Ракета лайнер технические характеристики. Что такое ракета "Лайнер" - bmpd. Курс на твердое топливо

Военно-морской флот России принял на вооружение баллистическую ракету Р-29РМУ2.1 "Лайнер". Новой ракетой оснастят стратегические атомные подводные лодки проекта "Дельфин".

ПО ТЕМЕ

Ракета "Лайнер" была принята на вооружение в начале 2014 года . Программа летных испытаний ракеты завершилась в октябре 2011 года. В общей сложности были произведены два испытательных пуска ракеты: 20 мая и 29 сентября 2011 года. Они были признаны успешными, сообщает "Интерфакс".

Как ожидается, в составе вооружения подводных лодок проекта "Дельфин" новые "Лайнеры" будут использоваться наравне с модернизированными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 "Синева". "Лайнер" представляет собой модификацию "Синевы" для размещения на подводных лодках, с новыми возможностями по преодолению ПРО, а также возможностью комбинировать боевую нагрузку.

В частности, головная часть ракеты может быть оснащены восемью или десятью боевыми блоками малой мощности или четырьмя блоками средней мощности. При этом боевые блоки могут быть установлены одновременно с комплексом средств преодоления систем противоракетной обороны. Ракета "Лайнер" разработана в Государственном ракетном центре имени Макеева и изготовлена на Красноярском машиностроительном заводе. Длина "Лайнера" составляет около 15 метров, диаметр – 1,9 метра, а стартовая масса – более 40 тонн.

Ракетный комплекс "Лайнер" позволяет осуществлять залповые и одиночные пуски ракет при движении на глубинах до 55 метров и на скорости до семи узлов. Благодаря оснащению подлодок проекта "Дельфин" ракетами "Лайнер" их срок службы будет продлен по меньшей мере до 2030 года.

Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

В России создана новая баллистическая ракета подводного базирования под названием "Лайнер". По данным разработчиков из Центра имени Макеева, новая ракета по мощности превосходит "Булаву". Российская оборонка в последние годы нередко преподносит сюрпризы в области стратегических вооружений: так, в 2007 году внезапно был испытан новейший наземный ракетный комплекс РС-24 "Ярс", оснащаемый разделяющейся головной частью. Испытание вызвало легкий переполох у экспертного сообщества. Что же нового кроется за новым сюрпризом, теперь уже в морской составляющей стратегической ядерной триады?

Новость на ровном месте

Во вторник, 9 августа, некоторые российские СМИ со ссылкой на Государственный ракетный центр имени Макеева (Миасс, Челябинская область) сообщили о создании новой ракеты, которая "по энергомассовому совершенству превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, США и Франции". Ракета "может быть оснащена в 1,5-2 раза большим количеством боевых блоков малого класса мощности, чем ракета "Булава".

Но в сущности ничего прорывного не произошло. Насколько можно судить на данный момент (факт работ по теме "Лайнер" был обнародован еще в мае этого года , и с тех пор информации по ракете не прибавилось) перед нами - очередная глубокая модернизация многочисленного семейства ракет Р-29Р/РМ/РМУ.

Предшественницы "Лайнера" - Р-29РМУ2 "Синева" (разработка конца 1990-х годов) - стоят сейчас на стратегических атомных субмаринах проекта 667БДРМ "Дельфин". Этим подлодкам в скором будущем предстоит отправить на средний, а то и капитальный ремонт для продления ресурса. Именно для них и предназначена новая ракета.

"Наши стратегические подводные ракетоносцы проекта 667БДРМ, боевая служба которых продолжается, вооружены жидкотопливными ракетами "Синева", и их дальнейшее совершенствование, в частности, по теме "Лайнер", позволит этим подлодкам оставаться в боевом составе флота еще многие годы, до полного перевооружения на новейшие подводные лодки класса "Борей" (проект 955)", - пояснил РИА Новости .

Но, по мнению источника, сравнивать "Лайнер" с "Булавой" некорректно. И это так: они конструктивно различны ("Синева" - жидкотопливная, "Булава" - на твердом топливе); кроме того, ракеты "живут" в разном весе - слова "в 1,5-2 раза большее число боевых блоков" впечатляют лишь до тех пор, пока не сравнишь хотя бы официальные данные по забрасываемой массе (1150 кг у "Булавы" и, по разным сведениям, до 2500-2800 кг у "Синевы"). Но "Синева" тяжелее (минимум на 4 тонны) и больше (примерно на 3 метра).

Курс на твердое топливо

Еще один аспект. "Синева" и ее наследники предназначена для "уходящих" ракетоносцев проекта 667БДРМ ("Дельфин"). Лодки будут модернизироваться и, по-видимому, послужат флоту еще лет двадцать как минимум. Однако развивать их линию в морском строительстве не планируют.

Впрочем, пока ВМФ не получил новые корабли проекта 955 ("Бореи", головной из которых - "Юрий Долгорукий" - на ), именно "Дельфины" будут нести основную тяжесть боевого дежурства. И для этого им понадобятся современные ракетные комплексы.

Гипотетическая борьба "Синевы" ("Лайнера") с "Булавой" за место в морской стратегической компоненте до известной степени "виртуальна". Ракеты на несимметричном диметилгидразине действительно более мощны, чем твердотопливные, но опасны в обращении. Особенно в условиях флота.

Например, взрыв жидкотопливной ракеты в шахте лодки К-219 в октябре 1986 года привел к отравлению личного состава и последующему затоплению корабля в море. А ведь неоднократно были и другие, более прозаические случаи, когда ракеты (попросту огромные "бочки" с топливом) роняли с грузовых стрел и били их об пирсы и корпуса лодок - с разгерметизацией и выбросом ядовитых компонентов.

"Действительно, уже стоящая на вооружении жидкотопливная ракета "Синева" имеет большую мощность и дальность полета, чем твердотопливная "Булава", однако в России взят курс на создание в будущем именно твердотопливных морских баллистических ракет", - сообщили РИА Новости в оборонном ведомстве.

Насколько можно судить, это общая позиция военных: стратегический ядерный флот решено переводить на единый твердотопливный носитель, и им выбрана "Булава", а в качестве корабельной платформы будут использоваться многострадальные атомоходы проекта 955 (им на своем веку от кульмана до выхода в море пришлось побыть "стартовыми площадками" сразу для трех ракетных комплексов).

Бои местного значения

За несколько поспешным рапортом о создании "новой ракеты", которая "мощнее" "Булавы", кроется довольно интригующий клубок противоречий в отечественном оборонном комплексе.

Долгие годы после распада СССР основным "поставщиком двора" российских ядерных сил практически безальтернативно был Московский институт теплотехники (МИТ) - головная организация по твердотопливным мобильным ракетам, разработчик "Тополей", "Ярсов", "Булавы", а до того - ничуть не менее известных и грозных "Пионеров", наряду с "Першингами" ставшими героями "евростратегической" эпопеи.

МИТ снискал себе статус ракетной корпорации номер один и намерен был и далее пребывать в этом состоянии. Генконструктор МИТа Юрий Соломонов известен своей жесткой позицией и неоднократно публично заявлял, что в интересах стратегических ядерных сил России закупаться должны только твердотопливные ракетные комплексы.

Все изменилось буквально за последний год. Неожиданно (а для кого-то, наоборот, ожидаемо и даже "долгожданно") российские военные тяжелого жидкостного носителя шахтного базирования на замену стремительно стареющей Р-36М2/МУТТХ - легендарной "Сатане", основе советских ядерных сил. Головным разработчиком новой техники, получившей шифр, по разным данным, то ли "Прорыв", то ли "Неизбежность", назначили как раз ГРЦ имени Макеева.

Похоже, что российская ракетно-ядерная отрасль (как ни парадоксально это звучит на первый взгляд, учитывая степень секретности темы) - одна из самых публичных в отечественной оборонке. У ракетчиков горячие содержательные дискуссии на тему, как жить дальше, ведутся с завидной регулярностью, давая пищу наблюдателям и журналистам.

Элемент подобной дискуссии нам, по-видимому, демонстрируют и на сей раз. Конкуренты МИТа поднимают голову и претендуют на место под солнцем - особенно теперь, в условиях роста объемов гособоронзаказа. Похоже, конкуренция на рынке межконтинентальной баллистической техники только обостряется, и мы в самое ближайшее время еще увидим далеко не одну серию захватывающего ракетно-ядерного триллера.

Генеральный конструктор ОАО "ГРЦ Макеева" " Владимир Дегтярь: "Мы проводим инициативные проработки по созданию перспективного стратегического морского ракетного комплекса".

Ответственные задачи в рамках Государственной программы вооружений решает одно из ведущих предприятий российской ракетной промышленности - ОАО "Государственный ракетный центр (ГРЦ) Макеева" (Миасс, Челябинская область). Об основных его разработках в области стратегических ракетных комплексов с баллистическими ракетами морского и наземного базирования в интересах ВМФ и РВСН, а также ракетно-космических комплексов "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный директор, генеральный конструктор ОАО "ГРЦ Макеева", член-корреспондент РАН Владимир ДЕГТЯРЬ.

- Владимир Григорьевич, не так давно осуществлён очередной успешный пуск стратегической ракеты морского базирования "Синева" разработки и производства ГРЦ Макеева. Какие задачи ставились во время этого пуска?

5 ноября 2014 года в 9:30 мск из акватории Баренцева моря с борта ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Тула" из подводного положения был осуществлен успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты "Синева". Пуск был выполнен по планам учебно-боевой подготовки и совмещен с выполнением других работ в интересах министерства обороны. Все задачи, поставленные перед ОАО "ГРЦ Макеева", выполнены, и это, бесспорно, очередной заслуженный успех кооперации предприятий промышленности и ВМФ.

Ранее сообщалось, что принятая на вооружение в 2007 году морская ракета "Синева" обладает большим модернизационным потенциалом. Ведутся ли работы по развитию этого носителя?

Действительно, модернизационный потенциал у морской ракеты "Синева" большой, что и показала проведенная в ГРЦ разработка и комплекса новой морской ракеты "Лайнер", выполненная в интересах министерства обороны. По энергомассовому совершенству ракета "Лайнер" превосходит все современные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции, а по боевому оснащению не уступает (в условиях СНВ-3) американскому "Трайденту-2".

Ракета "Лайнер" может быть оснащена смешанной комплектацией боевых блоков различного класса мощности. В январе 2014 года распоряжением президента РФ комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 "Лайнер" принят на вооружение.

Ракета "Лайнер", обладая наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет, имеет ряд новых качеств. Это увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков; применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления. Предусмотрено несколько вариантов боевого оснащения российской ракеты "Лайнер": десять боевых блоков малого класса мощности со средствами противодействия ПРО; восемь боевых блоков малого класса мощности с более эффективными средствами противодействия ПРО; четыре боевых блока среднего класса мощности со средствами противодействия ПРО. Многовариантность боевого оснащения позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием системы противоракетной обороны или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

В 2008 году "Синева" установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет - свыше 11,5 тыс. км. Планируется ли в будущем улучшить этот показатель?

Модернизационный потенциал и высокие энергетические возможности ракеты и комплекса "Синева" были продемонстрированы в 2008 году в ходе проведения президентских стрельб пуском на дальность более 11 тыс. км по акватории в Тихом океане. Цель пусков морских ракет в мирное время обусловлена решением определенных задач. Во-первых, это контрольно-серийные отстрелы, во-вторых, отработка новых технических решений, в-третьих, обучение личного состава подводных лодок. Что же касается установления "мировых рекордов", то это, скорее, приятное дополнение к суровым будням подводников.

Если же говорить шире о совокупном результате пусков ракет, то это, разумеется, не только доставка боевых блоков в заданный район. Это и подтверждение значимости научного и производственно-технологического потенциала ГРЦ и предприятий кооперации, отечественной ракетно-космической отрасли в целом; убедительное доказательство нашей способности реализовать любые задачи по развитию стратегических вооружений и обеспечению, тем самым, надежной защиты нашей Родины в далеко непростой современной военно-политической обстановке.

Возвращаясь к вашему вопросу, могу ответить так: технические возможности обновления "мирового рекорда" у морских ракет "Синева" и "Лайнер" имеются.

Ведётся ли работа по продлению сроков эксплуатации ракетных комплексов РСМ-52 и РСМ-54? До какого года могут они находиться на боевом дежурстве в составе ВМФ России?

В настоящее время проводится работа по продлению сроков эксплуатации ракет РСМ-54 до сроков, установленных тактико-техническим заданием министерства обороны. Ракеты РСМ-52 благополучно ликвидированы (последняя - в сентябре 2012 года) в рамках российско-американской программы совместного уменьшения угрозы по контракту №HDTRA-07-С-0014 от 1 июня 2007 года.

ГРЦ Макеева определено головным разработчиком перспективной тяжёлой жидкостной ракеты наземного базирования, которая должна заменить в группировке РВСН ракеты РС-20В "Воевода". На каком этапе находится эта работа?

В соответствии с договором между министерством обороны РФ и ОАО "ГРЦ Макеева" выполняется опытно-конструкторская работа по созданию стратегического ракетного комплекса наземного шахтного базирования. Выполнен первый этап работ - разработка и защита эскизного проекта. Ведется разработка конструкторской и технологической документации, идет изготовление материальной части опытных образцов и проведение экспериментальной отработки.

Головным заводом-изготовителем ракеты выбран ОАО "Красмаш", к традиционной кооперации ОАО "ГРЦ Макеева" добавился ряд новых исполнителей. Финансирование опытно-конструкторской работы идет в полном объеме в соответствии с договором.

То, что новая задача по формированию облика стратегических ядерных сил сдерживания, связанная с разработкой перспективной тяжёлой ракеты наземного базирования, поручена руководством страны Государственному ракетному центру, является подтверждением высокого научно-технического потенциала предприятия, его авторитета крупнейшего научно-конструкторского центра России по разработке ракетно-космической техники.

С вводом в боевой состав ВМФ РФ перспективных подводных лодок "Борей" основу ударной группировки АПЛ составят твердотопливные ракеты "Булава" разработки Московского института теплотехники. Означает ли это, что ГРЦ Макеева не будет больше заниматься работами по прежней своей основной тематике - баллистическим ракетам морского базирования?

Ракету "Булава" для подводных лодок "Борей" разрабатывал Московский институт теплотехники, ОАО "ГРЦ Макеева" является головным разработчиком корабельного боевого стартового комплекса 3Р-21, обеспечивающего пуск этой ракеты из-под воды и надводного положения и состоящего из корабельного комплекса систем управления, системы защиты комплекса, функционального комплекса, системы управления функциональным комплексом и т.д.

Комплекс 3Р-21 предназначен для обеспечения условий хранения, предпусковой подготовки и пуска "Булавы", в том числе при залповой работе от одного до полного боекомплекта при любых погодных условиях.

В комплексе 3Р-21 впервые, по сравнению с аналогичными комплексами предыдущих поколений, внедрены передовые решения, позволившие значительно повысить его технические и эксплуатационные характеристики. Это централизованная система электропитания; единая информационная система; унифицированные вычислительные средства; автоматическое перенацеливание; программное обеспечение анализа документируемой информации; волоконно-оптическая линия передачи специальной информации; новые методы поддержания температуры хранения ракеты "Булава"; арматура с однопозиционными органами управления.

В процессе строительства ракетных подводных крейсеров проекта "Борей" ОАО "ГРЦ Макеева" с кооперацией предприятий обеспечило изготовление, поставку, шеф-монтажные и пусконаладочные работы комплекса 3Р-21, а также техническое сопровождение и участие в работах с комплексом при проведении швартовных, заводских и государственных испытаний ракетных подводных крейсеров. ГРЦ Макеева проводит работы по размещению и изготовлению комплекса 3Р-21 для ракетного подводного крейсера проекта "Борей-А".

ОАО "ГРЦ Макеева" как головной разработчик жидкостных и твердотопливных ракетных комплексов стратегического назначения с баллистическими ракетами, создатель трех поколений морских стратегических ракет, естественно, проводит инициативные проработки по созданию перспективного стратегического морского ракетного комплекса. Создание нового комплекса - процесс длительный и затратный, который требует осознания военно-политическим руководством страны необходимости разработки такого комплекса, включение работ по его разработке в Государственную программу вооружения, выдачу министерству обороны технического задания на его конкурсную разработку, проведение конкурса и определение победителя. В настоящее время в заинтересованных органах ведется обсуждение по включению работ по перспективному морскому комплексу в Государственную программу вооружения.

Ранее ГРЦ Макеева активно занимался дооборудованием существующих баллистических ракет подводных лодок в космические носители. В частности, ракеты Р-29Р и Р-29РМ дооборудовались в космические ракеты "Штиль" и "Волна". Продолжается ли этот проект?

Государственным ракетным центром с 2001 года проводятся запуски экспериментальных аппаратов для отработки в условиях реального космического полета перспективных технологий. Совместно с ВМФ было проведено более десяти запусков исследовательских космических аппаратов дооборудованными ракетами в конце сроков их эксплуатации. И сегодня возможно выполнение таких задач с помощью ракет Р-29РМ ("Штиль") и Р-29Р ("Волна").

Это является следствием высокой адаптивности наших ракет, которая позволяет проводить разнообразные эксперименты в космическом пространстве. У нас есть предложения от иностранных и отечественных фирм на проведение научно-исследовательских запусков. Уверен, что с приходом в министерство обороны новой команды, а также благодаря прошедшим за последнее время реорганизациям в ракетно-космической отрасли, такие запуски будут продолжены.

Продолжаются ли работы по реализации проекта авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт", который был в свое время поддержан научно-техническим советом Роскосмоса?

Продолжаются. Надо отметить, что создание такого комплекса обеспечило бы поддержание многофункциональности и рациональной взаимозаменяемости систем средств выведения для достижения гарантированного независимого доступа в космос в целях национальной безопасности и расширило возможности представления услуг на мировом рынке. Закономерно, что инвесторы, которые готовы участвовать в проекте, поднимают вопрос о подтверждении его технической реализации.

Учитывая, что одной из сложнейших технических задач является десантирование стотонной ракеты с самолета, для исключения технического риска и расширения возможностей по привлечению инвесторов на начальной фазе реализации программы проводятся проектно-конструкторские работы по отработке основной инновационной составляющей проекта - новой технологии высотного десантирования ракеты ("Демонстратор технологии"). Планируется обеспечить в натурных условиях сброс с самолета габаритно-массового макета ракеты, что при положительном результате будет убедительным аргументом в пользу реализации проекта. А выполнить этот этап мы бы хотели в рамках частно-государственного партнерства, о котором сейчас много говорится, но конкретных результатов, к сожалению, мало.

Оптимизма мы не теряем, и работа с потенциальными заказчиками пусковых услуг авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт" нами проводится. Подписаны меморандумы о намерениях с компанией SSTL (Великобритания), ОНВ-Systems (ФРГ), японскими фирмами "Мицубиси электрик", "Ай Эйч Ай Корпорейшн" о запуске полезных нагрузок. Также подписаны двухсторонние протоколы о возможности базирования авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт" на авиабазах острова Биак (Индонезия) и Камрань (Вьетнам), максимально приближенных к экватору, что увеличивает возможности по выводу космических аппаратов на геостационарную орбиту.

- Ведется ли разработка ракеты-носителя тяжелого класса "Россиянка" с многоразовой первой ступенью?

Для решения задач снижения удельной стоимости выведения и уменьшения количества зон падения, предусмотренных ФКП на 2006-2015 годы, ГРЦ Макеева в 2007 году были разработаны материалы по ракете космического назначения "Россиянка" с многоразовой первой ступенью. Отличительной особенностью предлагаемого варианта ракеты космического назначения является способ возвращения в район космодрома и приземления многоразовой первой ступени путем повторного запуска штатных жидкостных ракетных двигателей ступени (ракетная схема многоразовости), для чего в баках предусматривается необходимый запас топлива. Впоследствии такое техническое решение подтверждено созданием и отработкой многоразовой первой ступени ракеты космического назначения "Falkon" в США.

ОАО "ГРЦ Макеева" продолжило работы в этом направлении. В 2013 году при разработке проекта "Облик - ГРЦ" была предложена модернизация одноразовой первой ступени ракеты космического назначения тяжелого класса в многоразовую путем установки на ступени дополнительных узлов и агрегатов, обеспечивающих ее многоразовое применение. В 2014 году при разработке материалов "Облик-ЛК-ГРЦ" по рассмотрению вариантов ракеты космического назначения легкого и сверхлегкого классов предложен, в том числе, вариант ракеты сверхлегкого класса с многоразовой первой ступенью по схеме космической ракеты "Россиянка". Одновременно предусматривается выполнение такой ступенью роли демонстратора ключевых технологий, предшествуя разработке ракеты космического назначения тяжелого и сверхтяжелого классов с многоразовой первой ступенью.

В ГРЦ Макеева в свое время была разработана универсальная малогабаритная космическая платформа, на базе которой созданы космические аппараты "Компас" и "Компас-2", предназначенные для краткосрочных прогнозов землетрясений с использованием космических средств. Продолжаются ли работы по этой теме?

Государственный ракетный центр принимает участие в различных конкурсах по созданию спутниковых систем дистанционного зондирования Земли, используя полученный опыт создания космического аппарата "Компас". В свое время были выпущены системные проекты в интересах Узбекистана, Южной Кореи, по заказу Федерального космического агентства. Практического продолжения эти работы не получили, но мы готовы участвовать в таких проектах, как по предоставлению средств выведения космических аппаратов (ракеты-носители семейства "Штиль", создаваемые путем дооборудования серийно используемых БРПЛ РСМ-54), так и в создании космических аппаратов различного назначения на базе платформы "Компас", либо ее модификации.

Об успешном завершении испытаний новой стратегической ракеты для подводных лодок Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Однако на фоне очередного витка споров о ракете «Булава» успех «Лайнера» в некоторой мере затерялся. А ведь Р-29РМУ2.1 не просто успешно прошла испытания, но и была рекомендована к принятию на вооружение.


«Лайнер», если можно так выразиться, появился внезапно. Впервые о нем рассказали широкой общественности после того, как 20 мая 2011 года подлодка «Екатеринбург» произвела пуск новой ракеты. «Лайнер» успешно поразил условные цели на камчатском полигоне «Кура». Второй экземпляр Р-29РМУ2.1 отправился в полет с лодки «Тула» и тоже в учебном порядке уничтожил заданные цели на Камчатке. После этого представители министерства обороны и ГРЦ им. Макеева заявили об успешном завершении испытаний, а сама ракета была рекомендована к принятию на вооружение.

Здесь может возникнуть справедливый вопрос: два пуска и все, испытания завершены? Почему так мало? Тех же «Булав» было запущено в несколько раз больше. Дело в том, что ракета Р-30 «Булава» создавалась с нуля, а «Лайнер» – модернизация имеющейся ракеты Р-29РМУ2 «Синева», корни которой, в свою очередь, уходят в начало 80-х, когда была создана ракета Р-29РМ. Такое «генеалогическое древо» Р-29РМУ2.1 имеет весьма прагматичные и даже местами грустные причины. Исходная Р-29РМ была запущена в серию еще в 1986 году, но через десять лет из-за сложной экономической ситуации в стране и новых взглядов на стратегические подлодки их производство было свернуто. Вскоре после прекращения изготовления Р-29РМ пришлось начинать работы по созданию новой модификации этой ракеты. Причины просты: у имеющихся Р-39 почти истек срок хранения, а создание ракеты Р-39УТТХ «Барк» шло очень тяжело (в итоге оно так и не дало результатов – проект был закрыт в пользу Р-30 «Булава»). Нужно было чем-то закрывать «дыру» в стратегических вооружениях, ведь и имеющиеся Р-29РМ рано или поздно пришлось бы списать по старости.

К середине 2000-х начались испытания новой модификации Р-29РМ под названием Р-29РМУ2 «Синева». От оригинальной ракеты ее отличали немного другие размеры, обновленная электроника и, как следствие, большие возможности по преодолению противоракетной обороны противника. Кроме того, удалось улучшить точность наведения боевых блоков. В июле 2007 года «Синева» была принята на вооружение. Тем не менее, новая ракета уже не в полной мере отвечала требованиям к подобному , и уже в 2009-м в ГРЦ им. Макеева начали работу над обновлением «Синевы». Проект Р-29РМУ2.1 «Лайнер» подразумевал создание максимально унифицированной с «Синевой» ракеты, отвечающей современным и перспективным требованиям в сферах полезной нагрузки и преодоления ПРО. Фактически, «Лайнер» – это «Синева» с новой головной частью. Именно благодаря такому подходу к модернизации появилась возможность проверить новую ракету всего двумя запусками.

Надо заметить, головная часть «Лайнера» не так уж и сильно отличается от «головы» Р-29РМУ2. Почти все их различия вызваны тем фактом, что «Лайнер» может нести разные варианты нагрузки – от десяти боевых блоков малой мощности до четырех средней. При этом во всех конфигурациях забрасываемого веса имеется несколько блоков средств преодоления ПРО: системы РЭБ и ложные цели. Как утверждают представители ГРЦ им. Макеева, все ракеты семейства Р-29 предназначены для использования на подлодках проекта 667БДРМ «Дельфин». Для того, чтобы лодка могла использовать новую ракету, конструктивных изменений не требуется – все переоборудование заключается в установке комплекса управления «Арбат-У2.1».

Основная цель, которую преследовали при создании «Лайнера» заключается в обеспечении лодок проекта 667БДРМ современным вооружением. Эти подлодки останутся в строю, как минимум, до 2020 года и некоторую часть этого срока они будут составлять основную массу подводных кораблей, несущих стратегические ракеты. Соответственно, когда в строй войдет достаточное количество АПЛ, вооруженных ракетами Р-30 «Булава», «Дельфины» можно будет либо обновлять, насколько это возможно, либо постепенно выводить из состава флота. Само собой, для того, чтобы «заткнуть» период в несколько лет, создание совершенно новой ракеты было бы чересчур дорогой и сложной затеей. Кстати, о финансовой стороне дела. Переделка «Синевы» в «Лайнер» обойдется военным в 40-60 млн. рублей, в зависимости от состояния ракеты. Также ходят слухи, что в Государственном ракетном центре имеют соображения на предмет переоборудования в «Лайнер» старых Р-29РМ, но эта информация не выглядит достаточно правдоподобной. Во-первых, Р-29РМ и Р-29РМУ2 имеют немало серьезных конструктивных отличий, а во-вторых, срок службы даже самых новых Р-29РМ подходит к концу и перерабатывать их до состояния «РМУ2.1» просто нецелесообразно.

Как видим, очень скоро на вооружение российского ВМФ поступит новая ракета, которая при сносных финансовых затратах сможет обеспечить безопасность страны. Пока что она будет делать это только до 2020 года, но есть мнение, что подводные лодки проекта 667БДРМ, регулярно проходя ремонт и обновление различной аппаратуры, смогут оставаться в строю и в середине двадцатых, если не дальше. К тому времени оборонно-промышленный комплекс страны должен будет дать флоту достаточное количество новых подлодок проекта 955 «Борей», а в перспективе и новую ракету, превосходящую как «Синеву» и «Лайнер», так и «Булаву».

April 15th, 2014

2 апреля 2014 года ВМФ России принял на вооружение новую баллистическую ракету подводных лодок Р-29РМУ2.1 «Лайнер», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Ракета была принята на вооружение в начале 2014 года; ей планируется оснащать стратегические атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

Программа летных испытаний баллистической ракеты «Лайнер» завершилась в октябре 2011 года. В общей сложности были произведены два испытательных пуска ракеты: 20 мая и 29 сентября 2011 года. Они были признаны успешными. Как ожидается, в составе вооружения подводных лодок проекта «Дельфин» новые «Лайнеры» будут использоваться наравне с модернизированными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева».

Здоровая конкуренция среди ведущих КБ и предприятий нашей «оборонки» сохранилась и вопреки прогнозам скептиков дает реальные плоды. Подтверждением тому стал факт принятия на вооружение стратегических подводных сил России принципиально усовершенствованного комплекса с ракетой «Лайнер».

Это сенсационное по сути событие прошло незамеченным, и только на сайте Государственного ракетного центра имени Макеева появилось лаконичное сообщение о том, что «комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 «Лайнер» принят на вооружение». Президент России, говорится в сообщении, уже подписал соответствующее распоряжение.

За развитием этой темы, получившей, как и сама ракета, интригующее название «Лайнер», мы следим, по меньшей мере, три последних года. Первое упоминание прошло в «РГ» в мае 2011-го, когда произвели пробный пуск ракеты. Тогда мои собеседники на Урале (в ГРЦ Макеева в Миассе и в ядерном центре в Снежинске), имевшие прямое отношение к этой разработке, просили не погружаться в детали и на вопросы отвечали уклончиво, только самыми общими словами. С одной стороны, боялись сглазить собственное дитя, с другой — не хотели разжигать подозрения, что эта работа затеяна в пику непредсказуемой «Булаве»…

Состоявшийся вскоре после этого разговор «на понимание» с генеральным директором — генеральным конструктором ракетного центра в Миассе Владимиром Григорьевичем Дегтярем тоже надолго лег «под сукно». И только теперь, когда на официальном сайте ГРЦ сказано о «Лайнере» как о завершенной разработке, пришла пора назвать все сделанное своими именами.

По словам Владимира Дегтяря, опытно-конструкторские работы по теме «Лайнер» велись на базе ракеты-носителя «Синева», которую ГРЦ сдал на вооружение ВМФ в 2007 году. Сконструированная на Урале и произведенная на Красноярском машиностроительном заводе МБР «Синева» работает на жидком топливе — в отличие от твердотопливной «Булавы» Московского института теплотехники и Воткинского машзавода (Республика Удмуртия).

Твердое ракетное топливо априори считается наиболее подходящим для использования на флоте. И долгое время американцы в этом нас превосходили. Однако на Урале, где еще в начале 80-х годов прошлого века сумели-таки создать 90-тонную твердотопливную ракету для самых больших в мире подводных лодок проекта 941 «Тайфун», не переставали заниматься совершенствованием конструкции и технологии производства морских баллистических ракет на жидких компонентах топлива.

Предназначенная для вооружения стратегических подводных лодок типа «Брянск», «Екатерингбург», «Карелия» (проект 667 БДРМ «Дельфин»), уральская «Синева» с красноярским паспортом оказалась весьма перспективным детищем. Неоспоримым ее преимуществом стал тот факт, что ракета изготовлялась на заводе в Красноярске в готовом — капсулированном — виде и не требовала манипуляций с топливом перед загрузкой в ракетную шахту подлодки. Сократилось и время предстартовой подготовки уже непосредственно на корабле.

При этом, как отмечают и наши, и зарубежные эксперты, 40-тонная «Синева» на жидком топливе по своим энергомассовым характеристикам (а это прежде всего соотношение стартовой массы к весу и дальности забрасываемой полезной нагрузки) превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции.

Из открытых источников известно, что «Синева» несет в своей боевой части четыре ядерных блока средней мощности. Для опытно-конструкторской работы «Лайнер» первая и вторая ступени ракеты были взяты серийные — с «Синевы». А вот боевое оснащение (боевая ступень) — новые, сделаны специально под «Лайнер» и позволяют установить до десяти боевых блоков среднего и малого класса мощности, а также средства преодоления ПРО. Причем такие средства, которые существенно отличаются от тех, что есть на «Синеве». Была доработана система управления, реализованы различные виды траекторий.

Как отмечается в сообщении на сайте ГРЦ, «Лайнер» имеет ряд новых качеств: увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков, применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и в астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления…

Иными словами, официально принятая на вооружение новая ракета обладает не только наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет. Наделенная возможностью смешанной комплектации боевых блоков различного класса мощности, она и по боевому оснащению не уступает (в условиях договора СНВ-3) ракетной системе «Трайденту-2″ на американских подлодках. А в сравнении с нашей же «Булавой» позволяет устанавливать не шесть, а десять или даже 12 боевых блоков.

Многовариантность боевого оснащения ракеты «Лайнер», уверяют ее создатели, позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием противоракетных системы или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

- «Лайнер», — резюмировал, избегая деталей, академик Владимир Дегтярь, — это уже совершенно новые возможности, которые адаптированы к системам ПРО — существующим и тем, что могут появиться в перспективе.

Развернутое интервью с генеральным директором — генеральным конструктором ГРЦ Макеева В.Г. Дегтярем мы планируем опубликовать в ближайшее время.

Р-29РМУ2 РСМ-54 «Синева»

Досье «РГ»

ОАО «ГРЦ Макеева» является головным разработчиком жидкостных и твердотопливных морских ракетных комплексов стратегического назначения для ВМФ. С начала таких работ создано 8 базовых ракет и 18 их модификаций, которые составляли и составляют основу морских стратегических ядерных сил СССР и России. Всего изготовлено около 4000 современных серийных морских ракет, более 1200 отстреляно. В настоящее время в эксплуатации находятся ракетные комплексы с БРПЛ Р-29РКУ2 («Станция-2), Р-29РМУ2 («Синева») — ими оснащены атомные подводные лодки стратегического назначения на Северном и Тихоокеанском флотах. В 2008 году МБР «Синева» установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет — свыше 11,5 тысячи километров.

По неофициальным сведениям, стоимость модернизации уже находящихся на вооружении ракет «Синева» по проекту «Лайнер» может составлять от 40 до 60 миллионов рублей. Какие средства потребуются дополнительно для усовершенствования систем управления ракетным комплексом и ракетной стрельбой на самой подлодке, не сообщается.

Уточненная таблица перспективных замен

667БДРМ «Дельфин» 955 «Борей»
Годы постройки 1984-1990 2008-2017
Годы службы 1984-2030* 2012-2060*
Построено или планируется построить 7 8**
Длина (метров) 167,4 170
Ширина (метров) 11,7 13,5
Подводное водоизмещение (тонн) 18200 24000
Глубина погружения 400 450
Экипаж 140 107
Автономность (суток) 80 90
Ракетных шахт 16 16***
Тип ракет Р-29РМУ2 «Синева» или Р-29РМУ2.1 «Лайнер» Р-30 «Булава-30″
Дальность поражения ракетами (километров) 8300-11500 8000
* — предполагаемая дата списания последней подлодки

** — возможно увеличение заказа до десяти единиц

*** — четвертая и последующие подлодки будут построены по проекту 955А и получат по 20 шахт

Технические характеристики Р-29РМУ2.1 «Лайнер»

  • Гарантированный срок службы, лет — 18-20
  • Количество ступеней, шт. — 3
  • Двигатели — ЖРД на всех ступенях
  • Длина, м. — 15
  • Диаметр, м. — 1,9
  • Стартовая масса, т. – 40,3
  • Забрасываемая масса, кг. – до 2000
  • Максимальная дальность, км. — 8300 — 11 500
  • Тип головной части — разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН), ядерная
  • Типы БЧ вариант 1 — 12 х РГЧ ИН малой мощности без комплекса средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 2 — 10 х РГЧ ИН малой мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 3 — 8 х РГЧ ИН малой мощности с усиленным комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 4 — 4 х РГЧ ИН средней мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то