Самоходный зенитный ракетный комплекс «Тор. Зенитные ракетные комплексы семейства «Тор 2 зенитно ракетный

ЗРК "Тор-М1"

После принятия на вооружение комплекса «Тор-М1» в 1991 г. произошел распад Советского Союза, и, как его следствие, развал кооперации по производству этого комплекса. Во время исполнения контракта на поставку "Торов" в Грецию был создан практически российский комплекс «Тор-М1», который мы предлагаем условно обозначить «Тор-М1-1» . Визуально отличие нового комплекса в гусеничном шасси боевой машины 9А331 - вместо минского шестикаткого ГМ-355 используется семикатковое шасси ГМ-5955 производства ОАО "Метровагонмаш". Кроме того, на новое шасси перевели батарейный командный пункт "Ранжир ", который теперь размещается не на МТ-ЛБу, а на российском шасси ГМ-5956 производства ОАО "Метровагонмаш", внешне похожем на КП 9С470М1 ЗРК "Бук-М1".

ЗРК «Тор-М1» - средство ПВО малой дальности, способное эффективно уничтожать как сами элементы ВТО, так и носители высокоточного оружия «воздух - поверхность».

ЗРК "Тор-М1Т" в двухкабинном варианте. Находится на вооружении Ирана.

По состоянию на февраль 2007 года ЗРК "Тор-М1" экспортировался в следующие страны:

  • Китай
  • Греция (несколько комплексов Греция передала Кипру в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1)
  • Иран (12 ЗРК "Тор-М1-1" на гусеничном шасси и 17 ЗРК "Тор-М1Т" в двухкабинном варианте на автомобильном шасси и полуприцепе).

Возможно ЗРК "Тор-М1" купит Венесуэла.

Состав ЗРК «Тор-М1-1»

Боевые средства:

боевая машина (БМ) 9А331-1;
зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М331.

Средства управления:

батарейный командный пункт 9С737М "Ранжир-М".

Средства технического обслуживания, обеспечения и обучения:

Транспортно-заряжающая машина 9Т244
Транспортная машина 9Т245
Машина технического обслуживания 9В887М
Машина технического обслуживания 9В887-1М
Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1
Автономный тренажер операторов боевой машины 9Ф678
Мастерская технического обслуживания МТО-АГЗМ1
Комплект такелажного оборудования 9Ф116

Боевая машина (БМ) 9А331-1 способна поражать следующие виды средств воздушного нападения (СВН), имеющие эффективную отражающую поверхность от 0,1м2 и выше:

  • управляемые ракеты класса "воздух - земля";
  • планирующие авиабомбы;
  • крылатые ракеты всех видов базирования;
  • беспилотные летательные аппараты;
  • самолеты и вертолеты тактической авиации.
Боевая машина (БМ) 9А331-1

БМ обеспечивает обнаружение воздушных целей на стоянке и в движении и пуски зенитных управляемых ракет по выбранным для обстрела целям с короткой остановки в любое время суток и при любых погодных условиях. Время реакции БМ от момента обнаружения цели до старта ракеты при работе на стоянке 5-10 секунд. Высокая эффективность БМ достигнута благодаря размещению всех средств разведки, опознавания, целеуказания, управления огнем и огневого поражения на одном легкобронированном шасси повышенной проходимости.

В состав БМ входят:

радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) с системой стабилизации антенны;
радиолокационный запросчик (НРЗ);
радиолокационная станция наведения и сопровождения целей и ракет (СН);
автономный канал захвата ракет (АКЗ);
телевизионно-оптический визир (ТОВ), обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;
быстродействующая мультиплексная цифровая вычислительная система;
аппаратура индикации и отображения воздушной обстановки, контроля функционирования систем и средств боевой машины;
пульты управления;
аппаратура документирования;
система телекодовой и оперативно-командной радиосвязи;
аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования (АНТО);
пусковое устройство и система стартовой автоматики;
источник энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или от ходового двигателя шасси;
вспомогательная аппаратура.

Основные тактико-технические характеристики БМ 9А331-1

Количество одновременно обнаруживаемых целей
Дальность обнаружения, км
Количество целевых каналов
Граница зоны поражения, км
по дальности

1,5-12,0

по высоте

0,01-6,0

по курсовому параметру
Угол места обнаружения

0-32° (32-64°)

Скорость поражаемых целей, м/с
Перегрузка маневра поражаемой цели, ед.
Время реакции (от обнаружения цели до старта ракеты на стоянке), с
Количество ракет на боевой машине, шт.
Вероятность поражения

0,5-0,99

Максимальная скорость движения, км/ч
Масса, кг
Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры)

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М331

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М331 в составе системы «Тор-М1» обеспечивает эффективную борьбу на малых, средних и предельно малых высотах с современными и перспективными средствами воздушного нападения. Ракета 9М331 одноступенчатая, твердотопливная, построенная по аэродинамической схеме «утка». Наведение ракеты на цель - по радиокомандам с БМ. Поражение цели обеспечивается боевой частью осколочно-фугасного действия с активным радиовзрывателем.

Восемь готовых к пуску ракет располагаются в антенно-пусковом устройстве (АПУ) в двух четырехместных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Контейнер вместе с зенитными ракетами образует ракетный модуль 9М334. Каждая ракета комплектуется катапультирующим устройством, обеспечивающим ее вертикальный старт.

Наличие у ракеты 9М331 маршевого двигателя позволяет ей длительное время поддерживать скорость, близкую к среднему значению.

Для обеспечения безопасности, в случае нарушения нормального полета, ракета ликвидируется автоматически, а также, в случае необходимости, может быть ликвидирована оператором БМ.

Основные тактико-технмческие характеристика ЗУР 9М331

Размеры и масса ракетного модуля 9М334
масса, кг 937
размеры, мм 3005x1223x444
Размеры и масса ЗУР 9М331
масса, кг 168
длина, мм 2898
максимальный диаметр, мм 235
Боевая часть ЗУР
масса, кг 14,85
Максимальная скорость, м/с 850
Назначенный срок службы ракетного модуля 9М334 не менее 10 лет
Бортовая аппаратура ЗУР 9М331 не требует регламентного контроля в течение назначенного срока службы ракетного модуля 9М334.

«Тор-М1» - первая войсковая система, в радиолокационной станции которой была использована малоэлементная фазированная антенная решетка с электронным управлением сканирования луча. Это позволяет резко снизить время реакции и осуществлять автоматическое сопровождение и поражение с высокой точностью одновременно двух целей (в том числе и ВТО) в секторе 15°х15 . Использование технических решений на уровне "ноу-хау" позволило достичь автоматизации всего процесса боевой работы от анализа воздушной обстановки до поражения цели ЗУР.


© ОАО "ИЭМЗ "Купол"

Возможности боевой машины по обнаружению и поражению ВТО


а) армейская авиация, тактическая авиация, вертолеты огневой поддержки
b) высокоточное оружие (ВТО)
с) зона обнаружения ЗРС "Тор-М1"
© ОАО "ИЭМЗ "Купол"

Зенитная ракетная батарея

Боевая машина (БМ) 9А331-1

Минимальной единицей, способной самостоятельно вести боевые действия -от обнаружения целей до их уничтожения, - является боевая машина. Боевая машина способна выполнять боевую задачу автономно или в составе огневого подразделения - зенитной ракетной батареи (зрбатр), управляемого из батарейного командного пункта (БКП).

Организационно четыре боевых машины ЗРС «Тор-М1» составляют зрбатр, которая является тактическим подразделением, способным самостоятельно решать сложные боевые задачи. При ведении боевой работы в составе батареи управление боевыми машинами осуществляется из БКП 9С737М «Ранжир-М». Обмен командами и информацией между БКП и подчиненными боевыми машинами осуществляется по каналам телекодовой и речевой связи. БКП производит распределение целей между боевыми машинами, что исключает несанкционированное сосредоточение огня на одной цели.

Типовой вариант состава зенитной ракетной батареи включает:

БМ 9А331-1 4 единицы
БКП 9С737М 1 единица
ТЗМ 9Т244 2 единицы
ТМ 9Т245 2 единицы
МТО 9В887М 1 единица
Машина ЗИП 9Ф399-1М1 1 единица
КТО9Ф116 1 единица
Ракетные модули 9М334 по 2 штуки в каждой из четырех БМ,
по 2 штуки на каждой ТЗМ 9Т244,
по 4 штуки на каждой ТМ 9Т245.
Всего - 20 модулей с 80 ракетами
Для обеспечения эксплуатации боевых машин четырех батарей поставляется МТО 9В887-1М и мастерская МТО-АГЗМ1. В зависимости от комплектации технических и обеспечивающих средств и количества эксплуатирующих их специалистов общая численность расчетов вооружения и военной техники зрбатр может составить от 26 до 30 человек.

Транспортно-заряжающая машина 9Т244

Машина перевозит один боекомплект ракет (два ракетных модуля 9М334). Она оснащена гидрокраном с манипулятором и обеспечивает перезаряжание (извлечение использованного
контейнера и установку нового с ракетами) в течение не более 18 минут. Боевой расчет ТЗМ - 3 человека.

Ходовая база - автомобиль «Урал-4320». Масса ТЗМ с ЗУР - 15055 кг. Запас хода по топливу - 600 км. Время перевода ТЗМ из походного положения в боевое - до 10 минут.

Транспортная машина 9Т246

Транспортная машина (ТМ) 9Т245 предназначена для перевозки и длительного хранения четырех модулей 9М334 с ракетами и заряжания с нее боевой машины с помощью ТЗМ 9Т244. Ходовая база - автомобиль «Урал-4320». Масса загруженного автомобиля - не более 14000 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Машины технического обслуживания (МТО)

МТО 9В887М предназначена для проведения технического обслуживания и ремонта средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2А) четырех машин, для контроля функционирования стартовой автоматики боевой машины.

МТО 9В887-1М предназначена для ремонта шестнадцати боевых машин средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2Б) и анализа процесса боевой работы с помощью аппаратуры расшифровки записи аппаратуры документирования.

Машины технического обслуживания оборудованы на базе шасси автомобиля «Урал-43203» с кузовом фургоном К2.4320. Электропитание МТО осуществляется от прицепного агрегата питания. Масса полностью снаряженных МТО с прицепом не более 13450 + 3400 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1

Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1 предназначена для транспортирования, хранения группового комплекта ЗИП для ремонта боевых машин 9А331-1 в составе зрбатр. Машина ЗИП оборудована на базе шасси автомобиля «Урал-4320» с бортовым кузовом и брезентовым тентом и на базе прицепа 2-ПН-4М (СМЗ-7826). Групповой комплект ЗИП к БМ укладывается в деревянные ящики и размещается в металлических контейнерах, расположенных в кузове автомобиля и в кузове прицепа. Масса машины ЗИП с прицепом 13240 кг + 6320 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Комплект такелажного оборудования (КТО)

КТО предназначен для:

  • проведения погрузочно-разгрузочных работ и пакетирования ракетных модулей;
  • проведения погрузочно-разгрузочных работ с пакетом до четырех модулей и пакетирования от двух до четырех модулей;
  • транспортирования пакета модулей в пределах баз и погрузки их в самолет;
  • хранения и транспортирования оборудования, входящего в комплект.

Автономный тренажер операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678

Автономный тренажер операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678 предназначен для тренировки боевых расчетов БМ с целью получения ими навыков управления системой в условиях, максимально приближенных к боевой работе, а также поддержания их функциональной готовности. Тренажер позволяет имитировать групповые налеты, парные цели, налеты одиночных целей, пуски с носителей противорадиолокационных ракет, постановку активных и пассивных шумовых помех, отражение от местных предметов. Тренажер состоит из имитатора аппаратуры БМ и имитатора воздушной обстановки. Задание воздушной обстановки в тренажере производится программно (набор стандартных учебных ситуаций) или вручную в диалоговом режиме. Предусмотрена возможность оперативного изменения воздушной обстановки в процессе тренировки, что позволяет вести дуэльный режим имитации боя. Имитируется совместная работа с батарейным командным пунктом. Предусмотрена автоматизированная оценка работы операторов боевой машины 9А331-1. Тренажер имеет автономный источник электропитания, расположенный на прицепе.

Новейшая разработка ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и входящего в него ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол» – ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении. Он обладает высокой надежностью и эффективностью в борьбе с активно маневрирующими воздушными целями, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, противорадиолокационными, управляемыми и крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами, самолетами и вертолетами.

Комплекс оснащен современными вычислительными средствами и РЛС, позволяющими обнаруживать до 144 отметок целей, одновременно сопровождать до 20 (в режиме «звено») наиболее опасных целей и обеспечивать одновременное поражение четырех из них.

Автомобиль Тата с автономным боевым модулем комплекса «Тор-М2КМ» на марше

«Тор-М2КМ» – модульный комплекс, который обеспечивает размещение автономного боевого модуля (АБМ) и технических средств на любых автомобильных шасси, полуприцепах, прицепах, других платформах соответствующей грузоподъемности, а также в стационарном варианте . АБМ, в котором размещены вся специальная аппаратура, вычислительный комплекс, радиолокационные и оптические средства, ракетное вооружение, операторский отсек, система автономного и дополнительного электропитания с собственным запасом топлива, системами жизнеобеспечения, вентиляции и кондиционирования, устанавливается на автомобильное шасси и другие платформы при помощи трех специальных быстросъемных кронштейнов.

Конструкция кронштейнов позволяет быстро производить перестановку АБМ с одной платформы на другую, что занимает не более 10 минут и осуществляется обычным 25-тонным краном. Существует лишь одно ограничение – технические характеристики платформ должны соответствовать следующим требованиям: грузоподъемность – не менее 20 т, ширина – не менее 2500 мм и длина – не менее 7100 мм.

Для технических средств – транспортно-заряжающей машины, мастерской техобслуживания, группового комплекта ЗИП, батарейного командного пункта – достаточно грузоподъемности 5-8 т, ширины –2500 мми длины –6000 мм.

Пуск зенитной ракеты комплекса «Тор-М2КМ» с автономного боевого модуля, размещенного на базе автомобиля Тата индийского производства

АБМ не связан с платформой ни механическими или гидравлическими приводами, ни энергетическими системами . У него имеется собственный источник питания в виде газотурбинного агрегата (ГТД), который обеспечивает выработку электроэнергии требуемых параметров и мощности. Время выхода на рабочий режим ГТД составляет не более 60 секунд. Общее время приведения АБМ в боевую готовность – не более 3 минут.

В качестве дополнительного источника электропитания в модуле впервые применен электростатический преобразователь, который преобразует электроэнергию трехфазного напряжения 380 В и частотой 50 Гц, поступающую от любого внешнего источника, в электроэнергию трехфазного напряжения 220 В и частотой 400 Гц.

ЗРК «Тор-М2КМ», размещенный на серийном автомобильном шасси индийской компании Тата Motors, был показан на Международном авиасалоне МАКС-2013 . Тем самым мы продемонстрировали, что «Купол» разработал и изготовил зенитный ракетный комплекс, боевые и технические средства которого могут размещаться на любых автомобильных шасси и других платформах по желанию заказчика.

Предусмотрена также возможность размещения АБМ на крышах зданий и сооружений, на труднодоступных площадках, прицепах, полуприцепах, на железнодорожных платформах и даже на малотоннажных судах. Это позволяет значительно расширить функциональность комплекса, обеспечить противовоздушную оборону различных воинских соединений, кораблей и судов разных видов и родов вооруженных сил, важнейших государственных, военных и промышленных объектов, крупных городов (мегаполисов), обеспечить надежную защиту от воздушных террористов крупных международных спортивных мероприятий, например, Олимпийских игр или чемпионатов мира по футболу.

Автономный боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» в полностью снаряженном состоянии весит не более 15 т , что обеспечивает его транспортировку на внешней подвеске тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т или его зарубежных аналогов. Таким образом, АБМ может быть доставлен и установлен в самых труднодоступных местах: на господствующих высотах, крышах зданий и сооружений, где обеспечит надежную защиту объектов от любых средств воздушного нападения, вошедших в 15-километровую зону поражения комплекса.

Весь процесс боевой работы ЗРК «Тор-М2КМ» полностью автоматизирован , человек лишь выбирает для уничтожения 1 (первую) из 10 целей, предложенных ему машиной, которая берется машиной на автосопровождение, остальные 3 цели, находящиеся в секторе 30°, машина находит автоматически и тоже берет на автосопровождение, уже без участия человека. По готовности пуска ЗУР командир четыре раза нажимает кнопку «Пуск».

Четыре зенитные управляемые ракеты (ЗУР) автоматически наводятся на четыре сопровождаемые цели. В точках встречи ракет и целей производится подрыв боевых частей ракеты. Таким образом, все четыре воздушные цели оказываются поражены. После поражения первой цели освобождаются целевой и ракетный каналы, машина автоматически осуществляет поиск следующей цели, автоматически берет ее на сопровождение и по готовности пуска ЗУР командир нажимает кнопку «Пуск». Этот процесс повторяется по мере освобождения целевых и ракетных каналов автоматически до тех пор, пока в воздухе будут цели, а в АБМ – ракеты.

Боевое снаряжение ЗУР содержит осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального высокоплотного сплава (вольфрам-никель-железо), что обеспечивает высочайшую пробивную способность осколка и практически полностью исключает возможность рикошета. Малые ошибки в точке встречи, адаптация радиовзрывателя к типу воздушной цели в сочетании со специальным боевым снаряжением ЗУР обеспечивают комплексу высокую вероятность поражения всех типов воздушных целей. Вероятность поражения одной ракетой одной цели составляет не ниже 0,98 .

Зенитный ракетный модуль обеспечивает транспортировку, хранение и пуск четырех ЗУР. В каждом АБМ находится по два зенитных ракетных модуля. Транспортно-заряжающий модуль, средства технического обслуживания и ремонта, групповой комплект ЗИП и тренажер комплекса, размещенные в унифицированных кузовах-контейнерах, могут быть установлены на автомобильное шасси, аналогичное шасси АБМ, или на любые автомобильные шасси, полуприцепы и прицепы по желанию заказчика.

ЗРК «Тор-М2КМ» оснащен навигационной системой ГЛОНАСС/GPS , разработанной российской компанией «Навис». Она не только с очень высокой точностью определяет местоположение комплекса, но и обеспечивает измерение угловых параметров АБМ в разных плоскостях. От расчета при этом не требуется наличие геодезических навыков, которые были необходимы при использовании приборов предыдущего поколения. Безусловно, применение нового оборудования и расширение функциональных задач потребовало внесения определенных изменений и в программное обеспечение АБМ.

В октябре-ноябре2013 г. на полигоне Министерства обороны РФ Капустин Яр прошли испытания ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении, размещенными на автомобильном шасси автомобиля Тата индийского производства. В ходе испытаний были полностью подтверждены все заявленные тактико-технические характеристики, в частности, боевые возможности комплекса по поражению целей на дальней границе зоны поражения15 км, летящих со скоростью 700 м/с, а также целей, летящих с курсовым параметром более6 кмна дальности12 км.

Была подтверждена всепогодность, всесуточность комплекса и его ходовые качества. Кроме того, в процессе испытаний было проверено взаимодействие в группировке, состоящей из АБМ, транспортно-заряжающего модуля 9Т244К, РЛС дежурного режима «Каста-2Е2» и унифицированного батарейного командного пункта «Ранжир-МК». ЗРК «Тор-М2КМ» с честью выдержал все испытания.

Вариант размещения модуля комплекса «Тор-М2КМ» на корвете

В настоящее время ОАО «ИЭМЗ «Купол» совместно с ОАО «Северное ПКБ» и ОАО «Зеленодольское ПКБ», входящих в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», при участии НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ РФ проводятся работы по размещению ЗРК «Тор-М2КМ» (ЗРК «М-Тор») на различных кораблях российского флота.

Использование на кораблях новейшего зенитного ракетного комплекса малой дальности ЗРК «Тор-М2КМ» (ЗРК «М-Тор») позволит значительно повысить обороноспособность как одиночных кораблей, так и их группировок от ударов высокоточного оружия: противокорабельных ракет, крылатых ракет различного типа, противорадиолокационных ракет, управляемых авиационных бомб, а также вертолетов и самолетов палубной и тактической авиации противника.

Автономный самоходный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) 9К331 "Тор-М1" предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых дивизий во всех видах боевых действий и в районах сосредоточения, защиты наиболее ответственных объектов (командных пунктов узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов) от ударов высокоточного оружия, управляемых и противорадиолокационных ракет, управляемых авиабомб, самолетов, вертолетов, крылатых ракет и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).

Комплекс представляет собой компактную функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автономно или в составе системы ПВО выполнять поставленную боевую задачу. ЗРК 9К331 является результатом последовательной модернизации ЗРК "Тор" . В результате модернизации в ЗPK был введен второй целевой канал, в ЗУР применена БЧ из материала с повышенными поражающими характеристиками, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, увеличение зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи.

В доработке существовавших и разработке новых средств ЗРК "Тор-М1" (9К331) принимали участие:

    Научно-исследовательский электромеханический институт МРП (ведущее предприятие НПО "Антей") - головной по ЗРК "Тор-М1" в целом (главный конструктор В.П.Ефремов) и боевой машине 9А331 (модернизация 9А330) - заместитель главного конструктора ЗРК и главный конструктор боевой машины 9А331 - И.М.Дризе;

    Производственное объединение "Ижевский электромеханический завод" МРП - по конструктивной доработке боевой машины;

    Кировское машиностроительное производственное объединение им. XX партсъезда МАП - по разработке четырехракетного модуля 9М334, использованного в боевой машине 9А331 (главный конструктор модуля О.Н.Жарый);

    Научно-исследовательский институт средств автоматизации МРП (ведущие предприятие НПО "Агат") - по разработке в рамках отдельной ОКР унифицированного батарейного командирского пункта "Ранжир" (9С737) - главный конструктор А.В.Шершнев, а также МКБ "Факел" МАП и другие организации.

Государственные испытания ЗРК "Тор-М1" проводились с марта по декабрь 1989 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко). ЗРК был принят на вооружение в 1991 году.

Серийное производство боевых и технических средств ЗРК "Тор-М1" было организовано на предприятиях, которые производили средства ЗРК "Тор". Новые средства - четырехместный транспортно-пусковой контейнер для ЗУР 9А331 и унифицированный батарейный командирский пункт 9С737 производились соответственно в ПО "Кировский Машиностроительный завод им. ХX партсъезда" и на Пeнзeнском радиозаводе.

Не имеющий аналогов в мире ЗРК "Toр-M1" (см. сравнительные характеристики ), способные поражать воздушные элементы высокоточного оружия, неоднократно показывали свои высокие боевые возможности на учебно-боевых стрельбах, на войсковых учениях на выставках современного оружия в ряде стран мира. Эти комплексы обладают хорошей конкурентоспобностью на мировом рынке и состоят на вооружении подразделений ПВО Китая, Греции и Ирана.

Для защиты малоподвижных войсковых, а также гражданских и промышленных объектов разработаны варианты комплекса с размещением основных элементов на колесных базах - в самоходном варианте "Tор-M1ТА", с размещением аппаратной кабины (АК) на автомобиле "Урал-5323", а антенно-пускового поста (АПП) - на прицепе ЧМЗАП8335, в буксируемом "Тор-М1ТБ" (на двух прицепах АК - СМЗ-782Б, АПП - ЧМЗАП8335). За счет отказа от проходимости по бездорожью и увеличения времени развертывания/ свертывания до 8..15 мин. достигается снижение стоимости комплекса. Разработан и стационарный вариант комплекса "Top-M1TC".

Прошел испытания модернизированный вариант комплекса, получивший обозначение "Тор-М1В". "Тор-М1В" отличается от своего предшественника повышенными боевыми возможностями:

  • расширена зона поражения системы по высоте и курсовому параметру. Необходимость такого расширения продиктована опытом военных действий авиации в Югославии и на Ближнем Востоке;
  • повышена помехозащищенность комплекса в условиях применения противником уводящих помех самоприкрытия. Для этого разработаны специальные режимы работы боевых средств, автоматически включающиеся при постановке современных и перспективных помех;
  • введен специальный режим боевой работы "звено" для слаженной и эффективной работы двух боевых машин без батарейного командного пункта при защите точечных объектов.

На Международном авиакосмическом салоне "МАКС - 2007" ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" совместно с ОАО "Концерн ПВО "Алмаз - Антей" представил новейшую разработку - боевую машину 9А331МК зенитно-ракетной системы "Тор-М2Э" . Новая система отличается повышенной эффективностью отражения массированных налетов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

Состав

В состав комплекса 9К331 входят:

  • боевая машина 9А331 и зенитно-ракетный модуль 9М334 (с ракетами 9M331 в транспортно-пусковом контейнере 9Я281 );
  • транспортно-заряжающая машина 9Т244 ;
  • транспортная машина 9Т245;
  • машины технического обслуживания 9B887M и 9В888-1M
  • комплект такелажного оборудования 9Ф116;
  • машина группового ЗИП 9Ф399-1М1;
  • автономный электронный тренажер операторов боевой мдшнны 9Ф678.

На базе боевой машины 9А331 (см. компоновку ) размещаются:

    два зенитно-ракетных модуля 9М334 (восемь ракет 9M331 в ТПК 9Я281 );

    трехкоординатная станция обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны;

    станция наведения (СН) с фазированной антенной решеткой;

    дублирующий телевизионно-оптический визир, обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;

    быстродействующая цифровая вычислительная система;

    аппаратура стартовой автоматки (аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты командира и операторов, вспомогательная аппаратура);

    система телекодовой оперативно-командной радиосвязи;

    аппаратура навигации, топопривязкн и ориентирования;

    система функционального контроля боевой машины:

    система автономного зпектропитания и жизнеобеспечения (источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или ходового двигателя самоходного шасси).

В боевую машину 9А331 были внесены следующие изменения (по сравнению с 9А330):

    использована новая двухпроцессорная вычислительная система повышенной производительности, которая реализовала двухканальную работу по целям, защиту от ложных трасс целей, расширенный функциональный контроль;

    в станции обнаружения целей введены трехканальная цифровая система обработки сигналов, обеспечивавшая улучшенное подавление пассивных помех без проведения дополнительного анализа помеховой обстановки, автоматически переключаемый избирательный фильтр во входных устройствах приемника, обеспечивавший за счет частотной селекции каждого парциала более эффективные электромагнитную совместимость и помехозащищённость станции, во входных устройствах приемника заменен усилитель для повышения чувствительности, введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей в каждый парциал при работе станции, изменен порядок обзора для уменьшения времени завязки трасс целей, введен алгоритм защиты от ложных отметок;

    в станции наведения введен новый тип зондирующего сигнала, обеспечивавший обнаружение и автосопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптическом визире введен автомат сопровождения цели по углу места (для повышения точности ее сопровождения), введен улучшенный индикатор командира,введена аппаратура сопряжения с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" (радиостанции и аппаратура передачи данных).

РЛС обнаружения представляет собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора. Она работает в сантиметровом диапазоне волн с частотным управлением лучом по углу места. Средняя мощность передатчика 1,5 кВт, разрешающая способность не хуже 1.5-2.0° по азимуту, 4° по углу места и 200м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляют не более половины указанных величин разрешающей способности. Применение цифровой обработки сигнала позволяет надежно обнаруживать как скоростные, так и малоподвижные (до 10м/с) цели без "слепых скоростей" в сложных условиях пассивных (естественных и искусственных) помех с учетом влияния подстилающей поверхности. Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компьютером, вычислительные и алгоритмические возможности которого позволяют решать задачи анализа воздушной обстановки, принятия основных решений и другие интеллектуальные задачи управления боевыми операциями. РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения "своих" летательных аппаратов. Для обеспечения возможности работы станции во время движения БМ положение антенны стабилизируется.

Станция способна обнаруживать с вероятностью не менее 0.8 на дальности 25-27км самолеты типа F-15, летящие на высотах от 30 до 6000м. беспилотные летательные аппараты обнаруживаются с вероятностью не менее 0.7 на дальности 9-15км, зависшие в воздухе вертолеты — с вероятностью 0.6-0.8 на дальности 13-20км, находящиеся на земле вертолеты с вращающимися винтами — с вероятностью 0.4-0.7 на дальности 13-20км. При этом могут обнаруживаться и цели, прикрываемые активными и пассивными помехами. РЛС обнаружения обеспечивает многопарциальный (8 парциалов — лучей) трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом (см. диапазон сканирования ). Период сканирования 1с, ширина луча в вертикальной плоскости 4°. Сканирование углового пространства обзора в вертикальной плоскости механически разбивается на два диапазона от 0-32° и 32-64°. Это означает, что две батареи ЗРК "Top-M1" могут одновременно просматривать зону в угловом растре 0-64°. Предусмотрено повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной модуляцией и режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале — три в одном.

РЛС наведения (СВР) - когерентно-импульсная (импульсно-доплеровского типа) РЛС. Она работает в сантиметровом диапазоне волн, имеет малоэлементную фразированную антенную решетку (ФАР), формирующую луч шириной 1° по азимуту и по углу места, обеспечивающую электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Такое построение системы позволяет обеспечить практически мгновенный (400-600мс) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел двух целей в секторе ФАР. Станция осуществляет поиск цели по данным целеуказания от станции обнаружения целей и захват одной цели на автосопровождение. С вероятностью 0.5 станция наведения способна переходить на автосопровождение самолета-истребителя, летящего на дальности 23км. С уменьшением дальности эта вероятность существенно возрастает, так, на дальности 20км она уже составляет 0.8. Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая мононмпульсная со сжатием импульсов и соответствующим алгоритмом обработки сигналов, обеспечивает не только высокие точности и помехозащиту, но и распознавание класса цели, что позволяет оптимизировать режимы работы системы наведения ракеты и ее боевого снаряжения.

Для ЗРК "Тор-М1" впервые в практике создания зенитных комплексов применен четырехместный транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 9Я281 , который в совокупности с ЗУР 9M331 составил ракетный модуль 9М334. Каждый модуль 9М334 комплектуется двумя специальными балками, с помощью которых модули могут быть собраны в многоярусные пакеты. В таких пакетах осуществляется хранение и транспортировка ракет на всех этапах эксплуатации. Транспортная машина 9Т245 перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая машина 9Т244 - два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модуля в боевую машину. Заряжание БМ производится с помощью транспортно-заряжающей машины. Сначала модуль переводится из горизонтального положения в вертикальное, затем опускается в шахту БМ. Время заряжания боевой машины двумя модулями - 25 минут. Модуль 9М334 в течение установленного срока службы эксплуатируется без проведения регламентных работ и проверок бортового оборудования ракет. Основные параметры модуля: масса модуля (ТПК плюс четыре ракеты) с двумя балками - 1053кг, масса ТПК с двумя балками - 333кг, масса одной балки - 40кг, габариты модуля с двумя балками - 539x1507x3005мм

ЗУР 9M331 полностью унифицирована с ракетой 9М330 (за исключением материала поражающих элементов БЧ) и может использоваться в ЗРК "Тор" , "Top-M1", "Тор-М2" и в корабельном ЗРК "Кинжал" .

Боевая работа ЗРК 9К331 происходит по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения (см. описание боевой работы ). Станция обнаружения в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цели. Вычислительные средства боевой машины производят анализ воздушной цели, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения (станция передачи команд, СПК). Станция наведения (станция визирования ракеты плюс станция передачи команд) на основании данных целеуказания осуществляет:

    поиск и захват одной цели на автосопровождение;

    точное сопровождение цели по трем координатам;

    пуск одной или последовательно (через 4с) двух ракет по сопровождаемой цели;

    захват ракеты после старта отдельным координатором и ввод ее в луч фазированной антенной решетки;

    точное сопровождение ракеты;

    управление ракетами по командам, вырабатываемым по разности координат между ракетами и целью в соответствии с выбранным методом наведения, соответствующим наиболее оптимальным условиям встречи ракеты с целью в зависимости от ее типа, высоты и характера полета;

    выдачу на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабатывания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью.

Эксплуатация комплекса разрешается на высотах не более 3000 м над уровнем моря, в любое время года и суток, в различных метеорологических условиях в интервале температур окружающего воздуха от —50°С до +50°С, в условиях солнечной радиации и относительной влажности не более 98% при температуре (30 ± 5)°С и скорости ветра не более 20 м/с. Режим работы аппаратуры ракеты при включениях на боевой машине циклический: 10 мин работы — 10 минут перерыва. После трех включений должен быть перерыв не менее одного часа. В любое время перерыва допускается одноразовое включение аппаратуры ракеты на одну минуту для проведения пуска.

Тактико-технические характеристики

Количество одновременно обнаруживаемых целей 48
Количество одновременно сопровождаемых целей 2 (4 для Тор-М2Э)
Зона обнаружения:
- по дальности, км
- по азимуту, град
- углу места, град
- по высоте, км

27
360
0-32 или 32-64
не менее 23
Зона поражения, км:
- по дальности
- по высоте
- по параметру

1..12
0,01..6 (0,01..10 для Тор-М2Э)
6 (8 для Тор-М2Э)
Вероятность поражения одной ракетой:
- самолета (типа F-15)
- вертолета
- крылатой ракеты
- высокоточного оружия

0.45-0.8
0.62-0.75
0.93-0.97
0.75-0.9
Максимальная скорость поражаемых целей (вдогон/навстречу) м/с 700
Максимальная поперечная перегрузка поражаемой цели 10
Время реакции комплекса (от обнаружения цели до пуска ракеты), с:
- с позиции
- с короткой остановки

7.4
9.7
Масса боевой машины, т 37
Запас хода по топливу (при двухчасовой работе аппаратуры), км 500
Боевой расчет 3
Скорость полета ЗУР, м/с 700..800
Масса ракеты, кг 165
Масса боевой части, кг 14,5

В режиме «автомата» Сразу несколько боевых машин зенитно-ракетных комплексов семейства «Тор» можно увидеть на проходящей сейчас в Нижнем Тагиле Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo-2015. В частности, на открытой площадке представлен так называемый натурный (реальный) образец БМ ЗРК «Тор-М2Э», который одновременно задействован и в динамическом показе на полигоне «Старатель» Нижнетагильского института испытания металлов.А на стенде предприятия-изготовителя этого оружия – АО «ИЭМЗ «Купол» – можно увидеть модели ЗРК «Тор-М2КМ» (в стационарном модульном исполнении и автономный боевой модуль на автомобильном шасси и на полуприцепе), ЗРК «Тор-М2К» на колесном шасси и ЗРК «Тор-М2Э» на гусеничном ходу.В этом году ижевский завод, входящий в состав Концерна ПВО «Алмаз – Антей», уже представлял натурные образцы своей техники на мероприятиях, имеющих отношение к военной сфере. Это – Международный военно-технический форум «Армия-2015», Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге, Международные Армейские игры, а также МАКС-2015. ЗРК семейства «Тор» регулярно участвуют и в Парадах Победы на Красной площади, и, как подчеркивают на ИЭМЗ «Купол», это свидетельствует о доверии к этому оружию со стороны российских военных.«Тор» – уникальные системы. Высокомобильные, крайне результативные, готовые к применению в кратчайшие сроки сразу же после перебазирования. Эти ЗРК способны обеспечить эффективную оборону от ударов с воздуха в интересах всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Они могут уничтожать самолеты, вертолеты, беспилотники, крылатые ракеты, управляемые авиабомбы.Ракеты этого ЗРК эффективно уничтожают цели, летящие на предельно малых, малых и средних высотах со скоростью до 700 метров в секунду, в том числе в условиях массированного налета, а также радиоэлектронного и огневого противодействия. Один такой ЗРК способен «обработать» 48 объектов, находящихся в воздухе. Причем «ведет» он их все сразу. При этом аппаратура слежения выбирает десять наиболее опасных целей, обеспечивая гарантированное поражение четырех из них.После поражения первой цели машина автоматически начинает поиск следующей, а определив ее, автоматически берет на сопровождение. Стрельба ведется по мере освобождения каналов до тех пор, пока в воздухе будут цели, а в ракетном модуле – ракеты. Комплекс может функционировать в ручном и автоматическом режимах. Воздушные цели, не опознанные системой «свой – чужой», сбиваются автоматически.На принципах полной автономности Схематично ЗРК «Тор-М2КМ» представляет из себя комплекс, состоящий из боевой машины на колесном шасси (разработка белорусского предприятия «Минский завод колесных тягачей»), двух зенитных ракетных модулей с четырьмя зенитными управляемыми ракетами в каждом. , а также транспортно-заряжающей и транспортной машин, мастерской технического обслуживания и машины группового комплекта с такелажным оборудованием.Уникальность этого комплекса – в его модульности. Дело в том, что размещение автономного боевого модуля и его технических средств возможно на любых автомобильных шасси, полуприцепах, прицепах, других платформах соответствующей грузоподъемности, а также в стационарном варианте.На МАКС-2013 «Тор-М2КМ» поместили на автомобильное шасси индийской компании «Тата». Этим разработчики показали вариативность установки комплекса на любой носитель. Более того, автономный боевой модуль можно размещать на крышах зданий, на железнодорожных платформах и даже на судах небольшого водоизмещения. Вес ЗРК в полностью снаряженном состоянии не превышает 15 тонн. Это дает возможность транспортировать систему даже по воздуху, в том числе на внешней подвеске вертолета Ми-26.В боевом модуле размещены как специальная аппаратура – вычислительный комплекс и радиолокационные и оптические средства, так и непосредственно ракетное вооружение, а также система электропитания с собственным запасом топлива и оборудованием жизнеобеспечения. Конструкция позволяет оперативно переставлять модуль с одной платформы на другую: время такого монтажа не превышает 10 минут. При этом не нужно связываться с платформой, на которую помещен модуль, ни механическими, ни гидравлическими приводами, ни энергетическими системами.У комплекса имеется собственный источник питания (газотурбинный агрегат), обеспечивающий выработку электроэнергии. Время выхода турбины на рабочий режим не превышает минуты, а общее время приведения комплекса в боевую готовность составляет около трех минут. При этом поиск, обнаружение и распознавание целей в воздухе осуществляется как на месте, так и в движении.Если говорить о средствах поражения «Тора», то здесь очевидно, что ракеты этого ЗРК не оставляют воздушному противнику никакого шанса уцелеть.«Боевое снаряжение зенитной управляемой ракеты представляет собой осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального высокоплотного сплава – это вольфрам-никель-железо, – говорит помощник генерального директора ОАО ИЭМЗ "Купол", главный конструктор ЗРК "Тор-М2КМ" Вячеслав Карташов. – Пробивная способность таких элементов, а также исключение рикошета позволяют утверждать о вероятности поражения цели одной ракетой не ниже 0,98».Увидеть невидимку Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2Э», представленный на нынешней выставке Russia Arms Expo-2015 в виде модели, отличается от других ЗРК этого семейства способностью ведения кругового обзора в заданном секторе, а также наличием возможности передачи данных по выбранным целям на станцию наведения. Этому комплексу может также придаваться подвижный унифицированный батарейный командный пункт, который обеспечивает управление групповыми действиями батареи боевых машин и связь с высшими и средними эшелонами ПВО.Специалисты ставят этому ЗРК высший бал именно за наличие в его составе модернизированной станции обнаружения целей. Плюс здесь – в антенне, созданной на базе фазированной антенной решетки, а также в доработанном программном обеспечении. Эти и ряд других новаций дали возможность «Тору» «вскрывать» и уничтожать цели, обладающие малой эффективной площадью рассеивания, проще говоря, изготовленные по технологии «Стелс».Новая аппаратура ЗРК «Тор-М2Э» позволяет комплексу в условиях реальной боевой работы защититься от помех, в том числе от тех, что ставятся высокоточным оружием. Максимальная горизонтальная дальность поражения ракет ЗРК превышает 15 километров, а высокоточные ракеты, летящие на скорости свыше 700 метров в секунду, он способен сбивать на дальности до семи километров.«Торы», которым нет равных ЗРК семейства «Тор» – одно из основных средств ПВО российских Сухопутных войск. Сегодня в Вооруженных Силах осваиваются передовые модификации этих комплексов. В частности, в мотострелковых соединениях Восточного военного округа, дислоцированных в Приморском и Хабаровском краях, с этого года приступили к практическому освоению ЗРК «Тор-М2У». Это тот же комплекс малой дальности, но отличающийся повышенной эффективностью отражения именно массированных налетов.«Фишка» «Тор-М2У» в том, что его зенитные управляемые ракеты специально разрабатывались для перехвата малоразмерных и интенсивно маневрирующих целей на перегрузках до 10 g. Во время одной из боевых тренировок на полигоне «Капустин Яр» (Астраханская область) расчетами комплексов были уничтожены сразу шесть скоростных маневрирующих мишеней типа «Саман», запускаемых с разных направлений и летящих на минимальных и максимальных высотах. При этом четыре цели были уничтожены прямым попаданием боевой части ракет, а две – поражены их осколками.Всего в войска ВВО поступило уже свыше двух десятков единиц ЗРК «Тор-М2У», заменивших комплексы войсковой ПВО «Оса».К слову, по оценке военного эксперта, доктора технических наук, бывшего замкомандующего войск ПВО Сухопутных войск по вооружению генерал-лейтенанта в отставке Александра Лузана, ЗРК «Тор-М2У» фактически не имеет полноценных аналогов в мире в своем классе. Наш комплекс остается единственным средством, обеспечивающим высокоэффективную борьбу с высокоточным оружием, уверен генерал.«Опыт локальных войн и военных конфликтов, в том числе в Ливии, показывает, что первым эшелоном агрессии и ее острием остаются средства воздушного нападения. Их роль и значимость в современном арсенале вооруженной борьбы все более возрастает, – отмечает генерал-лейтенант Лузан. – В этой связи актуальность приобретает непрерывное совершенствование боевых и технических характеристик вооружения и военной техники для войсковой ПВО».Кстати, по воспоминаниям генерала, в 1998 году прототип комплекса «Тор-М2У» – ЗРК «Тор-М1» подвергался в ОАЭ сравнительным испытаниям со своим ближайшим конкурентом – французским комплексом «Кроталь-НЖ». Наше оружие подтвердило тогда свое подавляющее превосходство. Такие же результаты были достигнуты и во время проведения боевых стрельб ЗРК «Тор-М1» в Греции, обеспечивающихся НАТО по их сценарию и с привлечением их же средств подавления (средств РЭБ).

AIR DEFENSE MISSILE COMPLEX TOR-M2

30.03.2019


Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) ближнего радиуса действия «Тор-М2» гарантирует практически стопроцентное поражение любых типов самолетов и беспилотников, а также высокоточных боеприпасов, в том числе крылатых ракет и планирующих бомб, сообщил «Известиям» главный конструктор государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») Виктор Елецкий.
По словам разработчика, ракеты 9М338 позволяют «отказаться от практики обстреливать одну цель двумя ракетами» и «прикрывать войска по фронту 20 километров». Подобные возможности «Тор-М2» получил «за счет аэродинамики ракеты», которая стала легче и компактнее.
«Все это мы смогли сделать благодаря одному принципиальному решению. Мы отказались от больших несущих плоскостей - крылья, ребра и так далее», - сказал Елецкий.
Кроме того, надежность оружия повышена за счет отказа от катапультного старта в пользу использования облегченных газогенераторов, которые дополнительно «выполняют задачу склонения ракеты».
Конструктор также рассказал об особенностях поражения 9М338 планирующих бомб, крылатых ракет и беспилотников.
В первом случае «надо работать по аппаратурной части». «Есть система данных, которая позволяет ювелирно попадать в аппаратурный блок и либо уничтожить его, либо сделать невозможным выполнение поставленной задачи», - сказал Елецкий.
При уничтожении крылатой ракеты сложность представляет ее маневрирование и малая высота полета. В этом случае, по словам разработчика, «Тор-М2» способен «захватить и уничтожить цель» на расстоянии в один километр.
Слабостью беспилотника конструктор назвал его хрупкость, а уничтожение подобной «шпаны» дорогостоящей 9М338 Елецкий посчитал действенным, но «не самым эффективным решением». Разработчик добавил, что малоразмерные цели перехватываются «Тор-М2» благодаря мощному сигналу радиолокационной станции (РЛС).
По мнению конструктора, среди средств противовоздушной обороны (ПВО) малой дальности «Тор-М2» в мире нет равных. «У американцев ничего подобного близко нет. У французских инженеров есть схожие разработки, но они пока находятся на стадии испытаний. У этих проектов есть свои преимущества - инфракрасные головки самонаведения. Но это очень сильно повышает стоимость изделия», - сказал Елецкий.
Лента.ру

06.04.2019


Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Тор-М2» прошел испытания в реальных боевых условиях, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор ижевского электромеханического завода «Купол» (входит в концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей») Фанил Зиятдинов.
«ЗРК «Тор-М2″ полностью подтвердил свои характеристики не только в ходе испытательных и учебных стрельб, но и при выполнении специальных задач в реальных боевых условиях. Надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду», — сказал Зиятдинов, не уточнив, где конкретно это произошло.
Он добавил, что информация о высокой эффективности зенитных комплексов семейства «Тор» хорошо известна потенциальным заказчикам, в том числе зарубежным специалистам, которые видели ЗРК в работе.
«По совокупности боевых характеристик ЗРК семейства «Тор» до настоящего времени не имеют себе равных. Это хорошо известно специалистам как в нашей стране, так и за рубежом. Мы вполне успешно конкурируем с любыми современными ЗРК в своем классе, о чем свидетельствуют поставки наших комплексов ряду иностранных армий», — сказал собеседник.
РИА Новости

06.04.2019


Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2» получил новую ракету, под которую был модернизирован ряд систем комплекса, сообщил в интервью РИА Новости гендиректор ижевского электромеханического завода «Купол» (входит в концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей») Фанил Зиятдинов.
«Модернизации подверглось большое количество узлов комплекса. Внешне самой заметной инновацией стало принятие новой зенитной управляемой ракеты (ЗУР) – 9М338. Это решение назрело давно: несмотря на регулярные модернизации комплекса, ЗУР долгое время оставалась прежней. И вот сейчас комплекс получил новую, весьма успешную ЗУР», — сказал он.
Однако, оговорился собеседник, ракета 9М338 не является автономным средством поражения целей, она не «делает все сама» — и наведение ракеты, и команда на подрыв осуществляется станцией наведения боевой машины.
«Соответственно, для увеличения точности поражения целей ЗУР была серьезно модернизирована система наведения (СН). СН получает информацию от станции обнаружения целей и вычислительных средств комплекса, значит, потребовалась модернизация станции обнаружения целей, увеличение быстродействия бортовых компьютеров и совершенствование их алгоритмов», — пояснил собеседник агентства.
По его словам, изменения были внесены и в антенно-пусковую установку – в неё нужно было вписать 16 зенитных управляемых ракет вместо 8.
«Как видим, изменение одного элемента вооружения ЗРК влечет за собой необходимость дальнейшего совершенствования большинства узлов и приборов. Недаром «Тор» классифицируется как зенитный ракетный комплекс – достоинства отдельных его элементов могут быть реализованы только в совокупности с достоинствами других элементов ЗРК. И именно в совокупности тактико-технические характеристики ЗРК «Тор» являются непревзойдёнными», — сказал Зиятдинов.
Ранее на вооружении комплексов «Тор-М1» и «Тор-М2У» находилась ракета 9М331. Новая 9М338 прошла испытания в 2013 году, однако была включена в состав комплекса недавно.
РИА Новости


ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОР М2»


Одним из самых эффективных комплексов малой дальности сегодня является ЗРК семейства «Тор-М2». Он специально разработан для борьбы с наиболее распространенными средствами воздушного нападения, такими как высокоточное оружие (противорадиолокационные ракеты, управляемые и планирующие авиационные бомбы), маневрирующие, пилотируемые и непилотируемые, высокоскоростные авиационные объекты.
ЗРК «Тор-М2У», боевая машина которого размещена на специальном гусеничном шасси высокой проходимости производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод», поставляется в подразделения Сухопутных войск и обеспечивает ПВО мотострелковых и танковых подразделений.
ЗРК «Тор-М2К», боевая машина которого размещена на специальном колесном шасси производства Минского завода колесных тягачей, обеспечивает выполнение задач ПВО подразделений армии Республики Беларусь.
ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении является новейшей разработкой ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол».
Вся специальная аппаратура этих боевых средств на 100% аналогична и полностью взаимозаменяема. Зенитные управляемые ракеты, применяемые в ЗРК «Тор-М2У» и ЗРК «Тор-М2К», тоже одинаковые.
В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У». В 2015 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса - ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» - гусеничное.
ОСОБЕННОСТИ БМ ЗРК «ТOP-М2Э» ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ БОЕВЫХ СРЕДСТВ ПВО МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ КЛАССА «ТОР». ОТЛИЧАЕТСЯ ПОВЫШЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОТРАЖЕНИЯ МАССИРОВАННЫХ НАЛЕТОВ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ВОЗДУШНОГО НАПАДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОГНЕВОГО И РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ.
Обеспечивает круговой обзор пространства в заданном секторе по углу места, обнаружение и опознавание воздушных целей, анализ воздушной обстановки, автоматический выбор наиболее опасных для обстрела целей.
Обеспечивает передачу целеуказания по выбранным целям на станцию наведения, допоиск целей, захват, автосопровождение целей, определение момента вхождения в зону поражения, пуск ракет, их автоматическое наведение на цели по радиокомандам.
Поиск, обнаружение и опознавание воздушных целей может вестись при движении БМ или на месте, переход к сопровождению целей и пуск ракет осуществляется с короткой остановки.
Экипаж 3 человека, включая водителя.
На вооружении комплексов «Тор-М1» и «Тор-М2У» находилась ракета 9М331. В 2008 г. были завершены государственные испытания «Тор-М2» с ракетой 9М331 и комплексные предварительные испытания «Тор-М2» с ракетой 9М338К.

Российский концерн «Алмаз – Антей» создал новейший комплекс ПВО сухопутных войск малой дальности «Тор-М2» с усовершенствованными характеристиками по дальности поражения целей и вдвое увеличенным боекомплектом. Концерн ПВО «Алмаз — Антей» и госкорпорация «Тактическое ракетное вооружение» создали новейшую ракету «земля-воздух» 9М338 с повышенными характеристиками для «Тор-2М».
Концерн ПВО «Алмаз-Антей» наконец раскрыл информацию о глубоко модернизированной системе ПВО — ЗРК «Тор-М2». Это новый автономный ЗРК малой дальности, который имеет существенные отличия от ЗРК «Тор-М2Э»/»Тор-М2К» (экспортные варианты) и от «Тор-М2У» (для российской армии). Главное — это новая ракета. Боезапас на боевой машине ракет 9М338 составит 16 шт против 8 ракет 9М331. Разработку ракеты в ГосМКБ «Вымпел» ведет главный конструктор Владимир Елецкий. Серийное производство ракет 9М338 как и 9М331 осуществляется на вяткинском ОАО «ВМП «Авитек», входящий в состав Концерна ПВО. Создание новой ракеты 9М338, которая по своим габаритам меньше предшественниц, позволило увеличить боекомплект «Тор-М2» в два раза – с 8 до 16 единиц.

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013 в Жуковском корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) впервые представило зенитную управляемую ракету (ЗУР) малой дальности под обозначением «РЗВ-МД» вместе с транспортно-пусковым контейнером (ТПК). Эта ЗУР создана в ГосМКБ “Вымпел” им. И.И. Торопова. В то же время, на самом ТПК было написано «9М338К».
Масс ракеты с ТПК составляет 163 кг. Общая длина контейнера 2,94 метра, диаметр – 0,24 м. Максимальная дальность поражения пилотируемых целей данной ракетой составляет 16 км, при высоте цели до 10 км. ЗУР имеет систему наведения с командным телеуправлением и осколочно-фугасную боевую часть. Ракета обладает высокой скоростью полета до 1000 м/с.
Как стало известно позже, Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и корпорация «Тактическое ракетное вооружение» создали новейшую ракету «земля-воздух» 9М338 с повышенными характеристиками для комплекса ПВО сухопутных войск малой дальности «Тор-М2». Ракета 9М338 разрабатывалась машиностроительным КБ «Вымпел», входящим в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», при финансовом участии концерна ПВО «Алмаз-Антей». В 2008 году были успешно завершены предварительные комплексные испытания изделия 9М338., затем государственные. На Вятском машиностроительном предприятие «АВИТЕК» развернуто серийное производство этих ракет.

МОДИФИКАЦИИ
9К330 «Тор» — базовый вариант ЗРС. Работы по созданию дивизионного автономного самоходного зенитного ракетного комплекса «Тор» (9К330) начались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 г. в кооперации, в основном сложившейся при разработке ЗРК «Оса».
ЗК95 «Кинжал» — Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 .
9К331 «Тор-М1» — Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение.
«Тор-М1ТА» — Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323, антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе ЧМЗАП 8335.
«Тор-М1Б» — Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.
«Тор-М1ТС» — Стационарный вариант комплекса 9К331.
«Тор-М1-2У» — Модернизированный комплекс «Тор-М1-2У» предназначен для замены комплексов «Оса», «Тор» и «Тор-М1». Первая партия комплексов поступила в Южный военный округ в ноябре 2012 года.
«Тор-М2У» — комплекс «Тор-М2» с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331 от ЗРК «Тор-М1». Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия. Боевая машина размещена на специальном гусеничном шасси высокой проходимости производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод». В 2012 году ЗРК «Тор-М2У» был принят на вооружение. В 2015 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса - ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» - гусеничное.
«Тор-М2» — В 2008–2009 гг. активно велась работа по созданию новых комплексов войсковой ПВО, в том числе перспективного ЗРК «Тор-М2». В настоящее время данный комплекс производится на ОАО «Ижевский электромеханический завод „Купол”» и представляет собой новое поколение боевых средств ПВО малой дальности класса «Тор». Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия. В ЗРК «Тор-М2» используется новая ракета 9М338, разрабатанная машиностроительным КБ «Вымпел».
«Тор-М2Э» (9К332МЭ) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на гусеничном шасси. В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М331.
«Тор-М2К» (9К332МК) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М331. Обеспечивает выполнение задач ПВО подразделений армии Республики Беларусь.
«Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении является новейшей разработкой ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол». В ЗРК «Тор-М2КМ» применяется модернизированная ЗУР, которая обеспечивает этому комплексу расширение зоны поражения до 15 км по дальности.
«Тор-М2ДТ» — арктический вариант ЗРК «Тор М2»
«М-Тор» — морской вариант ЗРК семейства «Тор-М2». Будет производиться на базе технических решений, агрегатов, узлов и систем, серийно выпускаемых ОАО «ИЭМЗ «Купол», с учетом особенностей эксплуатации комплекса в морских условиях, его размещения в конструкциях корабля и функционирования совместно с другими корабельными средствами и вооружением.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗРС РЯДА «ТОР М2»

Модификация

Тор-М2Э 9А331МУ

Тор-М2Э 9А331МК

Год завершения разработки

Типы целей

Беспилотные средства воздушного нападения, элементы ВТО, самолёты и вертолёты

Скорость поражаемых целей, м/с

Перегрузка манёвра цели, ед.

Количество одновременно поражаемых целей

Огневая производительность, целей/мин.

Дальность поражения, км

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то