Животные в разное время года. Как зимуют зайцы? Места их обитания, особенности питания Как зайцы встречают холодное время года

Урок 27

КТО КАК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕТ

З а д а ч и: познакомить учащихся с жизнью животных весной; развивать внимание, память, связную речь; прививать интерес к познанию нового.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки с изображением животных (белки, зайца, медведя, ежа, волка, лисы) и их детенышей, карточки со словами.

Ход урока

I . Организационный момент (создание эмоционального настроя).

    Ребята, посмотрите, как хорошо на улице! Деревья пробуждаются от зимнего сна. Греет солнышко.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою…

    А что еще изменилось с приходом весны? (Стало тепло, тает снег, поют птицы.)

    Правильно, день стал длиннее, появляются первые весенние цветы, прилетают с юга птицы.

II . Введение в тему урока.

    Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к лесным жителям и посмотреть, кто как встречает весну. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу.

Учитель вывешивает на доску картину «Лес весной».

    Мы идем с вами в самую гущу леса. Под ногами шуршат прошлогодние листья, ветер качает деревья, и они стучат веточками, как будто приветствуют нас. Мы идем по тропинке, специально выложенной для нас. Снег еще лежит. Кое-где проглядывают голубые глазки подснежников. С каждым днем в лесу все больше проталин, все меньше снега. С каждым часом все оживает и радуется весне. Вот здесь мы и остановимся. Откройте глаза. Посмотрите на изображения животных.

III . Изучение нового материала.

Б е с е д а.

На переднем плане - картинка с изображением медведя.

    К кому из животных мы пришли в гости? (К медведю.)

    В конце марта медведи просыпаются от зимней спячки. Медведь оголодал, изхудал за зиму. И теперь недоволен и зол на весь мир. Он так зол, что может напасть даже на человека. А вообще медведь – всеядное животное.

Как вы думаете, что значит всеядное? (Он питается всем.)

    А вы знаете, что особенно любит медведь? (Ягоды, мед.)

    Да, он любит и мед, и ягоды. Медведь может питаться травой, всходами, корнями и грибами. Из животной пищи он ест рыбу, насекомых, птиц. В конце зимы, в феврале, в самую лютую стужу, у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молоко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих детенышей из берлоги. Она учит медвежат находить себе корм.

А что едят медвежата? (Травку, растения, насекомых.)

    Верно, медвежата едят молодую травку, насекомых, луковицы растений.

О ком еще вам интересно узнать? (Выставляет картинку с изображением ежа.) Кто видел ежика? Какой он? Что делает зимой? (Спит.)

    Рано весной просыпаются ежи. За время спячки они быстро худеют. Весной ежи кормятся насекомыми – кузнечиками, сверчками, разными жуками. Ежи поедают даже дождевых червей, птичьи яйца, иногда лесных и полевых мышей. Потомство ежи выводят весной. У самки рождается от 3 до 8 детенышей.

    Как зовут детенышей ежей? (Ежата.)

    Ежиха готовит для ежат хорошо выстланное травой гнездо. Она кормит своих детенышей молоком. Когда они перестают сосать молоко, мать приносит им в гнездо дождевых червей, опавшие плоды. Вскоре она начинает брать ежей на охоту.

Ребята, подумайте, что общего в жизни медведя и ежа? (Зимой спят. Детенышей кормят молоком.)

    Верно, и медведи и ежи зимой спят, кормят своих детенышей молоком. А как вы понимаете выражение «выводят потомство»? (У животных рождаются детеныши.)

    Как зовут детенышей медведя? А ежа?

Учитель выставляет картинку с изображением белки.

    Что вам известно о белке, где она живет?

    Как белка передвигается? (Прыгает с ветки на ветку.)

    Целыми днями перепрыгивает белка с ветки на ветку, с верхушки одного дерева на другое. Поздней весной или в начале лета белка выводит потомство.

Что делает белка поздней весной или в начале лета? (Выводит потомство.)

    Как зовут детенышей белки? (Бельчата.)

    У белки обычно рождается от 3 до 6 бельчат. Кто знает, чем питается белка? (Орехами, грибами.)

    Правильно, белка питается орехами, грибами, а еще она любит ягоды, почки, желуди, лесные яблоки и груши. У яблок и груш белка поедает только семена, а мякоть бросает. Она не прочь заняться хищничеством – таскает яйца, птенцов из птичьих гнезд, а иногда нападает и на взрослую птицу.

Как вы понимает слово «хищничество»? (Это когда одни животные поедают других.)

    А какая окраска у белки? (Рыжая.)

    Да, но только летом белка рыжая, а зимой серо-голубая. Почему у белки меняется цвет шубки? (У белки происходит линька.)

    Верно, весной белка меняет свою теплую серую шубку на более легкую рыжую. А осенью наоборот – одевается в густую теплую шерстку, серо – голубую. Знаете ли вы еще какого-нибудь зверя, который меняет окраску? (Заяц.)

    Верно, это заяц и многие другие животные.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

    Отправляемся в гости к зайцу.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

(Прыгают на одной ножке, затем на другой, на двух сразу.)

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех,

(Бег на месте.)

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

( Бег на месте.)

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

(Садятся за парты)

Работа с карточками.

    Прочтите текст.

«В поле еще снег не сошел, а у зайчихи уже родились зайчатки. Хоть и маленькие, но пушистые, зрячие. Зайчиха покормила их и ускакала подкрепиться свежей молодой травой. Зайчатки сразу, как появятся на свет, умеют бегать. Наевшись материнского молоко, они разбегаются и прячутся под кустиками, кочками. Лежат тихонько – не пищат, чтобы их не заметили враги. Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уж про них и забыла. А зайчатки все лежат. Но тут мимо пробегает другая зайчиха; заметила беспомощных голодных малышей, подбежала к ним и покормила теплым вкусным молоком. А молоко у зайчих жирное и очень сытное. А мама-зайчиха под другим кустом, в ямке, тоже увидела чьих-то голодных зайчат и покормила их. Так уж у зайцев заведено: покормит зайчиха новорожденных и оставляет одних, чтобы своим запахом не привлекать врагов, знает, что детка голодными не останутся. Пока малыши сидят неподвижно, от них зайчатиной не пахнет, а густая трава укрывает их от хищников и охотников. Пройдет несколько дней, и зайчата начнут есть траву, станут совсем самостоятельными».

Вопросы по тексту:

    Когда у зайчихи появляется потомство? (Весной.)

    Весной у зайчих рождается по 4-5 зайчат. А почему мать-зайчиха, покормив их один раз, убегает от своих зайчат и больше не кормит их? (Чтобы спасти их от врагов.)

    Это действительно так. Зайчиха не хочет, чтобы лиса нашла зайчат по ее следу. Зайчата ведь тихо сидят, и никто их не заметит. Что же помогает зайчатам выжить? (Теплая шубка, а также вкусное молоко своей мама и других зайчих._

    Правильно, у зайчат теплая шубка, а молоко зайчих очень питательно, зайчата наедаются им на несколько дней. А чем питаются зайчата, когда подрастут? (Травкой.)

    Да, когда зайчата подрастают, то начинают есть травку, морковку, капусту, корни и почки деревьев и кустарников, клевер, молодые побеги других растений.

IV . Закрепление изученного.

    Наше путешествие заканчивается. Закройте глаза и вспомните все, что мы узнали.

Учитель убирает картинки и крепит на доску карточки со словами:

    Вывод потомства

    Линька

    Зимняя спячка

    Изменение окраски.

    Посмотрите на доску. Прочтите слова. Что означает выражение «вывод потомства»? Кто выводит потомство?

    Как называют маму медведя? А детенышей как зовут?

    Как называют маму зайчат? А детенышей? Как зовут детенышей белки? А ежей?

    Давайте вспомним все, что бы узнали об этих животных.

Откройте тетради и запишите тему урока: «Кто как встречает весну».

    Прочитаем еще раз эти слова хором.

    Составьте предложение со словами «линька» и «животные».

    Запишите предложение: «Весной животные линяют».

    Что значит «животные линяют»? (У них меняется шерсть.)

Запишите предложение в тетрадь.

    У кого из животных меняется окраска шерсти? (У белки и зайца.)

    Кто из животных спит зимой? Медведь и еж.)

    Что они делают весной? (Просыпаются от зимней спячки.)

    Запишите это предложение в тетрадь.

Составьте предложение о появлении малышей на свет, используя выражение «вывод потомства».

(«Многие животные весной выводят потомство».)

    Запишите это предложение.

У вас получился текст:

Весной животные линяют. У них меняется шерсть. Медведь и еж просыпаются от зимней спячки. Многие животные весной выводят потомство.

    Прочтите, что вы записали в тетрадь.

V. Подведение итогов.

    Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали, что происходит в жизни животных зимой.)

    К кому мы отправлялись в гости? (К белке, медведю, ежу, зайцу.)

    У кого меняется цвет шерсти? (У белки и у зайца.)

    Мы говорили о ком? (О медведе, о белке, о еже, о зайце.)

Сезонные изменения, происходящие в неживой природе, оказывают значительное влияние на жизнь растений и животных. В большей мере эти перемены касаются условий существования диких животных. Зима - время года, когда обитателям лесов, степей, водоемов приходится особенно трудно. В этот период для выживания им необходимо приспосабливаться к нелегким Многие из них специально готовятся к зиме.

Как зайцы встречают холодное время года?

Можно сказать, что в жизни зайцев не выделяется период, который можно характеризовать как подготовку к зиме. Зверек не строит убежищ, гнезд, заранее не организует лежанок. Не делает он и запасов корма на зиму. У зайца нет необходимости заниматься этим предварительно, так как все нужное для себя он найдет в месте своего обитания в любое время года и при любых погодных условиях.

Единственное, что связано в жизни зайца с подготовкой к зиме, - это его линька. Она начинается в сентябре и заканчивается в октябре, а в некоторых случаях - в ноябре. При этом происходит смена окраса шерсти. Заяц в лесу зимой невидим для хищников и охотников благодаря тому, что его шубка приобретает белый цвет. Мех становится более густым и длинным, что спасает зверька от лютых морозов.

и места их обитания

Прежде чем давать ответ на вопрос, как зимуют зайцы, необходимо точно знать, о каком их виде идет речь. В России наиболее распространены два вида - русаки и беляки. Они обитают в разных условиях, поэтому их повадки отличны. Не совсем одинаково будет протекать и жизнь зайцев зимой.

Русаки предпочитают открытые места - луга, поля, степи. Лишь изредка они посещают перелески и фруктовые сады.

Заяц-беляк обитает чаще всего в где есть заросли осины, ивы. Осока, произрастающая в болотистых местах, также привлекает зайцев этого вида. Беляки, обитающие в условиях тундры, обычно встречаются в зарослях кустарников. В лесостепи зайцы населяют колки - небольшие по площади лесные массивы.

Как зимуют зайцы?

Оба вида зимой устраивают лежки. Это укромные места, где они проводят всю светлую часть суток. Зайцы лежат обычно под каким-то укрытием - кустом, снежным наметом, поленницей, оградой, в ямке, овражке. Во время снегопада или поземки зверька заметает снегом и он становится малозаметен. Именно в такую погоду заяц наиболее защищен: следы исчезли под снегом, да и его самого не видно. С наступлением темноты животное выходит на кормежку, так как в это время суток заяц также чувствует себя в большей безопасности.

Между логовом и местом жировки можно увидеть на свежем снегу четкие следы зверька. Именно по ним охотники и выслеживают зайца. Но сделать это бывает не так-то легко. Возвращаясь с места кормежки к лежке, зверек запутывает следы. Для этого он петляет, делает большие прыжки в сторону, проходит по одному и тому же месту несколько раз.

Чем питаются животные зимой?

По следам можно не только определить местонахождение русака или беляка, но и узнать, как зимуют зайцы. Так, например, замечено, что в самом начале зимы, когда еще не так много снега, оба вида обитают вблизи полей с озимыми посевами. Именно здесь они кормятся молодыми побегами ржи и пшеницы.

Зайцам приходится менять место своего обитания по мере увеличения снежного покрова. На полях уже нет возможности найти достаточно корма. Зверьки выбирают менее заснеженные участки. Русак перебирается ближе к огородам, садам, дачам. Здесь животные, поедая кору плодовых деревьев, наносят немалый ущерб посадкам. Особенно от зубов зайца страдают молодые саженцы.

В лесу, где зимует заяц-беляк, достаточно корма до самой весны. Животные питаются корой и ветками лиственных пород деревьев и кустарников, замерзшими ягодами, засохшей травой. На покосах они поедают сено, заготовленное для домашних животных, чем также наносят определенный вред.

Как зайцы спасаются зимой от врагов?

Рассказывая о том, как зимуют зайцы, нельзя забывать, что маленький зверек часто становится добычей таких животных, как волк, лиса. Приходится скрываться ему и от Что же помогает зайцу справиться с такими сильными противниками? Это прежде всего его умение бегать. Подошвы лап зверька зимой покрыты густой шерстью, что делает его ступню широкой и позволяет легко передвигаться даже по рыхлому снегу, не проваливаясь. Подушечки пальцев зайца обильно выделяют пот, благодаря этому не происходит налипание снега. Животное свободно передвигается как по глубокому снегу, так и по насту - ледяной корочке, образующейся на поверхности снежного покрова.

У зайцев очень сильные задние лапы. Благодаря их особому строению зверьки могут выполнять во время передвижения большие прыжки. Кроме того, ударами задних лап животное способно отбиваться от хищника. Стремительный бег зверька, его сильные ноги не только помогают ему в поисках пищи, но очень часто спасают от преследователей.

Тема: «Весенние изменения в жизни животных»

Кто как весну встречает

(экологическая сказка)

Прилетела Сорока – белобока в лес и закричала:

– Весна пришла! Весна пришла! Все ли готовы к приходу весны? Полечу, попроведую своих старых друзей!

Первой навстречу ей попалась волчиха.

– Здравствуй, волчиха, ты как к весне подготовилась? – спросила сорока.

– У-У-У, – завыла Волчиха – у меня в логове слепые маленькие волчата. Целый день бегаю, добываю им пищу.

– Молодец, Волчиха! – прокричала Сорока, – полечу дальше, посмотрю, кто ещё чем занят.

Летит, летит, видит – медведь лохматый бродит.

– Привет, Сорока, – говорит Медведь. – Вот подмочила мне весна штаны и брожу, ищу насекомых, достаю из земли корни, луковицы растений, ем прошлогодние ягоды, ведь отощал за зиму.

– Правильно, медведь, подкрепляйся, сил набирайся. Будем весну встречать.

Села Сорока на дерево отдохнуть, да осмотреться и вдруг слышит, как кто-то тихонько крадётся. Только-только успела крыльями взмахнуть и взлететь.

– Кто же это помешал мне? – кричит Сорока – белобока.

Глядь, а это в тёмной лесной чащобе, под нависшими сучьями, затаилась разбойница Рысь. Всю ночь скиталась она по лесу, разоряла звериные и птичьи гнёзда, ловила маленьких зайчишек, доставала с деревьев спящих птиц. Беззащитные звери и все лесные птицы боятся, сторонятся охотницы Рыси.

Перелетела Сорока на старую сосну, а там её встречает у дупла Белка.

– Здравствуй, Белка, – кричит Сорока – А ты, как весну встречаешь?

– Да, мы белки, всю зиму жили в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла. С ёлки на елку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые шишки. А к весне мы свои серые шубки сменили на рыжие. Стали мы похожи на маленькие солнышки в лесу.

– И я тоже рыженькое солнышко в лесу! – раздалось кряхтение под сосной.

– Спускайся, Сорока, ко мне поближе! Я тебе расскажу, как я весну встречаю.

– Знаю я, как ты мне расскажешь, – цапнешь и съешь. Не обманешь меня плутовка рыжая! Шубка-то у тебя тоже пооблезла, стала более редкой.

– А зачем мне летом тёплая шуба, мне ведь в ней жарко будет, неудобно охотиться на вас, птиц. Мне такая шубка сейчас в самый раз, по сезону, – улыбнулась Лиса.

– Ладно, прощай, Сорока, мне с тобой беседовать некогда, надо мне моих маленьких лисяток кормить, – промолвила Лиса, я побежала по своим делам.

– Что-то я своего друга – Зайца-беляка не вижу. Всю зиму с ним в прятки играли, а теперь куда-то он пропал. Надо поискать его.

– Эй, Заяц-беляк, ты где? Отзовись!

Глядь, а по чёрной земле скачет белый Заяц с тёмными пятнами.

– Что с тобой, Косой? Это что, мода такая нынче в нашем лесу? – застрекотала Сорока.

– Не смейся надо мной, – слегка обиделся Заяц. Это я линяю, белую зимнюю шубку сбрасываю, в летнюю одежду переодеваюсь. Только наряд мой немного запаздывает. Уже снег давно растаял, а я всё ещё белый. В лесу меня сейчас любой хищник поймает, вот мне и приходится прятаться от всех по кустам.

– Ладно, Заинька, потерпи немного. Скоро весна разгуляется, солнышко пригреет, станет всем в лесу тепло и весело.

Взмахнула Сорока крыльями и полетела другим подругам – белобокам про встречу рассказывать, да проверять, все ли к весне готовы, все ли почувствовали её приход.

Берюхова Е.К.

Методическая разработка

Сценарий сказки «Как звери весну искали» с авторскими элементами

(для театра кукол бибабо)

Александрова Маргарита Эдуардовна,
воспитатель высшей кв. категории
ГБДОУ д/с № 30 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом одом для эмоционального развития. Эмоциональная регуляция поведения у детей является ведущей, с развития эмоциональной сферы начинается познание ребёнком окружающего мира и общения с людьми. От того, как ребёнок научится « читать» эмоции, понимать и управлять ими зависит уровень его развития. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляя ребёнка сочувствовать персонажам, сопереживать им. Дети мысленно переносятся в положение другого человека. Театрализованные игры формируют опыт социальных навыков поведения, благодаря этому ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Проблемные ситуации опосредованы от лица персонажей, что помогает преодолевать робость, «зажатость»,. В процессе работы над выразительностью речи персонажей, совершенствуется звуковая культура речи, обогащается и активизируется словарный запас, улучшается диалогическая речь.Театрализованные игры проходят на высоком положительно-эмоциональном фоне. Проводя целенаправленную работу по данному направлению, я отметила значительные улучшения в развитии эмоциональной сферы у детей. Они могли не только определять эмоциональное состояние других людей, но и причину данного состояния, самостоятельно выбирая линию поведения. Повысился уровень развития мелкой и общей моторики, лицевой мускулатуры. Все дети с радостью принимали участие в театрализованных играх.

В работе использовались разные виды театра, знакомые детям художественные произведения и сказки, составленные воспитателями и родителями.

Представляю сценарий сказки «Как звери весну искали» с использованием театра кукол бибабо.

Предварительная работа над сказкой в разных видах детской деятельности.

Виды детской деятельности

Содержание деятельности

Коммуникация

Рассказывание сказки «Как звери весну искали». Беседа по сказке. Обсуждение поступков персонажей сказки, обсуждение сказки, явлений природы. Пересказ сказки, разучивание диалогов. Составление описательных загадок «Узнай героя по описанию» Составление рассказов по картинам о весне. Дид. игры: « Цепочка слов» «Когда это бывает» «Какая бывает весна» «Узнай по интонации героя сказки»

Восприятие художественной литературы

Чтение рассказов и стихов об образе животных, птиц, явлениях природы в весенний период (рекомендованные воспитательно- образовательной программой) . Отгадывание загадок «о животных, о весне.

Познавательно- исследовательская

Беседы по теме « Что будет если…(Не наступит весна. Зайчик не отправится за советом к лесным зверям…) « Что было бы если бы Петя отправился на речку « Почему лёд весной тает» (выявить агрегатные состояния воды при повышении температуры) « характерные особенности весеннего времени года и зависимость образа жизни, внешнего вида животных от времени года»

Игровая

Дид. игры: « Узнай героев сказки по следам, по частям тела» « Определи выражение лица у героев сказки». Сюж -ролевая игра « Путешествие в весенний лес» « Зоопарк» . Строительные игры « Домик для зайки, ежа и др. персонажей сказки». Народная игра « Заяц белый куда бегал» « у медведя во бору». Театрализованные игры - настолльный театр, пальчиковый театр, тростевой театр по сказке « Как звери весну искали»

Продуктивная

Рисование, лепка, аппликация, пластикография: « Персонажи сказки» « Весна пришла» « В весеннем лесу» « Дорисуй героя сказки» « Волшебный лес»

Двигательная

Игры на выразительность движений: « Разные походки» « Угадай кто я?»(герои сказки). Игры на развитие мелкой моторики. Подвижные игры « Бездомный заяц» « Хитрая лиса» Народная игра « Заяц белый куда бегал» « у медведя во бору»

Трудовая

Ручной труд из бросового, природного материала, из бумаги, оригами: « Герои сказки «Какая бывает весна» . Изготовление декораций к игре. Изготовление пригласительных к театрализованной постановке.

Музыкально- художественная

Прослушивание произведений из альбома П.И. Чайковского « Времена года» . Разучивание песен о весне. Прослушивание аудиозаписи « Пение птиц». Разучивание танцев « Весёлый зоопарк» « Зайки»

Взаимодействие с семьёй: Изготовление кукол бибабо, декораций к сказке, чтение стихов и рассказов о животных, о признаках весны рекомендованные воспитателем, повторение роли с ребёнком, присутствие на театрализованной постановке.

Сценарий сказки «Как звери весну искали» с авторскими элементами.

Действующие лица: Заяц, Ёж, Ворона, Лиса, волк, Медведь, Дятел, Петя, собака Шарик.

(Звучит отрывок из альбома П.И. Чайковского « Времена года. Апрель.» Из-за ширмы появляется Заяц (кукла бибабо) . Он радуется, поёт.)

Заяц: -Ля-ля-ля.

(К Зайцу подлетает Ворона)

Ворона: - Кар-кар. Что ты так развеселился?

Заяц: - Так ведь весна наступила! Хорошо то как!

Ворона: - Никакая это не весна! И не придёт она к нам! Видишь вон, там ещё снег не растаял, а на реке ещё и лёд. Кар-кар!

Заяц: - Как это не придёт?

Ворона: - А вот так. Не придёт. Я всё знаю! (Улетая: « Кар-кар»)

Заяц (горько плачет): - Как же мы будем без весны? Как же лето наступит?

(Из- за ширмы появляется Ёж)

Ёж: - Эй, Косой, что ты плачешь? И так сыро. Вон сколько воды!

Заяц: - Ничего ты Ёж, не знаешь. Весны не будет. А-а-а. (плачет)

Ёж: - Да кто тебе сказал?

Заяц: - Ворона, она всё- всё знает!

Ёж: - Как же не будет? А я вот проснулся, травку молоденькую отыскал, подкрепился немного. Ай -ай-ай!

Заяц: - Проснулся, подкрепился! Я вот шубку белую на серую поменял, как мне теперь быть? Меня любой найдёт, и следы путанные не помогут! (плачет).

(Появляется Лиса)

Лиса: - Что за шум, кто здесь плачет?

Заяц: - Ой, ой, Лиса идёт, побегу, спрячусь. (убегает за ширму)

Лиса: - Привет, Колючий, что здесь происходит? Это ты так горько плачешь?

Ёж: - Ты, Лиса, ничего ещё не знаешь. Весны не будет. Так Ворона сказала, а она всё знает!

Лиса: - Да что ты такое говоришь! Как это не будет! У меня шубка линять начала, вот посмотри. (Лиса поворачивается и показывает шубку). А лисятам, как без весны? Что ты?!

Ёж: - Плохо дело. Не выжить нам! Пойду я к Дятлу, расскажу ему, какая беда случилась. (вздыхает и уходит)

Лиса: - Весны не будет… А вон солнышко как припекает.(Поворачивает мордочку к солнцу на декорации) Странно!

(Из-за ширмы появляется Волк у него в лапах букет подснежников)

Волк: - Здравствуй, Кумушка. Что ты такая невесёлая? Смотри, какие я цветы нашёл, подснежники! Волчице своей несу, она у меня очень любит цветы! Вот обрадуется.

Лиса: - Серый, ты ещё не знаешь. Весны не будет! Ворона так сказала.

Волк: - Нет, Лиса, не верю я тебе, да и Вороне тоже! Пойдём- ка к Медведю, узнаем, проснулся он или нет?

Лиса (беспокойно): - Некогда мне! Будет весна, не будет, а я проголодалась. Побегу, добычу поищу. Пока, Серый.

Волк: (громко кричит) - Медведь, Медведь!

(Появляется Медведь)

Медведь: - Ну что ты раскричался? Медвежат моих разбудишь. Они играли, резвились, только успокоились, заснули, а ты кричишь.

Волк: - Косолапый, весны не будет!

Медведь: - Ну и глупый же ты, Серый! Посмотри вокруг. Вот же она, весна! (разводит лапами, поворачивается)

Волк (крутится): - Где? Ничего не вижу!

Медведь: - Посмотри, солнце-то как светит! Вот проталинки, травка зелёная пробивается. А у тебя в лапах то что? Подснежник!

Волк: - Да. это верно. Смотри-ка, почки на деревьях набухли. Побегу, Лису обрадую! (убегает)

(Появляется Дятел, стучит по дереву. Заяц. Ёж)

Заяц: - Дятел, ты всё работаешь. А знаешь, что весны не будет!

Ёж: - Да, да. Ворона так прокаркала!

Дятел: - Весны не будет! Ха-ха-ха! А ну-ка прислушайтесь! (звучит аудиозапись с пением птиц). Слышите. Птицы поют, возвращаются из тёплых стран. Хлопочут, гнёзда вьют. А это значит, весна наступила!

Ёж: - Да, я и сам тоже думаю: дни стали длиннее, ночи короче. А мне спать совсем не хочется!

Заяц: - Так говорите, наступила весна? Ой, как хорошо! Ворона опять неправду сказала! Обманула нас!

(Слышится лай собаки, появляется пес)

Шарик: - Ав -ав! Эй, друзья, вы моего Петю не видели? Очень я за него беспокоюсь. Он хотел на речку пойти, а там ледоход, как бы не случилось чего!

Заяц, Ёж: - Нет, Шарик мы никого не видели, мы весну искали! И нашли!

Дятел: - Вон там твой Петя идёт! Я его вижу!

(появляется Петя)

Петя: - Вот здорово! Я сейчас на речке был, там лёд по реке идёт! Шарик, побежали ручейки делать и кораблики пускать.

(Шарик и Петя убегают)

(Перед ширмой выходят все действующие лица с куклами)

Говорят хором: - Здравствуй, весна! .

Воспитатель называет действующее лицо и исполнителя. Артист выходит вперёд и кланяется под аплодисменты зрителей.

You have no rights to post comments

Времена года играют огромную роль в жизни животных. Для них каждый сезон является периодом определенной деятельности. Если человек может перенести свои планы или изменить образ жизни, то животные на это не способны. Жизнь по правилам природы у них в крови.

Весна

Как животные встречают весну

Весна для всех животных является периодом новой жизни. После долгой и спокойной зимы, все представители животного мира начинают активно готовиться к наступлению жаркого лета.

Весенние дни в жизни животных сопровождаются сменой шерстяного покрова - с зимнего на летний. Свою серую шкурку белки меняют на ярко-рыжую. Их все чаще можно встретить в парках. Белочки скачут по деревьям в поисках пищи.

После зимней спячки просыпаются бурундуки. Внешне его можно спутать с белкой, но главным отличием являются пять темных полос на спинке. Бурундуки запасаются пищей еще с зимы, до того, как они впали в спячку. Поэтому эти животные с приходом весны не озадаченны поисками того, чем можно насытиться.

А вот медведи, также впадающие в зимнюю спячку, не заботятся о том, чем будут питаться после долгого сна. Поэтому весной они выходят из своих берлог в поисках еды.

Для волков весна является временем, когда у них выводится потомство. Маленькие волчата находятся в логове родителей до того времени, пока у них не появится зрение, чтобы хорошо ориентироваться в пространстве. Будучи маленькими, они очень похожи на лисят, только кончики хвостов у них не белые, а серые.

Зайцы начинают линять, меняя свою зимнюю белую шкурку, на серую и менее теплую. Также и енотовидные собаки, просыпаясь после зимней спячки, меняют свой окрас на менее примечательный. Цвет шерсти имеет большое значение. Зимой шкурки белые, это дает возможность слиться с белоснежным покровом земли, если рядом охотится хищник. Серая шерсть летом также служит неким камуфляжем.

Ранней весной просыпаются ежи, ведь в апреле им предстоит выводить потомство.

Лето

Жизнь животных летом

Лето является самым благоприятным периодом в жизни животных. Долгие солнечные дни, тепло и достаток пищи, несомненно, радуют зверей. В это время года они особенно активны. Они еще не готовятся к зиме, но подготавливают к суровому периоду свое потомство. Поэтому звери находятся в постоянном поиске пищи для своих детенышей, чтобы насытить их полезными веществами и витаминами.

Травоядные млекопитающие временами выходят из ареалов своего обитания, потому что повсюду растет то, чем они питаются. Свежие сочные листья позволяют им запастись полезными веществами впрок.

Для птиц лето является пиром, ведь они могут найти лакомство абсолютно везде. Мошки, черви, гусеницы, рыбки - все это является их пищей в летнее время. Также пернатые являются помощниками огородников. Они съедают всех вредителей, способных уничтожить урожай.

Несмотря на то, что лето является самым активным периодом в жизни животных, есть одно исключение. Суслики предпочитают отдыхать в эти теплые дни. А для насыщения жизненной энергией, они ночью выходят на охоту.

Самыми активными животными в летний период являются белки, волки, медведи, различные грызуны. Также эту пору любят: жирафы, верблюды, гиены, гепарды, обезьяны и многие другие.

Осень

Изменение в жизни животных осенью

Осень является периодом подготовки к зимним холодам. От того, как они проживут осень, что успеют сделать за это время, зависит их жизнь зимой. Мохнатые, пернатые, хищники - все должны с ответственно отнестись к этой подготовке, ведь на кону стоит их собственная жизнь и жизнь потомства.

Самыми первыми приход холодов чувствуют насекомые. Они начинают строить себе норки, искать убежища, которыми чаще всего приходятся опавшая листва или древесная кора. Здесь они и проведут всю зиму.

У бабочек есть свой способ пережить холодный период - они превращаются в куколок.

Также одними из первых прячутся жабы, лягушки, змеи и ящерицы. Некоторые лягушки живут поближе к водоемам, чтобы с наступлением холодов, нырнуть в них и проспать на дне, пока не вернутся теплые дни. А вот жабы наоборот, прячутся на суше. Их зимним пристанищем являются корни деревьев или норки грызунов.

Лесные звери в осенний период начинают часто и сытно питаться, ведь им необходимо накопить запас веществ и жира, который поможет им выжить в суровые морозы.

А белки, мыши и кроты начинают запасаться пищей впрок. Они несут в дом как можно больше орехов, ягод и шишек.

Большинство животных проживают естественный процесс предзимней линьки. Они вновь меняют свои шкурки на более теплые и менее приглядные.

Зима

Как зимуют животные

Как правило, зимуют только те животные, которые на это способны. А те, кто категорически боится холодов, сбегают в южные края.

Жизнь животных в зимнее время замирает. Осенью все подготовили для себя убежища, в которых теперь они живут. Холода не страшны для тепло одетых в свои шкурки: зайцев, белок, песцов, лисиц, волков, лосей и многих других.

А некоторые просто засыпают: еноты, сурки, бурундуки, барсуки, медведи и другие животные.

Моллюски зарываются на зимовку в ил. Также норки для себя приготовили осы, шмели, тарантулы.

Тритоны прячутся на берегу, в толстом слое опавших листьев или ветвистых корнях деревьев.

Сон в зимнее время предпочитают суслики, хомяки и тушканчики.

В конце августа — начале сентября суслики, хомяки, тушканчики забираются в свои глубокие норы и засыпают.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то