Артемий троицкий настоящая фамилия. Россия и "лица жидо-либералистической национальности". Артемий Троицкий. Интересные факты из жизни критика и общественного деятеля

Его можно любить или ненавидеть. Но во многом именно благодаря Артемию Троицкому на русский рок обратили внимание. О жизни, карьере, семье и политических взглядах опального журналиста - в этой статье.

Артемий Троицкий. Известный журналист и музыкальный критик. Во времена Советского Союза он активно выступал за внедрение рок-музыки в массы. Артемий Троицкий дружит с Борисом Гребенщиковым, Андреем Макаревичем и другими именитыми музыкантами. Критик занимается просветительской деятельностью уже несколько десятков лет, и во многом благодаря ему такие стили как техно, инди и рок снискали популярность в 80-е и уже после распада СССР.

Биография Артемия Троицкого

Один из первых отечественных рок-журналистов родился в г. Ярославле, 16 июня 1955 года. Его отец, Кива Майданик, был уважаемым политологом, приверженцем марксистских взглядов. Мать - Руфина Николаевна Троицкая, впоследствии сын взял ее фамилию. Некоторые недоброжелатели критика утверждают, что по национальности Артемий Троицкий - еврей, и зачастую называют его русофобом за нелицеприятные высказывания о России и нынешнем правительстве. По официальной версии, известный критик и журналист происходит из рода византийских священников. Предки их семьи пришли на Русь в период правления великого князя Ивана Васильевича. Троицкий гордится своим происхождением и тем, что родился в Ярославле. Юность музыкального критика Артемия Троицкого прошла в столице Чехии, там его родители работали в одном из публицистических изданий. Впоследствии мать и отец Артемия развелись.

Как все начиналось

Впервые Артемий Троицкий попробовал себя на писательском поприще, когда ему было чуть больше десяти лет. Он написал свое мнение по поводу одного из альбомов знаменитой ливерпульской четверки "Битлз" в одном из малоизвестных изданий. Окончив среднюю школу, Артемий Троицкий поступил в МЭСИ (сейчас МГУЭСИ) на математический факультет. В конце 70-х несколько лет он проработал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Еще до защиты кандидатской диссертации его уволили за "особые" взгляды. Помогал в организации подпольных концертов групп, у которых в те времена были непростые отношения с советской властью. "Аквариум", "Кино", "Машина времени" - всем им приходилось скрываться от правительства.

Продолжение карьеры после перерыва

За бунтарский дух журналист часто попадал в немилость, ему запрещали публиковать свои тексты и всячески пытались выжить из страны. Вновь заняться любимым делом он смог только в конце 80-х на латвийском телевидении, где ему предложили работу соведущего в программе "Видеоритмы". Тогда же он попробовал себя в роли рок-исполнителя при содействии давнего друга Василия Шумова. В начале 90-х Леонид Парфенов пригласил Артемия поработать на канале НТВ. Авторская передача "Кафе "Обломов" полюбилась телезрителям и впоследствии выходила на канале РТР. Тогда же, в 90-е годы, он занимался организацией концертов зарубежных певцов и групп.

Жизненная позиция

Уже на протяжении долгих лет Артемий Троицкий критикует Владимира Путина и его сторонников, присутствовал на митинге "За честные выборы" в 2012 году на Болотной площади. Как заявил опальный критик в одном из интервью: "Путин мешает жить практически всем".

Где живет Артемий Троицкий сейчас и чем он занимается? Журналист с семьей уехал из Москвы несколько лет назад после того, как его уволили с факультета музыкальной журналистики МГУ, где он на протяжении тринадцати лет читал лекции студентам. Троицкий говорит, что все это время он находился в Москве только лишь из-за работы, потому как город он не любит и никогда не питал к нему теплых чувств. Его стали реже приглашать для интервью, публикации стали нерегулярными. Внезапно представилась возможность жить и работать в Эстонии, журналист, разумеется, согласился.

Сейчас общественный деятель и журналист читает лекции в местном университете и ведет передачу на эстонском телевидении. Основная цель программы - противостояние официальной российской пропаганде на территории Восточной Европы. В одном из эфиров он признался, что во многом разделяет взгляды Алексея Навального, и если бояться и идти на поводу у власти, не получится стать настоящим политиком. Троицкий считает абсурдным то, что движение "Русские" подверглось критике из-за своей позиции по поводу войны на Украине. По мнению опального журналиста, Кремль создал свои националистические партии, подобные "Антимайдану", и всеми силами старается искоренить другие движения, чьи цели и мысли отличаются от кремлевских.

Личная жизнь журналиста

Троицкий впервые женился уже в зрелом возрасте. Про первую любовь критика мало что известно.

Второй супругой Троицкого была искусствовед Светлана Куницына, которая также работала на одном из центральных каналов и в изданиях, выпускавших статьи о моде и стиле.

Третья жена, Марианна, тоже журналист, была заместителем главного редактора журнала о вкусной пище "Гастрономъ", кроме этого, работала в газете "Известия" и модном издании "Космополитан".

У Артемия четверо детей от разных жен. Старшая дочь уже учится в университете, она унаследовала писательский талант от папы: пишет рассказы, неплохо рисует. Остальные дети еще учатся в школе.

Артемий был женат четыре раза. Вера Троицкая, жена Артемия Троицкого, четвертая по счету, имеет эстонские корни.

Жизнь в Эстонии

Сам журналист бывал в Эстонии многократно, еще ребенком частенько приезжал на каникулы к бабушке. Сравнивая Эстонию и Россию, Троицкий отмечает, что в Эстонии отсутствует бюрократия, на улицах городов чисто и комфортно, а Таллин даже чем-то похож на родной Ярославль. Младшая дочка Лидия с детства растет билингвом: когда только они переехали в Эстонию, ее определили в двуязычный детский сад, где преподаватели разговаривали и на эстонском, и на русском. Журналист также доволен местными русскими школами. По его словам, они оборудованы по последнему слову техники, и уровень образования высокий.

Музыкальные предпочтения

Многим интересно, что думает Артемий Троицкий о музыке. Критик отрицательно относится к поп-исполнителям, в особенности к Стасу Михайлову. По мнению Троицкого, "у Стаса нет ничего", и он искренне не понимает, что дало ему такую известность и славу народного любимца.

Место одного из любимых музыкантов в его сердце по-прежнему занимает Виктор Цой. Лидер группы "Кино", безвременно ушедший в 1990 году, был другом журналиста еще со времен советского андеграунда. Троицкий отмечает, что в Викторе сочетались две натуры - бойца и романтика, а его песни были и остаются лучом света, особенно при нынешней политической обстановке. Песни группы "Кино" актуальны что 20 лет назад, что сейчас.

Известный журналист и культуролог Липницкий вспоминает, что сам Троицкий пытался попробовать себя в музыке и даже спел вместе с коллективом "Центр" в рок-опере под названием "Артюр Рэмбо"”, но, по словам Артемия, несмотря на то что в юности он играл в группе "Звуки Му", добиться известности как музыкант он никогда не хотел. "Возможно, что музыкальные критики и журналисты - это неудавшиеся музыканты. Но ко мне это никак не относится", - подчеркивает Троицкий.

Интересные факты из жизни критика и общественного деятеля

  • Его работа, которую за границей знают, как "Назад в СССР", написанная в 1987 году и изданная в Англии, допущена была к публикации только после распада СССР, в 1991-м, и является первым в мире изданием, посвященным русскоязычному року. Эта книга также издавалась в Европе, США и Японии.
  • Критикует президента России за внешнюю политику и "Крымский референдум". Несмотря на успех его участия в программе "Особое мнение" на радиостанции "Эхо Москвы", был отстранен из-за конфликта с руководством.
  • Ведет передачу "Разноцветные новости" на эстонском телевидении.
  • Артемий входит в круг самых близких друзей Виктора Цоя. В 2002 году самостоятельно организовал концерт в одном из спорткомплексов Петербурга, посвященный 40-летию лидера "Кино", пригласил всех метров русского рока и выступил в роли ведущего на этом мероприятии.
Запись голоса А.К. Троицкого
Из интервью «Эхо Москвы »
29 марта 2007
Помощь по воспроизведению

Арте́мий Ки́вович Тро́ицкий (при рождении - Майданик ; род. 16 июня , Ярославль) - рок -журналист , музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР , инди (независимой) и электронной музыки в России. Член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей, ведущий этих концертов. Один из ведущих специалистов по современной музыке в России. В середине 2000-х организовал несколько музыкальных лейблов - «Прибой», «Zenith», «Zakat», на которых выпускается малоизвестная в России музыка.

Биография

Родился 16 июня 1955 года в Ярославле в семье политолога и историка-латиноамериканиста Кивы Львовича Майданика . Мать - Руфина Николаевна Троицкая. Детство провёл в Праге , где его родители работали сотрудниками журнала «Проблемы мира и социализма ».

С 1972 по 1974 годы вёл дискотеки в главном корпусе МГУ , в кафе Б-4. В 1977 году окончил по специальности «математик-экономист». С 1978 по 1983 годы работал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Был уволен, не успев защитить кандидатскую диссертацию на тему социологии популярной музыки (причём, как он написал в книге «Гремучие скелеты в шкафу. Восток алеет», выбросил текст диссертации в мусорный ящик).

Вёл мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ . В интервью 2015 года Троицкий отмечал, что его «выжили» из МГУ после 13 лет преподавания .

С середины сентября 2014 года живёт в Таллине , Эстония , где преподаёт, также преподаёт в Финляндии и Лондоне, проводит отдельные лекции во многих других местах .

Журналистика

Является автором и ведущим программы «» на радиостанции «Финам FM » (до сентября 2010 года - на радио «Эхо Москвы»). Также, на «Эхе», Троицкий выступает в качестве гостя в программе «Особое мнение ». В 2010 году между Троицким и заместителем главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Сергеем Бунтманом вышел конфликт из-за песни Noize MC «Мерседес S666», выпущенной в связи с гибелью в ДТП известного акушера В. М. Сидельниковой .

Организация концертов

В конце 1970-х - начале 1980-х годов организовывал подпольные концерты и фестивали советских рок-групп, среди которых были «Машина времени» , «Динамик» , «Зоопарк» , «Кино» , А. Башлачёв . Был организатором и членом жюри фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-1980 », благодаря которому группы «Машина времени» , «Магнетик бэнд », «Аквариум» и «Автограф» приобрели широкую известность. Был одним из первых, кто заметил талант Василия Шумова и группы «Центр» , которым в дальнейшем всячески помогал и опекал.

В конце 1980-х инициировал концертные выступления за пределами СССР таких групп, как «АВИА» , «Звуки Му », «Игры» , «Телевизор» , «Браво» , «Автоматические удовлетворители» . В 1994-м организовал Фестиваль британской электронной музыки «Britronica» в Москве. C 1999 года организовывает клубные концерты в Москве. Организовывал и патронировал выступления таких групп и исполнителей, как Джули Круз , Fantastic Plastic Machine , StereoTotal , Mouse On Mars , De Phazz , Suicide , Sonic Youth и других, к организации гастролей которых имела отношение московская компания Caviar Lounge. С его подачи в Москве впервые выступила финская группа Eläkeläiset , после чего в России и Финляндии вышел официальный CD-релиз этой группы.

В 2003-2004 годах был председателем жюри Международного фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо» в Шушенском (с 2012 года фестиваль называется «Мир Сибири ») . Основал с Ириной Щербаковой компанию Caviar Lounge в течение вот уже 10 лет организующую в России концерты зарубежных музыкантов.

Концерт День рождения Виктора Цоя

21 июня 2002 года организовал в спортивно-концертном комплексе «Петербургский» концерт-трибьют группы "Кино " - "День рождения Виктора Цоя ", посвященный 40-летию со дня рождения Виктора Цоя . Выступил ведущим этого концерта, Moroz Records выпустила музыкальный альбом с записью концерта.

Телевидение

В разные годы вёл на телеканале «Культура» программы «Культтовары » и «Короли песни ». В 2004 году делал для Ren-TV передачу «Признаки жизни». В конце 2000-х на «Style TV» вёл передачу «Профессор Троицкий и товарищ Артём».

С 2010 года ведёт телепрограмму «Опыт рока: год за годом» на интернет-телевидении .

Музыка

Артемий Троицкий записал несколько песен в рамках своего собственного проекта «Советское порно». Первой записью был кавер на Аллу Пугачёву (песня «Королева»), записанной с совместно с Романом Белавкиным (Solar X). Вторым треком стала песня «Снег с её волос», записанная с музыкантом Олегом Нестеровым для фильма Down House. Третий трек, «Я подарил тебе весну», был записан совместно с Андреем Самсоновым для сборника, посвящённого памяти Дюши Романова «Мой друг музыкант». С Мишей Вивисектором (The Vivisectors) Артемий Троицкий записал два трека - «Агент 008» и «Ша Пу На На».

Фильмография

  • - «Хозяева СССР, или Обезьянье Рыло» (НОМФИЛЬМ)
  • - «Даун Хаус» Романа Качанова - Тоцкий
  • - «Paul Mccartney In Red Square» - камэо
  • - «Молоды и счастливы» - колдун вуду
  • - Арье - криминальный авторитет
  • - «Дневной Дозор» - гость на дне рождения
  • - «Неваляшка»
  • - «Глянец» - Марк, вор в законе
  • - Звёздный ворс - Господь Бог
  • - Гена Бетон - партийный руководитель

Радио

Основной радиопередачей Артемия Троицкого является программа, которая сначала называлась «Ковчег дяди Ко» (1990-1996), потом очень продолжительное время - «» (1996-2013), а с марта 2013 года носит имя «Стерео-Вуду». В передаче автор знакомит слушателей с недавно вышедшей музыкой, которая не подпадает под форматы остальных радиостанций и не издана мэйджор-лейблами . Ещё одной заботой ведущего является то, чтобы эта музыка была из самых разных точек Земли. За годы существования программы в ней прозвучали мелодии из 80-90 % стран мира, включая островные микрогосударства.

  • Под названием «Ковчег дяди Ко» передача выходила на радиостанциях: «Всесоюзное радио », «Радио Максимум » и «Радио 101 » (1990-1996).
  • Под названием «FM Достоевский » передача выходила на радиостанциях: «Европа Плюс », «Радио 101 », «Эхо Москвы » и «Финам FM » (1996-2013).
  • Под названием «Стерео-Вуду» 131 выпуск передачи вышел на радио «Rock FM » (с 25 марта 2013 года по 28 декабря 2015 года).
  • С 2016 года Артемий Троицкий планирует работать на Radio Imagine .

В середине 2000-х у Артемия Троицкого на «Эхе Москвы» выходила ещё одна еженедельная музыкальная программа - «Красный уголок». Кроме того, журналист по нескольку раз в год становится гостем в программе «Особое мнение», где комментирует текущие общественно-политические новости. Визиты Артемия Троицкого на «Эхо Москвы» имеют такой успех, что журналист время от времени попадает в топ-7 сотрудников радиостанции.

В 2010 году был отстранён от участия в программе «Особое мнение» радиостанции «Эхо Москвы» при попытке поставить в эфир .

Книги

В 1990 году в Италии, Англии и Голландии вышла книга «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом», не опубликованная в России. Со слов самого А. Троицкого в интервью: «Интересные времена» - политическая - была издана в Финляндии. Вот совсем недавно появилась моя новая книжка «Я введу вас в мир… Поп»".

В 2009 году в Издательском Доме СОЮЗ вышла аудиокнига «Back in the USSR. Подлинная история рока в России» в прочтении Артемия Троицкого и Александра Клюквина.

Библиография

Критика со стороны музыкантов

Об Артемии Кивовиче в репертуаре ансамбля «Тараканы! » имеется песня под названием «Мистер музыкальный критик», в которой подвергается сомнению ценность деятельности музыкального критика как в целом, так и на примере А. Т.

Также Троицкий упоминается в песне группы Чайф - «Пригородный блюз № 3» , рэп-группы

Арте́мий Ки́вович Тро́ицкий - рок-журналист, музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди (независимой) и электронной музыки в России. Член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей. Один из ведущих специалистов по современной музыке в России. В середине 2000-х организовал несколько музыкальных лейблов - «Прибой», «Zenith», «Zakat», на которых выпускается малоизвестная в России музыка.

Биография

Родился 16 июня 1955 года в Ярославле в семье видного советского политолога и историка Кивы Львовича Майданика. Мать - Руфина Николаевна Троицкая. Детство провёл в Праге, где его родители работали сотрудниками журнала «Проблемы мира и социализма».

С 1972 по 1974 годы вёл дискотеки в главном корпусе МГУ, в кафе Б-4. В 1977 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «математик-экономист». С 1978 по 1983 годы работал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Был уволен, не успев защитить кандидатскую диссертацию на тему социологии популярной музыки (причём, как он написал в книге «Гремучие скелеты в шкафу. Восток алеет», выбросил текст диссертации в мусорный ящик).

С 1982 по 1983 годы был гитаристом группы «Звуки Му». Один из учредителей лейбла «General records». Жена Вера, трое детей (Александра, 1998 г. р., Иван, 2002 г.р. и Лидия, 2010 г. р.).

С 2001 года читает лекции по предметам «История индустрии развлечений» и «Музыкальная пресса» на факультете «Продюсирование и менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе» Государственного университета управления.

Вёл мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ.

С середины сентября 2014 года живёт в Таллине.

Артемий Троицкий

Журналистика

Дебют Троицкого как рок-журналиста состоялся в 1967 году, им была написана рецензия на альбом The Beatles «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band», опубликованная в школьном самодельном журнале. Писал о рок-музыке статьи в журнале «Ровесник» в то время, когда рок-музыка была в немилости у властей СССР. Первой такой публикацией стала статья о группе Deep Purple«Пятёрка тёмно-лиловых» в 1975 году. В 1979 году посетил концерты Элтона Джона в Москве для того, чтобы лично почувствовать разницу выступлений этого исполнителя в Европе и в СССР (по его словам незадолго до того он побывал на концерте Элтона Джона в Австрии[источник не указан 276 дней]).

В 1981 году входил в редакцию самиздат-журнала «Зеркало». Его публикации были запрещены в советской прессе с 1983 по 1985 год.

В 1995 году основал и стал первым главным редактором русской версии журнала Playboy. Одновременно сотрудничал с другими изданиями, в том числе с «Новой газетой» (с 1997 года, ведущий рубрики еженедельника «Новая газета. Понедельник», член редакции и автор музыкального приложения «Московский бит»). Музыкальный обозреватель газеты «Moscow Times». В 2000 году начал редактировать колонку «Диверсантъ-Daily» на портале estart.ru, выросшую в отдельный интернет-проект Троицкого «Диверсант-Daily» (в настоящий момент не поддерживается). Является экспертом международного экспертного совета Виртуального продюсерского центра «Record v 2.0».

Является автором и ведущим программы «FM Достоевский» на радиостанции «Финам FM» (до сентября 2010 года - на радио «Эхо Москвы»). Также, на «Эхе», Троицкий выступал в качестве гостя в программе «Особое мнение». В 2010 году между Троицким и заместителем главного редактора радиостанции «Эхо Москвы»Сергеем Бунтманом вышел конфликт из-за песни Noize MC «Мерседес S666», выпущенной в связи с гибелью в ДТП известного акушера В. М. Сидельниковой.

Организация концертов

В конце 1970-х - начале 1980-х годов организовывал подпольные концерты и фестивали советских рок-групп, среди которых были «Машина времени», «Динамик», «Зоопарк», «Кино», А. Башлачёв. Был организатором и членом жюри фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80», благодаря которому группы «Машина времени», «Магнетик бэнд», «Аквариум» и «Автограф»приобрели широкую известность. Был одним из первых, кто заметил талант Василия Шумова и группы «Центр», которым в дальнейшем всячески помогал и опекал.

В конце 1980-х инициировал концертные выступления за пределами СССР таких групп, как «АВИА», «Звуки Му», «Игры»,«Телевизор», «Браво», «Автоматические удовлетворители». В 1994-м организовал фестиваль британской электронной музыки «Britronica» в Москве. C 1999 года организовывает клубные концерты в Москве. Организовывал и патронировал выступления таких групп и исполнителей, как Джули Круз, Fantastic Plastic Machine, StereoTotal, Mouse On Mars, De Phazz, Suicide, Sonic Youth и других, к организации гастролей которых имела отношение московская компания Caviar Lounge. С его подачи в Москве впервые выступила финская группа Eläkeläiset, после чего в России и Финляндии вышел официальный CD-релиз этой группы.

В 2003-2004 годах был председателем жюри международного фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо» в Шушенском (с 2012 года фестиваль называется «Мир Сибири»). Основал с Ириной Щербаковой компанию Caviar Lounge в течение вот уже 10 лет организующую в России концерты зарубежных музыкантов.

Телевидение

До 1986 года вёл, вместе с Янисом Шипкевисом и Юрисом Подниексом, посвящённую видеоклипам передачу «Видеоритмы» на латвийском телевидении.

В 1980-х - 1990-х годах участвовал в создании телепередачи «Программа А», в которой вёл рубрику «Авангард». С 1991 по начало 1994 года работал в ТО «Артель» Российского телевидения, возглавляя отдел музыкальных программ. Был задействован в таких телепрограммах, как «Рок-кафе», «Тишина номер 9», «Музыка в стиле Пепси», «Экзотика», «Программа А», «Росмузимпорт». С 1994 по 1996 год работал на канале «НТВ», где вёл популярную авторскую передачу «Кафе Обломов». В1997 году «Кафе Обломов» выходила на «РТР».

В разные годы вёл на телеканале «Культура» программы «Культтовары» и «Короли песни». В 2004 году делал для Ren-TV передачу «Признаки жизни». В конце 2000-х на «Style TV» вёл передачу «Профессор Троицкий и товарищ Артём».

С 2010 года ведёт телепрограмму «Опыт-рока: год за годом» на интернет-телевидении TVJam.

Музыка

Александр Липницкий упоминает, что первый певческий опыт Артемия Троицкого состоялся в 1986 году в ДК ИАЭ им. Курчатова, когда они вместе с группой Василия Шумова «Центр» исполняли рок-оперу «Артюр Рэмбо». Тогда от смущения рок-мэтр прятался за колонкой.

Артемий Троицкий записал несколько песен в рамках своего собственного проекта «Советское порно». Первой записью был кавер на Аллу Пугачёву (песня «Королева»), записанной с совместно с Романом Белавкиным (Solar X). Вторым треком стала песня «Снег с её волос», записанная с музыкантом Олегом Нестеровым для фильма Down House. Третий трек, «Я подарил тебе весну», был записан совместно с Андреем Самсоновым для сборника, посвящённого памяти Дюши Романова «Мой друг музыкант». С Мишей Вивисектором (The Vivisectors) Артемий Троицкий записал два трека - «Агент 008» и «Ша Пу На На».

0 16 июня 2012, 10:00

Сегодня исполняется 57 лет прославленному рок-журналисту, музыкальному критику, одному из первых пропагандистов рок-музыки в СССР - Артемию Троицкому! Поздравляем!

Артем Кивович Троицкий родился 16 июня 1955 года в Ярославле в семье знаменитого советского историка и политолога Кивы Майданика. Однако все свое детство будущий музыкальный критик провел в Праге, где его родители работали в журнале "Проблемы мира и социализма".

Еще в школе Троицкий увлекся рок-музыкой, а когда ему исполнилось 12 лет, предприимчивый мальчик взялся за создание собственного рукописного журнала о музыке. Тогда-то и состоялся его дебют в качестве рок-журналиста - мальчик написал рецензию на альбом группы The Beatles Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band.

Переехав в Москву, однако, семнадцатилетний юноша решил получить более "основательную" профессию и поступил в Московский экономико-статистический институт, который окончил в 1977 году по специальности "математик-экономист".

Любовь к музыке Троицкий не оставил и, будучи студентом, подрабатывал ди-джеем и два года вел дискотеки в МГУ. Он также продолжил писать рецензии для различных журналов, в том числе для культового издания "Ровесник", для которого он, например, в 1975 году написал статью о группе Deep Purple.

С 1978 по 1983 год работал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Однако был оттуда уволен, не успев защитить кандидатскую диссертацию на тему социологии популярной музыки.

В то время, как рок-музыка была в немилости у властей СССР, Троицкий всеми силами пытался пробить ей дорогу в массы. В конце 70-х-начале 80-х он организовывал подпольные концерты и фестивали молодых советских рок-групп, среди которых были "Машина времени", "Динамик", "Зоопарк", "Кино". Был организатором и членом жюри фестиваля "Весенние ритмы. Тбилиси-80", благодаря которому группы "Машина времени", "Магнетик бэнд", "Аквариум" и "Автограф" приобрели широкую известность. Троицкий стал одним из первых, кто заметил талант Василия Шумова и группы "Центр", которым в дальнейшем всячески помогал и опекал.

Помимо организации концертов, Артемий продолжал заниматься и журналистикой: с 1981 года писал для самиздат-журнала "Зеркало", однако его публикации были запрещены в советской прессе. Троицкий также в 90-е вел англоязычную музыкальную колонку в газете Moscow Times.

В 1987 году в Англии (затем в Америке, Японии и странах Европы) была опубликована его книга "Назад в СССР" об истории советской рок-музыки, которая вышла в нашей стране под названием "Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е..." только в 1991 году. Эта книга вошла в историю, как первая в мире, посвященная русскому року.

Его следующую книгу "Тусовка. Что случилось с советским андеграундом" (1990 год) в России и вовсе запретили, она вышла только в некоторых странах Европы. Затем Троицкий выпустил энциклопедию современных поп-музыкальных терминов "Поп-лексикон", а в 2009-м дополнил издание и перевыпустил под названием Poplex.


Артемий Троицкий с Марианной Максимовской

Троицкий продолжил и успешную карьеру на телевидении: он работал на латвийском ТВ, где вел передачу, посвященную видеоклипам "Видео-ритмы". В 80-х- 90-х годах участвовал в создании телепередачи "Программа А", в которой вёл рубрику "Авангард".

Несмотря на то, что Троицкий с детства сильно заикается - ему удалось стать известным телеведущим. С 1991 года он стал отвечать за все музыкальное вещание российского телевидения, а в 1994 году перешел на канал НТВ, где стал вести популярную авторскую передачу "Кафе Обломов". В 1997 году эта программа в свою очередь "переехала" на "РТР".

Троицкий работает и на радио: с 1990 по 1996 год выпускал авторскую радиопередачу "Ковчег дяди Ко". А с 1997 года вел авторскую радиопередачу "FM Достоевский", которая сейчас выходит на радио "Финам FM".


Артемий Троицкий на "Эхо Москвы"

Благодаря своим связям в интернациональной среде, в конце 80-х Троицкий взялся за организацию концертов советских рок-групп за пределами СССР. А в начале 90-х организовал фестиваль британской электронной музыки "Britronica" в Москве. Артемий рассказал в одном из интервью:

В конце 80-х - начале 90-х годов я был в высшей степени разъездным космополитичным человеком. В Америке, в Англии я проводил довольно много времени и водил дружбу, а также и профессиональные отношения со многими тогдашними шишками, в диапазоне от Ричарда Брэнсона до Руперта Мердока. В общем, был в международном контексте широко известным человеком.


Артемий Троицкий в фильме "Даун Хаус"

В 1995 году Троицкий получил предложение стать первым главным редактором русской версии журнала Playboy. Сам музыкальный критик считает, что в то время был самой подходящей кандидатурой в представлении американских боссов Playboy, несмотря на отсутствие редакторского опыта:

Я был молод, но не слишком, то есть достаточно опытен. Был неплох собой, прекрасно владел английским языком, был человеком трендовым. К тому же, не был чересчур отягощен ни семьей, ни работой. Семья у меня была тогда, скорее, заочная: тогдашняя жена Светлана, проживала, в основном, в Лондоне, а я все-таки большую часть времени был в Москве.

Американские боссы журнала полностью доверили российскую версию Playboy Троицкому, главное для них было это обложки, наличие основных рубрик и "девушки месяца". В остальном Артемия никак не ограничивали. Несмотря на общую тенденцию зарождающего российского глянца - "держаться от политики подальше", Троицкий тем не менее рисковал и делал много интервью с политиками.


Артемий Троицкий в фильме "Глянец"

Параллельно Троицкий сотрудничал и с другими изданиями, в том числе с "Новой газетой" и Moscow Times. Пост главного редактора Playboy Артемий Троийкий покинул в 1999 году.

В том же году Троицкий продолжил организовывать клубные концерты музыкальных коллективов в Москве. Он патронировал выступления таких групп и исполнителей, как Джули Круз, Fantastic Plastic Machine, StereoTotal, Mouse On Mars, De Phazz, Suicide, Sonic Youth и других.


Артемий Троицкий с Анфисой Чеховой

В 1999 году Троицкий издал в Финляндии сборник политических диссидентских комментариев о 1990-х годах в России под названием "Интересные времена". В последующие годы также вышли и другие книги его авторства: "Москва "от зари до зари". Тусоводитель"(2003), "Я введу вас в мир Поп..."(2006), "Гремучие скелеты в шкафу" (часть I - "Запад гниет", часть II - "Восток алеет", 2008) и аудиокнига "Back in the USSR. Подлинная история рока в России" (2009).

С 2001 года Троицкий приобщает и молодое поколение к музыкальной культуре: он читает лекции по предметам "История индустрии развлечений" и "Музыкальная пресса" на факультете "Продюсирование и менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе" Государственного университета управления. Также Троицкий проводит мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ, а с 2011 году читает лекции "Прямая речь" об истории поп-музыки.

Троицкий появлялся и в небольших ролях в российском кино: он сыграл в фильмах "Даун Хаус", "Молоды и счастливы", "Арье", "Дневной Дозор", "Неваляшка", "Глянец" и "Псевдоним для героя".

В середине 2000-х организовал несколько музыкальных лейблов - "Прибой", "Zenith", "Zakat", на которых выпускается малоизвестная в России музыка.


Артемий Троицкий в фильме "Неваляшка"

Троицкий известен своим злостными комментариями и едкой критикой: на него не раз подавали в суд. Сначала экс-майор полиции Николай Хованский, а затем 3 мая 2011 г. Мировой суд Москвы возбудил уголовное дело по статье "Оскорбление" против Артемия Троицкого по заявлению бывшего участника группы "Агата Кристи" Вадима Самойлова. Троицкий в телеэфире назвал Самойлова "дрессированным пуделем", однако суд отклонил иск музыканта, требовавшего миллион рублей.

Однако никакие судебные тяжбы не омрачают жизнь Артемия Кивовича, и он сейчас счастлив во своей семьей: четвертой супругой Верой и детьми - 11-летним Иваном и двухлетней Лидией. У Троицкого есть и 14-летняя дочь Александра от предыдущего брака. Журналист признается, что всеми своими женами старается поддерживать хорошие отношения, а дети его прекрасно ладят между собой.


Артемий Троицкий с женой Верой


С дочкой Александрой

Еще раз сердечно поздравляем!

Источник Slon

Фото Арина Мостовщикова/сайт

Фото Анна Темерина/сайт

Владимир Полупанов: «АиФ» — Артём, говорят, вы теперь редкий гость в Москве, что вас заставило переехать в Таллин? Столица Эстонии стала музыкальной Меккой?

Артемий Троицкий: — В Таллин я переехал со всем семейством, в первую очередь, из-за того, что работы на родине для меня явно не хватает, а в Эстонии мне её предложили. Помимо преподавательской деятельности веду музыкальную радиопередачу, пишу колонки в эстонские газеты. Я по-прежнему являюсь российским гражданином, в Москве и Петербурге бываю каждый месяц. И нахожусь в «листе ожидания». Общаясь с людьми моего профессионального круга, вижу, что все они тоже живут как под дамокловым мечом: боятся увольнения, понижения зарплаты. Так что работать в России стало очень тревожно и зыбко из-за кризиса.

— По вашим ощущениям, каков дальнейший сценарий развития событий в России?

— Наиболее вероятный — что Россия станет страной третьего мира и сырьевым придатком, с одной стороны, Запада, с другой — Китая (как бы сильно раздавшейся географически Саудовской Аравией или Ираном). Это не означает, что народ будет жить обязательно плохо. Страна может быть достаточно богатой, поскольку всё-таки есть нефть, газ, металл, лес, пресная вода и т. д., но не особо передовой, консервативной и отсталой в плане науки и образования, все достижения которой — в прошлом, а не в будущем.

Сценарий, по которому Россия может пережить настоящий рассвет, я могу связать с подъёмом науки, технологий, образования, культуры, экономическими реформами и т. д. Это моя мечта. Но у меня нет уверенности в том, что даже если мы срочно начнём проводить какие-то насущные реформы, то успеем вскочить на подножку последнего вагона уходящего поезда.

— Насколько я понял, в Америке тоже несладко живётся. Вы же сами сказали, что она «многих обманывает ложным благодушием и всеобщим комфортом. А на самом деле там страшно напряжённая жизнь, и за фасадом благополучия — свои дыры».

— Да, в мире нет идеальных мест для жизни. В Америке тоже полно проблем. Я бывал там много раз, пару раз даже работал, а лекции там читаю постоянно. Американский образ жизни мне не очень нравится — он изнурителен. Там существует не номинальный, как было в СССР, а реальный культ труда. И если человек хочет, не имея какой-то денежной подстилки, пожить в своё удовольствие, заниматься творчеством, выключиться из этого гигантского механизма зарабатывания денег, ему там приходится несладко. Для меня до сих пор актуален образ Америки из фильма Чарли Чаплина «Новые времена», где его сперва бросает к конвейеру, а потом засасывает в механизм с шестерёнками.

— С возрастом, как я гляжу, оптимизма у вас сильно поубавилось ?

— Несомненно, я стал пессимистичнее. Главный повод для пессимизма в том, что, глядя на происходящее в мире (не только в России), я вижу, что жизнь в ХХI веке, наша человеческая цивилизация покатились куда-то не в том направлении. Для меня очевидно, что, несмотря на все технологические достижения (Интернет, айфоны и прочее), люди в наше время живут гораздо менее счастливо, гораздо более тревожно, застрессованно, чем они жили, скажем, в 80-е и даже 90-е годы. Это касается и Европы, и США ничуть не меньше, чем России. А поскольку у меня есть дети, меня это беспокоит. Все надежды родителей, естественно, связаны с тем, что их дети будут жить лучше или хотя бы так же весело, как их родители. У меня такого ощущения нет. Напротив, очень тревожно за будущее детей.

— Не произошло ли с вашим поколением (имею в виду не только вас, но и Макаревича, Шевчука, Гребенщикова и т. д.) большой мировоззренческой катастрофы?

— Ты довольно верно это сформулировал, но я бы сказал, что это не столько мировоззренческая катастрофа, сколько личная драма. Я смотрю на это скорее абстрактно, в отличие от Макаревича, Шевчука и БГ . Для меня непонятно и загадочно, как миллионы наших людей, которые на протяжении 40 лет того же Макаревича любили, обожали, пели его песни, причём не по указке сверху, вдруг в одночасье умудрились его возненавидеть и назвать предателем? Песня БГ «Праздник урожая во дворце труда» начинается со строчки: «Сколько мы ни пели — всё равно что молчали». Весь посыл русского рока — свободолюбивый, антивоенный, любите друг друга — куда-то испарился. Можно подумать, что все эти годы люди слушали только песню «Вставай, страна огромная», а не «Новый поворот», «За тех, кто в море» и т. д. И Макаревич, и Шевчук, и Гребенщиков думали, что они, по крайней мере, люди, которых не только слушали, но и слышали, понимали, одобряли. Сейчас, естественно, все эти их упования лежат в руинах. Они переживают очень сильно. Хотя удар держат.

— В общественном сознании вы являетесь музыкальным критиком, ведь именно в этой области вы сделали карьеру. Сегодня эта сфера вам еще интересна или про музыку стало скучно писать, ее анализировать и слушать?

— С полной уверенностью могу сказать, что музыку по-прежнему люблю и слушаю её очень много. В первую очередь, новую. Не зацикливаюсь на любимой музыке моей молодости. Постоянно стараюсь осваивать какие-то новинки. Если говорить о профессии музыкального критика, то я бы сказал, что сейчас она востребована не менее, чем раньше. Но заточена несколько иным образом. Если музыкальная критика раньше предполагала какую-то аналитику или историографию, была более серьезной, то теперь музыкальная критика, это, в первую очередь, навигация по безбрежному пространству музыкального интернета. Поскольку люди в этом пространстве, в том числе, достаточно ушлые меломаны, как правило, теряются, то очень важно, чтобы были гиды-навигаторы, которые каким-то образом могут сориентировать слушателей в этом запутанном и труднопроходимом музыкальном мире. Надо сказать, что большая часть моей профессиональной активности по-прежнему связана с музыкой. У меня три музыкальные радиопрограммы «Стереовуду» в Москве, «Новая музыка для взрослых» (в Таллине) и «Рок-н-ролл вширь и вглубь» (в Санкт-Петербурге). Все три программы музыкальные. Кроме того, я еще не оставил попытки возродить премию «Степной волк». Ну, и бывают иногда публикации на музыкальную тему. Хотя каких-то серьезных статей о музыке я не писал уже давно.

— В университетах Таллина и Хельсинки вы читаете курс лекций, посвященный молодёжным движениям в России — дендизм, декабризм, хипстерство. Большой ли интерес у студентов к теме российских молодёжных движений?

— Один из курсов лекций, который я читаю, озаглавлен так: «Молодежные движения и субкультура России с начала ХIХ по начало ХХI века». И там действительно может быть подзаголовок «От денди и декабристов до гопников и хипстеров». Поскольку студенты — люди молодые, а все эти движения — молодежные, интерес к этим лекциям большой, и проходят они у меня, на удивление, весело.

— Сегодня в России есть, на ваш взгляд, интересные молодежные движения? На мой взгляд, хипстерство — не столько российское, сколько международное явление и больше ориентированное на внешние проявление, чем на проявление духа?

— Согласен, хипстерство — движение не очень интересное и в большей степени внешнее, нежели имеющее внутреннюю философскую подпитку. Довольно декоративное, я бы сказал. Что касается до идеологически мотивированных движений, тут их можно довольно долго перечислять. С одной стороны имеется симпатичное волонтёрское движение. Ребята, которые добровольно помогают людям. Этакие тимуровцы ХХI века. И пропавших людей ищут, и пожары тушат, и о стариках заботятся. Это очень правильное движение. С другой стороны, имеется менее симпатичное движение, как правило, спонсированное сверху — приснопамятные «Наши», «Антимайдан». И тут есть, о чем поговорить.

— Вы согласны, что такое явление, как декабристы, сегодня невозможно в России?

— Это, конечно, вопрос совсем непростой. Изучая и движение декабристов, и движение народовольцев (поскольку оно всё-таки ближе к сегодняшним реалиям и, в том числе,движение молодых марксистов, к коим и Ленин в свое время принадлежал), конечно, обращаю внимание на то, что люди, которым было столько же, а иногда и меньше лет, чем сегодняшним хипстерам, были одержимы совершенно иными идеями и настроены куда более серьезно, чем сегодняшняя молодежь. С чем это связано? Во многом с какой-то общей инфантилизацией общества, причем, не только в России. Отчасти это связано, конечно, с установками общества потребления, которые, конечно же, людей во многом перенастроили с идеалистического на материалистический лад. Кстати, я совершенно не считаю, что люди, в том числе, молодые у нас измельчали настолько, что вообще ничего не могут. Есть у нас сейчас и подвижники, и люди, готовые идти на риск и лишения ради идеи. Другое дело, что они находятся в явном меньшинстве. И общую аморфную массу раскачать пока не в состоянии.

— Я был на прошедшем недавно в Вене «Евровидении» и, честно говоря, сильно удивился, насколько популярен среди европейцев Томас Нойвирт (в женском обличье и с бородой Кончита Вурст). Я-то думал, что эта популярность носит локальный характер. Ну, похихикали и забыли. Ан нет. Он (или она) рекламирует банки, выступает по ТВ, ходит по детским садам и школам Австрии, рассказывая об истории успеха. Как вам кажется, не переборщили ли в данном случае европейцы с толерантностью?

— Если смотреть на всё это объективно, то весь вектор развития сегодняшней западной цивилизации направлен на толерантность, терпимость, в том числе, и по части сексуальной ориентации. Теоретически это верно, поскольку нехорошо ранжировать или сегрегировать людей по принципу их сексуальной ориентации. С другой стороны, и это уже мой субъективный взгляд, я считаю, что пафос, который сейчас имеется в Европе и Северной Америке вокруг гей-движения, излишен. Мне кажется, что, в принципе, тема сексуальной ориентации, также как и тема деликатных заболеваний или вероисповедания, должна оставаться в сфере личного, интимного и не выплескиваться с такой степенью наружу, как это делается сейчас. Мне это не нравится не потому, что я гомофоб или гомофил (смеётся), а просто потому, что я искренне считаю, что никому не должно быть дела до того, какой сексуальной ориентации придерживаются другие люди. Точно так же самим субъектам этой самой сексуальной ориентации, по-моему, совершенно излишне навязывать свою гомо-эстетику всем окружающим. Скажем, когда меня время от времени спрашивают: против я или за так называемые гей-парады, то я отвечаю: по поводу гей-парадов я не понимаю: а) зачем их запрещать? б) зачем их проводить?

Артемий Троицкий с дочкой Фото: www.russianlook.com

— Какие сегодня настроения преобладают в Европе по поводу России? Нас там бояться, ненавидят, уважают?

— Думаю, что в отношении России сантименты очень разные. Во многом это зависит от географии. В Эстонии, где я провожу большую часть времени, отношение к России у эстонского большинства довольно настороженное. Эстония — одна из пограничных стран. Люди, в общем-то, Россию опасаются. Что касается стран южной, западной и центральной Европы, то им до России как особого дела не было, так и нет. Я не встречался с какими-то случаями русофобии. Время от времени присутствую на каких-то конференциях, где собираются ученые, кремленологи, политологи, эксперты, аналитики... вот здесь отношение к России достаточно критичное. Хотя тоже имеются разные подходы. Есть люди, которые считают, что России нужно активно противостоять, поскольку она ведет себя наступательно агрессивно. Есть люди, которые считают, что на Россию можно махнуть рукой, главное -обеспечить целостность приграничных государств и неприкосновенность их границ. Но, в общем и целом, я бы сказал, что отношение к русским людям не изменилось вообще. Гораздо более прохладным и неравнодушным в плохом смысле этого слова стало отношение к российскому государству.

— Замечаете ли вы в себе явные возрастные изменения, не внешние, а внутренние?

— Естественно. Я стал спокойнее и осторожнее в оценках. Сдержанее в речах. И в этом смысле стал, может быть, не столь безбашенным и радикальным, каким был еще до недавнего времени. Отчасти, может быть, судебные иски меня чему-то научили (а всего их было 7 и все в один год — 2011 г.). Отчасти, может быть, и пришедшее с годами помудрение. Хотя я себя чувствую по-прежнему очень молодо. Я, в конце концов, молодой папаша. Младшей дочери Лидии не исполнилось еще и 5 лет. Так что сказать, что я себя чувствую окончательно пожилым человеком, не могу.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то