Ракеты фау 1 и 2. Ракеты ФАУ — «оружие возмездия. Фундаментальный вклад в освоение космоса

Работы над баллистической ракетой в Германии начались задолго до Второй мировой войны. В Версальском договоре не было точно указано, что ракеты относятся к боевому оружию. Именно этим и воспользовались в побежденной, но с неимоверной скоростью укрепляющей свой военный потенциал, Германии.

Одним из основных создателей ракеты V-2 был Вернер фон Браун. 16 апреля 1934 г. он закончил диссертацию на тему «Конструктивный, теоретический и экспериментальный вклад в проблему жидкостной ракеты». Работа молодого ученого была секретной, ее результаты напрямую относились к созданию нового оружия. Во время Второй мировой войны работы по ракете были закончены. В 1942 г. начались испытания. Конструкторам приходилось решать многие задачи технического плана, поэтому среди авторов V-2 были специалисты в области аэродинамики, термодинамики и теории горения, баллистики, прочности, металлургии и др. Первые пробные пуски не были удачными: ракеты отклонялись от заданного курса, взрывались на старте и на участке разгона. Но работы, несмотря на условия военного времени, велись самым активным образом основным научным, испытательным, производственным центром на острове Узедом в Пенемюнде. Немецкое правительство не жалело больших средств на осуществление своих замыслов - поставить мир на колени с помощью новейшего оружия.

Ночью 18 августа 1943 г. Пенемюнде был подвергнут сильнейшему бомбовому удару. 600 самолетов В-17 несколькими волнами проходили над особо секретными лабораториями и цехами и сбрасывали свой смертоносный груз - бомбы калибром 500 кг. Среди погибших был начальник центра генерал Ша- мье Глычински. Другой генерал - начальник штаба люфтваффе Г. Йешоннек - после телефонного разговора об этом налете с А. Гитлером застрелился.

Основные данные ракеты А-4:

    Длина 14,3 м

    Диаметр 1,6 м

    По оперению 3,6 м

    Масса снаряженной

    ракеты 12 900 кг

    Тяга двигателя 245-307 кг

    Топливо смесь этанола с жидким кислородом; интенсивность подачи топлива - 125 кг/с

Обстрел баллистическими ракетами территории Великобритании производился до 27 марта 1945 г. Помимо Великобритании, бомбардировкам подвергался порт и город Антверпен.
В конце войны интенсивно велись работы по созданию баллистической ракеты большой дальности А-10, А-9. Ракета А-10 должна была поражать цель на расстоянии 4000 км. Ракета А-9 к концу работы второй ступени должна была иметь скорость 3300 м/с.

После победы над Германией союзникам по антигитлеровскому блоку достались исправные ракеты, комплектующие, документация и специалисты. Тщательное изучение трофейной техники позволило создать в кратчайшие сроки отечественную баллистическую ракету Р-1 - прообраз немецкой V-2. Работы немецких ученых по созданию баллистической ракеты, ее усовершенствованию, боевому применению являлись несомненным вкладом в развитие мирового ракетостроения.

3 октября 1942 года на полигоне Пенемюнде (ракетный центр Третьего рейха под городком Пенемюнде на острове Узедом Балтийского моря на северо-востоке Германии) был произведён третий (но первый успешный ) испытательный запуск ракеты «Фау-2» A-4 »). Это была четвёртая по порядку постройки ракета А-4. Она пролетела 192 км . и достигла высоты 90 км . Двигатель и система управления ракеты впервые проработали сравнительно нормально, хотя ракета и не смогла поразить цели из-за неполадок в системе наведения .

«Фау-2 » (от нем. V-2 - Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия; другое название - нем. А-4 - Aggregat-4) - первая в мире баллистическая ракета дальнего действия класса «земля-земля», разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятая на вооружение Вермахта в конце Второй мировой войны.

Вернер фон Браун

Внешне ракета Фау-2 имела классическую для ракеты, веретенообразную форму , с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами (рулями ).

Ракета являлась одноступенчатой , имела длину 14 м ., диаметр корпуса - 1,65 м . (диаметр по стабилизаторам – 3,6 м .), стартовую массу 12,8 тонн , которая складывалась из массы конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг .), массы компонентов топлива (8760 кг . – около 4-х тонн 75% этилового спирта и около 5 тонн жидкого кислорода ) и массы боевого заряда (980 кг .). В ракете использовались 175 кг . перекиси водорода, 14 кг . перманганата натрия, и 17 кг . сжатого воздуха. Фау-2 состояла из более 30000 отдельных деталей, а длина проводов её электрического оборудования превышала 35 км .

1 .Головной взрыватель
2 .Взрывная трубка
3 .Боевая головка (масса 975 кг)
4 .Основной электрический взрыватель
5 .Отсек из фанеры
6 .Баллоны с азотом
7 .Силовой набор
8 .Бак с этиловым спиртом и водой. Максимальная масса 4170 кг.
9 .Спиртовой клапан
10 .Бак жидкого кислорода. Максимальная масса 5530 кг.
11 .Изолированный трубопровод для подачи этилового спирта
12 .Силовой элемент
13 .Турбонасос
14 .Выхлоп турбины
15 .Труба горючего для регенеративного охлаждения камеры сгорания
16 .Главный клапан горючего
17 .Камера сгорания. Тяга 25 000 кгс.
18 .Главный клапан жидкого кислорода
19 .Графитовый газовый руль (4 шт.)
20 .Аэродинамический руль (4 шт.)
21 .Антенна
22 .Парогенератор для привода насосов
23 .Бак перекиси водорода. Максимальная масса 170 кг.
24 .Изоляция из стекловаты.
25 .Оборудование системы управления и радиоконтроля
26 .Отсек приборов

Ракета была оснащена жидкостным реактивным двигателем , работавшим на 75%-ом этиловом спирте и жидком кислороде . Оба компонента топлива подавались в двигатель двумя мощными центробежными турбонасосами Вальтера , которые приводились в движение турбинами на С-образной и Т-образной рейках. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор , баки с перекисью водорода , батарея из семи баллонов со сжатым воздухом . Мощность двигателя составляла 730 л.с. , скорость истечения газов из сопла достигала 2050 м/с ., температура в камере сгорания - 2700°C , давление в камере сгорания – 15,45 атм . Расход топлива составлял 127 кг/сек . Двигатель мог работать 60-70 секунд , развивая тягу в 27500 кгс . и придавая ракете скорость, в несколько раз превышающую скорость звука - до 1700 м/с (6120 км/ч ). Ускорение ракеты на старте составляло 0,9g , а перед отсечкой топлива – 5g . Скорость звука набиралась за первые 25 секунд полёта. Дальность полёта достигала 320 км ., высота траектории - до 100 км ., причём на момент отсечки подачи топлива дальность от точки старта по горизонтали составляла 20 км ., высота – 25 км . (далее ракета летела по инерции):

Точность попадания ракеты в цель (круговое вероятное отклонение ) составляло по проекту 0,5-1 км . (0,002 – 0,003 от дальности), но в реальности было 10-20 км . (0,03 – 0,06 от дальности).

В качестве взрывчатки в боевой части применялся аммотол (смесь аммиачной селитры и тротила в различных пропорциях от 80/20 до 50/50) из-за его устойчивости к вибрации и высоким температурам – головной обтекатель нагревался до 600 градусов при трении об атмосферу. Боевая часть вмещала 730 - 830 кг . аммотола (масса всей головной части составляла 1000 кг. ). При падении скорость ракеты составляла 450 – 1100 м/с . Взрыв происходил не сразу при ударе о поверхность - ракета успевала немного углубиться в землю . От взрыва оставалась воронка диаметром 25-30 м . и глубиной 15 м .

Средняя стоимость одной ракеты составляла 119 600 рейхсмарок .

Технологически ракета была поделена на 4 отсека : боевой , приборный , баковый (топливный) и хвостовой . Такое разделение диктовалось условиями транспортировки .

Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм. , общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм ., снаряжался аммотолом. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель . От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу , полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.

В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование .

Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75% водный раствор этилового спирта) размещалось в верхнем (переднем ) баке. Окислитель - жидкий кислород, заправлялся в нижний (задний ) бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава . В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением равным приблизительно 1,4 атмосферы . Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном ).

В хвостовом отсеке , на силовой раме размещалась двигательная установка . К хвостовому отсеку крепились фланцевыми стыками 4 стабилизатора . Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор , вал , цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка , отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).

Ракета могла базироваться как на стационарном наземном стартовом столе, так и на мобильной установке . Стартовала она вертикально . Перед пуском Фау-2 строго выравнивалась по азимуту с помощью большого круга наведения. На активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления , имевшая устойчивую платформу, два гироскопа и интегрированный акселерометр . При старте направления контролировалось графитовыми лопастями , которые обтекались выхлопной струёй двигателя (газовые рули ). Во время полёта направление движения ракеты регулировалось аэродинамическими рулями лопастей , которые имели электрогидравлический привод .

Стремление увеличить дальность ракеты Фау-2 привело к проекту установки на ней стреловидных крыльев и увеличенных аэродинамических рулей . Теоретически такая ракета в полёте могла бы планировать на расстояние до 600 км .:

Крылатая ракета А-4b на стартовом столе в Пенемюнде, 1944 год

Два экспериментальных полёта таких крылатых ракет, названных А-4b , были произведены в Пенемюнде в 1944 году . Первый запуск был полностью неудачным. Вторая ракета успешно набрала высоту, однако при входе в атмосферу у нее оторвалось крыло.


Первый испытательный старт Фау-2 состоялся в марте 1942 года , а первый боевой пуск - 8 сентября 1944 года . Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225 . Применялась ракета с целью запугивания, поражая в основном мирное население . Обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании , в особенности отличающийся большой площадью город Лондон , а также другие европейские города.

Жертвы Фау-2, Антверпен, 1944 год

Тем не менее, военная значимость Фау-2 была ничтожной . Эффективность боевого применения ракеты была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км . попадало только 50% запущенных ракет) и низкую надёжность (около половины запущенных ракет взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте; во-многом это было обусловлено саботажной деятельностью антифашистского подполья в концлагере, заключённые которого изготавливали ракеты). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за 7 месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (т.е., от каждой ракеты погибал один или два человека ). Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырёхмоторных бомбардировщиков B-17 Летающая крепость »), пришлось бы использовать 66000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет .


Ракета Фау-2 была первым в истории объектом, совершившим . В первой половине 1944 года , с целью отладки конструкции, был произведен ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным до 67 сек . временем работы двигателя. Высота подъёма при этом достигала 188 километров , что, по современным меркам, считается суборбитальным полётом , поскольку ракета преодолела 100-километровую линию Кармана , принятую как «начало космоса».

Более того, среди определённых кругов популярна гипотеза о первых немецких космонавтах . Она основывается на сведениях о том, что на основе Фау-2 ещё с 1941 - 1942 годов разрабатывался проект 100-тонной управляемой двухступенчатой первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты А-9/А-10 «Amerika-Rakete », или «Projekt Amerika », высотой 25 м ., диаметром 4,15 м ., с дальностью полёта 5000 км . для бомбардировки Нью-Йорка и других городов восточного побережья США:

Вот предполагаемые технические данные этой ракеты:

Чисто технически, впрочем, эта ракета являлась, скорее, сверхзвуковой крылатой , так как её вторая ступень представляла собой крылатый ракетоплан , движущийся не по баллистической а по планирующей траектории. Для наведения на цель головной части ракеты с боеголовкой предполагалось использование в начале и середине полёта - сигнала с радиомаяка , на завершающей части - пилота , который незадолго до цели должен был покидать небольшую кабину на парашюте и приводняться в Атлантическом океане в надежде быть подобранным немецкой подводной лодкой после того как он совершал суборбитальный космический полёт .

Неуправляемый вариант полёта А-9/А-10 . После отделения первой ступени на высоте 60 км . неуправляемая крылатая ракета А-9 достигает скорости в конце активного участка около 10 000 км/ч . После прохождения вершины траектории и возвращения в плотные слои атмосферы с помощью аэродинамических рулей прекращалось пикирование, и последующее движение ракеты происходило в виде серии последовательных погружений в атмосферу . Такая схема полёта позволяла рассеивать в окружающее пространство тепло , выделяющееся вследствие трения ракеты о воздух, и увеличить дальность полёта до 5000 км ., конечно, ценою снижения скорости у цели .

По некоторым встречающимся в литературе данным, крылатая вторая ступень А-9 была испытана несколько раз, начиная с 8 января 1945 года .

Что касается первой ступени - А-10 , то по одним данным она не была доведена, а по другим - ещё в середине 1944 года на ракетодроме Пенемюнде была сооружена стартовая площадка, более крупная нежели для A-4 , которая могла быть использована для пусков А-10.

Есть также сведения о проведении в конце 1944 года операции «Elster » («Сорока ») в Нью-Йорке по обезвреживанию уже проникших немецких агентов , в задачу которых входила установка радиомаяков на небоскрёбах города . Если это так, проект «Amerika-Rakete», возможно, был близок к началу боевого применения. Разворачивание проекта ракетной бомбардировки США полностью, видимо, было уже невозможно, поскольку немецкий ракетный полигон подвергался авианалётам союзников, а затем был занят советскими войсками в начале весны 1945 года .

Если ракеты А-9/А-10 всё-же испытывались и на их борту находились пилоты, то в случае превышения в этих запусках высоты 100 км . они могли считаться первыми космонавтами .

Тем не менее, факт каких-либо существенных работ по программе A9/A10 вызывает сильные сомнения, так как материальных свидетельств какого-либо практического воплощения работ по проекту не существует. Согласно данным проведённого журналом «Техника - молодёжи » расследования, программа не продвинулась далее эскизов и расчётов .


После окончания 2-й мировой войны Фау-2 стала прототипом первых межконтинентальных баллистических ракет в США и СССР и других странах. С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет Фау-2 начинались как некоторые американские , так и советские ракетные и космические программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2 , созданных на основе Фау-2.

11 апреля 1945 года американские войска захватили завод «Миттельверк » в Тюрингии , где обнаружили 54 собранные ракеты. Кроме того, в сборочных цехах находились ещё 35 Фау-2 в той или иной степени готовности.

Фау-2 на сборочной линии завода Миттельверк в горе Конштайн, 3 июля 1945 года

Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн , в 5 км . от города Нордхаузена находился концентрационный лагерь Дора (Дора-Миттельбау, Нордхаузен) - подразделение лагеря Бухенвальд . Основным предназначением лагеря была организация подземного производства вооружений на заводе Миттельверк, в том числе ракет Фау-2. В лагере заключённые работали в специально прорубленных в горе тоннелях. Это был один из наиболее тяжёлых по режиму лагерей Германии . Тем не менее, в лагере существовало антифашистское подполье , которое организовывало тайный саботаж при изготовлении ракет, благодаря чему около половины всех запущенных Фау-2 не долетели до цели.

После занятия лагеря Дора союзниками, были найдены зарытыми 25000 трупов узников , и ещё 5000 человек было расстреляно перед наступлением американской армии. Таким образом, производство ракет унесло в 10 раз больше жизней, чем сами ракетные удары.

Около 100 захваченных американскими войсками ракет Фау-2 на 16 транспортных судах было отправлено в Америку, где они стали настоящим открытием для американских инженеров. В первые послевоенные годы с помощью Вернера фон Брауна на их базе были созданы первые американские баллистические ракеты: Редстоун, Меркурий, Юпитер , которые сыграли ключевую роль в осуществлении первых космических успехов США :

В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes . В 1946-1952 годах армия США осуществили 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, ввиду наличия у США параллельной программы разработки полностью американской серии ракет WAC Corporal, развитие линии Фау-2 в США было ограничено.


Сильное впечатление произвело знакомство с немецкой военной техникой и на советских инженеров . Вот, как писал об этом Б.Е.Черток , направленный в Германию после окончания войны, наряду с другими специалистами по ракетной технике, для знакомства с немецкими трофейными ракетами Фау-2:

«A.M.Исаев, затем я, Н.А.Пилюгин, В.П.Мишин и ещё несколько специалистов были допущены к осмотру секретного немецкого оружия.

Войдя в зал, я сразу увидел грязно-чёрный раструб, из которого торчала нижняя часть туловища Исаева. Он залез с головой через сопло в камеру сгорания и с помощью фонарика рассматривал подробности. Рядом сидел расстроенный Болховитинов.

Я спросил:

- Что это, Виктор Фёдорович?

- Это то, чего не может быть! - последовал ответ.

ЖРД таких размеров в те времена мы себе просто не представляли ».

Однако нашим инженерам удалось в точности повторить немецкую ракету и создать её отечественный аналог Р-1 . Параллельно же с этим аналогом, С.П.Королёв разработал ракету Р-2 , летавшую уже на 600-километровое расстояние. Последним прямым потомком Фау-2 стала и наша ракета Р-5 , ставшая первой отечественной ракетой с ядерным боезарядом :

Прямые потомки Фау-2

Итак, рождение величайшей ракеты 20-го столетия , которая затем стала основой космических ракет , было оплачено тысячами жизней – жителей европейских городов, по которым наносились ракетные удары, узников концлагерей. И в последующие годы ракеты рассматривались сверхдержавами, как средство военного доминирования . Всяческие разговоры о мирных исследовательских космических полётах рассматривались не просто как фантазии , а как вредное отвлечение ресурсов от главной цели – создание средств разрушения, уничтожения, убийства . Только под эти цели «сильные мира сего» считали достойным и необходимым выделение огромных средств. И лишь тем конструкторам, которые являлись космическими мечтателями и сильными личностями в одном лице , таким как С.П.Королёв , Вернер фон Браун , В.П.Глушко и другим удалось направить часть этой воинственной энергии в мирное, исследовательское русло. Наверное, последующие космические исследования искупили собой те жертвы, которые были принесены на первом этапе развития ракетостроения в 20 веке. Или не искупили ?


Часть вывезенных в США Фау-2 применялась для проведения научных исследований .

24 октября 1946 года автоматическая 35-миллиметровая камера, установленная на трофейной ракете Фау-2, запущенной американскими военными инженерами с полигона Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико ), впервые сфотографировала Землю с высоты 65 миль (105 километров ). Вот эти фотографии:

20 февраля 1947 года в США с помощью ракеты Фау-2 в космос по суборбитальной траектории были запущены первые живые существа - плодовые мушки . Было произведено изучение последствий радиационного воздействия на больших высотах.

В 1948 году в США в носовом конусе трофейных ракет Фау-2 были запущены обезьяны-резус - Альберт и Альберт 1 . Во время подготовки к полёту обезьяны трудно привыкали к условиям кабины , плохо поддавались тренировке, иногда у них случались нервные срывы, и тогда они проявляли агрессивность, с которой боролись, погружая животных в состояние наркотического опьянения . После запуска они умерли от удушья . Высота ракеты достигла 63 км .

14 июня 1949 года обезьяна Альберт II была запущена в космос таким же образом. К сожалению, Альберт II тоже умер из-за того, что не раскрылся парашют . Но тем не менее Альберт II стал первой обезьяной в мире попавшей в космос , поскольку взлетел на 133 км.

16 сентября 1949 года А льберт III - яванский макак - погиб на высоте 10,7 километров при взрыве ракеты.

8 декабря 1949 года Альберт IV погиб во время полёта, достигнув высоты 130,6 километров .

31 августа 1950 года мыши Mickey, Mighty, Jerry or Danger , были запущены в космос на борту Фау-2. О том, сколько их осталось в живых не известно.

18 апреля 1951 года обезьяна по прозвищу Альберт V погибла из-за отказа парашюта.

20 сентября 1951 года Yorick , также известный как Альберт VI , вместе с 11 мышами , пролетев 70 км. , стал первой обезьяной, которая выдержала полёт ракеты . Однако, он умер через 2 часа после приземления . Две мыши также умерли. Их смерти наступили в результате перегрева в загерметизированной капсуле на солнце до того, как их нашли.

21 мая 1952 года обезьяны Патриция и Майк , полетевшие и выдержавшие полёт, пролетели всего 26 километров . Патриция и Майк прожили всю жизнь в Национальном зоологическом парке в Вашингтоне, округ Колумбия США.


В СССР в 1949 – 1951 годах были осуществлены пуски наследниц Фау-2 – геофизических ракет Р-1А (В-1А ), Р-1Б (В-1Б ), Р-1В (В-1В ) с научными целями , в том числе, с собаками на борту (см. проект ВР-190 ):


Продолжение следует...


История создания и запусков Фау-2 в Германии

,
К.Гэтленд Космическая техника М.Мир, 1986 ,
http://ru.wikipedia.org/ , http://supercoolpics.com/ , http://www.about-space.ru/ , http://fun-space.ru/ , http://biozoo.ru/ , http://vn-parabellum.narod.ru/ ,

ФАУ-2 (нем. V-2, А-4), одноступенчатая баллистическая ракета с автономным управлением на активном участке траектории. Разработана под руководством Вернер фон Брауна . Применялась Германией в конце 2-й мировой войны для поражения крупных объектов и деморализации населения Великобритании. После войны явилась прототипом для разработки многих баллистических ракет в США и других странах. Её масса составляла ок. 13 т, дл. - 14 м, макс, диаметр корпуса - 1,65 м. Боевая часть с массой 800 кг размещалась в головном отсеке. Жидкостный ракетный двигатель работал на 75-процентном этиловом спирте (3,5 т) и жидком кислороде (5 т). Он развивал тягу 270 кН (27 тс) и обеспечивал максимальную скорость полёта до 1700 м/с (6120 км/ч), дальность достигала 320 км, высота траектории - ок. 100 км. Система управления - автономная, гироскопическая с программным механизмом и приборами для замера скорости полета. Запуск вертикальный. Первый боевой пуск состоялся 8 сентября 1944 года. Эффективность боевого применения ФАУ-2 оказалась крайне низкой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50% ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при пуске либо вышли из строя в полёте). В Германии на базе ФАУ-2 разрабатывался проект двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 5000 км. Немецко-фашистское командование намеревалось использовать эту ракету для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США. Однако разработка такой ракеты к моменту поражения фашистской Германии не была завершена.

К. В. Морозов.

Советская военная энциклопедия.

"Оружие возмездия" (Vergeltungswaffen), разработанное немецкими учеными в конце 2-й мировой войны на секретной базе в Пенемюнде ракетное оружие V-1 ("Фау-1") и V-2 ("Фау-2"), которое по замыслу Гитлера должно было переломить ход войны.

Первый боевой запуск ракеты V-1 на жидком топливе был произведен 12 июня 1944 с побережья Франции для поражения Лондона. В течение одной недели на британскую столицу было выпущено более 8 тыс. ракет, многие из которых оказались сбитыми силами английской противовоздушной обороны, по меньшей мере 630 взорвалось в воздухе, однако небольшая часть все же достигла цели. Английские потери от этой бомбардировки составили около 6 тыс. человек убитыми и около 40 тыс. ранеными. Три месяца спустя, 8 сентября 1944, с базы в Нидерландах был произведен первый пуск ракеты V-2 по лондонскому району Чизвик. Ракета V-2 имела около 15 метров длины, вес 13 тонн, в том числе 1-тонная боеголовка. Скорость ракеты была около 7 тыс. км в час, дальность полета 500 км. На Англию было выпущено более 1 тыс. ракет V-2, 600 из которых пришлось на Лондон. Потери англичан составили около 10 тыс. человек убитыми.

Использован материал Энциклопедии Третьего рейха - www.fact400.ru/mif/reich/titul.htm

Литература:

Секретное оружие третьего рейха. М., 1975;

Морозов Н. И. Баллистические ракеты стратегического назначения. М., 1974;

Латухин А. Н. Боевые управляемые ракеты. М., 1968;

Мадер Ю. Тайна Хантсвилла. Пер. с нем. М., 1965.

Далее читайте:

Браун, Вернер фон (Braun), немецкий ученый в области ракетостроения.

Перед вами книга, рассказывающая об одном из главных достижений XX века - космонавтике, которую весь мир считает символом прошлого столетия. Однако космонавтика стала не только областью современнейших исследований науки и достижений техники, но и полем битвы за космос двух мировых сверхдержав - СССР и США. Гонка вооружений, «холодная война» подталкивали ученых противоборствующих систем создавать все новые фантастические проекты, опережающие реальность.

Данный том посвящен ракетным системам докосмической эры.

Книга содержит большой иллюстративный материал и будет интересна как специалистам, так и любителям истории.

Схема ракеты «Фау-2» («А-4»)

Схема ракеты «Фау-2» («А-4»)

В то время построить такой насос казалось почти невозможным, тем более что он должен был выполнять ряд функций: подавать компоненты топлива, одним из которых являлся сжиженный газ, под давлением порядка 21 атмосфер и перекачивать более 190 литров топлива в секунду. Кроме того, ему следовало быть достаточно простым по конструкции и очень легким, а в довершение всего насос должен был запускаться на полную мощность в течение очень короткого (6 секунд) промежутка времени. Когда фон Браун излагал эти требования персоналу завода, выпускающего насосы, он невольно ожидал возражений. Однако оказалось, что требуемый насос напоминает один из видов центробежного пожарного насоса.

Но, разумеется, любой насос нуждается в источнике энергии, то есть должен чем-то приводиться в движение. Для этого были использованы концентрированная перекись водорода и раствор перманганата, соединяя которые можно было быстро получить определенное количество парогаза постоянной температуры. Агрегат турбонасоса, парогазогенератор для турбины и два небольших бака для перекиси водорода и перманганата калия помещались в одном отсеке с двигательной установкой. Отработанный парогаз, пройдя через турбину, все еще оставался горячим и мог совершить дополнительную работу. Поэтому его направляли в теплообменник, где он нагревал некоторое количество жидкого кислорода. Поступая обратно в бак, этот кислород создавал там небольшой наддув, что несколько облегчало работу турбонасосного агрегата и одновременно предупреждало сплющивание стенок бака, когда он становился пустым. Эту же работу в линии подачи топлива выполнял сжатый азот.

Из турбонасосного агрегата оба жидких компонента топлива под давлением подавались в двигатель. Кислород поступал непосредственно к 18 форсункам, расположенным в головке двигателя. Спирт, прежде чем попасть к форсункам, проходил через рубашку охлаждения двигателя.

Для пуска ракета «А-4» устанавливалась на стартовом столе, представлявшем собой массивное стальное кольцо, укрепленное на четырех стойках. Кольцо должно было иметь строго горизонтальное положение, чтобы ракета стояла на столе в вертикальном положении. Ниже стального кольца по оси ракеты находился дефлектор (отражатель) реактивной струи, который представлял собой пирамиду из листовой стали, разбивавшей газовую струю ракетного двигателя в момент старта Для повышения живучести дефлектора его наполняли водой, поглощавшей часть тепла.

Заправка ракеты производилась после ее установки на стартовом столе. Все это время электрооборудование ракеты работало от внешнего источника питания, ток от которого подавался по кабелю к разрывному штекеру, удерживаемому в специальном гнезде на корпусе ракеты с помощью электромагнита. Штекер с кабелем отсоединялся от ракеты в момент старта. Воспламенение в ракетном двигателе осуществлялось с помощью простого пиротехнического устройства, вращающегося в горизонтальной плоскости внутри камеры сгорания. Из-за крестообразной формы оно было названо «воспламенительным крестом». Когда двигатель начинал работать, этот «крест» сжигался струей истекающих газов.

Запуск ракеты «А-4» осуществлялся в три этапа. Сначала воспламенялось пиротехническое устройство. Когда оно сгорало, открывались клапаны, и спирт и кислород первое время попадали в камеру сгорания только под действием силы тяжести, поскольку баки помещались над двигателем. Немцы называли этот этап «малой» или «предварительной» ступенью пуска.

На «предварительной» ступени двигатель работал с типичным оглушающим шумом, похожим на шум водопада; пламя, разбиваемое пирамидальным дефлектором, разбрасывалось во все стороны на много метров. Тяга составляла около 7 тонн, и этого, конечно, было недостаточно, чтобы поднять ракету, весящую почти в два раза больше. Но целью «предварительной» ступени являлся не действительный пуск ракеты, а показ того, что двигатель работает нормально. Если двигатель функционировал без перебоев, тут же включался парогазогенератор и начинал работать турбонасосный агрегат, создававший необходимое давление для подачи компонентов топлива в камеру сгорания. Чтобы поднять это давление до уровня, обеспечивающего переход к «главной ступени пуска», требовалось около 3 секунд. За это время резко увеличивалось пламя, вырывающееся из сопла двигателя, нарастал шум, а тяга поднималась с 7 до 27 тонн, заставляя ракету оторваться от земли.

Самым критическим периодом считались первые секунды полета, когда скорость была еще небольшой и ракета оказывалась весьма неустойчивой. В это время задачу балансировки ракеты выполняли газовые рули. Затем, когда скорость ракеты возрастала, аэродинамические стабилизаторы помогали газовым рулям, но дальше ракета поднималась на такие высоты, где окружающий воздух был слишком разреженным, и поэтому задача стабилизации ракеты опять ложилась на газовые рули. При вертикальном запуске газовые рули должны были только выравнивать ракету и держать ее в вертикальном положении, но при запуске по цели ракету приходилось еще на активном участке траектории наклонять в направлении цели. В последнем случае ракета оставалась в строго вертикальном положении только в течение первых четырех секунд, затем она наклонялась. Звуковой барьер ракета преодолевала через 25 секунд после старта, еще в период выведения ракеты на заданную траекторию. Этот период заканчивался на 54-й секунде. В течение следующих 8-10 секунд ракета продолжала движение по восходящей ветви наклонной и прямолинейной траектории.

К лету 1942 года первая небольшая серия ракет «А-4» была готова к летным испытаниям. К этому времени станция Пенемюнде уже представляла собой очень крупное предприятие, настолько крупное, что пришлось разделить «Пенемюнде - Восток» на две секции. Одна секция, в районе озера Кельпин, получила наименование «Пенемюнде - Север». Она занималась непосредственной разработкой ракет. Другая - на полпути между секцией «Пенемюнде - Север» и деревней Карлсхаген - была известна как производственно-экспериментальные цехи станции «Пенемюнде - Восток». Участок испытательной станции германских ВВС сохранял свое наименование «Пенемюнде - Запад».

Тип головной части моноблочная, неядерная, неотделяемая, масса 1 т. Количество боевых блоков 1 Мощность заряда 800 кг Аммотол Система управления автономная, инерциальная Способ базирования стационарный наземный стартовый стол, мобильная установка

История запусков

Состояние приостановлены Места запуска Полигон Дазенхау / Полигон Маас Первый запуск март

Первая ступень

Маршевый двигатель ЖРД Тяга 270 кН Горючее 75 % этиловый спирт Окислитель жидкий кислород

Первый старт состоялся в марте 1942 года , а первый боевой пуск - 8 сентября 1944 года . Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Применялась с целью запугивания, поражая в основном мирное население (погибло около 2700 человек , обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании , в особенности отличающийся большой площадью город Лондон). Военная значимость ракеты Фау-2 была ничтожной .

Ракета являлась одноступенчатой, имела жидкостный ракетный двигатель , стартовала вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Максимальная скорость полёта - до 1700 м/с (6120 км/ч), дальность полёта достигала 320 км , высота траектории - 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола . Средняя стоимость - 119 600 рейхсмарок .

«Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим .

После войны являлась прототипом для разработки первых баллистических ракет в США , СССР и других странах.

История

Снимок площадки со стартовым столом и двумя «Фау 2» в горизонтальном положении, 23 июня 1943.

Конструкция

Развёртывание

С момента создания Фау-2 в германском командовании велись споры по поводу схемы развёртывания ракет. Ракета заправлялась быстро испаряющимся жидким кислородом, получение которого велось на специальных предприятиях. Поэтому с технической точки зрения, разумно было развёртывать ракеты на стационарных позициях в непосредственной близости от заводов жидкого кислорода и запускать сразу же после заправки.

Военные, тем не менее, критически отнеслись к этой концепции. Их главным аргументом было превосходство авиации союзников в воздухе, делавшее любые стационарные позиции ракет слишком уязвимыми для массированных бомбардировок. По мнению военных, запуск ракет должен был осуществляться с мобильных быстро перемещающихся позиций, которые было бы трудно обнаружить и уничтожить.

Позиция военных тоже имела ряд недостатков, главным из которых были очевидные сложности с обслуживанием ракет на мобильных позициях, меньшая вероятность успешного запуска в полевых условиях и главное - сравнительно меньший темп запуска ракет с полевых позиций чем с оборудованных стационарных комплексов. Тем не менее, военные настаивали на своём, утверждая, что любые стационарные комплексы будут подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, которые если и не разрушат их полностью, то затруднят до крайности запуск ракет.

В конечном итоге, спор был разрешён в пользу стационарных комплексов вмешательством лично Гитлера. испытывавшего симпатии к грандиозным проектам. По его приказу, было начато строительство нескольких гигантских заглубленных бункеров, каждый из которых должен был представлять собой защищённый от бомбардировок комплекс, предназначенный для предстартовой подготовки, заправки и запуска ракет в максимально быстром темпе.

Строительство нескольких подобных конструкций было начато в 1943, но не доведено до конца:

Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб Tallboy , падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно.

«Фау-2» на транспортно-установочной тележке Meilerwagen

Ввиду очевидного фиаско концепции стационарных пусковых бункеров, Гитлер изменил своё мнение и согласился на развёртывание ракет на мобильных позициях. Специально для запуска Фау-2 был разработан установщик, называемый мейлерваген , который доставлял ракету на позицию и ставил её вертикально на стартовый стол.

Боевое применение

Поскольку мы впоследствии выпускали по девятьсот больших наступательных ракет каждый месяц, то вполне могли бы производить ежемесячно несколько тысяч этих меньших по размерам и стоимости ракет. Я и сейчас думаю, что с помощью этих ракет в сочетании с реактивными истребителями мы, с весны 1944 года успешно защищали бы нашу промышленность от вражеских бомбардировок, но Гитлер, «одержимый жаждой мести, решил использовать новые ракеты для обстрела Англии».

Ракета «Фау-2» выставленная на Гроенплац (Groenplaats) в Антверпене

Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу . На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали (когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв) что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чём. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (называемое ими «оружием возмездия» - нем. Vergeltungswaffe ). Эффективность боевого применения «Фау-2» была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (от каждой ракеты погибал один или два человека).

Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырехмоторных бомбардировщиков B-17 («Летающая крепость»), пришлось бы использовать 66 000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет.

Об эффективности применения Фау-2 - там же, c. 463

Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн находился концентрационный лагерь Дора , поставлявший заводу рабов. Производство этих ракет унесло больше жизней, чем сами ракетные удары - в лагере нашли зарытыми 25 тыс. трупов, ещё 5 тыс. человек было расстреляно перед наступлением американской армии.

На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты A-9/A-10 с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США . Однако доведение ракеты до боевого применения к моменту поражения нацистской Германии так и не состоялось.

После войны

В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes . После войны, из Германии в США в разобраном виде было вывезено около 100 готовых ракет. В 1946-1952 армия США осуществила 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск осуществил с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, ввиду наличия у США параллельной программы разработки полностью американской серии ракет WAC Corporal , развитие линии Фау-2 в США было ограничено.

Значение в освоении космоса

Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт . В первой половине 1944 года , с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров .

С запуска трофейных , а позже модифицированных ракет «Фау-2» начинались как некоторые американские (программа Hermes), так и советские ракетные и космические программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2 , созданных на основе конструкции «Фау-2».

Тактико-технические характеристики

Жидкостный ракетный двигатель работал на 75 % этиловом спирте (около 4 тонн) и жидком кислороде (около 5 тонн) и развивал тягу до 270 кН , обеспечивая максимальную скорость полёта до 1700 м/с (6120 км/ч). Дальность полёта достигала 320 км , высота траектории до 100 км. Боевая часть, содержащая до 830 кг аммотола , размещалась в головном отсеке. Основные параметры ракеты приведены в таблице ниже:

Общая длина ракеты, мм 14 030
Диаметр корпуса, мм 1650
Диаметр по стабилизаторам, мм 3558
Масса незаправленной ракеты с боевой частью, кг 4000
Масса стартовая, кг 12 500
Количество расходуемых
веществ
масса спирта (75%), кг 3900
масса жидкого кислорода , кг 5000
масса перекиси водорода , кг 175
масса перманганата натрия, кг 14
масса сжатого воздуха , кг 17
Расход топлива, кг/с 127
Пропорция смеси (спирт/кислород) 0,81
Тяга двигателя на старте, кг 25 000
Ускорение на старте, g 0,9
Температура в камере сгорания, °C ~2700
Давление в камере сгорания, атм. 15,45
Давление зажигания (сверх давления в камере сгорания), атм. 2,4
Скорость истечения топлива, м/с 2050
Время набора скорости звука, с 25
Время работы двигателя, с 65
Тяга перед отсечкой топлива, кг 4200
Ускорение перед отсечкой топлива, g 5
Скорость ракеты в конце работы двигателя, м/с 1450
Координаты ракеты к моменту
отсечки подачи топлива
по высоте, км 25
по горизонтали, км 20
Дальность стрельбы практическая, км 250
Дальность стрельбы максимальная, км 320
Высшая точка траектории, км 70
Скорость падения (у земли), м/с 450
Масса головной части, кг 1000
Масса взрывчатого вещества, кг 730-830
Действие у цели
при тротиловом снаряжении
диаметр воронки, м 25-30
глубина воронки, м 15
Отклонение от цели по проекту (КВО), км 0,5-1 (0,002–0,003 от дальности )
реализовано, км ±10-20
по результатам отстрела в 1947 году
11 ракет собранных в СССР, км
±5
  • Вскоре после войны англичане продемонстрировали запуск ракеты «Фау-2» (пуск осуществляли немецкие специалисты). По указанию руководства советский специалист С. Королёв также присутствовал на этом пуске (под чужой фамилией, под видом капитана-артиллериста Советской Армии).

См. также

Примечания

Источники

Литература

  • Tracy Dungan . V-2: A Combat History of the First Ballistic Missile. Westholme Publishing () , ISBN 1-59416-012-0 (англ.)
  • Вальтер Дорнбергер . ФАУ-2. Сверхоружие Третьего рейха - . ISBN 5-9524-1444-3 (рус.)
  • Альберт Шпеер . Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности., М., 2005. (Глава: Ошибки. Секретное оружие и СС)
  • Хвощин В., Каневский А. Тайны ракеты Фау-2. «Чудо-оружие» нацистской Германии (рус.) // Крылья Родины . - М ., 1998. - № 05. - С. 16-20. - ISSN 0130-2701 .
  • Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост. В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. - М .: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 1207 с. - 800 экз. - ISBN 978-5-8243-1430

Ссылки

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то