Передышка скребицкий выводы и отзывы. Учебно- методическая разработка урока литературного чтения «Передышка» Г.А. Скребицкий. Актуализация базовых знаний

Так аисты целые дни по очереди кормили птенцов. А когда те подросли и стали ещё прожорливее, тут уж оба родителя начали вместе летать и добывать детям корм.

Прошло ещё недели полторы, и вдруг один из аистов-родителей исчез. Что с ним случилось, неизвестно: может, его убили, а может, и сам от чего-нибудь погиб.

Вот когда настала трудная пора для оставшегося аиста! Птенцы стали уже совсем большими. Их было трое, и они требовали очень много еды.

Как только начинало светать, аист уже спешил на болото за добычей, приносил её, совал в рот одному из птенцов и, не отдыхая ни минуты, летел обратно на охоту.

Так он трудился до позднего вечера.

Нам было очень жаль бедную птицу, но мы не знали, чем ей помочь.

Один раз мы пошли ловить на речку рыбу. Возвращаемся домой и видим, что все три аистёнка тянут из гнезда свои длинные шеи, открывают клювы и просят есть. А аиста около гнезда нет. Значит, на болоте лягушек ловит.

Что, если попробовать их рыбой покормить? - предложил мой товарищ.

В тот же миг мы залезли на дерево. Увидев нас, аистята заволновались, засуетились, чуть из гнезда не попадали.

Но вот один из них заметил в руках у меня рыбёшку. Аистёнок потянулся к ней, схватил клювом и проглотил. Другие сейчас же последовали его примеру.

Мы отдали аистятам всю нашу рыбу, слезли с дерева и тут только увидели старого аиста. Он поспешно подлетел к гнезду и стал беспокойно осматривать, всё ли там в порядке.

С этих пор мы каждый день начали кормить аистят: ловили специально для них рыбок и лягушек.

Аистята очень быстро смекнули, в чём дело. Как только мы влезали на дерево, они все разом тянули к нам из гнезда свои длинные шеи и раскрывали рты, прося, чтобы мы их накормили.

Наконец наши питомцы совсем выросли. Они покрылись перьями и начали вылетать из гнезда. И тут нам от них просто житья не стало - аистята не давали нам проходу. Стоило только показаться на дворе, как они слетали с гнезда и опрометью бросались к нам, требуя еды.

А взрослый аист как будто понял, что и без него дело обойдётся: все реже и реже приносил детям корм. Большую часть дня он или бродил по болоту, поедая лягушек, или дремал на дереве возле гнезда. Аист дремал на дереве, а в это время аистята гонялись за нами по двору, требуя еды.

Однажды они увязались с нами на болото. Там было много лягушек. Аистята начали ловить их сами и вовсе забыли про нас. С этого дня они каждое утро стали летать на болото - охотиться за лягушатами и другой добычей.

Лето кончалось. Все аисты собирались в стаи, готовясь к отлёту. Наши тоже перестали ночевать на дереве у гнезда - наверное, примкнули к какой-нибудь стае, и мы уже начали забывать о своих питомцах.

Но вот как-то раз идём мы с рыбной ловли домой. Смотрим - по лугу разгуливает стая аистов. Заметили нас, насторожились - сейчас полетят. Вдруг видим - от стаи отделяются три аиста и направляются прямо к нам.

Да это же наши аистята! - обрадовались мы и начали манить их рыбой.

И вот эти большие дикие птицы подбежали к нам, захлопали крыльями, засуетились - так и хватают рыбу из рук! Схватит рыбёшку клювом, подбросит вверх, перехватит поудобнее и проглотит, а потом от удовольствия даже голову на спину закинет и клювом защёлкает.

Наши аисты рыбу из рук едят, а вся стая издали смотрит. Шеи вытянули, глядят - ничего, видно, понять не могут.

Наелись аистята, клювами в благодарность похлопали и обратно к стае вернулись. А мы домой пошли.

Больше мы их не видели.

Холодно стало. Улетели они на тёплый юг.

БЕЛАЯ ШУБКА

В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет.

Зимний лес без снега казался хмурым, унылым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, нигде не пискнет ни одна птичка; только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.

Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим - посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверно, думаю, они там какую-то еду себе нашли.

Стали ближе подходить. Заметили нас вороны - одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.

Подошли мы к кусту, смотрим что-то под ним белеет, а что - сквозь частые ветки и не разберём.

Раздвинул я ветки, гляжу - заяц, белый-белый, как снег. Забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевельнётся.

Кругом всё серое и земля и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.

Вот почему он воронам на глаза попался - оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дай-ка попробуем его живьём поймать!

Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу цоп его за уши - и вытащил из-под куста!

Бьётся заяц в руках, вырваться хочет. Только смотрим - одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали. Не приди мы вовремя, пожалуй, и совсем бы забили.

Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сено, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.

Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко прятаться. В снегу не скоро его заметишь.

Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить, - сказал нам однажды папа.

Так мы и сделали - отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с ним да и выпустили на волю.

Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.

В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.

Вот когда ему белая шубка пригодилась!

Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу под берёзами по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле… И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я - к ней на голос. А она замолчит и вот снова: «Ку-ку, ку-ку!» - но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла - может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Она стоит от всех в сторонке,
Здесь на высоком бугорке.
Зелёных веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть.
Её прозвали «Передышкой».
Передохнул - и дальше в путь.

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…

Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.

Тот покачал головой.

Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема урока: (3 урок) «Передышка» Г.А. Скребицкий. Урок добра.

Цель урока: создать условия для формирования понятия «добро»

    создать условия для обсуждения темы;

    учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении;

    содействовать воспитанию любви к окружающему миру через воображение и удивление;

    способствовать развитию речи, навыков осознанного чтения.

Тип урока: комбинированный

Технология: развитие критического мышления на уроках

Вид учебной деятельности:

    Самостоятельная работа

    Групповая работа

    Поисковая работа

    Работа в парах

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные УУД

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности:

ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение. родина;

оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД:

    умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

    поиск и выделение необходимой информации;

    анализировать художественный текст;

    обобщать и систематизировать учебный материал.

Коммуникативные УУД:

    умение слушать и понимать речь других;

    умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

    умение договариваться и находить общее решение;

    понимание разных точек зрения на один и тот же вопрос;

    проявлять интерес к общению и групповой работе.

Регулятивные УУД:

    умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно;

    умение работать по предложенному учителем плану;

    самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи;

    соотносить внешнюю оценку и самооценку;

    строить устные и письменные высказывания с учётом учебной задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук

Приложение: презентация, музыка для релаксации, лист бумаги А4, фломастеры, сердечки из бумаги (30 ш.), карточки (ситуации), плакат «дерево добрых дел», памятки «Твори добро»

Ход урока.

I. Стадия вызова

Цель этапа: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся. Дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами.

Задачи: создать положительный настрой; вызвать интерес к предстоящей деятельности.

А) Организационно-подготовительный

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.

Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости

Что такое добро? А такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать -

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

Б) Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить материал необходимый для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений необходимых для открытия новых знаний.

И так, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова?

Cлайд 1 («Твори добро»)

В словаре Ожегова слово доброта определяется так:

Слайд 2 («Листок » из толкового словаря)

В) Постановка собственных целей обучения.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.

Так какая тема нашего урока? (что такое добро и что такое зло)

А цель урока? (раскроем значение этих слов и узнаем как влияют эти общечеловеческие нормы на окружающих)

Чтобы раскрыть смысл этих норм, нам необходимо вернуться к рассказу Скребицкого Г.А. «Передышка».

Г) Открытие новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.

Учитель начинает рассказ текста:

От деревни дорога шла через широкое поле. Солнце так и печёт. Но как раз у самой дороги ….

Ученики продолжают рассказ.

Почему однажды берёзка не покрылась зеленью?

Работа в группах

1 группа выписывает слова о берёзке до беды

2 группа - какая она стала после вмешательства детей

1 группа 2 группа

Зелёная, Чёрный,

свежо, прохладно, пообдирали,

шумят листья обледенелая,

нарядная, голая, потемневшая,

золотая, обломали, засохла,

жёлтая. свалили. Радость, красота, восторг Печаль

Слайд 3 («Берёзка до беды и после беды»)

Действительно, проникаешься сочувствием к дереву, как человеку.

Наши предки бережно относились к деревьям, считали, что ни живые. Прежде чем срубить дерево, они просили у него прощения.

Сколько поэтов посвятили свои строки берёзе. А сколько художников изобразили берёзу на своих полотнах…. Каждый старался излить свои чувства перед берёзой.

II Стадия осмысления

Цель этапа: помочь активно воспринимать изучаемый материал; сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.

А) Творческое применение и добывание знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.

Слайд 4 (И. Левитан, И.Шишкин «Берёзовая роща»)

Слайд 5(А.Куинджи «Берёзки»)

1) «Встреча» поэтов и художников

а) Рисунки детей на доске на тему «Русская берёзка»

б) Чтение стихотворений поэтов учащимися по ходу показа слайдов.

Чем является берёзка для России? (Символом)

Сейчас идёт олимпиада-это символ…. (дружбы, порядочности, доброжелательности.)

А что является символом олимпиады? (Заяц, медведь, тигр.)

А мира? (Голубь.)

Б) Осознание и осмысление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применять полученные знания на практических упражнениях.

Цель, которую хочет достичь учитель: проверить осознанность усвоения учебного материала.

Сейчас вы нарисуете символ доброты.

1) Творческая работа.

На листах А4 дети рисуют символ доброты.

(Работы прикрепляются на доску)

2) Игра-тренинг «Волшебный цветок» (проходит под музыку для релаксации «Красивая мелодия»)

Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу, (звучит музыка)

Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

А теперь откройте глаза. Садитесь на свои места, сохраняя это настроение.

III. Стадия размышления

Цель этапа: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему

А) Закрепление учебного материала

Цель, которую хочет достичь учитель: оценить, насколько учащиеся освоили новый материал.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить степень усвоения учебного материала.

Почему берёзка оказалась в таком положении?

Почему дети рассказали леснику, что это они погубили берёзку?

Что предложил лесник?

Оправдывает ли рассказ своё название?

Представьте себя на месте тех детей, как бы вы поступили?

1)Работа в парах

Ситуация 1.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлую сумку, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

Ситуация 2.

Когда старушка - соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для неё хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то его отблагодарить.

По каким мотивам совершались добрые дела этих мальчиков?

(1-бескорыстно, 2- с выгодой)

Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?

А вы совершали добрые дела?

2) «Дерево добрых дел»

(дети прикрепляют сердечко на дерево, называя добрый бескорыстный поступок)

3) Индивидуальная работа.

Работа с пословицами.

Выберите пословицу, которая подходит к рассказу «Передышка» и объясните выбор.

1. Слово лечит, а злое калечит.

2.Кто любит добрые дела, тому и жизнь и мила.

3.Худо тому, кто добра не делает никому.

4.Добро творить- себя веселить.

5.Хорошо тому, кто добро делает, ещё лучше тому, кто его помнит.

За любой поступок отвечаем мы и никто, кроме нас. Прежде, чем что-либо совершать, мы должны думать о последствиях.

Всё в наших руках: как мы себя поведём, что выберем - зависит от нашего выбора.

Необходимо контролировать свои поступки, думать об их последствиях: не несут ли они страдания окружающим.

Б). Рефлексия

Цель, которую хочет достичь учитель: содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности и деятельности класса.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности своего класса.

Скажите, для чего доброта нужна человеку?

Слайд 6 (Твори добро)

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

    Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - ТВОРИ ДОБРО.

    Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - ТВОРИ ДОБРО.

    Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - ТВОРИ ДОБРО.

    Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - ТВОРИ ДОБРО.

    ТВОРИ ДОБРО и ни у кого не спрашивай разрешения,

Ибо никто не властен над твоим добром.

Ш. А. Амонашвили

(Памятку получает каждый ученик)

IV.Домашнее задание

Цель, которую хочет достичь учитель: мотивировать учащихся на выполнении разноуровневых заданий.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выбрать задание и, применив добытые знания, выполнить его самостоятельно.

Слайд 7 (Домашнее задание)

(разноуровневые задания)

1.Сочинить сказку «как берёзка с дождиком подружилась»

2.Написать сочинение на тему « Русская берёзка»

3.Придумать разговор берёзки с ветром

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день — солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути, у самой дороги, росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы ни шёл из леса в деревню или обратно, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж бывало заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит — для всех берёза посреди поля служит местом отдыха.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанкой хвороста. Дошли они до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил; «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Наломали сухих палочек из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит: ветром огонь задувает.

— Постойте! — кричит один мальчуган. — Тащите- ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору с дерева пообдирали. А между корнями выжгли большую чёрную дырку — настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом: и поля, и леса — засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И когда утром солнце вставало, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по- прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна — снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи. Запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер обломал у неё сухие ветки и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

«Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки», — говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилой, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним — чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже пошли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

— У кого же это, — говорит, — хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали...

Стыдно стало ребятам. Вот ведь что они наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику. Тот покачал головой.

— Ну, — говорит, — что было, того не воротишь, а теперь надо вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

— А вот как, — сказал старик. — Осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Было это лет десять назад.

А теперь от леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».

Литературное чтение

Тема раздела: Вперёд по дороге открытий.

Тема: Символы в литературе.Г.А.Скребицкий «Передышка»

Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Воспитание бережного отношения к природе.

Этапы урока

Здравствуйте! Поклонившись,мы друг другу сказали!Что особенно мы друг другу сказали? Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ещё на уроке к чему мы можем обратиться?

-Здравствуй, урок!

-Здравствуй слово!

-Здравствуй литературное чтение!

Итак, вперёд по дороге открытий!!!

1. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть несколькими учащимися стихотворения Э.Э.Мошковской

« Дедушка Дерево»

Работа с иллюстрациями

Какие слова создают образ уюта, тепла, радости?

Какую семью обнимает своими руками дедушка Дерево?

(представление образа дерева)

Работа со словом Образ

Работа со словом символ (включается презентация)

2 4 2 1 3

I. Г.А.Скребицкий Передышка»

1. Работа с текстом до чтения.(презентация)

Какие из этих писателей Вам знакомы?

О чём они пишут?

Сегодня мы пополним список этих людей

Георгий Алексеевич Скребицкий. Родился в Москве, в семье врача.Ещё мальчиком он часто ходил в лес, наблюдал за всякими зверюшками, слушал птиц, воображал себя смелым охотником.Всю свою жизнь он посвятил изучению природы.В своих замечательных произведениях учит читателей видеть многообразие и красоту окружающего нас мира.

С одним произведением мы сегодня и познакомимся!

Работа в паре.

Предположите, о чём может говорить это заглавие?

Подберите однокоренные слова? (отдых,передохнуть, отдохнуть)

К какому жанру относиться это произведение?

Признаки рассказа.

Проверим наши предположения.

2. Работа с текстом во время чтения.

Перед чтением поработаем с незнакомыми словами.

Есть ли они в тексте?

Девочки читают жнивьё

Мальчики ищут на дрогах

Показ слайдов, объяснение других слов.

1. Первичное чтение.

Чтение 1 части диктором старого радио учитель,

2. выполнение задания 1 учебника (с.  52).

Оправдались ли ваши ожидания по поводу названия рассказа?

Фронтальная работа

Как выглядела дорога?

Что делали путники в прохладной тени дерева?

Как прозвали люди берёзу?

Работа в паре (по рядам)

Найдите описание берёзы в разное время года

Летом

Весной

осенью

3.Обобщающая беседа.

- Чем служила берёза для птиц и людей?

Что приспособились делать ребята у берёзы?

(чтение по цепочке)

Одобряете ли вы поведение ребят? Почему можно его назвать бездумным?

II. Чтение II (хорошо читающие ученики)

III . Первичное чтение (читают учащиеся, вслух). Учитель помогает вести диалог с автором.

Когда так говорят « хватило совести» (совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми(не постыдилсь, не постеснялись)

Стыдно ли стало ребятам за их поступок?

Как они решили исправить ошибку?

Какую роль играло дерево при своей жизни?

После неё?(Передышка это не только место отдыха,это история одного дерева,

дерева. Которое давало людям надежду.

Рассказ об особенности творчества Скребицкого (перед рассказами о часто писал стихи)

Она стоит от всех в сторонке

Здесь на высоком бугорке

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя от леса ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

« Её прозвали « Передышкой»

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали

Дружно хлопаем, ногами топаем.!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

IV. Работа в микрогруппах

Составление плана.

1.Берёза – спасительница.

2.Костёр под деревом.

3.Гибель берёзы.

4.Снова шумит « Передышка»

Чему научила история с берёзой?

(Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет её смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью.Порой жестокость невоспитанность наносят большой ущерб природе.

Что же мы можем отнести к символам литературы?

(образ берёзы)

К берёзе у русского человека особое отношение. Ни в одной стране мира не растёт столько берёз как в России.

Её воспевают поэты, художники

На что обращает наше внимание Георгий Скребицкий

(на судьбу России, на наше отношение к ней.

Прочитайте пословицы

Какая лучше всего отражает главную мысль рассказа?

Берёза не угроза, где стоит там и шумит

Берёзой обогреешься, а не оденешься

У берёзки слёзки текут,

Когда с ней кору дерут.

Мы часть природы, должны заботиться, любить беречь.

V .Рассматривание картины А.Куинджи « Берёзовая роща»

Давайте войдём в картину. И опишем свои чувства.

Чтение высказываний о природе.

Говорят у природы нет цели.А мне кажется она есть: сделать человека счастливым.

Солнце, чистый воздух и вода – счастье. зелень лесов и полей -счастье.

Природу и красоту нужно беречь. нет ничего сильнее и беззащитнее красоты.

Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясён красотой своей планеты.Такой создала её для нас природа.


© ООО «Баласс», 2013 2
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то