Есть ли дети у сергея королева. Королев. Разработка ракетного вооружения

Королёв Сергей Павлович (1907-1966) – крупнейший советский инженер-конструктор в области космического кораблестроения, академик Академии наук СССР, учёный. Занимался практической космонавтикой, разрабатывал, испытывал и внедрял ракетно-космическую технику и ракетное оружие в СССР, был инициатором и руководителем запуска человека в космос и первого искусственного спутника Земли. Герой Социалистического Труда (дважды), Лауреат Ленинской премии.

Детство

Серёжа появился на свет 12 января 1907 года в Житомире (тогда городок принадлежал Российской империи, сейчас это Украина).

Его папа, Королёв Павел Яковлевич, 1877 года рождения, родом был из Могилёва, преподавал русскую словесность. Образование получил в Нежинском историко-филологическом институте, где и встретил свою будущую супругу.

Мама, Москаленко Мария Николаевна, 1888 года рождения, родом была из купеческой семьи города Нежина Черниговской губернии, также занималась преподавательской деятельностью.

Серёже было около трёх лет, когда Королёвы переехали в Киев, но совместная жизнь родителей не сложилась, папа ушёл из семьи. И тогда мама отправила его в Нежин, где за воспитание мальчика взялись дедушка Москаленко Николай Яковлевич и бабушка Мария Матвеевна, они безумно любили внука.

Серёже было четыре года, когда он первый раз наблюдал полёт человека на аэроплане. Это случилось в 1911 году в Нежине, когда в город прилетал русский лётчик Уточкин. Мальчик и так рос впечатлительный, а пилот и аэроплан ещё больше потрясли его.

Когда Сергею было восемь лет, мама снова вышла замуж за инженера Баланина Григория Михайловича, забрала сына у бабушки с дедушкой и увезла в Киев. Здесь в 1915 году мальчик начал обучаться на подготовительных курсах гимназии.

Учёба

В 1917 году семья переехала на родину отчима в Одессу, где Серёжа начал заниматься в первом классе гимназии. К сожалению, вскоре учебное заведение было закрыто, и маленький Королёв около четырёх месяцев посещал единую трудовую школу. Дальнейшее образование он получил дома, занятия с ребёнком проводили мама и отчим, Григорий Михайлович имел не только инженерное образование, но ещё и педагогическое.

Среди всех предметов и наук Сергей отдавал предпочтение техническим, особенно его интересовала авиационная техника. В 1921 году в Одессе был организован отряд гидросамолётов. Королёв мог часами смотреть, как они совершают полёты над морем. Тогда у мальчика зародилась цель – полетать в небе на таком же самолёте.

А потом юный Королёв случайно познакомился с Василием Долгановым, который работал в гидроотряде механиком. Мужчина копошился в моторах, объяснял мальчишке, что к чему, а тот жадно ловил каждое слово. Быстро изучив теорию, Сергей приступил к практике, всё лето с утра до вечера он пропадал в гидроотряде, помогая механикам в предполётной подготовке самолётов. Вскоре для всех лётчиков и механиков Сергей стал безотказным, незаменимым помощником.

В 1922 году Королёв поступил в профессиональную строительную школу, где проучился два года, посещая различные курсы и кружки. Особенно часто он пропадал в школьной столярной мастерской, где ребята изготавливали из дерева различные изделия и модели. Эта школа дала ему огромный опыт, который пригодился Королёву, когда он начал строить не деревянные, а настоящие планеры. Сергей настолько прилежно занимался, что однажды его классная руководительница сказала матери: «Ваш парень с царём в голове».

Авиационное общество

В 1923 году в Одессе создали Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей одним из первых записался в общество и в созданный при нём планерный кружок. К этому времени Королёв уже успел один раз подняться в воздух в гидросамолёте с командиром корабля, которого механик Долганов уговорил взять с собою юношу.

Сергей уделял обществу ОАВУК почти всё своё время. Совсем скоро он уже стал лектором по ликвидации авиационной безграмотности, делился с рабочими своими знаниями по планеризму и истории авиации. Причём сам он этому нигде специально не обучался, всё почерпнул из книг. В строительной школе у него был преподаватель Готлиб Карлович Аве, который вёл свои уроки только на немецком языке. Отлично владел этим языком и отчим Сергея. Так что Королёв выучил немецкий в совершенстве и читал на этом языке книги по авиации.

Однако после окончания строительной школы нужно было получать серьёзную профессию. Его трудовой стаж начался в шестнадцать лет. Некоторое время Королёв работал плотником, перекрывая черепицей крыши. Довелось ему потрудиться и на производстве за станком. Родителям он заявил: «Я буду строить… Но только самолёты» . Мама была против такого выбора сына, а отчим Серёжу поддержал. Надо сказать, что с Григорием Михайловичем у пасынка сложились замечательные отношения, он находил у него поддержку по любому вопросу.

Институты

В семнадцатилетнем возрасте Сергей разработал проект безмоторного самолёта К-5. Его изобретение официально приняла компетентная комиссия и рекомендовала к постройке. Королёв решил продолжить обучение в Москве в Военно-воздушной академии. Но туда принимали только с восемнадцати лет и после службы в Красной Армии. Так как ни того, ни другого Сергей не имел, то поехал в Киев, где стал студентом политехнического института. Он поступил на факультет авиационной техники.

Учёбу приходилось совмещать с работой, чтобы можно было сводить концы с концами. Парень вставал в пять утра, бежал в редакцию за газетами, а потом разносил их на Соломенке, так зарабатывал восемь карбованцев. Приходилось столярничать, снова вспоминать работу кровельщика и грузчиком подрабатывать.

Тем не менее Королёв находил ещё время на существующий в институте планерный кружок. Здесь он трудился увлечённо и часто оставался в мастерской на всю ночь, засыпая под утро на куче стружек. Довольно быстро он прослыл мастером на все руки, многие его разработки участвовали в международных конкурсах.

После двух лет учёбы в Киевском институте Королёв перевёлся в Москву в ВТУ имени Баумана, к этому времени в столицу переехали мать с отчимом. Сергей начал обучение в специальной вечерней группе по аэромеханике, наряду с этим продолжал изобретать, строить, ловить каждое новое веяние в авиации:

  • 1926 год – вступил в студенческий Академический кружок имени Жуковского Н. Е., где лекции читали учёные и знаменитые инженеры.
  • 1927 год – Королёв был зачислен в Московскую планерную школу, где много летал, осваивая новые планеры. В этом же году он познакомился с трудами Циолковского, после чего увлёкся ракетами и полётами в космос.
  • 1928 год – начал работать на авиационном заводе в Филях.
  • 1929 год – студент-выпускник Королёв практиковался в Конструкторском бюро Туполева и защитил диплом, в котором разработал двухместный легкомоторный самолёт СК-4. Скрупулёзный и строгий Туполев руководил дипломным проектом и подписал его с первого раза, чего до этого никогда не бывало. Позднее по проекту самолёт СК-4 построили и испытали.

Научная деятельность и изобретения

Дипломированный специалист Королёв начал свою трудовую деятельность на авиационном заводе имени Менжинского, с 1931 года перешёл в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского.

Осенью 1931 года Королёв вместе с учёным и изобретателем Цандером Ф. А. создали ГИРД (группа занималась изучением реактивного движения). Уже в 1933 году Сергей Павлович руководил первым запуском баллистических ракет на жидком и гибридном топливе.

В конце 1933 года перешёл работать в РНИИ, занимал должности главного инженера, заместителя начальника института, а также руководил отделом крылатых ракет.

Летом 1938 года учёного арестовали, первичное обвинение было – член «троцкистской организации». Ему назначили десять лет заключения и выслали на Колыму. Потом вынесли новый приговор «за вредительство в области военной техники». Но в 1944 году судимость сняли, а реабилитировали полностью только в 1957 году.

После войны в Подмосковье создали НИИ Министерства вооружения. При нём было секретное конструкторское бюро, которое возглавил Королёв.

Уже в 1948 году была испытана баллистическая ракета Р-1, которую в 1950 году приняли на вооружение. Далее он взялся за разработку различных модификаций Р-1, закончил работать над одноступенчатой баллистической ракетой средней дальности Р-5 и над её модификацией с ядерным боевым зарядом Р-5М. Следующей разработкой стала одноступенчатая жидкостная ракета Р-11 и её морской вариант Р-11 ФМ.

В 1956 году Королёв был руководителем создания двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ещё до испытания Р-7 Сергей Павлович предложил правительству идею – запустить с помощью ракеты искусственный спутник Земли.

Руководство страны инициативу одобрило, и 4 октября 1957 года на околоземную орбиту запустили искусственный спутник – первый в истории человечества. Последовал грандиозный успех, СССР в одночасье завоевал высокий авторитет на международной арене. Как сказал потом сам Королёв: «В маленьком спутнике воплотилась дерзновенная мечта человечества» .

Впоследствии под руководством Королёва были созданы и запущены на орбиту:

  • геофизический «Спутник-3»;
  • парные спутники «Электрон», с помощью которых исследовались радиационные пояса планеты Земля;
  • три лунные автоматические станции: «Луна-1» пролетела поблизости, «Луна-2» доставила на Луну вымпел СССР, «Луна-3» сделала снимок той стороны Луны, которая не видна с Земли.

А 12 апреля 1961 года мировая общественность вновь была поражена изобретениями Королёва: он спроектировал первый в истории пилотируемый корабль «Восток-1», на котором осуществил полёт советский космонавт Юрий Гагарин. Так человечество начало осваивать космическое пространство. Менее чем через полгода на корабле «Восток-2» был осуществлён второй полёт Германом Титовым, он находился в космосе почти целые сутки.

В августе 1962 года под руководством Королёва был осуществлён запуск совместно двух кораблей – «Восток-3» и «Восток-4». Ещё через год, летом 1963 года, при совместном запуске «Востока-5» и «Востока-6» в космическое пространство отправилась первая женщина Валентина Терешкова.

В 1964 году Королёв разработал более сложный корабль «Восход», где на борту уже могло находиться три человека – бортинженер, командир и врач. Весной 1965 года впервые с «Восхода-2» человек осуществил выход в открытое космическое пространство. Космонавт Алексей Леонов через шлюзовую камеру покинул корабль и находился за его бортом 20 минут.

Сергей Павлович занялся разработкой более совершенного корабля «Союз», где космонавты могли бы находиться долгое время и вести научные разработки. Но до запуска «Союза» он не дожил. Также не успел он осуществить ещё один свой замысел – запуск человека на Луну. Великий конструктор и учёный умер 14 января 1966 года, у него была саркома прямой кишки. Урну с прахом Королёва захоронили в Кремлёвской стене.

Жёны и дети

Со своей первой супругой Ксенией Винцентини Королёв познакомился ещё юношей в Одессе. Он добивался её семь лет, в конце лета 1931 года они поженились. Ксения Максимилиановна была первоклассным хирургом. В 1935 году у них родилась девочка Наташа, которая пошла по стопам матери, став профессором, доктором медицинских наук и лауреатом Государственной премии.

К сожалению, Сергей Павлович, так долго мечтавший о любимой Ксении, после нескольких совместно прожитых лет к супруге охладел, в его жизни появились другие женщины. Когда дочери Наташе было 12 лет, она узнала от матери об изменах отца, порвала все его фотографии и вычеркнула из своей жизни. Эта трещина осталась навсегда, Королёв встречался с дочерью очень редко и даже не был приглашён на её свадьбу.

Весной 1947 года он познакомился со своей второй супругой Ниной Ивановной, которая работала в его НИИ переводчицей. Вместе они прожили почти двадцать лет, до самой его смерти.

Мы продолжаем публикацию материалов о развитии отечественной космонавтики. Сегодня наш рассказ посвящается Сергею Павловичу Королеву. Благодаря его таланту учёного и характеру полководца мировая наука и техника обогатилась множеством замечательных открытий, и был сделан огромный вклад в освоение космоса.

Детство и юношеские годы

В украинском городке Житомир в семье инженера Павла Яковлевича Королева в 1907 году родился сын. Но вскоре после рождения Сережи семья распалась, и сынишку мама отдала на попечение своих родителей в Нежин. Здесь пятилетний мальчуган впервые увидел полёт аэроплана. Виражи огромной, рукотворной птицы, управляемой человеком, поразили его воображение.

Вскоре Сергей с мамой и отчимом обосновались в Одессе. Подросток часами наблюдал за полётами гидросамолетов над морем, лелея мечту о полётах. Летчики приметили любознательного, смышлёного мальчишку и вскоре он становится безотказным помощником механика гидроотряда. И, наконец, наступил день, когда ему разрешили подняться в воздух на гидроплане. Впечатления от полёта только укрепили его желание связать свою жизнь с воздухоплаванием.

Серёжа учился дома под руководством отчима и матери, много читал об авиации. В школу поступил лишь в 15 лет. Учился с удовольствием, поражая учителей прекрасной памятью и ясным мышлением. Уже в этом возрасте он отличался организованностью, совмещая учёбу, работу, спортивные секции и даже музыку. Каждый его день был расписан по минутам, но когда в городе открылся кружок планеризма, юноша стал его активным участником. И через год представил свой первый проект безмоторного самолёта.

Рождение мечты

В 30-е годы в России появляется интерес к заатмосферным полётам и вообще к космосу. Организующееся в Москве общество энтузиастов межпланетных перелётов . Он становится почётным членом общества. Его идея совершения застратосферных полётов на реактивных аппаратах подпитывалась научно-фантастическими романами, порождая новые смелые идеи и проекты.

В 1930 году состоялась встреча Сергея Королева и К. Э. Циолковского. Беседа этих двух людей, предопределила не только судьбу будущего генерального конструктора, но и всей космической отрасли. Расставаясь с Циолковским, он уже был твёрдо уверен - отныне смыслом его жизни будет создание ракет и полёт к другим небесным телам. Особенно манила юношу Красная планета - Марс. С тех пор каждый свой шаг он подчинял исполнению этой мечты.

В Московском институте, где учился Сергей, лекции по самолётостроению читал известный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. Он заметил талантливого студента и взял его для прохождения практики в свое конструкторское бюро, стал руководителем его дипломного проекта. Их дружба и сотрудничество продолжалась долгие годы.

Первая ракета

Во вновь созданной в эти годы группе ГИРД, объединившей энтузиастов ракетной техники, Сергей возглавил технический совет. Здесь на его жизненном пути встречается истинный единомышленник - Ф.А. Цандер. Целый год их молодёжная команда работала бесплатно, отдавая новому делу все силы и время. Через 2 года в небо взмыла первая жидкостная советская ракета. За 18 сек она отдалилась от родной планеты на 400м. И пусть её жизненный путь был недолог. Но это был успех! Значит, они на верном пути.

Арест и работа в закрытых КБ

1933 год принёс гирдовцам радостную весть - был создан Реактивный НИИ. Работа по созданию ракет вступила в качественно новый уровень.

Но волна репрессий, прокатившаяся по стране в 1937 году, захлестнула многих выдающихся специалистов авиационной отрасли. В 1938 году был арестован и Сергей Павлович Королев. Многочасовые допросы, невыносимые условия существования не сломили его. На стене Бутырской тюрьмы он оставил расчёты своей первой радиоуправляемой ракеты.

Через 2 года Королёв попадает в новое место заключения - московскую спец тюрьму, где вместе с Туполевым работает в тюремном КБ над проектированием новых бомбардировщиков и управляемых аэроторпед. «Зеки» - первоклассные инженеры и конструкторы, с огромной самоотдачей работали над оборонными заказами.

За год до окончания войны Королев выходит на свободу. А уже в 1945 году его назначают главным техническим руководителем НИИ по изучению немецкой ракеты Фау-2.

Ракеты - это оборона и наука

Для этой цели Королев с группой советских специалистов направляется в Германию. Где англичане организовали выставку этого новейшего оружия Вермахта. Доскональное изучение Фау-2, было необходимо, чтобы построить её полный аналог, но из отечественных материалов. Задание было выполнено.

Советский аналог ракеты был известен как Р-1. Но конструкторская мысль Королева работает неустанно. Своим энтузиазмом и работоспособностью он заражает весь коллектив, работающий над заказом. Сергей Павлович проектирует ракету, способную поражать цели на расстоянии 600 км.

Гонка вооружений, развернувшаяся на фоне «холодной войны», показала необходимость создания межконтинентальных баллистических ракет, способных нести ядерный заряд. Королев блестяще решает эту задачу. Благодаря его научному гению военная промышленность была оснащена ракетами средней и межконтинентальной дальности. Они стали основой ракетно-ядерного щита СССР. За ней последовали более совершенные образцы с дальностью полета до 3000 км.

Штурм космоса

Работая над заказами военного министерства, Сергей Павлович никогда не расставался с мечтой о космических полётах человека. Параллельно с работой в оборонной промышленности он использует вертикальный запуск ракет Р-1 и Р-5 для изучения ближнего космоса, влияния различных космических факторов на высокоразвитых животных. Очень тщательно отрабатывались средства их жизнеобеспечения и возвращения на землю. Так он закладывал основу для полета человека в космос.

Космическая эра человечества ведёт свой отсчет от 4 октября 1957. Именно в этот день начал свой путь вокруг родной планеты . Две недели радиолюбители всего мира, затаив дыхание, слушали его позывные.

Через два года в сторону Луны стартует первая ракета, следующая - доставляет на её поверхность вымпел с гербом СССР, фотографирует невидимую с Земли сторону нашего спутника и передает снимки на Землю.

А 12 апреля 1961 года весь мир ликовал, узнав о фантастической новости - . Первый космический корабль сделал лишь один виток, потому, что никто не представлял как невесомость и психологическая нагрузка подействует на человека. Далее последовали более длительные полёты с разнообразными заданиями и выходом космонавта Алексея Леонова в открытый космос.

Сергей Павлович очень заботливо относился к космонавтам, часто беседовал с ними, высоко ценил их мужество и преданность профессии.

Под руководством Королёва разрабатывались проекты межпланетных станций, ИСЗ самого различного назначения, новые космические корабли. Вершиной конструкторской мысли Сергея Павловича Королёва были полеты кораблей к Марсу и Венере, создание спутника связи «Молния-1».

Так этот выдающийся конструктор, прекрасный организатор шаг за шагом осуществлял свою юношескую мечту - штурм космоса.

Человек-невидимка

Он ушёл из жизни за день до своего 59-летия в 1966 году. И только тогда страна и весь мир узнал имя и фамилию человека, которого пресса, радио и телевидение называли просто Генеральный конструктор. Режим секретности был снят.

При жизни академик Королёв был награжден двумя орденами Героя социалистического труда. Признанием его огромных заслуг перед человечеством явились памятники, установленные на его родине, в Подмосковье, где великий конструктор строил корабли и на космодроме, откуда начиналась дорога во Вселенную.

История не знает человёка более сильно и преданно любившего небо.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Сергей Павлович Королев - выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Королев родился 12 января 1907 года (по старому стилю 31 декабря 1906) в Житомире. Его отец был учителем, из разночинцев. После распада семьи мальчика отправили в Нежин к родителям матери, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года он живет в Одессе со своей матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу изучал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

  • В 1921 году знакомится с летчиками гидроотряда и участвует в авиационной жизни: в 16 лет читает лекции об авиации. Первое его изобретение, созданное в 17 лет, это безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке.
  • 1924-1926 года – учеба в Киевском политехе.
  • В 1926 году переводится в Москву в высшее техническое училище. Участвует в организации планерной школы, становится инструктором и испытателем планеров, заканчивает школу летчиков, посещает аэродинамический кружок и разрабатывает легкие самолеты и планеры. Начиная с четвертого курса, работает в КБ.

  • С 1927 года четыре раза подряд участвует во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
  • В 1929 года встречается с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру – инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
  • В феврале 1930 года под руководством А.Н. Туполева защищает проект самолета СК-4. Одновременно с этим Королев создает планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете были выполнены петли Нестерова. Конструктор не смог сам выполнить полет, так как заболел тифом с осложнением в виде глухоты и потери памяти. До болезни у него была феноменальная память.

  • В марте 1931 года начинает работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода – встреча с Цандером, который занимается испытаниями двигателя ОР-1. В работу включается и Королев. В сентябре 1931-го группа во главе с Цандером начинает разработку и испытание ракетоплана РП-1 с жидкостным двигателем.

Первые шаги отечественного ракетостроения

Сергей Королев возглавляет научно-технический совет московской ГИРД. Первостепенное внимание уделяется ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Королев создает первое КБ, из членов ЦГИР, вошедшее в историю ракетостроения.


Здесь получило начало большинство направлений отечественного ракетостроения. Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты своей работы Королев описывает в книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934). Здесь же он освещает возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.


В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначают заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

Управляемое ракетное оружие

В 1936 году Королев назначен главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывающего ракетные летательные аппараты. Сергей обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. Впервые им была обоснована концепция ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты, атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.


Во время испытаний, которые Королев планировал проводить лично, случилась авария, во время которой конструктор получил ранение головы и оказался на больничной койке. После больницы, 27 июня 1938 года его арестовали как участника троцкистской контрреволюционной организации. Королева приговорили к десяти годам и отправили на Колыму.


Арест Сергея Королева

В связи с арестом маршала Тухачевского и авторов нового оружия, разработки остановились. Исследование ракетоплана, которым занимался Королев, было продолжено, но без его участия построить боевой ракетный самолет не представлялось возможным.

Победа и трофеи

В сентябре 1940 года по ходатайству Туполева (хотя он и сам был арестован в 1938 году) Королева вызвали из Колымы. Он сразу же приступил к разработке нового бомбардировщика. После первого полета в декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство. Это был лучший фронтовой бомбардировщик.


Сергей Королев продолжил работу в тюремном КБ Казани, занимаясь разработкой авиационной ракетной установки. По итогам деятельности его наградили орденом «Знак Почета» и освободили от тюрьмы. В конце войны он создает проекты РДД Д-1 и Д-2 с двигателями на твердом топливе. Оказалось, что в Германии подобные проекты уже реализованы, поэтому его направляют на немецкие предприятия. Королев приходит к выводу, что на родине у него есть возможности для создания подобных ракет, но с улучшенными характеристиками.


В мае 1946 года советское руководство принимает постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня Королев) создается Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Королев назначается одним из главных его конструкторов.

  • По указанию Сталина создается копия немецкой ракеты;
  • Проводятся испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88;
  • Испытываются первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 из своих материалов по отечественной документации.

Конструктор

Сергей Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 создается ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появляется РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.


Основным направлением Королева была разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км., модернизированный вариант МБР Р-7А – 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому была создана экспериментальная ракета РТ-1 на твердом топливе. Современные ракетные комплексы оснащаются твердотопливными ракетами, в основе которых МБР РТ-2, созданная Королевым.

Космонавтика

Военные разработки были для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян был запущен искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября на орбиту отправлен второй спутник, на борту которого была собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин.


В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым. При его жизни было успешно осуществлено еще семь полетов пилотируемых кораблей, запущены спутники, космические научные станции и системы.


Жизнь главного конструктора оборвалась рано, это случилось 14 января 1966 года. Причиной смерти стала хирургическая операция, во время которой остановилось сердце. После его ухода темпы развития космических программ снизились. Ни в России, ни в США не появился равный ему по масштабу личности и дарования человек.

Личная жизнь

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь.


Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью

В 1948 году семья распалась.


Со второй женой – Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.Статья найдена на 24smi.org

В данном материале рассмотрена краткая биография Сергей Павловича Королева - выдающего конструктора ракетно-космической отрасли. Под влиянием Сергей Королева произошел технологический прорыв всего человечества. Под его руководством первые вышел на орбиту Земли искусственный спутник, состоялся первый полет человека в Космос, первый человек вышел в открытый космос.

Детство и юность великого конструктора.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомир на Серево-Западе Украины. Отец (Павел Яковлевич Королёв) и мать (Марии Николаевны Баланиной (Москаленко) были учителями. Отец ушел из семьи, когда Сергею Королеву было 3 года. Долгое время ребенок проживал с бабушкой и дедушкой. В 1917-м он пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать и его отчим (Григорий Михайлович Баланин). Гимназию скоро закрыли, и ребенок получал домашнее образование. Отчим, как и мать Королева был учителем и кроме того имел образование инженера. Сергей проявлял исключительный интерес к авиационной технике. В 1921 году познакомившись с Одесскими лётчиками, начал проявлять активную позиции в авиационном сообществе. Уже в 16 лет Королев читал лекции по ликвидации авиабезграмотности.

Студенческие годы

В 1924 году поступает в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. За 2 года учебы там он освоил базовые инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. В 1926 году осенью , Королев переводится в МВТУ (Московское высшее техническое училище) имени Баумана. Во время учебы в МВТУ активно развивается, как авиаконструктор и пилот-планерист. 2 ноября 1929 года сдает экзамены на звание «пилот-паритель». В том же году защищает диплом по самолету СК-4 под руководством Туполева.

Проявление интереса у Королева к реактивному движению и карьера

В 1929 году после знакомства с Циолковским и его трудами, начинает активно интересоваться темой реактивного движения. В 1931 году Королев и группа энтузиастов под руководством изобретателя Фридриха Цандера создают общественную организацию «Группа изучения реактивного движения» (ГИРД). В шутку аббревиатуру ГИРД расшифровывали, как группа инженеров работающих даром, поскольку участники группы долгое время не получали денег за свою работу. Работа держалась на энтузиазме и любви к делу. В 1932 году ГИРД по существу становиться научно-конструкторской лабораторией по разработке и производству ракетных летательных аппаратов. 17 августа 1933 года был произведен первый удачный запуск их первой ракеты. После в том же году на базе ГИРД действующей в Москве, в которой работал Королев, и ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) при поддержке маршала Тухаческого был образован реактивный научно-исследовательский институт. Работая в нем Королев в 1935 году становиться начальником отдела ракетных летательных аппаратов и является заместителем директора НИИ. Он трудиться над разработкой ракетных летательных аппаратов, но в 1938 году из-за разногласий с начальством Королев переводится на рядовую должность старшего инженера. В последствии это событие спасает его от расстрела.

Арест и отбывание наказания

Начались активные репрессии в высших военных чинах. Был арестован и расстрелян маршал Тухаческий. Все, кто был связан с данным делом попали под подозрение. Королёв был арестован 27 июня 1938 года по подозрению во вредительстве. По обвинительному приговору Военной Коллегией Верховного Суда СССР осенью 1938 года, Королеву было назначено наказание в виде 10 лет Исправительно-трудового лагеря.
Королев попал на Колыму, где трудился на золотом прииске Мальдяк. Позже в 1940 он был направлен в Москву, где дело было пересмотрено и срок сокращён до 8 лет исправительных лагерей. Однако, по указанию Туполева, Королев в лагеря направлен не был, а продолжил трудиться, выполняя военный заказ на конструирование ракет. Сначала в московской спецтюрьме, после во время войны в Казанском конструкторском бюро тюремного типа. Королев в ходе работы отметился значительными достижениями. Летом 1944 года Сергей Павловича Королева досрочно освободили из заключения со снятием судимости по личному указанию Сталина. После он ещё год проработал в Казани конструктором реактивных установок. .

Разработка ракетного вооружения.

После войны страна нуждалась в вооружении нового уровня. Летом 1946 года Сергей Павлович Королев был назначен Главным конструктором специально созданного "Особого конструкторского бюро № 1". Бюро занималось разработкой баллистических ракет дальнего действия. Первой задачей, которая ставилась перед Королевым, было создание копии немецкой ракеты ФАУ-2. Реальность показала, что советская промышленность того времени не способна производить оружие нужного уровня качества. Процесс становления новейшей космической отрасли промышленности происходил постепенно. Под руководством Королева были разработаны ракеты Р-1, Р-2, Р-5 и межконтинентальная балистическая Р-7, которые стали опорой ракетного вооружения СССР на ближайшие годы. 16 сентября 1955 года произошел первый в мире запуск баллистической ракеты с подводной лодки СССР.

Освоение космоса под руководством главного конструктора Сергей Королева

В 1955 году С. П. Королев и его сподвижники вышли в правительство с предложением о выведении в космос на орбиту при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. Правительство одобрило инициативу и 4 октября 1957 года был запущен и выведение на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. «Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества », - сказал Королёв позже о запущенном спутнике. После началось активное освоение космоса под руководством главного конструктора. Королев руководил и организовал работу людей в ранее не существовавшей космической отрасли. 3 ноября 1957 года была запущена собака Лайка в космос. 4 октября 1959 года к Луне был запущен космический аппарат, который позволил сфотографировать обратную сторону Луны, которую до этого никто и никогда не Земле не видел. 12 апреля 1961 г. происходит первый полет человека в Космос. На корабле Восток-1, спроектированном Королевым, космонавт Юрий Гагарин пролетел по орбите вокруг Земли.
18 марта 1965 года стартовал полёт корабля «Восход-2» с космонавтами Леоновым и Беляевым на борту. В ходе данного полета человек впервые покинул пределы космического корабля и вышел в открытый космос. Также Королев вынашивал проекты по созданию первой в мире орбитальной станции и высадке на Луну человека.

Смерть великого конструктора

14 января 1966 года Королеву предстояла несложная операция по удалению полипов в кишечнике. Оперировали его лучшие врачи СССР того времени. После удаления полипов у Королева открылось сильное кровотечение и врачи были вынуждены вскрыть брюшную полость. В результате обнаружилась злокачественная опухоль. Было принято решение её удалить. Опухоль была удалена, но сердце Королева не выдержало столь высоких нагрузок от операции и остановилось. Прах Сергея Павловича Королева было решено захоронить возле Кремлевской стены вместе с другими великими деятелями нашей страницы. Там он находится по сей день. Подытоживая кратко всю биографию Королева , можно сказать, что человек усиленно и увлеченно работал всю свою жизнь и смог внести ощутимый вклад в историю .
Если материал был полезен, вы можете

изложена в этой статье.

Сергей Королёв краткая биография

Сергей Павлович Королёв - советский учёный, конструктор, главный организатор производства азракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики.

Родился 12 января 1907 г. (30 декабря 1906 г. по старому стилю) в Житомире в семье учителя русской словесности.

В 1922 г поступил в одесскую стройпрофшколу, которую окончил два года спустя. В 1924 г. поступил в Киевский политехнический институт. В 1926 г. перевелся на вечернее отделение МВТУ.

Еще в начале 20-х годов Королёв спроектировал свой первый планер. Позднее планеры его конструкции примут участие во Всесоюзных планерных состязаниях, получив высокие отзывы. После завершения МВТУ Королёв работает на предприятиях авиационной промышленности.

В 1930 г. Королёв защищает дипломный проект легкомоторного самолета. Научным руководителем молодого конструктора был сам Туполев. После защиты Королёв получает профессию инженера-аэромеханика.

Вместе с последователем Циолковского Фридрихом Артуровичем Цандером организует в 1931 г. одну из первых в СССР ракетных организаций — группу изучения реактивного движения (ГИРД). Руководит строительством и полетными испытаниями опытных ракет, разрабатывает проект ракетоплана — полусамолета-полуракеты.

В 1933 г. назначается заместителем начальника Реактивного Научно-Исследовательского Института (РНИИ). Конструирует опытные ракеты, строит ракетоплан. Выступает с докладами на Всесоюзных конференциях по вопросам использования крылатых ракет для изучения стратосферы.

В 1938 г. необоснованно репрессирован и осужден на длительный срок заключения. Вначале отбывает его на Колыме. В годы Великой Отечественной Войны работает в КБ особого режима. Освобожден в 1944 г. и на следующий год откоммандирован в Германию, где в составе Технической комиссии знакомится с трофейной ракетной техникой.

С 1946 г. и до конца жизни Королёв — Главный Конструктор баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем — ракет-носителей «Спутник», «Восток» и ее модификаций, летательных аппаратов-кораблей «Восток», «Восход», автоматических межпланетных станций, специализированных спутников Земли. Под руководством Королёва в 1957 г. запущен первый в мире искусственный спутник Земли, в 1961 г. первый пилотируемый космический корабль «Восток», подготовлен проект лунной транспортной системы Н-1.

По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Сергей Королев был академиком АН, членом президиума АН СССР (1960-1966), дважды Героем социалистического труда, (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957). Был награжден Золотой медалью им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), 2 орденами Ленина, орденом «Знак Почета» и медалями.

Скончался Сергей Павлович Королев 14 января 1966 г. (остановилось сердце после хирургической операции).

Личная жизнь

Королев был женат дважды. В августе 1931 г. он женился на своей бывшей однокласснице Ксении Максимилиановне Винцентини. В 1935 г. у них родилась дочь Наталья, но брак оказался неудачным и в 1948 г. они развелись.

Вторая жена — Нина Ивановна Котенкова (1949‑1966).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то