Полное название танка pz sfl ivc. Самоходный лафет и зенитка-раскладушка. Оборудование для Pz.Sfl. IVc

Всем привет! Сегодня мы начинаем знакомство с новыми немецкими ПТ-САУ, введенными в обновлении

Marder 38T


Всем привет! Сегодня мы начинаем знакомство с новыми немецкими ПТ-САУ, введенными в обновлении 0.8.9. Эту ветку я бы посоветовал качать с самого начала, не используя свободного опыта, дабы насладиться прелестями немецкой техники.
Начнем мы с ПТ IV уровня Marder 38T. Официальное немецкое название - 7,62 cm Pak 36(r) auf Pz.38(t) Marder III (Sd.Kfz.139). Данная противотанковая САУ применялась во времена Второй мировой война, Мардер был легкобронированной САУ на шасси легкого танка Pz Kpfw 38(t), а значит не была обделена скоростью. Что же из себя представляет эта ПТ в игре?
Я откатал на этой машике пару боев и могу сказать, что Мардер оправдал надежды, лично мне он очень понравился, и сейчас я расскажу вам почему. Для этого вкратце пройдемся по его характеристикам.

● Запас прочности - очень мал, что в принципе нормально для ПТ-САУ IV уровня, так что за недостаток считать это не будем.
● Бронирование - в характеристиках написано, что бронирование 50 mm, но я не заметил какой-либо брони, пробивают нас достаточно уверенно.
● Динамика - динамика очень неплохая, не как у ЛТ конечно, но все же. Двигатель довольно слабый, но при весе всего в 11-12 тонн, в целом, можно спокойно передвигаться и без труда менять направления. Скорость поворота шасси 42 градуса в секунду, что ну очень быстро!
● Обзор - 360 m, как я думаю, очень хороший обзор, для любой техники в этой игре обзор играет немаловажную роль, также у нас неплохая рация.
● Орудие - топовая пушка просто шикарна, во-первых это 108mm пробития, что позволяет нам пробивать противников IV и V уровня, с шестерками могут быть проблемы (а они будут), но для этих случаев у нас есть голда с пробитием 154, чего полностью хватает, если вы не криворукий олень. Дамаг 110, вроде бы не много, но скорострельность орудия все же хорошая, примерно 2.8 сек., точность 0.35 и отличное время сведения. Но это еще не все, самое крутое, что у нас отличные УГН и приемлемые УВН. Все это делает игру на этой ПТ очень комфортной. В общем с орудием проблем возникать не должно!
Таким образом, из всего вышесказанного, мы получаем 3 плюса и 1 минус, неплохо!

Тех, у кого нет прем. танка, наверное будет интересовать прибыльность Мардера, так вот, проблем с серебром у вас не будет, если конечно не загружать полный БК голдовых, фармить с ПА можно, но это разве что для тех, у кого нет премов 8 уровня, или хотя бы КВ-1, вряд ли такие найдутся, так что рассматривать Marder III как фарм машину не стоит.
Тактика игры на Мардере довольно проста, мы имеем прекрасное орудие с высокой скорострельностью, точностью, а такаже хороший обзор. Т.е. нам нужно играть в классическую ПТ-САУ, занимать кусты и вести огонь на дальних расстояниях. Не забывайте об отсутствии брони, старайтесь избегать ближних боев.

Из перков качаем следующее:
● Командир - шестое чувство, маскировка, боевое братство.
● Мехвод - ремонт, король бездорожья, боевое братство.

Из оборудования:
● Маскировочная сеть
● Просветлённая оптика
● Стереотруба
● Досылатель
● Усиленные приводы наводки

Pz.Sfl. IVc


Следующий по ветке развития новых немецких ПТ Pz.Sfl. IVc. Официальное немецкое название - Versuchsflakwagen 8.8 cm Flak auf Sonderfahrgestell (Что переводится как ""бронированный""). Универсальное зенитно-противотанковое орудие. Использовалось как для борьбы с воздушными силами врага, так и с наземными. Серийно не выпускалась. В игре эта ПТ-САУ располагается на V уровне.
Рассмотрим характеристики Pz.Sfl. IVc и выявим его достоинства и недостатки.

Плюсы:
● Так как эта техника использовалась преимущественно как зенитно-противотанковое орудие, пушка поднимается аж на 90 градусов, это очень удобно, ведь нередко случается такое, что уперевшись лбом в землю наша пушка не поднимается, а тут нас выручат наши 90 градусов:)
● Альфа-урон 240 единиц, это очень хорошо, больше разве что у француза, но у того хуже другие характеристики орудия.
● Пробитие топового орудия 194mm - пробитие как у танка 8 уровня, это рекорд среди 5 уровней.
● Точность 0.32, опять таки рекорд среди ПТ САУ 5 уровня.
● 15.5 л/c на тонну, максимальная скорость 60 км/ч, прекрасные показатели.

Минусы:
● Вниз орудие опускается всего на 5 градусов, что довольно печально и некомфортно.
● УГН также всего 5 градусов.
● Большие размеры.
● Бронирование всего 10-20 mm , нас пробивают гороховые пулеметики:)
● Сведение довольно долгое, 2.3 сек, учитывая плохие УГН, нам придется пересводится каждый раз, когда враг покинет наши УГН, но на дальних картах это не будет нам сильно мешать.

Из оборудования нужно обязательно ставить досылатель, усиленные приводы сведения, просветленная оптика.

Из перков качаем следующее:
● Командир - шестое чувство, ремонт, боевое братство.
● Мехвод - ремонт, плавный ход, боевое братство.
● Заряжающий - ремонт, отчаянный, боевое братство.

Тактика игры на Pz.Sfl. IVc схожа с Murder 38T, только теперь нужно учитывать нашу сарайность, и опять же избегать ближних боев, имея отличный разброс и урон мы можем кусать врага с дальних расстояний, а такаже немаловажно не стоять на месте, и стараться как можно больше двигаться, так как любой фугас от арты, даже низкоуровневой, отправляет нас в ангар.

Продолжая наш путь по уже официально анонсированной второй ветви ПТ-САУ Германии, предлагаю вернуться назад, а именно побеседовать о тех самоходах, которые мы пропустили. Одна из причин этому скачку назад является очень скудная информация о ПТ-САУ восьмого уровня, не говоря уж девятом и десятом. Эти самоходки, больше похожие на легенды древних племён, существуют лишь на старом листе бумаги, давно затерянном в пыльных архивах. Wargaming конечно перероет пол мира и найдёт все необходимые документы, которых будет достаточно для оживления полу мифических танков. Я же, не обладая такими возможностями, воздержусь от выдумывания параметров и характеристик машин (за меня это сделают разработчики).
Учитывая сложившийся информационный вакуум, перекинем наш взор на более доступные обычным людям образцы германской инженерной мысли. В этом выпуске мы поговорим о ПТ-САУ 5 уровня Versuchsflakwagen 8.8 cm FlaK auf Sonderfahrgrstell или просто Pz.Sfl. IVc .

Незадолго до начала крупномасштабной войны командование Германии инициировало ряд проектов, направленных на повышение мобильности легендарного зенитного орудия 8.8 см FlaK. Тогда вермахт предполагал использование зенитных расчётов исключительно для борьбы с воздушными целями. Однако в ходе Польской кампании выяснилось, что зенитные орудия являются отличным средством не только для борьбы с воздушными целями, но с вражескими танками. Не сказано счастливые этому факту немцы решились на создание подобных самоходных установок.
Однако первые модели самоходок, делавшиеся на скорую руку, оказались неполноценными и крайне дефектными. Пяти тонное орудие ставилось на шасси полугусеничных тягачей-транспортёров. Мобильность действительно увеличилась, однако частые поломки и долгий ремонт сводило на нет все плюсы самоходки. Таким образом, созрела необходимость германским конструкторам вновь сесть за чертёжный стол и создать специализированное гусеничное шасси, которое уже будет приспособлено под установку FlaK 18/36.

Итогом трудов специалистов компании Krupp стало шасси очень близкое по ходовым характеристикам, конструкции и компоновке со средним танком Pz. Kpfw.IV. В передней части по давней немецкой традиции находится трансмиссия, в средней – боевое отделение, в кормовой – моторный отсек. На крыше боевого отделения устанавливалось модифицированное зенитное орудие FlaK 37 L/56. Орудие защищалось лобовым щитом и двумя бортовыми бронещитами, которые в боевом положение могли откидываться вбок. К сожалению, по словам разработчиков, бронещиты будут всегда в вертикальном положение.

Опытный образец поступил на испытание в конце 1942 года и показал себя вполне боеспособно. Тем не менее, заказа на серийную поставку не было. Дело в том, что разработка шла так долго, что ко времени воплощения САУ в металле, она уже перестала быть эффективным средством борьбы с танками. Pz.Sfl.IVc. пытались модифицировать и оснастить более мощным орудием, но и эти проекты были отвергнуты германским командованием. В последствие Pz.Sfl.IVc. вернули его первоначальную роль – борьбу с воздушными целями.

В патче 0.8.9. разработчики дадут ПТ-САУ Pz.Sfl. IVc. вторую жизнь. ПТ-САУ будет, скорее всего, располагаться на 5 уровне второй ветви немецких самоходок. Как и все ближайшие родственники по ветви Pz.Sfl. IVc. будет иметь открытую рубку, что свидетельствует об отличном параметре обзора который вероятно будет от 380 до 400 метров.
Такая отличительная особенность самоходки как сектор обстрела в 360 градусов, реализован в игре не будет. Бортовые щиты будут всегда в вертикальном положение.

Бронирование самоходки оставляет желать лучшего. Лоб корпуса будет составлять 50 мм. Каких либо рациональных углов наклона бронелистов не имеется, по этому рассчитывать на «не пробитие» не стоит. Каждый выпущенный в нас снаряд с высокой долей вероятности нанесёт урон, а в сумме со схемой расположения внутренних модулей, ещё и «кританёт» нам что-нибудь по пути. А попасть в нас будет не так уж и сложно. Высота танка составляет 2800 мм, длина 7000 мм, а ширина 3000 мм. Эти параметры сравнимы с параметрами ЯгдПантеры. На пятом уровне мы будет серьёзно выделятся на фоне низких танков-однакласников вокруг.

Двигатель Maibach HL90 мощностью в 360, способен разогнать Pz.Sfl.IVc. до 35 км/ч. Манёвренность и динамичная езда – это два понятия которые были придуманы явно не для нас. Pz.Sfl.IVc. был создан для того чтобы занять позицию и начинать обстрел целей, простояв пол дня на одном месте, начать движение к другой позиции.
Орудие Pz.Sfl.IVc. - FlaK 37 L/56 могло бы компенсировать плохое бронирование и ходовые характеристики, но и тут нет ни каких выдающихся характеристик. 127 мм пробития и приблизительные 220 урона не выделяют нас на фоне остальных пт-сау 5ого уровня.
Про точно орудия и его скорострельность говорить сложно, потому как не известно сколько снарядов будет вмещать в себя Pz.Sfl.IVc. В реалиях боевых действий самоходка всегда имела пару тройку грузовиков снабжения, и возить самой снаряды ей было не нужно. В игре же такой возможности нет. Сколько именно снарядов дадут Pz.Sfl.IVc. разработчики не известно. Если снарядов будет мало, то возможно у FlaK 37 L/56 будет точным и довольно долгим по перезарядке. Урон же возможно будет больше чем 220. Если же снарядов будет много, возможно ожидать огромную скорострельность и средний разброс.

Итог
Pz.Sfl.IVc. не будет выделяться среди одноклассников каким либо параметром. Он будет средний во всём. Слабое бронирование будет компенсироваться хорошим обзором. Орудие не будет уступать другим самоходкам. Будет ли танк проходным? Как по мне, так уж точно да! За Pz.Sfl.IVc. будет следовать машины достойные большего внимания, чем нам сегодняшний герой.

Средним самоходным установкам на базе Pz . Kpfw . IV , которые проектировали инженеры немецкого концерна Krupp , постоянно не везло. «Истребитель дотов» Pz.Sfl.IVa был построен в количестве двух опытных машин, а работы по самоходной гаубице Pz.Slf.IVb дошли до стадии постройки установочной партии. Тем не менее обе эти машины отметились на фронте. Похожей оказалась и судьба Pz . Sfl . IVc . Первоначально эта машина проектировалась как истребитель дотов, потом как средняя ЗСУ . В конце концов был построен опытный образец, который подвергся переделке и тоже был отправлен на фронт.

Нужный ненужный самоходный лафет

«Самоходные лафеты» Krupp появились в связи со стремлением немецкого военного руководства получить средство для борьбы с долговременными огневыми точками (дотами). Такие укрепления в большом количестве имелись по ту сторону границ Германии с Францией, Бельгией и Чехословакией. Хотя для борьбы с ними можно было использовать и буксируемую артиллерию, разумно предположить, что противник при этом вряд ли спокойно бы сидел и ждал, когда расчёт орудия переведёт систему из походного положения в боевое и начнёт стрелять. И здесь могла пригодиться самоходная установка, перевод которой в боевое положение занимал совсем немного времени. Первой такой САУ стала 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette с вооружением в виде 105-мм пушки K 18. Позже машина получила обозначение Pz.Slf.IVa.

8.8 cm Flak 18 Sfl. auf 12 to Zugkraftwagen, первая серийная немецкая средняя САУ

Пока концерн Krupp проектировал «истребитель дотов», параллельно шёл поиск и более быстрых решений, в качестве вооружения большинства из которых рассматривалась массовая и универсальная артиллерийская система 8.8 cm Flak 18. Эта зенитная пушка была одним из лучших орудий в своем классе. В 1938 году приняли решение о переводе её в разряд систем двойного назначения, то есть предназначенных и для ведения огня по наземным целям. Для этого орудие имело бронебойные снаряды с великолепными показателями бронепробития. Ни один из существовавших на тот момент танков не имел брони, способной противостоять немецкой зенитке! Правда, были у системы и два существенных минуса: значительная боевая масса, приближавшаяся к пяти тоннам, а также высокий силуэт.

Для повышения мобильности 8.8 cm Flak 18 как средства борьбы с бункерами предлагалось два пути. Первый предусматривал установку щитового прикрытия, небольшого изменения лафета и использования для транспортировки частично бронированных тягачей Sd.Kfz.7. Второй путь был более радикальным: орудие поставили на шасси 12-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.8. Боевая масса получившей бронирование машины достигала 17 тонн. У машины было много недостатков, но имелся один важный плюс: её можно было сделать очень быстро.

В работу пошли оба варианта, уже к концу 1938 года первые средние немецкие САУ были изготовлены в количестве десяти штук. Хотя машина, получившая обозначение 8.8 cm Flak 18 Sfl. auf 12 to Zugkraftwagen, неплохо себя зарекомендовала как противотанковое средство, было очевидно, что это скорее временное решение.


Ствол 88-мм орудия, которое предполагалось ставить на Pz.Sfl.IVc. Июль 1941 года

Концерн Krupp начал работу над самоходными лафетами ещё в 1938 году, а первые эскизные проекты появились в апреле 1939 года. Очень скоро работа над проектом 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette превратилась в поле битвы между Krupp и 6-м отделом Департамента вооружений. Дело в том, что начальник отдела танковых разработок Генрих Книпкамп видел машину иначе, чем конструкторское бюро Krupp. По его мнению, шасси должно было иметь торсионную подвеску, шесть опорных катков на борт, а также обладать высокой подвижностью.

Проблема увеличения подвижности упиралась в невозможность установки мощного двигателя, поскольку размеры машины оказались ограничены. Что же касается торсионной подвески, то её конструкторы Krupp не переносили на дух. Несколько вариантов Pz.Slf.IVa предусматривали использование шести опорных катков на борт, но в итоге конструкторы остановились на обычном шасси по типу Pz.Kpfw.IV Ausf.D-E. В дальнейшем концепцию с шестью опорными катками на борт удалось реализовать на другом «самоходном лафете» - 105-мм самоходной гаубице Pz.Slf.IVb. Проектирование этой машины перешло в активную фазу с осени 1939 года.

Примерно в это же время появился третий проект - Pz.Slf.IVc. Эта боевая машина предназначалась для борьбы с дотами и имела вооружение в виде орудия с баллистикой
8.8 cm Flak 18. Увы, документов по начальному периоду её разработки практически не сохранилось. Известно, что военные заказали три Pz.Slf.IVc, а после разгрома Франции проектируемую машину стали рассматривать как истребитель танков . От неё требовалась высокая подвижность, ради которой можно было пожертвовать бронёй. Толщина броневых листов Pz.Slf.IVc примерно соответствовала толщине брони Pz.Slf.IVb, то есть около 20 мм в лобовой части.


8.8 cm Pak 43 Kfz. Это орудие с 1942 года рассматривалось в качестве вооружения для Pz.Sfl.IVc

Только к лету 1941 года облик шасси Pz.Slf.IVc начал складываться. Требование делать машину максимально подвижной привело к созданию весьма необычного шасси. Значительная часть его корпуса превратилась в ровную платформу. Двигатель при этом находился под полом в кормовой части корпуса, там же разместили воздухозаборники. Впереди находилось закрытое отделение управления.

Ещё одной необычной чертой стала ходовая часть. Её разработка началась в конце
1940 года. К тому моменту Генрих Книпкамп окончательно перешёл к использованию в новых разработках торсионной подвески и шахматного расположения опорных катков.
С шахматным расположением инженеры Krupp согласились, а с торсионами - нет. Так на свет появилась новая ходовая часть. Она предусматривала наличие восьми пар опорных катков диаметром 700 мм, расположенных в шахматном порядке. При этом подвеска должна была остаться той же, что на Pz.Kpfw.IV. Ширина трака поначалу увеличилась до 422 мм. Предполагалось, что новую ходовую часть испытают на двух Pz.Kpfw.IV Ausf.E ещё в
1941 году, но построить машины удалось лишь к июню 1942-го. При этом ширина трака неоднократно пересматривалась и в итоговом варианте составила 420 мм.

Работы по Pz.Sfl.IVc то затухали, то вновь активизировались. Причиной тому была загруженность Krupp работой по другим проектам. Кроме того, взгляды немецких военных на перспективную САУ постоянно менялись. То они требовали быстрое шасси, то критиковали проект за малую толщину брони. Такая неопределённость привела к тому, что к лету
1942 года машина всё ещё существовала лишь в виде эскизного проекта.

Весной 1942 года появился заказ на создание самоходного шасси с 149-мм гаубицей sFH 18. Оно получило обозначение Geschützwagen III/IV, а построенная на его базе САУ более известна как Hummel . Развитием этой же темы стало самоходное шасси с противотанковым орудием, имеющим баллистику зенитной пушки 8.8 cm Flak 41. Контракты на разработку машин получили Rheinmetall-Borsig и Krupp. В связи с этим на свет в очередной раз был извлечён проект Pz.Slf.IVc. Теперь дело дошло до создания полноразмерного макета. Впрочем, быстрый самоходный лафет вновь оказался не нужен. Не в последнюю очередь решение о закрытии темы истребителя танков на базе Pz.Sfl.IVc было связано с успехом Geschützwagen III/IV. Было решено делать две САУ на базе одного шасси, и на свет появился истребитель танков, известный как Hornisse/Nashorn.

Шустрая зенитка-раскладушка

Одной из причин, по которым тема шасси Pz.Sfl.IVc не заглохла окончательно, стало то, что Krupp проектировал его сразу под несколько задач. Одной из ипостасей этой машины был проект средней ЗСУ. В качестве вооружения машин данного класса выступала всё та же Flak 18. И, в отличие от истребителей танков, ниша средней ЗСУ практически пустовала.
У немцев имелась колёсная ЗСУ на шасси Vomag, переделанном из автобуса, а также полугусеничная зенитная установка на шасси Sd.Kfz.9, а на гусеничном шасси ничего хотя бы мелкосерийного не существовало.


8.8 cm Flak 41, мощная, но очень тяжёлая зенитная система

Между тем ЗСУ среднего класса на гусеничном шасси вермахту была нужна для сопровождения танковых колонн. К тому же на вооружении немецкой армии появилась новая система - 8.8cm Flak 41. Это было поистине выдающееся орудие, но его боевая масса выросла почти до восьми тонн. Появилась идея создать «самоходный лафет», который обеспечил бы подвижность этой системе. Geschützwagen III/IV как шасси для подобной установки отпадал сразу, поскольку компоновка шасси не позволяла сделать большую платформу для размещения зенитного орудия. А вот шасси Pz.Sfl.IVc изначально проектировалось как большая платформа. К слову, концерн Rheinmetall разрабатывал аналогичную систему на шасси танка Pz.Kpfw. Panther.


Versuchsflakwagen во дворе Grusonwerk. Декабрь 1943 года

Проектирование зенитной самоходной установки началось в июне 1942 года и велось параллельно с проектированием истребителя танков. Более того, истребитель шёл как бы в кильватере зенитной машины. Легко заметить, что вариант установки с Pak 43 больше напоминал установку противотанковой пушки на платформу, явно рассчитанную на 8.8 cm Flak 41. В этом и крылась одна из причин его неудачи, поскольку на тот момент предложенная концерном Krupp концепция не понравилась Управлению вооружений. Элемент комичности придаёт этой ситуации тот факт, что спустя очень короткое время Управление вооружений всё же захотело получить «самоходный лафет».


Эта же машина с разложенными боковыми щитами и максимальным вертикальным углом наведения орудия

При создании шасси Pz.Sfl.IVc упор делался на подвижность. Для этого машину предполагалось оснащать 360-сильным двигателем Maybach HL 90 P. Точно такой же мотор объёмом девять литров планировалось ставить и на серийные leFH 18 (Sfl.), как к лету
1942 года обозначались Pz.Slf.IVb. Двигатель и другие агрегаты располагались так, что по центру машины получилась большая платформа, обеспечивающая орудию круговой сектор обстрела. В отличие от противотанкового варианта, у которого и в задней части шасси был ровный пол, у зенитного варианта, получившего обозначение VFW (Versuchsflakwagen, «опытная зенитная машина») позади имелся выступ. Туда были выведены воздухозаборники системы охлаждения. В походном положении боевое отделение прикрывалось большими щитами, которые раскладывались, образуя большую платформу. Это заметно облегчало работу расчёта. Боекомплект, размещавшийся под платформой, включал 48 патронов.


Разложенные щиты заметно увеличивали размеры платформы

Машина оснащалась коробкой передач ZF SMG 90 и механизмом поворота Henschel L320C. Благодаря этому максимальная скорость САУ должна была составить 60 км/ч. Зачем самоходной зенитной пушке довольно крупного калибра была нужна такая прыть, не совсем понятно. Поскольку Krupp был загружен работой по другим направлениям, компоненты нового шасси тестировались на Pz.Kpfw.IV, превращённых в самодвижущиеся испытательные стенды. На двух Pz.Kpfw.IV Ausf.E с лета 1942 года тестировалась подвеска с опорными катками диаметра 700 мм, расположенными в шахматном порядке.

Осенью на ещё одной машине тестировалась коробка передач ZF SMG 90 и механизм поворота Henschel L320C. Эти испытания, продолжавшиеся до ноября, закончились неудачно. В результате был подготовлен альтернативный вариант трансмиссии с разработанным Krupp механизмом поворота и коробкой передач SSG 76, которая штатно ставилась на Pz.Kpfw.IV. Эта схема рассматривалась как запасной вариант.


Промежуточное положение боковых щитов

На сроки разработки Versuchsflakwagen серьёзно повлияло английское Бомбардировочное командование. Бомбёжки Эссена, где располагались производственные мощности концерна Krupp, начались ещё в марте 1942 года, но продолжались недолго. А вот в марте 1943 года на город и расположенные в нём предприятия было совершено два рейда, в каждом из которых принимало участие по 400–450 самолётов. Были разрушены цеха, а также нанесён серьёзный ущерб заводскому конструкторскому бюро.

Наконец, в ночь с 25 на 26 июля заводы Krupp бомбило 700 самолётов. В ходе этого рейда, который стал могильщиком программы создания сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw.Maus , пострадал и проект Pz.Sfl.IVc. Постройку опытного образца ЗСУ пришлось переносить на площадку Grusonwerk в Магдебург. Из-за загруженности завода опытный образец был построен только в начале ноября 1943 года. Прошедшие испытания показали, что идея с КПП SMG 90 и механизмом поворота L320C себя не оправдала. Предстояло устанавливать на машину запасной вариант трансмиссии.


В таком положении обеспечивался круговой сектор обстрела без полного опускания боковых щитов

Проблемы с трансмиссией оказались едва ли не самыми простыми. Главной неприятностью стала смена концепции зенитной самоходной артиллерии. Опыт войны показал, что наиболее эффективными для борьбы с авиацией, особенно на уровне танковых и механизированных частей, оказались ЗСУ с менее крупными орудиями, в частности, автоматическими зенитными пушками калибра 37–55 мм. Тяжёлые бомбардировщики, для борьбы с которыми проектировалась Pz.Slf.IVc и подобные ей машины, редко становились непосредственными противниками панцерваффе. Чаще танкисты сталкивались со штурмовиками, а против них 88-мм зенитки оказались не особо эффективными.

5 ноября 1943 года инженер Кляйн из зенитного управления потребовал прекратить сборку второго опытного образца машины, а запчасти сдать в металлолом. Окончательную точку в разработке поставил министр вооружений Шпеер. В январе 1944 года он распорядился прекратить разработку Pz.Slf.IVc и аналогичных самоходных систем. Данное направление было признано бесперспективным. На этом фоне весьма комично смотрятся фантазии некоторых авторов и стендовых моделистов о развитии аналогичных систем, вплоть до использования шасси сверхтяжёлого танка E-100 . Не могло развиваться до конца войны то, что было признано лишённым перспектив ещё в начале 1944 года.


Эскизный проект переделки Versuchsflakwagen под 8.8 cm Flak 37

Прекращение разработки не означало, что Versuchsflakwagen отправится в металлолом. Несмотря на некоторые проблемы с трансмиссией, шасси получилось вполне удачным и соответствующим предъявляемым требованиям, включая подвижность. Требуемая максимальная скорость в 60 км/ч на испытаниях в марте 1944 года была достигнута, её машина держала довольно долго, при этом двигатель не перегревался. Средняя скорость движения находилась в промежутке 40–50 км/ч в зависимости от дорожных условий - и это при том, что боевая масса Versuchsflakwagen составляла 26 тонн. С третьей попытки Krupp удалось сделать «самоходный лафет», который по подвижности оказался сравним с разведывательным танком Pz.Sp.Wg.II Luchs . Эту машину вполне можно было использовать в качестве в качестве шасси для актуальной в тот момент программы Waffenträger. Но немецкая бюрократическая машина была уже запущена.


Pz.Sfl.IVc в составе 26-й танковой дивизии

К счастью для опытного шасси, его не отправили в утиль. В марте 1944 года было получено указание о переделке машины. В кормовой части увеличили площадь воздухозаборников, вероятнее всего, были учтены результаты испытаний. Кроме того, изменилось вооружение: вместо 8.8 cm Flak 41 решили поставить менее громоздкую и тяжёлую 8.8 cm Flak 37. Правда, по расчётам боевая масса установки осталась в пределах всё тех же 26 тонн.


Хорошо видны воздухозаборники системы охлаждения

В переделанном виде машина сохранила практически все прежние характеристики. Экипаж включал девять человек, из них семеро в походном положении размещались в боевом отделении, а командир и механик-водитель - в отделении управления. Сохранилась и возможность промежуточного открытия бортовых экранов. В таком положении сохранялась возможность кругового вращения орудия с уменьшением риска поражения расчёта фланговым огнём из стрелкового оружия.

Переделанную подобным образом самоходную зенитную установку летом 1944 года направили в Италию. Там она вошла в состав 304-го батальона самоходных зенитных орудий. Это подразделение, включённое в состав 26-й танковой дивизии, было крайне необычным. Дело в том, что вооружено оно было теми самыми 8,8cm Flak 37 (Sf.) auf s. Zgkw. 18t, которые как раз и планировалось заменить на Pz.Sfl.IVc. Все 12 построенных машин на базе Sd.Kfz.9 служили именно в 304-м батальоне, и как раз к ним присоединился неудачливый сменщик. Дальнейшая судьба машины неизвестна.


Снаряжение экипажа крепилось прямо к щитам

История Pz.Sfl.IVc оказалась типичной для немецкого танкостроения. Разработка машины заняла почти пять лет, закончившись практически ничем. Опыт разработки оказался практически не востребован. Влияние вполне удачного шасси не просматривается даже в конструкции разработок Krupp. И этот факт не был исключением из правил.

Лишнее шасси

Pz.Sfl.IVc оказался не последним шасси по типу B.W., которое разрабатывалось Krupp. Со второй половины 1942 года была запущена программа Waffenträger, которая предусматривала создание целого семейства самоходных шасси лёгкого, среднего и тяжёлого класса. Опыт боевых действий на Восточном фронте показал, что полугусеничных тягачей, которые использовались для перевозки тяжёлых буксируемых систем, очень часто оказывалось недостаточно. Нередко это становилось причиной потери орудий и их захвата частями Красной армии.

Особенно остро эта проблема обозначилась с конца 1942 года. Новые артиллерийские системы, в том числе противотанковые, по боевой массе приблизились к Flak 18, а иногда даже превосходили её. Так появилась идея создания максимально дешёвого самоходного шасси. От него не требовалось выдающихся скоростных данных, 17 км/ч вполне хватало. Также условием разработки новой САУ было использование в качестве её вооружения обычных буксируемых артиллерийских систем с возможностью их снятия и последующей установки на штатный буксируемый лафет.


Mittlerer Waffenträger für die 12,8 cm K 81 L/55, противотанковый вариант самоходного лафета

Одной из первых в работу над программой включилась Škoda. Уже в августе 1942 года ею был предложен проект облегчённого шасси Pz.Kpfw. T-25, на которое можно было установить 105-мм гаубицу leFH 18 или 149-мм гаубицу sFH 18. Как и требовало задание, установка обеспечивала круговой сектор горизонтального обстрела. Также предусматривалась возможность быстрого монтажа и демонтажа систем. Этот проект быстро ушёл в небытие, поскольку в сегменте средних «орудиеносцев» развернулась нешуточная борьба.

Уже к концу 1942 года задание для самоходных лафетов среднего класса изменилось.
В качестве штатных систем для их вооружения теперь рассматривались 128-мм противотанковая пушка Kanone 81 и 149-мм гаубица leFH 18. Также некоторое время в этом перечне фигурировали системы 10 Kanone 18 и 8.8 cm Pak 43, но первая система летом 1943 года вовсе исчезла из списка, а вторая перекочевала на более лёгкое шасси.


Гаубичная версия проекта обозначалась как Mittlerer Waffenträger für die 15 cm sFH 18 L/29,5

Работы продолжались по трём типам шасси: Pz.Kpfw.IV, GW III/IV и Pz.Kpfw.Panther. Кроме того, Krupp разрабатывал и весьма экзотические гибриды. Например, в марте 1943 года появился проект Grille 15, корпус для которого брался от Pz.Kpfw.Panther. А вот его ходовая часть больше напоминала Pz.Slf.IVb - это была подвеска Pz.Kpfw.IV с увеличенными опорными катками.

К началу 1944 года был подготовлен вариант Mittlerer Waffenträger на базе Pz.Kpfw.IV.
У Krupp получилось шасси с носовым расположением моторного отделения, для которого почти без изменений бралась ходовая часть Pz.Kpfw.IV. Орудие размещалось на специальной тумбе со смещением к корме. Проект предусматривал два варианта вооружения: 15 cm sFH 18 L/29,5 и 12,8 cm K 81 L/55. В отличие от скоростного предшественника, обе машины даже не были построены в виде макетов.

4 февраля 1944 года состоялось совещание в штаб-квартире Steyr-Daimler-Puch. На нём 4-й отдел Департамента вооружений скорректировал требования к Waffenträger. Теперь предполагалось использовать специальные шасси, высота линии огня снижалась до
1800 мм, максимальная скорость увеличивалась до 35 км/ч. Толщина брони оценивалась в 20 мм с лобовой части и 10 мм по бортам, боекомплект должен был включать 50 патронов, из которых 20 должно было находиться в укладках первой очереди. Шасси Pz.Kpfw.IV из списка возможных носителей было вычеркнуто, как и GW III/IV. Что же касается самоходного лафета на базе Pz.Kpfw.Panther, то его разработка продолжалась вплоть до лета 1944 года. Впрочем, и эта работа не продвинулась дальше создания макетов.


Импровизированная ЗСУ на шасси Pz.Kpfw.IV Ausf.H, захваченная на аэродроме Пльзень в мае 1945 года

Решение, принятое 4 февраля 1944 года, стало финалом пятилетней программы разработки самоходных шасси на базе Pz.Kpfw.IV. По крайней мере, на официальном уровне. Как ни странно, оно не помешало появлению ещё одной машины, по которой почти отсутствует задокументированная переписка, но которая сохранилась на фотографиях. В апреле-мае 1945 года американские войска стремительным броском захватили чешский город Пльзень, где находился завод Škoda. На аэродроме находился СПАМ (сборный пункт аварийных машин), где была обнаружена очень странная машина. Судя по всему, при её создании с танка Pz.Kpfw.IV Ausf.H сняли башню и подбашенную коробку, установив на их место зенитную пушку 8.8 cm Flak 37. Инициатора идеи создания этой ЗСУ, как и время её изготовления, определить сложно. Вероятнее всего, речь идёт о полевой модернизации.

Иногда встречается информация о том, что на аэродроме в Пльзени были обнаружены две подобные машины, но фотографии не подтверждают этого факта. За вторую машину, вероятно, принимают САУ Hummel, стоящую неподалёку. Ещё большее недоумение вызывает информация о якобы трёх построенных САУ этого типа. Похоже, что кто-то принял эти переделанные в полевых условиях машины за Pz.Slf.IVc, которых действительно военные заказывали три штуки (но построили, как мы помним, одну). Достоверно известно лишь то, что эта машина действительно существовала - в отличие от похожего по «конструкции» фотомонтажа на шасси Т-34.

Источники и литература:

  1. NARA (National Archives and Records Administration).
  2. Panzer Tracts 12-1 Flakpanzerkampfwagen IV and other Flakpanzer projects development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010, ISBN 0-9815382-7-4.
  3. Special Panzer Variants: Development - Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007.
  4. Фотоархив автора.

16-02-2017, 14:02

Привет всем любителям танковых баталий и добро пожаловать на сайт! Сейчас мы поговорим о по-настоящему сильной, но при этом крайне уязвимой машине, перед вами немецкая ПТ-САУ пятого уровня – это Pz.Sfl. IVc гайд .

В реальной жизни данный аппарат имел несколько назначение, машина была спроектирована как зенитная САУ, прямым назначением которой была противовоздушная оборона. Однако и в нашей любимой игре Pz.Sfl. IVc WoT нашла хорошее применение, она очень хорошо справляется с нанесением урона по вражеским танкам, и чтобы у вас это получалось лучше, давайте разберемся с этой немкой получше.

ТТХ Pz.Sfl. IVc

По обыкновению, начинать мы будет с того, что в распоряжении этой самоходки имеется типичный для своего класса, но в целом очень скоромный запас прочности, а также небольшой, но весьма приличный по меркам ПТ-5 базовый обзор в 340 метров.

Самой слабой стороной этого танка без раздумий можно назвать живучесть. Действительно, у Pz.Sfl. IVc характеристики бронирования очень скудные. Если вы попадаете в засвет и по вам начинают стрелять, шансы блокировать урон или срикошетить снаряд нулевые. Этот аппарат пробивается в любую проекцию даже самыми слабыми пушками, то есть осторожность – наше все.

Кроме откровенно картонной брони, у нас еще один существенный недостаток, касающийся живучести. Немецкий танк Pz.Sfl. IVc WoT имеет огромные габариты, машины высокая, широкая, длинная и абсолютно квадратная. Поэтому коэффициент маскировки у нее низкий и спрятаться зачастую бывает очень тяжело.

Но если с выживаемостью у данного аппарата действительно все очень плохо, ходовые характеристики радуют. ПТ-САУ Pz.Sfl. IVc World of Tanks получила отличную максимальную скорость, хорошую для самоходки динамику и даже маневренность в нашем случае хорошая.

Орудие

Отдельного внимания и всяческой похвалы заслуживает наше вооружение, без преувеличений можно сказать, что пушка у этой немки действительно великолепная, но и тут будет несколько нюансов.

Начнем с того, что Pz.Sfl. IVc орудие имеет мощный по меркам пятого уровня альфастрайк, а также обладает неплохой скорострельностью, в сумме эти два параметра дают около 1920 единиц чистого уровня в минуту.

Кроме того, Pz.Sfl. IVc танк WoT обладает очень высокими показателями пробития, то есть даже в боях против седьмых уровней вы можете практически не пользоваться голдой, особенно если стараться выцеливать уязвимые точки в броне врага. Но 5-10 подкалиберов с собой возить стоит, просто на всякий случай.

С точки зрения точности, все снова на высшем уровне. Изначально разброс у Pz.Sfl. IVc World of Tanks очень компактный и комфортный, скорость сведения быстрая и только стабилизация плохая, но это не новость для противотанковых самоходок.

Но как и обещалось, есть в этом обилии плюсов один изъян – углы вертикальной и горизонтальной наводки. Ввиду того что ПТ-САУ Pz.Sfl. IVc проектировалась как зенитка, вверх пушка поднимает превосходно, но склонение на 5 градусов вниз назвать хорошим очень трудно. Кроме того, суммарный угол горизонтальной наводки составляет всего 10 градусов, то есть вам придется очень часто ворочать корпусом.

Преимущества и недостатки

По большей мере все сильные и слабые стороны этой немецкой самоходки видны невооруженным взглядом из всего написанного выше. Однако для полного понимания происходящего, лучше выделить главные преимущества и недостатки Pz.Sfl. IVc WoT отдельно.
Плюсы:
Хорошая подвижность;
Мощный альфастрайк и ДПМ;
Великолепные параметры пробития;
Очень хорошая точность;
Неплохой обзор.
Минусы:
Огромные квадратные габариты и слабая;
Абсолютно картонная броня;
Маленький запас прочности;
Некомфортные углы вертикальной и горизонтальной наводки.

Оборудование для Pz.Sfl. IVc

Выбор дополнительных модулей должен либо подчеркивать сильные стороны танка, либо нивелировать его слабости. В нашем случае большинство плюсов у машины очень существенные, и важно четко понимать, на что лучше сделать упор, так что на танк Pz.Sfl. IVc оборудование мы поставим следующее:
1. – конечно, урон в минуту у нас и без того хороший, но это именно тот параметр, которого никогда не бывает слишком много.
2. – обзор у машины неплохой, но до хорошего ему очень далеко, а этот модуль полностью решит все проблемы со зрением.
3. – один огромный комплексный недостаток данного аппарата заключается в живучести, повысить ее за счет улучшения и без того слабой маскировки очень важно.

Приведенный список дополнительных модулей по праву можно считать оптимальным, он сочетает в себе все необходимое, но для тех, кому по какой-то причине не хватает точности, можно заменить второй или третий пункт на , иных альтернатив нет.

Обучение экипажа

Несмотря на то что процесс обучения экипажа занимает много времени и зачастую считается более сложным, в нашем случае все будет вполне стандартно для ПТ-САУ, хотя, состав экипажа тут необычный. Как всегда, приоритетными характеристиками являются незаметность и комфорт нанесения урона, а в целом для Pz.Sfl. IVc перки качаются в таком порядке.
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Pz.Sfl. IVc

Говоря о стандартах, в плане покупки расходников для этой самоходки тоже никаких нововведений ждать не стоит. Для тех, у кого есть проблемы с серебром, лучше взять , , . В противном случае экономить на себе не стоит, для спокойствия и повышения эффективности лучше возить на ПТ-САУ Pz.Sfl. IVc снаряжение в виде , , . А если серебро у вас есть, но тратить 20000 каждый бой не хотите, последний вариант можно заменить на .

Тактика игры на Pz.Sfl. IVc

Как уже неоднократно говорилось, у нашей немки есть один глобальный и очень серьезный недостаток – живучесть. Из-за картонной брони, скудного запаса прочности и больших габаритов для Pz.Sfl. IVc тактика сводится к стоянию в кустах как можно дальше от позиций врага, без преувеличений данную самоходку можно назвать машиной третьей линии.

К счастью, для такой тактики у нас есть очень мощное, бронебойное и точное орудия, так что ваше пребывание на второй или третьей линии может быть весьма продуктивным. Итак, изначально немецкий танк Pz.Sfl. IVc должен воспользоваться своей подвижностью и как можно быстрее занять позицию, на которой вас будет сложнее обнаружить и при этом можно будет эффективно вести огонь.

Ничего сложного в геймплее нет – стоя за кустами с активированной маскировочной сетью и «рогами» ПТ-САУ Pz.Sfl. IVc WoT должны атаковать любого попавшего в свет врага, сводится при этом лучше до конца, а также не будет лишним выцеливать слабые зоны, если противник в прицеле имеет броню.

Однако стоять весь бой на одном месте тоже не стоит. Даже если вы не попадали в засвет для повышения безопасности и эффективности позицию иногда стоит менять. Кроме того, если Pz.Sfl. IVc танк все же засветили, нужно прятаться как можно быстрее и не высовываться до тех пор, пока не пропадете с радаров врагов.

В конечном итоге помните, что Pz.Sfl. IVc World of Tanks боится любого противника, от легкого танка до артиллерии, так что подпускать к себе никого нельзя, от арты нужно прятаться постоянно, а еще следите за мини-картой, этот навык не раз поможет вам в бою.

16-02-2017, 14:02

Привет всем любителям танковых баталий и добро пожаловать на сайт! Сейчас мы поговорим о по-настоящему сильной, но при этом крайне уязвимой машине, перед вами немецкая ПТ-САУ пятого уровня – это Pz.Sfl. IVc гайд .

В реальной жизни данный аппарат имел несколько назначение, машина была спроектирована как зенитная САУ, прямым назначением которой была противовоздушная оборона. Однако и в нашей любимой игре Pz.Sfl. IVc WoT нашла хорошее применение, она очень хорошо справляется с нанесением урона по вражеским танкам, и чтобы у вас это получалось лучше, давайте разберемся с этой немкой получше.

ТТХ Pz.Sfl. IVc

По обыкновению, начинать мы будет с того, что в распоряжении этой самоходки имеется типичный для своего класса, но в целом очень скоромный запас прочности, а также небольшой, но весьма приличный по меркам ПТ-5 базовый обзор в 340 метров.

Самой слабой стороной этого танка без раздумий можно назвать живучесть. Действительно, у Pz.Sfl. IVc характеристики бронирования очень скудные. Если вы попадаете в засвет и по вам начинают стрелять, шансы блокировать урон или срикошетить снаряд нулевые. Этот аппарат пробивается в любую проекцию даже самыми слабыми пушками, то есть осторожность – наше все.

Кроме откровенно картонной брони, у нас еще один существенный недостаток, касающийся живучести. Немецкий танк Pz.Sfl. IVc WoT имеет огромные габариты, машины высокая, широкая, длинная и абсолютно квадратная. Поэтому коэффициент маскировки у нее низкий и спрятаться зачастую бывает очень тяжело.

Но если с выживаемостью у данного аппарата действительно все очень плохо, ходовые характеристики радуют. ПТ-САУ Pz.Sfl. IVc World of Tanks получила отличную максимальную скорость, хорошую для самоходки динамику и даже маневренность в нашем случае хорошая.

Орудие

Отдельного внимания и всяческой похвалы заслуживает наше вооружение, без преувеличений можно сказать, что пушка у этой немки действительно великолепная, но и тут будет несколько нюансов.

Начнем с того, что Pz.Sfl. IVc орудие имеет мощный по меркам пятого уровня альфастрайк, а также обладает неплохой скорострельностью, в сумме эти два параметра дают около 1920 единиц чистого уровня в минуту.

Кроме того, Pz.Sfl. IVc танк WoT обладает очень высокими показателями пробития, то есть даже в боях против седьмых уровней вы можете практически не пользоваться голдой, особенно если стараться выцеливать уязвимые точки в броне врага. Но 5-10 подкалиберов с собой возить стоит, просто на всякий случай.

С точки зрения точности, все снова на высшем уровне. Изначально разброс у Pz.Sfl. IVc World of Tanks очень компактный и комфортный, скорость сведения быстрая и только стабилизация плохая, но это не новость для противотанковых самоходок.

Но как и обещалось, есть в этом обилии плюсов один изъян – углы вертикальной и горизонтальной наводки. Ввиду того что ПТ-САУ Pz.Sfl. IVc проектировалась как зенитка, вверх пушка поднимает превосходно, но склонение на 5 градусов вниз назвать хорошим очень трудно. Кроме того, суммарный угол горизонтальной наводки составляет всего 10 градусов, то есть вам придется очень часто ворочать корпусом.

Преимущества и недостатки

По большей мере все сильные и слабые стороны этой немецкой самоходки видны невооруженным взглядом из всего написанного выше. Однако для полного понимания происходящего, лучше выделить главные преимущества и недостатки Pz.Sfl. IVc WoT отдельно.
Плюсы:
Хорошая подвижность;
Мощный альфастрайк и ДПМ;
Великолепные параметры пробития;
Очень хорошая точность;
Неплохой обзор.
Минусы:
Огромные квадратные габариты и слабая;
Абсолютно картонная броня;
Маленький запас прочности;
Некомфортные углы вертикальной и горизонтальной наводки.

Оборудование для Pz.Sfl. IVc

Выбор дополнительных модулей должен либо подчеркивать сильные стороны танка, либо нивелировать его слабости. В нашем случае большинство плюсов у машины очень существенные, и важно четко понимать, на что лучше сделать упор, так что на танк Pz.Sfl. IVc оборудование мы поставим следующее:
1. – конечно, урон в минуту у нас и без того хороший, но это именно тот параметр, которого никогда не бывает слишком много.
2. – обзор у машины неплохой, но до хорошего ему очень далеко, а этот модуль полностью решит все проблемы со зрением.
3. – один огромный комплексный недостаток данного аппарата заключается в живучести, повысить ее за счет улучшения и без того слабой маскировки очень важно.

Приведенный список дополнительных модулей по праву можно считать оптимальным, он сочетает в себе все необходимое, но для тех, кому по какой-то причине не хватает точности, можно заменить второй или третий пункт на , иных альтернатив нет.

Обучение экипажа

Несмотря на то что процесс обучения экипажа занимает много времени и зачастую считается более сложным, в нашем случае все будет вполне стандартно для ПТ-САУ, хотя, состав экипажа тут необычный. Как всегда, приоритетными характеристиками являются незаметность и комфорт нанесения урона, а в целом для Pz.Sfl. IVc перки качаются в таком порядке.
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Pz.Sfl. IVc

Говоря о стандартах, в плане покупки расходников для этой самоходки тоже никаких нововведений ждать не стоит. Для тех, у кого есть проблемы с серебром, лучше взять , , . В противном случае экономить на себе не стоит, для спокойствия и повышения эффективности лучше возить на ПТ-САУ Pz.Sfl. IVc снаряжение в виде , , . А если серебро у вас есть, но тратить 20000 каждый бой не хотите, последний вариант можно заменить на .

Тактика игры на Pz.Sfl. IVc

Как уже неоднократно говорилось, у нашей немки есть один глобальный и очень серьезный недостаток – живучесть. Из-за картонной брони, скудного запаса прочности и больших габаритов для Pz.Sfl. IVc тактика сводится к стоянию в кустах как можно дальше от позиций врага, без преувеличений данную самоходку можно назвать машиной третьей линии.

К счастью, для такой тактики у нас есть очень мощное, бронебойное и точное орудия, так что ваше пребывание на второй или третьей линии может быть весьма продуктивным. Итак, изначально немецкий танк Pz.Sfl. IVc должен воспользоваться своей подвижностью и как можно быстрее занять позицию, на которой вас будет сложнее обнаружить и при этом можно будет эффективно вести огонь.

Ничего сложного в геймплее нет – стоя за кустами с активированной маскировочной сетью и «рогами» ПТ-САУ Pz.Sfl. IVc WoT должны атаковать любого попавшего в свет врага, сводится при этом лучше до конца, а также не будет лишним выцеливать слабые зоны, если противник в прицеле имеет броню.

Однако стоять весь бой на одном месте тоже не стоит. Даже если вы не попадали в засвет для повышения безопасности и эффективности позицию иногда стоит менять. Кроме того, если Pz.Sfl. IVc танк все же засветили, нужно прятаться как можно быстрее и не высовываться до тех пор, пока не пропадете с радаров врагов.

В конечном итоге помните, что Pz.Sfl. IVc World of Tanks боится любого противника, от легкого танка до артиллерии, так что подпускать к себе никого нельзя, от арты нужно прятаться постоянно, а еще следите за мини-картой, этот навык не раз поможет вам в бою.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то