Самоходная артиллерийская установка мста с. Модернизированная САУ «Мста-М. Стрельба САУ «Мста-С» глазами экипажа

Несмотря на возросшую роль авиации в военных конфликтах, которую мы видим на протяжении последних десятилетий, артиллерия остается весьма важным фактором, очень часто решающим исход боевых действий. Особенно это справедливо для самоходных артиллерийских установок, они действительно оправдывают титул «бога войны».

В настоящее время во многих странах мира идут работы по созданию новых самоходных артиллерийских установок (САУ) и модернизации старых. Еще одним популярным направлением является разработка новых видов боеприпасов, создание управляемых снарядов, повышение их мощности и дальности стрельбы. Прогресс в разработке систем заряжания, увеличение точности и мобильности, делают САУ очень эффективным средством, которому под силу решать множество задач.

Самоходная артиллерийская установка – это орудие (часто большого калибра), установленное на гусеничное или колесное шасси, используемое для непосредственной поддержки пехоты и бронетехники.

История

История самоходок начинается на заре XX столетия. Особенно бурно развивался этот вид бронетехники во время мировых войн. От танка САУ отличается характером задач, ими решаемых, а также своей конструкцией – балансом огневой мощи, подвижности и защищенности.

По сравнению с танком, у самоходных установок слабее защита и гораздо выше огневая мощь.

В Советском Союзе после войны работы над созданием новых самоходных установок были приостановлены. В то время больше внимания уделялось различным ракетным системам и авиации. Только в конце 60-х годов началась разработка сразу нескольких самоходных артиллерийских систем. Некоторые из них используются и поныне («Акация », «Тюльпан », «Гиацинт »).

САУ «Акация», которая имела калибр 152 мм, до середины 70-х годов ничем не уступала аналогичным образцам вооружений вероятного противника, но затем страны НАТО начали разработку новой 155-мм гаубицы, что имела дальность стрельбы выше, чем у советских орудий. Артиллерия противника получала возможность безнаказанно вести огонь по второму эшелону войск, уничтожать боевую технику, которая еще не добралась до линии фронта.

В СССР запускаются работы по созданию САУ следующего поколения, с характеристиками, которые бы не уступали западным аналогам. Работы по созданию новой, 152-мм гаубицы, начинаются сразу в нескольких конструкторских бюро.

Официальное задание на создание новой 152-мм САУ конструкторы получили в 1980 году. Новая машина получила название «Мста-С», она должна была заменить устаревшую на тот момент, 152-мм САУ «Акация».

В 1983 году был готов опытный образец, который в следующем году его отправили на испытания. Первоначально машина была сделана на базе основного танка Т-72, но испытания выявили существенные недостатки такого решения, и самым главным из них была сильная раскачка орудия во время стрельбы. Было принято решения заменить часть элементов ходовой части артиллерийской установки на те, которые применялись на танке Т-80. Такое решение позволило в значительной степени избавиться от этой проблемы.

В 1986 году начался этап государственных испытаний. Гаубица «Мста-С» в 1989 году была взята на вооружение. В 1986 году на вооружение также было принято буксируемое орудие 2А65 «Мста-Б», которое имело сходную качающуюся часть. В следующем году началось серийное производство 2А65 на Мотовилихинских заводах. 2А65 «Мста-Б» до сих пор используется армиями бывших советских республик, этих пушек было выпущено более 1200 единиц.

В 1985 году была попытка поставить это самоходное орудие на колесное шасси. Основой для САУ должен был стать грузовой автомобиль КрАЗ-6316. Однако, испытания показали множество недостатков подобного решения и от дальнейших работ отказались.

Был создан специальный тренажер для обучения расчетов новой самоходной пушки.

Для производства САУ был создан новый завод в Стерлитамаке, ее выпуск начался в 1988 году, то есть еще до официального принятия на вооружение. После распада СССР производство было перенесено на Уральский завод транспортного машиностроения. В 1998 году одна САУ стоила 1,6 миллиона долларов.

Позже была проведена модернизация артиллерийской установки, планировали существенно увеличить дальности ее стрельбы. Новая модификация получила название «Мста-СМ». Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличилась до тридцати километров, а активно-реактивным превысила сорок километров. Скорострельность орудия выросла в 1,4 раза.

Многие наработки и конструкторские решения, которые были созданы во время работы над САУ «Мста-СМ», нашли свое применение при проектировании самоходки нового поколения – «Коалиции ».

Одновременно шли работы по модернизации гаубиц «Мста-С». Эти орудия активно применялись во время операций на Северном Кавказе. Стало понятно, что система управления огнем гаубицы не соответствует требованиям времени. В 1998 году на машину была установлена автоматизированная система управления огнем, к 2002 году закончилась разработка специального программного обеспечения, которое могло бы корректировать стрельбу прямо в режиме реального времени. Стоимость новой САУ «Мста-С» выросла до трех миллионов долларов. Также были попытки создать новую машину с пушкой калибром 155 мм, которые используются в странах блока НАТО.

Еще одна модернизация машины была предпринята ЦКБ «Титан» в 2012 году. «Мста-С» получила новую систему управления огнем, навигационные приборы, скорострельность была повышена до 10 выстрелов в минуту. Самоходка получила новую важную возможность – «огненный шквал». Цель накрывается одновременно несколькими снарядами, выпущенными по разным траекториям. В 2012 году завершились государственные испытания этой модификации и уже в следующем году 35 единиц поступили в войска.

В настоящее время «Мста-С» находится на вооружении семи стран. Больше всего этих машин сегодня в российской армии. На втором месте идет Венесуэла, а на третьем – Украина. В России 2014 году насчитывалось около 600 таких машин, 150 из которых находились на консервации.

Самоходная гаубица «Мста-С» существенно превосходит орудия предыдущего поколения («Акация»), она имеет большую дальность стрельбы, скорострельность, более мощные боеприпасы. Но стоит отметить, что «Мста-С» является более сложной в управлении и обслуживании и поэтому подготовить артиллерийский расчет довольно сложно.

Описание Савушки

Самоходная гаубица «Мста-С» создана для уничтожения артиллерии противника, его бронетехники и противотанковых средств, штабов и других пунктов управления, разрушения фортификационных сооружений, а также для уничтожения тактических ядерных средств противника. Это высокомобильный комплекс, который может за короткий период времени наносить мощные удары по врагу и стремительно уходить от ответного удара.

САУ может вести огонь с закрытых позиций и прямой наводкой. Орудие можно использовать в условиях гористой местности, угол возвышения ствола орудия (до +50°) вполне позволяет это делать. Могут использоваться боеприпасы, находящиеся в боеукладке, так и подавать выстрелы, находящиеся на грунте.

«Мста-С» - это тяжелая гаубица (свыше 40 тонн). Боевое отделение находится в средней части машины, отделение управления – в носовой части, в задней части расположено силовое отделение. Корпус в целом повторяет геометрию корпуса танка Т-72, но бронирование гаубицы намного слабее.

В башне расположено орудие 2А64, а также места для членов экипажа: командира машины, наводчика и двух заряжающих. Командирское место обеспечено вращающей башенкой. Также в башне находятся прицельные приспособления : панорамный прицел (1П22) и прицел прямой наводки (1 П23).

На крыше башни расположен 12,7-мм пулемет. Он управляется дистанционно. Заряжание полуавтоматическое, оно обеспечивает 7-8 выстрелов в минуту, если используется внутренний боезапас, 6-7 выстрелов в минуту – при подаче боеприпасов с грунта. Боекомплект включает в себя 50 выстрелов и находится в башне.

В кормовой части машины находится дизельный 12-цилиндровый двигатель В-84А, а также элементы трансмиссии. Двигатель может использовать шесть разных видов топлива. Ходовая часть во многом похожа на ходовую часть танка Т-80.

«Мста-С» может использовать несколько типов осколочно-фугасных и активно-реактивных снарядов, кассетными боеприпасами, а также целым рядом управляемых и корректируемых снарядов. Также можно вести огонь специальными боеприпасами, которые используют для установки помех связи. САУ может использовать для стрельбы управляемые снаряды «Краснополь-М1», которые направляются по лазерному лучу.

Гаубица оснащена системой автоматизированного наведения, а также системой восстановления наводки сразу после произведенного выстрела.

Технические характеристики

Ниже указаны основные ТТХ САУ «Мста-С».

Характеристики 2С19 «Мста-С»
Длина с пушкой, мм 11917
Длина корпуса, мм 6040
Ширина, мм 3584
Высота, мм 2985
Колея, мм 2800
Клиренс, мм 435
Вооружение 152-мм нарезная гаубица 2А64 (50), пулемет НСВТ (300)
Максимальная дальность стрельбы, км 24,7
Минимальная дальность стрельбы, км 6,5
Скорострельность, выстрелов в минуту 7-8
Угол возвышения/склонения, град +68/-4
Угол горизонтального наведения, град 360
Начальная скорость, м/с 828
Масса, кг 43,56
Масса установки, т 42 ± 2,5%
Экипаж, чел 5
Двигатель (тип) В-84А
Мощность двигателя, л. с. 840
Максимальная скорость движения, км/час 60
Запас хода, км 500

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Бронированная высокомобильная САУ 2С19М1 является модификацией САУ «Мста-С» и так же, как и она, предназначена для уничтожения защищенных и открыто расположенных целей. САУ также используют для создания препятствия противнику в осуществлении маневров резервными силами и средствами в тактической глубине обороны. Экспортный вариант САУ (2С19М1-155) оснащается орудием, доработанным для использования единого боеприпаса НАТО. Последняя модификация САУ, поступающая на вооружение СВ ВС России, обозначается как «объект 350» и неофициально именуется в открытой печати «Необитаемость-155». В настоящее время планируются ее поставки в Индию, Чили и Аргентину.

Особенности.
На новую САУ установлены дополнительные ЖК индикаторные панели для заряжающего и наводчика, БЦВК с модемом, ЖК-дисплеем и цифровым датчиком определения угла возвышения орудия. Эффективность боевого применения установки значительно повышена за счет использования универсальной автоматизированной СУО «Капустник-Б» и системы управления и наведения «Успех-С». Их совместное применение (АСУНО) существенно снижает время, требуемое САУ для начала стрельбы, что положительно сказывается на повышении живучести, маневренности и мобильности последней. Батарея из восьми установок в минуту выстреливает до 3000 кг снарядов. При стрельбе на предельную дальность до попадания в цель первого выпущенного снаряда в полете может оказаться до 70 снарядов.

Конструкция САУ 2С19М1.
Башня сварной конструкции с установленной в ней гаубицей 2А64 смещена к корме самоходного шасси на гусеничном ходу, специально созданного для данной артиллерийской системы. При его разработке была проведена максимально возможная унификация элементов и узлов ходовой части САУ с танком Т-80 и моторно-трансмиссионного отделения САУ с танком Т-72. Шасси САУ, в отличие от своих прототипов, имеет противопульное бронирование. Впереди размещается навесное оборудование для самоокапывания, которое позволяет быстро оборудовать для САУ укрытие, являющееся также дополнительной защитой от осколков снарядов и бронебойных пуль.

В башне установлены системы прицеливания и наведения, хранения и автоматической подачи боеприпасов (конвейер подачи выстрелов с грунта, механизированная укладка 63Ц19 с программированной выдачей, исполнительный механизм, обеспечивающий координацию углов превышения с подачей выстрела к орудию). Кроме этого, в ней монтируется автономный агрегат АП-18Д (газовая турбина мощностью 16 кВт), обеспечивающий бортовое питание потребителей постоянным током. Его установка позволяет значительно увеличить моторесурс маршевого двигателя. Фильтровентиляционная установка и система герметизации казенника гаубицы предотвращают загазованность боевого отделения при стрельбе. АСУНО САУ состоит из баллистического вычислителя, аппаратуры привязки и топографического ориентирования, спутниковой системы навигации, обеспечивает бесприцельное наведение в автоматическом режиме и последующее хранение информации по десяти и более огневым задачам.

Смещение бортовых опорных катков шасси относительно друг друга и установка на них регулируемых телескопических амортизаторов позволили отказаться от стабилизирующих сошников (их назначение - гасить возникающие при стрельбе колебания). Подобное решение обеспечило САУ высокую скорострельность, возможность любым ее модификациям, включая 2С19М1, вести круговой обстрел, значительно сократило время, необходимое для подготовки к стрельбе и покидания огневых позиций после выполнения боевой задачи.

Вооружение.
Основным оружием всех модификаций САУ «Мста-С» является нарезная гаубица 2А64 калибра 152 мм, дополнительным - зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм. Гаубица позволяет вести огонь различными типами боеприпасов: кассетными, осколочно-фугасными, активно-реактивными и специальными. Она может вести огонь по выявленным целям прямой наводкой и с закрытых позиций. 2А64 доработана для стрельбы боеприпасами как выпускавшимися ранее, так и новейшей разработки. Например, «Краснополь» с лазерной подсветкой, дымовыми снарядами-целеуказателями, снарядами для постановки активных радиолокационных помех и т. п. Предельная дальность стрельбы зависит от типа применяемого боеприпаса и колеблется в диапазоне от 22 до 29 км. В варианте гаубицы 2С19М1-155, адаптированном под боеприпас НАТО (155 мм), дальность составляет 41 км.

Установка полуавтомата перезаряжания позволяет САУ всех модификаций вести огонь при любых углах наведения по возвышению и направлению гаубицы. При этом скорострельность составляет 6-7 выстр./мин (в случае подачи боеприпасов с грунта) и 7-8 выстр./мин (из внутренней бовукладки).

Поиск боеприпаса нужного типа и управление заряжанием проводит в автоматическом режиме контрольная система механизма заряжания. Одновременно с этим она фиксирует число выстрелов по каждому типу. Снаряды и заряды к гаубице поступают по двум различным конвейерам. Дополнительные конвейеры, по которым боеприпасы можно подавать с грунта, позволяют экономить внутреннюю бовукладку. При совершении марша первый убирается внутрь корпуса, а второй закрепляется на башне. Стреляные гильзы автоматически удаляются из внутрибашенного пространства через специальный люк под стволом гаубицы.

«Мста-С» - мощная современная САУ с гаубицей калибра 152 мм, оснащенная автоматизированной системой заряжания. Максимальный угол возвышения орудия в 68° позволяет вести огонь с большого расстояния (до 30 км). «Мста-С» предназначена для поражения артиллерийских батарей, разрушения оборонительных сооружений, подавления пунктов управления, уничтожения живой силы и огневых средств, вооружения и военной техники. САУ оснащена системой самоокапывания и может преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 м (с оборудованием для подводного вождения - до 5 м).

«Мста-С» может использовать боеприпасы разных типов: осколочно-фугасные, кумулятивные, кассетные, активно-реактивные, генерирующие помехи, целеуказательные, атомные (мощностью 2,5 килотонны) и высокоточные - планирующие корректируемые снаряды с лазерным наведением «Краснополь» и «Краснополь-М», оснащенные выдвигающимися аэродинамическими рулями и стабилизаторами. Огонь «Мсты-С» могут корректировать беспилотные летательные аппараты (БПЛА), а система управления огнем (СУО) может «запоминать» более десятка целей.

Тактико-технические характеристики САУ 2С19М2 «Мста-С»

Начало серийного производства

5 человек (7 - при стрельбе с грунта)

Боевая масса

нарезная гаубица 2А64М2

Калибр орудия

Длина ствола

47 калибров

Скорострельность

10 выстрелов в минуту

Боезапас

50 выстрелов

29 км (активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом), 25 км (управляемым снарядом)

Пулеметы

1 × 12,7-мм НСВТ

Мощность двигателя

Скорость по шоссе

Запас хода

Длина корпуса

Длина с пушкой вперед

Ширина корпуса

история создания

Разработка самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» («Объект 316») началась в 1976 году. «Мста-С» была ответом СССР на SP70 - новую самоходную гаубицу НАТО с максимальной дальностью стрельбы 30 км. У советской САУ 2С3 «Акация» (которую должна была заменить «Мста-С») предельная дальность стрельбы составляла 20 км, и нужно было восстановить паритет.

В Центральном конструкторском бюро УЗТМ (ныне ЦКБ «Трансмаш») параллельно с «Объектом 316» разрабатывался альтернативный вариант перспективной самоходной гаубицы - «Объект 327». Его орудие размещалось не в башне, а на вращающейся площадке; заряжание было полностью автоматизировано. Из-за сложности доработки эта версия САУ в производство не пошла.

Опытно-конструкторские работы по «Мсте-С» стартовали в 1980 году. На шасси танка Т-72 была размещена массивная башня весом 13,5 т, в которой находилась гаубица 2А64 калибра 152 мм. По итогам полевых испытаний в 1984 году для устранения раскачки орудия торсионы и катки ходовой части были заменены на компоненты от Т-80. В 1986 году была выпущена установочная партия из 6 САУ, в 1988 году началось серийное производство, а в 1989-м «Мста-С» поступила на вооружение Советской армии.

Фотографии предоставлены РИА Новости

«Мста-С» модернизировалась дважды. В 2008 году армия России получила первые САУ модели 2С19М1 с автоматизированной системой управления огнем (СУО) «Успех-С». В 2013 году в части поступили самоходные гаубицы 2С19М2, оснащенные новым орудием 2А64М2 с улучшенной скорострельностью (10 вместо 7–8 выстрелов в минуту) и комплекcом «Накидка», защищающим САУ от высокоточного оружия.

предприятие-изготовитель

АО «Уралтрансмаш»

История Уральского завода транспортного машиностроения началась в 1817 году - с основания в Екатеринбурге Мельковской золотопромывальной фабрики. Золотоносных песков хватило только на 12 лет, и фабрика была закрыта. В начале 1840-х в ее производственных помещениях разместилась Мельковская мануфактура, выпускавшая паровые машины и котлы. Завод привлекал квалифицированных рабочих и инженеров; к концу XIX века на нем делали турбины, горнодобывающее оборудование, подъемные краны, локомобили и прокатные станы.

В 1917 году предприятие было национализировано. В 1936 году на нем был налажен выпуск оборудования для нефтедобычи. В начале Великой Отечественной войны на завод были эвакуированы несколько предприятий Москвы, Сталинграда и Подольска. За годы войны были изготовлены 1238 легких танков Т-60 и Т-70, десятки тысяч узлов и деталей для танков Т-34, ИС-2 и ИС-3, самоходных артиллерийских установок СУ-85, СУ-100, ИС-152.

В 1942 году на заводе была создана специальная конструкторская группа, впоследствии преобразованная в Центральное конструкторское бюро «Трансмаш» - головное КБ СССР и (впоследствии) России по разработке самоходной артиллерии. ЦКБ «Трансмаш» разработало и модернизировало около 40 моделей военной техники, включая производившиеся на Уралтрансмаше САУ «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт-С», «Мста-С», зенитно-ракетный комплекс «Круг», гусеничные минные заградители ГМЗ, ГМЗ-2, ГМЗ-3. В 2016 году в ЦКБ «Трансмаш» работает более 150 человек; средний возраст конструкторов - 43 года. Молодые специалисты, доля которых составляет 46%, приходят в ЦКБ из Уральского федерального университета (Екатеринбург), Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), Балтийского государственного технического университета «Военмех» (Калининград).

В настоящее время ФГУП «Уралтрансмаш» входит в структуру Научно-промышленной корпорации «Уралвагонзавод» и является единственным российским предприятием, производящим САУ. Завод выпускает и мирную продукцию - лифтовые лебедки, станки-качалки для добычи нефти, низкопольные трамваи. Уралтрансмаш разработал и изготовил трамвай R1 (Russia One), который пользователи Рунета нарекли «трамваем Дарта Вейдера» из-за антрацитового цвета и впечатляющего внешнего вида.

«Конструирование боевой машины - это сложный и долгий коллективный труд. Но в итоге именно ты как главный конструктор должен выбрать наиболее перспективную разработку. Это твоя ответственность. Цена ошибки - не только годы труда, вложенные средства, но и человеческие жизни».

Главный конструктор САУ «Мста-С» Юрий Васильевич Томашов родился 8 августа 1929 года. Он начал карьеру помощником мастера на Уралмашзаводе в 1948 году. После окончания вечернего отделения Уральского политехнического института в 1954-м Юрий Васильевич начал работать на Уралтрансмаше (тогда УЗТМ), где прошел путь от техника-конструктора до генерального конструктора (которым он стал в 1978 году). Заместителем главного конструктора ЦКБ «Трансмаш» (тогда ОКБ-3) Юрий Васильевич был назначен в возрасте 31 года. При участии и под руководством Ю. В. Томашова разработано 35 моделей военной техники. 20 из них были приняты на вооружение, в том числе 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан», дальнобойная самоходная 152-мм пушка 2С5 «Гиацинт».

Ю. В. Томашов часто выезжал на полевые испытания прототипов и принимал участие в доводке техники. Посидев в кресле командира «Акации» во время стрельб, он предложил решение проблемы загазованности боевого отделения САУ (создание внутри кабины избыточного давления). Юрий Васильевич, обладатель более 60 авторских свидетельств на изобретения, нашел ответ на многие инженерные задачи - в частности, механизировал заряжание «Тюльпана», вес снарядов которого составляет от 130 кг (осколочно-фугасных) до 228 кг (активно-реактивных).

Изобретательский талант Юрия Васильевича нашел применение не только в ВПК. Томашов занимался и разработками гражданской направленности. Под его руководством были созданы автомобильный самосвал с разгрузкой на обе стороны ЗИЛ-УЗТрМ-345 и установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм».

Самая известная работа конструктора - «Мста-С». Юрий Васильевич руководил ее проектированием, испытаниями, модификацией и даже разрабатывал на ее основе перспективный лазерный танк. Конструктор в шутку называет мощную САУ своей «лебединой песней» - он и сейчас сотрудничает с Уралтрансмашем, консультируя молодых коллег по широкому кругу вопросов.

Ю. В.Томашов - лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, кавалер орденов Ленина (дважды), Трудового Красного знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

«Мста-С»: база для «лазерного танка»

«Мста-С» несколько раз модернизировалась; на ее основе пытались создать колесную САУ (на шасси от тяжелого грузовика КрАЗ). Но самая интересная модификация «Мсты-С» - самоходный лазерный комплекс (СЛК). Устройство под названием «Сжатие» не было так называемым «бумажным танком» - концептом, существовавшим только на чертежах. Это был полностью функциональный прототип, который показал хорошие результаты во время испытаний на полигоне в 1992 году. Лазерный излучатель для «Сжатия» разработало НПО «Астрофизика» под руководством Н. Д. Устинова. Основным элементом был искусственный цилиндрический кристалл рубина (по другим данным - алюмоиттриевого граната с добавкой неодима) весом 30 кг. Роль ЦКБ «Трансмаш», по словам генерального конструктора Ю. В. Томашова, заключалась в том, чтобы создать «броневой носитель, который нес установку бережно». Для этого потребовалось значительно увеличить башню «Мсты-С» и найти место для генераторов, заряжавших конденсаторы, от которых запитывалась батарея из 16 лазеров. 12 лазеров были боевыми, а остальные использовались для зондирования (поиска бликующих линз) и наведения на цель. СЛК 1К17 «Сжатие» не был первой машиной своего типа. В 1982 году Советская армия приняла на вооружение СЛК 1К11 «Стилет» на шасси ГМЗ, тоже созданное ЦКБ «Трансмаш» и НПО «Астрофизика». СЛК «Сжатие» был гораздо мощнее «Стилета» и мог выжигать светочувствительные элементы различных систем бронетехники противника лучами с разной длиной волны. Это делало бесполезными защитные фильтры.

СЛК «Сжатие» наносил необратимые повреждения оптике бронетехники на расстоянии до 8 км (что гораздо дальше максимального расстояния поражения любым танковым снарядом). По понятным причинам СЛК мог стрелять только прямой наводкой. Его эффективность зависела не только от рельефа, но и от погодных условий, конденсаторы долго заряжались, а цена была очень высокой. Последнее обстоятельство предопределило то, что массово «лазерный танк» не производился. И теперь на единственный экземпляр «Сжатия» можно посмотреть в военно-техническом музее в Ивановском. Посмотреть с гордостью: этот продукт отечественного ВПК опередил технологии остального мира как минимум на 10 лет.

САУ 2С3 «Акация»

Обзор

«Акация» - первая отечественная серийная самоходная 152-мм гаубица второго поколения с большим максимальным углом возвышения орудия (60°), возможностью вести круговой обстрел и механизированным заряжанием. Ее боевое назначение - уничтожение бронетехники, артиллерии, пунктов управления и живой силы противника с разных дистанций (преимущественно с закрытых позиций). САУ оснащена системой самоокапывания и может преодолевать водные преграды глубиной до 1 метра.

САУ «Акация» может использовать боеприпасы разных типов: осколочно-фугасные, активно-реактивные, кумулятивные, бронебойные, осветительные, химические и тактические ядерные (мощностью в 2 килотонны). Новые модификации «Акации» могут использовать высокоточные боеприпасы - корректируемый снаряд «Сантиметр» и управляемый крылатый снаряд «Краснополь».

Тактико-технические характеристики САУ 2С3М2 «Акация»

Начало серийного производства

4 человека (6 - при заряжании с грунта)

Боевая масса

нарезная гаубица 2A33

Калибр орудия

Длина ствола

28 калибров

Скорострельность

3–4 выстрела в минуту

Боезапас

46 выстрелов

Максимальная дальность стрельбы

17,3 км (осколочно-фугасным снарядом), 20,5 км (активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом), 20 км (управляемым снарядом)

Пулеметы

1 × 7,62-мм ПКТ

Мощность двигателя

Скорость по шоссе

Запас хода

Длина корпуса

Длина с пушкой вперед

Ширина корпуса

история создания

САУ 2С3 «Акация» - первая самоходная гаубица СССР после долгого перерыва. В 1955 году с подачи Н. С. Хрущева артиллерию объявили морально устаревшей. Работы над перспективными САУ были свернуты; уже готовые прототипы (например, СУ-152Г) в массовое производство не поступили. Предполагалось, что будущее - за ракетными технологиями, развивавшимися тогда очень быстро. Интересно, что США примерно в тот же период совершили схожую с советской ошибку, лишив свои самолеты-истребители F4B и F4C пушек и оставив только ракеты.

Вьетнамская война показала, что пушки - и авиационные, и самоходные - было рано списывать в утиль. F4 несли потери в боях с вооруженными пушками «МиГ». В наземных операциях доказала свою эффективность американская 155-мм самоходная гаубица М109 «Паладин», производство которой началось в 1963 году. Советское руководство осознало необходимость развивать самоходную артиллерию, и в 1965 году разработка отечественных САУ возобновилась.

САУ 2С3 «Акация» - советский ответ «Паладину» - была разработана в сжатые сроки в ОКБ «Трансмаш» под руководством Г. С. Ефимова. Конструкторы и инженеры работали без отпусков и выходных; первые опытные образцы 2С3 были изготовлены в конце 1968 года, а в 1971-м САУ была принята на вооружение Советской армии. Шасси «Акации» было создано на основе шасси зенитно-ракетного комплекса «Круг». Орудием стала 152-мм гаубица 2А33, унифицированная по баллистике и используемым боеприпасам с буксируемой гаубицей Д-20. По компоновке (переднему расположению моторно-трансмиссионного отделения) САУ 2С3 «Акация» получилась схожей с «Паладином».

Первые варианты 2С3 превосходили M109 по ряду характеристик - дальности стрельбы, подвижности, защите. В дальнейшем американский соперник 2С3 вышел вперед по дальнобойности за счет установки нового орудия в одной из ранних модификаций (все равно проигрывая «Мсте-С», а позднее - «Коалиции-СВ»). «Акация» же получила увеличенный (с 40 до 46 выстрелов) возимый боезапас и механизацию подачи снарядов с грунта (в модификации 2С3М 1975 года), новый панорамный прицел (2С3М1, 1987 год), автоматизированную систему управления наведением и огнем (СУАНО) «Механизатор-М» и систему для стрельбы дымовыми гранатами (2С3М2, 2006 год). Опытная модификация 2С3М3 предусматривает установку новой СУАНО и новой гаубицы 2А33, использующей боеприпасы «Мсты-С».

Биография главного конструктора

Георгий Сергеевич Ефимов родился 7 августа 1910 года в Царицыне (впоследствии Сталинград, ныне Волгоград). Работать начал в 13 лет чертежником на заводе «Баррикады», в 1929 году перешел на Сталинградский тракторный завод (СТЗ). В 1935 году окончил вечернее отделение Сталинградского механического института. В 1941–1945 годах работал в Особом конструкторском бюро (ОКБ) опытного завода №100 в составе Челябинского Кировского завода (ЧКЗ), был ведущим инженером тяжелого танка ИС-3. В 1945–1947 годах Г. С. Ефремов работал на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) ведущим инженером в Особом конструкторском бюро танков (ОКБТ) Ж. Я. Котина. В 1947 году перешел на Уралмашзавод в ОКБ-3, где в 1953 году стал генеральным конструктором, сменив Л. И. Горлицкого; на этой должности Георгий Сергеевич проработал до своей смерти в 1978 году.

Г. С. Ефимов реорганизовал структуру ОКБ-3; при нем оно получило собственный опытный цех, были созданы несколько бюро по направлениям. Большое значение генеральный конструктор придавал подбору перспективных молодых специалистов. Все это позволило создавать новые модели бронетехники раз в 2–3 года. Под руководством Георгия Сергеевича было разработано 24 проекта боевых машин, 13 из которых были приняты на вооружение. Среди них - зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 «Енисей», зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) 2К11 «Круг», гусеничный минный заградитель ГМЗ («Объект 118»), 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» и 152-мм дальнобойная самоходная пушка 2С5 «Гиацинт». Среди инженерных традиций, заложенных Г. С. Ефимовым, - автоматизация боеукладки САУ и использование в конструкции САУ новых материалов (легких сплавов и неметаллов).

Г. С. Ефимов - лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, кавалер орденов Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».

Классическое шасси «Акации»

При том, что серийное производство «Акации» было начато 46 лет назад (в 1970 году, за год до принятия САУ на вооружение), порядка 1850 единиц 2С3 в настоящее время находятся на вооружении армии России.

«Акацию» можно назвать «заслуженной» или «классической» машиной; в особенности это относится к ее шасси. Если собственно САУ была разработана в конце 1960-х, то платформа «Акации» создавалась в 1947–1952 годах, когда ОКБ-3 руководил Лев Израилевич Горлицкий. На базе шасси с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) были созданы самоходные пушки СУ-100П и СУ-152П, самоходная гаубица СУ-152Г. Изделия были рекомендованы для принятия на вооружение, но по не зависевшим от конструкторов причинам в серийное производство не пошли. Уникальность платформы, которая после доработки под руководством Г. С. Ефимова была использована для создания зенитно-ракетного комплекса «Круг» и (впоследствии) САУ «Акация», в том, что она не была основана на каком-либо танке. Будущее шасси «Акации» было разработано с нуля; все его базовые узлы - трансмиссия, ходовая часть, моторные системы - были собственной конструкции ОКБ-3. В 2017 году классическому шасси «Акации» исполнится 70 лет.

2С19 «Мста-С»

Мощная «самоходка» для тактических побед

В ближайшие три года российская армия получит 42 модернизированные самоходные артиллерийские установки «Мста-С» – это один из крупнейших контрактов прошедшего форума «Армия-2016». Речь идет о версии 2С19М2, усовершенствованной самоходной гаубице нового поколения.

САУ или танк?

Самоходная артиллерийская установка (САУ, в народе «самоходка») – это артиллерийское орудие на самоходном шасси. САУ могут быть бронированными или нет, на гусеничном или колесном шасси, иметь поворотную башенную или рубочную установку орудия. Некоторые САУ с башенной установкой орудия по виду напоминают танки, но на деле это принципиально разные машины. Главное отличие заключается в основном назначении: танки предназначены для непосредственного участия в боях, в том числе ближних, а самоходные установки осуществляют артиллерийскую поддержку с дальних позиций.


Славная история «самоходок»

Современные САУ – это в основном самоходные гаубицы и зенитные артиллерийские установки. Все они являются «потомками» советских самоходок, которые внесли немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Осенью 1942 года немецкие войска на подступах к Ленинграду впервые испытали в бою свой тяжёлый танк «Тигр» – именно он, по мнению Гитлера, должен был завершить затянувшийся блицкриг. Главным противником немецкого «Тигра» стала советская самоходная артиллерийская установка СУ-122 – опытный образец был изготовлен всего за месяц, а в конце декабря 1942-го первые машины уже ушли на фронт.

Самая первая СУ-76, созданная на основе Т-70, более мощная СУ-85 на базе танка Т-34, легендарная СУ-100 с улучшенной защитой, «героиня» битвы на Курской дуге СУ-152 – советские «самоходки» массово использовались на всех фронтах Великой Отечественной для истребления вражеских танков.


Комсомольцы передают самоходные установки экипажу, прибывшему на завод с фронта, сентябрь 1942 года
Самоходные артиллерийские установки выдвигаются на передовую, проходя мимо Нарвских ворот, ноябрь 1942 года
Солдат в самоходной артиллерийской установке, март 1943 года
Экипажи получают боевое задание. Подразделение легких артиллерийских самоходных установок перед выходом на огневые позиции. 3-й Белорусский фронт (Восточная Пруссия), 15 марта 1945 года
Самоходная артиллерийская установка прокладывает путь штурмовым группам советских войск в городе Данциге (Гданьске), 24 марта 1945 года
Немецкие самоходные артиллерийские установки – трофеи советских войск, 10 мая 1945 года
Самоходные артиллерийские установки движутся к Красной площади для участия в параде Победы, 26 июня 1945 года

Вместо «цветочной династии»

После войны, с развитием технологий, штурмовые и противотанковые САУ на время уступили место более совершенным ракетным системам. Но ракетное оружие не смогло полностью вытеснить ствольную артиллерию, и самоходные артиллерийские установки, претерпев значительную модернизацию, вернулись в строй. Основное развитие шло в направлении увеличения максимальной дальности стрельбы, повышения скорострельности и точности поражения цели.

В 1989 году на вооружение была принята 2С19 «Мста-С» – дивизионная самоходная гаубица калибра 152 мм. К началу ее разработки границы СССР уже охраняли самоходки с красивыми «цветочными» названия – «Акация», «Гиацинт» и «Тюльпан», но «гонка вооружений» между Советским Союзом и НАТО требовала дальнейшего наращивания боевых характеристик.

Новая машина «Мста-С» получила менее поэтическое наименование. Разрабатывать «самоходку» поручили ОКБ-3 «Свердловского завода транспортного машиностроения». 2С19 создавалась с применением узлов моторно-трансмиссионной установки Т-72 и ходовой части Т-80. «Мста-С» превосходила «Акацию» по ряду технических характеристик, в частности, по дальности стрельбы – 29,06 против 20,3 километров. Впервые на практике были решены несколько важных задач: обеспечена высокая скорострельность, создана система управления наведением орудия, сократившая количество операций, выполняемых наводчиком вручную, реализован автоматический выброс стреляных гильз из боевого отделения.

Главные особенности

1 «Мста-С» может выполнять огневой налёт одним орудием, когда несколько снарядов выстреливаются последовательно по разным траекториям и достигают цели почти одновременно.


2 «Мста-С» может вести огонь по видимым целям прямой наводкой, в том числе в горах.


Типы целей: тактические ядерные средства, артиллерийские и минометные батареи, танки и другая бронированная техника, живая сила, средства ПВО и ПРО, пункты управления.

3 «Мста-С» начинает стрельбу без дополнительной подготовки, а после залпа быстро покидает огневую позицию.


указаны максимальные значения

4 «Мста-С» может вести огонь возимым боекомплектом из боеукладки, расположенной в башне, и с подачей выстрелов с грунта.


Система подачи снарядов автоматизирована, переход к другому способу ведения огня происходит без потери скорострельности, которая составляет 8 выстрелов в минуту.

Инновации в деле

«Мста-С» оснащена всеми необходимыми современными электронными бортовыми системами, позволяющими быстро и эффективно решать навигационные, коммуникационные, огневые задачи, что делает её современным высокоэффективным образцом артиллерийского вооружения.


Самоходная гаубица «Мста-С» 2С19М1 оснащена автоматизированной системой управления наведением и огнем, которая может сохранять 10 огневых задач одновременно.
Боевая машина весит 42 тонны, ее экипаж – 5 человек, вооружение – гаубица 2А64 калибра 152 мм и пулемет калибра 12,7 мм
При отсутствии точки наводки «Мста-С» может стрелять по «бесприцельной схеме».
Маскировочный комплект «Накидка» снижает заметность в радиолокационном и тепловом диапазонах
«Мста-С» работает при температуре от – 40 до +40 °C, в дождь, снег и при ветре до 40 м/с
Стальная броня защищает гаубицу от пуль калибра 7,62 мм с любого направления

Аликина Светлана
Жуков Сергей
Костомарова Алена
Волков Александр
Емцев Константин
Кузнецов Владимир
Елена Контузова-Вантула
Караулов Павел
Шорох Павел

Проект подготовлен на основе материалов, предоставленных корпорацией «Уралвагонзавод»

Фото: «Уралвагонзавод»; РИА Новости В проекте использован фрагмент видео, предоставленного Минобороны.
Музыка: «Dangerous» Kevin MacLeod
Licensed under Creative Commons:

Изменившаяся к началу 1980-х гг. концепция действий артиллерии на поле боя потребовала не только «повышения её могущества, дальнобойности, манёвренности». Были заложены основы комплексной автоматизации процессов ведения огня посредством объединения средств разведки и систем передачи и обработки данных; начались проектирование и создание «интеллектуальных» артиллерийских образцов.

В этот период коллектив Центрального конструкторского бюро Уральского завода транспортного машиностроения (ЦКБ «Уралтрансмаш») в Свердловске (после 1991 г. – Екатеринбург) приступил к выполнению задания Главного ракетноартиллерийского управления (ГРАУ) по созданию самоходной артиллерийской установки с гаубицей калибра 152-мм для дивизионного звена. В задании содержалась сложная задача совмещения шасси, унифицированного с танками, находившимися на вооружении армейских частей, с универсальным орудием, которое возможно было бы использовать также и в качестве буксируемого. Проект получил индекс 2С19 и название «Мста-С» («Объект 316»). Одновременно Волгоградским ОКБ-2 завода «Баррикады» создавалась буксируемая гаубица 2А65 (позднее «Мста-Б»).

Роли разработчиков установки распределились тогда следующим образом:

– головной организацией по машине в целом и шасси назначили «Уралтрансмаш»;

– боевое отделение разрабатывало Тульское КБ приборостроения (НПО «Точность»);

– качающуюся часть орудия проектировало КБ свердловского артиллерийского «Завода № 9».

Первый опытный образец установки был собран в 1983 г. и весь следующий год испытывался на Ржевском полигоне под Ленинградом. В 1986 г. изготовили ещё шесть единиц САУ для последующих государственных и войсковых испытаний. И только через три года «Мста-С» была принята на вооружение Советской Армии.

Серийное производство машин наладили вначале в башкирском городе Стер-литамак, на специально построенном для этого заводе, а впоследствии перенесли обратно на «Уралтрансмаш».

Официально САУ 2С19 «Мста-С» предъявили военным специалистам и широкой публике в 1992 г. на Международном форуме «Технологии в машиностроении» в подмосковном Жуковском, а в следующем году показали на Выставке вооружений IDEX-93 в Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах.

Основное вооружение установки -152,4-мм гаубица 2А64, качающаяся часть которой полностью идентична буксируемой 2А65, как и требовалось по техническому заданию ГРАУ. Длина её нарезного ствола-моноблока составляет 6130 мм, или 47 клб; ствол имеет дульный тормоз и эжектор. В казённике -полуавтоматический клиновой затвор, открывающийся самостоятельно после выстрела за счёт наката. Имеются электромеханический досылатель снаряда и заряда, механизмы удаления стреляной гильзы и блокировки спуска, а также пневматический уравновешивающий механизм. Тормоз отката закреплён в казённике, пневматический накатник заполнен азотом.

Дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», вооружённая орудием 2А64 калибра 152,4 мм. Масса САУ – 42 т, длина с орудием вперёд – 11,92 м

Масса «сухой» башни САУ-13,5 т, масса боезапасов – 2,5 т. На корме башни закреплён лоток конвейера механизма автоматической подачи снарядов и зарядов непосредственно с грунта

Максимальный вертикальный угол наведения орудия – 68°

Стрельба может вестись как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций с диапазоном углов вертикального наведения в пределах от -4° до +68°. Дальность поражения целей – до 30 км.

В боекомплект САУ, состоящий из 50 выстрелов, входят несколько типов раздельногильзовых боеприпасов. Это осколочно-фугасные снаряды ЗОФ45 (ОФС), имеющие улучшенную аэродинамическую форму; их масса – 43,56 кг, масса взрывчатого вещества – 7,65 кг, начальная скорость – 810 м/с. При дальнобойном метательном заряде с массой пороха 11,4 кг дальность их стрельбы достигает 24,7 км, при полном переменном заряде с 8,3 – 7,8 кг пороха дальность полёта равна 19,4 км, при уменьшенном переменном заряде с 4,2 кг пороха – 14,37 км.

Снаряды ЗОФ61 массой 42,86 кг могут поражать цели на максимальной дальности около 29 км – для этого они снабжены газогенератором донного вдува. Здесь применён способ снижения донного сопротивления снаряда в полёте за счёт сгорания пороховых шашек в донной его части. При этом происходит выброс в спутную струю горячей газообразной смеси; догорая в ней, она повышает давление за боеприпасом, способствуя увеличению дальности полёта.

Кассетные снаряды ЗО13 (КС) имеют в своей боевой части восемь поражающих осколочных боевых элементов (БЭ), в кассетном снаряде ЗО23 содержится сорок кумулятивно-осколочных элементов. При срабатывании дистанционного или ударно-дистанционного взрывателя вышибной заряд снаряда выбрасывает БЭ из корпуса, под действием центробежной силы они разлетаются в радиальном направлении.

Каждый из разбросанных кумулятивных элементов снаряда 3023 при ударе о преграду создаёт свою кумулятивную струю, способную пробивать броневой лист. Имеются сведения, что аналогичный БЭ американского кассетного 155-мм боеприпаса М483А1 может поразить бронетехнику, защищённую бронёй толщиной до 70 мм.

Снаряды ЗНСЗО используются для постановки активных радиолокационных помех. Такой снаряд снабжается головной частью с полезной нагрузкой в виде дипольных отражателей, уложенных внутри дисковых модулей. Они имеют механизмы выброса с пороховыми зарядами, способными при возгорании разрушать в определённые моменты стенки корпуса головной части. При этом модули мгновенно разбрасываются на значительное расстояние от снаряда как в радиальном направлении, так и впереди него, и отражатели образуют облако помех с большой эффективной областью рассеяния.

В боекомплекте САУ 2С19 могут находиться также управляемые снаряды 30Ф39М «Краснополь-М» и корректируемые ЗОФ75М «Сантиметр-М».

Снаряды «Краснополь» (2К25 – индекс ГРАУ) разработаны в знаменитом тульском «Конструкторском бюро приборостроения» (КПБ) под руководством А. Шипунова и приняты на вооружение в 1986 г. Они являются многофункциональными средствами поражения, «предназначенными для поражения первым выстрелом – без пристрелки»; их целями считаются бронетехника, в том числе и танки, артиллерийские орудия и пусковые установки тактических ракет, а также мосты, переправы, командные пункты, фортификационные сооружения. Огонь ведётся на дальностях от 3-х км до 20 км, причём и по движущимся целям со скоростью до 36 км/ч.

Эти снаряды, длиной 1305 мм, имеют массу 50,8 кг, осколочно-фугасную боевую часть массой – 20,5 кг, снаряжённую 6,5 кг взрывчатого вещества. Практически состоят из двух отделений: снарядного – боевая часть, донный газогенератор, блок стабилизаторов – и управления – отсек автопилота и носовой кожух, головка самонаведения (ГСН).

Отсек автопилота сконструирован на основе инерциального гироскопа, блоков питания и преобразования, приводов; носовой кожух – обтекатель – служит «для защиты оптики головки от повреждений и загрязнений и отделяется в полёте». Автопилот (индекс 9Б838) предназначен для коррекции траектории полёта снаряда.

ГСН «Краснополя» (индекс 9Э421) – лазерная полуактивная – выдаёт команды автопилоту на наведение снаряда на обнаруженную цель. Управление в полёте – с помощью четырёх выдвигаемых аэродинамических рулей.

1 – дульный тормоз; 2 – ресивер; 3 – 152-мм гаубица; 4 – откатное устройство (2 шт.); 5 – пулемёт НСВТ-12,7 «Утёс»; 6 – осветитель; 7 – панорамный прицел 1П22; 8 – воздуховод системы воздухоочистки; 9 – бортовой люк наводчика; 10 – конвейер подачи снарядов с грунта; И – задний ящик ЗИП (2 шт.); 12 – бревно для самовытаскивания; 13 – бак для масла; 14 – ведущее колесо; 15 – выхлопной патрубок двигателя; 16 – опорный каток; 17 – бортовой резинотканевый экран; 18 – гидроамортизатор; 19 – самоокапыватель; 20 – направляющее колесо; 21 – передний ящик ЗИП (2 шт.); 22 – кронштейн крепления ствола по-походному; 23 – петли для швартовки машины в самолёте; 24 – лючок выброса стреляных гильз; 25 – 81-мм дымовые фанаты системы 902В «Туча»; 26 – крюки для снятия башни; 27 – окно прицела прямой наводки; 28 – защитная шторка прицела 1П22; 29 – прицел установки ПЗУ-5; 30 – антенный ввод; 31 – патронный ящик пулемёта НСВТ-12,7; 32 – прицел ТКН-ЗВ; 33 – запасной патронный ящик пулемёта НСВТ-12,7; 34 – пила в чехле; 35 – люк доступа к трансмиссии; 36 – оборудование ОПВТ; 37 – люк подачи снарядов с фунта; 38 – патрубок системы пневмоочистки стекла прицела 1П22; 39 – мерный штырь; 40 – люк наводчика с лючком установки трубы ОПВТ; 41 – рифлёные дорожки для хождения; 42 – люк заряжающего; 43 – люк командира; 44 – фара ФГ-125 с ИК-фильтром; 45 – фара ФГ-127 со СМУ

Головка самонаведения снаряда действует соответственно получаемым отражённым от цели сигналам. Это означает, что цель должна быть подсвечена лазерным лучом, что пока делает корректировщик с лазерным дальномером-целеуказателем (ЛДЦ). Он должен подобраться к ней на расстояние менее 7 км, если цель – танк; при менее габаритных объектах это расстояние должно соответственно сокращаться. Необходимо находиться на прямой видимости цели, что весьма проблематично, например, на европейском театре военных действий, в отличие от пустынных районов Средней Азии или Ближнего Востока. Но там возникает другая сложность – проблема надёжного укрытия и маскировки разведчика.

Используемые дальномеры 1Д15 имеют массу 60 кг, более современный 1Д20 – 30 кг, ЛДЦ-4 – 27 кг. Кроме того, для связи у корректировщика есть армейская радиостанция типа Р-159М массой 15 кг.

Обнаружив цель, корректировщик определяет её координаты, рассчитывает установки для стрельбы и передаёт данные на артиллерийскую батарею, где расчёт обязан на ГСН снаряда выставить определённую частоту импульсов. Такую же частоту должен иметь и ЛДЦ, чтобы снаряд по его отражённому лучу «вышел» на указанный им объект.

После производства выстрела – при подлёте снаряда – на некоторое время, обычно 5 – 12 с, включается дальномер-целеуказатель, подсвечивая цель. ГСН «Краснополя» на расстоянии 2,5 км до цели переходит в режим самонаведения – снаряд самостоятельно наводится на цель, перехватывая отражённый от неё сигнал.

Считается, что вероятность попадания ЗОФ39 «Краснополя» в цель одним снарядом равна 0,8 – 0,9. Рассчитано также, что, например, для подавления широко распространённой в войсках НАТО батареи САУ М109 (6 установок) на расстоянии 16 км необходимо использовать 9 снарядов «Краснополь», когда обычных осколочно-фугасных потребовалось бы более 900.

Корректируемые снаряды типа «Сантиметр» калибра 152 мм разработаны в московском Научно-техническом комплексе «Автоматизация и механизация технологий» под руководством генерального конструктора В. Вишневского. Эти снаряды также предназначены «для поражения бронированных целей и инженерных сооружений» и имеют лазерную полуактивную головку самонаведения.

Могут использоваться снаряды ЗОФ38 «Сантиметр» и более позднего выпуска -ЗОФ75 «Сантиметр-М». Они отличаются массой – 49,5 кг и 45 кг, соответственно, размерами – длина 1195 мм и 861 мм -и величиной заряда – 8,5 кг и 10 кг.

Стрельба этими снарядами может вестись на дальностях до 18 км, причём прицельная в диапазоне 0,8 – 12 км с вероятностью попадания в цель одним снарядом до 0,97. Время подсветки цели для получения отражённого сигнала головкой самонаведения сокращено до 3 с и коррекция траектории по отражённому сигналу производится лишь на последних 20 – 600 м от цели. Поэтому установки для стрельбы должны рассчитываться более точно или должна вестись залповая стрельба из нескольких орудий, а также допускаться пристрелочные выстрелы.

Для управления полётом более поздние снаряды «Сантиметр-М» снабжены четырьмя импульсными твёрдотопливными двигателями (вместо аэродинамических рулей).

Кроме того, САУ «Мста-С» может вести огонь штатными боеприпасами 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20 обр. 1947 г. и САУ 2СЗ «Акация».

Все снаряды боекомплекта размещаются в башенной укладке установки. Общая масса возимых выстрелов доходит до 2,5 т. При загрузке снарядов и зарядов используется автоматическая система их подачи с грунта с помощью двух конвейеров; она же может применяться и при позиционном ведении огня – без растрачивания уложенного боекомплекта. Механизм заряжания орудия обеспечивает автоматическую подачу снарядов и полуавтоматическую -зарядов, за счёт чего скорострельность САУ составляет 7-8 выстр./мин и даже более. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк за борт.

В качестве вспомогательного вооружения «Мста-С» имеет на командирской башенке пулемётно-зенитную установку ПЗУ-5 с 12,7-мм пулемётом НСВТ «Утёс», управляемую командиром машины из башни дистанционно. Пулемёт может вести огонь на дальность до 2 км, поражая лёгкую бронетехнику, вертолёты и самолёты.

При необходимости комплексом «Туча», состоящим из шести 81-мм гранатомётов 902В и термодымовой аппаратурой могут ставиться дымовые завесы, обеспечивающие маскировку на поле боя.

Выстрел 152,4-мм орудия установки. Дальность стрельбы – до 29 км, скорострельность – 7 – 8 выстр./мин

Колонна САУ на марше. Запас хода установок – 500 км

1 – САУ «Мста-С»; 2 – траектория полёта снаряда; 3 – корректировщик с лазерным дальномером-целеуказателем; 4 – броневая цель

Снаряд «Краснополь-М» и лазерный даль-номер-целеуказатель ЛДЦ-4 с тепловизионным прицелом. Дальность распознавания и лазерного подсвета цели типа «танк» днём -5-7 км, ночью – 3 – 4 км

1 – лазерная головка самонаведения; 2 – блок автоматического демпфирования; 3 – блок автопилота; 4 – осколочно-фугасная боевая часть; 5 – донный газогенератор; 6 – блок стабилизаторов

«Мста-С» оборудована бортовой ЭВМ с дисплеем, системой автоматизированного управления наведением орудия в вертикальной плоскости, что обеспечивает автоматический ввод углов прицела, горизонтальную стабилизацию, возможность восстановления наводки в вертикальной плоскости после каждого выстрела. Аппаратура приёма и передачи данных позволяет трансформировать информацию об установках для стрельбы, переданных от вышестоящего командира, на расстоянии до 500 м.

Для ведения стрельбы из орудия с закрытых позиций на самоходке используются автоматизированный прицельный комплекс с панорамным прицелом 1П22, установленным в бронеколпаке на крыше башни. Для огня прямой наводкой имеется прицел 1П23, размещённый на лобовом листе башни. Наблюдение за местностью может вестись комбинированным прицелом ТКН-ЗВ как днём, так и в ночное время с подсветкой прожектором ОУ-ЗГКУМ.

Внешняя связь обеспечивается УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью действия до 20 км, внутренняя связь -по аппаратуре 1В116, рассчитанной на семь абонентов.

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С» сконструирована «на специальном гусеничном шасси, во многом унифицированном с танками Т-80. На шасси размещён сварной корпус из катаных броневых листов, башня с 152-мм орудием, системами наведения, прицеливания, автоматом заряжания, укладкой боеприпасов. Лобовая часть выполнена из гомогенной стали, борта выдерживают попадания осколков, малокалиберных снарядов и бронебойных пуль. Масса башни без боекомплекта -13,5 т, масса установки – 42 т.

Моторное отделение расположено в кормовой части. Здесь находится 12-цилиндровый четырёхтактный высокоскоростной дизельный двигатель В-84-1 (или В-84А) Челябинского тракторного завода. Он представляет собой модернизацию дизелей типа В-2 (В-46) и состоит из двух блоков цилиндров, расположенных V-образно, имеет наддув от приводного центробежного нагнетателя, жидкостное охлаждение.

Двигатель В-84-1 – многотопливный, кроме основного топлива Л-40 он может работать на керосине ТС-1, Т-1, Т-2, а также на бензине А-72. Мощность двигателя – 840 л.с.(780 л.с.), литраж – 38,88 л; масса сухого двигателя – 1020 кг, габаритные размеры -1480x900x902 мм. Удельная мощность САУ – более 19 л.с./т.

Ёмкость топливных баков машины составляет 1300 л, что обеспечивает ей запас хода около 500 км.

Трансмиссия – механическая, с планетарным механизмом поворота, коробка перемены передач имеет семь передних и одну заднюю скорость. В ходовой части шесть опорных катков на борт, ведущие колёса – в корме. Подвеска -независимая на длинных торсионах, что определило смещение катков на обоих бортах на 110 мм относительно друг друга. На 1-м, 2-м и 6-м катках стоят телескопические гидропневматические амортизаторы, что позволило обойтись при стрельбе без использования опорных плит или сошников. Поэтому время перевода установки из походного положения в боевое занимает всего около двух-трёх минут.

САУ оборудовано высокоэффективной системой кондиционирования, имеет фильтровентиляционную установку. Автономный агрегат питания, представляющий собой газовую турбину мощностью 16 кВт, обеспечивает непрерывную работу приборов до 8 ч без включения основного двигателя.

Резинометаллическая гусеница шириной 580 мм имеет 86 траков массой по 15,6 кг.

САУ 2С19 «Мста-С» состоят на вооружении батарей артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий Сухопутных войск; в каждой может числиться до восьми единиц. Батареи объединены в огневые батарейные артиллерийские комплексы ОБАК «Капустник», в состав которых, кроме САУ, входят командно-наблюдательная машина командира батареи 1В 152 «Капустник-Б» на базе БТР-80, машина старшего офицера 1В 153 «Капустник-Б» на базе автомобиля «Урал-43201» с универсальным кузовом.

В настоящее время ведутся работы по дальнейшему усовершенствованию САУ. Так, САУ 2С19М и 2С19М1 оборудовали новой системой управления огнём и наведением орудия «Успех-С». С 2014 г. стали выпускать установки 2С19М2, в которых значительно повысили скорострельность, увеличили эффективность огня, оборудовали модифицированной аппаратурой и ЭВМ.

По состоянию на 2014 г. в нашей армии числилось 600 единиц «Мста-С». В армиях других стран также есть установки 2С19. Например, на 2013 – 2014 гг. их имелось в Белоруссии – 12 единиц, в Венесуэле – 48 ед., на Украине – 40 ед., в Эфиопии – 10 ед. Кроме того, начата поставка установок в Азербайджан, потенциальным покупателем является Индия.

Военные специалисты считают САУ 2С19 наиболее совершенной «машиной» из всех созданных к настоящему времени систем в своём классе. Участвуя в военном параде в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне, на Красной площади в Москве 9 мая 2015 г. установки «Мста-С» получили заслуженные аплодисменты гостей на трибунах, в том числе иностранных наблюдателей и военных атташе.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «МСТА-С»

Принятие на вооружение, год………….1989

Масса установки, кг……………………..42000

Экипаж, чел…………………………………………5

Длина корпуса, мм………………………….6040

Ширина корпуса, мм……………………….3380

Высота корпуса, мм………………………..3350

Длина с пушкой, мм……………………..11917

Клиренс, мм……………………………………..435

База, мм………………………………………….4520

Колея, мм……………………………………….2800

Двигатель…………………….многотопливный

12-цилиндровый четырёхтактный дизель В-84-1 жидкостного охлаждения

Мощность двигателя, л.с………….840 (780)

Удельная мощность, л.с./т…………………..19

Максимальная скорость, км/ч……………..60

Емкость топливных баков, л……………1300

Запас хода по шоссе, км……………………500

Удельное давление на грунт, кг/см 2 ….0,87

Марка орудия…………………………………2А64

Калибр орудия, мм…………………………152,4

Длина ствола, клб……………………………….47

Вертикальные углы наведения,

град…………………………………………- 4 – + 68

Горизонтальные углы наведения,

град………………………………………………….360

Боевая скорострельность,

выстр./мин……………………………………..7– 8

Боезапас, шт……………………………………….50

Максимальная дальность

стрельбы ОФС, км……………………………..29

Масса снаряда ОФС, кг……………………43,5

снарядом «Сантиметр-М», км……………..18

Масса снаряда «Сантиметр-М», кг 48

Максимальная дальность стрельбы

снарядом «Краснополь-М», км……………25

Масса снаряда «Краснополь-М», кг 43

Калибр и марка пулемёта…………..12,7-мм

Преодолеваемые препятствия, м:

– высота стенки………………………………..0,5

– ширина рва………………………………..до2,8

– брод……………………………………………….1,2

– подъём, град……………………………………25

– крен, град……………………………………….20

Время готовности к стрельбе, мин:

– с неподготовленных позиций

с марша…………………………………………..6– 8

– с подготовленных позиций…………..2– 3

В. ТАЛАНОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то