Прощай, отмытая Россия! Перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации фатф Страны фатф

Черный список ФАТФ – перечень стран, которые в недостаточной степени сотрудничают с ФАТФ – Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег , отказываются от взаимодействия с этой организацией или поддерживают международный терроризм.

При этом необходимо отметить, что часто в недостаточном сотрудничестве обвиняются не только те государства, в которых практикуется отмывание денежных средств , но также ряд развивающихся стран, где на данный момент не развита инфраструктура для предотвращения подобных действий.

Впервые список неблагоприятных с точки зрения ФАТФ стран был опубликован в 2000 году. Помимо ряда офшорных островных государств , таких как Багамы, Каймановы острова, Острова Кука, а также Панамы, в него были включены Россия, Израиль и Лихтенштейн.

Черный список не является постоянным и неизменным, его периодически обновляют. Так, в 2001 году в нем не было России, зато значились Египет, Венгрия, Украина и другие страны. С 2006 по 2009 год в списке оказались Иран, Пакистан, Узбекистан, Туркменистан.

В 2012 году ФАТФ использовала новый подход к формированию списка. Он был разделен на три группы.

Во-первых, это так называемые государства с наибольшим уровнем риска, не сотрудничающие с ФАТФ и против которых применяются ответные меры международным сообществом. К таким странам относятся Иран и Северная Корея.

Во-вторых, страны с высоким уровнем риска, против которых, однако, меры не применяются: Куба, Боливия, Пакистан, Сирия, Турция и др.

В-третьей группе перечислены страны, руководство которых готово к сотрудничеству, но не имеет реальных возможностей для взаимодействия с ФАТФ – не развита финансовая и контролирующая инфраструктуры и т. п. В этом списке Алжир, Ангола, Камбоджа, Намибия, Туркменистан и другие беднейшие страны.

Черный список ФАТФ имеет прямое отношение к банковской системе и международной торговле. Любые платежи в пользу получателей в этом списке обязательно попадают под подозрение. Более того, часто финансовые учреждения вообще отказываются проводить операции с контрагентами из этих государств – для того, чтобы избежать лишних вопросов со стороны контролирующих органов.

Первоначально, когда черный список только появился, в нем оказалось большинство офшорных государств, однако в настоящее время многим из них удалось привести свое законодательство в соответствие с международными нормами. В результате стало невозможно открывать анонимные банковские счета, скрывать информацию о владельце офшорной компании и т. п.

Помимо ФАТФ, список неблагополучных стран ведет и другая организация – Организация международного сотрудничества и развития.

Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF ) - межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия 228 национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет.

Перевод названия организации и аббревиатура на русском языке закреплены ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» .

История

ФАТФ была создана в 1989 году по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и внедрением международных стандартов в сфере ПОД/ФТ. Членами ФАТФ являются 34 страны и две международные организации, наблюдателями - 20 организаций и две страны.

Деятельность и структура

Основным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается три раза в год, а также рабочие группы ФАТФ:

  • по оценкам и имплементации;
  • по типологиям;
  • по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег;
  • по обзору международного сотрудничества.

ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне являются Подразделения финансовой разведки (ПФР), отвечающие за сбор и анализ финансовой информации в пределах каждой конкретной страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путем.

Члены

Государства:

Международные организации:

  1. Еврокомиссия,
  2. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

C 2004 года в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Документы ФАТФ, в особенности 40 Рекомендаций, представляют собой всеобъемлющий свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, комплексность и универсальность которых выражается в:

  • максимально широком охвате вопросов, связанных с организацией противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на национальном и международном уровнях;
  • тесной взаимосвязи с международными конвенциями, резолюциями Совета Безопасности ООН, актами специализированных международных организаций, посвященными вопросам ПОД/ФТ;
  • предоставлении странам возможности проявлять определенную гибкость при реализации 40 рекомендаций ФАТФ с учетом национальной специфики и особенностей правовой системы.

Рекомендации ФАТФ не дублируют и не подменяют соответствующие положения иных международных актов, а при необходимости, дополняя их, сводят в единую систему организационных принципов и правовых норм, играя при этом важную роль в процессе кодификации норм и правил в сфере ПОД/ФТ. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), 40 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами - членами ООН.

Первые Сорок Рекомендаций ФАТФ были разработаны в 1990 г. как инициатива по защите финансовых систем от лиц, отмывающих денежные средства, вырученные от продажи наркотиков. В 1996 г. Рекомендации были пересмотрены в первый раз с учетом развивающихся тенденций и способов отмывания денег и расширения сферы их применения далеко за пределы отмывания выручки от продажи наркотиков. В октябре 2001 г. ФАТФ расширила свой мандат, включив в него проблемы финансирования террористических актов и террористических организаций, и приняла Восемь (позднее расширены до девяти) Специальных Рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма.

Рекомендации ФАТФ были пересмотрены во второй раз в 2003 г. и вместе со Специальными Рекомендациями были признаны более чем 180 странами и являются международным стандартом по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Вслед за завершением третьего раунда взаимных оценок своих членов ФАТФ в 2012 г. в тесном сотрудничестве с Региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ) и организациями-наблюдателями, включая Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и ООН, пересмотрела и обновила Рекомендации ФАТФ. Изменения учитывают новые и возникающие угрозы, проясняют и усиливают многие из существующих обязательств, сохраняя в то же время необходимую преемственность и строгость Рекомендаций.

A. Политика ПОД/ФТ и координация

B. Отмывание денег и конфискация

C. Финансирование терроризма и распространения ОМУ

D. Превентивные меры

E. Прозрачность и бенефициарная собственность юридических лиц и образований

F. Полномочия и ответственность компетентных органов и иные институциональные меры

G. Международное сотрудничество

Региональные группы по типу ФАТФ (РГТФ)

Важную роль в глобальном распространении международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма играют группы, создаваемые по типу ФАТФ в различных регионах мира.

Основной задачей таких структур является осуществление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствующих регионах, в частности, путем проведения взаимных оценок национальных систем своих членов на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег (в частности, 40+9 Рекомендациям ФАТФ) и проведения исследований тенденций и методов (типологий) отмывания денег и финансирования терроризма, характерных для данного региона.

ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ совместно образуют единую международную систему (сеть) по распространению и внедрению международных стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также по контролю за их выполнением на национальном уровне.

В настоящее время в мире существует 8 региональных групп по типу ФАТФ:

  • Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ);
  • Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ);
  • Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИСУД);
  • Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);
  • Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ);
  • Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ);
  • Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ);
  • Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА).

Сходные с РГТФ функции имеет Офшорная группа банковского надзора (ОГБН), что позволяет также причислить её к региональным группам по типу ФАТФ.

Еще одна региональная группа, которая имеет аналогичные с РГТФ цели и задачи, пока не получила признания ФАТФ в качестве региональной группы по типу ФАТФ.

Черный список оффшорных зон ФАТФ FATF 2016 - международная организация по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием преступных капиталов . ФАТФ Черный список - список стран, которые не являются достаточно сотрудничают с FATF - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, отказываются взаимодействовать с организацией или поддерживать международный терроризм.

Следует отметить, что зачастую недостаточное сотрудничество обвиняют не только государства, в котором практика отмывания денег, но и ряд развивающихся стран, которые в настоящее время не очень хорошо развитая инфраструктура для предотвращения подобных действий.

Впервые список неблагоприятных с точки зрения ФАТФ странах был опубликован в 2000 году дополнение к ряду офшорных островных государств, таких, как Багамские острова, Каймановы острова, острова Кука и Панама, в него вошли Россия, Израиль и Лихтенштейн. . В начале 2016 года ФАТФ издал « черный список» стран , разделенных на три категории: страны, где недостатки национального режима международной финансовой системы Существует угроза отмывания денег и финансирования терроризма. Росссию также могут включить в список ФАТФ после объявленного проекта полной амнистии капитала без проверки источника просихождения средств. Ранее до 2002 года Россия уже была в данном списке и может в ближайшее время попасть в него вновь.

Financial Action Task Force (FATF) является мировым стандартом установки орган для борьбы с отмыванием денег и борьбы с финансированием терроризма (ПОД / ФТ). В целях защиты международной финансовой системы от отмывания денег и финансирования терроризма (ОД / ФТ) риски и стимулировать более полного соблюдения стандартов в сфере ПОД / ФТ, ФАТФ определила юрисдикции, которые имеют стратегическое недостатков и работает с ними для решения этих недостатков, которые представляют риск для международной финансовой системы. Юрисдикции, подлежащие ФАТФ вызова на своих членов и других юрисдикциях, применять контрмеры для защиты международной финансовой системы от текущих и значительная отмыванием денег и финансированием терроризма (ОД / ФТ) рискует исходящий от юрисдикции.

В черном списке ФАТФ на начало 2016 года были 2 страны

Юрисдикции со стратегическими недостатками в сфере ПОД / ФТ, что не сделали достаточного прогресса в решении недостатки или не совершили, чтобы план действий, разработанный с ФАТФ по устранению недостатков. ФАТФ призывает своих членов учитывать риски, вытекающие из недостатков, связанных с каждой юрисдикции, как описано ниже.

  • Алжир
  • Эквадор
  • Индонезия
  • Мьянма

Эфиопия, Пакистан, Сирия, Турция и Йемен в настоящее время исключены из ФАТФ списка, "Повышение глобальной ПОД / ФТ: постоянный процесс" из-за их прогрессом, по существу, удовлетворению их план действий, согласованный с ФАТФ.

ФАТФ по-прежнему особенно и исключительно обеспокоены отказом Ирана для решения риск финансирования терроризма и серьезной угрозой, которую это представляет для целостности международной финансовой системы, несмотря на предыдущей договоренности Ирана с ФАТФ и недавнее представление информации.

FATF подтверждает свой призыв к членам и настоятельно призывает все юрисдикции рекомендовать своим финансовым учреждениям уделять особое внимание деловым отношениям и операциям с Ираном, в том числе иранских компаний и финансовых институтов. В дополнение к усиленной проверке, FATF подтверждает свою 25 февраля 2009 вызов на своих членов и настоятельно призывает все юрисдикции применять эффективные контрмеры для защиты своих финансовых секторов от отмывания денег и финансирования терроризма (ОД / ФТ) риски, исходящие от Ирана.ФАТФ продолжает призывать юрисдикции для защиты от корреспондентские отношения используются для обхода или уклонения контрмеры и практики снижения рисков и принять во внимание ОД / ФТ рисков при рассмотрении запросов иранских финансовых институтов об открытии филиалов и дочерних компаний в их юрисдикции. Из-за продолжающейся террористической угрозы финансирования, исходящей от Ирана, юрисдикциям следует рассмотреть шаги, уже предпринятые и возможные дополнительные гарантии или укрепить уже существующие.

ФАТФ призывает Иран незамедлительно и по значению адресовать свои недостатки ПОД / ФТ, в частности путем криминализации финансирования терроризма и эффективной реализации подозрительных операциях (СПО) требованиям. Если Иран не в состоянии предпринять конкретные шаги в целях дальнейшего повышения ее ФТ, ФАТФ рассмотрит призывает своих членов и призывает все юрисдикции усилить меры противодействия в октябре 2014 года.

  • Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)

С февраля 2014 года, КНДР занимается непосредственно с ФАТФ для обсуждения своих недостатков в сфере ПОД / ФТ.ФАТФ призывает КНДР продолжить свое сотрудничество с ФАТФ прийти к договоренности по ПОД / ФТ недостатки в качестве основы для согласованного плана действий.

ФАТФ по-прежнему обеспокоен в связи с невыполнением КНДР по устранению существенных недостатков в его борьбе с отмыванием денег и борьбы с финансированием терроризма (ПОД / ФТ) режима и серьезной угрозой, которую это представляет для целостности международной финансовой системы.ФАТФ призывает КНДР незамедлительно и по значению адресовать свои недостатки ПОД / ФТ.

ФАТФ вновь подтверждает свою 25 февраля 2011 вызов на своих членов и настоятельно призывает все юрисдикции рекомендовать своим финансовым учреждениям уделять особое внимание деловым отношениям и операциям с КНДР, в том числе КНДР компаний и финансовых институтов. В дополнение к усиленной проверке ФАТФ также призывает своих членов и настоятельно призывает все юрисдикции применять эффективные контрмеры для защиты своих финансовых секторов от отмывания денег и финансирования терроризма (ОД / ФТ) риски, исходящие от КНДР. Страны должны также защитить от корреспондентских отношений используется, чтобы обойти или избежать контрмеры и практики снижения рисков, а также принять во внимание ОД / ФТ рисков при рассмотрении заявок от КНДР финансовых учреждений открывать филиалы и дочерние предприятия в их юрисдикции.

  • Алжир

Алжир предприняли шаги в направлении повышения ее ПОД / ФТ, в том числе введение в действие поправок к Уголовному кодексу, чтобы расширить сферу террористических актов преследоваться по закону. Однако, несмотря на высоком уровне политической приверженности Алжира работать с ФАТФ и МЕНАФАТФ для устранения стратегических недостатков в сфере ПОД / ФТ, Алжир не сделал достаточного прогресса в реализации плана действий в установленные сроки, и ряд стратегических недостатков остаются. Алжир должен продолжать работу по реализации его плана действий для устранения этих недостатков, в том числе: (1) адекватно криминализации финансирования терроризма; (2) разработки и осуществления надлежащей правовой базы для выявления, отслеживания и замораживания террористических активов и (3) принятие клиентов обязательств должной осмотрительности в соответствии со стандартами ФАТФ.FATF призывает Алжир для решения своих недостатков и продолжить процесс реализации плана действий.

  • Эквадор

Эквадор предприняли шаги в направлении повышения ее ПОД / ФТ, в том числе путем принятия нового Уголовного кодекса, которая включает в себя положения, адекватно уголовную ответственность за отмывание денег и финансированию терроризма. Однако, несмотря на высоком уровне политической приверженности Эквадора в ФАТФ и ГАФИСУД для устранения стратегических недостатков в сфере ПОД / ФТ, Эквадор не добились достаточного прогресса в осуществлении своего плана действий, и ряд стратегических недостатков остаются. Эквадор должен продолжать работу по реализации плана действий по ликвидации этих пробелов, в том числе (1) создать и внедрить адекватные процедуры для выявления и замораживания террористических активов и (2) уточнение процедуры для конфискации средств, связанных с ОД. Эквадор должен также продолжить укрепление надзора за финансовым сектором.FATF призывает Эквадор устранить оставшиеся недочеты и продолжить процесс реализации плана действий.

  • Индонезия

Индонезия предприняли шаги в направлении повышения ее режима ПОД / ФТ в том числе путем разработки террористический режим активов заморозки Индонезии. Однако, несмотря на высоком уровне политической приверженности Индонезии работать с ФАТФ и АТГ по решению стратегических недостатков ФТ, Индонезия не сделала достаточного прогресса в реализации плана действий в рамках согласованных сроков, и некоторые ключевые недостатки ФТ остаются относительно разработки и внедрения адекватной нормативно-правовой базы и процедур для выявления и замораживания террористических активов.FATF призывает Индонезию устранить оставшиеся недостатки в соответствии со стандартами ФАТФ, полностью выполнив резолюцию 1267 и уточнения правовой базы и процедуры для замораживания террористических активов.

  • Мьянма

Мьянма предприняли шаги в направлении повышения ее ПОД / ФТ, в том числе путем принятия нового ПОД и КТ Закон. Однако, несмотря на высоком уровне политической приверженности Мьянмы работать с ФАТФ и АТГ по решению стратегических недостатков в сфере ПОД / ФТ, Мьянма не добились достаточного прогресса в осуществлении своего плана действий, и ряд стратегических недостатков в сфере ПОД / ФТ остаются. Мьянма должна продолжать работу по реализации плана действий для устранения этих недостатков, в том числе: (1) адекватно криминализации финансирования терроризма; (2) создать и внедрить адекватные процедуры для выявления и замораживания террористических активов; (3) дальнейшее укрепление системы выдачи в связи с финансированием терроризма; (4) обеспечение в полном объеме и эффективно функционирующая подразделение финансовой разведки; (5) повышение финансовой прозрачности; и (6) укрепление с клиентами меры должной осмотрительности.FATF призывает Мьянму для решения оставшиеся недочеты и продолжить процесс реализации плана действий.

Организация призывает контрмер против таких стран. В этой категории есть одна страна - Иран . Страны, в которых национальные системы борьбы с отмыванием денег , существуют значительные со стратегической точки зрения, недостатки , и не разработали план по их устранению к февралю 2010 года эти страны классифицируются как Ангола , КНДР, Эквадор и Эфиопия. Страны, которые были отмечены ФАТФ , как имеющие важное стратегическое слабые стороны системы борьбы с отмыванием денег . Но эти недостатки не были устранены властями этих стран : Пакистан, Туркменистан, Сан- Томе и Принсипи.


По последним документа ФАТФ общественности (21 июня 2013) остались два списка . Первый (т.е. . Н. " Черный список") вошел в состояние с высоким уровнем риска , в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены и другие юрисдикции применить контрмеры для защиты международной финансовой системы от остальных существенных рисков отмывания денег и финансированию терроризма , исходящая от этих юрисдикциях. Эти страны классифицируются как Иран и Северная Корея (КНДР). Во втором (" темно-серый список ") - страна со стратегическими недостатками национальных режимов , которые не прилагают достаточных успехов в решении недостатки или не соответствующие ФАТФ совместно разработали план действий по устранению недостатков . К ним относятся: Вьетнам, Индонезия, Кения, Мьянма, Пакистан , Сан-Томе и Принсипи, Сирия, Танзания, Турция , Эквадор, Эфиопия.

Основным инструментом в реализации ФАТФ его особенности 40 рекомендаций в области уголовного отмывания денег и финансирования терроризма, которые подлежат пересмотру в среднем один раз каждые пять лет и 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма , которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 года. Эти " 40 + 9 Рекомендаций " являются совокупность организационных и правовых мер по созданию в каждой стране эффективного режима по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В соответствии с Советом Безопасности ООН Резолюция № 1617 (2005) , 40 + 9 Рекомендаций ФАТФ являются необходимым международным стандартам для государств - членов ООН.

Таким образом, владелец должен сначала тщательно изучить "черных списков" для существующих оффшорных зон , а также причины, по которой государство "черный список" . Таким образом, он может немедленно защитить свой бизнес от катастрофических последствий. Теперь подробнее о некоторых из оффшорных зон. Существует нет какой-либо одной перечень оффшорных зон , и, следовательно, контролировать эти районы как центральных банков почти всех стран , и МВФ - Международный валютный фонд

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема преступного денежного оборота как на региональном уровне, так и на глобальном - между странами. Борьбой с этими незаконными операциями занимаются различные международные организации. В статье рассмотрим подробнее деятельность ФАТФ - это группа разработки мер финансового характера по борьбе с отмыванием денег. Важность ее сложно переоценить, поскольку она всеми силами противостоит финансированию преступных группировок и терроризма во всем мире.

Что это такое

Согласно общему определению, ФАТФ - это межнациональная организация, занимающаяся подготовкой мировых стандартов в области противостояния отмывания незаконных доходов и финансовому обеспечению террористических организаций. Кроме того, ФАТФ занимается тем, что оценивает национальные системы на предмет соответствия установленным международным стандартам. Главным инструментарием в деятельности описываемой организации считается сорок рекомендаций в области ПОД/ФТ, которые тщательно проходят ревизию (ориентировочно каждые пять лет). Президентом группы ФАТФ является Сантьяго Отаменди.

История возникновения

Еще в 1989 году прошлого столетия согласно решению стран, входящих в «Большую семерку», была образована ФАТФ. Это означало, что появился международный институт, на который возложили миссию разрабатывать и внедрять международные стандарты в сфере ПОД/ФТ. Более тридцати пяти государств и две организации международного масштаба входят в состав группы. В роли наблюдателей выступают около двадцати организаций и две державы.

Структура и виды активности

Группа ФАТФ постоянно проводит пленарные заседания не реже трех раз в год, на которых принимаются те или иные решения. Также инструментом данного института являются его рабочие группы:

  • по типологиям;
  • по оцениванию и внедрению;
  • по борьбе с финансированием террористических организаций;
  • по изучению международной кооперации.

ФАТФ - это еще и организация, которая ведет активное взаимодействие со Всемирным банком, Международным валютным фондом и Управлением ООН по борьбе с преступностью и оборотом наркотиков. Все эти структуры разрабатывают и реализовывают программы по противодействию отмывания незаконных денежных средств и вложению финансов в преступную деятельность.

Одним из важнейших инструментов деятельности ФАТФ являются несколько подразделений финансовой разведки (или сокращенно ПФР), которые отвечают за сбор и изучение информации финансового характера в рамках одной страны с целью поиска и выявления незаконных денежных «миграций».

Членство в ФАТФ

Более 35 государств являются членами всемирно известной Группы ФАТФ. Страны-участники следующие: Австралия, Новая Зеландия, страны Азии и Европы, США, Мексика, Бразилия, Аргентина, ЮАР, а также Российская Федерация. Последняя вошла в состав ФАТФ с июня 2003 года. Помимо стран, сюда входят две международные организации: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива и Европейская комиссия.

Примечательно, что именно по инициативе России в 2004 году в деятельности ФАТФ от имени РФ принимает участие Федеральная служба по финмониторингу.

В документах международного института содержатся материалы, а именно свод организационных и правовых мер, которые должны быть приняты в каждой стране для создания эффективного режима борьбы с легализацией преступных доходов и с финансированием терроризма. Такие черты мер, как универсальность и комплексность, выражаются в следующем:

  • максимально широкий охват вопросов по противодействию отмыванию преступных денежных средств;
  • взаимосвязь с другими межнациональными конвенциями, актами профильных международных организаций, занимающихся ПОД/ФТ, резолюциями Совета Безопасности ООН и прочее;
  • предоставление возможности странам вести гибкую политику, решая эти вопросы, с учетом национальных особенностей и специфики правовой системы.

Все рекомендации ФАТФ никоим образом не подменяют подобные резолюции других организаций и не дублируют их. Наоборот, они сводят принципы воедино, играя очень важную роль в ходе кодификации правил и норм в области ПОД/ФТ. Согласно одной из резолюций Совета безопасности, сорок рекомендаций ФАТФ считаются обязательными для выполнения для всех без исключения стран-членов ООН.

Как разрабатывались

Изначально сорок рекомендаций появились тогда, когда потребовалось в 1990 году разработать правила и защитить финансовые системы от преступных лиц, которые отмывали деньги, вырученные от реализации наркотических средств. Позднее, а именно через шесть лет, стандарты ФАТФ были пересмотрены по причине перемен в сфере технологий, появления новых тенденций и способов отмыть финансы.

В октябре 2001 года ФАТФ включила в мандат сначала восемь, а затем их оказалось девять специальных рекомендаций относительно борьбы с финансированием терроризма.

Второй раз стандарты группы подверглись пересмотру уже в 2003 году и были признаны в ста восьмидесяти странах. На данный момент они считаются международным стандартом по противостоянию незаконному отмыванию денег и финансированию террористических организаций.

Весь перечень ФАТФ (в частности стандартов) можно разделить на несколько групп:

  • координация и политика относительно противодействия незаконным денежным потокам;
  • отмывание денежных средств и конфискация;
  • финансирование террористических организаций;
  • ряд превентивных мер;
  • прозрачная собственность и деятельность юридических лиц;
  • международная кооперация;
  • ответственность и полномочия соответствующих органов и другие меры.

Региональные группы

Чтобы тщательно отслеживать межнациональные денежные потоки и операции, и пресекать преступную в этом отношении деятельность, существуют специальные региональные группы по типу ФАТФ. Они способствуют распространению международных стандартов по всему миру. Каждая из групп занимается своим конкретным регионом и изучает специфику денежного оборота. Кроме того, проводятся взаимные оценки национальных финансовых систем на предмет соответствия стандартам и исследования современных тенденций.

Что это за группы? Всего в мире их насчитывается восемь: Азиатско-Тихоокеанская, группа в Южной Америке, Евразийская, группа в Восточной и Южной Африке, группа на Ближнем Востоке и на территории Северной Африки, Комитет экспертов Европейского Совета, Карибская и группа в Западной Африке. Еще одна, по борьбе с отмыванием денег в Центральной Африке, пока еще не получила признание и не вошла в состав региональных по типу ФАТФ.

Черный список

Одним из направлений деятельности описываемого института является изучение того, какие страны и организации не выполняют рекомендации ФАТФ. Иными словами определяются так называемые некооперативные страны и территории, составляется их список, который называется "черным". Включение государства в этот перечень не приводит к применению санкций, однако оно свидетельствует о степени доверия к этой стране со стороны иностранных инвесторов.

Включение либо исключение из черного списка проводится на заседаниях ФАТФ в соответствии со следующими критериями, установленными в 2000 году:

  • пробелы в финансовом регулировании - это могут быть транзакции в платежных системах без необходимой авторизации;
  • препятствия законодательного характера, например, невозможность установить личность собственника компании;
  • препятствия в международном сотрудничестве - сюда входит запрет давать информацию о компании на законодательном уровне;
  • неадекватность мер для противодействия отмыванию денег, к примеру, недостаточная квалификация персонала, коррупция и прочее.

Согласно мировой статистике и данным Всемирного банка в области теневой экономики, каждый год производятся товары и предоставляются услуги более чем на десять триллионов долларов США.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то