Сау 152 мм дальность стрельбы. От «Акации» до «Коалиции»: современные тяжёлые САУ. Двигатель и трансмиссия

Послевоенный период характеризовался резким усложнением задач дивизионной, корпусной и армейской артиллерии. В условиях возможного применения ядерного оружия и учитывая возможности передовых технологий, потребовалось в срочном порядке пересматривать роль самоходной артиллерии во всей системе вооружений.

Результатом стало создание в конце 60-х – начале 70-х годов целого ряда тяжелых артиллерийских систем, таких как: 122-мм самоходная гаубица , 152-мм самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», самоходная 203,2мм . Достойным представителем перечисленного «цветника» стала дивизионная самоходная гаубица 2С3 «Акация».

Предпосылки и история появления гаубицы

После окончания Великой Отечественной войны в самоходно-артиллерийских полках оставались быстро устаревающие, хоть и великолепно себя зарекомендовавшие в противотанковой борьбе и при прорыве укрепрайонов самоходные артиллерийские установки:СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-152 и ИСУ-152.

Но появление ПТУРов с одной стороны и отсутствие необходимости узкой специализации с другой, создавали предпосылки для появления качественно новых систем.

Необходимость разработки самоходных орудий для стрельбы с закрытых огневых позиций военные поняли еще во время войны, поэтому уже в 1947 году началось их проектирование. Однако волюнтаристские решения пришедшего к власти Н. С. Хрущева, попавшего под влияние атомщиков и разработчиков ракет, заставили свернуть все работы.

С 1963 года, уже после снятия Хрущева, Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения (ВНИИ-100) проводил исследования с целью формирования предполагаемого вида новой САУ.

Учитывался не только опыт создания своих самоходных орудий. Активно изучалась появившиеся в армии США , и её буксируемый аналог.

4 июля 1967 года вышло постановление Совмина СССР No 609-201 о начале полномасштабных разработок тяжёлых самоходных систем. Особое требование к ним – возможность стрельбы ядерными боеприпасами. Тем более, что для американской М109 создали ядерный снаряд M454 (мощность – 0,1 килотонны).


Выбор орудия не вызывал споров – . А вот с выбором шасси произошла заминка. Рассматривали «Объект 124», шасси зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг» и «Объект 432», шасси нового танка Т-64. Однако не подошло ни одно из них.

Для САУ, основная часть тяжести которой приходилась на башню и орудийный комплекс расположенные в корме было принято решение о использовании переднемоторной компоновки шасси. Такую конструкцию разработал инженер Г. С. Ефимов.

Конструкция обладала достаточной тяговитостью, рассчитана на многотопливный дизельный двигатель В-59У с расположением в передней части шасси. Кормовая часть шасси предназначалась для размещения оборудования и боекомплекта.

Уральский завод транспортного машиностроения назначили головным разработчиком новой самоходки.

Многочисленные испытания привели к отказу от картузного заряжания, планируемого для использования в изделии.

Несгоревшие части тканевого картуза могли вызвать воспламенение следующего заряда. По этой причине для вооружения САУ использовали гильзовое снаряжение зарядов. Это решение значительно упрощало размещение, хранение и транспортировку боеприпасов к гаубице.

Повышенную загазованность в отсеке устранили установкой мощного эжектора и созданием гильз с улучшенной обтюрацией, т.е. более полным запиранием канала ствола при стрельбе.

После устранения выявленных недоработок в 1970 году окончательный вариант самоходной гаубицы 2С3 «Акация» (объект 303) запустили в серию. Интересная подробность – запуск в серию начался на год раньше постановки ее на вооружение.

Конструкция и модификации 2С3

Для изготовления корпуса и башни использовали катаную броневую сталь. Толщина броневой защиты составляла 30 мм в лобовой части самоходной установки и 15 мм по бортам. Этого хватало для защиты от пуль и осколков.

В тоже время предполагалось использовать артсистемы в тылу действующих подразделений, без выхода на передний край фронта. Для размещения артиллерийского орудия использована вращающая башня.

Моторно-трансмиссионное отделение, прикрыто броневой сталью, и находится справа в передней части установки.

Двигатель – многотопливный дизель В-59У, мощностью, с наддувом 520 л.с.

Слева от расположенного спереди двигателя стоит сиденье механика-водителя. Для вождения используются перископические приборы, в ночное время прибор ночного видения с ИК-подсветкой, фара для нее размещена на башне САО.

Остальное свободное пространство отдано размещению артсистемы с оборудованием и аппаратурой, боекомплекты и дублированным системам управления и связи.


Башня с орудием установлена на шариковом погоне корпуса. Слева спереди от орудия располагается кресло наводчика с необходимыми приборами наведения – артиллерийской панорамой ПГ-4 и прицелом ОП5-38.

Командирское кресло поставлено сзади сиденья наводчика, а крыша снабжена поворотной командирской башенкой с комбинированным прицелом ТКН-3А и прожектором ОУ-3ГК. На башенке закрепляется 7,62-мм пулемёт ПКТ.

Справа от орудия – место для заряжающего. Кормовой отсек служит для укладки зарядов и снарядов.

Более поздние модификации снабжены единой барабанной механизированной укладкой.

В ящик на полу убирают пучки пороха, это необходимо для комплектации зарядов для стрельбы на определённую дальность. Рядом с ящиком – укладка для снарядов. Подачу боеприпасов с земли делают возможной две механических укладки (под снаряды и заряды) и лючки в корме. Основное оружие САУ – 152-мм гаубица 2А33.

Баллистика и ствол унифицированы с буксируемым вариантом орудия Д-20. Боеприпасы стандартизированы, гаубица может употреблять весь ассортимент 152 мм снарядов для гаубиц этого калибра производимый в СССР и России.


Заряды разработаны специально для САУ, в металлических гильзах.

Орудие состоит из:

  • ствола, по баллистическим характеристикам он повторяет ствол Д-20, но в тоже время отличается по механизации. САУ осщащена эжектором и устройством продувки ствола после выстрела;
  • затвора, вертикально-клинового типа, с механическим или электроуправлением;
  • досылателя;
  • системы противооткатных устройств, наличие исправной, нормально функционирующей гидравлической системы крайне необходимо для использования гаубицы в тесноте отделения САУ;
  • люльки, именно эта конструкция позволила разместить орудие;
  • уравновешивающего и подъемного механизмов, это устройство позволяет задать необходимые углы возвышения и зафиксировать ствол на них;
  • ограждения, оно необходимо для защиты членов экипажа в момент выстрела.

Наличие дульного тормоза существенно уменьшает откат при стрельбе. Дульный тормоз литой, многокамерный, реактивного типа. Полуавтоматический клиновой затвор с автоматикой действующей по принципу копира размещен на массиве казенной части.


Автоматика открывает замок после выстрела, способствует правильному выбросу гильзы. Вручную открыть затвор позволяет специальная рукоятка справа от казенника.

Возле казенной части, на ограждении, смонтированы:

  • управляющие детали электроспуска и дублирующей механики;
  • досылатель заряда;
  • мерная шкала контролирования отката тела орудия;
  • предохранительный механизм запрета выстрела.

В башне есть два крепления для автоматов АКМС/АКС-74, которые при повреждении техники вместе с пулемётом ПКТ и гранатами Ф-1 в укладке, будут служить для самообороны экипажа.

Вертикальная наводка осуществляется электроподъемником, в случае выхода из строя все электрооборудование дублировано для механического управления.

Аналогично спуск производится как с помощью электроспуска, так и нажатием рукой на рычаг. Для препятствия вертикальным колебаниям орудия создан пневматический уравновешивающий механизм.

Первую модернизацию провели после выпуска почти двухсот самоходок. Установив одну новую механизированную укладку, удалось добавить шесть выстрелов к возимому боекомплекту и позволило механически подавать боеприпасы с земли. Радиостанцию Р-123 заменили на Р123М. В серию модернизированная машина пошла под наименованием 2С3М в 1975 году.


При модернизации 1987 года индекс ГРАУ заменили на 2С3М1 и провели следующие работы:

  • панораму ПГ-4 заменили на 1П5;
  • внутреннюю связь Р-124 сменили на более совершенный комплекс 1В116;
  • устаревшие радиостанции типа Р-123М поменяли на современные, снабжённые комплексом шифровки, Р-173;
  • поставили аппаратуру 1В519 для приема информации от машины управления огнём.

Очередная модернизация стала возможна только в 2006 году. Самоходные установки адаптировали для установки и применения комплекса автосистемы наведения, корректировки и управления огнём 1В514-1 «Механизатор-М».

Кроме того на броню установили 82 мм мортирки для обеспечения дымовой завесы 1В519. Орудие заменили на версию 2А33М, с возможностью ведения огня активно-реактивными снарядами типа “Краснополь” и немного изменённой системой продувки.


Для поставок на экспорт параллельно создавался вариант 2С3М2-155, в этом случае менялось орудие и стеллажи для хранения боеприпасов на более подходящие под 155 мм снаряды и заряды. Этот комплекс предназначен странам, использующим боеприпасы стандарта НАТО.

Характеристики 2С3 «Акация»

Тактико-технические характеристики самоходных гаубиц различных модификаций представлены в таблице:

2С3 2С3М 2С3М1 2С3М2 2С3М2-155 2С3М3
1970 1975 1987 2006 опытная опытная
Боевая масса, т 27,5 27,5 27,5 27,5 28 28
Индекс орудия 2А33 2А33 2А33 2А33 М-385 2А33М
Калибр орудия, мм 152,4 152,4 152,4 152,4 М-385 152,4
Длина ствола в калибрах 28 28 28 28 39 39
Углы вертикальной наводки −4…+60 −4…+60 −4…+60 −4…+60 −4…+65 −4…+65
Возимый боезапас, выстр. 40 46 46 46 45 45

ОФС, км
17,4 17,4 17,4 17,4 24 21,4
Максимальная дальность стрельбы
АР ОФС, км
20,5 20,5 20,5 20,5 30 25,1
Максимальная дальность стрельбы
УАС, км
20 20 20 20 25 25
Панорамный прицел ПГ-4 ПГ-4 1П5 1П5 - -
Радиостанция Р-123 Р-123М Р-173 Р-173 Р-173 Р-168
Аппаратура внутренней связи Р-124 Р-124 1В116 1В116 1В116 1В116

Сравнение с зарубежными образцами и боевое применение 2С3 «Акация»

Сравнить тактико-технические характеристики самоходных орудий можно по таблице ниже. Как видно последние версии «Акации» вполне на уровне западных образцов, но тем не менее в настоящее время ряд вопросов вызывает используемый калибр.

Западные страны после Второй Мировой перешли на калибр 155 мм, он даёт больше возможностей к модернизации, чем привычный для нас калибр в 152 мм. 3 миллиметра разницы, немного, но разница в весе ВВ, и общей массы снаряда за счёт этих 3 мм значительно возрастает. Кроме того нужно отметить большую длину ствола зарубежных гаубиц.


В первую очередь это связано с экономичными и технологичными методами обработки металла, стоит отметить, что в настоящее время в РФ на вооружении состоят и гаубицы с большей длиной ствола. «Акация» же принималась на вооружение с возможностью транспортировки авиацией и железной дорогой, что наложило определённые ограничения на её габаритные размеры.

В настоящее время изыскиваются методы улучшения дальности стрельбы и боевой нагрузки снарядов этого калибра, это связано как с невозможностью модернизации технологических линий по выпуску снарядов и зарядов к ним, изысканиям новых технологий и решений в обработке стволов.

2С3
СССР
M109A1
США
Тип 75
Япония
Тип 83 Китай M109A6 США 2С3М1 РФ
Начало серийного производства 1971 1973 1975 1984 1991 1987
Боевая масса, т 27,5 24,07 25,3 30 28,9 27,5
Экипаж, чел. 4 6 6 5 6 4
Калибр орудия, мм 152,4 155 155 152,4 155 152,4
Длина ствола, клб. 28 39 30 28 39 28
Углы ВН, град −4…+60 −3…+75 −5…+65 −4…+65 −3…+75 −4…+60
Возимый боезапас, выстр
40 28 28 30 39 46
Максимальная дальность стрельбы
ОФС, км
17,4 18,1 15 17,23 22 17,4
Максимальная дальность стрельбы
АР ОФС, км
20,5 23,5 19 21,88 30 20,5
Масса ОФС, кг 43,56 43,88
43,88 До 4 43,88
43,56
Боевая скорострельность, выстр/мин 1,9-3,5 1-4 До 6 До 4 1-4 1,9-3,5
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 61 47 55 61 60
Запас хода по шоссе, км 500 299 300 450 299 500

Предназначение гаубицы:

  • уничтожение скоплений войсковых подразделений и БТТ;
  • контрбатарейная стрельба, с корректировкой ведения огня комплексом “Зоопарк” или ему подобными;
  • уничтожение ракетных установок;
  • уничтожение тяжёлой бронетехники в походных колоннах или в местах скоплений;
  • уничтожение опорных пунктов;
  • уничтожение ДОС и ДЗОС.

Более 40 лет ее с успехом применяли во множестве конфликтов. Первое испытание боем она прошла в Афганистане. Став основной самоходной установкой 40-й армии, в количестве 50-ти штук, «Акация» сопровождала колоны и участвовала в штурмах укрепрайонов.


Известно применение «Акаций» в ходе зачистки кишлаков на прямой наводке. Стоит отметить, что в данном случае это решение командования было оправдано отсутствием на вооружении моджахедов тяжёлого противотанкового вооружения. В противном случае САУ были бы уничтожены на огневых позициях.

Также 2С3 участвовала в следующих боевых действиях:

  • конфликты в Африке, Эфиопия, Эритрея, Конго;
  • боевые действия на Ближнем востоке;
  • война в Афганистане;
  • Чеченские войны.

На сегодняшний день самоходные гаубицы 2С3 «Акация» есть более чем в двадцати пяти странах мира.

Заслужив положительные отзывы, будучи простой в эксплуатации и надёжной в бою, «Акация» еще долго будет нести службу не только в армии России, но и в армиях других государств. А применение новейших управляемых боеприпасов позволяет ей соответствовать самым современным образцам артиллерии.

Видео

2С3 «Акация» 152-мм САУ. Самоходная гаубица 2С3 «Акация» была сконструирована и построена на КБ завода имени Калинина в связи с постановлением Совета министров СССР от 4 июля 1967 г. Две первых опытных машины создали уже в конце 1968 г., однако в процессе испытаний проявился ряд серьезных недоработок, в частности сильная загазованность боевого отделения. Из-за этого же недостатка испытания не прошли еще четыре образца, построенные к лету 1969 г. После усовершенствования системы вентиляции проблема была решена, и первая серия машин была выпущена уже в 1970 г. А в 1971 г. Корпус «Акации» разделен на три отсека. В носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой находится отдел управления, в котором расположено рабочее место механика-водителя. Справа в носовой части размещается силовой отсек с двигателем, трансмиссией, системами питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Оставшуюся часть корпуса и всю башню занимает боевое отделение, подавляющее пространство которого находится под гаубицей и боеукладкой. Командирская башенка и люк размещены в крыше башни слева, а люк заряжающего - справа. Базой для артиллерийской части «Акации» стало буксируемое орудие того же назначения - 152-мм пушка-гаубица Д-20. Ее внутреннее устройство, баллистику и боеприпасы оставили без изменений. Гаубице был присвоен индекс ГРАУ-2А33. Пушку установили в амбразуре башни. Ствол орудия состоял из моноблочной трубы, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, гидравлического тормоза отката веретенного типа с компенсатором жидкости и пневматического накатника с клапаном дополнительного торможения. Угол наведения гаубицы по вертикали производился в диапазоне от -4 до +60". Орудие имело ручной подъемный механизм секторного типа, оборудованный уравновешивающим пневматическим устройством толкающего типа. «Акация» способна производить огонь как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. Боекомплект включает 40 выстрелов ОФС Оф-540 и ОФС ОФ-25, хранящихся о двух боевых укладках, находящихся в башне и корпусе. В конце 70-х гг. машина стала оснащаться одной боеукладкой барабанного типа, а боекомплект вырос до 46 выстрелов. Для загрузки снарядов в корме самоходки имеется специальный люк. Кроме того, гаубица способна стрелять широким ассортиментом снарядов: Бр-540Б, Бр-540, осветительными парашютными С1, химическими 3X3, всеми 152-мм. В 1970-х гг. боекомплект «Акации» пополнился выстрелом с ядерным боеприпасам мощностью 2 кт. В качестве вспомогательного вооружения используется 7,62-мм пулемет ПКТ, расположенный над люком командира и необходимый для борьбы с воздушными силами противника. 2С3 оборудована фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, системой герметизации рабочих мест экипажа, что позволило защитить людей от воздействия химического, бактериологического и ядерного оружия. Герметичность машины сохраняется и во время передвижения, и в процессе стрельбы из боекомплекта, хранящегося внутри самоходки. Вес «Акации» позволяет ее транспортировку на тяжелых транспортных самолетах. Тактико-технические характеристики 2С3 «Акация» Экипаж: 4 чел. Масса: 27,5 т Длина: 8,4 м Высота: 3,05 м Ширина: 3,25 м Клиренс: 450 мм Максимальная скорость по шоссе: 60 км/ч Запас хода по шоссе: 500 км Вооружение: 152-мм 2А33 гаубица, пулемет 7,62-мм ПКТ Боекомплект пушки: 46 Дальность стрельбы: до 20,5 км Двигатель: В-59У Мощность двигателя: 520 л.с Бронирование: противопульное, Лоб корпуса, мм - 30 Борт корпуса, мм - 15 Лоб башни, мм - 30 Борт башни, мм - 15

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.



САУ 2С3 «Акация»



152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация»




Разработка САУ 2С3 «Акация» была начата по Постановлению №609-201 от 4.07.1967 г. Проектирование и изготовление опытных образцов артиллерийской части производило ОКБ- 9 («Уралмаш»), а шасси – УЗТМ (г. Свердловск).

Артиллерийская часть САУ была разработана на базе 152- мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ 2А33.

Ствол гаубицы Д-22 состоял из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Длина отката нормальная 510-710 мм, предельная 740 мм.



Схема САУ 2С3



Гаубица Д-22, установленная на САУ 2С3


Подъемный механизм гаубицы имеет один сектор, привод механизма ручной. Уравновешивающий механизм пневматический толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни при помощи закладных цапф.

Шасси разработано на базе пусковой установки ЗРК «Круг» (об. 123), новое шасси получило индекс «об.303». В САУ отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение – в кормовой части корпуса, а также в башне.

Корпус и башня сварные из катаных броневых листов, которые защищают от пули Б-32 с дистанции 300 мм. Имеется система герметизации обитаемых отделений и фильтро-вентиляционная установка.

Двигатель 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-59. Трансмиссия механическая двух- поточная. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Гусеница с резинометаллическим шарниром, ширина трака 484 мм.

Боекомплект первоначально состоял из 40 выстрелов, находившихся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

Первые два опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 года. Заводские испытания их завершены 15 октября 1969 года.

Выявлена большая загазованность боевого отделения,особенно при стрельбе на малых зарядах. По этой же причине не были приняты и еще четыре образца 2С3, изготовленные летом 1969 года для полигонных испытаний.

В конце концов с грехом пополам с проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 «АкаЦия» была принята на вооружение.

Серийное производство 2С3 было начато в 1970 году. Головное предприятие-изготовитель – УЗТМ. Первые три серийные САУ изготовлены в декабре 1970 года. В 1971 году – еще 9 САУ, из них 6 – в декабре. На 1973 год был дан план 70 САУ. Стоимость 2С3 на 1973 год составляла 305 тыс. руб.

В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок была введена одна – барабанного типа на 12 выстрелов. Это позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная САУ получила индекс 2С3М, а гаубица – 2А33.

В 1987 году индекс орудия изменился еще раз – 2С3М1. Цифра 1 означает оснащение САУ аппаратурой приема и отражения командной информации и новым прицелом.

САУ «Акация» авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.

Режимы огня гаубицы:

Скорострельность без перекомплектации зарядов: прямой наводкой из укладки башни, выстр./мин. 3,5 прямой наводкой из укладки корпуса, выстр./мин. 2,6

При стрельбе с закрытых позиций и подаче выстрелов с грунта, выстр./мин. 3,4

Средняя скорострельность при полном расходе возимого боекомплекта, выстр./мин. 1,9

Тепловые ограничения: 30 выстрелов за 10 мин. 75 выстрелов за 60 мин.

Наибольшая предельная дальность (с прицепов прямой наводки ОП5-38), м 4000

В 1970 году для САУ «Акация» была начата разработка специального выстрела ЗБВЗ с дальностью стрельбы 17,4 км.

Кроме того, «Акация» могла вести огонь корректируемыми 152-мм снарядами «Краснополь» (ОФ-38) и спецбоеприпасами.

Подробные баллистические данные других снарядов не приводятся, так как они близки к ОФ- 540. Так, у снаряда ОФ25 начальная скорость – 655 м/с, а максимальная дальность – 17410 м. Несколько больше отличаются гаубичные снаряды. Так, у ОФ- 530 начальная скорость 670 м/с, а дальность 15920 м.

Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 входит кумулятивный снаряд БП-540. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 весом 5,6 кг, начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность 3000 м. По нормали снаряд пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° – 220 мм, под углом 30° – 120 мм. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда от дальности стрельбы не зависит. Кроме того, САУ может стрелять и не входящим в штатный боекомплект снарядом Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и снарядом Бр-540 (остроголовым). На дистанции 1000 м Бр-540Б пробивает по нормали 120-мм броню, а под углом 60° – 100-мм; соответственно Б-540 – 115-мм и 95-мм броню.

Тип снаряда Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Тип взрывателя
Осколочно-фугасный ОФ-540 0Ф-540Ж* ОФ-5ЭО ОФ25 43,56 43,56 40,0 43,56 5,86 5,86 6,86 6,88 РГМ, В-90 РГМ, В-90 РГМ, В-90, РГ-6 РГМ-2, В-90, АР-5
Бетонобойные Г-545 Г-530 56,0 40,0 4,2 5,1 КДТ,ДБТ, КТД
Кумулятивный БП-540 27,4 ГПВ-3, ГКВ
Осветительный** С1 40,2 Т-7
Химический 3X3 вещество Р-35 РГМ-2

* «Ж» означает железокерамический поясок, снаряд с ним летит на 0,5% дальше, чем ОФ-540 с медным пояском.

** Осветительный парашютный снаряд с железокерамическим пояском, время свечения 40 секунд.


Таблица стрельбы для снаряда ОФ-540
Номер заряда Полный №1 №2 №3 №4 №5 №6
Вес заряда, кг 8,3 7,6 4,4 3,0 2,41 1,85 1,3
Начальная скорость, м/с 651 603 509 425 385 335 282
Дальность, м 17053 15900 13300 11100 10000 8740 6751

В штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ- 540 и ОФ-540Ж, и четыре кумулятивных снаряда БП-540.

В настоящее время гаубица может вести огонь практически всеми 152-мм снарядами как от гаубицы-пушки MJ1- 20 и пушки-гаубицы Д-20 (в индексах их снарядов стоит цифра 540), так и снарядами 152-мм гаубицы Д-1 (в индексе ее снарядов стоит цифра 530).


Гаубицы с картузным заряжанием для САУ « Гвоздика» и «Акация»

В связи с сильной загазованностью боевых отделений закрытых САУ «Гвоздика» и «Акация» МОП 11 декабря 1967 года издало постановление о начале работ по созданию гаубиц с картузным заряжанием. В ОКБ-9 для САУ «Гвоздика» и «Акация» были спроектированы 122- мм гаубица Д-16 и 152-мм гаубица Д-11 на базе штатных гаубиц Д-32 и Д-22. Заряжание новых гаубиц картузное, а затворы полуавтоматические поршневые с пластинчатым обтюратором.

Были изготовлены опытные образцы обеих гаубиц и произведены полигонные испытания их.

Дальность стрельбы, кучность и пламенность выстрелов были те же, что и у Д-32 и Д- 22. Скорострельность у Д-11 та же, что и у Д-22 из-за конструктивных недостатков экспериментального образца пневмодосылателя и неудобств в работе с пеналом, где хранятся картузы.

По результатам испытаний 122-мм гаубица Д-16 подверглась доработке, досылатель пневматического типа был заменен электромеханическим. Заодно – в обеих гаубицах несколько увеличили объем зарядной каморы, чтобы помещать больший заряд и применить новые снаряды улучшенной аэродинамической формы. Новые варианты гаубицы получили индексы Д-16М и Д-11М.

Так, дальность стрельбы из 152-мм гаубицы Д-11М составила 19,3 км вместо 17,6 у Д-22.

Гаубица Д-16М была на 60% унифицирована с Д-32:


Гаубицы Д-32 Д-16М

Вес снаряда, кг

Вес заряда, кг

Начальная скорость, м/с

Давление в канале, кг/см²

Дальность стрельбы, км

Скорострельность, выстр./мин.

Угол ВН, град.

– 4°; +70° -4°; +70°

Вес качающейся части, кг


В марте 1972 года МОП приняло решение прекратить работы по гаубицам картузного заряжания Д-16М и Д-11, так как они «не имеют существенных боевых преимуществ перед Д-32 и Д- 22». Результаты отработки поршневого затвора было рекомендовано использовать при проектировании 152-мм пушки «Гиацинт-К», а испытания снарядов улучшенной аэродинамической формы (по сравнению с ОФ-462) проводить в дальнейшем на 122- мм буксируемой гаубице Д-30.

Штатная самоходная гаубица дивизионных артполков советской армии.

В начале 1960-х годов начало сказываться отставание СССР в самоходной дивизионной артиллерии. В ответ на разработку в США самоходной 155-мм гаубицы M109 в Советском Союзе запустили создание своего образца, призванного заменить в артполках мотострелковых и танковых дивизий буксируемые 152-мм гаубицы Д-1 , Д-20 и МЛ-20 .

Окончательное решение о создании было принято после того, как была получена надежная информация о включении в состав боекомплекта M109 ядерных снарядов. В условиях применения дивизионной артиллерией «спецбоеприпасов» насущной необходимостью стало резкое повышение мобильности огневых средств, способных быстро выйти из возможной зоны поражения при организации противником контрбатарейной борьбы.

Головным разработчиком самоходки был назначен завод «Уралтрансмаш», артиллерийскую часть разрабатывали на «Заводе № 9». Ее главным конструктором был Федор Петров, главным конструктором шасси — Георгий Ефимов.

Разработку запустили в 1967 году по результатам научно-исследовательской работы, выполненной в 1963−65 годах и определившей технический облик САУ. В конце 1968 года были изготовлены первые два опытных экземпляра самоходки, к октябрю 1969 года закончились заводские испытания. В 1971 году САУ под обозначением 2С3 «Акация» была принята на вооружение.

Управляемый снаряд «Краснополь». Фото: Максим Борисов/Защищать Россию

Артиллерийская часть самоходки — 152-мм гаубица 2А33 (Д-22) с длиной ствола в 28 калибров. В номенклатуру боеприпасов входили осколочно-фугасные, бетонобойные, шрапнельные и кассетные снаряды разных модификаций (в том числе активно-реактивные), а также управляемые снаряды семейств «Краснополь» и «Сантиметр». Кроме того, могли применяться дымовые, осветительные, химические снаряды и снаряды-постановщики помех. Предусматривался и вариант со «специальными» (ядерными) снарядами мощностью 1 кт.

С 1975 года в производство был запущен модернизированный вариант 2С3М, отличавшейся увеличенным боезапасом, измененной конфигурацией люков в кормовой части (для упрощения заряжания при подаче снарядов с грунта) и новой радиостанцией. В 1987 году ее сменила в серии модель 2С3М1 с новым прицельным комплексом, аппаратурой автоматизации целеуказания и заменой радиооборудования. В 2006 году была разработана версия 2С3М2 с автоматизированной системой управления огнем.

Существует также опытный вариант 2С3М3, в котором существенно усовершенствована артиллерийская часть, унифицированная по баллистике с гаубицей 2А64 ( « »), что позволило увеличить дальность действия.

Всего было выпущено около 4 тысяч единиц САУ, она эксплуатируется более чем в 20 странах мира. «Акация» в силу своей неприхотливости и мощности остается пока на вооружении сухопутных войск России, однако в последние 25 лет активно заменяется новыми гаубицами «Мста-С» .

ТТХ САУ (приведен базовый вариант 2С3):

  • Боевая масса: 27,5 тонны
  • Скорость по шоссе: до 60 км/ч
  • Скорость по пересеченной местности: до 25 км/ч
  • Запас хода по шоссе: 500 км
  • Максимальная дальность стрельбы:
    осколочно-фугасным снарядом: 17,4 км
    активно-реактивным снарядом: 20,5 км
    управляемым снарядом: 20 км
  • Возимый боезапас: 40 снарядов.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то