Лесное природное сообщество: особенности, значение для человека, флора и фауна. Природное сообщество лес: значение и описание Природные сообщества лес его обитатели

Лесное сообщество

Лес - сложное сочетание множества разнообразных растений, которые сильно различаются по своим размерам, строению, размножению, типу питания и т. д. Это как бы своеобразный живой механизм, большой и очень сложный, а отдельные растения - его части, детали. Деревья и все другие растения в лесу тесно связаны между собой в своей жизнедеятельности, влияют друг на друга.

В лесу обычно нетрудно видеть своеобразные этажи растительности- ярусы. Верхний, господствующий ярус всегда образуют деревья. Эти крупные, мощные растения - основа лесного растительного сообщества. Под их пологом создаётся специфическая лесная среда, сильно отличающаяся оттого, что мы находим на открытом, безлесном пространстве.

В лесу деревья растут достаточно близко и поэтому оказывают друг на друга сильное влияние. В результате этого стволы их сильно вытянуты, кроны очень узки, а живые ветви начинаются высоко от земли. Именно в лесу деревья сильно тянутся вверх и ни одно из них не может свободно разрастись в ширину. Взаимодействие деревьев, жестокая конкуренция между ними - характернейшая черта леса.

Под пологом деревьев обычно располагаются более низкие ярусы растительности: подлесок (кустарники), травяной и моховой покров. В лесу связаны между собой не только отдельные растения, но и целые структурные единицы лесной растительности - различные ярусы. Чем гуще древесный полог, тем обычно слабее развиты нижележащие ярусы и тем более угнетены отдельные растения, образующие их. Угнетённость растений проявляется в том, что они плохо растут, не цветут и обнаруживают другие признаки подавленного развития.

Растения леса

Из деревьев в лесу растут ель, пихта, сосна, берёза, рябина, осина, липа, черемуха, ольха, ива. Они создают первый ярус леса. Из кустарников шиповник, малина, жимолость, смородина, ежевика – они создают второй ярус. Третий ярус – это черника, клюква, земляника, кислица, папоротники, копытень, вороний глаз, ветреница, ландыши и т.д. последний ярус создают мхи и лишайники. Также растут грибы, которые вместе с лесными растениями создают симбиоз.

Животные леса

Сообщество животных леса представлено самыми разнообразными видами. Из хищников водятся барсук, лисица, рысь, волк, бурый медведь. Если для мелких хищников добыча - грызуны, то для самых крупных - олени, лоси, кабаны. Из птиц в лесу можно встретить глухарей, рябчиков, синиц, корольков, клестов, дятлов, а также филина. И конечно же, во влажной атмосфере присутствует огромное число насекомых, несметное количество гнуса.

Взаимосвязи в природном сообществе леса

Деревья и травы, образующие лес, и обитающие в нем животные: олени, кабаны, птицы, белки, зайцы, насекомые, - а также разнообразные грибы, бактерии и водоросли, живущие в почве, - все объединены между собой круговоротом веществ и энергии, который осуществляется через пищевые и другие связи. Перенос потенциальной энергии пищи от ее создателей - растений - через ряд организмов путем поедания одних другими называется пищевой цепью. В лесу многочисленные пищевые цепочки переплетаются, образуя пищевые сети.

Влияние леса на окружающую среду

Лес как зрелое природное сообщество формируется тысячи лет. Лес оказывает влияние на окружающую среду. Лесные массивы в районах с обильным выпадением осадков и близким стоянием грунтовых вод защищают территорию от заболачивания. Корни поглощают воду, а листья се испаряют. Леса препятствуют образованию оврагов. Лесные насаждения защищают почву от вымывания в период весенних и летних ливневых дождей. Лес очищает воздух от пыли и болезнетворных организмов. Анализ показывает, что пыли в лесу и близ него практически нет, в то время как на безлесных участках количество ее увеличивается. Фитонциды, выделяемые елью и некоторыми другими растениями, убивают микробов. Растения очищают воздух, воду, почву от загрязнения опасными для жизни веществами. Лес способен не только поглощать ядовитые для человека и животных вещества, но и превращать их в другие, утратившие вредные качества.

Лесное сообщество - место обитания многих животных, которые находят здесь необходимые для жизни условия. Но, живя в растительном сообществе, животные оказывают на него существенное влияние. Полезными и необходимыми для леса являются животные, уничтожающие вредителей растений, опыляющие растения, разносящие их семена и плоды. Животные, обитающие в почве, оказывают существенное влияние на ее структуру и плодородие. Таким образом, в природном сообществе все взаимосвязано. Грибы образуют микоризу с корнями растений, бактерии обитают в почве, минерализуют растительные остатки. Лес - природное сообщество, живущее своей жизнью.

Список некоторых заповедников России, с кратким их описанием.

Алтайский заповедник

Основан в 1932 г. (в современных границах с 1967 г.). Площадь - 863,9 тыс. га (лесопокрытая - 248,2 тыс. га) Алтайский край. Леса горно-таежные лиственничные, кедрово-лиственничные, пихтово-кедровые, высокогорные. Во флоре 1500 видов, много ценных растений: золотой корень, орхидеи, маралий корень. Фауна: лось, марал, алтайский горный баран, соболь, снежный барс, алтайский улар, черный аист, белая куропатка и др.

Ильменский заповедник

Основан в 1920 г. Площадь - 30,4 тыс. га (лесопокрытая - 25,9 тыс. га). Челябинская обл. Минералогический музей в природе (150 минералов). Лиственнично-сосновые, сосново-березовые и березовые леса. Во флоре 815 видов, много реликтов.

Комсомольский заповедник

Основан в 1963 г. Площадь - 32,2 тыс. га (лесопокрытая - 19,6 тыс. га). Хабаровский край. Елово-пихтовая тайга с участками кедрово-широколиственных и светлохвойных лесов. Имеются реликтовые виды растений и животных; нерестилища кеты и горбуши.

Приокско-террасный заповедник

Основан в 1948 г. Площадь -4,9 тыс. га (лесопокрытая - 4,7 тыс. га). Московская обл. Сосновые и широколиственные леса на юге хвойно-широколиственной зоны. Участки реликтовой степной растительности. Во флоре около 900 видов. В фауне лось, кабан, косуля, олень; реакклиматизирован бобр. В заповеднике центральный зубровый питомник, ведется племенная книга зубров.

Саяно-шушенский заповедник

Основан в 1976 г. Площадь - 389,6 тыс. га (лесопокрытая - 245,6 тыс. га). Красноярский край. Горно-лесные формации кедровых, пихтовых, еловых лесов. В фауне сибирский горный козел, горно-таежный северный олень, марал; из редких - красный волк и алтайский улар, занесенные в Красную книгу.

На этом уроке вы познакомитесь с лиственными и хвойными лесами, узнаете об основных обитателях леса.

Лес можно сравнить с большим многоэтажным домом. Растения растут в несколько ярусов, только считают эти ярусы сверху вниз. Самые высокие деревья образуют верхний ярус, немного ниже - низкорослые деревья, еще ниже ярус кустарников и ярус трав, самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.

Давайте рассмотрим ярусы лиственного леса. В таком лесу первый ярус занимают кроны самых светолюбивых деревьев. Это дуб, липа, береза, клен, осина, сосна, ель (рис. 2-4).

Низкорослые деревья - рябина, черемуха, ива - растут под пологом высоких. Они приспособились жить в тени, это второй ярус (рис. 5, 6).

Рис. 5. Черемуха ()

Третий ярус - ярус кустарников: малина, калина, крушина, орешник, шиповник, жимолость (рис. 7-11).

Рис. 10. Шиповник ()

Рис. 11. Жимолость ()

Эти растения никогда не смогут подняться до первого яруса, они всегда будут оставаться внизу, под лесом. Поэтому кустарниковый ярус называют подлеском. Четвертый ярус - ярус кустарничков - черника, брусника - и трав, таких как ландыш, кислица (рис. 12-14). Лесные травы более теневыносливые, чем, например, луговые.

Рис. 13. Брусника ()

В пятом ярусе растут растения, которым для роста и развития не нужно много света, - это мох и лишайник (рис. 15, 16).

Рис. 16. Лишайник на камне ()

Мхи хорошо впитывают и удерживают влагу, создавая тем самым условия роста для остальных растений. Лишайник - единый организм, который состоит из гриба и водоросли. Лишайники растут не только на земле, но и на камнях и коре деревьев.

Растения цветут в разное время. Ранней весной, когда на деревьях еще нет листьев и они не мешают лучам солнца проникать до самой земли, цветут первые травянистые растения: перелески, ветреницы.

Корни растений также располагаются ярусами. Глубже всех расположены корни самых высоких деревьев, немного выше - корни кустарников, а еще ближе к поверхности почвы - корни травянистых растений.

Как люди в большом доме, так и животные проживают на разных этажах в лесу. Место квартиры каждого зависит от того, кто чем питается и где находит себе укрытие. Верхний ярус лесного дома занимают насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев. Так в кроне дуба живут майские жуки, жук-олень, желудевый долгоносик, дубовая листовертка, дубовая орехотворка (рис. 17-19).

Рис. 17. Жук-олень ()

Рис. 18. Желудевый долгоносик ()

Рис. 19. Дубовая листовертка ()

Птицы, которые питаются насекомыми, тоже обитают здесь, это зяблики, щеглы, пищухи и дятлы (рис. 20-22).

Они вьют себе здесь гнезда и укрываются от хищников. С верхних ярусов леса высматривают себе добычу хищники: ястреб, сокол, красный коршун, филин, сова (рис. 23-25).

Рис. 25. Красный коршун ()

В кронах второго яруса и на кустарниках кормятся дрозды, славки, синицы, снегири (рис. 26, 27).

Вместе с ними соседствуют мелкие зверьки: белки, бурундуки (рис. 28).

Рис. 28. Бурундук ()

Они находят здесь себе пищу и убежище от врагов. Листьями деревьев, кустарников, травами питаются более крупные животные: косуля, лось, кабан, заяц (рис. 29, 30).

В зарослях кустарника и среди молодых деревьев им легче укрываться от врагов, кому от лисицы, кому от волка. В траве живут грызуны, они едят зеленые растения и их семена. Рядом с ними соседствуют ежи, их основная пища - насекомые и дождевые черви. Густая трава и подземные норы служат им защитой от врагов. В лесной подстилке можно увидеть червей, улиток, клещей, насекомых, ими питаются пауки, хищные жуки - жужелицы. На насекомых охотятся змеи и ящерицы, которые сами становятся добычей для хищных животных. В почве живут черви, кроты, землеройки.

Лес называют природным сообществом. Все обитатели леса: растения, грибы, животные, микробы - живут совместно в одних и тех же природных условиях. Растения и животные связаны цепями питания. Пищевые связи, безусловно, главные в обществе растений и животных. Но кроме них между организмами существуют и другие, не менее важные связи для их жизни. Растения дают животным возможность укрываться от жары, от врагов. Птицы используют листья и стебли растений при строительстве своих гнезд. Животные помогают при распространении семян и плодов растений. Некоторые роют норы и подземные ходы, что способствует проникновению воды и воздуха к корням растений. Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые поглощают растения.

Кроме того, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников и трав и помогают им добывать из почвы воду, с растворенными в ней солями.

Все обитатели леса не могут существовать независимо друг от друга, они живут в сообществах и помогают друг другу, поэтому лес называют природным сообществом.

Какое звено в лесных цепочках самое главное? Это растения, с листьями, плодами, шишками, от них зависит жизнь всех обитателей леса. Попробуем составить несколько лесных цепочек. Гусеница поедает растения - синичка поедает гусениц - за синицей охотится сокол. Мышка питается колосками растений - ласка поймала мышку - ласку может сова ночью схватить. В коре дерева проедает свой ход личинка жука-усача, она питается древесиной - дятел стал долбить кору дерева и схватил личинку - за дятлом охотится хищник, например ястреб. Вот и получается, что все лесные жители зависят друг от друга.

Сегодня на уроке вы получили знания о многообразии растительного и животного мира леса, узнали о том, что лес - это природное сообщество.

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Hvoinie.ru ().
  2. Youtube.com ().
  3. Zoodrug.ru ().

Домашнее задание

  1. Что такое лес?
  2. Каких животных можно встретить в лесу?
  3. Почему говорят, что лес - это природное сообщество?

План конспект урока по экологии в 3 классе. Пред мет Человек и мир

Тема урока: Что такое природное сообщество? Что такое экология?

Цели урока:

— формировать представление о природном сообществе, понятии “экология”, систематизировать и обобщить знания о взаимосвязях в природе;

— развивать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия нарушения человеком равновесия в природе;

— создать условия для формирования убеждения в том, что в природе все взаимосвязано, что нарушения человеком природного равновесия может привести к гибели всего живого, в том числе и человека, что каждый человек в ответе за сохранение природных связей.

Оборудование: рисунки растений леса, карточки для моделирования связей в лесу, карточки с заданиями, таблица “Охраняемые территории”, выставка книг о национальных парках и заповеднике Республики Беларусь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся выбирают самостоятельно для выполнения любое задание из любого уровня.

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень
1. Назови букву с правильным ответом.Болото – это:А) участок земли, где растения растут в условиях излишнего увлажнения;Б) участок земли, где главными являются деревья. 1. Ответь на вопрос.К каким условим жизни приспособлены растения болота? 1. Ответь на вопрос.Что испытывают растения болота в условиях избыточного увлажнения?
2. Подчеркни среди перечисленных растений растения болота: клюква, черника, голубика, багульник, сосна, торфяной мох. 2. Раздели перечисленные растения на группы: клюква, голубика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна. 2. Раздели перечисленные растения на возможные группы: клюква, голобика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна, береза, лещина.
3. Узнай по описанию растение: Круглые небольшие красноватые листочки, покрытые волосками с крупными пузырьками на концах, которые выделяют капельки клейкого сока. 3. Подчеркни, какие из названных признаков принадлежат клюкве.Листья мелкие, крупные, кожистые, мягкие, сверху блестящие темно-зеленые, снизу серебристые с восковым налетом; стебли короткие, длинные ните­видные; розоватые, темно-красные ягоды, кислые, сладкие. 3. Узнай растение по описанию, исправь ошибки в описании. Крупные, овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налетом, внутри черные ; листья круп­ные , овальные, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, покрытые голубоватым восковым налетом.
4. Закончи предложение. На болоте можно встретить таких птиц, как сова, … 4. Закончи предложение.У многих болотных птиц длинные … 4. Закончи предложения.А) Приспособлением у птиц к жизни на болоте являются: …Б) Большинство болотных растений имеют мелкие листья, что является приспособлением к меньшему …
5. Вставь пропущенное.Растение – комар – … – аист 5. Как связаны между собой эти живые организмы: растение, уж, лягушка, аист, комар. 5. Как связаны между собой эти живые организмы: журавль, лягушка, комары, растения, мошки, цапля.

Задания первого уровня оцениваются в 1 – 2 балла, 2 –го уровня в 3 – 4 балла; третьего – в 5 – 6 баллов. Для оценки результатов можно пользоваться следующей таблицей:

Количество баллов Отметка Количество баллов Отметка
1 1 11 — 14 6
2 – 3 2 15 — 18 7
4 – 6 3 19 — 20 8
7 — 8 4 21 — 25 9
9 — 10 5 26 – 30 10

Количество заданий можно уменьшить, вместо одного из представленных в таблице, ученики предлагают составленные ими вопросы или задания по теме.

3. Изучение нового материала

Ответы на вопросы учебника.

Игра «Ищи связи»

На доске или на карточках написаны пары слов, между которыми ученики ищут связи:

Водоем – рыба; лес – деревья, дерево – дятел, шишка – дятел, белка – куница, дуб – мышь, лес – гриб, луг – бабочки; болото – лягушка; дуб – сойка; озеро – беззубка, цветок — бабочка.

— Сделайте вывод, какие виды связей здесь отражены (объяснять связи в каждой паре объектов не нужно).

На основании игры актуализируются знания о том, что между растениями и животными существуют «квартирные» и пищевые связи.

Формулировка темы урока

— Какие природные дома названы в этой игре?

На доске выставляются карточки со словами: лес, луг, болото, водоем .

— Эти природные дома называются природными сообществами.

На доске над уже выставленными карточками появляется карточка Природные сообщества .

— Как вы понимаете слово «сообщество»?

— Рассмотрите рисунки в учебнике, отражающие пищевые связи на лугу, в водоеме (работа в парах) и установите, как связаны между собой изображенные организмы.

Вывод: растения и животные связаны между собой пищевыми связями.

— В лесу также все растения и животные живут сообща. Давайте это докажем. Смоделируем уже знакомые нам лесные «этажи».

На доске рисунки лесных растений, расположенные в три ряда (если нет рисунков, записываются названия растений). Ученики опознают растения в верхнем ряду (первый ярус) и проверяют, все ли растения на месте; если есть ошибки, исправляют. Аналогично проверяются два следующих ряда.

— Могли бы растения жить в лесу, не располагаясь в разных ярусах?

— Сделайте вывод, почему одни растения растут в верхнем ярусе, другие во втором и третьем?

— Таким образом, ярусность – это приспособление растений к совместному проживанию.

Дидактическая игра «Паутинка» (работа в парах)

На карточках (а также на доске) ученикам предлагается следующая схема:

— С помощью карандаша прочертите связи, существующие между указанными объектами.

Обсуждение полученных результатов на основе схемы, изображенной на доске (схема строится с помощью заготовленных карточек, на доске мелом прочерчиваются связи).

— Что вам напоминает получившийся рисунок?

— Какой вывод позволяет сделать получившаяся паутинка?

— Рассмотрите в учебнике рисунок пищевой сети в дубраве и ответьте на вопрос учебника.

Вывод: в природном сообществе цепи питания переплетаются между собой и образуют единую пищевую сеть.

— И снова возвращаемся к схеме на доске и рассуждаем над вопросом: Что будет, если в лесу исчезнут все насекомоядные птицы?

По мере ответов учащихся, учитель убирает со схемы карточки с названиями растений и животных.

На доске появляется схема.

— Прокомментируйте схему с помощью текста учебника:

В процессе комментария схема дополняется обобщающими материалами:

— Что будет, если растения не будут получать питательные вещества, достаточно воды, света и тепла?

— Что будет, если исчезнут растения?

— Что будет, если исчезнут растительноядные животные?

— Что будет, если исчезнут микроорганизмы, жуки-могильщики?

— Почему нужно знать существующие в природе связи и почему нельзя их нарушать?

— Вывод свой сравните с текстом учебника.

Чтение текста учебника

— В чем значение науки экологии для человека?

— Итак, экология отвечает нам вопрос, почему и как нужно охранять природу, существующие в ней связи.

— На основе таблицы выясните, чем заповедники отличаются от заказников и национальных парков:

Охраняемые территории

Работа по заданиям под рубрикой «Порассуждай» (работа в парах).

4. Закрепление изученного

— Прочитайте вывод учебника.

Задание для желающих: подготовить сообщение об одном из национальных парков или заповеднике Республики Беларусь.

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


История формирования растительного покрова. Современная растительность Беларуси прошла долгий путь эволюционного развития. Ее состав обусловлен геологической историей, изменением климата, наступлением и отступлением морей.

Большое влияние на формирование современной растительности в четвертичном периоде оказали оледенения. Похолодания климата приводили к наступлению ледников и коренному изменению растительности. После таяния ледников территория покрывалась тундровой растительностью, которая постепенно заменялась лесами. Современный состав флоры Беларуси сформировался в голоцене. Изменения растительности в последние столетия связаны с хозяйственной деятельностью человека. Только в ХХ в. исчезло около 50 видов дикорастущих растений.

Современный состав растительного мира. Растительный мир нашей страны сейчас насчитывает около 12 тыс. видов живых организмов, относящихся к царствам растений, протистов и грибов. Среди них - более 7000 грибов, 1680 видов сосудистых растений, более 2200 видов водорослей и более 900 лишайников и мхов (рис. 48). Все эти виды относятся к природной растительности. Среди сосудистых растений преобладают травы, доля которых составляет почти 94 %. В составе флоры Беларуси всего 108 видов деревьев и кустарников, из них только 27 видов деревьев.

Если сравнить территорию Беларуси с другими регионами умеренного пояса, то можно убедиться в разнообразии видового состава ее растительности. Это объясняется размещением страны на границе двух геоботанических областей: Евразийской таежной и Европейской широколиственной. В составе флоры республики встречаются тундровые (морошка, карликовая береза, багульник), степные (тимофеевка степная, лен желтый) и даже полупустынные виды (полевичка малая). Но наибольшее распространение получили таежные и среднеевропейские (широколиственные) виды растений, которые являются зональными.

Современная флора Беларуси дополняется многочисленной группой растений, привнесенных сюда человеком. Эти растения называются интродуцированными . По количеству видов они не уступают дикорастущей растительности. На территории Беларуси интродуцировано более 6,5 тыс. видов, форм и сортов растений. Они делятся на 3 группы: культурные растения полей, лекарственные и декоративные растения. К декоративным растениям, например, относятся каштан, канадский клен, голубая ель, розы, тюльпаны и т. д.

Сейчас интродукцией новых видов растений занимаются ботанические сады, исследовательские станции, питомники.

В Беларуси сохранились и отдельные реликтовые растения: пихта белая, плющ обыкновенный, орех водяной, кувшинка малая, рододендрон желтый и др.

Основные типы растительности. В зависимости от природных особенностей территории растения группируются в определенные растительные сообщества . Природный растительный покров занимает около 2 / 3 территории Беларуси и включает 4 типа растительности : лесную, луговую, болотную и водную (рис. 50). Лесная растительность является зональной и самой распространенной в Беларуси. Около 16 % территории Беларуси занимает луговая растительность и около 12 % - болотная. Водный тип растительности имеет ограниченное распространение.

Размещение и видовой состав лесов. Леса являются национальным богатством государства. В стране лесами занято около 8 млн га, а земли лесного фонда и вовсе превышают 9 млн га. Средняя лесистость составляет около 39 %. Начиная со Средних веков площадь лесов неуклонно уменьшалась, особенно сильно после Первой и Второй мировых войн - до 20-25 %. Во второй половине ХХ в. лесистость начала увеличиваться, особенно быстро - в последние годы (рис. 51).

Лесистость в Беларуси имеет значительные территориальные отличия. Больше всего лесов на Полесье, Полоцкой низменности, Центральноберезинской равнине с бедными песчаными почвами. Лесистость тут превышает 50 %. На Минской возвышенности, Копыльской гряде, Оршанско-Могилевской равнине, где распространены плодородные суглинистые почвы, лесистость понижается до 20 %.

По административным районам этот показатель колеблется от 11 % - в Несвижском районе до 70 % - в Наровлянском (рис. 52). Крупные массивы старых лесов в Беларуси называют пущами .

Белорусские леса характеризуются разнообразием. Они образуют более 100 типов и делятся на 3 группы: хвойные, широколиственные и мелколиственные .

Хвойные леса занимают около 65 % лесопокрытой площади и представлены сосняками и ельниками. Самая распространенная порода в лесах Беларуси - сосна (более половины лесопокрытой площади) (рис. 53).

Она нетребовательна к экологическим условиям и может расти на бедных песчаных почвах, которые не используются в сельском хозяйстве. Сосновые леса называются борами и распространены по всей территории республики. Характеризуются хорошей освещенностью, развитым подлеском и травяным покровом (рис. 54).

Ельники чаще встречаются на севере Беларуси и занимают около 11 % площади лесов. Ель более требовательна к плодородным почвам. Поэтому во время освоения под пашню чаще высекались еловые леса. Ельники обычно более густые и темные, с бедным подлеском (рис. 55). На юге Беларуси еловые леса отсутствуют. В последние годы из-за изменения климата площади еловых лесов сокращаются.

Широколиственные леса занимают менее 5 % лесопокрытой площади. Самой распространенной среди них породой является дуб. Дубравы встречаются по всей территории, однако шире - на Полесье.

По долинам рек встречаются пойменные дубравы. Дубовые леса формируются на плодородных почвах. В них обычно редкий подлесок и густой травяной покров. Это самые старые леса в стране: их средний возраст около 70 лет. Кроме дубовых, встречаются также грабовые, ясеневые, липовые, кленовые леса, однако отдельных массивов они обычно не образуют.

Мелколиственные леса занимают около 30 % лесопокрытой площади. Среди них преобладают вторичные леса, которые появились на месте вырубленных хвойных или широколиственных лесов. Представлены преимущественно березой, ольхой и осиной. Береза является второй по распространению породой в лесах Беларуси. Она занимает около 19 % лесов и встречается по всей стране. Березовые леса самые молодые: средний возраст - 35-40 лет. На заболоченных территориях Полесья произрастают коренные березовые леса. Около 10 % площади лесов занимают ольховые леса. Осиновые леса крупных массивов обычно не образуют, а встречаются в виде перелесков чаще на северо-востоке страны.

Луговая, болотная и водная растительность

Особенности луговой растительности. Вторым по распространению типом природной растительности Беларуси являются луга. Они занимают почти 3,3 млн га (около 16 % территории страны). Основу луговой растительности составляют травы (80 % видов, распространенных в стране). Луговые сообщества включают более 1500 видов растений. В отличие от степей в них нет летнего перерыва в вегетации.

Луговая растительность по своему происхождению может быть коренной, приуроченной к поймам рек, или вторичной, возникшей благодаря хозяйственной деятельности. Соответственно, луга делятся на пойменные и внепойменные .

Пойменные луга приурочены к поймам рек, которые ежегодно затапливаются талыми водами. Здесь создаются условия, которые не позволяют произрастать деревьям. Такие луга еще называют заливными . Пойменные луга в Беларуси занимают немногим более 5 % от общей площади лугов. Наиболее широко они представлены в Полесье и характеризуются однообразной по видовому составу растительностью. В центральной части поймы в их составе преобладают злаки и разнотравье. Эти луга являются наиболее ценными сенокосами. В пониженных частях пойм в составе растительности появляются болотные виды: осоки, болотное разнотравье. К травянистой растительности на лугах примешиваются кустарники: ивы, можжевельник и др.

Внепойменные луга по своему происхождению вторичные. Они образовались на месте былых пожаров и лесосек. В нашей стране внепойменные луга занимают около 95 % от общей площади лугов и обычно относятся к сельскохозяйственным землям. Приурочены внепойменные луга к междуречьям и водоразделам. Примерно поровну эти луга делятся на суходольные и низинные .

Суходольные луга занимают выпуклые части водоразделов и пологие склоны с умеренным увлажнением. Травостои обычно низкорослые и представлены мелкими злаками и разнотравьем. По видовому составу эти луга богаче, чем пойменные, но продуктивность их низкая. Они преимущественно используются как пастбища. Низинные луга приурочены к понижениям рельефа вне пойм, с достаточным, а местами избыточным увлажнением. В травостое, кроме типичных пойменных злаков, встречается разнотравье. Низинные луга также отличаются большим видовым разнообразием, а продуктивность их выше, чем у суходольных.

Болотная растительность. Большие площади в стране занимает болотная растительность - около 2,4 млн га, что составляет почти 12 % территории республики. При этом 4,3 % приходится на открытые болота. Болота приурочены к понижениям рельефа, долинам рек, плоским водоразделам на всей территории страны. Болота играют важную экологическую роль. Они служат источником питания малых рек, местом обитания болотных видов растений и животных. Болота смягчают микроклимат и вырабатывают больше кислорода, чем леса.

По характеру минерального питания болота делятся на верховые, низинные и переходные (рис. 56). Самыми распространенными среди болот являются низинные - более 60 % от их общей площади. Низинные болота располагаются в местах, где грунтовые воды подходят близко к поверхности. Для них характерен грунтовый тип питания и соответствующая болотная растительность. Низинные болота часто называют травяными, потому что в них преобладают осоки, тростник, камыш, аир, рогоз, хвощ. К ним примешиваются зеленые мхи и болотное разнотравье, на лесных болотах - ольха, береза, ивы.

Верховые болота образуются в результате застаивания поверхностных вод на плоских водоразделах. Питаются они атмосферными осадками. Часто размещаются на местах бывших озер. Наиболее распространены на севере страны и занимают почти 20 % от площади болот. В составе растительности особенно широко представлен мох сфагнум, поэтому их называют сфагновыми . На болотах этого типа встречаются багульник, голубика, клюква, мирт, пушица, а из деревьев - сосна.

Еще 20 % площади болот приходится на переходные болота. Они располагаются по всей территории Беларуси и характеризуются большим видовым разнообразием растительности. Имеют черты как верховых, так и низинных болот, могут быть лесными, кустарниковыми, травяными или моховыми.

Кустарниковая растительность. В основном среди болот и лугов встречается кустарниковая растительность . Кустарниками занято около 3 % земель Беларуси. Более половины площади кустарников приходится на зарастающие преимущественно ивами болота. На суходольных лугах песчаных водоразделов и на пойменных песчаных гривах произрастает можжевельник. Пониженные места, долины ручьев и оврагов заняты кустарниками из черемухи, крушины, рябины, ив и т. д.

Растительность водоемов. Очень своеобразна растительность водоемов Беларуси, полностью зависящая от наличия водной акватории. Главную роль среди водных растений играют более 2200 видов водорослей. Распространение растений зависит от местоположений в водоеме. Недалеко от берегов обычно растут осоки, аир, тростник, манник, камыш. По мере увеличения глубины они заменяются растениями с плавающими листьями, такими как белая и желтая кувшинки, горец земноводный, рдест. На больших глубинах произрастают водоросли и донные мхи. Мелкие водоемы покрываются роголистником, ряской. Многие водные растения являются индикаторами чистоты воды в водоемах.

Хозяйственное использование и охрана растительности. Ресурсы растительного мира широко используются человеком. Леса в системе природопользования выполняют три функции: сырьевую, экологическую и социальную . Леса являются источником древесного сырья - основы лесной промышленности. Их экологическая функция заключается в охране вод, почв, воздуха от загрязнения, сохранении мест обитания животных, выработке кислорода. Социальная функция лесов проявляется через возможности их использования в рекреационных целях. На одного жителя Беларуси приходится около 0,8 га лесопокрытой площади. Этот показатель немного меньше среднемирового (около 1 га), но превышает показатели европейских стран.

Природные условия и ресурсы Беларуси

Общие запасы древесины в лесах Беларуси составляют 1,1 млрд м 3 , а суммарный годовой прирост превышает современные темпы лесозаготовок. Продуктами леса являются ягоды, грибы, смола, лекарственные растения. Леса используются в промышленных и рекреационных целях, луга - в качестве сенокосов и пастбищ, болота - в экологических целях. В хозяйстве Беларуси используется более 500 видов растений. Общая заготовка растительного сырья превышает 10 тыс. т в год.

Список литературы

1. География 10 класс/ Учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/Авторы:М. Н. Брилевский - «От авторов», «Введение», § 1-32;Г. С. Смоляков - § 33-63/ Минск «Народная асвета» 2012

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то