Про союз воинствующих безбожников российской федерации. Про союз воинствующих безбожников российской федерации Призывы к бессудным расстрелам

Союз воинствующих безбожников

С победой Великой Октябрьской социалистической революции стало мощно развиваться безбожное движение в нашей стране. Коммунистическая партия направляла и направляет это движение, поднимая его на уровень марксистско-ленинской теории. Организовать безбожное движение очень помогла газета «Безбожник», которая выходит с 1922 г. Наиболее активные читатели газеты стали объединяться в кружки и группы «Общества друзей газеты „Безбожник“» (ОДГБ).

19 апреля 1925 г. в Москве открылся съезд корреспондентов газеты «Безбожник». ОДГБ было переименовано в Союз воинствующих безбожников.

Союз воинствующих безбожников - это добровольная общественная организация трудящихся, ставящая себе задачей последовательную марксистско-ленинскую борьбу за преодоление религиозных пережитков в сознании трудящихся. Всю свою работу СВБ ведет под руководством коммунистической партии и подчиняет задачам строительства коммунистического общества.

Ем. Ярославский

Первичные организации СВБ, ячейки, создаются на предприятиях, в колхозах, в школах, вузах, учреждениях, при домоуправлениях. Членами СВБ могут быть все трудящиеся и члены их семей, порвавшие связь с религией и религиозными организациями и желающие вести антирелигиозную работу. Ячейка СВБ ведет пропаганду среди верующих, готовит пропагандистов, вербует новых членов, собирает членские взносы. Союз воинствующих безбожников ведет борьбу против религии только методами терпеливой агитации и пропаганды, путем бесед с верующими, чтения вслух антирелигиозных книг, газет и журналов, посредством докладов, лекций, вечеров, экскурсий, коллективного посещения антирелигиозных музеев. СВБ против административных или насильственных мер борьбы с религией.

Из книги Исторический очерк о буддизме и исламе в Афганистане автора Берзин Александр

Тибетский союз В 680 году в Ираке Хусейн осуществил безуспешную попытку восстания против Омейядов. Этот конфликт отвлек внимание арабов от Центральной Азии и ослабил контроль Омейядов над этой территорией. В 705 году, воспользовавшись ситуацией, тибетцы образовали союз с

Из книги Религия и просвещение автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Племенной союз Итак, как мы видели, вступив в обетованную землю, израильтяне некоторое время жили там бок о бок с другими народами. Повеление изгнать прочих обитателей (Втор. 7:2) первоначально исполнялось лишь отчасти, и эта оплошность расценивается в библейском

Из книги Миссионерские письма автора

Письмо 87 болгарскому священнику Ивану Д., отчаявшемуся из-за безбожников Не отчаивайтесь, отче. Не каждая туча приносит грозу. Вы пишете, что безбожники в Болгарии создали свой союз и открыто борются с верой Христовой, оскверняют христианские святыни. Это приводит Вас в

Из книги О трех самых важных вещах. Избранные письма духовным детям автора Сербский Николай Велимирович

Письмо двадцать девятое. Одному диакону о суеверии безбожников Встретился ты, пишешь, с человеком, который не верит в Бога, но, между тем, полон суеверий. Он тебе признался, что никогда не верил в Бога, и с детства протягивал ладони цыганкам, чтобы ему погадали. Он и сейчас

Из книги Грихастха-ашрам Семейная духовная жизнь автора

Из книги Грихастха-ашрам. Семейная духовная жизнь автора Хакимов Александр Геннадьевич

Брачный союз «Брачный союз - первая ступень человеческого общества».Марк Туллий Цицерон«В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность».Иммануил КантГрихастха - санскр. гриха - слуга; дом, жилище; семья. Стха - находящийся

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, убит 25 января 1918 г.Андроник (Никольский), архиепископ Пермский, убит 4 июня

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

28. Общий список некоторой части умученного российского духовенства и мирян, претерпевших мученическую кончину во время гонения на церковь от безбожников-большевиков (В свое время каждый город и каждая область должны дать подробные списки своих мучеников).Протоиерей

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги «Тайны Вечной Книги». Каббалистический комментарий к Торе. Том 1 автора Лайтман Михаэль

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Союз с Авимелехом 26 Между тем пришел к нему из Герара Авимелех с другом своим Ахуззатом и военачальником Пихолом. 27 «Зачем вы пришли ко мне, спросил их Исаак, вы же возненавидели меня и прогнали из своей страны?» 28 «Нам стало ясно, что с тобою Господь, ответили они. И поэтому

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

Союз с Творцом – Далее сказано так:/9/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ АВРААМУ: «ТЫ ЖЕ СОБЛЮДАЙ СОЮЗ МОЙ, ТЫ И ПОТОМСТВО ТВОЕ ПОСЛЕ ТЕБЯ, ВО ВСЕ ПОКОЛЕНИЯ ИХ. /10/ ВОТ СОЮЗ МОЙ, КОТОРЫЙ ВЫ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ МЕЖДУ МНОЮ И МЕЖДУ ВАМИ И МЕЖДУ ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ПОСЛЕ ТЕБЯ: ОБРЕЗАН ДА БУДЕТ У ВАС

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

Союз с Авраамом Когда Авраму было девяносто девять лет, а его первенцу тринадцать, явился ему Бог и сказал:- Я - Бог Всемогущий. Ходи передо Мной и будь беспорочен. И заключу Я союз между Мной и тобою и умножу твой род.Аврам пал ниц.- И вот Мой союз с тобою, - продолжал Бог.

Из книги автора

Союз с фоморами После того, как Нуаду получил свое увечье, он не мог уже стать королем Ирландии - согласно древним законам, калека не имеет права на королевскую корону. Поэтому Нуаду был низложен, и собрался совет всего клана - следовало избрать нового короля.И было

Из книги автора

Идолопоклонство или союз? Многие люди сегодня так это и понимают: половой акт и вообще всё, что связано с сексом, в христианстве воспринимается как грех, извинительный лишь по той причине, что иначе невозможно рожать детей. Но тут всё упирается в наше представление о

В пятницу, 13 мая, в Москве состоялся учредительный съезд организации «Атеисты России». Как сообщили устроители, они намеренно назначили мероприятие на несчастливое число, чтобы продемонстрировать свое презрение к религиозным предрассудкам. Непонятно, правда, о какой религии шла речь - ни один православный христианин, к примеру, не боится числа 13, а «пятница, 13-е» для него не более чем название голливудского ужастика. Соответствующие страхи распространены в основном среди всевозможных эзотериков, по отношению к которым что христианин, что мусульманин окажется «атеистом», ибо в подобную чушь не верит.

Но некоторых предзнаменований атеисты все же опасаются. Скажем, несчастливых имен. Первоначально сообщалось, что создан будет «Союз воинствующих безбожников Российской Федерации», так сказать, в память о знаменитой организации, возглавлявшейся печально известным Губельманом-Ярославским. Но в итоге ничего подобного не случилось. Название выбрали скучновато-бюрократическое. Заявления звучат тоже вполне политкорректно: мол, мы уважаем верующих, однако будем бороться с церковной бюрократией . С этого, впрочем, начинал и Вольтер, докатившийся до «раздавите гадину».

Ничего удивительного в появлении «Союза атеистов» в России нет. Разумеется, не прошли даром 70 советских лет под знаменами воинствующего безбожия. Но еще более странным было бы отсутствие у нас атеистов сейчас, учитывая, что во всем мире, а особенно в Европе, они превратились по результатам эпохи Просвещения и последующих столетий секуляризации во влиятельную конфессию.

Советский эксперимент оказал религии в России даже некоторую услугу. Он вызвал у нашего народа сильнейшее отвращение перед насильственным разрушением церквей , беснованием официального атеизма, длившимся до 1988 года, возмущение необходимостью креститься тайком (как крестили, к примеру, меня в 1983-м). И маятник двинулся в обратную сторону вопреки либерализму и демократии, насаждавшимся при Ельцине. Это тогда есенинское «стыдно мне, что в Бога я верил» перепели как «стыдно мне, что я в Бога не верил» - и никому не пришло в голову, что могло быть как-то иначе. Церковь оказалась единственным общественным институтом, связанным с русской традицией, который реформаторы не тронули и даже почти не пытались. Это было одним из факторов, перетянувших нас из разрухи 90-х к нынешнему, пусть пока и неустойчивому, национальному возрождению.

Но рано или поздно атеизм вкупе с антиклерикализмом должны были напомнить о себе. Где-то безобразными кощунственными плясками в храме и последовавшей бессовестной кампанией. Где-то несколько доктринерским «научным атеизмом», по дороге обронившим «научный коммунизм».

Однако обстоятельства рождения нового атеизма таковы, что, мягко говоря, не способствуют здоровью и прямохождению дитяти. У напомнившего о себе безбожия есть лишь два возможных образца для подражания.

Первый - тот самый «Союз» ранних большевиков: сбрасывание крестов с колоколен, расстрел и перечеркивание штыком икон (мне от бабушки досталась такая икона-мученица), «комсомольские Пасхи» со «звездинами» вместо крестин и кощунственными акафистами («Всех богов на землю сдернем, визжите, черти, веселей»). Как эта игра в красных дьяволят могла бы вписаться в сегодняшние реалии - совершенно непонятно. За попытки действовать в таком духе православные активисты больно побьют, и будут правы.

Второй образец - политкорректные евроатеисты, вроде британских и американских. Их требования очевидны: убрать упоминание о Боге из гимна, запретить все, что напоминает религию в школах, судить за «моральные травмы», нанесенные крестиком медсестры в реанимации. Плюс навязывание Ричарда Докинза с теорией слепой эволюции как пророка, а Стивена Фрая - с гомосексуальным гуманизмом как его верного ученика. Зачем весь этот концерт ментальных извращений может понадобиться нам? Ведь Россия сегодня все активнее расходится с Европой противоположными курсами, и такой евроатеизм будет выглядеть у нас как работа на иностранные разведки.

К тому же всем отлично известна трусливость течения. Когда англиканская церковь рискнула раздавать в лондонских автобусах листовки, восхваляющие Отца небесного, атеисты запустили встречную кампанию: «Бога нет». Когда в Лондоне появились автобусы, украшенные прославлением Аллаха, атеисты «скромно промолчали». Некоторых богов нет более, чем других.

Есть, конечно, еще и скрытый сатанизм, рядящийся в одежды атеизма . В нем отрицание существования Бога является просто формой выражения ненависти к нему. Таких «атеистов» легко опознать по перекошенным ртам и полной неспособности удержаться от кривляний и богохульств, точно они едва выбрались из того гадаринского стада свиней, где оказались изгнанные Христом бесы.

В современной России конфликт с Богом, Православием и Церковью - это конфликт с основами национальной культуры , с самим духом русской цивилизации. Невозможно быть «атеистом вполне», не отрицая «Троицу» Рублева, «Тропарь Кресту» в начале увертюры Чайковского «1812 год», вдохновенные прозрения Достоевского. Наивысшие наши достижения - продукт глубокой веры, причем, за редкими исключениями, веры ортодоксальной, церковной. Быть в России атеистом, не отчуждая себя от русских начал, практически нельзя.

Соответственно, для атеистического активизма остается лишь вписываться во всевозможные антицерковные кампании, основанные где-то на клевете, а где-то и впрямь на недостойном поведении служителей Церкви и ее бюрократов. Борясь с чиновничьим произволом, впихивающим храмы в парки, атеисты действительно могут обрести союзников в лице мамочек, однажды наткнувшихся на забор, перегородивший привычный путь с коляской по аллее. То есть именно на поле общественного конфликта безбожники вправе рассчитывать хоть на какую-то политическую поддержку. Но, скорее, даже вопреки, а не благодаря своему неверию. Ведь закрывать храмы на том основании, что кому-то кажется, будто Бога нет - идея варварская. Бороться же с чьей-либо вопиющей предвзятостью или бюрократическим произволом - значит в некотором смысле опровергать атеизм. В конечном счете стремление к справедливости - одно из тех чувств, тех идеалов, которые в нашей душе свидетельствуют о бытии Божием.

1

В работе на основе широкого круга источников анализируется антирелигиозная деятельность Союза Воинствующих Безбожников накануне и в годы Великой Отечественной войны на материалах Горьковской области. В статье рассматривается история возникновения этой массовой общественной атеистической организации, как на всесоюзном уровне, так и на региональном. В работе СВБ выделяются как периоды спада, так и подъема. В статье анализируются основные направления в атеистической деятельности СВБ. Так, в конце 1930-х годов большую популярность имел антирелигиозный театр. В данном исследовании рассматривается деятельность СВБ в начале 1940-х годов. Здесь внимание уделяется состоянию организации на 1941 год. Рассматривается роль СВБ в формировании мировоззрения в условиях военного времени, основные направления в атеистической работе. Важную роль в этом процессе сыграла переориентация государственной политики государства в отношении к церкви. Итогом этого стало прекращение деятельности СВБ.

Союз Воинствующих Безбожников

пропаганда

Областной совет.

1. Абросимова, Л. В. Власть, православная церковь и верующие / Л. В. Абросимова // Общество и власть. Российская провинция. Июнь 1941 г. – 1953 г. Т. 3 / Сост. А.А. Кулаков, В.В. Смирнов, Л. П. Колодникова. – М.: ИРИ РАН, 2005. – 1080 с.

2. Абросимова, Л. В. История православных приходов и старообрядческих общин Нижнего Новгорода (Горького) в период с 1917 по 1991 год / Л. В. Абросимова // Нижегородская старина. – 2011. – № 27–28. – С. 11–21.

3. Бушуева, Т. С. Историческая преемственность традиций Российской цивилизации: знаменательные даты, исследования и новые документы / Т. С. Бушуева, С. А. Мельников, Л. П. Колодникова. – М. : ИРИ РАН, 2013. – 432 с.

4. Варакин, С. А. Антирелигиозная деятельность Союза воинствующих безбожников (СВБ) в Соцгороде Автозавода в 1930-е годы / С. А. Варакин, А. А. Гордин, А. А. Абаимова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6

5. Варакин, С. А. Антипасхальная кампания 1931 года (на материалах Автостроя) / С. А. Варакин, А. А. Гордин, Е. Д. Гордина // Приволжский научный журнал. – 2013. – № 1. – С. 183 – 186.

6. Васильева, О. Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917–1927 гг. / О. Ю. Васильева // Вопросы истории. – 1993. – №8. – С. 40–54.

7. ГКУ ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1 Д. 1777. Л. 14.

8. ГКУ ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1 Д. 2202. Л. 204-205.

9. ГКУ ГОПАНО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 117. Л. 89-103

10. ГКУ ГОПАНО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 2434. Л. 87-89 Об.

11. ГКУ ГОПАНО. Ф. 3. Оп. 1 Д. 2394. Л. 59, 59 Об.

12. Горбатов, В. А. КГБ и религиозные организации в Сибири / В. А. Горбатов // Вопросы истории. – 2008. – № 6. – С. 128–130.

13. Гудечкова, В. О сотрудничестве чехословацкого «Союза пролетарских неверующих» с «Союзом воинствующих безбожников» в 20-30-х годах / В. Гудечкова // Вопросы научного атеизма. Вып. 22. – М. : Изд-во Ин-та науч. атеизма Академии обществ. наук при ЦК КПСС, 1978. – 470 с.

14. Жиромская В. Б. Отношение населения к религии: по материалам переписи 1937 года // Труды Института Российской истории РАН. Вып. 2. – М.: ИРИ РАН, 2000 – С.329 – 330.

15. Дальский. Антирелигиозный театр в Горьком / Дальский // Антирелигиозник. – 1938. – № 11. – С. 3.

16. Ильина, И. Н. Общественные организации России в 1920-е годы / И. Н. Ильина. – М. : ИРИ РАН, 2001. – 215 c.

17. И. С. Дела религиозные и антирелигиозные // Нижегородская коммуна. – 1927. – № 240. – С. 3.

18. Коржихина, Т. П. Общественные организации в СССР. Материалы к источниковедению и историографии / Т. П. Коржихина; Рос. гос. гуманитар. ун-т. – М. : РГГУ, 1992. – 179 c.

19. Куликов, С. В. То, что аукнулось в XVII в., откликнулось в 1917 г. / С. В. Куликов // Российская История. - 2014 - №4 . – С. 197 -198.

20. Покровская, С. В. Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность: 1925–1947: дис. …канд. ист. наук: 07. 00. 02 / С. В. Покровская. – М., 2007. – 195 с.

21. Прусс, Н. Общество безбожников в Н. Новгороде / Н. Прусс // Нижегородская коммуна. – 1925. – № 166. – С. 3.

22. Пыжиков, А. В. Грани русского раскола. Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года / А. В. Пыжиков. - М. : Древлехранилище, 2013. - 648 с.

23. Розанов, П. А. Антирелигиозная политика и деятельность власти // Общество и власть: российская провинция. В 6 т. Т. 2. 1930 г. – июнь 1941 г. / сост. А. А. Кулаков, В. В. Смирнов, Л. П. Колодникова; Ин-т рос. истории РАН. – М., 2005 – 1152 с.

24. Слезин, А. А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг. / А. А. Слезин // Вопросы истории. – 2010. – № 12. – С. 82–91.

25. Устав Союза воинствующих безбожников. – М. : Изд-во Безбожник, 1930. – 31 с.

Союз Воинствующих Безбожников (СВБ) сыграл значительную роль в формировании социокультурной среды в предвоенные и военные годы. В современном российском обществе происходит поиск путей в религиозной политике государства. Объективное и всестороннее изучение деятельности такой структуры, как Союз Воинствующих Безбожников СССР, может способствовать переосмыслению исторического наследия и предотвращению ошибок прошлого. Также это может повлиять на диалог между властью и церковью в настоящее время.

Изучением взаимоотношений власти и церкви занимались такие исследователи как А. А. Слезин, Т. Е. Бушуева, А. В. Горбатов, В. Б. Жиромская, О. Ю. Васильева, А. В. Пыжиков и др. . Отдельно разработкой Союза Воинствующих Безбожников занимались Т. П. Коржихина, И. Н. Ильина, С. В. Покровская, В. О. Гудечкова, Л. В. Абросимова, П. А. Розанов и др. .

Новый взгляд на проблему взаимоотношения власти и церкви в СССР содержится в работе А. В. Пыжикова «Грани русского раскола.   Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года». Автор, едва ли не первым из историков попытался осветить политическое влияние старообрядцев не только в XVII -XVIII, но и в XIX -XX вв.(...)В изображении автора книги история России начала ХХ века предстает как грандиозная борьба двух реформаторских проектов - петербургского (никонианского) и московского (старообрядческого) (...) По мнению А.В. Пыжикова, социальной опорой сталинского режима стала именно громадная беспоповская старообрядческая масса (...), чем объясняются, в частности, и «факты невиданных гонений на иерархию РПЦ», поскольку у беспоповцев и «никонианская» иерархия, и ее храмы вызывали такую же ненависть, как и у атеистов. (...) в условиях тяжелейшей войны И. В. Сталин обратился за поддержкой именно к патриаршей (хотя и не имевшей тогда патриарха) православной Церкви. Следовательно, все же в народной среде она пользовалась, по меньшей мере, таким же авторитетом, как и беспоповское старообрядчество» .

Задачей статьи является анализ деятельности СВБ в предвоенные и военные годы на материалах Горьковской области.

СВБ являлся одной из наиболее массовых общественных организаций Советского Союза в межвоенный период. В 1922 году по инициативе П. Красикова было образовано общество «Атеист». В январе 1923 года начал выходить журнал «Безбожник», вокруг которого сложилось Московское общество безбожников . 27 августа 1924 года в редакции газеты «Безбожник» состоялось учредительное собрание корреспондентов газеты «Безбожник» и активных атеистов, на котором присутствовало 48 человек, главным образом из Москвы, а также из Поволжья и некоторых других местностей .

13 ноября 1924 года АРК приняла решение о создании всесоюзного антирелигиозного общества: «Признать необходимым существование в Всесоюзном масштабе единого антирелигиозного общества» - «Общество друзей газеты «Безбожник»» . 5 июня 1925 года на рабочем президиуме Исполнительного бюро ЦС ОДГБ было принято решение, в котором говорилось: «Ввиду закончившегося организационного периода в строительстве общества и слияния его со всеми прочими антирелигиозными организациями считать целесообразным переименование общества в «Союз безбожников СССР», предложить всем без исключения антирелигиозным обществам...принять это название» .

В 1929 году на II всесоюзном съезде Союз Безбожников был переименован в Союз Воинствующих Безбожников . Согласно уставу, принятому на этом съезде, он определялся как «добровольная пролетарская общественная организация, ставящая своей задачей объединение широких масс трудящихся СССР для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах, как тормозом социалистического строительства и культурной революции» .

В Нижнем Новгороде в июле 1925 года по инициативе Горрайкома РКП было организовано временное районное отделение бюро безбожников . А на конец 1925 года - начало 1926 года в Нижегородском крае было 23 ячейки СБ, числом в 468 человек .

В работе СВБ довоенного времени можно выделить три периода: конец 1920-х - середина 1930-х годов, когда проводились массовые мероприятия, направленные на отказ от празднования религиозных праздников на новостройках, будущих гигантах индустрии, активно вовлекались в ряды безбожного движения новые участники, проводилась последовательная атеистическая пропаганда; середина 1930-х годов - снижение активности, связанная с сокращением финансирования и изменением отношения к атеистической пропаганде; 1937-1940-й годы, период, когда была усилена антирелигиозная деятельность, свернутая в связи с началом войны.

В 1934 году вместе с национальными автономиями в крае насчитывалось 32 тыс. членов СВБ, в 1935-1936 годах была проведена перерегистрация и в 1937 году областной совет имел сведения по 18 районам, имевших 278 ячеек СВБ с 6 374 членами . Основными формами работы СВБ были: проведение антирождественских, антипасхальных кампаний, индивидуальные беседы с верующими, вечера вопросов и ответов, лекции, показ антирелигиозных фильмов, представлений.

Большой вклад в антирелигиозную пропаганду в предвоенный период в Горьковской области внес антирелигиозный театр. В ноябре 1937 года группа артистов горьковских театров подготовила спектакль Островского «Женитьба Бальзаминова» для обслуживания клубных площадок г. Горького. По инициативе некоторых работников труппы было предложено подготовить антирелигиозный спектакль «Галилей» и связаться с Горьковским областным советом СВБ, предложив последнему организовать обслуживание периферии и города антирелигиозными пьесами. Это предложение облсоветом было одобрено. В апреле 1938 года труппа была прикреплена к областному совету СВБ для систематического обслуживания городских площадок и районов области пьесами антирелигиозного репертуара. Была поставлена задача - превратить труппу в постоянно действующий стационарный театр .

За время с 10 мая по 1 сентября 1938 года труппой было поставлено 65 спектаклей, обслужено 40 тыс. зрителей. Труппа обслужила следующие районы Горьковской области: Арзамасский, Первомайский, Чкаловский, Городецкий и Семеновский. На страницах областных и районных газет были помещены положительные отзывы о работе труппы СВБ. Кроме постановок платных спектаклей, труппа вела и общественно-массовую культурную работу среди рабочих и служащих крупных предприятий районов Горьковской области. В г. Арзамасе был дан концерт на заводе имени Буденного, в Городце пьес «Овечья шкура» была поставлена для рабочих Судоверфи, в г. Чкаловске был организован концерт для Судомоторного завода, в Семенове - спектакль для допризывников. Районный актив и актив СВБ на местах оказывал помощь и относился к труппе с должным вниманием .

1 сентября 1938 года президиум СВБ предложил труппе перейти исключительно на антирелигиозный репертуар, пополнить состав, пригласить для творческой консультации квалифицированного режиссера. Эти предложения были приняты. Помимо уже известных пьес «Галилей» и «Овечья шкура», были подготовлены «Марево» (автор Глебов), «Мракобесы» (автор А. Толстой) и включены в репертуар пьесы, рекомендованные Центральным советом СВБ СССР. На сезон 1938 г. и 1939 г. были подписаны гарантийные договора с клубными площадками, тем самым обеспечена материальная база театра. Но отсутствие средств передвижения, постоянного места (базы) для репетиций и своих костюмов ставило работу театра в затруднительное положение и снижало художественную ценность спектаклей .

1930-е гг., в годы жесткой репрессивной политики, когда уничтожалась даже не только церковь, но все, связанное с религиозной жизнью, Горьковская епархия практически прекратила свое существование . В предвоенные годы продолжилась кампания по закрытию церквей. В 1937 году была закрыта церковь Рождества Богородицы в поселке Гнилицы. В 1938 году закрыто 9 церквей: Александро-Невская церковь в Ратманихе, Варваринская, Иоанно-Предтеченская, Петропавловская Всехвятская, Похвалинская, Спасо-Преображенская Карповская, Сергиевская, Спасская, Троицкая Копосовская. 1939 году закрыта Спасо-Преображенская в Печерах. В 1940 были закрыты 2 церкви: Троицкая Высоковская и Новокладбищенская (на Красном кладбище по ул. Пушкина), райисполком отказался регистрировать новых священнослужителей и закрыл эти церкви формально под рабочие клубы .

20 Октября 1938 года состоялось заседание Секретариата Горьковского Горкома ВКП (б). На повестке дня одной из тем была работа Городского совета СВБ. На заседании постановили, что состояние антирелигиозной пропаганды в городе неудовлетворительно, горсовет и райсоветы работают плохо, пленумы не созываются, нет работы с активом СВБ, научные силы не привлечены к безбожной пропаганде. Комсомольские и профсоюзные организации не ведут антирелигиозную работу, большинство ячеек СВБ формально существуют только на бумаге .

Все это явилось результатом беспечности со стороны председателя городского и районных советов СВБ и отсутствия должного руководства со стороны партийных организаций .

Заседание постановило:

  1. Указать председателю Горсовета СВБ Зеленко, что основной задачей в его работе является: подбор и изучение кадров антирелигиозников, создание из них актива при Горсовете СВБ, воспитание кадров и повседневная связь с райсоветами СВБ и помощь им в практической работе;
  2. Обязать райкомы ВКП (б) в ноябре обсудить на партийных собраниях вопрос о состоянии безбожной пропаганды, а в декабре провести отчетные собрания ячеек и райсоветов СВБ, произвести выборы там, где руководители ячеек и райсоветов оказались непригодными;
  3. Прямой обязанностью ячеек СВБ является повседневная безбожная пропаганда и агитация трудящихся и особенно верующих, разъяснение им вреда религии и контрреволюционной роли церковников, путем лекций, бесед, экскурсий в музеи, путем личных бесед с верующими, уделяя особое внимание печати .

Партийные, комсомольские и профсоюзные организации должны были повседневно руководить организациями СВБ и оказывать им необходимую помощь.

10 Июня 1940 года состоялось заседание бюро Горьковского Городского комитета ВКП (б). Бюро отмечало, что антирелигиозная работа в городе находится в плачевном состоянии. Многие парторганизации в том, числе Автозавода, не выполнили указаний Горкома об антирелигиозной работе, передоверив ее организациям СВБ. Слабое внимание безбожной работе уделялось со стороны Горисполкома, райисполкомов, отдельных ВУЗов и техникумов города, неэффективно использовались научные силы и культучреждения города. Плохо работали комсомольские организации .

В связи с этим все парторганизации города в июле обязывались обсудить на собраниях вопрос о состоянии антирелигиозной работы на предприятиях и в учреждениях города, райкомам ВКП (б) и парторганизациям крупных заводов было поручено создать на предприятиях постоянные агитколлективы безбожников, отделу пропаганды и агитации ГК организовать для них постоянный семинар .

Райкомы ВКП (б) должны были организовать безбожную работу среди депутатов, секционеров, домохозяек, учащихся, родителей, привлекая к этой работе учителей, врачей и другие культурные силы, профсоюзы должны были обеспечить развертывание антирелигиозной работы среди членов союза, полностью используя ассигнования по назначению, председатели райсоветов СВБ были освобождены от других общественных обязанностей .

За 1940 год в Горьковской области было прочитано 48 лекций на антирелигиозные темы, на которых присутствовало свыше 5000 человек. Проведена работа по подготовке антирелигиозных кадров в районе, проведено 3 курса антирелигиозников. Райсовет СВБ работает плохо, да фактически и не работает - из 9 членов осталось 3 .

К январю 1941 года в Горьковской области было 44 районных совета СВБ. Количество членов в ячейках - 23 тысячи (в том числе 4 890 чел. колхозников). Поступлений от членских взносов и значков СВБ в 1941 году было намечено по смете на сумму 9 600 рублей, а поступило (по 1 декабря) 5 226 рублей. В период войны в Залесском райсовете, Вознесенском, Дзержинском, Воротынском были проведены конференции и пленумы. Проводились совещания и инструктирования райсоветов работниками облсовета, ими оказывалась помощь в проведении массовых кампаний по сбору средств в фонд обороны страны и сбору подарков, теплых вещей и т.д. для Красной армии. Эта работа проводилась совместно с профсоюзными, колхозными и советскими организациями, СВБ при этом выступал в роли помощника .

Вербовка ячейками СВБ новых членов во время войны почти совсем прекратилась, убыль из прежних членов из ячеек (в связи с мобилизацией) - огромная. В данное время не имеется никаких сведений из районов о количестве ячеек и наличии членов. Руководители большинства райсоветов выбыли в Красную армию, не оставив своих заместителей. Некоторые представители райсоветов отказывались вести работу, мотивируя это тем, что с июля 1941 года перестали издаваться журнал «Антирелигиозник» и газета «Безбожник». Председатели Борского, Краснобаковского, Лысковского и даже Свердловского (город) не только отказались вести работу, но и вернули облсовету оргматериал (членские билеты, значки и пр.) .

Еще одной проблемой, с которой столкнулся облсовет СВБ было то, что почта приостановила прием ценных посылок и выслать в районы почтой членские билеты, марки, значки и пр. стало невозможно. Невозможность отправить в новые организации (например в Понетаевском доме инвалидов создана крупная организация СВБ - собрано до 200 рублей на оргматериал), но выслать почтой невозможно, отвезти им туда эти материалы у нас нет средств .

Большие трудности для Облсовета составило и то, что с октября 1941 года прервалась связь с ЦС СВБ (из Москвы он был переведен в Свердловск, но оттуда никаких руководящих указаний в течение 3 месяцев не получали) .

Отсутствие методического и организационного руководства из Центра, неимение печатного центрального органа поставили Горьковскую организацию СВБ в тяжелое положение . Некоторые руководители райсоветов начали говорить о прекращении работы организации СВБ - поскольку нет пока ни центральных печатных органов, ни специфической массовой антирелигиозной работы. Облсовет отнесся к этим разговорам критично, заявив о том, что антирелигиозная работа с учетом политической обстановки и военного времени должна проводится и районные руководители СВБ в области должны сохраниться .

В июле 1941 года тематика антирелигиозных лекций снята по постановлению Центрального совета СВБ. Антирождественские и антипасхальные кампании также были сняты, это привело к тому, что проведение массовой работы в ячейках СВБ стало невозможно и потому они не проявляют себя .

Единственной работой Облсовета и некоторых крупных районов (Дзержинска, Павлова и др.) явилась лекционная пропаганда. Лекции проводились на антифашистские темы: «Кто правит фашистской Германией», «Расовая теория фашизма». Чтение проходило в госпиталях, частях Красной Армии, общежитиях рабочих, домоуправлениях и при выездах в районы - в колхозы . Кадры лекторов сократились, т. к. большинство внештатных лекторов облсовета выбыло, остались 2 штатных и 3 нештатных. В Дзержинске, Павлове и Муроме осталось по 2-3 лектора .

Подготовка антирелигиозных кадров (набор на заочные антирелигиозные курсы и семинары) в текущем году приостановилась за отсутствием сил и методических указаний. В октябре Облсовет вместе с ОблОНО послал разверстку на заочную антирелигиозную учебу в 8 районов, но райсоветы их не смогли реализовать .

На 1942 год Облсоветом было запланировано: проведение массовых антифашистских лекций и бесед, сохранение основных кадров антирелигиозников и изучение деятельности религиозных организаций, сохранение тех ячеек, которые имеют крепкое организационное начало, вербовка новых членов среди интеллигенции сел, городов, комсомольского и профсоюзного актива .

Война заставила переменить отношение советской власти к церкви. Причиной этому стала Великая Отечественная война. В результате активной патриотической деятельности Русской православной церкви и острой государственной необходимости в патриотической идее, начался диалог между властью и церковью. .

С началом войны прекратились закрытия церквей. В августе 1941 года на окраине г. Горького была открыта первая церковь. Через 8 месяцев - вторая, в апреле 1943 года третья . В Горьковский облисполком в 1942 году из 28 приходов пришли просьбы об открытии храмов. Верующие были уверены: война заставила государство признать важность церкви для народа. . С началом войны наблюдались случаи антиконституционной агитации (в беседе с верующими безбожников некоторые старики старались представить в таком виде, что теперь де безбожникам запрещено вести свою агитацию), распространялись пророчества о втором пришествии Христа, выступления за открытие церквей, рост антисемитских настроений . Задачей СВБ в военный период провозглашалось «укрепление морально-политического единства советского народа», а в отношении к верующим указывались «товарищеское сотрудничество и недопустимость оскорбления чувств верующих» .

Союз Воинствующих Безбожников активизировавшись в предвоенные годы, в начале 1940-х годов прекратил свою деятельность. Об этом можно судить по тому, что уже в конце 1942 года документы по работе Горьковского СВБ исчезают. Главной причиной этого процесса послужила переориентация в политике государства по отношению к русской православной церкви и религии вообще.

Статья выполнена в рамках гранта РГНФ 14-11-52005 «Социокультурный феномен тылового города в годы Великой Отечественной Войны в контексте истории повседневности (на материалах Горьковской области)»

Рецензенты:

Гордина Е.Д., д.и.н., профессор, заведующая кафедрой «Методология, история и философия науки» ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (НГТУ), г. Нижний Новгород;

Солнцев Н.И., д.и.н., профессор кафедры Новой и Новейшей истории, Института международных отношений и мировой истории, ГОУ ВПО Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ), г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Варакин С.А. СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16577 (дата обращения: 01.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

C 1922 в Москве стала выходить газета «Безбожник». Участники антирелигиозного движения в Стране Советов составили редакционный костяк. В1924 году в Москве создано Общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ). I съезд ОДГБ состоялся в апреле 1925 года. На нем постановили создать единое всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников». В том же году появился ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который стал органом Центрального Совета Союза безбожников СССР. В 1929году, в Москве проходит II съезд Союза безбожников. Он собрал 1200 делегатов. Среди них были 109 крестьян, 264 рабочих, 575 служащих и учащихся Присутствовали также приглашенные делегации Интернационала пролетарских свободомыслящих (ИПС) из Германии, Австрии, Бельгии, Франции и др. С речами на съезде выступали Горький, Луначарский, Бухарин, Демьян Бедный, Владимир Маяковский. Съезд переименовал организацию в «Союз воинствующих безбожников», и утвердил новую редакцию Устава СВБ СССР. На съезде произошло оформление детского «безбожного» движения в организацию Юных воинствующих безбожников (ЮВБ СССР). Союз воинствующих безбожников вел большую работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску научной и научно-популярной литературы, а также ряда периодических изданий: газета «Безбожник», журналы «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и другие, выходившие на различных языках народов СССР. Значительное количество литературы выходило в свет в издательстве «Безбожник», впоследствии Государственном издательстве антирелигиозной литературы (ГАИЗ). Активность проявляли первичные организации СВБ на заводах, фабриках, в колхозах, учебных заведениях. Модное движение 20х годов завлекало все больше слоев общества. Число ячеек СВБ достигло к 1940 году 96 000, а число членов союза - 3 000 000 человек. Воинствующие безбожники уделяли серьёзное внимание подготовке атеистических кадров. Открывались специальные курсы для подготовки пропагандистов научного атеизма. Придумывались и внедрялись в быт новые, безрелигиозные праздники и обряды. Одним из «последствий» деятельности СВБ стало ОРРИК - «Общество развития и распространения идеи кремации в РСФСР», образованное в 1927 г. и пропагандирующее «огненное погребение». Видные деятели Коммунистической партии активно сотрудничали с СВБ. Общество СВБ завоевало огромный авторитет благодаря Н. К. Крупской, А. В. Луначарскому, П. А. Красикову, И. И. Скворцову-Степанову, Н. И. Бухарину. Во главе СВБ все годы стоял Емельян Ярославский. После начала Великой Отечественной Войны и изменения государственной политики в отношении религии, СВБ прекратил свою деятельность. Последний номер «Безбожника» вышел в июле 1941 года. СВБ был официально распущен в 1947 году и его функции перешли к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний - общество «Знание».

7 февраля 1925 года руководитель антирелигиозной пропаганды в СССР Емельян Ярославский основал Союз воинствующих безбожников. К 1940-му году численность этой организации составила около 6 миллионов человек, которые гордо носили в кармане удостоверение «безбожника» и считали себя идейными борцами с религией во всех её проявлениях. Собрания, демонстрации и митинги безбожников были неотъемлемой частью воспитательного процесса в школах и высших учебных заведениях. Активисты ходили по дворам с лекциями о вреде религии, а иногда устраивали и «рейды» по частным квартирам — искали в них иконы и стыдили несознательных граждан. Союз воинствующих безбожников был официально распущен только в 1947 году, а его функции стало выполнять Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»). Костяк специалистов по научно-атеистической пропаганде в нем составили те же самые кадры, которые ранее назывались безбожниками.

Если в Советском Союзе середины 80-х годов прошлого века не было секса, то в молодой советской республике начала 40-х не было Бога. По крайней мере, на то, чтобы донести эту передовую мысль до полуграмотного пролетариата и крестьянства, была направлена вся антиклерикальная политика СССР.

С 1932 года печатные станки Государственного антирелигиозного издательства (ГАИЗ) работали без остановки, помогая активистам антирелигиозного движения бороться с «опиумом для народа». Объему госзаказов ГАИЗа сегодня позавидовал бы любой современный издательский дом. Еще бы — ведь правильную, до запятой выверенную «просветительскую» литературу по самым различным вопросам атеизма и религии выпускали только здесь — от школьных антирелигиозных учебников и методических пособий об отношении марксизма-ленинизма и Компартии к религии до периодики.


Координировал ГАИЗ Центральный совет Союза воинствующих безбожников (впрочем, воинствующими они стали только в 30-е годы, до этого были просто безбожниками). К 1940-му году численность Союза составила около 6 миллионов человек, которые гордо носили в кармане удостоверение «безбожника» и считали себя идейными борцами с религией во всех её проявлениях. Из под пера его членов в 20-е годы выходили ежемесячные журналы «Революция и церковь», «Безбожник у станка», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники», «Безбожный крокодил», «Наука и религия»(в том числе на татарском языке «Орен-ым-Дин» — для антирелигиозников мусульманских народностей). Примечательно, что британский парламент тогда запретил ввозить в страну «Безбожника» как аморальное издание. Кроме этих центральных журналов, в СССР имелось несметное количество провинциальных антирелигиозных газет, вестников, «уголков безбожника» в стенных газетах, школах, клубах и читальнях. Собрания, демонстрации и митинги безбожников были неотъемлемой частью воспитательного процесса в школах и высших учебных заведениях. Активисты ходили по дворам с лекциями о вреде религии, а иногда устраивали и «рейды» по частным квартирам — искали в них иконы и стыдили несознательных граждан.

Главным редактором большинства изданий ГАИЗа значился Емельян Ярославский — бессменный лидер Союза безбожников. Его книги «Библия для верующих и неверующих», «Русские святые перед судом истории», «Нужен ли колхознику Бог?», «Атеизм Пушкина», «Как родятся, живут и умирают боги и богини» и т.п. издавались ГАИЗом 100-тысячными тиражами, а затем оптом закупались районными партийными ячейками для бесплатного пополнения фондов, скажем, заводских библиотек.


Именно Ярославский в свое время составлял списки запрещенных книг и музыкальных произведений. Интересен еще один деятель антирелигиозного движения Д.Е. Михневич. В свободном электронном доступе до сих можно найти еще одно издание под его авторством, датированное 1953 годом: «Очерки из истории католической реакции. Иезуиты». Вот как сам он описывал свое произведение: «Пропагандистский памфлет против «Общества Иисуса», католической Церкви и Запада вообще. Собраны все возможные и невозможные обвинения, произведённые в течение веков протестантскими, православными и коммунистическими авторами. Местами вызывает приступы смеха». Как говорится, комментарии излишни.

Девизом Союза Воинствующих безбожников была знаменитая: «Религия — опиум для народа». Разумеется, фраза эта ушла в народ не из антирелигиозного ежедневника 40-х годов, а благодаря всенародной любви к роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и к его последующим экранизациям. «Почём опиум для народа»? — риторически спрашивал Остап Бендер у отца Федора. Ответить на этот вопрос вряд ли сумел бы и сам Карл Маркс, одним из первых использовавший это образное определение религии в 1843 году в работе «К критике гегелевской философии права». Впрочем, Маркс вкладывал в свои слова о религии совершенно иной смысл, подразумевая под «опиумом» лекарство от душевных и физических мук. Как это было принято у большевиков, фразу выдернули из контекста и «бросили в массы». Много позже Иосиф Бродский в «Речи о пролитом молоке» обратит внимание на богоборцев:

Нынче поклонники оборота
«Религия — опиум для народа»
поняли, что им дана свобода,
дожили до золотого века.
Но в таком реестре (издержки слога)
свобода не выбрать — весьма убога.
Обычно тот, кто плюет на Бога,
плюет сначала на человека».


Активная «богоборческая» деятельность Ярославского не прибавила ему популярности. Как и другой видный пропагандист того времени — Йозеф Геббельс (обычно изображавшийся карикатуристами в виде сидящей на плече у Гитлера обезьянки) — Емельян Ярославский снискал себе славу «цепного пса» сталинского режима. Отношение это отражалось в подпольных карикатурах, каждая из которых могла в то время стоить жизни не только автору, но и всей его семье.

В 1943 г главный воинственный безбожник — Емельян Михайлович Ярославский скончался. После смерти Ярославский был кремирован, а урна с его прахом вмонтирована в Кремлёвскую стену на Красной площади — совсем рядом с его элитным ЦКвским домом в Романовом переулке (в советское время — улице Грановского). Наконец, сам Союз воинствующих безбожников был официально распущен в 1947 году, а его функции стало выполнять Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»). Костяк специалистов по научно-атеистической пропаганде в нем составили те же самые кадры, которые ранее назывались безбожниками.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то