Арктический совет межправительственный. Арктический совет – нынешнее состояние и перспективы развития. Народы Арктической зоны

Но Россия добилась максимального ограничения их прав

Все больше стран стремятся попасть в Арктический совет, чтобы участвовать в дискуссиях по разработке месторождений в регионе Северного полюса. Организации по защите окружающей среды клеймят позором нефтяную промышленность и требуют введения заповедных зон. Однако добиться отклика не так легко.

Штаб-квартира Арктического совета — в Тромсе

Это была скромная церемония, не вызвавшая большого интереса на международном уровне. Но, по словам главы норвежского МИД Эспена Барта Эйде (Espen Barth Eide), это был «очень важный день в истории Арктики». В середине января члены Арктического совета приняли решение о базировании постоянного секретариата Арктического совета в городе Тромсе, столице норвежского Заполярья. Речь идет о создании постоянного бюро с офисами, штатными сотрудниками и управляющим директором.

Новое «место жительства» организации свидетельствует о растущей роли Арктического совета. Еще одним тому доказательством является тот факт, что ряд стран и организаций ходатайствуют о получении статуса наблюдателя в Совете. Среди них Китай, Евросоюз, Индия, Сингапур, Япония, Италия, организация «Гринпис». Все они хотят оказаться за одним столом, когда будет приниматься решение о будущем региона, который из-за климатических изменений приковал к себе внимание во всем мире.

Изменения климата подгоняют с решениями

Таяние льдов открывает новые пути для торгового судоходства и туризма. Кроме того, появляются лучшие условия для добычи сырья. Согласно оценкам, на севере находится пятая часть всемирных запасов нефти и газа. Обладатели статуса наблюдателя, хотя и не имеют права голоса, могут вносить свои идеи на обсуждение, что не может остаться без внимания.

На заседании Арктического совета в городке Кируна на севере Швеции министры входящих в Совет государств рассмотрели заявки 14 стран на получение статуса наблюдателя. Заседания, которые проводятся раз в два года в председательствующей стране, приобретают все большее значение. Страны отправляют на встречи высокопоставленных дипломатов. Министр иностранных дел США Джон Керри (John Kerry) и его российский коллега Сергей Лавров также на пару часов прилетели в Лапландию.

В состав постоянных участников Совета входят восемь приарктических стран — Россия, Канада, Норвегия, США, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия. Статус постоянных участников имеют и шесть организаций, представляющих интересы коренных народов Арктики.

Германия, Великобритания и некоторые другие страны без особых проблем получили статус наблюдателя сразу после образования Совета в 1996 году. Теперь же решения принимаются более осторожно. Китай подал заявку в 2006, ЕС — в 2008 году. Вопрос принципиальный: приарктические страны предпочли бы остаться наедине друг с другом, в конце концов, большая часть региона находится в их владении. Почему они должны принимать кого-то еще, кто территориально расположен далеко от этого региона?

Сырьевой голод
Кандидаты хотя и не смогут получить каких-либо прав в Арктике, но их интерес очевиден. Испытывающий сырьевой голод Китай жаждет получить доступ к редким ресурсам, находящимся под тающими льдами. Страна также сэкономит миллиардные суммы, если будет отправлять суда в Европу не через Суэцкий канал, а через Северный морской путь, сокращая тем самым расстояние на 6000 км.

В 2010 году четыре корабля прошли этим путем, в прошлом году уже 46 судов, среди которых был и первый китайский корабль — ледокол «Снежный дракон». Похожие расчеты делает и Сингапур, чья роль крупнейшего азиатского порта оказывается под угрозой. ЕС является важным игроком в арктическом рыболовстве и активно принимает участие в исследовании полярного региона. К тому же он несет ответственность за 40% всех вредных выбросов в Арктике.

Члены Совета расходятся во мнении, какое решение принять. Канада с удовольствием приняла бы Китай, но выступает против принятия ЕС из-за его запрета на импорт мяса и меха тюленей. Норвегия негодует из-за того, что Китай ущемляет в правах своих лауреатов Нобелевской премии. Инуиты, саамы или атабаски, больше всех страдающие от изменения климата в регионе, опасаются, что при большем количестве стран-участников в Совете их требования останутся в стороне. Россия, в целом, не хочет видеть новых игроков в Совете. Но кандидатов нельзя игнорировать. Возможно, их следует все же принять, говорит министр иностранных дел Норвегии. «Будет меньше опасность, что они создадут свой собственный клуб», — отметил он.

Пока в Арктике отсутствует коммерческая добыча нефти. Но многие страны получили разрешение на разведывательные работы. В России государственные концерны Газпром и Роснефть готовятся к первому пробному бурению. Компании BP и Exxon Oil проводят первые сейсмические тесты.

Но все же. Климат меняется, а темнота и холод остаются. Условия по-прежнему тяжелые. Стоит ли развивать добычу в Арктике, зависит во многом от цен на сырье. Так, Газпром на протяжении многих лет медлит с разработкой Штокманского месторождения на шельфе Баренцева моря, одного из крупнейших газовых месторождений в мире.

Арктический совет важен не только как форум, в котором страны-участницы отстаивают свои интересы, но и как место, где эксперты делятся знаниями. В Кируне будут представлены многочисленные доклады на различные темы — о многообразии видов, последствиях изменения климата, окислении морей. Основываясь на этих докладах, правительства могут делать выводы. Кроме того, на заседаниях закрепляются договоренности. Первым таким документом стало соглашение о проведении поисково-спасательных операций, принятое в 2011 году. Оно ориентировано на работников нефтяной отрасли и тысячи туристов, которые в поисках приключений отправляются на кораблях в пролив между Гренландией и Шпицбергеном.

Министры обсудили договор о готовности к реагированию на нефтяное загрязнение арктических морей. Страны должны достичь соглашения об информировании друг друга в аварийных ситуациях и, в случае необходимости, оказывать помощь друг другу. «Гринпис», получив проект этого документа, был шокирован. «Расплывчатые формулировки» договора оказались бы в случае крупной катастрофы недостаточными для принятия мер, утверждают защитники окружающей среды. Не указываются ни необходимое оборудование, ни методы для устранения утечек в буровых скважинах, ни действия при разливе нефти.

Стороны лишь призывают друг друга к созданию на государственном уровне эффективной системы по реагированию на аварии. Но это лишь пожелания. Пробелы в договоре представители «Гринпис» объясняют тем, что нефтяная промышленность задействована в разработке месторождений.

Организация, запустившая два года назад кампанию «Спасите Арктику!», действует более решительно, чем Всемирный фонд дикой природы, являющийся членом Арктического Совета и придерживающийся стратегии постепенного развития в регионе. «Гринпис» же настаивает на введении заповедных зон в Арктике, в которых будет запрещена разработка каких-либо месторождений, наподобие того, как было сделано в Антарктике.

Министры иностранных дел стран-членов Арктического совета приняли историческое решение наделить статусом наблюдателей шесть новых государств - Китай, Индию, Японию, Южную Корею, Сингапур и Италию. Таким образом, теперь их всего 12.

Из членов совета Россия была изначально против, но после многочасовых споров сложился консенсус и Москва решила его не разрушать.

Аналогичные запросы организаций, наиболее известной из которых является «Гринпис», были отклонены. Вопрос о статусе Евросоюза, вызвавший серьезные нарекания со стороны ряда стран, включая РФ, было решено рассмотреть позже. Дополнительные заявки других государств, желающих приобщиться к арктическому клубу, будут рассмотрены не раньше чем через два года, когда состоится следующая такая встреча.

Неожиданное единодушие членов Арктического совета по столь чувствительному вопросу о расширении числа наблюдателей объясняется вторым важным решением, принятым накануне. Глава МИД РФ Сергей Лавров и его коллеги сделали все, чтобы максимально оградить Арктику от притязаний амбициозных новичков. Для этого они одобрили «Руководство для наблюдателей», инициатором которого, по сведениям газеты, стала Россия. По сути, этот документ дозволяет наблюдателям только сидеть и слушать.

Если бы Россия убедила совет отказать странам-претенденткам на статус наблюдателя, как хотела сначала, то могла бы в конце концов проиграть по-крупному. Недовольные оппоненты грозили создать организацию, альтернативную Арктическому совету, чтобы превратить регион в «общечеловеческое достояние» наподобие Антарктиды. Такой результат, достигнутый через Генассамблею ООН, был бы крайне невыгоден Москве.

Так что в итоге она пошла по пути наименьшего сопротивления и получила гораздо более устраивающий итог: формально страны, подавшие заявки, не обижены, но их наблюдательские права сводятся к минимуму.

Источники: www.inosmi.ru, www.newsru.com

Арктический совет (АС) - учрежден 19 сентября 1996 г. в Оттаве (Канада) восемью арктическими государствами : Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией и Швецией.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен шести организациям коренных народов - Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов.

Согласно учредительной Декларации статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также неправительственные организации. В настоящее время наблюдателями являются 12 государств - Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Сингапур - и 20 международных и неправительственных организаций.

Совет создан как межправительственный "форум высокого уровня" для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера. Специально оговорено, что АС не занимается вопросами военной безопасности.

Высшим органом совета является министерская встреча (как правило, на уровне министров иностранных дел), которая проводится раз в два года. Председательство в совете двухгодичное на основе ротации. Россия была председателем АС в 2004-2006 гг. На министерской встрече, состоявшейся 24 апреля 2015 года в г.Икалуите (Канада), пост председателя перешел от Канады к США . В 2017 г. председательство перейдет к Финляндии.

Текущими вопросами деятельности совета и подготовкой министерских встреч занимаются старшие должностные лица АС (официальные представители государств-членов АС), которые проводят заседания не реже двух раз в год.

АС зародился на основе т.н. процесса Рованиеми (финский город, в котором был дан старт развитию международного сотрудничества по охране окружающей среды Арктики). Отсюда - в деятельности совета доминируют вопросы природоохранного сотрудничества. В АС 6 тематических рабочих групп: арктического мониторинга и оценки (АМАР), предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации (EPPR), сохранения арктической флоры и фауны (CAFF), защиты арктической морской среды (РАМЕ), устойчивого развития (SDWG), борьбы с источниками загрязнения в Арктике (АСАР).

Под эгидой АС сегодня осуществляется около 80 проектов в области изменения климата, экологии, экономики, культуры, здравоохранения, предотвращения чрезвычайных ситуаций, защиты интересов коренных народов Севера.

В 2013 г. учрежден постоянный Секретариат АС (г.Тромсё, Норвегия) , который оказывает административную поддержку развитию международного сотрудничества под эгидой АС.

В рамках АС подписано два межправительственных соглашения: в 2011 году - о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике , в 2013 году - о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике.

В 2014 году начато финансирование по линии Инструмента поддержки проектов АС (совместный фонд финансирования природоохранных проектов преимущественно на территории России).

В сентябре 2014 г. был учрежден Арктический экономический совет (АЭС) в качестве независимой организации деловых кругов арктических государств. В его состав входит по 3 представителя от государств-членов и постоянных участников АС. От России в АЭС участвуют представители ТПП, «Роснефти» и «Совкомфлота» на уровне вторых лиц.

Очередная девятая министерская встреча АС состоялась 24 апреля 2015 года в г.Икалуите (Канада). На ней, наряду с политической декларацией, принят межправительственный документ - «Рамочный план сотрудничества в сфере предупреждения загрязнения морских районов Арктики нефтью в результате нефтегазовой деятельности и судоходства» и «Рамочный документ АС о действиях по сокращению выбросов черной сажи и метана». Кроме того, принято решение о переезде Секретариата коренных народов из Копенгагена (Дания) в Тромсё (Норвегия) и его вхождении в Секретариат АС в качестве независимой структуры, а также о создании в рамках АС ряда новых экспертных и целевых групп в интересах расширения сферы арктического сотрудничества. На встрече в Икалуите рассмотрение заявок претендентов, включая ЕС, на получение статуса наблюдателя в АС было отложено до министерской встречи в 2017 году, а старшим должностным лицам поручено разработать предложения по оптимизации участия наблюдателей в деятельности Совета.111

(АС) — межправительственный "форум высокого уровня" для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера.

Арктический совет был учрежден 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) восемью арктическими государствами: Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией и Швецией.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" (участие в обсуждении всех вопросов, но без права голоса) был предоставлен шести организациям коренных народов: Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов.

Согласно учредительной Декларации статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также неправительственные организации. В настоящее время наблюдателями являются 12 государств — Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Сингапур, и 20 международных и неправительственных организаций.

Высшим органом АС является министерская встреча (как правило, на уровне министров иностранных дел), которая проводится раз в два года. Председательство в совете двухгодичное на основе ротации. Россия была председателем АС в 2004-2006 годах. На министерской встрече, состоявшейся 24 апреля 2015 года в городе Икалуите (Канада), пост председателя перешел от Канады к США.

В 2017 году председательство перейдет к Финляндии.

Текущими вопросами деятельности Совета и подготовкой министерских встреч занимаются старшие должностные лица АС (официальные представители государств-членов АС), которые проводят заседания не реже двух раз в год.

Арктика - загадочная часть нашей планеты. Ее "шапка" из снега и льда скрывает много неизведанного. Эта территория огромна, важна в жизни всей планеты. Для решения вопросов, связанных с Арктикой, международным сообществом в 1996 году был основан Арктический совет (Arctic Council).

Для чего создана организация?

Проблемы мирового масштаба должны решаться совместными усилиями всех государств. Именно по этой причине в 1994 году Финляндией была выдвинута идея о создании Арктического совета стран, чьи территории включают в себя и этот северный регион. Первая Парламентская Конференция, посвященная проблемам Арктики и призывавшая объединиться арктические государства, состоялась годом ранее, в 1993 году в Рейкьявике по инициативе Финляндии. Официальным годом создания Арктического совета считается 1996 год. Целью создания такой организации является содействие сотрудничеству, координация взаимодействия между Арктическими странами, исконными народами и другими жителями регионов Арктики, защита окружающей среды и развитие этого особенного региона планеты.

Найти общий язык в решении многих очень сложных вопросов - задача участников, членов и наблюдателей международного Арктического форума. Кстати, именно формат форума был выбран для такой деятельности. Он дает возможность открытого обсуждения и поиска решений общими усилиями, позволяет работать всем участникам без конфронтации на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Осознание общих интересов - основа работы Союза.

Совет Арктических государств, как официальная международная организация, был впервые собран в 1996 году. Тогда же 19 сентября была принята так называемая Оттавская Декларация - основной документ об учреждении Арктического совета. Там прописаны цели, с какими создается Совет, его состав, постоянные участники, статус наблюдателей - стран, не являющихся арктическими регионами, принципы, на которых основана деятельность форума. В составе Арктического совета находятся страны приарктического региона:

  • Королевство Дания;
  • Исландия;
  • Канада;
  • Королевство Норвегия;
  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Финляндская республика;
  • Королевство Швеция.

Эти государства составляют большую Арктическую восьмерку (А8). Участие добровольное. Решение вопросов требует совместной работы всех государств, которые имеют территории в Арктике.

Для чего создана организация?

Основные правила и тезисы работы Арктического совета прописаны в Декларации, принятой на первом заседании в 1996 году. Совет работает ради целей:

  • обеспечивать благополучие резидентов Арктики;
  • воплощать в жизнь идею устойчивого развития региона;
  • защищать природный комплекс региона.

Каждое заседание Арктического совета - это форум высокого уровня, на котором обсуждается выполнение поставленных задач и определяются планы на будущее. Деятельность Совета в рамках его рабочих групп носит научный и исследовательский характер. Специалисты разных областей из разных стран проводят исследования, мониторинги, делают выводы по полученным результатам и составляют резолюции, касающиеся многих сфер жизнедеятельности человека как в Арктике, так и во всем мире.

Особая работа проводится экспертными группами. Она сводится к международным релизам, дающим рекомендации по решению многих вопросов.

Международный Арктический совет - это комплекс взаимодействующих сторон. Из их числа стран-участниц в соответствии с установленным порядком, назначается Председатель сроком на 2 года. В 2017-2019 году Председателем Арктического совета является Финляндия, сменившая США.

Форум включает в себя сотрудничество с постоянными участниками, которые являются представителями коренных народов приарктических регионов. Официально они зарегистрированы, как члены Арктического совета:

  • Алеутская международная ассоциация.
  • Арктический совет атабасков.
  • Инуитская циркумполярная конференция.
  • Международный совет гвичинов.
  • Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  • Союз саамов.

Роль постоянных участников заключается в широком обсуждении и принятии решений вопросов форума, поддержании интересов коренных народов приарктических регионов.

Широкий спектр вопросов решает Арктический совет. Наблюдатели этого международного форума, согласно декларации 1996 года, могут быть избраны и из числа стран, не входящих в приарктическую зону. Это могут быть всемирные, межправительственные, неправительственные, межпарламентские, региональные организации, которые участвуют в деятельности рабочих групп. Такими наблюдателями являются:

  • Арктическая программа Всемирного фонда дикой природы.
  • Всемирная ассоциация пастухов северного оленя.
  • Всемирная метеорологическая организация (ВМО).
  • Всемирный союз охраны природы.
  • Комиссия ОСПАР.
  • Консультативный комитет по защите морей.
  • Конференция парламентариев Арктических стран.
  • Международный комитет Красного Креста.
  • Международный совет по исследованию моря.
  • Национальное географическое общество.
  • Организация Oceana.
  • Программа ООН по окружающей среде.
  • Программа развития ООН.
  • Северный совет.
  • Северный форум.
  • Университет Арктики.

С интервалом в два года проводятся Заседания Совета Арктики, в котором участвуют министры иностранных дел государств Совета. Один раз в шесть месяцев собирается и работает Комитет старших должностных лиц Совета, состоящий из послов Министерств Иностранных дел стран-участниц А8.

В 2013 году был создан Секретариат Арктического совета. Целью создания административного органа были:

  • обеспечение административного потенциала;
  • поддержание институциональной памяти;
  • расширение информационно-разъяснительной деятельности;
  • предоставление грамотной поддержки во всех сферах работы Арктического совета.

Помимо рабочих мероприятий, проводятся различные конкурсы для молодежи, талантливых людей. Тематика такого творческого направления деятельности Совета различна, но неизбежно подчинена одной сфере - Арктике.

У Арктического совета нет программного бюджета, он не является коммерческой организацией. Все программы, которые воплощаются в жизнь при помощи данной организации, финансируются приарктическими государствами, а так же другими странами при желании и необходимости. Создаваемые документы, резолюции, принимаемые Советом, носят характер рекомендаций, а вот исполнять их или нет, зависит о желания и возможности стран-участниц и стран-членов. Отдельным пунктом в Оттавской декларации указывается, что Арктический совет не занимается вопросами военной безопасности. Это исключительно мирная организация, деятельность которой направлена на созидание, а не на разрушение или конфронтацию.

Каждому направлению - своя команда

Каждая встреча Арктического совета проводится в виде форума, а его решения - это единое мнение, достигнутое путем консенсуса между и странами-участницами. Основной функционал этой международной организации - рабочие группы по шести направлениям:

  • Рабочая группа по устранению загрязнения в Арктике (ACAP). Осуществляет поддержку деятельности государств, связанной с сокращением вредных выбросов и загрязняющих веществ.
  • Рабочая группа по реализации Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP). Проводит наблюдение, систематизацию экосреды Арктики для предупреждения изменений климатических условий.
  • Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF). Основная сфера работы - сохранение арктического биоразнообразия.
  • Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR). Осуществляет защиту Арктики от угрозы или воздействия вредных и радиоактивных веществ.
  • Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME). Координационная работа Арктического совета, в области защиты и рационального использования морской среды природной зоны.
  • Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG). Основной темой работы имеет улучшение условий жизни коренного населения Арктики, а так же обеспечение стабильности развития данного региона.

Помимо основных рабочих групп, при необходимости создаются группы для решения конкретных актуальных задач. Например, в 2016-2017 годах работает Экспертная группа по Рамочному документу для действий в области активизации сокращения выбросов черной сажи и метана. Именно экспертные объединения в рамках Арктического Света позволяют конкретнее увидеть проблему и искать пути ее решения совместными усилиями по результатам, полученными экспертами. В ходе работы форума открываются все новые вопросы, требующие поиска решений. Эксперты и приглашенные докладчики, ученые и наблюдатели высказывают свое мнение по поставленным вопросам, предлагают те или иные способы решения определенных проблем. На заседании рабочих, экспертных и целевых групп широко используются мультимедийные возможности, интерактивные способы подачи информации.

Климат

Особое внимание страны Арктического совета уделяют климату этого особенного региона. Основная проблема - загрязнение Арктики и глобальное потепление. Эти негативные факторы сказываются повсеместно - на всей планете в целом и на жизни коренных народов приарктических стран. Рабочей группой Совета делается вывод о том, что таяние ледников Арктики происходит быстрее и масштабнее, чем это предполагалось. Как следует из выводов экспертной группы, в ближайшие полстолетия в летние месяцы лед будет практически полностью сходить, что негативно скажется не только на арктическом и приарктическом регионах, но и на всем Земном шаре.

Арктический совет призывает международное сообщество совместными усилиями остановить глобальное потепление, изменение климата и загрязнение региона. Разрабатываются концепции по решению конкретных проблем экологии и климата специальные экспертные и целевые группы Совета. Некоторые решения, предлагаемые экспертными и рабочими группами в тех или иных вопросах, предполагают разные варианты развития событий, даже неожиданные и стремительные. Обмен концепциями адаптации к изменению климата проводится на заседаниях Совета, рабочих групп и размещается на обучающих сайтах и социальных интернет-площадках.

Океан

С Северным Ледовитым океаном деятельность Арктического совета тоже тесно связана. Несколько глобальных проектов реализуется под эгидой этого международного форума. Рабочие группы проводят регулярный мониторинг состояния северного масштабного водохранилища, качества его воды, влияния человечества и его жизнедеятельности на арктический океан. Особо остро стоят вопросы по таянию ледников, загрязнению снежного и ледяного покровов пылью и сажей, выбрасываемыми в атмосферу планеты.

Совет стран Арктики проводит научные исследования изменения состава океанических вод из-за диоксида углерода, концентрация которого постоянно повышается в результате промышленной деятельности человека.

Областью работы Совета является и морское судоходство, перспективы его развития, проработка маршрутов, сохранение флоры и фауны океанических вод.

Биоразнообразие

Арктика - удивительное место, где в экстремальных погодных условиях обитает множество видов животных и птиц, морских и океанических обитателей, а так же огромное количество растений суши и моря. Арктический совет в своей деятельности активно поддерживает стремление сохранять флору и фауну Арктики и приарктических регионов, не нарушая природный баланс деятельностью человека. Особое внимание Совета привлекает вызванное изменением климата распространение в северные регионы более южных видов растений и животных, а так же возникновение новых болезней и мутаций. Опасность представляет и возможное на фоне потепления несовпадение биологических процессов разных взаимозависимых организмов и, как следствие, их гибель.

Изменение криосферы, исчезновение Арктических видов флоры и фауны - потенциальная опасность уже существующих процессов в климате планеты, а также деятельности человека. Отдельным вопросом выделена проблема сохранения популяции белых медведей и арктических волков.

Народы Арктической зоны

Особая сфера работы, которую проводит Арктический совет, - жители этого северного региона. Условия жизни позволили сохраниться традиционным промыслам и ремеслам коренных народов приарктических регионов. По некоторым оценкам, на территории Арктики проживают порядка 400 миллионов человек - коренное население, переселенцы, ученые, промысловики.

Особого внимания достойны экономические связи приарктических регионов, их взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Приоритет работы Арктического совета в отношении народов Арктики - развитие всех регионов этого участка планеты как в экономическом, так и в социальном плане. Рабочими группами не упускаются из вида даже бытовые моменты, такие, как водоснабжение и обустройство канализации с системами очистки, здоровье людей, и даже профилактика самоубийств среди членов общин северных народов.

Достижения

Масштабные проблемы, решение которым ищут страны-участницы и наблюдатели Арктического совета, касаются всего современного сообщества. Юридические соглашения, которые подписываются в рамках данной организации, касаются климатических изменений, проведения спасательных операций, развития и сохранения фауны и флоры региона, поддержание социальной и экономической жизни коренных народов приарктического региона. Кстати, первое соглашение, получившее статус юридического документа, а не рекомендательного письма, было подписано арктической восьмеркой в 2011 году. Оно носит название "Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике", а инициатором его выступила Россия.

Арктический совет работает уже 20 лет. За эти годы было проведена огромная научно-исследовательская работа, касающаяся различных тем, актуальных для Арктики и приарктического региона: изменения климатических условий, загрязнения снегов, льдов и вод Арктики, судоходства, безопасности, поиска и помощи, туризма, растительного и животного мира региона, национального содружества и сохранения самобытности коренного населения.

Мир и стабильность, добрая воля и соблюдение международного права - вот принципы работы Арктического совета.

Эмблема Арктического совета

Арктический совет члены наблюдатели

Арктический совет - международная организация, призванная содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов.

История

В 1989 году по инициативе правительства Финляндии в Рованиеми арктические государства встретились для обсуждения вопросов охраны окружающей среды в Арктике . Результатом встречи стало создание в 1991 году Стратегии защиты окружающей среды Арктики . Реализация данной стратегии показала наобходимость более тесного сотрудничества стран Арктики, что в 1996 году привело к созданнию по инициативе Канады Арктического совета.

Один из главных приоритетов Постоянного комитета состоял в том, чтобы первоначально поддержать учреждение Арктического совета. 19 сентября 1996 была основана новая организация, представляющая восемь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейский парламент. С тех пор Комитет работал активно, чтобы способствовать работе Совета. Комитет участвует во встречах Арктического совета как наблюдатель.

Встречи и конференции

14 мая 2011 года заседание Арктического совета состоялось в Нууке (Гренландия). На нём все восемь стран, входящих в совет, подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении .

С 29 по 30 марта 2017 г. в Архангельске прошел Международный арктический форум «Арктика - территория диалога» , который регулярно проводится с 2010 года и является крупнейшей площадкой для совместного обсуждения с зарубежными партнерами актуальных проблем и перспектив развития Арктического региона . В рамках программы форума выступали представители стран-участниц Арктического совета - министр иностранных дел Дании Андерс Самуэльсен , министр иностранных дел Исландии Гудлёйгур Тор Тордарсон , министр иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде , спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров , губернатор Архангельской области Игорь Орлов и представители других заинтересованных стран и регионов .

В марте 2017 года на полях форума «Арктика - территория диалога» в Архангельске прошло заседание российско-китайской межправительственной комиссии под председательством вице-премьеров России и Китая Дмитрия Рогозина и Ван Яна . В результате было принято решение о проведении в Пекине презентации проекта строительства глубоководного порта Архангельск, чтобы привлечь новые инвестиции и повысить заинтересованность китайской стороны .

Проект строительства глубоководного хаба включен в «Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года» . Согласно проекту, новый порт позволит сформировать более привлекательный маршрут экспортных и импортных грузопотоков в направлении Европы, Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь Китая) , а также обеспечит новый независимый выход крупнотоннажных судов в Мировой океан на этих направлениях . Формирование грузовой базы в первую очередь ожидается за счет переориентации грузопотоков из портов Прибалтики , создания потока «нишевых» грузов, обслуживания дополнительных грузопотоков за счет роста производства промышленных предприятий регионов тяготения глубоководного порта (в частности, Северо-Западного региона и Урала) .

Стратегическим партнером проекта является китайская компания Poly International Holding . Управляющей компанией по строительству порта выступает ТПУ Архангельск .

В январе 2018 года в г. Тромсё состоялась международная научно-практическая конференция «Арктические рубежи», в которой приняли участие более 3000 представителей из 35 стран мира. Участники конференции обсудили вопросы использования ресурсного потенциала северных морей и укрепления сотрудничества полярных регионов разных государств мира.

Постоянный комитет парламентариев арктической области, ответственный за работу между конференциями, начал работу в сентябре 1994 года. Первая парламентская конференция относительно арктического сотрудничества была проведена в Рейкьявике (Исландия) в 1993 году. Следующие арктические парламентские конференции были проведены в Йеллоунайфе (Канада), Салехарде (Россия), Рованиеми (Финляндия), Тромсё (Норвегия), Нууке (Гренландия), Кируне (Швеция), Фэрбенксе (США) и Европейском парламенте в 2010 году. Девятая Конференция в Брюсселе 13-15 сентября 2010 года, сосредоточилась на следующих главных темах:

  • жизнеспособное управление живущими ресурсами в Арктике;
  • образование и исследование - продолжение Международного полярного года ;
  • тающий лёд - последствия.

Департамент полярных регионов британского министерства иностранных дел опубликовал доклад, в котором сообщается о намерении Великобритании занять лидирующие позиции в Арктике среди стран, не входящих в Арктический совет. В частности, авторы данного доклада подчеркивают, что в сферу интересов соединенного Королевства входит научная деятельность, защита экологии, будущие торговые морские пути и развитие энергетической инфраструктуры.

11 апреля 2018 года в Мурманске состоялась 8 международная конференция «логистика в Арктике», в которой приняли участие специалисты России, Норвегии и Японии. Участники конференции обсудили основные направления развития Северного морского пути, а также вопросы расширения приграничного сотрудничества и организации транспортно-логистических операций на шельфе Арктики.

Участники

В Арктический совет входят семь приарктических стран и Швеция :

  • Дания
  • Исландия
  • Канада
  • Норвегия
  • Россия
  • США
  • Финляндия
  • Швеция

Специальный статус постоянных участников , дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического Совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики.

Страны-наблюдатели

Международные организации - наблюдатели

Неправительственные организации - наблюдатели

Председательство

1996-1998 - Канада.

1998-2000 - США.

2000-2002 - Финляндия.

2002-2004 - Исландия.

2004-2006 - Россия.

2006-2008 - Норвегия.

2009-2011 - Дания.

2013-2015 - Канада (в мае 2013 г. пост председателя уже во второй раз приняла Канада, поскольку к 2013 г. каждый член Совета успел побыть председателем ровно один срок).

2015-2017 - США.

2019-2021 - Исландия.

2021-2023 - Россия.

См. также

Примечания

  1. Арктический совет. Досье (неопр.) . ТАСС (11 мая 2017). - «История организации началась в 1989 г., когда представители восьми арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция) по инициативе финского правительства встретились в г. Рованиеми (Финляндия) для обсуждения вопросов защиты окружающей среды в Арктике.». Дата обращения 7 мая 2019.
  2. Иван Паничкин. Арктический совет – текущее состояние и перспективы развития (неопр.) . Морские вести России №11 (2013) . Издательство «Морские вести России» (2013). - «Спустя несколько лет, в 1989 г., арктические государства начали «процесс Рованиеми», приведший в 1991 г. к созданию Стратегии защиты окружающей среды Арктики.». Дата обращения 14 июня 2019.
  3. Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества. Т. 1. (неопр.) . М.: Аспект Пресс, 2013. ISBN 978–5–7567–0719–9.. - «Арктический совет - международная региональная структура, созданная по инициативе Канады в 1996 году. Стр.76».
  4. Россия заключила договор о сотрудничестве с приарктическими странами // Информационный портал фонда «Русский мир ». - 14 мая 2011. (Проверено 16 мая 2011)
  5. , ТАСС
  6. Арктический форум в Архангельске собрал на своей площадке более 2400 участников . Дата обращения 19 сентября 2018.
  7. Глава МИД Дании: в Арктике надо избегать конфронтации (рус.) , РИА Новости (20170329T1127+0300Z). Дата обращения 19 сентября 2018.
  8. Исландия нацелена на расширение взаимодействия с Россией в Арктике (рус.) , Interfax.ru (26 марта 2017). Дата обращения 19 сентября 2018.
  9. Глава МИД Норвегии впервые за 3 года посетит Россию в рамках форума «Арктика - территория диалога» (англ.) . portnews.ru. Дата обращения 19 сентября 2018.
  10. В рамках проведения Форума «Арктика - территория диалога» глава МИД Норвегии впервые за 3 года посетит Россию (рус.) , Interfax.ru (22 февраля 2017). Дата обращения 19 сентября 2018.
  11. Путин прибыл в Архангельск для участия в форуме "Арктика - территория диалога" (рус.) , Interfax.ru (30 марта 2017). Дата обращения 19 сентября 2018.
  12. Дмитрий Рогозин и Ван Ян обсудили развитие российско-китайских отношений · Новости Архангельска и Архангельской области. Пресс-центр Правительства Архангельской области (неопр.) . dvinanews.ru. Дата обращения 19 сентября 2018.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то