Ирландия кратко. История северной ирландии

(гл.1-4)

М.: Мысль. 1980. 390 с.

Аннотация издательства:

В монографии излагается многовековая история Ирландии с древнейших времен до наших дней. В книге дается картина социально-экономического и политического развития страны, рассматриваются важнейшие факты и события, характеризующие это развитие. Особое внимание уделяется показу героической борьбы ирландского народа за независимость и национальное самоопределение.

I. Ирландия в период раннего средневековья

Материальная культура ирландцев
Общественный строй Ирландии
Возникновение феодальных отношений
Возникновение государства
Принятие христианства
Культура Ирландии
Вторжение норманнов в Ирландию
Битва при Клонтарфе

II. Вторжение в Ирландию англо-нормандских феодалов. Пейл и непокоренная Ирландия

Английское вторжение в Ирландию
Генрих II в Ирландии
Борьба ирландцев против завоевателей
Пейл - английская колония
Пейл - оплот агрессии английских феодалов в Ирландии
Непокоренная Ирландия
Возвышение англо-ирландской знати
Упадок Пейла в XIV - XV вв.

III. Ирландия при Тюдорах и первых Стюартах

Начало усиления власти английского короля в Ирландии
Политика сдачи и нового пожалования поместий и начало массовых земельных конфискаций
Колонизация Манстера и «устроение» Коннота
Национально-освободительная война (1594-1603 гг.)
Колонизация Ольстера
Отмена в 1605 г. клановой системы
Проверка и исправление титулов на землю
Политика Страффорда в Ирландии
«Новые англичане» в Ирландии
Обострение противоречий в Ирландии в первой половине XVII в.

IV. Ирландское восстание 1641-1652 гг. и завершение английского завоевания Ирландии

Начало английской буржуазной революции и назревание Ирландского восстания
Начало Ирландского восстания
Долгий парламент и Ирландское восстание
Образование Ирландской конфедерации католиков
Перемирие 1643 г. и его последствия
Обострение внутренней борьбы в Ирландии
Ирландия - оплот роялистских сил
Завоевание Ирландии Кромвелем
Новое «устроение» Ирландии и его последствия
Ирландия после реставрации монархии в Англии. Второе ирландское восстание 1689-1691 гг.

V. Период действия карательных законов (1692-1776 гг.)

Нарушение Лимерикского договора
Карательные законы
Разорение ирландской промышленности
Аграрные отношения. Положение трудящихся масс
Законы против союзов подмастерьев и рабочих
Управление Ирландией в XVIII в.
Первые симптомы недовольства англо-ирландцев. Памфлеты Свифта
Либеральная оппозиция
Католический комитет. Формирование национального движения
Народное сопротивление. Тори и раппари
Усиление крестьянского движения в 60-70-е годы. «Белые ребята» и другие тайные общества

VI. Подъем национально-освободительной борьбы в конце XVIII в. (глава подготовлена отдельным файлом)

Американская война за независимость и Ирландия
Движение волонтеров
Генри Граттан
Первые успехи национального движения
Завоевание парламентской автономии
Неудача кампании за реформу. Раскол среди волонтеров
Ирландия во второй половине 80-х годов. Навстречу новым бурям
Углубление социальных конфликтов в ирландской деревне
Влияние французской буржуазной революции на Ирландию
«Объединенные ирландцы»
Уолф Тон
Переход реакции в наступление. Террор и провокации
Под знаменем независимой республики
Восстание 1798 г.
Уния 1801 г.
Заговор Эммета

VII. Ирландия в первой половине XIX в. (1801-1848 гг.)

Ирландия после введения унии
Движение за «эмансипацию католиков». Билль 1829 г. Личфильдхаузское соглашение
Крестьянская «война против десятины» и ее результаты
Начало организованного рабочего движения. Социалист-утопист Уильям Томпсон
Национальное движение 40-х гг. Рипилеры. «Молодая Ирландия»
Складывание революционной ситуации. Ирландская конфедерация
1848 год в Ирландии

VIII. Аграрный переворот. Движение фениев
Ирландия после 1848 г.
Аграрный переворот
Борьба крестьян против сгона с земли
Попытки решить аграрный вопрос конституционным путем. Лига защиты прав арендаторов
Движение фениев
«Ирландский народ». Репрессии против фениев
Восстание 1867 г.
«Манчестерские мученики»
Движение за амнистию ирландским заключенным
Первый Интернационал и борьба за независимость Ирландии. Ирландские секции Международного Товарищества Рабочих
К новым рубежам освободительной борьбы

IX. Ирландия в последней трети XIX в.
Обострение ирландского вопроса в 70-е годы XIX в. Гомрулеры. Чарлз Парнелл
Новая программа национального движения. Майкл Девитт
Ирландская национальная земельная лига. Вступление в борьбу широких крестьянских масс (1879-1882 гг.)
Первая попытка введения гомруля. Оранжизм (1885-1886 гг.)
Наступление реакции (1887-1891 гг.). Гэльская лига
Союзники ирландского народа в Англии
Аграрная реформа
Ирландия на рубеже XX в. Рабочее движение. Начало распространения идей марксизма

X. Ирландия в 1900-1918 гг. Назревание освободительной революции
Экономические и социально-политические сдвиги в ирландском обществе в начале XX в.
Основные политические группировки в Ирландии начала XX в.
Массовое движение в начале XX в.
Завершение формирования ирландской нации. Ольстерский кризис 1912-1914 гг.
Усиление эксплуатации Ирландии британским империализмом в годы империалистической войны. Созревание предпосылок национально-освободительной революции
Дублинское восстание 1916 г. и его последствия
Великая Октябрьская социалистическая революция в России и Ирландия.
Складывание национальной антиимпериалистической коалиции
Организация Ирландских волонтеров - ядро национальной повстанческой армии
Рабочее и крестьянское движение в последние годы первой мировой войны

XI. Ирландская национально-освободительная революция 1919-1923 гг.
Англо-ирландская война 1919-1921 гг.
Ирландский рабочий класс в борьбе за независимость страны. Классовая борьба в период Англо-ирландской войны
Англо-ирландский договор 6 декабря 1921 г. и образование Ирландского свободного государства
Второй этап революции. Гражданская война 1922-1923 гг.
Итоги ирландской революции
Ольстер в период революции. Раскол Ирландии

XII. Ирландия 20-50-х годов. Попытки обрести независимость на капиталистическом пути
Ирландия под властью Кумман на Гэл 1923-1931 гг.
Массовая борьба против режима Косгрейва
Национально-буржуазные преобразования и социально-политическая борьба в первой половине 30-х годов
Ирландский фашизм и его крах
Ирландия накануне второй мировой войны
Ирландия в годы второй мировой войны и в первое послевоенное десятилетие
Северная Ирландия - колония британского империализма

XIII. Современная Ирландия (конец 50-х-70-е годы)
Внутриполитическая борьба вокруг «нового курса»
Социально-экономические и политические проблемы Ирландской республики 60-х-70-х годов
Рабочее движение на современном этапе
Внешняя политика Ирландской республики
Североирландский кризис

Альтернативные названия страны - иногда Ирландию называют Галией или Эйре.

История

Занимает пять шестых ирландского острова, второго по величине острова Британских островов. В то время как ирландская национальная культура является относительно однородной по сравнению с многонациональными культурами других стран, ирландские люди признают некоторые незначительные и значительные культурные различия, которые являются исключительно традиционными именно для Ирландии, хотя она культура очень близка к британской.

В 1922 году , которая до некоторых пор частью Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, отделилась от Великобритании и стала называться Ирландским свободным государством (позже Ирландией), а кусочек Северной Ирландии так и остался в составе Соединенного Королевства Великобритании.

Северная Ирландия занимает одну шестую часть острова. Почти девяноста пять лет прошло с момента разделения Ирландии и Северной Ирландии, но этого времени хватило, чтобы культуры стран начали отличаться друг от друга. Несмотря на то, что они являются ближайшими соседями и имеют одинаковые корни, появились существенные различия в языке и в диалекте, в религии, в структуре правительства и в ведении политики, в спорте, музыке и деловой культуре.

42 процента населения Северной Ирландии по-прежнему считают себя ирландцами по национальности и этносу. Очень часто северные ирландцы указывают на сходство между своей национальной культуры и культурой Ирландии, это является одной из причин, почему Ирландия и Северная должны объединиться и представлять собой единое островное государство.

Большинство населения в Северной Ирландии, считающее себя коренными англичанами, они отождествляют себя с политическими сообществами и профсоюзными движениями Великобритании, поэтому не стремятся объединиться с Ирландией, а хотят сохранить свои традиционные связи с Великобританией.

В Ирландской независимой республике культурные различия признаются между городскими и сельскими районами (особенно между столицей Дублином и остальной частью страны), а также между региональными культурами, которые наиболее часто обсуждаются с точек зрения Запада, Юга, Мидлендса и Севера, которые традиционными ирландскими провинциями и называются Коннахт, Лейнстер и Ольстер.

В то время как подавляющее большинство ирландцев считают себя этническими ирландцами, некоторые ирландские граждане считают себя ирландцами британского происхождения, эту группу иногда называют «англо-ирландцами» или «Западными британцами». Другое важное культурное меньшинство ирландского происхождения – это своеобразные путешественники, которые исторически были странствующей этнической группой, известной своими ролями в неформальной экономике.

Представители этой группы были ремесленниками, торговцами и артистами. Есть также небольшие религиозные меньшинства (например, ирландские евреи) и просто этнические меньшинства (например, китайцы, индийцы и пакистанцы), которые сохранили многие аспекты культурной жизни со своими самобытными национальными культурами.

Становление нации

Нация, которая превратилась в ирландцев, была сформирована в течение двух тысячелетий в результате разнородных сил, как внутренних, так и внешних по отношению к острову. Хотя были несколько групп людей, живущих на острове в доисторические времена, но кельтские миграции первого тысячелетия до нашей эры принесли язык и многие аспекты гэльского общества, именно к этим моментам обращаются историки и политики, когда говорят о национальном возрождении. Христианство было введено в пятом веке нашей эры, и с самого начала ирландское христианство было связано с монашеством.

Ирландские монахи сделали многое для сохранения европейского христианского наследия до и во время Средневековья, и они проповедовали свою веру по всему континенту, прилагали усилия по созданию духовных санов, призывали людей служить их Богу и церкви.

С начала девятого века норвежцы провели исследования монастырей и поселений Ирландии, и к следующему столетию они создали свои собственные прибрежные сообщества и торговые центры. Традиционная ирландская политическая система, основанная на пяти провинциях (Мит, Коннахт, Лейнстер и Ольстера), включает в себя многих представителей норвежского происхождения, а также многие из нормандских захватчиков осели в Англии после 1169 года и укоренились там в течение следующих четырех столетий.

Англо-нормандские завоеватели забрали в свои владения большую часть острова, создали на этой земле феодализм и своеобразную структуру парламента. Появилось правительство и права людей, новая система приняла ирландский язык и обычаи, кроме того между нормандцами и ирландской элитой стали заключаться браки. К концу пятнадцатого века нормандские потомки полностью укоренились в Ирландии, свои поселения они предпочитали строить вокруг Дублина под контролем английских лордов.

В шестнадцатом веке Тюдоры стремились установить английский контроль над большей частью острова. Усилия Генриха VIII адаптировать католическую церковь в Ирландии положили начало многолетнему сотрудничество между ирландскими католиками и ирландскими националистами. Его дочь, Елизавета I, совершила английское завоевание острова.

В начале семнадцатого века английское правительство начало проводить политику колонизации, импортируя английских и шотландских иммигрантов, политику, что часто влекло за собой насильственное устранение родных ирландских традиций. Сегодняшний националистический конфликт в Северной Ирландией имеет свои исторические корни, когда новые английские протестанты и шотландские пресвитериане переехал в Ольстере.

Победа над Стюартами в конце семнадцатого века а к периоду протестантской активации, в котором гражданские права и права человека провозглашались на родном ирландском языке, подавляющее большинство населения в Ирландии были католиками, поэтому они были репрессированы. К концу восемнадцатого века культурные корни нации стали сильными. Но кроме всего прочего Ирландия впитала в себя некоторые традиции норвежцев и англичан. Однако, все новое, что пришло в страну, было неотделимо от католицизма.

Национальное единство Ирландии

Долгая история современных ирландских революций началась в 1798 году, когда католические и пресвитерианские лидеры под влиянием американской и французской революций, решили ввести на территории Ирландии национальное самоуправление. Они объединились, чтобы использовать силу, чтобы попытаться разорвать связь между Ирландией и Англией.

Это повлекло последующие восстания в 1803 году, 1848 году и 1867 году, однако разорвать связь с Англией так и не удалось. Ирландия вошла в состав Соединенного Королевства на основе Союза в 1801 году и находилась там до конца Первой мировой войны (1914-1918), когда ирландская война за независимость привела к компромиссному соглашению между ирландскими воюющими сторонами и британским правительством.

Протестанты Северной Ирландии хотели оставить Ольстер в составе Соединенного Королевства. Этот компромисс создал Ирландское Свободное Государство, в состав которого вошли двадцать шесть из тридцати двух районов в Ирландии. Остальные стали Северной Ирландией, но только часть Ирландии осталась в составе Соединенного Королевства, где большинство населения были протестантами и членами профсоюза.

Культурный национализм получил свой расцвет, когда за независимость Ирландии встало католическое освободительное движение в начале девятнадцатого века. Лидеры этого движения стремились достичь оживления ирландского языка, спорта, литературы, драматургии и поэзии, чтобы продемонстрировать культурные и исторические основы ирландской нации.

Это возрождение гэльской культуры стимулировало большую поддержку населения в создании идеи ирландской нации. Также в это время существовали группы, которые стремились различными способами выразить современный национализм.

Интеллектуальная жизнь Ирландии начала иметь большое влияние на Британских островах и за ее пределами, а в первую очередь среди ирландской диаспоры, которая была вынуждены бежать болезни, голода и смерти в период 1846-1849 годов, когда случился сильный неурожай картофеля, от которого очень зависело ирландское крестьянство. По разным оценкам в этот период голод привел к смерти примерно одного миллиона коренных жителей и двух миллионов эмигрантов.

К концу девятнадцатого века многие ирландские жители пришли к мирному соглашению с жителями Великобритании, но не все. Многие другие были преданы насильственному разрыву ирландских и британских связей. Тайные общества были предшественниками Ирландской республиканской армии (ИРА), вместе с общественными группами, такими как профсоюзные организации планировали еще одно восстание, которое состоялось на Пасху в Понедельник, 24 апрель 1916 года.

Оно отличалось беспощадностью, с которой Британское правительство пыталось его подавить. Это восстание привело к широкомасштабному разочарованию ирландского народа в перемирии с Англией. Ирландская война за независимость длилась в период с 1919-1921 года, а затем произошла ирландская гражданская война (1921-1923), которая закончилась созданием независимого государства.

Этнические отношения

Многие страны мира имеют в своем составе значительное количество ирландских этнических меньшинств, в том числе , и . В то время как многие из этих людей эмигрировали с середины до конца девятнадцатого века, многие другие являются потомками более поздних ирландских эмигрантов, а третьи родились в Ирландии и все равно отсюда уехали по каким-либо причинам.

Эти этнические общины определить в той или иной степени с ирландскую культуру, их отличают религия, танцы, музыка, одежда, пища и светские и религиозные праздники (наиболее известным из которых является день Святого Патрика, который празднуется в ирландских общинах по всему миру 17 марта).

В то время как ирландские иммигранты часто страдали от религиозной, этнической и расовой нетерпимости в девятнадцатом веке, их общины сегодня характеризуются устойчивостью их этнической самобытности и степени, в которой они укоренились и стали принимать отголоски других национальных культур.

Связи с родиной остаются сильными. Многие люди ирландского происхождения во всем мире принимают активное участие в поиске решения национального конфликта с Северной Ирландией.

Межнациональные отношения в Республике Ирландии относительно мирные, учитывая однородность национальной культуры, но ирландские путешественники часто становятся жертвами предрассудков.

В Северной Ирландии уровень этнического конфликта, который неразрывно связан с религией, национализмом и этническим единством, является высоким, он был причиной начала политического насилия в 1969 году. С 1994 года мир был шатким и прерывистым. Страстная пятница, в которую было заключено соглашение 1998 года, является самым последним аккордом в этой политической ситуации.







Краткая информация

Известная русская поэтесса Зинаида Гиппиус когда-то давно, хотя никогда не видела Ирландию, назвала ее «туманной страной с острыми скалами». Сейчас остров Ирландия, на котором, собственно, и находится Республика Ирландия, называют «Изумрудным островом», т.к. деревья и растения там зеленые практически круглый год. Однако, туристам в Ирландии будет интересна не только природа, но и многочисленные средневековые замки, а также другие достопримечательности, традиционные фестивали и местные алкогольные напитки (ирландское виски, пиво и эль).

География Ирландии

Республика Ирландия расположена на острове Ирландия, на северо-западе Европы. Эта страна имеет сухопутную границу только с Северной Ирландией, которая является частью Великобритании. Остров Ирландия омывается со всех сторон Атлантическим океаном (Кельтское море на юге, канал Св. Георгия – на юго-востоке и Ирландское море на востоке). Общая площадь этой страны – 70 273 кв. км. Самая высокая вершина Ирландии – гора Карантуилл, чья высота достигает 1041 м.

Столица

Столицей Ирландии является Дублин, население которого сейчас насчитывает около 550 тыс. человек. Историки утверждают, что кельтское поселение на месте современного Дублина существовало уже в II веке н.э.

Официальный язык Ирландии

В Ирландии два официальных языка – ирландский и английский. Однако, только 39% населения Ирландии знает ирландский язык.

Религия

Около 87% жителей Ирландии – католики, относящиеся к Римско-католической церкви.

Государственное устройство

Согласно Конституции, Ирландия – это парламентская республика, главой которой является Президент, избираемый на 7-летний срок.

Исполнительная власть принадлежит двухпалатному Парламенту – Ойряхтасу, состоящему из Сената (60 человек) и Палаты представителей (156 человек).

Основные политические партии – «Лейбористская партия», «Фине Гэл», «Фианна Файл», «Шинн Фейн», «Рабочая партия Ирландии», и «Социалистическая партия».

Климат и погода в Ирландии

На климат в Ирландии определяющее влияние оказывает Атлантический океан и теплое течение Гольфстрим. В итоге, климат в этой стране умеренный морской. Среднегодовая температура воздуха - +9,6С. Самые теплые месяцы в Ирландии – июль и август, когда средняя температура воздуха достигает +19С, а самые холодные – январь и февраль (+2С). Среднее количество осадков – 769 мм в год.

Средняя температура воздуха в Дублине:

Январь - +4С
- февраль - +5С
- март - +6,5С
- апрель - +8,5С
- май - +11С
- июнь - +14С
- июль - +15С
- август - +15С
- сентябрь - +13С
- октябрь - +11С
- ноябрь - +7С
- декабрь - +5С

Моря и океаны

Остров Ирландия омывается со всех сторон Атлантическим океаном. На юге Ирландию омывает Кельтское море, а на востоке – Ирландское море. На юго-востоке канал Св. Георгия разделяет Ирландию и Великобританию.

Реки и озера

По территории Ирландии протекает много рек. Самые большие из них – Шаннон, Барроу, Шур, Блэкуотер, Банн, Лиффи, и Слэни. Что же касается озер, то из них, прежде всего, следует назвать следующие: Лох-Дерг, Лох-Маск, Лох-Ней, и Килларни.

Отметим, что в Ирландии есть разветвленная сеть каналов, большинство из которых были построены еще более 100 лет назад.

История

Первые люди на острове Ирландия появились 8 тысяч лет назад. Затем во время неолита в Ирландию прибыли кельтские племена из Пиренейского полуострова. Распространение христианства в Ирландии связывают с именем Святого Патрика, прибывшего на этот остров примерно в середине V века.

С VIII века Ирландия подвергается столетнему нашествию викингов. В это время страна разделена на несколько графств.

В 1177 году значительную часть территории Ирландии захватывают английские войска. В середине XVI века англичане пытались навязать ирландцам протестантизм, но окончательно это сделать так и не смогли. Таким образом, до наших дней жители острова Ирландия разделены на две религиозные концессии – католики и протестанты (в республике Ирландия большинство населения – католики).

В 1801 году Ирландия вошла в состав Великобритании. Только в 1922 году, после ирландской войны за независимость, большая часть Ирландии отделилась от Великобритании, образовав Ирландское Свободное государство (но которое входило в Содружество Великобритании). Только в 1949 году Ирландия стала по-настоящему независимой. Однако, Северная Ирландия, где большинство населения – это протестанты, все еще входит в состав Великобритании.

В 1973 году Ирландию приняли в ЕС.

Культура Ирландии

Несмотря на то, что англичане на протяжении многих веков пытались включить Ирландию в состав своей империи, ирландцы все-таки сумели сохранить свое национальное самосознание, а также традиции и верования.

Самые популярные фестивали в Ирландии – фестиваль и парад во время дня Св. Патрика, Galway Oyster Festival, джазовый фестиваль в Корке, фестиваль Bloomsday, и Марафон в Дублине.

Кухня

Традиционные продукты в Ирландии – мясо (говядина, свинина, баранина), рыба (лосось, треска), морепродукты (устрицы, мидии), картошка, капуста, сыр, молочные продукты. Самое известное ирландское блюдо – это ирландское рагу, которое готовят из баранины, картошки, моркови, петрушки, лука и тмина.

Еще одно традиционное ирландское блюдо – вареный бекон с капустой. Также Ирландия знаменита своим традиционным хлебом на соде и чизкейком.

Повседневные безалкогольные напитки в Ирландии – чай и кофе (вспомните, знаменитое кофе по-ирландски, в состав которого входит виски, коричневый сахар и взбитые сливки). Что же касается алкогольных напитков, то ирландцы предпочитают виски, пиво и эль.

Достопримечательности Ирландии

Несмотря на то, что Ирландия – это маленькая страна, в ней все равно есть очень много интересных достопримечательностей. В десятку лучших из них, на наш взгляд, входят следующие:

  1. Дублинский замок
  2. Собор Св. Патрика в Дублине
  3. Замок Росс в графстве Керри
  4. Замок Дунагор в графстве Клэр
  5. Монастырь Глендалох
  6. Замок Кашель (Скала Св. Патрика)
  7. Замок Бунратти
  8. Древнее религиозное сооружение Ньюгрейндж
  9. Библиотека Тринити-колледжа в Дублине
  10. Замок Бэлликэрбери в графстве Керри

Города и курорты

Самые большие города Ирландии – Корк, Лимерик, и, конечно же, Дублин. Самым большим из них является Дублин, в котором сейчас проживают около 550 тыс. человек. В свою очередь, население Корка составляет более 200 тыс. человек, а Лимерика – около 100 тыс. человек.

Сувениры/покупки

Туристы из Ирландии обычно привозят традиционные ирландские свитера из острова Аран (рекомендуем покупать белые аранские свитера, а не цветные), посуду из хрусталя Waterford Crystal, твидовые костюмы, льняное белье, компакт-диски с ирландской музыкой, рыболовные снасти, и, конечно же, ирландское виски.

Часы работы учреждений

Банки: Пн-Пт: 10:00-16-00 (по средам - 10:30-16-30).

Ирландские племена.

Поскольку Ирландия лежит на окраине европейского мира, некоторые из волн, проходивших по континенту, не достигали его отдаленных границ. На ирландской земле не найдено никаких ископаемых остатков видов, которые бы предшествовали человеку разумному. С другой стороны, средиземноморский тип Homo sapiens не только породил высокоразвитую неолитическую культуру, но и оставался господствующим на острове в течение всего бронзового века (ок. 1800 до н.э. – ок. 350 до н.э.). Какие бы дополнительные влияния на состав этого населения ни происходили на протяжении этого долгого периода, вряд ли завоевания кельтоязычных племен имели место ранее 4 в. до н.э. Неясно, имело ли место до начала христианской эры сколько-нибудь широкое нашествие кельто-германских племен, с которыми столкнулся на континенте Юлий Цезарь. В любом случае именно кельты (гаэлы) вторглись в Ирландию как завоеватели, принесли гаэльский язык и культуру железного века. Прежнее население все еще существовало практически во всех частях острова и сохраняло свой строй и обычаи еще долгое время после того, как начинается писаная история Ирландии. Живучесть древних ирландцев периода до вторжения объясняет больший удельный вес докельтского населения в общем составе современной Ирландии, чем где-либо еще в Великобритании, за исключением Уэльса.

Брегонские законы.

Этот свод законов и судебная система явно имеют весьма древнее происхождение. Некоторые центральные его элементы, возможно, принадлежат докельтскому периоду, поскольку характеризуются чертами, которых нет у древних кельтов. Общественная жизнь населения, если судить по этим законам, уже носила сложный и иерархический характер. Самой мелкой экономической, а также политической и социальной единицей являлся клан. Вся земля находилась в общем владении клана, который отдавал участки земли в собственность тем, кто являлся полноправным и свободным членом родового сообщества. Статус тех, кто входил в клан, но не вполне принадлежал роду, имел свои градации. На дне иерархии находились бродяги и рабы. Количество земли, выделявшееся полноправным членам клана, зависело от значимости функций, которые ими выполнялись. Клан выбирал вождя, который отвечал за распределение и перераспределение земли. Со временем вождь, как и следовало ожидать, начинал рассматривать землю как свою собственность и наделял членов клана только правом распоряжения землей. Однако на всем протяжении языческого периода регулярно собиравшиеся сходы кланов осуществляли высшую власть в рамках родовых союзов. Время от времени земля клана перераспределялась, однако если тот иной участок в течение долгого времени оставался в распоряжении семьи, стоявшей у власти из поколения в поколение, его начинали рассматривать как собственность, а не просто как временное владение. При этом количество земли указывало на положение семьи внутри клана, а количество принадлежавшего ей скота определяло, насколько она богата. Значительная часть брегонских законов затрагивает права собственности. Переход собственности из одних рук в другие обставлялся сложнейшими процедурами в зависимости от того, происходила ли передача земельной или личной собственности добровольно или в силу закона. Эти процедуры варьировали также в зависимости от положения участвовавших в деле лиц. Прежде чем истец мог вступить во владение собственностью, ранее принадлежавшей превосходившему его по рангу лицу, он должен был пройти через период воздержания от пищи. Если в течение этого времени истец умирал, ответчика могли обвинить в убийстве. Не существовало четкой грани между гражданским и уголовным правом. Если речь шла о преступлении, потерпевшая сторона или ближайшие родственники потерпевшего должны были обеспечить предъявление обвинения и само наказание, однако в этом им помогали все члены сообщества. Существенно важную роль в судебном процессе играли брегоны (судьи), существовавшие по крайней мере с начала христианской эры. Брегон был профессиональным толкователем законов и за плату, пусть и не официальную, выносил решения в делах, которые под них подпадали.

Ирландские королевства.

Прослеживаются и более широкие, чем кланы, политические объединения. Первым союзом в рамках всего острова была, по-видимому, Пентархия, или пять королевств (туатов) (традиционных «пяти пятых Ирландии»), скорее всего уже существовавших на заре христианской эры. В результате постоянной борьбы различных династий к 400 н.э. возникло семь независимых королевств, которые существовали, с небольшими изменениями, вплоть до конца гаэльского периода в начале 17 в. Важнейшей на юге была территория, которой владела династия Кашелов, а на севере – территория династии Тара. С последней были тесно связаны три других государства, короли (риаги) которых происходили из этой династии; все вместе они образовывали конфедерацию, главенство в которой давало главному королю четырех государств титул верховного короля (ард-риага) всей Ирландии. Именно объединенные силы этих королей нападали на римлян в Британии и на континенте в 4 в.; в ходе одного из таких разбойничьих нападений был взят в плен св. Патрик, которому суждено было обратить Ирландию в христианскую веру. Тем не менее в каждом из ирландских королевств непосредственная власть короля распространялась только на членов его собственного клана; власть над подчиненными кланами выражалась только в уплате ими дани.

Возникновение Ирландской церкви.

В начале 5 в. большая часть населения продолжала поклоняться богам друидов. В стране находились и немногочисленные христиане, и в заботе о них папа Целестин I послал в 431 в Ирландию римлянина Палладия в качестве епископа. После смерти последнего в следующем году аналогичная миссия была поручена св. Патрику, который в течение следующих 30 лет обратил почти весь ирландский народ в христианство и основал Ирландскую церковь с архиепископским престолом в Арма. Национальная церковь, хотя и служила дальнейшему объединению страны, развивалась прежде всего в рамках кланов и монастырей. Каждый клан имел свой клир, который жил в монастыре во главе с аббатом. Часто прямой наследник клана становился аббатом, а многие аббаты посвящались в епископы, что снижало влияние внемонастырских епископов. Хотя Ирландская церковь отличалась в течение какого-то периода от Римской в вопросе о дне празднования пасхи и тонзуре, в 7 в. она все же приняла латинскую форму в 7 в.; в вопросах же вероучения между церквями никогда не существовало разногласий. Самым замечательным результатом обращения Ирландии в христианство было широкое распространение религии и образованности по всей стране благодаря деятельности монастырей. Интеллектуально Ирландская церковь пополнялась теологами с континента, спасавшимися от варварских вторжений, однако ключевые фигуры христианского просвещения были ирландцами. Вплоть до конца 8 в. Ирландия была одним из главных центров христианской образованности. Монастырские школы не только способствовали развитию культуры в стране и обучали студентов из других стран, но и посылали монахов с миссиями в Шотландию, Англию и на континент. Выдающимися в этом отношении монахами были святые Колумба и Колумбан. В 563 св. Колумба основал близ побережья Шотландии монастырь Ионы, ставший центром христианства на севере Британии. Еще более важными были деяния св. Колумбана, основателя монастыря Люксей (Luxeuil) в Бургундии (590) и монастыря Боббио в северной Италии (613). От монастыря Люксей произошло не менее 60 других монастырей. В эти центры приходили будущие священники из Ирландии, отсюда в теченеие последующих 500 лет расходились миссионеры в страны Западной Европы.

Викинги.

В сравнении с остальной Европой южная Ирландия жила в мире в течение периода от прихода св. Патрика до конца 8 в.; однако на севере шла постоянная борьба между королевствами и внутри самих королевств. Хотя существовала практически нерушимая линия наследования верховных королей, никто не был способен установить единую власть на всем острове. Начиная с 795 появился еще один фактор разлада – викинги, от которых Ирландия страдала в течение более чем двух столетий. К 850 датчане, как называли викингов ирландцы, захватили Дублин, Уотерфорд и Лимерик, которые превратили в центры торговли и опорные пункты для набегов на другие районы страны. Столетие спустя, когда некоторые из потомков завоевателей приняли христианство и были ассимилированы ирландцами, на страну обрушилось самое страшное нашествие «датчан». Вызов принял Бриан Бороиме, который возвысился на юге и в 1002 стал ард-риагом. Армия юга напала на армию севера в Дублине и разбила ее в сражении при Клонтарфе 1014. Сам Бриан был убит, однако эта победа ознаменовала конец эпохи разбойничьих рейдов викингов на всей территории Британских островов.

Национальная консолидация.

Кроме того, Бриану удалось зажечь в ирландцах, уже обладавших чувством национального культурного единства, стремление к политическому объединению. В течение полутораста лет между его смертью и вторжением англо-нормандских завоевателей (1169) шел процесс освобождения подчиненных кланов от власти старых «местных» королей (исключение составлял Коннахт); появился подлинно национальный король – Рори О"Коннор, который обосновался в Дублине. В Ирландской церкви проходили аналогичные процессы. Период завоеваний викингов привел к деморализации в ирландской церкви в результате опустошений, чинившихся как завоевателями, так и местными королями. Кроме того, епископы в занятых датчанами Дублине, Уотерфорде и Лимерике считали церковным начальством не архиепископа в Арма, а архиепископа Кентерберийского. После основания обителей новыми орденами с континента, особенно цистерцианцами, началось настоящее возрождение религиозной жизни. Замена старых клановых епископов священниками местных епархий, признававших верховенство престола в Арма, и образование четырех церковных митрополий (1152) привели к возникновению по-настоящему сильной национальной церкви, включившей гаэльское и нормандское население и независимой от любой внешней власти, за исключением папской. Параллельно событиям в политической области происходило развитие торговли с другими странами; церковная реформа привела также к возрождению наук и образованности.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как пишет Питер Невилл в своей подробной и увлекательной книге, древнее название Ирландии - Эриу. В переводе это значит «самая прекрасная женщина в мире». Как и других красивых женщин, Ирландию страстно желали, за нее боролись. Ею восхищались, презирали, подражали ей, добивались и яростно на нее нападали. Метафору усиливает не только загадочная и привлекательная сущность страны, но и то, что она является одной из самых плодовитых в мире: сыны и дочери Ирландии рассеяны по земному шару от Бостона до Мельбурна, от Ливерпуля до Торонто.

У Ирландии уникальное географическое положение: ни одна европейская страна не забралась так далеко на запад. Должно быть, ураганные ливни унесли ее в Атлантический океан, они же сделали Изумрудный остров таким зеленым. Для легионов императорского Рима Ирландия находилась чуть дальше, чем им того бы хотелось. В то время как другие народы Британских островов испытали на себе римскую власть, ирландцы такой участи избежали. Характерная кельтская культура острова, однако, не хранилась в изолированном коконе. Римляне на эту землю ступить не сумели, а вот викингам, норманнам и особенно англичанам это удалось.

Лейтмотивом истории Ирландии является напряжение, которое она испытывала, играя две противоречивые роли. С одной стороны, Ирландия была жертвой иностранной агрессии. Ее даже сделали немой участницей колониальной борьбы, когда протестантские колонисты на севере выступали в качестве противовеса католическому, потенциально мятежному большинству. Головная боль британской политики - проблема Ольстера, олицетворение кровавых эпизодов ирландской истории, в том числе вторжения Кромвеля в 1640-х годах и грабежей «черно-коричневых» в сравнительно недавние времена. Англосаксы и гэлы, протестанты и католики веками воевали друг с другом.

С другой стороны, Ирландия была активным и часто исполненным энтузиазма партнером в распространении английского языка и британского влияния во всем мире. Особенно после унии 1800 года, когда ирландцы - католики и протестанты - влились в британскую политическую, экономическую и имперскую жизнь. Ирландские члены парламента заседали и до сих пор заседают в палате общин, ирландские генералы командовали ирландскими подразделениями в эпоху завоевательных кампаний империи, подавляли свободу народов, с которыми потом ирландских националистов объединяли общие взгляды. Промышленная революция, голодные годы, массовая урбанизация Британии вынудили сотни тысяч ирландцев переплыть Ирландское море в поисках работы и лучшей жизни.

Оппозиция англосаксонскому доминированию никогда не исчезала, даже когда ирландцы нехотя признавали превосходство Англии на Британских островах и во всей империи. Движение сопротивления, в котором ныне осталась только ИРА, продолжалось долгие годы, и ирландцы - будь то дома, или в Соединенных Штатах, или в Австралии - использовали любую возможность для нанесения ущерба английским интересам. Отношение англичан менялось - от насилия к доброте, от толерантности к презрению, от восхищения к насмешке.

Наполненное событиями сложное прошлое ирландцев отлично представлено в этой живой и увлекательной книге. Ирландия - источник множества легенд, но ее история часто удивительнее, чем любая выдумка. Это страна поэтов, драматургов и романистов, но в то же время страна красноречивых политиков, знаменитых воинов и несгибаемых бунтовщиков. Ирландская республика стала неотъемлемой частью Европейского сообщества. Недавно ирландцы впервые избрали своим президентом женщину. Несмотря на капризы истории, Ирландия всегда была на редкость гостеприимной страной, и те, кто посещает ее, испытывают восторг.

Денис Джадд

ГЛАВА 1

От Тары до святого Патрика

География

Ирландия представляет собой западную оконечность группы островов, известной как Британские острова. Тем не менее ее отличают от Англии, Уэльса и Шотландии своеобразные характерные черты. С севера (Ольстер) до юго-запада (дикое побережье графства Керри) страна растянулась на 350 миль, а с северо-запада до юго-востока - на 200 миль. Ирландию омывают большое море - Ирландское - и один из самых крупных мировых океанов - Атлантический.

Море оказывало на Ирландию определяющее влияние на протяжении всей ее истории. Ни одна точка острова не удалена от моря более чем на 100 миль.

В Ирландии умеренный климат: здесь не слишком жарко и не очень холодно, хотя юго-запад страны может похвастаться субтропической растительностью. Три горы поднялись выше 3000 футов, а вдоль побережья протянулся ряд низких горных хребтов. Пространство, заключенное в горные кольца, представляет собой низкую болотистую равнину с большими запасами торфа. Это - единственный природный ресурс острова. В отличие от Англии, Уэльса и Шотландии, здесь нет ни угля, ни железной руды, зато торфяные залежи - лучшие в Европе.

Эволюция древних торфяных залежей была долгим процессом. Начался он, когда территорию центральной Ирландии покинул ледник, оставивший после себя мелкие озера. Со временем озерная растительность увяла, переродилась и превратила старые озера в болота (наподобие Норфолкских) и торфяники. Некогда в Ирландии насчитывалось около 311 000 гектаров торфяников (столетиями там вырезали кубы торфа и использовали его в качестве топлива), но к 1985 году осталось только 54 000 акров. Торфяные болота исчезали с устрашающей скоростью. Их экономическая ценность очевидна в стране, не обладающей залежами угля. В 1921 году страна получила независимость, и торф стали использовать в качестве топлива для электростанций, построенных на самой большой реке Ирландии - Шеннон. Нескоро Ирландия осознала историческую и экологическую ценность торфяников. Оказалось, что торфяные болота центральной равнины являются не только огромным заповедником редких растений и птиц, они еще представляют собой и хранилище человеческих останков и артефактов с 9000 года до новой эры. Даже сейчас торфяной огонь, наряду с клевером, - символ Ирландии.

Современная Ирландия разделена на четыре провинции: Ольстер, Лейнстер, Коннахт и Манстер (Мунстер). В средневековый период упоминали о пятой провинции - Мит, или Мидленд, со временем она исчезла. Тем не менее названия сохранившихся провинций, как и многое другое в Ирландии, имеют древние корни. В далеком прошлом, согласно легенде, северная половина острова была известна как Leth Cuinn («Доля Конна», по имени мифического героя Конна), южная половина носила название Leth Moga (или «Доля Мага» в честь еще одного мифического героя по имени Маг Нуаду). Leth Cuinn превратилась в северные провинции Ольстер и Коннахт, a Leth Moga - в южные - Лейнстер и Манстер.

Политический раздел

После англо-бурской войны (1918-1921) Ирландия разделилась, при этом шесть северных графств (Арма, Антрим, Даун, Тирон, Ферманах и Лондондерри) остались частью Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии. Северную Ирландию часто называют Ольстером, но это неверно, потому что из девяти графств Ольстера три (Каван, Донегал и Монаган) стали частью независимой Ирландии. В Северной Ирландии, или «Шести графствах», две трети населения - протестанты (эту религию исповедуют 1,6 миллиона человек), а треть - католики.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то