Эксплуатация корабельных ау. «Палашом» по «Томагавку»: Противоракетный скорострел В одной люльке

В начале 1976 года на вооружение ВМФ был принят артиллерийский комплекс АК-630. Основным его элементом была орудийная башня, оснащенная шестиствольным автоматом АО-18 калибра30 мм. Из-за высокой скорострельности (до 5 тыс. выстрелов в минуту) обеспечивалось уверенное поражение всех типов целей, с которыми приходилось работать подобному оружию в конце 70-х. Однако характеристики потенциальных целей, например противокорабельных ракет, постоянно росли, и АК-630 нужно было модернизировать.

В качестве одного из способов увеличения боевой эффективности установки выбрали самый очевидный – увеличение количества стволов . Однако новая версия АК-630 должна была основываться на уже имеющихся автоматах, поэтому решили установить в орудийной башне сразу две шестиствольные пушки. В самом конце 1983 года в командовании ВМФ утвердили тактико-техническое задание на новый комплекс, получивший обозначение АК-630М1-2 «Рой».

Разработку комплекса поручили тульскому ЦКИБ СОО, а главным конструктором назначили В.И. Бакалева. Одновременно с этим было поручено провести ряд работ, связанных с повышением надежности автоматов. В перспективе планировалось заменить уже имеющиеся на кораблях АК-630 на спаренную систему.

Разработка новой установки заняла всего несколько месяцев, и уже в марте 1984 года на заводе №535 (Тульский машиностроительный) начались заводские испытания, продлившиеся до конца ноября. Работы по установке «Роя» на корабли заняли гораздо больше времени – непосредственный монтаж удалось начать только в 87-м. В качестве корабля-носителя выбрали ракетный катер Р-44 проекта 2066 из состава Черноморского флота, там же производился монтаж установки.

На испытания катер Р-44 с АК-630М1-2 вышел только летом 1989 года. В качестве мишеней на этих испытаниях использовались специализированные аппараты Ла-17К и переоборудованные ПТУР «Фаланга-2». В ходе стрельб удалось эффективно поражать цели, имитирующие противокорабельные ракеты, на высотах около 10 метров. При этом для поражения одной мишени требовалось около 200 снарядов .

Значительного повышения боевых качеств достичь не удалось, поэтому командование флота не стало принимать АК-630М1-2 на вооружение. В то же время, с 1993 года эта артиллерийская установка предлагается на экспорт, но данных о крупных поставках до сих пор нет.

На выставке МВМС-2007 «Туламашзавод» продемонстрировал обновленную версию АК-630М1-2, названную АК-630М2 «Дуэт». Большого количества отличий от «Роя» у «Дуэта» нет, а почти все имеющиеся касаются корпуса башни – теперь он сделан угловатым и состоящим из ровных пластин. Утверждается, что сделано это для снижения радиолокационной заметности установки и корабля в целом.

Блоки стволов на АК-630М2 закрыли общим кожухом. Судьба этой установки такая же, как и у АК-630М1-2 – отечественный флот ее пока не принимает на вооружение, а зарубежные потенциальные покупатели готовить контракты не спешат.

Основа всех установок этого семейства – автоматические пушки АО-18 калибра 30 мм . Пушки расположены одна над другой (расстояние между осями блоков стволов –320 мм). Скорострельность установки АК-630М1-2 составляет 10000 выстрелов в минуту, для «Дуэта» этот параметр составляет от 4 до 10 тыс. выстрелов, т.к. в этой версии можно использовать автоматы по одному или оба сразу.

Максимальная дальность стрельбы установки составляет 8100 метров (баллистическая). Максимальная эффективная дальность стрельбы по воздушным целям и целям на поверхности – 4 и 5 километров соответственно. Однако наибольшая эффективность огня достигается на расстоянии менее километра. Начальная скорость снаряда 875 м/с.

Общая масса артустановки «Дуэт» составляет 3800 кг. Несмотря на имеющуюся систему жидкостного охлаждения, для сохранения достаточных характеристик система управления артустановки соблюдает чередование очередей и перерывов между ними: очереди по 200 выстрелов с перерывами около полутора секунд или по 400 с перерывами в 5-6 сек. После каждых шести очередей требуется дополнительное время на охлаждение стволов и механики. При соблюдении рекомендованных режимов работы ресурса стволов хватает на 12 тыс. выстрелов, после чего падает начальная скорость снарядов.

Боеприпасы, применяемые на АК-630М1-2 и АК-630М2, полностью аналогичны используемым в артиллерийском комплексе АК-630. Это:
— ОФ-84. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд массой 390 грамм. Содержит 48,5 г взрывчатого вещества, инициируемого взрывателем А-498К.
— ОФЗ. Модификация ОФ-84, имеющая большее могущество.
— ОР-84. осколочный снаряд. Общая масса – 390 г, 11,9 г взрывчатого вещества. Не оснащается взрывателем, но имеет трассер.

«Рой» и «Дуэт» могут работать в комплексе с несколькими вариантами систем управления :
— РЛСУ «Вымпел-АМ2» . Совместима с РЛС МР-123АМ2 и МР-176М2. Также имеются лазерный целеуказатель КМ-11-1 и дальномер ЛДМ-1 «Крейсер».
— РЛСУ «Ласка» . Более новый комплекс оборудования, способный управлять сразу двумя артустановками. Обнаруживает цели в секторе 180° по азимуту и 40° по углу места на расстоянии до 21 км. При этом возможно сопровождение до четырех целей с распределением по важности и перенацеливанием орудия «потоковым способом».

Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Рой» в серию не пошла , а единственный корабль, на котором ей удалось поработать – Р-44 – в октябре 2008 года списали и отправили на утилизацию.

Есть информация, что по две установки АК-630М2 «Дуэт» будут ставиться на малые ракетные корабли проекта . Строительство головного корабля этого проекта «Град Свияжск» было начато в 2010 году на Зеленодольском судостроительном заводе.

Проектирование 30-мм шестиствольной установки было начато по Постановлению № 801-274 от 15.07.1963 г. и тактико-техническому заданию, утвержденному зам. главкома ВМФ 22.02.1963 г. Разработчиком установки и головным по системе назначили ЦКИБ СОО - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор - Кнебельман М.С.), автомата - конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор - Грязев В.П.), радиолокационной системы управления "Вымпел" МР-123 - КБ завода "Топаз" (главный конструктор - Егоров В.П.), гидропривода Д-213 - филиал ЦНИИ-173 (В настоящее время ВНИИ "Сигнал").

Конструкторами КБП Грязевым В.П. и Шипуновым А.Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерной особенностью является непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов, подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру, благодаря чему отпадает надобность в дополнительном источнике энергии. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение, через кривошипно-шатунный механизм и шестеренчатую передачу затыльника обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел) блок стволов поворачивается на 60 град. Шесть одинаковых затворов, размещенных в продольных пазах центральной звезды, имея принудительное возвратно-поступательное движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрактирование гильзы или осечного патрона.

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем самым получить высокий темл стрельбы.

Питание автомата - непрерывное ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином - А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.

При темпе стрельбы 5000 выстр./мин. серьезной проблемой становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки дистилированной воды или антифриза между кожухом и стволами.

Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400 Гц, и Д213-50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц. Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3-4 т. д.(т.д. - точек дальномера). Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания морской водой и от атмосферных осадков.

Артиллерийский комплекс "А-213-Вымпел-А", являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Система МР-123 "Вымпел" обеспечивает управление одной или одновременно двумя артустановками 30-мм калибра или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками.

В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за морской целью типа катера пр.205 на дистанции до 7,5 км и воздушной целью типа истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий).

На случай выхода из строя РАС, в системе "Вымпел" предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213, находящихся на десантных кораблях, по открытым береговым целям при высадке десанта.

Артустановка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.

Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами до 30 марта 1966 года. Государственные корабельные испытания АУ А-213 были начаты 18 мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере пр.205ПЭ (заводской № 110). В связи с недостатками системы МР-123 "Вымпел" 20 октября 1971 года испытания были прерваны. После доработки системы "Вымпел" испытания продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года.

Интересно, что в ходе испытаний на катере, заводской № 110, система "Вымпел" управляла стрельбой как А-213, так и 57мм двухорудийной автоматической установки АК-725.

Вот один из эпизодов испытаний - стрельба 18 августа 1972 года по управляемой воздушной мишени Ла-17М. Огонь по мишени вела только А-213, управляемая системой "Вымпел". АУ АК-725 не стреляла, так как была вне стрельбовых углов. Скорость цели - 230 м/с, высота - 1050 м. Огонь по Ла-17М был открыт на максимальной текущей наклонной дальности, равной 5062 м (упрежденная точка встречи 3800). Было проведено три очереди - 32, 39 и 42 выстрела с перерывами между ними по 3 сек., а на текущей дистанции 2220 м открыт непрерывный огонь и произведено 542 выстрела. Всего стрельба длилась 17 секунд и израсходовано 665 выстрелов. Цель была поражена и упала в море в 10 км от катера.

Стрельба 22 августа 1972. года была менее удачна. По мишени Ла-17М, летящей на высоте 1200 м со скоростью 230 м/с, вели огонь обе установки, управляемые "Вымпелом". Стрельба начата на максимальной текущей наклонной дальности около 5 км (упрежденная точка встречи 3700 м). А-213 сделала две очереди 40 и 44 выстрела с перерывом в 3 сек., а 57-мм АК-725 - 30 выстрелов, после чего пропало бортовое питание катера, и стрельба обеих установок прекратилась. Тем не менее мишень была повреждена, так как перестала слушаться радиокоманд, поэтому стрельба зачтена на "отлично". А мишень добили истребители МиГ-19.

Кроме Ла-17М в качестве мишеней применялись и низколетящие малоразмерные мишени РМ-15.

По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4-5 очередей по 20-25 выстрелов каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее эффективного поражения, с перерывом между очередями 3-5 секунд.

По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же А-213 принята на вооружение под индексом АК-630 приказом главкома ВМФ № 05 от 6 января 1976 года.

Как уже отмечалось, АУ АК-630 имела плоский магазин, но в связи с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения для обеспечения более рационального размещения АУ на вновь строящихся кораблях был спроектирован круглый магазин. АУ с круглым магазином получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические характеристики ее не изменились по сравнению с А-213.

Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные испытания, по результатам которых А-213М была доработана и в 1972 году запущена в серийное производство.

С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были проведены Государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176(Модернизированная система МР-123, способная управлять огнем двух АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176). АУ А-213 установили на головном ракетном катере пр.1241-1 (заводской № 401).

Официально А-213М принята на вооружение приказом главкома ВМФ № 0189 от 26.08.1980 г. под названием АК-630М

Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 штуки, в 1970 году - 12, в 1971 году - 14, в 1972 году - 37 и т. д.

Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр. 1143 и атомного крейсера "Киров" до ракетных катеров.

В ходе модернизации эти АУ получили и корабли старой постройки: крейсер пр.68бис "Жданов" , БПК пр.61М и другие.

ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)
АК-630 (установка А-213, орудие - АО-18) - ADG6-30 (название NATO)
АК-630-МР-123 / "А-213-Вымпел-А" (комплекс)
АК-630М "Вулкан" (установка А-213М) - ADGM6-30 (название NATO)
АК-630М-МР-123-02 (комплекс)

Шестиствольная 30 мм артиллерийская установка типа "Гатлинг". ТТЗ утверждено Главкомом ВМФ 22 февраля 1963 г. Проектирование начато по постановлению СМ СССР №801-274 от 15 июня 1963 г. Головной разработчик системы - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО), главный конструктор М.С.Кнебельман. Разработка автомата - КБ Приборостроения, главный конструктор В.П.Грязев. Автомат АО-18 (ТКБ-025) спроектирован В.П.Грязевым и А.Г.Щипуновым. Заводские испытания первых двух экземпляров установки велись с конца 1964 г. по 30 марта 1966 г. на полигоне завода №535. Серийное производство начато заводом №535 (Тульский машиностроительный завод) в 1969 г. Государственные корабельные испытания начаты 18 мая 1971 г. на катере пр.205ПЭ (заводской №110) в районе Севастополя. Испытания прерваны 20 октября 1971 г. в связи с недостатками СУО МР-123 "Вымпел" и вновь продолжились с 29 марта по 20 сентября 1972 г. В ходе испытаний испытывалась работа СУО с АК-630 и АК-725 одновременно. Комплекс отправлен на доработку, после чего вновь испытан с 4 июня по 23 августа 1973 г. и принят на воружение приказом Главкома ВМФ №05 от 6 января 1976 г. Дальнейшие доработки и модификации АК-630 велись КБ "Аметист". По умолчанию данные АК-630.

Установка АК-630 на десантном КВП "Зубр" (Военный парад, 1998 г.)

Наведение :

СУО "Вымпел" / "Вымпел-А" с РЛС МР-123 / МР-123/176 (BASS TILT) - разработана КБ завода "Топаз", главный конструктор В.П.Егоров. Обеспечивает сопровождение и наведение установки на воздушные, надводные и наземные цели на дальности до 5000 м с управлением 1-2 установками (АК-630, АК-630М, АК-725, АК-176). Пункт управления стрельбой (ПУС) оснащен ТВ-визиром. В системе предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с коллиматорным прицелом (обязательно используется для стрельб по наземным неконтрастным целям, например, на десантных кораблях).

Дальность обнаружения цели ТВ-визиром:

75 км (морская цель типа катера пр.205)

7 км (воздушная цель типа МиГ-19)

РЛСУ "Вымпел-АМ" / "Вымпел-АМЭ" с РЛС МР-123-02/ МР-123-03 / МР-123-02/176 (BASS TILT) - используется совместно с АК-630М (1-2 установки) или с АК-630 и АК-176 или АК-725 (по 1 установке), разработана КБ "Аметист". РЛС сорпягается с ТВ-визир и лазерный дальномер.

Дальность сопровождения целей - 25-30 км (45 км без помех, 30 км с помехами)
Сектор обзора - 40 град.

Масса системы - 5,2 т

РЛСУ "Ласка" (первое исполнение изделия 5П-10Э) - одновременно с опровождает 4 цели, дальность обнаружения - 21 км, сектор обзора по азимуту - 180 град., сектор обзора по углу места - 40 град., время реакции - 2-3 с, боевой расчет - 1 чел, одновременно управляет двумя АК (30 и/или 76 мм), потребляет 10 кВт электроэнергии, масса - 1000 кг, масса антенного поста - 500 кг. На установке возможно размещение ПУ ПЗРК "Игла-С";

Антенный пост РЛС МР-123 BASS TILT

Установка работает под управлением электрогидропривода Д-213 (разработка ЦНИИ-173 - сейчас называется ВНИИ "Сигнал"). Электропитание 220 вольт 400 Гц (Д-213) и 380 вольт 50 Гц (Д-213-50). Управление установки дистанционное. Питание автомата - непрерывное ленточное. Звенья стальные расщепляющиеся. Магазин плоский (АК-630) или круглый (АК-630М). На установке стандартно размещается два магазина с патронами, на части кораблей АК-630М компонуется дополнительным магазином на 1000 патронов. Вращающаяся часть башни закрывается стеклопластиковым кожухом.

Автомат АО-18 работает за счет отвода газов из каналов стволов в газовую камеру с последующим использованием накопленного давления на двухпоршневом двигателе, обеспечивающем вращение блока стволов и работу автоматики. За один выстрел блок стволов поворачивается на 60 град. Охлаждение автомата жидкостное водой или антифризом между кожухом и стволами.

Высота установки над палубой - 1070 мм

Высота подбашенного помещения - 2050 мм

Высота линии огня от шарового погона - 218 мм

Высота линии огня от палубы - 698 мм

Диаметр шарового погона - 1240 мм

Диаметр подбашенного помещения - 2500 мм

Число шаров - 191

Диаметр шаров - 15.87 мм

Радиус обметания по стволам - 1660 мм

Радиус обметания по казенной части - 663 мм

Максимальная ошибка электрогидропривода - 3-4 точки дальномера
Масса комплекса (установка, СУО, боекомплект, стандартная) - 9114 кг (АК-630М / АК-630М1)

Масса установки без боезапаса, ЗИП и внешних узлов:

1000 кг (АК-630)

1850 кг (АК-630М)

Масса установки с боекомплектом 2000 патр. - 3814 кг (АК-630М / АК-630М1)

Масса внешних узлов - 800 кг

Масса боекомплекта в ленте - 1918 кг (2000 патр.)

Угол наведения по вертикали - от -12 +-2 град. до +88 +2 -1 град. (все мод.)
Угол наведения по горизонтали - +-180 -5 град.

Скорость верикального наведения - 50 град/с

Скорость горизонтального наведения - 70 град/с
Боезапас:

2000 патронов (АК-630, стандартно)

4000 патронов (АК-630, с дополнительным питанием из внешних ящиков боеприпасов)
- 2000-3000 патронов (АК-630М, стандартный-усиленный варианты комплектации)

Длина ствола с патронником - 1629 мм (54,3 калибра)

Длина канала ствола - 1620 мм (54 калибра)

Длина нарезной части - 1460 мм

Длина патрона - 293 мм

Крутизна нарезов - 23,8 калибра (постоянная)

Число нарезов - 16

Глубина нарезов - 0,3+0.1 мм

Ширина нарезов - 3,5+0.4 мм

Ширина поля - 2.4 мм

Длина отката максимальная - 13 мм

Длина автомата АО-18 - 2176 мм

Ширина автомата АО-18 - 295 мм

Высота автомата АО-18 - 336 мм

Масса автомата - 205 кг

Масса патрона - 832-834 грамм

Масса гильзы - ок.30 грамм

Скорость начальная - 880-900 м/с
Дальность действия:

8100 м (баллистическая)

4000 м (по воздушным целям, наклонная обеспечиваемая РЛС МР-123)

5000 м (по самоликвидатору и по надводным целям, обеспечиваемая наведением через визирную колонку)
- 500-600 м (эффективная)
Высота полета воздушной цели с ЭПР 0,01 кв.м (минимальная) - 3-5 м (АК-630М)
Скорострельность - 4000-5000 выстр/мин

Ресурс автомата АО-18 - 8000 выстрелов

Ресурс автомата ГШ-6-30К - 12000 выстрелов (АК-630М1, после чего начальная скорость снарядов снижается на 6%)

Боеприпасы автоматов типа АО-18 - не унифицированы с армейскими 30 мм автоматами (исползуются другие капсюли, марки и вес метательных зарядов, взрыватели). В патронах используется метательный порох марки 6/7ФЛ.

ОФ-84 - осколочно-фугансо-зажигательный снаряд, масса 39о грамм, масса ВВ - 48,5 грамм, взрыватель А-498К.

ОФЗ - модификация ОФ-84, вероятность инициирования БЧ ПКР "Гарпун" при попадании снаряда на дистанции 1.25 км - 0.25 (АК "Голкипер" NATO - 1.0).

ОР-84 - осколочно-трассирующий снаряд, без взрывателя, масса - 390 грамм, масса ВВ - 11,7 грамм.

Снаряд с РЛ-взрывателем - НИОКР начаты в 1982 г., снаряд с пластиковым радиопрозрачным наконечником, испытания проведены из установки АК-630М в 1983 г. Снаряд был полностью готов к производству и принятию на вооружение, но решением СМ СССР от 6 июня 1989 г. работы по такого рода снарядам прекращены по причине высокой стоимости и сомнений в эффективности применения.

Опытный подкалиберный снаряд с твердым сердечником - для применения из модифицированного автомата АО-18 с длиной ствола 2400 мм. Вероятность инициирования БЧ ПКР "Гарпун" при попадании снаряда на дистанции 1.25 км - 1.0 (АК "Голкипер" NATO - 1.0). Упоминание в литературе - 1998 г.

Проект снаряда телескопического типа, где снаряд помещался внутри гильзы, окруженный метательным зарядом (исследовался, не реализован, данные за 2001 г.)

Описание работы комплекса на примере испытаний (катер пр.205ПЭ):

1971 г. 18 августа - стрельба по мишени Ла-17М, работает АК-630 с РЛС МР-123, скорость цели - 230 м/с, высота полета - 1050 м. Огонь открыт на наклонной дальности до цели 5062 м на дальность 3800 м (упрежденная точка встречи). Проведено три очереди - 32, 39 и 42 выстрелов с перерывами по 3 сек. С наклонной дистанции 2220 м был открыт непрерывный огонь (542 выстр). Всего стрельба длилась 17 с, расход боеприпасов - 665 выстр. Цель поражена и упала в море в 10 км от катера.

1972 г. 22 августа - стрельба по мишени Ла-17М, работает АК-630 и АК-725 с РЛС МР-123, скорость цели - 230 м/с, высота полета - 1200 м. Огонь открыт на наклонной дальности до цели ок.5000 м на дальность 3700 м (упрежденная точка встречи). Проведено две очереди АК-630 - 40 и 44 выстрелов (перерыв 3 сек), АК-725 - одна очередь 30 выстр. После чего вышла из строя система электропитания катера. Мишень была повреждена (перестала слушаться команд управления) и была добита истребителями МиГ-19.

По итогам испытаний был введен режим работы по скоростным воздушным целям - 4-5 очередей по 20-25 выстрелов с максимальной дальности с перерывами в 3-5 сек с переходом на непрерывный огонь (400 выстр.) на дистанции наиболее эффективного поражения.

Установки АК-630 и АК-725

Модификации :

АК-630 / А-213 (1976 г.) - базовая модель (см.выше).

АК-630М / А-213М (1980 г.) - в целях уменьшения габаритов установки был разработан вариант установки с круглым подбашенным магазином, остальные характеристики аналогичны АК-630. Опытный образец прошел заводские и полигонные испытания и запущен в производство по чертежам главного конструктора на заводе №535 в 1972 г. Государственные испытания комплекса А-213М с СУО МР-123/176 проводились на Балтике с 16 ноября по 7 декабря 1979 г. на головном ракетном катере пр.1241.1 (заводской №401). Установка принята на вооружение приказом Главкома ВМФ №0189 от 26 августа 1980 г. под названием АК-630М.

АК-630М1 - вариант установки АК-630М с автоматом ГШ-6-30К повышенной надежности, автомат разрабатывался по решению ВПК при СМ СССР №197 от 8 июня 1983 г. и в 1986 г. успешно прошел заводские испытания. Предполагалась замена автоматов в установках АК-630М.

(1980 г.) - облегченный вариант установки АК-630, автомат с воздушным охлажденим стволов и без РЛ-наведения.

АК-630М1-2 "Рой" (1989 г.) - вариант с двумя вертикально размещенными стволами на базе установки АК-630М с автоматами ГШ-6-30К.

ЗРАК "Кортик" / "Палаш" - в установках используются автоматы АО-18 и боеприпасы от АК-630.

Носители :

Тяжелый авианесущий крейсер " " (бывш."Тбилиси") пр.1143.5 - несет 8 АК-630;
Авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" (бывш."Баку") пр.1143.4 - несет 8 АК-630;
Авианесущий крейсера "Киев", "Минск", "Новороссийск" пр.1143 - несут по 8 АК-630 - к 1994 г. сняты с вооружения;
Атомные ракетные крейсера типа "Киров" (3 шт., по 8 установок);
Ракетные крейсера типа "Грозный" пр.58 KYNDA (всего построено 4 шт., АК-630 устанавливались на некторых из них в ходе модернизации);
Ракетные крейсера пр.1134 KRESTA-1 "Адмирал Зозуля" (всего построено 4 шт., по данным на 1997 г. установлены АК-630М на остающихся в строю);
Ракетные крейсера типа "Слава" (по 6 установок АК-630М);

Крейсера пр.68бис "Жданов" и "Адмирал Сенявин" - 2 корабля, установлены в ходе модернизации.
БПК "Кронштадт" пр.1134А KRESTA-II (всего построено 10 шт., по 4 установки на каждом);
БПК "Николаев" пр.1134Б KARA и KARA mod. (построено 8 шт., вместе с "Азовом", по 4 установки), головной корабль построен в 1971 году;

В начале 1976 года на вооружение был принят артиллерийский комплекс АК-630. Основным его элементом была орудийная башня, оснащенная шестиствольным автоматом АО-18 калибра 30 мм. Из-за высокой скорострельности (до 5 тыс. выстрелов в минуту) обеспечивалось уверенное поражение всех типов целей, с которыми приходилось работать подобному в конце 70-х. Однако характеристики потенциальных целей, например противокорабельных ракет, постоянно росли, и АК-630 нужно было модернизировать.


В качестве одного из способов увеличения боевой эффективности установки выбрали самый очевидный – увеличение количества стволов. Однако новая версия АК-630 должна была основываться на уже имеющихся автоматах, поэтому решили установить в орудийной башне сразу две шестиствольные пушки. В самом конце 1983 года в командовании ВМФ утвердили тактико-техническое задание на новый комплекс, получивший обозначение АК-630М1-2 «Рой». Разработку его поручили тульскому ЦКИБ СОО, а главным конструктором назначили В.И. Бакалева. Одновременно с этим было поручено провести ряд работ, связанных с повышением надежности автоматов. В перспективе планировалось заменить уже имеющиеся на кораблях АК-630 на спаренную систему.

Разработка новой установки заняла всего несколько месяцев, и уже в марте 1984 года на заводе №535 (Тульский машиностроительный) начались заводские испытания, продлившиеся до конца ноября. Работы по установке «Роя» на корабли заняли гораздо больше времени – непосредственный монтаж удалось начать только в 87-м. В качестве корабля-носителя выбрали ракетный катер Р-44 проекта 2066 из состава Черноморского флота, там же производился монтаж установки. На испытания Р-44 с АК-630М1-2 вышел только летом 1989 года. В качестве мишеней на этих испытаниях использовались специализированные аппараты Ла-17К и переоборудованные ПТУР «Фаланга-2». В ходе стрельб удалось эффективно поражать цели, имитирующие противокорабельные ракеты, на высотах около 10 метров. При этом для поражения одной мишени требовалось около 200 снарядов. Значительного повышения боевых качеств достичь не удалось, поэтому командование флота не стало принимать АК-630М1-2 на вооружение. В то же время, с 1993 года эта артиллерийская установка предлагается на экспорт, но данных о крупных поставках до сих пор нет.

На выставке МВМС-2007 «Туламашзавод» продемонстрировал обновленную версию АК-630М1-2, названную АК-630М2 «Дуэт». Большого количества отличий от «Роя» у «Дуэта» нет, а почти все имеющиеся касаются корпуса башни – теперь он сделан угловатым и состоящим из ровных пластин. Утверждается, что сделано это для снижения радиолокационной заметности установки и корабля в целом. Блоки стволов на АК-630М2 закрыли общим кожухом. Судьба этой установки такая же, как и у АК-630М1-2 – отечественный флот ее пока не принимает на вооружение, а зарубежные потенциальные покупатели готовить контракты не спешат.

Основа всех установок этого семейства – автоматические пушки АО-18 калибра 30 мм. Пушки расположены одна над другой (расстояние между осями блоков стволов – 320 мм). Скорострельность установки АК-630М1-2 составляет 10000 выстрелов в минуту, для «Дуэта» этот параметр составляет от 4 до 10 тыс. выстрелов, т.к. в этой версии можно использовать автоматы по одному или оба сразу. Максимальная дальность стрельбы установки составляет 8100 метров (баллистическая). Максимальный радиус действия по воздушным целям и целям на поверхности – 4 и 5 километров соответственно. Однако наибольшая эффективность огня достигается на расстоянии менее километра. Несмотря на имеющуюся систему жидкостного охлаждения, для сохранения достаточных характеристик система управления артустановки соблюдает чередование очередей и перерывов между ними: очереди по 200 выстрелов с перерывами около полутора секунд или по 400 с перерывами в 5-6 сек. После каждых шести очередей требуется дополнительное время на охлаждение стволов и механики. При соблюдении рекомендованных режимов работы ресурса стволов хватает на 12 тыс. выстрелов, после чего падает начальная скорость снарядов.

Боеприпасы, применяемые на АК-630М1-2 и АК-630М2, полностью аналогичны используемым АК-630. Это:
- ОФ-84. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд массой 390 грамм. Содержит 48,5 г взрывчатого вещества, инициируемого взрывателем А-498К.
- ОФЗ. Модификация ОФ-84, имеющая большее могущество.
- ОР-84. осколочный снаряд. Общая масса – 390 г, 11,9 г взрывчатого вещества. Не оснащается взрывателем, но имеет трассер.

«Рой» и «Дуэт» могут работать в комплексе с несколькими вариантами систем управления:
- РЛСУ «Вымпел-АМ2». Совместима с РЛС МР-123АМ2 и МР-176М2. Также имеются лазерный целеуказатель КМ-11-1 и дальномер ЛДМ-1 «Крейсер».
- РЛСУ «Ласка». Более новый комплекс оборудования, способный управлять сразу двумя артустановками. Обнаруживает цели в секторе 180° по азимуту и 40° по углу места на расстоянии до 21 км. При этом возможно сопровождение до четырех целей с распределением по важности и перенацеливанием орудия «потоковым способом».

Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Рой» в серию не пошла, а единственный корабль, на котором ей удалось поработать – Р-44 – в октябре 2008 года списали и отправили на утилизацию. Есть информация, что по две установки АК-630М2 «Дуэт» будут ставиться на малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М». Строительство головного корабля этого проекта «Град Свияжск» было начато в 2010 году на Зеленодольском судостроительном заводе.

30-мм корабельная арт-установка АК-630

Классификация

История эксплуатации

Характеристики орудия

Характеристики снарядов

АК-630 - 30 мм 6-ти ствольная автоматическая корабельная арт-установка типа «Гатлинг», спроектированная под руководством Грязева В. П. и Шипунова А. Г.. Является средством самообороны кораблей от воздушных целей на дистанции 4000 м. и лёгких надводных объектов на дистанции до 5000 м.

Предисловие

Вторая мировая война заканчивалась и мировая авиация стала другой: появились реактивные самолеты. Они принесли скорости полета малодостижимые для поршневой авиации. Вместе с этим появились и новые сложности в борьбе с самолетами противника. Существующие вооружения для противовоздушной обороны не позволяли надежно закрывать небо от реактивной авиации. В конце войны на поршневые истребители конструктора стали ставить крупнокалиберные пушки в надежде увеличить поражаемость атакуемых самолетов. Но для уверенного попадания требовалось до 100 попаданий 20мм пушки или до 40 попаданий 37 мм пушки или до 30 попаданий 45 мм пушки. Хотя многие эксперты отмечали, что 1 попадания 45 мм пушки достаточно, чтобы остановить самолет. Это связано как с применяемыми на тот момент боеприпасами для этих пушек, так и скоростями которые развивали поражаемые самолеты.

Скорость стрельбы таких пушек доходила до 900 выстрелов в минуту, и с каждым новым выстрелом ствол разогревался и терял точность, т.о. чтобы обеспечить плотный огонь по цели необходимы были несколько пушек ведущих скоординированный огонь по цели. Во время войны ярким примером в этом, были счетверенные 20 мм пушки швейцарской фирмы Эрликон применяемые фашистами в ПВО.

С дальнейшим увеличением скоростей военных самолетов возможность попадания в профиль самолета и нанесение ему непоправимых потерь стало еще более затруднительным. Но, как говорится, «все новое - это хорошо забытое старое». Все вспомнили о существовавшем почти сто лет назад пулемете американского конструктора Гатлинга.

История создания

Грязев В.П.

Проектирование 30-мм шестиствольной установки началось в 1963 г. Разработчиком установки и главным по системе назначили - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор - Кнебельман М. С.), автомата - конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор - Грязев В. П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 - КБ завода «Топаз» (главный конструктор - Егоров В. П.), гидропривода Д-213 - филиал ЦНИИ-173(В настоящее время ВНИИ «Сигнал»).

Конструкторами Грязевым В. П. и Шипуновым А. Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Автомат АО-18 работает за счет отвода газов из каналов стволов в газовую камеру с последующим использованием накопленного давления на двухпоршневом двигателе, обеспечивающем вращение блока стволов и работу автоматики. За один выстрел блок стволов поворачивается на 60 о.

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность, получить высокую скорострельность установки.

При скорострельности 5000 выстр./мин. серьезной проблемой стала охлаждение артиллерийской установки. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте оставили только наружное охлаждение, осуществляющееся путем прогонки охлаждающей жидкости вокруг стволов.

Тактико-технические характеристики орудия

Орудийная установка

Система управления огнем

Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А-213 для корабельных сетей напряжением 220 В, 400 Гц, и Д-213-50 для корабельных сетей напряжением 380 В, 50 Гц.

Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3-4 точек дальномера

Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от механических повреждений и природных катаклизмов.

Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на дистанциях до 4000 м и легких надводных сил противника на расстоянии до 5000 м.

Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно двумя арт-установками 30-мм или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) арт-установками.

Пункт управления стрельбой (ПУС) оснащен ТВ-визиром. В системе предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с коллиматорным прицелом (обязательно используется для стрельб по наземным неконтрастным целям, например, на десантных кораблях). Дальность обнаружения цели ТВ-визиром: - 75 км (морская цель типа катера пр.205) - 7 км (воздушная цель типа МиГ-19)

Арт-установка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем арт-установки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.

Система подачи боеприпасов

Питание автомата - непрерывное, ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином - А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.

Боеприпасы

В боекомплект арт-установок АК-630 и АК-306 входят два типа выстрелов:

  1. Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг.
  2. Осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то