Теория по физре. Физкультура теория. Государственное образовательное учреждение

Темы рефератов по теории физической культуры.

Если вам необходимо сдавать физкультуру, то необходимо написать реферат по одной из ниже указанных тем и сдать Алексею Николаевичу. Двум учащимся из одного класса нельзя брать одну и ту же тему, поэтому просьба информировать меня о выбранной вами теме.
При написании реферата по дисциплине физическая культура необходимо учитывать следующие параметры написания реферата:
титульный лист, где указать наименование учебного заведения, тему реферата, кто выполнил ФИО, класс, год выполнения. На втором листе обязательно содержание темы рефератов. Тему реферата раскрыть на 8-12 листах. На последней странице указать список используемой литературы. Шрифт 14, Times New Roman. Междустрочный интерва полуторный.

1. Физическая культура и спорт как социальные явления общества. Современное состояние физической культуры и спорта.
2. Организм человека, как единая биологическая система. Воздействие средств физической культуры и спорта, природных, социальных и экологических факторов на организм.
3. Понятие о питании. Требования к организации правильного питания, принципы и содержание.
4. Понятия о гигиене. Значение гигиенических требований и норм для организма.
5. Закаливание организма. Средства, принципы и методы закаливания.
6. Причины, следствие и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие, мышечная атрофия). Понятие гиподинамии, гипердинамии.
7. Вредные привычки. Пагубность их воздействия на организм. Меры профилактики, способы борьбы.
8. Массаж, виды массажа. Влияние массажа на функциональное состояние организма.
9. Меры безопасности на занятиях физической культуры и спортом. Гигиенические требования и нормы.
10. Здоровье человека и факторы, его определяющие. Требования к организации Здорового Образа Жизни.
11. Особенности, содержание и структура спортивной подготовки.
12. Физические качества. Методы воспитания физических качеств на занятиях физической культурой и спортом.
13. Возможности и условия коррекции физического развития, телосложения, функциональных возможностей организма средствами физической культуры и спорта.
14. Самоконтроль на занятиях физической культурой и спортом. Способы и методы самоконтроля за функциональным состоянием организма.
15. Врачебный и педагогический контроль на занятиях физической культурой и спортом. Их цели, задачи, содержание.
16. Понятие об утомлении и переутомлении. Средства восстановления.
17. Изменение показателей функционального состояния организма под воздействием регулярных занятий физической культурой и спортом.
18. Олимпийские игры Древней Греции.
19. Становление и развитие современных Олимпийских игр.
20. Символы и атрибутика Олимпийских игр.
21. Развитие Олимпийского движения в России.
22. Возникновение и развитие борьбы как в вида спорта.
23. История становления и развития легкой атлетики как вида спорта.
24. Возникновение и развитие гимнастики.
25. Спортивные игры. История возникновения и развития.
26. История возникновения и развития зимних видов спорта (лыжи, коньки и т.п.)
27. Восточные единоборства, их история и развитие как вида спорта.
28. Плавание как вид спорта, история и развитие.
29. Русские национальные виды спорта и игры.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

1.3. Духовная и физическая культура как части личностной культуры человека. Их направленность.

Духовная культура – это деятельность человека, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, способствующих развитию его интеллектуальных способностей и сами интеллектуальные способности человека.

Физическая культура – это деятельность человека, направленная на приобретение знаний, умений и навыков по развитию у него физических (двигательных) способностей и сами физические способности (или физические качества) человека.

1.4. Физическая культура как деятельность. Основные виды физкультурно-спортивной деятельности.

Деятельность – это активное отношение человека к окружающей его действительности. Активное отношение человека в сфере физической культуры проявляется в так называемой физкультурно-спортивной деятельности. Деятельность состоит из отдельных действий. Физкультурно-спортивная деятельность строится на основе разнообразных физических упражнений. Каждая деятельность имеет определенную целевую направленность. В зависимости от такой направленности вся физкультурно-спортивная деятельность человека может подразделяться на следующие основные виды:


1) деятельность, направленная на разностороннее (гармоническое) физическое развитие человека, называется физкультурой или физической культурой (в узком смысле этого слова);

2) деятельность, направленная на достижение человеком максимально возможного результата и для участия в соревнованиях (причем, не всегда в области, требующей высокой физической активности), называется спорт;

3) деятельность, направленная на получение удовольствия от занятий физическими упражнениями, называется физическая рекреация;

4) деятельность, направленная на восстановление или излечение организма человека при помощи физических упражнений, называется физическая реабилитация;

5) деятельность, направленная на получение профессионально значимых умений и навыков, называется профессионально-прикладная физическая подготовка.

1.5. Результаты физической культуры человека.

Физическая культура комплексно воздействует на физическое и психическое состояние человека. Результатами физической культуры человека (или физкультурно-спортивной деятельности) являются показатели его физического здоровья, телосложения и степени развития физических (двигательных) способностей.

1.6. Физическое здоровье, как результат физической культуры. «Запас здоровья» человека.

Физическое здоровье – это соответствие показателей жизнедеятельности организма человека норме и степень его устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям. При определении уровня физического здоровья главным образом исследуют физиологические показатели различных систем (сердечнососудистая, дыхательная, кровеносная и др.) организма человека. Положительные функциональные отклонения от нормы, вызванные направленной физкультурно-спортивной деятельностью, принято считать «запасом здоровья» человека.

1.7. Телосложение, как результат физической культуры.

При характеристике правильности телосложения главным образом определяют морфологические (соматические) показатели человека, такие как рост, масса тела, состояние и изменения в мышечной, жировой, костной, суставной ткани и др. Направленная физкультурно-спортивная деятельность способна изменить фигуру человека, излечить или минимизировать ряд врожденных и приобретенных заболеваний (ожирение, сколиозы, плоскостопие и т. п.).

1.8. Физические способности, как результат физической культуры.

Физические способности (врожденные и приобретенные) – это индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями для осуществления многообразной двигательной деятельности человека. Физические способности (или физические качества) человека изменяются при воздействии направленной физкультурно-спортивной деятельности. Основные физические качества – это быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость. Степень развития того или иного физического качества у человека определяется специальным тестированием

1.9. Определение «физическая культура».

Физическая культура – это часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

1.10. Социальная значимость физической культуры.

Значение физической культуры для общества выражается в укреплении здоровья, улучшении телосложения, совершенствовании двигательных способностей (физических качеств) людей. Физическая культура содействует производительному труду и защите Родины.

2. Физическая культура личности студента. Физическое совершенство.

2.1. Понятия «личность», «физически культурная личность».

В самом общем смысле личность – это человек, рассматриваемый как субъект отношений и сознательной деятельности, а также носитель каких-либо социально-значимых свойств. Включенность человека в определенную деятельность и конкретные результаты этой деятельности определяют степень развития его личностной культуры. Физически культурная личность – это включенность человека в физкультурно-спортивную деятельность с целью укрепления здоровья, улучшения телосложения, достижения гармонического физического развития, проявляемая в конкретных результатах, а также объем усвоенных им специальных знаний, умений и навыков. Отсутствие сказанного выше позволяет говорить о несформированной или физически некультурной личности.

2.2. Структура физической культуры личности студента.

Физическая культура личности студента определяется тремя блоками конкретных показателей:

1) отношением студента к физической культуре как к социальной ценности;

2) включенностью студента в систему обязательных и дополнительных занятий по физическому воспитанию в вузе;

3) результатами физической активности (или пассивности) студента.

2.3. Отношение студента к физической культуре.

Отношение студента к физической культуре представляет собой социальную установку личности на предмет, включающую в себя его мотивы, интересы и ценностные ориентации.

Мотив – это побуждение студента к физкультурно-спортивной деятельности.

Интерес – это положительное эмоциональное отношение студента к физкультурно-спортивной деятельности.

Ценность – это понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость физкультурно-спортивной деятельности в жизни студента.

Отношение студента к физической культуре может быть положительным, нейтральным и отрицательным.

2.4. Включенность студента в систему обязательных и дополнительных занятий по физическому воспитанию в вузе.

Включенность студента – это конкретные показатели его физкультурно-спортивной активности, например:

1) количество часов, которое студент тратит на занятия физкультурно-спортивной деятельностью в неделю, месяц, год;

2) характер этих занятий (только обязательные или дополнительные учебно-тренировочные занятия в спортивной секции; дополнительные занятия для развлечения, реабилитации и т. п.);

3) интенсивность занятий (соревновательная практика).

2.5. Результаты физической активности (или пассивности) студента.

Результаты физической активности (или пассивности) студента – это объективные показатели его физического здоровья и телосложения, уровень развития физических качеств, а также его специальные знания, умения и навыки в сфере физической культуры. Результатом физической активности студента в спортивной деятельности является наличие у него спортивного разряда или звания.

2.6. Понятие «физическое совершенство».

Физическое совершенство человека характеризуется тремя основными показателями:

1) нормальным физическим развитием (физическое здоровье и телосложение);

2) способностью полностью реализовать свои физические качества в двигательных действиях на основе соответствующих умений и навыков;

3) умением это делать эффективно, то есть достигать максимально возможного результата с минимальной затратой физической энергии.

3. Организационная система физического воспитания в МГПУ.

3.1. Воспитание. Понятие «физическое воспитание».

Воспитание или управление развитием – это сознательное целенаправленное воздействие (на основе использования педагогических средств) на личность, осуществляемое для того, чтобы привить ему качества, желаемые воспитателю.

Физическое воспитание – это процесс сознательного целенаправленного воздействия воспитателя (на основе использования педагогических средств) на физические способности (и, следовательно, на соответствующие умения и навыки) воспитываемого, на непосредственно связанные с ними знания, а также потребности, интересы и мотивы.

Смысл физического воспитания заключается в использовании специальных средств (по преимуществу физических упражнений) для управления физическим состоянием человека.

3.2. Цели и задачи физического воспитания в МГПУ.

Цели и задачи физического воспитания в МГПУ – это:

1) формирование у студентов системы теоретических и научно-практических знаний в области физической культуры как части позитивной мировоззренческой позиции и основы установки на здоровый стиль жизни и физическое совершенствование;

2) обучение способам и методам физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей;

3) развитие физических качеств и совершенствование двигательных навыков в общеразвивающих и спортивных упражнениях;

4) обеспечение приобретения личного практического опыта в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;

5) способствование профилактике заболеваний, связанных с учебной деятельностью студентов, и восстановлению функций организма у лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

6) подготовка студентов педагогических факультетов к выполнению профессиональных обязанностей педагога по оздоровительно-профилактической и физкультурной работе со школьниками.

3.3. Учебные отделения в МГПУ.

Для решения задач физического воспитания в МГПУ студенты распределяются в следующие учебные отделения: основное, специальное и спортивное. Их формирование производится с учетом состояния здоровья (на основе медицинского заключения) и спортивных интересов учащихся.

1) в основное отделение зачисляются студенты, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, препятствующих выполнению учебно-тренировочных заданий и участию в спортивных соревнованиях;

2) специальное учебное отделение комплектуется из числа студентов, имеющих по данным медицинского обследования ограничения в применении средств физического воспитания. Лица, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, образуют отдельную группу для освоения доступных им разделов учебной программы .

3) в спортивное отделение зачисляются студенты, выразившие желание углубленно заниматься избранным видом спорта. Количество и профиль спортивных отделений определяется администрацией университета и кафедрой физического воспитания с учетом материальных и штатных возможностей.

3.4. Основные формы учебных занятий по физическому воспитанию в МГПУ.

Лекции, учебно-тренировочные занятия, методико-практические занятия:

1) лекции направлены на освоение теоретического раздела программы по физической культуре;

2) учебно-тренировочные занятия решают задачи общефизической и спортивно-технической подготовки студентов и формирование у них профессионально-значимых психофизических качеств;

3) методико-практические занятия направлены на овладение студентами методами самоконтроля и оценки своего физического состояния, а также на судейскую и инструкторскую практику.

3.5. Количество часов учебных занятий. Формы контроля.

Предмет «Физическая культура» преподается на 1-3 курсах в объеме 136 учебных часов в году (всего 408 учебных часов). После прохождения определенного этапа учебных занятий и в конце каждого семестра студенты сдают контрольные нормативы для определения уровня их технической и физической подготовленности. Студенты специального учебного отделения сдают только теоретический раздел учебной программы. Аттестованные положительно студенты получают в зачетную книжку отметку «зачтено».

3.6. Внеучебные занятия по физическому воспитанию в МГПУ.

Студенты МГПУ имеют возможность посещать спортивные секции по многим видам спорта, которые организованы и курируются спортивным клубом . Студенты-спортсмены участвуют за честь факультета в ежегодной Спартакиаде МГПУ. Лучшие из них успешно выступают на городских, всероссийских и международных соревнованиях .

Раздел 2

СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Структура организма человека как саморазвивающейся и саморегулирующейся системы.

Человеческий организм – сложная биологическая система. Развитие человека обусловлено генетическими, социально-экономическими и природными факторами. Все органы его тела взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии. Элементарная часть тела – клетка. В основе процесса жизнедеятельности организма лежат биохимические реакции органических и неорганических веществ. Приспособление организма к воздействующим на него факторам внутренней и внешней среды производит отдельные органы и их объединения в функциональные системы. Они регулируют постоянство внутренней среды в оптимальных параметрах, что необходимо для развития и для разных видов деятельности человека.

2. Свойства клеток человеческого организма.

Клетка тела человека содержит ядро, в котором содержатся хромосомы, носители наследственных задатков организма, передающихся от родителей. Ядро окружает цитоплазма – полужидкая среда клетки. В ней расположены мельчайшие структуры. В одних из них образуются белки (строительный материал для клеток), в других вырабатываются вещества, служащие источником энергии. Клетка растет и размножается, восстанавливается, обменивается энергией и веществом с окружающей средой, адаптируется к условиям среды. Для жизнедеятельности клетки важны белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, вода, соли калия, натрия, кальция, магния и др.

3. Из каких тканей состоит тело человека?

Совокупность клеток одного вида образует ткань. В организме человека функционируют ткани, данные о которых представлены в следующей таблице.

Название ткани

Функции ткани

Место расположения

в теле

Эпителиаль­ные

Защитная и терморегуляционная, а также обмен веществ между организмом и окружающей средой

Кожные покровы тела

Соединитель­ные

Пластическая, защитная, механическая (опорная), трофическая (питание тканей)

Кости скелета, хрящи суставов, межтканевое пространство

Мышечные

Обеспечение двигательной активности, моторики отдельных органов

Мускулы, мышца сердца, язык, желудок…

Восприятие, трансформация и проведение биоэлектрических импульсов

Нервные центры мозга, волокна, соединяющие отдельные части и органы тела

Транспортная, поддерживающая обмен веществ и энергии в организме, терморегуляционная

Сердечнососудистая система, межтканевое пространство

4. Состав и функции опорно-двигательного аппарата.

Основные его функции – опора и перемещение тела и его частей в пространстве. У человека более 200 костей, входящих в состав скелета и соединяющихся между собой посредством суставов, связок и сухожилий. Скелет тела приобретает разное положение в пространстве благодаря работе (напряжению, расслаблению и сокращению) мышц.

5. Строение скелетных мышц.

Мышца имеет волоконную структуру, каждое волокно – мышца в миниатюре. Волокно состоит из миофибрилл. Каждая миофибрилла разделена на светлые и темные по цвету участки, которые состоят из длинных цепочек молекул соответственно актина и миозина. Регулирующие сигналы из нервной системы и информация о состоянии и деятельности мышцы передается по нервным волокнам, пронизывающим мышечную ткань.

6. Механизм мышечного сокращения.

Нити актина и миозина могут взаимно сдвигаться по отношению друг друга, что приводит к укорочению длины миофибрилл отдельных мышечных волокон и всей мышцы в целом. Напряжение, сокращение и расслабление мышцы регулируют нервные центры спинного и головного мозга.

7. Химизм и энергетика мышечного сокращения.

Энергия, необходимая для сокращения и напряжения мышц, образуется благодаря химическим процессам. Они протекают с участием кислорода (аэробно) и без кислорода (анаэробно).

Первичным источником энергии для сокращения мышцы служит расщепление аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Для поддержания двигательной деятельности необходим непрерывный ресинтез АТФ, что происходит благодаря реакции распада креатинфосфата (КрФ). Молекулы АТФ образуются из углеводов – глюкозы и гликогена.

По мере выполнения мышечной работы происходит накопление продуктов распада, в частности, молочной кислоты. Высокая концентрация ее в крови субъективно ощущается как утомление и служит сигналом для нервной системы – «Прекращать работу!». Снижение концентрации обеспечивается в период отдыха усиленным насыщением организма кислородом.

8. Функциональное значение кровообращения в организме.

Клетки крови выполняют транспортную функцию для кислорода и углекислого газа (эритроциты), а также защиту от проникающих в организм инородных микробов (лейкоциты). В плазме крови растворены гормоны, минеральные соли, питательные и другие вещества, которыми постоянно снабжаются все ткани тела.

При двигательной деятельности кровообращение интенсифицируется, удовлетворяя потребность мышц в источниках энергии и способствуя выводу из организма через дыхательную и выделительные системы продуктов распада.

В покое 40-50 % объема крови находится в печени, селезенке, сосудах кожи, мышцах, легких. В случае потребности (при мышечной работе) запасной объем крови включается в общее русло кровообращения.

9. Функции и важнейшие характеристики сердечнососудистой системы (ССС).

ССС обеспечивает движение крови по сосудам и капиллярам. Работоспособность ССС зависит от объема сердца, величины просвета и эластичности стенок сосудов и капилляров, способности сердечной мышцы к продолжительной работе с высокой частотой сокращений.

10. Роль дыхательной системы.

Дыхательная система участвует в обеспечении организма кислородом и в освобождении его от углекислого газа. Этот процесс протекает в легких, пронизанных огромной сетью кровеносных сосудов.

Производительность дыхательной системы зависит от объема легких и развитости мышц, производящих акты вдоха и выдоха.

11. Функция пищеварительной и выделительной систем.

Органы пищеварения (язык, зубы, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа) измельчают, смачивают, воздействуют ферментами и кислотами на поступающие в организм продукты питания. В результате производятся необходимые тканям тела питательные и энергосодержащие вещества. Удаление конечных продуктов биохимических реакций через почки, мочеточники, кишечник, легкие и потовые железы обеспечивает поддержание в организме постоянства внутренней среды, предохраняет его от отравления вредными веществами (токсинами).

12. Строение и роль нервной системы.

Нервная система отвечает за управление всеми системами организма и психическими процессами. Специализированный отдел нервной системы – вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов – дыхания, кровообращения, выделения, внутренней секреции. Соматическая нервная система обеспечивает общую чувствительность тела и органов чувств, управляет скелетной мускулатурой. Текущее состояние и возможности нервной системы зависят в первую очередь от работы ее высших отделов, расположенных в головном и спинном мозге. Если их возможности исчерпываются вследствие утомления, психологических факторов и других причин, наступает снижение умственной и физической работоспособности, могут развиться заболевания отдельных органов и систем организма.

Функциональные возможности коры больших полушарий (необходимые, в частности, для продуктивного учебного труда) обусловлены энергетической подпиткой из ниже лежащих нервных центров (подкорки). Потенциал последних в свою очередь прямо связан с двигательной активностью человека.

13. Рецепторы и анализаторы.

Способность организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды реализуется благодаря специальным образованиям – рецепторам, которые трансформируют внешние раздражители (звук, свет, давление) в нервные импульсы, поступающие в центральную нервную систему. Рецептор – начальный отдел анализирующей системы.

У человека имеются следующие анализаторы: кожный (тактильная, болевая, тепловая, температурная чувствительности), двигательный (рецепторы в мышцах, суставах, сухожилиях, связках), вестибулярный (воспринимает положение тела в пространстве), зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и висцеральный (состояние ряда органов).

14. Эндокринная система.

К железам внутренней секреции относятся: щитовидная, околощитовидные, зобная, надпочечники, поджелудочная, гипофиз, половые и ряд других. Эндокринные железы вырабатывают гормоны, которые через кровь, лимфу и межтканевую жидкость обеспечивают регуляцию физиологических процессов во всех органах и тканях организма.

Некоторые железы выделяют также секреторные вещества (поджелудочная, половые).

Расстройства функции желез приводит к нарушениям обменных процессов, снижению работоспособности.

15. Воздействие на организм природных и социокультурных факторов.

Человек находится в постоянном контакте со средой обитания и прямо зависит от окружающей его действительности. Его организм испытывает влияние атмосферных факторов, солнечной радиации, реагирует на состав воздуха, качество продуктов питания. На состоянии организма отражается психоэмоциональная ситуация в быту, при трудовой деятельности, во время отдыха и ряд других социокультурных факторов.

16. Характеристики и формы проявления функциональной активности человека.

Функциональная активность характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, дыханием и т. д. В современном виде человек сформировался в процессе труда, который существует в формах физической и умственной деятельности. Труд различается по степени тяжести с точки зрения нагрузки на системы организма. Выполнение физической и умственной работы связано в той или иной мере с реализацией функциональных возможностей отдельных систем и организма в целом.

17. Особенности взаимосвязи физической и умственной работоспособности.

Параметры умственной работоспособности (быстрота мышления, функции внимания, память, эмоционально-волевые качества) зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности. Регулярные занятия физическими упражнениями в детском и юношеском возрасте способствуют позитивному развитию интеллекта и свойств личности, а в зрелом возрасте поддерживают умственную работоспособность на оптимальном уровне.

18. Утомление и восстановление в процессе деятельности.

Увеличение физической или умственной нагрузки, объема информации, интенсификация любого рода деятельности развивает в организме особое состояние – утомление. Оно выражается в снижении скорости переработки информации, ухудшении внимания, процессов запоминания и вспоминания, уменьшении скорости двигательных действий, их точности и силовых характеристик. Утомление связано с ощущением усталости, которое служит сигналом возможного истощения организма, защищающим организм от перенапряжения.

Утомление наступает позднее в случае лучшей адаптации, приспособления организма к данному виду деятельности (проявление тренированности).

Восстановление – это постепенный возврат физиологических и биохимических функций к исходному до работы уровню, состоянию. Оно протекает быстрее при использовании дополнительных средств восстановления, к которым в случае умственного утомления можно отнести, в частности, физические упражнения, двигательную деятельность.

19. Биологические ритмы и работоспособность.

Биоритмы – регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. Существуют биоритмы клеток, органа, организма. Пример действия биоритма – деление людей на «сов» и «жаворонков», т. е. людей, склонных к проявлению умственной и физической активности соответственно в вечернее время или в утренние часы.

Знание и рациональное использование биологических ритмов в организации личной жизнедеятельности способствует повышению эффективности труда и отдыха, поддерживает здоровье.

20. Гипокинезия и гиподинамия.

Гипокинезия – понижение, уменьшение, недостаточность двигательной активности.

Для студентов минимально необходимый объем двигательной активности – 6-8 часов в неделю с интенсивностью нагрузки соответствующей частоте сердечных сокращений 130-140 в минуту. У очень многих такая двигательная активность не наблюдается.

Гиподинамия – совокупность отрицательных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Результатом является сниженная функция сердечнососудистой и нервной системы, психоэмоциональная утомляемость, депрессивные состояния, нарушения обмена веществ.

21. Особенности влияния на организм разных по психофизиологической природе физических упражнений.

Вид упражнений

Преимущественный эффект упражнений

Упражнения с отягощениями

Развитие и укрепление костно-мышечной системы

Гимнастические упражнения

Повышение координационных способностей в управлении движениями, силы мышц и подвижности суставов.

Циклические упражнения (бег, ходьба, плавание, бег на коньках, лыжи, гребля)

Повышение работоспособности сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов.

Спортивные игры

Повышение координационных способностей, улучшение функций нервной и анализаторной систем, повышение работоспособности кардио-респираторной системы.

Единоборства (бокс, борьба, фехтование)

Развитие функций анализаторов, мышечной и кардио-респираторной систем.

Развитие координационных и силовых способностей в двигательной деятельности, повышение работоспособности нервной и кардио-респираторной систем.

22. Характеристики работоспособности организма.

Приобретенная высокая работоспособность проявляется в состоянии покоя в следующем:

1) увеличение подвижности нервных процессов, укорочение скрытого периода двигательных реакций;

2) увеличение мышечной массы, гипертрофия мышц, улучшение их кровоснабжения;

3) урежение частоты дыхания, сердечных сокращений, повышение количества эритроцитов и лейкоцитов.

Тренированный организм расходует меньше энергии в состоянии покоя. У него хорошая уравновешенность процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Лучше происходит накопление энергии для предстоящей работы. Реакция организма тренированных людей на нагрузку характеризуется тем, что у них все показатели деятельности функциональных систем в начале работы (период врабатывания) выше, чем у нетренированных. В процессе работы уровень физиологических сдвигов менее высок, а период восстановления существенно короче. Это проявление экономизации функций.

23. Характеристика основных обменных процессов в организме.

В организме непрерывно идут процессы образования сложных веществ, из которых состоят клетки, и энергопроизводство для обеспечения функционирования отдельных органов. Нормальное протекание этих процессов требует расщепления сложных органических веществ – единственного источника энергии для человека. Такими веществами являются белки, жиры и углеводы. Для нормального обмена необходимы также вода, витамины и минеральные соли. Процессы образования в клетках организма потребных ему веществ, извлечение и накопление энергии (ассимиляция) и процессы окисления и распада органических соединений, превращение энергии и ее расход (диссимиляция) на нужды жизнедеятельности организма между собой тесно связаны и протекают очень интенсивно. Например, ежедневно вырабатывается 300 млрд. эритроцитов. В течение 5-7 дней заменяется половина белкового азота печени. За 5 лет учебы студента ткани желудка обновляются 500 раз.

24. Обмен белков.

Белки – строительный материал для образования клеток. В состав клеток входит 20 типов аминокислот, которые подразделяют на незаменимые (не могут синтезироваться в организме) и заменимые (синтезируются в организме из других аминокислот). Отсюда деление белков, поступающих с пищей на полноценные (содержат все незаменимые аминокислоты) и неполноценные. Основной источник полноценных белков – животные белки. Белки растительного происхождения за редким исключением неполноценные.

Белки входят в состав ферментов и гормонов, участвуют в реакциях химического превращения одних веществ в другие, регулируют интенсивность обменных процессов в клетках. Белки являются энергосодержащим веществом. Суточная норма потребления белка для взрослого человека 80-100 г.

25. Обмен углеводов.

Углеводы делятся на простые и сложные. Простые (моносахариды) хорошо растворяются в воде и быстро усваиваются организмом (например, глюкоза). Сложные углеводы (дисахариды, полисахариды), например, гликоген, крахмал, предварительно расщепляются в организме до моносахаридов.

Углеводы поступают в организм с пищей и могут также синтезироваться в нем из продуктов расщепления аминокислот и жиров. При избытке они превращаются в жиры и в таком виде откладываются в тканях тела.

Углеводы – главный источник энергии организма. Они всасываются в кровь в основном в виде глюкозы. Низкая концентрация глюкозы в крови (гипогликемия) опасна. Она может привести к судорогам, потери сознания и даже смерти. У практически здорового человека оптимальный уровень глюкозы в крови поддерживается автоматически. Главный регулятор этого процесса гормон поджелудочной железы инсулин.

В процессе мышечной деятельности поддержание оптимального уровня глюкозы в системе кровообращения происходит за счет расщепления гликогена, чему способствует гормон надпочечников адреналин . Депонирование гликогена в печени обеспечивает инсулин.

Углеводов много содержится в сахаре, меде, изюме, шоколаде, картофеле, молоке.

26. Обмен жиров (липидов).

Жиры – важный источник энергии и необходимая составная часть клеток. Поступающий в организм жир перерабатывается в глицерин и жирные кислоты, из которых синтезируются качественно другие жиры. В организме они могут синтезироваться также из белков и углеводов. При окислении жиры выступают в качестве источника энергии, которая используется организмом в состоянии покоя и при выполнении длительной малоинтенсивной физической работы. Это происходит и при исчерпании запасов гликогена в условиях напряженной двигательной деятельности.

Жир используется в качестве строительного материала клеток, источника энергии, тепло - и термозащиты внутренних органов, обеспечивает их фиксацию в теле. Участвует в депонировании в теле витаминов.

Теория – это система основных идей в какой-либо отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях взаимосвязей между предметами, явлениями, процессами реального мира.

Теория физической культуры (ТФК) как научная дисциплина представляет собой обобщенную систему научных знаний о сущности физической культуры и закономерностях её использования для физического совершенствования человека.

Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности вначале совершен­ствовались «попутно», в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные, стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия под­готовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого слож­ного процесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере историчес­кого развития общества, выделяются и зачатки физической культуры как области специальной деятельности, в которой решаются задачи собствен­но физической подготовки людей к различным требованиям жизни.

В ходе развития человека и общественного производства возникла со­циальная (общественная) потребность определить общие цели и конкрет­ные задачи, а также и специальные средства физической подготовки лю­дей к жизни, методы (способы) использования этих средств.

На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию и ее теорию.

Физическая культура постепенно вырастает в область широкой и слож­ной социальной деятельности, в которой формируются и осуществляются научно-практические подходы с позиций различных наук - философии, истории, педагогики, психологии, биологических наук (физиологии, ана­томии и др.), социологии. Поэтому возникает ее теория, которая опира­ется на данные исторического опыта, современной практики, а также на данные социально-экономических, медико-биологических и психолого-педагогических наук и раскрывает общие законы и закономерности физи­ческой культуры.

Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требо­ваний к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни появляются предпосылки к возникновению теории. Вна­чале возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во вто­рой половине XIX в. П.Ф. Лесгафт разработал теорию физического обра­зования , которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.

В связи с разработкой в 1950 - 1960 гг. зарубежными и отечественны­ми учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970 - 1980-х гг. в стране начинает разрабатываться теория физической культуры (В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, НА. По­номарев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).

Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как связана с процессами образования, обучения и воспита­ния человека. Теория физической культуры изучает физическую культуру как особый, специфический вид культуры общества, сложную область соци­ально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни общества.

Задачи ТФК как науки заключаются в том, чтобы:

Обнаружить и раскрыть взаимосвязи и взаимо­влияния культуры общей и физической, закономерности гармонического развития человека,

Обосновать средства, обеспечивающие целенаправленное и всестороннее физическое развитие,

Найти рациональ­ные методы использования средств, целесообразные формы и принципы, обеспечивающие их эффективную реализацию.

Место теории физической культуры в системе наук. Теория физической культуры тесно связана с рядом на­учных дисциплин. Любая наука не может полноценно развиваться, ограни­чившись результатами только собственного предмета исследования. Теория физической культуры решает специальные педагогические проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тес­но связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Филосо­фия дает для нее методологическую основу познания, опираясь на которую ученые получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области общей физической культуры, проникать в сущность про­блемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования и перспективы развития в обществе.

Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изуче­ния реакций организма занимающихся на воздействие средств физического воспитания, что определяет развитие адаптации. Только учитывая анатоми­ческие, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно эффективно управлять процессом физическо­го воспитания.

Особенно тесные контакты теории физической культуры со всеми спортивно-педагогическими дисциплинами. Частные дис­циплины опираются на общие положения, разрабатываемые теорией физической культуры, а получаемые ими конкретные данные являются материалом для новых обобщений. В процессе своего развития из общей теории исключились частные закономерности, которые станови­лись предметом специальных наук - науки о гимнастике, легкой атлети­ке, плавании и др. Однако наиболее общие закономерности, которые дей­ствуют не только в этих видах упражнений, а касаются любых видов двигательной активности человека, не стали и не могут стать предметом какой-либо частной дисциплины. Разработка этих общих закономернос­тей и составляет основу современной теории физической культуры.

В качестве учебной дисциплины ТФК является основным профилирующим предметом профессионального образования по специальности физическая культура и спорт. Этот предмет имеет первостепенное значение в формировании основополагающих профессиональных взглядов и убеждений. Это база для освоения узкой специальности (тренер, инст­руктор, учитель, методист и т.п.). Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортив­ной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................41.Определение понятия «спорт». Его отличие от других видов занятий физическими упражнениями..........................................................................................6 2. Общие понятие теории физической культуры.................................................8 3. Свободное время и физическая культура.........................................................9

4. Спорт в свободное время.....….........................................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................21

ВВЕДЕНИЕ

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общест­венно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей. История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций. Наш век - век значительных социальных, технических и биологических преобразований. НТР внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т. п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.

1. О пределение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями

Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) - вольного сокращения первоначального слова disport - игра, развле­чение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда - различное толкование термина «спорт». В зарубежной пе­чати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оз­доровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.

«Cпорт» - обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен" всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование без­относительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности. Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд. Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.

2. Общие понятия теории физической культуры

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созда­нию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных на­выков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.

Таким образом, физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, отдых и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.

Физическое образование - педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.

Спорт - игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.

Физическая рекреация (отдых) - использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

Двигательная реабилитация (восстановление) - целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.

Физическая подготовка - вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных физических упражнений. Физическое развитие - это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма).

Физические упражнения – движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.

Физическая культура призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры для организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование ценностного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы. Учебный предмет «физическая культура» является ведущим, но не единственным звеном образовательной области «физическая культура» в начальной школе. Его освоение осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм ценностного педагогического процесса, как традиционные уроки физкультуры, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках.

5-й класс

Цель программы – изучение основ физкультурной деятельности с общеобразовательной направленностью.

Задачи:

– формирование элементарных знаний о физической культуре и ее истории, связи физкультуры с укреплением здоровья и физическим развитием, об организации режима дня и закаливании организма, о личной гигиене и профилактике нарушения осанки;

– обучение способам организации простейших форм самостоятельных занятий: утренняя гимнастика и физкультминутки, подвижные игры и развлечения во время прогулок, выполнение упражнений для формирования правильной осанки и закаливание организма;

– обучение простейшим способам контроля физической нагрузки, физического развития и физической подготовленности.

Вид учебной работы

Всего часов

Четверти

Всего часов

Аудиторные занятия

Проверочная работа

Контрольное тестирование

Учебные разделы и темы

Четверти

Общий объем времени

1. Основы знаний

2. Способы деятельности

Водные закаливающие процедуры

Контроль физического развития

Оказание первой помощи при легких травмах

Проверочная работа

Итого

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ (18 ч)

Возникновение Олимпийских игр. История возникновения Олимпийских игр. Роль Пьера де Кубертена в развитии современного олимпийского движения. История развития физической культуры в России в XVII–XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии.

Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Физиологические основы функционирования основных органов и систем организма, возможности их совершенствования средствами физической культуры. Организация самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Правила подготовки мест занятий физической культурой, выбора спортивной одежды. Гигиенические требования к одежде, обуви, спортивному инвентарю. Требования безопасности перед началом и после окончания занятий.

СПООБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (16 ч)

Тема 1. «Водные закаливающие процедуры»

Основные виды закаливающих водных процедур, их влияние на здоровье человека. Температурные режимы закаливающих водных процедур. Принципы закаливающих процедур и их последовательность.

Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки (по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины внешнего отягощения). Функциональные возможности собственного организма, индивидуальные методики контроля его развития, повышения адаптивных свойств организма и физической подготовленности. Основные приемы самоконтроля.

Тема 3. «Оказание первой помощи при легких травмах»

Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. Характерные признаки ушибов и травм, их виды.

Формы итогового контроля

Первая, вторая, третья четверти – тестирование (дифференцированный зачет).

Тест состоит из 20 вопросов, на которые возможно дать 3 варианта ответов.

Оценка уровня знаний

Четвертая четверть – экзамен.

Вопросы к экзамену

Билет 1

1. Физическая культура в семье.
2. Олимпийские игры в Древней Греции.

Билет 2

1. Сведения о личной гигиене и режиме дня.
2. Герои Олимпийских игр.

Билет 3

1. Гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями.

Билет 4

1. Закаливание, его виды, значение для здоровья человека.
2. Профилактика травм. Оказание первой помощи при травмах, полученных при занятиях физическими упражнениями.

Билет 5

1. Правила безопасности выполнения физических упражнений.
2. Способы и приемы страховки и самостраховки.

Билет 6

1. Утомление и переутомление, их признаки и меры предупреждения.
2. Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма.

Билет 7

1. Влияние занятий физическими упражнениями на осанку.
2. Стресс, влияние стресса на здоровье человека.

Билет 8

1. Какова символика и атрибутика Олимпийских игр? Что она выражает?
2. Что понимается под физическими упражнениями?

Билет 9

1. В чем заслуги Пьера де Кубертена перед олимпийским движением?
2. Расскажите об основных способах контроля физической нагрузки при занятиях физическими упражнениями.

Билет 10

1. Чем объясняется возрождение интереса к Олимпийским играм в конце XIX в.?
2. Расскажите о физическом качестве «сила». С помощью каких упражнений ее можно развить?

Билет 11

1. Когда и где спортсмены нашей страны впервые выступили на Олимпийских играх? Что вы знаете об успехах отечественных спортсменов на этих играх?
2. Расскажите о физическом качестве «быстрота». С помощью каких упражнений ее можно развивать?

Билет 12

1. В какие годы Олимпийские игры современности не проводились и по какой причине?
2. Основные формы передвижения человека – что в них общего и чем они различаются?

Билет 13

1. История развития физической культуры в России в XVII–XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии.
2. Правила подготовки мест занятий по физической культуре, выбора спортивной одежды и обуви.

Билет 14

1. Расскажите об организации режима дня. Что он в себя включает и каково его значение для здоровья человека?
2. Расскажите о гигиенических требованиях к одежде, обуви и спортивному инвентарю для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Билет 15

1. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека? Как их развивать?
2. Температурный режим закаливающих водных процедур. Принципы и последовательность закаливания.

1. Что говорят мифы и легенды об истории возникновения первых Олимпийских игр?
2. Расскажите об истории возрождения Олимпийских игр, роли Пьера де Кубертена в развитии современного олимпийского движения.
3. Основные правила освоения двигательных действий.
4. Расскажите о физическом качестве «сила» и о том, как ее развивать.
5. Расскажите о физическом качестве «быстрота» и о том, как ее развивать.
6. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания, кровообращения.
7. Расскажите об основных закаливающих процедурах (солнцем, воздухом, водой), их влиянии на здоровье человека.
8. Правила подготовки мест занятий по физической культуре, выбора спортивной одежды, обуви.
9. Первая помощь при ушибах и кровотечениях во время занятий физическими упражнениями.
10. Основные правила самостоятельного контроля физической работоспособности.

6-й класс

Цель программы – развитие основ физкультурной деятельности с общеобразовательной направленностью.

Задачи:

– формирование знаний в области «физическая культура» (сведения из истории, взаимосвязь теории с укреплением здоровья и физическим развитием);
– воспитание потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки;
– обучение простейшим способам самоконтроля, профилактики травматизма.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план реализации рабочей программы

Учебные разделы и темы

Четверти

Общее количество часов

1. Основы знаний

История физической культуры

Занятия физическими упражнениями

Профилактика травматизма при занятиях физическими упражнениями

2. Способы деятельности

Закаливающие процедуры (воздухом, солнцем)

Контроль физического развития

Оказание первой помощи при травмах

Самостоятельная работа

Итого

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ (17 ч)

Тема 1. «История физической культуры»

Физическая культура в период новой истории (XVII–XVIII вв.). Физическая культура у народов нашей страны с древнейших времен до XVIII в. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх. Развитие физической культуры в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами.

Контрольные вопросы к теме 1

1. Расскажите о развитии физической культуры в XVII–XIX вв.
2. Расскажите о достижениях отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх.

Тема 2. «Занятия физическими упражнениями»

Основы формирования двигательных действий и развитие физических качеств (выносливость, гибкость). Профилактика нарушения осанки посредством физических упражнений. Обучение способам организации простейших форм самостоятельных занятий: утренняя гимнастика и физкультминутки, подвижные игры и развлечения во время прогулок.

Контрольные вопросы к теме 2

1. Расскажите о развитии физических качеств (выносливость, гибкость).
2. Объясните роль физических упражнений в формировании правильной осанки.

Тема 3. «Профилактика травматизма при занятиях физическими упражнениями»

Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. Требования безопасности при проведении занятий избранным видом спорта.

Контрольные вопросы к теме 3

1. Объясните правила поведения на спортивной площадке и в зале.
2. Расскажите об основных требованиях безопасности при проведении занятий избранным видом спорта.

СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (17 ч)

Тема 1. «Закаливающие процедуры»

Личная гигиена; закаливание воздухом, солнцем, их влияние на здоровье человека. Температурный режим закаливания. Профилактика простудных заболеваний.

Контрольные вопросы к теме 1

1. Расскажите о закаливании солнцем и о температурных режимах.
2. Профилактика простудных заболеваний.

Тема 2. «Контроль физического развития»

Определение (измерение) длины, массы тела. Формы осанки. Контроль и регулирование физической нагрузки во время занятий по показателям частоты сердечных сокращений. Основные способы самоконтроля. Режим дня школьника.

Контрольные вопросы к теме 2

1. Объясните, как правильно измерять длину и массу тела.
2. Расскажите о режиме дня школьника.

Тема 3. «Оказание первой помощи при травме»

Основные меры по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями. Переломы, вывихи, растяжения.

Контрольные вопросы к теме 3

1. Дайте характеристику переломам, вывихам и растяжениям.
2. Расскажите, как оказать первую медицинскую помощь при травмах.

Формы итогового контроля

Первая, четвертая четверти – дифференцированный зачет (тестирование). Тест состоит из 20 вопросов, к каждому из которых даны по 3 варианта ответов.

Оценка уровня знаний

Четвертая четверть – экзамен.

В экзамен по теории физической культуры включено 15 билетов (по 2 вопроса в билете).

Вопросы к экзамену

Билет 1

1. Физическая культура в XVII в.
2. Характеристика физического качества «выносливость».

Билет 2

1. Выдающиеся отечественные спортсмены-олимпийцы.
2. Характеристика физического качества «гибкость».

Билет 3

1. Физическая культура в зарубежных странах в XIX в.
2. Сохранение хорошей осанки посредством выполнения физических упражнений.

Билет 4

1. Организация и проведение утренней гимнастики.
2. Правила поведения на спортивной площадке.

Билет 5

1. Организация и проведение физкультминуток.
2. Требования безопасности во время проведения занятий по избранному виду спорта.

Билет 6

1. Правила личной гигиены учащегося средней школы.
2. Определение параметров тела (длина, массы), измерение гибкости, формы осанки (методика), соответствие результатов возрасту.

Билет 7

1. Закаливание организма воздухом, его влияние на здоровье человека.
2. Режим дня школьника.

Билет 8

1. Закаливание организма солнцем, его влияние на здоровье человека.
2. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.

Билет 9

1. Профилактика простудных заболеваний.
2. Контроль и регулирование нагрузки по показателям сердечных сокращений.

Билет 10

1. Температурные режимы закаливания воздухом и солнцем.
2. Оказание первой медицинской помощи при переломах.

Билет 11

1. Оказание первой медицинской помощи при вывихах.
2. Успехи отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Билет 12

1. Правила проведения занятий избранным видом спорта.
2. Физическая культура у народов нашей страны в древние времена.

Билет 13

1. От чего зависит физическое развитие человека?
2. С помощью каких тестов можно определить развитие гибкости, выносливости?

Билет 14

1. Для чего проводятся физкультурные минутки и паузы?
2. Расскажите о гигиенических требованиях к одежде, обуви и спортивному инвентарю для занятий избранным видом спорта.

Билет 15

1. Требования безопасности перед началом и после окончания занятий избранным видом спорта.
2. Положительное влияние занятий физической культурой на профилактику вредных привычек.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Развитие физической культуры в XVII–XIX вв.
2. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов в XVII–XIX вв.
3. Расскажите о физическом качестве «гибкость» и о том, как ее развивать.
4. Расскажите о физическом качестве «выносливость» и о том, как ее развивать.
5. Требования безопасности во время проведения занятий избранным видом спорта.
6. Расскажите об утренней гимнастике: для чего она используется и какие условия надо соблюдать при ее проведении.
7. Профилактика простудных заболеваний.
8. Расскажите о закаливающих процедурах (воздухом, солнцем) и их влиянии на здоровье человека.
9. Составьте свой режим дня для будних и выходных дней.
10. Основные меры по оказанию первой помощи при травмах (переломах, вывихах, растяжениях) во время занятий физическими упражнениями.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то