National Interest: Для ядерного удара по РФ и КНР США создадут новую ракету. National Interest: Для ядерного удара по РФ и КНР США создадут новую ракету Прорвет или нет

Новый американский «супербомбардировщик» B-21 не только обеспечит Соединённым Штатам мировое господство в воздухе, но и будет в состоянии прорвать противовоздушную оборону России, прогнозирует немецкий журнал Stern.

Разработка бомбардировщика проходит в условиях строжайшей секретности. «Заявленная цель» - B-21 должен быть в состоянии в любой момент нанести удар по объекту в любой точке Земли. Судя по всему, разработчикам нового американского бомбардировщика удалось добиться прорыва в технологии «стелс». «Новый B-21 должен стать ответом на прогресс в области радиолокации и ракет класса „земля - воздух“», - считает автор Stern. В середине 2020-х годов на вооружение ВВС США должны поступить от 80 до 100 единиц B-21, отмечает немецкий журнал.

Вне зоны ПВО

Американцы активно использовали свою стратегическую авиацию во Вьетнаме - для прорыва и подавления ПВО Ханоя и Хайфона. Во время операций против режима Саддама Хусейна - в 1996 году два бомбардировщика B-52H выпустили 13 ракет по электростанциям и узлам связи в Багдаде. В 1998-ом объекты промышленности Ирака бомбили B-52H и B-1B, а в 2003 году бомбардировщики B-52H выпустили по этой стране 100 крылатых ракет. B-2 впервые были применены в рамках операции «Союзная сила» против Югославии: тогда они взлетали с аэродромов Великобритании, огибали Европу, входили в акваторию Средиземного моря и наносили удары.

flickr.com/US Air Force

То есть все атаки стратегическая авиация США осуществляла либо при довольно слабой системе ПВО, либо при ее отсутствии. Поэтому применительно к нам действия бомбардировщиков возможны только за пределами зоны противовоздушной обороны.

В настоящее время в составе глобального ударного командования ВВС США под одним «крылом» находятся три типа имеющихся стратегических бомбардировщиков - B-52 Stratofortress, B-1B Lancer и Northrop B-2 Spirit.

Отметим, дозвуковой «стратег» B-52 стоит на вооружении армии США с 1955 года, сверхзвуковой B-1 Lancer - с 1985-го, самолет-«невидимка» B-2 - с 1997-го. Последний американцы разрабатывали B-2 против мощной советской системы ПВО и, например, для уничтожения советских подвижных ракетных комплексов. Модернизация бортового оборудования и вооружения B-52 и B-1 Lancer производилась на протяжении всей их истории. Так, 7 мая 2015 компания Boeing снова объявила о модернизации бомбардировщиков B-1B Lancer для приведения их в соответствие «цифровой эпохе» и в рамках концепции «Быстрого глобального удара», которая предусматривает атаку по любой точке планеты в течение одного часа.

flickr.com/US Air Force

B-1 Lancer

Как говорят эксперты, полноценная реализации малой радиолокационной заметности на таких старых платформах вряд ли возможна. Поэтому ударная сила таких самолетов, с одной стороны, - мощные средства РЭБ, с другой - крылатые ракеты, которые можно пускать на максимально возможном удалении от зоны ПВО противника. Таким образом главная угроза, которая исходит от американских бомбардировщиков - это применение ими крылатых ракет.

Скажем, авиационные ракеты воздушного базирования AGM-86ALCM с ядерной БЧ применяются при подходе к зоне действия истребительной авиации и зенитно-ракетного огня противника - с расстояния от береговой черты в 700−800 километров. Причем идти эти ракеты, как известно, могут на предельно малых высотах, огибая рельеф местности. Массовое их применение приведет к перенасыщению системы ПВО, сосредоточению усилий на определенных направлениях. В свою очередь, для борьбы с ними как раз были разработаны сверхзвуковые истребители МиГ-31, которые так и называются - авиационно-ракетные комплексы дальнего перехвата. Ведь проще бороться с носителями, чем отражать массовый удар крылатых ракет.

Новый «бомбер»

Проект нового стратегического бомбардировщика США подразумевает разработку самолета, соответствующего стратегии глобального молниеносного удара и предназначенного для замены состоящих на вооружении самолетов B-52 и B-1.

27 октября 2015 года министр обороны США озвучил победителя в конкурсе на создание нового стратегического бомбардировщика Long Range Strike Bomber (LRS-B) - контракт получила компания Northrop Grumman. В феврале 2016 года ВВС США опубликовали первое официальное изображение будущего стратегического бомбардировщика и озвучили его индекс - B-21.

Несмотря на то, что военные давно определились с техническими характеристиками самолёта и перечнем необходимых систем, которыми вооружится бомбардировщик, его подробные спецификации до сих пор засекречены. Известно лишь, что B-21 будет сделан по схеме «летающего крыла» и получит системы для нанесения ядерных ударов. По габаритам малозаметный ядерный бомбардировщик займёт промежуточное положение между палубным беспилотным летательным аппаратом UCLASS с размахом крыла 18,9 метра и стратегическим бомбардировщиком B-2 с размахом крыла 52,4 метра. Новый самолёт получит систему опционального пилотирования и сможет выполнять полёты как под управлением пилота, так и в автономном режиме.

В перспективе ВВС США действительно планируют принять на вооружение 100 новеньких B-21, заменив ими устаревшие B-2 Spirit и B-52 Stratofortress. В рамках первой части контракта к 2025 году Пентагон должен получить 21 бомбардировщик, изготовленный пятью мелкосерийными партиями.

flickr.com/US Air Force

B-2 Spirit

Отметим, что стратегические бомбардировщики нового поколения создают еще две страны - Китай и Россия. Все стороны говорят о том, что новый самолет должен быть принят в состав ВВС ближайшее десятилетие, но в в реализацию столь сжатых сроков разработки поверить довольно трудно. На создание В-2 у Northrop Grumman ушло больше 20 лет. Разработка началась в 1979 году, первый полет прототипа - 10 лет спустя, а первый бомбардировщик был принят на вооружение в 2000 году. ОКБ Туполева вроде как с 2009 года создает Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА), однако в России на вооружении еще не принят истребитель пятого поколения Су-57, а когда он пойдет в серию вообще неизвестно. Китайцы начали свою программу на год раньше нас, работы по созданию китайского стратегического самолета-невидимки H-20 проводятся в Шанхайском авиационном проектном и исследовательском институте (SADRI). Однако создание малозаметного стратегического бомбардировщика - все-таки непростая задача для ВПК КНР, несмотря на развитие китайской оборонки семимильными шагами. Прежде Пекин самостоятельно не строил стратегических бомбардировщиков, а составляющие сегодня китайскую авиационную компоненту ядерной триады «бомберы» Н-6 - лицензионная версия советского Ту-16.

Прорвет или нет?

Сама по себе любая боевая авиационная платформа должна обладать минимальной заметностью и при этом должна быть оснащена всеми современными цифровыми технологиями, которые связаны с навигацией, обнаружением целей, передачей информации, в том числе по оперативному получению разведданных. Концепция так называемой сетецентрической войны подразумевает активный обмен информацией между различными участниками боевых действий (между «землей», космической группировкой, разведывательными самолетами и самолетами ДРЛО и т. д.). И, безусловно, стратегические бомбардировщики должны быть частью такой единой информационной сети. На примере истребителей F-22 мы видим, что эти машины могут обнаруживать и поражать воздушные цели противника, фактически не включая собственные радиолокаторы, то есть получать информацию от внешних источников, не демаскируя себя. Вот так же и бомбардировщики должны иметь возможность наносить удары, не включая бортовые источники излучения.

Однако сейчас и США, и Россия активно работают над разработкой гиперзвукового оружия, которое, возможно, будет принято на вооружение через 10−15 лет.

По логике вещей, появление гиперзвукового оружия сводит на нет необходимость появления нового «бомбера» на сверхзвуке. С учетом совершенствования спутниковой группировки и средств ПВО-ПРО, скорее всего, речь идет не о бомбардировщике прорыва, а неком транспортнике, который может нести большое количество ракет большой дальности и может длительное время барражировать в воздухе вблизи района боевого применения.

Новый стратегический бомбардировщик ВВС США B-21 получил имя «Рейдер». Об этом было объявлено на конференции по вопросам кибербезопасности Ассоциации ВВС в городе Нэшнл-Харбор, штат Мэриленд. По замыслу авторов, имя самолета отсылает к знаменитому рейду на Токио 18 апреля 1942 года группы бомбардировщиков В-25 «Митчелл» под командованием подполковника Джеймса Дулиттла. Это был первый налет американской авиации на Японию во время Второй мировой войны, ставший ответом на атаку японцев на Перл-Харбор.

B-25 взлетает с палубы авианосца «Хорнет»

Wikimedia Commons

На церемонии присвоения имени B-21 присутствовал 101-летний подполковник — один из участников знаменитого рейда. Коул был вторым пилотом у самого Дулиттла. Пожилой американский авиатор сказал, что ему очень жаль, что при присвоении имени новому стратегическому бомбардировщику нет его командира, а сам он не достоин представлять его на этом мероприятии.

Традиция давать имена собственные самолетам, состоящим на вооружении ВВС США, существует уже много десятилетий. Обычно это гордые и грозные имена, но зачастую они полностью вытесняются из обращения «народными», существенно более прозаическими названиями. Так, штурмовик А-10 Thunderbolt («Удар грома») никто иначе как Warthog («Бородавочник») и не называет. А к бомбардировщику В-1 Lancer («Копьеносец») приклеилось название Bone («Кость»), произошедшее из написания его обозначения прописью, а не цифрой: B-one.

Чтобы избежать навешивания на В-21 неуважительного имени и для его дальнейшей популяризации, ВВС США объявили конкурс среди личного состава на лучшее имя. За два месяца (март - май 2016 года) на конкурс было подано более 4,6 тыс. вариантов названия. Из них руководство стратегического командования ВВС отобрало 15 финалистов, прежде чем торжественно объявить победителя.

Миллиарды, секреты и сенаторы

Создание ударных самолетов стратегической авиации нового поколения — часть долговременной стратегии развития ВВС США, нынешний парк которых к середине ХХI века окончательно морально устареет и физически износится. Принимается во внимание и появление у потенциальных противников США мощных современных средств противовоздушной обороны.

Разработка боевых систем стратегического назначения проводится в США в гораздо более закрытом режиме, чем программы по созданию самолетов тактической авиации. Однако для производства стратегических бомбардировщиков требуются многие миллиарды долларов из государственного бюджета.

Для одобрения таких расходов нужно согласие конгресса США, а его не добиться без огласки хотя бы некоторых деталей программы на определенном этапе, ради общественной поддержки.

Именно для этого 26 февраля 2016 года на проходившем в Орландо симпозиуме по боевой авиации американской Ассоциации военно-воздушных сил (Air Force Association Air Warfare Symposium) министр ВВС США Дебора Ли Джеймс впервые публично продемонстрировала компьютерное изображение и представила официальное название одного из наиболее секретных проектов Пентагона — разрабатываемого компанией Northrop Grumman малозаметного стратегического бомбардировщика B-21, ранее известного как LRS-B (Long-Range Strike Bomber). Как заявила Джеймс, B-21 «позволит американским ВВС эффективно воевать в условиях самых серьезных угроз будущего и придаст им исключительную гибкость, обеспечивая возможность нанесения воздушных ударов в любой точке земного шара при старте из континентальной части США».

Ассоциация ВВС

Это влиятельная общественная организация, объединяющая на добровольной основе военнослужащих, гражданских специалистов и членов их семей, спонсорами которой выступают практически все ведущие компании - поставщики техники и вооружения для ВВС США.

Начало разработки В-21 можно отнести к 2004 году, когда конгрессом США было начато финансирование программы бомбардировщика следующего поколения (NGB — Next Generation Bomber). В очередном правительственном четырехлетнем «Обзоре вопросов обороны» («QDR 2006» — «Quadrennial Defense Review»), выпущенном в 2006 году, содержалось требование разработать бомбардировщик нового поколения с датой поступления на вооружение в 2018 году.

Программа NGB набрала темп. Ее задача была сформулирована как разработка новой системы оружия дальнего радиуса действия наземного базирования для проникновения в защищаемое воздушное пространство. Новый бомбардировщик создавался как дополнение к модернизируемому парку уже существующих самолетов. До 2006 года ВВС США заявляли, что их стратегических бомбардировщиков В-1, В-2 и В-52 достаточно для выполнения поставленных перед ними задач до 2037 года. Прогнозировалось, что к тому времени созреют новые перспективные технологии, такие как летательные аппараты с гиперзвуковой крейсерской скоростью, которые можно будет использовать при разработке нового бомбардировщика. Эти взгляды подверглись пересмотру в документе «QDR 2006», ускорив появление нового бомбардировщика в ВВС почти на 20 лет.

Alan Diaz/AP

В программе NGB принимали участие на конкурсной основе два разработчика: Northrop Grumman и объединенная команда Boeing и Lockheed-Martin. И те и другие имели опыт разработки современных бомбардировщиков. Northrop был главным подрядчиком по программе В-2, в которой Boeing участвовал как основной субподрядчик. Главным подрядчиком по В-1 была компания Rockwell International, позже поглощенная Boeing. Кроме того, Boeing — разработчик В-52.

Boeing B-52 Stratofortress

Mindaugas Kulbis/AP

С 2004 по 2009 финансовый год Пентагон запросил на NGB $1,4 млрд только через открытые статьи бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки ВВС США. Однако после резвого старта министр обороны заявил, что рекомендует отложить начало полномасштабной разработки: «Мы не будем ставить задачу разработки следующего бомбардировщика ВВС, пока у нас не будет лучшего понимания необходимости, требований и технологий».

В процессе работ по NGB не нашли окончательного ответа, в частности, вопросы о необходимости функции дистанционного пилотирования и способность нести ядерное оружие. Оба требования вели к удорожанию и усложнению машины.

После закрытия программы NGB в 2009 году американские военные провели интенсивный анализ вариантов решения ударных задач дальнего действия. Рассматривались различные подходы, включая «летающие арсеналы» — крупноразмерные носители ракет, запускаемых вне пределов зон ПВО противника, баллистические ракеты с неядерными боеголовками, крылатые ракеты воздушного и морского базирования и другие средства. После рассмотрения всех направлений министр обороны Гейтс в 2011 году одобрил запрос ВВС на продолжение разработки опционально пилотируемого бомбардировщика для проникновения в зоны ПВО.

Программа получила название «Дальнего действия ударный — бомбардировщик» (Long Range Strike — Bomber, LRS-B). Такое название с тире перед словом «бомбардировщик» вызвало предположения, что могут существовать и другие подсистемы ударного оружия дальнего действия.

Действительно, есть достаточно много указаний на то, что концепция LRS-B существенно отличается от NGB, который задумывался как гораздо более амбициозный и дорогой. Предполагалось, что NGB будет действовать практически автономно, что серьезно ужесточало требования к нему. NGB должен был обладать способностью разведки целей и другими функциями, которые для LRS-B будут выполняться через сеть других систем, уже существующих на других машинах ВВС США. На церемонии объявления о запуске программы неназванные официальные представители ВВС США подтвердили, что LRS-B будет действовать совместно с другими не раскрываемыми из соображений секретности компонентами взаимоувязанной системы. Эксперты считают, что среди этих дополнительных подсистем, наиболее вероятно, будут подсистемы поиска и обнаружения целей, системы связи и радиоэлектронной борьбы.

Начиная с 2011 финансового года, после двухлетнего перерыва, конгресс возобновил финансирование программы создания нового бомбардировщика. В течение следующих пяти лет под тем же программным элементом открытой финансовой отчетности затрат на исследования и разработки ВВС США (PE 0604015F), который использовался для NGB, было выделено более $2,7 млрд.

Рассмотрев предложения двух конкурентов, в октябре 2015 года министр ВВС США Дебора Ли Джеймс объявила о намерении выдать контракт на разработку LRS-B компании Northrop Grumman.

Лидер конкурирующей команды Boeing это решение опротестовал. Однако главное контрольное управление правительства США после детального рассмотрения жалобы 16 февраля 2016 года объявило, что протест отклонен.

Контракт с компанией Northrop Grumman включает две фазы программы. Первая — это опытно-конструкторские разработки (Engineering & Manufacturing Development), включая производство двух или трех опытных образцов. Стоимость этой фазы ранее была оценена ВВС США в $21,4 млрд 2010 года. Представители ВВС США заверяют, что стоимость первой фазы составит около 30% полной стоимости контракта. Вторая фаза — это производство с низким темпом (low rate production) первого самолета В-21 в пяти партиях.

ВВС США не обнародовали общую стоимость контракта и стоимость второй его фазы, заявив, однако, что она основывается на оценке средней стоимости одного самолета в $511 млн 2010 года при выпуске общей серии в 100 машин.

По предложению ВВС США первая фаза контракта оформлена по схеме «компенсация затрат плюс премия». Вторая фаза (производство) — по фиксированный цене за каждый самолет. Такой подход встретил энергичное сопротивление в конгрессе США, и прежде всего со стороны влиятельного сенатора , председателя сенатского комитета по вооруженным силам, который заявил в конце февраля 2016 года: «Я говорю, что не дам одобрения программе по схеме контракта «затраты плюс премия»… Они [ВВС] скажут, что это потому, что они не уверены в некоторых необходимых элементах на этапе разработки. Прекрасно, тогда не выдавайте контракт, пока не будете уверены. Если у вас контракт «затраты плюс премия», назовите мне хоть один случай, когда затраты не возрастали, и тогда я пересмотрю [свою позицию]. Образ мыслей в , который все еще каким-то образом допускает такой подход, просто бесит».

Показывая журналистам свой новейший айфон, Маккейн продолжил: «В Силиконовой долине сделали последнюю модель [этой штуки] без контракта «затраты плюс премия». Ну да, технология такая, что мы в ней не уверены. Но как-то коммерческие программы могут обходиться без контрактов «затраты плюс премия».

Это зло, которое множилось, и множилось, и множилось с годами, и я этого не потерплю ни для одной системы оружия». Когда сенатору заметили, что контракты уже подписаны, он ответил: «У меня нет возражений, пусть, к чертям, делают, что хотят, но выделять деньги должны мы [конгресс США]».

ВВС США не собирались предавать огласке основных субподрядчиков по контракту, даже поставщика двигателей. Это встретило такие же энергичные возражения Маккейна, который назвал завесу секретности, окружающую программу, «глупостью». «Это может быть Pratt-Whitney, или Rolls-Royce, или, к чертям, кто угодно. Я говорю, что это просто глупо. Это вроде как классический подход Пентагона. Я не знаю, кто подрядчик, но уж кто делает двигатели, мы выясним. Если кто хочет производить двигатели для самолета, который требует одобрения конгресса, тогда должно быть известно, кто их делает и на каких условиях», — ворчал сенатор.

В итоге под давлением законодателей 7 марта 2016 года ВВС США вынуждены были объявить список основных субподрядчиков программы В-21, впрочем, не уточняя, кто какие комплектующие системы поставляет. В список вошли Pratt-Whitney (как и предполагал Маккейн), ВАЕ Systems, GKN Aerospace, Janicki Industries, Orbital ОТК, Rockwell Collins, Spirit AeroSy.

Если на текущий 2016 финансовый год в бюджете заложены затраты в $736 млн, то уже в будущем году планируется, что они возрастут почти вдвое и в дальнейшем ежегодный рост затрат продолжится.

Упорное противодействие ВВС и мобороны США раскрытию стоимости программы дало свои результаты. Во время обсуждения проекта военного бюджета на 2017 финансовый год член сенатского комитета по вооруженным силам Билл внес поправку к законопроекту, подтверждающую секретный статус этих данных. После бурного обсуждения поправка была принята 19 голосами за при семи против, и теперь данные по общей стоимости контракта и его второй, производственной части будут оглашаться только на закрытых слушаниях профильных комитетов конгресса. Нельсон так прокомментировал свою поправку: «ВВС правы. Я не хочу выдавать нашим врагам информацию, по которой они могут понять массу и [конструкционные] материалы самолета».

100-тонный бомбардировщик-невидимка на дистанционном управлении

Согласно уже опубликованному ВВС США изображению, по своей аэродинамической концепции и компоновке B-21 будет в значительной степени повторять состоящий сейчас на вооружении B-2A. «B-21 с самого начала разрабатывался по требованиям, предусматривающим возможность использования лучших существующих уже хорошо отработанных технологий». Это должно позволить снизить технические риски программы, сроки ее реализации и стоимость самолета», — объяснила внешнее сходство с предшественником Дебора Ли Джеймс.

Наиболее характерным отличием внешнего вида В-21 от В-2 является конфигурация задней кромки крыла в виде одинарного W (у В-2 — двойное W). Самое простое объяснение этого факта в том, что В-21 почти наверняка оснащен двумя бесфорсажными вариантами двигателя Pratt-Whitney F135 (на В-2 установлены четыре двигателя General Electric (F118).

Никакие характеристики B-21 пока не разглашаются. По мнению экспертов, B-21, в отличие от предшественника, выполняется в существенно меньшей размерности: размах его крыла оценивается в 35-40 м (у B-2 — 52,4 м), взлетная масса — 80-100 тонн (у B-2 — 152 тонны, максимальная — 170,6 тонны), масса бомбовой нагрузки 6-12 тонн (у В-2 — 18 тонн). Радиус боевого действия от точки дозаправки в воздухе — 1,8-3,6 тыс. км. У аналитиков не вызывает сомнений дозвуковая максимальная скорость самолета.

Ключевым свойством В-21 является, конечно, его малая заметность для радаров противника. В аналитическом обзоре российского Государственного научно-исследовательского института авиационных систем 2012 года эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) предшественника В-21, самолета NGB фирмы Northrop Grumman, оценивалась в таких значениях, что зенитно-ракетные комплексы (ЗРК), которые обнаруживают истребители на дальности 200 км, смогут «увидеть» малозаметный бомбардировщик только на расстоянии 60 км.

Для такой машины в зоне сплошного покрытия защищаемого системой ПВО образуются дыры, которые бомбардировщик может использовать для построения безопасного от ЗРК маршрута.

В рамках программы создания В-21 существует концепция его использования совместно с беспилотниками в составе смешанной ударной авиагруппы большой дальности. При этом на дроны будут возложены функции ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также поиска и доразведки целей на обширной территории без применения демаскирующих систем и нежелательного радиолокационного излучения.

Наиболее вероятным кандидатом на роль «боевого партнера» В-21 является все еще засекреченный дрон RQ-180, разработанный той же компанией Northrop Grumman. Первые сведения о нем появились в статье известных американских авиационных журналистов Эйми Батлер (Amy Butler) и Билла Суитмена (Bill Sweetman), опубликованной в номере журнала Aviation Week & Space Technologies от 6 декабря 2013 года. Статью сопровождало компьютерное изображение аппарата. Со временем ВВС США признали существование такого беспилотного летательного аппарата, но обсуждать его характеристики до сих пор отказываются.

Начало разработки RQ-180 относят к 2008 году, в котором открытая финансовая отчетность компании Northrop Grumman показывает, что ее отделение Integrated Sysatems в Палмдейл, штат Калифорния, увеличило свой портфель заказов на $2 млрд. Это отделение отвечает за бомбардировщик В-2 и дроны «Глобал Хоук» и «Файр Скаут», а теперь и В-21. Общедоступные спутниковые фотографии производственной площадки в Палмдейле показали, что примерно в 2009-2010 годах на ней появилось два новых ангара, в которых можно разместить самолеты с размахом крыла, превышающим 40 м.

Примерно такой же ангар появился тогда же на секретной летно-испытательной авиабазе ВВС США в Грум-Лейке, в пустынной местности штата Невада, в так называемой «Зоне 51» (Area 51), причем там он еще и обнесен земляной насыпью, чтобы скрыть его от посторонних взглядов.

Наконец, в 2013 году документы финансовой отчетности Northrop Grumman говорят о запуске в серию «с ограниченным темпом производства» (low-rate production) неназванного летательного аппарата. Запуск в серию с ограниченным темпом производства практикуется ВВС США, когда система оружия подходит к концу своих испытаний и в основном показала соответствие заданным требованиям. В том же 2013 году анонимный источник в ВВС США сообщил журналистам, что RQ-180 может поступить на вооружение примерно через два года, то есть в 2015 году.

U.S. Air Force

Дрон RQ-180 оснащен РЛС с активной фазированной решеткой, пассивными и активными средствами радиоэлектронной борьбы и «электронной атаки» (electronic attack). Этот сравнительно недавно появившийся термин предполагает не только противодействие средствам ПВО, но и выведение их из строя. Взлетная масса аппарата оценивается в 14-15 тонн, что практически точно соответствует массе российского истребителя МиГ-29. По оценкам экспертов, RQ-180 может до 24 часов находиться в зоне барражирования на удалении 2,2 тыс. км от своей базы.

При применении в составе смешанной ударной авиагруппы контроль за полетом нескольких RQ-180 может осуществляться одним из членов экипажа В-21, который становится, таким образом, воздушным командным пунктом.

За время жизненного цикла В-21 (не менее чем 50 лет) его боевые возможности будут поэтапно наращиваться. В частности, заявлено, что первые партии самолетов не будут иметь возможности нести ядерное оружие, а также не будут обладать функцией «опционального обитания», то есть возможностью полета без экипажа на борту с пилотированием дистанционно. На отработку этих функций, как считается, уйдут дополнительно два-три года, и они появятся у В-21 только в конце 2020-х годов. Важным требованием в ВВС США считается использование при создании самолета архитектуры «открытой системы», которая облегчает интеграцию с новым оборудованием и вооружением, появляющимся на последующих этапах жизненного цикла.

ВВС США планируют, что начальной боевой готовности (IOC — Initial Operational Capability) первые самолеты B-21 смогут достичь в середине 2020-х годов. Многие эксперты выражают сомнения по поводу этой оценки, указывая, что для предшествующих сложных авиационных комплексов нового поколения (В-2, F-22, F-35) потребовалось около 20 лет от выдачи контракта до достижения боевой готовности IOC. ВВС парируют эти аргументы, указывая на то, что степень отработанности и освоенности технологий, используемых в В-21, существенно выше, чем это было для его предшественников.

Ожидается, что в 2040-е годы самолеты B-21 полностью заменят в ВВС США дозвуковые стратегические бомбардировщики B-52H (поставлялись в 1961-1962 годах, в настоящее время на вооружении остается 76 самолетов) и сверхзвуковые B-1B (в 1985-1988 годах поставлено ровно 100 самолетов, сейчас на вооружении остается 63 машины). А к 2058 году с вооружения будут сняты и последние малозаметные дозвуковые бомбардировщики B-2A (в строю находится 20 машин, поставленных в 1994-2000 годах).

Многие военные аналитики указывают, что с такими планами при закупках всего 100 новых бомбардировщиков парк стратегической авиации США постепенно уменьшится с существующих 159 до 120 машин, а потом и до 100 машин. Кроме того, общая доставляемая масса бомбовой нагрузки уменьшится еще значительнее в силу меньшей размерности В-21 и впечатляющих возможностей по внутреннему размещению боекомплекта у В-52Н (31,5 тонны) и В-1В (34 тонны).

Это вызывает призывы планировать закупку 150-160 и даже 200 бомбардировщиков В-21. Однако такой рост объема производства вызовет, естественно, соответствующий рост финансовых затрат на программу, которые и при нынешних прогнозах весьма велики.

Два года назад американская авиационная промышленность приступила к созданию перспективного стратегического бомбардировщика Northrop Grumman . Первая машина этого типа должна будет выйти на испытания лишь через несколько лет, однако уже высказываются те или иные оценки перспективного проекта, а также предпринимаются попытки прогнозирования дальнейших событий.

27 октября американское издание The National Interest опубликовало статью Кайла Мизоками под названием «Why Russia, China and North Korea Should Fear America’s B-21 Bomber» («Почему Россия, Китай и Северная Корея должны бояться американского бомбардировщика B-21 »). Как показывает заголовок, публикация посвящена новейшему проекту B-21 и последствиям появления такой техники в контексте международной военно-политической обстановки.

В начале своей статьи К. Мизоками напоминает о событиях недалекого и отдаленного прошлого. 27 октября 2015 года компания Northrop Grumman получила контракт на разработку перспективного малозаметного бомбардировщика B-21 Raider. При этом он отмечает, что примерно за 35 лет до подписания контракта на B-21 было заключено предыдущее соглашение подобного рода, результатом которого стал самолет B-2 Spirit.

Автор вынужден отметить, что на данный момент многие детали нового проекта окутаны тайной. В то же время, часть сведений уже была опубликована. Имея некоторые данные о будущем B-21, можно сделать те или иные выводы, чем и предлагает заняться американский журналист.

Официальное обозначение бомбардировщика – B-21 Raider – имеет любопытное происхождение. Цифры указывают на XXI век, а дополнительное имя напоминает о легендарной операции 1942 года. Во время Второй мировой войны отряд бомбардировщиков B-25 Mitchell под командованием генерала Джеймса «Джимми» Дулиттла атаковала ряд целей на территории Японских островов. Среди прочего, бомбы были сброшены и на Токио. Вспоминая «Рейд Дулиттла», военно-воздушные силы США указывают на дерзость этой атаки, стратегическую и тактическую неожиданность, а также на уникальную протяженность маршрута, преодоленного «рейдерами».

Как показывает изображение самолета B-21, официально опубликованное ВВС США, новый проект подразумевает строительство летательного аппарата типа «бесхвостка», похожего на летучую мышь. При этом новый B-21 должен иметь определенное сходство с существующим B-2. Однако два самолета заметным образом отличаются друг от друга.

К. Мизоками обращает внимание на компоновку силовой установки. На новом бомбардировщике двигатели будут размещаться ближе к рудиментарному фюзеляжу, тогда как моторы General Electric F118-GE-100 самолета B-2 располагаются на определенном расстоянии от центральной секции планера. Новый проект предусматривает использование скошенных воздухозаборников вместо «зазубренных», примененных на серийной технике. Кроме того, перспективный B-21 получит средства охлаждения реактивных газов двигателей, предназначенные для сокращения видимости в инфракрасном диапазоне. Любопытно, что подобные устройства присутствовали на ранних изображениях будущего B-2, но так и не вошли в окончательный вариант проекта.

Перспективный бомбардировщик выглядит похожим на существующую машину B-2, и, по всей видимости, тоже будет четырехмоторным. В 2016 году компания Pratt & Whitney была выбрана в качестве субподрядчика и ей предстоит сделать двигатели для нового B-21. В качестве силовой установки для этого самолета рассматриваются доработанные версии турбореактивных двигателей F-100 и F-135. Сравнительно старый F-100, используемый на истребителях F-15 Eagle, выглядит правильным выбором. Однако вместо него заказчик может выбрать модификацию F-135, устанавливаемого на истребителях F-35 Joint Strike Fighter. Это позволит как получить требуемые характеристики, так и удешевить производство двигателей для двух самолетов.

Подобно своему предшественнику, новый Northrop Grumman B-21 Raider станет тяжелым стратегическим бомбардировщиком, способным нести ядерное и конвенциональное вооружение. Если он не будет отличаться от B-2 по своим размерам, то есть основания полагать, что и полезная нагрузка останется на прежнем уровне. Кроме того, B-21 может сохранить два грузоотсека. К. Мизоками полагает, что самолет могут оснастить барабанными пусковыми установками Advanced Applications Rotary Launcher, уже используемыми на машинах B-2. Каждое такое изделие несет по восемь ракет того или иного типа.

Для решения особых задач B-21 сможет нести ядерное оружие. В таком случае в его боекомплект войдут крылатые ракеты Long-Range Stand-Off (LRSO), отличающиеся малой заметностью для средств обнаружения противника. Кроме того, будет обеспечена совместимость с тактическими бомбами B61, в том числе с их новейшей версией B61-12. Возможно комбинирование вооружений разных типов. В таком случае ракеты LRSO будут использованы для уничтожения объектов противовоздушной обороны и прорыва к основным целям. Последние, соответственно, будут уничтожаться управляемыми бомбами.

В «обычных» боевых вылетах B-21 сможет использовать широкую номенклатуру конвенциональных боеприпасов. Он сможет нести крылатую ракету JASSM-ER, а также управляемые бомбы GBU-31 Joint Directed Attack Munition калибром 2 тыс. фунтов. Автор полагает, что и в случае с неядерным оружием может использоваться стратегия последовательного применения ракет и бомб: первые помогут сделать «проход» в системе ПВО противника, а вторые полетят непосредственно на указанные цели. В качестве альтернативы можно рассматривать возможность применения в одном вылете только бомб или только ракет.

Также в номенклатуру вооружений «Рейдера» должна войти бомба GBU-57A/B Massive Ordnance Penetrator. Это изделие весит 30 тыс. фунтов (14 т), и в настоящее время его может нести только бомбардировщик B-2. Таким образом, в перспективном проекте следует предусмотреть возможность применения наиболее тяжелых американских авиационных средств поражения, которые не имеют большого числа носителей.

К. Мизоками указывает, что военно-воздушные силы поручили компании Northrop Grumman разработать и построить бомбардировщик, использующий принципы открытой архитектуры программно-аппаратных средств. Таким образом, в отличие от предыдущих машин своего класса, новый B-21 может стать больше чем просто бомбардировщиком. Специфика и особенности требуемой архитектуры должны гарантировать возможность простого и быстрого обновления аппаратуры, а также облегчить интеграцию новых средств. Благодаря этому самолет можно будет достаточно быстро и просто адаптировать к новым миссиям того или иного рода.

К примеру, в грузовой отсек помимо оружия можно будет поместить приборы наблюдения, целеуказания и т.д. Кроме того, B-21 сможет стать носителем специальной аппаратуры связи, беспилотного авиационного комплекса, систем радиотехнической разведки или радиоэлектронной борьбы. Все это позволит решать разнообразные боевые задачи в самых разных условиях, в том числе при активном противодействии со стороны противника. В целом, по мнению автора, текущая реализация планов в контексте открытой архитектуры бортового оборудования в будущем может сделать B-21 первым в мире многоцелевым бомбардировщиком.

По открытым данным, первый полет перспективного стратегического бомбардировщика-ракетоносца Northrop Grumman B-21 Raider состоится в середине следующего десятилетия. В дальнейшем военно-воздушные силы Соединенных Штатов намерены купить не менее сотни таких самолетов. Эта техника заменит существующие машины моделей B-52H Stratofortress и B-1B Lancer. Не исключается возможность строительства и закупки двух сотен новых бомбардировщиков. Впрочем, судьба второй сотни самолетов прямо связана с размерами военного бюджета и финансовыми возможностями заказчика.

Автор The National Interest, высказав ряд предположений относительно облика будущего B-21, напоминает, что на данный момент подробная информация на этот счет отсутствует. Как именно будет выглядеть эта машина – специалисты и общественность пока не знают. Сейчас ВВС и разработчик стремятся поддерживать секретность и тщательно оберегают информацию о нем. Такая ситуация может сохраняться в течение нескольких следующих лет, вплоть до публикации официальных данных или первого показа готовой машины.

Таким образом – подводит итог Кайл Мизоками – новый B-21 Raider временно растворился во тьме секретных военных технологий, и вновь выйдет «на свет» только когда будет готов.

Нельзя не отметить, что проект стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider действительно является одной из самых интересных американских программ настоящего времени. ВВС США планируют кардинальное обновление своей стратегической авиации, которое предполагается провести при помощи техники самого оригинального облика с особыми возможностями. По этой причине следует ожидать, что в проекте B-21 будут реализованы интересные идеи того или иного рода.

По очевидным причинам, заказчик и исполнитель работ не спешат раскрывать все свои планы и публиковать технические подробности нового проекта. Тем не менее, некоторые отрывочные сведения уже стали известны из официальных и неофициальных источников. Кроме того, было опубликовано официальное изображение будущего самолета, отражавшее актуальное на тот момент состояние проекта. Впрочем, реальные результаты проекта могут заметно отличаться от планировавшихся ранее.

Отсутствие подробной информации технического и тактического характера оказывается хорошей почвой для появления разнообразных оценок. Так, в своей статье «Why Russia, China and North Korea Should Fear America’s B-21 Bomber» автор издания The National Interest пытается предугадать, какую силовую установку получит перспективная машина. Кроме того, он представил примерную номенклатуру вооружений, пригодных для использования самолетами «Рейдер». Удалось ли К. Мизоками сделать правильные прогнозы – станет известно позже, после появления официальной информации.

Любопытная особенность статьи в The National Interest проявляется при сравнении заголовка с самим материалом. Название публикации утверждает, что Россия, Китай и КНДР должны бояться нового самолета, а кроме того, обещает объяснить, почему. При этом в самой статье третьи страны попросту не упоминаются, и она рассматривает исключительно тактико-технические особенности перспективного проекта. По-видимому, читателю предлагается рассмотреть возможный облик и предполагаемые возможности бомбардировщика B-21, а затем самостоятельно сделать выводы в контексте его роли в контексте сдерживания России, Китая или Северной Кореи. Автор, однако, не высказывает своего мнения на этот счет.

Очевидно, что перспективный бомбардировщик B-21, поступив в серийное производство и начав службу в строевых частях, определенным образом повлияет на баланс сил в мире – как всегда бывает при появлении новых образцов вооружения и техники для стратегических ядерных сил. Впрочем, эти события пока относятся к достаточно далекому будущему, а имеющийся объем информации не позволяет делать точные прогнозы. Возможно, будущий B-21 Raider действительно сможет побеспокоить Москву, Пекин и Пхеньян. Но причины для такого испуга на данный момент до конца не ясны, и полноценные выводы по этому вопросу можно будет сделать только в будущем.

10:39 — REGNUM

Стратегический бомбардировщик-невидимка B-21 Raider, находящийся в разработке компанией Northrop Grumman Corporation, со временем станет фундаментом стратегической бомбовой авиации США. Однако даже он, несмотря на примененные при его создании самые современные технологии, столкнется с трудностью в проникновении в хорошо защищенные территории благодаря повышению потенциала своих ПВО со стороны КНР и России. В связи с этим Пентагон разрабатывает крылатую ракету большой дальности, запускаемую из-за пределов действий ПВО (Long-Range Stand-Off/LRSO), в добавление к новому бомбардировщику, пишет Дейв Муджамбар в статье для американского издания The National Interest.

«Благодаряпрограмме перевооружения на LRSO в будущем сохранитсябоевой потенциал бомбардировщика по доставке действующего из-за пределов ПВО оружия, которое может проникать и преодолевать продвинутые интегрированные системы ПВО, таким образом поддерживая долгосрочную эффективность стратегической авиации в ядерной триаде США», — указывается в новом Обзоре ядерных сил США.

Принятие на вооружение новой ракеты также поможет авиации США обеспечить целесообразность сохранение «древних» бомбардировщиков США B-52 в качестве основы стратегической ядерной авиации — 46 ядерных бомбардировщиков B-52H и 20 B-2A Spirits — до того, как они не будут заменены полностью на B-21.

«Оснащение наших стратегических бомбардировщиков LRSO имеет критически важное значение для сохранения их эффективности в условиях совершенствования ПВО, а также для создания широкого спектра возможных ответов», — подчеркивается в документе.

«LRSO даст B-52H возможность оставаться эффективной частью ядерной бомбардировочной авиациии сохранять свой возвратный потенциал в качестве ключевой гарантии против непредвиденных технических и геополитических ситуаций».

Хотя бомбардировщики B-52 и B-2 сохраняют свою эффективность, она будет сокращаться на фоне развития ПВО противников, поэтому разработка нового бомбардировщика крайне актуальна. Так, составители обзора указывают на то, что «с учетом продолжающегося расширения и совершенствование потенциала ПВО противника и устаревание B-52H, [крылатой ракеты] ALCM и B-2 США начали программу разработки и развертывания следующего поколения бомбардировщика», который может стать заменой существующих уже в середине 2020-х годов.

Тем не менее в обзоре указывается, что даже он не сможет всегда быть эффективным в преодолении самых серьезных ПВО со временем. И действительно, B-21 был разработан в качестве части семейства систем, которые совместно осуществляют проникновение в наиболее опасные воздушные пространства. Поэтому B-21 и будет оснащаться ракетами LRSO.

«B-21 будет способен доставлять как ядерные бомбы свободного падения, так и крылатые ракеты, — указывает документ. — Последние обеспечат долгосрочную эффективность стратегической части ядерной триады США» .

Впервые B-21 будет представлен общественности в середине 2020 годов: эта программа засекречена и осуществляется в сжатые рамки. По данным составителя обзора, любые задержки в осуществлении как программы создания бомбардировщика, так и связанных с ним оружейных систем «сократит потенциал стратегических сил [США] в преодолении ПВО противника, сократит разнообразие вариантов ответа и снизит возможность [США] посылать четкие сигналы сдерживания и гарантий, для которых идеально подходят стратегические бомбардировщики». Таким образом, очень многое зависит от программысоздания B-21, даже если в самих ВВС США о программе почти не говорят.

С середины мая в Штатах наблюдается оживленное обсуждение уже запущенной программы создания дальнего тяжелого бомбардировщика В-21 Raider. Как известно, конкурс на создание нового самолета выиграла корпорация Northrop Grumman и в настоящий момент уже подошли к концу основные работы этапа, принятого у нас называть НИОКР.

Примерно миллиард долларов финансирования ушел на увязку новых технологий, призванных обеспечить требования, предъявленные Пентагоном.

Сейчас информация о проекте настолько скудная, что представленная 15 мая компьютерная визуализация возможного внешнего вида самолета, стала событием в кругах американского сообщества. При этом, особого внимания заслуживает замечание, высказанное руководителем программы модернизации вооружений для ВВС Арнольда Банча.

Он заявил, что сейчас руководство ВВС США ищет приемлемый баланс открытой и строго закрытой информации, которую военные могут предоставить Конгрессу США для осуществления контроля. Чтобы представлять масштаб новых разработок для ВВС, которые курирует генерал Банч, следует учитывать бюджет этих мероприятий, составляющий около $ 32 млрд в год.

Военные стараются максимально закрыть доступ к разглашению подробностей, касающихся стэлс технологий нового поколения, уложенные в программу В-21 до такой степени, что наводит на мысль о каком-то технологическом прорыве.

В самом деле, сейчас идет серийный выпуск , имеющих систему понижения радиолокационной заметности, а кроме того, в разгаре программа модернизации нынешнего поколения дальних бомбардировщиков-невидимок В-2, в частности, по линии стэлс. Обе эти программы завязаны на новейших система снижения радиолокационной заметности, но такого беспрецедентного режима секретности там не наблюдается.

Тем не менее, уже имеется понимание того, что из себя будет представлять новый самолет уже не только в плане концепции, но и боевого применения. Тут интересно заметить, что изначально речь шла о заказе 100 новейших бомбардировщиков, которые должны были потихоньку вытеснить предшественника В-2, начиная с середины 2020 годов. Но уже после того, когда программа вошла в плоскость практической реализации, концепция стала меняться.

Так, по словам заместителя начальника штаба ВВС по стратегическому планированию, генерал-лейтенанта Джерри Д. Харриса, сейчас речь идет о необходимости закупки по крайней мере 165 самолетов. Причем, это не окончательные цифры, ибо по результатам компьютерного моделирования глобальных конфликтов, где были учтены возможности бомбардировщика нового поколения, были получены оптимальные размеры флота В-21 в 258 единиц.

Мало того, все технологии, которые предполагается использовать в новом самолете, уже отработаны промышленностью и вышли на опорные цифры стоимости. При заказе от ста единиц В-21, стоимость каждого самолета будет составлять примерно $550 млн.

В общем, машинка предполагается интересная. Специалисты, которые присутствовали на презентации компьютерной модели самолета отметили схожесть его очертаний с предшественником В-2, но отметили, что у модели не видно как устроен выброс реактивных струй из двигателей.

Это наводит на мысли о том, что для снижения ИК сигнатуры, разработчики предусмотрели продвинутые «ИК-супрессоры», призванные решить эту проблему.

Предполагается, что новая технологи радиолокационной невидимости должна эффективно работать против средств обнаружения новейших и перспективных систем ПВО, в том числе в UHF, VHF и X диапазонах работы радаров.

Кроме того, уже известно, что Пентагон выдвинул требование и производитель нашел решение для того, чтобы самолет базировался преимущественно на авиабазах США и его концепция предусматривает дальние перелеты без необходимости совершать посадку на чужих базах.

И еще интересный момент, уже в нескольких публикациях мы находим подтверждение того, что именно этот самолет сможет штатно работать как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме.

Уже разработан план принятие нового бомбардировщика на вооружение.

Так, первые два года своей эксплуатации, он будет платформой для современных обычных вооружений как боеприпасы GPS наведения Joint Direct Attack, но по их истечению, он должен быть полностью подготовлен для вооружения новейшими ядерными боеприпасами такие как перспективные крылатые ракеты называющиеся LRSO - Long Range Stand Off.

Имеются редкие отсылки на то, что параллельно разработке самолета, для него создаются и некие специальные виды вооружений, о которых информации еще меньше.

В последних материалах о различных новых платформах вооружений США — ,

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то