Международный банк реконструкции и развития (мбрр). Программа развития оон (проон) Г. Объявление о приеме предложений и процесс утверждения
Программа развития Организации Объединенных Наций
Развитие потенциала:
расширение прав и полномочий людей и институтов
Е ж е г о д н ы й о т ч е т
2 Улучшение жизни людей путем развития потенциала
7 Роль ПРООН в системе развития ООН
11 Программы ПРООН: развитие потенциала в действии
13 Сильные институты, инклюзивный рост: сокращение бедности и достижение ЦРДТ
19 Расширение прав и полномочий граждан
в интересах развития: демократическое управление
24 Укрепление потенциала для снижения уязвимости: предотвращение кризиса и восстановление
28 «Экологически дружественный» рост: окружающая среда и устойчивое развитие
31 Развивать потенциал для достижения результатов
34 Ресурсы ПРООН
На обложке:
Участницы семинара в южновьетнамском городе Сок-Транг, посвященного современным методам сельскохозяйственного производства и рисоводства
ПРООН оказала помощь избирательной комиссии Бутана в подготовке впервые проводившихся в этой стране в 2008 г.
национальных выборов. На снимке: бутанский избиратель с гордостью демонстрирует свою регистрационную карту
Администратор Кемаль Дервиш посещает деревню в окрестностях Дар-эс-Салама (Танзания), которой ПРООН оказывает помощь в переходе на возобновляемые источники энергии
Укреплять потенциал, чтобы обеспечить перемены к лучшему
Н ачало минувшего года было многообещающим для усилий развивающихся стран по достижению Целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРДТ), и решению других задач развития. В начале 2007 г. мировая экономика вступила в третий год исключительно быстрого роста, и этот прогресс позитивно воздействовал на сокращение бедности в целом и показатели наименее развитых стран, в част-
ности. Экономика стран Африки к югу от Сахары в 2007 г. выросла в среднем более чем на 6%. Бурный экономический рост в ряде крупных развивающихся стран, включая Китай, Индию и другие государства «восходящего Юга», служил дополнительным доказательством того, что быстрое продвижение вперед на пути к сокращению бедности и достижению ЦРДТ возможно.
Однако к середине 2007 г. стало ясно, что развивающимся странам придется реагировать на значительную неопределенность в развитии глобальной экономики. Превращение кризиса на американском рынке субстандартных ипотечных кредитов в масштабный кризис финансового сектора, затронувший США и Европу и породивший серьезные опасения в связи с возможностью резкого замедления темпов роста передовых экономик, в частности, экономики США, ныне угрожает серьезным обращением вспять процесса снижения бедности. Во многих странах cитуация усугубляется взлетом цен на энергию и продовольствие. Более того, экспансионистские макроэкономические стратегии, применение которых явилось неизбежной реакцией на трудности финансового сектора, создают инфляционное давление во всей мировой экономике. В дополнение к этому большинство доноров в настоящее время «сошли с дистанции» в плане выполнения принятых на себя финансовых обязательств по масштабному наращиванию помощи развитию, и им потребуются огромные усилия, чтобы достигнуть целевых показателей, которые были согласованы ими на период до 2010 г.
Характер современной глобальной экономики подчеркивает нашу взаимозависимость и нашу потребность в гораздо более совершенных глобальных политических мерах. С другой стороны, каждое государство должно также заниматься решением собственных проблем. Основу деятельности ПРООН составляет оказание поддержки странам в определении действий и политических мер, необходимых для реагирования на те или иные многообразные и взаимосвязанные вызовы в области развития. Как показано в Докладе за этот год, мы осуществляем это, помогая странам развивать потенциал их народов и институтов с целью улучшения жизни людей и ускорения человеческого развития. Сообщество в области развития все больше признает, что укрепление потенциала – на местном уровне, на уровне общин и на национальном уровне – играет ключевую роль в решении задач развития. Вот почему в центре внимания ПРООН также находится расширение прав и полномочий людей и институтов путем развития их потенциала.
Настоящий доклад подчеркивает актуальность нашей деятельности и жизненно важное значение вышеперечисленной повестки дня, как в плане программной работы ПРООН, так и в аспекте выполняемой нами координирующей роли в качестве Председательствующего в Группе развития ООН и управляющего системой резидентов-координато- ров. В докладе показано, как внимание ПРООН акцентируется на четырех ключевых сферах: сокращении бедности и реализации ЦРДТ; демократическом управлении; предупреждении кризисов и восстановлении; окружающей среде и устойчивом развитии. Осуществляя эти и другие виды деятельности, ПРООН подтверждает свою приверженность поддержке стран в их усилиях, направленных на улучшение жизни людей.
Кемаль Дервиш
Администратор ПРООН
Ежегодный отчет ПРООН 2008 |
«Грант через неделю был бы уже израсходован, а вот долгосрочная помощь в обучении кадров и развитии потенциала оказалась для нас полезнее».
Крестьянка-рисовод Софулала Зега о результатах программы по обеспечению устойчивых средств к существованию для населения острова Ниас (Индонезия), которая финансировалась ПРООН
При содействии ПРООН в Бенине введено единое законодательство о предпринимательской деятельности, что
облегчает иностранным корпорациям инвестирование средств
ПРООН оказывает поддержку Международному научно-исследовательскому институту риса в Маниле (Филиппины), который вот уже более 30 лет занимается исследованиями в области сельского хозяйства и экологической устойчивости
2 Ежегодный отчет 2008: Улучшение жизни
Улучшение жизни людей путем развития потенциала
Е сли развитие человека рассматривается в мандате ПРООН как цель, то развитие потенциала – как средство. ПРООН определяет развитие потенциала как процесс, в котором индивиды, организа-
ции и общества приобретают, укрепляют и поддерживают способность устанавливать собственные цели развития и достигать их. Работая бок о бок с правительствами, гражданским обществом и другими партнерами из 166 стран, ПРООН стремится содействовать развитию человека, помогая людям получать доступ к знаниям, опыту и ресурсам, необходимым для строительства лучшей жизни.
ПРООН рассматривает развитие потенциала как свой всеобъемлющий вклад в развитие. В настоящее время основным документом, которым ПРООН руководствуется при взаимодействии с партнерами в области развития, является Стратегический план на 2008–2011 гг., в котором указывается, что ее «политические рекомендации, техническая поддержка, адвокатирование и укрепление согласованности в сфере глобального развития должны быть направлены на реальное улучшение жизни людей, расширение спектра их выбора и возможностей».
Улучшение жизни, выбора и возможностей достается одним легче, а другим труднее. Хотя некоторые развивающиеся страны извлекают выгоды из глобализации и догоняют богатые государства, сотни миллионов людей по-прежнему лишены возможности пользоваться плодами роста. Целые страны и регионы плетутся в хвосте развития, и даже в странах с хорошими экономическими показателями можно обнаружить обширные ниши социальной исключенности.
В условиях, когда темпы роста мировой экономики замедлились на неопределенный срок в связи с ситуацией
в финансовой сфере, роль ПРООН по-прежнему состоит
в том, чтобы содействовать ускорению прогресса в странах, быстро догоняющих богатые государства, при одновременном содействии ускорению прогресса в отсталых частях мира. Одним из путей достижения этого является помощь в создании эффективных институтов для более справедливого распределения результатов роста и развития, особенно в интересах бедняков.
Хотя мир прошел полпути к плановой дате – 2015 г., – когда должны быть достигнуты ЦРДТ, прогноз их осуществления далеко не однозначен. По сравнению с 2000 г., число детей, ежегодно умирающих от предотвратимых болезней, уменьшилось приблизительно на 3 млн, показатель охвата начальным образованием во всем мире растет, лечение от СПИДа получают на 2 млн чел. больше, а доля женщин в парламентах сегодня намного выше. Многие страны демонстрируют, что стремительный и широкомасштабный прогресс возможен. Он происходит там, где сильное государственное руководство, правильная политика, нацеленная на поддержку частных капиталовложений и повышение производительности, и здоровые стратегии наращивания государственных инвестиций подкрепляются адекватной финансовой и технической помощью со стороны международного сообщества. Двигаясь в этом направлении, многие страны Азии проложили путь к самому быстрому в истории сокращению бедности. Несмотря на эти достижения, значительное число госу-
З А М Ы К А Я К Р У Г: О Т П Р Е Д В А Р И Т Е Л Ь Н О Й К О КО Н Ч АТ Е Л Ь Н О Й О Ц Е Н К Е П О Т Е Н Ц И А Л А
ПРООН определяет укрепление потенциала как процесс, в ходе которого индивиды, организации и общества приобретают, усиливают и поддерживают способность определять собственные цели развития и со временем достигать их.
Привлечение партнеров Э та п 5: и достижение консенсуса
Мониторинг и оценка результатов осуществления стратегий укрепления потенциала
Осуществление стратегий
укрепления потенциала
Формулирование стратегий укрепления потенциала
Источник: Бюро по вопросам политики в области развития ПРООН.
В Кандагаре (Афганистан) члены местной ассамблеи по вопросам развития (АВР) обсуждают приоритеты развития провинции. ПРООН оказывает поддержку новой модели развития на базе общин, при которой АВР непосредственно участвуют
в разработке и осуществлении инфраструктурных проектов и одновременно обеспечивают безопасность проектного персонала
дарств остается на обочине развития, особенно во мно- |
Однако эту поддержку она оказывает не в изоляции: опи- |
гих регионах африканского континента и в группе наиме- |
раясь на свое сравнительное преимущество в качестве |
нее развитых стран (НРС). Даже некоторые государства |
доверительного партнера в области развития, ПРООН |
Южной Азии, развивающиеся наиболее высокими тем- |
создает партнерства в самых разных сферах влияния – от |
пами, сталкиваются с серьезными вызовами в сфере улуч- |
национальных, муниципальных и местных органов власти |
шения питания и достижения некоторых других Целей. |
до неправительственных организаций и организаций |
А ряд латиноамериканским стран со средним доходом |
гражданского общества (ОГО), включая массовые объ- |
борются за ликвидацию очагов нищеты. Крайняя нищета |
единения, религиозные группы, академические учрежде- |
повсеместно сократилась, однако корректировка оценок |
ния, а также частный сектор и международных доноров. |
покупательной способности, как ожидается, приведет во |
В каждом случае ПРООН отдает приоритет максималь- |
многих странах к пересмотру уровня реальных доходов |
ному использованию местных ресурсов и укреплению |
в сторону понижения. ЦРДТ достижимы, однако их осу- |
сотрудничества по линии Юг-Юг. Это включает тесное |
ществление требует, чтобы развитые и развивающиеся |
взаимодействие с ОГО, которое имеет жизненно важное |
страны выполняли принятые ими обязательства. |
значение для общенационального применения резуль- |
В то же время прогресс на пути достижения ЦРДТ |
татов совместной работы, обеспечения подотчетности, |
может оказаться под угрозой из-за отсутствия всесторон- |
качественного государственного управления, децентрали- |
ней скоординированной реакции на изменения климата. |
зации, демократизации сотрудничества в области разви- |
Один из главных вызовов развитию нынешнего поколе- |
тия, а также повышения качества и актуальности офици- |
ния людей – глобальное потепление – может привести |
альных программ развития. ПРООН активно продвигает |
к серьезному обращению вспять показателей сокращения |
и поддерживает консультативные комитеты по вопросам |
бедности, питания, здоровья и образования. Первыми его |
гражданского общества при страновых представительс- |
наиболее губительное воздействие почувствуют на себе |
твах ООН как механизм политического адвокатирования |
беднейшие слои населения земного шара, те, кто в на- |
и дискуссии, инструмент консультирования при опре- |
именьшей степени несет ответственность за факторы, |
делении направлений деятельности ПРООН и системы |
лежащие в основе этой проблемы: выбросы парнико- |
ООН и средство освоения ПРООН и системой ООН мест |
вых газов и высокий уровень потребления энергии угле- |
ных знаний и опыта. ПРООН использует такую институ- |
родных видов топлива. Недавно одобренный Балийский |
циональную форму участия внешних заинтересованных |
план действий может заложить основу для будущих пере- |
сторон в принятии управленческих решений высокого |
говоров и установления целей в отношении смягчающих |
уровня, как консультативный комитет по вопросам граж- |
и адаптационных стратегий, однако политическая воля |
данского общества при Администраторе, в который вхо- |
стран неодинакова, а «окно» возможностей ограничено. |
дят 15 политических лидеров ОГО со всего мира. |
Сталкиваясь с этими вызовами на пути развития, |
Краткий перечень некоторых работ, проведенных |
ПРООН усилила работу по поддержке организационного |
ПРООН за последний год, свидетельствует о размахе ее |
потенциала – укреплению институтов с целью расши- |
партнерской деятельности и масштабности мер вмеша- |
рения прав и возможностей людей, которым эти инсти- |
тельства, направленных на развитие организационного |
туты служат. Она поддерживает институты, защищающие |
потенциала в мире. В Нигере ПРООН помогла сформи- |
политическую и экономическую стабильность, содейст |
ровать корпус местных волонтеров в рамках националь- |
вующие справедливому распределению ресурсов, укреп- |
ной добровольческой схемы, поддерживаемой ДООН. |
ляющие общественную прозрачность и подотчетность, |
Клиентами первых 100 добровольцев стали новоизбран- |
улучшающие условия для устойчивого развития человека. |
ные администраторы сельских районов страны, которые |
4 Ежегодный отчет ПРООН 2008: Улучшение жизни
При поддержке ПРООН Иордания проводит разминирование
в районе Вади-Эль-Араба с целью развития туристического сектора
и предоставления доступа к земельным угодьям для беднейших общин, проживающих
в долине реки Иордан
обратились к своим согражданам в поисках квалифицированных специалистов для предоставления общественных услуг. В Иордании ПРООН совместно с правительством занималась разработкой устойчивой стратегии обезвреживания мин, которая позволила этой стране выполнить свои обязательства в отношении международной конвенции по запрещению и уничтожению противопехотных мин. Среди очищенных от мин территорий южный район Вади-Эль-Араба – зона обширных иностранных инвестиций в туристический сектор – и долина реки Иордан, где проживают многие беднейшие иорданские общины. В Албании ПРООН поддержала создание в Интернете базы данных Brain Gain, позволяющей высококвалифицированным специалистам из албанской диаспоры за рубежом помогать развитию академических учреждений, частного сектора и других сфер жизни на родине.
Роль ПРООН как надежного партнера в области развития находит отражение в расширяющемся спектре ее партнерств с частным сектором. Ведущие компании, такие как Banyan Tree, Cisco, Coca-Cola, Engro, Global Alumina, Google, Kevian, Microsoft, Pao de Azucar , Pfizer, Visa и др., присоединяются к правительствам и ПРООН в усилиях по реализации ЦРДТ, признавая, что инклюзивный рост сулит долговременные выгоды всем участникам партнерства. ПРООН остается ведущим специализированным учреждением ООН в развивающихся странах в области продвижения Глобального договора – рамок взаимодействия системы ООН с частным сектором. Сейчас ПРООН координирует деятельность более 80 страновых и региональных сетей в рамках Глобального договора.
Плодом Глобального договора стала инициатива «Развитие устойчивой предпринимательской деятельности» (РУПД), представляющая собой платформу для участия компаний в коммерческой деятельности в интересах бедняков в развивающихся странах, обладающих многообещающей деловой средой. Выходя за рамки социальных инвестиций и филантропии, РУПД предлагает национальным и международным фирмам механизм разработки коммерчески жизнеспособных бизнес-проек-
тов с целью увеличения прибылей и/или выхода на новые рынки. Сегодня РУПД взаимодействует с 75 компаниями – от многонациональных фирм Севера до местных малых и средних предприятий, – поддерживая инвестиции объемом от 10 тыс. до 4 млн. долл. США.
ПРООН помогает Албании оборудовать средние школы компьютерными классами, которыми воспользуются около 140 тысяч учащихся
По мере того, как ПРООН продолжает оказывать поддержку этим и другим усилиям по развитию потенциала, вырисовываются некоторые обнадеживающие тенденции. Одна из них состоит в последовательной ориентации внимания на укрепление национальных исполнительских потенциалов в сфере управления программами, проектами, финансами, материально-техническим снабжением и человеческими ресурсами. Это вытекает из рекомендаций Стратегического плана и отражает возросший потенциал организаций, предоставляющих услуги на местах. Вторая тенденция – эволюция реформы гражданской службы, переход от формирования исполнительских навыков к качественному повышению компетенции руководителей, системам стимулирования, механизмам продвижения этических стандартов и антикоррупционных мер. Третья тенденция – это возобновившееся внимание к непрерывному и высшему образованию, что, в сочетании с инновационным ответом на «утечку мозгов» в жизненно важных секторах, направлено на использование преимуществ возрастающей мобильности глобального рынка труда и превращение потенциальных угроз в благоприятные возможности.
В то время как страны продолжают продвигаться
к достижению своих национальных целей, их партнерство с ПРООН позволяет им брать на себя все бόльшую ответственность за глобальное развитие. Двенадцать новых членов Европейского союза, включая «дипломированных» реципиентов программ, таких как Эстония и Латвия, недавно собрались, чтобы впервые обсудить свою роль в обеспечении помощи развитию.
С ростом потенциала стран важными компонентами деятельности ПРООН становятся гибкость и адаптивность. Эти факторы имеют существенное значение в контексте работы ПРООН в странах со средним доходом. Участники этой группы стран, где проживает половина населения мира, нередко сталкиваются с вызовами оптимального использования своего человеческого и финансового капитала и эффективного распределения ресурсов на основе рационального планирования. Хотя многие из них уже вышли за рамки программ адресной помощи и сами стали вносить вклад в базовые ресурсы ПРООН, они продолжают извлекать пользу из доступа к глобальной сети ПРООН, содействуя организации партнерств в области развития, специализирующихся на развитии институционального потенциала и потенциала разработки поли-
тики в этих странах. ПРООН продолжает сотрудничать со странами со средним доходом, поддерживая развитие их потенциала на субнациональном уровне, работая с муниципальными органами и районными администрациями в сфере совершенствования интегрированного планирования, управления финансами для нужд развития и повышения исполнительских возможностей оказания услуг на местах. ПРООН также оказывает поддержку разработчикам политики в принятии мер по ужесточению реакции на изменения климата, содействию гендерному равенству, поддержке обездоленных слоев населения и укреплению государственных институтов.
В процессе изменения основ стандартной системы помощи возникла растущая потребность в расширении возможностей доступа, обсуждения и реализации новых форм развития. Механизмы координации и управления национальной помощью должны были быстро реагировать на растущее давление в пользу расширения масштабов деятельности и получения результатов. Поэтому подход ПРООН к развитию потенциала постоянно совершенствуется, выходя за рамки выполнения индивидуальных проектов и обращаясь к формированию институционального потенциала страны. Сотрудничая с партнерами в области развития для повышения эффективности работы организаций и институтов, ПРООН вносит свой вклад в глобальные усилия по улучшению жизни людей.
Недорогие многофункциональные платформы, внедряемые при поддержке ПРООН, помогают женщинам Буркина-Фасо, Мали и Сенегала повышать производительность труда и доходы. Недавно Фонд Билла и Мелинды Гейтс выделил на этот проект 19 миллионов долларов США
6 Ежегодный отчет ПРООН 2008: Улучшение жизни
«Если бы мне потребовалось в самой краткой форме выразить свое мнение об Организации Объединенных Наций и ее сегодняшней работе, я бы выделил дух принципиального прагматизма. По своему праву и предназначению ООН обязана быть голосом совести мира. Часть этого морального долга состоит в том, чтобы оправдывать связанные с нами надежды и ожидания, и добиваться результатов».
Пан Ги Мун, Генеральный секретарь ООН. The Economist: The World in 2008
Роль ПРООН в системе развития ООН
няет свою часть работы по обеспечению согласованности |
|||||
ретарь вступил в должность, он обозначил ряд |
деятельности ООН с национальными задачами. |
||||
приоритетов деятельности на период своего |
В начале 2007 г. ООН совместно с правительствами |
||||
срока полномочий. В их числе были продол- |
восьми стран, поддержавших ее усилия по повышению |
||||
жение процесса реформы, направленной на достижение |
согласованности и эффективности, начала осуществле- |
||||
более тесной гармонии в семье ООН, а также мобилиза- |
ние пилотных программ «Единство действий» в Албании , |
||||
ция политической воли и сохранение приверженности |
Вьетнаме, Кабо-Верде, Мозамбике, Пакистане, Руанде, |
||||
мировых лидеров задачам ЦРДТ, позволяющие обеспе- |
Танзании и Уругвае . Выполняемые в рамках сотрудни- |
||||
чить выделение адекватных средств на цели развития. |
чества национальных партнеров со страновыми груп- |
||||
По обоим этим обязательствам достигнут прогресс. |
пами ООН, эти пилотные программы призваны повы- |
||||
Опираясь в качестве партнера в области развития на |
сить согласованность и эффективность операций ООН |
||||
национальном уровне на уже предпринимаемые усилия |
в сфере развития, использовать знания и опыт других |
||||
по повышению согласованности и эффективности сис- |
подразделений системы развития ООН, сократить опера- |
||||
темы развития ООН, ПРООН взаимодействует со сво- |
ционные издержки и обеспечить успешное взаимодейс- |
||||
ими партнерами по системе ООН, внося вклад благодаря |
твие при оказании поддержки странам в выполнении их |
||||
своей двуединой роли: в качестве управляющего системы |
национальных планов развития. Предварительные дан- |
||||
резидентов-координаторов (РК) и в качестве действую- |
ные, поступившие от восьми «пилотных» правительств |
||||
щего участника процесса развития, предоставляющего |
и страновых групп ООН по результатам 2007 г., пока- |
||||
программную поддержку и политические и технические |
зывают, что благодаря применению структурной схемы |
||||
консультации национальным партнерам. В 2007 г. Гене- |
«четырех единиц» (единая программа, единая бюджетная |
||||
ральная Ассамблея ООН утвердила новый Трехгодичный |
схема, единый лидер, единый офис), страновые группы |
||||
всеобъемлющий обзор политики, которым направляется |
ООН более эффективно увязывают помощь ООН в об- |
||||
деятельность системы развития ООН. В этом документе |
ласти развития с национальными планами и приорите- |
||||
подтверждается центральная роль РК в осуществлении |
|||||
координации оперативной деятельности в области раз- |
Ч И С Л Е Н Н О С Т Ь Р Е З И Д Е Н ТО В - |
||||
вития с целью улучшения реагирования системы ООН |
|||||
К О О РД И Н АТО Р О В (Р К) О О Н * |
|||||
на национальные приоритеты. В нем также подтверж- |
|||||
дается, что РК играют ключевую роль как инструмент |
|||||
результативной и эффективной гармонизации деятель- |
|||||
ности ООН в сфере развития на уровне стран. ПРООН |
|||||
работает над укреплением механизма управления систе- |
|||||
мой РК с тем, чтобы функция РК осуществлялась систе- |
|||||
мой развития ООН на основе коллегиальности, равного |
|||||
участия и прозрачности. Во многих странах ПРООН учре- |
|||||
дила должность директора по стране, занимающегося |
|||||
исключительно управлением программой ПРООН, давая |
|||||
возможность РК сосредоточить усилия на координации |
РК из стран Юга |
||||
РК – женщины |
|||||
работы страновой группы ООН для более успешного |
РК, ранее не работавшие в ПРООН |
||||
соответствия национальным приоритетам. Входя в состав |
|||||
Группы развития ООН (ГРООН), ПРООН также выпол- |
|||||
Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) работает в более чем 170 странах и территориях, оказывая помощь в ликвидации нищеты, сокращении неравенства и социальной изоляции. Мы помогаем странам в разработке стратегий, формировании навыков управления и взаимодействия с партнерами, развитии институционального потенциала и повышении устойчивости для поддержания результатов в области развития.
Сотрудничество ПРООН с Российской Федерацией осуществлялось на протяжении более 20 лет с момента открытия представительства ПРООН в Москве в 1997 году. За годы работы в России ПРООН содействовала реализации самых разных инициатив на федеральном, региональном и местном уровнях. Проекты ПРООН предоставляли правительству и партнерам из гражданского общества консультативную поддержку по вопросам политики, оказывали техническую помощь и способствовали укреплению национального управленческого и технического потенциала. На протяжении всех этих лет ПРООН в России помогала решать широкий круг проблем, касающихся устойчивого развития и укрепления человеческого потенциала: от социально-экономической реабилитации регионов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, до создания рабочих мест в городах и сельских районах, от наращивания потенциала государственного управления в муниципалитетах до профилактики ВИЧ/СПИД, от преобразования национальных рынков для продвижения энергоэффективных технологий до создания национальных парков и заповедников.
В 2015 году взаимоотношения ПРООН и России перешли на качественно новый уровень после подписания Администратором ПРООН Хелен Кларк и Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Игорем Шуваловым Рамочного соглашения о партнерстве , которое подчеркивает возрастающую на мировой арене роль России как донора в продвижении повестки дня по вопросам достижения целей устойчивого развития.
В 2015 году был также создан Трастовый фонд «Российская Федерация - ПРООН в целях развития» , который представляет собой финансовый механизм реализации помощи России странам СНГ, а также странам других регионов с низким уровнем дохода и доходом ниже среднего уровня. С момента создания Трастового фонда Правительством Российской Федерации было выделено финансирование в размере 55 млн. долларов США на выполнение проектов, реализуемых ПРООН в странах-партнерах, включая 10 млн. долларов, специально выделенных для реализации программ по укреплению потенциала развивающихся стран в области противодействия негативным последствиям изменения климата, и 10 млн. долларов для финансирования проектов, направленных на содействие социально-экономическому развитию молодежи.
В настоящее время при финансовой поддержке России завершены, либо реализуются проекты ПРООН в странах ЕАЭС/СНГ, Восточной Европы, Африки, Карибского бассейна, в малых островных развивающихся государствах Тихоокеанского региона, нацеленные на повышение благосостояния населения, комплексное развитие территорий, продвижение энергоэффективности, борьбу с заболеваниями, увеличение доступа к климатическому финансированию, адаптацию к климатическим изменениям, а также решение других важнейших проблем в странах-партнерах.
Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) была создана в 1965 г. и в настоящее время является одной из самых значительных и ведущих международных организаций. ПРООН содействует развитию процессов реализации жизненно важных проблем по обеспечению достижения интересов всех слоев населения различных государств, наделению их более широкими правами в области создания рабочих мест, улучшения положения женщин, преодоления нищеты в мире, решения природоохранительных аспектов с учетом воздействия экологических факторов.
Основной целью ПРООН является создание необходимых условий функционирования устойчивых процессов жизнеобеспечения и развития человека, содействие развивающимся странам в создании реального экономического потенциала для перехода к системе рыночных отношений.
ПРООН в своей работе руководствуется следующими принципами:
· универсальность деятельности – формирование своего ресурсного потенциала за счет ежегодных добровольных взносов большинства стран мира, принятие Исполнительным Советом важнейших коллегиальных решений в области финансирования приоритетных программ развития государств – членов ООН;
· глобальность деятельности – ПРООН имеет крупнейшую сеть представительств в более чем 175 странах и региональных объединений мира, что позволяет осуществлять успешное сотрудничество с правительствами многих стран, юридическими и физическими лицами, в интересах которых реализуется эта деятельность. Представители – резиденты ПРООН возглавляют ее отделения в странах мира и являются основными координаторами оперативной деятельности с ООН, связанной с управлением специальными целевыми фондами, координацией усилий по оказанию помощи странам в стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях;
· адаптация мировых достижений – содействие развитию и использованию научно-технического и социально-экономического потенциала, накопленного в странах мира, в том числе в международных и региональных научных и исследовательских учреждениях и неправительственных организациях, усиление продвижения межгосударственных и национальных программ развития стран;
· мобилизация, концентрация и реализация приоритетных сфер деятельности – оказание финансовой поддержки конкретным перспективным правительственным программам путем ежегодного привлечения средств и предоставления значительных ресурсов в распоряжение специализированным целевым и трастовым фондам, действующим под управлением ООН.
Важнейшими направлениями работы ПРООН являются:
· развитие потенциальных областей деятельности стран, таких как координация процессов экономической взаимопомощи государств, совершенствование рыночных реформ, углубление демократизации, расширение сотрудничества с общественными организациями;
· содействие странам в развитии первоочередных сфер деятельности в интересах их устойчивого формирования, во взаимоувязке всеобщих глобальных проблем, их ресурсных возможностей с национальными приоритетами деятельности и определении реальных путей достижения поставленных целей;
· оказание помощи правительствам стран в осуществление целевых программ, отражающих стратегию национального развития;
· участие в привлечении дополнительных финансовых средств, содействие их мобилизации из различных источников, включая Всемирный банк и другие специализированные кредитные организации;
· обеспечение развития научно-технического сотрудничества между странами путем совершенствования их совместной деятельности и адаптации их возможностей и потребностей в интересах взаимной выгоды, расширение доступа к современным научным знаниям и передовым технологиям;
· содействие потенциальным возможностям стран в развитии гражданских и общественных отношений, укреплении правовых основ неправительственных и общественных организаций в целях их активного участия в решении государственных проблем;
· участие в непосредственном продвижении приоритетных проектов стран по достижению реальных политических ценностей, связанных с использованием новаторских видов деятельности;
· создание необходимых условий для развития партнерских отношений между региональными экономическими блоками и объединениями, формирования международных соглашений по глобальным проблемам мирового развития;
· поддержка развития мирных процессов на региональных и национальных уровнях, предотвращение конфликтов, совершенствования основ мирового общества.
В настоящее время ПРООН оказывает непосредственную помощь в решении первоочередных проблем в области развития человека и его реальных потребностей. ПРООН осуществляет финансирование бюджетных стратегий развития более 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населения. Организационная деятельность ПРООН характеризуется гибким реагированием на изменяющиеся потребности мирового сообщества в сфере использования новейших концепций, характеризующих возможности развития человеческого потенциала.
Особую значимость в.н.в. приобретают активно реализуемые в ПРООН направления по разработке приоритетных программ в различных странах мира. Это способствует выполнению важнейших аспектов деятельности ПРООН.
В структуру ПРООН входит:
· Фонд капитального развития ООН , осуществляющий финансирование перспективных проектов развития, инфраструктуры жизнеобеспечения населения в мире, улучшением жизни людей в наименее развитых странах.
· Глобальный экологический фонд. Его деятельность направлена на достижение решающих сдвигов в повышении уровня экологической устойчивости окружающей среды и защиты экосистем нашей планеты, снижении негативных последствий, вызванных наводнениями, выбросами в атмосферу технологических отходов, вырубкой лесов, загрязнением водотоков, истощением озонного слоя земли и др.
· Программа Добровольцы ООН обеспечивает направление (на добровольной основе) в развивающиеся страны подготовленных специалистов для оказания содействия национальному возрождению и развитию, повышению уровня жизни населения.
· Фонд ООН для развития в интересах женщин осуществляет прямые инвестиции и оказывает реальную поддержку перспективным проектам развития в целях обеспечения помощи женщинам, повышения их статуса в обществе, расширения их участия в процессах принятия и реализации важнейших государственных решений.
В настоящее время ПРООН оказывает поддержку приоритетным государственным направлениям национального значения, которые напрямую связаны с перспективными целями в области развития стран. Это обеспечивает возможность рационального распределения ресурсного потенциала, достижения более высокого уровня взаимодействия с другими международными организациями ООН.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
ЮНКТАД является постоянным межправительственным органом и координационным центром Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций. Цель деятельности организации - оказание содействия развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией МЭО и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе.
Для достижения этой цели ЮНКАД осуществляет исследовательскую и аналитическую работу, организует обсуждение соответствующих вопросов на межправительственном уровне, а также проводит деятельность в сфере технического сотрудничества и др. Участниками организации в настоящее время являются 188 государств. Многие межправительственные и неправительственные организации имеют статус наблюдателя и принимают участие в ее работе.
Конференция - высший руководящий орган ЮНКТАД - проводится раз в четыре года на уровне министров для выработки стратегических направлений деятельности и определения приоритетов в работе.
В период между конференциями ежегодно созывается Совет по торговле и развитию, который также является руководящим органом ЮНКТАД. В состав Совета, открытого для всех членов Конференции, в настоящее время входят 144 страны. Совет имеет несколько вспомогательных органов - функциональных комиссий.
ЮНКТАД возглавляет Генеральный секретарь Конференции в ранге заместителя Генерального секретаря ООН. Секретариат расположен в Женеве (Швейцария) и насчитывает около 400 сотрудников. Годовой бюджет организации по оперативной деятельности составляет около 80 млн.долл., выделяемых из бюджета ООН. Деятельность по линии технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемыми странами-донорами, а также некоторыми организациями в размере 24 млн. долл.
В рамках ООН ЮНКТАД сотрудничает со многими другими организациями системы ООН и вне ее.