Наличие сформированности внутренней позиции школьника. Становление внутренней позиции младшего школьника

Формирование

«внутренней позиции»

Школьника.

Составил

педагог-психолог

МОУ Прогимназия

Морозова Н.В.

2009

Маркс

Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (“Хочу в школу!”). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением , как новой серьёзной, общественно значимой деятельностью.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологи выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Личностная готовность к школьному обучению.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

Волевая готовность к школьному обучению.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом

Нравственная готовность к школьному обучению.

Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств. у детей формируется потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу.

Специфические особенности мышления дошкольника.

Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

Эмоциональная сфера и физическая готовность к школьным нагрузкам.

У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник может неадекватно реагировать на требования предъявляемые учителем. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии

И еще один фактор, влияющий на адаптацию ребенка – это его физическое развитие, энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденция к энергосбережению.

Влияние родительских установок на развитие внутренней позиции.

Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.

В декабре месяце была проведена диагностика учебной мотивации учащихся МОУ Прогимназии среди 1-4классов. С помощью «Беседы о школе» Т.А.Нежновой в 1классе было опрошено 25 учащихся, во 2 ом классе - 18 учащихся. По анкете Чуткиной «Оценка уровня школьной мотивации» были опрошены учащиеся 3-его класса – 21 человек, в 4 ом классе опрошено 20 учащихся.

При этом в 3ем классе 9(60%)детей из 15 имеющих нормальную мотивацию, имеют внешнюю мотивацию. В 4ом классе – 10(58%) из 17 детей имеющих нормальную мотивацию, имеют внешнюю мотивацию.

Сравнительная таблица учебной мотивации по классам Прогимназии г.Маркса

Сравнительная диаграмма учебной мотивации по классам Прогимназии г.Маркса

В частности была проведена дополнительная диагностика первоклассников с помощью теста личностных отношений, социальных эмоций и энергетического баланса. Был использован проективный тест «Домики». Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Результаты теста показали, что 5 детей или 24% испытывают компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Этим детям необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

В то же время, дети у которых оптимальная работоспособность, 33%, испытывают эмоциональную неустойчивость. Возможно, имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно(тревожность, неблагополучная эмоциональная атмосфера в семье, неадекватная самооценка).

Таким детям особенно, да и всем тоже нужна психологическая поддержка и подкрепление учителей и родителей. Что же такое психологическая поддержка и подкрепление.

Психологическая поддержка - один из при емов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоцио нальную сферу, закреплять положительные пере живания и состояния. Особо следует сказать о понятии, близком к «психологической поддержке», - «подкреплении».

Подкрепление - это стимул, предъявляемый пос ле конкретной деятельности и вызывающий повто рение и научение этой деятельности. Те ученики, которые хорошо успевают, нуждаются в меньшем количестве подкреплений, поэтому учителя охот нее занимаются с ними, нежели с другими. Из-за этого слишком много учащихся остается вне при стального внимания учителей. Психологическая поддержка ребенка в ситуации страха и тревожности должна со провождаться цепочкой подкреплений и реализовываться с помощью ободрения, сочувствия, одоб рения, опоры на кого-либо.

Ободрение достигается такими способами, как похвала, употребление ласковых слов, анонсирова ние, щадящие приемы, доброжелательный тон в общении, шутки, юмор.

Анонсирование. Оно чем-то напо минает репетицию предстоящего дей ствия. Учитель может заранее сообщить школьникам о предстоящей самостоя тельной или контрольной работе, про верке знаний. Но пре дупреждает не просто так. Смысл анонсирования - в предварительном об суждении того, что должен будет сделать ребенок: просмотреть план сочинения, прослушать вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к предстоящему ответу. Такая подготовка, особенно вместе с употребле нием ласковых слов, дает подверженным страхам детям психологическую установку на успех, придает уверенность в своих силах, тем самым снижается уровень школьных страхов

Щадящие приемы особенно хорошо применять в тех случаях, когда дети застенчивы и по этой при чине теряются у доски, не решаются выступать на сцене перед большим количеством людей. Вот некото рые из них:

  1. Сделать устное объявление классу о чем-либо.
  2. Раздать тетради или учебные пособия.
  3. Пройти через весь класс к столу учителя и показать, как выполнена работа.
  4. У доски с группой детей разыграть сценку.
  5. Объявить на классном празднике о начале концерта.

Юмор, шутки. К этому учителя относятся по-разному. Большая часть, к сожалению, считает, что на уроке не до шуток, поэтому они шутить не любят, да и не умеют. Педагоги-мастера не представляют себе общение с детьми без шуток и смеха, снимаю щих напряжение, тревогу и страх

Одобрение. Можно подкрепить ответ ученика реп ликами согласия: «Да, все это верно!», «Правиль но!»; ободрения: «Так, так, правильно, смелее, сме лее!» и одобрения: «Молодец, правильно!»; «Пре красно.»; «Отлично, твои успехи очень радуют!»

Эмоциональное поглаживание ~ способ выз вать положительные эмоциональные переживания неречевыми средствами: прикоснуться рукой к пле чу, погладить по голове, обнять и даже поцеловать. Конечно, в практической, повседневной работе учи тель не может целовать детей. Ни с гигиенической, ни с педагогической позиций это не принято. Но в отдельных случаях, особенно в ситуациях страха, когда ребенок испытывает сильное потрясение, до пустимо выразить таким образом любовь, ласку, сочувствие ребенку.

Сочувствие, сопереживание сопровождают каж дое слово, жест воспитателя в тот момент, когда он оказывает психологическую поддержку ребенку.

Опора на кого-либо в ситуации страха для де тей необходима. И очень важно, когда рядом оказываются взрос лые, умеющие их поддержать.

Лица учеников, в адрес которых высказывается одобрение или согласие, светятся радостью, они активно работают на протяжении всего урока. Те же ученики, на долю которых выпадают замечания, ра ботают еще хуже.

(раздаточный материал для учителей)

Советы учителю, как развивать внутреннюю позиции школьников и учебную мотивацию

1. Обеспечивайте у учеников ощущение продвижения вперед, правильно подбирая уровень сложности заданий. Задания должны быть ни слишком трудными, ни слишком легкими. Они должны быть посильными.

2. Обеспечивайте детям переживание успеха в учебной деятельности, заслуженно оценивая результат их деятельности. Оценивайте объективно их возможности и способности. Старайтесь не сравнивать одного ребенка с другими детьми, только - с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то, что ты!». Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать вашего ученика на собственное совершенствование.

  1. Используйте все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников с целью активизации их самостоятельного мышления; используйте исследовательский метод обучения: ставьте перед детьми проблемы, выдвигайте гипотезы, стройте предположения, экспериментируйте; проводите уроки в нетрадиционной форме
  2. Используйте личностно-ориентированное обучение: партнерский стиль общения, оригинальные формы сотрудничества детей друг с другом и с учителем.

5.Помните о воздействии на детей собственного авторитета и примера. Маловероятно, что учащиеся смогут получить полноценное образование у учителя, который прекрасно знает свой предмет, но тяготиться своей работой и не получает от нее удовольствие. «Учителя-источники» воспитывают «учеников-источников», «учителя-пешки» воспитывают «учеников-пешек».

  1. Сотрудничайте с родителями по повышению уровня школьной мотивации.
  2. Используйте развивающие методики обучения.
  3. Создавайте в классе предметно-развивающую среду.

9. Осторожно принимайте негативную информацию о ваших учениках от других учителей.

10.Используйте чувство юмора на уроках - это поможет вам и детям найти выход из сложных ситуаций.

11.Будьте последовательны в применении наказания, используйте наказание применительно к конкретному нарушению.

12. Уделяйте большое внимание созданию положительного эмоционального микроклимата, необходимого для создания и поддержания мотивации учения.

Советы родителям.

Ребенок идет в школу. Педагогические рекомендации и практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников и формированию внутренней позиции . Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Пробуждение.

  1. Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".

Если вы будите ребёнка, то делать это спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут".

Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали" ;

  1. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  2. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.

Выход в школу

  1. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая" : "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день. Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, пенал; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности: "Вот твой пенал" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам это делать".

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо» .Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся вечером, чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой". (Если ребенок забывает что-то положить в портфель, то лучше будет, если вы сначала вместе будете это делать, причем вечером. Следующий этап ребенок сам собирает портфель, а вы проверяете за ним. И если что-то забыто, напомнить об этом доброжелательным тоном. Если делать это систематически, то результат будет положительным. Ребенок научится сам собираться в школу, ничего не забывая). Это связано с тем, что произвольность функций и умение распределять время находится в стадии формирования. И этому тоже надо научиться.

Возвращение из школы

Не задавайте вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

"Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

  1. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

Домашние задания

  1. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимотдых (если есть возможность ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил.
  2. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным;
  3. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!" , похвала (даже если не очень получается)- необходимы. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то..." ;
  4. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи;
  5. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей;
  6. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
  7. Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

16. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

17. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым, обрести веру в себя

18. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка;

19. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

Пора спать.

20. Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

  1. Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить
  2. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную;

Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»

Цель: Уровень мотивации учения.

Вопросы к беседе.

  1. Что тебе нравится (не нравится в школе больше всего)? Что для тебя самое
    привлекательное, интересное в школе?
  2. Представь, что вечером мама скажет: «Ты у меня совсем маленький, а в школе
    очень трудно учиться. Хочешь я пойду к учителю и попрошу, что бы тебя из
    школы отпустили на месяц, неделю и т.д.?» Что ты ответишь маме?
  3. Представь, что тебя все-таки отпустили из школы. Что ты будешь делать, чем
    заниматься, ведь в школу идти не надо?
  4. Представь, что ты встретил во дворе мальчика (девочку), который в школу еще не
    ходит. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, что бы хорошо подготовиться к
    школе?» Что ты ему посоветуешь?
  5. Представь, что тебе предложили учиться так, что бы в школу не ходить, а наоборот
    к тебе приходила учительница домой. Ты согласился бы учиться дома?
  6. Представь, ваша учительница уехала в командировку, директор говорит: «Мы
    можем пригласить другого учителя или ваши мамы поочереди будут вас учить».
    Как ты думаешь, как будет лучше?
  7. Представь, что есть две школы. В первой школе каждый день бывают уроки
    письма, чтения, математики, а музыка, рисование, физкультура не каждый день. А
    во второй школе наоборот. В какой школе ты хотел бы учиться?
  8. В первой школе от учеников строго требуют, что бы они внимательно слушали
    учителя и делали все то, что он говорит, не разговаривали на уроках, а поднимали
    руку, если хотят что-то спросить или выйти. Во второй школе не делают
    замечаний. В какой школе ты хотел бы учиться?
  9. Представь, что в какой - то день ты старательно работал на все уроках и
    учительница сказала: «Сегодня ты учился особенно старательно, я хочу как - то
    отметить тебя за хорошее учение. Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или
    пятерку в дневник. Что бы ты выбрал?

Классификация ответов. Все ответы разделяются на две категории А и Б

В. .№1: уроки грамоты, счет - занятия по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

В. № 2: несогласие ребенка на «отпуск».

В.№ 3: учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.

В. № 4: содержательная сторона подготовки к школе - освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.

В. № 5: несогласие на обучение на дому.

В. № 6: выбор учителя.

В. № 7: выбор школы № 1.

В. № 8: выбор школы № 1.

В. № 9: выбор отметки.

В. № 1: дошкольные виды деятельности -уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а так же внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

В. № 2: согласие на «отпуск».

В № 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.

В. № 4: формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля и т.д.

В.№ 5: согласие.

В. № 6: выбор родителей.

В. № 7: выбор школы № 2.

В. № 8: выбор школы № 2.

В, № 9: выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер, то есть высокий уровень учебной мотивации. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения, то есть ребенок имеет внешнюю и игровую мотивацию.

Анкета Чуткиной «Оценка уровня школьной мотивации»

Вопросы анкеты.

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе
    хочется остаться дома?
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем
    ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие- нибудь уроки?
  5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
  6. Ты хотел бы чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  8. У тебя в классе много друзей?
  9. Тебе нравятся твои одноклассники?

Ответы оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла). Учащиеся, набравшие 25 - 30 баллов, характеризуются высоким уровнем учебной мотивации, 20 - 24 балла -средний уровень, 15-19 баллов - указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов -свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе.

Факторы, влияющие на формирование внутренней позиции Личностная готовность к школьному обучению Интеллектуальная готовность к школьному обучению Волевая готовность к школьному обучению Нравственная готовность к школьному обучению. Специфические особенности мышления дошкольника Эмоциональная сфера и физическая готовность к школьным нагрузкам Влияние родительских установок на развитие внутренней позиции

Сравнительная диаграмма мотивации 1-4 класс 2009-2010 уч.год

Что делать родителям и учителям?

Психологическая поддержка Это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния.

Подкрепление это стимул, предъявляемый после конкретной деятельности и вызывающий повторение и научение этой деятельности. Психологическая поддержка ребенка в ситуации страха и тревожности должна сопровождаться цепочкой подкреплений и реализовываться с помощью ободрения, сочувствия, одобрения, опоры на кого-либо.

Ободрение достигается такими способами, как похвала, употребление ласковых слов, анонсирова­ние, щадящие приемы, доброжелательный тон в общении, шутки, юмор. Анонсирование. Оно чем-то напоминает репетицию предстоящего действия. Учитель может заранее сообщить школьникам о предстоящей самостоятельной или контрольной работе, проверке знаний. Смысл анонсирования - в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать ребенок: просмотреть план сочинения, прослушать вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к предстоящему ответу.

Щадящие приемы особенно хорошо применять в тех случаях, когда дети застенчивы и по этой причине теряются у доски, не решаются выступать на сцене перед большим количеством людей. Вот некоторые из них: Сделать устное объявление классу о чем-либо. Раздать тетради или учебные пособия. Пройти через весь класс к столу учителя и показать, как выполнена работа. У доски с группой детей разыграть сценку. Объявить на классном празднике о начале концерта

Юмор, шутки. К этому учителя относятся по-разному. Большая часть, к сожалению, считает, что на уроке не до шуток, поэтому они шутить не любят, да и не умеют. Педагоги-мастера не представляют себе общение с детьми без шуток и смеха, снимающих напряжение, тревогу и страх Одобрение. Можно подкрепить ответ ученика репликами согласия: «Да, все это верно!», «Правильно!»; ободрения: «Так, так, правильно, смелее, смелее!» и одобрения: «Молодец, правильно!»; «Прекрасно.»; «Отлично, твои успехи очень радуют!»

Эмоциональное поглаживание - способ вызвать положительные эмоциональные переживания неречевыми средствами: прикоснуться рукой к плечу, погладить по голове, обнять и даже поцеловать. Конечно, в практической, повседневной работе учитель не может целовать детей. Ни с гигиенической, ни с педагогической позиций это не принято. Но в отдельных случаях, особенно в ситуациях страха, когда ребенок испытывает сильное потрясение, допустимо выразить таким образом ласку, сочувствие ребенку.

Сочувствие, сопереживание сопровождают каждое слово, жест воспитателя в тот момент, когда он оказывает психологическую поддержку ребенку. Опора на кого-либо в ситуации страха для детей необходима. И очень важно, когда рядом оказываются взрослые, умеющие их поддержать

Лица учеников, в адрес которых высказывается одобрение или согласие, светятся радостью, они активно работают на протяжении всего урока. Те же ученики, на долю которых выпадают замечания, работают еще хуже.

задатки одаренность способности талант Что у меня?

Как поддержать своего ребенка? Поддерживать, помогать, уважать – стремление к творчеству Помогать ценить в себе творческую личность Помнить – избыток опеки мешает творчеству Позволять ребенку заниматься своими делами

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПОДОБРАТЬ К КАЖДОМУ СВОЙ КЛЮЧИК ВСЕЛЯТЬ УВЕРЕННОСТЬ, НО НЕ САМОУВЕРЕННОСТЬ УВАЖАТЬ МНЕНИЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ ПРИУЧАТЬ НОРМАЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА НЕУДАЧИ ПООЩРЯТЬ ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ

Ребенок тоже личность!


Елена Самарина
Особенности формирования и коррекции внутренней позиции школьника начального звена

Ребёнок, поступая в школу и окунаясь в школьную среду , решает свои определённые задачи, реализует свои индивидуальные цели : развивает психику и личность в целом, социализируется, заводит новых друзей и получает много новой, полезной информации .

Новые условия, в которые ребёнка погружает школьная среда , являются основой для его развития по всем параметрам. Но эти же условия накладывают на деятельность ребёнка специфические ограничения и, тем самым, задают определённые пути к достижению желаемого. В следствии чего ребёнок развивается умственно, физически, психически и социально, исключительно по путям, определённым школьной средой .

Настоящая позиция школьника формируется не сразу и не так легко, как кажется. Её формирование , чаще всего, бывает затруднено в следующих случаях :

Когда дошкольник не умеет анализировать и ограничивать свои желания и самостоятельно преодолевать трудности, а школа требует постоянных усилий, то у него может возникнуть активное сопротивление учению;

Если дома ребёнка пугали не «Бабайкой» (к примеру, а школой : «В школе тебя ЗАСТАВЯТ вести себя хорошо» , «В школе тебя ВЫСМЕЮТ за такое поведение» , «Твою фотографию повесят на доску ПОЗОРА из-за твоей неряшливости» и т. п., то у него уже сформируется страх перед школой . Это может повлечь за собой активное нежелание учиться.

Бывают и противоположные случаи - ребёнку рисуют школьную жизнь в слишком радужных тонах : расписывают будущие успехи, увлекательные приключения, завораживающие знания и множество друзей. Столкнувшись с реальностью, ребёнок может очень сильно разочароваться. Это так же вызовет негативное отношение к школе .

Можно считать, что внутренняя позиция школьника сформирована правильно , если принадлежность к школе воспринимается ребенком, как его личная потребность. Он увлечён новой жизнью и каждый день желает скорее пойти в школу . Ребёнок постепенно отказывается от исключительно игрового способа времяпрепровождения . Таким образом, ребёнок проявляет положительное отношение к учебной деятельности. Новоиспечённому школьнику импонирует учение , как новая серьёзная и общественно значимая деятельность, в которой он принимает непосредственное участие.

Есть несколько видов готовности к школьному обучению , на основе которых выстраивается внутренняя позиция ребёнка :

Психологическая готовность;

Личностная готовность;

Интеллектуальная готовность;

Волевая готовность;

Нравственная готовность;

Специфические особенности мышления ;

Эмоциональная сфера и физическая готовность к .

Так же очень сильно влияние на формирование внутренней позиции школьника , оказывают родительские установки. Если требования родителей слишком высоки и нормальные среднестатистические успехи ребенка истолковываются ими как неудачи, а имеющиеся достижения оцениваются низко или не рассматриваются вовсе, то результат будет плачевным. Вследствие такого отношения, у ребёнка возрастает тревожность, понижается стремление к достижению успеха, снижается уверенность в собственных силах и формируется низкая самооценка . Часто родители увеличивают нагрузки, ежедневно дают ребёнку различные дополнительные задания или заставляют по несколько раз переписывать работы, выполненные не на «отлично» , для повышения имеющихся средних результатов. Это еще больше тормозит его развитие в целом и развитие внутренней позиции в частности .

Для коррекции нарушенной развития внутренней позиции школьника , вызванных по причине воздействия разных негативных факторов, психологам, педагогам и дефектологам рекомендуется составлять не индивидуальные коррекционные программы для всех учащихся начальных классов , а программы, предназначенные для детей с различным уровнем готовности к школе , с акцентуацией различных проблем. Такая программа хороша тем, что дети помогают друг другу в приобретении новых психологических навыков.

В данной статье предложен вариант коррекционной программы , направленной на создание социально-психологических условий для формирования позиции младших школьников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий.

Основными задачами данной программы являются :

1) Развитие познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе .

2) Развитие коммуникативных действий, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами.

3) Формирование личностных действий , на фоне позитивной «Я – концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности .

4) Формирование регулятивных действий.

5) Психотерапевтическая задача : оказание психологической помощи в осознании себя, своих возможных успехов и достижений, создание безопасной обстановки группового взаимодействия.

Игры, входящие в данную коррекционную программу , рассчитаны на 4 - 7 занятий (по растяжённости) . Каждое занятие, по продолжительности, рассчитано на 30 минут.

В первую очередь, проводим диагностику. Для начала необходимо определить характер внутренней позиции школьника . Для этого можно использовать «Беседу об отношении к школе » Т. А. Нежновой.

Далее выявляем общее эмоциональное отношение ребёнка к школе при помощи разработанной М. Р. Гинзбургом оригинальной методики. Данная методика содержит одиннадцать пар прилагательных, характеризующих человека с положительной и отрицательной стороны («хороший-плохой» , «чистый-грязный» , «быстрый-медленный» и т. п.).

Так же необходимо провести ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания - срисовывать письменные буквы и срисовывать несколько групп точек, т. е. работу по образцу.

Аналогичны предыдущему заданию на выявление школьной зрелости , такие методики, как :

Методика Н. И. Гуткиной «Домик» (дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв);

Задания А. Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» (и мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв) ;

Упражнения : Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера – «Графический диктант» и «Образец и правило» .

После проведения диагностики можно приступать к непосредственному проведению следующих коррекционных игр и упражнений .

«Офицер-солдат»

Ребёнок должен правильно выполнить команды «офицера» в пределах некоторого временного периода (например, начиная с какого-либо хода, дать устный отчет о выполняемых действиях, принять роль офицера. Очень важно для ребёнка в этой игре, уметь управлять игровой ситуацией.

«Пуговицы»

(схема) и реальном (манекен или кто-то из игроков) пространствах, правильно запомнить цвета и места расположения пуговиц. Выполнение заданий проходит в режиме соревнования. В итоге увеличивается объем памяти.

«Найди клад»

Ребёнок должен безошибочно сориентироваться в условном (план/карта) и реальном (кабинет/спортзал/школа ) пространствах; быстро найти клад. Очень важным умение будет самостоятельная фиксация плана помещения на листе бумаги и продолжительное сохранение в памяти. Развивает стремление детей к соревнованию и победе, через необходимость быстро и виртуозно спрятать клад, чтобы противник искал его как можно дольше и развитие пространственной ориентировки, через поиск клада, спрятанного противником.

«Ярмарка»

В ходе игры ребята выполняют ряд упражнений. За правильное выполнение каждого задания выдается фишка, цвет который соответствует типу задания. Это очень подвижная и весёлая игра. В ней должно поддерживаться хорошее настроение, через создание ситуации успеха.

«Цветной город»

1) Для развития пространственных отношений и соответствующей лексики ребятам предстоит работа с цветовой картой Города, районы которого окрашены в разные цвета, а пути нахождения объектов запутаны. В ходе игры ребенок приобретёт опыт свободной пространственной ориентировки в условном (на схеме) и в умственном планах, овладеет схематическим письмом.

«Весёлые спортсмены»

2) В ходе игры ребёнок должен заполнять наборы малых и больших контрольных листов, без ошибок соотносить нарисованного человека с его местонахождением в реальном (на карте) и в условном (на контрольном листе) спортзале, без ошибок использовать цвета, соответствующие какой-либо фигурке спортсмена. Это поможет формированию действий замещения : фигурка - схема - цвет.

«Школа для водителей »

С помощью данной игры происходит актуализация самостоятельных действий ребенка. В его памяти расширяется набор знаков дорожного движения и объектов. Так же у ребёнка улучшается память, что позволяет запоминать сложные маршруты и правильное их прохождение (по знакам) .

Список использованной литературы :

1. Андрущенко, Т. Ю. Кризис развития ребенка семи лет : психодиагностическая и коррекционно -развивающая работа психолога : Уч. пос. для студентов вузов / Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова. – М.: Академия, 2003. - 96 с.

2. Гуткина, Н. Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению / Н . Н. Гуткина // 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МГППУ, 2002. - 68 с.

3. Нежнова, Т. А. «Внутренняя позиция школьника » - понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. трудов / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: АПН СССР, 1991. - С. 51 - 62.

Дополнительная литература для ознакомления по данной проблеме :

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 400 с.

2. Венгер, Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л . А. Венгер. - М.: Просвещение, 2009. - 289 с.

3. Гуткина, Н. Н. Стимульный материал к «Диагностической программе по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению ».

Мотивация учения. Трудности, возникающие у ребенка в школе, могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника (4; 5). Показано,. что учебная деятельность протекает успешно, если она побуждается как мотивами, идущими от самой учебной деятельности, так и мотивами, вызываемыми позицией школьника.

У детей со сформированной позицией школьника занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются. Распространены, однако, случаи, когда у детей (особенно в первых классах, но нередко и позднее) более сильными остаются игровые мотивы. Это проявляется, в частности, в том, что во время выполнения заданий ребенок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре он может быть очень сосредоточенным.

Для формирования у таких детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа. В зависимости от особенностей развития ребенка школьный психолог может порекомендовать учителю, например, строить отношения с ребенком во многом по типу дошкольных, с опорой на непосредственный эмоциональный контакт. Особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы. Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники. Как упоминалось выше, известный американский психолог Эриксон в качестве центрального новообразования младшего школьного возраста выделяет именно чувство компетентности (или при искаженном развитии - неполноценности). Стимулирование мотива компетентности является важным фактором формирования личности в этот период.

Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, когда он активно сопротивляется учению. Практика показывает, что это чаще всего бывает в трех случаях.

·Во-первых , когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на "отказ от усилия". Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.

·Во-вторых , активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой ("Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!").

·И наконец, в-третьих , у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе. Наиболее сложными при этом являются такие случаи, когда нежелание учиться возникает на фоне общей педагогической запущенности ребенка. Все эти случаи требуют индивидуального анализа и не только педагогической, но и психологической коррекционной работы.



Последнее, на чем следует остановиться, говоря о мотивации учения, касается действенности внутренней позиции школьника. Известно, что к концу младшего школьного возраста, а часто и раньше мотивационная функция внутренней позиции как бы исчерпывается, она теряет свою побудительную силу. Другими словами, выполнение обязанностей школьника теряет свою непосредственную привлекательность и становится нудной и подчас неприятной обязанностью.

Объясняя этот феномен, известный советский психолог Л.И. Божович отмечает, что первоначально ребенок выполняет свои школьные обязанности подобно тому, как ранее выполнял правила роли, взятой на себя в игре. Желание быть на уровне тех требований, которые к нему предъявляет позиция школьника, является непосредственно более сильным, чем все остальные. Эта "детская произвольность" исчезает тогда, когда ребенок привыкает к позиции школьника, и переживания, связанные с ней, теряют свой непосредственный позитивный эмоциональный заряд. На месте этой "детской произвольности" должен сформироваться более высокий тип произвольности, отвечающей особенностям учебной деятельности как повседневной обязанности ребенка, причем деятельности, все более усложняющейся. Однако, как уже отмечалось выше, специальной работы по формированию такого более высокого типа произвольности в школе обычно не проводится, он складывается стихийно, далеко не у всех учеников, часто заменяется стереотипным приспособлением к школьным условиям и заданиям.

Функцией школьного психолога в плане развития у детей этого более высокого уровня произвольности, помимо тех развивающих занятий, о которых говорилось выше, может являться консультирование учителей и родителей по формированию у детей умения преодолевать непосредственно более сильные желания ради менее сильных, но социально более значимых, действовать в соответствии с принятым намерением, поставленной перед собой целью, по развитию тех качеств личности, которые могут являться основой волевого поведения.

Глава 2. Основные направления работы с младшими школьниками (А.М. Прихожан)

Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей, не позволяет всем учащимся сразу же успешно овладевать школьной программой. Поэтому задача школьного психолога в совместной работе с учителем - создать благоприятные условия для развития каждого ребенка, обеспечить с первых же дней его пребывания в школе индивидуальный подход к нему. Но осуществление последнего требует хорошего знания особенностей развития детей. В связи с этим психологу следует познакомиться с будущими первоклассниками уже на этапе записи их в школу.

Зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание соответствующих тестов, в работах же советских психологов Л.И. БожовичиД.Б. Эльконина содержится глубокая теоретическая проработка вопросов психологической готовности к школе с точки зрения содержательного обоснования необходимого и достаточного низшего уровня актуального развития первоклассника.

Внутренняя позиция школьника и мотивы учения

В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями" (Л.И. Божович, 1972, с. 23 - 24).

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренней позицией школьника" (1968). Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Но следует заметить, что и "внутренняя позиция школьника", и широкие социальные мотивы учения - явления сугубо исторические. Дело в том, что существующая в нашей стране система общественного воспитания и обучения предполагает несколько ступеней взросления: 1) ясли, детский сад - дошкольное детство; к детям относятся как к малышам; 2) школа - с поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни; именно такое значение придается школе в нашем обществе; 3) высшая школа или работа - взрослые люди. Таким образом, школа является связующим звеном между детством и взрослостью, причем если посещение дошкольногс учреждения является необязательным, то посещение школы до сих пор было строго обязательным, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному как для ребенка, так и для окружающих его взрослых.

Внутренняя позиция школьника

отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации.

В целом внутренняя позиция как психологическое образование характеризует точку зрения человека относительно определенных ситуаций и обстоятельств его жизнедеятельности, вызывая определенные эмоциональные переживания как положительного, так и отрицательного характера. Внутренняя позиция школьника проявляет образ ученика, процесса обучения и всего, что с ним связано, а также школы в целом, сформировавшийся в сознании ребенка или подростка, включенного в учебную деятельность. Таким образом, в зависимости от того, каков модус отношения к учебным занятиям, можно судить о сформированной или несформированной позиции школьника.

Процессуально формирование внутренней позиции школьника связано с принятием или отвержением тех правил и требований, которые предъявляет к ребенку образовательная среда и его статус ученика. Период ее развития приходится на начальную школу и в первую очередь на первый год обучения. Л. И. Божович отмечает, что первоначально ребенок выполняет свои школьные функции подобно правилу той роли, которую брал на себя в игре. Желание быть на уровне тех требований, которые к нему предъявляет образовательная среда, является более сильным, чем остальные. Эта «детская произвольность» со временем исчезает, когда ребенок привыкает к позиции школьника. На ее месте должен сформироваться более высокий тип произвольности, отвечающий специфике учебной деятельности как повседневной обязанности ребенка, причем деятельности все более усложняющейся.

У ребенка со сформированной позицией школьника учение и осознание себя учащимся вызывают положительные эмоциональные переживания, а игры и занятия дошкольного периода теряют свою привлекательность. Школьник дорожит своей новой ролью, гордится теми учебными обязанностями, которые на него возложены, понимает всю ответственность и важность учебной деятельности. В случае, если внутренняя позиция школьника не была сформирована или потеряла свою привлекательность, побудительную силу, выполнение обязанностей школьника становится обузой, нудной и подчас неприятной ношей.

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Позиция Позиция – место, выбранное для боя. Она должна удовлетворять следующим основным условиям: 1) отвечать составу занимающего ее отряда; 2) по своей длине соответствовать силе отряда; 3) иметь обеспеченные от охвата фланги; 4) местность впереди ее должна способствовать

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОГ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги автора

Позиция При передвижении по скоростным автострадам удобнее всего голосовать на выезде с автозаправочной станции, возле турникета, где водители платят за проезд, или перед знаком «въезд на автостраду». Именно здесь чаще всего встретишь голосующих, а заглянув на

Из книги автора

Позиция Остановимся на одной основной, так называемой «европейской» позиции, или еще ее называют положением боксера. На первый взгляд, эта позиция может показаться достаточно сложной, но у нее есть простые ориентиры. Название говорит само за себя – «положение боксера».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то