Гигиенические требования к организации внеурочной деятельности. Педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы

Обязаны ли учащиеся общеобразовательных школ участвовать во внеурочной деятельности?

Согласно Письму Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 все учащиеся общеобразовательных школ без исключения обязаны посещать внеурочные занятия.

Информация предназначена для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

  • Педагог дополнительного образования
  • Менеджмент в образовании
  • Педагог-организатор
  • Государственное и муниципальное управление

Внеурочная деятельность учащихся что это такое? в соответствии с ФГОС

В нормативной базе имеются некоторые противоречия. В главном законе об образовании указывается на добровольность внеурочной деятельности. Согласно действующему закону «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г 273-ФЗ) образовательные организации разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствие с ФГОС.

ФГОСы утверждены следующими нормативными актами:

  • ФГОС начального общего образования - приказом Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 г. N 373;
  • ФГОС основного общего образования - приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. N 1897;
  • ФГОС среднего общего образования - приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. N 413.

Согласно этим стандартам основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Соответственно организационный раздел программы (начальной школы, неполной средней школы, полной средней школы) должен состоять из учебного плана и плана внеурочной деятельности. Эти ФГОСы указывают, что посещение внеурочных занятий для учащихся является добровольным, согласно сделанному выбору участниками образовательных отношений.

п. 1 ч. 1 ст. 43 «Закона об образовании» гласит, что учащиеся обязаны посещать занятия, предусмотренные учебным планом. Внеурочные занятия не предусмотрены учебным планом. Соответственно посещение внеурочных занятий не обязательно.

Внеурочные занятия в соответствии с СанПиНом

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) также указывает, что внеурочная деятельность организуется с учащимися на добровольной основе.

В этом СанПиНе имеются ограничения, которые касаются именно занятий по учебному плану: занятия не могут начинаться ранее 8 часов утра, запрещён седьмой урок. Поэтому в некоторых школах под видом внеурочных занятий проводятся занятия, которые вносятся в общее расписание: нулевой урок, седьмой урок. Посещение таких занятий для учащихся при этом остаётся обязательным.

Методические рекомендации Минобрнауки от 18 августа 2017 г. N 09-1672 "О внеурочной деятельности"

Несмотря на вышесказанное, существует ведомственный нормативно-правовой акт, а именно Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 "О направлении методических рекомендаций", где говорится, что участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. Отвечая на вопрос об обязательности внеурочной деятельности для учащихся общеобразовательных школ, Минпросвещения указал на пункт в законе "Об образовании", который обязывает всех выполнять требования по освоению образовательных программ, в том числе и плана внеурочной деятельности.

Ответ Министерства просвещения РФ по поводу обязательности внеурочных занятий

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ в своём письме от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 еще раз повторил, что план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению.

Также ведомство указывает на статью 43 273-ФЗ «Об образовании», где сказано, что учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Также чиновники подчёркивают, что планы внеурочной деятельности призваны обеспечивать учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей.

    Скачать Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 "

Внеклассная и общественная работа детей и подростков по своему существу является внешкольной работой, проводимой в отличие от последней не в специальных внешкольных и иных учреждениях, а в самой школе и под непосредственным её руководством. Во многом внеклассная работа совпадает с внешкольной, и в отношении их форм и видов между ними нет резких граней.

Внеклассная работа весьма широка и разнообразна в своих формах и видах. Сюда относятся: 1) всевозможные формы физкультурно-массовой работы, игры, спортивные развлечения, туристические походы и краеведческие прогулки и пр.; 2) кружковая работало различным областям науки, литературы, искусства и техники; 3) детские утренники, литературно-художественные вечера для учащихся старших классов, киносеансы во внеучебное время, посещение музеев и пр. Этими формами и видами не ограничивается внеклассная работа среди детей и подростков. При проведении этих форм и видов внеклассной работы следует пользоваться принципом разнообразия, смены одних видов работы другими и соблюдения известной дозировки, так как при этом обеспечивается сохранение сил детей и подростков и таким образом предупреждается их утомление.

Кружковая работа в большинстве случаев связана с некоторым напряжением сил детей и подростков. Особенно это относится к таким кружкам, занятия которых проводятся в закрытых помещениях и работа, в которых требует от детей и подростков известных усилий (кружки моделирования, радио, фото, рукоделия, драматический и т. п.). Кружковые занятия следует устраивать по преимуществу в старших классах и, как правило, не чаще одного, в крайнем случае - двух раз в неделю. При этом продолжительность такого занятия не должна превышать 50-60 минут. Как правило, каждый учащийся может заниматься лишь в одном кружке и в виде исключения (при условии наличия отличных и хороших оценок учебных занятий) - в двух. В противном случае неизбежна перегрузка детей и подростков кружковой работой, при которой имеет место нарушение нормального режима дня и. значительное утомление детей и подростков.

В младших классах участие детей в кружках допустимо лишь в отношении некоторых видов занятий, не вызывающих большого их утомления и связанных с их интересами (например, кружки пения, драматический, ручного труда и пр.). При этом занятия такого кружка могут происходить не чаще одного - двух раз в две недели, а продолжительность самого занятия не должна превышать 35-40 минут. В младших классах ребёнок может заниматься лишь в одном кружке, и никаких исключений из этого правила допускать не следует.

В гигиеническом отношении мы отдаём преимущество кружкам физической культуры и подвижных игр в младших классах и кружкам физической культуры и спорта - в старших. Занятия в этих кружках являются одним из наиболее действенных средств отдыха и укрепления здоровья детей и подростков лишь в тех случаях, когда соблюдаются известная мера и необходимые предосторожности. В некоторых школах в старших классах физкультурный кружок разделяется на ряд секций в зависимости от вида занятий и спорта (например, баскетбольную, волейбольную, лыжную, конькобежную и др.).

Занятия в физкультурных кружках также должны быть нормированы во времени и нагрузке, так как чрезмерное одностороннее увлечение каким-либо одним видом спорта не безвредно для здоровья и может вызвать значительное расстройство организма и нанести непоправимый вред юношескому сердцу. Занятия в таких кружках должны иметь продолжительность в старших классах не более 1-1,5 часа. В физкультурно-игровых кружках в младших классах продолжительность занятий не должна быть более 40-50 минут при условии соблюдения установленных возрастных норм и обязательных перерывов - пауз для отдыха. Последнее, впрочем, обязательно и в отношении кружковых занятий в старших классах.

Наряду с правильной в гигиеническом отношении организацией и проведением внеклассной работы среди детей и подростков необходимо обращать внимание на нормирование их общественной работы . Одним из основных гигиенических требований в этом направлении является то, чтобы учащийся имел в каждый данный отрезок времени не более одной постоянной общественной обязанности в школе или пионерском отряде, так как в противном случае возможна односторонняя перегрузка одних учащихся за счёт недогрузки других.

В целях предупреждения утомляемости детей и подростков полезно выделение для каждого класса школы определённых дней общественной работы. При этом необходимо учитывать общую учебную нагрузку учащихся на каждый день, не допуская проведения в один и тот же день внеклассной и общественной работы. Следует также зорко следить за тем, чтобы количество детских собраний и заседаний было сведено до минимума и чтобы строго была регламентирована продолжительность каждого собрания учащихся. Одним из основных требований при проведении общественной работы детей и подростков является равномерное распределение её во времени так, чтобы каждому учащемуся, особенно младших классов, приходилось участвовать не более чем на одном заседании (сборе) в течение 1-2 недель.

Детские собрания лучше всего проводить в виде живых бесед. Собрания (сборы) детей и подростков должны вестись в доступной и занимательной для них форме.

Ни в коем случае нельзя допускать таких видов общественной работы детей и подростков, которые не безопасны для их здоровья и могут вызвать те или иные заболевания. Так, например, нельзя разрешать детям и подросткам сбор утиля, поскольку это не безопасно с точки зрения занесения инфекции и возможности травматизма (порезы, ушибы и т. п.). В равной мере нельзя посылать детей и подростков к своим больным товарищам на квартиру для выяснения состояния их здоровья или причины отсутствия их на занятиях в школе, так как в этом случае возможно заражение инфекционной болезнью.

Необходимо помнить, что дети и подростки в психофизическом отношении неодинаковы. То, что совершенно безвредно и даже полезно для одного ребёнка или подростка, особенно если он вполне здоров и физически развит (например, работа по приведению в порядок школьного земельного участка, работа на огороде и т. п.), может оказаться не безвредным для здоровья другого, имеющего ослабленный организм или страдающего тем или иным заболеванием, которое на первый взгляд может быть незаметным для учителя. В связи со всем вышесказанным особенно важно при распределении общественной работы среди детей и подростков принимать во внимание и строго учитывать возраст каждого учащегося в отдельности, его интересы, индивидуальные способности, успеваемость в школе, а также физическое и нервно-психическое развитие и состояние его здоровья. В этом деле особенно существенна роль школьного врача как консультанта, учителей и пионервожатых.

Одним из видов общественной работы детей и подростков является участие их в помощи учителям и родителям в создании санитарно-гигиенических условий в школе и семье. В этом направлении дети и подростки многое могут сделать, принимая участие в порядке общественной работы в школьной организации Красного Креста.

Весьма существенным требованием школьной гигиены к внеклассной и общественной работе детей и подростков является то, чтобы она не проводилась сразу по окончании уроков, так как дети и подростки ещё утомлены и нуждаются в восстановлении своих сил. Занятия внеклассной и общественной работой следует допускать после того, как они пообедали и отдохнули на свежем воздухе, и после того, как они приготовили заданные на дом уроки. Однако дать единое решение этого вопроса нельзя, так как при двухсменных занятиях школы различно время как для приготовления уроков, так и для внеклассной и общественной работы учащихся. Во всяком случае внеклассная и общественная работа детей и подростков, как правило, не должна предшествовать учебным занятиям в школе и приготовлению заданных им на дом уроков, которые требуют от учащихся затраты значительных сил.

К числу важных гигиенических требований к внеклассной и общественной работе детей и подростков относится и то, чтобы учащиеся значительную часть этой работы проводили на свежем воздухе. С этой целью чрезвычайно полезны такие виды внеклассной работы, как занятия подвижными и спортивными играми, разными видами физической культуры и спорта, прогулки, экскурсии и туристические мероприятия.

Тема.Педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеклассной работы

Цели: создать условия для усвоения студентами основных педагогических и гигиенических требований для организации учебного процесса.

Педагогические требования к организации процесса обучения

Время проведения внеклассных занятий – от 20 до 40 минут.

Внеклассные занятия имеют свою структуру:

1.Организационный момент

2. Вступительная беседа

4. Итог занятия

5. Рефлексия

Требования к внеклассному занятию можно разделить на 3 группы:

1. Дидактические требования

Четкое определение места занятия согласно плану воспитательной работы,

Соответствие содержания возрастным особенностям учащихся,

Учет принципов целостного педагогического процесса,

Выбор методов и более эффективных средств и приёмов воспитания,

Наличие межпредметных связей,

Разнообразие форм занятий и методов педагогического воздействия,

Систематичность занятий

2. Воспитательные и развивающие

Формирование памяти, внимания и мышления школьников,

Воспитание нравственных качеств личности,

Развитие познавательного интереса и мотивов,

Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

Развитие творческих способностей,

3. Организационные требования

Наличие продуманного плана проведения занятия,

Чёткость проведения занятия (в соответствии со структурой урока),

Создание рабочей дисциплины,

Использование разнообразных средств воспитания,

Завершённость занятия, его гибкость и подвижность.

Кроме того:

  • Обращение к учащемуся должно быть уважительным;
  • Учитель вырабатывает спокойный, сдержанный тон. Регулирование поведения учащихся достигается взглядом, изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами;
  • Категорически запрещается крик, оскорбление ученика. Их альтернатива – спокойное требование, спокойный тон, выдержка.
  • Учитель не имеет право удалять учащихся с занятий, не может не допускать опоздавших до занятий.

Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается".

Закон РФ «Об образовании», ст.15, п.6)

Комментарий:
Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.

Формами психического насилия являются:

  • угрозы в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • необоснованная систематическая критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

(Комментарий к Закону РФ "Об образовании")

"Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или), психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника) является основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации".

(Закон РФ "Об образовании", ст.56)

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

1. Размещение учеников и мебели в кабинете .

В учебных кабинетах объемной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов 1. между рядами парт (столов) и стенами.

При этом должно выдерживаться следующее расстояние:

От наружной стены до первого ряда парт (столов) - не менее 0,5 м;

От внутренней стены до третьего ряда -0,5 м;

От задней стены до последних парт (столов) - 0,65 м;

От классной доски до первых парт (столов) -2м;

от классной доски до последней парты (стола) - не более 8 м;

Между рядами - 0,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров. Ученики должны рассаживаться за парты строго согласно цветовой маркировке

Размеры мебели иее маркировка*

Рассаживание учащихся должно проводить учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.

На первых партах должны сидеть дети ниже других по росту, на последних – самые высокие. Слабовидящие и слабослышащие дети должны сидеть на первых двух партах, неза­висимо от их роста. Часто болеющие дети не должны сидеть в крайнем ряду (у окна). Необходимо менять местами (минимум два раза в год) детей, сидящих в крайних рядах.

Не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту. При оборудовании учебных помещений для учащихся шестилетнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

Поверхность классной доски должна быть ровной. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см.


Похожая информация.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

города Серпухова Московской области

Учитель английского языка

Филипенко И.М.

Серпухов 2017

Требования к организации внеурочной деятельности

Задача школы нового поколения: создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное действие.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий. Так же отмечено, что часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течении учебной недели, так и в период каникул, в выходные дни и нерабочие праздничные дни, а так же, что «внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений».

Требования стандартов к организации внеурочной деятельности школьников:

Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю.

Школа сама вправе определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.

Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Особенности внеклассной работы находят свое отражение в методических требованиях к их содержанию.

К таким требованиям можно отнести следующее:

1. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть двусторонней. Внеклассная работа опирается на работу в классе. Внеклассные занятия иностранным языком основываются, как известно, на владении навыками и умениями, созданными на уроках иностранного языка, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались этими навыками и умениями возможно полно, одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с условиями и особенностями внеурочной работы. Внеклассная работа, таким образом, может оказать положительное воздействие на учебную деятельность учащихся на иностранном языке.

Наиболее полная реализация этого методического требования возможна при соблюдении ряда условий.

Во-первых, тематика учебного языкового материала и последовательность его изучения должна позволять использовать его не только на уроках, но и во внеурочной работе, разумеется, по-иному комбинируя и варьируя его.

На этой базе возможно проведение массовых школьных мероприятий на иностранном языке. Разумеется, введение определенного количества нового языкового материала неизбежно и даже желательно, потому что этот материал позволяет улучшать содержательную сторону речевой деятельности и тем самым существенно обогащать индивидуально-речевой опыт учащихся в иностранном языке, но не перегружая.

Вторым условием реализации органической связи учебной и внеклассной работы является заинтересованность учащихся, информативность содержания, привлекательность форм внеурочной работы.

Материал, используемый на внеклассных занятиях при подготовке массовых мероприятий, должен быть интересным, познавательным, развивающим. Он должен учитывать индивидуальности, склонности и уровень подготовки учащихся по языку.

2. Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений в соответствующих видах работы (например, в кружках, массовых мероприятиях).

Без этого невозможно выполнение следующего третьего требования.

3. Целенаправленность и регулярность внеклассных занятий в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: еженедельная, ежедневная, ежемесячная, один раз в полугодие, год.

4. Массовый охват учащихся разными видами внеурочной работы является одним из средств усиления ее воздействия на учащихся.

Вряд ли стоит доказывать необходимость и важность внеклассной работы по иностранному языку. Справедливо отмечается, что авторитет предмета, престиж иностранного языка находятся в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе. Возможно, поэтому во многих школах страны данному виду внеурочной деятельности уделяется достаточное внимание.

В преподавании школьных предметов внеурочная и внешкольная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой каждого предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Чтобы привлечь учащихся к творческой внеклассной работе, необходимо обеспечить их увлекательным материалом страноведческого, литературоведческого, игрового характера. Массовые формы внеклассной работы имеют при этом огромное значение. Особенно большую роль играют недели иностранного языка, включающие различные вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы и т.д.

Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой сферы.

Особенности организации внеурочной деятельности в системе образовательного процесса в соответствии с ФГОС

Одной из причин применения ФГОС стало то, что в последние годы резко обозначилась проблема недостаточного соответствия качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям работодателей, общества. При этом основная проблема состоит не в недостатке у выпускников знаний, умений и навыков, а специфического умения исполнять необходимые обязанности, связанные со степенью сформированности тех или иных компетенций как личностных, так и профессиональных. Появился термин «учёная беспомощность».

Социализация ребёнка в настоящее время признаётся в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребёнка в современной социальной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.

Требования к организации внеурочной деятельности по ФГОС

Задача школы нового поколения - создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение ребёнка в самостоятельное общественное действие.

Особенности организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

При организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении наполняемость каждого класса не должна превышать 25человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательными учреждениями могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Требования стандартов к организации внеурочной деятельности школьников:

Внеурочная деятельность включается в вариативную часть базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю.

Школа сама вправе определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.

Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Художественное творчество

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Трудовая (производственная) деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане образовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального значения и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетенции и социокультурная идентичность.

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.

Согласно требованиям ФГОС учителю необходимо в образовательном процессе применять разнообразные формы деятельности учащихся, с внедрением инновационных технологий. Для этого в первую очередь нужно использовать внутренние ресурсы образовательного учреждения – библиотечный фонд, Интернет-порталы, мультимедийное оборудование. Во внеурочной деятельности наряду с традиционными кружковыми, секционными формами занятий организовывать конференции, школьные научные общества, диспуты, соревнования. Для взаимодействия школьника с социальными субъектами за пределами школы (в открытой общественной среде) необходимо организовывать социальную добровольческую деятельность, экскурсии вовлекать детей в конкурсную деятельность различных уровней.

Работа учителя с каждым годом становится всё напряженней. Требования к образованию возрастают со стороны общества и государства. Это отражено и в Послании президента Федеральному Собранию. Поэтому учителю необходимо перестроится в организации образовательного процесса согласно требованиям ФГОС нового поколения и при этом повысить качество образования, обеспечить социализацию учащихся и воспитать в них потребность в постоянном саморазвитии.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком всех уровней результатов.

Внеурочная деятельность по определённому направлению также способствует опережающему обучению. Так, например, внеурочная деятельность по программе «Домашний мастер» даёт возможность детям уже в начальной школе изучать свойства конструкционных материалов, знакомит с физическими понятиями плотность, влажность, упругость, теплопроводность. Ученики обретают навыки применения различных инструментов при выполнении технологических операций.

Внеурочная деятельность спортивного направления «В спортзал за здоровьем» приобщает детей к активным видам отдыха, здоровому образу жизни. Уже в раннем возрасте ученики осваивают различные приёмы спортивных игр. И уже имеются скромные результаты. В районных соревнованиях по мини- футболу заняли второе место, уступив лишь воспитанникам детской спортивной школы.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, создать комфортные условия, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то