Методы евгеники в разные периоды ее существования. Евгеника: гибель беззащитных

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта

Реферат

Евгеника как наука

Работу выполнил Работу проверил

студент 5 курса з\о

Костарев И.В. Фещенко

__________________ _________________

Калининград 2012

Введение …………………………………………………………..

Глава 1. Исторический аспект ……………………………………

      Формирование евгенической концепции…………..

      Развитие евгеники……………………………………

      Евгеника в Германии……………………………….

      Евгеника в России…………………………………..

Глава 2. Структура евгеники………………………….

Глава 3. Ключевые проблемы евгеники………………

3.1. Доводы «против»……………………..

3.2. Доводы «за»………………………………..

Введение

«То, что природа делает слепо, медленно и безжалостно, человек может делать осмотрительно, быстро и гуманно... Работать в этом направлении - его долг»

Сэр Фрэнсис Гальтон. 1

Конец ХХ – начало ХХI века удивило человечество накоплением поразительного количества достижений науки и техники, которые пробудили столько надежд на воплощение того, что в прошлом казалось фантазией. Техника диагностики ребёнка до его рождения, полная расшифровка человеческого генома, суррогатное материнство с последующей манипуляцией эмбрионами, генетическая диагностика до зачатия и введения, генная терапия, клонирование и т.д. впервые дают в руки человека набор инструментов, который хорошо вписывается в концепцию «евгеники». Однако этот термин столь отягощён негативными историческими воспоминаниями, что только с ними и ассоциируют эти новые средства их противники, перенося на современность некоторые отрицательные последствия евгенических движений вековой давности. Все же интерес общества к этой теме неумолимо возрастает в последе время. Итак, давайте попробуем разобраться.

Глава 1. Исторический аспект.

      Формирование евгенической концепции.

Термин "евгеника" (от греческих слов “eu” – благо и “genos” – род) был впервые предложен в 1883 году видным английским антропологом, психологом и основоположником биометрии Френсисом Гальтоном. Вот какое определение евгеники он тогда дал: "Изучение подлежащих общественному контролю влияний, могущих улучшить или ухудшить как физические, так и умственные качества грядущих поколений". 2 И при этом он добавил, что на первой стадии относящиеся сюда вопросы будут подвергаться чисто научной разработке, причем дело не пойдет дальше пропаганды евгенических идей. На второй стадии уже можно будет принять ряд мероприятий практического характера и издать соответствующие законы. Наконец, на третьей стадии такие законы станут ненужными, потому что все люди осознают необходимость правил евгеники. Гальтон не был первым, кто поднял вопрос о возможности или долге действовать целенаправленно, чтобы повлиять на процесс человеческого размножения.

В IV веке до н.э. Платон в своём «Государстве» поставил ряд евгенических вопросов в духе Гальтона, проповедуя как позитивную евгенику, стимулирование рождаемости лучших одарённых, так и негативную, ограничение рождаемости тех, кого сочтут низшими. Если Платон был первым, кто ясно сформулировал евгенические идеи, то согласно классическим историкам, Ликург тремя веками раньше первым воплотил их в своей реформе спартанского общества. Детоубийство не было чуждо ни греческому, ни римскому обществу.

Таким образом, государство присвоило себе функции «отца семейства», который в Афинах и в Риме строго осуществлял эти евгенические меры в своём семейном клане: в клан принимали особо одарённых людей, а бездарных выгоняли. Аборты и убийства детей матерями осуждались не по моральным причинам, а потому что этим нарушалось неотъемлемое право главы семьи.

Ответственность государства в плане контроля рождаемости предусматривали и такие утописты как Томас Мор и Томазо Кампанелла. Последний, в частности, придерживался мнения о том, что размножение должно находиться в компетенции государства, а не отдельных лиц.

Накопление биологических знаний и развитие эволюционных теорий (сначала теории Ламарка о наследовании благоприобретённых признаков, потом теории естественного отбора Ч. Дарвина) невольно заставляли человечество задуматься о процессах, идущих в его собственной эволюции. Так, в 1857 году Гобино опубликовал свой очерк «Очерк о неравенстве человеческих рас», который положил начало доказательства превосходства арийской расы над прочими и угрозы постепенного исчезновения расово высших групп, вследствие смешения, что приведёт к упадку, а возможно и к гибели цивилизованного мира.

Выступая против того, чтобы государство играло роль благодетеля, Мальтус ещё в 1798 году в своём «Первом очерке о народонаселении» критиковал законы о социальной защите. Исходя из ложного аргумента, будто производство продуктов питания растёт в арифметической, а население в геометрической прогрессии, он считал, что эти законы способствуют росту населения, не обеспечивая их средствами существования, так что содержать бедных, непродуктивных членов общества придётся его динамичным и способным членам. Критика Мальтуса первоначально была направлена против христианской благотворительности.

      Развитие евгеники.

В 1900 году евгеника приобрела популярность. Имя "Евгений" внезапно стало модным, люди быстро были очарованы идеей искусственного отбора, встречи по евгенике начали происходить повсюду в Британии. Быстрое влияние авторитарной философии привело к тому, что в Германии даже больше, чем в Англии, биология смешалась с национализмом. Но в тот момент все это оставалось скорее идеологией, чем практикой. Однако центр споров скоро сместился с поощрения "евгенического" выведения лучших на запрет "антигенетического" выведения худших. "Худшие" скоро стали означать "умственно неполноценных", что включало алкоголиков, эпилептиков, преступников и психически больных. Многие видные биологи, сторонники евгеники, выступали в роли консультантов при правительствах различных стран по вопросам эмиграции, аборта, стерилизации, психиатрической помощи, образования и т. д.

В 1907 году в Лондоне было основано Общество евгенического просвещения. Евгеника получила широкую поддержку у таких представителей британской интеллектуальной элиты, как Хавелок Эллис, С.П.Сноу, Герберт Уэллс и Джордж Бернард Шоу. В частности, Шоу писал, что «разум уже не разрешает нам отрицать, что ничего, кроме евгенической религии, не может уберечь нашу цивилизацию от судьбы, постигшей все прежние цивилизации». 3

Когда разразилась Первая мировая война, евгеники помогали армии США разрабатывать тесты на умственное развитие и после войны широко вербовали приверженцев этого метода. В 20-х годах они сыграли важную роль в том, что число госпитализированных слабоумных возросло втрое. Несомненной их заслугой является огромный рост амбулаторного лечения. Что касается стерилизации, то, вопреки распространенному мнению, сторонников этой меры среди евгеников оказалось меньше половины.

Первый закон о принудительной стерилизации был принят в 1907 в штате Индиана (США). Стерилизация разрешалась по генетическим основаниям. Позднее подобные законы были приняты почти в тридцати штатах США. Большая часть американского энтузиазма относительно евгеники выросла из чувства против эмигрантов. В период быстрой эмиграции из восточной и южной Европы было легко возбудить паранойю, согласно которой "лучшие" англосаксонские гены будут разбавлены худшими. Немаловажную роль сыграли и расистские настроения. Вцелом до Второй мировой войны Америка стерилизовала больше 100 000 человек. 4 Для сравнения: в Индии с 1958-го по 1980 год было стерилизовано двадцать миллионов человек, в Китае за годы 1979-1984 около тридцати миллионов женщин и десять миллионов мужчин. 5

Но, хотя Америка была первой, другие страны поддержали традицию. Швеция стерилизовала 60 000 человек. Канада, Норвегия, Финляндия, Эстония и Исландия ввели принудительную стерилизацию в свое законодательство и использовали ее.

      Евгеника в Германии.

Идеи евгеники оказали существенное влияние на формирование фашистской расовой теории. Германские специалисты в области евгеники ввели понятие “генетическое здоровье” нации, а также разработали специализированную отрасль превентивной медицины - “расовую гигиену”. В 1933 был принят “Закон о защите потомства от генетических заболеваний”, применение которого до краха фашистской Германии привело к более чем 350 000 случаев насильственной стерилизации. Генетическое консультирование в нацистской Германии было обязательным условием для получения разрешения на вступление в брак. К 1938 году просочились первые сообщения из Германии, из которых впервые стало понятно, что же насильственная стерилизация означает на практике. Евгеники в других странах недвусмысленно осудили гитлеровский расизм и антисемитизм. На Международной конференции евгеников в Эдинбурге в 1939 году британские и американские евгеники критиковали расистский характер евгеники в Германии. 6

Национал-социалистическое государство взяло под контроль научные учреждения страны и щедро финансировало кафедры «расовой чистоты» в германских университетах. Некоторые немецкие евгенисты не устояли перед соблазном перейти от туманных проектов общественных преобразований к конкретным действиям. Отто фон Вершуэр стал подлинным идеологом нацистских преступлений. Его «Расовая биология евреев» была опубликована в 1938 году в Гамбурге. Шесть увесистых томов пронизанных идеями антесемитизма вышли в свет под эгидой государства. Вершуэр не употребляет слово «евгеника», однако считает свои доводы по сути евгеническими. Человеконенавистнику выгодно утверждать, что его аргументы основаны на достижениях науки, а не продиктованы низменными чувствами.

Обвинения, предъявляемые национал-социалистической евгенике, сводятся к следующему: 1) она служила обоснованием для закона о принудительной стерилизации от июля 1933 года; 2) она освятила своим авторитетом нацистскую программу эвтаназии - сентябрь 1939 года; и 3) она подготовила преследование, а затем массовое уничтожение евреев и цыган. Однако, не стоит забывать, что официальное германское евгеническое сообщество осуждало столь радикальные меры, которые зачастую евгеническими даже не являлись.

После 2-й мировой войны идеи и практика евгеники были надолго дискредитированы, по большей части, благодаря деятельности германской фашистской политической системы.

      Евгеника в России.

Одним из пионеров и популяризаторов евгеники в России был профессор Ю.А.Филипченко (1882-1930), выдающийся ученый, доктор биологических наук, автор первого отечественного курса по генетике, глава университетской кафедры и создатель лаборатории, реорганизованной в 1933 году в Институт генетики АН СССР. Профессор Филипченко был автором нескольких фундаментальных исследований по наследственности, её изменчивости, а также трудов по общей биологии, экспериментальной зоологии и соответствующих учебников.

В 1920 году в Москве в Институте экспериментальной биологии, возглавляемом Н.К. Кольцовым, был открыт отдел евгеники и организовано Русское евгеническое общество, председателем которого тоже был Н.К. Кольцов; он же был главным редактором выпускаемого этим обществом Русского евгенического журнала. В деятельности общества принимали активное участие выдающиеся генетики А.С. Серебровский и Ю.А. Филипченко, антрополог В.В. Бунак, видные врачи А.Н. Абрикосов, Г.И. Россолимо, Д.Д. Плетнев, народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко, сочувственно относился к этому обществу М. Горький. Вскоре открылись филиалы Русского евгенического общества в Ленинграде, Киеве, Одессе, Саратове.

В ту пору деятельность евгенических опорных пунктов в Советском Союзе была направлена, главным образом, на получение сведений о наследственности человека путем собирания родословных выдающихся писателей, артистов, ученых. Предполагалось, что изучение их предков и потомков позволит пролить свет на наследственную передачу способностей и талантов.

Например, Н.К. Кольцов попытался проследить наследование одаренности писателей М. Горького и Л.М. Леонова, певца Ф.И. Шаляпина, поэтов С. Есенина и В.С. Иванова, биолога Н.П. Кравкова и др. Широкие исследования такого рода были проведены и другими русскими евгениками. В итоге Н.К. Кольцов пришел к такому выводу: "Рассмотренные нами генеалогии выдвиженцев ярко характеризуют богатство русской народной массы ценными генами".

Сходные заключения были сделаны и другими отечественными специалистами. При этом Н.К. Кольцов и его коллеги, в противоположность некоторым тогдашним зарубежным генетикам, пренебрегавшим ролью факторов внешней среды в развитии человека, подчеркивали значение этих факторов.

Так, Н.К. Кольцов писал: "Было бы преступлением со стороны евгеники недооценивать значение социальной гигиены, физической культуры и воспитания".

К тому же русские ученые с предостережением относились к радикальным евгеническим мерам. Общее настроение русских евгенистов точнее всего передают слова Т.И. Юдина: "Я считаю стерилизацию не безнравственной, а преждевременной мерой". 7 Как справедливо отметил Э.И. Колчинский, все-таки, «для основателей евгеники в России она была прежде всего областью генетики и биомедицинских исследований. Они скептически относились к идеям о наличии в человеческом обществе каких-то евгенически наиболее ценных групп, подлежащих клонированию в массовых масштабах». 8

К концу 20-х годов евгеническое движение в СССР пошло на убыль и постепенно совсем сошло на нет. Прекратили существование Русское евгеническое общество и его филиалы, Русский евгенический журнал, закрылись евгенические лаборатории. Такой же отход от евгеники произошел и во взглядах наиболее прогрессивных зарубежных ученых, прежде увлекавшихся евгеникой, а теперь в ней разочаровавшихся. Это было вызвано двумя причинами.

Во-первых, в конце 20-х - начале 30-х годов сперва в некоторых западных странах, а затем и в СССР зародились и стали быстро развиваться научные работы по генетике человека, в частности, по ее важнейшему разделу - медицинской генетике. В научной литературе начали появляться сообщения о точечном характере наследования различных моногенных (вызываемых мутацией лишь одного гена) врожденных уродств и других врожденных патологий человека, притом таких, проявление которых не зависит от внешних условий развития ребенка, например, карликовость (хондродистрофия), кровоточивость (гемофилия), глухонемота, цветовая слепота (дальтонизм), шестипалость и другие. Выяснялось, доминантен или рецессивен изучаемый дефект, обязан ли он мутации гена, локализованного в половой хромосоме или в аутосоме и т.д.

Эти работы показали несостоятельность приемов изучения наследственности, которыми пользовались основоположники евгеники - Гальтон и его ближайшие последователи (лаборатория Пирсона); ведь все они еще не знали законов наследственности, установленных позже. Особенно очевидно это стало, когда генетики доказали, что многие наследственные особенности человека, в первую очередь те, что касаются его умственных способностей, не моногенны, а полигенны, т. е. определяются взаимодействием нескольких генов, причем проявление этих генов в фенотипе в очень большой степени зависит от условий, в которых рос, развивался и воспитывался ребенок.

Евгеника (от греч. ευγενες - «породистый») - учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Это учение в современном его понимании зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника».

Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Виды евгеники

Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна).

Цель позитивной евгеники - содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).

Цель негативной евгеники - прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.

Исторический аспект

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности; и не только скотоводам.

В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, - живьём сбрасывали в пропасть.

Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. В то же время, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.

Фрэнсис Гальтон

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1863 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье).

Фрэнсис Гальтон

Первые эскизы теории были представлены им в1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).

В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека.

В этот же период были сформированы основные идеиьсоциального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»).

В 1907 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

XX век

Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах разных стран, а в некоторых - евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для «улучшения человеческих качеств». Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики, «половые извращенцы»), подлежат обязательной стерилизации.

Подобные же программы осуществлялись в 1920-1950 гг. и в ряде штатов США.

На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее:

«Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.»

В некоторых штатах США для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, возможность замены пожизненного заключения добровольной кастрацией предусмотрена и до настоящего времени.

В этом случае кастрация выполняет одновременно как карательную, так и превентивную роль.

Первый штат, который принял евгенические законы - Индиана (в 1907 году).

Одни из самых жестоких евгенических законов существовали в Северной Каролине. К примеру, стерилизация делалась автоматически всем людям, чей IQ был ниже 70. Также поощрялась стерилизация среди бедняков - за эту операцию им даже платилась премия в 200 долларов.

В Европе такая кастрация была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда.

С 1934 по 1976 годы программа принудительной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в Швеции. Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии.

В нацистской Германии (1933-1945) принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, уроды, душевно больные, коммунисты и т. д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения.

Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы «предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы», а впоследствии - и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:

  • Программа эвтаназии Т-4 - уничтожение психических больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
  • Преследование гомосексуальных мужчин.
  • Лебенсборн - зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.
  • «Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение евреев).
  • План «Ост» - захват «восточных территорий» и «сокращение» местного населения как относящегося к низшей расе.

Евгеника и современность

По мнению генетика С. М. Гершензона, в связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности, евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.

«Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой её основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед».

Евгенические принципы сегодня частично реализуются в рекомендациях к желательной/нежелательной беременности - пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, является институт усыновления.

Доводы «Против»

Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные (пьянство, наркомания и т. д.) и положительные (высокий IQ, крепкое здоровье и т. д.).

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами (слабый иммунитет, плохое физическое развитие) могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистской Германии, после Второй мировой войны был «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы до 1970-х годов.

Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда

В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине - генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней.

Однако в настоящее время во многих странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой линии (половые клетки и их предшественники). Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества (то есть актуальность негативной евгеники) существенно снизится или полностью исчезнет.

Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.

Конвенция о биомедицине и правах человека

Страны - члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых стран и не только развитых), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года.

  • Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица.
  • Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.
  • Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит: В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов. Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

Евгеника – учение об улучшении наследственности человека, своего рода селекция, позволяющая контролировать генофонд. Была популярна в начале 20 века, эти постулаты использовали нацисты гитлеровской Германии, что оттолкнуло от них общество. Но в начале нового тысячелетия ученые вновь заявили о пользе этого учения для науки.

Евгеника - что это?

Основные принципы евгеники первым обозначил в конце 19 века английский психолог Фрэнсис Гальтон. В 20 веке некоторые правительства даже взяли на заметку это учение для практического применения, но препятствием стали этические принципы и отсутствие высокой результативности на практике. Евгеника - это наука, определяющая принципы аутоселекции, ученые выделяют несколько форм:

  1. Биомедицинская . Вмешательство в генетику, чтобы повлиять на выживаемость и здоровье людей.
  2. Дискриминационная . Уничтожение отобранных групп населения.
  3. Репрессионная . Подавление общества насильно навязанными идеями.

Свою ценность сохранила для будущего биомедицинская евгеника, позволяющая:

  • избегать рождения детей с дефектами;
  • обследовать молодые пары на наличие наследственных отклонений;
  • составлять банк спермы и яйцеклеток известных деятелей.

Евгеника - «за» и «против»

Что изучает евгеника? Эта наука исследует проявления конкретных особенностей или генов в той или другой популяции. Исследования показали, что генные частоты меняются при:

  • мутациях;
  • естественном или искусственном отборе;
  • случайном сочетании генов у пары;
  • миграции.

Евгеника – это не только полезное, но и опасное учение. Опыт показал, что идея создать расу суперлюдей увлекала многих ученых и деятелей разных стран. Но такое увлечение стало порождением геноцида и насилия. Исследователи пытаются разделить позиции:

  1. Положительный аспект . С каждым годом в обществе увеличивается генетический груз, уменьшить его может помочь евгеника: аборты, биотестирование групп риска.
  2. Отрицательный аспект . До сих пор нет определения, как и почему наследуются дефекты, от которых всегда хотели избавить общество.

Позитивная и негативная евгеника

Утверждения о пользе и вреде практического использования этих постулатов сформулировали такие виды евгеники:

  1. Позитивная. Улучшение человеческой расы за счет приближения к уровню лучших представителей.
  2. Негативная. Удаление из генофонда носителей наследственных дефектов.

Печальную известность приобрела негативная евгеника, первыми решились побороться с деградацией человечества путем насилия в начале 20 века правители США. В штате Индиана появился закон о принудительной стерилизации алкоголиков, психически больных и закоренелых преступников, позже его нарекли «индианским». За 26 лет его применяли еще в сорока штатах, но без высокой результативности.

Позитивная евгеника

Положительная евгеника поощряет рождение потомства с лучшими генами, но она не получила отдельной программы развития, поскольку так и не было сформулировано:

  • четкого определения, какие признаки желательны, а какие – нет;
  • эффективных методов;
  • знаний о генетике ценных признаков.

Поэтому евгенические мероприятия пока ограничиваются только попытками не допустить передачу тяжелых наследственных патологий. История имеет два примера такого успешного применения:

  1. Программа предотвращения в-талассемии, которую еще называют серповидноклеточной анемией, на Сардинии.
  2. Фильтрация браков в Израиле, этим занимается специальная организация. Это стало необходимым при ярком проявлении в семьях гена Тея-Сакса, присущего только евреям. Он провоцирует рождение тяжелобольных детей, если у пары выявляют такой ген, то их отговаривают от свадьбы.

Негативная евгеника

Отрицательная евгеника имеет более четкие постулаты, поскольку нежелательные признаки определить намного проще. Их генетика лучше исследована учеными, что позволяет избежать таких проявлений. Но это направление запятнало себя насильственными проявлениями на практике:

  • уничтожение асоциальных элементов общества в нацистской Германии;
  • закон о стериализации;
  • жесткий запрет браков.

Цель подобных методов – изъятие нежелательных генов, но внедрение привело к тысячам личных трагедий. До сих пор нет четких данных, помогли ли такие методы отсеять «генетический мусор» в расе арийцев в начале прошлого века. Но снижение процента рождения больных эпилепсией детей в Швеции, когда в 18 веке появился закон о табу на брак людей с таким диагнозом, исследователи зафиксировали.


Расизм и евгеника

Люди нередко считают расизм и евгенику сходными учениями, но это не так. Евгеника, как наука, разрабатывает методы улучшения наследственных качеств человека и тормозит вырождение генофонда. А в основе расизма – утверждения о неравноценности определенных рас, только на основании другого цвета кожи, цвета волос или глаз, принадлежности к конкретной национальности. Здоровье, потенциал – то, что ценится при отборе евгеникой, расизм полностью игнорирует.

Этические проблемы евгеники

Проблемой евгеники называют этическую, поскольку сохранение жизни детям с мутациями и ослабленным физически отрицательно влияет на генофонд. Возникает противоречие: принципы гуманизма защищают любую жизнь, и при этом приводят к вырождению людей. Некоторые ученые считают, что если генетический контроль помогает избавить человечество от уродств и болезней, все средства оправданы. Большинство исследователей такие идеи евгеники не поддерживает, считая, что нужно добиваться улучшения, а не уничтожать.

Евгеника - интересные факты

Евгеника в современном мире нашла применение в генной инженерии – разработке методов снижения . С помощью основных принципов этого учения ведутся разработки:

  • в генной терапии;
  • коррекции генома яйцеклеток;
  • репродуктивном клонировании.

Грамотный подход создал науку, которая получила название «новая евгеника». В пользу правильного внедрения основных принципов свидетельствует интересный факт. До середины 60-х годов прошлого века Сингапур был одной из беднейших стран третьего мира, но через пару десятков лет превратился в сильную державу. Все это - благодаря социальной политике, специальные организации создавали браки на основе уровня интеллекта, с молодежью работали отличные психологи и врачи.

13. Евгеника

Термин "евгеника" предложил Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарлза Дарвина. Если переводить слово "евгеника" буквально, оно означает науку о "рождении более лучших". Гальтон понимал это как появление на свет людей, генетически отличных как в отношении физического, так и умственного превосходства. Гальтон впервые осознал, что современный человек - продукт эволюции, происходящей на протяжении многих миллионов лет, быстро накапливает знания и технические возможности, позволяющие взять в свои руки дальнейшую эволюцию рода человеческого и вести ее по пути, сходному с тем, по которому человек уже направлял эволюцию домашних животных и растений.

Евгенику, конечно, нельзя рассматривать только в рамках биологии. Однако имеются аспекты, которые нельзя отчленить от биологии без того, чтобы не сделать рассмотрение всей проблемы бессмысленной. Это станет ясно, если мы сопоставим три типа эволюции: 1) естественный отбор как ведущий фактор эволюции; 2) искусственный отбор применительно к домашним животным и растениям и 3) тип селекции, как его себе представляют сторонники евгеники.

Естественный отбор будет рассматриваться более подробно в главе 29. На данном этапе достаточно лишь обрисовать простой принцип, впервые выдвинутый Чарлзом Дарвином и А. Уоллесом. Этот принцип основывается на очевидном факте: особи, лучше приспособленные к выживанию и размножению, оставляют более многочисленное потомство, чем менее приспособленные; отсюда вытекает: гены, бывшие причиной того, что у некоторых особей потомство оказалось более многочисленным, чем у остальных, и будут представлены в большем числе среди потомков, чем в родительском поколении. Покажем это на примере. Предположим, что в какой-то области климат стал очень холодным. Тогда кролики с густым мехом будут выживать и размножаться лучше, чем кролики с редким мехом, и в следующем поколении большая доля детенышей-кроликов будет происходить от густошерстных родителей. Надо помнить, что различия в густоте меха могут зависеть от разных причин: питания, болезней и климата. Но вместе с тем в какой-то степени влияют и генетические различия, и это дает основания допустить, что многие густошерстные кролики-родители имеют эту особенность благодаря каким-то генам. По крайней мере некоторые из этих генов передадутся молоди, а так как потомки густошерстных кроликов будут более многочисленны, чем потомки кроликов с редкой шерстью, относительная численность животных с генами густого меха окажется больше, чем в поколении родителей. Если холодный климат сохранится, этот процесс продолжится в последующих поколениях до тех пор, пока в конце концов не образуется порода кроликов, все особи которой будут иметь гены густого меха.

Естественный отбор знает только один критерий приспособляемости: способность выживать и оставлять живых потомков. Будут ли индивиды, которые удовлетворяют этому критерию, так же первенствовать в других отношениях - например, красивее, умнее или храбрее, - это не меняет дела, за исключением, конечно, тех случаев, когда красота, психические свойства или храбрость делают индивида удачливым в смысле оставления более многочисленного потомства. Если бы самые безобразные и трусливые среди наших кроликов оказались бы лучше приспособленными к холодному климату, тогда естественный отбор создал бы некрасивую, глупую и необычайно робкую породу кроликов с великолепным густым мехом.

Когда человек стремится улучшить своих домашних животных и растения, он старается получить как можно больше потомков от некоторых отобранных особей, и уничтожает остальных прежде, чем они смогут размножиться. Хотя естественный и искусственный отборы используют одинаковые средства, их конечные результаты совершенно различны. При естественном отборе и задачи, и достижения совпадают - возможно большее число потомков. Искусственный отбор действует в направлении, диктуемом человеку. Человеку требуются злаки, которые дают большой урожай зерна. Ему требуются куры, несущие много крупных яиц. Ему желательно иметь собак, которые могли бы охотиться не для себя, а для своего хозяина. Часто цель искусственного отбора вступает в противоречия с требованиями естественного отбора. Немногие из наших домашних животных могли бы выжить, если их предоставить самим себе. Каждый садовод к своему прискорбию знает, что его овощи и цветы значительно хуже сорняков по тому единственному качеству, которое так ценно в естественном отборе, - по способности размножаться.

Евгеники хотят применить метод искусственной селекции к человечеству, поощряя воспроизведение потомства индивидов с желательными генами. Эта программа требует ответов на два вопроса. 1) Какие признаки у человека желательны, а какие нежелательны? 2) В какой степени и каким путем наследуются эти признаки? Второй вопрос касается фактов, которые в принципе могут быть установлены при использовании современных генетических знаний в посемейных исследованиях. Правда, в настоящее время мы гораздо лучше знакомы с генетикой плодовой мушки, рогатого скота и кукурузы, чем с генетикой нашего собственного вида. Конечно, это несомненно изменится уже в течение жизни следующего поколения. Первый вопрос касается оценки значения признака, и поэтому на него нельзя найти ответ объективным и всеми приемлемым способом. Однако довольно легко достигнуть соглашения о том, что представляет собой поистине нежелательные признаки, такие, как слепота, глухота, слабоумие и умственное помешательство. Более того, генетика ненормальных признаков у человека изучена лучше, чем генетика нормальных признаков. Поэтому евгенические мероприятия до сих пор ограничиваются главным образом попытками предотвратить передачу заведомо нежелательных генов будущим поколениям. Эту часть евгенической программы часто называют "негативной евгеникой". Генетические советы, о которых писалось в предыдущей главе, составляют один из приемов негативной евгеники. Самые решительные мероприятия состоят в стерилизации носителей чрезвычайно нежелательных генов.

Негативная евгеника

Во многих европейских и американских государствах на основе евгеники существуют законы о стерилизации. Они обычно опираются на добрую волю и требуют согласия или самого пораженного болезнью лица, или его опекунов. Старейший закон такого рода был введен в Швеции в 1757 г. Он запретил браки эпилептиков. При этом принималось во внимание, что только некоторые формы эпилепсии (теперь их называют "эндогенными") наследственны и поэтому попадают в рамки действия того закона. В настоящее время стерилизацию осуществляют небольшой операцией, цель которой - преграждение пути сперматозоиду или яйцу.

В странах, где действуют законы о стерилизации, некоторые лица, о которых говорилось в главе 12, сами возбуждали ходатайства об их стерилизации из личных соображений. Главная цель евгенической стерилизации, однако, это не предупреждение личных трагедий, а изъятие особенно нежелательных генов из человеческой расы. Мы может задать себе вопрос, до какой степени осуществима эта задача. Прежде всего следует сказать, что полное уничтожение вредного гена невозможно. Так, если ген возник хоть однажды в результате мутации, он будет появляться снова, и если даже мы сможем избавиться от всех ныне существующих генов, скажем, хореи Гентингтона, они снова возникнут вследствие мутаций. Однако мутация - это столь редкое явление (см. гл. 27), что частота наиболее вредных генов будет держаться на очень низком уровне, если бы нам удалось уничтожить все уже существующие. Насколько успешно это может быть сделано, зависит от типа гена. Доминантный ген с полным его проявлением обнаруживается у любого человека, его несущего. Если бы всех этих людей действительно стерилизовали, существующие гены были бы уничтожены в пределах одного поколения, и все новые гены этого типа, возникающие при мутациях, могли бы легко уничтожаться тем же путем. Такие гены, однако, очень редки. Ретинобластома - это один из немногих примеров этого типа. Хорея Гентингтона тоже вызывается очень вредным доминантным геном с полным проявлением, но действие гена часто выявляется слишком поздно, чтобы предупредить появление потомства. Все же стерилизация страдающих некоторыми тяжелыми доминантными поражениями годится для уменьшения в грядущих поколениях частоты генов, ответственных за болезнь. Стерилизация, однако, едва ли повлияет на частоту наиболее вредных доминантных генов, так как эти гены, убивая или стерилизуя своих носителей, как бы уничтожают самих себя, и большая часть новых случаев таких болезней возникает не по причине наследственности, а по причине мутирования.

Совершенно по-другому обстоит дело с рецессивными вариациями. Здесь стерилизация может быть все же желательной в отношении отдельной семьи: например, родители амавротического ребенка не желают иметь второго, похожего на него. С точки зрения человеческой популяции стерилизация борьбы с рецессивными отклонениями исключительно неэффективна. Это обусловлено тем, что рецессивные гены в силу своей природы могут находиться в скрытом состоянии во внешне нормальных индивидах. Стерилизация явно пораженных гомозиготных носителей не затрагивает гетерозиготных, которые свободно переносят вредные гены. Можно показать, что вредные рецессивные гены Чаще встречаются в гетерозиготах, чем в гомозиготах, и тем чаще, чем реже они сами. Очевидность этого вытекает из следующих соображений. Представьте себе город, в котором 10% всех мужчин и женщин несут в себе вредный рецессивный ген r . Так как в гетерозиготах присутствие гена не может быть обнаружено, оно не может повлиять на подбор супругов. Так, например, когда человек, несущий в себе ген вместе с нормальным аллелем, выбирает жену, он имеет в 9 раз больше шансов выбрать невесту, у которой этого гена нет, а не невесту, которая гетерозиготна, как и он (рис. 31, наверху). На ком бы он ни женился, он передаст ген некоторым из своих детей, которые, следовательно, будут гетерозиготны, подобно своему отцу. Но только один из 10 возможных браков может привести к появлению гомозиготных детей, у которых проявится вредное действие гена. Теперь рассмотрим второй редкий ген s, по которому гетерозиготен только 1 человек из 1000. Когда человек, гетерозиготный по s , ищет жену (см. рис. 31, внизу), имеется только один шанс из 1000, что он выберет гетерозиготную невесту, и в то время, как от всех возможных 1000 браков могут появиться гетерозиготные дети, гомозиготные появятся только в результате одного брака из тысячи. Для относительной частоты гетерозигот и гомозигот легко получить и более точные расчеты. Если, например, 1 из 100 индивидов гомозиготен по такому гену, гетерозиготных по нему должно быть в 18 раз больше; если только 1 из 10000 гомозиготен, тогда гетерозиготных должно быть в 200 раз больше.

Отметим, что особенно вредные рецессивные гены очень редки в человеческой популяции. Это действительно так, несмотря на очевидный факт, что очень многие страдают от таких серьезных болезней, как слепота или слабоумие. Часть этих аномалий вызывается генами, и, более того, одна и та же аномалия может быть вызвана несколькими различными генами, каждый из которых сам по себе редок. Если мы теперь сопоставим два факта: 1) большинство вредных рецессивных генов редки и 2) редкие рецессивные гены гораздо чаще встречаются в гетерозиготном, а не в гомозиготном состоянии, то мы легко поймем, что перспектива избавления от этих генов стерилизацией гомозигот очень ненадежна, Понадобились бы тысячелетия непрерывной стерилизации гомозигот, чтобы получить заметное уменьшение частоты рецессивных заболеваний. В главе 15 будет рассмотрен один рецессивный ген, к которому неприменимо это утверждение.

Предшествующие вычисления были сделаны исходя из предположения, что партнеры, вступающие в брак, не являются кровными родственниками. Браки между родственниками значительно повышают шансы на то, что оба партнера гетерозиготны по одному и тому же вредному гену и что они произведут на свет дефективных детей. Мы видели это на примере с Джорджем и Мэрион, описанном в предыдущей главе. Это отнюдь не исключительный случай. Действительно, обычно родители амавротических детей являются родственниками. Изучение медицинской литературы показало, что в Европе по крайней мере в 15% из 130 случаев этого заболевания родители были двоюродными братом и сестрой, а еще в 12 - 16% родители находились в несколько меньшей степени родства. Это должно быть сопоставлено с тем фактом, что в европейской популяции в целом браки между двоюродными составляют меньше 1%. Необычно высокая частота браков между двоюродными наблюдается среди родителей детей, страдающих другими редкими рецессивными болезнями. В сущности, генетики пользуются обратной аргументацией: если они находят, что какая-то анормальность или болезнь имеет тенденцию проявляться у детей от родственных браков, они видят в этом указание на то, что она, возможно, вызывается рецессивным геном.

Если бы для всего населения браки между двоюродными были запрещены подобно тому, как это сделано у католиков, случаи таких рецессивных нарушений, как амавротическое слабоумие, глухонемота и альбинизм, были бы значительно реже. Евгеническая польза при этом будет полностью зависеть от малочисленности семей с вредным рецессивным геном и будет выражаться за счет увеличения преобладания потенциальных браков, дающих нормальное потомство. Полное запрещение браков между двоюродными поэтому едва ли было бы оправдано на этих основаниях, разве что это уменьшило бы риск мертворождений и ранней смерти у детей, что в среднем наблюдается гораздо чаще в браках между двоюродными, чем в браках всего населения Вероятно, причина в том, что двоюродные гораздо чаще гетерозиготны по одному и тому же летальному гену. Во всяком случае важно, чтобы лица, которые предполагают вступить в брак с родственниками, были осведомлены о возможных опасных последствиях такого шага. Им нужно посоветовать собрать всю возможную информацию о своей семье и проконсультироваться с генетиком в том случае, если окажется, что какая-то болезнь повторяется среди их родственников и даже не очень близких.

Совершенно очевидно, что близкородственные браки более характерны для маленьких изолированных общин, чем для густонаселенных мест. Если в такую общину вследствие мутации или извне с иммигрантами попадет вредный рецессивный ген, инбридинг приведет к необычайно высокой встречаемости ненормальных детей. Действительно, хотя во многих маленьких общинах физически и умственно неполноценных членов не больше, чем в больших популяциях, все же в некоторых из них отдельные дефекты, как, например, слепота или глухонемота, встречаются более часто. В таких общинах многие внешне нормальные люди будут гетерозиготны по вредному гену, и когда эти гетерозиготы вступят в брак, родится больше детей, пораженных недугом.

В наше время все больше и больше маленьких изолированных общин становятся более доступными в результате развития средств сообщения. Рассмотрим генетические последствия такого процесса. Предположим, что дорога, построенная в горах, прошла через две до сих пор изолированные небольшие деревни Гринхилл и Уайтхилл (рис. 32). Обе деревни принадлежат к тем несчастным маленьким общинам, в которых вредные рецессивные гены в каждом поколении требуют свою дань в виде искалеченных детей; однако выясняется, что рецессивные нарушения не одинаковы в обеих деревнях. В Гринхилле каждый год рождается несколько слепых ребят вследствие гомозиготности по рецессивному гену b ; в Уайтхилле дефективные дети глухи, потому что они гомозиготны по рецессивному гену d . В Гринхилле среди взрослых с нормальным зрением многие гетерозиготны по b . От брака между ними могут родиться слепые дети bb . В Уайтхилле многие взрослые с нормальным слухом гетерозиготны по гену d и у них при браке друг с другом могут родиться глухие дети dd . После того как была построена новая дорога, юноша из Гринхилла получает полную возможность встретиться и жениться на девушке из Уайтхилла и наоборот. Теперь, если даже гринхиллский юноша и девушка из Уайтхилла окажутся гетерозиготными по вредному гену, распространенному в их общине, эти гены у невесты и жениха не одинаковы. Вследствие этого от подобного брака не родятся дети, гомозиготные по b и слепые или гомозиготные по d и глухие. Итак, первый результат от проведения дороги между двумя деревнями выразится в уменьшении случаев слепоты и глухоты у детей. Вообще же любое слияние небольших эндогамных общин в одну большую приводит к уменьшению частоты встречаемости гомозигот по вредным генам. И велосипеды, и междугородные автобусы могут быть названы эффективными приемами евгеники. Мы, однако, не должны упускать из виду, что увеличение размеров эндогамных групп не уничтожает вредные рецессивные гены, подобно стерилизации и добровольному воздержанию от производства потомков. Это укрупнение только переводит их в скрытое состояние, в гетерозиготы. По истечении длительного времени, когда частота встречаемости таких генов из-за повторных мутаций достаточно возрастет, могут снова появиться гомозиготы. Разрушение барьеров между первоначально изолированными группами поэтому является процессом, который дает временный евгенический эффект. Так как человечество еще далеко не подошло к окончанию этого процесса, мы будем иметь возможность извлекать из него пользу для многих будущих поколений.

Негативной евгенике очень помогают методы обнаружения вредных генов у фенотипически нормальных индивидов. Это могут быть и рецессивные, и доминантные гены с неполным проявлением. Для многих людей, чьи истории описаны в предыдущей главе, эти методы оказались бы полезными. Возьмем случай с Эдуардом на стр. 87 - 88. Поскольку допускается возможность, что у него есть ген ретинобластомы, он, вероятно, будет ожидать рождения своего ребенка со смешанным чувством радости и страха. Если бы его удалось уверить в том, что у него нет этого ужасного гена, не было бы страха. Стефен и Мэри (стр. 88 - 89) имели бы гораздо большие шансы на усыновление, если бы люди, желающие их усыновить, могли бы быть уверены, что дети не унаследовали ген хореи Гентингтона. Бернард и Эстер гораздо легче пришли бы к решению, пожениться им или нет, если бы им можно было сказать, есть ли у них ген амавротического слабоумия.

В настоящее время очень мало вредных генов может быть опознано в здоровых носителях, но число таких генов, вероятно, возрастет по мере того, как будут применяться все более тонкие методы для их выявления. Некоторые рецессивные гены, являющиеся причиной смертельной анемии в гомозиготном состоянии, могут быть обнаружены у гетерозигот по картине крови (см. гл. 23). В принципе от этой анемии можно было бы полностью избавиться, если бы гетерозиготные индивиды воздерживались от брака друг с другом. На практике это может быть нелегким делом, так как по причинам, которые будут обсуждены дальше, некоторые популяции характеризуются высоким процентом гетерозигот. Особый вид умственной неполноценности, фенил-пировиноградная олигофрения (см. гл. 23), обусловливается рецессивным геном в гомозиготном состоянии. Анализы крови и мочи пациентов показали, что пораженные индивиды не способны использовать одну из составных частей белка, которая называется "фенилаланин". Каким-то путем, до сих пор не выясненным, это нарушение в обмене веществ влияет на функции мозга. Гетерозиготы характеризуются нормальным умственным развитием, но, видимо, менее способны использовать фенилаланин в обмене, чем нормальные индивиды. В будущем это можно использовать как критерий, по которому опознаются гетерозиготные родственники больных. Возможно, что другие гены, вызывающие умственную неполноценность или помешательство, нарушают нормальный процесс обмена веществ. Если это так, то, вероятно, можно найти критерии для обнаружения гетерозигот. Другой способ, обещающий быть полезным для опознания генов, воздействующих на мозг, - электроэнцефалография (ЭЭГ). Она состоит в регистрации "мозговых волн", которые возникают от постоянно существующих в человеческом мозгу слабых электрических токов. У психически ненормальных людей часто ненормальны и ЭЭГ. Были сделаны попытки обнаружить присутствие гена хореи Гентингтона по ЭЭГ у лиц, у которых на основании их семейной истории можно было предположить присутствие этого гена, но которые еще недостаточно стары для того, чтобы у них могли бы проявиться симптомы болезни. Если эти попытки увенчаются успехом, они будут во многом способствовать освобождению от этого исключительно вредного гена. У многих эпилептиков наблюдаются ненормальные ЭЭГ, и это справедливо и для некоторых их здоровых родственников. Вполне вероятно, что эти генетически предрасположенные к эпилепсии люди, хотя сами никогда не страдали от нее, имеют генетическое предрасположение к эпилепсии и могут передать своим детям. Если даже такое объяснение в дальнейшем окажется правильным, сомнительно, можно ли будет использовать ЭЭГ как средство против рассеивания генов эпилепсии. Хотя эта болезнь несомненно имеет наследственную основу, во многих случаях ее проявление невелико. У многих эпилептиков дети здоровы, и это еще более справедливо в отношении тex их родственников, чей единственный дефект - ненормальные ЭЭГ. В Швеции, как уже было отмечено, лицам, страдающим наследственной формой эпилепсии, не разрешается вступать в брак, за исключением тех случаев, когда они подверглись стерилизации. Этот закон в настоящее время критикуется одним шведским генетиком: шансы эпилептика произвести на свет эпилептиков очень невелики, но среди эпилептиков встречаются высокоинтеллигентные и общественно полезные люди, вполне достойные иметь детей, и у них могут иметься ценные гены, передаче которых препятствует действующий закон.

Я подробно остановилась на эпилепсии, чтобы проиллюстрировать типичную дилемму негативной евгеники. За исключением случаев явной вредности отклонения от нормы и хорошей изученности в отношении наследственности, подобно ретинобластоме или амавротическому слабоумию, генетик будет воздерживаться от проведения в жизнь или от простой рекомендации негативных евгенических мероприятий, которые нарушают свободу личности, лишают людей счастья иметь детей и несут с собой риск при попытках предотвратить возможную передачу нежелательных генов потерять полезные гены. Многие гениальные люди были слепыми или глухими, эпилептиками или психически нездоровыми. Если бы ко всем им были применены меры против рождения детей, человечество, вероятно, оказалось бы обедневшим в отношении некоторых наиболее драгоценных генов.

Эта дилемма негативной евгеники становится особенно острой в случаях излечимых наследственных болезней. В некотором смысле ретинобластома одна из них, так как своевременная операция или облучение могут спасти жизнь большинства жертв этих генов. Так как неизбежный результат операции - слепота на один или, еще чаще, на оба глаза, генетики не испытывают больших сомнений, заявляя, что вылеченным людям не следует иметь детей. Совершенно иная ситуация складывается для другого типа наследственной слепоты - ювенильной катаракты, или катаракты молодых. Эта болезнь поражает хрусталик глаза и обычно приводит к слепоте в раннем возрасте. Во многих семьях катаракта наследуется как доминантный признак с высокой степенью проявления и приблизительно половина детей пораженных лиц оказывается снова пораженной. Катаракта, однако, операбильна. Оперированные лица могут хорошо видеть со специальными очками и могут стать счастливыми и полезными членами общества. Следует ли им мешать или не советовать иметь детей, почти половина которых снова должна подвергнуться операции и носить очки, чтобы видеть? В странах, где действует закон о стерилизации, на этот вопрос отвечают утвердительно и ювенильная катаракта занесена в список наследственных дефектов, для которых рекомендована стерилизация. Нет сомнения, что без таких негативных евгенических мероприятий встречаемость генов, а с ней и случаев проявления дефектов возрастет. Так, по-видимому, произошло с другим дефектом, который очень часто оказывается наследственным. В наши дни приблизительно 1 из 1000 европейских детей рождается с заячьей губой и расщепленным нёбом. Это наблюдается приблизительно вдвое чаще, чем сто лет назад. Частично увеличение можно объяснить: уродство, в прошлом убивавшее всех серьезно пораженных детей, теперь может быть столь успешно исправлено при помощи операции, что вероятность долгой жизни и шансы на брак пораженного человека едва ли затрагиваются.

Диабет тоже имеет наследственную основу, истинная природа которой сейчас исследуется. Датская санитарная статистика показывает, что в период с 1927 по 1946 г. количество диабетиков в популяции возросло более чем в три раза, и хотя улучшение методов медицинской диагностики и изменения в диете и жизненном уровне, конечно, были причиной этого увеличения, некоторая его часть должна, вероятно, объясняться повышением шансов на выживание у больных, которые до открытия инсулина в 1922 г. обычно умирали в молодости и бездетными. У многих из выживших больных, по-видимому, имеется ген или гены диабета, и они передадут их части своих детей. Поскольку никто не предполагает прекращать лечение диабетиков инсулином, следует ли пытаться снижать встречаемость гена этой болезни методами негативной евгеники или следует удовлетвориться рассуждением, что в обществе, которое может изготовлять инсулин, диабетики смогут вести нормальный образ жизни?

Эти примеры подвели нас прямо к существу проблемы, которая недавно широко обсуждалась: "Не приведет ли медицинская и социальная помощь, которая оказывается в цивилизованных обществах своим слабым членам, к генетическому вырождению?" Ответ на этот вопрос будет зависеть от точки зрения наблюдателя. Если он встанет на чисто биологическую точку зрения, он будет рассматривать человечество как один из тысяч видов, чья приспособленность определяется возможностями размножения. Так как, согласно этому определению, диабетик и слабоумный с пятью детьми более приспособлены к жизни, чем бездетные мужчина или женщина с исключительным физическим здоровьем и умственным развитием, наблюдатель не обратит внимания на возможную опасность, которую может создать для грядущих поколений забота о нынешнем. Многие из нас понимают, что в жизни человеческих индивидов и обществ качество значит больше, чем количество. Поэтому-то мы и задаем вопрос: "Не создает ли наше медицинское и социальное обслуживание с течением времени массу индивидов, которые в силу своих наследственных дефектов будут не способны вести полноценную жизнь?" Не будет ли все больше и больше тормозиться прогресс человеческого общества из-за чрезмерной траты денег и сил на обслуживание физически и умственно неполноценных? Так поставленная проблема заслуживает обсуждения, хотя ответ неизбежно остается субъективным, поскольку основывается на личной оценке того, что представляет собой хорошая личная жизнь и терпимые социальные условия.

Не будет больших споров, если мы будем рассматривать проблему исключительно с позиции представлений о том, что такие гены нежелательны, т. е. с позиций негативной евгеники. Никто не может сомневаться в том, что лучше родиться с нормально заросшим нёбом, чем получить его после операции, лучше видеть собственными здоровыми глазами, чем через очки для перенесших удаление катаракты, лучше не зависеть от снадобий, чем существовать только благодаря инсулину. Едва ли может привести в восторг картина будущего общества, в котором каждый в детстве должен быть оперирован, носить очки, пользоваться слуховым аппаратом, придерживаться строгой диеты и принимать много разных лекарств. Таким образом, заботясь только об избавлении от нежелательных генов, мы должны сознавать, что наши усилия, направленные на улучшение благосостояния наших современников, в какой-то степени подвергают опасности то, что передается будущим поколениям. Нужно было бы делать все возможное, чтобы уменьшить эту опасность, строго соблюдая предписания негативной евгеники. Однако мы не должны забывать, что каждый человек несет в себе десятки тысяч генов, как хороших, так и плохих, что для будущего человечества по крайней мере столь же важно сохранить хорошие гены или даже увеличить их встречаемость, как и избавиться от плохих. Забота о хороших генах - сфера действия позитивной евгеники. Мы уже видели на примере эпилепсии, как важно генетикам учитывать и сохранять правильное соотношение доводов позитивной и негативной евгеники.

Позитивная евгеника

До сих пор не было сделано попыток проводить систематически мероприятия позитивной евгеники по вполне резонным причинам. Пока еще нет достаточных оснований для составления такой программы: а) нет ясно сформулированной цели; б) не созданы эффективные методы; в) недостаточно знаний по генетике ценных признаков. Наиболее важно иметь данные по последнему пункту. Растениеводы и животноводы достигли успехов без детальных знаний наследственности практически важных признаков, таких, как урожайность или яйценоскость, качество мяса или выносливость. Главные методы в растениеводстве и животноводстве: управление скрещиванием и отбор. Ни один из этих методов нельзя использовать в человеческом обществе без недопустимого нарушения свободы личности. В будущем будут разработаны иные методы. Искусственное осеменение уже находит применение в особых случаях. Уже на горизонте маячит применение искусственного соединения отобранных яиц и спермы с последующим приживлением полученного эмбриона в приемной матери. Однако такие методы, как трансплантации генов (см. гл. 25), - дело отдаленного будущего. Несомненно, эти методы встретят сильное возражение эмоционального характера. Но помимо того, что это сопротивление не устоит против соображений разума, надо вспомнить, что опыт прошлого многократно показывал: любая вновь появившаяся техника в конечном счете используется человеком. Необходимо поэтому готовиться к будущему и уточнять цели позитивной евгеники. Чтобы это сделать, мы должны решить, какие признаки человека надо считать желательными.

На первый взгляд может показаться, что по этому вопросу невозможно прийти к единому мнению, однако это чрезмерно пессимистично. Конечно, нет в жизни двух людей с одинаковым представлением об идеале человека, это положение вовсе не обязательно брать отправным пунктом для нашего обсуждения. Человеческому обществу нужны люди с разнообразными талантами и темпераментами, и надо ценить то, что люди не все одинаковы и что для них сохраняются лишь действительно желательные черты. Нетрудно достигнуть согласия в отношении этих черт. Физическое здоровье, конечно, очень важно, но оно не должно быть на первом месте. Думается, что наиболее важны черты, которые сделали человека главенствующим видом среди других живых существ на земле: творческие способности, умственное развитие и воображение, соединенное с сильной волей и настойчивостью. Но сами по себе эти качества далеко не достаточны. Они становятся полноценными только при согласованности действий человека. Без организованных совместных действий человека в борьбе за мир на земле есть опасность в итоге прийти к самоуничтожению человечества. Таким образом, среди существенно важных черт человека должны быть также черты, важные для успешного сотрудничества, а именно честность, доброта, терпимость и сострадание друг к другу. Наконец, творческие способности и умение ценить духовные ценности, например изобразительное искусство, рано возникшее в ходе эволюции человека. Многие из нас придают этому исключительный смысл. Едва ли кто будет возражать, что эти черты человека чрезвычайно ценны.

Найдутся люди, которые скажут, что большинство указанных ценных человеческих черт представляет собой скорее итог обучения и традиций, чем наследственности. В этом мнении много справедливого, так как для человеческого рода наследственность, передаваемая через гены, дополнилась подчас более важным процессом, который мы могли бы назвать культурным наследством. Все же, как мы видели в главе 16, у человека едва ли найдутся признаки, которые в какой-то степени не зависели бы от наследственности. Если это так, они будут реагировать на евгенические мероприятия. Наиболее надежный способ нахождения наследственных различий в отношении желательных признаков - это предоставить всем людям возможно лучшие условия существования, включая хорошее воспитание, с тем чтобы наследственные таланты не были бы подавлены неблагоприятными условиями жизни.

Я не хотела создать впечатление, что в науке не будет серьезных разногласий в отношении задач позитивной евгеники. Разногласия, вероятнее всего, возникнут по вопросу о желательной генетической структуре человечества в целом. Большинство из нас, вероятно, надеется, что в будущих поколениях все большее число людей будет обладать свойствами, которые мы считаем особо ценными человеческими качествами. Имеются, однако, и такие, которые мечтают о бодром новом мире, в котором человечество будет разделено на генетически отличные касты: ничтожное меньшинство с высоким умственным развитием, большой силой воли и, может быть, способностью наслаждаться духовными ценностями и массу людей с низким уровнем умственного развития, выращенных и приученных сохранять структуру общества, существующего благодаря разнообразной трудовой деятельности, включая заботу о рождении в достаточном количестве себе подобных. Для многих, и для меня такая перспектива отвратительна. Мы должны надеяться, что, когда будут разработаны эффективные средства позитивной евгеники, применять их будут мудрые и гуманные люди или коллективы людей.

Весьма возможно, в ближайшем будущем мы увидим, как человечество овладеет еще одним делом, несколько меньшего значения, а именно регулированием соотношения рождающихся мальчиков и девочек. Весьма вероятно, что это будет достигнуто очень скоро. Для того чтобы понять, как это произойдет, мы должны познакомиться в следующей главе с тем, как определяется пол.

Евгеника (от греческого слова Eugenes – породистый, благородный) – учение, призывающее бороться с явлениями вырождения в генофонде Человечества с помощью селекции применительно людей. Самые первые представления о евгенике были впервые представлены на суд общественности в 1865 г. английским психологом Ф.Гальтоном в статье «Наследственный талант и характер», в которой он предлагал изучать явления, способные улучшить умственные способности, физическое здоровье и одаренность будущих поколений. Термин «евгеника» был введен им намного позже – в 1883 г. Сам Ф. Гальтон давал определение евгеники как науки, изучающей факторы, улучшающей врожденные качества рас.

Евгеника и программы сокращения населения

Позитивная и негативная евгеника

Различают так называемую «позитивную евгенику» и «негативную евгенику» . Впрочем, грань между ними весьма условна.

В позитивной евгенике во главу угла ставится вопрос о содействии воспроизводству людей с генетическим кодом, не загрязненным наследственными заболеваниями, а также людей с высоким интеллектом.

В негативной евгенике большее внимание уделяется прекращению воспроизводства физически или умственно неполноценных людей, а также людей, имеющих опасные наследственные заболевания.

Широкую реализацию получила негативная евгеника: во многих странах мира быстро завоевала популярность «научно обоснованная» стерилизация людей, объявленных в конкретном обществе неугодными.

Например, в Германии это были объявленные неполноценными евреи и цыгане, несущие угрозу политическому строю представители других политических партий, душевно больные люди, а также гомосексуалисты; в США стерилизации и кастрации подвергались половые извращенцы и коммунисты, подобные же методы применялись в Норвегии, Швеции, Швейцарии, Финляндии и Эстонии.

История евгенистического движения в России

Рассвет, закат и возрождение евгеники

Свой рассвет евгеника переживала в начале 20 века, однако после Второй Мировой войны это учение начали ставить в один ряд с такими понятиями как: «фашизм» , «лагеря смерти» , «жестокие медицинские эксперименты» , «массовое уничтожение людей» , «преступление против Человечества» . Из-за чего данное учение попало под своеобразное общественное табу на несколько десятилетий.

В современном мире (население которого на данный момент по приблизительным подсчетам равно количеству людей, живших во все времена до 21 века ) учение о евгенике приобретает новую популярность, поскольку с ростом населения проблема наследственных заболеваний приобретает впечатляющий масштаб: процент генетически здоровых людей критически уменьшается.

Основные проблемы евгеники

Известно, что поначалу каждый человек представляет из себя оплодотворенную яйцеклетку, которая развивается в человеческое существо в соответствии с заложенным в нее жестким генетическим кодом. После рождения человек попадает в социальную среду, которая тоже оказывает на него серьезное формирующее воздействие. Вопрос о том, чем является человек: продуктом воспитания или продуктом случайного набора хромосом не имеет однозначного ответа . В связи с этим основные проблемы евгеники сводятся к трем вопросам:

  • Каковы цели евгеники?
  • Что именно в наследственности людей призвана изменить евгеника?
  • Какими способами можно изменить наследственность людей?

Еще одной серьезной проблемой евгеники является этическая проблема, ведь разрабатывая лекарства, продляющие жизнь людям, больным опасными болезнями и инвалидам, сохраняя жизнь недоношенным детям и детям с серьезными генетическими мутациями, которые благодаря достижениям современной медицины смогут дать потомство, Человечество собственноручно ослабляет свой генофонд. То есть, принципы гуманизма, защищающие право на жизнь любого человека в некоторой степени способствуют вырождению человеческого рода и исчезновения человека как вида. Больше всего разногласий в обществе возникает при обсуждении абортов, эвтаназии, экспериментов с оплодотворенными яйцеклетками, клонирования человека. При этом все упомянутые процессы можно отнести к мощным методам селекции, а следовательно евгеники.

Основные достижения евгеники

  1. Генетическое консультирование для будущих родителей – получает все большее распространение в цивилизованных странах. Оно состоит в анализе наследственности обоих будущих родителей и расчете степени риска получить больное потомство. На данном этапе развития генетики с большой долей вероятности можно оценивать риск развития таких наследственных болезней как гемофилия, анемия, порок сердца, некоторые виды рака и др. Пройдя генетическое обследование предполагаемые родители могут: принять решение вообще не заводить совместных детей; получить подтверждение о хорошем генетическом здоровье и высоких шансах иметь здоровое потомство; получить информацию о болезнях, с которыми может родиться их совместный ребенок, и возможно, предотвратить тяжелые последствия на раннем этапе развития болезни;
  2. Рекомендуемое врачами диагностическое исследование плода с помощью современных технологий (например, УЗИ), анализов и генетических тестов, позволяющее выявить тяжелые формы патологии (отсутствие конечностей, пороки развития внутренних органов, синдром Дауна и т.п.) и прервать беременность на ранних этапах;
  3. Развитие – разработка методов избавления от генетических заболеваний и улучшения генетического кода посредством внесения в него исправленных генов.

Юридические документы

Поскольку учение об улучшении наследственности и методы, которыми ее пытаются улучшать, постоянно вызывает полемику в обществе, то не удивительно, что было принято множество международных документов, призванных оградить общество от негативных последствий этих методов и избежать повторения страшных ошибок.

Так, в 1964 г. была принята Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации об этических принципах научных медицинских исследованиях с участием человека. В 1997 г. ЮНЕСКО была принята Всеобщая декларация о геноме и правах человека, а в 2005 – Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека и Декларация о клонировании человека.

Впрочем, в разных странах принято еще очень много подобных документов, одни из которых запрещают генетические эксперименты и клонирование, другие – разрешают в научных целях.

Следует отметить, что никакие юридические документы не смогут остановить научный прогресс (разве что замедлить), а знания, получаемые в результате беспристрастных научных экспериментов с наследственностью (даже при соблюдении всех морально-этических норм) вполне традиционно приведут как к созданию новых методов улучшения жизни человека, так и к способам эту жизнь ухудшить и уничтожить.

Будущее евгеники

К сожалению, первоначальная задача евгеники, поставленная ее основателем: «улучшить врожденные качества рас» не достигнута, а применение принудительной стерилизации и эвтаназии миллионов совершенно не заслуживающих такой участи людей, оправдываемое «научно обоснованной» заботой о будущих поколениях, навсегда очернило это поначалу совершенно не подразумевающее ничего плохого учение. На данный момент, в связи с быстрым развитием и впечатляющими успехами генетики, учение о негативной евгенике уходит в прошлое. И кто знает, но возможно совсем скоро, настает эра позитивной евгеники.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то