Князь Потемкин-Таврический (1900). История серии «Князь Потемкин-Таврический Последние годы и гибель

Реферат на тему:

Князь Потёмкин-Таврический (броненосец)



План:

    Введение
  • 1 История постройки
  • 2 Восстание на броненосце
    • 2.1 Судьба восставших
  • 3 Дальнейшая служба
  • 4 Память
  • Примечания
    Литература

Введение

«Князь Потёмкин-Таврический» - броненосец русского Черноморского флота. Назван в честь Г. А. Потёмкина.


1. История постройки

Заложен 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве. Разработку проекта, а впоследствии руководство строительством осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А. Э. Шотт.

Строился по прототипу эскадренного броненосца «Три Святителя», переработанному проекту броненосцев типа «Пересвет», схема бронирования подобна английскому броненосцу «Мажестик».

На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем - из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива.

В сентябре 1900 года броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на котлы под твёрдое топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми.

Проектное водоизмещение корабля составило 12480 тонн, фактическое 12900 тонн. Длина корпуса - 113,2 м, ширина - 22,2 м, осадка 8,4 м. Энергетическая установка - три группы паровых котлов (две из них - 14 котлов работали на жидком топливе и одна - из 8 котлов на угольном), приводивших в действие две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10600 л.с. Скорость полного хода корабля - 16,7 узла. Гребные валы располагались симметрично и были оснащены винтами диаметром 4,2 метра с частотой вращения 82 об/мин. Полный запас топлива - 950 тонн, усиленный - 1100 тонн (на уголь приходилось 340 тонн). Дальность плавания экономичным 10 узловым ходом - 3600 миль. Корабельные запасы воды - 14 суток, запасы провизии - 60 суток.

Главный калибр - четыре 305 мм орудия со стволами длиной 40 калибров, установленных в двух башнях. Масса одного орудия - 43 тонны, скорострельность - 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792,5 м/с, масса снаряда - 331,7 кг. Предельный угол возвышения - 15 градусов. Боекомплект одного орудия составлял: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных, 2 картечных снаряда.

Средний калибр - 16 152 мм орудия длиной ствола 45 калибров, массой - 5 тонн. Скорострельность - 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с.


2. Восстание на броненосце

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

13 (26) июня 1905 г. броненосец в сопровождении миноносца № 267 прибыл из Севастополя к Тендровской косе - традиционному месту учебных сборов флота для проведения опытных стрельб из орудий главного калибра. Экипаж состоял из 781 матроса и 15 офицеров. Для наблюдения за стрельбами на корабле находились два специалиста прибывшие из Петербурга - начальник артиллерийской чертежной мастерской МТК полковник И. А. Шульц и член комиссии морских артиллерийских опытов Н. Ф. Григорьев.

Днем 13 (26) июня командир броненосца капитан первого ранга Е. Н. Голиков отправил миноносец № 267 в Одессу для приобретения провизии. Ревизором мичманом А. Н. Макаровым и матросами-артельщиками было приобретено на базаре 28 пудов говядины. Ввиду нехватки времени купили несвежее мясо (стояла жаркая погода) .

Фотография членов команды броненосца «Потёмкин». Лейтенант в центре группы - одна из жертв бунта.

14 июня (по новому стилю 27 июня) 1905 г. на броненосце произошло восстание матросов, отказавшихся есть борщ из протухшего мяса. Организатором и первым руководителем восстания на броненосце стал уроженец Житомира артиллерийский унтер-офицер Григорий Вакуленчук.

Утром часть привезенного на броненосец мяса была положена в котёл для приготовления борща. В 11 часов на броненосце был дан сигнал на обед. Команда отказалась брать баки для борща и демонстративно ела сухари, запивая их водой. В корабельную лавку выстроилась очередь. Об отказе команды есть борщ было доложено старшему офицеру И. И. Гиляровскому и командиру корабля Е. Н. Голикову.

Командир приказал собрать команду. Борщ был освидетельствован старшим врачом броненосца С. Е. Смирновым, который признал его хорошим. После этого командир пригрозил матросам наказанием за бунт и приказал тем, кто хочет есть борщ перейти к 12-дюймовой башне. Из строя к башне вышло около ста человек. Видя упорство матросов командир приказал вызвать караул, после чего большая часть команды перешла к башне. Когда в строю осталось около 30 человек, старший офицер задержал оставшихся, приказал переписать их фамилии и принести брезент. Приказание принести брезент было расценено командой как подготовка к расстрелу задержанных в строю матросов.

Часть команды побежала в батарейную палубу, взломала пирамиды с винтовками и вооружилась. Попытки офицеров успокоить команду и привлечь на свою сторону не участвовавших в бунте матросов ни к чему не привели. Первым выстрелом, сделанным из батарейной палубы Г. Н. Вакуленчуком, был убит артиллерийский офицер лейтенант Л. К. Неупокоев. В завязавшейся схватке старший офицер выстрелом из винтовки смертельно ранил Г. Н. Вакуленчука. В следующее мгновение он был убит несколькими матросами.

В ходе восстания были убиты 6 офицеров: командир корабля капитан 1 ранга Е. Н. Голиков, старший офицер капитан 2 ранга И. И. Гиляровский, старший артиллерийский офицер лейтенант Л. К. Неупокоев, старший минный офицер лейтенант В. К. Тон, штурманский офицер прапорщик Н. Я. Ливинцев и лейтенант Н. Ф. Григорьев. Был убит также старший врач броненосца С. Е. Смирнов. Оставшиеся в живых офицеры были арестованы. Восставших возглавил старший квартирмейстер А.Матюшенко.

Восставшие захватили пытавшийся уйти миноносец № 267, командир миноносца лейтенант П. М. Клодт фон Юргенсбург был арестован.

Утром 15 (28) июня матросы привели корабль в охваченную всеобщей забастовкой Одессу, пытаясь помочь бастующим рабочим. На броненосец прибыли представители местных социал-демократических организаций. В порту собралась толпа, полиция и войска покинули территорию порта. Босяцкие элементы города и порта, пользуясь отсутствием в порту полиции и войск, начали грабить товары в складах, разбивать бочки с водкой и вином. В порту начались пожары. Вечером войска, окружившие порт, начали обстрел находившихся там людей, были убиты и ранены сотни человек. В порту сгорели ряд складов и зданий, несколько стоявших у причалов пароходов. Общий убыток от пожара составил около 50 млн рублей.

16 (29) июня восставшие матросы освободили и отправили на берег арестованных офицеров. Состоялись похороны Г. Н. Вакуленчука. При возвращении с похорон почетный караул матросов был обстрелян военным патрулём. Броненосец обстрелял город из орудий. Началось бегство состоятельной части населения из Одессы.

Памятник матросам Броненосца Потёмкин в Закаталы, Азербайджан.

17 (30) июня «Потёмкин» встретился в море с эскадрой под командованием адмирала А. Х. Кригера. Корабли разошлись без открытия огня. При этом к восставшему броненосцу присоединился броненосец «Георгий Победоносец». «Потёмкин» и «Георгий Победоносец» вернулись в Одессу, где 18 июня (1 июля) «Георгий Победоносец» сдался военным властям.

19 июня (2 июля) началось восстание на учебном судне «Прут». 19 июня (2 июля) «Потёмкин» пришел в румынский порт Констанцу. Румынское правительство предложило матросам сдаться на условиях военных дезертиров, гарантировав им личную свободу, но запретило снабжать броненосец углём и провизией. Судовая комиссия броненосца отклонила это предложение. 20 июня (3 июля) днём «Потёмкин» и миноносец № 267 покинули Констанцу и 22 июня (5 июля) прибыли в Феодосию, где были пополнены запасы продовольствия. 23 июня (6 июля) «Потёмкин» ушёл из Феодосии обратно в Констанцу .

24 июня (7 июля) 1905 года броненосец снова в Констанце. На следующий день команда была свезена на берег, ей гарантировали свободу. Румынские власти спустили на броненосце андреевский флаг и подняли румынский, а матросов перевезли в места, отведенные для их проживания.

Миноносец № 267 ушел в Севастополь, не пожелав сдаться румынским властям. Уже 26 июня в Констанцу пришла эскадра из Севастополя под командованием контр-адмирала С. П. Писаревского в составе броненосцев «Чесма» и «Синоп», миноносок № 261, 262, 264, 265. В 14 часов шесть шлюпок с «Синопа» доставили на «Потемкин» десять офицеров и около 200 матросов. Произошла смена караулов, спущен румынский флаг, и в 14 часов 10 минут поднят Андреевский. Русский священник отслужил молебен и окропил корабль святой водой, чтобы изгнать «дьявола революции».

Корабль находился в удовлетворительном состоянии, поэтому уже 28 июня в 19 часов 20 минут эскадра Писаревского покинула Констанцу. «Синоп» вел на буксире «Потемкин», на котором в Россию возвращались 47 матросов и кондуктóров, прапорщик Д. П. Алексеев и подпоручик П. В. Калюжный. С ними находился и активный участник восстания машинист Ф. Я. Кашугин. Он не успел съехать с корабля, и русские офицеры схватили его.

1 июля «Синоп» ввел «Потемкин» в Южную бухту Севастополя. Остатки бывшей команды сняли с броненосца и отправили под арест на учебное судно «Прут». Моряков миноносца № 267 еще до этого заключили в «Бомборы».


2.1. Судьба восставших

30 июня 1905 начались судебные дела по восставшим. Первым в Севастополе начался суд над матросами учебного судна «Прут», пытавшегося присоединиться к восставшему броненосцу. На скамье подсудимых находилось 44 матроса, осуждены были 28. Суд приговорил Александра Михайловича Петрова, 23 лет, Ивана Ферапонтовича Адаменко, 24 лет, Дмитрия Матвеевича Титова, 25 лет, и Ивана Арефьевича Черного, 27 лет, к смертной казни; 16 матросов - к каторге; одного - к отдаче в исправительные арестантские отделения; шестерых - к отдаче в дисциплинарные батальоны и одного - к аресту. Остальных оправдали за отсутствием прямых доказательств революционной деятельности.

Смертный приговор привели в исполнение на рассвете 24 августа 1905 года у стены Константиновской батареи.

Суд по делу участников восстания на броненосце «Георгий Победоносец» длился с 16 по 26 августа. Руководители восстания Семен Пантелеймонович Дейнега, 27 лет, Дорофей Петрович Кошуба, 26 лет, и Иван Кондратьевич Степанюк, 27 лет, были приговорены к смертной казни. 52 матроса Остальные были отправлены на вечную каторгу или приговорены к каторжным работам на срок от 4 до 20 лет, к отдаче в арестантские исправительные отделения на срок от 3 до 5 лет.

3 сентября расстреляли двух активных участников восстания на броненосце «Георгий Победоносец» (Степанюку удалось с помощью адвокатов заменить казнь бессрочной каторгой).

Несколько сотен матросов с «Прута», «Георгия Победоносца», «Потемкина» и других кораблей были высланы на Дальний Восток в Амурскую флотилию. После окончания службы их оставили там на поселение

Все вернувшиеся в Россию «потемкинцы» и моряки миноносца № 267 также были преданы суду. Вначале их хотели судить гражданским судом как политических преступников. Но затем царское правительство сочло более выгодным рассматривать восстание потемкинцев как воинское преступление, и дело передали военно-морскому суду Севастопольского порта. Судили 68 человек (54 потемкинца, 13 матросов с миноносца № 267 и один матрос с судна «Веха»), разделив их на четыре группы. В первую включили тех, кто принадлежал к революционной организации и сознательно начал восстание с целью свержения существующего строя (среди них - А. Н. Заулошнов, Ф. П. Луцаев, Т. Г. Мартьянов); во вторую - тех, кто добровольно или под угрозой насилия присоединился к первой, но не разделял всех ее политических убеждений (в том числе С. Я. Гузь, И. П. Задорожный, Ф. Я. Кашугин); в третью - тех, кто помогал восставшим под угрозой насилия (такие, как Д. П. Алексеев, А. С. Галенко, Ф. В. Мурзак и несколько матросов); в четвертую - тех, кто не принимал участия в восстании, но и не оказал ему активного противодействия и находился на корабле, имея возможность бежать и сдаться властям.

Часть фок-мачты броненосца «Потёмкин» в музее Черноморского флота в Севастополе. В 1924 году фок-мачта была установлена задним знаком створа на острове Первомайский. В 1957 году она была снята и разрезана на части, которые, как реликвии, хранятся в ряде музеев бывшего СССР.

Суд над потемкинцами начался 4 февраля 1906 г. после разгрома ноябрьского восстания в Севастополе. Троих потемкинцев - Александра Николаевича Заулошнова, 22 лет, Федора Пантелеймоновича Луцаева, 28 лет, и Тихона Григорьевича Мартьянова, 23 лет, - приговорили к смертной казни. Но на основании царского указа от 21 октября 1905 г. о смягчении наказаний за политические преступления, совершенные до издания манифеста 17 октября 1905 г., казнь заменили 15-летней каторгой. Матросы Сергей Яковлевич Гузь, 28 лет, Иван Павлович Задорожный, 23 лет, и Феодосии Яковлевич Кашугин, 27 лет, также были приговорены к каторге: первый - на десять, второй - на три с половиной года, третий - на шесть лет. Остальных отдали в арестантские роты и подвергли другим наказаниям. Прапорщика Д. П. Алексеева, врача А. С. Галенко и подпоручика П. В. Калюжного уволили со службы. 23 февраля вице-адмирал Г. П. Чухнин (командующий Черноморским флотом) приказом № 293 утвердил приговор .

Шесть потемкинцев во время этапирования в Сибирь пытались бежать на станции Юшала, но были пойманы и расстреляны. Беглецы похоронены в городе Камышлове, где позже усилиями местных энтузиастов им был поставлен памятник.

Пытался бежать и А. Н. Заулошнов, но был схвачен. 24 февраля 1910 г. он умер в одиночной камере саратовской тюрьмы.

Судебные процессы над потемкинцами продолжались до 1917 года. Всего из экипажа в 784 матроса к суду было привлечено 173 человека. И только в отношении одного - Афанасия Николаевича Матюшенко - смертная казнь была приведена в исполнение. В 1907 году он нелегально вернулся в Россию, был арестован в Николаеве как анархист и казнен в Севастополе 2 ноября того же года как потемкинец.

Большинство потёмкинцев жило в эмиграции в Румынии. Отдельные группы матросов уехали в Швейцарию, Аргентину и Канаду, матрос Иван Бешов уехал в Ирландию, где основал популярную сеть закусочных Beshoffs.

Всего до марта 1917 в Россию вернулось 245 человек (31 % команды). Большинство же вернулось в Россию уже после Февральской революции, освободившей матросов-бунтовщиков от грозившей им судебной ответственности.

В 1955 году все живые участники восстания были награждены орденами Красной Звезды, а двое - орденами Красного Знамени.


3. Дальнейшая служба

После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в Первой мировой войне. В том числе 5 ноября 1914 принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 в бою у пролива Босфор.

29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был захвачен частями Украинского фронта РККА, а 24 июня 1919 года - белогвардейцами. После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В данное время [когда? ] одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.


4. Память

В 1930, 1972 и 1985 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением броненосца:

В СССР также выпускались почтовые открытки, посвящённые восстанию на броненосце Потёмкин:

  • Восстание было изображено в одноимённом фильме С. М. Эйзенштейна (1925).
  • В Камышлове вблизи завода «Урализолятор» стоит памятник расстрелянным матросам броненосца, пытавшимся бежать во время этапирования.
  • Потёмкинское восстание глазами стороннего наблюдателя описано Евгением Замятиным (который был невольным свидетелем этих событий) в рассказе «Три дня» (1913).

Князь Потемкин-Таврический

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2х2) - 305-мм/38 орудий;
  • 16 (16х1) - 152-мм/44 орудий Canet .

Противоминная артиллерия:

  • 16 (16×1) - 75-мм/48 орудий Canet ;
  • 2 (2×1) - 64-мм/17 орудий Барановского;
  • 6 (6×1) - 47-мм/40 орудий Hotchkiss ;
  • 2 (2×1) - 37-мм/20 орудий Hotchkiss ;
  • 4 - 7,6-мм пулемёта.

Минно-торпедное вооружение

  • 5 - 381-мм ТА .

«Князь Потёмкин-Таврический» - броненосец русского Черноморского флота. В отличие от предшествующих броне­носцев ЧФ имел полубак, увеличенную вы­соту надводного борта и усиленную защи­ту орудий среднего калибра. после вооруженного восстания мат­росов в 1905 г. был переименован в «Пантелеймон». Входил в состав 2-й бригады ЛК и участвовал в боевых действиях совместно с ЛК типа «Ев­стафий». В мае 1918 г. захвачен герман­скими войсками и в конце года - англичанами, которые при эвакуации из Севасто­поля взорвали механизмы и вывели из строя артиллерию. В строй не вводился и в 1923 г. разобран на металл.

История создания

10 октября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.

Прототипом для "Потемкина" послужил построенный ранее броненосец "Три Святителя", однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Так, его мореходные данные соответствовали ранее построенному броненосцу "Пересвет".

На "Потемкине" предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7,6 метра над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же впервые было использовано централизованное управление артиллерийским огнем, которое осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке.

Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива. Чтобы усилить артиллерийское вооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на "Потемкине" применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно и массы. Первым на Черноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров.

По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, по вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец "Ретвизан", строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа "Куин" значительно большего водоизмещения. "Потемкин", правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.

Описание корпуса

Вооружение

Главный калибр был представлен четырмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях - носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая - позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 тонны. Скорострельность - 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792,5 м/с, масса снаряда - 331,7 килограмма. Предельный угол возвышения орудий составлял 15 градусов. Заряжали их с помощью электромеханизмов - в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1,25-1,5 минуты. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных. В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 - на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.

Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 тонн. Скорострельность 152-мм орудий составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола 29,5 калибра, масса - 0,9 тонны, скорострельность - 4-6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда - 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для 152-мм орудий - 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм - 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда - 41,3 килограмма, а 75-мм - 4,9 килограмма.

Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический" состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 74-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии. Средний калибр - шестнадцать 152-мм орудий длиной ствола 45 калибров, массой 5 тонн. Скорострельность - 4 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с.

Бронирование

В России броня «компаунд» впервые была применена на броненосцах типа Чесма, и ее широко использовали при постройке кораблей в 1880-1900 гг. Хотя сталежелезная броня «компаунд» была совершеннее железной брони, защита кораблей при ее применении оставалась очень громоздкой и тяжелой. Например, на броненосце Три Святителя толщина бортовой сталежелезной брони составляла 406-457 мм, т. е. почти полметра, а масса брони достигала 40% от водоизмещения.

Ко времени создания броненосца Потемкин появилась более прочная броня, изготовляемая из чисто стальных плит, которые с наружной стороны подвергались цементации. В результате наружная сторона плиты становилась очень твердой, а внутренняя сторона оставалась вязкой. Применение более прочной брони на новом броненосце позволило получить существенную экономию в массе (эффективную защиту от вражеских снарядов можно было обеспечить при меньшей толщине броневых плит). Это позволило резко увеличить мощность артиллерийского вооружения на Потемкине.

Если толщина бортовой брони на Трех Святителях была 406-457 мм, то на Потемкине бортовые плиты вдвое тоньше - 178-229 мм. Соответственно всюду на Потемкине была существенно уменьшена толщина броневых плит: броня казематов стала 127 мм (вместо 406 мм на Трех Святителях), броня башен главного калибра - 254 мм вместо 406 мм, броня палуб - 38-76 мм вместо 76-229 мм.

Такое уменьшение толщин брони, а следовательно и ее массы, позволило вдвое (!) увеличить количество 152-мм орудий по сравнению с количеством орудий на броненосце Три Святителя. Таким образом, как боевая единица Потемкин был самым сильным из всех ранее построенных броненосцев.

Восстание на броненосце

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В ноябре 1905 года команда корабля присоединилась к восставшему крейсеру "Очаков". Так как броненосец был разоружен, активного участия в восстании он не принимал. В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в Первой мировой войне: 5 ноября 1914 года принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 года – в бою у пролива Босфор.

29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота.Корабль должен был войти в строй в 1903 году, но в начале 1902 года в котельном отделении произошел большой пожар. От небрежного обращения с огнем вспыхнула нефть, скопившаяся в льялах. Матросы, работавшие там, проявили большое мужество, пожар был потушен, но успел причинить большой урон. Особенно пострадали котлы, и их пришлось заменить. Вновь поставленные котлы были оборудованы для сжигания твердого топлива. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был захвачен частями Украинского фронта РККА, а 24 июня 1919 года - белогвардейцами. После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В настоящее время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.

Во главе революционного настроенного судна встал большевик Матюшенко. К ним присоединился и миноносец N 267, стоявший на Тендеровском рейде. Царский эскадренный броненосец «Потемкин» стал кораблем революции. Однако 18 июня он был окружен мощной эскадрой из одиннадцати военных судов, которые намеревались его уничтожить. Когда мятежный корабль решился на таран, выстрелов с эсминцев не последовало: их команды, встав на сторону товарищей, вышли на палубы с криками «ура». Броненосец, на борту которого уже не было провизии и воды, попытался причалить в порту Одессы, а после – Феодосии, где его уже ждала царская армия. Пришлось направиться в Констанцию и сдаться румынским властям, которые вернули корабль России. В стремлении вычеркнуть из памяти даже его название броненосец переименовали, а команда его осталась в Румынии в качестве политэмигрантов.

Последние годы и гибель

В конце сентября 1905 года царское правительство переименовало броненосец в "Пантелеймон". Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж "Пантелеймона" одним из первых на флоте поддержал восставших очаковцев, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

В годы первой мировой войны линейный корабль (с 10 декабря 1907 года в соответствии с новой классификацией эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям) участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей.

После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, правда в несколько усеченном виде - он стал называться "Потемкин-Таврический". А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новое имя - "Борец за свободу".

В мае 1918 года линейный корабль "Борец за свободу" был захвачен кайзеровскими войсками. Позднее он перешел в руки деникинцев, а накануне прихода в Крым Красной Армии был взорван уходившими из Севастополя англо-французскими интервентами.До 1924 г. броненосец стоял полузатопленный в Южной бухте. В 1924 г. прославленный корабль пошел на слом. Часть металла пошла на изготовление сельскохозяйственных орудий, а часть брони - на сверла для буровых скважин Баку.

Осталась от броненосца только очень прочная стальная фок-мачта. Ее распилили пополам и установили вместо взорванных в гражданскую войну створных знаков у входа с моря в Днепровский лиман.

До 1957 г. огни фок-мачты с Потемкина показывали кораблям безопасный путь, и в народе их так и называли «потемкинскими огнями». В 1957 г. створ сняли, установили новые бетонные знаки, а части мачты броненосца до сих пор бережно хранятся в трех музеях страны: Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, Центральном музее вооруженных сил в Москве и Севастопольском музее Черноморского флота.

Галерея изображений

После «Ростислава» от попыток экономить деньги за счет боевых качеств отказались, и все последую­щие черноморские броненосцы развивали проект «Трех Святителей». Основным конструктивным отли­чием от прототипа стало увеличение высоты борта в носовой части благодаря дополнительной палубе. Это улучшило мореходные качества корабля и позволило орудиям носовой башни вести огонь при встречной волне. Энергетическая установка осталась прежней. Водотрубные котлы Бельвиля располагались поперек корпуса, в трех котельных отделениях.

Бронирование представляло двойную преграду: внешнее (по борту и палубе) защищало от прямых по­паданий снарядов; внутреннее - от осколков снаря­дов, которые, пробив наружную броню, взрывались внутри. Жизненно важные части корабля от пораже­ния осколками защищала 51-мм броня жилой палу­бы - в средней части горизонтальной, а возле бортов опускавшейся к нижнему скосу броневого пояса.

Двойная защита предусматривалась и от продоль­ного огня. Ее первой линией являлись броневые тра­верзы. образовывавшие вместе с броней пояса замк­нутую цитадель почти по всей длине корабля. За тра­верзами на нижней палубе в носу и корме находились 38-мм броневые переборки, служившие продолжени­ем соответствующих переборок нижнего каземата. Нижняя палуба имела 38-мм настил для задерживания осколков снарядов, пробивших цитадель либо броню жилой палубы.

«Потемкин» имел тот же самый корпус, что и «Три Святителя» с добавленным полубаком. Он отличался от предшественника применением новых котлов Бельвиля, несколько измененной схемой бронирова­ния и типом брони (крупповская отечественного про­изводства), увеличением числа 6-дюймовых орудий, внедрением электропривода 12-дюймовых орудий вместо устаревшей гидравлики.

В результате этих изменений получился достаточ­но мощный и хорошо защищенный броненосец, хотя его машины, несмотря на меньшую перегрузку кораб­ля, смогли обеспечить лишь 16-узловый ход. Проект являлся весьма удачным, но традиционный россий­ский долгострой свел на нет все достоинства: только стапельный период занял 40 месяцев. А в состав дей­ствующего флота броненосец вступил через 80 меся­цев (!) после закладки.

За время своего пребывания в строю корабль три раза переименовывался. В октябре 1905 г. после во­оруженного восстания матросов он получил новое на­звание- «Пантелеймон». В апреле 1917 г. за «рево­люционные заслуги» ему вернули прежнее имя «По­темкин Таврический» (исключив слово «князь»). На­конец, со следующего месяца корабль стал называть­ся «Борец за свободу».

В ходе ремонта и модерни­зации в 1911 г. на броненосце заменили изношенные котлы, демонтировали носовой тор­педный аппарат, броневой пояс по ватерлинии продлили до штевней, установив 25,4-мм плиты. Значительно перестрои­ли надстройки: исчезли перед­ний командный мостик, штур­манская и командирская рубки, отходившие от них к бортам крылья.

В составе 2-й бригады ли­нейных кораблей «Пантелей­мон» в 1914-15 гг. обстрели­вал укрепления Босфора, под­держивал огнем русские войска на Кавказском побережье. трижды вступал в артиллерий­ский бой с германо-турецкими крейсерами «Goeben» и «Bres-lau». Гражданская война и ин­тервенция привели корабль в состояние полного разрушения. Восстановить его было невоз­можно и в начале 1923 г. броне­носец разобрали на металл, а мачты использовали для того, чтобы установить на них створ­ные маячные огни в Днепро-Бугском лимане. Броненосцы «Евстафий» и «Златоуст» фактически повторяли конструкцию «Князя Потемкина». Лишь артиллерия среднего калибра усилилась за счет заме­ны четырех 152-мм орудий на 203-мм и еще было улучшено бронирование рубки.

Правда, в ходе строительства в проект внесли множество мелких изменений, вызванных опытом русско-японской войны. Сложность их осуществления заключалась в том, что ни в коем случае нельзя было перегружать корабль. Памятуя печальный опыт Цуси­мы, МТК в сентябре 1905 г. издал специальный цирку­ляр, категорически запрещавший принимать от под­рядчиков судовые конструкции и элементы даже с малейшим перевесом. Это возымело действие: Ме­таллический завод ухитрился изготовить орудийные башни легче, чем предусматривал проект. Экономия веса только за счет более равномерной прокатки ба­шенной брони составила на «Евстафии» 18 тонн, на «Златоусте» -14,5 тонн.

Однако постоянные изменения и переделки, заба­стовки рабочих и прочие неурядицы привели к тому, что когда наконец броненосцы были готовы, они мо­рально полностью устарели. К тому времени великие морские державы уже вводили в строй дредноуты.

Корпусную сталь поставляли российские заводы. Форштевни и ахтерштевни отливали по моделям, со­хранившимся от «Потемкина» на Екатеринославских сталелитейных заводах. Непотопляемость «Евста-фия» обеспечивали главные водонепроницаемые по­перечные переборки, разделявшие корпус на десять отсеков, двойное дно между 18 и 82 шпангоутами, а также продольные переборки и бортовые коридоры, выполнявшие функцию противоминной защиты.

Для бронирования бортов, орудийных башен, бое­вых рубок, труб подачи боезапаса применялись це­ментированные броневые плиты; на крыши рубок и башен шла маломагнитная, на палубы и скосы - хро-моникелевая броневая сталь. Главный броневой пояс при среднем углублении 8,3 метра уходил под воду ниже ватерлинии на 1,05 метра. В носу он утоньшался до 76 мм, в корме - до 51 мм. Броня верхнего по­яса и казематов противоминной артиллерии состави­ла 152 мм. 3-дюймовую защиту получила центральная батарея 75-мм пушек на спардеке.

С учетом опыта русско-японской войны признали нецелесообразным размещение на броненосцах мин­ных катеров, а также якорных мин заграждения. Сняли носовой торпедный аппарат. Остались лишь бортовые подводные аппараты, которые демонтиро­вали в июне 1915 года.

Главный калибр составили 305-мм орудия с длиной ствола 40 калибров, угол возвышения которых довели до 35 градусов. В угловых казематах спардека разме­стили 203-мм орудия в 50 калибров, а на батарейной палубе 6-дюймовки. От 47-мм пушек отказались (заодно избавились от тяжелых и бесполезных боевых марсов) в пользу 75-мм пушек, из которых восемь ус­тановили в батарее спардека, две в носовой части и четыре на мостиках.

В ходе войны с кораблей сняли 75-мм орудия и ус­тановили на «Евстафии» 3, на «Златоусте» 4 зенитки того же калибра. В мае 1916 г. эти зенитки демонти­ровали, а в октябре установили другую зенитную ар­тиллерию (76-мм, 64-мм, 40-мм).

Оба броненосца имели трехцилиндровые машины тройного расширения, вращавшие четырехлопастные гребные винты диаметром 5,15 м. Котельная установ­ка состояла из шести групп, расположенных в трех во­донепроницаемых отделениях. Заметным отличием «Златоуста» и «Евстафия» от протипа явилось отсут­ствие высоких и широких вентиляционных раструбов, замененных грибовидными воздухозаборниками.

Первым сошел на воду «Иоанн Златоуст», полгода спустя - его «брат». Однако достройка кораблей за­няла еще почти пять лет. Всего на их строительство ушло, по словам морского министра И.К. Григорови­ча, «к стыду нашему, около 7 лет». Лишь 19 марта и 15 мая 1911 г. «Иоанн Златоуст» и «Евстафии» были за­числены в состав действующего флота.

В Первую мировую войну броненосцы использова­лись очень интенсивно: блокировали Босфор, прикры­вали перевозки войск и минно-заградительные дейст­вия, обстреливали побережье, трижды вели бой с «Goeben» и «Breslau». Они привлекались и для обст­рела береговых объектов - Зонгулдака, Килимли, Козлу, Варны. С вступление в строй линейных кораб­лей «Императрица Мария» и «Императрица Екатери­на Великая» боевая нагрузка на корабли старой пост­ройки снизилась, их стали привлекать для решения менее ответственных задач. После заключения Брестского мира старые броненосцы уже не выходи­ли в море - ни при немцах, ни при англичанах.

Последние, уходя в апреле 1919 г. из Крыма, подо­рвали на броненосцах паровые машины. Еще несколько лет «Евстафии» и «Златоуст» ржавели в Севастополе. Брошенные Врангелем, они успели формально побывать в составе Красного Флота, «Ев­стафии» в 1921 г. даже переименовали в «Револю­цию». В 1922-23 гг. их сдали на слом.

После ухода со своим отрядом "Мольтке", от покупки которого русский император отказался, "Андрей Первозванный" смог, наконец, приступить к всесторонней боевой учебе в составе бригады. Надо было немедля догнать по подготовке обладавшие уже обширным опытом ""Рюрик" и "Цесаревич". Всем вместе кораблям предстояло освоить те еще незнакомые флоту новые методы стрельбы, которые в Черном море были практически осуществлены отрядом во главе с линейным кораблем "Пантелеймон" (бывший "Князь Потемкин-Таврический"). Теперь флот должен был на новом этапе развития дальномерной техники в полной мере овладеть этим искусством ведения эскадренного боя. Заново должны были учиться и командиры кораблей, и артиллерийские офицеры, и комендоры. Командир корабля должен быть отрешиться от прежде господствовавшего взгляда на стрельбу, как на второстепенный элемент боя. "Маневрирование" никогда не связывалось со стрельбой, и, еще будучи мичманом, мне приходилось слышать такие фразы: "Что же думаете - як вам буду приноравливаться? Я буду ходить, как мне надо, а вы стреляйте! - говорил на своих лекциях в офицерском классе лейтенант Н.И. Игнатьев (1880-1939). Руководя обучением в классе а 1908-1912 г., организационно-тактической частью МГШ в 1912-1915 г., а в 1915-1917 г. состоя флагманским артиллерийским офицером штаба Командующего флотом Балтийского моря. Н.И. Игнатьев по справедливости должен быть назван создателем курсов тактики артиллерии и новой артиллерийской культуры послецусимского флота.

В числе лучших его учеников был и первый старший артиллерист "Андрея Первозванного" старший лейтенант Владимир Александрович Свиньин (1881-1915), ставший уже в октябре 1911 г. флагманским артиллерийским офицером штаба начальника бригады линейных кораблей, а с мая 1913г. - штаба морских сил Балтийского моря. (Погиб от нелепо удачного попадания шрапнели на линейном корабле "Слава" во время инспекции). От офицеров Н.И. Игнатьев требовал непременно (независимо от специализации) знания тактики артиллерии, принципы руководства стрельбой и ее организацию в той же мере, что и старший артиллерийский офицер.

Неизмеримо возрастала и роль хорошо подготовленных и сознательно действующих комендоров. В полной мере осуществлялся и главный принцип обучения: стрельба должна быть только эскадренная, а не одиночная как было, на смотрах в Тихоокеанской эскадре: свое место занимал теперь и один из главных, до войны вовсе отсутствовавших, показателей боевой подготовки - скорострельность. На этот счет в лекциях лейтенанта Н.И. Игнатьева прямо говорилось, что "незнание требований в наикратчайший срок нанести наибольший вред, привело нас к медленной стрельбе". Японцы же, как оказалось, эти требования положили в основу своей стрельбы. Теперь флот всецело стремился восполнить упущенное.Прохождением этой науки вместе со всей бригадой и был занят "Андрей Первозванный". Корабль наконец-то укомплектовали полностью. В его списках было 26 офицеров, 12 гардемарин, 12 кондукторов, 833 матроса.

Многократно в течение года корабль выходил в море в составе бригады линейных кораблей, иногда соединявшейся с бригадой крейсеров, 1-й и 2-й минными дивизиями и заградителями "Амур" и "Енисей". Он побывал во многих портах Балтики, много и успешно стрелял, участвовал с флотом в торжествах закладки 29 июня на ревельском рейде морской крепости императора Петра Великого и каким-то образом сумел оказаться не зараженным антиправительственной пропагандой. Эта пропаганда готовила мятеж на кораблях и, видимо, из-за ее последствий запланированный на 14-20 июля поход в Травемюнде - в глубине Мекленбургской бухты - пришлось отложить. Плавание состоялось только 8-17 сентября, в значительно более широком составе, включавшем почти всю эскадру, и в другой порт - Копенгаген.

"Андрей Первозванный" 8 сентября вышел из Ревеля с бригадой линейных кораблей и тремя "добровольцами": "Пограничник", "Охотник" и "Генерал Кондратенко". В полном составе шла и бригада крейсеров. В 10 часов утра 7 сентября в назначенном рандеву у о. Борнхольм к флоту присоединились еще 11 эсминцев из состава 1-го и 2-го дивизионов и Бельтом пошли в Копенгаген. Всего в плавании участвовало 5 кораблей линейной бригады (считая "Рюрика"), 5 крейсеров, 15 эскадренных миноносцев (включая прикомандированный временно к крейсерской бригаде "Новик") и учебный транспорт машинной школы "Океан".В море провели плавание без огней и занимались общим маневрированием. На рейд Копенгагена 12 сентября вошли двумя кильватерными колонами. Вместе с салютом нации 31 выстрелом салютовали штандарту вдовствующей императрицы Марии Федоровне на "Полярной Звезде". На "Новике" императрица обошла корабли крейсерской бригады. 13 сентября в день рождения датского короля, вышедшего на рейд на яхте "Даннеброг", корабли расцветились флагами, салютовали 27 выстрелами.

Вообще, 1912 год, как никогда был богат торжественными событиями. Памятен был флоту выдающийся, хотя и фатально запоздалый законодательный акт принятия 6 июня Государственной Думой "программы спешного усиления Балтийского флота", то есть ассигнование на флот тех самых 500 млн руб., о которых красочно, хотя и не совсем верно вспоминал А.Н. Крылов (Воспоминания, 1956). Знаком возрождения флота стало торжество 29 июня закладки порта Императора Петра Великого на о. Карлос в Ревеле. Со всей страной отмечал флот и широко праздновавшееся 26 сентября 100-летие Бородинской битвы. Россия, казалось, уверенно развивала свою мощь и патриотическое самосознание. Подстать этой обстановке были и как никогда частые визиты и плавания наших кораблей заграницу. Кроме эскадры, ходившей в Копенгаген, здесь же побывали (с вдовствующей императрицей) яхты "Полярная Звезда" и "Царевна".

В Стокгольм на торжества открытия пятых Олимпийских игр ходили яхта морского министра "Нева" и яхта "Стрела", которая на время игр была представлена в распоряжение Главного Уполномоченного России на играх свитского генерал-майора Воейкова. Четыре раза за навигацию 1912 г. в России принимали отряды шведских кораблей (из них один - в Биорке во главе с королем), четыре раза - корабли из Германии (включая отряд во главе с императором) и один раз особенно мощный отряд британских крейсеров ("Индомитебл", "Кохрейн", "Ахиллес", "Уорриор", "Натал"), находившихся в Ревеле с 22 по 26 сентября. С 27 июля по 3 августа в Кронштадте находился французский крейсер "Конде", доставивший президента Р. Пуанкаре (1860-1934). Но во всех этих встречах (кроме визита Вильгельма II) "Андрей Первозванный" и вся бригада, занятые напряженной боевой подготовкой, не участвовали. Тревога в мире, вызванная двумя балканскими войнами, заставляла пренебречь правилами этикета и поручить встречу гостей эсминцам и крейсерам.

Итоги боевой учебы были оптимистичны. Новые корабли, получили, наконец, долгожданную систему продувания орудий, быстро подтягивались к уровню подготовки ветеранов "Цесаревича" и "Славы". Офицерский состав, принеся с собой опыт собственных плаваний, уже вполне владел кораблем. В 1912 г. "Андрей Первозванный" получил и нового командира. Им стал бывший в 1910-1912 г. флаг-капитаном штаба начальника Балтийского отряда, а затем бригады линейных кораблей капитан 2 ранга А.П. Зеленой (1872-1922). Он имел внушительный опыт службы в 1906-1908 г. в должности старшего офицера на минном крейсере "Доброволец", крейсере "Алмаз", линкоре "Цесаревич" и командования в 1908-1910 гг. миноносцами "Боевой" и "Доброволец".

Наверное, это было не совсем правильно, - смещать командира, претерпевшего почти титанический труд достроечной страды и только-только в полной мере изучившего свой корабль. Его опыт был бы для корабля, наверное, более полезен, чем чисто строевое продвижение того, кто был назначен взамен его. Но зигзаги прохождения службы бывают столь причудливы и полны многих загадочных обстоятельств и факторов, что объяснять карьеру того или иного офицера как правило, не удается. Еще более странными были и предшествующие почти фиктивные назначения на должность командира "Андрея Первозванного" - П.И. Новицкого в 1906-1907 г. и М.В. Бубнова в 1908-1909 г.Сейчас приходится лишь гадать, что именно - преждевременная смерть, какой-то надлом в карьере или иные обстоятельства привели к тому, что командиром "Андрея Первозванного" перестал быть капитан 1 ранга Шванк и его имя из списков офицеров флота исчезло навсегда.

Между тем корабль в 1912 г. все еще не мог полностью избавиться от тянувшегося за ним "хвоста" недоделок. 2 июля морской министр И.К. Григорович на рапорте командира на очередном списке невыполненных работ положил резолюцию: "Тов. морского министр, неужели до сих Адмиралтейский завод не может покончить с "Андреем Первозванным"? Возмутительно. Кто виноват? Что касается иллюминаторов, то их необходимо сделать. Прикажите составить смету и делать их постепенно, начав для "Павла" с кормы, для "Андрея" - с носа. Работу производить не снимая брони". Работы по установке этих бортовых иллюминаторов теперь предлагалось внести в смету 1913-1914 гг.

Но иллюминаторы не могли быть установлены в скором времени, и при обилии других невыполненных работ со временем перешли в разряд неосуществимых пожеланий. Ведь даже к ликвидации доцусимского "гриба" крыши боевой рубки на "Славе" сумели подступиться только к 1916 году. Затянулось и усовершенствование конструкции момеринцев башен 305 и 203-мм орудий. Они, как выяснилось при стрельбе на "Андрее Первозванном", повреждались даже "выстрелами из соседних башен". Окончательной доработки ожидала и система погрузки угля. Опыт кампании 1912 г. выявил существенные преимущества устройства, разработанного строителем "Андрея Первозванного" поручиком В.А. фон Озаровским. Четыре стрелы в углах каземата, подававшие уголь через желоба в его крыше в погрузочные трубы на навесной палубе, позволяли принимать до 160 т угля в час. Это было чуть ли не в 8 раз больше, чем удавалось на "Павле I". Конструкцию Озаровского Адмиралтейский завод и предлагал применить для обоих кораблей.

Таким вступал "Андрей Первозванный" в последний предвоенный 1913 г., и не было уверенности, что и в этом году с оставшимися недоделками можно будет справиться.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то