Сказка про воду для детей небольшая. Экологические сказки о воде. Динамическая игра «Круговорот воды»

В настоящее время многие педагогические издания, интернет-сайты вдохновляют педагогов на создание оригинальных, интересных, актуальных разработок. Такие издания предлагают технологические приемы решения сложнейших для педагогов задач современности. Многие из публикуемых технологий находят широкое применение на практике, переосмысливаются и приживаются надолго.

Так, поводом для разработки и основой предложенных нами занятий стали публикации об опыте работы московских педагогов в журнале «Музыкальный руководитель». Данный цикл занятий мы начали весной и продолжили его с теми же детьми уже осенью. Весеннее занятие прошло на высоком эмоциональном уровне, потому ребята легко вспомнили понравившееся им доброе Облачко и захотели дальше узнать о его приключениях.

Конспект комплексного занятия в средней группе
(из цикла «Сказки о воде»)

«Весенний дождик».

Цель .
Формировать выразительность детских рисунков под влиянием прослушивания музыкальных произведений; продолжать знакомить детей с техникой рисования под музыку, соответственно ритма мелодии учить подражать звукам, используя музыкальные и шумовые инструменты.

Материал : игрушки — Облачко, Кукла; стихотворение С.Я. Маршака «Дождь»; зонтик, фоны для рисования, выполненные в технике «мыльные пузыри», фломастеры, кисточки, шумовые и музыкальные инструменты.

Ход занятия

— Дети, сейчас я расскажу вам невероятную историю. (Рассказ сопровождаю показом игрушек). Пришла весна и через некоторое время все с нетерпением стали ждать весеннего дождика. А его все не было и не было. Высаженные цветы и овощи плохо росли без дождика. Девочка в саду все ждала, когда же он придет. Вдруг на горизонте появилось маленькое Облачко. Оно быстро приближалась. Так мог действовать только настоящий друг, который всегда приходит на помощь в трудную минуту. Облачко полило цветы в саду, овощи и присело на скамью рядом с Девочкой. Они начали разговаривать. Девочка сказала, что очень любит весну, весенние цветы, бабочек, пение. А что любишь ты, Облачко? Выяснилось, что для него нет ничего лучше. чем вода. Девочка удивилась: — Что интересного можно найти в обычной воде?

И вот что она услышала: — Я принесло с собой дождь — теплый, полноводный, но короткий. Он помог расти твоим цветам и овощам. Такой дождик любит солнышко. Оно остается на небе, умывается и расстилает над всей землей радужное полотенце. Такой дождик любят и птицы и цветы, и травы, и деревья.

О таком же веселом, быстром дождике рассказал в стихотворении «Дождь» поэт Самуил Яковлевич Маршак.

По небу голубому проехал грохот грома
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим
Как весело и быстро
По всем зелёным листья
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.

— Сейчас закройте глаза и представьте, что вы находитесь в саду у Девочки. Там вас внезапно застал веселый, теплый дождик. (Раскрыть зонтик). Чтобы не грустить, послушаем музыку дождя, который стучит по зонтику, барабанит по подоконнику, по крыше, звенит, падая на цветки ландыша.

(Выполняется фрагмент пьесы «Вальс-шутка» Д. Шостаковича).

— В музыке, которую вы сейчас слышали, ноты по длительности разные: одни — короткие, другие — длинные. В дождике также капельки разные: одни — тяжелые, длинные, другие — легкие, короткие, мелкие. Дождь становится то сильнее, то снова затихает. Попробуем сыграть эти звуки. На наших инструментах сыграем «музыку дождя».

(Дети изображают звуки дождя с помощью шумовых и музыкальных инструментов, сначала одни, а затем — с сопровождением).

— Как еще можно изобразить дождик, чтобы мы его не только услышали, но и увидели?

(Дети рисуют, пытаясь координировать движения руки с музыкой).

— Музыка определенно помогла вам изобразить дождик. Какой дождик вы нарисовали? Весенний, веселый, приветливый? Или осенний сырой ливень?

Предложение подарить свои работы Облачку, которое с нами не расстается, а просто улетает собирать для нас новые сказки.


Подготовила: Кушнарева Н.В.,
музыкальный руководитель ДОУ № 25 «Радость».


(из цикла «Сказки о воде»)

«Приключения двух тучек».

Цель.
Учить слышать разницу тембров звучания; чувствовать дождь разный по характеру и делать в связи с этим выбор шумовых инструментов, определять громкость звуков; выбирать технику рисования дождя в зависимости от услышанной музыки (летний — нажим карандаша сильный, резкий; осенний — напор легкий, штрихи линий более частые).

Материалы: кукла, игрушечная скамья, нарисованые облака: маленькое Облачко, Грозовая и Осенняя тучи; зонтик с серыми ниточками и зонтик с широкими голубыми лентами, закрепленными по всей окружности; шумовые инструменты: деревянные палочки, маракасы, бубен, металлофон; фрагменты концертов А.Вивальди «Времена года» — «Лето» и «Осень»; угли, фломастеры, простой и цветные карандаши, фоны для рисования в технике «мыльные пузыри» в верхней части бумаги.

Ход занятия

— Дети, сегодня у нас в гостях наши давние друзья — Девочка и Облачко. Историю об Облачке, которое поливало цветник Девочки, вы уже слышали. Послушайте сказку о двух тучах, которую рассказал поэт В. Такаринов в своем стихотворении «Прогулка» (чтение сопровождать показом действий нарисованных Тучек, имитацией звуков грома):

По небу Туча большая плыла,
Тучку поменьше за ручку вела,
Тучная Туча все время ворчала,
И головой все время качала.

Вдруг налетел озорной ветерок.
Тучка-летучка — скорей наутёк.
«Трах-тарарах», — заругал ее Гром.
Тучка-летучка — обратно бегом.

Так вот гуляли Туча и Тучка.
Бабушка-туча и тучка-внучка.

— А теперь еще одно приключение нашего Облачка. — Сидели себе на скамейке Девочка и Облачко и разговорили. Неожиданно из-за черного леса показалась черная Туча. Друзья поняли: не в духе она, потому что плыла по небу, раздувая щеки и громко охая. Облачко спряталось под скамейку и прошептало: «Это моя бабушка — Грозовая Туча. Я убежало от нее еще утром и она, наверное, ищет меня!». Девочка предложила Облачку спрятаться в доме.

Между тем Грозовая Туча стремительно приближалась, охая еще громче. По крыше застучали крупные капли дождя. Это Туча, возмущаясь, пролилась шумным ливнем. Вдруг порыв сильного ветра — холодного, совсем не летнего — раскрыл окно. Друзья бросились закрывать створки. Ветер принес с собой предвестницу надвигающейся осени — серую Мрачную Тучу, которая быстро затянула половину неба. Бабушка, Грозовая Туча, насторожилась и слегка попятилась. Уж очень неприятно ей было встречаться со своей дальней родственницей. Ведь с ее приходом заканчивалось лето и наступала сырая, хмурая осень.

«Моя бабушка принесла с собой теплый, сильный дождь, который бывает только летом, — сказало Облачко Девочке. — Люди говорят, что он льет как из ведра. Они называют его ливнем … А куда же делась моя бабушка? Непонятно … Дождь стал совсем другим — мелким, холодным. Похоже, он будет идти весь день».

Девочка посмотрела в окно и поняла: наступила поздняя осень. Листья с деревьев давно облетели, а на небе хозяйничала скучная, серая, печальная Осенняя Туча.

(Игра «Летний и Осенний дождь». Раскрыть два зонтика. На одном — голубые ленты (летний ливень), на другом — длинные серые веревочки (осенний дождь). Звучат фрагменты мелодий, дети прослушивают, соотносят характер музыки с тем или иным образом дождя и собираются под тем или другим зонтиком).

Обсуждаем с детьми выбор шумовых инструментов для передачи звуков ливни (металлофон, ксилофоны) и осеннего дождя (деревянные палочки, бубен, маракасы) — дети играют на одной ноте, чтобы передать тоскливый, монотонный характер. Слушая музыку Вивальди, дети сравнивают тембры звучания металлических и деревянных инструментов («звонко — глухо»), определяют каковы звуки ливня — звонкие или слабые, глухие, как звуки осеннего дождя.

Дети сначала рисуют ливень под соответствующий фрагмент звучания музыки Вивальди, затем — осенний дождь. Используют различные техники — штрихи, точки, линии, разную силу нажима. Если дождь сильный летний, — напор сильнее, а линии, штрихи, точки — редкие. Если осенний дождь — нажим слабый, линии, штрихи, точки более частые, чем при изображении ливня.

Оценка рисунков педагогом и детьми с точки зрения их соответствия эмоциональному характеру музыки, точности выбора материала и техники. Дети раскладывают рисунки под зонтики, изображающие тот или иной дождь. Прощаются с Облачком, которое спешит догнать свою бабушку – Грозовую Тучу, улетевшую вслед за летом.

Подготовили: Кушнарева Н.В. — музыкальный руководитель ДОУ № 25 «Радость» , пгт. Новодонецкое, г. Доброполье Донецкой обл. Украина.

Болотова Л.П. – руководитель изостудии ДОУ № 25 «Радость» , пгт. Новодонецкое, г. Доброполье Донецкой обл. Украина

Конспект комплексного занятия в старшей группе
(из цикла «Сказки о воде»)

«Сказка о Горном Озере и Водопаде».

Цель.
Слушая разные по характеру музыкальные произведения, учить видеть разницу образов Водопада и Озера. Передавать эту разницу с помощью различных изобразительных средств. Для художественного изображения гор использовать акватипию на мыле (или рельефные краски: ½ стакана крахмала, 1/8 стакана воды, ½ стакана соли, все хорошо размешать, добавить 2 ч. ложки гуаши и снова размешать).

Материал: мыльная стружка, разведенная водой до густоты сметаны, гуашь, кисти разного размера; музыкальный фрагмент из токкаты М. Регера ре минор соч. 59 № 5 и музыка к балету А. Адана «Жизель» или сюиты № 2 для флейты И.С. Баха; иллюстрации с изображениями озер и водопадов; диск «Звуки природы»; зеркальце на каждого ребенка.

Ход занятия

— Дети, послушайте еще одну замечательную историю, которую хочет рассказать наше давно нам знакомое Облачко. Как нам известно, больше всего в мире Облачко любит дождик. Но вода — это не только дождь. Водой наполнены озера, моря, реки. Бурными потоками несется вода с гор. Сегодня Облачко расскажет сказку о Горном Озере и Водопаде. Хотите услышать?

«Высоко в горах жили Водопад и Озеро. Водопад был гордым. Он считал себя самым красивым и сильным: на голове — шапка из пушистых белых облаков, пенная борода сверкает брызгами, громкий голос раздается по всему ущелье. А воды его были такие бурные, что даже горные козлы не могли напиться. Водопад все сметал на своем пути!

Озеро, наоборот, было спокойным и гладким. Оно всегда казалось молодым, потому что на его лице не было ни одной морщинки. Озеро не в пример Водопаду, никогда не гордилось собой, а показывало миру красоту других: как в зеркале в нем отражались горы, которые его окружали, звери и птицы, которые пили его прозрачную воду. А в глубине души Озера хранились такие сокровища, о которых оно никому не рассказывало.

Водопаду не нравилось такое соседство. Озеро казалось ему ленивым и глупым. Себя он считал тружеником, который шумно несет свои воды, перепрыгивает через валуны и никогда не стоит на месте. Водопад думал, что Озеро все время спит, и что не мешало бы его разбудить. Своими мощными потоками он почти пробил путь к соседу. Осталось совсем немного, чтобы Водопад дотянулся до Озера.

Все это видела Облачко. Дело в том, что ему одновременно нравились и Озеро, и Водопад. Уж очень любило Облачко кататься на быстрых потоках Водопада и отдыхать на гладкой поверхности Озера. Поэтому и сказало им, что соседи оба прекрасны и должны жить рядом и не мешать друг другу. Водопад прекрасен в своей неукротимости, а Озеро – в спокойствии».

Прослушивание музыкальных фрагментов. Дети определяют, какому образу сказки соответствует тот или иной отрывок по характеру, тембру звучания. Обращаем внимание на особенности звучания музыкальных инструментов.

Слушая токкату М. Регера, акцентируем внимание на музыкальном инструменте — органе (демонстрируем изображения). Сравниваем мощное, глубокое, величавое звучание этого инструмента с мощными потоками, которые падают со скалы, сметая все на своем пути. В музыке чувствуем настроение, созвучное энергии стремящегося с высоты потока.

Слушаем сюиту И.С. Баха № 2 для флейты. Подчеркнуть ее созвучность образу спокойного Озера: плавное, медленное звучание. В звуках флейты слышим переливы спокойной воды Озера в лучах солнца. Представляем нежное, ласковое, спокойное Озеро. С чем можно сравнить поверхность озера? (С зеркалом). Делаем вывод: каким бы гордым не казался Водопад, он тоже отражается в Озере и благодаря ему видит свою красоту.

Предлагаем с помощью маленького зеркальца рассмотреть окружающую обстановку, отмечая красоту увиденного.

Дети рассматривают изображения озер, водопадов на иллюстрациях. Обращаю внимание на характер образа Озера (спокойная гладь с неясными плавными цветовыми переходами) и Водопада (мощные потоки срываются со скалы и сметают все на своем пути, могущество которых можно подчеркнуть энергичными мазками кисточки). Предлагаю передать образы Озера, Водопада, Гор, используя «акватипию» — интересную и посильную детям технику выполнения изображений с помощью обычного мыла и красок («Джміль» 2005 № 4, стор.12).

Самостоятельная работа детей на фоне музыкального сопровождения («Звуки природы»). В случае необходимости — индивидуальная помощь педагога.

Дети с помощью маленьких зеркал рассматривают отражение своих рисунков, вместе анализируют работы с акцентом на соотношение образа музыкального и изобразительного. Игрушечное Облачко тоже смотрит в зеркало. Дети говорят ему хорошие слова и просят прилетать еще.

Подготовили: Кушнарева Н.В. – музыкальный рукодитель,
Болотова Л.П. — Руководитель изостудии



Статья размещена в авторской редакции.

Карпов Илья

А работе рассказывается о значении вода в жизни человека, о том, что без воды невозможна жизнь на Земле. Жизнь возникла и существует благодаря воде. В 21 веке мы начинаем понимать, что самые дорогие сокровища нашей планеты Земля – не золото, а те, что кажутся нам бесплатными и неисчерпаемыми: вода и воздух. Для эффективного использования водных ресурсов нужно внедрять современные природоохранные технологии. Нужно разумно пользоваться водой в быту, промышленности, сельском хозяйстве.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Владимира

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

« Почему надо экономить питьевую воду. Экологические сказки»

Руководитель: учитель А.Р.Саркисова

г.Владимир 2011 год

Организм человека пронизан миллионами кровеносных сосудов. Крупные артерии вены соединяют друг с другом основные органы тела, мелкие оплетают их со всех сторон. Кровь снабжает каждую клетку тела кислородом и питательными веществами. Кровь собирает отходы жизнедеятельности из всех уголков организма. Иными словами, кровь соединяет мозг и сердце, желудок, почки, печень, мускулы в слаженный и работоспособный организм. Такая же кровеносная система есть и у нашей планеты. Кровь Земли – это вода, а кровеносные сосуды – реки, ручьи и озера. Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в человеческом организме. Структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человека. Именно вода, переходя из почвы в растения, из растений в атмосферу, стекая по рекам с материков в океаны и возвращаясь обратно с воздушными потоками, соединяя друг с другом различные компоненты природы, превращает их в единую систему.

Без воды невозможна жизнь на Земле. Жизнь возникла и существует благодаря воде. В 21 веке мы начинаем понимать, что самые дорогие сокровища нашей планеты Земля – не золото, а те, что кажутся нам бесплатными и неисчерпаемыми: вода и воздух.

Вода в природе может встречаться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Вода способна переходить из одного состояния в другое. Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Площадь морей и океанов на Земле во много раз превосходит площадь всех рек, озер, болот и водохранилищ вместе взятых. Поэтому соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной. Ее объем составляет 97%. Запасы пресной воды в мире – около 3%, в том числе в ледниках, полярных льдах сосредоточено 2% всей пресной воды. Таким образом, только 1% воды на планете пригоден для питья. Вода – одно из самых важных для организма человека веществ. Человеческий организм почти на 70% состоит из воды. Потеря организмом большого количества воды опасна для жизни человека. Без воды человек может погибнуть через 5-7 суток, а без пищи при наличии воды человек может жить длительное время. Для того чтобы жить, нам нужна прежде всего пресная вода. С ней тесно связано все наше существование.

Воду мы используем для питья, приготовления пищи, напитков. Без воды невозможно существование промышленного производства. Остаться без воды, самое страшное, что может случиться с человеком и с человечеством в целом. Чистой воды на Земле становиться все меньше. Недостаток ее уже сейчас остро ощущается во многих регионах. Наши представления о воде, как о восполнимом ресурсе нужно пересмотреть. Загрязнение водоемов, вырубка лесов по берегам рек, осушение болот – все это нарушает тонкое равновесие, ломает природный механизм, возвращающий реке потерянную воду. И если раньше люди могли переселиться на новое место, к чистому роднику, то сегодня уже невозможно никуда перенести многонаселенный промышленный город. Пришло время задуматься о том, как сохранить каждый водоем, каждую каплю чистой, питьевой воды. Дороже воды нет ничего на свете. Если иссякнут запасы угля, газа или нефти, человечество найдет им замену, а без воды не будет жизни на Земле. Мировые запасы питьевой воды могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения. Население Земли в будущем может столкнуться с нехваткой питьевой воды. Для эффективного использования водных ресурсов нужно внедрять современные природоохранные технологии. Нужно разумно пользоваться водой в быту, промышленности, сельском хозяйстве.

И если мы объединим наши усилия по защите водных ресурсов, по бережному отношению к природе в целом, мы сохраним для потомков главное сокровище Земли – питьевую, чистую воду!

Приключение Маленькой Капельки Воды

Маленькая Капелька Воды жила в большом пушистом облаке.
– Растите быстрее, детки, – говорило облако капелькам. – Всем жителям земли нужна вода. Главное дело для каждой капельки напоить кого-нибудь.
Все капельки молча росли, только одна любопытная Маленькая Капелька Воды летала по облаку и спрашивала обо всем:
– А лесу нужны капельки?
– Да, конечно, деревья погибнут без воды,– отвечало облако.
– А полю нужны капельки?
– Трава без воды высохнет, – объясняло облако.
– Я крохотная, и не смогу напоить даже травинку, – расстроилась Маленькая Капелька.
– Капелек много и всем хватит воды, – успокоило капельку облако и велело:
– Приготовитесь, капельки. Внизу город и люди. Мы подарим им дождик.
– Ой, смотрите, люди прячутся от нас! – удивилась Маленькая Капелька.
– Люди почему-то боятся дождика, и открывают зонтики, когда он идет, – грустно вздохнуло облако.
– А маленькие люди не прячутся, они прыгают и смеются, – заметила Маленькая Капелька.
– Это дети, они любят дождик, – улыбнулось облако и скомандовало:
– Капельки, летите вниз!
Тут же пошел дождик, и Маленькая Капелька полетела вместе со всеми вниз, на землю.
– Сюда, летите к нам капельки, – звали растения. – Мы хотим пить.
Все капельки послушно поили всех, только Маленькая Капелька пролетела мимо растений и упала на асфальт посреди двора, прямо в лужицу.
– Спасибо, что помогла мне, Маленькая Капелька, – забулькала лужа. – Я чуть не высохла, но ты и твои сестрицы капельки снова наполнили меня.
– Я прилетела сюда, чтобы поиграть с детьми, – ответила Маленькая Капелька.
– Сейчас вечер, и дети ушли домой, – объяснила лужа. – Завтра днем ты их увидишь, если не испаришься, и не улетишь снова на небо, – булькнула лужа.
– Я не хочу никуда улетать, – возразила Маленькая Капелька.
– Это от тебя не зависит. Если жаркий луч согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в облаке, пока не вырастешь, а потом опять прилетишь сюда, на землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий закон воды называется круговоротом, – объяснила лужа.
– Я не буду улетать обратно на небо, – упрямо повторила Маленькая Капелька.
Потом она опустилась на дно лужи и задремала .

Почему обиделась Маленькая Капелька

С утра было пасмурно, и Маленькая Капелька не испарилась. Проснулась она от веселых криков детей. Маленькая Капелька увидела нарядную девочку и подумала: «Наверное, эта девочка хочет со мной поиграть».
Капелька подпрыгнула от нетерпения и попала на блестящую туфельку девочки.
– Плохая вода, ты намочила мне туфельку! Убирайся отсюда! Ты здесь не нужна – закричала девочка.
Маленькая Капелька очень обиделась. Хорошо, что в этот момент выглянуло солнышко, и жаркий солнечный обнял Маленькую Капельку. Он превратил ее в пар и унес обратно на небо.
– Здравствуй, Маленькая Капелька, я рада твоему возвращению, – улыбнулось облако.
Но Капелька ничего не ответила, потому что она замерзла и превратилась в крохотную льдинку.
Облако позвало Фею Воды и попросило:
– Помогите Маленькой Капельке. Она замерзла и не растет. Может, она заболела?
Фея Воды внимательно осмотрела крошку и сказала:
– Маленькая Капелька замерзла от большой обиды.
– Да, меня обидела девочка, – прошептала капелька. – Она прогнала меня и сказала, что вода земле не нужна.
– Ах, не нужна…, – нахмурилась Фея Воды. Она что-то прошептала, и в тот же миг лужа посреди двора возле дома девочки исчезла.
– Мяу, девочка. Куда подевалась лужа? Я пить хочу, – спросил у девочки котенок.
– Наверное, она испарилась, – ответила девочка и отвернулась.
Стало жарко, девочка тоже захотела пить и побежала домой. В комнате она увидела, что в аквариуме почти нет воды. Ее рыбки барахтались среди мокрых водорослей.
– Мама, – закричала девочка. – Мне срочно нужна вода для рыбок.
– Вот беда! В кранах нет воды. Нельзя умыться и сварить обед, – грустно сказала мама.
– Куда же исчезла вода? – удивилась девочка.
– Я на водопроводную станцию звонила, но никто не знает, куда пропала вода, – ответила мама. – Люди говорят, что, наверное, кто-то обидел или прогнал воду.
– Мама, а вода вернется, если попросить у нее прощения? – тихо спросила девочка.
– Думаю, что да. Она добрая и всегда с радостью поит всех: и людей, и зверей, и растения.
Девочка быстро прошептала несколько раз: «Водичка, извини меня и скорее вернись. Я тебя очень люблю. Всем без тебя плохо».
В этот момент мама крикнула с кухни: «Вода снова бежит!»Девочка налила рыбкам воды и посмотрела в окно. Во дворе котенок пил из лужицы.


Как Маленькая Капелька подружилась с девочкой

Когда Маленькая Капелька снова подросла, она попросила облако:
– Отпусти меня, облако, назад на землю, я хочу напоить кого-нибудь.
– И мы, и мы хотим напоить кого-нибудь, – запищали другие капельки.
– Хорошо, капельки, – ответило облако и спустилось пониже.
В это время девочка собиралась гулять, но мама увидела облако и сказала:
– Не ходи гулять дочка. Видишь, в небе облако? Скоро пойдет дождь, и ты промокнешь.
Расстроенная девочка села у окна и грустно сказала:
– Почему детям не разрешают гулять в дождик?! Это несправедливо.
– Конечно, не справедливо, дети любят дождик, – раздался тоненький голосок из облака.
– Ой, кто это разговаривает? – удивилась девочка.
– Это, я Маленькая Капелька. Хочешь покататься на нашем облаке по небу?
– Конечно, хочу! – обрадовалась девочка.
Облако спустилось еще ниже и заглянуло в окошко. Девочка, прыгнула прямо на облако и поплыла над городом.
– Умой нас скорее, облако. Мы пылью покрылись, – попросили улицы.
– Хорошо, – сказало облако и полило всех маленьким дождиком.
Заблестели крыши домов, улицы и машины. Чистенькими стали.
За городом было поле с желтыми колосками.
– Напои нас скорее, облако, – зашелестели колоски.
– Хорошо, – согласилось облако и полило колоски средним дождиком.
Подняли колоски кверху золотые головки, и зернышки в них сразу окрепли и подросли.
А облако полетело дальше. За полем был пруд с рыбками.
– Налей нам воды, облако, – попросили рыбки. – Пруд высох, и мы не можем плавать.
– Хорошо, – согласилось облако. Тут пошел такой сильный дождь, что пруд до краев наполнился. Рыбки весело закружились, а лягушки заквакали.
– Прощай девочка, мне тоже пора лететь вниз, – крикнула Маленькая Капелька и исчезла.
Облако стало совсем маленьким. Оно полетело назад в город и отнесло девочку домой.
– Я на облаке летала вместе с Маленькой Капелькой и видела, как дождик всем помогал. Он добрый, он всех умывает и поит, – рассказала девочка маме.
– Наверное, тебе приснился сон про дождик, – засмеялась мама.

Маленькая Капелька попадает в озеро

Маленькая Капелька полетела из облака вниз и упала прямо в большое прозрачное озеро. От дождя озеро покрылось круглыми разбегающимися морщинками. Но как только дождик стих, в озере отразилось голубое небо. На глади озера блестели белые лилии. В прозрачной воде плавали юркие рыбки.
– Озеро ты такое больше и красивое, – восхитилась Маленькая Капелька. – У тебя очень много капелек воды, и я здесь не нужна.
– Нет, капелька ты мне нужна, – гулко ответило озеро. – Без тебя и в твоих сестриц я высохну. Горячее солнышко превращает мою в воду в пар и уносит ее в небо. Я всегда жду, когда пойдет дождик, и вода вернутся ко мне назад.
– Облако сказало, что самое важное дело для капельки – напоить кого-нибудь, а у тебя, озеро, есть важное дело? – с любопытством спросила Маленькая Капелька.
– Конечно, у меня много важных дел. Я украшаю землю, пою деревья, зверей и птиц, даю приют рыбкам, лягушкам и водным насекомым. Всех моих жителей и не перечислишь. Нырни глубже, Маленькая Капелька и ты их увидишь, – предложило озеро.
Капелька так и сделала, но тут же вынырнула и испуганно вскликнула:
– Там на дне живут страшные звери. Один – с разинутой пастью, другие – круглые и железные, третьи – лохматые.
– Это старый ботинок, мусор и жестяные банки. Их бросают люди, и моя вода от них портиться, – вздохнуло озеро.
– Зачем люди это делают? – удивилась Маленькая Капелька.
– Не знаю, – грустно ответило озеро. – Я всегда с радостью встречаю людей, катаю их на лодках и разрешаю ловить мою рыбу. Но потом люди бросают в меня всякий мусор. Может, самое важное дело для людей – бросать мусор?
– Нет, я так не думаю, – засомневалась маленькая Капелька. – Я знакома с одной девочкой. Надо найти ее и спросить, какое дело самое важное для людей?
– Из меня вытекает ручей, он далеко бежит и много видит. Плыви с ним, он поможет тебе найти девочку, – посоветовало озеро.
Капелька так и сделала.

Как Маленькая Капелька по ручью путешествовала

Когда Маленькая Капелька воды попала в ручей, у нее даже голова закружилась от его звонкого журчания и быстрого бега.
– Ручей, ты куда бежишь? – спросила Маленькая Капелька, когда пришла в себя.
Но ручей не услышал ее, он звонко пел:
– Я лесной ручей, по камушкам струюсь, перезваниваю, корни деревьев обмываю, булькаю, с камышами шепчусь. Я песенки веселые пою, семена деревьев разношу, всех свежей водицей угощаю, всех радую.
– Ручей, куда ты бежишь? Ты можешь отнести меня к девочке? – крикнула Маленькая Капелька изо всех сил.
На этот раз ручей услышал ее и весело откликнулся:
– Здравствуй Маленькая Капелька! Давай вместе песенку споем.
– Ручей, помоги мне найти мою подружку девочку.
– Не надо искать людей, Капелька, – испугался ручеек. – Они погубят тебя. У меня был братец ручеек, который втекал в меня. К сожаленью он тек по краю поля, мимо деревни. Люди стали бросать в него всякий мусор и ветки. И мой братец погиб.
– Нет, я должна узнать, какой дело самое важное для людей? – объяснила Маленькая Капелька.
– Тогда плыви по мне до самого конца и попадешь в реку. Мы ручьи впадаем в реку. Я из леса выходить боюсь, а река большая. Она течет мимо городов и сел. Она поможет тебе найти девочку, – объяснил ручеек.
Маленькая Капелька так и сделала.

Маленькая Капелька и большая река

Река плавно несла свои воды куда-то вдаль, бурлила и плескалась в берега.
«Река такая большая, что не заметит меня», – подумала Маленькая Капелька.
Но река заметила ее и зажурчала:
– Спасибо, Маленькая Капелька, что приплыла ко мне.
– Куда ты бежишь, сильная и большая река? – спросила Маленькая Капелька.
– Я бегу к морю, – ответила река.
– А что такое море? – спросила Маленькая Капелька.
– Море похоже на огромное озеро, у которого не видно берегов. Надо плыть много дней, чтобы достичь другого берега. Море сильное и великое.
– Я не такая сильная, как море или река, – задумчиво проговорила Маленькая Капелька, – но могу напоить травку или цветок.
– А море очень сильное, – заметила река. – Когда оно сердиться, оно поднимает огромные волны и швыряет в разные стороны корабли.
– Зачем разбивать корабли? Разве это самое главное дело для моря!? – удивилась Маленькая Капелька.
– Я думаю, что нет. Море часто бывает добрым и спокойным! Рыбакам оно дарит много рыбы, а люди плавают по морю на кораблях, – объяснила река.
– Я ищу одну знакомую девочку. Может она тоже плавает по морю на корабле.
– Скорее всего, она живет в городе на берегу. Я служу этому городу и пою его жителей водой, – ответила река.
– Когда моя знакомая девочка придет к тебе попить, позови меня, – попросила Маленькая Капелька.
– Люди не приходят ко мне пить, – засмеялась река. – Они забирают мою воду и заставляют ее бежать по трубам в каждый дом. Многие мои капельки трудятся день и ночь, чтобы напоить людей. Ты согласна выполнить эту работу?
– С радостью, – ответила Капелька. – Когда я попаду к моей подружке девочке, я узнаю, какое дело самое важное для людей. А потом, конечно, напою ее.
– Хорошо, тогда жди своей очереди, – велела река.
Дни шли, и Маленькая Капелька заметила, что вода в реке стала грязной.
– Что делать река? Я испачкалась и не смогу напоить девочку, – заплакала Капелька.
Река ответила сиплым от грязи голосом:
– Плыви скорее к девочке и расскажи ей, что очистная станция плохо работает. Грязная вода попадает обратно и пачкает мою чистую воду.
– Я маленькая, и девочка тоже маленькая. Мы не сможем очистить тебя от грязи, – испугалась Маленькая Капелька.
– Надо не меня чистить, а ремонтировать специальную очистную станцию, которая воду от грязи чистит, – объяснила река и попросила:
– Плыви скорее, пока я не умерла от грязи.
И Маленькая Капелька изо всех сил устремилась вперед.

Как Маленькая Капелька спасла большую реку

Мама открыла кран на кухне, но оттуда побежала тонкая струйка рыжей воды. Пришлось вызывать мастера. «Я не могу помочь. Видимо авария в водопроводе», – объяснил мастер и ушел.
– Может, воду снова кто-то обидел? – задумчиво сказала девочка. – Надо найти Маленькую Капельку и спросить у нее.
– Я здесь, девочка, – послышался тоненький голосок. Девочка оглянулась и увидела, что на кране висит рыжая капля воды.
– Я не узнала тебя, Капелька, раньше ты была прозрачная, а сейчас стала мутная и рыжая.
– Да, я испачкалась и плохо пахну, – грустно ответила Маленькая Капелька. – Ты помнишь, девочка, как весело я плавала в луже? А потом я попала в озеро, из него я приплыла в ручей, а из ручья – в реку.
– Я спешила к тебе, чтобы узнать, какое дело для людей самое важное на свете. А еще я хотела напоить тебя. Теперь я испачкалась и не могу никого напоить. Река велела мне рассказать о том, что очистная станция плохо работает. Грязная вода попадает обратно в реку и пачкает чистую воду.
– Что же делать? – расстроилась девочка. – Люди не могут пить грязную воду!
Не волнуйся, дочка. Надо рассказать всем людям о том, что случилось, – решила мама.
Они положила Маленькую Капельку в баночку и отправилась… на телевиденье.
Сначала девочку и ее маму не хотели туда пускать.
– Вы хотите, чтобы люди заболели от грязной воды? – строго спросила Капелька.
– Говорящая Капелька. Это будет сенсация, – обрадовался диктор телевиденья и передал срочные новости: «Даже Маленькая Капелька заговорила, чтобы заставить людей беречь воду. Она просит нас, починить очистную станцую и не портить воду, которую мы пьем».
Вскоре в домах снова появилась чистая вода, а диктор телевиденья сказал:
– Маленькая Капелька заставила людей отремонтировать очистную станцию. Потому что самое важное дело для людей беречь и хранить дары Феи Воды: и ручейки и озера, и реки и даже Маленькую Капельку воды.

Нашла презабавнейшую вещь. сказка для маленьких детей, которая после прочтения должна помочь детям задуматься об экологии и будущем нашей планеты. предлагаю почитать её вашим детям. Я Илюшке буду читать:)

ЖИЛА-БЫЛА РЕКА (экологическая сказка)

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.

Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.

А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Описание работы : Экологические сказки предназначены для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Цель данных сказок - научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде - источнику всего живого, научить любить свой край (Прихоперье).

Надеюсь, будут полезны для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

Предыстория

В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было

услышать его грустную песню:

«Я Водяной, я Водяной.

Никто не водится со мной.

В моём пруду - болото,

Пришёл бы ну хоть кто-то

Вокруг меня жестянки,

Бумага, банки, склянки..

Давно я без лягушек -

Покинули подружки.

Эх, жизнь моя…»

Услышали печальную песню дети:

Как это? Почему в пруду склянки? А куда исчезли лягушки?

Водяной, прежде не показывающийся на глаза людям, на этот раз не стал скрываться в глубине пруда. Он рассказал, каким прекрасным местом был его родной пруд совсем ещё недавно. От воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:

Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а моё, родное, оставить.

Жалко стало детям несчастного Водяного.

Без чистой воды он погибнет, - решили ребята. - Нужно вернуть этому месту былую чистоту и красоту.

А людям дети захотели рассказать, что будет с планетой, если не станет ВОДЫ.

История одной Капли (грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов - кабан со своим выводком - был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ? - с ужасом подумала Капля. - Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»

Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

Как тут красиво! - подумала Тучка, глядя вокруг. - Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

Как тут красиво! - вновь подумала Тучка. - Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

Как тут красиво! - в очередной раз подумала Тучка. - Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного - голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного - ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

Дедушка Медведь, - прожужжала Пчёлка, - подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

А ты найди вольный Ветер- ветерок, - ответил старый мудрый Медведь, - он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось…в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

Дулась - дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

Ах, так! - воскликнул Лягушонок. - Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама - Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

Какой ты у меня маленький, - вновь засмеялась Мама. - Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

Угу, - кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Разве озеро - свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)

Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.

Жили уже тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.

Раз пошёл Старик к озеру.

Закинул он невод в воду - пришёл невод с тиной тёмною.

Он в другой раз закинул свой невод - пришёл невод с мусором,

и было его тут видимо-невидимо.

В третий раз закинул он невод - показалась

из воды старая автомобильная шина.

Удивился Старик, испугался:

«Тридцать лет я рыбачил и три года,

а такого ни разу не лавливал.

Раньше-то всё рыбка попадалась».

Хотел уж было Старик

воротиться к своей Старухе,

да услышал за спиной всплеск слабый.

Вновь закинул Старик в воду невод.

Пришёл невод с одной Рыбкою.

С непростою Рыбкою - еле живою.

«Спаси, старче, озеро наше,

сохрани живым для потомков».

Задумался Старик:

«Жил я у озера тридцать лет и три года

и не ведал,

что творится у самого моего порога.

Уничтожали озеро постепенно,

сваливая мусор у берегов,

забрасывая его в прозрачную воду

и не думая о том,

что губят озеро и его обитателей».

Отбросил Старик невод,

собрал вдоль берегов банки, бутылки,

бумагу и целлофановые пакеты,

выкатил из воды автомобильные шины.

Стал он кликать Рыбку.

Приплыла к нему Рыбка,

но ничего не сказала,

лишь хвостом по воде плеснула

и ушла в глубокое озеро.

И с тех пор приходит Старик к озеру,

но не рыбачить,

а охранять покой Рыбки,

ведь очень сильно обидели её люди,

ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.

Святой источник на Хопре (правдивая история об одном родничке)

История этого родника началась очень давно. Ещё в 1827 году.

На пологом берегу Хопра много деревьев наросло, кустарников. И вот одна девчушка набрела как-то раз на кустик, а на нём висела странная дощечка с рисунком. Девочка рассказала о находке местному священнику. Когда люди пришли на берег за дощечкой, её не было на месте. Пропала! Только после молитвы вновь оказалась странная дощечка на месте. И это была не просто дощечка, это была икона Божьей Матери. Иконку назвали Явленной, потому как явилась она людям на радость.

Так гласит легенда.

Но есть у легенды продолжение с тех времён и по сию пору.

На месте находки появился из земли родничок. Он был маленький, но живой. Нашёл он маленькую ямку и наполнил её водой чистой, прозрачной, студёной. Жил родник, радовал путников и паломников, которые часто стали приходить к этому святому месту.

Но не долгим оказалось безоблачное существование родника.

Пришли злые люди, которые завидовали, что есть на земле Хоперской такое чудесное место, засыпали родник землёй, чтобы не посмел на свет показаться. Но пробился упрямый родничок сквозь преграду, показался на радость людям из земли.

Тогда злые люди пришли снова к роднику и заковали его в бетон. Только напрасно. Родничок так любил жизнь, что никакой бетон не удержал его. Просочился через бетон и забил радостным фонтанчиком. Не посмели больше злые люди обижать родник. Ведь оказался он сильнее зла и зависти.

Место у родника стали называть Святым источником - ИСТОЧНИКОМ ВЕРЫ, ЛЮБВИ И ТОРЖЕСТВА ЖИЗНИ.

И сейчас приходят к Святому источнику и стар, и млад, просят Явленную о защите, пьют чистую родниковую воду и верят, что вода эта прибавит им силы и здоровья.

Заключение

Когда детские сказки услышал старый Водяной, он тихо сказал:«Надеюсь, что нынешнее поколение будет мудрее своих предков и сохранит на Земле воду , а значит, сохранит и жизнь! »

Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река.
Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:

Солнце, зачем ты меня высушило?

Солнце и отвечает:

Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!

Пар спрашивает:

Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?

Солнце улыбнулось и ответило:

Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!

Пар воскликнул:

Точно! Спасибо тебе, Солнце!

И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:

Спасибо тебе, Дождик!

А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.

Ручеек добрался до Моря и крикнул ему:

Здравствуй, Море!

Море ответило:

Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?

Ручеек сказал:

Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?

Море задумалось:

Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.
Ручеек обрадовано ответил:

Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!

Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.

Вода обратилась к Природе и сказала:

Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.
Природа отвечает:

Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.

«Сказка о живой воде»

Жила когда-то в одном селе крестьянка-вдова с тремя малыми детьми. Трудилась она, не покладая рук, чтобы вскормить и вспоить своих сыновей. Выросли они все трое добрыми и пригожими молодцами. Старший сын стал солдатом. Обошёл он со своим полком много ближних и дальних стран. А когда надоело ему воевать, воротился в родную деревню, гордо выпятив грудь, увешанную медалями за храбрость. Средний сын отправился учиться в город Краков. Там он превзошёл все науки и тоже воротился домой, задрав важно нос. А самый младший сын, которого звали Мачей, остался дома. Он пахал землю и заботился о старой матери. Поэтому старшие братья считали его невеждой и простаком. Они иногда даже называли его дурачком, но только за глаза, потому что Мачей кормил своим трудом всю семью, да к тому же тяжёлая крестьянская работа сделала его таким сильным, что он легко мог справиться с ними обоими. Поэтому в доме старой вдовы царили мир и любовь.

Но однажды мать слегла от неведомой болезни. И хотя сыновья хорошо заботились о ней, с каждым днём старушке становилось всё хуже и хуже. Каких лекарей не приглашали сыновья, никто не мог вылечить её. Совсем они было отчаялись, но пришла как-то раз старая знахарка и сказала:

Есть на свете такое лекарство, которое может поставить на ноги вашу мать. Но вряд ли вы сумеете его раздобыть.

Ты только скажи нам, что это за лекарство, а уж мы его раздобудем, пусть даже для этого придётся нам продать и дом, и землю, и пойти нищими по свету.

Тогда слушайте и хорошенько запомните то, что я вам скажу. Стоит вам окропить живой водой больную мать, как она тотчас же выздоровеет. Эта вода и мёртвого воскресить может, но её достать очень трудно. Если отправиться отсюда в ту сторону, где всходит солнце, то через семь дней пути дойдёшь до высокой горы, которую люди называют Субботней горой. На её вершине растёт старое-престарое дерево . У него серебряные листья, и оно может говорить человеческим голосом. Под этим деревом и находится родник с живой водой. Только нелегко добраться до него. Дорогу к нему преграждают неведомые силы. Чтобы добраться до живой воды, нужно идти по крутой, каменистой тропинке, не останавливаясь и не озираясь по сторонам, что бы ты там ни увидел и ни услышал. Ежели оглянешься или поддашься искушениям, или же испугаешься опасности и побежишь прочь, то сразу же превратишься в камень. На моём веку много людей ходило за живой водой, да ни один из них доселе не воротился.

Сказав это, старуха ушла, а братья заспорили. Каждый из них хотел немедленно отправиться за живой водой и считал, что лучше других справится с этим делом. Победу в этом споре одержал старший брат. Он сказал:

За живой водой должен отправиться храбрый человек, которого не испугают никакие опасности. А я на войне повидал всякое и не раз смотрел, не дрогнув, смерти в глаза. Неужто я оробею перед какими-то неведомыми силами? Оставайтесь дома и ухаживайте за матерью, покуда я не вернусь с живой водой!

Согласились братья.

Не теряя времени, бывший солдат вскинул за плечи солдатский ранец , подвесил к поясу саблю и направился к Субботней горе.

Прошло две недели, а от старшего брата никаких вестей. Тогда средний брат решил пойти за живой водой и разузнать, что стряслось со старшим братом.

Я человек учёный, - сказал он Мачею, - все науки превзошёл. Сумею я разгадать все хитрости неведомой силы и не поддаться её искушениям. А ты оставайся ухаживать за больной матерью.

Положил средний брат в сумку еды, какую-то книгу с заклинаниями от неведомой силы и ушёл.

Прошло ещё две недели - от братьев нет ни слуху, ни духу.

"Оба они, наверно, погибли, - подумал Мачей. - Пойду-ка я за живой водой. Либо добуду её и вылечу мать, либо сам голову сложу, как мои братья!"

Попросил Мачей соседей ухаживать за больной матерью, положил немного еды в сумку, взял посох и пошёл к Субботней горе. Шёл он, шёл всё время на восход солнца . Переправился через три большие реки, прошёл через три дремучих леса и к вечеру седьмого дня пути добрался до подножья Субботней горы. Она была такая высокая, что вершина её скрывалась в облаках.

Зашагал Мачей по каменистой тропинке.

Она извивалась по сумрачному ущелью и вела на вершину горы. Не прошёл Мачей и десяти шагов, как услышал позади голос:

Эй, парень, куда идёшь? Ты пошёл не по той тропинке!

Хотел было Мачей обернуться, но вспомнил, что говорила старуха-знахарка, и не обернулся, а продолжал идти прямо вперёд. Спустя некоторое время перед ним предстал рыжебородый человек в чёрном кафтане старинного немецкого покроя.

Добрый вечер? - сказал рыжебородый с угодливой улыбкой, снял остроконечную шляпу и поклонился. - Куда вы направляетесь, мой друг?

На вершину этой горы, - ответил Мачей. - Я иду за живой водой.

Я тоже иду за ней. Пойдёмте вместе. Вдвоём идти веселей.

Прошли они вместе немного и дошли до распутья. От тропинки, по которой шли Мачей и его рыжебородый спутник, отклонялась другая тропинка, более широкая и ровная.

Давайте свернём на эту широкую тропинку. Посмотрите сами, какая она утоптанная, ровная и широкая. Зачем нам всё время спотыкаться о камни и рвать одежду, продираясь сквозь кустарник? - сказал рыжебородый.

Но Мачей, даже не взглянув на другую тропку, ответил:

Если хотите, можете свернуть на неё, а я пойду прямо вперёд. Тогда рыжебородый принялся уговаривать Мачея, даже схватил его за рукав. Но Мачей хорошо помнил наказы старухи. Он молча оттолкнул навязчивого незнакомца и быстро пошёл по каменистой тропинке, глядя прямо перед собой.

Рыжебородый разразился проклятиями и исчез в сумерках так же неожиданно, как и появился. Мачей облегченно вздохнул. Он был рад, что избавился от такого спутника, потому что ещё раньше догадался, что это не кто иной, как сам дьявол. Мачею не раз доводилось слышать о том, что именно в такой старомодной немецкой одежде дьявол часто появляется среди людей и устраивает им разные пакости.

Мачей шёл и размышлял об этой недоброй встрече, как вдруг позади раздался страшный гул, треск, топот и громкие вопли;

Вот он! Держите его! Убейте его!

Кто-то дернул Мачея за рубаху, кто-то укусил его за ногу, но отважный юноша не испугался и не оглянулся, только ускорил шаг. Понемногу шум прекратился, снова стало тихо. Вдруг в чистом, усеянном звёздами небе вспыхнула ослепительная молния, гора задрожала от оглушительных раскатов грома. Пламя озарило всё ущелье. Охваченные пламенем вековые деревья с громким треском падали на землю. Огненная стена встала на пути Мачея.

"Это тоже одна из проделок дьявола! Небо чистое, не видно ни одной тучки - откуда же быть молнии и грому?" - подумал Мачей.

Вместо того, чтобы испугаться и повернуть обратно, он смело зашагал прямо в огонь. Шипящие языки пламени лизали ноги Мачея, смрадный дым душил его, но он продолжал идти вперёд. И вот огненная завеса разошлась. Впереди - камнем добросишь Мачей увидел вершину горы. Но тут перед ним предстала новая преграда - высокая гладкая скала, а под ней чудище о семи головах. Увидев юношу, оно поднялось, ощетинилось, выпучило налитые кровью глаза и грозно зарычало. Но Мачей и тут не отступил. Он бросился вперёд и замахнулся на чудовище своим посохом. В тот же миг чудовище провалилось сквозь землю, и на том месте, где оно находилось, открылся вход в тёмную пещеру.

Юноша смело вошёл в пещеру и начал ощупью пробираться в непроглядном мраке вперёд. Через некоторое время впереди засиял свет, который с каждым шагом Мачея становился всё ярче и ярче. Вскоре он вышел из тёмной пещеры и очутился в прекрасном саду. Вокруг благоухали цветы, ветви фруктовых деревьев протягивали Мачею спелые, сочные плоды. Но он не поддался искушению и не сорвал ни одного плода, хотя ощущал сильный голод и мучительную жажду, а пошёл дальше по тропинке, которая привела его к великолепному дворцу. Стены покоев были из чистого золота и сияли под светом хрустальных светильников. У стен стояли большие сундуки, полные золота, серебра и драгоценных каменьев. Казалось, что сокровища всего света собраны в палатах дворца. Усталые ноги Мачея утопали в мягких коврах, а широкие кровати с пуховыми перинами словно манили его отдохнуть. Вдруг послышалась приятная музыка, и Мачея окружил целый рой девушек, одна другой краше. За спиной у них трепетали крылья бабочек. Девушки порхали вокруг Мачея и восклицали:

Добро пожаловать, добрый молодец! Ты спас нас от страшного чудовища! Оставайся жить вместе с нами. Здесь у тебя будет всё, что пожелаешь, и мы будем исполнять каждое твоё желание!

Но Мачей и тут не поддался дьявольскому искушению. Он взмахнул своим посохом, и все крылатые красавицы умчались прочь со злобными воплями.

Мачей дошёл до железной двери. Она была такой огромной, что казалось, никакой силач не сумеет отворить её. Но только Мачей дотронулся до этой двери, как она бесшумно распахнулась. Юноша увидел сияние лучей восходящeго солнца. Наконец-то он добрался до цели. В двух шагах перед ним высилось старое дерево, серебряные листья которого трепетали под утренним ветерком и вызванивали нежную песенку, а струйки родника внизу вторили ей своим журчаньем.

Шатаясь от усталости, Мачей подошёл к роднику и припал к воде. С каждым глотком юноша чувствовал, как силы возвращаются к нему. Он напился живой воды и вскочил на ноги, бодрый и весёлый. И тут дерево заговорило:

Слушай меня, юноша! На дне родника лежит кувшин. Достань его и наполни живой водой. Потом отломи у меня одну ветку. На обратном пути будешь обмакивать ветку в живую воду и кропить камни на тропинке. . .

Склонился Мачей над родником и увидел на дне золотой кувшин, достал его, зачерпнул живой воды и, прежде чем двинуться в обратный путь, отломил веточку с серебряными листьями. Пошёл Мачей вниз по тропинке. Железная дверь снова распахнулась перед ним. Из входа в пещеру выпорхнула стая летучих мышей и с писком разлетелась во все стороны. Идёт Мачей и видит - нет ни дворца, ни крылатых девушек, ни прекрасного сада. . . Вышел он из пещеры и снова удивился - по обе стороны от тропинки зеленеют кусты и высокие деревья - будто и не бушевал здесь недавно страшный пожар.

Шагая вниз по тропинке, Мачей делал то, что велело ему говорящее дерево - кропил камни живой водой. И как только капля падала на камень, он тотчас же превращался в человека. Оживлённый человек потягивался, тёр рукой глаза и говорил:

Что за дурной сон приснился мне? Как хорошо, молодец, что ты разбудил меня! Спасибо тебе!

Потом он поднимался и, радуясь, шёл за Мачеем. Чем дальше, тем больше лежало камней на тропинке. Все они оживали под брызгами живой воды. Вереница людей позади Мачея всё росла и росла. Среди них были и седые старики, и безусые юноши, и отважные рыцари, и пригожие девушки, и гордые вельможи, и нищие в лохмотьях. Были здесь и оба брата Мачея.

Когда все спустились в долину, некоторые из оживленных сразу же отправились по домам. Это были те люди, которые недолго пробыли окаменевшими и потому ещё надеялись застать в живых родных и обрадовать их. Но очень многие были заколдованы давным-давно и понимали, что у них не осталось ни одного близкого человека на свете. Все эти люди решили отправиться вместе с Мачеем в его родную деревню. Когда Мачей и его братья вернулись домой, то увидели, что у кровати матери сидят все их соседи, которые пришли попрощаться с больной, потому что уже наступил её последний час. Не теряя ни минуты, Мачей окропил мать живой водой. Она сразу же открыла глаза и улыбнулась. Потом, полная сил, бодрая и весёлая, встала с. кровати и обняла своих сыновей.

А те люди, которых оживил Мачей, не захотели разлучаться с ним. Они поселились в его родной деревне, построили себе дома и обзавелись хозяйством. Вскоре их маленькая раньше деревня превратилась в большой и красивый город. Жители города выбрали Мачея бургомистром, то есть, городским головой, и он много-много лет мудро вершил все городские дела. А благодарные люди не только повсюду рассказывали о смелости Мачея, но и до сегодняшнего дня славят его подвиг.

ЖИЛА-БЫЛА РЕКА (экологическая сказка)

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река - тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», - думала она.

Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения, животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых - следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Поэзия дождя

К. Паустовский

Должно быть у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России - лето, обильное грозами и радугами.

В это лето я узнал заново - на ощупь, на вкус, на запах - много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и не пережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скучный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело - знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Но вернемся к дождям. С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями - все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли . Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково - дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», « дождик траву обмывает».

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно ими пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает - быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падае т и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы - липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба - плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков - от мерного звука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Вот это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

Живительный дождик

М.Пришвин


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то