Союз воинствующих безбожников = союз православных активистов. Про союз воинствующих безбожников российской федерации Союз воинственных безбожников

Об организации под названием «Союз воинствующих безбожников» хотелось бы рассказать так, чтобы было общее представление. К сожалению, сегодня мало кто имеет истинные представления о том, что это был за феномен. Надеюсь, что в этом материале получится хоть в некоторой мере пролить свет на явление.

Образование советской России

У каждого явления есть предыстория. В данном случае без нее не обойтись.

Сразу после того, как большевики взяли власть, тема взаимодействия с религией имела большую значимость, учитывая тот факт, что главной целью было отделение церкви от государства и школы от церкви. Подробнее о начальном периоде отделения вы можете прочитать в статье «Большевики и РПЦ ».

Но простого отделения церкви от государства, понятное дело, мало. Ведь, что очень важно, советскому государству в наследие от царской России досталось абсолютно бесправное и необразованное население. Фактически, была необходима культурная революция с ликвидацией безграмотности во всех смыслах этого слова. По разным оценкам безграмотных в советской России было около 80% (в официальной статистике РИ не учитывались самые неграмотные области изначально). Поэтому работа предстояла большая. Тем более что часто грамотность была условная. Если человек был «развит» на уровне одного начального класса, то он считался уже грамотным, и это тоже необходимо было исправлять.

Агитационные плакаты на тему ликбеза

Из-за сложностей в самом начале (мировая и гражданская война, интервенция, голод) реализовать в полной мере ликвидацию безграмотности было невозможно. На начальном этапе получали образование в основном только солдаты рабоче-крестьянской красной армии. Интересно, но именно там был центр просвещения тех лет. Даже в крупных городах не было такого уровня. Но в масштабах всей страны этого было, понятное дело недостаточно.

Первые попытки просвещения

Когда ситуация более-менее нормализовалась (завершилась мировая война, гражданская подходила к концу) речь уже пошла о массовом образовании, а также просвещении (культурная революция). Это означало открытый доступ простого человека ко всем плодам культуры, иногда даже прямое участие в общественно-политической жизни (издавались рабочие и крестьянские газеты, книги).

Понятно, что религия, целью которой всегда было «закрепить» некие положения в застывшем виде, ныне неактуальна. Поэтому отдельно было важно проводить антиклерикальную политику. Освобождать людей от предрассудков. Ведь в школах воспитывали человека не религиозного, а образованного, тут не могло обойтись без основ научно-материалистических знаний. Однако главный вопрос здесь заключается в том, как это реализовывать. Для нового государства, у которого и так очень много проблем и задач - это особенно сложная задача.

Первый блин комом, как говорится. Первые атеистические кружки вроде общества «атеист» были слишком интеллектуальны для «широких масс». Проще говоря, их не понимали. Там не разоблачалась религия как явление знакомое крестьянам, а были попытки разоблачить религию посредством марксисткой методологии. Для крестьян, что религия, что суеверие – это идентичные понятия. Они не понимали марксизм, и поэтому аргументы «против» не могли расценивать вообще никак. Тем более что в большей своей массе они не могли ничего прочитать.

Все это происходило лишь по той причине, что за основу критики религии было взято положение Ленина, сформулированное еще в 1909 году:

«надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс»

Понятное дело, что такой подход не совсем подходит для большей части населения бывшей Российской империи. Люди, которые еще верили в языческие атрибуты вроде домовых, приметы, в связке с «обязательной религией», которая навязывалась населению по закону, не очень-то интересовались вообще источником веры или даже историей возникновения какого-то явления. Для них было просто объяснить непонятные явления действием духов или божеств.

Ленин это прекрасно понимал. Его реакция была своевременна:

«Бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападающая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов XVIII века сплошь и рядом окажется в тысячу раз более подходящей для того, чтобы пробудить людей от религиозного сна, чем скучные, сухие, не иллюстрированные почти никакими умело подобранными фактами пересказы марксизма, которые преобладают в нашей литературе и которые (нечего греха таить) часто марксизм искажают»

После этого стали достаточно активно издавать сочинения Гольбаха, Дидро, Ламетри и остальных. Именно такая критика религии в большей мере понятна простому человеку.

Однако простая трансляция взглядов материалов XVIII века, понятное дело, недостаточна. Нужны новые идеи. Тем более что в своих статьях этого периода (например, серия «черные вороны» за 1919-22 годы) Емельян Ярославский указывал, что приблизительно 10 – 20% людей в советской России «не религиозны». «Не религиозны» не значит, что атеисты. Но, с другой стороны, царская перепись вообще не учитывала того фактора, что человек может быть не религиозен или даже атеист. Там такого пункта даже не было.

Поэтому, в целом, очень сложно определить точные цифры в этом плане. Вероятно, именно атеистов в стране к 1920 году было порядка 10%. В то же время религиозность значительно снижалась. Само православие раскололось на группы и физически не могло функционировать в том виде, что ранее. А вот некоторые «секты» и другие христианские культы, наоборот, в первые годы советской власти (до 30-х) буквально расцвели. Поскольку во времена империи они преследовались, а теперь они были уравнены в правах со всеми остальными культами (если, конечно, не являлись деструктивными, вроде «скопцов»).

Газета «Безбожник»

Самым ярким и доступным для широких масс материалом стала газета «Безбожник». Это было именно то, что могло простым языком объяснить крестьянам и рабочим некоторые научные истины, а также дать ответы на многие, казалось бы, сложные вопросы. В газете пытались «элементарно» объяснить достаточно сложные природные процессы для простых крестьян, а также распространяли критические материалы в отношении религии и суеверий. Там же была рубрика «ответы на вопросы», где часто отвечали на простые крестьянские вопросы. Беда в том, что огромная часть населения (крестьяне – это большинство населения на тот период), верили буквально, что дождь вызывает Илья пророк.

По началу сотрудниками газеты являлись всего несколько человек. Это, во-первых, бессменный лидер Емельян Ярославский, а во-вторых, некоторые другие партийные деятели. Газета вполне восполняла возложенную на нее ответственность. По многим материалам Ярославский консультировался с крупными советскими учеными.

Надо сказать, что Емельян Ярославский к этому делу подошел очень серьезно. Даже само название «Безбожник» принадлежало ему. Он сказал, что такие названия как «атеист» и многие другие, просто будут непонятны для крестьянина, который только научился кое-как читать. Именно поэтому в большей части статей «Безбожника» старались писать «понятно», а для слов непонятных сам Ярославский находил синонимы, причем делал он это даже когда цитировал Ленина (указывал в скобках синонимы).

Первые выпуски газеты были нерегулярными и малотиражными. Но интерес к газете возрос очень быстро, и вскоре там появлялись статьи известных литераторов, поэтов, философов, историков, ученых и партийных деятелей. Буквально за несколько лет газета подтвердила, что является центральным просветительским органом в СССР.

Газета "Безбожник"

Через полтора года активной работы появилась «Общество друзей газеты «Безбожник». И на первом съезде было решено образовать всесоюзную организацию под названием «Союз безбожников» для участия в культурной революции и просвещенческой деятельности.

Союз безбожников

Официально организация «Союз безбожников» появилась в 1925 году. Многие задачи к этому периоду уже были решены. «Ликбез» стал уже широко распространяться. Однако, к сожалению, в деревнях проблема непросвещенности все еще выступала резко. А уровень ликбеза был достаточно слабый. Обучали грамоте, как правило, около 7-8 месяцев по 6 часов в неделю. Людей обучали элементарно читать и писать. Только в 1930 году появилось всеобщее и обязательное начальное образование. Так что работы было очень много.

Лозунг союза: «Борьба против религии – борьба за социализм». Выдержка из устава:

«Союз безбожников есть добровольная пролетарская общественная организация, ставящая своей задачей объединение широких масс трудящихся СССР для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах, как тормозом социалистического строительства и культурной революции».

Сама организация принимала в свои ряды любых энтузиастов. Де-факто организация была добровольной с членскими взносами. На начальном этапе издавалась и распространялась просветительская литература. Стоит отметить, что издательство «Союза Безбожников» издавало не только антирелигиозную литературу, но также и просто художественную и научную. Но вскоре стало понятно, что этого мало для просветительской деятельности, поэтому курс был взят на массовую пропаганду. Члены организации начали посещать деревни, заводы и пытались там устраивать просветительские лекции. Вскоре на этой волне к организации начали присоединяться студенты. Поскольку деятельность в деревнях во многом напоминала героические «походы в народ» народовольцев.

Союз безбожников (в центре Емельян Ярославский)

Поэтому вскоре организация взяла на себя функции обучения крестьян грамоте. Сам Емельян Ярославский писал своим сторонникам:

"неграмотного обучить грамоте, нуждающемуся помочь устроить кредит или достать подсобную работу, помочь товарищу в беде"

Важно помнить, что также организация проводила крупную антиалкогольную кампанию. А также контролировала реальное исполнение законов об отделении церкви от государства. Члены союза неоднократно обращались к декрету об отделении и знакомили с ним крестьян. Часто организовывались диспуты «вопрос – ответ», в ту пору также случались споры с попами на этих вечерах. К сожалению, эти случаи не так широко освещены (лишь отрывками), но наиболее известный – это диспут митрополита Введенского с Луначарским.

Дальнейшая деятельность «Союза безбожников» все больше расширялась. Буквально за год в организации состояли сотни тысяч человек по всему союзу. Участники уже могли содействовать созданию изб-читален, небольших музеев и даже школ в деревнях.

В печатном органе организации за 1927 год было написано, что безбожники:

«строят мосты, ремонтируют дороги, школы, собирают металлолом, организуют запашку земли беднейшего крестьянства, организуют ясли, детские сады, избы-читальни, собирают средства на пополнение библиотек и школ литературой, наглядными пособиями, помогают приобрести для кооперативных хозяйств трактора».

А с другой стороны антиалкогольная пропаганда. Ярославский в той же газете «Безбожник» писал:

"Нужно воспитать себя как трезвое, совершенно враждебное потреблению спиртных напитков поколение".

Ну а в 1928 году в подобную деятельность активно включили комсомольцы. Был начат «культпоход», где силами широкой общественности обучали грамотности. За 2 года они сумели обучить основам грамотности около 10 млн. человек.

Антиалкогольная агитация

Союз воинствующих безбожников

1929 год для «Союза безбожников» выдался во многом переломным. Ведь отныне на него возложены новые обязательства. Значительный рост организации, социальная и пропагандистская работа среди населения повысили общий авторитет. Теперь уже, скорее всего, каждый житель СССР знал, во всяком случае, что такая организация существует.

А в то же время в СССР готовились значительные перемены, причем радикальные. В ходе которых были как положительные явления, так и явные перегибы. Но если отметить именно сторону образования, то тут скорее только плюсы. И поскольку тема уже не могла ждать, то в повестку дня образование и просвещение населения были включены уже на партийном уровне.

Естественно, что не заметить деятельность безбожников, никак не могли. Партийные деятели это только приветствовали. И, вероятно, с этого момента решили увеличить поддержку организации, а также включить их сотрудников в общую работу в сфере просвещения.

В том же 1929 году прошел II съезд организации. На съезде присутствовало 1200 делегатов (среди участников 109 крестьян, 264 рабочих, 575 служащих и учащихся). Также на съезде присутствовали делегаты из разных стран (Германии, Франции, Австрии). С речами выступили такие люди как Горький, Маяковский, Демьян Бедный, Луначарский и Бухарин.

Было понятно, что это совершенно новый путь развития организации. Для закрепления этого положения, было решено большинством делегатов переименовать организацию в «Союз воинствующих безбожников». Стоит отметить, что это вовсе не означало, что с религией будут «воевать». Это означало, что будут воевать с безграмотностью и невежеством, которое еще окончательно не было искоренено.

Книжка и значок члена "Союза воинствующих безбожников".

Буквально сразу после съезда стало понятно, что безбожники могут заниматься самой разной деятельностью. Сама газета «Безбожник», которая по началу выходила нерегулярно и малым тиражом, отныне стала выходить раз в неделю, и порой тираж превышал миллион копий. Причем, помимо этой газеты у союза появились другие газеты и журналы («Безбожный крокодил», «Безбожник у станка» и другие).

Издания СВБ

Хочется отметить, что все собранные средства СВБ расходовала идейно. Т.е. в организации не было людей, которые бы там в буквальном смысле «работали». Все члены СВБ также занимались и другой деятельностью. Хочется привести один значительный пример расходов:

Безбожники собрали деньги на советский легкий бомбардировщик и разведчик Р-1, с одноименным названием «Безбожник». Самолет тождественно передан ВВС красной армии.

Самолет "Безбожник"

И если в 1929 году в союзе было 465 тысяч членов, то уже в 1930 их число выросло до 3,5 миллионов человек! Тем самым деятельность расширялась глобально. Появилась возможность просвещать среднеазиатские области, переводить материалы на различные языки. Плакатов стало значительно больше.

Здание одного из отделений совета СВБ

Агитация для крестьян из "Азбуки безбожника".

Агитационный плакатак того периода

Интересно, но в то же время некоторые члены партии (например, Галактионов) обвиняли СВБ в «мягкости». Они считали, что очень важно ликвидировать религию именно как реакционную идеологию. Однако такие взгляды широкого одобрения не находили. Отвечали ему в журнале «антирелигиозник» так:

"Ни один провокатор- белогвардеец другого не посоветовал бы Галактионову, как закрыть в течение девяти месяцев все церкви и мечети"

А Емельян Ярославский всегда уточнял для членов организации:

"нужно терпеливо разъяснять, нужна упорная и настоящая работа, а не простой административный наскок - давай закроем церковь, давай упрячем, давай упечем и т. д. Из этого ничего не выйдет"

С другой стороны, в критике была доля истины в том плане, что часто на местах кроме пропаганды в виде плакатов ничего и не было. А этого не вполне достаточно для борьбы с религией.

СВБ и II пятилетка

В рамках новой кампании государства по «ликвидации капиталистических элементов и классов вообще», а также усиленной и резкой коллективизации и индустриализации деятельность СВБ взяли «под контроль».

Интересно, но некоторые активисты пытались это дело даже критиковать. Например, Лукачевский (фактически второй человек в СВБ, заместитель Ярославского) писал:

«Мы не изживем религиозного мышления, если будем постоянно повторять, что бога нет, мы должны преодолевать не только религиозный, но и всякий тип авторитарного мышления»

Говорил он формально о «культе личности Иисуса Христа». Однако он мог в данном случае иметь в виду и не только этот культ, но и другой. Не удивительно, что в 1937 году он был обвинен в шпионаже и участии в антисоветской троцкистской террористической организации. По решению суда расстрелян.

К сожалению, именно эти начавшиеся процессы в стране, которые с каждым годом становились все «острее» действовали на организацию скорее негативно, чем позитивно. Медленно, но верно, энтузиазм, революционное рвение сменялись коньюктурщиной. Некоторые карьеристы теперь уже шли в СВБ, чтобы в дальнейшем подняться по партийной линии.

Вообще, все эти процессы гнетуще действовали на все население в целом, подчас деморализуя людей. И те успехи, что были достигнуты кропотливой работой долгих лет, стали под большой вопрос. С другой стороны, многие люди понимали, что это необходимые шаги для развития страны, для отражения внешних угроз. Что это все закончится, когда определенный уровень будет достигнут.

Сам Ярославский, несмотря ни на что, деятельность не сворачивал. В 1932-36 годах он проделал крупную научную работу. Вышло 5 томов под рабочим названием «Против религии и церкви», где были систематически подобраны лучшие материалы по антирелигиозной пропаганде.

Емельян Ярославский. Председатель "Союза воинствующих безбожников".

Большой террор и конец СВБ

Когда начинались времена, уже близкие к большому террору, с одной стороны оставались какие-то осколки людей «первого состава», которые до сих пор искренне пытались проводить антирелигиозную пропаганду, а с другой целая куча проходимцев, желающих через СВБ попасть в партию.

1937 год, когда репрессиям подверглись любые члены общества, очень серьезно задел и СВБ. Многие ячейки безбожников были «вычищены» подчистую (например, СВБ Татарии). Как уже упоминалось, был расстрелян и заместитель Ярославского.

Под вопросом стало само существование СВБ. Вот что писал нарком внутренних дел Ежов Сталину:

«в совете Союза Безбожников троцкистская организация, по заданию Гестапо, развалила антирелигиозную работу»

Стоит отметить, что совет СВБ – это высшая инстанция организации. И если бы Ежова вовремя не сняли с должности, то, возможно, что он бы успел истребить всех центральных активистов, в том числе и Ярославского.

После большого террора и с началом войны 1939 года, деятельность СВБ была уже «на волоске». Формально организация существовала, но фактически ее деятельность уже не была заметна. Рядовым участникам было непонятно, что и как делать. Тем более что с присоединением западных земель к СССР начались «договоры» с религией. Т.е. там не проводилась антирелигиозная пропаганда.

Вместе с тем началось плавное использование попов на международной арене. Их высылали в капиталистические страны, а они говорили, что в СССР никаких гонений нет и вообще все отлично. Такие попы, понятное дело, уже получали зарплату от государства и критике не подвергались. Если зайти чуть дальше, то именно такие функции в СССР выполняли будущие российские патриархи - Алексий II и Кирилл.

С началом Великой Отечественной войны деятельность СВБ была свернута полностью. Оставшиеся активисты, лекторы и другие участники СВБ были направлены на фронт. Как правило, они занимались антифашистской агитацией среди населения.

Надо отметить, что против СВБ стойкую позицию заняли страны-союзники. Фактически они сыграли достаточно весомую роль в том, чтобы никакой деятельность у организации не было. Хотя формально она все еще существовала.

Сразу после войны неоднократно предпринимались попытки восстановить СВБ. Однако попытки безуспешные. У правительства было очень много работы по восстановлению страны, что, вероятно, было не до СВБ. В 1947 году было принято решение окончательно распустить СВБ.

Общество «Знание»

Однако это вовсе не означает, что просвещение в СССР прекратилось. В действительности все вышло на новый уровень. Научное сообщество СССР неоднократно направляло обращения к руководству страны о том, что необходимо создать просветительский центр. Основные причины создания:

  • значительный ущерб, нанесенный Великой Отечественной войной всей системе советского образования;
  • вызванная войной массовая депрофессионализация населения;
  • курс на скорейшее создание советского ядерного щита;
  • холодная война, актуализировавшая рост конкурентоспособности советской индустрии высокого передела.

В скором времени руководство СССР согласилось с правомерностью требований ученых, и дало добро на создание «Общества Знание». Постановление Сталина:

«Одобрить обращение группы ученых и общественных деятелей ко всем деятелям советской науки и культуры о создании Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний и разрешить опубликовать обращение в центральной печати. Утвердить рекомендованный инициативной группой ученых организационный комитет Всесоюзного общества…»

Костяк «Знания» составляли:

«те старые кадры, которые назывались раньше безбожниками»

Причем все материалы, которые раньше были у СВБ, в том числе имущество, оборудование, фонды и функции, переданы этому обществу.

Стоит отметить, что помимо популяризации науки и политики общество занималось «научно-атеистической пропагандой». На первом собрании было заявлено:

«Наше Общество должно быть посредником и проводником настоящих, высоких, передовых научных знаний от специалистов к народу»

Инициатор и первый председатель Всесоюзного общества «Знание» Сергей Вавилов

Надо отметить, что эффективность общества не подвергалась сомнению. Уровень образования и доступ к знаниям самых широких масс достиг больших высот. Что уже к 1959 году можно было констатировать, что безграмотность ликвидирована полностью. Не последнюю роль общество «Знание» сыграло в общей популяризации науки в обществе СССР.

Именно на этой волне произошел значительный приток ученых, интерес к науке. Все главные научные открытия освещались, в том числе при участии общества «Знание». Появились журналы, газеты, книги популяризующие науку. Причем были даже издания для детей малого возраста. И это было больше, чем просто «директива свыше». Общество на долгое время было искренне заинтересовано наукой (а еще точнее, научным прогрессом), это была, можно сказать, национальная идея и «позитивная программа».

Наука СССР

На этом фоне атеистическая пропаганда отходила на второй план. Явление религии все еще изучали, издавали соответствующую литературу, но это уже было интересно только определенной группе людей, а для большинства населения эта тема была неинтересна вовсе (как мифология древней Греции или Египта). Уже не было нужды разоблачать действия «пророков» на природу или безумные суеверия, необразованность уже, к счастью, стала проблемой неактуальной.

И то, что впоследствии называлось «научный атеизм», в действительности являлось обыкновенным религиоведением. Если прочитать работы тех лет вроде «настольная книга атеиста», то можно среди авторов найти различных ученых, в том числе археологов, социологов, философов и историков. Которые не «доказывали, что бога нет», а изучали именно материальную сторону вопросу, как завещал Ленин: «материалистически объяснить источник веры и религии у масс» .

http://www.beloedelo.ru/researches/article/?559

Петербургский священник Николай Савченко представляет на ресурсах центра «Белое Дело» свое эксклюзивное исследование о Союзе воинствующих безбожников (СВБ). Сердечно благодарим отца Николая за предоставленную возможность электронной публикации и желаем ему творческих успехов в исторических изысканиях.

Часть III

Методы, стиль и организация пропаганды Союза воинствующих безбожников

При ознакомлении с материалами СВБ можно заметить несколько основных принципов пропаганды против религии. Этим базовым принципам следовала вся антирелигиозная полемика в течение многих лет.


  1. Возбуждение ненависти. Все материалы создавали образ религии или Церкви, как ненавистного врага каждого нормального человека. Ничто из прочитанного не давало повода относиться хотя бы нейтрально. Только непримиримая война.

  2. Обилие разных материалов, служащих одной и той же цели разными методами и с разных сторон. Исторические, литературные статьи, картинки-плакаты, стихи. Пропаганда действовала сразу на все составы души человеческой: разум, волю, чувство. Она действовала на людей всех складов, характеров и темпераментов, людей всех социальных групп.

  3. Противник подавался, как коварный, лживый, нечестный во всем, ведущий войну против всяких правил. У читателя должно было сложиться мнение, что противостоять такому коварному противнику нельзя по правилам. Внушался принцип «на войне все средства хороши».

  4. Создавался образ будущей легкой победы. Религия или церковь показывались близкими к полному развалу. Все безбожники приглашались принять участие в последнем легком и победном сражении.

  5. Широко использовалось подчеркивание и выпячивание страшных и постыдных обвинений, выдуманных, преувеличенных или все-таки замеченных у отдельных лиц, но возводимых сразу на всю церковь. Исподволь внушалось, что указанный грех одного — это общераспространенное правило.

  6. Внушалось убеждение, что против религии боролись всегда и везде. Давалось большое количество фольклорных записей, исторических свидетельств, материалов из других стран. Антирелигиозная война подавалась, как норма человеческой жизни.

  7. Использовался принцип заразительного примера, когда приводились или перечислялись случаи отречения от веры и обращения в безбожие.

В последнем случае важно отметить, что при чтении периодической литературы СВБ сразу становится заметен один примечательный факт. В сообщениях с мест иногда можно прочесть свидетельства о разрыве с верой и переходе в стан безбожников некоторых лиц. Однако это всегда достаточно редкое явление, поскольку мы нигде не видим случаев массового обращения. Все приводимые свидетельства — это всегда рассказ об одном человеке, редко о двух. Весьма редки рассказы о разрыве с верой священнослужителей РПЦ или служителей других исповеданий. То есть, желая пропагандистски воздействовать на читателей примерами разрыва с верой, издатели журналов, сами того не желая, показывали, что таких примеров очень мало. В целом деятельность СВБ и их печати следовала обычным принципам пропаганды. И надо подчеркнуть, что деятельность безбожников с психологической стороны еще не была исследована должным образом в научных работах. Что касается различных методов пропаганды, то использовались не только журналы, плакаты, стихи, кино, диапозитивы, но и песни, лекции, научные опыты и даже достижения науки, например световые рекламные стойки. Использовались даже переделки давно и всем известных игр или стихов, или песен для насаждения своих идей.

2-й съезд безбожников

Печатные материалы СВБ почти все относятся к пропаганде. В книгах или периодике Союза можно почерпнуть очень мало информации о деятельности центрального совета. Не издавалось и специльных публикаций на эту тему. СВБ действовал по тем же лекалам секретности, что и остальные партийные и советские учреждения. Однако одно издание является небольшим исключением из общего правила. Это «Стенографический отчет Второго Всесоюзного съезда Союза воинствующих безбожников». Съезд походил с 11 по 15 июля 1929 года. В президиуме съезда находились кроме главных руководителей СВБ также Луначарский, Горький, Демьян Бедный и Калинин (последний только 14 июля). Стенограммы съезда позволяют увидеть некоторые интересные акценты и выявить некоторые закономерности деятельности организации. В первую очередь интересен доклад самого Емельяна Ярославского. На тот момент членов Союза было около 800 тыс. Позже их число вырастет до 3 млн. Тираж газеты «Безбожник» уже был 165 тыс., хотя в 1925 году был только 50 тыс. Журнала «Безбожник» — 75 тыс. в 1929 г. и 20 тыс. в 1925 г. Журнала «Антирелигиозник» — 20 тыс. в 1929 г. и 7 тыс. в 1925 г. До появления Союза безбожников в 1919 году было выпущено лишь 4 названия антирелигиозной литературы, а в 1923 году — уже 26. Лишь с началом работы Государственного антирелигиозного издательства (ГАИЗ) выпуск богоборческих изданий стал массовым. Доклад Ярославского на съезде в целом похож на все остальные его речи и статьи, но кроме самого Ярославского и его ближайшего заместителя Олещука на съезде выступали некоторые известные лица. Бухарин сделал продолжительный доклад с несомненным ораторским талантом. В то время Бухарин уже был в опале. Позже в переписке Ярославского и Сталина первый услужливо и раболепно критиковал Бухарина за высказанный им в речи на съезде безбожников тезис «все подвергай сомнению». Для председателя СВБ это показалось косвенным неверием в догмы марксизма-ленинизма, ведь сомнение могло быть направлено слушателями не только против религии, но и против партийной идеологии. Ярославский уже знал, что Бухарин начал подвергаться своего рода «дамнации» со стороны Сталина и его окружения. И глава СВБ сразу присоединился к этой травле.

Продолжительное слово на съезде имел Луначарский. Приветствовала делегатов съезда и Крупская, которая входила в Оргбюро ЦК и с самого начала занималась разворачиванием антирелигиозной пропаганды. Выступал также академик Семашко, прежний нарком здравоохранения РСФСР, член ВЦИК и главный ответственный за борьбу с беспризорностью. Чрезвычайно издевательским по отношению к религии было выступление Демьяна Бедного. Также издевательской была речь Маяковского. Он подчеркнул, что раньше, до революции, все выступления сопровождались словами «с Богом!», а он предлагает на этом же месте говорить «на Бога!».

Интерес представляет то место стенограммы, где Ярославский отвечает почему на съезде не смог присутствовать Сталин. В середине работы съезда (14 июля) председатель заявил, что на собрание приглашен сам Сталин и возможно он почтит его своим присутствием. На следующий день 15 июля, в последний день работы, Ярославский сам не сообщал о том, будет ли советский вождь на съезде, или нет, пока ему не был задан соответствующий вопрос из зала. Стенограмма так отразила диалог: «Голос: — Почему не приехал Сталин? Ярославский: — Тов. Сталин не приехал потому, что сейчас идет подготовка к пленуму ИККИ <Исполкома Коммунистического интернационала>, кроме того он перегружен другими работами. У нас были два члена Политбюро — Калинин и Бухарин. Думаю этого довольно». 1

На самом деле здесь нельзя не заметить, что Ярославский не назвал еще одну важную причину, почему Сталин не смог присутствовать на съезде СВБ. И эту важную причину он никак не мог сообщить съезду. Заседание проходило утром, а утром Сталин работать не привык. Утром Сталин всегда еще спал. Хотя в 1920-е годы Сталин еще мог изредка где-то появляться утром, но с конца 1920-х это стало уже почти невозможным для него. А за многие годы с начала 30-х годов советский вождь уже вообще никогда и никуда не приезжал утром и никого не принимал утром. Данные журнала посещения сталинского кабинета, хронология проведения заседаний Политбюро за многие годы и воспоминания всех участников встреч с советским вождем показывают, что он никогда не появлялся на работе раньше 16.00, чтобы посвятить работе в среднем 4-5 часов рабочего времени в день и затем поздним вечером и ночью коротать время и развлекаться в застольях с членами Политбюро до утра. Эта особенность сталинского режима дня некоторое время назад вызвала в свет интересную нашу дискуссию с доктором исторических наук Игорем Курляндским. В этой дискуссии я на основе многочисленных документальных свидетельств выступил решительным критиком по-прежнему распространенных следов мифа о Сталине, как о «трудолюбивом аскете».

В основном делегаты съезда безбожников были из бывших православных. Более шестисот из них указали в графе национальность — русские. Более ста — украинцы. Были небольшие делегации из Закавказья, лишь по несколько человек из Армении, Азербайджана и Грузии. Считанные единицы делегатов были из республик Средней Азии, да и те скорее «для галочки». Евреев было немного. Вообще, в республиках Средней Азии СВБ долго не приживался. Даже в начале 1941 года Ярославский на пленуме СВБ будет жаловаться, что в Киргизии лишь недавно начал работу республиканский совет и несколько низовых организаций.

Основное внимание съезда было уделено необходимости распространять идеи атеизма, создавать больше первичных групп и ячеек, издавать литературу, создавать антирелигиозные музеи. Например в Ленинграде тогда было целых два антирелигиозных музея. Не только в Казанском соборе, но и в Исаакиевском. Потом антирелигиозный музей в нем закроют, но именно от него в Исаакиевском соборе останется еще долго знаменитый маятник Фуко.

Съезд принял сразу несколько резолюций. В их числе «Об очередных задачах», «О сектантском движении», «По национальной работе», «По работе среди молодежи», «По работе в деревне», «По работе в Красной Армии», «По работе среди женщин», «О печати», «О музейно-антирелигиозной работе», «По школьной и детской работе», «О работе в ВУЗах».

Съезд избрал Центральный Совет из примерно 96 членов (до съезда их было 40). Он в свою очередь избрал Исполком в составе 22-х человек. Из лиц известных кроме Ярославского в нем оказались Красиков и Тучков. В целом съезд стал рубежом, после которого рост организации пошел с еще большей силой.

СВБ и введение нового революционного календаря

Весьма интересным и малоизученным является вопрос влияния СВБ на календарную реформу в СССР. А именно, играл ли Союз какую-то роль в принятии решения о переходе на пятидневку. Ведь такой переход имел совершенно очевидное значение слома прежнего христианского или вообще религиозного уклада народной жизни. До такого перехода в антирелигиозных публикациях неоднократно отмечалось, что традиционный календарь как бы цементирует религиозную жизнь по выходным, поэтому административные меры против Церкви оказываются недостаточно эффективными. И вскоре после съезда безбожников такая реформа календаря прошла очень быстро. Очевидно, напрашивается вопрос насколько СВБ мог оказать влияние на это решение Политбюро. Для ответа на этот вопрос рассмотрим последовательность постановлений по введению нового календаря.

22 августа 1929 года Политбюро обсуждало вопрос о постановлении Совнаркома о переходе на пятидневку. Было решено не возражать против этого решения Совнаркома и создать комиссию во главе с Рудзутаком с целью подготовки оповещения. 2 26 августа 1929 года Совнарком издал постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР». Следующее заседание Политбюро 29 августа одобрило проект декрета о непрерывном производстве, разработанный комиссией Рудзутака. 5 сентября на Политбюро была одобрена в целом директива парторганизациям о переходе на непрерывный режим работы. 3 17 сентября в Политбюро был принят окончательный вариант директивы. Один абзац данной директивы касался религиозных воросов, поэтому приведем его полностью. «ЦК подчеркивает, что проведение всех этих мероприятий сопряжено с большими трудностями, что оно натолкнется на неизбежную косность и консерватизм среди отдельных отсталых групп рабочих, техников и специалистов. Классовые враги пролетарской диктатуры неизбежно постараются использовать все остатки старого быта и предрассудки, в частности религиозность, для усиления наступления на политику партии, на социалистическую реконструкцию. Поэтому партийные организации должны использовать переход на непрерывную неделю для нового наступления классового врага, усиления коммунистического воспитания масс...». 4 За 5 дней до принятия этой директивы 12 сентября было поручено комиссии по переводу экономики на новый календарь, приступить к немедленной работе. 23 сентября на Политбюро была одобрена дополнительная директива по непрерывному производству. Только после этого были опубликованы постановления ЦИК и СНК Союза ССР «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную рабочую неделю» и СНК Союза ССР «О реорганизации работы предприятий и учреждений, обслуживающих промышленные предприятия, переходящие на непрерывную рабочую неделю и занятых в них работников». Эти сообщения были напечатаны в газетах, после чего началась волна их «горячего одобрения» трудовыми коллективами. До этого население СССР ничего не знало о будущей коренной реформе календаря. Не знало, что по новому календарю воскресные дни больше не были выходными за редкими исключениями, когда они выпадали на 5-й день пятидневки. При этом календарная реформа была объявлена на фоне наступавшей сплошной коллективизации.

О возможной будущей календарной реформе было заявлено еще на съезде СВБ в июле 1929 года. Во время обсуждения резолюций съезда возникло предложение от лица всего собрания рекомендовать произвести реформу календаря таким образом, чтобы воскресенья перестали быть выходными днями. Это, по мнению участников, смогло бы переломить традицию христиан ходить в церковь по воскресным дням. Но советовать партии сделать это было боязно. В годы диктата нельзя было ничего советовать руководству партии. Можно было только слушать и одобрять. Поэтому в ходе дискуссии последовали лишь робкие предложения на тему о возможном внесении вопросов смены календаря в текст резолюции. Вот как стенограмма съезда отразила ответ председателя заседания Ростовцева. «Я припоминаю справку, данную товарищем Ярославским, что вопрос о календаре поставлен товарищем Лариным, если не ошибаюсь, в СНК. Таким образом, товарищ Ярославский считал, что этот вопрос поднят и прорабатывается». 5 Ростовцев не ошибался, хотя в момент обсуждения резолюции Ярославского в зале не было. Действительно в это время член ЦК Ларин уже поставил этот вопрос в Совнаркоме, но важно, что это происходило согласованно с Ярославским. С другой стороны, даже Центральный Совет СВБ в июле 1929 года еще почти ничего не знал о будущей реформе календаря. Таким образом на вопрос принимал ли участие СВБ в подготовке реформы мы должны ответить определенно отрицательно. Но сам Ярославский в режиме полусекретных консультаций в этом уже участвовал.

СВБ и усиление гонения на религию в 1929 году

В церковно-исторической науке уже сложилась своего рода периодизация усилений и временных послаблений в гонениях на веру. Наше исследование подтверждает сложившуюся периодизацию, в соответствии с которой в середине 1927 года после образования Синода при митрополите Сергии (май) и выхода декларации (июль) наметилась короткая относительная передышка в гонениях. Однако в 1929 году наступила новая волна притеснений и закрытий церквей. В связи с нашей темой важным моментом усиления гонений стало постановление Политбюро «О мерах по усилению антирелигиозной работы», принятое на заседании 24 января 1929 года. При этом следует подробнее остановиться на том, что и в подготовке этого постановления, и в нем самом, и в проведении его в жизнь, Совет безбожников играл значительную роль, а сам текст был подготовлен Ярославским.

Сама дата постановления Политбюро уже показывает значимость и документа, и самой темы. Постановление принято в дни пятой годовщины смерти Ленина. Дел у Политбюро в эти дни было много, но тем не менее активизация антирелигиозной борьбы стала одной из первоочередных. Постановление Политбюро показывает насколько комплексными и глубоко проработанными были планы по антирелигиозной пропаганде в СССР. Данный документ обсуждался на Политбюро весьма серьезно и дорабатывался специально созданной комиссией во главе с Емельяном Ярославским. Из документа видно, что директивы на развитие и поддержку Союза воинствующих безбожников были даны сразу в несколько ключевых наркоматов и ведомств СССР. Таким образом рост организации безбожников производился при существенном административном влиянии и давлении. Кроме того, помимо простой поддержки СВБ государственные учреждения должны были проводить комплексные мероприятия по пропаганде атеизма через имеющиеся у них рычаги. И при этом мы видим, что многие мероприятия по искоренению веры проводились скрытно.

Постановление Политбюро начинает с того, что описывает непримиримую идеологическую борьбу атеизма со всеми религиозными организациями. При этом религиозные организации называются тормозом в деле социалистического строительства. И, хотя религия должна быть по мнению Политбюро в будущем изжита по мере строительства нового общества, усиление борьбы необходимо не только ради отдаленных перспектив, но и для устранения препятствий для текущих социалистических мероприятий. «Единственная антирелигиозная организация в стране, — говорит документ, — «Союз безбожников», за последние годы достиг, несомненно, положительных результатов, вырос численно, создал вокруг себя некоторый актив из беспартийных рабочих и крестьян безбожников, упрочил издание и распространение антирелигиозной периодической и непериодической литературы и улучшил ее качество, разработал более тщательно меры антирелигиозной пропаганды на основе выработки научно-материалистического мировоззрения. Однако ЦК считает необходимым обратить внимание на то, что «Союз безбожников» на настоящее время еще не представляет собой достаточно массовой организации и достаточно значительной силы, способной мощно противостоять активности религиозных организаций... ЦК партии обращает внимание на то, что партийные, комсомольские и другие общественные организации, оказывают «Союзу безбожников» и делу антирелигиозной пропаганды слишком незначительную поддержку (из 128 парткомов за январь-июнь 1928 г. 64 совершенно не обсуждали вопросов антирелигиозной пропаганды), а парткомы, где этот вопрос стоял на обсуждении, в большинстве случаев ограничивались резолюциями общего характера.»6

Отметив недостатки в антирелигиозной работе, Политбюро выработало перечень мер, направленных на усиление борьбы с религией. Первоочередные задачи ставились партийным и комсомольским органам. Они обязывались оказывать всяческое содействие Союзу безбожников со стороны организационной и кадровой. Предполагалось, что в Союз должны были вербоваться беспартийные граждане СССР, причем парторганизации и комсомольские организации должны были направлять безбожникам подходящих лиц. При этом специально указывалось, что они должны быть беспартийными. Ведь партийные и комсомольские кадры считались уже задействованными по своей партийной линии. Конечно же, все руководство Союза безбожников было партийным и даже руководители местных ячеек безбожников тоже часто партийными или хотя бы комсомольцами, хотя допускались и беспартийные. Но в качестве рядовых членов Союза в основном были беспартийные. В некотором роде Союз безбожников становился «кузницей кадров» партии, когда активная работа в нем считалась важным дополнительным весом при приеме в партию.

Антирелигиозная работа предписывалась решением Политбюро по линии женотделов. Как раз период конца 20-х и начало 30-х годов был отмечен усилением роли женотделов. Тогда руководители женских отделов, например, получали квоты при выборах в райсоветы. Позже женские отделы ослабили свое влияние в иерархии советской власти, но антирелигиозная работа все равно стала в значительной степени их прерогативой. Женские отделы существовали не только в каждом райсовете, но и на многих предприятиях. До рассматриваемого нами постановления Политбюро весьма часто советские органы рассматривали антирелигиозную работу, как дополнительную нагрузку, не всегда радостную и отвлекающую от основной деятельности. Теперь же антирелигиозная работа как бы закреплялась за женскими отделами. Таким образом безбожие получало возможность отчасти опираться на финансирование райсоветов.

Политбюро предписывало также профсоюзам усилить антирелигиозную работу, используя свои кадры и клубы. Дело в том, что профсоюзная сеть по стране уступала по своей разветвленности и обеспеченности лишь партийной и комсомольской. Профотделы существовали в каждом учреждении при одновременном наличии профсоюзных клубов с культурной и лекционной программой в каждом районе. Теперь они наделялись обязанностями усилить антирелигиозную пропаганду. Это давало возможность безбожникам проводить свою пропаганду и за профсоюзные деньги.

Немаловажным является пункт в) постановления, предписывавший райсоветам недопустимость использования любых монастырских помещений не только по прямому назначению, как монастыри, но даже как трудовые коммуны с участием бывших владельцев. Дословно наиболее интересующая нас часть постановления звучит так: «не допуская ни под каким видом существования в этих монастырях религиозных организаций». Массовое закрытие монастырей в последующие 2-3 года стало неизбежным следствием такого постановления.

Политбюро также обязало Наркомат просвещения ввести преподавание атеизма в педагогические техникумы и ВУЗы, более основательно ввести в преподавание школьной программы атеистическое мировоззрение и начать подготовку пропагандистов и лекторов атеизма в ВУЗах. Главполитпросвету указывалось через сети библиотек и кинотеатры активизировать атеистическую пропаганду. Главискусству следовало поощрять борьбу с верой в Бога через произведения литературы, поэзии, живописи и киноискусства. Главлит должен был поставить под жесткий учет и контроль любую печатную деятельность религиозных организаций и при этом оказывать всестороннюю поддержку Союзу безбожников в его издательской деятельности. Госиздательства должны были прекратить выпуск любых религиозно-мистических произведений, а также тех произведений классической литературы, где религиозность подчеркивалась. Особая важность должна была уделяться созданию и выпуску литературных атеистических произведений для детей и юношества. Особо оговаривалось, что комитет по делам печати должен был ограничить выделение дефицитной печатной бумаги для религиозных организаций, но не задерживать бумагу для изданий безбожников. Тем самым упомянутые ведомства обязывались финансировать пропаганду безбожия из своих бюджетов во взаимодействии с СВБ.

В части касающейся НКВД постановление Политбюро указывало, что религиозные организации оставались единственными легально действовавшими контрреволюционными организациями и с ними необходима была борьба. Исходя из этого постановления НКВД обязано было усилить гонения против веры. Кроме того политуправление Красной Армии должно было усилить работу среди рядового состава. Такая работа должна была быть включенной в планы повседневной воспитания личного состава. Тем самым деятельность лекторов-безбожников получала доступ и к неисчерпаемому оборонному бюджету СССР. Рассматривая постановление Политбюро в целом, можно увидеть взаимодействие сразу многих наркоматов и ведомств. Такая многосторонняя организация антирелигиозной борьбы предопределила ее эффективность.

Примечания


  1. Стенографический отчет Второго Всесоюзного съезда Союза воинствующих безбожников. М.: Безбожник. С. 342.

  2. Протокол ПБ № 94 от 22 августа 1929 г. П.10 // РГАСПИ. Ф.17. Оп.3. Д.754. Л.2


  3. РГАСПИ. Ф.17. Оп.3. Д.758. Л.7,12-13.

  4. Стенографический отчет Второго Всесоюзного съезда Союза воинствующих безбожников. М.: Безбожник. С. 327.

  5. Постановление Политбюро «О мерах по усилению антирелигиозной работы» // РГАСПИ. Ф.17. Оп.3. Д.723. Л.2,9-10.

Большевики, если сказать мягко, не особо поддерживали церковь. Потому для идейного полномасштабного противостояния религии было решено основать общественную добровольную организацию с громким и пугающим наименованием – ! С 1922 года начала издаваться газета «Безбожник», вокруг которой создавалась сеть читателей и корреспондентов, благодаря которым и была создана эта общественная организация в 1925 году.


«Воинствующие безбожники» вели активную пропаганду атеизма, создавали многочисленные тематические выставки, открывали музеи, организовывали заочные и очные курсы. Союзом безбожников выпускались периодические издания и научно-популярная литература на языках народов Советского союза. Среди популярной периодики безбожников СССР были журнал и газета «Безбожник», журналы «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и прочие.



По всему Советскому союзу на заводах и фабриках, в совхозах и колхозах, в учебных заведениях и других организациях создавались первичные ячейки Союза безбожников. Их количество к 1940 году насчитывалось 96 тысяч, в которых состояло более 6 млн. членов.



«Союз безбожников» проводил съезды, на которых выступали такие известные личности как Максим Горький, Луначарский, Демьян Бедный, Бухарин, Владимир Маяковский. Внедрялись в быт тружеников новые безрелигиозные традиции, обряды и праздники. При содействии Союза безбожников пропагандировалось «огненное погребение» - кремация.


Новый календарь безбожников

Союзом воинствующих безбожников в 1939 году было предложено переименовать названия всех месяцев в году:

  • январь планировали назвать месяцем Ленина,
  • февраль – Маркса,
  • март переименовать на месяц революции,
  • апрель – назвать месяцем Свердлова,
  • месяц май решили оставить без изменений,
  • июнь – заменить на месяц Советской конституции,
  • июль – на месяц жатвы,
  • август – на месяц мира,
  • сентябрь – на месяц Коминтерна,
  • октябрь – на месяц Энгельса,
  • ноябрь – на месяц великой революции,
  • декабрь назвать месяцем Сталина.

К счастью, нововведение не прижилось. У этого союза были и последователи – детское безбожное движение, позже переименованное в организацию ЮБВ (Юных воинствующих безбожников) СССР.

(СВБ) – добровольная обществ, орг-ция, ставившая своей целью идейн. борьбу с религией во всех ее проявлениях. Создана...

(СВБ) – добровольная обществ, орг-ция, ставившая своей целью идейн. борьбу с религией во всех ее проявлениях. Создана на основе объединения актива газ. .безбожник». В 1925 на съезде корреспондентов газеты был основан Союз безбожников, получивший в июне 1929 название Союза воинств, безбожников. Эта массовая орг-ция развернула большую работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску науч. и науч.-популярной лит-ры, а также ряда периодич. изданий (газ. «Безбожник», журн. «Безбожник», «Лигорелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и ряд других, выходивших на различных языках народов СССР). Значит, количество лит-ры выходило в свет в издательстве «Безбожник», впоследствии Гос. издательстве антирелиг. лит-ры (ГАИЗ). Число ячеек СВБ достигло к 1940 96 тыс., а число членов союза - 3 млн. человек. Серьезное внимание уделялось подготовке атеистич. кадров. Были открыты спец. курсы (очные и заочные) для подготовки пропагандистов науч. атеизма. Проводилась работа по внедрению в быт новых, безрелиг. праздников и обрядов. В СВБ активно сотрудничали видные деятели Коммунистич. партии – Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. А. Красиков, И. И. Скворцов-Степанов и др. Во главе СВБ стоял Ем. Ярославский. В 1947 функции СВБ перешли к Всесоюзному об-ву по распространению политич. и науч. знаний (ныне об-во «Знание»). Деятельность СВБ внесла значит, вклад в развитие массового атеизма в нашей стране.

Союз воинствующих безбожников

С победой Великой Октябрьской социалистической революции стало мощно развиваться безбожное движение в нашей стране. Коммунистическая партия направляла и направляет это движение, поднимая его на уровень марксистско-ленинской теории. Организовать безбожное движение очень помогла газета «Безбожник», которая выходит с 1922 г. Наиболее активные читатели газеты стали объединяться в кружки и группы «Общества друзей газеты „Безбожник“» (ОДГБ).

19 апреля 1925 г. в Москве открылся съезд корреспондентов газеты «Безбожник». ОДГБ было переименовано в Союз воинствующих безбожников.

Союз воинствующих безбожников - это добровольная общественная организация трудящихся, ставящая себе задачей последовательную марксистско-ленинскую борьбу за преодоление религиозных пережитков в сознании трудящихся. Всю свою работу СВБ ведет под руководством коммунистической партии и подчиняет задачам строительства коммунистического общества.

Ем. Ярославский

Первичные организации СВБ, ячейки, создаются на предприятиях, в колхозах, в школах, вузах, учреждениях, при домоуправлениях. Членами СВБ могут быть все трудящиеся и члены их семей, порвавшие связь с религией и религиозными организациями и желающие вести антирелигиозную работу. Ячейка СВБ ведет пропаганду среди верующих, готовит пропагандистов, вербует новых членов, собирает членские взносы. Союз воинствующих безбожников ведет борьбу против религии только методами терпеливой агитации и пропаганды, путем бесед с верующими, чтения вслух антирелигиозных книг, газет и журналов, посредством докладов, лекций, вечеров, экскурсий, коллективного посещения антирелигиозных музеев. СВБ против административных или насильственных мер борьбы с религией.

Из книги Исторический очерк о буддизме и исламе в Афганистане автора Берзин Александр

Тибетский союз В 680 году в Ираке Хусейн осуществил безуспешную попытку восстания против Омейядов. Этот конфликт отвлек внимание арабов от Центральной Азии и ослабил контроль Омейядов над этой территорией. В 705 году, воспользовавшись ситуацией, тибетцы образовали союз с

Из книги Религия и просвещение автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Племенной союз Итак, как мы видели, вступив в обетованную землю, израильтяне некоторое время жили там бок о бок с другими народами. Повеление изгнать прочих обитателей (Втор. 7:2) первоначально исполнялось лишь отчасти, и эта оплошность расценивается в библейском

Из книги Миссионерские письма автора

Письмо 87 болгарскому священнику Ивану Д., отчаявшемуся из-за безбожников Не отчаивайтесь, отче. Не каждая туча приносит грозу. Вы пишете, что безбожники в Болгарии создали свой союз и открыто борются с верой Христовой, оскверняют христианские святыни. Это приводит Вас в

Из книги О трех самых важных вещах. Избранные письма духовным детям автора Сербский Николай Велимирович

Письмо двадцать девятое. Одному диакону о суеверии безбожников Встретился ты, пишешь, с человеком, который не верит в Бога, но, между тем, полон суеверий. Он тебе признался, что никогда не верил в Бога, и с детства протягивал ладони цыганкам, чтобы ему погадали. Он и сейчас

Из книги Грихастха-ашрам Семейная духовная жизнь автора

Из книги Грихастха-ашрам. Семейная духовная жизнь автора Хакимов Александр Геннадьевич

Брачный союз «Брачный союз - первая ступень человеческого общества».Марк Туллий Цицерон«В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность».Иммануил КантГрихастха - санскр. гриха - слуга; дом, жилище; семья. Стха - находящийся

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, убит 25 января 1918 г.Андроник (Никольский), архиепископ Пермский, убит 4 июня

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

28. Общий список некоторой части умученного российского духовенства и мирян, претерпевших мученическую кончину во время гонения на церковь от безбожников-большевиков (В свое время каждый город и каждая область должны дать подробные списки своих мучеников).Протоиерей

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги «Тайны Вечной Книги». Каббалистический комментарий к Торе. Том 1 автора Лайтман Михаэль

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Союз с Авимелехом 26 Между тем пришел к нему из Герара Авимелех с другом своим Ахуззатом и военачальником Пихолом. 27 «Зачем вы пришли ко мне, спросил их Исаак, вы же возненавидели меня и прогнали из своей страны?» 28 «Нам стало ясно, что с тобою Господь, ответили они. И поэтому

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

Союз с Творцом – Далее сказано так:/9/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ АВРААМУ: «ТЫ ЖЕ СОБЛЮДАЙ СОЮЗ МОЙ, ТЫ И ПОТОМСТВО ТВОЕ ПОСЛЕ ТЕБЯ, ВО ВСЕ ПОКОЛЕНИЯ ИХ. /10/ ВОТ СОЮЗ МОЙ, КОТОРЫЙ ВЫ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ МЕЖДУ МНОЮ И МЕЖДУ ВАМИ И МЕЖДУ ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ПОСЛЕ ТЕБЯ: ОБРЕЗАН ДА БУДЕТ У ВАС

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

Союз с Авраамом Когда Авраму было девяносто девять лет, а его первенцу тринадцать, явился ему Бог и сказал:- Я - Бог Всемогущий. Ходи передо Мной и будь беспорочен. И заключу Я союз между Мной и тобою и умножу твой род.Аврам пал ниц.- И вот Мой союз с тобою, - продолжал Бог.

Из книги автора

Союз с фоморами После того, как Нуаду получил свое увечье, он не мог уже стать королем Ирландии - согласно древним законам, калека не имеет права на королевскую корону. Поэтому Нуаду был низложен, и собрался совет всего клана - следовало избрать нового короля.И было

Из книги автора

Идолопоклонство или союз? Многие люди сегодня так это и понимают: половой акт и вообще всё, что связано с сексом, в христианстве воспринимается как грех, извинительный лишь по той причине, что иначе невозможно рожать детей. Но тут всё упирается в наше представление о

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то