Организация по борьбе с международным терроризмом. Национальные организации, ведущие борьбу с терроризмом. К ним относятся

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Международные усилия по борьбе с терроризмом

Безкади Фади

Анотация

В данной статье рассматриваются международные усилия по борьбе с терроризмом. Описываются меры по борьбе с терроризмом международных организаций, а именно: Европейский Союз, НАТО, Лига Арабских Государств, Организация американских государств, Организация Объединенных Наций. Объяснено для каждой организации отдельно от других ее способы борьбы с глобальной угрозой терроризма вообще и в частности на Ближнем Востоке.

Ключевые слова и фразы: борьба с терроризмом, Европейский Союз, НАТО, Лига Арабских Государств, Организация американских государств, Ближний Восток, Организация Объединенных Наций.

Европейский союз, НАТО и Организация американских государств и Лига арабских государств, играют активную роль в решении основных причин для возникновения феномена терроризма, в дополнение к важнейшим мерам по снижению риска от этого явления и его последствий для глобальной стабильности.

Европейский союз

События 11 сентября 2001 года, повлияли на реализацию ЕС резолюций Совета Безопасности, касающихся членов террористических групп, входящих в Аль-Каиду и Талибан, введя санкции против них. 28 сентября 2001 года, Европейский союз принял план действий по борьбе с терроризмом, в том числе широкий спектр мер, которые будут приняты в различных секторах (судебное сотрудничество, сотрудничество полиции, транспортной безопасности, пограничного контроля и защиты документов от подделки, борьба с финансированием терроризма, политический диалог и налаживание внешних связей, обеспечить защиту от биологического, химического и ядерного оружия). Теракты в Мадриде в марте 2004 года и в Лондоне в июле 2005 года привели к активизации сотрудничества в борьбе с терроризмом в Европейском Союзе, и доработке плана действий, добавляя больше действий по ужесточению мер в борьбе с терроризмом. Совет Европы, который проходил 25 марта 2004 года, принял декларацию о солидарности против терроризма, который в свою очередь накладывает обязанность поддерживать все доступные инструменты, в том числе военные ресурсы государств-членов Союза, подверженных террористическим атакам.

В рамках европейских усилий по борьбе с терроризмом, Совет Европы принял 16 и 17 декабря 2004 ряд процедур, которые повышают возможности разведки на национальном и региональном уровне, а также на уровне международных организаций . Европейский Совет также утвердил в декабре 2005 года стратегию ЕС по борьбе с терроризмом, которая основана на четырех основных принципах:

1. Предотвращение явления терроризма;

2. Защита граждан, инфраструктуры и транспорта, поддерживая структуры безопасности;

3. Выследить террористов, разорвать связь и общение между ними, прекратить их свободное передвижение, демонтаж сетей, которые предоставляют им поддержку и финансирование;

4. Получить способность управлять эффектами возможных террористических операций, для смягчения их последствий .

Совет ЕС принял конкретный план действий по борьбе с боевиками и с терроризмом, в 2005 году, обращая внимание на вопрос о профилактике, уделяя особое место прогнозированию и наблюдению развитию условий, которые могут способствовать распространению экстремизма или радикализма и вербовке, посредством сотрудничества между государствами-членами и федеральными учреждениями, а также с другими странами и международными организациями.

Кроме того, растущее признание важности принятия превентивных мер и диалога на широкой основе между культурами и религиями, для продвижения знаний и взаимопонимания, для того чтобы сократить зону, активной пропаганды и вербовки террористов. Европейский союз сделал борьбу с терроризмом, один из краеугольных элементов в политическом диалоге с региональными группами и другими странами. И это играет ведущую роль в установлении европейского и западного сотрудничества с умеренным исламом, как в странах происхождения ислама, так и с мусульманскими общинами стран-резидентов ЕС. В рамках общей внешней политики и политики безопасности, был проведен диалог с Советом сотрудничества стран Персидского залива о финансировании терроризма. На фронте борьбы с финансированием терроризма, Европейский союз, активировал деятельность в различных секторах, в дополнение ко всему поощряет сотрудничество с другими странами. ЕС также определили ряд мероприятий, связанных с пограничным контролем и обменом информацией, а также учредил судебное и полицейское сотрудничества. В связи с этим, можно отметить, соглашение о создании Евроюст, работа которого связана с расследованием отмывания денег, конфискацией, а также соглашение между странами о взаимной выдаче преступников .

НАТО

Совет североатлантического сотрудничества был создан в 1991 году, который разработал в 1997 году Совет партнерства Евро-Атлантике, чтобы распределить тяготы и обязанности между Европой и Атлантикой, а также для регулировки вероятности конфликтов и споров и их сдерживание путем развития сотрудничества во всех областях, будь то для безопасности или политики, военной или экономической сферы. Были введены и другие политические институты в структуру НАТО, это Партнерство во имя мира, а также Совместный постоянный совет НАТО и России и НАТО - Украина.

Новая структура и функции НАТО показывают, что идет реализация стратегии по расширению в восточном направлении, путем возрастающего интереса к сотрудничеству с военными и политическими институтами за пределами ее рамок, например, с некоторыми странами из Европейского союза, и с некоторыми международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций. Акцент на новой стратегической концепции был сделан НАТО во время саммита альянса в Вашингтоне, прошедшего в 1999 году по случаю пятидесятой годовщины ее основания. Это было расширение миссии НАТО в плане источников угрозы, то есть предотвратить угрозы под любыми предлогами будь то борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения и защита прав меньшинств. терроризм международный арабский

После событий 11 сентября, Афганистан стал первой страной, где мы увидели отход НАТО от своей конкретной роли и задач, когда Североатлантический альянс взял на себя роль больше, чем у него была, после окончания Второй мировой войны. В контексте новых миссий НАТО, была принята декларация о борьбе с терроризмом утвержденная от 2 апреля 2004 года, включающая серию процедур и практических мер, направленных на улучшение работы по обмену информацией между спецслужбами. По случаю саммита НАТО в Риге в декабре 2006 года, альянс подтвердил свою приверженность к борьбе с терроризмом, в соответствии с нормами международного права и принципам Организации Объединенных Наций . Он также подчеркнул свое намерение продолжать работу в этой области. В этом контексте, военно-морские патрули НАТО представляют собой важный и существенный вклад в совместную деятельность. Кроме того, после началась работа по подготовке пакета мер под названием "Защита от терроризма", для развития передовых технологий, предназначенных для борьбы с угрозой терроризма, таких, как защита союзных войск, защита портов и др. Страны НАТО предложили развивать свои способности в борьбе с терроризмом, и особенно активизировать распространение информации в рамках альянса.

Организация американских государств

На внеочередном заседании Контртеррористического комитета в Нью-Йорке 6 марта 2003 года, региональные организации обязались во всех регионах, в частности, Организации американских государств, обмениваться опытом в рамках регионального сотрудничества по борьбе с террористической деятельностью. Также признано, данная организация играет уникальную роль, в помощи своим членам по осуществлению резолюции № 1373, таким образом, повышая информированность в борьбе с терроризмом на региональном уровне, и в сотрудничестве с Международной организацией гражданской авиации, Международной организацией уголовной полиции (Интерпол), Международной морской организацией, Верховным комиссаром Организации Объединенных Наций по делам беженцев и Всемирной таможенной организацией. В ходе контртеррористического комитета и Организации американских / Межамериканской комиссии по борьбе с терроризмом, государства-члены на закрытом заседании, состоявшемся в Вашингтоне 7 октября 2003 года, обязались о региональном сотрудничестве и солидарности .

В контексте борьбы с финансированием террористических групп внутри и за пределами Америки, Соединенные Штаты обязались оказать техническую поддержку Организации американских государств, и контролировать финансовую деятельность террористических организаций внутри и за пределами Америки, а также замораживание их активов и основных средств. Также они по борьбе с финансированием терроризма добавили девять специальных рекомендаций по противодействию финансированию терроризма к уже существующим 40 рекомендациям по борьбе с отмыванием денег, в рамках Международной группы по финансовым мероприятиям (GAFI) и Рабочей группы по финансовым вопросам (FATF). Сотрудничество, созданное рабочей группой GAFI, расширилось в последние годы. В итоге, это создало несколько региональных центров в Соединенных Штатах для подготовки, обучения людей и обмена опытом, для того, чтобы укрепить узы солидарности в борьбе с терроризмом.

Лига арабских государств

Лига арабских государств приняла бой против терроризма, который угрожает безопасности и стабильности арабских государств, а также представляет угрозу для жизненно важных интересов на арабском и международном уровнях. ЛАГ выражает свою приверженность Уставу Организации Объединенных Наций, и всех других международных конвенций. Результатом усилий арабских стран стала Арабская конвенция о борьбе с терроризмом. Она была принята на встрече министров внутренних дел и юстиции, состоявшаяся в Генеральном секретариате в штаб-квартире Лиги арабских государств в Каире 22 апреля 1998 года. Конвенция основана на арабском сотрудничестве по борьбе против терроризма в области безопасности, также она охватывает ряд мер по предотвращению и борьбе с террористическими преступлениями. Государства пообещали не способствовать организации террористических актов или финансированию, а также участию в нем, в дополнение к этому производить арест лиц, совершивших террористические преступления и судить их в соответствии с законами государства или выдавать их другим странам для судебных разбирательств, а также еще обеспечивать защиту работников уголовного правосудия и свидетелей .

Лига арабских государств до событий 11 сентября 2001 года и после стремилась следить за реализацией резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. И это подтверждается ее поддержкой в подготовке всеобъемлющей Конвенции Организации Объединенных Наций в отношении международного терроризма, которая будет включать в себя конкретное определение терроризма, согласованное на международном уровне, где определены различия между терроризмом и законным правом народов на сопротивление оккупации территории, и также продолжать усилия по созданию международного центра по борьбе с терроризмом, способствующего укреплению международного сотрудничества в этой области. Однако, Лига арабских государств продолжает свои усилия по подготовке проекта соглашения о предотвращении компьютерной преступности, которая включает в себя положения о борьбе с использованием Интернета в террористических целях. Секретариат также подготовил проект Арабской конвенции против отмывания денег и финансирования терроризма, и приобретения оружия массового уничтожения, в рамках осуществления резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций . Исходя и этого усилия ЛАГ не должны останавливаться на границах этих мер, но должны быть расширены до арабского и международного сотрудничества для устранения причин терроризма, что послужит распространению демократии и прав человека в арабском мире.

Из выше написанного мы можем сделать несколько выводов:

Во-первых, совместные усилия международных организаций и стран вместе могут дать очень эффективные результаты в борьбе против терроризма.

Во-вторых, международное сообщество должно определить различия между терроризмом и законным правом народов на сопротивление оккупации территории.

В-третьих, не допустить использование вмешательства одной страны во внутренние дела других стран под предлогом поддержки терроризма этой страной.

Список литературы

1. Беблер А. НАТО и транснациональный терроризм // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 10, 15-23 с.

2. Карпенко Е.А., Законодательные основы сотрудничества арабских государств в области борьбы с терроризмом, Институт Ближнего Востока, [Электронный ресурс]: URL: http://www.umes. т/гщ^а^2005/11-11-05ЬЛШ (дата обращения: 01.07.2015)

3. Мурадян С., Институциональные основы борьбы с финансированием терроризма в Европейском союзе, Полицейская и следственная деятельность, № 02, 2013, 77-90 с.

4. Робертсон Джордж. Ядро коалиции составляют НАТО и Россия // Международная жизнь. 2003. № 1., 34-40 с.

5. Сообщение МИД России. 9 июля 2003 г. О вступлении в силу Межамериканской конвенции по борьбе с терроризмом // Дипломатический вестник. 2003. № 8. С. 107.

6. Хлебников А., Особенности борьбы арабских стран с терроризмом, исламский информационный портал Islam.ru, [Электронный ресурс]: URL: http://www.islam.ru/content/avtor/1118 (дата обращения: 02.07.2015)

7. "La Lutte Contre le Terrorisme au sein de l"Union Europйenne" wwwdiplomatie.gouv.fr/.../terrorisme...contre-terrorisme...union-europeenne .../, fйvrier 2010

8. "Stratйgie de l"Union Europйenne visant а lutter contre le terrorisme", Le Monde, 5 dйcembre 2005

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика понятия терроризма. Изучение видов и форм международного противодействия террористическому движению. Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций. Сотрудничество стран СНГ в борьбе с терроризмом.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2010

    Деятельность Узбекистана в области борьбы с международным терроризмом. Комитет по борьбе с терроризмом. Конвенции и протоколы ООН по вопросам борьбы с терроризмом. Хроника антитеррористической деятельности. Международные террористические организации.

    реферат , добавлен 04.03.2010

    История создания, состав и функции Организации Объединенных Наций (ООН). Роль ООН в мирном урегулировании международных споров и конфликтов, а также в борьбе с терроризмом. Усиление эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях.

    реферат , добавлен 15.10.2013

    Понятие и виды международного терроризма. Роль ООН и РФ в борьбе с международным терроризмом. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Роль региональных организаций постконфронтационной системы международных отношений в поддержании глобальной и региональной безопасности. Анализ позиций Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в поддержании мира на Ближнем Востоке.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    История формирования понятия "международный терроризм". Виды террористических организаций. Международно-правовые методы борьбы с международным терроризмом на Ближнем Востоке. Угроза терроризма и методы борьбы с ним. Деятельность исламских террористов.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Понятие и источники права международных организаций. Организация Объединенных Наций: устав, цели, принципы, членство. Система органов ООН. Региональные международные организации: Содружество Независимых Государств, Совет Европы, ЕС.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2007

    Организация американских государств как международная организация, созданная в 1948 году на 9-й Межамериканской конференции в Боготе. Значение Организации африканского единства для африканских стран. Лига арабских государств как высший орган организации.

    презентация , добавлен 08.04.2011

    Становление и развитие нормативного запрещения терроризма. Значение международных договоров в области борьбы с международным терроризмом. Сотрудничество Республики Казахстан с международными организациями по вопросам борьбы с международным терроризмом.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

Еще в 1934 году Лига Наций по предложению Франции, озабоченной тогда убийством на ее территории короля Югославии и собственного министра иностранных дел, предприняла шаги для разработки Международной конвенции по предотвращению и наказанию актов терроризма. Конвенция была подписана в 1937 году в Женеве. Государства-участники обязались рассматривать в качестве преступных акты терроризма, включая заговор, подстрекательство и соучастие в подобных актах, а в некоторых случаях - обеспечивать выдачу лиц, виновных в этих преступлениях.

Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом активизировалось после Второй мировой войны. 14 декабря 1973г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Конвенция от 14 декабря 1973г. Генеральной Ассамблеи ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Подобные преступления, «угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений». В ст. 2 Конвенции говорится, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления, а в ст. 3 подчеркивается, что оно принимает необходимые меры для установления своей судебной юрисдикции над преступниками.

17 декабря 1979г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Статья 2 Конвенции постановляет, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие акты, а в ст. 5 говорится о мерах по установлению юрисдикции государств в отношении данного преступления.

Существуют договорные акты по борьбе с терроризмом и на региональном уровне. Так, Советом Европы еще в 1977 году была принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом.

Акты международного терроризма осуществляются, как правило, лицами или группами лиц, не находящимися в официальной связи с какими-либо государствами. Однако, поскольку они затрагивают интересы многих государств и часто возникает конфликт национальных юрисдикции, государства должны сотрудничать в предотвращении и пресечении таких преступлений, прежде всего оказывая друг другу помощь уголовно-процессуальными действиями. Имеется в виду, например, выдача виновных. Основная же ответственность за борьбу с этими преступлениями лежит на самих государствах, которые на национальном уровне и в пределах своей юрисдикции должны принимать меры по их пресечению и предупреждению.

В основе обязательство договорам о борьбе с терроризмом лежит принцип aut dedere, aut judicare (либо выдай, либо накажи), что призвано обеспечить неотвратимость наказания виновных.

Принятая в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма провозгласила, что государства обязаны, в частности:

а) воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней;

в) обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права;

с) стремиться к заключению специальных соглашений с этой | целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве;

d) сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;

e) оперативно предпринимать все необходимые меры к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому (вопросу, включая приведение своего внутреннего законодательства |в соответствие с этими конвенциями.

Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации.

НАК РФ - орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

Образован Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Этим же Указом утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете.

Председателем НАК по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в настоящее время - генерал армии Александр Васильевич Бортников.

В состав НАК входят руководители почти всех силовых структур, спецслужб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России.

Одновременно с созданием НАК в субъектах Российской Федерации для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образуются антитеррористические комиссии, которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для организационного и материально-технического обеспечения деятельности комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации образованы: в составе ФСБ России - аппарат Национального антитеррористического комитета, в органах федеральной службы безопасности - аппараты соответствующих оперативных штабов.

Основные задачи НАК РФ:

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

е) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.


Заключение.

Из вышеперечисленного можно заключить, что терроризм - это политическая тактика, связанная с использованием и выдвижением на первый план тех форм вооружённой борьбы, которые определяются как террористические акты. Террористические акты, которые ранее сводились к убийствам отдельных высокопоставленных лиц, в современных условиях могут носить форму угона самолётов, захвата заложников, поджогов предприятий, и т. д., но объединяет их с терроризмом прежних времён то, что главной угрозой со стороны террористов остаётся угроза жизни и безопасности людей. Террористические акты направлены также на нагнетание атмосферы страха в обществе и, разумеется, они должны быть политически мотивированы. Для нагнетания страха террористы могут применять действия, которые не угрожают людям непосредственно - например, поджоги или взрывы магазинов, штаб - квартир политических партий в нерабочее время, издание манифестов и прокламаций угрожающего характера и т. п.

Международный терроризм характеризуется следующими особенностями:

а) подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства;

б) совершив преступление на территории одного государства, террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникает вопрос о его выдаче).

Борьба с международным терроризмом занимает важное место для всего мира. Развивается сотрудничество по борьбе с терроризмом и на двустороннем уровне. Обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 году межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией.

Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом - это осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, независимо от мотивов совершения террористических актов.

Таким образом, можно сделать вывод, что только совместные действия государств помогут быстрее и качественнее решить проблему международного терроризма.


Список литературы.

Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка.- М.: Межд. отн., 2003

Лакер У. Истоки терроризма // Современный терроризм. Анализ основных направлений.- Минск: Харвей, 2000.

Шестаков В. Террор - мировая война. М.: Олма - Пресс, 2003.

Международный терроризм и международная безопасность нового качества // Закон и право.- 2008.

Лутовинов В., Морозов Ю. Терроризм - угроза обществу и каждому человеку // ОБЖ.- 2000.

Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология.- М., 2000.

Сборник международных договоров СССР- М. - 1989.

Хрусталёв М. Диверсионно-террористическая война как военно-политический феномен // Международные процессы.- 2003.- № 2.- С. 32., Богатуров А. Международный порядок в наступившемвеке// Международные процессы.- 2003.

Макуев Р.Х. Терроризм в условиях глобализации. - Государство и право.- 2007

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. (ст. 2) // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003

Действующее международное право.- Т. 3..- М.: Московский независимый институт международного права.- 1997.

Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка «Российской газеты».- Вып. 13.- М., 2003.

Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003.

Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9.12.1994) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. -1998.

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.

Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности.

Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Особенно в современной обстановке, которая характеризуется нарастанием экономического кризиса, ослаблением правопорядка и ростом преступности. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения – это путь ведущий к катастрофе.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданской общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти, исключили настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Кроме вышеуказанного, государственные органы должны активизировать свои усилия в превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических тенденций, устранить потенциальные предпосылки их формирования. Необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран. Активная молодежная политика, меры направленные на сокращение безработицы и решение назревших социально-экономических проблем способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов.

Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.

Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.

Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

С образованием Российской Федерации терроризм стал более открытым явлением. В 1991 году из-за ожесточенных столкновений погибло 1600 граждан, получили ранения более девяти тысяч человек, а 650 тысяч бежали из страны.

В последнее время участились взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске. Не менее крупными терактами стали взрыв во время парада в Каспийске и захват театрального центра на Дубровке.

6 февраля 2004 года в московском метро террорист-смертник унес жизни 40 человек, 250 получили ранения.

24 августа 2004 года мир потрясли два крупных взрыва, которые произошли одновременно в пассажирских самолетах и унесли 93 жизни.

В сентябре этого же года в одной из городских школ Беслана террористы захватили 1170 человек, в их числе оказались преподаватели, ученики и их родители. Во время взрыва умерли 320 человек, из них около 186 детей, 560 – были ранены.

29 марта 2010 года в метро города Москвы в результате двух взрывов погиб 41 человек, 88 человек были ранены.

Самым последним громким терактом в России стал взрыв в петербургском метро, который произошел 3 апреля 2017 года. Он унес жизни 16 людей, около 50 человек получили ранения.

Современная действительность указывает на новые направления (функции) Российской Федерации по противодействию терроризму, которые:

  • определяют направления государственной политики в области противодействия терроризму;
  • организуют разработку мер по противодействию терроризму, а также по уменьшению и устранению его последствий;
  • организуют деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляют противодействие терроризму в пределах своей компетенции.

Международный терроризм – не менее опасное политическое и социальное явление по сравнению с терроризмом. За последние десять лет его опасность только увеличивается. Многие государства и международные сообщества не переставая пытаются справиться с ним, вырабатывая действенные меры по борьбе с международным терроризмом.

Цель международного терроризма - добиться желательного для террористов развития событий: подрыва стабильности общества, революции, развязывания войны с иностранным государством, получения независимости некоторой территорией, падения власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Позиция Российской Федерации по поводу борьбы с международным терроризмом во всех его проявлениях была четко изложена Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в ходе саммита в США. Он говорил, что международный терроризм нужно искоренить во всем мире. Однако использование силовых методов в борьбе с ним не эффективно. В борьбе с международным терроризмом невозможно достичь абсолютной победы лишь только военным путем. Но также нельзя не брать во внимание потенциал военных ведомств государств мирового сообщества.

Терроризм превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в 21 столетие. Терроризм в любых своих проявлениях все больше угрожает безопасности многих государств, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, губит жизни ни в чем не повинных граждан.

Террористическая деятельность сегодня характеризуется многими факторами, но самыми главными являются: жесткая организационная структура состоящая из групп разного назначения, широкий размах и отсутствие государственных границ, тщательный отбор кадров в антитеррористические группы, наличие огромного количества учебных баз и полигонов, наличие хорошего технического оснащения и др.

Логично полагать, что с современными средствами ведения информационной войны, международный терроризм навязывает людям свои идеи, тем самым завлекает в свои ряды как молодежь, так и профессиональных военнослужащих.

Нынешняя система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась за последние 25 лет. Она рассматривается как следствие общих положений международного права, из которых вытекает противоправность терроризма, и как специальные международные соглашения антитеррористического характера.

Российская Федерация вступила в огромное количество международных организаций по борьбе с терроризмом, одними из них являются: Европейская конвенция о пресечении терроризма 2000 год, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 2001 год, Конвенция ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью 2004 год, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2002 год, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом 2003 год и др.

Огромное внимание заслуживает развитие сотрудничества России в борьбе с терроризмом на двустороннем уровне, в частности, с США и Великобританией. С вышеперечисленными странами Россия подписала межправительственные меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации, в которых предусматриваются формы двустороннего оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями террористов на гражданских авиалиниях.

В соответствие с ФЗ «О противодействии терроризму» Российская Федерация сотрудничает с другими государствами и международными организациями по борьбе с терроризмом. Россия, так же преследует лица, которые подозреваются в причастности к терроризму, обеспечивая безопасность граждан.

На Ближнем Востоке Россия показала ответственность, решительность и эффективность в борьбе с международным терроризмом.

На Ближнем Востоке борьба с терроризмом притягивает внимание всего мирового сообщества и подтверждает актуальность единого фронта. В этом заинтересованы многие страны, и Россия в том числе. В случае успеха ИГИЛ, деятельность которого запрещена на территории РФ, в Сирии резко возрастет угроза для соседних государств. Поэтому приоритет России - это искоренение терроризма в Сирии. Преимущественно силами сирийской правительственной армии, единственной реальной и легитимной силы для наведения порядка в стране. Однако с этим многие не согласны.

Участие Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом играет огромную роль. Они применяются для:

  • пресечения полетов воздушных судoв, используемых террористами.
  • пресечения террористических актoв во внутренних водах Российской Федерации.
  • участия в проведении контртеррористической операций в Российской Федерации и за ее пределами.

Целью государственной политики Российской Федерации – является создание эффективной государственной системы противодействия международному терроризму на основе:

  • создания единой государственной системы управления в чрезвычайных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций;
  • координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предотвращению и пресечению террористических актов, на ядерных объектах, а также с использованием средств массового уничтожения.

Достичь цели государственной политики возможно на основе результатов корректировки нормативно-правовой базы и разработки новых законов, отвечающих требованиям современности. Нормативно-правовая база должна обеспечить необходимые условия для последовательной и эффективной борьбы с терроризмом.

Для того чтобы бороться с терроризмом, необходимо объединить все силы государства и общества. Знание граждан о том, как противостоять терроризму, действовать в условиях угрозы также является немаловажным фактором.

Борьба с терроризмом требует комплексного подхода, включающего в себя экономические, социальные, политические и правовые меры. Это требует много времени и зависит от огромного количества факторов. Но, всем известно что действовать нужно уже сейчас.

Таким образом, можно сделать вывод, что международный терроризм оказал существенное влияние на содержание деятельности современной России. Это можно проследить на примере работы властвующих субъектов различных уровней. Благодаря объединению всех усилий под покровительством Национального антитеррористического комитета Россия стала эффективнее бороться с террористическими организациями и поддерживать систему защиты личности, общества и государства в России.

Мы уверены, что в настоящее время о международном терроризме можно говорить, как об особой плате мирового сообщества за прогрессирующую глобализацию международных отношений. Одним из ее следствий является миграция, которая может серьезно угрожать безопасности и стабильности всему международному сообществу.

Существует огромное множество разновидностей терроризма, но в любом случае он очень опасен и непредсказуем. По своим масштабам и последствиям он стал серьезной проблемой 21 века. Совсем недавно терроризм был локальным явлением, однако за последние 20 лет стал носить глобальный характер и все больше угрожать безопасности многих стран, оказывать сильное психологическое влияние на их граждан. Так же международный терроризм влечет огромные экономические, политические и моральные потери, уносит все больше жизней невинных людей.

Список литературы:

  1. Буртный К. Современный терроризм: история возникновения, классификация, правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом. Задачи военнослужащих-контрактников по противодействию угрозам террористических актов // Ориентир. - 2010. - № 1.
  2. Международный терроризм - угроза безопасности России. – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://shtab.su/konspekt/ogp/mezghdunarodnuy_terrorizm_ugroza_bezopasnosti_rossii_.html (дата обращения 4.04.2017)
  3. Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ № 116 от 15 февраля 2006 г.). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pandia.ru/text/79/081/9150.php (дата обращения 5.04.2017)
  4. Речь В.В Путина 03.12.15 в ежегодном послании Федеральному собранию. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/analytics/20151203/1335211952.html/ (дата обращения 7.04.2017)
  5. Федеральный закон № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения 5.04.2017)
  6. Федеральный закон № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения 5.04.2017)

Борьбу с терроризмом необходимо вести всем, всегда, везде. Но борьба эта должна идти по нескольким направлениям. Бельков О. выделяет пять направлений, имея ввиду, что их приоритетность возрастает от первого к последнему.

Первое - нейтрализация, вплоть до физического уничтожения тех, кто является террористом, кто является организатором, исполнителем или способствует терроризму как уголовному деянию. Здесь можно согласиться с бывшим премьером Испании Х.М. Аснаром, который после страшных взрывов заявил: "Нашей главной задачей должно стать нанесение полного поражения терроризму, его сдача без каких - либо условий. Не будет никаких переговоров с убийцами, которые столько раз сеяли смерть. Только твердость позволит нам покончить с терактами".

Другое направление состоит в том, чтобы лишить террористов какой бы то ни было материальной основы. Здесь на первом месте находится перекрытие источников и каналов финансирования, разрушение центров подготовки и баз снабжения террористических формирований.

Еще одно направление связано с организацией демократического и гуманистического функционирования СМИ. Реальное противоречие состоит в том, что в свободном обществе не должно бы быть никаких ограничений свободы слова, формирования и движения информационных потоков. Однако абсолютизация этого принципа на деле означала бы превращение СМИ в рупор террористов, своеобразного пособника их. В самом деле, не информировать общество о случившихся террористических актах и их последствиях газеты, радио, телевидение не могут. Но всякое сообщение об этом не является нейтральным. Оно вносит свою лепту в пропаганду целей террористов, распространение в общественном сознании настроений озабоченности и тревоги. Недопустимо облагораживание, мифологизация и героизация террористов, тем более сочувствие им. Даже информация о требованиях террористов не должна бы подаваться в объективистском духе, без соответствующих социально-политических комментариев и правовых оценок.

Ослаблению и прорыву терроризма, уменьшению сторонников террористической идеи может служить всестороннее, тесное и честное сотрудничество в борьбе с этим злом, как раньше говорили, "всего прогрессивного человечества". Мировое сообщество - в лице государств и их органов, структур гражданского общество, бизнеса - должно не только исключить двойные стандарты в подходе к терроризму и террористам, отказаться от какой бы то ни было, даже косвенной, поддержки их, но и доступными им средствами и методами включаться в антитеррористическую борьбу. Началом и основой формирования всемирного антитеррористического фронта должна стать выработка общепризнанного международно-правового определения терроризма.

Наконец, в стратегии противодействия терроризму главное место должно занимать устранение экономических, социальных, культурных и других причин, порождающих его.

Противодействие стратегии и тактике терроризма не может ограничиться захватом, обезвреживанием боевиков. Оно предполагает выявление и нейтрализацию центров, баз и т.п. их подготовки, определение и разрушение каналов их финансирования, поиск и ограничение активности организаторов и идеологов терроризма, сокращение освещения деятельности террористов в средствах массовой информации и т. п. Это - по преимуществу меры политического и правового характера, разработка и осуществление которых относится к компетенции специальных служб самого различного профиля. Специалисты отмечают, что итальянский опыт показывает, как можно блокировать систематический терроризм, не прибегая к чрезвычайному законодательству и, следовательно, не нарушая демократию и права человека.

Участники пражской (ноябрь 2002 года) сессии североатлантического блока заявили, что борьба против международного терроризма является главной задачей НАТО. Сессия приняла решение о создании 20 - тысячного корпуса быстрого реагирования, в задачу которого входят пересечение действий международных террористических организаций и силовой ответ на эти действия.

В декабре 2002 года в Москве состоялась международная конференция "Роль военных в борьбе с терроризмом", которая проходила под эгидой Совета России - НАТО. На конференции выступил тогдашний генеральный секретарь НАТО Дж. Робертсон. Он сформулировал три главные функции военных в борьбе с терроризмом:

  • - проведение защитных мероприятий для снижения уязвимости гражданского населения, инфраструктуры, систем безопасности и связи;
  • - наступательные меры по противодействию терроризму;
  • - ликвидация последствий.

В ноябре 2003 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция "Совершенствование сотрудничества государств СНГ в борьбе с международным терроризмом и его финансированием". Участники конференции в своих выступлениях подчеркивали, что если перекрыть такое финансирование, то в условиях дефицита или отсутствия финансовых средств террористы не будут иметь возможность реализовать свои замыслы. Но дело не только в этом. Современный терроризм - это не только военное, но и идеологическое, социальное и моральное явление, это образ жизни, образ смерти, смысл существования. Поэтому попытки бороться с терроризмом в основном силовыми методами явно недостаточны. Борьба с международным терроризмом не сводится только к противоборству спецслужб и террористов. С ним можно эффективно бороться, если задействовать все ветви власти. Необходима работа по нанесению морально-психологического урона членам террористических организаций, созданию в их рядах панических настроений, подрыву авторитета лидеров этих организаций. С другой стороны - существенная часть ответственности за воспитание граждан в духе непримиримости к любым проявлениям терроризма должна лежать на средствах массовой информации. Идеологическая борьба против терроризма, конечно, не должна ослаблять силовую составляющую в такой борьбе, которая должна стать важной составной частью концепции национальной безопасности России.

В 2004 году в Москве прошла 2-ая международная конференция "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма", организованная Всемирным антикриминальным и антитеррористическим форумом (ВААФ).

Как обоснованно отмечал при открытии конференции сопредседатель ВААФ, экс-министр МВД России А.С. Куликов, одними военно-силовыми методами проблему борьбы с терроризмом не решить. Многие выступавшие участники конференции подчеркивали, что нередко борьба с терроризмом представляет собой скорее борьбу с симптомами, нежели с самой опасной болезнью современного человечества.

Эту точку зрения активно поддерживал также и депутат израильского парламента, экс-министр обороны Биньямин Бен-Элизер, что может свидетельствовать об изменении подхода к этой проблеме израильского истеблишмента в целом.

В этой связи Бен-Элизер предлагал предпринимать последовательные усилия для достижения тактических успехов в решении задач противодействия современной террористической угрозе. Он отмечал необходимость ликвидации как "двойных стандартов" в подходе к борьбе с терроризмом, так и прекращения поддержки - моральной, политической, материальной организаторов террора, прославления террористов-самоубийц (шахидов).

Председатель сената Бельгии Анне-Мари Лизен, отмечала, что террористы пытаются активно использовать СМИ, в том числе для пропаганды своих целей и программ, дополнительного воздействия на общественное сознание и мнение, а СМИ нередко "поддаются", подыгрывают организаторам террора.

Главными факторами победы над терроризмом участниками конференции назывались наличие политической воли, обличенной в конкретные решения и директивы, правовой базы антитеррористической деятельности и, наконец, уровень подготовленности антитеррористических сил.

Интересам обеспечения безопасности личности, общества и государства отвечает именно продуктивное взаимодействие СМИ с властями, в том числе и правоохранительными органами, в плане противодействия угрозе терроризма.

Ведя борьбу с терроризмом, власти должны ясно и недвусмысленно показать, где возможен компромисс при решении проблем, вызвавших тот или иной социальный конфликт, а где - никогда.

При этом правительству следует активно сотрудничать с умеренными группировками оппозиции, предлагать им разнообразные компромиссы (например, в случае межэтнических конфликтов - любую форму политической самостоятельности в рамках единого федеративного государства), с тем, чтобы противопоставить их террористам, предотвратить или разрушить союз между ними.

Что же касается непосредственно террористов, то по отношению к ним требуется жесткая силовая позиция. Единственное о чем можно говорить с ними,- об их разоружении и сдаче властям.

В то же время, чтобы быть эффективным, использование насилия против террористов должно быть подчинено принципам правомерности, логичности и последовательности.

Важно отметить единство России и США в борьбе с международным терроризмом.

Решимость совместно бороться против международного терроризма провозглашена в Декларации глав государств и правительств РФ и стран-членов НАТО "Отношения России - НАТО: в Риме в конце мая 2002 года. Первые итоги деятельности Совета "Россия - НАТО" были подведены в мае и июне 2003 года, когда состоялись заседания Совета в Москве на уровне послов с участием Д. Робертсона и в Мадриде на уровне министров иностранных дел стран НАТО и России.

Как отмечает заместитель директора Московского центра Карнеги Д. В. Тренин, единство России и США в борьбе с международным терроризмом с самого начала было во многом декларативным. Интересы Москвы и Вашингтона реально совпадали в Афганистане, поскольку режим талибов угрожал безопасности обеих держав. В остальном совпадение интересов было частичным, а расхождения - более существенными. США были заинтересованы в российской поддержке их борьбы с "Аль-Каидой", в которой Москва мало чем могла помочь, а затем в ликвидации "оси зла", где российские интересы часто сталкивались с американскими. Задача Кремля сводилась в основном к тому, чтобы добиться от США и ЕС признания операции в Чечне как части борьбы с международным терроризмом. Наиболее ярко расхождения между Россией и США в подходе к борьбе против международного терроризма проявились во время англо-американской интервенции в Ираке весной 2003 года. Интервенция была начата вопреки мнению России и ряда других государств, в том числе союзников США - участников Североатлантического альянса (Франции и ФРГ). У организаторов военной акции против Ирака отсутствовала убедительная аргументация в пользу ее проведения. Не было, в частности, доказано наличие оружия массового уничтожения на территории Ирака.

Соединенные Штаты вынуждены были признать несостоятельность своих попыток "умиротворить" и "демократизировать" Ирак своими собственными силами. Они обратились к мировому сообществу, ООН с призывом присоединиться к усилиям, направленным на стабилизацию обстановке в Ираке и восстановление народного хозяйства страны. В октябре 2003 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1511, в которой признана решающая роль ООН в нормализации ситуации в Ираке, санкционировано создание с этой целью многонациональных сил ООН. В резолюции также содержится призыв к членам ООН оказать финансовую помощь в восстановлении Ирака. Что же касается России, то, поддержав Резолюцию Совета Безопасности, ее руководство заявило, что в нынешней ситуации оно не считает возможным ни направлять свои военные контингенты в Ирак, ни выделять материальные средства для его восстановления до тех пор, пока не будут даны гарантии сохранения в стране тех экономических позиций, которые Россия имела там при прошлом режиме.

Война в Ираке стала самым серьезным кризисом в международных отношениях в начале 21 века.

Таким образом, без радикальных преобразований господствующего ныне уклада, закрепляющего и освещающего иерархическую структурированность социума (населения отдельных стран и человечества в целом), индивидуальные и коллективные изгои будут постоянно пополнять ряды террористов. Мировому сообществу необходимо разорвать порочный круг нищеты, болезней, несправедливости. Государствам предстоит совместно искать пути решения проблем бедности, преодоления издержек глобализации, урегулирования региональных конфликтов, а также всемирно развивать диалог "Север - Юг".

В целом сложившаяся в мире в настоящее время ситуация показывает, что объективно борьба с терроризмом потребует еще немало лет и усилий международного сообщества для разгрома его основных структур. Что впрочем, справедливо и для нашей страны.

Ликвидация терроризма в целом представляется весьма проблематичной, ведь это явление сопровождает планетарную цивилизацию еще с добиблейских времен.

Более реальной является задача последовательного снижения числа террористических проявлений, их масштабов и числа жертв, а также числа участников террористических организаций и сторонников террористической идеи.

В области борьбы с терроризмом государственной системе противодействия терроризму в Российской Федерации недостает скоординированности своей деятельности с международными системами обеспечения безопасности в теоретическом и практическом аспектах (включая уголовно-правовой аспект).

С особой остротой назрела необходимость уточнения базовых понятий, связанных с терроризмом, нужна разработка основополагающих принципов борьбы с терроризмом. Этими принципами могли бы быть следующие правила:

  • - Неотвратимость ответственности за участие в актах терроризма, а также за содействие им;
  • - Обязательность принятия мер по своевременному выявлению террористических организаций и их оперативной ликвидации;
  • - Недопустимость использования форм и методов террора для решения любых социальных и политических задач, включая реализацию права наций на самоопределение;
  • - Недопустимость политических уступок террористам и двойных стандартов в отношении терроризма;
  • - Минимизация ущерба, наносимого жертвам террора и государству в ходе проведения контртеррористических операций.

Сегодня необходимо унифицировать законодательную базу по борьбе с терроризмом, осуществлять наращивание усилий по взаимодействию Российской Федерации с передовыми странами мира в области противодействия террористическим актам. В краткосрочной перспективе целесообразно разработать модельный международный закон по борьбе с терроризмом, в котором должны быть предусмотрены следующие блоки:

  • - Защита объектов от террористических посягательств;
  • - Борьба с финансированием террористической деятельности;
  • - Информационное противодействие терроризму;
  • - Международное сотрудничество России в сфере борьбы с терроризмом;
  • - Финансирование международной контртеррористической деятельности;
  • - Организация системы антитеррористических центров.

Подходы к борьбе с терроризмом необходимо с течением времени менять концептуально. Борьба с терроризмом должна стать приоритетной задачей всех правоохранительных органов и силовых ведомств. Необходимо также создание международной системы мониторинга терроризма на основе обязательного обмена информацией между национальными правительствами, региональными и международными организациями, участвующими в различных формах борьбы с терроризмом, ее накопление и анализ в специальном информационном банке. Остро стоит и проблема развития политического диалога всех стран, заинтересованных в снижении международной напряженности и масштабов насилия в мире. Необходима целенаправленная работа по исключению попыток со стороны отдельных государств навязать другим странам и народам свои представления о справедливости, демократии, путях и формах развития человечества.

При разработке масштабной борьбы с терроризмом необходима разработка международно-правовых основ проведения международных антитеррористических операций.

К сожалению, в борьбе с террором первостепенное значение имеет на сегодняшний день именно тактика (а не стратегия) предотвращения трагических последствий конкретного теракта. Когда происходит, к примеру, захват заложников, руководители правительства вынуждены действовать быстро и продумывать все подробности, а стратегические "общие вопросы" противодействия терроризму в принципе отходят в этот момент на второй план. Но и тактикой борьбы с терроризмом политики, в отличие от спецназовцев-профессионалов, владеют плоховато.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то