Почему люди осуждают других людей? Осуждение — главный тормоз на пути духовного развития

Часто ли вы осуждаете других людей? Наверняка многие из нас делали это хотя бы раз, а иные занимаются осуждением почти постоянно. Но почему так происходит? И как побороть такую привычку?
***
Что такое осуждение?
***
Осуждение - это не отрицательная оценка, как считают многие. Часто осуждение осуществляется субъективно, то есть без анализа ситуации, из-за которой человек вызвал неодобрение. Его действия, черты или поведение расцениваются в негативном ключе, они вызывают порицание, непонимание, а иногда и отвращение. Но такие суждения далеко не всегда оправданы.

Причины осуждения
***
Итак, почему же мы осуждаем других людей? Причины такого поведения могут быть разными, и вот некоторые из них:
***
Повышение собственной оценки, так называемая декомпенсация. Далеко немногим удаётся жить и вести себя правильно и по законам морали, да и каждый из нас имеет право на ошибку. Но чтобы не винить и не считать себя плохим, доказывая себе, что всё не так плохо, многие начинают оценивать действия других и, конечно, находят в них изъяны. А осуждение становится способом убедить себя в том, что есть люди хуже.

Стереотипное мышление. То, что раньше считалось неприемлемым и аморальным, постепенно становится нормальным и обыденным. К сожалению, такова жизнь. Но далеко не все перемены настолько губительны для общества, как считают многие. Например, если раньше главным в семье считался мужчина, то сегодня и женщина имеет те же права, а порой выполняет те же функции, такие как содержание семьи, вождение автомобиля, ведение бизнеса. Но это часто вызывает осуждение, причём не только самодостаточной представительницы прекрасного пола, но и её супруга. Его считают «мямлей» и «подкаблучником», а её - слишком самоуверенной или неженственной.
***
Неумение объективно оценивать ситуацию. Многие начинают осуждать других, даже не вникнув в ситуацию, из-за чего мнение бывает ошибочным.

Банальная зависть. Да, и она тоже может наталкивать на осуждение. Так, если вы завидуете соседу, у которого есть дорогая машина, то наверняка будете искать причины принизить его в собственных глазах. И вы найдёте множество поводов сделать это, причём самых разных: от неправильной (вероятно, только по вашему мнению) парковки до лишнего веса или жадности. Такая причина, кстати, особенно распространена среди женщин, и для них зачастую предметом как для зависти, так и для осуждений становится внешность.

***
Способ манипуляции . Если мы корим человека за что-то или обвиняем его, то, таким образом, развиваем в нём чувство вины, а его психологи по степени воздействия на психику часто сравнивают со страхом. Осуждаемый начинает считать себя виноватым, никчёмным, грешным или неполноценным и поэтому легко поддаётся любым влияниям, ведь он может начать считать, что делать что-то самостоятельно и без чьих-то советов просто не может. Кроме того, он готов на всё, чтобы доказать окружающим (особенно тем, кто его критикует) и самому себе, что он чего-то стоит и на самом деле не так плох, как о нём думают.
***

Неприятие своих собственных недостатков или поступков. Часто мы отказываемся видеть и принимать свои «грехи». А чтобы точно убедиться в том, что они незначительные, мы начинаем «копаться» в жизни других и, конечно, находим в ней много плохого и предосудительного. И от этого нам становится легче.

Скука . Часто осуждать кого-то начинают подруги или друзья в процессе беседы. Связано это чаще всего с отсутствием других тем для разговора. Когда все новости проанализированы и рассказаны, ничего не остаётся, как перейти к «перемыванию костей». И это свойственно многим, а особенно женщинам.

Как перестать осуждать?
***
Как избавиться от такой вредной привычки?
Поймите, что никто не идеален, все очень разные, и каждый человек имеет право на ошибки. В конце концов, ошибки - это бесценный опыт. А риски или необдуманные поступки порой приводят к достижениям. Просто поймите это и примите такую мысль, пусть она станет для вас одним из жизненных принципов.
***
Научитесь анализировать ситуацию. Прежде чем критиковать и осуждать человека, попробуйте понять, почему он поступил или повёл себя именно так. Вероятно, у него просто не было другого выхода, или же он старался уберечь кого-то. Всегда пытайтесь поставить себя на место другого и тогда, вероятно, вы будете оценивать его жизнь иначе.
***
Старайтесь освобождать своё мышление от стереотипов. И это непросто, если вы живёте в своём собственном мире и не контактируете с окружающими, не знаете, что происходит в мире. А чтобы понять, что всё меняется (причём порой кардинально), больше общайтесь, узнавайте что-то новое, путешествуйте, развивайтесь. Тогда вы начнёте смотреть на жизнь и людей иначе.
***
Постарайтесь сделать так, чтобы на осуждение у вас просто не оставалось времени. Если вы будете жить полной, яркой и интересной жизнью, то вам просто не будет дела до поступков и поведения других. Да и темы для разговоров с друзьями и близкими всегда найдутся.
***
Повышайте собственную самооценку. Делать это порой не так просто, но всё же возможно. Для этого совершенствуйтесь, развивайтесь, совершайте как можно больше добрых дел, помогайте людям.

Научитесь не осуждать, а предлагать помощь. Вероятно, человек, заслуживший ваше осуждение, оступился или совершил глупость, после чего сам пожалел об этом и не знает, как изменить ситуацию. Вероятно, ваша помощь будет полезной и поможет сделать всё лучше или исправить ошибки.
***
Прежде чем дать кому-то негативную оценку, проанализируйте своё собственное поведение, а также подумайте, как в такой ситуации повели бы себя вы. Возможно, вы ничем не лучше того, кого собираетесь осуждать, и это должно вас остановить.
***
Помните о том, что и вас тоже могут осуждать, причём за спиной и используя нелестные высказывания.
***
Научитесь жить своей жизнью и не вмешиваться в чужую, в конце концов, то, что происходит с другими, зачастую вас не касается.
***
Будьте добрее и вежливее и воздерживайтесь от осуждений!

Грех осуждения — один из самых коварных, вкрадчивых, незамечаемых и потому наиболее распространенных грехов. Он легко маскируется: осуждая, мы видим в этом проявление нашей собственной моральности, справедливости, а также ума, проницательности: «Я вижу, кто он есть, меня не проведешь». В отличие от грехов, совершаемых действием, грех словесного осуждения в большинстве случаев не несет непосредственно наблюдаемых практических последствий: сказал — и что? Можно считать, что не говорил. Что же до осуждения мысленного — это постоянная непроизвольная работа мозга, над которой мало кто из нас может рефлексировать, и хроническое воспаление нервов, которого тоже мало кто избегает. Многие из нас привыкли произносить на исповеди «грешу осуждением» как нечто дежурно-формальное — ясное дело, кто этим не грешит!

Однако мы должны задуматься: почему такое внимание уделяли этому греху святые отцы, учители Церкви? Что именно мы делаем, осуждая других? И как нам если не избавиться, то хотя бы начать бороться с этим злом в наших душах?

Об осуждении — очередная беседа с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым).

— Отец Нектарий, мы уже попытались здесь определить причины распространенности этого греха — а есть ли иные?

— Грех осуждения распространен, как и грех лжи, как и все грехи, которые мы совершаем исключительно словом. Эти грехи удобны, удобосовершаемы, потому что, в отличие от грехов, совершаемых делом, не требуют каких-то особых условий, обстоятельств — наш язык всегда при нас. Мне представляется, что есть две главные причины осуждения: во-первых, что бы мы сами о себе ни думали, ни говорили, мы на самом деле очень хорошо чувствуем свое несовершенство, понимаем, что не дотягиваем до того, чем хотели бы быть. Для неверующего это чувство собственного несовершенства лежит в одной плоскости, для верующего, воцерковленного человека — в другой: мы понимаем, что живем не так, как должны жить хрис-тиане, наша христианская совесть нас в этом обличает. И здесь есть два пути: или самоотверженно трудиться над собой, дабы достигнуть мира со своей совестью, либо осуждать других, чтобы на их фоне выглядеть хотя бы чуть-чуть получше; чтобы таким образом самоутвердиться за счет ближнего. Но тут вступает в действие тот духовный закон, о котором много писали святые отцы: глядя на грехи других, мы перестаем замечать собственные. А перестав замечать собственные грехи и недостатки, становимся особенно безжалостными к грехам и недостаткам других.

Почему святые были так сострадательны к немощам ближних? Не только потому, что в их сердцах жила Божественная любовь, но и потому, что они сами, на собственном опыте познали, как трудно победить грех в себе. Пройдя через эту страшную внутреннюю борьбу, они уже не могли осудить кого-то, кто упал: они понимали, что сами могли бы упасть или падали, может быть, в прошлом точно так же. Авва Агафон, когда видел человека согрешившего, всегда говорил себе: «Смотри, как он пал: ты так же падешь завтра. Но он, скорее всего, покается, а вот будет ли время на покаяние у тебя?».

Это одна причина осуждения, а другая — обилие совершенно реальных поводов для осуждения. Человек — существо падшее, поврежденное грехом, и примеров поведения, заслуживающего осуждения, всегда достаточно. Другой вопрос — заслуживающих чьего осуждения? Божественного осуждения — да. А мы — имеем ли мы право осуждать?

— Но как не осудить, когда сталкиваешься с низостью, подлостью, хамством, изуверской жестокостью?.. В таких случаях осуждение — это естественная самозащита человеческого существа.

— Вот именно — естественная. А чтобы быть христианином, нужно свое естество превозмочь. И жить неким сверхъестественным образом. У нас самих это не получится, но с Божией помощью все возможно.

— И справиться с осуждением тоже, конечно; но что для этого должны делать мы сами?

— Прежде всего — не давать себе права кого-то судить, помнить, что суд принадлежит Богу. Это очень трудно на самом деле, каждый из нас знает, насколько это сложно — не давать себе права судить. Помнить евангельскую заповедь: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Известен такой пример из патерика: монах, который считался самым нерадивым в монастыре, умирал в такой тишине сердечной, в таком мире с Богом, в такой радости, что братия пришла в недоумение: как же так, ведь ты совсем не подвижнически жил, почему ты так умираешь? Он ответил: да, я не очень хорошо жил, но я никогда не осуждал никого. Страх быть осужденным — это та преграда, которую можно поставить себе для того, чтобы не грешить осуждением.

Но лично мне близок тот способ борьбы с осуждением, о котором говорил преподобный Анатолий Оптинский. Он облекал его в такую краткую формулу: пожалей — и не осудишь. Как только начинаешь жалеть людей, желание их осуждать пропадает. Да, жалеть не всегда легко, но без этого нельзя жить по-христиански. Вы говорите о естественной самозащите человека от зла; да, мы страдаем от зла, от чужого греха, нам жалко самих себя, нам страшно, и мы хотим защититься. Но если мы христиане, мы должны понимать — в данном случае не столько мы, сколько тот, кто творит зло, несчастен. Ведь ему придется за это зло отвечать неким страшным, может быть, образом. Когда рождается эта подлинно христианская жалость к согрешающему человеку — пропадает желание осуждать. А для того, чтобы научиться жалеть, чтобы понудить свое сердце к этой жалости, надо молиться об этом человеке. Это давно известно: начинаешь молиться — и пропадает желание осуждать. Слова, которые, может быть, по-прежнему еще говоришь, не наполнены уже такой разрушительной силой, которой они были наполнены прежде, а потом ты вообще говорить их перестаешь. Но стоит забыть о молитве — и осуждение, погрузившееся уже вглубь, вновь вырывается на поверхность.

— А что еще нужно, кроме молитвы за врагов — чтобы агрессию, злость переплавить в жалость к ним? Может быть, видение собственной греховности?

— Другой оптинский старец, преподобный Амвросий, любивший облекать свои духовные уроки в полушутливую форму, говорил так: «Знай себя — и будет с тебя». В душе, в сердце каждого из нас — такой необъятный мир, мир, с которым нужно успеть разобраться за земную жизнь. Нам столько всего нужно успеть сделать с собою, и как часто мы не находим на это ни времени, ни сил. Но когда мы принимаемся за других людей, за разбор их грехов — время и силы почему-то находятся. Судить других — это лучший способ отвлечься от себя, от работы над собой, которая на самом деле должна быть самым главным нашим делом.

Читая о святых, часто думаешь: как же он, этот святой, жил в самом горниле искушений, в самой гуще людского греха, к тому же ему исповедовались сотни, тысячи людей, совершавших, может быть, страшные грехи — а он будто не замечал всего этого, жил так, словно этого нет? А он был занят тем, чтобы исправить, очистить от греха крохотную частицу этого мира — самого себя. И поэтому не был расположен заниматься грехами и немощами других людей. А молиться — да, молился о них и потому жалел. Для меня видимым образцом такой жизни всегда будет оставаться архимандрит Кирилл (Павлов) — человек, от которого услышать слово осуждения было практически невозможно. Он просто не оценивал никого никогда! Хотя у него исповедовалось огромное количество архиереев, духовенства, монашествующих, просто православных мирян. Он никого не судил, во-первых, потому что жалел, а во-вторых, потому что всегда был занят оплакиванием собственных грехов. Грехов, которые нам-то и заметны не были, но ему самому были заметны.

— Однако все мы вынуждены рассуждать об окружающих нас людях, судить о них, разбираться в них, наконец — это необходимо и в личной жизни (чтобы не наломать в ней дров, не сделать себя и близких своих несчастными), и на работе (чтобы, например, не доверить дело человеку, которому нельзя его доверять). Нам приходится говорить о чьих-то качествах вслух, обсуждать их — опять же, и на работе, и дома, от этого никуда не денешься. Где грань между необходимым и адекватным обсуждением — и осуждением человека?

— Святитель Василий Великий сформулировал замечательный принцип, определяющий, когда мы имеем право сказать о человеке что-то негативное и не впасть при этом в грех осуждения. Это возможно в трех случаях: во-первых, когда мы видим необходимость сказать ближнему нашему о его недостатке или грехе для его же блага, для того, чтобы ему помочь. Во-вторых, когда нужно сказать о его немощах кому-то, кто может его исправить. И в-третьих, когда нужно предупредить о его недостатках того, кто может от них пострадать. Когда мы говорим о приеме на работу, о назначении на должность или же о вступлении в брак — это подпадает под третий пункт данного «правила». Решая эти вопросы, мы думаем не только о себе, но и о деле и о других людях, о том, какой вред может им причинить наша ошибка в человеке. Но что касается работы — здесь особенно важно быть максимально объективным, беспристрастным, чтобы к нашей оценке человека не примешивались наши личные, эгоистические мотивы. Насколько мы можем здесь быть справедливыми? Насколько вообще может быть справедливым человек? Как говорил авва Дорофей, кривое прав`ило и прямое кривит. Всегда есть возможность ошибки. Но даже если мы максимально объективны и справедливы, даже если наше суждение о человеке совершенно правильно — у нас все равно остается масса возможностей согрешить. Например, мы можем говорить о человеке справедливо, но со страстью, с гневом. Мы можем быть совершенно правы, но в какой-то критической ситуации оказаться абсолютно немилосердными к виноватому человеку, и это тоже будет грехом. Практически не бывает так, чтобы мы высказали о человеке свое мнение — пусть непредвзятое, справедливое, объективное — и у нас не было бы нужды вернуться к этим нашим словам, когда мы придем в храм на исповедь.

Не могу не сказать еще раз об отце Кирилле. Когда ему задавали вопросы о конкретных людях (например, о сложных ситуациях, связанных с другими людьми) — он никогда не отвечал сразу, между вопросом и ответом всегда была дистанция. Отец Кирилл не просто обдумывал ответ, он молился, чтоб ответ был правильным, он давал себе время, чтоб утишились его собственные чувства, чтобы отвечать не из собственного душевного движения исходя, а именно по Божией воле. Есть пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото». Но отец Кирилл на таких весах взвешивал свои слова о людях, что они исходили из молчания и оставались золотом. Вот если любой из нас попытается говорить о других исключительно так, с такой мерой ответственности — тогда его слово будет очищено от человеческих страстей, и он, может быть, не согрешит осуждением, немилосердием, гневом, тем, чем обычно мы в таких случаях согрешаем.

— А бывает ли праведный гнев?

— Пример праведного гнева дает нам Третья книга Царств, это гнев святого пророка Божия Илии. Однако мы видим: Господь — хотя Он и затворил по молитвам пророка небо и не было дождя — хотел иного: хотел, чтобы Его пророк научился любви. Милосердие и любовь Богу угоднее, чем праведный гнев. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Никогда не называй Бога справедливым, Он не справедлив, Он милостив». И мы, чувствуя подступивший гнев, должны вспоминать об этом. К сожалению, мы периодически встречаем людей — искренне верующих, православных, но убежденных, что Православие должно быть с кулаками. Эти люди ссылаются, как правило, на Иосифа Волоцкого, на его взгляды на борьбу с ересями, которые привели даже к казням еретиков на Руси (слава Богу, что это не вошло в систему, осталось лишь отдельно взятым эпизодом, ибо существовал противовес — точка зрения преподобного Нила Сорского), на святителя Николая, якобы ударившего по щеке еретика Ария (хотя исторически этот эпизод сомнителен), и, наконец, на Иоанна Златоуста, призывавшего заградить ударом уста богохульствующего. Но ведь все эти примеры являют собой исключение, а не правило. И если мы помним согласное учение святых отцов, помним Евангелие, мы знаем, что все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52). Если удар по щеке Ария действительно был нанесен, это было, возможно, проявлением ревности со стороны архиепископа Ликийских Мир — но откуда в современном человеке, усиленно призывающем «освятить руку ударом», такая уверенность — будто он обладает добродетелями святителя Николая? Откуда мы взяли, что для святителя Иоанна Златоуста это было нормой, а не исключением — «заграждать уста ударом»? Поэтому не надо нам «освящать руки» и заграждать чужие уста ударами. Не надо никого бить «за православную веру». За православную веру нужно бить только собственный грех. Это очень большой соблазн — направить гнев не на борьбу с самим собой, а на борьбу с другими. Если мы будем не с другими, а с собственным грехом бороться, мы разомкнем цепочку зла, ненависти, страха, не продолжим, а разомкнем. Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 54-55).

— Может быть, можно сказать так: на праведный гнев имеет право только святой?

— Паисий Святогорец говорил: «Чем духовней человек, тем меньше у него прав». Это мы со своей точки зрения можем говорить о каких-то особых правах святого человека по отношению к другим, а сами святые никаких особых прав за собою не числили. Напротив, в житиях мы читаем, как святой, едва произнеся какое-то слово, осуждающее другого человека, тут же падал на колени и каялся в невольном грехе.

— Если ближний наш обижает нас, причиняет нам боль или какой-то ущерб — нужно ли сказать ему об этом, и если нужно, то как при этом не допустить его осуждения?

— Я не думаю, что в подобных ситуациях нужно терпеть молча. Потому что бессловесное, безропотное терпение скорбей, приносимых ближними, под силу только людям совершенной жизни. Если ближний причиняет нам боль — почему бы не предложить ему поговорить, разобраться, не спросить его, не считает ли он нас в чем-то неправыми, не обидели ли мы его чем-то сами? Когда оба человека благонамеренны — ситуация разрешится. Но если человек уязвляет нас сознательно и злонамеренно — здесь два пути: попытаться нейтрализовать его или, может быть, потерпеть, если это по силам. Если нет, выйти из-под удара — в этом никакого греха нет. Сам Спаситель заповедовал: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф. 10, 23). Нам же для того, чтобы защититься от причиняемого человеком зла, нужно порой просто перестать перед ним открываться. Опустить забрало, дабы оно помешало ему нанести нам тот удар, который принесет зло — не только нашей, но и его душе.

— С грехом осуждения непосредственно связан грех лжи и клеветы. Меня поразило то, что авва Дорофей и другие духовные писатели использовали слово «ложь» в несколько ином значении, не в том, к которому привыкли мы. Для нас ложь — это предпринимаемый с какой-либо (когда-то даже и благой) целью сознательный обман. Для них — то, что мы очень редко за собою замечаем: безответственное произнесение, говорение неких слов, то ли соответствующих истине, то ли нет; произнося это в обычном потоке нашего празднословия, мы даже не задумываемся о том, соответствуют ли наши слова о других людях реальности. Злословие, сплетничанье, «перемывание косточек» — все из этой оперы. Как от этого отстать?

— Это вопрос о внимательности нашей жизни, о том, как мы внимаем себе. У внимательного человека пропадает склонность к легкомысленным, скоропалительным суждениям. Если человек живет не задумываясь, он переходит от одного смятения к другому. А смятение преподобный Исаак Сирин назвал колесницей диавола: на смятении, как на колеснице, враг въезжает в наши души и переворачивает в них все вверх дном. И перевернутый человек судит других по первому своему побуждению, не давая себе труда поразмыслить о справедливости своих суждений.

Мы часто начинаем судить других от собственной немощи — одолевает нас усталость от обид, от ударов, от боли, и мы срываемся и начинаем эти свои раны с кем-то обсуждать. Перетерпи какое-то время, не рассказывай никому о своей обиде — и, может быть, умрет в тебе осуждение. И наступит ослаба, отдохновение для души. Но мы не находим в себе сил потерпеть, и здесь срабатывает еще один духовный закон, о котором говорят святые отцы: осуждая, ты лишаешься помощи Божией, благодатного покрова. И практически всегда сам совершаешь тот грех, за который осуждал другого человека. Страх лишиться Божией помощи — это еще один наш помощник в преодолении греха осуждения. Замечательный старец Ефрем Катунакский служил Божественную литургию в течение всей своей жизни каждый день и каждый раз переживал ее как неповторимое радостное событие для себя и всего мира. Но как-то раз не почувствовал божественной радости — отчего же? «Приходил ко мне брат один, мы с ним обсудили поступки архиереев и кого-то осудили» — так он это объяснил. Он стал молиться, почувствовал, что Господь его прощает, и сказал себе: «Хочешь снова потерять Литургию — осуждай».

— Вы сказали уже об обилии поводов для осуждения. Как избежать сердечного гнева, наблюдая то, что происходит с нашим обществом, со страной, зная о колоссальной коррупции, наблюдая деморализацию общества, намеренное, в коммерческих целях, развращение молодежи? Это гражданская боль, гражданский протест, но ведь это и гнев тоже — мы им согрешаем?

— Чувство, о котором вы говорите, очень близко и понятно мне. И я ищу для себя ответ на этот вопрос. Причина нравственного состояния нашего общества — она ведь и в нас самих тоже. Но если бы мы принимали неправедную жизнь как нормальную, если бы нам сейчас было хорошо — у нас вообще не было бы никакого оправдания. Мы привыкли разделять историю нашей страны на две части: до катастрофы 1917 года (это как бы хорошая жизнь) и после — это наша жизнь, плохая. Но давайте зададим себе вопрос: а что, до революции религиозная жизнь народа — всего, сверху донизу — была идеальной? Народ сам отходил от живой веры, его никто не оттаскивал за руку. Значит, народ сам сделал выбор и получил то, что выбирал. И пример израильского народа говорит нам об этом: когда евреи предавали Бога Единого, они терпели бедствия, притеснения, оказывались в рабстве; когда они отвергли Сына Его, они рассеялись по миру. Представьте себе, если бы у нас была сейчас идеальная власть, она продуманно заботилась бы о народе, настало бы процветание… Мы стали бы от этого чище, праведнее, ближе к Богу? Нет. Но, если бы мы оказались настолько далеки от Бога в условиях хотя бы относительного благополучия — суд Его был бы суровее к нам. Господь, может быть, посылает нам все это, всю нашу жизнь для того, чтобы мы поняли наконец, что не надо надеяться «на князи, на сыны человеческия» — надеяться надо только на Него. Чтобы мы от этой мысли к Нему обратились и изменились к лучшему. Осуждает тот, кто считает, что достоин лучшей жизни, лучшего народа, лучшей власти, кто думает: со мной-то все в порядке, а вот они… Но на самом деле начинать надо с себя. Потому что ничего в этом мире не исправишь, пока не исправишь себя самого.

Журнал "Православие и современность", №23 (39), 2012 г.

Вы думаете, что знаете что такое «осуждение»? Вы будете ошеломлены тем, что прочитаете в этой статье!

Ранее была написана статья «Грех осуждения », где была показана чёткая закономерность негативного влияния осуждения на судьбу самого осуждающего . К статье посыпались комментарии, по которым я понял, что многие так и не понимают, что такое осуждение и чем оно отличается от схожих понятий. Поэтому было принято решение написать данную статью, поскольку люди, осуждающие других, как правило, стремятся в своей жизни к высшим ценностям и не безразличны, не толерантны, к тому беспорядку, деградации и разрухе, которые сейчас можно наблюдать в Славянских странах.

Что важно осознать. Несмотря на такие благородные цели, осуждение - это вовсе не тот инструмент, которым можно что-то изменить: поднять мораль, нравственность, культуру и качества характера осуждаемого. Осуждение вредит только тому, кто осуждает, а так же, как это ни странно, только ухудшает того, кого осуждают...

Что же такое «Осуждение»?..

Для начала важно разобраться с такими понятиями как: «мнение», «критика» и «осуждение».

Эти понятия приведены по степени возрастания агрессивного настроя в отношениях с другими живыми существами, хотя, честно говоря, каждое из этих понятий может быть завуалированным, или скрытым, осуждением.

Итак, по терминам:

  • Мнение - чистосердечное и искреннее высказывание исключительно своих ощущений относительно чего-либо или кого-либо. Т.е. без мотива кого-то или что-то унизить, осудить, изменить или как-то на что-то повлиять.
  • Критика - осознанный поиск изъянов или недостатков. В зависимости от цели поиска этих недостатков, критика может быть конструктивной или разрушительной. Детальнее о критике рассказано в статье «Что такое критика на самом деле? »
  • Осуждение - скрытое желание заставить другого жить ценностями и принципами жизни осуждающего.

Таким образом, осуждение - это стремление силой заставить кого-то жить другой жизнью, а не той, его собственной жизнью, которую он сейчас ведёт. Ещё одна особенность осуждения - оно «не отпускает» человека долгое время, осуждающий человек постоянно прокручивает у себя в голове: «ну как он мог, такое сделать... ».

«Видя дьявола в других, мы перестаем видеть Бога».
А можно ли мир сделать лучше, если ты перестаешь видеть Бога?

Осуждение и поведение человека

Суть в том, что в человеке всегда должна быть любовь и только с этой позиции он должен действовать.


Если просмотренный фильм действительно вышел неудачным, то можно просто объяснить своим знакомым почему им не стоит его смотреть, но с позиции своего мнения, а не с позиции поиска недостатков этого фильма. Суть в том, что если вы делитесь своим мнением, то вы будете исходить из позиции любви к тому, кто хочет туда пойти, а не с позиции критики автора фильма за его неудачную работу. Это его работа, его жизнь и выбор. Не хотите - не смотрите, но я не говорю про модную глупую толерантность к низкокачественным товарам и деградации. Суть в том, что если вы что-то не можете изменить, то зачем погружаться в эти недостатки? А если можете изменить - активно действуйте, создавайте общественные организации, цель которых из-за любви к другим отсеивать фильмы и низкокачественные примитивные работы, не допуская их вообще в прокат.

« Тот, кто ищет недостатки в других,
или тот, кто считает грехи грешника, является нардхамой, низшим из людей».
Ведический мудрец Шрила Вьясадева в «Нарада-пуране» (1.14.161-163)

Так или иначе, неудачный фильм - это личный выбор автора, поскольку каждый, кто делает халтуру, это чувствует, но по определённым причинам продолжает её делать и впихивать с помощью лжи в СМИ обычному покупателю.

Так же современные психологи заметили, что человек не может, говорить о недостатках, оставаясь при этом не затронутым этими же недостатками. Невозможно оценить вкус воды не попробовав её... Поэтому важно понимать и другой момент, что человек, который высказывает своё мнение на основе Любви, а не критики, будет строить предложения используя совсем другие слова и обороты, поскольку у него совсем другие цели, желания и переживания. Например: «видно он очень старался, пытался использовать хорошие приёмы, но фильм, как по мне, вышел не удачным, по... (таким-то причинам). Честно говоря, не ходи - зря потратишь время».

Так же в комментарии к статье говорилось: «А если некий **** оставил в лесу мусор, его не надо осуждать? Как именно нужно бить ему морду и заставлять жрать этот мусор? Если делать это с улыбкой и без осуждения, то всё будет хорошо?»

Если внимательно присмотреться к построению предложения, то само видение ситуации уже ущербное, поскольку оно настроено не на улучшение, а наоборот - на разрушение, насаждении исключительно своего видения.

Смотрите, если человек совершает глупости - это означает, что его уровень сознания очень низок, а это значит, что к нему необходимо относиться как к младшему глупому братику или сестричке. Вы же их уродами не называете, даже если они сделают дома какую-то пакость?.. А если их нужно наказать - вы обязательно их наказываете иначе они не получат понимание того, что совершили проступок, а за проступки всегда приходит расплата. Но, опять, не за то, что они испортили вам настроение, намусорил и и вам придётся убирать... А исходя из любви к ним, т.е. для того, чтобы показать законы Вселенной и принципы их действия, тем самым предупреждая их ещё большие ошибки в дальнейшей их жизни, особенно взрослой, когда человек может причинить страдания многим живым существам.

Правильное наказание - это когда старший, наказывая, не держит зла в сердце, а исходит из любви к наказуемому, а наказуемый - понимает это и осознаёт за что его наказывают и принимает это, поскольку осознаёт свою вину. Только лишь в этом случае происходит воспитание. В противном же случае - у первого сердце становиться сухим и жёстким, а у наказуемого - возникает злоба и желание отомстить, которое будет долгое время копиться, пока не «прорвёт плотину»...

Таким образом, коренное изменение ситуации возможно лишь тогда, когда Вы детально исследуете мотивы поступка и будете в своих действиях руководствоваться личностным подходом, а не абсолютно безразлично относясь к причинам возникновения данной ситуации. Проще говоря, осуждающий человек - это тот, кто насильно жаждет что-то изменить, что ему не нравится. Но этот настрой - это уже агрессия по отношению к другому. Как результат - проявление внешнего насилия.

Осуждение и гордыня

Удивительная заметка восхитительно мудрого старца об истоках осуждения

Осуждение других — любимое занятие большинства людей.

Со смирением никак не совместимо осуждение ближних и обидчивость. Если мы осуждаем других или обижаемся, когда нас чем-либо оскорбят, то у нас вовсе нет никакого смирения.

Критика всегда причиняет боль человеку, либо наносит вред. Если кто-то спрашивает ваше мнение, постарайтесь избежать таких формулировок, которые приблизились бы к осуждению или критике.

Ученый муж, опустившийся до восхваления и осуждения чужого нрава

и поведения, теряет мудрость в хитросплетениях двойственности.

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лк. 6, 37–38) . Евангелие от Луки.

Осуждение как качество личности – склонность негативно о ком-то или о чем-то высказываться, судить, недоброжелательно оценивать окружающих.

Человек притягивает в свою жизнь то, что осуждает. Жил-был царь. Он считал своим долгом помогать всем, кто приходил к нему за помощью. И для этого каждое утро сам участвовал в раздаче пищи неимущим. Однажды утром, после ежедневной помощи бедным, он отправился на конюшню. Там он сильно разозлился на своих слуг, т.к. заболела его любимая лошадь. А в это время ко двору пришёл один мудрец. Он пришёл попросить немного еды, но царя не застал на месте. Ему сказали: — Царь недалеко, он в конюшне. И мудрец пошёл на конюшню. Он нашёл там царя, расстроенного и злого. Царь спросил с раздражением: — Зачем ты пришёл? — Я пришёл попросить еды у тебя! — сказал мудрец. Царь ещё больше разгневался, он начал кричать: — Почему ты не пришёл, когда я утром раздавал пищу неимущим?! — Я не знал об этом, — спокойно ответил мудрец. — У меня есть приемные часы! — продолжал кричать царь. — Ты мог прийти в урочное время! На что мудрец абсолютно спокойно отвечал: — Не волнуйся, пожалуйста! Я ухожу, забудь обо мне! Но царь стал злиться ещё больше: — Ну что вы за люди?! У меня есть и другие обязанности. Я ведь тоже живой человек, этого почему-то никто не учитывает. Чего, в конце концов, те надо было?! — Единственное, чего я хотел, — так это немного еды. Но мне от тебя уже ничего не нужно. И мудрец пошёл к выходу. Это царя разъярило ещё больше. Он закричал: — Ты хотел еды?! Так получай! — С этими словами он схватил ком лошадиного навоза и швырнул вслед уходящему мудрецу. Тот взял этот ком, с достоинством поблагодарил царя и спокойно удалился. И приснился ночью царю сон. Во сне он увидел мудреца и огромную кучу навоза. И снится ему, что он спрашивает мудреца: — Что значит появление в моём сне тебя с этой огромной кучей навоза? — Ты слышал о том, что если кто-то что-то отдаёт безкорсытно, то потом это возвращается сторицей? А когда это посылается святому, то возвращается пославшему в тысячу раз больше. Так что теперь это куча навоза твоя! И ты её должен съесть. — Как моя?! И почему я должен есть навоз?! — Вчера, когда я просил тебя о помощи, мне нужна была еда. И ты мне её дал в виде кома навоза. А теперь тебе это вернулось в виде большой кучи. Таков закон Кармы. — Боже мой! Что я наделал?! – Царь в ужасе схватился за голову. Мудрец продолжал: -Я не могу отменить закон Кармы. Помнишь, вчера я пытался тебе помочь — хотел уйти, но ты стал раздражаться, кричать и швырнул это в меня. Я не могу отменить того, что уже произошло, но я дам тебе подсказку. Сделай так, чтобы тебя начали критиковать, осуждать и ругать. Тогда те, кто будет это делать, разделят этот навоз с тобой. Когда кто-то нас критикует, радуйтесь и благодарите критикана – он съедает наш навоз! Вот такой сон увидел царь. Когда он проснулся, то долго размышлял над тем, что увидел во сне. Потом он взял бутылку водки, закурил сигару и пошёл на Ратушную площадь, где на виду у публики устроил скандал, с кем-то подрался, а потом с проституткой под руку разгуливал по площади. Тем самым он своих подданных привёл сначала в состояние шока, а потом – крайнего возмущения. Они стали показывать на царя пальцами, плевать ему в след, смеяться и издеваться над ним. А ему только этого и надо было. Вечером, уставший, но довольный собой, царь лег спать в надежде увидеть продолжение вчерашнего сна и поговорить с мудрецом. И он его увидел, но, к сожалению, куча навоза не исчезла, хотя значительно уменьшилась. — Как же так! — закричал царь. – Ты же сказал, что это сработает. — Всё дело в том, — отвечал мудрец, — что на Ратушной площади был человек, который не стал тебя осуждать и критиковать. — Боже мой! Что же мне делать? Я же царь, мне по статусу не положено питаться навозом. Я даже отравиться могу, если съем это. — Хорошо, я готов тебе ещё раз помочь. Я дам тебе адрес этого человека. Ты его сможешь найти. А дальше поступай как хочешь. Царь переоделся, загримировался до неузнаваемости и пошёл к этому человеку. И когда он нашёл его, то спросил: — Вы наверняка знаете, что вчера случилось в нашем городе. Как вы к этому относитесь? — А что необычного случилось вчера? – вопросом на вопрос ответил этот человек. — Ну как же! Наш царь такое отмочил! — И слышал и видел. Но в этом нет ничего страшного. Просто устал наш царь, и ему понадобилась какая-то разрядка. — Ну как же так! – говорит царь. – Это же форменное безобразие. Он своим поведением подрывает моральные устои общества. На площади ведь и дети были. Нет, этого нельзя оставлять без внимания! Я полагаю создать оппозицию и хочу, чтобы вы возглавили её. У меня есть деньги, я смогу взять на себя финансирование оппозиционного движения. — Нет, я в такие игры не играю! Я не вижу абсолютно ничего плохого в том, что было вчера. Царь от рождения был человеком вспыльчивым, не удержался и на этот раз: — Вот из-за таких, как вы, и происходит падение нравов! Общество будет полностью развращаться! Как же дальше будем жить?! На такие слова этот человек, совершенно спокойно глядя в глаза переодетому царю, сказал: — Ваше величество! Ешьте сами свой навоз!

Прежде всего, за осуждением скрывается гордыня – один из тягчайших грехов. «Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю», – говорит св. Иоанн Златоуст, — «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным…»

Мы хотим, чтобы нас любили и принимали безусловно: без маски, какие мы есть на самом деле. Однако, любить и принимать других людей такими, какие они есть на самом деле мы не желаем. Ни один судья не сможет снами посоревноваться в количестве приговоров, вынесенных за день. Конкуренцию нам мог составить лишь ВЧК. Мы осуждаем правительство, чиновников, политиков, друзей, знакомых, наших близких и, наконец, самих себя.

Осуждение – это добровольная уступка власти над собой в пользу осуждаемого. Осуждая правительство, людей или обстоятельства, мы, тем самым, расписываемся в том, что они имеют власть над нашими мыслями, чувствами и эмоциями. Эксплуатируя наши чувства, внешние факторы берут нас в плен. Например, нас не устраивает чье-то поведение, оно не вписывается в наши нравственные ценности, моральные устои и представления. Мы не можем отвечать за поведение других, а вот за свою реакцию на их поведение отвечаем полностью только мы. В нашей власти сделать выбор: «выпрыгивать из штанов», с пеной у рта доказывая неправоту людей или обстоятельств или остаться спокойным и уравновешенным. Осуждая других, мы приобретаем статус жертвы. Своим осуждением мы создаем избыточный потенциал, вызываем равновесные силы, которые нас «воспитывают» и устанавливают равновесие. Выплеск негативных эмоций, связанный с осуждением, подкармливает своей энергией вечно голодных маятников. Приклеивая к осуждению почтовую марку, мы отсылаем осуждаемым свое здоровье и жизненный тонус. Иными словами, осуждение – это добровольная передача власти над собой предмету осуждения.

Мы осуждаем в других то, что не принимаем в себе . Например, в проявленной форме вы порядочная женщина и прекрасная жена. Вы гордитесь этим и поощряете в себе эту сторону личности. Но это совсем не значит, что в вас отсутствует противоположная сторона – развратная женщина. Вы не принимаете эту сторону своей личности, отвергаете и осуждаете ее. Свое осуждение вы проецируете во внешний мир, осуждая разврат, проституцию и т. п. Порядочная женщина осуждает развратную, чувствуя при этом страх. Развратная женщина в вас испытывает чувство вины от осуждения, но сама, в свою очередь, осуждает в вас порядочную женщину, стараясь вызвать у нее чувство вины. Такое противоборство противоположностей происходит постоянно. Осуждение – это страх своей скрытой, не проявленной стороны личности.

Как вы думаете, что чувствует объект обсуждения, к примеру, жена или муж? Они чувствуют себя плохими, физически ущербными и униженными, как будто их насилуют. Появляется чувство проигравшего крупную сумму игрока. Они испытывают ощущение внутренней бомбардировки души и разума. Возникает защитная реакция и желание напасть на своего «судью». Вполне ожидаемая и понятная реакция: кому ж понравится осуждение? Начав осуждение человека, мы, чего скрывать, запускаем на энергетическом уровне программу его уничтожения . Ответным ударом на энергетическом уровне он возвращает нам наш «подарок» в форме неприятностей и болезней. Обратите внимание на такое обстоятельство: чем выше у человека жизненный тонус, его энергетический уровень, тем более опасно его осуждение. Эта опасность распространяется, прежде всего, на него самого. Когда вы осуждаете какую-либо организационную структуру людей (партию, нацию, государство), мощный энергетический ответ поражает не только вас, но и ваших детей. Когда человек осуждает жизнь как таковую, его дети обречены. Осуждение родителями жизни и человечества отражается на детях. Смерть детей является последствием осуждения родителями мироустройства. Осуждение действует вкрадчиво, в незаметной, накопительной форме, а потому приводит к тяжелым заболеваниям. Чаще всего это онкология.

Когда вы осуждаете других, вы осуждаете самого себя. Ничто так не разрушает человека, как осуждение окружающих. Ломать осуждением индивидуальность человека – это худшее проявление негативного поведения.

А что испытывает «прокурор и судья» в одном лице? У них растет чувство собственной важности. От ощущения своей правоты появляется чувство собственного превосходства. Некоторые получают удовольствие от упавшей на них в момент осуждения силы и власти. Между тем, в теле появляется ощущение напряжения и скованности. Осуждающая мысль становится доминантной в сравнении с остальными. Словом, такое же состояние, как и при стрессе.

Как видим, от осуждения страдают в той или иной форме обе стороны. Это связано с тем, что осуждение вызывает нарушение равновесия в мироздании и поэтому подвергается воздействию равновесных сил. К примеру, у вас в подсознании сложился идеальный образ жены (100%). Женились вы в полусне, клянясь в вечной любви. Но, как говорил А. Пушкин: «Мы знаем: вечная любовь живет едва ли три недели». Проснувшись, вы увидели, что Чмо, бегающее по вашей квартире, едва ли тянет на 10%. « И где же были мои глаза?» — восклицаете вы. Ваш запросный потенциал с жестокой действительностью не совпадает на 90%. Вы начинаете осуждать это, по вашему разумению, нелепое существо и создаете избыточный потенциал (90%) вокруг себя. Все справедливо: насколько плоха жена, настолько должен быть хорош муж. Поскольку вы пока бескрылый ангел, равновесные силы мироздания сделают все, чтобы ликвидировать дисбаланс. Вам остается или развестись или уменьшить напряженность потенциалов. Может, со временем, вы приглядитесь к жене и подумаете: «Да, вроде, и не совсем Чмо. Кое-что в ней начинает мне нравиться». Она почувствует изменение отношения к себе. Начался разворот к лучшему. Дисбаланс исчезнет.

Осуждение всегда сопряжено с излучением негативной энергии . Если вы осуждаете человека за его манеры или походку, то на энергетическом уровне вы становитесь ниже его. Он идет, косолапит и, при этом напевает радостную песенку: «Какой хороший я и песенка моя», то есть излучает позитивную энергию. А вы стали ретранслятором негативной энергии. Так кто «лучше — хуже», кто «хороший — плохой»?

Стремление все оценивать в рамках «хорошо — плохо», правдоискательство, желание быть всегда правым сделало осуждение нашей привычкой. По привычке мы превратились в обвинителей. После темы о погоде и болезнях тема «осуждение» занимает призовое место. Даже своих домашних питомцев мы способны осудить, если их поведение не вписывается в рамки наших представлений. Раз осуждение – это привычка, значит, ее можно заменить другой, но позитивной привычкой.

Как не крути, осуждение – это обратная сторона собственной важности . Подавленный страх перед своей внутренней сущностью побуждает нас к осуждению. Если вы осуждаете себя, вы не можете не осуждать других и наоборот. Вор, с легким сердцем относящийся к своему ремеслу, не осуждает других воров. Может завидовать, но не осуждать. Если же он ворует и осуждает себя за это, он будет осуждать и других воров. Действует принцип: не осуждай других за то, что делаешь сам.

Человек страшится осуждения людей, потому что сам их осуждает . При этом, мы осуждаем иллюзорный образ, созданный в нашем подсознании. Если человек бесчестный, он и мир видит как сборище мошенников, жуликов и проходимцев. Когда человек превращается в копилку раздражения, встретив своего дальнего родственника, он с легкостью может осудить его за раздражение. Дальний родственник будет крайне удивлен такому восприятию своей добродушной личности. Словом, мы видим то, что хотим видеть. Например, думаете, ваши аквариумные рыбки просто тупо смотрят на вас? Нет - они осуждающе молчат. Если вы вышли на улицу, и видите мрачных раздраженных прохожих, остановитесь или вернитесь обратно. Восстановите хорошее настроение и продолжайте свой путь. Восстановить позитивный настрой каждый может самостоятельно по излюбленной им методике. Это отдельная тема для обсуждения.

Об иллюзорности нашего восприятия и надуманности причин осуждения поведает эта притча: Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё. — Посмотри, какое грязное у неё бельё, - сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания. — Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить. И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула: — О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать! — Да нет, сказал муж, - просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.

Осуждение окружающих вообще может быть беспочвенным. Прекрасное тому свидетельство описываемый случай: Одна женщина сидела в аэропорту и дожидалась посадки на свой самолет. Так как до посадки оставалось еще несколько часов, она купила пакет печенья и устроилась в мягком кресле зала ожидания, достала книжку и стала читать. Она с интересом читала книгу, и вдруг заметила то, что рядом сидевший мужчина, берет печенье из ее пакета, без спроса. Это ее напрягло, она сделала вид что не заметила, как будто ничего не произошло. Она читала, ела печенье и периодически смотрела на часы в ожидании посадки на самолет, а «вор» сидевший рядом в наглую опустошал пакет с печеньем. Все сильнее и сильнее женщина негодовала внутри себя. Она хотела просто врезать ему по физиономии за такую наглость. Она брала печенье из пакета, и он брал печенье из пакета. Когда осталось последнее печенье в пакете, она подумала, что он будет делать. Он без всякого зазрения совести, взял печенье, улыбнулся, поломал пополам и половинку протянул ей. Женщина, резко выдернув свою половинку из его руки, подумала, какой грубиян и нахал. Никогда в своей жизни она не испытывала такого негодования и ярости. Когда объявили о посадки, она встала со своего места и направилась к терминалу, не желая даже смотреть в его сторону. Она зашла в самолет и уселась на свое место, она открыла сумку, чтобы взять книгу, которую уже почти дочитала. И тут она увидела то, что шокировало ее. Она просто замерла и смотрела на запечатанный пакет с печеньем, который лежал в ее сумке. Это означало, что все это время, она ела его печенье, и он делился с ней. Женщина поняла, что это она оказалась грубиянкой, вором и не благодарным человеком.

Многие считают, что жить в нашем обществе без осуждения невозможно. А что если осознанно выбросить осуждение на помойку, заменив его предпочтением. В этом понятии сплошной позитив. Предпочтение – это большая симпатия к одной вещи, чем к другой. Это благосклонное отношение к чему-то. Это предрасположенность к чему-то или кому-то. Словом, произносишь слово, и душа радуется. В слове «предпочтение» отсутствует опасность. «Я предпочитаю ездить поездом и ничего страшного, если я не полечу самолетом», — в этой фразе только спокойствие и отсутствие всякой значимости. Ранее вы сказали бы с осуждением: «Самолет – опасный вид транспорта!». Теперь вы скажете: «Я предпочитаю поезд, а не самолет». В чем отличия двух подходов? В предпочтении всегда есть два (или более) представлений. В данном примере поезд и самолет. Мы можем сравнивать. В осуждении мы имеем дело только с тем, что осуждаем. В данном примере объектом осуждения стал самолет. Сравнивать мы не можем. Что вам больше по душе? «Я не буду в такую жару есть твой дурацкий борщ» или «Я предпочитаю окрошку борщу». «Я терпеть не могу этого Васю» или «Я предпочитаю встречаться с Колей, а не с Васей». Куда приятней услышать второй вариант ответа. Как видим, у предпочтения больше оснований стать надежной основой для разрешения проблем в тех случаях, когда у вас появляется расхождение во мнениях с другими людьми.

Девушка ехала в электричке. В окно билась бабочка — летела на солнце, окно закрыто, она уже вся обессилела, а сидящие рядом люди были абсолютно равнодушны к её мукам. Девушка наблюдала и нервничала всё больше и больше, в конце концов, не выдержала и поймала эту обессилевшую бабочку. Когда электричка остановилась на очередной станции, выпустила её в окно. Бабочка неуверенно встрепенулась на ее ладони, расправила крылышки и полетела. Она облегчённо вздохнула. Но потом целый день с гневом вспоминала этих равнодушных людей, осуждала их (про себя). Вечером вернулась на дачу, занесла на летнюю кухню пакет с продуктами и плюхнула его на пол. Не увидела, что на полу сидела точно такая же бабочка — девушка её убила. Обнаружила на следующий день, когда подняла пакет. Мораль: не осуждай! Иначе обстоятельства и тебя заставят совершить точно такой же грех.

Петр Ковалев

«Прежде чем осуждать других, обратите внимание на себя.
У того, кто бросается грязью, не могут быть чистые руки.»

Осуждение других людей

В этой статье я бы хотел затронуть тему осуждения других людей. Тема, с одной стороны, простая и понятная, но, как показывает практика, далеко не всегда, она правильно понимается.

Итак, простой пример.

Еду я на велосипеде. Не по дороге, а по тротуару. Подъезжаю к пешеходному переходу через дорогу. Горит красный свет. Вполне естественно, стою, жду, пока загорится зелёный.

Мимо меня, бодрым шагом, проходит мамаша с ребёнком, и, практически без остановки, начинает переходить улицу на красный свет. Движение не слишком оживлённое, в принципе, можно спокойно перейти без аварийной ситуации.

Знакомая ситуация, можно частенько наблюдать подобное на наших улицах. И с колясками, и с детьми, и самостоятельно, наши люди спокойно переходят дороги на запрещающий сигнал светофора.

Нарушение, неправильное действие? Естественно, мы-то с вами хорошо знаем, что Законы надо соблюдать даже в самых незначительных ситуациях. А они, видимо, пока ещё не усвоили эту простую истину. Вот и шагают, не задумываясь о последствиях.

Но, не будем, пока, обсуждать этих людей, посмотрим, что возникает у нас в голове, во время наблюдения такой картины.

Лично у меня, в своё время, подобные действия вызывали «праведное негодование» и, так сказать, законное осуждение . Из серии: «Ну что они делают! Дети же с ними! Чему они их учат!» и так далее. Это я, естественно, озвучиваю самые мягкие варианты. Думаю, каждый может дополнить этот список своими «боевыми» выражениями.

Возвращаемся к нашему светофору. Время ещё есть, и вот стою я перед зеброй, поглядываю, свысока своей правильности, на эту мамашу, а в голове фонтанируют «негодующие выражения», осуждение работает на полную катушку.

И тут, вдруг, в голове появляется, эдакий лёгенький, ехидненький вопросик: «Молодой человек, а что вы в данный момент делаете?» .

Вопросик-то простенький, а задуматься заставил. И ответ-то получился не самый радостный:

А в этот момент я так хорошо, качественно, мощно, от всей души, занимался тем, что выделял негатив в спину, ничего не подозревающей женщины.

Хорошо, хоть, честности хватило, суметь остановиться и взглянуть на свои действия без эмоций. Да и формулировочка сразу появилась – элементарное осуждение другого человека .

Не самый лучший вариант, что и говорить. Думаю, нет смысла объяснять и о последствиях, и о внутреннем состоянии, и о наличии Любви в сердце в этот момент.

Вот так работает механизм ОСУЖДЕНИЯ других людей. Банальный, рядовой, простейший случай, вдруг, становится «веским доводом» для того, чтобы человек сам, без внешних воздействий переключился на состояние нелюбви. И себя наполнил негативной энергией, и другому человеку послал хорошую, добротную порцию.

Естественно, необходимые выводы мною были сделаны, но, довольно часто приходится наблюдать подобное на улицах города. Типичная автоматическая реакция. Вот поэтому и решил озвучить, глядишь, кто-то и переосмыслит эту свою внутреннюю установку.

Да, и тут, желательно учитывать такой маленький, но, достаточно важный момент. Если вы думаете, что поступаете абсолютно правильно в какой-то ситуации. Как я со светофором, к примеру. Решил для себя переходить улицу только на зелёный свет. Имеет смысл не возводить это своё знание в абсолют, вот только так, всё остальное неправильно. Всегда возможны варианты, жизнь достаточно разнообразна и многогранна.

И то, что вам сегодня кажется совершенно правильным, может, через некоторое время подвергнутся определённым корректировкам. Узнаете, что-то новое и важное, естественно, будете менять и свои установки и своё поведение в определённых ситуациях. Не надо ограничивать, прежде всего, самого себя, оставляйте место для этих изменений и новых знаний. И, тем более, не желательно навязывать это своё понимание другим людям, как единственно правильное на все времена.

Такой подход ещё гибкостью называется, любой процесс, как и человек, должен иметь необходимый запас этой самой гибкости.

Причина осуждения других

В чем причина возникновения осуждения других людей?

Человек видит неправильные действия другого. Вполне естественно, хочется помочь, дать понять этому человеку о совершённой ошибке.

Если есть умение делать это с любовью и светом – отлично. Если, пока, нет, получается стандартный вариант умножения негатива. Включается схема осуждения других людей. И о какой вашей правильности может идти разговор?

У многих сразу возникает вопрос: «И что же, просто смотреть, как нарушают правила? А если хулиган к девушке пристаёт? А если ещё, что похлеще происходит?»

А вот тут, имеет смысл увидеть разницу между двумя подходами.

Первый – это привычное выделение негатива. Сказать что-то позначительнее, посмотреть попрезрительнее, в крайнем случае, и по физиономии съездить, если уж совсем не понимает.

Тут, всё понятно, на внешний негатив, выдаём свой негатив. Умножение налицо, ситуация, редко когда разрешается в хорошую сторону. Подход большинства. Осуждение работает.

Второй – это подход СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА . Вы, естественно, понимаете, что это не о физической силе идёт речь, а о силе и умении человека управлять процессами. Тут, механизму осуждения других людей включиться не удалось.

Как это может выглядеть?

К примеру, с теми же хулиганами. Если уж такое случилось, можно спокойно подойти, и сделать так, то у них пропадёт всякое желание продолжать свои действия. Без рукоприкладства, без давления, без грубости, без негатива. Кто-то умеет это делать даже без прямого контакта.

На том же светофоре. Можно просто стоять и показывать пример. Кому не надо, проскочит и не заметит, кто созрел, обратит внимание, и сделает нужный, прежде всего, для себя, вывод. Если один из ста обратит внимание, уже будет лучше, чем давить осуждением с непредсказуемыми последствиями и для себя и для мира.

Если уж совсем «безбашенная» мамаша продолжает свои действия. Можно направить в её сторону внутренний посыл с доброй, правильной, нужной информацией. Есть шансы, что услышит, или в подсознании отложится. А ещё есть шанс, что этот посыл может и от аварии прикрыть. Глядишь, в следующий раз и одумается. А может, именно эта информация и будет той капелькой в общей чаше, которой так не хватало для формирования этого умения. Кто знает?

При желании, можно нафантазировать подобный подход в разных ситуациях. Как вы уже догадались, для этого умения необходимо, много чего и знать и уметь. Это не сказки, и не отрывки из сериалов, это, те самые возможности, которые открывает перед человеком УМЕНИЕ ЛЮБИТЬ .

Выбирать, естественно, вам. Тренироваться по отключению механизма осуждения других людей можно где угодно, ситуаций вокруг каждого из нас предостаточно.

А для более правильного вывода, рекомендую взглянуть на себя со стороны. Каждый из нас, что-то уже знает, умеет, осознал, отработал. Но, есть же масса того, о чём мы не имеем ни малейшего представления. Вспомните схему из статьи о . Так или иначе, мы действуем, так или иначе, мы совершаем неправильные поступки, так или иначе, нарушаем Законы. Это нормально, нам ещё, много чего предстоит узнать и освоить.

Думаю, каждому из нас, было бы не очень приятно, за каждое такое действие, пока не осознанное, получать мощные негативные энергетические удары со стороны тех, кто уже эту тему проработал. Корректировка – да, поддержка – да, подсказка – да, пример – обязательно. Но никак не давление, не осуждение, не манипуляция, не насильственное внедрение правильных истин. Долбить и осуждать человека не правильно, не по Законам. Хороший уровень подразумевает умение правильно взаимодействовать.

Так что, есть над чем поразмышлять. Имеет смысл прочувствовать то, как работает механизм осуждения других людей. Опять же, если желание есть, конечно.

P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:

Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ :

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то