Рождество Христово: традиции и история праздника. Празднование рождества

Православные христиане 7 января радостно отмечают один из главнейших праздников - Рождество Христово. Даже те, кто не разделяет христианскую веру, знают, что в этот день на свет появился особенный младенец, которому суждено было изменить мир. Но далеко не каждому известна подробная история возникновения праздника, а она не ограничивается лишь одним событием.

Как появился праздник

Празднование Рождества начали отмечать в четвертом веке. До этого такого праздника в православном календаре не было, а было Богоявление, символизирующее Крещение Иисуса и явление миру в этот момент Пресвятой Троицы. Изначально этот важный праздник называли днем Просвещения, олицетворяя этим Бога со Светом и давая понять, что он явился в мир, чтобы сделать его светлее.

Однозначно, что дата 7 января не является точным днем рождения Иисуса, а назначена лишь приблизительно, основываясь на предположениях. Согласно библейским преданиям Христос должен был пребывать на земле полное количество лет, а значит, день его зачатия вероятнее всего совпадал с датой распятия.

Существует также предположение, что дата празднования Рождества не случайно приходится на день языческого праздника Рождения Солнца Непобедимого, символизирующего начало пребывания солнечного дня. Возможно, таким образом, христианская церковь хотела вытеснить древние обычаи. Не секрет, что христианство аналогичным способом заменило языческие праздники своими. К примеру, так произошло с Пасхой и Масленицей.

Традиции празднования Рождества Христова

Рождество Христово входит в число двенадцати наиболее значимых церковных праздников. В ночь на 7 января его отмечают православные церкви, придерживающиеся юлианского календаря (в том числе российская и украинская церкви), а также некоторые восточные католики. Остальные христиане придерживаются григорианского летосчисления и празднуют появление на земле Спасителя в ночь с 25 на 26 декабря.

Рождественским праздникам предшествует сорокадневный пост, он не такой строгий, как проходящий перед Пасхой Великий пост. Четыре дня в неделю допускается включать в меню растительное масло, а в субботу и воскресенье, а также в церковные праздники, выпадающие на это время, разрешено кушать рыбу.

Встречать Рождество начинают вечером 6 января. Христиане называют этот день Сочельником и придают ему огромное значение. В последний день поста строго запрещено работать и есть. Празднование начинают только после того, как на небосводе загорится первая звезда - символ рождения Иисуса. В этот момент все дружно садятся за стол и начинают встречать великое событие.

Сначала на столе должно быть ровно 12 постных яств, главное из которых сочиво - по-особенному приготовленная каша из зерен пшеницы, сдобренная медом и фруктами. Стол застилают белоснежной скатертью и обязательно кладут на него небольшой пучок сена, символизирующий ясли, в которых лежал новорожденный Спаситель.

Только после полуночи разрешается ставить на праздничный стол мясные и рыбные закуски, сладости и другие деликатесы. Православные приступают к трапезе сразу после окончания ночной церковной службы. Рождественское застолье одно из самых пышных и сытных. Изобилием еды христиане радуются чуду рождения Христа.

Рождество в России

В России Рождество начали отмечать в 5 веке, сразу после Крещения Руси. К концу 19 века праздник стал не только церковным, но и светским. Правители всячески не одобряли попытки народа в этот день любые упоминания о языческом празднике - Дне солнцестояния. Запрещалось наряжаться в костюмы, ходить в них по улицам и петь песни. В начале 20 века появился обычай наряжать Рождественскую елку, тогда и родился любимый всеми Дед Мороз с подарками и гостинцами.

С приходом к власти атеистически настроенных коммунистов Рождество внесли список запретных праздников, о которых не допускалось было даже упоминать. Долгие годы этот день всячески старались вычеркнуть из памяти людей, запрещая даже украшать дома нарядными елками. Но в народе продолжали отмечать великое событие, ставя под угрозу карьеру и свободу.

В 1990 году Рождество Христово было объявлено не только государственным праздником, но и стало официальным выходным днем, впервые в масштабах страны его отметили 7 января 1991 года. Сейчас в рождественскую ночь во всех храмах проходят всенощные красивые праздничные службы, а по телевизору всю ночь транслируют службу из Храма Христа Спасителя - главной церкви страны.

В неделю Рождества принято ходить в гости, преподносить друг другу подарки и гостинцы. Но до сих пор в празднике угадываются дохристианские традиции - в святки в народе принято наряжаться и ходить по домам с песнями и играми.

Христиане всего мира каждый год с нетерпением ожидают самый светлый праздник - Рождество Христово. В каждом уголке земного шара, где преклоняются пред именем Христа, празднуют этот поистине великий день. Его с нетерпением ждут не только дети, но и взрослые. Предпраздничные хлопоты приходятся всем по душе. Этот день вносит в жизнь каждого человека новый луч света, любви и надежды. Но не стоит забывать, что прежде всего это божественный праздник, в который мы чтим имя Сына Божьего, принявшего смерть во имя спасения всего человечества. Без осознания этой мысли теряется смысл праздника. Празднуя этот день, каждому необходимо молиться, чтобы в нашей душе Его дух возродился, чтобы в нашем сердце нашлись ясли, сумеющие принять Его, а также драгоценные дары, готовые принадлежать Ему. Этот праздник олицетворяет всечеловеческую любовь и рождение веры в душе каждого христианина.

Рождество Христово: история праздника (Вифлеемская пещера)

Этот светлый праздник играет важную роль не только в жизни православных христиан и католиков, но и для самой церкви. По словам Святого II, Рождество Христово, празднование которого приходится на 25 декабря по юлианскому календарю, или же 7 января по является началом всех главных церковных праздников. Он говорил, что в этом празднике имеют свое начало и Богоявление, и Пасха, и Вознесение Господне, а также Пятидесятница.

Из древних преданий мы знаем, что о явлении на землю Сына Господа было известно пророкам Ветхого завета. И этого чуда ожидали на протяжении нескольких веков. Так было предсказано Рождество Христово. История праздника уходит своими корнями в четвертый век до нашей эры. Так как же все начиналось? Появление Сына Господа случилось в зимнюю холодную ночь. Мария и Иосиф шли из Палестины в Иерусалим. Как свидетельствуют древние источники, римляне должны были записываться по месту своего жительства, а иудеи - по месту своего рождения. Мария и Давид, потомки царя Давида, родились на юго-западе от Иерусалима. Когда у Марии начались родовые схватки, они были возле пещеры, в которой было устроено стойло для скота. Иосиф пошел искать повитуху. Но когда вернулся, то увидел, что младенец уже появился, а пещера была наполнена светом необычайно силы, который они не могли вынести. И только через некоторое время свет погас. Мария родила Богочеловека в ужасных условиях, среди яслей и соломы.

Поклонение пастухов и дары волхвов

Первыми, до кого дошло известие о были пастухи, которые ночью дежурили у своего стада. К ним явился ангел и принес благую весть о рождении Сына Бога. Волхвам же было возвещено об этом радостном событии взошедшей над Вифлеемом яркою звездой. Звездословцы (волхвы) отправились искать то место, где родился младенец, и по свету звезды пришли к пещере. Они подошли к младенцу и стали на колени перед Спасителем человечества. Они принесли дары: двадцать восемь золотых пластин, ладан и смирну (благовония были скатаны в небольшие шарики, размером с оливку, и нанизаны на нить, - всего был семьдесят один шарик). Золото они преподнесли как царю, ладан - как Богу, а смирну - как человеку, которому предстоит вкусить смерть. Иудеи погребали своих мертвецов со смирной, чтобы тело оставалось нетленным.

Убийства младенцев

Царь Иудеи Ирод с большой боязнью ожидал рождение чудо-младенца, так как думал, что он будет претендовать на его престол. Он приказал волхвам вернуться в Иерусалим и выдать место, где находится Мария с ребенком. Но волхвы, получившие во сне откровения, в которых говорилось не возвращаться к деспотичному правителю, так и поступили. История Рождества Христова свидетельствует о том, что царь отдал приказ своим воинам окружить Вифлеем и убить всех младенцев. Воины врывались в дома, забирали новорожденных детей у матерей и убивали их. В тот день, по преданию, погибло более четырнадцати тысяч младенцев. Но Сына Божьего они так и не нашли. Марии и Иосифу было видение, в котором говорилось о том, что они немедленно должны покинуть Вифлеем и отправиться в Египет, что они и сделали в ту же ночь.

Дата и время рождения Иисуса Христа

Дата рождения Сына Господа долгое время оставалась спорным моментов в истории. Попытка установить этот момент по датам событий, которые сопутствовали рождению Иисуса, не приводили богословов к какой-то конкретной цифре. Первое упоминание о дате 25 декабря встречается в летописях Секста Юлия Африкана, датированное 221 годом. Почему дата Рождества Христова определена именно этим числом? Время и дата смерти Христа доподлинно известна из Евангелия, а он должен был находиться на земле полное число лет. Из этого можно было сделать вывод, что Иисус Христос был зачат 25 марта. Отсчитав от этого дня девять месяцев, сделали вывод, что дата Рождества Христова - 25 декабря.

Установление празднования

Так как первыми христианами были евреи, то они не отмечали Рождество Христово. Потому как этот день, по их мировоззрению, - «день начала скорби и страданий». Для них более важным был день Пасхи. Но после того как греки вошли в христианские общины, то на основе их обычаев стали праздновать и день рождения Иисуса Христа. Сначала древний христианский праздник Богоявление совмещал две даты: рождение и крещение Иисуса, но впоследствии они стали отмечаться отдельно каждое. С начала седьмого века стали отдельно отмечать Рождество Христово. История праздника вышла на новый уровень.

День, когда мы отмечаем Рождество (традиции)

Когда отмечают Рождество Христово в России? Несмотря на то что Русская Православная Церковь использует праздник Рождества Христова отмечают по григорианскому - 7 января. Эта дата входит в число двунадесятых праздников. Как празднуют Рождество Христово? Традиции празднования этого светлого дня уходят корнями в далекое прошлое. Ну, во-первых, празднику предшествует сорокадневный пост. Канун Рождества называется Сочельником. Название данный праздник получил из-за основного блюда - сочива, которое верующие едят в этот день. Сочиво - это размоченная сухая пшеница. У нас это блюдо известно под названием кутья. В Сочельник пост особенно строгий, также в этот день правится вечернее богослужение. На Рождество Христово в России и других православных странах крестники несут своим крестным так называемую «вечерю», которая состоит из сочива. После того как на небе взойдет первая звезда, можно садиться к столу, на котором обязательно должно быть двенадцать постных блюд, по числу апостолов. Блюда обязательно должны быть постными, так как накануне праздника еще нельзя употреблять животную пищу. Перед праздничным ужином все присутствующие за столом читают молитву, восхваляющую Бога Иисуса Христа. Накануне Рождества люди украшают свой дом еловыми ветками. Именно ветви ели знаменуют собой вечную жизнь. Также в дом приносят дерево ели и украшают его яркими игрушками, которые символизируют плоды на райском дереве. В этот день принято дарить друг другу подарки.

Народные традиции

Считается, что в ночь накануне Рождества на Земле правят две силы - Добро и Зло. И та сила, к которой человек больше склоняется, и совершает над ним различные чудеса. По поверью, одна сила созывала праздновать людей на шабаш, а другая - за праздничный стол. В давние времена в этот день молодые люди собирались в группы, наряжались в веселые костюмы, сооружали на шесте и с веселыми песнями-колядками ходили по домам, оповещая хозяев, что Христос родился. Также они желали хозяевам мира в доме, хорошего урожая и других благ, те же, в свою очередь, благодарили «коляду» и давали различные угощения. К сожалению, данная традиция сохранилась только в селах.

Святки

Праздники продолжаются до 19 января. Этот день называется День Крещения Господнего. С 7 января до 19 каждый день в церквях проходят праздничные литургии. Эти праздничные дни называются Святками. Это единственные дни, в которые церковью разрешены гадания. Завершались празднования божественной литургией, на которой совершалось Таинство Причастия.

Кто еще вместе с нами отмечает этот день 7 января?

Где еще 7 января отмечают Рождество Христово? История праздника насчитывает много веков. И помимо Православной Русской Церкви, отмечают Рождество 7 января Украинская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Белорусская Церкви. А также католические церкви восточного обряда, афонские монастыри. Остальные одиннадцать церквей православного обряда, так же как и католическая церковь, празднуют этот день 25 декабря.

Дары волхвов

По преданию, незадолго до своего Успения, Божья Матерь передала благословенные дары в Иерусалимскую Церковь. Там они передавались из поколения в поколение. Затем они попали в Византию. В 400-м году византийский царь Аркадий перенес их в новую столицу - Константинополь, дабы освятить город. И до завоевания города священные дары хранились в сокровищницах императоров. В 1433-м, после захвата города, турецкий султан Мухаммед II, разрешил забрать сокровища своей жене Маро (Марии), христианке по вероисповеданию, которые она после падения Византии отправила на Афон, в монастырь Павла. Дары волхвов по сей день хранятся в афонском монастыре, иногда их вывозят из монастыря. Золотыми слитками освещают воду и изгоняют бесов.

Как празднуют католики Рождество Христово: история праздника (кратко)

Традиции празднования этого светлого праздника у католиков во много схожи с нашими. На кануне Рождества люди украшают свои дома еловыми ветвями, строят небольшие вертепы. В сочельник строго соблюдают пост и едят только сочиво. На праздничный стол готовят постные блюда и рыбу, а также выставляют запеченного гуся или утку, но угощаются ими только на вторую трапезу - 25 декабря. Накануне Рождества все католики идут в церковь, даже те, кто это делает крайне редко. Перед тем как приступить к торжественной трапезе, все члены семьи молятся, а затем преломляют по кусочку пресный хлеб (облатку). За праздничным столом всегда есть одно свободное место. Любой, кто придет в этот вечер в дом, будет желанным гостем.

Праздник для детей

К празднованию этого события нужно приобщить и детей. Библейские истории интересны и дошколятам, и детям постарше. Расскажите им о том, какой и светлый праздник - Рождество Христово. Картинки дополнят рассказ, ведь детям интереснее всего разглядывать чистые изображения младенца и Божьей Матери. Покажите им, и как правильно праздновать, и готовить блюда на вечер: пускай дети станут вашими помощниками. В школе или детском саду разыграйте вертеп, разучите песни. Главное - посадить это семя традиции, которое поможет ребенку сформировать ценности, в том числе и семейные, ведь Рождество - праздник семейный. И пускай в этот день свершаются самые светлые чудеса, ведь именно в этот день мы особенно остро чувствуем и переживаем встречу с Христом.

Праздник Рождества Христова заставляет думать, что он появился в самые первые времена христианства, в век еще апостольский. Какова история праздника Рождества Христова? Даже трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать день рождения своего Спасителя, чтобы не помнили и не «святили» этот день.

История праздника Рождество Христово

На самом же деле все было далеко не так по очень простой причине. Ведь не случайно христиане обычно не празднуют свой день рождения, а празднуют именины, т. е. день своего крещения. Днем же рождения древние христиане называли день смерти человека. При таком взгляде на день рождения могла ли прийти христианам мысль праздновать день рождения Спасителя?


Правда, его рождение было настолько необычно, было таким счастьем для мира, что и сравнивать его с каким бы то ни было человеческим рождением нельзя.

История праздника Рождества Христова. Христос для христиан был до того небесным человеком, что мысль о его плотском рождении их не радовала. Скорее хотелось праздновать Его воскресение, вознесение на небо, ниспослание Духа Святого, чем «еже по плоти» рождество Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества. Древнее его и праздники в честь мучеников.

Древняя церковь была принуждена установить праздник в честь рождения Спасителя внешними влияниями. Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при Папе Юлии. Сделано это было для того, чтобы отвлечь христиан от языческих праздников. За Римом последовали и все восточные церкви.

Древней церкви не известен был не только точный день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали, что это событие произошло 20 мая, другие - 10 или 6 января; по другим свидетельствам III - II веков, Рождество Христово приурочивалось к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке церковь пришла к единодушному решению этого вопроса в пользу 25 декабря на основании приблизительно следующих соображений.

Месяц и день смерти Христовой точно известен из Евангелий, а в церкви издавна было распространено убеждение, что Христос находился на земле полное число лет. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т. е. в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Таким образом, весьма вероятно, что событие Рождества Христова на самом деле припадало на время, когда оно и празднуется.

Рождество Христово - интересные факты

Рождество Христово - один из самых значительных религиозных праздников, традиции празднования которого уходят в глубь веков. Но многие наши современники, выросшие в атеистические времена, традиции, связанные с этим праздником, либо вообще не знают, либо имеют о них весьма смутные представления. А ведь до 1917 года это был один из самых любимых в народе праздников.

Какова история Рождества Христова? В ночь на 25 декабря по старому стилю (по новому - 7 января) совершается торжественное богослужение. Рождество называют «матерью всех праздников». Именно в этот день все верующие радуются рождению Спасителя, Сына Божьего. Значение этого праздника настолько велико, что и летосчисление мы ведем от Рождества Христова.

С рождением Сына Божьего начинается его земная жизнь, страдания, смерть, воскресение - все то, что прошел Иисус и что дарит людям свет, показывает путь к спасению. Прежде чем рассказать о том, как наши прадеды праздновали Рождество Христово, нелишним будет обратиться к евангельским историям рождения Христа.

Неподалеку от Иерусалима находится Вифлеем. Именно там родилась мать Иисуса - Дева Мария. С трех лет она воспитывалась в храме и в четырнадцать лет дала обет не выходить замуж и служить только Богу. Священники доверили Деву Марию вдовцу Иосифу, восьмидесятилетнему старцу, который заменил ей отца. Они жили в доме Иосифа в Назарете.

Однажды в дом, где жила Дева Мария и Иосиф, явился архангел Гавриил и сказал: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол». В то время Римский император Август велел провести перепись всех Иудейских земель. Каждый иудей долен был записаться там, где он родился.

Поэтому Иосиф и Мария отправились из Назарета в Вифлеем. Трудной была дорога, так как Мария вскоре должна была родить. В Вифлеем они добрались поздно вечером, но не смогли из-за большого скопления людей остановиться ни в гостиницах, ни в домах жителей, поэтому остановились в пещере рядом с городом. В эту пещеру пастухи в ненастную погоду загоняли скот.

Ночью у Девы Марии родился сын. Младенца спеленали и положили на солому в ясли, куда кладут корм для скота. Первыми, кто узнал о рождении Иисуса, были вифлеемские пастухи. Недалеко от пещеры они пасли скот в поле, когда перед ними внезапно появился ангел. Пастухи сильно испугались, но ангел успокоил их: «Не бойтесь!

Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». Когда ангел вернулся на Eie6o, пастухи поспешили в Вифлеем.

Вскоре они нашли пещеру и увидели младенца, лежащего в яслях. Они рассказали Марии и Иосифу о том, что видели и слышали, а затем возвратились к своим стадам, радуясь рождению Сына Божьего. На восьмой день после рождения младенца Иосиф и Мария дали ему имя Иисус, что означает «Бог спасает» или «спаситель».

Тем временем в Иерусалим прибыли из далекой страны (из Персии или Вавилонии) волхвы - ученые люди, занимавшиеся наблюдением за звездами. Они увидели, как на Eie6e возникла новая яркая звезда, и поняли, что ожидаемый Мессия - будущий правитель Иудеи - родился. Мудрецы поспешили в Иерусалим, чтобы узнать, где родился царь, и поклониться ему.

С собой они несли дары: золото, которое предназначалось ему как царю (в виде дани), ладан - как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну - как человеку, который должен умереть (умерших натирали в то время благовонными маслами). Волхвы расспрашивали всех: «Где новый царь иудейский? Мы хотим увидеть его и принести ему наши дары».

Это известие взволновало всех жителей Иерусалима, но особенно встревожился Ирод. Он испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Подозрительный и коварный правитель решил убить младенца.

История Рождества Христова. Волхвы отправились в Вифлеем, и опять та самая звезда, которую они видели на востоке, шла перед ешми, указывая путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился только что родившийся Иисус.

Тем временем Иосиф и Мария уже перебрались из пещеры в город, так как народ после переписи стал расходиться. Волхвы вошли в дом и увидели младенца с матерью его. Они поклонились Иисусу до земли и поднесли ему свои дары: золото, ладан и смирну. Такова евангельская история рождения Христа.

Наш народ всегда ярко и красиво праздновал Рождество Христово. Накануне праздника украшали рождественскую елку. Традиция украшать лесную красавицу пришла к нам из западных стран при Петре I. Издавна вечная зелень ели и других растений (сосны, лавра, можжевельника, омелы) является символом обновления жизни, поэтому ветками вечнозеленых растений украшают дома и храмы.

Празднику предшествует сорокадневный пост, который называют Рождественским или Филипповским (поскольку начинается он в день памяти апостола Филиппа). Во время поста - с 15 (28) ноября по 24 декабря (7 января) - верующие не едят скоромную пищу, то есть мяса, молока, яиц, а только постную, то есть растительную (овощи, фрукты, хлеб).

Традиции праздника Рождество Христово

Особое внимание уделяется духовным аспектам - покаянию и молитвам. День перед Рождеством называют Рождественским сочельником. В Украине сочельник называют Свят-вечер, Щедрый вечер, Богатая кутья. С давних времен словом и делом в этот день старались создать образ богатства, мира, покоя в своем доме. В этот день проводились определенные магические действия, которые, по народным поверьям, привлекали богатство и благополучие.

Первое магическое действие - добывание огня с помощью кремня и кресала, которые перед этим двенадцать дней лежали под образами. Как правило, это делала хозяйка дома. Этим огнем разжигали двенадцать поленьев. В последний день поста - сочельник - никто ничего не ел и не садился за стол до появления в небе первой звезды. Но уже с раннего утра хозяйка должна была приступить к приготовлению ужина, который по правилам состоит из двенадцати постных блюд.

Приготовленный на «новом» огне ужин из разных даров земли являлся своеобразным оберегом для семьи. Перед закатом солнца семья собиралась на вечернюю молитву, после чего хозяин прикреплял зажженную свечу к хлебу и выходил во двор, где брал охапку соломы. Затем соломой застилали пол в хате, лавки. На стол клали солому и покрывали ее скатертью.

Это делали как напоминание о том месте, где родился Божий Сын. Под иконами ставили сноп необмолоченной пшеницы («дидух») как символ будущего урожая и кутью. Хозяин выходил во двор для того, чтобы узнать - появилась ли первая звезда. Садились трапезничать в этот вечер с появлением в небе первой звезды (как напоминание о Вифлеемской звезде), о которой торжественно сообщал хозяин. Однако перед тем как сесть

за стол, хозяин брал от каждого приготовленного блюда по нескольку ложек и шел кормить хозяйство - коней, коров, овец, собак и т. д. Когда хозяин возвращался, семья садилась за стол. В этот день собирались вместе все члены семьи, считалось, что этот вечер обязательно нужно провести в кругу родных - иначе весь год будет трудным.

Верили, что в этот вечер даже души умерших или без вести пропавших приходят на своеобразную совместную трапезу рода. Поэтому на окнах ставили кутью и узвар, а еду со стола не убирали до утра. И перед тем как сесть на стул или лавку, дули - чтобы не придавить собой мертвых душ.

Приглашали разделить ужин всех, даже незнакомых людей. Гость в этот вечер, по верованиям наших предков, приносил счастье в дом. Большой грех ссориться в этот день, наоборот, считалось, что нужно помириться с врагами, чтобы следующий год прошел в мире и согласии. В этот вечер принято рассказывать детям об истории рождения Иисуса, показывать вертеп.

Рождество Христово: история и традиции праздника добра и света

7 января православные христиане будут отмечать один из самых главных и торжественных праздников в церковном календаре - Рождество Христово.

История праздника

Согласно Писанию, Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа в Вифлееме во время проходившей тогда переписи населения. Город был переполнен людьми, прибывшими на перепись, и мест для ночлега в домах ни у кого не было. Мария и Иосиф расположились в хлеву, где ночевали вместе с домашними животными. В момент рождения на небе появилась звезда, которая и указала волхвам путь к младенцу. Мудрецы вошли в хлев и преподнесли будущему Спасителю свои дары: золото, ладан и смирну (особое благовонное масло).

Когда отмечают праздник?

Православные христиане празднуют Рождество 7 января, в отличие от католиков, которые отмечают его . Такая традиция возникла в связи с введением в Европе григорианского календаря в 1582 году. В России лишь в ХХ веке стали пользоваться европейским летоисчислением. Церковь же вовсе не приняла новый календарь и продолжает считать христианские праздники по частично реформированному Петром I византийскому календарю.

Что происходит перед Рождеством?

До праздника православные соблюдают 40-дневный пост, один из самых продолжительных в церковном календаре.

В Сочельник (канун Рождества Христова) все собираются за праздничным столом. Этот тихий предрождественский вечер принято проводить в кругу самых близких людей и ждать появления на небе первой звезды, которая возвестит о начале праздника.

Фото: Бобылев Сергей/ТАСС

Что готовить на Рождество Христово?

Верующие обычно накрывают стол из 12 блюд. Основным в ночь с 6 на 7 января является сочиво - пшеничные зерна с медом, орехами, изюмом или сухофруктами. После того, как на небе появилась первая звезда, православные должны начинать трапезу именно с него, а затем переходить к основным блюдам.

Важным и символичным на праздничном столе является кисель. Его готовят исключительно из самых спелых и сладких фруктов или ягод. По желанию его можно дополнить взваром - компотом из сухофруктов. Кроме того, на столе обязательно должно быть рыбное блюдо - символ христианства и Христа.

Главное правило, которого стараются придерживаться все православные, - рождественский стол должен быть особенно щедрым и богатым. Помимо сочива, киселя и рыбы можно добавить заливное, гуся с яблоками, курицу, молодого фаршированного поросенка, блины и многое другое. На сладкое принято подавать пряники, конфеты, орехи и фрукты.

Как принимать гостей?

На рождественский ужин принято приглашать и впускать в дом всех, кому это необходимо. В этот день нужно радовать тех, кто не может позволить себе традиционный праздник. Существует поверье, что на ужин в честь Рождества Христова может пожаловать сам Господь, но неизвестно, в каком обличье он предстанет. Вполне возможно, что это будет нуждающийся человек, поэтому странников необходимо принимать с большим уважением.

Фото: Смертин Павел/ТАСС

Что такое рождественское колядование?

В некоторых селах и деревнях России до сих пор распространена традиция колядовать на Рождество.
Этот обычай берет свою основу в рождественских песнях, которые в старину называли колядками. Верующие ходили по домам и пели ритуальные песни - так они прославляли Рождество Христово. Такие песни могут не только рассказывать о Рождестве, но и восхвалять Всевышнего, семью, детей и саму человеческую жизнь. Колядников принято угощать пряниками, конфетами, фруктами, а также давать им небольшое количество денег.

Рождество Христово – великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет – это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалась в день Богоявления.

Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших – смирна?

Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос?

Когда отмечают Рождество православные – 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь “упустил” 10 дней намеренно?

Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество.

Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель?

В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких.

Рождество Христово: история праздника

Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную – великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество – один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, во что сложно поверить современным людям, и в Писании нет обетования о специальном праздновании. Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события – Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют “Зимней Пасхой”, Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящен земной жизни Христа. Наш Спаситель родился не в роскошном замке, а в хлеву, где скот укрывался от непогоды. В римском храме Санта-Мария Маджоре хранится, предположительно, частица яслей Иисуса.

Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота – Его первые ясли. О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада, как гласит Евангелие от Луки. Звездной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость “ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель”. Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее “Слава в вышних Богу!”. Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и простые люди стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам прежде всего – любовь. Апостол Павел говорил, что смерть для него стала бы приобретением, потому что в теле он был отлучен от истинного источника жизни – Христа.

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (в латинской традиции) увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом. Они принесли Богомладенцу свои дары (золото – знак царской власти, ладан – знак священства и смирну (пряное благовоние) – им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть. Зороастрийское учение о о Саошьянтах (трех спасителях, которые научат людей Благой вере) перекликалось с учением о Мессии. Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.

Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти – это жертва, который и искупились все грехи человечества. Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Об “усыновлении” Богом Отцом через Бога Сына пишет Феофан Затворник: “Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами”.

На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это – место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Игумен Даниил Паломник – первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века.

Накануне Рождества Христова предпраздничный день – Сочельник. Сочельник – это “дверь”, открывающая врата в Рождество.

До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост – это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь. Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов – почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва – для души, а пост для тела – важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник.

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда – сочиво и кутья. Слово “сочельник” как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого
Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особо место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары – золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества – Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это – та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией МатериНеопалимая купина”. Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды – это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил “новую звезду от Иакова”, поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп – это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп “приехал” в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить “наполовину язычников” или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным» .

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось “Вертепным действом”, а в Западной Украине просто “Вертеп”.

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент – это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово – 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества – по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры – за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года. К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно Григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен? В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах.

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и Григорианский календарь – это вопрос богословия. После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли “мракобесным”, все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Нам достаточно точно известна дата зачатия матери Иоанна Крестителя, Елизаветы (23 сентября по старому стилю). Мы знаем, когда Захарий ушел из Иерусалима, известно, что в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице. Этот день стал днем Божественного зачатия Иисуса Христа. Мы не можем знать точной даты, но можем рассчитать, что Рождения Христа приходилось на середину зимы.

Праздничное богослужение

Величие праздника отражается в на Рождество. В этот день читается молитва “Царю Небесный”. Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн “С нами Бог”. Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение. Далее следует песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни. На праздничном богослужении в Рождество поется ирмос – заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни (ирмос) – это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Он говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно “всенощное бдение”. Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году – на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.

Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Это – благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие – краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.

Тропарь и кондак на Рождество

Тропарь и кондак на Рождество – это важнейшие составляющие богослужения. Их создают христианские поэта – гимнографы. Тропарь и кондак – не просто молитвы, но и объяснения сути праздника Рождества.

Тропарь на Рождество

Кондак на Рождество

Рождественская ель: православное значение

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций. Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой. Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции. Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре. На фоне этих событий в Иерусалиме появились волхвы, требующие показать им Иудейского царя, и они явно имели в виду не Ирода. После этого он приказал убить всех младенцев. Это ужасное событие было одним из худших злодеяний Ирода.

В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары – плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.

Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила – ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

Ель наряжают и на Новый год, но это – светская традиция. Для православных христиан ель – прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

Наряженное дерево – отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа – красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям. В Россию украшенную ель “привез” Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке. В доме императора Николая I в Петербурге стояла украшенная ель на Рождество.

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге “Щелкун орехов” (“Щелкунчик”) Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к “пережиткам прошлого”…

Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего – символ Рождества Христова.

Поздравления с Рождеством

Своих близких старинными рождественскими открытками.

Даты Рождества Христова:

О Рождестве Христовом на Правмире:

О Рождестве Христовом: история праздника

  • Епископ Александр (Милеант)
  • Протодиакон Андрей Кураев
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлев)
  • Прот. Александр Шмеман

Календарь Рождества

Песнопения и служба Рождества Христова

  • Николай Иванович Державин: и

Рождественские колядки и песни

Видео

Рождество в семье: традиции и обычаи

Икона Рождества

  • Иеромонах Амвросий (Тимрот)

Проповеди

  • Свт. Василия Великий
  • свт. Иоанн Златоуст
  • Свт. Лев Великий ,
  • Св. Прав. Иоанн Кронштадский:
  • Митрополит Сурожский Антоний
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то