Арктический совет международная организация. Арктический совет: история создания, деятельность. Области, которые требуют наибольшего внимания в процессе реализации программы устойчивого развития

Один из главных приоритетов Постоянного комитета состоял в том, чтобы первоначально поддержать учреждение Арктического совета. 19 сентября 1996 была основана новая организация, представляющая восемь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейский парламент. С тех пор Комитет работал активно, чтобы способствовать работе Совета. Комитет участвует во встречах Арктического совета как наблюдатель.

14 мая 2011 года заседание Арктического совета состоялось в Нууке (Гренландия). На нём все восемь стран, входящих в совет, подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении .

Планируется, что на одном из следующих заседаний совета будет подписано Соглашение о предотвращении разливов нефти в Арктике .

Конференции

Постоянный комитет парламентариев арктической области, ответственный за работу между конференциями, начал работу в сентябре 1994 года. Первая парламентская конференция относительно арктического сотрудничества была проведена в Рейкьявике (Исландия) в 1993 году. Следующие арктические парламентские конференции были проведены в Йеллоунайфе (Канада), Салехарде (Россия), Рованиеми (Финляндия), Тромсё (Норвегия), Нууке (Гренландия), Кируне (Швеция), Фэрбенксе (США) и Европейском парламенте в 2010 году. Девятая Конференция в Брюсселе 13-15 сентября 2010 года, сосредоточилась на следующих главных темах:

  • жизнеспособное управление живущими ресурсами в Арктике;
  • образование и исследование - продолжение Международного полярного года ;
  • тающий лёд - последствия.

Участники

В Арктический совет входят восемь приарктических стран :

Специальный статус постоянных участников , дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического Совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики.

Страны-наблюдатели

  • Великобритания Великобритания
  • Германия Германия
  • Испания Испания
  • Италия Италия
  • КНР КНР (временный статус до следующего совещания министров)
  • Республика Корея Республика Корея (временный статус до следующего совещания министров)
  • Нидерланды Нидерланды
  • Польша Польша
  • Франция Франция
  • Япония Япония
  • Индия
  • Сингапур Сингапур

Международные организации - наблюдатели

Неправительственные организации - наблюдатели

Председательство

1996-1998 председатель - Канада.

1998-2000 - Соединённые Штаты Америки.

2004-2006 - Россия.

С 2006 председатель - Норвегия.

До 2011 года председателем совета была Дания.

В мае 2013 г. пост председателя приняла Канада (уже во второй раз, поскольку к 2013 г. каждый член Совета успел побыть председателем ровно один срок). В 2015 году её сменили США.

См. также

Ссылки

  • - официальный сайт Арктического совета (англ.) (Проверено 16 мая 2011)
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.

Но Россия добилась максимального ограничения их прав

Все больше стран стремятся попасть в Арктический совет, чтобы участвовать в дискуссиях по разработке месторождений в регионе Северного полюса. Организации по защите окружающей среды клеймят позором нефтяную промышленность и требуют введения заповедных зон. Однако добиться отклика не так легко.

Штаб-квартира Арктического совета — в Тромсе

Это была скромная церемония, не вызвавшая большого интереса на международном уровне. Но, по словам главы норвежского МИД Эспена Барта Эйде (Espen Barth Eide), это был «очень важный день в истории Арктики». В середине января члены Арктического совета приняли решение о базировании постоянного секретариата Арктического совета в городе Тромсе, столице норвежского Заполярья. Речь идет о создании постоянного бюро с офисами, штатными сотрудниками и управляющим директором.

Новое «место жительства» организации свидетельствует о растущей роли Арктического совета. Еще одним тому доказательством является тот факт, что ряд стран и организаций ходатайствуют о получении статуса наблюдателя в Совете. Среди них Китай, Евросоюз, Индия, Сингапур, Япония, Италия, организация «Гринпис». Все они хотят оказаться за одним столом, когда будет приниматься решение о будущем региона, который из-за климатических изменений приковал к себе внимание во всем мире.

Изменения климата подгоняют с решениями

Таяние льдов открывает новые пути для торгового судоходства и туризма. Кроме того, появляются лучшие условия для добычи сырья. Согласно оценкам, на севере находится пятая часть всемирных запасов нефти и газа. Обладатели статуса наблюдателя, хотя и не имеют права голоса, могут вносить свои идеи на обсуждение, что не может остаться без внимания.

На заседании Арктического совета в городке Кируна на севере Швеции министры входящих в Совет государств рассмотрели заявки 14 стран на получение статуса наблюдателя. Заседания, которые проводятся раз в два года в председательствующей стране, приобретают все большее значение. Страны отправляют на встречи высокопоставленных дипломатов. Министр иностранных дел США Джон Керри (John Kerry) и его российский коллега Сергей Лавров также на пару часов прилетели в Лапландию.

В состав постоянных участников Совета входят восемь приарктических стран — Россия, Канада, Норвегия, США, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия. Статус постоянных участников имеют и шесть организаций, представляющих интересы коренных народов Арктики.

Германия, Великобритания и некоторые другие страны без особых проблем получили статус наблюдателя сразу после образования Совета в 1996 году. Теперь же решения принимаются более осторожно. Китай подал заявку в 2006, ЕС — в 2008 году. Вопрос принципиальный: приарктические страны предпочли бы остаться наедине друг с другом, в конце концов, большая часть региона находится в их владении. Почему они должны принимать кого-то еще, кто территориально расположен далеко от этого региона?

Сырьевой голод
Кандидаты хотя и не смогут получить каких-либо прав в Арктике, но их интерес очевиден. Испытывающий сырьевой голод Китай жаждет получить доступ к редким ресурсам, находящимся под тающими льдами. Страна также сэкономит миллиардные суммы, если будет отправлять суда в Европу не через Суэцкий канал, а через Северный морской путь, сокращая тем самым расстояние на 6000 км.

В 2010 году четыре корабля прошли этим путем, в прошлом году уже 46 судов, среди которых был и первый китайский корабль — ледокол «Снежный дракон». Похожие расчеты делает и Сингапур, чья роль крупнейшего азиатского порта оказывается под угрозой. ЕС является важным игроком в арктическом рыболовстве и активно принимает участие в исследовании полярного региона. К тому же он несет ответственность за 40% всех вредных выбросов в Арктике.

Члены Совета расходятся во мнении, какое решение принять. Канада с удовольствием приняла бы Китай, но выступает против принятия ЕС из-за его запрета на импорт мяса и меха тюленей. Норвегия негодует из-за того, что Китай ущемляет в правах своих лауреатов Нобелевской премии. Инуиты, саамы или атабаски, больше всех страдающие от изменения климата в регионе, опасаются, что при большем количестве стран-участников в Совете их требования останутся в стороне. Россия, в целом, не хочет видеть новых игроков в Совете. Но кандидатов нельзя игнорировать. Возможно, их следует все же принять, говорит министр иностранных дел Норвегии. «Будет меньше опасность, что они создадут свой собственный клуб», — отметил он.

Пока в Арктике отсутствует коммерческая добыча нефти. Но многие страны получили разрешение на разведывательные работы. В России государственные концерны Газпром и Роснефть готовятся к первому пробному бурению. Компании BP и Exxon Oil проводят первые сейсмические тесты.

Но все же. Климат меняется, а темнота и холод остаются. Условия по-прежнему тяжелые. Стоит ли развивать добычу в Арктике, зависит во многом от цен на сырье. Так, Газпром на протяжении многих лет медлит с разработкой Штокманского месторождения на шельфе Баренцева моря, одного из крупнейших газовых месторождений в мире.

Арктический совет важен не только как форум, в котором страны-участницы отстаивают свои интересы, но и как место, где эксперты делятся знаниями. В Кируне будут представлены многочисленные доклады на различные темы — о многообразии видов, последствиях изменения климата, окислении морей. Основываясь на этих докладах, правительства могут делать выводы. Кроме того, на заседаниях закрепляются договоренности. Первым таким документом стало соглашение о проведении поисково-спасательных операций, принятое в 2011 году. Оно ориентировано на работников нефтяной отрасли и тысячи туристов, которые в поисках приключений отправляются на кораблях в пролив между Гренландией и Шпицбергеном.

Министры обсудили договор о готовности к реагированию на нефтяное загрязнение арктических морей. Страны должны достичь соглашения об информировании друг друга в аварийных ситуациях и, в случае необходимости, оказывать помощь друг другу. «Гринпис», получив проект этого документа, был шокирован. «Расплывчатые формулировки» договора оказались бы в случае крупной катастрофы недостаточными для принятия мер, утверждают защитники окружающей среды. Не указываются ни необходимое оборудование, ни методы для устранения утечек в буровых скважинах, ни действия при разливе нефти.

Стороны лишь призывают друг друга к созданию на государственном уровне эффективной системы по реагированию на аварии. Но это лишь пожелания. Пробелы в договоре представители «Гринпис» объясняют тем, что нефтяная промышленность задействована в разработке месторождений.

Организация, запустившая два года назад кампанию «Спасите Арктику!», действует более решительно, чем Всемирный фонд дикой природы, являющийся членом Арктического Совета и придерживающийся стратегии постепенного развития в регионе. «Гринпис» же настаивает на введении заповедных зон в Арктике, в которых будет запрещена разработка каких-либо месторождений, наподобие того, как было сделано в Антарктике.

Министры иностранных дел стран-членов Арктического совета приняли историческое решение наделить статусом наблюдателей шесть новых государств - Китай, Индию, Японию, Южную Корею, Сингапур и Италию. Таким образом, теперь их всего 12.

Из членов совета Россия была изначально против, но после многочасовых споров сложился консенсус и Москва решила его не разрушать.

Аналогичные запросы организаций, наиболее известной из которых является «Гринпис», были отклонены. Вопрос о статусе Евросоюза, вызвавший серьезные нарекания со стороны ряда стран, включая РФ, было решено рассмотреть позже. Дополнительные заявки других государств, желающих приобщиться к арктическому клубу, будут рассмотрены не раньше чем через два года, когда состоится следующая такая встреча.

Неожиданное единодушие членов Арктического совета по столь чувствительному вопросу о расширении числа наблюдателей объясняется вторым важным решением, принятым накануне. Глава МИД РФ Сергей Лавров и его коллеги сделали все, чтобы максимально оградить Арктику от притязаний амбициозных новичков. Для этого они одобрили «Руководство для наблюдателей», инициатором которого, по сведениям газеты, стала Россия. По сути, этот документ дозволяет наблюдателям только сидеть и слушать.

Если бы Россия убедила совет отказать странам-претенденткам на статус наблюдателя, как хотела сначала, то могла бы в конце концов проиграть по-крупному. Недовольные оппоненты грозили создать организацию, альтернативную Арктическому совету, чтобы превратить регион в «общечеловеческое достояние» наподобие Антарктиды. Такой результат, достигнутый через Генассамблею ООН, был бы крайне невыгоден Москве.

Так что в итоге она пошла по пути наименьшего сопротивления и получила гораздо более устраивающий итог: формально страны, подавшие заявки, не обижены, но их наблюдательские права сводятся к минимуму.

Источники: www.inosmi.ru, www.newsru.com

Арктика – удивительный регион, сочетающий уникальную природу и масштабную ресурсную базу, представляющий поразительный пример международного сотрудничества несмотря на клубок противоречий между арктическими державами. По заявлению Дмитрия Рогозина, сотрудничество в регионе – это один из немногих вопросов, по которым продолжается конструктивное взаимодействие с США. Продвижение позитивной повестки дня в регионе осуществляется как рамках двусторонних отношений, так и в многосторонних форматах. Один из них – Арктический совет , созданный в 1996 году для защиты природы региона и являющийся форумом высокого уровня для обсуждения насущных вопросов региона.

Принципы организации.

Цели и задачи.

Цели организации – Сохранение природного комплекса Арктического региона

Обеспечение устойчивого развития региона.

Создание площадки для международного сотрудничества в регионе

Координация действий по охране арктического климата

Обеспечение основ для устойчивого развития региона

Постоянный мониторинг и оценка ситуации в регионе

Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Принципы Арктического Совета (Оттавская декларация 1996 г)

Обеспечение благополучия резидентов Арктики

Готовность защищать природный комплекс региона

Чего удалось достичь?

Подписаны соглашения по: Сотрудничеству в области воздушных и морских поисково-спасательных операциях

Сотрудничеству в области борьбы с нефтяным загрязнением и предотвращением такового

Регулярно проводятся консультации и встречи на высоком уровне, что способствует улучшения взаимопонимания между странами Арктики

В совместных декларациях вырабатывается общее видение будущего региона

Мероприятия Совета осуществляются в рамках шести рабочих групп.

Арктический совет остаётся стержневым механизмом межгосударственного взаимодействия в Арктике. Предпринимаемые шаги по сохранению климата региона, а также конструктивное взаимодействие между странами-членами АС свидетельствует о позитивной роли Совета. Принципы Совета, открытость для вступления в качестве наблюдателей неарктических держав, а также неправительственных организаций не могут не вызывать одобрения. Вместе с тем хотелось бы особо подчеркнуть, что достигнутый за годы существования организации прогресс отчасти обусловлен ограниченностью повестки дня, затрагивающей в основном исключительно неполитические вопросы. Между странами-участницами Совета сохраняются значительные противоречия касательно притязаний России на расширение исключительной экономической зоны, а также наращивания военной мощи в регионе. Рассмотрение этих вопросов в рамках АС может привести к снижению эффективности организации, на данный момент являющейся более и менее деполитизированным механизмом взаимодействия стран региона.

Сотрудничество арктических и нерегиональных государств в области охраны окружающей среды в Арктике следует считать особенно востребованным. Корректно прогнозировать увеличение числа наблюдателей в АС, представляющих нерегиональные государства. Вместе с тем, такое увеличение целесообразно увязать с участием нерегиональных игроков в общих расходах на охрану окружающей среды в Арктике, прежде всего, через Инструмент поддержки проектов Арктического совета: например, АС мог бы установить взносы постоянных наблюдателей в этот Инструмент в размере не ниже 30 процентов взноса России. Со временем этот процент можно было бы увеличивать. Рост финансовых возможностей АС в поддержке природоохранных проектов в регионе, в свою очередь, мог бы способствовать скорейшей реализации идей «генеральной уборки» в Арктике, прежде всего, на высокоширотных островах России.

Целесообразно выработать координированный подход арктических стран в сотрудничестве с нерегиональными государствами к регулированию прибрежными арктическими государствами судоходства и иной экономической деятельности, с учетом особых природоохранных требований в покрытых льдами районах, примыкающих к их исключительным экономическим зонам в СЛО.

С учетом усилий России, других арктических государств по развитию систем связи, навигации и гидрографии в Арктике целесообразно налаживание специального формата сотрудничества арктических стран в этих областях. В такое сотрудничество в перспективе можно вовлекать и заинтересованные компании неарктических государств в рамках конкретного исследовательского, инновационного или инвестиционного проекта.

ДЕКЛАРАЦИЯ
об учреждении Арктического Совета


Представители Правительств Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Соединенных Штатов Америки (именуемые в дальнейшем Арктическими государствами), встретившись в Оттаве;

Заявляя о своем стремлении к достижению благополучия жителями Арктического региона, включая признание специального отношения и уникального вклада в освоение Арктики коренных народов и их объединений;

Заявляя о своем стремлении к устойчивому развитию Арктического региона, включая экономическое и социальное развитие, улучшение условий здравоохранения и культурного процветания;

Единогласно заявляя о своем стремлении к защите Арктической природной среды, включая здоровье Арктических экосистем, поддержание биологического разнообразия Арктического региона и сохранение и стабильное использование природных ресурсов;

Признавая вклад, внесенный в достижение этих целей Стратегией охраны окружающей среды Арктики;

Признавая традиционные знания коренных народов Севера и их объединений и принимая во внимание их значимость и значимость Арктической науки и исследований в вопросах коллективного понимания приполярной Арктики;

Желая, кроме того, найти способы организации совместной деятельности по вопросам Арктики, требующим приполярного сотрудничества, и обеспечить активные консультации с коренными народами и полное привлечение этих народов и их объединений, а также других жителей Арктики к этой деятельности;

Признавая существенный вклад и поддержку Приполярной конференции инуитов, Совета саамов и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в деле создания Арктического Совета;

Желая обеспечить регулярное рассмотрение Арктических вопросов на межправительственном уровне и консультации по ним;

Заявили о нижеследующем:

1. Арктический Совет учреждается в качестве форума высокого уровня с целью:

а) нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес, с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устройства развития и защиты арктической окружающей среды;

b) надзора и координации программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики по Программе арктического мониторинга и оценки; Программе сохранения арктической природы и фауны; Программе защиты арктической морской среды; Предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации;

с) определения круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации;

d) распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

2. Членами Арктического Совета являются Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки (Арктические государства).

Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются "постоянными участниками" Арктического Совета. Статус постоянных участников могут на равных условиях получить и другие Арктические организации коренных народов, где коренные народности Арктики составляют большинство, представляющие:

а) один коренной народ, проживающий на территории более одного арктического государства, или

b) несколько коренных народов, проживающих на территории одного арктического государства.

Совет определяет своим решением, соответствует ли организация указанным критериям. Количество постоянных участников не должно в любом случае превышать количество членов.

Категория постоянного участия создана для того, чтобы обеспечить активное участие и консультации с представителями арктических коренных народов в рамках Арктического Совета.

3. Статус наблюдателей в Арктическом Совете открыт для:

а) неарктических государств;

b) межправительственных межпарламентских организаций, универсальных и региональных;

с) неправительственных организаций,

которые по решению Совета могут внести положительный вклад в его работу.


Текст документа сверен по:
А.Н.Вылегжанин, В.К.Зиланов.
"Международно-правовые основы
управления морскими живыми
ресурсами", М., 2000 год

Название:

Арктический совет

Флаг/Герб:

Статус:

региональная экологическая организация

Структурные подразделения:

Деятельность:

защита уникальной природы северной полярной зоны.

Официальные языки:

Страны-участницы:

Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция

История:

Декларация о его создании была подписана 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) представителями восьми арктических государств: Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции.

Постоянными участниками совета также являются: Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасканов и Международный совет гвичинов.

Количество постоянных участников может быть увеличено, но не должно в любом случае превышать количество государств‑членов Совета.

Согласно учредительной Декларации, в Арктическом совете существует также статус наблюдателя. Его могут иметь неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

По состоянию на сентябрь 2011 года, в АС входит 26 наблюдателей.

Среди них шесть неарктических государств: Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Великобритания (получить статус наблюдателя также стремятся и другие страны, в частности, Китай, Индия и Южная Корея);
девять межправительственных и межпарламентских организаций:
Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (International Federation of Red Cross & Red Crescent Societies ‑ IFRC, МФОКК и КП);
‑ Международный союз охраны природы (International Union for the Conservation of Nature – IUCN, МСОП);
‑ Северный совет (Nordic Council);
‑ Северная экологическая финансовая корпорация (Nordic Environment Finance Corporation – NEFCO, НЕФКО);
‑ Североатлантическая комиссия по морским млекопитающим (North Atlantic Marine Mammal Commission ‑ NAMMCO);
‑ Постоянный комитет парламентариев Арктического региона (Standing Committee of the Parliamentarians of the Arctic Region ‑ SCPAR);
‑ Европейская экономическая комиссия ООН (United Nations Economic Commission for Europe ‑ UN‑ECE, ЕЭК ООН);
‑ Программа развития ООН (United Nations Development Program – UNDP, ПРООН);
‑ Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Program – UNEP, ЮНЕП);

одиннадцать неправительственных организаций:
‑ Консультативный комитет по защите морей (Advisory Committee on Protection of the Sea ‑ ACOPS, АКОПС);
‑ Arctic Circumpolar Gateway;
‑ Ассоциация оленеводов мира (Association of World Reindeer Herders – AWRH);
‑ Союз по сохранению Приполярной Арктики (Circumpolar Conservation Union ‑ CCU);
‑ Международный арктический научный комитет (International Arctic Science Committee ‑ IASC, МАНК);
‑ Международная Арктическая ассоциация социальных наук (International Arctic Social Sciences Association ‑ IASSA);
‑ Международный союз охраны здоровья в Приполярье (International Union for Circumpolar Health ‑ IUCH);
‑ Международная рабочая группа по делам коренных народов (International Work Group for Indigenous Affairs ‑ IWGIA);
‑ Северный форум (Northern Forum ‑ NF);
‑ Университет Арктики (University of the Arctic ‑ UArctic);
‑ Всемирный фонд дикой природы (World Wide Fund for Nature ‑ WWF).

Круг вопросов деятельности Арктического совета охватывает в основном природоохранную сферу и проблемы устойчивого развития. По решению министерской встречи в Оттаве в 1996 г. под эгиду АС переданы вопросы, относящиеся к т.н. “процессу Рованиеми” – международному сотрудничеству в рамках стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС). Это – программы арктического мониторинга и оценки (АМАП), предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации (ЕППР), сохранения арктической флоры и фауны (КАФФ), защиты арктической морской среды (ПАМЕ), устойчивого развития и использования (СДУ).

Председательство в Арктическом совете осуществляется на основе ротации. С мая 2011 года председателем Совета является Швеция, ее председательство продлится до 2013 г.

Сессии Арктического Совета на министерском уровне собираются раз в два года. В перерывах между ними текущими вопросами занимается ее рабочий орган – Комитет старших должностных лиц (СДЛ). Его заседания проводятся три‑четыре раза в год.13 мая 2011 г. очередное ‑ 7‑е – заседание Арктического совета состоялось в Нууке (Гренландия). На нём все восемь стран, входящих в совет, подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, разработанное РФ и США и нацеленное на повышение оперативности и эффективности оказания помощи попавшим в беду людям. Соглашение закрепляет за каждой из стран зону спасательно‑поисковой ответственности. Это первый в истории панарктический документ.

Кроме того, в Нууке было принято решение об укреплении Арктического совета. Его рекомендациям постепенно будет придаваться более обязывающий характер, а также будет создан его постоянный секретариат (в норвежском городе Тремсе) с собственным бюджетом. Укрепление совета фактически превратит его в “арктическое правительство”.

В Нууке были утверждены также правила для наблюдателей Арктического совета: критерии для получения этого статуса, а также полномочия и обязанности тех, кто его получил. В частности, претендующие на роль наблюдателей обязуются признавать суверенитет и суверенные права приарктических государств в районе Арктики.

Тогда же Россия объявила, что внесет 10 млн долларов с 2011 по 2013 год в первый коллективный фонд Арктического совета, создаваемый для ликвидации экологических горячих точек в Заполярье.

В России непосредственными кураторами программ Арктического совета выступают профильные федеральные ведомства, в первую очередь Минэкономразвития России, Министерство природных ресурсов России, МЧС России и Росгидромет, на которые возложена функция головных ведомств по участию Российской Федерации в деятельности конкретных рабочих групп Арктического совета и его программ.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то