Какое должно быть портфолио для школы. Мастер-класс по созданию портфолио в фотошопе. Сделайте вашу навигацию предельно понятной

Эта статья для фрилансеров, которые совсем недавно вышли в свободное плавание и еще не знают, что предъявить клиенту в качестве резюме для знакомства. У вас пока нет сайта, вы не успели создать платформы в социальных сетях, но хотите выглядеть в глазах потенциальных заказчиков профессионалом. А значит вам нужна самопрезентация — та «одёжка», по которой вас встречают.

Кстати, самопрезентации нет и у многих старожилов рынка фриланса. Если у вас её тоже нет — эта статья и для вас.

Итак, самопрезентация фрилансера включает резюме и портфолио.

Из чего состоит резюме

1. Ваше имя

Заметьте, не сетевое имя, «ник», а ваши настоящие имя и фамилия. Если, конечно, у вас нет веских причин для того, чтобы скрываться под псевдонимом. Если такие причины есть, выбирайте псевдоним, но помните, что уже сейчас вы начинаете нарабатывать репутацию, с этим псевдонимом вам жить долгие годы, поэтому выбирайте ответственно.

2. Информация о вашем проекте и предложении

  • Специализация и/или УТП.

Мы уже не раз говорили с вами о том, что «человек-оркестр», берущийся за любой заказ, обычно ценится клиентами меньше, чем специалист в определённой области. Эту область и укажите: например, медицинский копирайтинг или дизайн с характером.

Хорошо, если помимо специализации – то, что отличает вас от всех без исключения конкурентов и при этом ценится клиентами.

  • Информация о пройденном обучении.

Где и как вы учились? Речь не о высшем образовании, точнее не в первую очередь о нём. Конечно, если вы получили диплом по тому профилю, в котором работаете и сейчас – скажите об этом. Копирайтерам полезно быть филологами, журналистами, маркетологами. Медицинскому копирайтеру полезно быть врачом. Но если вы по образованию конструктор локомотивов, а теперь пишете продающие тексты, эта информация для заказчика будет лишней. Вычёркиваем.

А вот обучение по вашему текущему профилю указываем полностью. Хорошо, если вы можете предъявить сертификаты, подтверждающие факт обучения. Ещё лучше, если вы учились у тех, кто для ваших заказчиков является авторитетом.

  • Опыт оффлайн-работы.

Этот пункт можно включать, а можно и не включать в резюме – точно так же, как с высшим образованием. Если вы 10 лет работали дизайнером в глянцевом журнале, а теперь делаете полиграфию на заказ – такой опыт пригодится. Если вы работали в отделе продаж строительной компании, а теперь предлагаете разработку коммерческих предложений для строительных компаний – отлично! Если вы работали детским врачом, а теперь верстаете сайты – вычёркиваем.

  • Дополнительные навыки.

Только если они имеют отношение к вашему проекту и предложению. Предлагая услугу копирайтера, подумайте, поможет ли заказчику принять решение информация о вашем опыте проведения психологических тренингов или умении вышивать крестиком. Если навыки могут пригодиться для предложения комплексной услуги – можно включить. В противном случае – вычёркиваем.

  • Интересы.

А вот тут момент спорный. Я много раз встречала рекомендации не размещать в резюме интересы, потому что это точно заказчику не пригодится. Я бы поспорила. Во-первых, ваши интересы рассказывают о вас, как о человеке. Они показывают, насколько вы активны в жизни и чем вообще занимаетесь. Активные люди – лучшие работники. Во-вторых, интересы могут хорошо сочетаться с вашей специализацией. Например, вы копирайтер, пишете о здоровом образе жизни. А кроме того, вы инструктор по йоге. Хорошо сочетается и дает понять, что вы «в теме».

3. , которые покажут, что с вами уже радостно и с пользой работают другие люди.

  • Отзывы и рекомендации.
  • Кейсы, то есть истории о том, как вы помогли клиентам.
  • Список проектов, с которыми вы уже сотрудничали, можно в виде «доски почёта» с логотипами.
  • Ссылки.

Если у вас есть сайт/блог, посвящённый вашей работе – обязательно дайте ссылку. Если сайта нет — неплохо давать ссылки на ваши личные ресурсы — например, страницы в соцсетях. Это, как и интересы, позволяет лучше с вами познакомиться. Только убедитесь в том, что на ваших страницах опубликовано только то, что вы готовы показать потенциальным партнёрам. И всегда помните об этом.

  • Контакты.

Нужно несколько способов связаться с вами. Необходимый минимум – это электронная почта и скайп. Если есть возможность общаться с вами через социальные сети – напишите об этом. Хотя, на мой вкус, почты и скайпа за глаза хватает.

Но одним резюме сыт не будешь. Заказчику надо видеть не только КТО вы такой и ЧТО вы делаете, но и КАК вы это делаете. Поэтому пакет самопрезентации фрилансера включает еще и портфолио.

Каким должно быть ваше портфолио

Я рекомендую портфолио делать не составной частью резюме, а отдельным документом. Потому что опыт говорит: иногда нужно одно, иногда другое, иногда оба сразу. Обеспечьте себе возможность предъявлять все варианты.

Важно! Портфолио – это не сборник ссылок на разные ресурсы по принципу «вот это смотрите там, а это тут, а ещё у меня есть публикация вот здесь» . И не множество отдельных документов. Хотя именно такие варианты присылают большинство копирайтеров, которые хотят сотрудничать с моим агентством.

Портфолио для онлайн-использования – это интерактивный документ. То есть либо файл, либо онлайн-ресурс, на котором собраны ваши работы и вся сопутствующая информация. Соответственно, на просьбу клиента прислать ваше портфолио нужно либо вложить документ в письмо, либо дать одну ссылку, можно то и другое. Но никак не миллион ссылок и не миллион вложений.

Из чего состоит портфолио

Существует два подвида портфолио: сборник работ и презентация достижений. У вас может быть как один вариант, так и оба варианта для разных целей, или даже интегрированный вариант – два в одном.

В чём разница?

Если вы пишете тексты или разрабатываете сайты, у вас есть овеществлённое выражение вашей работы: тексты и сайты. Соответственно, в портфолио вы можете собрать ваши работы, удобно разбить их на разделы, добавить краткую самопрезентацию и оглавление – и ваше портфолио готово.

А если вы администратор интернет-проекта или специалист по SEO-продвижению, то вам сделать такой сборник работ будет проблематично. Но это не значит, что портфолио у вас не будет. Просто оно у вас будет в формате презентации достижений. В этом документе вы собираете выполненные проекты, основные результаты по каждому проекту, какие-то цифры и факты, которые характеризуют вас, как профессионала. И так далее. Достаточно сделать презентацию слайдов на 10, чтобы показать ваши достижения заказчику.

Если есть возможность и к сборнику работ добавить конкретные показатели и достижения – это будет отлично. Скажем, вы составили сборник скриншотов написанных вами текстов. К каждому можно добавить ссылку на публикацию и показатель конверсии.

Более продвинутый вариант портфолио – это маркетинг-кит. Но на начальных этапах работы сформировать такой документ трудно, лучше набраться опыта, наработать достижений, и тогда уже думать о маркетинг-ките.

«Что делать, если работ и достижений пока нет? —

Можете спросить вы. Не нужно делать портфолио?»

Всё равно нужно! Конечно, по мере сил и возможностей.

Вряд ли вы решили заняться фрилансом вообще с нуля. Не бывает, чтобы вы никогда в жизни не учились на дизайнера и не занимались дизайном и вдруг решили: а не начать ли мне зарабатывать дизайном? Абсурдно, да? Какие-то наработки и достижения у вас все равно есть. Как минимум вы где-то учились и у вас есть учебные работы. Или вы занимались самообразованием, тренировались и тоже что-то наработали. Поэтому.

Для сборника работ начинающего фрилансера подойдут:

  • работы, выполненные в процессе обучения
  • работы для вымышленного клиента
  • работа за отзыв

Для презентации достижений подойдут:

  • достижения в оффлайн-работе
  • успехи в процессе обучения
  • стажировка

Доступ к разделу ограничен. Вам уже исполнилось 18 лет?

Да, продолжить просмотр Нет

КАК ДЕЛАЕТСЯ МОДЕЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО . СОВЕТЫ МОДЕЛЯМ

Сложно переоценить значение и важность хорошего портфолио в современном модельном бизнесе, где присутствует жесткая конкуренция. В данной статье мы поговорим о том, что же такое настоящее модельное портфолио, из чего оно состоит и как формируется. Поэтому статья будет полезна как для начинающих моделей, так и для фотографов, которые предлагают услугу создания портфолио, сами толком не зная, что это такое. Многие из них думают, что портфолио - это просто набор каких-то портретных фото. Сейчас мы убедимся, что это совсем не так.

Модельное портфолио (book) - это набор профессиональных фотографий, которые отражают внешние данные модели, ее типаж, умение перевоплощаться, максимально подчеркивают достоинства и скрывают недостатки. Портфолио делается по определенным правилам и состоит из обязательной и произвольной части. Полноценный бук должен включать снэпшоты, модельные тесты, фото в стиле fashion и beauty, публикации, кадры с показов и рекламных съемок.

Итак, давайте по порядку рассмотрим процесс создания модельного портфолио.

ШАГ 1.
Сначала нужно сделать снэпшоты и , с которыми можно будет отправиться в любое агентство.

Снэпшоты (snapshots) - это простые фото на однотонном фоне с мягким светом, в определенных ракурсах, обычно с собранными в хвост волосами. При съемке снэпшотов модель должна быть в раздельном купальнике и без косметики, эти кадры показывают её реальную внешность, поэтому практически не ретушируются. Крупноплановые фото: анфас (с улыбкой и без), профиль (левый и правый). Ростовые фото: анфас, профиль (левый и правый), вид со спины.

пример снэпшотов

Впринципе снэпы можно сделать и самостоятельно в домашних условиях при дневном свете на фоне однотонной стены.

Модельные тесты (model tests) - это фото с мягким и/или жестким (контрастным) светом, часто черно-белые. Они отражают типаж модели, ее умение позировать, играть, перевоплощаться - словом, раскрывают ее профессиональные способности.

Обычно тесты снимаются в духе минимализма: в кадре не должно быть ничего лишнего, отвлекающего от самой модели. Одежда облегающая - леггинсы, майки, шорты, купальник и т.д. Макияж легкий, натуральный. Хорошие модельные тесты состоят хотя бы из трех разноплановых образов (ниже приведен один из вариантов).

пример модельных тестов


Итак, базовая часть портфолио у нас уже есть. С этим набором кадров можно идти в любое агентство.

ШАГ 2.
Теперь нужно дополнить портфолио фотографиями в стиле fashion и beauty (особенно, если собираетесь работать фотомоделью).

Fashion фото продемонстрируют заказчику, как Вы можете рекламировать одежду, a beauty - косметику, украшения и т.д. Не лишним будет фото с акцентом на самую красивую часть тела (губы, руки, ноги, кисти).

примеры fashion фото
примеры beauty фото

ШАГ 3.
Наконец, когда Вы уже начали работать моделью, собирайте и включайте в портфолио кадры с показов, журнальные публикации, рекламные фото. Это подскажет заказчику, что Вы востребованная опытная модель, и поможет ему сделать выбор в Вашу сторону.

примеры рекламных фото

А вот несколько ВАЖНЫХ нюансов при создании модельного портфолио .

Важно: модельное портфолио не делается за одну съемку! Оно нарабатывается в течение всей карьеры модели. За одну съемку можно сделать лишь несколько действительно удачных кадров, которые пополнят Ваше портфолио.

Важно: не стоит включать в портфолио слабые кадры, лучше меньше да лучше.

Важно: портфолио нужно периодически пополнять, чтобы оно всегда было актуальным и отражало Ваш нынешний внешний вид. Если Вы решили кардинально сменить имидж (например, перекраситься или коротко постричься) - это весомый повод обновить портфолио.

Важно: чтобы сформировать полноценное портфолио, модель должна сниматься у разных фотографов. У каждого свое видение и свой авторский стиль, каждый раскроет ее образ и отразит ее типаж по-своему. Если модель снимается только у одного фотографа, то рискует быть представленной на фото несколько однобоко.

В поиске нужного сотрудника, клиента руководитель компании или заказчик в первую интересуются его портфолио и опытом работы. Красивое, основательно составленное портфолио – это залог будущего успеха специалиста. Ведь оценить профессионализм работника сначала можно только по примерам его работ.

Портфолио – грамотно выполненный перечень работ специалиста. По уровню его подготовки судят об исполнителе, следовательно, стоит уделить ему самое пристальное внимание. Начните с выбора направлений своей специализации. У копирайтера это: тексты, написанные для сайтов, коммерческие предложения, слоганы. У фотографа: портретные фото, пейзажи, свадебная съемка, репортажи с места событий. Какое направление вы бы не выбрали, его необходимо подкрепить примерами. Найдите самые удачные. По каждому из направлений самый оптимальный вариант – 10-20 работ. Этого вполне достаточно, чтобы о вашем уровне могли составить первоначальное впечатление.

Примерная структура портфолио:

  • титульный лист (название проекта);
  • цели портфолио;
  • автобиография;
  • рабочие материалы;
  • достижения;
  • внешние отзывы.
Продумайте и подберите красивый дизайн портфолио. Для фрилансера-копирайтера это может быть текстовый файл, набранный в Word, в котором вы представите все свои коммерческие предложения. Другой вариант – каждая отдельная статья описывает одну работу. Самое главное, чтобы тексты были написаны грамотно, четко, компактно. Если вы избрали несколько направлений, то работы по ним распределите по папкам. Примите решение о месте размещения своего портфолио. Самый прогрессивный вариант размещения – интернет. Можно поместить его на специальных сайтах – биржах, на своем личном сайте. Не лишним будет записать его на флешку или диск и всегда носить с собой. Неизвестно, когда и где вам повстречается будущий работодатель или заказчик. Пример портфолио на бирже fl.ru . Наилучший вариант размещения портфолио – персональный сайт. На своей визитке вы можете в этом случае поместить ссылки на образцы работ. Ссылайтесь на них в сообществах и группах, на форумах, социальных сетях, на биржах удаленных работ. На бирже при добавлении портфолио придется сделать денежные вложения, т.к. услуга помещения вас в каталог фрилансеров – платная. Зато вы имеете больше шансов привлечь внимание заказчиков. Биржи удаленных работ перечислены . Помните, чем лучше ваше портфолио и качественнее работы, представленные в нем, тем выше ваш рейтинг в каталоге и больше заказчиков вас отыщут. Ознакомьтесь с примером отличного электронного портфолио . Что здесь есть:
  • выбраны работы самые новые и лучшие;
  • в каждом направлении несколько проектов (2-6);
  • скриншоты иллюстрируют статьи;
  • проекты описаны грамотно, правильно озаглавлены;
  • вся страница выглядит гармонично, красиво структурирована;
  • наличие аватара в виде фото автора.
Для сравнения обратите внимание на пример не очень удачного портфолио , требующего доработки. Его минусы очевидны:
  • слишком мало работ;
  • работы выполнены давно, нет свежих идей;
  • нет скриншотов, превью;
  • добавлены не все работы;
  • мало направлений (работы с текстами отсутствуют).
Еще пример портфолио на сайте freelancejob.ru , который можно принять за образец. Если у вас все еще остались сомнения, неуверенность в написании и оформлении портфолио, то зарегистрируйтесь на форуме фрилансеров . Там, в группах есть специалисты, которые профессионально ответят на вопросы.

Для помещения в портфолио выберите как можно более достойные, интересные работы. Если вы фрилансер – то укажите все, качеством не ниже уровня гуру. Количество и качество работ подтвердят ваш опыт, покажут, что вы не новичок, за плечами у вас сотни статей или раскрученных сайтов. Не надо преувеличивать, поместите несколько средних работ. Чтобы показать, как вы работаете стабильно, не во время «творческого всплеска».

Как составить портфолио для младших и старших школьников?

Цель создания портфолио для школьников - выявление основных способностей и сбор информации о полученных достижениях ребенка.
Творческая работа, в этом плане, должна проводиться совместно с родителями. Не каждый родитель, приступая к созданию резюме для своего чадо, знает, как красиво и правильно его оформить. Рассмотрим этот вопрос на примерах приведенных в предлагаемой статье.

Лучшие портфолио для младших школьников для девочек: пример, образец, фото

Портфолио оформляется в свободной форме.

Но основные правила желательно соблюдать:

  • Начинаем с оформления титульного листа. Даем возможность школьнице выбрать свое любимое фото на самую ответственную часть документа. Вместе с ребенком красиво заносим: фамилию, имя, отчество, и все необходимые дополнительные контактные сведения.
Первый лист портфолио
  • Переходим к разделу » Мой мир». Эта тема включает в себя обширный материал о личной жизни маленькой ученицы.

Имя - его значение и происхождение. Чья инициатива была назвать так ребенка?
Перечислите знаменитых людей имеющих это имя.


Семья - расскажите немного о составе семьи: брат, сестра, мама, папа.



Небольшой рассказ о семейном составе

Друзья - фото, имя, как давно знакомы, их любимые занятия.



Место проживания - название, основные достопримечательности (речка, мост, музей). Очень важным элементом в этом месте будет нарисованная схема дороги к школе. Укажите опасные места пересечения трассы, светофоры.



Здесь я живу

Любимые занятия - все увлечения девочки: музыкальная школа, спортивный кружок, чтение книг и т.п.



Мой домашний досуг

Школа - повествование об учителях, месте учебы. Опишите месторасположение, этажность здания, деревья цветы, пришкольный городок. Расскажите коротко о классном руководителе: возраст, имя, стаж работы, какой предмет преподает.



Все о школе и учителях

Школьные предметы - любимые уроки. Почему одни нравятся, другие не очень интересны?



Рассказ о лучших уроках
  • Следующий этап оформления - мои школьные успехи. Конкретно остановитесь на самых удачных контрольных работах и выполненных заданиях.


Лучшие результаты за время учебы
  • Далее делаем параграф о внеклассной работе. Опишите все чем занимается ребенок, в свободное от учебы время: участие в школьных спектаклях, концертах, спортивных соревнованиях между классами, различных олимпиадах.


Школьная жизнь за пределами учебной программы
  • Теперь остановимся на творческих успехах и достижениях. Любые поделки, рисунки все, что можно разместить на листе - прикрепляем. Слишком большие варианты - фотографируем и прикладываем. Уместны будут, в этом разделе: грамоты, награды, благодарственные письма.


Что я умею творить?
  • Отзывы и пожелания. В начальных классах этот пункт может содержать отзывы учителей или родителей.


Рекомендации родителей и учителей
  • Окончательный этап - содержание. Это обобщающий лист с наименованием каждого раздела. Со временем он может изменяться.


Обобщаем в конце в один перечень все пункты портфолио

Выбирайте любую тематику для украшения дневника достижений.



Лунтик на портфолио маленькой школьницы

Любимые герои


Русалочка



Микки и Минни Маус

Лучшие портфолио для младших школьников для мальчиков: пример, образец, фото

С мальчиками, младшей школьной возрастной категории, подготавливаем творческую модель папки с документами аналогичным образом.

Меняются только:

  1. Тематика оформления портфолио. У девочек одни любимые герои на фоне документа, у мальчиков - другие
  2. Индивидуальные особенности мальчика. Интересы полов, в этом возрасте у малышей также, как и в любом другом, очень сильно отличаются. Важно это учесть при оформлении портфолио для мальчиков. Маме не стоит делать всю работу за ребенка, основываясь только на своих эмоциях по восприятию мира.


Значение имени мальчика

Любимое занятие

Я люблю заниматься спортом

Образец заполнения папки документов для младшего школьника

Красивое портфолио

Образец для заполнения папки личных документов

Лучшие портфолио для старших школьников для девочек: пример, образец, фото

Переходя из класса в класс, личное дело приобретает обширные размеры. Можно создать новое портфолио для молодой леди. Но лучше добавьте в имеющееся, дополнительные листы с новой информацией и фото.

  • Правила школьного этикета, не помешает утвердить взрослеющей малышке


  • Очень интересной будет новая информация о предпочитаемом направлении моды: романтическом, казуал, вамп, спортивном, морском, этническим. Ведь в этом возрасте, девочки, так любят наряжаться.
  • А может появились кумиры: певцы, актеры и актрисы. Отразите это в «Моем мире».
  • К этому времени, девочки могут приобрести навыки: моделирования, шитья, кулинарии. О своих успехах сделайте фото отчет с описанием.
  • Имеющийся запас впечатлений о путешествиях можно добавить в дополнительный отдел о путешествиях. Здесь расскажите: о понравившихся больше всего местах посещения, об обычаях этого региона, о природе, животных.


Все о поездках
  • Жизнь подростка наполнена множеством новых открытий. Родителям и преподавателям, подготавливая портфолио вместе с взрослеющим ребенком, будет легче понять и направить его основные особенности в нужное русло.
  • В отзывах и предложениях, в этом случае, добавляются мнения друзей и подруг. Они могут оставить советы, о том, какие положительные аспекты и достижения им нравятся в хозяйке портфолио, а где ей следует подтянуться.

Например: «Прекрасно катаешься на роликах. Но вот, английский следует подтянуть?»

Общее оформление может зависеть от вкусовых качеств обладательницы:

  • По-прежнему мультяшные герои в уголках
  • Фото взрослых кумиров
  • Скромное украшение цветами


Цветочное украшение

Лучшие портфолио для старших школьников для мальчиков: пример, образец, фото

  • Все те же, общие принципы оформления остаются, и в личном деле мальчика-подростка.
  • Расширяется кругозор, меняются интересы. Вместе с этим меняется, и общий вид портфолио.
  • Подросток рассказывает в своем дневнике о новых любимых фильмах с супер героями.
  • Открывает познания в таких науках как физика, химия.
  • Изучение исторических моментов свой страны, с мало кому известными фактами, может сделать очень интересным содержание портфолио.
  • Добавьте информацию о новых увлечениях.


Все интересные новости отражаем в своем деловом дневнике
  • Не забудьте сфотографировать появившиеся грамоты и награды


  • Вклейте фото своего класса, с описанием достоинств каждого из учеников и преподавателей. Это послужит хорошей основой для налаживания добрых отношений, в случае имеющихся напряженных, с некоторыми из них.


Общее фото старших школьников
  • Используйте шаблоны, заполняйте страницы самыми интересными и значимыми событиями вашей жизни.


Примерное содержание портфолио старшего школьника


Не многие дети любят процедуру заполнения портфолио. Несколько советов будет уместно прочитать прежде, чем приступить к этой творческой работе:

  1. Замечай любые незначительные достижения. Добавляй их в портфолио. Наслаждайся ими с гордостью!
  2. Фантазируй, рисуй, добавляй интересные фотографии - ведь твой жизненный путь не может быть подобием кого-то другого. Отрази это в своем портфолио.
  3. Страницы разделов заполняй тщательно и с большой аккуратностью.
  4. Личное дело - это ни соревнование за большими наградами и грамотами. Само участие - самый главный аспект, хотя быть первым - это здорово.
  5. Начинай оформление с данных о себе и своей семье. Расскажи коротко, что тебе нравится, чем увлекаешься.

Видео: Портфолио школьника

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

Подробное руководство для фотографов, которые хотят составить свое портфолио грамотно и самостоятельно. В основе заметки: базовые знания, частные случаи, мелкие отличия, которые необходимо учитывать, если работаешь с заказчиком. Свободные фотографы тоже найдут для себя полезную информацию, потому-что базовые принципы не зависят от жанра, географии и других, внешних отличий. Признаться, по мере развития в профессии, я все меньше замечаю, что роль портфолио дизайнера или архитектора, к примеру, чем-то отличается от фотографа и это неудивительно, как и то, что авторов, как и профессии, отличает специфика, которую кто-то игнорирует, и создает штамп, а другой подмечает, и находит своего зрителя.

Переучивать никого не стремлюсь, но и вводить в заблуждение не стану. В составлении или в обновлении портфолио нет приемов, но есть метод, который нужно освоить раз, и далее идти самостоятельно, как веришь и чувствуешь: свое творчество, своего зрителя. Прошу заметить, что портфолио:

  1. Это не собрание технически-верных работ, а подборка работ автора, которые едины по стилю и тематике, авторскому взгляду.
  2. Может быть составлено как из самых новых работ, так и старых, потому-что истинная, самая ценная фотография, - всегда вне времени.

С помощью портфолио, фотограф решает задачи:

  1. Создание единого визуального ряда, демонстрация повествования.
  2. Поиск своего зрителя и привлечение внимания к своему творчеству.

Составление портфолио - не безумный эмоциональный порыв, по принципу «как у всех, так и у меня», а осмысленное решение - создать инструмент, который поможет уйти от массы, и донести свое послание до аудитории, с которой у автора общие взгляды на жизнь и ценности, которые отражены в портфолио; именно поэтому, я считаю, что составление портфолио - не прихоть, и не процесс, «оставленный на завтра», а первостепенная задача, которую фотограф, если он прочитает эти строки, должен решить в первую очередь, потому-что:

  • Портфолио экономит время фотографа.
  • Портфолио демонстрирует навыки и опыт автора.
  • Портфолио обогащает фотографа, если он его обновляет.

Фототехника вторична, портфолио - вот главный актив фотографа.

Базовые знания - объем текста. Конечно, постараюсь писать сжато, где это возможно, но все же, для удобства, составлю перечень глав:

  • Общие рекомендации по составлению портфолио
    • Составление
      • Изучение ЦА
      • Отбор снимков
      • Подбор формата
      • Выбор оформления
    • Обновление
      • Как часто обновлять портфолио
  • Вместо заключения

Первое, на что я хотел бы обратить внимание читателя, - самокритичность. Только трезвый, отстраненный взгляд на свое творчество, поможет составить портфолио, которое понравится, привлечет внимание зрителя. Понимаю, сложно. Но первое впечатление можно произвести (и не надо удивляться) только один раз. Необходимо исключить случайные работы: проходные и те, которые пробуждают наши воспоминания, которых лишен зритель. Если этого не сделать, то можно самостоятельно убедиться в том, что терпение человека заканчивается быстрее, чем нам кажется.

Второе, что необходимо запомнить, портфолио - не статичный продукт. Как бы гениально и, не исключаю, профессионально не было оформлено портфолио, однажды придется все вновь собирать заново, потому-что взрослеет творчество, меняется клиент, или место жительства, и тех работ, которые раньше гарантировали сотрудничество, уже недостаточно, чтобы заказчик, его взгляд и мысли, могли понять фотографа. Отсюда следует и другой совет, комбинируйте и постоянно пересматривайте портфолио, и если вам перестал нравится кадр - уберите его; не бойтесь лаконичных серий, бойтесь скучных.

Составление

Если у вас нет портфолио - вам нечего продавать.

С какими мыслями подойти к составлению портфолио? Портфолио - инструмент фотографа и без него нельзя найти клиента? Нет, хотя они и полезны, но лучше задуматься о другом - в какой последовательности работать над портфолио, кто первым увидит его, какие ощущения, мысли и желания должны пробудиться в человеке, с которым фотограф хотел бы работать. Во многих руководствах по составлению портфолио, видна общая проблема - они призывают к тому, чтобы автор отобрал лучшие снимки и презентовал. Я же предлагаю поступить немного иначе: подумать, определиться, произвести отбор, снова подумать, оформить и показать.

Создание портфолио - время, силы, финансовые издержки. Именно поэтому, я предлагаю не торопиться, и составлять с учетом зрителя, а не своих возможностей, которые будут расти:

  • Освоить технические навыки - время, а его достаточно.
  • Отснять недостающие кадры - желание, которое появится, если занят свои делом.

Важнее другое: тематика, которая объединит работы; стиль, пусть и самобытный. Чтобы вам, да и мне, было легче, опишу последовательность:

  • Изучение ЦА
  • Отбор снимков
  • Подбор формата
  • Выбор оформления

А теперь рассмотрим все этапы.

Изучение целевой аудитории

Хорошее портфолио не у всех вызывает восторг и это нормально, потому-что среди зрителей, и это тоже нормально, не так много наших клиентов:

  • Одним нравится смотреть.
  • Другим - обсуждать или осуждать.
  • Есть и третьи - им нравится, но они не купят.

Поэтому нужно искать тех, кто поймет наши работы и скажет: «Это мое! Скажите, когда у вас будет время, чтобы мы смогли обсудить условия сотрудничества?» Портфолио должно убрать зрителя из информационного поля фотографа и привлечь заказчика. Как это сделать? Сначала изучить все действующие лица, но первым делом - составить портрет своего клиента.

Необходимо учитывать возраст, профессию, социальный статус, если важно - материальные и эмоциональные данные; увлечения, привычки, проблемы и желания (иногда скрытые, когда и сам заказчик в них не сознается); иногда приходится учитывать внешность, рацион, музыку и косметику (отношение к ней), предпочитаемый гардероб, способ передвижения; праздники, семейные и национальные традиции. Критериев много, но они, как конструктор, помогают не только составить портрет ЦА, но и верно подобрать количество, тематику, стиль, оформление (о котором не стоит забывать) своего портфолио.

Отбор снимков

Свой сегмент рынка выбрали, главные действующие лица обозначили, пора отбирать снимки, но какие и сколько? Единого мнения нет, но есть важные замечания:

  • Качество . Стабильность в работах говорит об уровне - первое, что нужно учитывать при отборе. Правило, что важны первые и последние 2 фотографии - ошибочное, как и то, что посередине можно замешать слабые работы, для количества. Все фотографии должны быть едины по техническому исполнению, или по стилю (не стилизация). Где-то я давно услышал, что одна плохая работа перевесит 100 хороших; социальные сети, вроде ВКонтакте и Instagram, в этом убедили. Снимки обязаны задерживать внимание, вызывать отклик в сердце зрителя; проходные работы нельзя показывать.
  • Количество . Оптимальное количество фотографий - 20. Но «отсев» лучше начинать, когда в руках 100, или больше. Самостоятельно выберите 30-40 лучших фотографий, в которых вы уверены, и покажите черновой вариант портфолио знакомым или близким, которые сильны в понимании визуального искусства и схожи с портретом вашей ЦА, и готовы дать отклик на ваше портфолио. Снимки, которые не вызывали эмоций, можно, и нужно, удалить. Если работ будет больше или меньше 20, к примеру, 12 или 21, - то ничего страшного, оптимальное количество - не жесткое правило, а рекомендация.

Когда самостоятельно отбираешь фотографии, важно не думать о цифрах. Важнее другое - в чем потенциальный клиент найдет свое отражение (ведь как известно, мы видим его в работе автора), какой он представит себе душу фотографа. Вопреки коллективному мнению, клиенту нужна уверенность, поэтому он и смотрит портфолио; кому нужна эмоция, тот спрашивает - сколько стоит?

Подбор формата

«Цифровое портфолио или традиционное, оформленные отпечатки?» - вопрос, который мне часто пишут, в электронных письмах, или в личных сообщениях ВК. Понимаю, актуально, но мнение мое неизменно - компромисс. Ищите его. Учитывайте преимущества того или иного решения. Портфолио в интернете - удобно, отпечатки - весомо. Предлагаю комбинировать и находить оптимальные, для себя, сочетания. Мне, к примеру, удобно размещать отпечатки в папке, фотокниги не люблю, и не рассматриваю, совсем; но это удобно для встречи, интернет - сайт (личный выбор), но вариантов существенно больше:

  • Цифровое портфолио
    • Персональный сайт
    • Социальные сети
    • Фотосайты
    • Слайд-шоу
    • Фотоархив
  • Отпечатанное портфолио
    • Отпечатки
    • Отпечатки в паспарту
    • Фотокниги

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого решения.

Цифровое портфолио

Фотографии в электронном виде - отсутствие зависимости от географии, экономия времени, сил и возможность демонстрации портфолио в пассивном режиме, поскольку оно доступно, и работает на автора, круглые сутки. Но есть проблема - технология. Все устройства разные, а их экраны, в большинстве своем, не проходят колориметрическую настройку, и что самое для нас неприятное, фотография в электронном виде - свечение на экране, тогда как отпечатки и фотокниги - отраженный свет, как и вся информация из реального мира. Смиряемся, читаем и выбираем одно (или несколько) решений для себя, которые дополнят отпечатки.

Персональный сайт

Преимущества:

  • Доверие. Многие не знают как устроен сайт, но они понимают затраты, намерения тех, кто вкладывается в разработку и обновление. При прочих равных, заказчик посмотрит портфолио на сайте, а не в социальных сетях (к примеру).
  • Независимость. От модераторов, их настроения и правил, технических ограничений и, что самое неприятное, юридических подтасовок в пользовательском соглашении. Где-то бывает иначе, но в большинстве случаев: сервис ничем не обязан, фотограф никто.
  • Универсальность. Не нужны аккаунты, регистрации, персональные данные и любые, в какой-то мере полезные, сервисы. Всю необходимую информацию: контакты и прайс-листы, часто задаваемые вопросы и отзывы, можно собрать в одном проекте. Удобно!
  • Управление качеством. Как изображений, чтобы заказчик видел портфолио в наиболее лучшем виде, без серьезных видимых искажений, так и окружающего пространства (в одних проектах нужны комментарии, а в других нет, к примеру).
  • Управление вниманием. Свой проект - свобода действий. Можно реализовать разные схемы подачи материала, чтобы вывести оптимальную последовательность и скорость просмотра портфолио; исключить отвлекающие моменты в интерфейсе.

Недостатки:

  • Долго. Сайт - отдельный проект. Нужно много времени на обсуждение, разработку и, что еще не конец, внедрение; далее тесты, внесение правок, продвижение, постоянный мониторинг и доработки: обновление портфолио, структуры и т. д.
  • Дорого. Создание и поддержка в рабочем состоянии - деньги, если не своими руками - немалые. Придется или учиться (а это время и деньги), либо постоянно оплачивать, содержать на балансе, внештатного сотрудника (что тоже дорого).
  • Ответственно. Сам себе хозяин, но есть ограничение - законодательство РФ.

Персональный сайт, на мой взгляд, - это самый удобный и качественный вариант для своего портфолио в интернете. Кому интересно, может почитать , и принять окончательное решение.

Социальные сети

Преимущества:

  • Быстро. Полностью настроить аккуант, разместить портфолио и настроить публичную страницу или сообщество, - займет менее часа. Освоиться в рекламном кабинете, без которого присутствие в социальных сетях лишено смысла, еще один-два часа.
  • Бесплатно. Относительно.

Недостатки:

  • Зависимость. От руководства, популярности и ЦА выбранной площадки; настроение и пользовательское соглашение меняются в одностороннем порядке. Фотограф не может изъять все данные, после смены или ухода с площадки (кнопка «удалить» - фикция).
  • Ограничения. Просмотр портфолио доступен без регистрации (если не ограничить сие в настройках), но связаться с фотографом - необходим аккаунт. Опубликовать снимки - легко, но управлять качеством и последовательностью просмотра - невозможно.
  • Недолговечность. Практика блокировки соцмедиа, под тем или иным предлогом, будет усиливаться. Влияние политики и дополненной реальности, приведет к исчезновению, или спаду популярности, отечественных площадок, и блокировке неугодных «иных».

Социальные сети - бесплатная площадка, которую рассматривает каждый фотограф. Один в ней видит возможности, другой - ограничения: неудобную навигацию (длинный путь к цели увеличивает доходы владельцев), искажение цветопередачи (за 10 лет ничего не изменилось в этом вопросе), отсутствие кастомизации (дизайнерские решения можно оставить при себе, их никто не рассматривает); соцмедиа можно рассматривать как самостоятельное решение, так и в качестве рекламного канала, для притока дополнительного трафика на персональный сайт.

Фотосайты

Преимущества:

  • Статус. Портфолио на PhotoVogue - нелегко, работы отбирают редакторы Vogue.It; на MyWed виден облик свадебной фотографии рунета; Behance - объединение талантов, и работодателей, со всего мира. Признание среди коллег формирует доверие клиента.
  • Качество. Цветовой профиль из файла не удаляется, оптимальный размер фотографии, для интернета, не изменяется; цвета не искажаются, детализация не падает. Именно на этих площадках можно, без опасений, разместить свое портфолио.
  • Бесплатно. Приятно.

Недостатки:

  • Зависимость. Стороннее решение - зависимость от его владельцев и фотосайты, увы, не исключение. Сколько продержится издание, как изменится проект и что будет, если, к примеру, новый дизайн вызовет неприязнь среди клиентов фотографа?
  • Однотипность. Изменить верстку, переработать дизайн и внедрить новую технологию, которую подсмотрел у коллеги - не получится; техническая часть скрыта от автора (и во многих ситуациях это хорошо, но все же, ограничение - недостаток).

Фотосайты наиболее близки к обычному сайту - позволяют разместить портфолио автора и, что радует, не испортить изображение. Предоставляют удобную навигацию и демонстрируют мнение профессиональной коллегии: редакторов и фотографов; конечно, это возможный, и во многом спорный, аргумент - общественное мнение, но учитывайте его, если выбираете путь свободного фотографа.

Слайд-шоу

Преимущества:

  • Бесплатно. Относительно, потому-что хорошее ПО - деньги. Бесплатные решения - вне Windows, к примеру, Linux, но освоить данную OS - время; подобрать программу - снова время, разобраться в ней… ну вы поняли. Относительное преимущество.
  • Качественно. Единственное ограничение - sRGB (но его фотограф привык учитывать всегда: при печати, публикации в интернете, просмотре на экранах устройств). В ином же, мы ограничены своим опытом или выбором: пережимать иль нет (фото и видео).
  • Управление вниманием. Ограничений нет, кроме фантазии автора. Можно управлять и манипулировать вниманием, и эмоциональным состоянием, зрителя. Пригодится, и не раз, опыт бильдредактора, режиссера, дизайнера, маркетолога и психолога.

Недостатки:

  • Неудобно. Обязательное условие портфолио - обновление; слайд-шоу это исключает, потому-что убрать, добавить или подправить очередность фотографий - равносильно созданию нового проекта. Напоминает карточный домик.
  • Трата времени. Как в прямом смысле - освоить ПО, подобрать сюжет, темп и музыку, так и в переносном - никому не интересно, никто более не смотрит. Ушло время.

Еще лет 10 назад этот способ демонстрации портфолио был удобен, но сейчас, люди не хотят, или не могут, тратить время на просмотр слайд-шоу. Статистика, пользовательский опыт и новая парадигма web-разработки, убеждают нас в этом.

Фотоархив

Преимущества:

  • Отсутствуют. Это не портфолио.

Недостатки:

  • Ошибочное решение.

Отправить снимки по почте, чтобы заказчик оценил уровень работ, - наверное, когда-то был в этом смысл, вот только к портфолио это не имеет никакого отношения. Рассматривать такой вариант демонстрации своих работ нельзя, необходимо учиться отбирать работы и составлять тематические подборки; чтобы оформить их и предоставить зрителю завершенный продукт, а не ворох фрагментов.

Электронное портфолио - часть стратегии интернет-маркетинга, которую фотограф должен, если не сказать обязан, разработать прежде, чем возьмет в руки фотоаппарат (который лежит на полке в магазине); с этой позиции лучше оценить перспективы того или иного решения, и причем не в глобальном, а в более узком направлении - для себя.

Отпечатанное портфолио

Традиционное портфолио, отпечатки в папке или фотокнига - изящное и солидное решение, которое подходит для персональных встреч с заказчиком, поиска наставника и визита к другу по ремеслу, с которым лучше общаться за пределами виртуального мира.

Классическое печатное портфолио, в отличии от электронного, - тактильные ощущения, без которых, иной раз, трудно осознать реальную стоимость произведения. Если фотограф решит работать с агентствами или журналами, то без отпечатков он не сможет заявить о себе.

Отпечатки

Преимущества:

  • Фотография. Настоящая, искомая. Верно подобрана бумага, условия и метод печати. В руках не полуфабрикат, а завершенный продукт, который экспонирован, зафиксирован, оформлен и упакован.
  • Тактильные ощущения. Без них фотография не остается в памяти надолго. Наши силы на пределе, информационное поле перегружено и держать в памяти еще один снимок - трудно, если не потрогать его руками, не почувствовать вес и фактуру.
  • Видимость в отраженном свете. Традиционное восприятие информации окружающего мира. Этим и ценна традиционная фотография, несмотря на то, что в большинстве своем, современные устройства воспроизводят более широкие цветовые охваты.

Недостатки:

  • Дорого. Конечно, зависит от формата, метода печати и типа бумаги, но в среднем цены от 40-50р до 900р за отпечаток А4. При регулярном обновлении и замене испорченных фотографий, придется раскошелиться на сумму, равную среднебюджетному объективу.
  • Недолговечно. Бумага она и есть бумага. Случайно опрокинул стакан воды, или чашку кофе, все, снимок испорчен, придется заменить. Дополнительные затраты на визит в типографию и печать (растут издержки).
  • Личный контакт. Традиционное портфолио требует, от автора, умения презентовать, во многом - заинтересовать демонстрацией своего продукта. Без коммуникабельности и опыта маркетолога не обойтись. Необходимо дополнительное самообразование.

Традиционные отпечатки, оформленные в папку-альбом, - не пережиток прошлого, а скорее наоборот - базовое портфолио фотографа. Иная, более дорогостоящая и защищенная версия - снимки оформленные по музейным стандартам, рассмотрим их подробно.

Отпечатки в паспарту

Преимущества:

  • Долговечность. Картон защищает отпечаток от перегибов и сколов (в случае падений), но это полумера, потому-что главная угроза фотографии - влажность и ультрафиолет, от которых защищает полное оформление (багет и стекло). Выглядит и стоит дорого.
  • Визуальное восприятие. Паспарту - не просто кусок картона, а дополнительный, или, что вернее, художественный элемент, инструмент, с помощью которого довольно легко управлять зрительным восприятием клиента. Главное верно подобрать размер и цвет.
  • Итоговый облик фотографии. Музейный стандарт оформления - 200 лет сохранности отпечатка, и эстетическое удовольствие от просмотра. Идеальный вариант портфолио зрелого автора, владельца фотостудии.

Недостатки:

  • Габариты. Вес и размеры оформленных отпечатков велики, что делает их неудобными, я бы даже сказал - непригодными для встреч вне пространства, где они размещены, и собственная студия - необходимое условие для размещения и показа сего портфолио.
  • Стоимость. Качество стоит дорого, музейное - еще дороже.

Снимки, оформленные в классическое паспарту, дополненное багетом и музейным стеклом, и отмеченное личной печатью автора - дорогостоящий вид портфолио, которое не удобно или, что вернее, непригодно для встреч за пределами фотостудии.

Фотокниги

Преимущества:

  • Удобно. Большинство книг упакованы в «боксы», деревянные коробки, которые можно взять на встречу или передать для ознакомления. Формат книги - величина «по-вкусу и требованию», что тоже удобно.
  • Оригинально. Книга, в каком-то смысле, - элемент бренда. Ограничений верстки или типа бумаги нет, существующие стандарты - большая условность, ограничение тех, в ком нет потребности «найти свое».

Недостатки:

  • Коллаж. Фотокнига - не фотоальбом; в ней нет сцены, понимания сюжет - снимок и это плохо; заполняем пространство и создаем визуальный шум, что так можно донести зрителю - не ясно. Фотокниги - это исключительно для серийных съемок.
  • Стоимость. Качественный продукт стоит дорого, упаковка - еще дороже. «Парадокс» в том, что стоимость печати ниже стоимости изготовления; фотограф не платит за вид, его обязанность - раскошелиться на производство. Хотя ему нужно портфолио.
  • Недолговечность. Печать, в большинстве своем, низкого качества, но зачастую, автору об этом неизвестно, потому-что он выбросит книгу гораздо раньше, ведь устарел кадр, как его обновить? Как дополнить портфолио? Правильно, печать по-новой.
  • Неудобный формат. Нельзя обновить, нельзя рассматривать вместе с заказчиком: кадр, даже если он на развороте, невелик, передать его - отнюдь не легкая задача. На стену повесить нельзя, что исключает возможность размещения такого портфолио в студии.

Фотокнига - странное явление. Стоит дорого и выглядит красиво, но свою основную задачу, если быть «придирчивым», выполняет скверно. Конечно, она вмещает большое количество и, что не удивительно, компактна, но то ли это, когда работаешь над фотографией вне времени?

Отпечатанное портфолио - качественно, солидно и долговечно, но есть у него одна общая, и неприятная, по-началу, проблема - куда девать устаревшие фотографии? Электронные фото, файлики на диске, легко удалить, а как быть с печатью? Предлагаю дарить: тем, кто в кадре и тем, кому интересны эти кадры. С фотографа не убудет.

Понимаю, жанры и стили у всех разные, но старайтесь комбинировать разные форматы, виды и версии портфолио; учитывайте портрет вашей целевой аудитории, чтобы не ошибиться или вовремя исключить внимание тех, кто отнимет время, но не оплатит труда. Будут вопросы - пишите письма, постараюсь помочь.

Выбор оформления

Оформление начинается с выбора формата. Оптимальный, для просмотра с рук, 20х30 (А4), и это, естественно, касается отпечатанного портфолио. Базовое оформление - паспарту, но его не везде уместно использовать, в большинстве случаев - папка (из кожзаменителя или кожи) и в ней прозрачные файлы для хранения фотографий. Есть готовые решения (в интернете и за его пределами), но лучше ручная работа, которая не ограничивает полет фантазии; главное - не забыть, что аляповатое оформление - плохо, и не потому-что вокруг невежды - не могут оценить «красоту», просто фотограф должен показывать фотографии, для того и портфолио.

Насчет оформления книг ничего сказать не могу, мне с самого начала они не понравились, и я использую папки, в скором будущем - ручной работы, т. к. появилась возможность и почему бы не уйти от обезличенного формата.

Электронное портфолио не нуждается в оформлении (в том его прелесть) и, скорее наоборот, - требует очистки: в социальных сетях отвлекает реклама; на фотосайтах - лишние кнопки и объявления; персональные сайты мы портим самостоятельно. Вновь посмотрите на снимки и на портрет целевой аудитории, подумайте - что портит впечатление от просмотра снимков и можно ли это исправить; оформление портфолио, как и его составление, - не показать все, что умеешь, а показать то, что хотел бы видеть клиент; то, что хотел бы воспроизвести снова, но уже на более высоком уровне; да, оформление портфолио - демонстрация вкуса.

Обновление

Портфолио - не статичный продукт. Фотограф оттачивает навыки, ищет новые решения - в средствах выразительности, и неизбежно приходит к пониманию: «Надо что-то менять!». Вот тут-то и пригодится самокритичность, умение свое черкать (как говорил Ф. М. Достоевский); но просто удалить «старое», чтобы дать дорогу «новому» - ошибка. «Дата изготовления» - не критерий отбора; фотограф должен понять - каких снимков не хватает в его портфолио, и что изменится в его работе, если внести «правки».

Как часто обновлять портфолио

Мнений много, но я считаю, что составлять портфолио необходимо раз и на долгие годы. Нет, я не против мелких правок, но если актуальность портфолио стремительно падает, к примеру, от сезона к сезону, то лучше составить портфолио заново (и хорошо его разрекламировать). В списке ниже, перечислю все мысли по данному вопросу:

  • Частота обновлений - показатель стабильности, завершенности портфолио. Если нет, или почти нет, дня без правок, то портфолио составлено для широкой аудитории, и его цель проста - увеличение охвата. Цена его невысока, ценность отсутствует.
  • График обновлений - ошибочное явление в жизни фотографа. Появился ценный кадр и ему нашлось место в портфолио - хорошо; нет - повод трудиться дальше. Снимок в портфолио - не фиксированный результат, а доля везения.
  • Обновление портфолио - работа над качеством, а не количеством. Иногда, и ничего в этом страшного нет, добавляешь один кадр и убираешь три, портфолио уменьшается и появляются пустые файлы (речь о печати), но общая картина проясняется. Вот и цена.

Грамотные обновления выделяют «костяк», основу, - фотографии вне времени; показывают, притягивают внимание, подтверждают достижения, навыки и опыт автора. Такие фотографии приводят «своего зрителя», заказчика, которому нужен автор, а не его ценник.

Как отбирать снимки для обновлений

Мнение не догма, но может кому-то пригодится:

  • Игнорируйте моду, сезонные тренды. Сезон того… сезон этого… глупости и Instagram своими руками. Учитывайте ценности (не материальные) своего клиента и публикуйте фотографии вне времени, в которых: вы уверены, а заказчик - нашел себя.
  • Долговечность - основной критерий. Проходные снимки или кадры-зарисовки - это не то, что проживет годы. Не публикуйте их даже в соцмедиа, приучите себя видеть, и обсуждать только то, что не лишено смысла, ценности (в обход ценника).
  • Размещайте в портфолио снимки, которые успели забыть. Нравится снимок? Спрячьте его от себя на месяц, а лучше - полгода или год, чтобы ушли эмоции, чувства, мысли, с которыми сопряжен этот кадр. Спустя время, кадр интересен - публикуйте, нет - в урну его.

Вместо заключения

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

не громкие слова, а кроткая правда.

Дополнено 05.01.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

  • Отбор снимков позади, головная боль впереди - где разместить свое портфолио? Фотосайты - первое, что приходит на ум, но большинство из них […]
  • Обо мне – излюбленная тема в наши дни. Зачастую ей отводятся отдельные страницы сайта, журналов, личных пиар-презентаций. Так ли важно […]
  • Повод для написания статьи - желание дополнить, существующие в интернете, руководства по созданию сайта для фотографа. Основа […]
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то