Самоходка су 100 боевое применение. Военное обозрение и политика. Поручни на спонсоне командирской башенки, правом борту рубки и около броне-колпаков вентиляторов

Оружие победы, самоходка Малешкина

СУ-100 - советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 - начале 1944 года как дальнейшее развитие САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951-1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа.

Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно - в ходе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран, но, тем не менее, в некоторых из них, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю.

Предпосылки к созданию

Первой САУ класса истребителей танков, запущенной в серийное производство в СССР, стала СУ-85. Она была создана на базе среднего танка Т-34 и штурмового орудия СУ-122 и запущена в производство летом1943 года. 85-мм пушка Д-5С позволяла СУ-85 эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра, а на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Вместе с тем, уже первые месяцы применения СУ-85 показали, что мощность её орудия недостаточна для эффективной борьбы с тяжёлыми танками противника, такими как «Пантера» и «Тигр», которые, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций.

29 августа 1943 года было издано распоряжение ГКО о скорейшем создании более эффективных противотанковых средств. В исполнение распоряжения в сентябре - октябре на Уралмашзаводебыл, в числе ряда других САУ на базе Т-34, выполнен эскизный проект установки 122-мм пушки Д-25 в изменённом корпусе СУ-85. Дальнейшая проработка проекта показала, что такая переделка вызовет увеличение массы САУ на 2,5 тонны, а также снижение боекомплекта и скорострельности. В целом изучение представленных вариантов показало, что установка на САУ по типу СУ-85 122-мм пушки или 152-мм гаубицы Д-15 вызовет перегрузку ходовой части и снижение подвижности машины, поэтому решено было оставить эти орудия для вооружения тяжёлых танков и САУ. С другой стороны, интерес вызвал проект увеличенной рубки с усиленным бронированием, применённый на СУ-Д-15.

Альтернативным направлением, на которое возлагались надежды в тот период, стала разработка длинноствольных 85-мм орудий с большей начальной скоростью снаряда - «большой мощности» по терминологии того времени. Но хотя был изготовлен и испытан ряд таких орудий, в том числе и САУ, работы в этом направлении окончились неудачей - новые орудия на стрельбах показали совершенно неудовлетворительную живучесть, часты были случаи разрыва ствола. Вдобавок, результаты обстрела трофейных германских танков выявили низкую эффективность высокоскоростных, но лёгких 85-мм снарядов против установленной под рациональными углами наклона брони высокой твёрдости, по сравнению с тяжёлыми снарядами бо́льших калибров. Наконец, проработки показывали, что вооружение из 85-мм пушки не использовало полностью всех возможностей САУ на шасси Т-34.

Создание прототипа

Проведённые в начале ноября 1943 года МВТУ, Уралмашзаводом и Техуправлением НКВ расчёты показали, что наиболее рациональным являлся переход к 100-107-мм калибру. Поскольку выпуск 107-мм орудий, таких как пушкаМ-60, был прекращён ещё в 1941 году, было решено создавать новое танковое и самоходное орудия на основе баллистики морской 100-мм пушки Б-34, о чём 11 ноября был издан соответствующий приказ НКВ. Разработка проекта САУ с ним была осуществлена в конструкторском бюро Уралмашзавода по инициативе главного конструктора Л. И. Горлицкого. Главным инженером проекта был назначен Н. В. Курин. Эскизный проект САУ был передан НКТП иУСА 5 декабря 1943 года. По итогам его рассмотрения ГКО 27 декабря принял постановление № 4851 о вооружениитяжёлого танка ИС и средней САУ 100-мм орудием, обязывавшее ЦАКБ разработать проект соответствующего орудия для установки в СУ-85. НКТП же приказом № 765 от 28 декабря обязал Уралмашзавод:

К 15 января 1944 года - закончить проектные работы по САУ на базе Т-34, вооружённой 100-мм пушкой конструкции ЦАКБ;
к 20 февраля - изготовить прототип САУ и провести его заводские испытания с пушкой, которую должен был поставить завод № 92 к 25 января;
к 25 февраля - передать прототип на государственные испытания.
Однако по изучении присланных ЦАКБ чертежей разработанного ими орудия С-34, изначально предназначавшегося для вооружения тяжёлого танка ИС-2, на Уралмашзаводе пришли к выводу, что из-за слишком больших размеров орудия по ширине размещение его в корпусе СУ-85 потребовало бы слишком серьёзной переделки конструкции САУ, включавшей увеличение ширины корпуса, изменение его формы и переход на торсионную подвеску. ЦАКБ настаивало на подобном варианте, не соглашаясь на внесение изменений в конструкцию своего орудия, но по расчётам Уралмашзавода, переделка САУ приводила бы к увеличению её массы на 3,5-3,8 тонны по сравнению с СУ-85 и отодвижению сроков готовности по меньшей мере на три месяца, что категорически не устраивало заказчика. В результате, как и ранее в подобной ситуации, возникшей при проектировании СУ-85, Уралмашзавод связался с заводом № 9, в результате совместной работы с конструкторами которого была создана 100-мм пушка Д-10С, подходившая для установки в корпус СУ-85 без внесения в последний значительных изменений и при этом имевшая меньшую массу, чем С-34. В связи с этим в январе 1944 года Управлением самоходной артиллерии были выдвинуты уточнённые требования к проекту САУ, получившей к тому времени обозначение СУ-100, предусматривавшие вооружение пушкой Д-10С, увеличение толщины лобового бронирования до 75 мм, применение новых смотровых приборов Mk.IV (МК-IV) и командирской башенки, при сохранении массы САУ в пределах 31 тонны.

Однако к пушке Б-34, боеприпасы которой предполагалось использовать, имелись только осколочно-фугасные и дистанционные осколочные снаряды, и, как выяснилось к тому времени, окончание разработки бронебойного снаряда к ней ожидалось не ранее второго полугодия 1944 года. Неизбежная задержка с готовностью САУ позволила начальнику ЦАКБ В. Грабину настоять на создании самоходной установки с пушкой С-34. В результате последовавших переговоров НКТП 30 апреля издал приказ об изготовлении к 8 мая прототипа с этим орудием, получившего обозначение СУ-100-2, и проведении его сравнительных испытаний совместно с СУ-100. При этом НКВ и ГАУ всё же сочли внесение глубоких изменений в корпус СУ-85 неприемлемым и разрешили заводу произвести минимальные переделки орудия для возможности его установки в существующий корпус САУ, хотя бы и с рядом дефектов. При этом внесение в конструкцию С-34 всех изменений, необходимых для его эффективной установки в СУ-85, делало бы её почти идентичной специально разработанной для этой цели Д-10С.

Тем временем, прототип с орудием Д-10С, получивший обозначение «Объект 138», был изготовлен Уралмашзаводом совместно с заводом № 50 в феврале 1944 года и успешно прошёл заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. После этого прототип 3 марта был отправлен на государственные испытания наАНИОП, в ходе которых машина прошла 864 км и совершила 1040 выстрелов. В итоге государственная комиссия признала её годной для принятия на вооружение после внесения в конструкцию некоторых доработок, и 14 апреля Уралмашзаводу было дано распоряжение о начале немедленной подготовки к серийному производству новой САУ.

Истребитель танков СУ-85
Прототип СУ-100-2 был изготовлен заводом № 9 в апреле - мае 1944 года с использованием орудия, снятого с опытного танка ИС-5. Параллельно с этим завершён второй прототип СУ-100, построенный с учётом улучшений, рекомендованных комиссией. 24-28 июня он прошёл государственные испытания на АНИОПе. По итогам испытаний, в ходе которых САУ прошла 250 км и совершила 923 выстрела, государственная комиссия рекомендовала её для принятия на вооружение, отметив, что СУ-100 обеспечивает поражение танков «Пантера» и «Тигр» с дистанции 1500 м вне зависимости от точки попадания, но пробивает только бортовую броню САУ «Фердинанд», хотя и с дистанции до 2000 м. СУ-100-2 прибыла на АНИОП в начале июля и в том же объёме прошла государственные испытания, по итогам которых была признана худшей по сравнению с СУ-100 и не рекомендована к принятию на вооружение. СУ-100 же была принята на вооружение РККА приказом ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года.

Серийное производство

Пока на Уралмашзаводе разворачивалась подготовка к производству СУ-100, по предложению Л. И. Горлицкого был разработан проект переходной САУ СУ-85М, представлявшей собой корпус СУ-100 с вооружением из 85-мм пушки Д-5С-85, устанавливавшейся на СУ-85. Помимо модели орудия, СУ-85М отличалась от СУ-100 лишь аналогичными СУ-85 поворотным механизмом, походным креплением и маской орудия, прицелом и боеукладкой на 60 85-мм выстрелов. СУ-85М позволяла раньше внедрить улучшения СУ-100 - более мощное лобовое бронирование и лучшие приборы наблюдения - в серийном производстве, но основной причиной появления этой не запланированной ранее САУ стала небоеспособность в тот период 100-мм орудия, выпуск бронебойных снарядов Б-412Б к которому был освоен только в ноябре 1944 года. Первая СУ-85М была изготовлена в июле 1944 года, а в августе она полностью сменила СУ-85 на сборочных линиях Уралмашзавода. Выпуск СУ-85М продолжался до ноября того же года, в течение трёх месяцев - параллельно с СУ-100, небоеспособными в тот период из-за отсутствия бронебойных снарядов; всего было выпущено 315 САУ этого типа.

СУ-100 раннего выпуска с литой носовой балкой
Серийное производство самой СУ-100 началось на Уралмашзаводе в сентябре 1944 года. Первые выпущенные машины были идентичны второму прототипу, и в дальнейшем в ходе серийного производства в конструкцию САУ вносились в основном технологические изменения. Так, была ликвидирована балка, соединявшая лобовые бронеплиты, а соединение передних подкрылков с лобовым листом было переведено на способ «в четверть», а с кормовым листом броневой рубки - с «в шип» на «встык». Помимо этого, было усилено соединение рубки с корпусом, а ряд ответственных сварных швов был переведён насварку аустенитными электродами.

Данные об объёмах и сроках выпуска СУ-100 несколько разнятся. Так, достоверно известно, что выпуск СУ-100 на Уралмашзаводе вёлся по меньшей мере до марта1946 года, с темпом около 200 машин в месяц в военное время. Всего за этот период было выпущено 3037 машин. Омский завод № 174 в 1947 году выпустил 198 СУ-100, и ещё 6 - в начале 1948 года, суммарно выпустив 204 машины. В западных источниках, основывавшихся на донесениях разведки США, приводятся данные о выпуске СУ-100 в СССР с 1948 по 1956 год с темпом около 1000 САУ в год, но советскими данными это не подтверждается, и, как отмечает Барятинский, могло явиться следствием принятия разведкой производившейся в тот период модернизации СУ-100 за выпуск новых машин. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также возобновлён в Чехословакии, где в 1951-1956 годах по лицензии выпустили ещё 1420 САУ этого типа.

Дальнейшее развитие

Несмотря на отрицательные результаты предварительной проработки возможности создания средней САУ со 122-мм пушкой, работы в этом направлении были продолжены. Одной из причин этого стала задержка с разработкой бронебойного снаряда к Д-10С, освоение в производстве которого ожидалось не раньше осени 1944 года, в то время как все необходимые боеприпасы к 122-мм пушке Д-25 производились ещё с 1930-х годов. В мае 1944 года на Уралмашзаводе был разработан проект САУ СУ-122П, опытный образец которой был изготовлен к сентябрю того же года. От серийной СУ-100 она отличалась лишь установкой 122-мм пушки Д-25С с 26 выстрелами к ней. По результатам испытаний прототипа, СУ-122П была признана годной для принятия на вооружение, но в серийное производство поставлена так и не была. Причины этого не указывались, но как указывает М. Барятинский, это могло явиться следствием того, что немногочисленные преимущества СУ-122П в ролиистребителя танков перевешивались её недостатками: хотя 122-мм пушка по сравнению со 100-мм имела несколько большую фактическую бронепробиваемость по броне германской бронетехники, а также отличалась более мощным осколочно-фугасным снарядом, САУ с ней отличалась меньшим боекомплектом и значительно снизившейся скорострельностью, а увеличившийся вылет ствола создавал ещё большие проблемы по сравнению с СУ-100; кроме этого, существовали опасения, что отдача 122-мм пушки может оказаться слишком сильной для шасси Т-34-85. На этом, в связи с практическим исчерпанием возможностей САУ на базе Т-34 с передним расположением боевого отделения, развитие этой линии, идущей с СУ-122, прекратилось. В дальнейших работах по средним САУ использовались уже заново спроектированные базовые шасси, а внимание конструкторов перешло к компоновке с кормовым расположением боевого отделения.

Описание конструкции

Общая схема СУ-100
Компоновка СУ-100 в целом повторяла компоновку базового танка: САУ имела расположенные в лобовой части объединённые отделение управления и боевое отделение, и расположенное в корме моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж СУ-100 состоял из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.

Броневой корпус

СУ-100 имела дифференцированное противоснарядное бронирование с применением рациональных углов наклона брони. Броневой корпус САУ выполнялся конструктивно как единое целое с рубкой и собирался при помощи сварки из катаных листов и плит броневой стали толщиной 20, 45 и 75 мм. Лобовая часть корпуса состояла из двух соединённых клином плит: верхней, толщиной 75 мм, расположенной под наклоном в 50° к вертикали, и 45-мм нижней, имевшей наклон в 55°. Поначалу плиты соединялись между собой через литую балку, как и на базовом танке, но на машинах поздних выпусков перешли к непосредственному соединению плит. Борта корпуса выполнялись из 45-мм бронеплит и в нижней части были вертикальными, верхняя же их часть в районе моторно-трансмиссионного отделения располагалась под наклоном в 40°, тогда как в районе боевого отделения плиты, образовывавшие борта рубки, имели наклон лишь в 20°. В вырезе в правой бортовой плите рубки монтировалась командирская башенка цилиндрической формы, также выполнявшаяся из 45-мм бронеплиты. Корма корпуса была образована верхней и нижней 45-мм плитами, располагавшимися под наклоном, соответственно, в 48° и 45°, тогда как 45-мм же корма рубки была вертикальной. Днище и крыша корпуса и рубки, как и надгусеничные полки, изготавливались из 20-мм бронелистов. Маска орудия состояла из литых подвижной и неподвижной частей сложной формы и имела в лобовой части толщину до 110 мм.

Место механика-водителя находилось слева в лобовой оконечности корпуса, командир располагался в башенке справа от орудия, позади него находился заряжающий, а место наводчика размещалось слева от орудия. Для посадки и высадки экипажа в бронекорпусе имелись: люк в крыше командирской башенки и люк механика-водителя в верхней лобовой плите, аналогичные таковым на Т-34-85, и люк в кормовой части крыши рубки, на машинах ранних выпусков - двустворчатый, со второй створкой в кормовой плите рубки, как на СУ-85, но в дальнейшем от второй створки отказались. Кроме этого, в правой части днища боевого отделения имелся десантный люк. Двустворчатый люк в передней части крыши рубки служил для установки орудийной панорамы. Помимо этого, в лобовой плите над люком механика-водителя, а также в бортах и корме рубки имелись закрывавшиеся броневыми заглушками отверстия для стрельбы из личного оружия. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше рубки. Доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии, как и на базовом танке, осуществлялся через люки в крыше моторно-трансмиссионного отделения и откидную верхнюю кормовую плиту.

Вооружение

Основным оружием СУ-100 являлась 100-мм нарезная пушка Д-10С обр. 1944 г. (индекс «С» - самоходный вариант), имевшая длину ствола в 56 калибров / 5608 мм. Орудие обеспечивало бронебойному снаряду начальную скорость в 897 м/с, а его максимальная дульная энергия составляла 6,36 МДж / 648 тс·м. Д-10С имела полуавтоматический горизонтальный клиновой затвор, электромагнитный и механический спуски и компенсирующий механизм пружинного типа для обеспечения плавности наводки в вертикальной плоскости. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшихся над стволом орудия слева и справа, соответственно. Масса ствола орудия с затвором и открывающим механизмом составляла 1435 кг.

Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8°. Наводка осуществлялась при помощи ручных подъёмного механизма секторного типа и поворотного механизма винтового типа. Максимальная длина отката при выстреле не превышала 570 мм. Наведение на цель при стрельбе прямой наводкой осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицелаТШ-19, имевшего увеличение 4× и поле зрения 16°, а при стрельбе с закрытых позиций - при помощи панорамы Герца и бокового уровня. Техническаяскорострельность орудия составляла 4-6 выстрелов в минуту.

Боекомплект орудия состоял из 33 унитарных выстрелов, размещавшихся в пяти укладках в рубке, размещённых на стеллажах в задней части (8) и с левого борта (17) боевого отделения, а также на полу справа (8). В годы Великой Отечественной войны в боекомплект орудия входили выстрелы с остроголовыми и тупоголовыми калиберными бронебойными, осколочными и осколочно-фугасными снарядами. В послевоенные годы в боекомплект был введён выстрел с более эффективным бронебойным снарядом УБР-41Д с защитным и баллистическим наконечниками, а позднее - с подкалиберным и невращающимся кумулятивными снарядами. Штатный боекомплект САУ в 1960-х годах состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных снарядов.

Для ближней самообороны САУ комплектовалась двумя 7,62-мм пистолетами-пулемётами ППШ-41, 1420 патронами к ним в 20 дисковых магазинах, 4 противотанковыми гранатами и 24 ручными осколочными противопехотными гранатами оборонительного типа Ф-1. С конца 1950-х годов ППШ был заменён автоматом АК-47. В годы Великой Отечественной войны СУ-100 иногда в полевых условиях дополнительно оснащались ручными пулемётами, но штатной такая конфигурация не была.

Средства наблюдения и связи

Наилучший обзор среди членов экипажа имел командир, располагавший для этого командирской башенкой, аналогичной применявшейся наТ-34-85. По периметру башенки имелись пять смотровых щелей, обеспечивавших круговой обзор, с быстросменными защитными триплексными стеклоблоками с внутренней стороны но без броневых заслонок. Помимо этого, во вращающейся крыше башенки был установлен перископический смотровой прибор Mk.IV (МК-4). Аналогичным прибором, размещавшимся в левой створке люка орудийной панорамы, обладал наводчик. Механик-водитель в небоевых условиях мог вести наблюдение за местностью через свой люк, в бою же ему для этого служили два перископических смотровых прибора в крышке люка, имевшие броневые заслонки. Для заряжающего единственным средством наблюдения могла служить смотровая щель в корме башни.

При модернизации, проводившейся в конце 1950-х - начале 1960-х годов, прибор МК-4 командира был заменён на бинокулярную командирскую панораму ТПКУ-2. В отличие от МК-4 с его однократным увеличением, ТПКУ-2Б имел пятикратное увеличение и поле зрения в 7,5° по горизонту, позволяя распознавать цели на дальности до 3 километров, а также был снабжён координатной и дальномерной шкалами. Также при модернизации СУ-100 оснащались пассивным прибором ночного видения механика-водителя БВН, работавшим за счёт подсветки фарой ФГ-10 с инфракрасным светофильтром. При модернизации во второй половине 1960-х СУ-100 оснащались более совершенным бинокулярным прибором ТВН-2, обеспечивавшим дальность наблюдения в 50-60 метров и поле зрения в 30°, при подсветке фарами ФГ-10 или ФГ-125.

Для внешней связи на СУ-100 устанавливалась радиостанция 9РМ или 9РС. 9РМ представляла собой комплект из передатчика,приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 12 В. С технической точки зрения она являлась дуплексной ламповой коротковолновой радиостанцией выходной мощностью 20 Вт, работающей на передачу в диапазоне частот от 4 до 5,625 МГц (соответственно длины волн от 53,3 до 75 м), а на приём - от 3,75 до 6 МГц (длины волн от 50 до 80 м). Разный диапазон передатчика и приёмника объяснялся тем обстоятельством, что для двусторонней связи «САУ - САУ» предназначался диапазон 4-5,625 МГц, а расширенный диапазон приёмника использовался для односторонней связи «штаб - САУ». На стоянке дальность связи в телефонном режиме (голосовой, амплитудная модуляция несущей) при отсутствии помех достигала 20 км, в движении она уменьшалась до 15 км. Телеграфный режим передачи информации у радиостанции 9Р отсутствовал. На основной части СУ-100 устанавливалась радиостанция 9РС, отличавшаяся от 9РМ исполнением в одном компактном блоке, возможностью питания от бортовой электросети напряжением 24 В, а также несколько меньшей максимальной дальностью связи - 18-20 км с места и 12-15 км в движении. Для внутренней связи САУ оснащалась танковым переговорным устройством ТПУ-3-бисФ. При модернизации во второй половине 1960-х САУ оснащалась радиостанцией Р-113.

Двигатель и трансмиссия

СУ-100 - советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны
СУ-100 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения, модели В-2-34. Максимальная мощность двигателя - 500 л. с. при 1800 об/мин, номинальная - 450 л. с. при 1750 об/мин, эксплуатационная - 400 л. с. при 1700 об/мин. Пуск мотора производился стартеромСТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух баллонов. Дизель В-2-34 оснащался двумя воздухоочистителями типа «Циклон», два трубчатыхрадиатора системы охлаждения двигателя устанавливались по обе стороны от него. Внутренние топливные баки на СУ-100 располагались по бортам корпуса, в промежутках между кожухами пружин подвески, их общая ёмкость составляла 400 л. Кроме них САУ комплектовалась четырьмя наружными дополнительными цилиндрическими топливными баками ёмкостью 95 л. каждый, располагавшимися по два вдоль бортов моторно-трансмиссионного отделения и не связанными с топливной системой двигателя. С конца 1950-х годов на СУ-100 устанавливались доработанные двигатели В-2-34М или В-2-34М11, вместе с более совершенными связанными с ними системами, прежде всего воздухоочистителями ВТИ-3 с эжекционным отсосом пыли.

В состав трансмиссии СУ-100 входили:

Многодисковый главный фрикцион сухого трения «сталь по стали»;
пятиступенчатая механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерён (5 передач вперёд и 1 назад);
два многодисковых бортовых фрикциона с сухим трением «сталь по стали» и ленточными тормозами с чугунными накладками;
два простых однорядных бортовых редуктора.
Все приводы управления трансмиссией - механические, механик-водитель управлял поворотом и торможением САУ двумя рычагами под обе руки по обеим сторонам своего рабочего места.

Ходовая часть

Ходовая часть СУ-100 была почти идентична базовому танку Т-34. Применительно к одному борту, в её состав входили 5 двускатных опорных катков большого диаметра (830 мм) с резиновыми бандажами, имевших подвеску Кристи, ведущее колесо и ленивец. Поддерживающие катки отсутствовали, верхняя ветвь гусеничной ленты опиралась на опорные катки машины. Ведущие колёса гребневого зацепления располагались сзади, а ленивцы с механизмом натяжения гусеницы - спереди. От базового танка и остальных серийных САУ на его базе ходовая часть СУ-100 отличалась лишь усилением подвески передних катков путём установки их на трёхшарикоподшипниках и увеличения диаметра проволоки пружин подвески с 30 до 34 мм. Гусеничная лента состояла из 72 штампованных стальных траков шириной 500 мм с чередующимся расположением траков с гребнем и без него. Для улучшения проходимости на траки могли устанавливаться грунтозацепы различной конструкции, крепившиеся болтами к каждому четвёртому или шестому траку. Со второй половины 1960-х на СУ-100 устанавливались штампованные опорные катки от танка Т-44М.

Противопожарное оборудование

Самоходно-артиллерийская установка оснащалась стандартным для советской бронетехники тетрахлорным переносным огнетушителем. Тушение пожара в машине требовалось выполнять в противогазах - при попадании тетрахлорида углерода на горячие поверхности происходила химическая реакция частичного замещения хлораатмосферным кислородом с образованием фосгена - сильнодействующего ядовитого вещества удушающего действия.

Организационно-штатная структура

В РККА СУ-100 поступали на вооружение самоходно-артиллерийских полков и самоходно-артиллерийских бригад. Полки являлись основной тактической единицей самоходной артиллерии. Самоходно-артиллерийские полки СУ-100 комплектовались по принятому в 1944 году штату № 010/462, по которому полк насчитывал 318 человек и имел 21 САУ. Структура такого полка была следующей:

Командир полка
Штаб полка
Взвод управления с командирской СУ-100
4 батареи СУ-100 по 5 машин в каждой
Рота автоматчиков
Сапёрный взвод
Службы тыла:
Взвод боепитания
Ремонтный взвод
Транспортный взвод
Полковой медицинский пункт
Хозяйственное отделение
Формирование самоходно-артиллерийских бригад началось в конце 1944 года в связи с трудностями управления самоходно-артиллерийскими полками, число которых к тому времени превысило две сотни, и организации их снабжения и массированного применения. Средние самоходно-артиллерийские бригады формировались на базе отдельных танковых бригад и комплектовались СУ-100, первоначально заменявшимися СУ-85М, по штатам № 010/500, 010/462, 010/526, 010/527, 010/504-506 и 010/514, согласно которым в них насчитывалось 1492 человека и 65 средних и 3 лёгких САУ. Структура бригады включала в себя:

Командир бригады
Штаб бригады
Рота управления с двумя командирскими СУ-100
разведывательная рота с тремя лёгкими САУ СУ-76
3 полка СУ-100 по штату № 010/462
Зенитно-пулемётная рота с девятью ДШК
Службы тыла:
Рота технического обеспечения
Отдел контрразведки «Смерш»
Отдельный стрелковый взвод «Смерш»
Польские средние самоходно-артиллерийские полки, включая укомплектованный СУ-100, также комплектовались по образцу советского штата № 010/462.

Эксплуатация и боевое применение

Великая Отечественная война

Первые СУ-100 были направлены на фронтовые испытания в сентябре 1944 года и получили удовлетворительную оценку войск за высокие возможности орудия и хорошую маневренность. Но так как освоение в производстве бронебойного снаряда БР-412Б затянулось до октября того же года, первоначально серийные СУ-100 поступали лишь в военно-учебные заведения, и лишь в ноябре были сформированы и отправлены на фронт первые вооружённые ими самоходно-артиллерийские полки. В конце года были сформированы первые самоходно-артиллерийские бригады, вооружённых СУ-100: 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я.

Без учёта фронтовых испытаний осенью 1944 года, по данным Управления Самоходной артиллерии, впервые СУ-100 были применены в бою в январе 1945 года в ходеБудапештской операции. В условиях, когда советские войска вели стратегическое наступление, СУ-100 нередко применялись при завершении прорыва тактической глубины обороны противника в роли штурмовых орудий, как например, в Восточно-Прусской операции, где были задействованы 381-й и 1207-й самоходно-артиллерийские полки. При этом самоходно-артиллерийские части шли в атаку либо с хода, либо с подготовкой в сжатые сроки.

Первые самоходно-артиллерийские бригады СУ-100 были отправлены на фронт в начале февраля 1945 года: 207-я и 209-я - на2-й Украинский, а 208-я - на 3-й Украинский фронт. В целом, из-за сравнительно позднего появления, применение СУ-100 на большинстве участков фронта носило ограниченный характер. Наиболее массово СУ-100 были применены в ходе Балатонской операции, когда они были использованы при отражении контратаки 6-й танковой армии СС 6-16 марта 1945 года. При этом были задействованы 207-я, 208-я и 209-я самоходно-артиллерийские бригады, а также несколько отдельных самоходно-артиллерийских полков СУ-100. СУ-100 в ходе операции сыграли значительную роль в отражении германских танковых атак и показали себя высокоэффективным средством в борьбе с германской тяжёлой бронетехникой, включая и тяжёлые танки «Тигр II». В боях 11-12 марта, из-за больших потерь советских танков, в их роли задействовались СУ-100, но из-за их уязвимости в ближнем бою был отдан приказ об оснащении каждой САУ ручным пулемётом для самообороны от вражеской пехоты. По итогам операции СУ-100 заслужили чрезвычайно высокую оценку командования.

К марту 1945 года 4 танковая армия 1-го Украинского фронта получила 1727-й самоходно-артиллерийский полк, который принял активное участие в Верхне-Силезской операции, в частности, в отражении контрудара элитной парашютно-танковой дивизии «Герман Геринг» 18 марта. Всего за период операции с 15 по 22 марта потери составили 15 (в том числе 4 безвозвратно) СУ-100 из 21 имевшейся на момент начала операции машины; большинство потерь было понесено от артогня противника, а три самоходки застряли в болоте.

В ходе подготовки к Берлинской операции, в конце марта 1945 года 1-я гвардейская танковая армия получила 27 СУ-100, кроме того, 14 апреля армии был подчинён 11-й танковый корпус, имевший 14 САУ этого типа. 2-я гвардейская танковая армия получила в конце марта 31 СУ-100, а в начале апреля - ещё 15 машин этого типа. 4-я гвардейская танковая армия к моменту начала Берлинской операции также была пополнена техникой и имела в своём составе 28 СУ-100 (10 машин в 6-м механизированном корпусе и 18 в 10-м танковом корпусе в составе 416-го гвардейского самоходно-артиллерийского полка). С самого начала берлинской наступательной операции СУ-100 приняли в ней самое активное участие, что приводило к неизбежным потерям - так, 17 апреля при прорыве в районе Зееловских высот 1-я гвардейская танковая армия потеряла 2 СУ-100 (в том числе одну сгоревшей), 19 апреля - 7 машин данного типа. 2-я гвардейская танковая армия с 16 по 21 апреляпотеряла 5 СУ-100, 4-я гвардейская танковая армия с 16 по 22 апреля - 18 СУ-100 (в том числе 6 безвозвратно, причём две машины стали жертвами фаустпатронов). Применялись СУ-100 и непосредственно при штурме Берлина, в частности, вступая в бой за город, 1-я гвардейская танковая армия имела 17 боеготовых СУ-100. В условиях городских боёв, самоходки придавались отдельным стрелковым частям и подразделениям в целях их усиления; так, по состоянию на 24 апреля из состава 95 танковая бригада 9 танкового корпуса (7 Т-34-85 и 5 СУ-100) была придана 7 стрелковому корпусу. По состоянию на 28 апреля, в составе штурмующей Берлин 3-й ударной армии имелось 33 СУ-100 в составе 1818-го, 1415-го и 1049-го самоходно-артиллерийских полков и 95-й танковой бригады. По итогам Берлинской операции, 2-я гвардейская танковая армия потеряла безвозвратно 7 СУ-100, в том числе 5 машин непосредственно в городе, 3-я - 4 СУ-100, 4-я - 3 СУ-100 (с 23 апреля по 2 мая). Основной причиной потерь стал артогонь противника.

Модернизированная СУ-100 с характерными деталями в виде штампованных катков от Т-44 и дополнительных ящиков для снаряжения на бортах
В марте - мае 1945 года была сформирована четвёртая вооружённая СУ-100 самоходно-артиллерийская бригада - 231-я, но в боевых действиях в Европе она принять участия уже не успела. Помимо боевых действий на советско-германском фронте, 208-я и 231-я самоходно-артиллерийские бригады в составе 6-й гвардейской танковой армии участвовали в боевых действиях против Японии в августе 1945 года.

Послевоенное применение в СССР

После окончания войны СУ-100 активно использовалась Советской армией ещё в течение нескольких десятилетий. С конца 1950-х и по вторую половину 1960-х годов СУ-100 проходили постепенную модернизацию параллельно с базовым танком Т-34-85. В ходе модернизации САУ получили более современные приборы наблюдения и радиостанцию, более надёжную модификацию двигателя и ряд менее значительных изменений.

СУ-100 использовались советскими войсками при подавлении Венгерского восстания в 1956 году и в ходе операции «Дунай» в1968 году. По мере передачи другим странам, списания изношенных машин и постановки САУ в парки на длительное хранение, к 1980-м годам СУ-100 в войсках практически не осталось. Тем не менее, они ещё использовались Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане в 1979 - 1980-х годах.

В 1981 году на Борисовском танкоремонтном заводе 121 СУ-100 была оборудована аппаратурой разработки 38 НИИИ БТТ, превращавшей их в автоматические самоходные мишени, способные к прямолинейному движению и стрельбе единственным заряженным в орудие холостым выстрелом. Переоборудованные таким образом СУ-100 использовались в учениях «Запад-81», «Запад-83», «Запад-84» и «Осень-88». Уже после фактического снятия с вооружения снятые с хранения СУ-100 участвовали впарадах Дня Победы 1985 и 1990 годов. Семёрка СУ-100 прошла и в исторической части юбилейного парада 2010 года вместе с девятью Т-34-85.

СУ-100 в других странах

СУ-100 в военном музее в Свиднике в Словакии
В годы Второй мировой войны СУ-100 союзникам СССР практически не поставлялись. Народная армия Польши 1 мая 1945 годаначала формирование 46-го полка самоходной артиллерии, вооружение которого должны были составлять СУ-100, но до 9 маяполк получил только 2 машины. После этого поставки были прекращены, так как по состоянию на 1949 год в наличии значились всё те же 2 САУ. В 1951-1952 годах Польшей была закуплена в СССР партия вооружения, включавшая 173 СУ-100 и ИСУ-122М. По состоянию на 31 декабря 1954 года в польских войсках насчитывалось, по разным данным, 25 или 26 СУ-100. В Чехословакию советские СУ-100 начали поступать лишь в послевоенный период, ещё более тысячи произведённых в самой Чехословакии САУ, за вычетом поставок другим странам, поступили в Народную армию Чехословакии в 1950-х годах. СУ-100 поставлялись и другим союзникам СССР по Варшавскому договору. Национальная народная армия ГДР по состоянию на 1 марта 1956 года располагала 23 САУ, которые оставались на вооружении самоходно-артиллерийского полка 9-й танковой дивизии до начала 1960-х годов. Партию СУ-100, в числе прочего вооружения, закупила в СССР Болгария в 1952-1956 годах. Кроме этого, имели СУ-100 на вооружении Румыния и Албания. В последней СУ-100 оставались на вооружении по меньшей мере до 1995 года. Единственной из европейских стран, куда СУ-100 поставлялись за пределы Варшавского договора, стала Югославия, получившая несколько десятков САУ этого типа. В ходе распада Югославии СУ-100 использовались в последовавшей гражданской войне, оказавшись в армиях противоборствующих государств.

Использовалась

Флаг СССР СССР.
Флаг Албании Албания - некоторое количество СУ-100, сняты с вооружения.
Флаг Алжира Алжир - 50 СУ-100 на консервации, по состоянию на 2012 год.
Флаг Анголы Ангола - некоторое количество СУ-100 в небоеспособном состоянии, по состоянию на 2012 год.
Флаг Болгарии Болгария - 100 единиц СУ-100 поставлено из СССР в 1956 году, сняты с вооружения.
Флаг Венгрии Венгрия - 50 единиц СУ-100 поставлено из СССР в период с 1950 по 1951 годы, сняты с вооружения.
Флаг Вьетнама Вьетнам - некоторое количество СУ-100 остаётся в войсках, по состоянию на 2012 год.
Флаг ГДР ГДР - 50 единиц СУ-100 поставлено из СССР в 1956 году
Флаг Египта Египет - 150 единиц СУ-100 поставлено из СССР в период с 1955 по 1958 годы, сняты с вооружения.
Флаг Йемена Йемен - 30 СУ-100, по состоянию на 2012 год.
Флаг Ирака Ирак - 250 единиц СУ-100 поставлено из СССР в период с 1959 по 1963 годы, сняты с вооружения.
Флаг КНР КНР - некоторое количество СУ-100, сняты с вооружения.
Флаг КНДР КНДР - 100 единиц СУ-100 поставлено из СССР в период с 1965 по 1968 годы, данные о наличии на 2007 год отсутствуют.
Флаг Кубы Куба - 100 СУ-100, по состоянию на 2012 год.
Флаг Мароко Марокко - 8 СУ-100, по состоянию на 2012 год.
Флаг Монголии Монголия - 10 единиц СУ-100 поставлено из СССР в 1952 году, сняты с вооружения.
Флаг Польши Польша - не менее 25 или 26 СУ-100, сняты с вооружения.
Флаг РумынииРумыния - 23 СУ-100, на хранении по состоянию на 2012 год
Флаг Северного Йемена Северный Йемен - 50 единиц СУ-100 поставлено из СССР в 1961 году
Флаг Сирии Сирия - 80 единиц СУ-100 поставлено из СССР в период с 1959 по 1960 годы, сняты с вооружения.
Флаг Словакии Словакия - некоторое количество СУ-100, сняты с вооружения.
Флаг Чехии Чехия - некоторое количество СУ-100, сняты с вооружения.
Флаг Чехословакии Чехословакия - порядка 1000 СУ-100, перешли к Чехии и Словакии.
Флаг Югославии Югославия - некоторое количество СУ-100, перешли к образовавшимся после распада государствам.

Ареной наиболее активного боевого применения СУ-100 в послевоенном периоде стал Ближний Восток. При перевооружении египетской армии после арабо-израильской войны 1948 года, СССР через Чехословакию в числе прочей бронетехники поставил в Египет в 1953 году 100 СУ-100. Эти САУ были использованы египетскими войсками в ходе Суэцкого кризиса в 1956 году. При этом, по израильским данным, в ходе операции «Кадеш» египтянами были потеряны 6 СУ-100. Четыре СУ-100, выделенные в отдельное подразделение из 53-й артиллерийской батареи, применялись египетскими войсками в качестве мобильной артиллерии при обороне Порт-Саида, но были подбиты британскими парашютистами 5 ноября. Несколько СУ-100 имелись в составе египетских войск, отправленных в Йемен для поддержки республиканского восстания. Сам Йемен тоже получил в дальнейшем несколько десятков САУ.

К 1967 году СУ-100 всё ещё оставались на вооружении Египта и в ходе Шестидневной войны использовались при отраженииизраильского наступления на Синайском фронте, в ходе которого была потеряна 51 СУ-100. Сирия между 1964 и 1967 годами получила от СССР некоторое количество СУ-100, которые в сирийской армии были введены в состав противотанковых рот, придававшихся бронетанковым и механизированным бригадам. В египетской армии, в каждой из пяти пехотных дивизий, сосредоточенных для наступления на Синайском фронте в Войне Судного дня в 1973 году, имелось по батальону СУ-100. Сирия также использовала их в ходе войны, с самого начала наступления сирийских войск на Голанских высотах СУ-100 двигались в авангарде войск среди боевых порядков пехоты. По некоторым данным, СУ-100 имелись также на вооружении Ирака перед началом Иракской войны.

СУ-100 поставлялись СССР в Китай, КНДР и Вьетнам, но данные об их боевом применении в вооружённых конфликтах в том регионе, в частности, во Вьетнамской войне, отсутствуют. После 1959 года СУ-100 поставлялись и на Кубу, и в 1961 годукубинские САУ использовались при отражении вторжения в заливе Свиней. Некоторое количество СУ-100 получили Алжир и Марокко, а также Ангола, где они использовались в ходе гражданской войны.

К 1960-м годам появление в боекомплекте невращающихся кумулятивных и подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном вновь сделало СУ-100 опасным противотанковым средством, чья эффективность снижалась лишь устаревшей системой управления огнём и неадекватной более бронезащитой. Подкалиберный снаряд имел дальность прямого выстрела 1660 метров по цели двухметровой высоты и с дистанции до 2000 метров мог поражать лоб башни всех серийных западных танков 1960-х годов, хотя против их лобовой брони корпуса он был менее эффективен из-за свойственной снарядам такого типа склонности к рикошету при значительных углах наклона брони. Кумулятивный же снаряд отличался меньшей дальностью прямого выстрела и точностью, но мог пробивать броню практически всех серийных западных танков вне зависимости от места попадания, вплоть до появления машин с комбинированной бронёй в конце 1970-х - начале 1980-х годов.

Усиление огневой мощи СУ-85 было основной проблемой уже с самого начала ее выпуска. Этот вопрос предполагалось решить путем установки п корпус СУ-85 морской 100-мм пушки С-34. Однако внушительные размеры этой пушки не позволяли установить ее в корпус САУ. Требовалось совершенно новое орудие.

САУ СУ-100

Вновь к разработке самоходной установки, обладавшей более мощным вооружением, чем САУ СУ-85 приступили после появления в середине 1944 г. новой 100-мм пушки Д-10 С, созданной под руководством Ф.Ф. Петрова.
Конструкция самоходного шасси на базе Т-34 уже была испытана на предыдущих установках СУ-122 и СУ-85. Специалистам "Уралмаша» оставалось лишь заняться проблемами размещения нового орудия в броневой рубке.


САУ СУ-100

Однако ЦАКБ настаивало на применении орудия С-34. и образец такой машины с индексом СУ-100-2 был изготовлен и проходил испытания на полигоне в Горохово. В результате он был признан худшим, и все усилия были сосредоточены на разработке СУ-100 с пушкой Д-10С.

Первая машина увидела свет в сентябре 1944 г. Проведенные полигонные испытания показали, что бронебойный снаряд нового орудия способен поражать броню толщиной более 139 мм на расстоянии около 2 км. А на дальности около километра пушка и вовсе
могла пробить танк практически насквозь.


САУ СУ-100

Конструктивно СУ-100 не отличалась от своих предшественников, особенно от СУ-85 поздних выпусков. Различия были по сути только в орудии и измененной его броневой маске.

Корпус самоходной установки был сварен из броневых листов с большими углами наклона; лобовой лист - 50". к вертикали, боковые стенки боевой рубки - 20". В сплошном верхнем лобовом листе имелся люк для установки пушки, толщина ее броневой маски составляла 75 мм. Наклонные бортовые листы рубки выходили за пределы рубки до уровня надгусеничных попок, что позволило увеличить объем боевого отделения.В лобовом наклонном листе имелся люк для механика-водителя, оснащенный смотровыми приборами.

Боевое отделение было совмещено с отделением управления и расположено в броневой рубке. В ней размещались органы управления машиной, танко-переговорное устройство, радиостанция, вооружение, боекомплект, носовые топливные баки. В переднем левом углу рубки находилось рабочее место механика-водителя, за его сиденьем - место наводчика, справа от пушки - место командира машины, а в левом заднем углу - место заряжающего.


САУ СУ-100

Экипаж занимал свои места через прямоугольные люки в крыше рубки, командир располагался в неподвижной командирской башенке с перископическими смотровыми приборами и пятью смотровыми щелями в стенках. Щели закрывались бронестеклами. На крыше рубки в задней части располагались два вентилятора под выпуклыми броневыми колпаками.

Силовое и трансмиссионное отделение было расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. На подмоторной раме располагался дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. Неплохие характеристики этого мотора позволяли машине массой более 30 т развивать скорость до 55 км/ч. В силовом отделении были расположоны главный фрикцион, пятиступенчатая коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Здесь же были установлены два внутренних топливных бака. Емкость же всех внутренних топливных баков СУ-100 составляла 400 л.
Устройство ходовой части было полностью аналогично танку Т-34.


САУ СУ-100

В правой передней части в лобовом листе устанавливалась 100-мм пушка Д-10 С. которая имела два прицела: телескопический и панорамный. Внешняя бронировка пушки литая, крепилась к лобовому листу корпуса болтами. Крепление и места установки орудия защищались подвижной броневой сферической маской.

Тест-драйв Зенкевичем САУ СУ-100

Практическая скорострельность пушки составляла 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект состоял из 33 снарядов - фугасных, бронебойных и подкапиберных, а также патронов для личного оружия экипажа и гранат.


САУ СУ-100

Для связи с остальными машинами на поле боя СУ-100 оснащалась ультракоротковолновой радиостанцией 9РМ, которая обеспечивала связь на дальности около 25 км.

В опытном порядке осенью 1944 г. были изготовлены и проходили испытания установки ЭСУ-100, оснащенная электротрансмиссиеи. ЭСУ-122Л со 122-мм пушкой Д-25Т

В августе 1943 г. Л.Горлицким бып предложен проект САУ с задним расположением боевого отделения. Считалось, что машина с такой компоновкой будет более маневренной. В марте она была построена и получила индекс «Уралмаш-1». В ее конструкции широко применялись узлы or нового танка Т-44. Однако к концу испытаний война закончилась, и машина на вооружение принята не была.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-100

СУ-100 применялась Красной Армией в боях осенне-зимней кампании 1944 г. и на завершающем этапе войны в 1945 г. Достаточно масштабно СУ-100 использовались при отражении немецкого контрнаступления у о. Балатон (Венгрия) в марте 1945 г. На остальных участках фронта применение СУ-100 носило ограниченный характер.

До конца 1944 г. на «Уролмаше» было выпущено 500 машин СУ-100 За время Великой Отечественной войны изготовили 2495 установок этого типа. Всего же на этом заводе за годы войны было выпущено более 6000 средних самоходных установок СУ-100 как одна из самых удачных и известных боевых машин времен Великой Отечественной по праву заняла место на постаменте около этого завода.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-100

Производство самоходки СУ-100 не прекращалось до 1947 г.. и позже эта машина еще долго состояла на вооружении Советской Армии. В 1960 г. была
проведена модернизация машины, в результате которой она получила усовершенствованный дизель В-2-34М, новые радиостанции, приборы ночного видения и новые опорные катки от Т-54. Возможно, некоторое количество СУ-100 находится в парках воинских частей и по сей день.

СУ-100 состояли на вооружении армий других стран Варшавского договора вплоть до 1980-х годов. Они поставлялись также в Албанию, Алжир, Анголу, Вьетнам, Кубу, КНДР. Производство СУ-100 по лицензии продолжалось в Чехословакии до 1952 г. Известно, что самоходки принимали участие а арабо-израильских войнах.

_______________________________________________________________________________________
Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"

СУ-100-Y – это экспериментальная тяжелая советская САУ на базе танка Т-100, выпущенная в единственном экземпляре в 1940 году.

История создания СУ-100У

Еще во время Зимней войны Красная Армия ощущала острую потребность в бронированных инженерных машинах. В 1939 году было решено создать инженерный танк на базе Т-100 с противоснарядным бронированием, чтобы перевозить взрывчатку и саперов, осуществлять наводку моста, эвакуировать поврежденные танки и выполнять другие подобные задачи.

В ходе проектирования был получен приказ – на базу Т-100 потребовали поставить пушку, чтобы бороться с фортификационными сооружениями противника. В результате на заводе попросили изменить планы, то есть начать проектировать не инженерную машину, а САУ. Разрешение было получено, и в январе 1940 года на Ижорский завод передали чертежи Т-100-Х, прототипа СУ-100-Y.

В ходе изготовления машины рубку заменили на более простую, чтобы ускорить сборку, и к марту 1940 года машина СУ-100-Y или Т-100-Y, как ее еще называли, отправилась на первый выезд.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) СУ-100У

Общая информация

  • Классификация – САУ;
  • Боевая масса – 64 тонны;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Количество выпущенных – 1 штука.

Размеры

  • Длина корпуса – 10900 мм;
  • Ширина корпуса – 3400 мм;
  • Высота – 3290 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная;
  • Лоб корпуса – 60 мм;
  • Борт корпуса – 60 мм;
  • Корма корпуса – 60 мм;
  • Днище – 20-30 мм;
  • Крыша корпуса – 20 мм;
  • Лоб башни – 60 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 130-мм пушка Б-13-IIс;
  • Тип пушки – корабельная;
  • Длина ствола – 55 калибров;
  • Боекомплект пушки – 30;
  • Углы ВН: 45°
  • Дальность стрельбы – 25,5 км;
  • Пулемёты — 3 × ДТ-29.

Подвижность

  • Тип двигателя — карбюраторный, 12-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, жидкостного охлаждения ГАМ-34БТ (ГАМ-34);
  • Мощность двигателя – 890 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 32 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 12 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 120 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 60 км;
  • Тип подвески – торсионная;
  • Удельное давление на грунт — 0,75 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 42 градуса;
  • Преодолеваемая стенка – 1,3 м;
  • Преодолеваемый ров – 4 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,25 м.

Применение в бою

В марте 1940 СУ-100-Y отправили в Карелию, но к тому времени боевые действия там уже завершились, и испытать машину в боевых условиях не удалось. Самоходкой обстреляли оборонительные линии финнов. Машина проявила себя хорошо, но из-за большой массы и размеров ее было слишком трудно транспортировать по железной дороге.

Когда на вооружение приняли КВ-1 и КВ-2 все работы над машинами на базе Т-100 полностью завершили. Летом 1940 самоходку передали в Кубинку, а в 1941 году она участвовала в обороне Москвы вместе с СУ-14-1 и СУ-14. Другой информации об использовании СУ-100-Y нет.

Память о танке

СУ-100-Y, в отличие от своей базы, Т-100, сегодня сохранилась и выставлена в музее в Кубинке.

В первой половине Великой Отечественной войны Красная Армия испытывала острый недостаток в противотанковых САУ. Первой советской противотанковой самоходкой стала ЗиС-30, созданная на базе арттягача «Комсомолец» и мощной 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Принятая на вооружение осенью 1941 года, эта самоходка оказалась довольно удачным противотанковым средством. Однако из-за дефицита базового шасси удалось построить лишь 101 экземпляр ЗиС-30. Поэтому к лету 1942 года в войсках практически не осталось САУ этого типа, и до августа сорок третьего единственной САУ, которую хоть в какой-то мере можно было назвать противотанковой, была СУ-122. Однако 122-миллиметровая гаубица М-30, установленная на этой самоходке, имела недостаточную скорострельность и малую настильность траектории полёта снаряда, вследствие чего для стрельбы по быстро передвигающимся целям она была мало приспособлена, хотя и обладала хорошей бронепробиваемостью.

К августу 1943 года была разработана новая самоходка СУ-85. В ней использовалось орудие Д5С, созданное в конструкторском бюро, возглавляемом Ф. Ф. Петровым, на основе 85-миллиметровой зенитки. Его бронебойный снаряд 53-БР-365 на километровой дистанции пробивал броню толщиной 102 мм, а подкалиберный снаряд катушечного типа 53-БР-365П с пятикилограммовой массой и начальной скоростью 1050 м/с пробивал 103 мм. Однако уже к моменту своего появления СУ-85 не полностью удовлетворяла требованиям, возросшим в связи с появлением у противника танков Pz.Kpfw.V Пантера, Pz.VI Тигр, к которым вскоре присоединился и Pz.VIB Королевский Тигр. Поэтому практически сразу после принятия на вооружение СУ-85 начался поиск путей усиления огневой мощи СУ-85.

К осени 1943 года завод №9 изготовил 85-мм орудие Д-5С-85БМ с начальной скоростью 9,2-килограммового бронебойного снаряда в 900 м/с (против 792 м/с у Д5С), что увеличивало пробиваемость немецкой цементированной брони на 20%. Размеры установочных частей нового орудия сохранились такими же. как у Д-5С. и никаких серьезных изменений е самоходе не требовали. Поскольку ствол Д-5С-85БМ был на 1068 мм длиннее, чем у Д-5С, для уравновешивания в цапфах его оттянули назад на 80 мм. В начале января 1944 года опытный образец самоходки прошел заводские испытания, после чего его отправили в Гороховец на государственные, которые он выдержал, но на вооружение принят не был. Дело в том, что к этому времени вопрос усиления огневой мощи был решён за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34.
Эскизный проект машины в декабре 1943 года был передан Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление № 4651 о вооружении среднего самохода 100-мм орудием. Во исполнение этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал «Уралмашзавод» создать новую самоходку со 100-миллиметровым орудием.

Сроки исполнения постановления были весьма сжатыми. Осложняло ситуацию и то обстоятельство, что пушка С-34 имела внушительные размеры по ширине, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Следовательно, было необходимо внести существенные изменения в серийном бронекорпусе СУ-85, в том числе и в его геометрической схеме, что влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. Требовалось перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85. Поэтому «Уралмашзавод» вновь обратился к Петрову на завод №9, и там создали 100-мм орудие Д-10С, которое было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины.
СУ-100 создавалась на базе агрегатов танка Т-34-85 и самоходки СУ-85. Все основные агрегаты танка – двигатель, трансмиссия, ходовая часть – остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: толщину лобовой брони увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34, 4% – от СУ-122, 7,5% – от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново.

СУ-100 имела классическую для того времени компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, было расположено в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещались органы управления механизмами самоходной установки, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция с танкопереговорным устройством, носовые топливные баки и часть инструмента и запасных принадлежностей. В переднем левом углу рубки располагалось место механика-водителя, против которого в лобовом листе был расположен прямоугольный люк. В крышке люка устанавливались два призматических смотровых прибора. Место командира машины находилось справа от пушки, за сиденьем механика-водителя было место наводчика, а в левом заднем углу боевого отделения – место заряжающего. Для входа и выхода экипажа в крыше боевого отделения имелось два прямоугольных люка. там же, на крыше, монтировались два вентилятора под колпаками и неподвижная командирская башенка.


В стенках башенки – пять смотровых щелей с бронестеклами, а в крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика – перископические смотровые приборы.
Моторное отделение было расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме был установлен дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л. с., благодаря которому САУ массой 31,6 т могла развить скорость до 55 км/ч.
Трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса. В кем размещены главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, установлены два топливных бака и два инерционно-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков 400 л, что обеспечивает машине запас хода в 310 км.

Пушка Д-10С с длиной ствола 56 калибров обеспечивала начальную скорость бронебойного снаряда 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б, осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню.
В феврале 1944 года первый опытный образец прошел заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где самоход произвел 1040 выстрелов и прошел 864 км. В своем заключении комиссия отметила, что опытный образец испытания выдержал и может быть принят на вооружение Красной Армии после внесения некоторых изменений. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству самоходки СУ-100.

Государственная комиссия признала, что тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков Тигр и Пантера вне зависимости от точки попадания снаряда, а для самоходки Фердинанд – только бортовой брони, но с дистанции 2000 метров.
Постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной Армии.

Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, причем в течение трёх месяцев оно велось параллельно с производством СУ-85. При этом по предложению Л. И. Горлицкого обе артсистемы-Д-10С и Д-5С – монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные как для установки любого из двух орудий, так и любой боеукладки. Походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий изменялись. От этой унификации особенно много выигрывала конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект увеличился до 60 выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск гибридов, имевших индекс СУ-85М.
Первые СУ-100 были направлены на фронтовые испытания в сентябре 1944 года и получили отличную оценку артиллеристов за высокие возможности орудия и хорошую маневренность. Но так как освоение в производстве бронебойного снаряда БР-412Б затянулось до октября того же года, первоначально серийные СУ-100 поступали лишь в военно-учебные заведения, и лишь в ноябре были сформированы и отправлены на фронт первые вооружённые ими самоходно-артиллерийские полки.

С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии стали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелось по 21 машине. В конце года началось создание самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Первые самоходно-артиллерийские бригады, вооружённых СУ-100: 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я. Без учёта фронтовых испытаний осенью 1944 года, по данным Управления Самоходной артиллерии, впервые СУ-100 были применены в бою в январе 1945 года в ходе Будапештской операции. В условиях, когда советские войска вели стратегическое наступление, СУ-100 нередко применялись при завершении прорыва тактической глубины обороны противника в роли штурмовых орудий, как например, в Восточно-Прусской операции, где были задействованы 381-й и 1207-й самоходно-артиллерийские полки.
Первые самоходно-артиллерийские бригады СУ-100 были отправлены на фронт в начале февраля 1945 года: 207-я и 209-я – на 2-й Украинский, а 208-я – на 3-й Украинский фронт. Наиболее массово СУ-100 были применены в ходе Балатонской операции, когда они были использованы при отражении контратаки 6-й танковой армии СС 6–16 марта 1945 года.
Производство СУ-100 продолжалось по март 1946 года, за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.

После окончания второй мировой войны СУ-100 использовалась Советской армией ещё в течение нескольких десятилетий. В 1960 году в ходе модернизации на них установили усовершенствованный двигатель В2-34М, топливный насос НК-10, воздухоочистители ВТИ-3, командирский прибор наблюдения ТПКУ-2Б и прибор ночного видения механика-водителя БВН, радиостанцию 10РТ-26Э и ТПУ-47. Во второй половине 60-х годов прибор ночного видения заменили на более совершенный, поставили радиостанцию Р-113. опорные катки ходовой части заимствовали от Т-54.

Но самое главное, в боекомплекте орудия появился невращающийся в полёте бронебойный подкалиберный снаряд 3БМ8. Его появление вновь сделало СУ-100 весьма эффективным противотанковым средством. Снаряд имел 1415-метровую начальную скорость и дальность прямого выстрела 1660 метров по цели двухметровой высоты. С дистанции до 2000 метров он мог поражать лоб башни всех серийных западных танков 1960-х годов.
В таком виде СУ-100 еще долго находились в войсках, принимали участие в учениях, а по мере поступления новых самоходно-артиллерийских установок ставились на долговременное хранение в парки, где некоторое количество их, по-видимому, находится и сейчас.

СУ-100 состояли на вооружении армий почти всех стран Варшавского Договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. Они также поставлялись в Китай и Вьетнам, но данные об их боевом применении во Вьетнамской войне недостаточны и противоречивы. После 1959 года СУ-100 поставлялись и на Кубу, и в 1961 году кубинские САУ использовались при отражении вторжения в заливе Свиней. Некоторое количество СУ-100 получили Алжир и Марокко, а также Ангола, где они использовались в ходе гражданской войны. В Чехословакии с 1952 года СУ-100 производились по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов. А в армиях некоторых стран эти САУ имеются и сейчас.

К середине 1944 года стало ясно, что Красная Армия не имеет средств для эффективной борьбы с новейшими немецкими танками - Pz.Kpfw.V “Пантера” и Pz.Kpfw.VI “Тигр”. Требовалась самоходка с более мощной, чем у танка, пушкой.

Вначале огневую мощь САУ пытались усилить путем установки орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. В декабре 1943 года эскиз машины был передан Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии.
27 декабря 1943 года ГКО принял постановление №4851 о вооружении средней САУ 100-мм орудием. Для исполнения этого постановления НКТП приказом №765 от 28 декабря 1943 года обязал "Уралмашзавод": “С 15 января по 25 февраля 1943 года спроектировать и изготовить САУ на базе Т-34 с 100-мм орудием С-34 (конструкция ЦАКБ), а также произвести заводские испытания и передать машину на госиспытания”.

Однако, получив чертежи пушки С-34 на "Уралмаше" увидели, что это орудие не подходит поскольку, имеет большие размеры по ширине (при наведение влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя). Также необходимо было провести изменения в корпусе САУ, что влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. В общем для размещения орудия С-34 необходимо было перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц (а это увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85). В ЦАКБ отказались менять танковую пушку С-34 и требовали использовать ее без изменений и при этом настаивали на приспособлении САУ к пушке.

Тогда "Уралмаш" обратился к заводу №9, и в конце февраля 1944 года под руководством Ф.Ф.Петрова была сконструирована новая 100-мм пушка Д-10С на основе морского зенитного орудия Д-10. Орудие Д-10С было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без существенных изменений и излишнего увеличения массы машины. В феврале 1944 года были проведены заводские испытания. Первый опытный СУ-100, вооруженный пушкой Д-10С, прошел 150 км и произвел 30 выстрелов.

С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце были проведены госиспытания. СУ-100 прошел 864 км и произвел 1040 выстрелов. Комиссия заключила, что СУ-100 прошел испытания и после внесения некоторых изменений может быть принят на вооружение Красной Армии.

14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству СУ-100. Однако ЦАКБ снова потребовало выполнения постановления ГКО (изготовления САУ с пушкой С-34). После переговоров было принято решение о частичной переделке пушки С-34. На заводе №9 были проведены следующие переделки: уменьшена ширина люльки на 160 мм, изготовлены новые вставные цапфы, новая рамка, поворотный механизм, походного крепления, также был удален прилив под спаренный пулемет и установлен прицел. САУ с орудием С-34 получил индекс СУ-100-2. Одновременно построили второй образец СУ-100, этот образец включал в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией.

Госиспытания СУ-100 проходили с 24 по 28 июня 1944 года на АНИОПе. СУ прошел 250 км и произвел 923 выстрела. Комиссия заключила что: "тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков "Тигр" и "Пантера" вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода "Фердинанд" - только бортовой брони, но с дистанции 2000 метров".

Госиспытания СУ-100-2 проходили в начале июля 1944 года. СУ-100-2 специальным поездом доставили на полигон в Гороховец. Испытания были проведены в том же объеме, что и СУ-100. Комиссия постановила, что СУ-100-2 не подлежит принятию на вооружение. Постановлением ГКО №6131 от 3 июля 1944 года на вооружение Красной Армии была принята СУ-100.

СУ-100 имела классическую для того времени компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, расположено в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещены органы управления механизмами самоходной установки, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция (9РМ или 9РС) с танкопереговорным устройством (ТПУ-3-БисФ), носовые топливные баки и часть инструмента и запасных принадлежностей (ЗИП). В переднем левом углу рубки - место механика-водителя, против которого в лобовом листе имеется прямоугольный люк. В крышке люка установлены два призматических смотровых прибора. Справа от пушки - место командира машины. За сиденьем механика-водителя - место наводчика, и в левом заднем углу боевого отделения - заряжающего. В крыше боевого отделения два прямоугольных люка для экипажа, два вентилятора под колпаками и неподвижная командирская башенка.

В стенках башенки - пять смотровых щелей с бронестеклами, а в крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика - перископические смотровые приборы.


Моторное отделение расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме установлен дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с., благодаря которому САУ массой 31,6 т могла развить скорость до 55 км/ч.
Трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса. В нем размещены главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, установлены два топливных бака и два инерционно-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков 400 л, что обеспечивает машине запас хода в 310 км.
СУ-100 создавался на базе Т-34/85. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть танка - остались без изменений. Была лишь усилена подвеска (из-за перегрузки передних катков).

В правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса установлена 100-мм пушка Д-10С. На ней имеются два прицела: телескопический и панорамный. Практическая скорострельность пушки 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект пушки состоит из 33 выстрелов унитарного заряжания. Снаряды: БР-412Б (бронебойно-трассирующие) и ОФ-412 (осколочно-фугасные).

Неподвижная бронировка пушки литая, сложной конфигурации, крепится к лобовому листу корпуса болтами. Снаружи установка пушки защищена подвижной броневой сферической маской.

Для связи с другими машинами на поле боя СУ-100 оснащена ультракоротковолновой радиостанцией, которая обеспечивает связь на дальности до 25 км.

Броневой корпус СУ-100 представляет собой жесткую броневую коробку из катаных бронелистов и состоит из днища, носовой и кормовой частей, бортов, крыши боевого отделения и крыши моторно-трансмиссионного отделения.
Днище - из четырех листов, соединенных сварными швами, усиленными накладками. В средней части днища справа есть люк аварийного выхода экипажа, крышка которого открывается вправо вниз.

Носовая часть корпуса образована верхним и нижним наклонными броне-листами. В нижнем лобовом листе (справа) - прямоугольный люк для доступа к натяжному механизму правой гусеницы; в верхнем - вырез для установки пушки, а также люк механика-водителя с крышкой, на которой устанавливались приборы наблюдения. В нижней части листа справа и слева приваривались два буксирных крюка.

Борт состоял из верхней и нижней частей. Спереди к нижнему бортовому листу приваривался кронштейн натяжного колеса, сзади - картер бортовой передачи. Верхний бортовой лист из двух частей - передней и задней, причем последний лист установлен с большим наклоном, чем передний.

К верхним бортовым листам крепились десантные поручни, кронштейны наружных баков и бонки крепления запасных частей и принадлежностей. Вдоль бортов располагались надгусеничные полки, заканчивающиеся грязевыми “крыльями”. На полках устанавливались ящики ЗИП, по одному слева спереди и сзади справа.
Корма состоит из двух наклонных листов - верхнего откидного, в центре которого - люк с крышкой, справа и слева от люка - вырезы с бронеколпаками для выхлопных труб, и нижнего, на котором монтировались картеры боковых передач, два буксирных крюка и две петли верхнего откидного листа.

В передней части крыши боевого отделения справа располагалась командирская башенка, левее ее - колпак кронштейна походного крепления пушки. Там же находился и прямоугольный люк панорамы. Люк для входа и выхода экипажа - в задней части крыши.

Моторное отделение закрывалось тремя листами. Средний был с прямоугольным моторным люком, боковые - с окнами продольных жалюзи и тремя лючками - для доступа к маслобакам и шахтам подвески четвертого и пятого катков. Сверху боковые листы закрывались выпуклыми бронеколпаками с сетками для прохода воздуха к жалюзи. Трансмиссионное отделение имело откидную выпуклую крышку из листового металла с пятью окнами, закрытыми сеткой.
Корпус СУ-100 окрашивался в защитный цвет, на бортах боевой рубки белой краской наносились трехзначные номера и опознавательный знак части.

С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии стали перевооружать новыми САУ. Каждый полк имел 21 машину. В конце 1944 года приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны.

Впервые СУ-100 использовался 8 января 1945 года во время Балатонской операции. В больших количествах они применялись при отражении немецкого контрнаступления в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение САУ этого типа носило ограниченный характер.

Из-за отсутствия вспомогательного пулеметного вооружения приходилось избегать ближнего боя. Тактические возможности СУ-100 снижал ограниченный возимый боекомплект, что определялось большой длиной унитарного выстрела. Проблему часто пытались сгладить, перевозя дополнительный боекомплект на корме корпуса, но это было непрактично в боевых условиях.
СУ-100 выпускалась с сентября 1944 по 1946 год за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.

Собранную в День Победы, 9 мая 1945 года, СУ-100 установили на постамент как памятник трудовому подвигу уралмашевцев в Великой Отечественной войне.

СУ-100, самая удачная и наиболее мощная советская противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Она обладала исключительной огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня. Бронебойный снаряд ее пушки с расстояния в 2 тыс. м поражал броню толщиной 139 мм, а на дальности до километра пробивал немецкие танки практически насквозь.

СУ-100 и в послевоенный период находились на вооружении Советской Армии. В 1960 году СУ-100 модернизировали. Приказа министра обороны о снятии СУ-100 с вооружения пока не было. Эти машины принимали участие в военных парадах 9 мая 1985 и 1990 годов.

СУ-100 состояли на вооружении армий ряда стран Варшавского Договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. В Чехословакии с 1952 года СУ-100 производились по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов.

Тактико-технические характеристики САУ СУ-100:

Масса в снаряженном состоянии: 31600 кг;
экипаж: 4 чел.;
боевая масса: 31,6 т;
длина: 9,45 м;
ширина: 3 м;
высота: 2,24 м;
вооружение: 100-мм пушка Д-10С;
боекомплект: 33 снаряда;
бронирование: лоб корпуса - 75 мм, борт и корма - 45 мм, крыша и
днище - 20 мм;
тип двигателя: дизель В-2-34-М;
максимальная мощность: 520 л.с.;
максимальная скорость: 48,3 км/ч;
запас хода: 310 км.

Комментарии

1

: 13.03.2017 22:08

: 13.03.2017 22:00

: 13.03.2017 21:24

Цитирую Бедачев Олег Александрович

Имел честь и удовольствие послужить механиком-водителем, зампотехом роты и батальона на всех видах САУ в советское время.

Прям на ВСЕХ?!:о)))И не в батареях и дивизионах,а ротах и батальонах?!"Зампотех роты САУ"-звучит...




  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то