых советских танков , в этот список можно включить и боевой вертолет Ми-24, который с начала 70-х годов находится на вооружении сначала советской, а потом и российской армии.

Ми-24 – советский ударный вертолет, гремучая смесь штурмовика и боевой машины пехоты. Этот тяжеловооруженный, защищенный броней и невероятно живучий вертолет был участником множества конфликтов и прекрасно зарекомендовал себя в них. Изначально он был разработан для классической войны на европейском театре военных действий, но позже оказалось, что Ми-24 прекрасно подходит для локальных конфликтов и борьбы с партизанами. Вертолет Ми-24 (в армии его прозвали «крокодилом») – это настоящий символ афганской войны.

Ударный вертолет Ми-24 имеет множество модификаций, его производство продолжается и в наши дни. Этот вертолет является вторым по массовости после американского вертолета AH-64 Apache . В настоящий момент Ми-24 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира , всего было произведено 3,5 тыс. единиц этой машины.

Немного истории

История вертолетов началась почти сразу после окончания Второй мировой войны. Пионерами в этом деле стали американцы, впервые винтокрылые машины были использованы во время корейской войны. Первые вертолеты были поршневыми, их применяли для ведения разведки, целеуказания и эвакуации раненых.

Военные люди довольно консервативны, поэтому на первых порах у вертолетов было много противников. Американским генералам не нравилась их тихоходность, слабая защищенность и отсутствие вооружения. Однако опыт боевых действий показал высокую эффективность вертолетов. Так, например, использование вертолетов для эвакуации раненых в несколько раз повысило их выживаемость.

К концу корейского конфликта США стали самой «вертолетной» страной мира, созданием подобных летательных аппаратов занимались несколько десятков компаний.

В 60-е и 70-е годы крах колониальной системы вылился в десятки локальных конфликтов по всему миру, в которых обычно регулярные войска противостояли разным повстанческим группировкам, нередко базировавшимся в труднодоступной местности. И вот тогда и выяснилось, что вертолет – это великолепный инструмент противопартизанской войны.

В середине 60 годов в США возникло новое воинское подразделение – аэромобильная дивизия, в состав которой входило более 400 армейских вертолетов. Сразу после формирования дивизия была отправлена в джунгли южного Вьетнама. В 1966 году в небе этой страны появился первый в мире ударный вертолет - AH-1 «Кобра» . Эта машина не должна была перевозить десант или вести разведку, основной ее миссией было уничтожение неприятеля.

Еще одним поворотным моментом в биографии боевых вертолетов стал октябрь 1973 года. Во время очередного арабо-израильского конфликта 18 ударных израильских вертолетов «Кобра» за один вылет уничтожили 90 египетских танков советского производства. На Западе поняли, что ударный вертолет – это лучшее противотанковое оружие.

В СССР не сразу разглядели потенциал новых летательных аппаратов, но затем азартно бросились догонять потенциальных противников. В 1965 году началось производство знаменитого многоцелевого вертолета Ми-8 , который можно назвать военно-транспортным. На него устанавливались управляемые ракеты и пулемет калибра 12,7 мм. Кабина экипажа и двигатели были защищены броней. Кроме того, эта машина могла брать на борт более двадцати десантников.

Однако советским военным нужен был боевой вертолет с более мощным вооружением, способный не только перевозить десант, но и эффективно уничтожать живую силу и боевую технику противника. Разработка нового ударного вертолета началась в 1967 году. Советская концепция отличалась от американской. Конструкторам нужно было создать не просто ударный вертолет, а летающую БМП, которая могла бы не только высадить десант, но и при необходимости прикрыть его огнем.

Новый вертолет планировали оснастить авиационной пушкой ГШ-23, неуправляемыми ракетами (вплоть до 120 калибра), противотанковыми управляемыми ракетами «Фаланга», авиабомбами (до 500 кг).

В тендере на разработку новой машины участвовало КБ Миля и КБ Камова. Камовцы представили вертолет Ка-25Ш (модификация противолодочного вертолета), Миль пошел по несколько иному пути.

К моменту начала конкурса вертолет Ми-8 уже находился в серийном производстве, все его узлы были отработаны, а «детские» болезни устранены. Было заметно, что «восьмерка» обладает высоким модернизационным потенциалом. Поэтому было принято решение разрабатывать новый ударный вертолет на базе Ми-8.

Для будущего вертолета был разработан новый двигатель ТВЗ-117, начались работы по созданию ПТРК нового поколения «Штурм». В отличие от «Фаланги» он имел полуавтоматическое наведение и большую скорость полета ракеты. Корпус Ми-8 обжали с боков, установили на него крылья, полностью заменили редукторы, несущий винт и трансмиссию. Крылья создавали дополнительное аэродинамическое сопротивление, снижая скорость машины, но при этом разгружали винт, и на них можно было повесить вооружение. В центральной части фюзеляжа находился десантный отсек, в который вмещалось восемь бойцов.

Шасси нового армейского вертолета решили сделать убирающимися. Авиационную пушку заменили четырехствольным 12,7-мм пулеметом, что позволило значительно увеличить боекомплект.

Ка-25Ш получилась гораздо легче (на 7,5 т), но она могла либо нести ударное вооружение, либо перевозить десант. Однако это не слишком устраивало военных. «Летающая» БМП Миля пришлась им по душе гораздо больше: его машина могла не только доставить десант, но и подавить неприятеля огнем. ОКБ Миля стало победителем в этом конкурсе.

Существует легенда, что после победы Миль в частной беседе с Камовым договорился о своеобразном «разделении труда»: он пообещал не слишком усердствовать с заказами от ВМФ, а Камов согласился не «влазить» в сухопутные заказы.

Первый опытный Ми-24 был создан в 1969 году, начались испытания. Работами интересовались руководители самого высокого ранга, их держал на контроле лично Брежнев.

Испытания выявило целый ряд дефектов, которые касались и работы двигателя, и систем вооружения, и устойчивости машины в полете. У военных очень много нареканий вызывала общая компоновка вертолета. Больше всего критики перепало кабине экипажа, за которой сразу же закрепилось прозвище «веранда». Она имела очень много стекла, но, несмотря на это, обзор у членов экипажа оставлял желать лучшего. Кабина имела большое количество прямых граней, что давало многочисленные блики, сильно мешавшие летчикам. Автомобильные двери кабины также не слишком устраивали заказчиков.

Неудовлетворительно работала система управления вооружением, но, несмотря на все эти недоработки, вертолет Ми-24 был запущен в серийное производство.

Модификации вертолета

Первой серийной модификацией вертолета стал Ми-24А. Его производство началось в 1971 году. Машина имела удлиненную кабину, боковые части которой были прикрыты стальной броней, также бронеспинку имел и командир экипажа. Броневым было и лобовое бронестекло, боковые стекла были выполнены из плексигласа. Члены экипажа в полете могли использовать бронежилеты и каски.

Рулевой винт вертолета располагался с правой стороны, было изменено крепление ПТУРов. Всего было изготовлено 250 единиц этой модификации.

Ми-24А имел весьма внушительный арсенал вооружения. На носу был установлен 12,7-мм пулемет в поворотной установке, также он мог нести четыре ПТУР «Фаланга», неуправляемые авиационные ракеты и авиационные бомбы (до 500 кг).

Ми-24Д. Эта первая модификация вертолета с кабиной привычного для нас вида, члены экипажа располагались в ней тандемом. Кабины были изолированы друг от друга, каждая из них имела свой бронированный фонарь, командир покидал свою кабину через дверь, а штурман – через люк. Выпуск машины начался в 1973 году, всего было изготовлено 600 единиц этой модификации. На Ми-24Д впервые применили устройства защиты двигателя от попадания пыли, что значительно повысило его ресурс, они устанавливали на воздухозаборники.

Ми-24В. Данная модификация стала знаковой, именно на ней был установлен новый противотанковый ракетный комплекс «Штурм» с системой наведения «Радуга». Теперь «крокодил» мог уверенно бороться с бронетехникой неприятеля. На вертолет можно было установить четыре противотанковые ракеты, в 1986 году их количество увеличили до шестнадцати.

Также были усилены некоторые элементы фюзеляжа и правая сторона хвостовой балки. Подверглась модернизации и топливная система вертолета, теперь дополнительные баки устанавливались на держателях, а не в грузовом отсеке. Следует сказать, что модификация Ми-24В стала наиболее массовой – всего было выпущено 1 тыс. машин, производство продолжалось до 1986 года.

В 1989 году начался выпуск модификации Ми-24ВП, эта машина имела более мощное вооружение, систему управления огнем и системы, позволяющие использовать вертолет ночью. Ми-24ВП был оснащен даже ракетами класса «воздух-воздух», позволявшие ему сбивать самолеты противника. Было выпущено около 30 подобных машин. По оценкам экспертов, данная модель вертолета превосходила американский вертолет «Апач» по всем характеристикам: скорости, защищенности, боевой мощи.

Южноафриканская компания АТЕ в сотрудничестве с КБ Миля и АО «Росвертол» создала модификацию вертолета Ми-24 Super Hind. Еще две модификации южноафриканцы создали вместе с украинским заводом «Авиакон». Эти машины поставлялись в Алжир и Азербайджан.

На этих вертолетах установлено западное навигационное оборудование, аппаратура связи и система управления огнем. Все это работает по стандартам НАТО.

Работы по улучшению Ми-24 ведутся и сегодня. АО «Росвертол» создали несколько машин, способных эффективно вести боевые действия в ночное время. 14 вертолетов были переданы российским ВС в 2004 году.

Однако, следует отметить, что на сегодняшний день армейский вертолет Ми-24 уже является устаревшей машиной. И дело здесь не в его техническом несовершенстве, а в концепции его применения. Тяжелый бронированный вертолет, слабо приспособленный для использования высокоточного вооружения, вряд ли будет востребован в будущем. Вертолет Ми-24 разрабатывался более сорока лет назад совсем для другой войны. Большинство недостатков этой машины решены на Ми-28Н, который, по сути, является эволюционным развитием «крокодила».

Описание конструкции

Вертолет Ми-24В является самой массовой модификацией этой машины. Он выполнен по одновинтовой схеме, несущий винт имеет пять лопастей, рулевой – три. Экипаж вертолета – три человека.

Два члена экипажа (пилот и штурман) находятся в отдельных кабинах, а бортмеханик – в грузовом отсеке. На первых модификациях вертолета экипаж состоял только из пилота и штурмана. Кабины пилота и штурмана полностью герметичны, они обеспечены системой кондиционирования, которая обеспечивает нормальные температурные условия. Есть система обеспечения кислородом, которая необходима для полетов на высоте выше 3 км.

Давление в кабине экипажа и в грузовом отсеке немного выше атмосферного. Это сделано для препятствия попадания пыли или зараженного воздуха.

Фюзеляж – полумонокок, который состоит из носовой и центральной части, а также хвостовой и концевой балки.

В передней части вертолета расположены кабины членов экипажа: пилота и штурмана-оператора. Боковые стенки кабин бронированные, бронеплиты входят в состав силовой схемы фюзеляжа. Фонари обеих кабин изготовлены из бронестекла и плексигласа. Сидение пилота имеет броневую спинку и бронезаголовник. Дверь из кабины пилота также имеет бронирование.

В центральной части фюзеляжа находится грузовой отсек, там же расположено место бортмеханика. С обеих сторон грузового отсека находятся двустворчатые двери. Высота грузового отсека составляет всего лишь 1,2 метра, что делает ее не слишком удобной для перевозки пассажиров.

Силовая установка расположена над грузовым отсеком. Она состоит из двух двигателей ТВ3-117В, редуктора, дополнительной силовой установки и гидропанели. Там же находится и вентиляторная установка. Под полом грузового отсека и в его задней части находятся топливные баки. К наружной части фюзеляжа в районе грузового отсека крепятся крылья машины. А снизу находятся ниши, в которые складываются боковые стойки шасси.

Хвостовая балка имеет овальное сечение, внутри нее проходит вал трансмиссии. На поверхности балки находятся ракетницы, антенны, а также проблесковые маячки.

На концевой балке находится управляемый стабилизатор, редуктора и рулевой винт.

Крылья вертолета предназначены для создания дополнительной подъемной силы (до 30%), а также для установки подвесного вооружения. Они установлены под углом -19°.

Вооружение вертолета Ми-24В — подвесное и стрелковое. Последнее состоит из четырехствольного пулемета ЯкБ-12,7, который расположен в подвижной носовой установке. В горизонтальной плоскости она может поворачиваться на +60° от продольной оси, подниматься на 20° и опускаться до 40°.

К подвесному вооружению вертолета относятся различные управляемые и неуправляемые виды авиационных средств поражения. К неуправляемым относятся свободнопадающие бомбы, НАР, пушечные контейнеры. Вертолет Ми-24В может использовать авиабомбы калибром от 50 до 500 кг.

К управляемым видам вооружения относятся ракеты противотанкового комплекса «Штурм», которые подвешиваются на внешних пилонах и законцовках крыльев. Этот ПТРК относится ко второму поколению данного оружия, наведение на цель осуществляется в полуавтоматическом режиме. Ракету на цель наводит штурман-оператор.

Силовая установка вертолета состоит из двух двигателей ТВ3-117В, вспомогательной силовой установки и вентиляторной системы охлаждения редуктора. Силовая установка имеет броневую защиту. Электрооборудование работает от двух генераторов, которые также расположены в силовой установке.

Топливная система состоит из пяти баков с общим объемом 2130 литров, которые оборудованы системой нейтрального газа и снабжены полиуретановыми вкладышами.

Несущий винт Ми-24В имеет пять алюминиевых лопастей со специальным наполнителем, которые вращаются по часовой стрелке. Несущий винт имеет наклон вперед 5% и влево – 3%, это улучшает устойчивость машины во время полета.

Шасси вертолета Ми-24 состоит из трех убирающихся опор, переднее колесо управляемое. Убирающееся шасси улучшает аэродинамические свойства вертолета и увеличивает его скорость, но добавляет конструкции лишние килограммы.

Боевое применение

Впервые в боевых условиях Ми-24 был применен в 1978 году в Сомали. Вертолеты пилотировались кубинскими летчиками и наносили удары по территории соседней Эфиопии. Машина хорошо зарекомендовала себя.

В 1979 году началась война в Афганистане, в которой Ми-24 принимал самое активное участие. «Крокодилы» оказывали огневую поддержку наземным войскам, уничтожали караваны с оружием, прикрывали советские колонны, совершали карательные рейды против афганских кишлаков и городов.

Ми-28 крайне редко использовался для транспортировки десанта, в основном он выполнял ударные функции. На первых порах повстанцам нечего было противопоставить тяжелым бронированным монстрам, несущим смерть с неба. Несколько машин было сбито с помощью зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, но поразить Ми-24 было совсем не просто.

Ситуация изменилась после начала применения моджахедами переносных зенитно-ракетных комплексов, которые наводились по тепловому следу вертолетов. Особенно ситуация ухудшилась с появлением у повстанцев новейших американских ПЗРК «Стингер».

В 1989 году советские войска ушли из Афганистана. За десятилетие войны было потеряно около 160 вертолетов Ми-24 разных модификаций. Далеко не все они были сбиты противником. Много машин разбилось из-за крайне сложных условий пилотирования и эксплуатации. Всего же в Афганистане было потеряно 330 советских вертолетов различных видов.

В 1980 году началась ирано-иракская война, в которой также принимали участие Ми-24, состоящие на вооружении ВВС Ирака. Советским вертолетам приходилось не только выполнять ударные функции, но и бороться с американскими AH-1J «Си Кобра», которые оказались весьма достойными противниками.

После распада СССР «крокодилы» использовались практически во всех конфликтах, которые разгорелись в бывших советских республиках. В Нагорном Карабахе Ми-24 применяли обе стороны. Армянам удалось сбить шесть вертолетов противника, Азербайджану – один.

Во время конфликта в Абхазии российский Ми-24 сбил пушечным огнем Ми-24 ВВС Грузии.

Использовался этот вертолет и в Приднестровье.

Ми-24 активно применялся федеральными войсками во время первой и второй чеченской кампании . За время войны 1994-1996 гг. Россия потеряла 7 вертолетов Ми-24, во второй войне потери были гораздо больше – 23 машины (к 2005 году).

Ми-24 активно использовался во время балканских войн, в российско-грузинском конфликте (2008 год), а также в ходе гражданской войны в Сирии. В настоящее время этими вертолетами вооружены национальные армии Афганистана и Ирака, они применяют Ми-24 против талибов и игиловцев.

Украинские правительственные войска активно и весьма эффективно использовали Ми-24 на первых этапах конфликта на Донбассе. Потеряно четыре вертолета.

Ударные вертолеты Ми-24 активно использовались во время многочисленных конфликтов в Африке.

Преимущества и недостатки

Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то первое, что необходимо отметить – это его поразительная надежность и живучесть. Мощная броня, прикрывающая кабины пилотов и силовую установку, сделало этот вертолет практически не уязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.

Еще одним неоспоримым преимуществом машины являлось ее мощное вооружение. С его помощью вертолет может решать любые задачи: эффективно уничтожать живую силу противника и его бронетехнику.

Ми-24 – это очень тяжелая и большая машина. Ее максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (у американского АН-1 – 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание – это не для «крокодила», его стихией является скорость.

На сегодняшний день устаревшей является концепция применения Ми-24. Грузовой отсек, в который должны были помещаться десантники, так никогда и не использовался по назначению, зато он здорово утяжелил машину.

Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного использования управляемого оружия, которое может поразить неприятеля на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону поражения ПВО противника и подвергать себя опасности. Однако для этого боевые машины должны обладать современной оптикой, системами прицеливания и управления огнем. Ничего этого на Ми-24 нет.

На Ми-35 и еще нескольких поздних модификациях вертолета от главных недостатков машины практически удалось избавиться, но модернизированных машин очень мало. К тому же, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.

Многие военные эксперты считают, что в недалеком будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА . Они гораздо дешевле, да и людьми рисковать не нужно. Возможно, что Ми-28Н, Ка-52 , как и их заокеанский аналог AH-64 Apache – это последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.

Технические характеристики

Масса, кг:
пустого 8500
нормальная взлетная 11200
максимальная взлетная 11500
Длина полная, м 21,35
Размах крыла, м 6,66
Диаметр несущего винта, м 17,3
Диаметр рулевого винта, м 3,91
Мощность двигателя, л.с. 2х2225
Скорость, км/ч:
максимальная 320
крейсерская 264
Статический потолок без учета влияния земли, м 2000
Динамический потолок, м 4600
Дальность полета, км:
практическая 595
перегоночная 1000
Масса груза, кг:
нормальная 1500
максимальная 2400
на внешней подвеске 2000
Экипаж, чел 3
Число десантников, чел 8
Встроенное вооружение пулемет ЯкБ-12,7
ПТРК 9К113 «Штурм-В»


Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Пилотировать эту машину можно как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора. “Ночной охотник” с двойным управлением значительно упростит и ускорит процесс обучения боевых экипажей, что откроет перед Ми-28НЭ новые экспортные возможности, отметили в беседе с корреспондентом “РГ” представители авиазавода. Ведь помимо приобретенной учебной функции, машина должна сохранить весь арсенал всепогодного ударного вертолета, нацеленного на уничтожение бронетехники противника, поражение низколетящих малоскоростных воздушных целей, воздушную разведку – причем не только в дневное, но и – оправдывая свое название – в ночное время, в том числе в сложных метеоусловиях.

На данный момент в портфеле производителя два контракта на поставку Ми-28НЭ с двойным управлением за рубеж, рассказали в компании. Какие именно страны получат новые вертолеты и в каком количестве, представители предприятия не уточнили.

Напомним, что ранее заинтересованность в покупке “Ночного охотника” высказывали, в частности, Алжир, Индия, Кения и Ирак. Последний подписал контракт на закупку у России более 40 вертолетов Ми-35 и Ми-28Н еще в 2013 году, а первая партия Ми-28НЭ была поставлена в эту страну осенью 2014 года. Алжир же, по некоторым сведениям, планировал получить именно вертолеты с двойным управлением.

В числе наиболее ценных преимуществ Ми-28НЭ с двойным управлением не только его маневренность и возможность круглосуточного применения, но и огневая мощь. В арсенале вертолета – управляемое и неуправляемое ракетное вооружение, а также подвижная пушечная установка, которая оснащена пушкой калибра 30 мм. Все жизненно важные системы и агрегаты вертолета дублируются. Кабина экипажа надежно бронирована – ей не страшны бронебойные пули и снаряды калибра до 20 мм.

“Непробиваемость” вертолета стала возможной благодаря применению новейших материалов и конструктивных решений. Лопасти несущего винта Ми-28НЭ с двойным управлением сделаны из композиционных материалов, а конструкция топливной системы исключает взрыв или возгорание топлива.

Кроме того, нового “Ночного охотника” будет очень сложно обнаружить наземным средствам ПВО. Вертолет оснащен интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, который помимо прочего позволяет находить и распознавать наземные и воздушные цели, определять их координаты и передавать целеуказания на наземные и воздушные командные пункты.

В 2014 году был изготовлен опытный образец Ми-28НЭ с двойным управлением. В конце 2015 года завершились Государственные совместные испытания.

Характеристики “Ночного охотника”

Нормальная взлетная масса – 10900 кг;
Скорость полета максимальная – 300 км/чСкорость полета крейсерская – 265 км/ч.

Основное вооружение

Комплекс управляемого ракетного вооружения “Атака-В” класса “воздух-поверхность”;

Комплекс управляемого ракетного вооружения “Стрелец” класса “воздух-воздух”;

Несъемная подвижная пушечная установка с пушкой калибра 30 мм;

Блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР)Б-8В20А с ракетой типа С-8 калибра 80 мм;

Блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР)Б-13Л1 с ракетой типа С-13 калибра 130 мм.

Все чувствительны к нагрузке, и поэтому акцент при выборе вооружения для них неизменно делается на массе вертолета. Впрочем, в то время как многоцелевым вертолетам необходимо оружие для круговой самообороны, ударным вертолетам необходимо стреляющее вперед вооружение, которое может уничтожать укрепленные цели с безопасной дистанции удаления, а также пушка в подвижной установке для обстрела менее сложных целей.

Если брать легкую часть спектра вооружений, то пулеметы обычно не применяются на ударных вертолетах, хотя вертолет Bell AH-1G Cobra начал жизнь с передней гондолы Emerson Electric TAT-102A с установленным шестиствольным 7,62-мм пулеметом GAU-2B/A Minigun от General Electric. Подобным же образом первоначально был оборудован четырехствольным 12,7-мм пулеметом Якушева-Борзова (ЯкБ-12,7) 9A624 в дистанционно управляемой установке.

Трехствольная 20-мм пушка M197 от General Dynamics Armament and Technical Products в подфюзеляжной гондоле вертолета Bell AH-1 W SuperCobra

Четырехствольный 12,7-мм пулемет Якушева-Борзова (ЯкБ-12,7)

Пушки почти повсеместно заменили пулеметы в качестве гондольного вооружения. Одним из немногих исключений является Eurocopter Tiger UHT немецкой армии, в настоящее время он может нести автоматическое вооружение только в виде неподвижно закрепленных контейнеров с вооружением.

В декабре 2012 года на вертолеты Tiger UHT, стоящие на вооружении немецкого вертолетного полка KHR36 в Афганистане были установлены контейнеры FN Herstal HMP400, каждый с 12,7-мм пулеметом M3P и 400 патронами. Контейнер весит 138 кг, а пулемет имеет скорострельность 1025 выстрелов в минуту.

Модифицированные компанией Eurocopter до стандарта Asgard-F (Afghanistan Stabilisation German Army Rapid Deployment - Full, быстрое развертывание немецкой армии для стабилизации в Афганистане - Полное), эти вертолеты Tiger также имеют на вооружении 19-зарядные ракетные пусковые установки 70-мм ракет и управляемые ракеты MBDA Hot.

Еще одним ударным вертолетом, на котором до сих пор стоит турельная пулеметная установка, является иранский Hesa Shahed (Свидетель) 285. Это очень легкий (1450 кг) одноместный аппарат - модификация Bell 206 JetRanger. Вертолет под обозначением AH-85A вооружен одноствольным 7,62-мм пулеметом ПКМТ в передней турели; по сообщениям, он находится в ограниченной эксплуатации в ВВС иранской революционной гвардии.

Пушка

Вытеснение пулеметов пушками в качестве вертолетного вооружения имеет вполне рациональное объяснение. Америка открыла для себя во Вьетнаме, а позднее и СССР в Афганистане, что установленные на вертолете пулеметы легко “перестреливаются” с земли тяжелым автоматическим вооружением.

В наземно-воздушных операциях 7,62-мм пулемет эффективен только на дистанции примерно 500 метров и только против небронированных целей, например личного состава на открытом пространстве. 12,7-мм пулемет увеличивает дальность стрельбы до 1000 метров и может справляться с более широким набором целей. Пушка (способная стрелять фугасными боеприпасами) начинается с калибра 20 мм; она достаточно эффективна на дистанциях до 1700 метров и может уничтожать легкие бронированные машины.

Установленная впереди турель позволяет поднимать пушку над линией фюзеляжа. В случае с вертолетом Eurocopter Tiger HAP французской армии 30-мм пушка Nexter Systems 30M781 в турели THL30 может вращаться на 30 градусов вверх и вниз и на 90 градусов в каждую сторону

Раскрашенный под лося вертолет Ми-24В венгерской армии демонстрирует оригинальную переднюю гондолу с четырехствольным 12,7-мм пулеметом 9A624 (ЯкБ-12,7)

Румынский вертолет IAR-330L Puma с гондолой Nexter Systems THL20 с одноствольной пушкой 20M621

Одним из примеров 20-мм вооружения для ударного вертолета является гондола Nexter Systems THL20 с одноствольной пушкой 20M621. Она установлена на румынских машинах IAR-330L Puma, также была выбрана для индийского вертолета HAL Light Combat Helicopter (LCH). Еще одна передняя подфюзеляжная установка GI-2 от южноафриканской компании Denel Land Systems предназначена для модернизации вертолетов Ми-24 алжирских ВВС. GI-2 также устанавливается на Denel Rooivalk (Пустельга). Такие пушки обычно имеют скорострельность 700 - 750 выстрелов в минуту.

Если необходима высокая скорострельность (которая, в общем-то, не нужна при обстреле наземных целей, но может быть предпочтительна при стрельбе по летательным аппаратам и быстроходным катерам), то в этом случае целесообразна пушка с несколькими стволами.

Крупный план 20-мм пушки Гатлинга M197 в гондоле вертолета AH-1Z

Типичным примером является трехствольная 20-мм пушка Гатлинга M197 от General Dynamics Armament and Technical Products, которая может стрелять со скорострельностью до 1500 выстрелов/мин и устанавливается в гондолу на вертолет Bell AH-1J/W, на новый вертолет AH-1Z, а также на AgustaWestland A129. Одной из причин выбора вертолета A129 в качестве основы турецкой программы Atak была превосходная точность его пушки M197 установленной в турели Oto Melara TM197B.

При разработке Ми-24 в 80-х годах с целью соответствия оперативным требованиям в Афганистане КБ Миля в первую очередь заменило оригинальный четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на подвижной турели. Было изготовлено всего 25 Ми-24ВП, но этим вертолетом область применения пушки ГШ-23Л не ограничилась, она устанавливается в пушечном контейнере с 250 патронами (УПК-23-250) под крылья различных российских вертолетов.

При производстве Ми-24П от передней турели отказались в пользу двухствольной 30-мм пушки ГШ-30, закрепленной с правой стороны фюзеляжа. Впрочем, подфюзеляжная гондола ГШ-23 (НППУ-23) вернулась в экспортном варианте Ми-35М, стоящем на вооружении Бразилии и Венесуэлы.

30-мм пушка с цепным приводом Chain Gun со скорострельностью 625 выстрелов в минуту является неотъемлемым визуальным элементом силуэта ударного вертолета Apache. С тех пор пушка была адаптирована для других приложений, включая корабельную дистанционно-управляемую установку

С несколькими заметными исключениями (серии AH-1 и A129) на большей части ударных вертолетов устанавливается 30-мм пушка. Лидером стал вертолет Boeing AH-64 Apache с пушкой с цепным приводом Alliant Techsystems (ATK) M230 Chain Gun в гондоле под передней кабиной.

Еще одним примером является Eurocopter Tiger ARH/HAD/HAP с пушкой Nexter Systems 30M781 в подфюзеляжной турельной установке THL30. Как было сказано, ранее вертолет Tiger UHT немецкой армии не имеет турели, но рассматривается установка безоткатной револьверной пушкой 30 мм Rheimetall/Mauser RMK30 (Rueckstossfreie Maschinenkanone 30) в гибком подвесе, ведущей огонь безгильзовыми боеприпасами со скорострельностью 300 выстрелов/мин.

При дальнейшей доработке советского вертолета Ми-24 с БМП-2 была заимствована проверенная одноствольная 30-мм пушка 2A42 с двойной подачей. Скорострельность пушки выбирается между 200 и 550 выстрелами в минуту.

В случае с Ми-28Н пушка 2A42 устанавливается в гондоле НППУ-28Н под передней кабиной, но на вертолете Ка-50/52 эта пушка устанавливается в цапфах с правой стороны фюзеляжа и может поворачиваться по вертикали на 40,5 градусов.

Этот ночной охотник Ми-28Н иллюстрирует три типа вооружения: 30-мм пушка 2А42 с двойной подачей в подфюзеляжной гондоле НППУ-28Н, 80-мм ракеты С-80 в 20-снарядных установках Б8В20-A и радиоуправляемые бронебойные ракеты в восьмитрубных направляющих

Подфюзеляжная гондола НППУ-28Н крупным планом

Неуправляемые ракеты

Рассмотренные выше пушки представляют собой экономичные средства борьбы с широким диапазоном целей, определенных на больших углах отклонения от оси воздушного судна. Впрочем, вертолетные пушки легко «обыгрываются» современными системами ПВО. Например, широко применяемая четырехствольная 23-мм самоходная зенитная установка ЗСУ-23, ведущая огонь со скоростью до 4000 выстрелов/мин, имеет действительную наклонную дальность 2000 метров. Тогда как ПЗРК имеют максимальную дальность 4000 - 6500 метров.

Неуправляемые ракеты воздушного пуска могут в свою очередь превосходить по дальности наземное автоматическое вооружение. Самыми распространенными западными неуправляемыми ракетами являются 68-мм SNEB от Thales/TDA Armements и 2,75 дюйм/70-мм Hydra-70 от General Dynamics Armament and Technical Products, ракета FZ90 от Forges de Zeebrugge и ракета CRV7 от Magellan Aerospace.

Семейство ракет Hydra-70

Ракета Hydra-70 является модификацией FFAR (Folding-Fin Aircraft Rocket - ракета со складными стабилизаторами) которая была разработана в конце 40-х годов как неуправляемая ракета «воздух-воздух», в основном для того, чтобы быстро и надежно поразить советский бомбардировщик несущий атомную бомбу. Она служила в качестве временного средства до тех пор, пока не поступили на вооружение такие управляемые ракеты, как например, AIM-7.

Современная Hydra-70 производится с девятью различными боеголовками, включая M151 (4,5 кг фугасная), M229 (7,7 кг фугасная) и M255A1 (с поражающими элементами), плюс варианты дымовой завесы, осветительный и практический. Свыше четырех миллионов ракет Hydra-70 было произведено компанией GDATP с 1994 года. Она заряжается в 7- и 19-трубные установки.

Утверждается, что канадская ракета CRV7 имеет превосходные характеристики с действительной дальностью до 8000 метров. Свыше 800000 этих ракет были изготовлено для 13 стран.

Российская 57-мм ракета С-5 в настоящее время вытесняется 80-мм ракетой С-8, которая весит 11,1 - 15,2 кг и устанавливается на вертолетах в 20-трубной пусковой установке Б8В20-A. Она развивает максимальную пиковую скорость 1,8 Маха и имеет максимальную дальность 4500 метров. С-8KOM имеет бронебойную кумулятивную боеголовку, а С-8БМ предназначена для уничтожения личного состава в фортификационных укреплениях.

Также может нести два пусковых блока Б-13Л1, каждый с пятью 122-мм ракетами С-13, которые практически являются самыми мощными ракетами отстреливаемыми с вертолетов. С-13Т массой 75 кг имеет тандемную боевую часть способную пробить один метр армированного бетона или шесть метров грунта. 68-кг С-13ОФ имеет осколочно-фугасную боевую часть, которая создает облако из 450 ромбовидных элементов по 25-30 грамм.

Ми-28Н способен нести две 240 мм ракеты С-24Б массой по 232 кг. Можно отметить, что российские ударные вертолеты используют бомбы массой от 50 до 500 кг и универсальный контейнер малогабаритных грузов КМГУ-2 для сбрасывания суббоеприпасов.

Необходимо заметить, что в связи со своей особой природой реактивные снаряды с лазерным наведением будут рассмотрены в следующих обзорах. Они разработаны относительно недавно и предназначены в частности для обеспечения новым эффективным вооружением легких универсальных вертолетов, которые значительно дешевле в эксплуатации по сравнению со специализированными ударными вертолетами.

На вертолете Ka-50 30-мм пушка Шипунова, закрепленная в цапфах по правому борту фюзеляжа, имеет углы места (по вертикали) от +3,5 градусов и до -37 градусов. На фото Ка-50 показан с 20-трубными блоками Б8В20-A для 80-мм ракет С-8 и шеститрубными установками УПП-800 для бронебойных ракет 9M121 «Вихрь»

Ракета MBDA Mistral 2 с ИК-наведением массой 18,7 кг имеет несколько большее огневое могущество по сравнению с запускаемыми из ПЗРК ракетами. На вертолете Eurocopter Tiger ракеты устанавливаются в сдвоенную пусковую установку Atam (Air-To-Air Mistral)

Ракеты «воздух-воздух»

Самым тяжелым управляемым вооружением класса «воздух-воздух» являются 105-кг ракета «Вымпел» Р-73 или по классификации НАТО AA-11 (на Ми-28 и Ка-50/52) и 87-кг Raytheon AIM-9 Sidewinder (на AH-1W/Z). Обе имеют превосходную дальность действия согласно стандартам для ракет ближнего действия; заявленная цифра для базовой ракеты Р-73 (при пуске с реактивных самолетов в лобовом бою) составляет 30 км. Выбор ракеты AIM-9 американским корпусом морской пехоты для вертолетов серии Cobra, по всей видимости, определялся необходимостью минимизации числа разных типов ракет на одном воздушном судне.

Ракета «Вымпел» Р-73 устанавливается на вертолеты Ми-28 и Ка-50/52

Выдвигались предположения, что на бразильские вертолеты Ми-35M могут быть установлены ракеты «воздух-воздух» MAA-1B Piranha II Mectron или Darter-A Denel/Mectron.

Стремление максимального снижения массы бортового вооружения способствует адаптации переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) в качестве вертолетного оружия самообороны «воздух-воздух». Лидерами здесь являются 18,7-кг MBDA Atam (Air-To-Air Mistral, установлена на Tiger), и даже более легкие 10,6-кг ракеты 9K38 Игла или СА-18 (на Ми-28 и Ka-50/52) и 10,4-кг Raytheon AIM-92 Stinger (на вертолете AH-64). Комплекс Atam базируется на ракете Mistral 2 и представляет собой сдвоенную пусковую установку. Он имеет ударный и дистанционный взрыватели и максимальную дальность 6500 метров.

Ракеты класса «воздух-поверхность»

Ударные вертолеты были разработаны в основном для уничтожения боевых бронированных машин, и поэтому самым важным типом вооружения для них традиционно является противотанковое управляемое вооружение. В начале 40-х годов Германия была пионером в области наведения ракет по проводам. В ранний послевоенный период Великобритания провела несколько испытаний и сделала вывод о том, что эта концепция слишком склонна к поломкам и повреждениям. И как результат, впоследствии Британия упустила целое поколение противотанковых ракет.

В самых первых ракетах использовали ручное командное наведение, которое давало плохую точность. В целом было принято решение вместо него принять так называемое наведение Saclos (semiautomatic command to line-of-sight - полуавтоматические сигналы управления по линии визирования). Здесь оператор держит прицел на цели, а система автоматически отслеживает выхлопную струю ракеты и вырабатывает корректирующие сигналы для возвращения ее на линию визирования.

Первый в мире установленной на вертолет ракетой класса «воздух-земля» стала французская Nord AS.11 (адаптированная ракета наземного пуска SS.11), которая имела ручное управление по проводам и была принята на вооружение американской армией под обозначением AGM-22. Она была установлена на двух вертолетах UH-1B и впервые была применена армией в реальных условиях в октябре 1965 года. AGM-22 позднее была вытеснена (Hughes) BGM-71 Tow, которая также управлялась по проводам, но использовала наведение с применением оптических средств слежения Saclos. Впервые она применена в боевых условиях в мае 1972 года, где уничтожила танки T-54 и ПT-76.

Самыми широко распространенными ракетами управляемыми по проводам являются 12,5-кг 9M14M Малютка-2 или AT-3, 22,5-кг Raytheon BGM-71 Tow и 24,5-кг Euromissile Hot. Наведение по проводам ограничено дальностью примерно 4000 метров, но это вполне вписывалось в концепцию Варшавского договора прошлого века бронетанкового удара по северной немецкой равнине. Тогда считалось, что обзор целей на больших дальностях был маловероятен в связи, как правило, с плохой видимостью и задымленностью поля боя.

Радионаведение исключает это ограничение по дальности, но может быть уязвимо к глушению. Что касается наведения по проводам, то здесь линия визирования на цели должна удерживаться все время полета ракеты.

Радиоуправляемая противотанковая ракета 9M114 «Кокон»

Одним из первых образцов радиоуправляемой противотанковой ракеты стала широко распространенная 31,4-кг 9M114 «Кокон» или AT-6, эта ракета использовалась в составе комплекса 9K114 «Штурм». Базовое вооружение, поступившее на вооружение в 1976 году, имело дальность действия 5000 метров.

В 90-х годах 9K114 начали заменять 49,5-кг комплексом 9K120 Атака-В или AT-9. В комплексе были сохранены пусковые направляющие и прицельная система 9K114, но при этом он получил сверхзвуковую ракету (1,6 Маха) 9M120, которая в базовом варианте имеет дальность действия 5800 метров. может нести 16 этих ракет в двух восьмитрубных блоках.

9M120 имеет тандемную боевую часть для борьбы с бронированными целями, тогда как 9М120Ф имеет термобарическую боевую часть для уничтожения легкобронированных целей, зданий, пещер и бункеров. Вариант 9A2200 имеет боеголовку с увеличенным сердечником для борьбы с воздушными судами.

13-кг ракета Lahat с лазерным наведением может отстреливаться из трубной пусковой установки с воздушного судна или из 105/120 мм танкового орудия. Полностью снаряженная четырехтрубная пусковая установка для вертолета имеет массу менее 89 кг. Lahat имеет дальность действия свыше 8000 метров

Пусковой контейнер на четыре ракеты MBDA Pars-3 LR установленный на вертолете Eurocopter Tiger. Pars3-LR имеет инфракрасное наведение с автоматическим распознаванием, что позволяет выполнять захват цели уже после пуска

Наведение по лазерному лучу обеспечивает точность независимо от прицельной дальности. Кодированный луч лазера позволяет обозначать цель с помощью еще одного источника, воздушного или наземного. Это облегчает захват цели из укрытия или вне визуальной дальности прямой видимости оператора и минимизирует время экспозиции вертолета, с которого запускается ракета.

Ярким примером ракеты с наведением по лазерному лучу является 43-кг AGM-114 Hellfire от Lockheed Martin, имеющая дальность 7000 метров в режиме прямого визирования и 8000 метров при пуске непрямой наводкой. Ракета сверхзвуковая, что снижает время ее экспозиции для средств перехвата противника в режиме пуска с подсветкой цели. Вертолеты AH-1Z и AH-64 могут нести 16 ракет Hellfire. Более легкие A129 и Tiger могут нести восемь таких ракет.

Hellfire впервые была применена в реальных условиях в операции «Правое дело» в Панаме в 1989 году. Традиционно она применялась с тремя типами боеголовок: AGM-114K с тандемной боевой частью для бронированных целей, AGM-114M осколочно-фугасная для небронированных целей и AGM-114N с металлическим зарядом для разрушения городских строений, бункеров, РЛС, центров связи и мостов.

Ракета AGM-114 Hellfire на пилоне БПЛА Predator

Начиная с 2012 года, ракета Hellfire стала доступна с многоцелевой боевой частью AGM-114R, что позволяет выбирать ее воздействие на цель (осколочно-фугасное или бронебойное) прямо перед пуском. В зависимости от типа цели AGM-114R также позволяет выбирать угол встречи, от почти горизонтального до почти вертикального.

Другими примерами бронебойных ракет с лазерным наведением являются 13-кг Lahat от Israel Aerospace Industries и 49,8-кг Mokopa от Denel Dynamics, которые имеют максимальную дальность 8000 и 10000 метров соответственно.

AGM-114L Longbow Hellfire, устанавливаемая на вертолете AH-64D/E Longbow Apache, имеет радиолокационную систему наведения; миллиметровая РЛС обеспечивает возможности «выстрелил-забыл» днем и ночью и в любую погоду.

В Советском Союзе в свою очередь решили, что лазерное наведение слишком восприимчиво к ловушкам и вместо него разработали полет по лазерному лучу, хотя в этом случае дистанция промаха с дальностью увеличивается. Основным примером подобной системы является 45-кг ракета 9K121 «Вихрь» или AT-16, которая имеет пиковую скорость свыше 1,75 Маха и дальность 8000 метров при пуске с вертолета. «Вихрь» размещается в двух шеститрубных установках УПП-800 на вертолете Ka-50/52. Ракета имеет дистанционный взрыватель для обстрела воздушных целей.

Следующая российская ракета в этой категории - Гермес-А от КБП, двухступенчатая ракета летит на скорости 3 Маха на максимальную дальность 20 км.

Инфракрасное наведение

Наведение по лазерному лучу позволяет поражать конкретные цели, но в некоторых обстоятельствах (например, в городском бою) целеуказание может стать невозможным, несмотря на известное общее местоположение цели. В таких ситуациях точная атака всё-таки возможна за счет комбинации инерциального и инфракрасного наведения. При сочетании с усложненными алгоритмами распознавания целей инфракрасное наведение обеспечивает возможности «выстрелил и забыл» и позволяет выполнять залповые пуски против множественных целей.

Немецкий вертолет Tiger UHT и его вооружение. Белая ракета на переднем плане - Pars-3 LR

Лидером в категории инфракрасного наведения является 49-кг ракета MBDA Pars-3 LR, имеющая высокую дозвуковую скорость (0,85 маха) и максимальную дальность 7000 метров. Ракета устанавливается на немецком вертолете Tiger UHT в четырехтрубных пусковых установках в готовом для пуска режиме; во время полета ее сенсор постоянно охлаждается. Четыре ракеты в полностью автономном режиме могут отстреливаться менее чем за 10 секунд. Она, как правило, использует режим захвата цели перед пуском, но также имеет упреждающий режим для временно укрытых целей.

Пуск Pars-3 LR может производиться в режиме прямой атаки, например по бункерам, но обычно она используется в режиме пикирования против бронированных машин. Ее боеголовка может пробить 1000 мм катаной гомогенной брони защищенной блоками динамической защиты.

Полномасштабное производство Pars-3 LR было начато в конце 2012 года компанией Parsys, совместным предприятием MBDA Germany и Diehl BGT Defence, по контракту с немецким агентством оборонных закупок, которое поставит 680 ракет для немецкой армии.

Еще одна относительно новая разработка - это Spike-ER производства израильской компании Rafael. Первая бронебойная ракета с наведением по оптоволоконному кабелю Spike-ER имеет дальность действия 8000 метров и позволяет захватывать цель до или после пуска. Вместе с транспортно-пусковым контейнером она весит 33 кг и имеет двухрежимный оптоэлектронный/инфракрасный сенсор, позволяющий проводить дневные/ночные операции.

Семейство ракет Rafael Spike включает Spike-ER, имеющую дальность 8000 метров. Она наводится по оптоволоконному кабелю; была выбрана Израилем, Италией, Румынией и Испанией для установки на свои вертолеты

Предполагается, что Spike-ER стоит на вооружении израильских вертолетов AH-1 и румынских IAR-330, она также выбрана для итальянских вертолетов AH-109 и испанских Tiger Had. Она является частью семейства ракет Spike и имеет высокий уровень унифицированности с вариантами наземного пуска. Spike также производится немецкой компанией EuroSpike, совместным предприятием Diehl BGT Defense и Rheinmetall Defense Electronics.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то